Личности древнего рима. Шпаргалка: Становление государства в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шпаргалка: Древний Рим. Личности древнего рима


История рима: Выдающиеся личности древнего Рима

О святилище Феронии близ Таррацины мы узнаем у Сервия (ad Aen., VIII, 564), что в нем имелся алтарь-седалище с надписью bene meriti servi sedeant, surgunt liberi (стих этот Альтхейм склонен датировать догракханским временем ), на котором совершался обряд отпуска на волю, состоявший в острижении волос и надевании на голову бывшего раба pileus'a  головного убора, символизировавшего освобожденного человека. Упомянутый алтарь» седалище (sedile lapideum) по назначению своему связывается с алтарями в храмах-азилях, служивших прибежищем для рабов, искавших у божества защиты. Наименование святилища Феронии близ Капены IUCUS'OM говорит о том, что это было убежище точно такого же рода, как и другие храмовые азили на греческий образец.

С времен значительно более древних, чем культ Цереры на Авентинском холме, был популярен культ Дианы  также общеиталийского божества, засвидетельствованного с глубокой древности в Тифате, на границе Лация и Кампании (Диана Тифатина), и в Ариции, где находился центр союза латинских общин и где официальные жертвы были совершаемы латинским диктатором, т. е. выборным военным вождем всего латинского племени.

Храм Дианы на Авентине обладал правом убежища и был связан, видимо, с тем убежищем inter duos lucos для всякого рода беглых и пришлых элементов, которое существовало в Риме в эпоху становления города и учреждение которого традиция приписывает Ромулу . Культ Дианы в Лации и в Риме свидетельствует также и о том, что по крайней мере в архаическую эпоху в исполнении его самое непосредственное участие принимали рабы и, в частности, жрецом Арицийской Дианы являлся обязательно беглый раб, носивший при исполнении обязанностей жреца титул ритуального царя (rex nemorensis). Замещение его в этой должности могло быть произведено опять-таки лишь беглым рабом посредством единоборства и ритуального убийства своего предшественника .
Культ Дианы на Авентине связан, с другой стороны, с культом италийской (латинской) богини Эгерии, с которой Диана иногда и отождествлялась  . Эгерия же, соответственно легенде, сохраненной у Дионисия Галикарнасского, была богиней покровительницей царя Нумы Помпилия, мыслящегося в качестве ее паредра и жреца, также как близкая ей по культовому значению Танаквиль была покровительницей Сервия Туллия  ее жреца, рожденного рабыней и убитого сменившим его на римском престоле царем Тарквинием Гордым. Легенда же о рабском происхождении Сервия Туллия (а также до известной степени и Ромула) имеет свою ближайшую параллель в легенде о происхождении мифического царя Пренесте Цекула , имя которого, подобно именам первых двух, также считалось божественным и включалось в число божеств Индигитамен ты.

Изображения на стенах знаменитой могилы Франсуа в Вульчи, как мы уже знаем, частично связаны с легендой о Сервии Туллии (Мастарне), что свидетельствует о широком распространении этой легенды в Италии. Общеиталийское употребление соответствующей культовой практики с глубокой древности, видимо, и породило самоё легенду в ее римском, пренестинском и вульченском вариантах .

istoriyarima.blogspot.com

Шпаргалка - Древний Рим - Исторические личности

Рим создал свою цивилизацию,

зиждившуюся на особой

системе ценностей.

Древний Рим. На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры. История Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Быть может, именно поэтому Рим привлекал наиболее талантливых исследователей.

Такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Когда ее способность к духовному творчеству сходит на нет, остаются только возможности к творчеству в области государственности и техники. Все же, что за долгие столетия римского господства в Средиземноморье было сделано в науке, философии, историографии, поэзии, искусстве, было заимствовано у греков.

Другие исследователи, например, С.Л. Утченко, напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы.

Под воздействием этих факторов скалывалась идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценностей, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утвержденному народным собранием закону и установленному “предкам” обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, своих сельских общин и, конечно, Рима.

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавалась только политика, война, земледелие, разработка права – гражданского и сакрального, историография. На такой основе складывалась ранняя культура Рима.

Сближение римской и греческой культур стало особенно интенсивным с установлением империи, когда философские и политические теории, сложившиеся в среде подданных эллинистических царей, стали близки и римлянам. Эта позднеантичная греко-римская культура, в которой обекомпонента играли равноправную роль, распространилась и в восточной и в западной половине империи.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

www.ronl.ru

Шпаргалка - Становление государства в Древнем Риме

--PAGE_BREAK--         Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство — явление вечное, присущее любому социуму, поскольку возникает вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.          Одной из первых теорий происхождения государства является теологическая теория. Она объясняла возникновение государства божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеология Ислама и современной католической церкви.5 Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.   Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это, в конечном счете, вопрос веры.          Происхождения государства в Древнем Риме также можно рассматривать с точки зрения теологической теории. Древние мифы и легенды, именно, с точки зрения божественного начала, трактуют процесс образования Рима. Так, большинство легенд начинается со слов: «троянец Эней,  сын богини Афродиты и смертного Анхиза,  уцелел при разрушении Трои…». Таким образом, практически все легенды о происхождении Древнего Рима в основе своей содержат божественное происхождение его основателя или основателей.          Также  в древности возникла патриархальная теория происхождения государства. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.). Однако, подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).6          Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти          Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.          Однако, некоторые элементы патриархальной теории происхождения государства, можно отнести и к зарождению древнеримского государства, а, именно, тот факт, что в легендах о появлении Рима содержатся неоднократные утверждения о семейных узах его образователей. Так, легенда гласит: «…Через несколько поколений после Юла царем  стал Нумитор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий.  Дочь Нумитора Рею Сильвию он отдал в жрицы,  которые давали клятву безбрачия. Однако  Рея родила от бога Марса двух близнецов, за что была осуждена Амулием   на  смерть.  Близнецов  царь приказал бросить в Тибр.  Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плач         близнецов прибежала  волчица  и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их домой и  отдал  на воспитание своей жене Ларенции.  Близнецам дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхождения братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.  Сами они решили основать новый  город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma          (Рим) производили от имени Romulus…»          С успехами естествознания в XIX в. связывают возникновение органической теории. Подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.7          Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т. п.) на социальные процессы. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).          Некорректность органической теории происхождения государства определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждою уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческою общества.          Теория насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие.8 Они объясняли возникновение государства и нрава факторами военно-политическою характера завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники данной теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого.          Происхождение древнеримского государства также можно описывать с точки зрения теории насилия. Развиваю­щееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внут­ренними противоречиями римской родовой общины, представлен­ной ее ведущей силой — патрициями.  Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и рас­чистившей тем самым путь к образованию государства.          Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того, чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия.          В новое время появилась договорная теория происхождения государства, которая в немалой степени способствовала формированию современных демократических государств и до сих пор оказывает глубокое воздействие на политические представления их граждан.      В соответствии с этой теорией государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные институты.          Таким образом, первоначально государство отождествлялось с сообществом граждан, затем оно стало рассматриваться как институт земной власти, подчиненный высшему Божественному установлению и не вторгающийся в область отношений человека с Богом. И, наконец, вместе с освобождением политики от влияния церкви было признано существование норм, ограничивающих власть государства и обязательных для него.9 1.3. Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме          Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить несколько факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся: 1.     завоевания (скажем, одного племени другим) и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; 2.     наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание; 3.     необходимость проведения крупных хозяйственных работ (например, ирригационных, строительных и т.д.), немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.10          В качестве предпосылок возникновения государства в Древнем Риме можно выделить следующие: ·        благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче­ские условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли геогра­фическое положение; ·        объ­единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков, приведшее к образованию в Риме общины; ·        развитие скотоводства и земледелия, повлекшее за собой появление частной собственности; ·        возникновение рабства, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатков классового деления общества.          Рассмотрим более подробно каждый из них.          Одной из главных причин быстрого роста и возвышения Рима было его исключительно выгодное местоположение. Вот, что сообщает об этом знаменитый римский историк Тит Ливий: «Не без веских причин боги и люди выбрали именно это место для основания города: тут есть и благодатные холмы, и удобная река, по которой можно из внутренних областей подвозить различное продовольствие, а можно принимать морские грузы. Есть тут и море, оно достаточно близко, чтобы пользоваться его выгодами, но все же и достаточно далеко, чтобы не подвергать нас опасности со стороны вражеских кораблей. Наша область лежит в середине Италии это место исключительно благоприятствует городам».          И, действительно, Рим расположен в центре Апеннинского полуострова, на левом берегу Тибра, в 20 километрах от моря, у самой удобной переправы через реку. Наиболее ранние поселения на месте будущего Рима были на холмах с отвесными склонами, стоявшими посреди болотистой равнины недалеко от берега, поэтому его и называют Город на семи холмах.11          Рим находился на пересечении важнейших сухопутных путей: через него проходили дорога из Кампании в Этрурию и так называемая соляная дорога, которая шла вдоль берегов Тибра от моря, где добывали соль, во внутренние районы, где ее не хватало.          Кроме того, рядом с городом проходили морские пути из Восточного Средиземноморья в Западное и из Африки в Европу. Небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима.          Город располагался на границе Лация с соседними областями: Этрурией и землей сабинов. Не удивительно поэтому, что Рим очень быстро превратился из небольшого поселения в один из крупнейших городов Италии и с ранних пор включал в себя, кроме латинов, также и жителей других областей.          Вторая причина -  объ­единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков – подробно была описана нами в первом параграфе. Слияние это, с одной стороны, конечно, увеличило материальную силу соединенной общины и ее значение среди соседей, а, с другой стороны, должно было отозваться некоторым усложнением государственной, т. е. общинной, организации.          Третьей причиной было развитие земледелия и скотоводства. Земледелие, ставшее одним из регулярных занятий общинников, по мере усиления его значения стало накладывать свой отпечаток на их деятельность, нормы жизни, обычаи. И чем большую, более значительную роль играло земледелие в жизни общинно-родового общества, тем большее изменение претерпевало оно. Земля, которую обрабатывали общинники, как и вся та земля которую они не обрабатывали, на которой они по-прежнему охотились, занимались собирательством и т.д., находилась в общественной, коллективной собственности всего племени. Ввиду этого вследствие исторической традиции на протяжении какого-то времени возникшее земледелие основывалось на совместном, коллективном труде. Однако со временем выяснилось из практического опыта земледельцев, что индивидуальное, семейное ведение земледельческого производства является более эффективным, чем коллективное.          Тот факт, что земледельческий труд в древнем обществе не приносил людям никакого удовлетворения, а приносит лишь усталость, изнурение, приводит к тому, что некоторые общинники под разными предлогами старались освободить себя от занятия земледелием; они предпочитали заниматься другими видами труда: охотой, рыболовством, собирательством, которые приносили им больше удовлетворения. Но если одни люди уклонялись от земледельческого труда, то другим приходилось заниматься тяжелым земледельческим трудом больше, чем раньше, когда земледелием занимались все общинники. А это неизбежно вызывало недовольство последних, возникали ссоры, конфликты. Выходом из положения был лишь раздел земли на отдельные участки и передача этих участков в пользование отдельным семьям общинников. Замена коллективного земледельческого хозяйства индивидуальным и возникновение скотоводства еще более усиливают общественное разделение труда и являются предпосылкой возникновения частной собственности.          Развитие сельского хозяйства и скотоводства в Древнем Риме, а также частые военные походы объясняют четвертую предпосылку возникновения государства. В частных хозяйствах применялся труд членов семьи, а кроме того, труд рабов и наемных работников. Рабы комплектовались из захваченных  плен чужеземцев, как воинов, так и гражданских лиц. Наемные работники комплектовались из обедневших общинников.          В рабство иногда обращались также должники и преступники. Но не следует переоценивать численность класса рабов. В рабство обращались не все пленные, должники и преступники. Из исторических источников известно, что во время удачных военных походов в плен захватывалось, а затем приводилось в страну огромное количество чужеземцев, исчисляемое несколькими десятками тысяч человек, иногда более ста тысяч. Если бы они все обращались в рабов, то уже через несколько сотен лет рабы составляли бы абсолютное большинство населения. Однако проходили сотни и тысячи лет, а число рабов существенно не увеличивалось. Их доля, удельный вес во всем населении по-прежнему составлял не более 5-10%. Это можно объяснить только тем, что большинство захваченных в плен чужеземцев не обращалось в рабство, а расселялось по всей территории страны, и постепенно оно ассимилировалось в местном населении. Этим достигались две цели. Во-первых, увеличилась численность населения, что усиливало военную и экономическую мощь государства. Во-вторых, на захваченной земле жителей-чужеземцев становилось меньше, что уменьшало опасность их восстания против поработителей.12          В завершении первой главы рассмотрим признаки государственности, выделяемые современными политологами, и постараемся найти их наличие в ранний период развития древнего Рима.          Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института»13. Каковы же эти признаки? ·        Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Данный признак имеет место быть в Древнем Риме. По мнению многих современных историков, в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой строй. Римлянами считались лишь те, кто входил в родовые подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий (по 10 в каждой трибе) и 300 родов (по 10 в каждой курии).     продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru

Древний мир. Страны и племена. История Древнего Рима в лицах. Камилл. Особенности мировоззрения.

На грани веков завершилась и борьба плебеев за свои права. В 326-м году было, наконец, законодательно упразднено долговое рабство. В 287-м году, по закону Гортензия, решения плебеев в трибутских собраниях по вопросам их компетенции, например, выбор народных трибунов, получили силу закона — их более не требовалось утверждать в сенате.

Отметим кратко некоторые особенности мировоззрения, мышления, нравственных ценностей и норм поведения римлян, как они сложились на пороге II века до Р.Х. Мировоззрение их — антропоцентрическое, в его основе — уважение человека, личности. Отношения с богами, как уже отмечалось, носят договорной и строго ритуальный характер. Мышление — сугубо конкретное. Его отличают прагматизм, конструктивизм и заметный формализм. Главными, глубинными нравственными ценностями являются личное достоинство (dignitas) и верность (fides) долгу, городу, соратникам, надежность данного слова. Затем почитание (pietas) богов, предков, древних обычаев и законов государства (отсюда уже отмеченная традиционность).

С развитием города в числе нравственных ценностей закрепляются гражданственность (civitas) — ощущение своей неотъемлемой принадлежности к сообществу граждан Города, государства. Наконец, свобода (hbertas). В это понятие входит и возможность защиты своей жизни посредством обращения к собранию граждан и гарантии ненарушимости прав личности, предоставляемые строгим следованием духу и букве законов. Совокупность названных духовных ценностей определяет и нормы поведения древнего римлянина. Это — мужество, стойкость, серьезность, суровость быта и бережливость, благопристойность, ясный порядок во всем и, наконец, дисциплинированность. Все это, в целом, составляет комплекс римской доблести (или добродетели) (virtus romana).

Разумеется, это идеал. Повседневные поступки и побуждения многих римлян, наверное, уже в то время не всегда отвечали ему в полной мере. Но признанный большинством граждан данного общества идеал оказывает существенное влияние, как на формирование личных приоритетов, так и на характер взаимоотношений между всеми членами этого общества.

Однако для понимания последующих трансформаций общественного мнения и самой истории Рима следует иметь в виду, что комплекс римской доблести диктовался только традицией и воспитанием. Он не являлся ни результатом рационального отбора, ни безусловным императивом, продиктованным неоспоримой, например, божественной волей. В этом была и сила — каждый римлянин нелицемерно принимал этот комплекс для себя сам, но в этом и слабость — когда традиция стала рушиться, укрепить ее было нечем.

В заключение главы — три эпизода, выбранных из подробного описания Тита Ливия войн последнего периода римской экспансии на юг Италии. Эти эпизоды, как мне кажется, наиболее ярко иллюстрируют некоторые аспекты понятия римской доблести.

Вот впечатляющая иллюстрация понятия воинской дисциплины. Тит Ливий рассказывает, как в битве с латинянами под Капуей консул Тит Манлий, имея в виду, что латиняне почти неотличимы от римлян по языку, роду вооружения и боевым порядкам, во избежание ошибок строжайше запретил сходиться с врагом вне строя. "Случилось так”, — продолжает он свой рассказ, — ”что среди предводителей турм (конных отрядов — Л.О.), разосланных во все стороны на разведку, был и Тит Манлий, сын консула, он заехал со своими всадниками за вражеский лагерь и оказался чуть не на бросок дротика от ближайшего сторожевого дозора. В дозоре там стояли тускуланские всадники во главе с Гемином Месцием, прославленным среди своих и знатностью, и подвигами. Узнав римских всадников и заприметив между ними их предводителя, сына консула (все ведь были знакомы, а знатные — особенно), он сказал: ”Эй, римляне, не собираетесь ли вы воевать против латинов с их союзниками одной этой турмой? Что ж тогда будут делать консулы и два консульских войска?” — "В свой срок и они явятся”, — отвечал Манлий, — ”а с ними и свидетель нарушенного вами договора — сам Юпитер, в ком силы и могущества и того более". Гемин, отделившись от своих, сказал на это: "Покуда не пришел тот день, когда вы подвигнете свои войска на столь великое дело, не хочешь ли сойтись тем временем со мною, чтобы уже теперь исход поединка показал, насколько латинский всадник превосходит римского?” Гнев ли подтолкнул храброго юношу, или боялся он покрыть себя позором, отказавшись от поединка, или же вела его неодолимая сила рока, только, забыв об отчей власти и консульском приказе, он очертя голову кинулся в схватку, не слишком заботясь о том, победит ли он или будет побежден" Далее следует описание поединка. Римлянин победил, его противник убит. Тит Ливий продолжает так: "…сняв вражеские доспехи, Манлий возвратился к своим и, окруженный радостным ликованием, поспешил в лагерь и потом в консульский шатер к отцу, не ведая грядущей участи хвалу ли он заслужил или кару.

"Отец”, — сказал он, — ”чтобы все видели во мне истинного твоего сына, я кладу к твоим ногам эти доспехи всадника, вызвавшего меня на поединок и сраженного мною". Услыхав эти слова, консул отвернулся от сына и приказал трубить общий сбор. Когда воины собрались, он молвил: "Раз уж ты, Тит Манлий, не почитая ни консульской власти, ни отчей, вопреки запрету, без приказа сразился с врагом и тем в меру тебе доступного подорвал в войске послушание, на котором зиждилось доныне римское государство, а меня поставил перед выбором — забыть либо о государстве, либо о себе и своих близких, то пусть лучше мы будем наказаны за наш поступок, чем государство станет дорогой ценою искупать наши прегрешения. Послужим же юношеству уроком, печальным, зато поучительным на будущее. Конечно, ты дорог мне как природный мой сын, дорога и эта твоя доблесть, даже обманутая пустым призраком чести, но коль скоро надо либо смертью твоей скрепить священную власть консулов на войне, либо навсегда подорвать ее, оставив тебя безнаказанным, то ты, если подлинно нашей ты крови, не откажешься, верно, понести кару и тем восстановить воинское послушание, павшее по твоей вине. Ступай, ликтор, привяжи его к столбу".

Услыхав столь жестокий приказ, все замерли, словно топор занесен у каждого над собственной его головою, и молчали скорее от ужаса, чем из самообладания. Но, когда из разрубленной шеи хлынула кровь, все стоявшие, дотоле как бы потеряв дар речи, словно очнулись от чар и дали вдруг волю жалости, слезам и проклятиям.

И все-таки столь жестокая кара сделала войско более послушным вождю, везде тщательней стали исправлять сторожевую и дозорную службу и менять часовых, а в решающей битве, когда сошлись лицом к лицу с неприятелем, суровость Манлия эта тоже оказалась на пользу" (Тит Ливий. История Рима. Т. 1, VIII, 7, 8).

Как и в случае с дочерью Вергиния, нам нелегко принять и оправдать жестокость отца. Но для граждан древнего Рима это было и понятно, и приемлемо..

А вот пример мужества и преданности Риму. Событие происходит на той же войне. Вторым консулом у римлян был Публий Деций. В решительном сражении он командовал левым крылом, в то время как Манлий вел в бой правое крыло. Латиняне стали теснить воинов Деция. Тогда он подозвал к себе сопровождавшего войско жреца: "Нужна помощь богов, Марк Валерий”, — сказал он, — ”и ты, жрец римского народа, подскажи слова, чтобы этими словами мне обречь себя в жертву во спасение легионов". Понтифик приказал ему облечься в претексту, покрыть голову, под тогой рукой коснуться подбородка и, став ногами на копье, говорить так: "Янус, Юпитер, Марс-отец, Квирин, Беллона, Лары, божества пришлые и боги здешние, боги, в чьих руках мы и враги наши, и боги преисподней, вас заклинаю, призываю, прошу и умоляю: даруйте римскому народу квиритов одоление и победу, а врагов римского народа квиритов поразите ужасом, страхом и смертью. Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними".

Так произносит он это заклинание и приказывает ликтору идти к Титу Манлию и поскорей сообщить товарищу, что он обрек себя в жертву во имя воинства. Сам же препоясался на сабинский лад (один из способов носить тогу, обычный при совершении некоторых обрядов, дававший большую свободу движений — Л.О.), вооружился, вскочил на коня и бросился в гущу врага. Он был замечен и в одном, и в другом войске, ибо облик его сделался как бы величественней, чем у обыкновенного смертного, словно для вящего искупления гнева богов само небо послало того, кто отвратит от своих погибель и обратит ее на врагов. И тогда внушенный им страх охватил всех, и в трепете рассыпались передовые ряды латинов, а потому ужас перекинулся и на все их войско. И нельзя было не заметить, что, куда бы ни направил Деций своего коня, везде враги столбенели от ужаса, словно пораженные смертоносной кометой; когда же пал он под градом стрел, уже нескрываемо перетрусившие когорты латинов пустились наутек, и широкий прорыв открылся перед римлянами". (Там же. 9).

Небезынтересно отметить, что самопожертвование отца спустя 45 лет повторил его сын, тоже консул. Такова была сила примера предков!

Наконец, еще пример. На этот раз понятия чести и верности данному слову. Рассказывает Аппиан. Чтобы склонить римлян к миру, царь Пирр разрешил римским пленным отбыть в Рим на праздник Сатурналий: "... без охраны, с тем условием, что, если город примет то, что предлагает Пирр, они остались бы дома и не считали бы себя пленными, если же он этого не примет, чтобы они, отпраздновав, вернулись к нему. Им всем, хотя они усиленно умоляли и побуждали к заключению мера, сенат приказал, отпраздновав, вернуться к Пирру в назначенный день и положил смерть тем, которые задержатся после этого дня. Они же и это все точно исполнили, и Пирр решил, что ему, во всяком случае, придется опять воевать". (Аппиан. Римская История. III, 10, 5).     

ancient.gerodot.ru


Смотрите также