Постройки египта древнего. Строительство и архитектура в Древнем Египте (Сомерс Кларк)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

10 поразительных построек в Древнем Египте кроме пирамид. Постройки египта древнего


Культовые постройки Дренего Египта - ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Культовые постройки Дренего Египта

Пять тысяч лет отделяют нас от времени расцвета Египетской цивилизации и более 10 тысячи лет от времени ее появления. Египетское же государство возникло на берегах Нила в 5-4 тысячелетии до н. э.

Египетскую историю разделяют на три крупных периода, называемых царствами: Древнее, Среднее и Новое. Такое разделение предложил египетский историк Манефон (кон. IV – нач. III в. до н. э.). Царства подразделяются на династии правящих фараонов, всего насчитывается 32 династии. Период Древнего царства, о котором пойдет повествование, был временем наивысшего расцвета древнеегипетской культуры, экономической и политической мощи фараонов.

Древнее царство – 28-23 вв. до н. э. – период правления III-VI династии. В это время сформировалось рабовладельческое общество, делившееся на три класса: знать и жречество, свободные крестьяне и ремесленники, рабы. Характерным типом правления в Египте во все эпохи была абсолютная монархия - неограниченная власть царя, подчинявшая себе все классы, экономику и культуру. Подобная власть была основана на зависимости населения от климатических условий, от малого количества плодородной земли. Для сельскохозяйственных работ требовалось строительство сложных гидротехнических сооружений, которое не могли себе позволить бедные общинники-земледельцы. Свободные крестьяне получали надел земли и воду для орошения, таким образом зависели от фараона экономически. Но кроме экономической, существовала религиозная зависимость. Культ фараона – «сына бога», укреплял и узаконивал единовластие. Царь «сочетал высшие государственные полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти» 1 .

Политика и экономика Египта в эпоху Древнего царства была еще достаточно примитивна, «Деятельность египетского правительства сводилась главным образом к завоеванию соседних областей и внутреннему укреплению государства» 2 . А вся экономика основана на земледелии и ремеслах. «Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Египте была сельская община, сохранявшая в течение многих столетий древнюю закостеневшую форму» 3 . Египетской политике, экономике и культуре вообще была свойственна застойность в развитии, создание нерушимых канонов и следование им. Большое влияние на все стороны общественной жизни играла религия. Она и диктовала образ жизни и была главной опорой фараона в подтверждении его неограниченной власти. У египтян существовало верование в загробную жизнь, причем подготовить эту дальнейшую жизнь после смерти возможно было только на земле. По этой причине фараоны строили себе грандиозные усыпальницы, в которых должна будет поселиться их душа. Египтяне сохраняли тела своим умершим при помощи бальзамирования. Именно туда придет душа, после суда Озириса (египетский бог мертвых), для того что бы продолжить свою земную жизнь. И загробная жизнь будет мало отличаться от земной, только нужно сохранить богатство и власть те же, что имел на земле. Другие древневосточные народы, «у которых были сходные верования, поступали просто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его вдову и слуг и хоронили их вместе с господином. Таков был обычай, например, в древнем Вавилоне. Но египетская религия была сравнительно гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства» 4 .

Неограниченная, деспотическая власть фараонов III - IV династии позволила создать невиданные в мировой истории архитектурные гиганты – пирамиды. Тысячи рабов и свободных общинников призывались на эту непродуктивную работу во славу фараона. Никогда более за время своей истории власть царя в Египте не была столь сильна и государство не отличалось такой централизацией и сплоченностью вокруг культа фараона. Гробницы-пирамиды наглядно показывали, какая власть находиться в его руках, именно в эту эпоху «сформировалась древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя» 5 .

Источники к изучению истории и культуры Древнего Египта можно найти у античных авторов – Геродота (490 -ок.525), Гекалея ( IV - III вв. до н. э), Диодора ( I вв. до н. э.), Плутарха Херонейского (46-120 гг. н. э.), Манефона ( IV - III вв. до н. э.) и других. Богатые сведения дают памятники материальной культуры и немногочисленные сохранившиеся письменные документы. Так, большую ценность имеет Палермский камень – древняя летопись, относящаяся к времени Древнего царства. Фрагментарно сохранившийся Туринский папирус, содержавший перечень царских имен до XVIII династии с датами их царствования. «От времени Древнего царства сохранились царские указы фараонов V и VI династий, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений» 6 . Для изучения истории Древнего царства исследователи так же используют сохранившиеся древнеегипетские юридические документы, акты судебных процессов, тексты завещаний, договоров, жалованных грамот на землю и другое. Для историков интересны сохранившиеся частные письма, автобиографии вельмож, тексты которых в основном сохранились в рельефах гробниц.

Материальная культура Древнего царства хорошо сохранилась и дает богатые сведения историкам. Благодаря обычаю хоронить вместе с покойным большое количество его личных вещей, изображать в рельефах и настенных росписях его жизнь, точно фиксировать биографию. исследователи имеют богатый исторический и искусствоведческий материал. Царские усыпальницы Древнего царства хорошо сохранились, конечно они не дошли до наших дней в первозданном виде, но и те останки, которые мы имеем сейчас, дают возможность изучить историю и искусство Египта, и прежде всего его архитектуру.

Ансамбли пирамид и храмов.

Древнее царство и вся Египетская культура прославлена строительством великих пирамид фараонов Хефрена (Хафра), Хеопса (Хуфу) и Микерина (Менкаура) в Гизе. Эти пирамиды уже в древнем мире были признаны одним из чудес света и свидетельствовали о мощи Египетского государства, о высоком уровне культуры, науки и искусства. «Все наиболее традиционные пирамиды были воздвигнуты в период Древнего царства» 1 .

Гробница – место пребывания души умершего царя и, при том, сооружение, возвеличивающее фараона при жизни, словно доказывающее его божественную сущность. Культ личности царя был велик и «обычным его титулом стал «Бог благой» 2 . В эпоху Древнего царства возросло значение рабов, их стало больше, набирались они из покоренных чужеземцев (египетская знать вела много захватнических войн) и из своих соплеменников, попавших в рабство за невыплату долга или по другой причине. Свободные общинники имели особую трудовую повинность перед царем на строительство пирамиды, рабы работали на строительстве по приказу хозяина. Сила и власть фараона в период Древнего царства была огромна и внешним выражением этой власти являются пирамиды, построенные в период III - IV династий.

Египет богат различными породами камня. Его использовали ремесленники и архитекторы, во времена Древнего царства техника обработки достигла высокого уровня. Но строили из камня в основном гробницы и храмы, дома же и даже дворцы царей и знати были из сырцового кирпича. Дерево было дорого, на территории Египта его было мало и применяли его для строительства домов редко. Дома бедняков строились из тростника и глины. Все эти сооружения не сохранились и о их внешнем облике мы имеем лишь косвенные свидетельства – по моделям и изображениям, найденным в усыпальницах.

Форма гробницы сложилась уже в эпоху Раннего царства – это было в плане прямоугольное сооружение с чуть наклоненными к центру стенами и плоским верхом. Его называют – «мастаба» (арабск. – «скамья»). Сначала мастаба была небольшой, но по мере увеличения могущества Египетского государства и, следовательно, усиления власти отдельных лиц, знать и цари не желали иметь гробницу малых размеров. Мастабы начали строить больше, они увеличивались по горизонтали. Внутри мастабы «бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати» 3 . Но гробница фараона все же не выделялась среди погребений знати, а это не отвечало культу возвеличивания царя. И около 2800 года до н.э. зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царской гробницы.

ПИРАМИДА ДЖОСЕРА В САККАРЕ

Усыпальница для фараона III династии Джосера имела новый, необычный вид, она состояла из шести мастаб, поставленных друг на друга, и уменьшающихся кверху. Гробница возвышается как «лестница к небу», за что получила свое название – «ступенчатой» пирамиды.

Ансамбль погребальных сооружений состоит из пирамиды - в центре, прилегающих дворцов – Южного и Северного, и поминальных храмов. Построен был в Саккара, «недалеко от того места, где возводились усыпальницы фараонов, начиная с Мена» 4 . на месте мастабы фараона Санахта. Пирамида находится на прямоугольной террасе, длинные стороны прямоугольника имеют длину 545 м. короткие – 278 м. Так как строилась пирамида без связующего раствора, каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси и поэтому были устойчивы. Пирамида была задумана не сразу шестиступенной. Сначала была выстроена мастаба высотой в 8,2 метра. с длинной каждой стороны – 62,9 м. Возле нее были сделаны захоронения членов семьи фараона, еще при жизни Джосера. Позже мастабу увеличили до прямоугольника и вход в первое погребение оказался закрытым. Во время строительства, зодчий решает увеличить мастабу и надстраивает еще три мастабы над первой, затем она еще была надстроена и увеличена и «в итоге имела высоту 60 метров и основание размерами 109,2Х121 м.» 5 . Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров.

Главной заслугой Имхотепа было не только строительство усыпальницы нового типа, отличавшейся монументальностью и величественностью, но и создание ансамбля вокруг пирамиды, чего прежде не было. Зодчий разместил на площади в 1500 м 2 молельни, заупокойные храмы, хеб-седный двор, предназначенный для ритуального бега фараона, сложился гармоничный ансамбль, все части которого гармонически связаны друг с другом. «Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка» 6 . вход был один и находился в южном конце восточной стены. В комплексе Джосера впервые встречается особая форма колонн, украшенных желобками, передававших связку стеблей, имевшие круглые базы и прямоугольные капители. Эти колонны получили название протодорических. Сорок таких колонн стояли вдоль стен галереи, ведущей на лестницу и во двор хеб-сед (хеб-сед – религиозное празднование, справляемое с целью «возрождения» престарелого фараона и придания ему новых сил). Кроме усыпальницы в этом же комплексе находится и кенотаф (ложная гробница) фараона Джосера. На стенах кладовых кенотафа сохранилась облицовка фаянсовых плит зеленовато-синего цвета, узор которых воспроизводит плетенку из тростника. К кенотафу примыкали помещения, связанные с религиозным празднеством хеб-сед. «В юго-западном углу южного двора стоит молельня, карниз которой украшен рельефным изображением священных змей – уреев, охранителей фараона» 7 . Так же в орнаментике ансамбля использованы стилизованные изображения цветка или бутона папируса, лотоса, пальмы, мотивы иероглифических знаков. Только пирамида лишена всякого декора, строго и величественно возвышается она над другими сооружениями ансамбля, поражает своей ясностью и цельностью форм, лаконичным силуэтом и динамичным наростом уменьшающихся ступеней вверх.

Ступенчатые пирамиды строили и другие фараоны III династии. Это частично сохранившаяся пирамида фараона Сехемхета в Саккаре, которая размером была больше пирамиды Джосера. Создание этой пирамиды также приписывают Имхотепу. Великолепная усыпальница была выстроена для фараона Неферка в Завьет эль-Ариане, она имела 7 уступов и квадратное основание со сторонами 100 м.

По пирамидам фараона IV династии – Снофру, выстроенным в Медуме и Дашуре, мы можем проследить историю стиля, каким образом египетские зодчие пришли к пирамидальной четкой форме гробницы. Пирамида в Медуме первоначально задумывалась как 7 ступенчатая, но по мере строительства к ней прибавили еще один уступ, ступени покрыли облицовкой из плит известняка. «Промежутки между ними засыпались обломками строительного материала, благодаря чему стороны приобретали форму плоских граней» 8 . Высота пирамиды равна 75 метрам.

Пирамида Снофру в Дашуре по форме приближается к классической, но не имеет ровных граней. Состоит она из мастаба и поставленной на мастабу пирамидой, нижняя и верхняя часть пирамиды сливается в единый объем. Так же в Дашуре была сооружена 3-я пирамида Снофру, она была задумана с ровными, сходящимися в одной точке гранями и имела высоту около 100 метров.

Так форма пирамиды, «развивавшаяся на протяжении столетий, выкристаллизовалась в третьей дашурской пирамиде Снофру, но своей кульминации она достигла в пирамидах приемников Снофру, воздвигнутых в Гизе» 9 .

ПИРАМИДЫ ХЕОПСА, ХЕФРЕНА И МИКЕРИНА.

Наиболее знаменитым ансамблем пирамид были и остаются пирамиды, сооруженные в Гизе для фараонов IV династии – Хуфу, Хафра и Менкаура, или, как называли их греки – Хеопса, Хефрена и Микерина. Все три пирамиды имеют аналогичную конструкцию, но разные размеры. Самая большая из них – Хеопса (высота равняется 146,52 м. длина основания – 233 м .), была построена первой. При постройке пирамид соблюдался целый ряд религиозных, астрономических и геодезических условий, и место – Гиза, было выбрано не случайно. «Некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой ливийской пустыни, которую египтяне нарекли Страной смерти, ибо там, на западе, за горизонтом, скрывалось солнце» 10 .

Три пирамиды ориентированы по сторонам света, вершины юго-восточных углов пирамид находятся на одной линии, а центры первых двух расположены на одной диагонали. «Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении» 11 .

При строительстве пирамид все было обдумано до мельчайших деталей. Архитектором пирамиды Хеопса (Хуфу) история называет племянника фараона Хемиуна. Он предложил новое решение для постройки пирамид. Вместо мелкой каменной кладки, использованной Имхотепом при постройке пирамиды Джосера, были взяты крупные известняковые блоки, отесанные и плотно пригнанные друг к другу. Всего 2300000 блоков весом 2,5 т каждый, отдельные блоки весят до 30 т. Держатся они посредством собственной тяжести. «Высота самого большого, первого ряда кладки основания пирамиды Хеопса равна 1,5 м. второго – 1,25 м. третьего – 1,2 м. четвертого 1,1 м. высота последующих колеблется от 90 до 65 см. Чем выше поднимаются ряды, тем меньше становятся блоки. У вершины высота блоков равна 55 см» 12 . Внутри пирамиды кладка была сплошной, кроме коридоров и погребальной камеры. Пирамиды Хеопса и Хефрена снаружи были облицованы отполированными известняковыми плитами и выглядели гранеными кристаллами на фоне ярко-голубого египетского неба и желтых песков. (На облицовку пирамиды Хеопса потребовалось 115000 плит длиной 1,5 м. До нынешнего времени облицовка частично сохранилась только на пирамиде Хефрена).

По свидетельству Геродота пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен – 10 лет, на строительстве было занято 100000 человек.

Вход в пирамиду, находящийся с северной стороны, был тщательно заделан после захоронения. Коридор от входа вел к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Камера была ориентирована по световому лучу на Альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира, гробница должна была вписываться в орбиту космоса. «При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавший требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего царя) и строго конструктивного решения» 13 .

Ансамбль пирамиды включал в себя различные сооружения, среди которых два заупокойных храма, помещения для священных лодок и другие. Замечательны эти храмы тем, что в них впервые в истории египетской архитектуры появляются отдельно стоящие опоры – столбы, в храме Джосера были только полуколонны и пилястры.

Рядом с пирамидой Хеопса была выстроена пирамида преемника Хеопса – Хефрена, ее высота 143,3 м. а длина стороны основания – 215,25 метров. Вторая пирамида по конструкции подобна первой, только погребальная камера расположена ниже основания. «В ансамбль пирамиды входят 2 храма: верхний и нижний, объединенный проходом в единый комплекс» 14 . Интересен нижний храм, состоящий из нескольких залов, один из которых – Т-образной формы – многоколонный (гипостильный), уставлен квадратными в сечении гранитными столбами. Красиво естественное сочетание материала – темно-розового гранита колонн, светлого алебастрового пола и статуй фараона Хефрена из черно-зеленого диорита, стоявших вдоль стен. В древности к каждой из 16-ти колонн были прислонены статуи фараона, высеченные из диорита, алебастра и желтого шифера. Наиболее известна статуя из диорита, ныне находящаяся в музее в Каире. Синтез архитектуры и скульптуры, с преобладанием архитектуры свойственен египетскому искусству, в ансамбле пирамиды Хефрена он выразился особенно сильно. Недалеко от пирамиды находится так называемый Большой сфинкс. Огромная фигура льва с лицом фараона Хефрена, высеченного из цельной скалы, приставлены только лапы и голова. Сфинкс значительно пострадал от времени, поверхность его испещрена неровностями, трещинами, утерян нос, но внешний его образ не потерял от этого величественности, особенной строгости и красоты.

Уже пирамида преемника Хефрена – Микерина (зодчий Дебхен), была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м. окончена она не была в связи со смертью фараона. При ее строительстве применяли большие блоки камня, а также кирпич-сырец и дерево. Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадке культового строительства, следовательно и об ослаблении власти фараона, его деспотии и всего Египетского государства. Непроизводительный, вынужденный труд сотен тысяч египтян сильно подорвал экономику Египта. Уже сын Микерина, фараон Шепсескаф, ограничился строительством кирпичной мастабы для себя. Никогда позднее не возрастал и не расцветал так культ фараона и мощь Египетского государства. После смерти царь считался покровителем Египта, ему воздавали божеские почести, но это не спасло гробницы от разорения. Несмотря на то, что пирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий и ложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательно замуровывались, - это не останавливало грабителей. Все три великие пирамиды достались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумии фараонов украдены. И это при почитании и обожествлении царей, которое было в Египте. Удивительно противоречие – богобоязненный трепет, уважение традиций и религии, но и попрание их.

Пирамиды V династии уже не имеют столь внушительных размеров, как знаменитая гизехская группа. Но возрастает роль заупокойных храмов. Увеличиваются их размеры, «на стенах помещаются рельефы и росписи, прославлявшие мощь обожествленного царя и его победы над врагами» 15 .

Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире – типичная царская гробница этого времени. Ее высота 49,6 м. Погребальная камера находится на уровне земли, вход с северной стороны. Интересен заупокойный храм, включавшийся в ансамбль этой гробницы. В одной из зал, в портале и перистильном дворе использовалась колоннада с капителями в форме пучка пальмовых листьев, капитель раскрашивали зеленым, ствол – коричневым, базу – черным, словно изображая землю. А потолок над ними делали ярко-синим с золотыми звездами, словно изображая ночное небо. Пальмовидные колонны потом получили большое распространение. Кроме пальмовидных, в храме представлены другие «растительные» колонны, с капителями в виде стилизованных папирусов и лотосов. Колонны здесь играют роль опор, «они несут потолок галереи вокруг центральной части перистильного двора – зала, открытого сверху. Полихромное декоративное оформление интерьеров храма довершали раскрашенные рельефы на его стенах» 16 .

Погребения фараонов VI -ой династии – Тети, Пепи I. Меренра, Пепи II состояли из пирамиды и окружавших ее дворцов и храмов. Пирамиды были не высоки, до 70-ти метров. Планировка всех гробниц одинакова, что связано с обрядом, предписывающему каждому ритуальному действу особое помещение. В отличии от более ранних пирамид, не имевших рельефов и надписей на своих стенах, внутренние помещения пирамид VI -ой династии покрыты текстами и изображениями. Причем в каждой зале или коридоре были записаны те молитвы и заклинания, которые читались при обряде захоронения фараона. Таким образом становится ясным назначение каждого помещения.

Гробница частных лиц во время V -ой, VI -ой династии – это мастаба, но она претерпела ряд изменений с начала Древнего царства.

В эпоху Раннего царства мастаба имела лишь помещения для саркофага, и весь обряд захоронения, чтения заупокойных молитв проходил под открытым небом. В период III -ей династии появляется крытая молельня, мастаба начинает увеличиваться, стены внутренних помещений покрываются рельефами. Типичной, хорошо сохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего Хесира.

Мастаба V -ой династии – это уже достаточно объемное сооружение с множеством внутренних помещений, включавших несколько залов, кладовых, коридоров. «Мастаба начальника сокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре представляет собой типичный пример гробницы знатного вельможи V -ой династии. Она состоит из вестибюля, центрального зала, окруженного колоннами, и подсобных помещений» 17 .Стены гробниц покрывают рельефами, воссоздающими земную жизнь покойных. Хорошо сохранилась мастаба вельможи Ти ( V -я династия) в Саккаре. Вход ее украшен двухколонным портиком, стены покрыты расписными рельефами, сохранившими свой первоначальный цвет. Изображали рельефы самого вельможу, его жену, детей, слуг, сцены его земной жизни. Тут находятся знаменитые рельефы: «Сцены охоты на Ниле», «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку». По этим изображениям можно воссоздать картину земной жизни египтянина.

Кроме пирамид, заупокойных храмов и мастаб, во время V -ой династии начинают строиться храмы посвященные богу солнца Ра.

СОЛНЕЧНЫЙ ХРАМ НИУСЕРА В АБУСИРЕ

Греческие историки Диодор и Геродот рассказывали, что будто бы из-за непосильного труда и угнетений, которым народ подвергался со стороны фараонов IV -ой династии, народ восстал и выбросил тела царей из их гробниц. В результате смуты к власти пришли жрецы бога Ра и возвели на престол своего ставленника, который в благодарность объявил культ Ра государственной религией. Так, или иначе, но «уже в эпоху IV -ой династии начинается усиления культа бога солнца Ра, который при первых царях V -ой династии превращается в верховного государственного бога всего Египта. В состав имен фараонов IV - V династии входит имя бога Ра» 18 .

Солнечный храм, как называли храмы в честь Ра, был построен фараоном V -ой династии Ниусером в Абусире и носил название «Тот, кто радует сердце». Храм плохо сохранился, но возможно было его реконструировать. Центральное место в ансамбле храма отводилось обелиску, точнее прообразу обелиска. Это был гигантский прямоугольный столб с постаментом, достигавшим в ширину 40 метров. увенчанный небольшой пирамидой. В нижней части он был сложен из базальтовых, а в верхней – из известняковых блоков и покрыт золоченой медью. Этот золотой «столб» был символом бога Ра – солнечным лучом. Храм представлял собой «огромный открытый двор с крытыми молельнями по его сторонам» 19 . к нему вел длинный мощеный коридор от пристани в долине, на берегу Нила. Возле обелиска стояла каменная священная ладья, посвященная богу Ра.

Подобная форма обелиска применялась в архитектуре Среднего и Нового царства. Впрочем, и этот обелиск, и пирамиды, все были видоизменением мастаба. Обелиск – вытянутая по пропорциям мастаба, увенчанная пирамидой. А развитие пирамиды до классической четырехгранной формы тоже происходило благодаря изменениям мастаба. Вообще, египетскому искусству свойственно перетекание форм, синтез архитектуры и круглой скульптуры, рельефов, росписей, обобщенность и вместе с тем конкретность форм.

Египетское искусство никогда не доходит до чрезмерной стилизации, вместе с тем в нем нет и признаков натурализма. Большая органичность свойственна египетской архитектуре, подчиненность пространству, закономерность, строгость ансамблей. Искусство Египта имеет жесткие религиозные рамки и каноны, но они не стесняют его, а дают волю к творчеству. И это удивительно, как мастера умели одухотворить канон, делать будь то рельеф или круглую скульптуру не официально застывшей и мертвенной, а истинно вечной, внутренне живой с неповторимыми характерными особенностями.

Архитектура Египта имеет имена, зодчие были не простыми ремесленниками из народа, а обычно приближенными или родственниками фараона, так что имели средства и на свою собственную гробницу и на прославление своего имени. Имхотеп – архитектор ступенчатой пирамиды Джосера, Хемиун – строитель пирамиды Хеопса, Дебхен – зодчий пирамиды Микерина, «Тети – исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечного храма Нефериркара, зодчий Шесгеф – создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчие Уашптах и Нехебу - построившие пирамиды фараонов Нефериркара и Пепи I и многие другие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи» 20 .

Эпоха Древнего царства – время расцвета египетской культуры и искусства, экономики и захватнической политики государства, время наибольшей деспотии фараонов, внешне которая проявлялась в строительстве гигантских усыпальниц. В период III - IV династии складывается канон египетского искусства, который прошел почти неизменным через все последующие эпохи. Монументальность, стилизация и, вместе с тем, изящество и конкретность образов свойственна Египетскому искусству. Характерен для него синтез архитектуры, скульптуры и живописи, при главенстве и объединяющем начале архитектуры.

Нильские долины богаты различными породами камня и египтяне научились их обрабатывать во всевозможных техниках. Использовали камень и для строительства мастаб и пирамид, и для скульптуры, рельефов, мелкой пластики, бытовых вещей. В основном египетская архитектура – каменная, впрочем, из камня чаще возводились храмы и усыпальницы, а дома строили из сырцового кирпича. Важно было построить не земное жилище, в котором человек проживет недолго, уносимый смертью, а «дом вечности», для посмертного в нем пребывания. Религия диктовала развитие и направленность в искусстве. Религии было все подчинено, ради вечной жизни строили себе пирамиды фараоны и, тем самым подрывали экономику страны. Но вместе с тем, при вере в своих богов, фараоны были выше всякой религии. Они были египетскими богами, очень временными, но и в короткое время владычество их было беспредельно. Об этом говорят молчаливые древние гизехские пирамиды, подлинные памятники неограниченного самодержавия фараона, его поистине божественной власти.

В эпоху Древнего царства сложился стиль и тип царских усыпальниц и погребений знати. В начале III династии гробницы делали в виде мастаб и цари, и их приближенные. Единственно, царские гробницы отличались размерами. Но большая мастаба казалась фараонам не слишком величественной и не достойной их высокого сана – «благого бога». В Саккаре зодчий Имхотеп строит пирамиду, составленную из шести поставленных друг на друга мастаб, где каждая верхняя меньше нижней. Далее возникают пирамиды Снофру, две в Дашуре и одна в Медуме, последняя дашурская пирамида имела классический вид. Но наивысшее выражение пирамиды получили в погребальном ансамбле трех фараонов: Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе.

Кроме усыпальниц архитекторы Древнего царства занимались храмовым строительством, к V династии расцветает культ бога солнца Ра, которому начинают сооружаться храмы. Известный, сохранившийся в руинах до нашего времени, храм был построен в Абусире. Центром ансамбля в нем является массивный обелиск, символизирующий солнечный луч. Уже к концу Древнего царства фараоны не могли позволить себе столь роскошных усыпальниц, как представители IV династии. Экономика страны была подорвана непроизводительными работами по постройке пирамид.

В период Древнего царства образовалось рабовладельческое государство Египта и сформировались основные формы его культуры. Древнее царство – время наибольшего господства фараонов, их неограниченной власти, время появления великой архитектуры, которая и до сих пор является лицом и символом Египта – время строительства пирамид.

• Авдиев В. И. История древнего Востока. – М. Высшая школа, 1970.

• Афанасьева К. А. Луконин В. Г. Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока. // Малая история искусств. / Под общ. ред. И. С. Канцнельсона. – М. Искусство, 1976.

• Беккер К. Ф. Мифы древнего мира. Всемирная история. – Саратов: Надежда, 1995.

• Блэк В. Б. Искусство Древнего Востока. (Древний Египет и Передняя Азия): Учебное пособие. – Л.,1986.

• Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Архитектура Древнего мира. Т.1. / Под ред. О. Х. Халпахчьяна. – М. 1970.

• Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М. Искусство, 1988.

• Древний Восток. // Всемирная галерея. / Под ред. А. Л. Мясникова. – СПб. Терция, 1994.

• История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник. / Под ред. А. П. Чубовой. – М. Изобразительное искусство, 1980.

• Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. – М. Просвещение, 1980.

• Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. – М-Л. АН СССР, 1956.

Рекомендуем ознакомится: http://www.pavluchenkov.ru

worldunique.ru

Постройки древнего Египта - что там есть, помимо пирамид

Письменность древнего Египта

Знания большинства людей об этой великой цивилизации обычно заканчиваются на знаменитых пирамидах и сфинксах. Сегодня мы расскажем о малоизвестном наследии цивилизации Древнего Египта, которое не менее значимо, чем пирамиды.

Храм Хатшепсут

Хатшепсут (женщина-фараон) очень яркая фигура в египетской истории. Она сделала всё, чтобы прийти к власти, потому что наследник престола, её приёмный сын Тутмос III, был ещё слишком юн, чтобы стать фараоном. Храм Хатшепсут — её усыпальница и гордость Египта.

Эта достопримечательность находится в Дейр-эль-Бахри, храм называют «святая святых». Он дошёл до наших дней и очень хорошо сохранился, правда Тутмос III и Эхнатон немного переделали постройку после смерти Хатшепсут, добавив необходимые, как им казалось, элементы.

Внизу был шикарный сад, но до наших дней он не дошёл. Затем шли монументы, большинство из которых были разрушены Тутмосом III и Эхнатоном после смерти Хатшепсут. Среди сохранившихся памятников нет ни одного, посвящённого самой царице, но есть статуя, изображающая Тутмоса III, танцующего перед египетским богом плодородия Мином.

Храм Хатшепсут

Правители Древнего Египта ещё при жизни начинали строительство посмертных храмов

На втором уровне храма две колоннады: рождения и страны Пунт (по мнению исследователей современная Сомали). Они были чем-то вроде современных социальных сетей — барельефы и надписи фиксировали события из жизни великих людей. Колоннада рождения рассказывала о божественном происхождении женщины-фараона, по легенде сам Амон Ра вдохнул новую жизнь в тело царицы Ахмес, матери Хатшепсут. Вторая колоннада отражает события путешествия Хатшепсут в страну Пунт и её возвращение с заморскими дарами: диковинными сортами дерева и необычными животными.

К сожалению, Тутмос III разрушил изображения своей матери. Эхнатен тоже внёс свой вклад в строительство храма: он заменил изображения Амона Ра на Атона, единого бога солнца, так как пропагандировал его культ.

Несмотря на все изменения, основные постройки храма дошли до наших дней, посетив их, можно окунуться в атмосферу жизни Древнего Египта.

Катакомбы Туна-эль-Гебель

Древнеегипетский город Гермополь был столицей провинции Харе. Здесь почитали бога мудрости и знаний Тота. Гермополь приобрёл популярность благодаря находке, сделанной в его окрестностях.

В 30-х годах ХХ века здесь обнаружили интересную постройку — некрополь бога Тота, который получил название Туна-эль-Гебель, на сегодняшний день открыто около 3 км катакомб. Здесь были найдены останки людей и животных.

Катакомбы Туна-эль-Гебель

Эти катакомбы стали усыпальницей для большого количества людей и животных

В Древнем Египте было принято подносить животных почитаемым богам. В этих катакомбах были обнаружены тысячи мумифицированных животных, среди них павианы, ибисы, кошки, и даже свиньи.

В некрополь приносили только священных животных. К павианам и ибисам относились с особым почтением, ведь Тота обычно изображали с головой ибиса, а павианы были его последователями и помогали переписчикам документов.

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона это две огромные статуи Аменхотепа III, которые были созданы как хранители усыпальницы фараона. И хотя сама постройка до наших дней не сохранилась, колоссы всё ещё охраняют то место, где был вход.

На статуях изображены мать и жена фараона, своё название колоссы получили от греков, которые решили, что на них изображён Мемнон, царь эфиопов.

Колоссы Мемнона

Эти огромные статуи — хранители одной из усыпальниц Египта

После землетрясения в 27 веке до н.э. северный колосс был немного разрушен и «пел» на рассвете. Возможно именно этот факт поспособствовал тому, что греки решили, что эти колонны изображают Мемнона, ведь он погиб от рук Ахилла. Согласно легенде, Мемнон истошно кричал каждое утро, когда видел свою мать Эос, поднимающуюся в небе на рассвете.

Возможно «пение» колосса было обусловлено пористой структурой материала и начиналось, когда с восходом солнца начинала испаряться влага. Учёные не могут установить причину наверняка, колосс перестал издавать звуки в 199 году н.э. после реконструкции статуи.

Древняя постройка — дворец Малката

Этот дворец был построен Аменхотепом III, который пришёл к власти в возрасте 12 лет, унаследовав трон от своего отца Тутмоса IV. Аменхотеп III был дипломатичным и миролюбивым правителем, что позволило ему инвестировать время и деньги в строительство знаменитого дворца.

Дворец Малката

Этот дворец фараон Аменхотеп III построил для своей семьи

Площадь постройки 800 тысяч м2. Здесь было всё: библиотека, кухни, административное помещение, комнаты для приёмов, праздничные холлы и много чего ещё. В этом дворце жила семья Аменхотепа III, прислуга, здесь останавливались гости, даже имелся гарем принцесс, у каждой из которых была своя свита. Например, одна из принцесс гостила во дворце вместе с тремя сотнями своих слуг. Также здесь останавливались гости фестиваля Хеб Сед в честь тридцатилетия правления фараона.

Самым интересным во дворце Малката считается т-образное искусственное озеро, по которому Аменхотеп III и его семья катались на лодках.

Город Танис

Обнаружение гробницы Тутанхамона оставило в тени затерянный город Танис, египтяне называли этот город Джанет, а в Ветхом завете он упоминается как Цоан. В период правления 21 и 22 династий Танис был столицей Египта, но со временем политические трудности изменили важность и силу влияния этого населённого пункта.

Танис был очень богатым городом, во многом благодаря тому, что он располагался близ портов, через которые проходили торговые пути из Азии.

Город Танис

Погребальный комплекс в Танисе стал очень ценной археологической находкой ХХ века

В 1939 году французский археолог Пьер Монтё принимал участие в раскопках Таниса и обнаружил погребальный комплекс. Удивительно, но ни одна из трёх обнаруженных комнат не была разграблена. Эта находка стала очень ценной, так как были обнаружены погребальные сокровища: золотые маски, серебряные гробы и царские драгоценности. После того, как город оставили жители, его никто не посещал, что позволило гробницам и другим достопримечательностям дойти до наших дней в первозданном виде.

Но как только Монтё заявил о своём открытии, началась Вторая мировая война, что переключило всеобщее внимание на политические события, а Танис так и не получил широкой огласки. Но несмотря на это, этот город по-прежнему относится к величайшим археологическим находкам.

Храм Сети I

Этот храм находится в городе Абидос, который считается одним из древних священных городов Египта. Изначально город был построен в честь бога войны Упуаута, который проводил умерших в загробный мир. Также именно в этом городе зародилось почитание бога Осириса, которое позже переросло в целую эпоху. Принято считать, что погребальные практики Абидоса положили начало строительству пирамид.

Один из наиболее хорошо сохранившихся храмов в этом городе был возведён для Сети I, его Г-образная форма довольно нетипична для построек того времени, хотя в остальном древнеегипетские каноны полностью соблюдены. До наших дней дошли и гипостильные залы храма, огромные помещения, где крышу удерживала череда колонн.

Внешние гипостильные стены были закончены уже после смерти Сети I его сыном, Рамсесом II, возможно поэтому на внешних стенах часто встречаются его изображения. У входа также изображён Рамсес II, измеряющий постройку вместе с богиней Селкет (дочь Ра, покровительница мёртвых) перед тем, как показать его богу неба и солнца Гору. На изображении Рамсес II предлагает короб с папирусом Гору, Исиде и Осирису прежде чем пройти в храм и получить благословение святой водой. Но эти изображения выполнены не очень качественно, поговаривают, что после смерти отца, Рамсес II отправил лучших мастеров на место строительства своего храма.

Храм Сети I

Эта постройка знаменита своими гипостильными залами

Наиболее выразительные изображения можно видеть в гипостильном холле, ведь работа над ним была закончена при жизни Сети I. Одна из сцен показывает, как Осирис и Гор поливают Сети I святой водой. На других изображениях можно видеть фараона в окружении богов и его преклонение перед Осирисом и Гором. На боковых стенах фараон изображён в короне, что показывает единение Нижнего и Верхнего Египта.

За стенами холла скрыты 7 святилищ, каждое из которых посвящено любимому богу. В одном из помещений изображено объединение Верхнего и Нижнего Египта Сети I. Кроме того в храме есть зона поклонения Осирису, несколько часовен и галерея правителей, предшествовавших Сети I.

Вавилонская крепость

Эта постройка находится в самом сердце Египта Каире, но египтяне к её возведению отношения не имеют. Вавилонскую крепость построили по приказу двух Римских императоров. Первым был Траян, который открыл канал между Красным морем и Нилом и восстановил старую Персидскую крепость. Вторым был Аркадий, поспособствовавший развитию имеющейся крепости. В результате эта постройка стала портом и путём сообщения с Александрией.

Вавилонская крепость

Это здание находится в Каире, но оно было построено римлянами

Вавилонская крепость стала убежищем для египетских христиан, особенно в период гонений со стороны западных христиан. В самой крепости были построены несколько церквей, среди них и знаменитая Висячая церковь.

Она построена над входом в крепость. Чтобы войти в церковь, посетителям нужно пройти через ворота, подняться по лестнице из 29 ступеней. В церкви сохранилась кафедра 11 века с 13 колоннами, которые символизируют Иисуса и 12 апостолов. Самая старая икона в храме относится к 8 веку. А изображение на архитравной балке с изображением вхождения Иисуса Христа в Иерусалим относят к 5 веку.

Дейр эль-Медина

Неподалёку от Долины царей расположилась маленькая деревушка Дейр эль-Медина. Здесь жили строители гробниц египетских правителей. Записи говорят о том, что жители этой деревни мечтали построить гробницу, которая однажды пригодится их фараону. В записях также есть много описаний повседневной жизни, которые позволяют почти детально представить жизнь рабочих того времени.

Дейр эль-Медина

Эту деревню построили специально для рабочих, которые работали в Долине царей

Несправедливые условия труда даже вынудили рабочих устроить забастовку. Рамсес III планировал масштабную стройку в Фивах, что повлияло на возможность платить зарплату рабочим в некрополе. Долгих пол года они ждали оплаты, после чего голод вынудил их устроить сидячую забастовку до тех пор, пока не будут предприняты какие-то меры.

Согласно записям, строители сидели около одного из храмов и поднимали шум, когда правитель города Фивы проходил мимо. В итоге последний отправил к бастующим гонца, который сообщил, что рабочие получат 50 мешков зерна, которых должно хватить до тех пор, пока фараон не пришлёт паёк.

Записи из жизни этой деревушки можно найти в сети в базе данных Дейр эль-Медины.

Статуя Меритамуна

При раскопках в городе Ахмим были найдены останки статуи Рамсеса II и одиннадцатиметровая статуя его дочери.

Статуя Меритамуна

Эта статуя дочери фараона Рамсеса II хорошо сохранилась

Археологи выкопали предмет искусства не полностью, большая его часть осталась под землёй. Туристы находят это довольно необычным, так как сначала они видят яму, а потом торчащую из неё голову статуи.

Асуанские гранитные каменоломни

Египтяне очень любили гранит, использовали его при строительстве пирамид, храмов. Это был первый прочный материал. Большую часть гранита добывали на Асуанской каменоломне, площадь которой примерно 150 км2. Кроме гранита здесь также добывали песчаник, шлифовальный и бутовый камни.

Асуанские гранитные каменоломни

В этом месте древние египтяне добывали материал для строительства

В этой каменоломне была обнаружена самая большая из древних статуй, известных человечеству. Вес обелиска 1200 тонн, высота 42 метра, что выше любого египетского монумента примерно на треть. Учёные предполагают, что изготовление монумента началось во время правления Хатшепсут. Археологи затрудняются назвать причины, по которым он так и остался незаконченным. Может были обнаружены изъяны в камне, которые не смогли обнаружить перед началом процесса изготовления. Есть версия, что в процессе изготовления на камне появились трещины, и пришлось остановить работы. В любом случае, этот обелиск — отличная возможность для археологов лучше изучить вопрос, как египтянам удавалось создавать такие громадные статуи.

Если вы устали от египетского «всё включено», то наш список достопримечательностей Египта поможет вам провести время с пользой в следующей поездке.

Galina Lamtyugova Работа в Монике для меня - любимое хобби. Очень благодарна компании Модеско за возможность заниматься любимым делом. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Строительство и архитектура в Древнем Египте (Сомерс Кларк)

Глава 1

Древнейшее египетское строительство

В такой единообразной по характеру стране, как Египет, можно было бы ожидать, что прототипы архитектурных форм, воплощенных в камне, будут легко обнаружены. Однако это не так, и не следует безоговорочно заявлять, что любая форма примитивных сооружений из тростника и глины, в которых, вероятно, обитали египтяне в древнейшие времена, содержит в себе зерно всех тех архитектурных форм, которые мы находим, скажем, в пилоне. Ученые выдвинули несколько более или менее правдоподобных предположений о том, как появились характерные для Древнего Египта архитектурные формы, но ни одно из них нельзя считать полностью удовлетворительным.

Можно предположить, да скорее всего, так оно и было, что кирпичная кладка и сооружения из тростника, обмазанного глиной, сыграли свою роль в эволюции египетских архитектурных форм. Была даже высказана догадка, что прототипом панелей, которые мы встречаем в мастабах, являются деревянные хижины, хотя с этой весьма экстравагантной точкой зрения согласны не все ученые.

Не лишен интереса вопрос, как выглядел самый примитивный древнеегипетский дом. В наши дни египетские крестьяне живут в кирпичных домах, но, когда им приходится проводить много времени в поле, они делают для себя хижины из стеблей кукурузы (по-арабски бус). Способ их сооружения таков: стебли с помощью пальмовых веревок связываются на земле в подобие больших циновок. Эти циновки, установленные вертикально, образуют стены хижины. Иногда их зарывают на несколько сантиметров в землю, но часто просто оставляют стоять на земле. Чтобы придать такой стене больше прочности, пачки кукурузных стеблей толщиной примерно 7,5 см дополнительно привязывают по горизонтали вверху и по вертикали – на углах. Полагают, что это и стало прототипом валиков, которые в египетских домах обычно изображают обвязанными веревками.

В Древнем Египте кукурузы не было, а самым распространенным материалом был папирус. Это растение имеет верхушку необычной формы – ее схематично изображали на каменных колоннах и в сценах на стенах гробниц. Если допустить, что папирус использовался вместе со своей верхушкой, то его стебли, образующие стену хижины или ограду, напомнят нам не что иное, как карниз. Однако многие дошедшие до нас каменные карнизы Египта имеют такую форму, которая никак не может быть связана с тростником, скорее она напоминает пальмовую ветвь.

Поэтому было высказано предположение, что египетский карниз и валик произошли от хижины примитивной формы, сооруженной из пальмовых листьев, вплетенных в каркас из жердей. Подтверждение этому мы находим в изображении похожих сооружений на стенах гробниц и храмов. В сцене на каменном блоке, найденном в Мемфисе, представляющей святилище львиного божества, фасад святилища покрыт крестиками. Подобный мотив встречается повсюду. Следует, однако, отметить, что в наши дни крестьяне почти не используют пальмовые листья для сооружения своих хижин, хотя такие хижины все-таки встречаются. Другие ученые выдвигают иные версии о происхождении карниза и валика, но их обсуждение не входит в задачу нашего труда.

Можно было бы подумать, что пирамиды являются прямыми потомками конической груды камней, которую наваливали поверх могилы вождя древнего племени, но факты не подтверждают этого. Самые ранние из известных нам надземных частей сооружений имели вовсе не коническую, а круглую форму, и совершенно ясно, что пирамида развилась, пройдя несколько стадий, из низкой платформы квадратной формы, скошенной по бокам. Такие сооружения воздвигались над гробницами Древнего царства. Пирамида – это развитие составной мастабы[5].

Колонны во многих случаях восходят к крайне примитивным формам. Связка тростника, хорошо пропитанная илом, может служить опорой для противовеса в приспособлении для подъема воды, которое в наши дни называется шадуф. Другой, и еще более крепкой, подпоркой является ствол пальмы, из которого не делали досок. Не надо иметь слишком богатое воображение, чтобы представить себе колонну с капителью в виде листьев того дерева, по образцу которого она была создана.

К примеру, капители колонн Абусира, созданные в эпоху V династии, украшены изображением пальмовых листьев, а папирусовидные колонны появились еще раньше – капитель пилястра такой формы была найдена в Саккаре и относится к эпохе III династии (фото 6). Следующим этапом в украшении колонн стало создание капителей, напоминающих лотос или лилию, – в Древнем Египте существовал обычай привязывать эти цветы к вершине шеста, поддерживавшего крышу дома. Лотосовидные колонны стали создавать уже в эпоху V династии (фото 40).

Хижины в Египте накрывают тростником или пальмовыми листьями, которые защищают дом от жары. У нас нет никаких свидетельств, что египтяне когда-нибудь изготовляли крыши из досок. Поэтому мы не можем утверждать, что храмовые крыши из каменных плит имели своими предшественниками перекрытия из досок, скорее всего, они появились естественным образом, когда у строителей оказался под рукой хороший камень.

Самые ранние каменные крыши представляли собой блоки, уложенные на края стен, причем их длина раза в два превышала толщину. На нижней поверхности этих блоков вырезаны полукруглые выступы, которые часто раскрашивали так, чтобы они напоминали пальмовые стволы или бревна, уложенные в ряд. Крыши такой формы мы находим в некоторых мастабах III и IV династий в Саккаре и Гизе, а также в недавно обнаруженных молельнях времен фараона Джосера. Крыши из каменных блоков имеют один недостаток – они могут пропускать дождевую воду, однако следует признать, что в сооружениях эпохи Джосера хорошо сохранившаяся краска на нижней стороне этих каменных «бревен» свидетельствует о том, что вода внутрь почти не протекала. Когда повсеместное использование песчаника сделало возможным перекрывать относительно крупные пространства не блоками, а плитами только что описанной формы, традиция делать крыши из бревен, по-видимому, была почти полностью забыта.

Кратко рассмотрев происхождение наиболее распространенных архитектурных форм, перейдем теперь к вопросу о том, когда в Египте возникло каменное строительство. До недавнего времени казалось, что здесь все ясно. В Абидосе в гробнице фараона II династии Хасехемуи стены погребальной камеры облицованы камнем, а не деревом, как у его предшественников. Погребальная камера этого фараона имеет размеры 5,1 х 3 м и высоту около 1,8 м. Помимо этого сооружения, в Иераконполе был обнаружен гранитный дверной косяк храма. Санахт, первый фараон III династии, построил мастабу в Бейт-Халлафе длиной 61 м и шириной 24 м, которая имела три небольшие каменные камеры. В Бейт-Халлафе есть еще одна большая мастаба 91 м длиной, 45 м шириной и высотой более 9 м, которую некоторые считают одной из гробниц фараона Джосера. В ней имеется длинный наклонный коридор, вход в который преграждали пять больших опускающихся блоков, которые перемещались внутри каменной кладки. Этот коридор вел в широкий горизонтальный проход. На дне расположена дюжина камер, находившихся на глубине более чем 15 м. Судя по глиняным печатям, эти камеры были созданы по крайней мере в эпоху правления Джосера. Следующим примером каменной кладки была ступенчатая пирамида Джосера – по размеру она далеко превосходила все, что было создано ранее, хотя до недавнего времени в ней была изучена лишь довольно грубая внутренняя часть. Здесь были найдены необычные украшения – одна из камер была выложена красивой глазурованной плиткой, из-за которой некоторые ученые решили, что ее значительная часть была реконструирована в более позднее время. За эпохой III династии последовал период, продолжавшийся, как полагают, около 100 лет, во время которого правили пять фараонов и о которых мы не знаем ничего, кроме их имен[6].

Так называемая Ложная пирамида Снофру, последнего фараона III династии или же первого правителя IV династии, стала следующим этапом в развитии каменного строительства в Древнем Египте, и ее гладкая облицовка, а также прекрасно построенный припирамидный храм по своему качеству, пожалуй, не уступают пирамидам в Гизе, которые были сооружены вслед за ней.

Такова предполагаемая последовательность, которая привела к возникновению гигантских пирамид, сооружавшихся в эпоху IV династии. Однако недавние исследования, проведенные Службой древностей в Саккаре, заставили ученых пересмотреть свои взгляды относительно времени возникновения каменного зодчества в Египте. Здания, окружающие Ступенчатую пирамиду, которые появились, несомненно, в эпоху III династии, относятся к тому типу, с которым исследователи еще ни разу не сталкивались, а их архитектурные особенности были совершенно неизвестны археологам.

При тщательном изучении зданий эпохи фараона Джосера вполне может создаться впечатление, что, несмотря на утонченность их стиля и красивые архитектурные формы, они превосходят по качеству пирамиды и храмы, воздвигнутые в последующую эпоху. Возникла даже теория о том, что каменное зодчество эпохи Джосера, по каким-то непонятным причинам, оказалось забытым искусством. На самом деле сооружения этой эпохи гораздо хуже по своему качеству, чем хорошая мастаба или пирамида IV и V династий. Строители времен Джосера, возводя свои храмы и гробницы из маленьких блоков, совсем не рассчитывали на то, что они долго простоят. Уже в конце правления этого фараона и в течение того периода, который последовал за ним и о котором мало что известно, строители задумались над тем, как сделать свои сооружения, особенно царские гробницы, более прочными, и результатом этого стало сильное увеличение размеров блоков, из которых они возводились. Но как только вес этих блоков стал таким, что их уже не могла поднять группа рабочих, зодчим пришлось сильно изменить технику кладки и обработки камня, поскольку египтяне так и не додумались до применения блоков и подъемных механизмов. И чем больше мы изучаем кладку из блоков небольшого размера, распространенную в эпоху III династии, тем больше убеждаемся, что кладка из глыб огромного размера, последовавшая за ней, – это ее логическое развитие.

Эпоха Джосера поразила ученых тем, что строители этой эпохи использовали пилястры, а широкую публику заинтересовало то, что некоторые из них имели каннелюры. Впрочем, каннелюры время от времени использовались в эпохи всех династий, хотя пилястры встречаются крайне редко даже в более поздние времена – в Птолемеевых и римских храмах Эдфу, Калабши и Дендеры. Пилястры можно назвать «призраками колонн», они почти не несут или вообще не несут никакой конструктивной нагрузки. Пилястры выкладываются вместе со стеной, но никак ее не укрепляют. В эпоху Джосера зодчие предпочитали сооружать пилястры, а не отдельно стоящие колонны, и в этом заключается своеобразие этой эпохи. Если оставить в стороне вопрос об украшениях, то пилястры можно разделить на два типа – истинный пилястр (фото 1) и элемент, который с архитектурной точки зрения можно назвать пилястром, но на самом деле это колонна, соединенная со стеной (фото 2). Сесил Фёрс, описывая такие пилястры в томе XXV «Анналов Службы древностей», отмечает: «Ясно, что строители хорошо знали, что такое отдельно стоящая колонна, но в данном случае они предпочли соорудить ее в конце короткой стены, чтобы уложить на нее тяжелые балки из известняка, выкрашенные в красный цвет и напоминающие древесные столбы…»

Доктор Дж. Рейснер, говоря о мастабах Гизы эпохи IV династии, великодушно сообщил одному из нас, что: «Плиты из известняка длиной в 250 и даже 285 см являются прекрасным материалом для крыши; самые длинные плиты имеют толщину от 50 до 80 см. Известняк в стенной кладке лежит в своем естественном положении, то есть горизонтальными слоями. То же самое можно сказать и о плитах крыши и архитрава. В квадратных колоннах эпохи IV династии слои известняка занимают вертикальное положение. Камень подобран с таким искусством, а архитрав установлен так умело, что потрескавшихся колонн почти нет. Нагрузка, приходящаяся на среднюю часть архитрава и плиты перекрытия, не превышает ту, которую может выдержать камень. Длина пролетов, на которые уложены плиты, обычно составляет от 120 до 150 см, а поверх крыш обычно располагается слой наполнения толщиной от 20 до 100 см».

Архитекторы эпохи Джосера, по-видимому, перекрывали каменными плитами пролеты длиной до 2,7 м, но не решались укладывать плиты крыши на архитравы такой же длины; с другой стороны, вполне возможно, что они сомневались в том, что не архитрав, а отдельно стоящие колонны, сложенные из мелких блоков, смогут выдержать тяжесть крыши. Не следует также думать, что использование бревен для перекрытия сооружений было просто данью традиции, уходящей корнями в далекое прошлое. Доктор Рейснер сообщил нам, что северный коридор и хранилища в храме Микерина в Гизе были перекрыты стволами деревьев[7].

Среди наиболее интересных архитектурных форм в эпоху Джосера можно назвать колонны со стволами в виде граненых цилиндров, образующие колоннаду в юго-восточном углу стены, окружающей Ступенчатую пирамиду (фото 3). Такая форма колонн нигде больше не встречается. Капитель их имеет простую форму и увенчана широкой абакой. Другой необычной архитектурной формой является пилястр в форме стебля папируса, имеющий треугольное сечение, что характерно для этого тростника (фото 3 и 36). Капитель представляет собой распустившийся цветок папируса – колонны с такой капителью создавали еще очень долго, до времен самых последних династий. Фасад верхней части одного из зданий был первоначально украшен рядами стройных пилястров с каннелюрами – по три на каждую молельню. На эти пилястры опирался закругленный карниз. Эти пилястры, насколько нам известно, заканчивались формой, напоминавшей два опущенных вниз листа, по одному с каждой стороны. Между ними было проделано отверстие цилиндрической формы, куда, вероятно, вставлялась балка для навеса, который защищал от солнца открытый дворик, расположенный перед зданием. А может быть, в них вставлялись медные желоба, по которым с крыши стекала дождевая вода.

Интересно было бы выяснить – появились ли эти архитектурные формы и методы строительства в эпоху Джосера или они развивались в течение длительного периода, предшествовавшего этой эпохе? Сначала ученым казалось невероятным, чтобы они были созданы так быстро, а наличие пилястров считалось неопровержимым доказательством того, что отдельно стоящие колонны существовали уже давно. Авторы же этой книги склонны верить, что искусство кладки гладко обтесанных блоков вполне могло возникнуть в эпоху царствования Джосера, а архитектурные формы были позаимствованы у кирпичных сооружений и у растений. Что касается отдельно стоящих колонн, то они, конечно, могли появиться и до эпохи Джосера, но, вероятно, в более примитивной форме – в виде стволов деревьев и пальм и связок тростника, обмазанных глиной. Когда колонны стали сооружать из камня, то строители, по-видимому, стремились сделать их крепче, соединяя со стеной, – так могли появиться пилястры в молельнях царевен III династии. В других странах, где отдельно стоящие колонны создавались с самого начала, пилястров не знали очень долго. Вполне возможно, что архитекторы эпохи Джосера решили применить для строительства своих зданий каменные колонны, но решили, что они не смогут выдержать вес архитравов и крыш из каменных блоков. Пока еще трудно утверждать, так ли это было или иначе, и во время будущих раскопок в Саккаре могут быть найдены и отдельно стоящие колонны. Следы прогресса можно заметить даже в молельнях и колоннадах, которые уже раскопаны; пути развития каменного строительства становятся все более и более прямыми, и мы видим, как появляются новые приемы мастерства, помогающие соединять отдельные блоки гораздо плотнее. Кладка из довольно грубо обтесанных каменных блоков была известна в Египте за несколько веков до Джосера, а умение добывать и обрабатывать самые прочные породы было хорошо знакомо каменщикам с раннего додинастического периода. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда строители стали копировать красивые архитектурные формы, которые мы встречаем в домах, построенных из прекрасного, легко поддающегося обработке камня, добывавшегося в каменоломнях Туры и Масары, каменное зодчество стало развиваться гораздо быстрее. Когда стали сооружать гигантские здания, которые строили из крупных блоков, чтобы они стояли вечно, утонченные украшения эпохи Джосера оказались ненужными, поскольку в этот период главной задачей архитектора было обеспечение грандиозности сооружений и исключительной точности в работе.

kartaslov.ru


Смотрите также