Греческие древние философы. Возникновение философии в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат: Философия Древней Греции. Греческие древние философы


Древнегреческая философия.

Древнегреческая философия: киники, скептики, стоики и эпикурейцы

Древнегреческая философия

Когда мы обращаемся к философии и ее постулатам, то, как правило, не задумываемся над тем, какой путь прошла эта наука, где она зародилась и как развивалась. А самое главное – что послужило поводом для ее появления.

Человека всегда по жизни вело любопытство, ему хотелось узнать, а что там, за лесом, за горизонтом, за облаками.

Однако можно было с любопытством просто наблюдать за происходящими событиями и принимать их как должное, а можно было и «по-другому».

Древнегреческая философия

«По-другому» — значило не просто смотреть, но видеть и пытаться анализировать, не только констатировать те или иные события, но пытаться разобраться и понять, почему они произошли, в чем причины тех или иных событий, явлений, действий, и каковы могут быть их последствия.

Что ж, давайте отправимся в историю, которая нам сообщает о том, что само слово «философия» (φιλοσοφία), как утверждают словари, имеет древнегреческие корни и буквально означает: «любовь к мудрости».

Любопытство всегда являлось источником познания мира и его законов, и преуспели в этом именно греки.

Однако, справедливости ради, стоит заметить, что основы философии были заложены в еще так называемый догреческий период.

Как подтверждают исторические источники, уже в VI вв. до н.э. китайские и индийские мудрецы демонстрировали перед власть держащими основы философского мышления, то есть познания мира, однако трактаты древних философов можно «перечесть по пальцам», и они не дают полной картины развития философского мышления в этом период на Востоке.

Что касается Древней Греции, то именно здесь философия получила своё распространение и приобрела невероятную популярность.

Среди европейских культур Древней Греции по праву отдан приоритет в изучении законов естественного развития и политического устройства общества, ведь именно на греческой земле выдающиеся философы закладывали основы демократического устройства общественной жизни, подтверждая ее прогрессивность и «общественную полезность», здесь формировались концепции познания мира.

Для изучения устройства мира в Древней Греции были созданы философские школы, каждая из которых выбрала свой метод познания мира и объявляла его наиболее продуктивным и правильным.

Древнегреческая философия 4

«Досократовский» период греческой философии

Ранний период развития философии в Греции (VIв. до н.э.) принято называть «досократовским». Как уже понятно из его названия, классическая греческая философия возникла, позднее, с выходом на «философскую арену» Сократа. Самыми известными «досократовскими» философами были Пифагор, Фалес, Зенон и Демокрит. Появление классической философии – еще впереди.

А пока они бьются над вопросом, который позволят заложить основы классической философии: «Что такое бытие?», и выстраивают каждый – свою модель мира и его познания.

Но если с именами Демокрита и Пифагор мы знакомы (причем, с последним – в большей степени как с математиком, а не философом), то имена Фалеса и Зенона вряд ли знакомы тем, кто глубоко не занимался изучением философии.

 Пифагор

Так вот именно Фалесу мы обязаны возможностью знакомиться с различными сложными явлениями, разложив их на простые составляющие.

Именно Фалес при изучении окружающего мира предположил, что все сложные и даже труднообъяснимые явления станут вполне понятны, если знать, при помощи каких простых законов они существуют. Такой метод изучения мира получил название редукционизма.

Кстати, Демокрит, использовал этот метод и вместе с другим «досократиком», Левкиппом, стал автором теории атомизма, доказав, что все сложные объекты этого мира состоят из атомов, которые на тот момент можно было считать мельчайшей и простейшей единицей как философской, так и физической.

Демокрит

Что касается Зенона, то он в своих философских трактатах и дискуссиях об окружающем мире доказывал, что концепции множества, движения и пространства противоречат друг другу, но именно на этих противоречиях и возможно доказать принципы их существования в окружающем мире.

Каждый «досократик» имел свою школу, возглавлял ее и собирал под свои знамена тех, кто разделял его точку зрения на окружающий мир и готов был ее отстаивать в философских спорах и дискуссиях с представителями других школ.

Известный вклад в развитие философии досократовского периода внести Диоген Апполонийский, Гераклит и другие философы.

Философская школа Сократа

Сократ

Время Сократа пришло в IV в. до н. э.. Именно ему принадлежит формирование философской концепции, подразумевающей переход от рассмотрения и изучения окружающего мира к человеку.

В бытность Сократа появляются философские школы, объектом изучения которых становится человек.

Наиболее ярыми и известными приверженцами Сократа были его ученики Ксенофонт и Платон. Именно благодаря философским трудам Платона, практически полностью дошедшим до исследователей современности, стало возможно судить о становлении и развитии классической философии в Древней Греции. Перу Платона принадлежит разработанная и развитая им и его учениками теория идей.

Киники

Один из учеников и поборников теорий, разрабатываемых Сократом, был Антисфен Афинский, который впоследствии открыл свою философскую школу, наиболее известным учеником которой стал Диоген Синопский.

Диоген

Антисфен стал создателем философского направления, получившего название кинизм, а последователи этого направления стали называться киниками.

Суть концепции кинизма, разработанной Антисфеном, прямо вступала в противоречие с общепринятыми взглядами на жизнь человека, а также необходимыми и достаточными условиями для его счастливой жизни.

По мнению киников, человеку для счастья нужно вовсе не много. И несчастлив он потому, что окружил себя массой ненужных вещей, создал разного типа условности, которые осложняют и отравляют его же жизнь, поэтому, для того, чтобы жить хорошо, необходимо освободиться от этих условностей и вести себя, подобно собаке, которой присущи храбрость и благодарность, умение «постоять за себя» и довольствоваться малым.

Киники так горячо отстаивали постулаты своей школы, что после смерти лучшего ученика школы Антисфена Диогена Синопского, на его могиле установили в виде памятника мраморную скульптуру собаки.

Киники считали основным объектом своих концепций человека с его запросами и потребностями, радостями и печалями. По их мнению, у человека в жизни слишком много лишнего, ненужного, что только мешает жить счастливо.

Чем ближе к природе, чем проще и «натуральнее», тем счастливее будет жизнь; чтобы быть счастливым, не нужно теоретизировать: только практические, необходимые для элементарного существования навыки и привычки – таковы философские умозаключения киников.

Общество не способно дать человеку ничего хорошего, но только природа – единственный источник счастливой жизни человека.

Еще одним постулатом киников было главенствующая роль субъективизма: важен субъект, индивид (человек) со своими привычками, взглядами и установками. Индивид имеет право, как считали киники, отвергать общественные установки и требования, если они подавляют личность, его волю, стремление к независимости.

Что касается самого Антисфена, то его стремление к предельно простой, не отягощенной излишествами жизни, породило образ странствующего нищего с наброшенным на голое тело плащом, посохом, который использовали как орудие защиты, и сумы нищего для подаяний. Именно такое одеяние отличало киников от других философов.

Стоит отметить, что индивидуалистическая концепция киников и их «экипировка» были взяты на вооружение людьми, не отличающимися законопослушанием, а также теми, кто, не обладая высокими нравственными принципами, своим эпатажным видом смущал окружающих, получая при этом великое удовольствие. Называя себя киниками, они, тем не менее, не имели ничего общего с философами. Не случайно со временем такие люди обрели новое, созвучное с первоначальным, но трансформированное имя – циники.

Интересно, что постулаты киников в свое время были взяты на вооружение Ницше и Шопенгауэром, которые превратили «свободу личности» в «свободу воли личности» — между этими двумя понятиями оказалась «дистанция огромного размера», а новая теория породила «монстров истории».

Скептики

 Древнегреческая философи

Еще одним философским направлением классической греческой философии стал скептицизм (в переводе с древнегреческого – «исследующий», «рассматривающий»), а исповедующие постулаты скептицизма стали называться скептиками.

Своеобразным методом познания они считали сомнение, при этом в философии речь шла о сомнении в надежности истины. То, что ставится под сомнение, порождает необходимость изучения, рассмотрения истины со всех сторон и поиска достоверных фактов, многократно подтверждающих истину.

На волне сомнений появилась масса всякого рода направлений скептицизма: от философского до бытового; от умеренного до агрессивного.

Считалось, что умеренный скептицизм – надежное оружие в борьбе с догматиками, не утруждавшими себя эмпирическим (практическим) путем подтверждать формулируемые догматы.

Любые версии и теории, по мнению скептиков, должны быть проверены. Истина должна быть подтверждена – на веру (как у догматиков) принимать ничего нельзя.

Нужно заметить, что первоначально скептицизм имел положительное значение в развитии философской мысли, так как заставлял искать варианты истинности того или иного утверждения. Истина на веру не принималась, однако со временем скептики, так сказать, переместились из практической плоскости поиска истины в теоретическую, что привело к тому, что любое теоретическое предположение не только подвергалось сомнению, но и отрицалась сама возможность нахождения истины.

Требование искать истину эмпирическим путем со временем превращалось в пустое морализирование и отрицание всего того, что невозможно проверить на практике.

Позиция скептиков — нейтральное наблюдение за течением жизни, бесстрастное приятие всего, что в ней происходит, в том числе, и страдания – именно это, по мнению основателя скептицизма Перрона, писателя и философа, и есть способ достижения счастья.

Перрон и его сторонники утверждали, что в основе скептицизма лежат два постулата, первый из которых формулирует счастье как спокойствие, а второй – жизнь как результат первого.

Перроном был сформулирован ряд вопросов, который должен был доказать, что в основу счастья человека должен быть положен именно скептицизм.

На эти же вопросы он сам давал и ответы:

1) Какими являются качества вещей? — Мы не знаем, каковы эти качества.

2) Как нужно вести себя по отношению к вещам? – Лучше всего, воздерживаться от рассуждений на эту тему.

3) Какими могут быть последствия нашего поведения по отношению к вещам? – Счастье может дать только воздержание. Оно же дает и покой.

Несмотря на положительные моменты теории, скептицизм в довольно короткое время перешел в разряд деструктивных философских направлений.

Скептики воспитывали своими постулатами критиканство и негативизм, порождавшие, в свою очередь, неверие и отрицание очевидного и положительного.

Стоики

 Древнегреческая философи

В своем восприятии мира и понимании счастья по ряду позиций довольно близкими к скептикам оказались стоики.

Основатель философской школы стоиков Зенон Китийский проводил встречи учеников своей школы возле портика «живописная Стоя», откуда и пошло ее название.

Стоики считали, что все люди – дети Космоса, а это значит, что все они равны между собой и имеют равные возможности для самопознания. Кроме того, каждый человек – это вместилище добродетели.

Однако судьбы людей, «детей Космоса», полностью в его власти. Поэтому главная задача – жить в гармонии с природой и самим собой, так как сам человек ничего не может изменить в этой жизни.

Гармоничным, по мнению стоиков, может считаться общество, где ВСЕ люди живут именно в полной гармонии, помня, что добро облагораживает, а зло ведет к смерти. Однако поступать любой человек должен сообразно собственному восприятию мира и своим желаниям.

Путь к внутренней свободе – это отказ от удовольствий и подавление страстей.

Интересно понимание смерти, с точки зрения стоиков. Они не считали ее злом, а наоборот, полагали, что она является наиболее целесообразным выходом для тех, кто не смог оставить в этой жизни достойный след. В таком случае, смерть является своеобразным искуплением за то зло, что человек творил на земле.

Эпикурейцы

Древнегреческая философия

Спустя более 70 лет после смерти великого философа древности Платона открыл свою школу философ Эпикур.

Сам Эпикур и его последователи и ученики называли себя «философами сада»: все было просто – на свои встречи эпикурейцы собирались в купленном их учителем саду. Это была философская школа, двери которой были открыты и женщинам, и рабам.

Надпись на воротах школы, гласившая, что всем, кто войдет в ее двери будет хорошо, потому что именно удовольствие- величайшее благо, настраивала на поиск счастья и избавление от страдания.

По мнению эпикурейцев, достичь гармонии и счастья возможно, избавившись от страхов, будь то страх перед богами или смертью. Они считали, что счастье можно достичь, а зло – преодолеть. Человек для достижения гармонии должен ограничить потребности, быть благоразумным и уравновешенным.

Философы-эпикурейцы не считали человека заложником рока (судьбы) и полагали, что для счастья ему необходимы друзья, душевное равновесие и отсутствие физических страданий, а главным наслаждением этого мира они считали саму жизнь.

gidvgreece.com

Возникновение философии в Древней Греции

Философские школы Древней Греции положили начало для возникновения глобальных учений о создании мира и Вселенной в античности. Идеи великих мыслителей были восприняты исследователями, они послужили основой для проведения масштабных научных открытий. 

Первая философская школа Древней Греции

Первопроходцами древнегреческой философии по праву считаются представители досократических школ, в частности, милетцы, их учение вошло в историю и наиболее известно как составляющая часть ионийской философской науки. Впервые такой термин был введен Диогеном Лаэртским, историком позднего периода античности, а к ионийцам им был причислен наиболее яркий представитель направления – Фалес, а также все его ученики и последователи.

Сама философская школа стала называться милетской по названию одноименного города – Милета. В древние времена это было самое крупное греческое поселение на западном побережье малоазиатской территории. Милетская школа имела обширную научно-философскую направленность деятельности, значение которой трудно переоценить. Накопленные знания дали значительной толчок в развитии большинства видов европейских наук, в том числе оказали колоссальное влияние на становление математики, биологии, физики, астрономии и прочих естественно-научных дисциплин. Именно милетцами была создана и введена в обиход первая специальная научная терминология. Ранее абстрактно-символические понятия и представления, например, о космогонии и теологии поверхностно присутствовали в искаженном виде в мифологии и имели статус передаваемой традиции. Благодаря деятельности представителей милетской школы многие направления физики и астрономии стали изучаться и представлять уже не культурно-мифологический, а научно-практический интерес.

философия древней греции картинкиОсновополагающим принципом их философского мировоззрения была теория о том, что ничто в окружающем мире не может возникнуть из ничего. Опираясь на эту теорию, милетцы считали, что окружающий мир и большинство вещей и явлений имеет бесконечное в пространстве и времени единое божественное первоначало, которое также является главенствующим источником жизни космоса и самого его существования.

Другой особенностью милетской школы является рассмотрение всего мира как единого целого. Живое и неживое, а также физическое и психическое имели крайне незначительное разделение для ее представителей. Все окружающие людей предметы считались одушевленными, разница заключалась только в том, что некоторым это было присуще в большей степени, а другим в меньшей.

Закат милетской школы пришелся на конец V века до нашей эры, когда Милет потерял свою политическую значимость и перестал быть независимым городом. Произошло это благодаря персам-ахеменидам, которые положили конец развитию философской мысли в этих краях. Несмотря на это в других местностях у милетцев остались последователи их идей, наиболее известными были Гиппон и Диоген Аполлонийский. Милетская школа не только создала геоцентрическую модель, но и оказала огромное влияние на становление и развитие материалистической философии в древнегреческих городах, хотя самих милетцев не принято причислять к материалистам.

философы древней греции картинкиОсобенности философии Древней Греции

Философия Древней Греции оказала не только значимое влияние на европейскую мысль, но и задала направление развитию мировой философии. Несмотря на то, что с тех пор прошло огромное количество времени, она до сих пор вызывает глубокий интерес у большинства философов и историков.

Древнегреческой философии характерно в первую очередь обобщение первоначальных теорий различных научных знаний, наблюдений за природой и многих достижений в культуре и науке, которые были достигнуты коллегами с Востока. Другой характерной чертой является космоцентризм, следовательно, появляются понятия микрокосмоса и макрокосмоса. К макрокосмосу относятся вся природа и ее явления, а также известные стихии, микрокосмос же является своеобразным отражением и повторением этого естественного мира, то есть человеком. Также у древнегреческих философов присутствует понятие судьбы, которой подчинены все проявления человеческой деятельности и ее конечный результат.

В период расцвета древнегреческой философии происходит активное развитие математических и естественно-научных дисциплин, а это вызывает уникальный и весьма интересный синтез научных знаний и теорий с мифологией.

Причина, по которой древнегреческая философия получила такое развитие и имела столько индивидуальных особенностей, заключается в отсутствие касты жрецов в отличие, например, от восточных государств. Это привело к значительному распространению свободы мысли, что благоприятно сказалось на становлении научно-рационального движения. На Востоке же консервативные верования держали под контролем все социальные явления, что для Древней Греции было чуждым явлением. По этой причине можно считать, что демократическое устройство античных полисов оказало наиболее значимое влияние на все особенности древнегреческой философской мысли.

философы греции картинкиПериоды философии Древней Греции

Для удобства изучения древнегреческой философии историками была введена общепринятая система ее периодизации.

Так, ранняя греческая философия начала развиваться еще в VI-V веках до нашей эры. Это так называемый досократовский период, во время которого появился Фалес Милетский, признанный самым первым философом Древней Греции. Он принадлежал к милетской школе, одной из первых, возникших в то время, уже после нее появилась школа элеатов, представители которой были заняты вопросами бытия. Параллельно ей Пифагором была основана и его собственная школа, в которой по большей части подлежали изучению вопросы меры, гармонии и чисел. Также отмечается большое количество философов-одиночек, не примкнувших ни к одной из существовавших школ, среди них были Анаксагор, Демокрит и Гераклит. Помимо перечисленных философов в этот же период появляются и первый софисты, такие как Протагор, Продик, Гиппий и другие.

факты интересные о греции фотоВ V веке до нашей эры можно наблюдать плавный переход древнегреческой философии к классическому периоду. Во многом благодаря трем гигантам мысли – Сократу, Аристотелю и Платону, город Афины стал настоящим философским центром всей Греции. Впервые вводится понятие личности и принимаемых ею решений, которые основываются на совести и принятой системе ценностей, философская наука начинает рассматриваться в качестве политической, этической и логической системы, а наука получает дальнейшее продвижение путем исследовательских и теоретических методик изучения мира и его явлений.

Последним периодом является эллинизм, который историки иногда разделяют на раннюю и позднюю стадии. В целом это самый длительный период в истории древнегреческой философии, который начался в самом конце IV века до нашей эры, завершился только в VI веке нашей эры. Эллинистическая философия также захватила и часть римского периода, в это время многие философские направления получили множество возможностей для своего развития, происходило это по большей части под влиянием индийской мысли. Основными направлениями, возникшими в это время, являются:

  1. Школа эпикуреизма, представители которой развивали уже существующие положения этики, признавали вечность окружающего мира, отрицали наличие судьбы и проповедовали получение удовольствий, на которых строилось все их учение.
  2. Направление скептицизма, последователи которого проявляли недоверие к большинству общепринятых знаний и теорий, считая, что они должны быть проверены научно-познавательным путем на предмет истины.
  3. Учение Зенона Китийского, получившее название стоицизм, наиболее известными представителями которого были Марк Аврелий и Сенека. Они проповедовали стойкость и мужество перед жизненными трудностями, что заложило основу раннехристианских моральных доктрин.
  4. Неоплатонизм, который является самым идеалистическим философским направлением античности. Является синтезом учений, которые создали Аристотель и Платон, а также восточных традиций. Мыслители-неоплатонисты изучали иерархию и устройство окружающего мира, первоначало, а также создали первые практические методики, которые способствовали достижения единения с Богом.

drevniy-egipet.ru

Реферат - Философия Древней Греции

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЫБОЛОВСТВУ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Философия Древней Греции

 

Проверил:

__________А.В. Соколов

Исполнил студент:

________Н.В. Борейко

«______»__________2004 г. «______»__________2004 г.

г. Владивосток

2004

Содержание

Введение. 3

1.Становление философии Древней Греции. 4

2.Период расцвета древнегреческой философии. 7

Заключение. 14

Списоклитературы… 15

Введение

Философия Древней Греции занимаетособое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ иучений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию напоследующее развитие философскиой культуры человечества. Её зарождение сталовозможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе,отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философииотчетливо сформировались два основных типа философского мышления имировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметноеполе философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцветдревней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своеговремени.

Греческая философия началаформироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принятовыделять несколько важнейших периодов. Первый — это становление, илирождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находиласьприрода, поэтому данный период называют иногда нутурфилософским,созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся вкачестве отдельного объекта исследования. Второй период — расцветдревнегреческой философии (V — IV века до н.э.). В это время началсяповорот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическаяфилософия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древнейфилософской культуры. Третий период( III в. до н.э.-IV в. н.э.) — это закат и даже упадок древнегреческой философии который былвызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинуласьгносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в формераннего христианства.

1.Становление философии Древней Греции

Период становления. Первые элементыфилософского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков- Гомера, Геродота, Гесиоида и Фукидида. Ими ставились и подвергалисьосмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии, о человеке и егосудьбе, развитии общества во времени.

Самой первой философской школойДревней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучалоимя мудреца Фалеса, который обычно признается первым древнегреческимфилософом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это быланутурфилософия или философия природы.

Фалес исходил из предположения о том,что все существующее в мире возникло из воды.`Все из воды и все в воду`,так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса являетсякак бы основополагающим принципом. Фалес был известен также и как географ,астроном, математик.

В число милестких философов входилтакже Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философскойпрозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира. Апейрон являлся какнечто беспредельное и вечное. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим,всегда активен и пребывает в движении. Апейрон выделяет из себяпротивоположности — влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают витоге землю (сухое и холодное), воду(влажное и холодное), воздух (влажное игорячее) и огонь (сухое и горячее).Он полагал, что жизнь зародилась на границеморя и суши из ила под воздействием небесного огня.

Последователем Анаксимандра былтретий известный представитель Милетской школы — Анаксимен, философ,астроном и метролог. Началом всего сущего он считал воздух. Приразряжении воздух становится сначала огнем а потом эфиром, а сгущаясь,- ветром,облаками и водой, землей и камнем. По мнению Анаксимена, душа человека тожесостоит из воздуха.

В рамках ранней греческой философиизаметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита из Эфеса. Онсвязывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое извсех стихий мира — воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будетпредставлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь не толькоисток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огоньразумная нравственная сила.

Душа человека тоже огненная, сухая(огненная) душа — мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса.В его понимании логос — это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания.Быть мудрым — означает жить по Логосу.

Гераклит в простейшей форме изложилосновы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал что всев этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все вмироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главнымзаконом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит поновому. Окружающий мир это река в которую невозможно войти дважды. Логосоткрывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.

Пифагор основал собственную философскуюшколу. Он поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, чтоосновой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцыотводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число`десять`, которое философы считали идеальным.

В школе элеатов ( Ксенофан,Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения.Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`.Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечтозавершенное.

Идею неподвижности мира высказывалтакже и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог.Богокосмос един, вечен и неизменен.

Зенон из Элеи отстаивал тезис оединстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старалсяобосновать отсутствие движения.

Раняя греческая философия былапредставлена также творчеством Эмпледокла и Анаксагора. Первый изних выдвинул положение о четырех стилях всего сущего — огонь, воздух, земля ивода. Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которыесоединяют или же разъединяют эти стихии. Мир не сотворим и неуничтожим, всевещи постоянно меняются местами. Анаксагор основой всего сущего считал некие гомемерии,которые обусловливают единство и разнообразие мира. Миром движет некий нус — разум как источник гармонии единства.

Значительное место в ранней греческойфилософии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).

Демокрит считал, что единичные вещитленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошелестественным путем, без участия Творца.

Демокрит был по оценке К. Маркса,первым энциклопедическим умом среди греков. Его не без оснований принятосчитать родоначальникомматериализма в истории философии. Философия всеболее и более обретала признаки системы рационального знания,дополненного мудростью как осмыслением жизненного опыта людей.

2.Период расцвета древнегреческой философии

Период расцвета. Период расцвета древнегреческойфилософии был связан с её поворотом от мира природы к миру к теме человека иобщества. Эта переориентация могла произойти лишь в условиях демократии, гдесвободные граждане осознавали себя в качестве суверенной личности. Переход отнутурфилософии к антропологии и социальной философии стал возможным благодарясоциально-экономическим и духовным предпосылкам в обществе. Этот периодсвязывается обычно со школой софистов, первых древнегреческих учителеймудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.). Они внесли большой вклад вразвитие риторики, эристики и логики. Протагор был преподавателем риторики иэристики. Он учил, что материя — это основа мира, пребывающая в изменчивомсостоянии. Протагор полагал, что нет ничего устойчивого, в том числе и вчеловеческих знаниях. Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположныхмнения, оба претендующих на истинность. Разве не бывает так, что дует один итот же ветер, а кто-то мерзнет при этом, кто-то нет? И кто-то не слишком, акто-то сильно?.. Пифагор сформулировал свой известный тезис:`Человек естьмера всех вещей`.

Протагор был известен также и своимиатеистическими взглядами. За эти суждения Протагор был обвинен в безбожии ибежал из Афин.

В отличии от Протагора, Горгий полагал,что в познании все ложно. Он учил, что ничего не существует, а если исуществует, то непостижимо. По убеждению этого философа, нельзя доказать, чтобытие и небытие существуют одновременною. Горгий затрагивал сложные логическиепроблемы, связанные с познанием мира человеком. По убеждению Горгия, речь всостоянии отогнать страх и отвести скорбь, вызвать положительные психическиесостояния людей.

Антифонт в познании человека пошелдальше других софистов. Он считал, что человек должен заботиться прежде всего осамом себе, хотя и не забывая законов внешнего мира. `… Предписания законовпроизвольны, веления же природы необходимы`, — подчеркивал философ. Антифонтотпустил своих рабов на волю, а сам вступил со своей бывшей рабыней в брак, зачто был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав.

Софисты занимались логикой иматематикой, астрономией, музыкой и поэзией. Однако их критиковали зарелятивизм и словесные ухищрения.

Основной задачей своей философииСократ считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. Методисследования человека Сократом можно назвать субъективной диалектикой.Логическое искусство пригодилось ему в его жизни, ведь за независимые иатеистические взгляды он был обвинен в растлении молодежи и предстал передсудом, где ему и понадобилось красноречие для собственной защиты. Сократсчитал, что при всем разнообразии мнений истина все же единственна и онапостигается с помощью размышлений.

С точки зрения Сократа, знать — этоиметь понятие о чем-либо. Познание самого себя является требованиемразума, ведь без этого невозможно самоопределение человека в этом мире.С помощью знаний можно обрести сдержанность, мужество, справедливость. Безналичия этих добродетелей невозможно выполнение человеком своих общественных игосударственных функций. Основной же гарантией достижения истинного знанияСократ считал наличие у человека совести как некоего `внутреннегоголоса`.

Добро начинается вместе спредставлением и знанием о нем. Только знание сути мужества делает человекамужественным. Зло всегда является результатом незнания добра.

Он высоко оценивал рольземледельческого труда в истории человечества, который, по его мнению, не губитлюдей и не разрушает общинный строй жизни.

Творчество Сократа состоит в том, чтоон активно способствовал переводу внимания философии с темы природы на темучеловека. Сократа по праву относят к `великой тройке` древнегреческихфилософов, наряду с Платоном и Аристотелем. Русский философ Н.А.Бердяевзамечал, что греческая философия положила начало европейскому гуманизму.

После Сократа в Древней Грециисуществовала школа киников (Антисфен, Диоген). Её представителисчитали основой человеческого счастья отказ от чувственных удовольствий,богатства и славы, а целью жизни — достижение независимости. Самой заметнойфигурой был Диоген Синопский. Диоген своим личным примером (по преданиюон жил в бочке и ходил в лохмотьях) демонстрировал аскетический образжизни. Для него собственный образ жизни и был философией в действии,которая несла в себе протест против лжи и лицемерия.

Особое место в древнегреческойфилософии занимает личность Платона, основателя Академии. Он считаетсяродоначальником объективного идеализма, сторонники которого считаютреальным существование некоего духовного начала, которое породило из себя этотматериальный мир.

«Первоначально есть душа, а не огоньи не воздух… душа первична» — полагал мыслитель. Мир, в котором существуютлюди по Платону, всего лишь бледная тень от некоего мира идей. Лишь мир идейявляет собой нечто неизменное, неподвижное. Это – подлинный мир, «мирвечного». Что же он представляет собой?

Мир идей – это некая «занебесная область»,которую занимает сущность. Этот мир вне пространства, он вечен. Идея – это какбы прообраз материальных вещей, а вещи –всего лишь отпечаток идей. Например, идеедома соответствует действительный дом, идее человека –реальное живое существо.Все эти предметы представляют собой соединение идеи с пассивной«материи» как неким «строительным материалом». Здесь идея есть демируг (творец)материальных вещей.

В мире идей существует своя иерархия,некая пирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличии от идеизла. Благо источник истины. Оно – высочайшая добродетель. Но и материя играетвсе же не последнюю роль. Мир не может обойтись без нее. Развивая исходныйтезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души,источника всей жизни.

Платон подчеркивал, что органы чувствдают нам сведения лишь о неподлинном мире. Истинным и надежным являетсяпознание разумное. Оно есть не что иное, как воспоминаниечеловеческой души о идеях, с которыми она встречалась до вселения в тело.Высшей частью души является разум. Души бессмертны, и тело человека являются ихвременным пристанищем.

В истории Платон хорошо известенсоциально-политическим учением. По его убеждению, в государстве должны быть трисоциальные группы. Первая – это мудрые правители-философы. Вторую образуютмужественные войны. И третье это земледельцы и ремесленники. По его убеждению,такое государство будет прочным, поскольку каждый в нем станет заниматься своимделом.

Платон отрицательно относился кдемократии. Он полагал, что она являет собой свободу в «неразбавленном виде».По убеждению мыслителя, идеальный тип государства – аристократическаяреспублика. Там будут править способные.

Он являлся родоначальником философскогоидеализма. В творчестве Платона древнегреческий идеализм предстает как мировоззрение,на почве которого в последующем образуется «единый поток идеализма».

Вершиной в развитии древнегреческойфилософии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Этотвесьма одаренный мыслитель проявил себя в логике и эстетике, в политическойтеории и естествознании. Аристотель – «самая универсальная голова среди всехдревних греков».

«Бытие существует, а небытия нет» –так гласит основной закон мыслителя. Основой бытия он считал первую материю.Промежуточной ступенью между материей и вещами являются: огонь, воздух, водаи земля. По Аристотелю. реальный мир являет собой единство материи и формы.Формой всех форм выступает Бог как некий «перводвигатель». Аристотелькритиковал своего учителя Платона за то, что тот разделил сущее на двереальности – мир идей и мир вещей. Тем самым предметы были лишены их внутреннегоисточника, оказавшись безжизненными.

Критикуя Платона, Аристотель старалсясоединить вещественное и духовное. Аристотель В отличии от Платона, как бывосстанавливал в правах вещи. По Аристотелю развитие мира являет собой цепьпревращений возможности в реальность.

Греческий философ выделил такиекатегории, как «сущность», «количество» и «качество», «время», «место» идругие. Аристотеля принято считать основателем логики – науки оспособах, формах, и законах мышления. Логика является орудием поиска знаний омире.

Он пытался исследовать экономическиеотношения в обществе того времени. Он был сторонником частнойсобственности. От животных человека отличается прежде всего тем, что обладаетразумом, способностью думать и познавать. Наряду с этим, человек имеет речь,науку и волю, что делает его способным знать, общаться и делать выбор. Аристотельотстаивал тезис о естественности рабства. В его представлении рабы – этоварвары, отличающиеся от господ приспособленностью к физическому труду.

Формы государственного устройства,Аристотель разделил на «неправильные» и «правильные». Условием существованиягосударства он считал гражданина как полноправного участника всехгосударственных дел.

Аристотель известен также и какоснователь биологии. Ему принадлежит определение жизни: «… всякоепитание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом». Планету ЗемляАристотель считал центром мироздания, а конечным и вечным источником всех формжизни и движения на ней – Бога.

Многогранное творчество Аристотелязавершает собой классический период в древнегреческой философии. Наступилаэпоха эллинизма связанная с завоеванием Греции, постепенным кризисомоснований рабовладельческого общества.

Период заката древнегреческой философии совпал супадком свободной политической и духовной жизни в городах. Интерес кфилософствованию значительно снизился. Возникло раннее христианство. Важнейшимифилософскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм.

Эипкур является самой крупной фигурой вфилософии грекоримского периода. Он во всем противоречил Демокриту.

В своем учении о природе Эпикурполагал, что ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается. Мир всегдабыл таков, каков он сейчас.

Отличие философии Эпикура отДемокрита состоит в том, что первый ввел принцип отклонения атомов входе их движения в пустоте. У Демокрита же все изначально жестко задано и непредполагает ее изменения. Неудивительно, что этот философ стал одним из самыхпочитаемых для немецкого мыслителя и революционера Карла Маркса, которыйискренне мечтать освободить все человечество от состояния несвободы.

По его убеждению, нельзя, чтобы страхпредстоящей смерти заглушал в человеке тягу к благополучию. Удовольствиеявляется началом и завершением счастливой жизни. Эпикур был сторонником гедонизма,и в связи с этим его творчество может быть определено как «философия счастья».Философ всегда подчеркивал, что нельзя жить счастливо, не живя разумно,нравственно исправедливо.

Стоицизм («философия спасения»)выразилощущения ненадежности мира и неопределенности. Идеалом для стоиков сталчеловек, который повинуется судьбе и воле богов.

  В этом мире все управляетсянеобходимостью и законом. Имея начало во времени, мир должен иметь свой конец.

Главным в поведении человека долженстать покой, невозмутимость и терпение. В представлении стоиков, мудрец– это тот, кто не желает счастья и не проявляет никакой деятельной энергии.Очевидно, что стоицизм прямо противоположен эпикурейству. Если для последнегохарактерна установка на оптимизм и активизм, то стоики – это сторонники пессимизмаи апатии.

Скептицизм (Пиррон и др. ) как течение эпохи эллинизмаотвергал возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире.Поэтому не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оцениватьпоступки людей как справедливые или же не справедливые.

К I веку до н.э. проявился эллектицизм – механическоесочетание разнородных учений и идей, опиравшихся на различные системыклассической и эллинистической философии. В философии зазвучали мифологические,религиозные и мистические мотивы, отразившие великую социальную катастрофу.

Заключение

Древнегреческая философия стала однойиз самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейномусодержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Здесь философияпо-настоящему стаа сама собой. По сути дела, греческая философия явиласьмировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя изКосмоса и осознавала свою самостоятельность и ценность. Русский исследователькультуры А.Ф. Лосев отмечал, что античная философия – это «цельный лик,… единораздельная,живая и целостная историческая структура.»

Списоклитературы

1. Чанышев А.Н. Курслекций по древней философии. М.: Высшаяшкола. 1981

2. Историяфилософии. Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф.Юдина. М.: Инфра-М, 1999

3. Философияантичного и феодального общества. Учебник. М.: Аванта, 1998

4.  Соколов В.В. История древней исредневековой зарубежной философии

5. Антология мировойфилософии. М. 1997

www.ronl.ru


Смотрите также