Древнее двуречье презентация. Презентация на тему "Древнее двуречье" - презентации по Истории скачать бесплатно
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнее Двуречье – конспект и презентация к уроку истории. Древнее двуречье презентация


Древнее Двуречье (Междуречье) - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

Яндекс.Метрика

myslide.ru

Презентация по истории "Древнее Двуречье"

Знаменательные события 1 декабря Дни воинской славы России  День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год )

Знаменательные события

1 декабря Дни воинской славы России  День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год )

Что же такое цивилизация? Цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности.

Что же такое цивилизация?

Цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности.

Древнее Двуречье

Древнее Двуречье

По описанию Геродота Двуречье имело плодородную землю и, поэтому здесь было развито земледелие. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, просо и сезам. Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Самыми древнейшими городами были Ур и Урук.

Предположите, что могли представлять собой эти города-государства?

Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

Какие культуры выращивали жители этой страны?

Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древне шумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями. Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древне шумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Какие боги были в Древнем Двуречье? ШАМАШ – бог Солнца СИН – бог Луны ЭА – богиня воды ИШТАР – богиня плодородия

Какие боги были в Древнем Двуречье?

ШАМАШ – бог Солнца СИН – бог Луны ЭА – богиня воды ИШТАР – богиня плодородия

Клинопись

Клинопись

Работа с текстом учебника: стр.67-68; 1. На чем писали в Древнем Двуречье? 2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? 3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? 4. Где учились клинописи древние шумеры?

Работа с текстом учебника: стр.67-68;

1. На чем писали в Древнем Двуречье?

2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья?

3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья?

4. Где учились клинописи древние шумеры?

На сегодняшнем уроке, мы узнали, что… Крупные города-государства Двуречья называются… Населения Древнего Двуречья называли… Главные реки Древнего Двуречья называются… Государство Древнего Двуречья возникло около… В западной Азии есть государство…

На сегодняшнем уроке, мы узнали, что…

Крупные города-государства Двуречья называются…

Населения Древнего Двуречья называли…

Главные реки Древнего Двуречья называются…

Государство Древнего Двуречья возникло около…

В западной Азии есть государство…

Основными занятиями шумеров были… Шумеры верили в… Основными богами шумеров были… Жилищами богов шумеры считали… Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…

Основными занятиями шумеров были…

Шумеры верили в…

Основными богами шумеров были…

Жилищами богов шумеры считали…

Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…

videouroki.net

Презентация "Древнее Двуречье" - История

Древнее Двуречье План урока 1. Страна двух рек . 2. Города из глиняных кирпичей . 3. Башни от земли до неба . 4. Письмена на глиняных табличках . Дунаева Л. Н. Старогольская средняя школа Новодеревеньковского района Орловской области

Древнее Двуречье

План урока

1. Страна двух рек .

2. Города из глиняных кирпичей .

3. Башни от земли до неба .

4. Письмена на глиняных табличках .

Дунаева Л. Н.

Старогольская средняя школа

Новодеревеньковского района

Орловской области

Она лежит между двумя большими реками — Евфратом и Тигром. Отсюда и её название — Двуречье или Междуречье. 1. Страна двух рек. Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата? Ответ на первом форзаце учебника

Она лежит между двумя большими реками — Евфратом и Тигром.

Отсюда и её название — Двуречье или Междуречье.

1. Страна двух рек.

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы.

Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»?

Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?

Ответ на первом форзаце учебника

1. Страна двух рек.

Заполните таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13)

Линии сравнения

Линии сравнения

Линии сравнения

Двуречье

Природные условия

Природные условия

Двуречье

Двуречье

Природные условия

Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов

Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов

Египет

Египет

Организация системы орошения

Организация системы орошения

Египет

Организация системы орошения

Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки

Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб; использование водоподъемных машин и насосов

Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки

Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды

 Опишите рисунок нашего времени (с. 66) по плану 2. Города из глиняных кирпичей. «Поселок шумеров» 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колесная повозка.

Опишите рисунок нашего времени (с. 66)

по плану

2. Города из глиняных кирпичей.

«Поселок шумеров»

1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колесная повозка.

3. Башни от земли до неба. Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога — покровителя города . Могучие горы полны сиянием твоим, твой свет наполняет все страны. Ты могуч над горами, созерцаешь землю, витаешь на краях земли, среди неба. Ты властвуешь над жителями всей вселенной... Ты сокрушаешь рог того, кто замышляет злое; неправедного судью ты заключаешь в темницу, ты казнишь того, кто берет взятки; к тому, кто не берет мзды и заботится об угнетенном, Шамаш милостив, и дни его продолжены... О Шамаш, к тебе прибегает путник, полный страха, странствующий купец, юный торговец, носитель кошелька с золотом. О Шамаш, тебе молится рыбак с сетью, охотник, мясник, погонщик скота Шамаш - бог Солнца Син — бог Луны . Эа — бог воды Иштар - богиня плодородия и любви

3. Башни от земли до неба.

Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога — покровителя города .

Могучие горы полны сиянием твоим, твой свет наполняет все страны. Ты могуч над горами, созерцаешь землю, витаешь на краях земли, среди неба. Ты властвуешь над жителями всей вселенной... Ты сокрушаешь рог того, кто замышляет злое; неправедного судью ты заключаешь в темницу, ты казнишь того, кто берет взятки; к тому, кто не берет мзды и заботится об угнетенном, Шамаш милостив, и дни его продолжены... О Шамаш, к тебе прибегает путник, полный страха, странствующий купец, юный торговец, носитель кошелька с золотом. О Шамаш, тебе молится рыбак с сетью, охотник, мясник, погонщик скота

Шамаш - бог Солнца

Син — бог Луны .

Эа — бог воды Иштар - богиня плодородия и любви

2. Города из глиняных кирпичей. 1. Я родился в злосчастный день! 2. Брось тебя в воду — вода протухнет. Пусти тебя в сад — все плоды сгниют. 3. Дружба длится день, родство длится вечно. 4. Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот. 5. Ты идешь завоевывать землю врага, враг приходит, завоевывает твою землю. 6. Бедняк занимает — себе забот наживает! 7. Хорошо одетому всегда рады. 8. Он еще не поймал лисицу, а уж делает для нее колодку. 9. Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову. 1. 2. Познакомимся с документами на с. 69-70. - Найдите в тексте документа предложения, которые служили бы подписями к иллюстрациям. - Почему в Двуречье возник миф о потопе? 3.

2. Города из глиняных кирпичей.

1. Я родился в злосчастный день!

2. Брось тебя в воду — вода протухнет. Пусти тебя в сад — все плоды сгниют.

3. Дружба длится день, родство длится вечно.

4. Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот.

5. Ты идешь завоевывать землю врага, враг приходит, завоевывает твою землю.

6. Бедняк занимает — себе забот наживает!

7. Хорошо одетому всегда рады.

8. Он еще не поймал лисицу, а уж делает для нее колодку.

9. Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову.

1.

2.

Познакомимся с документами на с. 69-70.

- Найдите в тексте документа предложения, которые служили бы подписями к иллюстрациям.

- Почему в Двуречье возник миф о потопе?

3.

4. Письмена на глиняных табличках Клинопись - это особое письмо Двуречья.

4. Письмена на глиняных табличках

Клинопись - это особое письмо Двуречья.

НАДПИСЬ

НА ГЛИНЯНОЙ

ТАБЛИЧКЕ,

СДЕЛАННАЯ

УЧЕНИКОМ

В ШУМЕРСКОЙ

ШКОЛЕ

В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце мое бешено заколотилось.

Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком.

Когда учитель проверял порядок в доме табличек,

Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание:

«На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!»

— и ударил меня. Отец дома табличек

положил передо мной исписанную табличку; Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, Писал на ней, Но было на табличке и то, чего я не понимал, Чего не смог прочесть. Тогда надзиратель сделал мне замечание: «Почему ты разговаривал без разрешения?»

— и ударил меня; Смотритель сказал:

«Почему ты кланялся без разрешения?» — и ударил меня;

Человек, следящий за порядком, сказал: «Почему ты встал без разрешения?» — и ударил меня; Привратник сказал: «Почему ты ушел без разрешения?»

— и ударил меня; Человек с палкой сказал:

«Почему ты протягивал руку без разрешения?» — и ударил меня... Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел.

  • Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями?
4. Письмена на глиняных табличках Опишите рисунок нашего времени по плану (с. 68): «Школа в Двуречье» ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину

4. Письмена на

глиняных табличках

Опишите рисунок нашего времени по плану

(с. 68):

«Школа в Двуречье»

2) учитель;

3) работник, разминающий глину

Закрепление знаний и способов действий Выполните тестирование (вариант 1, 2). Работа по карточкам 1, 2. - Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?

Закрепление знаний и способов действий

  • Выполните тестирование (вариант 1, 2).
  • Работа по карточкам 1, 2.

- Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?

Работа с контурной картой (№ 47, 50) в рабочей тетради

Работа с контурной картой (№ 47, 50) в рабочей тетради

 Информация о домашнем задании Изучите § 23. Ответьте на вопросы 1—4 устно. Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Можете прислать фото (рисунок) о Двуречье. Выполните задания 46, 48, 56 в рабочей тетради

Информация

о домашнем

задании

  • Изучите § 23. Ответьте на вопросы 1—4 устно.
  • Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями.
  • Можете прислать фото (рисунок) о Двуречье.
  • Выполните задания 46, 48, 56 в рабочей тетради

multiurok.ru

Презентация на тему "Древнее двуречье"

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Древнее двуречье

Описание презентации по отдельным слайдам:

«ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» Автор: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории I ка... 1 слайд

«ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» Автор: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории I категории МКОУ «СОШ № 10», г. Нижняя Салда, Свердловской области Ноябрь 2012 год Методическая лаборатория «Технология развития критического мышления

Памятка «Кластер» Напишите ключевое слово или предложение в середине большого... 3 слайд

Памятка «Кластер» Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

РЕШИ ЗАДАЧУ В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько... 6 слайд

РЕШИ ЗАДАЧУ В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

Религия шумеров Шамаш - бог Солнца Син - бог Луны Иштар - богиня плодородия и... 7 слайд

Религия шумеров Шамаш - бог Солнца Син - бог Луны Иштар - богиня плодородия и любви КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО?

НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ Правитель города Воины Сбор налогов 8 слайд

НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ Правитель города Воины Сбор налогов

Клинопись - письмена на глиняных табличках в форме клинообразных значков 9 слайд

Клинопись - письмена на глиняных табличках в форме клинообразных значков

Клинопись - письмо Двуречья Стелла Хаммурапи Глиняная табличка 10 слайд

Клинопись - письмо Двуречья Стелла Хаммурапи Глиняная табличка

Ворота Иштар. Реконструкция. Рельефные изразцы с цветной глазурью. Около 580г... 11 слайд

Ворота Иштар. Реконструкция. Рельефные изразцы с цветной глазурью. Около 580г. до н.э.

Строительство Руины Белого храма в г. Уруке. Около 3200-3000 гг. до н.э. Улиц... 12 слайд

Строительство Руины Белого храма в г. Уруке. Около 3200-3000 гг. до н.э. Улица древнего г.Ура Глиняные кирпичи – основа строительства

Храмы Богов Зиккурат – ступенчатый храм. 13 слайд

Храмы Богов Зиккурат – ступенчатый храм.

Миф о Гильгамеше 14 слайд

Миф о Гильгамеше

Миф о ПОТОПЕ 15 слайд

Миф о ПОТОПЕ

Особенности развития культуры Для культуры Двуречья было характерно, что там ... 16 слайд

Особенности развития культуры Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты _______________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________

Закончи предложения: 1. Двуречье расположено между реками … 2. Климат Двуречь... 17 слайд

Закончи предложения: 1. Двуречье расположено между реками … 2. Климат Двуречья был … 3. Реки Тигр и Евфрат впадают в …. 4. Основные занятия древних шумеров: … 5. Религия шумеров была …

Используемая литература Арсланова О.В., Соловьев К.А. универсальные поурочные... 18 слайд

Используемая литература Арсланова О.В., Соловьев К.А. универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира:5 класс. - М.: ВАКО. 2011 Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений : Просвещение, 2011 Источниковедение истории Древнего Востока. Москва 1984 г. Энциклопедия “Цивилизации Древнего Востока” Литвина, Зинченко, Любимов и др. Москва 2005 г.

Источники изображений Слайд 2 Карта Передняя Азия http://www.carta.ru/i/maps/... 19 слайд

Источники изображений Слайд 2 Карта Передняя Азия http://www.carta.ru/i/maps/dr-vos-2.jpg Слайд 4 Карта Междуречье до 6 в до н.э. карта http://www.domlin.ru/gallery/karta_mehzdurechiya.jpg Слайд 5 Занятия шумеров http://arhilat.build2.ru/uploads/0010/10/04/1197-1.jpg 7 слайд Религия шумеров Бог Шамаш http://img.narodna.pravda.com.ua/images/doc/b/a/ba074-f015813266.jpg Богиня Иштар http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=96410410-34-72&n=21 Бог Син http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=642525340-00-72&n=21 Слайд 8 находки археологов Сбор налогов http://www.evreimir.com/wp-content/uploads/2012/02/Хорошо-ли-это-для-евреев-.jpg Правитель города http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=72128555-22-72&n=21 В 

Источники изображений Слайд 8 Воины http://i53.tinypic.com/2qdmzqe.jpg Слайд ... 20 слайд

Источники изображений Слайд 8 Воины http://i53.tinypic.com/2qdmzqe.jpg Слайд 9 Клинопись http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=115369510-20-72&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=138581548-49-72&n=21 Слайд 10 Стела Хаммурапи http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=204332998-18-72&n=21 Слайд 11 культура Ворота Иштар http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=166743190-36-72&n=21 Изразцы http://st.free-lance.ru/users/mishsun/upload/f_4ecb6c77a2e4f.jpg http://damanostradam.taba.ru/fid/cnRlaW1hZ2VfdGh2bWI6YWFjN2RiZmE0ZjYyZDE4YWY2MzExZDYxZWQ4NDMyMzkvLw/img.jpg Слайд 12 Строительство Ворота Белого храма в Уруке http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=386224016-29-72&n=21 Улицы древнего Ура http://razuznai.ru/images/stories/culture/2122_shumeri.jpg Слайд 13 Храмы Зиккурат http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=28974385-70-72&n=21 Слайд 14 Миф о Гильгемаш еhttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=187554458-67-72&n=21 Слайд 15 Миф о потопе http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=637441731-27-72&n=21

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

1472621618296483256733672

  • Презентации к уроку История

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1900’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1900’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-19 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1910’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1910’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-20 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1920’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1920’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-21 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1930’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1930’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-22 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1940’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1940’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-23 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1950’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1950’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-24 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1960’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1960’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-25 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1970’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1970’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-26 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1980’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1980’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-27 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1990’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1990’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-28 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 2000’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 2000’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-29 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 2010’s (the First half) / The history of Arch...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 2010’s (the First half) / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-30 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18

341113411234113341143411534116341183411934120341213412334124

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Древнее Двуречье – конспект и презентация к уроку истории

Скачать разработку урока «Древнее Двуречье» в формате docx

Скачать презентацию по истории «Древнее Двуречье» в формате pptx

Древнее ДвуречьеДанная методическая разработка позволит познакомить учащихся 5 класса с такой древней цивилизацией, как Древнее Двуречье. В ходе занятия, описанного на Школьном портале, пятиклассники поработают с картой, узнают при помощи наглядных иллюстраций, приведенных на слайде презентации, о самых достопримечательных эпизодах из жизни Древнего Двуречья.

На уроке школьники также узнают о природе и климате Двуречья, расположением на карте мира. Важно уделить особое внимание сравнительной характеристике географических особенностей Двуречья и Древнего Египта. С этой целью будет проанализированы исторические документы, карта и текст учебника.

Автором методической разработки помимо подробного опорного конспекта и наглядной мультимедиа презентации, подготовлены дидактические карточки для учащихся к уроку истории.

Описание хода занятия о Древнем Двуречьи

Древнее Двуречье-1В ходе организации класса учитель сообщает о том, что на данном уроке продолжиться путешествие по загадочным государствам Древнего мира. Но, прежде следует вспомнить изученное ранее о Древнем Египте. После повторения класс знакомится с планом урока.

Первым делом учитель рассказывает о природно-климатических условиях региона, где располагалось Древнее Двуречье. Дается характеристика особенностям климата.

Приводятся данные о плодородности почвы, флоре и фауне местности. Для лучшего восприятия анализируются природно-климатические показатели Древних Египта и Двуречья в форме таблицы. Линиями для сравнения становятся климат, реки, почва, сельскохозяйственные культуры, природные ископаемые и занятия местного населения.

На следующем этапе учитель предлагает классу поразмышлять над тем, каким бы мог оказаться маршрут для путешествующего в Двуречье из Древнего Египта. То есть, какие страны, государства, пришлось бы пересечь путешественнику? А еще можно предложить составить небольшой рассказ о данном государстве.

Работа с историческими источниками о Древнем Двуречьи

Первым из исторических документов, с которым предлагается познакомиться учащимся 5 класса – это историческое описание Геродота. Он рассказывает об искусственном орошении посевов по причине отсутствия естественных осадков. А также о хорошем урожае всевозможных сельскохозяйственных культур и популярности, в связи с этим, данного региона в соседних странах.

Дальнейший диалог состоится о городах, построенных шумерами из глиняных кирпичей, и ставших затем центрами небольших государств. А после знакомства с очередным историческим документом, классу раздаются карточки, в которых имеются пропущенные слова. Ребятам предстоит заполнить предложения недостающими по смыслу словами.

После заполнения карточек работа продолжается изучением храмовых сооружений Древнего Двуречья. Анализируя изображенные на экране иллюстрации, ребята отвечают на вопросы:• Что такое храм?• Где в ранее изученном курсе истории нам приходилось встречать подобные сооружения?• Во что верили, согласно историческим документам, древние египтяне?• Какой вывод напрашивается про верования шумеров, если учесть, что в их городах также строились храмовые сооружения?

Письмена на глиняных табличках в Древнем Двуречье

Древнее Двуречье-2

клинопись

В ходе работы с текстом на слайдах и в учебнике отвечаем на вопросы:• На чем в Двуречьи писали? (Ответ: на глиняных табличках.)• С чем можно сравнить клинопись Древнего Двуречья? (Ответ: с рисунками.)• Какое количество знаков насчитывала клинопись Двуречья? (Ответ: несколько сотен.)• Где шумеров обучали искусству клинописи? (Ответ: в школах.)• Кто был главой такой школы? (Ответ: отец школы.)

В завершении занятия подведение итогов предлагается осуществить в форме игры во вопросам утверждения, на которые ребятам следует отвечать да либо нет:• Древнее Двуречье располагалось между реками Тигр и Ефрат. (да)• Второе название Двуречья – Месопотамия. (да)• Около 3000 лет назад сформировалось данное государство. (нет)• Наиболее крупными из городов Двуречья были Урук и Ур. (да)• Для божеств сооружались храмы. (да)• Вход в храм был разрешен всем. (нет)• Наиболее из распространенных полезных ископаемых было железо. (нет)

Подробный опорный конспект урока истории на тему «Древнее Двуречье» можно скачать в начале публикации, а также интересную и яркую презентацию к нему.

Скачать презентацию к уроку по истории «Древнее Двуречье»

nashashcola.ru

Конспект и презентация к уроку по теме: "Древнее Двуречье"

Цели: -  Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;        

            - продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья,  анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой, школьным учебником;

Тип урока:   изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийная установка, проектор, компьютер, презентация, карточки для сравнения климата, карта « Древнее Двуречье»

 

                                   Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

- Давайте вспомним, с каким государством мы с вами недавно закончили знакомиться?

- Верно, мы закончили изучать Древний Египет. Мы познакомились с его природой, выяснили, какую роль в жизни египтян играла река Нил, чем занималось население этого государства. Выяснили, что самым могущественным в Египте был.. ( фараон)

   -  Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось еще одна страна, Древнее Двуречье. 

 

         ( сл. 2)        План урока:

Страна двух рек.Города из глиняных кирпичей.Башни от земли до неба.Письмена на глиняных табличках.

 

                            Работа с картой:

( сл. 3) - Давайте посмотрим на карту и найдем на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название? ( стр. 33)

-  Какие крупные реки находятся в этой стране?

Природно-климатические условия.

Климат различен: на севере- резко  континентальный климат, зимой снег, весной и осенью – дожди. На юге климат жаркий и сухой. Снега практически нет, а  зимние месяцы отличаются сильными холодами. Реки, питаемые водой горных ручьев, в среднем и нижнем течении текут по глинистой равнине.

 Почва по берегам рек едва ли не самая плодородная на планете, влажная и богатая  минералами, на ней растёт  хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, содержавшего растительные остатки и растворенные соли  горных минералов и оседающего на полях во время весенних наводнений. Но поздний  разлив приводил к засолению почв. Быстро иссушаемые палящим солнцем земли,

пригодные для земледелия, покрывались соляной коркой и через какой-то

промежуток времени (более и менее длительный) приходилось оставлять эти

участки. Угрозу для плодородия представляли сильные ветры из района пустынь, ветры с залива грозили сильнейшими наводнениями.

Заболоченные пространства в изобилии давали рыбу и водоплавающую дичь.

Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли

значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

Флора довольно скудная, только на севере произрастали различные породы

деревьев, на большей же части страны культивировались финиковая пальма,

фиговое дерево, виноградная лоза, яблоня, другие фруктовые деревья.

-  Из культурных растений разводили зерновые (ячмень, полба, просо), технические  (сезам или кунжут, лен), огородные (лук, чеснок, баклажаны, огурцы, тыква), бобовые (чечевица, фасоль, горох).

Территория Месопотамии практически лишена природных ресурсов (нет ни камня, ни строительного леса, ни залежей руд), отчасти это компенсировалось

использованием подручных средств, в первую очередь глины (кирпич, керамика, материал для письма), но потребность в применении леса, железа, меди, камня существовала всегда

 

Линии сравнения

Египет

Двуречье

( Месопотамия)

Климат

Жаркий

На севере- холодный, на юге – жаркий, сухой

Реки

Нил

Евфрат , Тигр

Почва

Красно-бурые пески, сменяющиеся скалами, неплодородная

В долине Нила мягкая, жирная, пригодна для земледелия

плодородная

Сельскохозяйственные культуры

Ячмень, пшеница, финиковые пальмы, виноградники,

Ячмень, пшеница, полба, просо, сезам или кунжут, лен, огородные лук, чеснок, баклажаны, огурцы, тыква, чечевица, фасоль, горох; финиковые пальмы, фиговые деревья, сады

 

Природные ископаемые

Медь, золото, камни, пригодные для строительства, лес отсутствовал

Глина, камни для строительства, лес отсутствовал

Занятия населения

Земледелие, рыболовство,

ремесло

Земледелие, рыболовство, охота

 

- Каким мог быть маршрут путешествия из Египта в Междуречье. Какие страны и земли придется пройти путешественнику?

- Кто попробует составить связный рассказ об этой стране ( сл. 5)

   Итак, Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом, сейчас принадлежит Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

   Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

                        Работа с историческим источником:

Геродот. История.

193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

…Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

Вопросы к документу:

Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная)Какие культуры выращивали жители этой страны?

 

                            2. Города из глиняных кирпичей.

  ( сл. 6)  Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

- сейчас вы поработаете с п. 2 на стр. 66 – 67 и заполните карточку.

 

                   Карточка № 2.

1. Древним народом, создавшим первые государства были _____________________

2. Города обычно строились на __________________________________ или возле ____________________________.

3.  Самыми крупными городами были ____________ и ___________________.

4. Из-за отсутствия леса дворцы, храмы, дома были из _________________________.

5. Из-за отсутствия топлива кирпичи не обжига а _______________________________.

 

Ключ: 1. шумеры. 2. берегу реки или канала. 3. Ур и Урук. 4. глинных кирпичей. 5. Сушили на солнце.

( сл. 7)

                        3. Башни от земли до неба.

- ( сл. 8)    Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Давайте остановимся на одной из площадей… Посмотрите… как вы думаете, что это за сооружение? (Храм)

1.         Что такое храм? (Жилище богов)

2.         Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в Египте)

3.         Во что верили древние египтяне? (в богов и загробный мир)

4.         Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (они тоже верили в богов, религия?)

( сл. 9)

- Над приземистыми постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались в небо. Так выглядел храм бога, который покровительствовал городу.

-    У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

( сл. 10)

ШАМАШ – бог Солнца

СИН – бог Луны

ЭА – бог воды

ИШТАР – богиня плодородия

 

- Как вы думаете, кто имел право подниматься на вершину башни? ( жрец) А в Древнем Египте?

- Те, кто оставляя  у подножия башни верили, что на самом верху живут боги, и жрецы с ними беседуют.

- Жрецы наблюдали за движением солнца и Луны, составляли сроки лунных затмений, по звёздам предсказывали  людям судьбу.

- Учёные жрецы занимались и математикой. Под их влиянием мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.

                       

                        3. Письмена на глиняных табличках.

                        Работа с текстом учебника: стр. 67 - 68

1. На чем писали в Древнем Двуречье? (на глиняных дощечках) ( сл. 11)

2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (рисунки) ( сл. 12)

3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (несколько сот)

4. Где учились клинописи древние шумеры? (в школах)

5. Как проходил урок в такой школе?

6. Кто стоял во главе школы? ( отец школы)

 

5. Подведение итога урока.

         1) работа в тетради на печатной основе

         2) игра « Я утверждаю, что…»

1. Страна Двуречье лежит между двумя реками Евфрат и Тигр. ( да)

2. Другое название этой страны – Месопотамия ( да)

3.  Более 3 тыс. лет назад там образовалось государство ( нет, 5 тыс.)

4. Самыми крупными городами были Ур и Урук ( да)

5. Самым распространённым полезным ископаемым там было железо ( нет, глина)  

6. Для божеств население строило храмы ( да)

7. Входить в храм мог любой желающий ( нет, только жрецы)

8. Письмо в Двуречье называлось – иероглифами ( нет, клинописью)

9. Во главе школы стоял человек, которого почтительно называли « отцом школы» ( да)

 

6. Домашнее задание:

         Параграф 13, записи, составить рассказ от лица шумера:

                   1) занимающегося в школе

                   2) занимающегося с/х   

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru

Презентация «Древнее Двуречье»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок №1 Тема урока: Древнее Двуречье: происхождение названия, географическое положение, природные условия. Религия древних шумеров.Автор: Коваленко Татьяна Валериевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №2 г.Алексеевки Белгородской области

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУПОЧЕМУ МЕЖДУРЕЧЬЕ И ЕГИПЕТ НАЗЫВАЮТ РАЗНЫМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ?ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!

Слайд 3

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМОбъясните значения слов: цивилизация, государство, религия. (Словарь) Сравните природные условия Древнего Египта и Двуречья и заполните в тетради таблицу

Слайд 4

Шумеры – народ, проживавший на территории Месопотамии в IV-III тыс. до н.э. (возможно, ещё раньше). Во многих отношениях – один из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества. Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии. Шумеры оставили важнейший след в культуре Междуречья – в религии и литературе, законодательстве и управлении, науке и технике. Именно шумерам мир обязан изобретением письменности. К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение. 

Слайд 5

Свою родину шумеры называли Калам («Страна»), а её жителей – саг-нига («черноголовые»).Голова статуи Гудеа. Ок. 2136 - 2104 гг. до н.э.

Слайд 6

Евфрат и Тигр в то время не имели общего устья, которое теперь именуется Шатт-эль-Араб, а впадали непосредственно в Нижнее море – так называли Персидский залив шумеры. В течение 6 тысячелетий речные наносы заполняли северную часть залива и отодвинули его берег к югу примерно на 1о

Слайд 7

Критерии сравнения Древний Египет Древнее Двуречье Местонахождение Климат Реки Почва Растительность Полезные ископаемые Основные занятия населения Влияние географического положения на историю государства

Слайд 8

Критерии сравнения Древний Египет Древнее Двуречье Местонахождение Африка Передняя Азия Климат Очень жаркий климат: летом температура может подниматься до 52оС. Засухи чередуются с наводнениями, связанные с разливом рек. Очень жаркий климат: летом температура может подниматься до 52оС. Засухи чередуются с наводнениями, связанные с разливом рек. Реки Нил Тигр, Евфрат Почва Почва образована речными наносами, очень плодородна. Но из-за неравномерности рельефа на высоких местах высыхает быстро и становится твёрдой, как камень, а в низинах, напротив, вода застаивается и образуются болота Почва образована речными наносами, очень плодородна. Но из-за неравномерности рельефа на высоких местах высыхает быстро и становится твёрдой, как камень, а в низинах, напротив, вода застаивается и образуются болота Растительность Деревьев мало. Огромное количество папируса – речного тростника, – который использовался очень широко: строительный материал, материал для письма и т.п. Из древесных пород только финиковая пальма, дающая вкусные плоды, но непригодная как строевой лес. Покров почв – травяной. Полезные ископаемые Строевой лес завозили из Сирии. Основной строительный материал – папирус. Орудия труда каменные и кремниевые. Из металлов распространена медь. Почти полное отсутствие полезных ископаемых и сырья (камня и металла), необходимого для развития хозяйства. Огромное количество глины, которая использовалась очень широко.

Слайд 9

Критерии сравнения Древний Египет Древнее Двуречье Основные занятия населения Земледелие, скотоводство, виноградарство и садоводство. Сложные работы по ирригации (осушение или орошение почвы). Ремёсла: ткацкое, ювелирное, гончарное. Орудия труда самые простые: мотыга, деревянная соха. Виноградный сок выжимали просто ногами, а зерно вымолачивали, прогоняя мелкий скот по колосьям, разбросанным на току. Земледелие, скотоводство, виноградарство и садоводство. Сложные работы по ирригации (осушение или орошение почвы). Ремёсла: ткацкое, ювелирное, гончарное. Орудия труда самые простые: мотыга, деревянная соха. Виноградный сок выжимали просто ногами, а зерно вымолачивали, прогоняя мелкий скот по колосьям, разбросанным на току. Влияние географического положения на историю государства Пески пустынь и море прикрывали Египет от внезапных вторжений. В этом отношении положение Египта более благоприятно, чем Двуречья. Территория Двуречья неоднократно переживала опустошительные нашествия. Населению Двуречья, приходилось вести постоянную борьбу с горными и степными племенами, стремившимися прорваться в плодородную долину и подчинить её своему господству.

Слайд 10

Слайд 11

Халдейская одеждаУчение о небесных телах было развито преимущественно жрецами, составлявшими замкнутую касту и называвшимися магами (греки звали их халдеями). Со временем это учение превратилось в суеверие, состоявшее в гадании по звездам (астрология).

Слайд 12

Фигурка жреца

Слайд 13

Ритуальные и парадные костюмы знатных женщин Месопотамии Сер. III тыс. до н.э.Ритуальные костюмы представителей высшей знати Первая половина III тыс. до н.э.

Слайд 14

Царский парадный ритуальный костюм Первая половина III тыс. до н.э.Священная табличка Урнана Ок. 2630 г. до н.э. Хранится в Лувре, Париж, Франция

Слайд 15

Молящийся из Ларсы. начало 2 тыс. до н.э. Бронза, золото

Слайд 16

Жрец и женщины Первая половина III тыс. до н.э. Рельеф с шумерской печати

Слайд 17

Д/з: Прочитать конспект, найти в дополнительной литературе или в интернете картинки, связанные с данной темой, толкование терминов. Нарисовать картинки, схемы, иллюстрирующие шумерских богов – например, планеты Солнечной системы, а рядом подписать богов-покровителей.Предварительное задание – прочитать мифы: Миф о мироздании Миф о потопе. Из эпоса о Гильгамеше Диалог между Инанной и ее братом, богом солнца Уту Спор между Мотыгой и Плугом.

Слайд 18

Автор: Коваленко Татьяна Валериевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №2 г.Алексеевки Белгородской областиУрок №2 Тема урока: Культура древних шумеров: наука, ремёсла, письменность и литература.

Слайд 19

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУКАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОТКРЫТИЯ, КОТОРЫЕ ДАЛА МИРУ ШУМЕРСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕЛИКИЕ?ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!

Слайд 20

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМСравните природные условия Древнего Египта и Двуречья. Объясните значения слов: шумеры, иероглифы, пиктографическое (рисуночное) письмо , идеографическое письмо, клинопись. (Словарь)

Слайд 21

Глиняная табличка, возраст которой примерно 3000 лет до н. э., иллюстрирует экономический характер ранней шумерской письменности. Пиктограммы изображают товары, количество изображается размером углублений и выемок.

Слайд 22

Математические таблички II тыс. до н.э. Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания

Слайд 23

Возможно, именно так выглядела школа в Древнем Шумере. (Рисунок современного художника)

Слайд 24

Клинопись состоит из разнообразного сочетания одних и тех же стреловидных, горизонтальных, вертикальных и загнутых крючками знаков. Подобно иероглифам, она представляет собой смесь знаков, изображающих понятия (идеограммы) и звуки (фонетические знаки), и допускает очень много сокращений. Впервые прочтение клинописи удалось сделать в 1802 году ученому Гротезенду, которому проложили дорогу Нибур (1765 г.), Тихсен (1798 г.) и Мюнкер (1800). Табличка с клинописью II-I тыс. до н.э. Хранится в Государственных музеях, Берлин, Германия

Слайд 25

Возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное и понятное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба — звезду и символ воды — рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным. Идеографическое письмо (от греч. idea – идея, образ и grafho – пишу) – принцип письма, использующий идеограммы – письменные условные знаки, соответствующие сути изображаемого слова. Так, глаз обозначал слова «видеть», «смотреть», нога – слова «ходить» или «стоять» и пр.

Слайд 26

Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажимали углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность принято называть клинописью. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. до н. э. Это древнейшие в мире письменные памятники.Табличка с архаической клинописью 3200-3000 г. до н.э. Шумер. Хранится в Государственных музеях, Берлин, Германия

Слайд 27

Слайд 28

Известно, что клинописью пользовались аккадцы, вавилоняне и ассирийцы, причём этот вид письменности применялся в Месопотамии примерно в течение 3-х тысяч лет. Знание клинописи было утрачено, пока в 1835 году Генри Роулинсон, офицер британской армии, не нашёл надписи на стене отвесной скалы в Бехистуне (Иран). Приехав в Персию в 1835 году по делам военной службы, Роулинсон как-то услышал о каменных изображениях возле городка Бехистун. Здесь он нашел не только рельефные скульптуры с героическими сюжетами, прославляющие подвиги Царя Дария, но, что более примечательно, около 1200 строк клинописного текста, описывающих его деяния – снова, как и в Персеполисе, – на трех языках. Роулинсон понял, что надписи могут дать ключ к двум другим до сих пор не разгаданным языкам, но столкнулся с серьезными трудностями при их копировании. Каменные изображения находились на отвесной стороне скалы на высоте 300 футов, и оказалось очень неудобно с земли переносить их на бумагу даже с помощью телескопа. Роулинсон наезжал сюда неоднократно в течение нескольких лет, переписывая надписи. Ему приходилось пользоваться поднятой за собой стремянкой, поставив ее на уровне нижних надписей на карнизе шириной два фута. Для того чтобы скопировать верхние строчки первой части, которая оказалась написанной на староперсидском, Роулинсону приходилось переносить клинопись в свою тетрадь, стоя на верхней ступеньке и опираясь локтем о каменный выступ скалы. «Интерес к такому занятию заставил забыть о страхе»,- скромно писал он позднее.

Слайд 29

На современной фотографии изображен огромный барельеф, вырезанный примерно 250 лет до н. э. на поверхности скалы в Бехистуне, с клинописной надписью, которую Роулинсон скопировал, неоднократно рискуя своей жизнью. На рельефе, расположенном для хорошего обзора на высоте примерно около 340 футов, представлен триумф царя Дария, стоящего третьим слева и творящего суд над 10 взбунтовавшимися вождями. В надписи перечислены его деяния.

Слайд 30

Всё равно умрём – давай всё растратим! А жить-то ещё долго – давай копить!   Не возвращай дьявола своему противнику; отправляй справедливость своему врагу, делай добро, будь добр во все твои дни. О сказанном в спешке сможешь пожалеть.   Поднимись на древние руины и пройдись по ним; посмотри-ка на черепа простых и великих. Какие из них принадлежали святым, а какие грешникам?   Не совершайте преступлений и боязнь [вашего бога] не настигнет вас.   Только боги живут вечно под божественным солнцем; но дни человека сочтены, все дела его лишь ветер.

Слайд 31

Гильгамеш со львенком в руках Ок. 721-705 гг. до н.э. Из дворца Саргона II. Хранится в Лувре, Париж, ФранцияНа извлеченном из земли экспедицией Ботта в Хорсабаде 15-футовом, вырезанном из алебастра изображении (слева) показана бородатая фигура, держащая в руках львенка и нож. Ботта эту и другие тяжелые скульптуры отправил в парижский Дувр на плотах вниз по Тигру и затем на кораблях длинным путем вокруг мыса Доброй Надежды - поскольку Суэцкий канал не был еще вырыт - во Францию

Слайд 32

Сломанная и вновь сложенная, эта табличка - одна из 12, найденных в Ниневии, в которых рассказывается об удивительных приключениях Гильгамеша, полубожественного царя шумерского города Урук. Сопутствуемый удачей, Джордж Смит, изучавший таблички, нашел не только строчки, дополнявшие недостающие отрывки, в которых описывался потоп, похожий на упоминаемый в Библии Великий Потоп, но и более поздний фрагмент, в котором, как он утверждал, говорилось о

Слайд 33

Схема представлений шумеров об устройстве мироздания. III-II тыс. до н.э. По представлениям вавилонян, существовало несколько твердых небес, из них одно – небо Ану

Слайд 34

Д/з: Прочитать конспект, найти в дополнительной литературе или в интернете картинки, связанные с данной темой, толкование терминов. Предварительное задание: вспомните миф о Вавилонской башне.

Слайд 35

Урок №3 Тема урока: Искусство древних шумеров: архитектура и живопись.Автор: Коваленко Татьяна Валериевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №2 г.Алексеевки Белгородской области

Слайд 36

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОСТАЛОСЬ НЕПОЗНАННЫМ В КУЛЬТУРЕ ШУМЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ?ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!

Слайд 37

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМРасскажите о занятиях жителей Древнего Шумера Вспомните «Миф о Вавилонской башне»

Слайд 38

Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563)

Слайд 39

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Слайд 40

Зиккурат в Уре

Слайд 41

Зиккурат в Уре. Реконструкция

Слайд 42

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану.

Слайд 43

Город в Месопотамии. Реконструкция Сер. III тыс. до н.э.

Слайд 44

Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов

Слайд 45

Панорамный обзор Сардинского зиккурата в Монте-Дакодди

Слайд 46

Алтарь и менгир Сардинского зиккурата (вид справа)

Слайд 47

Бывший алтарь для жертвоприношенийСферические камни, возможно символизировавшие Солнце и Луну

Слайд 48

Город в песках

Слайд 49

Великолепный рельеф, выполненный около 2500 года до н.э. из кованой меди, с двумя оленями и орлом с головой льва, мог быть верхней перекладиной над дверью в храме, построенном царем Аанепадом, правителем ранней эпохи города Ур

Слайд 50

Значительно больше сведений о вооружении и организации шумерского войска сохранилось от так называемого раннединастического периода (примерно 3000—2350 гг. до н. э.). В это время один за другим поднялись и расцвели шумерские города Ур, Лагаш, Умма, Ниппур и др. Резко возросли роль и сила государственного аппарата. Появились первые постоянные армии, поначалу совсем маленькие, всего по нескольку сотен воинов. Об их вооружении, устройстве и даже тактике ведения боя историки судят в основном по дошедшим до нас немногочисленным изображениям, главные из которых — знаменитый штандарт из Ура и так называемая Стела Грифов.

Слайд 51

Сцены военной жизни на штандарте из Ура III тыс. до н.э. Хранится в Британском музее, Лондон, ВеликобританияСцены мирной жизни на штандарте из Ура III тыс. до н.э. Хранится в Британском музее, Лондон, Великобритания

Слайд 52

Шумерская армия раннединастического периода состояла из трёх родов войск: тяжёлой и лёгкой пехоты и колесниц. Основную силу войска составляла тяжёлая пехота, а главным наступательным оружием были копья с медными наконечниками. В дошумерские времена каменные или медные наконечники вставлялись в деревянное древко клином и закреплялись ремешками или верёвками. Такое крепление быстро ослабевало и расшатывалось, к тому же древко расщеплялось и наконечник мог выпасть в самый неподходящий момент. Шумеры усовершенствовали способ крепления наконечника: они делали в его узком основании несколько отверстий и закрепляли на древке медными штырями или заклёпками. Тяжёлая пехота ходила в атаку плотно сомкнутым строем. Впереди такую фалангу прикрывали воины с большими прямоугольными щитами. Вероятно, щиты делали из дерева, обтягивали кожей и дополнительно укрепляли медными бляхами. Фалангу Лагаша, изображённую на Стеле грифов, составляли шесть рядов воинов-копейщиков в медных шлемах по 9 человек в ряд, т. е. всего 54 воина. В войнах раннединастического периода лёгкая пехота, вооружённая дротиками и палицами (а позже — боевыми топорами), по-видимому, не играла большой роли. 

Слайд 53

Четырехколесная и двухколесная боевые колесницы III тыс. до н.э.Шумерская фаланга Сер. III тыс. до н.э. Фрагмент Стелы Грифов

Слайд 54

Одной из самых эффектных стел, которая датируется первой половиной III тысячелетия до н.э., является «Стела Грифов», хранящаяся в Лувре. Она достигает 1,88 м в высоту, и от нее сохранились только некоторые фрагменты. Изготовленная из известкового камня, эта уникальная стела воспроизводит победу Эннатума, шумерского князя Лагаша, над городом Умма. На обеих ее сторонах изображены сцены, разделенные на полосы. Рельеф выделяется прежде всего своей повествовательной строгостью. Своё название стела получила из-за того, что в сцене, вырезанной в правой верхней её части, грифы похищают отрубленные головы поверженных врагов.

Слайд 55

Кинжал и ножны Сер. III тыс. до н.э. Из царской гробницы в Уре

Слайд 56

Для демонстрации могущества Нингирсу (бога-покровителя города-государства Лагаш), художник, сделавший эту вазу, изобразил божество в виде орла с головой льва, держащего за хвосты двух львов. Веря, что Нингирсу так же добр, как и гневен, он изобразил его с козами и волами – символами божественной щедрости. Клинописная надпись от мастера-дарителя, сделанная вокруг шейки сосуда, приглашает бога хранить в нём масло.Серебряная ваза энси Лагаша Энтемены

Слайд 57

Статуя Гудеа, великого правителя Лагаша в 2290-2255 гг. до н.э. Хранится в Британском музее, Лондон, ВеликобританияИз шумерских статуй замечательны три статуи энси Гудеа, правившего в Лагаше. К сожалению, все три статуи были частично разбиты и без голов. Две головы были найдены отдельно.

Слайд 58

Фрагмент оттиска печати на кувшине, найденном в Уруке, говорит о том, что и древним шумерам приходилось отстаивать право на собственность. Такие отпечатки наносились прокатыванием личных цилиндрических печатей по мокрой глине - по табличкам, буллам, даже по кускам глины, расплющенной на боку корзин и на закрытых дверях. Если владелец такой уникальной вещи терял ее, то должен был объявить об этом публично, чтобы предотвратить ее незаконное использование другими. Чаще всего в цилиндрических печатях были отверстия, чтобы их можно было носить на шнурке.

Слайд 59

Шумерская цилиндрическая печать. Санкт-Петербург. ЭрмитажПечати-штампы. Месопотамия. Конец IV - начало III тыс. до н.э. Санкт-Петербург. Эрмитаж

Слайд 60

Цилиндрическая печать более позднего времени, посвящённая пятому царю Аккада, оставляет в глине оттиск с изображением персонажей, подающих воду буйволам. Изготовители печатей, очевидно, высверливали детали в камне, делая затем изображение более тонким с помощью абразивных инструментов

Слайд 61

Эта голова быка с лазуритовой бородой из кованного вокруг деревянной формы золота украшала когда-то одну массивную лиру из двух, сопровождавших царскую свиту в иной мир. После реставрации она была водружена на восстановленный деревянный резонатор инструмента

Слайд 62

Пантера, символ Инанны, сражается со змеёй на осколке сосуда, найденном в её храме в Ниппуре. Сосуд сделан из хлорита и инкрустирован цветными камнями и перламутром примерно в XXVII веке до н.э. в Южном Иране. Учёные считают, что он был привезён в Месопотамию торговцами или дипломатами

Слайд 63

Золотой шлем 3500-2300 гг. до н.э. Из гробницы Месилима Шлем повторяет форму головы мужчины-шумера и даже его ушей и пучок длинных волос, скрученных на затылке

Слайд 64

Подведём итоги:Шумер – древнее государство на юге Месопотамии (Междуречья), существовавшее с конца IV тыс. до н.э. по XXIV век до н.э. Шумеры не являлись исконными жителями Месопотамии, история их появления на юге Двуречья полна загадок. Заселив южную Месопотамию, шумеры построили обширную сеть каналов, плотин, просуществовавшую века. Уже в IV-III тыс.до н.э. на их территории были крупные города – Ур, Урук, Лагаш, Ниппур. В XXVIII-XXVII веках до н.э. происходит возвышение города Киша. Один из правителей, Этана, положил начало «царствования» в Шумере.

Слайд 65

Подведём итоги:Вскоре происходит усиление города Урука, правитель которого Гильгамеш стал любимым героем шумерского эпоса. XXV-XXIV века до н.э. характеризуются стремлением к объединению городов Шумера. Сложная система орошения полей, защита от степных и горных племён требовали более тесного взаимодействия городов-государств. В ходе ожесточённой борьбы на роль «главы» шумерских городов-государств выдвигаются города Ур, а затем Лагаш. Использовав сложные противоречия среди горожан Ура, город Умма захватывает его и на 250 лет становится центром Шумера. История Шумера как государства прекратилась.

Слайд 66

Подведём итоги:Шумерам было воздано должное как одной из цивилизаций великих творцов, пользовавшихся гончарным кругом и плугом, владевших такими технологиями, как клепка, пайка, гравирование, мозаика, строительство больших зданий с применением арочных, купольных и сводчатых конструкций. Но самым важным было то, что шумеры открыли эру письменной истории, создав собственное искусство письма. Их клинопись (буквально – письмо клиньями) была первым средством выражения речи человека в виде символов.

Слайд 67

Подведём итоги:Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации стала Вавилония. Шумеры поклонялись верховному богу, называвшемуся у них Элом (у ассирийцев Ассур) и в честь его дали своей столице название Ба­бель (Babel) (в другом варианте Бабили), что означает «Врата Эла» или «Ворота бога». Для нашего уха более привычно название ВАВИЛОН (Babylon), цари которого во II тыс. до н.э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Аккада.

Слайд 68

Д/з: Написать сочинение на тему: «Что мне понравилось и/или что меня заинтересовало в культуре древних шумеров?»

Слайд 69

Тем, кто хочет узнать о культуре Древнего Шумера ещё больше, я советую прочитать книгу: «Шумер: города Эдема» / Коллектив авторов. – М.: Терра, 1997.

Слайд 70

lusana.ru


Смотрите также