Египет: Климат, растительность и животный мир. Древнего египта растения
Сады и цветы. Величие Древнего Египта
Древние египтяне любили цветы и деревья, поэтому к каждому большому дому обязательно примыкал тенистый сад. В истории Египта часто упоминаются сады, реже сады при храмах, чаще сады у частных домов. Полив был основной проблемой, с которой сталкивался владелец сада, и, хотя это был жизненно важный вопрос, он упоминается почему-то крайне редко. Найдено изображение, относящееся к периоду правления XIX династии, на котором садовники занимаются поливом растений. Воду из водоема или канала они поднимают с помощью шадуфа, точно так же как современный египтянин поднимает воду для полива поля.
Любовь к садам объясняется верой египтян в то, что у входа в загробный мир они первым делом увидят красивое, раскидистое дерево, под которым их ждет богиня с едой и питьем. Они настолько любили свои сады, что молились, чтобы после смерти могли вернуться и посидеть в тени, наслаждаясь плодами выращенных ими деревьев.
Из цветов самым любимым был голубой лотос, частично из-за цвета, но главным образом благодаря его аромату. Цветы часто встречались в изображениях ритуальных сцен на стенах храмов и гробниц. Цветками лотоса украшали храмовые колонны. Женщины носили венки из голубых цветов лотоса. Лодочники вешали на шею цветок лотоса. Танцовщицы украшали себя цветами лотоса. В архитектурном убранстве храмов используются колонны в виде связки бутонов лотоса. Знак царской власти – скипетр – делался в виде цветка лотоса на длинном стебле.
В период Нового царства (из которого удалось почерпнуть основную информацию) колонны дворцов и храмов тоже украшали изображением лотоса: в основании – листья, вверху – связка стеблей с цветками и бутонами. У входа в дом слуга вручал гостям цветы лотоса. Цветок голубого лотоса был излюбленным элементом ювелирных украшений; для их изготовления ремесленники использовали золото и лазурит. Венки из цветов лотоса клали в могилы. Лотос был настолько тесно связан с женщиной, что на надгробиях изображалась женщина, держащая в руке цветок лотоса, словно вдыхающая его аромат.
Древние египтяне любили и рисовали не только лотосы. Венок из незабудок принцессы XII династии отличается богатством красок и изысканностью, как и венок из лютиков царицы Таусерт, последнего фараона XIX династии. Растительный орнамент и изображения цветов, украшавшие стены Телль-эль-Амарны, поражали разнообразием. Здесь были и синие васильки, и маргаритки с белыми лепестками и желтой серединой, и красные маки, и множество различных растений и листьев. На панорамном барельефе в Мединет-Абу битва представлена как сражение на цветущем лугу.
Даже в додинастический период в страну ввозили растения и деревья; согласно легенде, Осирис привез пшеницу, ячмень и виноградную лозу.
Надпись на сланцевой палетке сообщает о захвате Ливии, и среди военной добычи упоминаются оливковые деревья. Гранат появился в Египте, скорее всего, из Палестины. Часто упоминающиеся ладановые и мирровые деревья, привозимые из-за границы, высаживали в садах при храмах.
Лен, одно из важнейших растений, появился в период правления I династии. Обработка льна изображена на рельефах и рисунках, сохранившихся на стенах гробниц. Для получения длинных волокон египтянин вырывал стебли льна вместе с корнем целыми пучками из земли. Затем связывал эти пучки в снопы и клал их для просушки на поле. После этого длинные стебли льна погружал в особый сосуд и в нем, согласно надписи, «варил». Вываренные стебли отбивал молотком, чтобы отделить сердцевину стебля от ее внешней части. Из обработанного льна пряли нитки и делали ткани. Клевер, среди прочих полезных растений, был, вероятнее всего, ввезен в Египет из Малой Азии в период правления I династии. Хна, которую женщины использовали для окраски ногтей и ладоней, тоже была среди первых растений, завезенных в Египет. Тутмос III привез много диковинных растений из чужеземных стран; эти растения изображены на стенах одного из его храмов в Карнаке. В надписи говорится: «…Растения всякие необыкновенные и всякие прекрасные цветы, происходящие из страны бога, (доставленные могуществу) его величества, после того как направился его величество и Верхнее Речену, чтобы покорить страны (северные), согласно приказу отца Амона, который поверг все страны под сандалии его от (этого дня) и до (истечения) миллионов лет».
Множество остатков цветов было найдено в гробницах; в саркофаги царствующих персон и вельмож всегда клали венки. В захоронениях в Хаваре были обнаружены остатки растений, ввезенных в Египет: граната, льна, клевера, винограда смородины, персика, хны, грецкого ореха, мирта, паслена, бессмертника, майорана, лавра, нарцисса. Среди цветов были и розы – «брали розы в бутонах, они увядали, но стоило их поставить в горячую воду, как они распускались»[85].
Среди цветов, обнаруженных в гробнице Тут-анх-Амона, меньше ввезенных в Египет, чем среди найденных в Хаваре. В его гробнице были листья оливковых деревьев, лепестки голубого лотоса, васильки, ивовые листья, паслен, дикий сельдерей, плоды мандрагоры. Судя по венкам, похороны состоялись в конце марта или в начале апреля.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Климат, растительность и животный мир / Статьи / Хургада / Explonade
Климат Египта
На побережье Средиземного моря климат Египта – субтропический. А на основной части территории – пустынный тропический. На протяжении всего года воздух сухой, малооблачно, дожди чрезвычайно редки. Для климата Египта характерны резкие колебания температуры. Например, в январе-феврале в Каире температура может колебаться таким образом: в полдень – +29, а ночью – 0 и ниже; в Асуане в ноябре днем – до +41, а ночью – до +3.
В принципе, в Египте времена года, в привычном для нас понимании, отсутствуют. Различают два основных сезона: жаркий – апрель-октябрь и прохладный – ноябрь-март.
С марта по май с юго-востока, из пустыни дует горячий и сухой ветер хамсин, несущий с собой тучи песка. Местные жители называют его «шерд», бедуины «мерисси», а обитатели пустыни – «симун». Хасмин дует с юго-запада и начинается с резкого падения атмосферного давления, за которым немедленно следует повышение температуры: за несколько минут температура поднимается на 12-15 градусов и доходит до +40, а влажность понижается до 10%.
В переводе с арабского «хамсин» означает «пятьдесят», именно столько дней длится этот период, завершение которого может быть ознаменовано «грязевым» дождем.
Наиболее влажный регион Египта – средиземноморское побережье, среднегодовая норма осадков на котором – около 200 мм. Среднегодовая норма осадков в Каире – около 29 мм. В пустынных районах дождь может идти один раз в несколько лет.
Растительность Египта
Большая часть территории Египта, за исключением средиземноморского побережья, долины и дельты Нила, а также оазисов практически лишена растительности.
В пустынях можно встретить редкие колючие кустарники, пустынные лишайники, верблюжью колючку, степной лук, отдельные виды акаций, например, акацию «сейяль» – невысокий кустарник, почти без листьев, с крепкими шипами серебристого цвета.
На берегу Средиземного моря растительность носит субтропический характер. Здесь растут различные виды пальм, в том числе и финиковые, олеандр, тамариск, шиповник, мандариновые и апельсиновые деревья.
Очень много цветов (мак, ирис, нарциссы), которые расцветают зимой и летом увядают от жары.
Берега Нила, каналов и болот покрыты камышом. Особенно много камыша в дельте Нила.
Животный мир Египта
Фауна Египта бедна. Это животный мир характерный для пустынь и полупустынь.
Самое крупное дикое животное, обитающее в Египте – это нубийский козерог. Он сохранился в гористых районах Вади-Ришраш (к юго-востоку от Каира).
Из мелких млекопитающих встречаются лисы, шакалы, кабаны, египетский мангуст, летучие мыши, различные грызуны.
Мир пернатых гораздо разнообразнее: воробьи, щеглы, утки, перепела, дикие голуби… Особенно много птиц гнездится в дельте Нила. Сюда прилетают на зимовку из Европы аисты, цапли, фламинго, пеликаны, дикие гуси. В зоне Суэцкого канала гнездятся бакланы. Под угрозой вымирания находится сокол – символ власти на гербах арабских стран и земное воплощение бога Гора. Сокол изображен на государственном флаге Египта.
Очень много в Египте пресмыкающихся и насекомых. В пустынных районах широко распространены египетская кобра, эфа, гюрза, песчаные змеи, различные виды ящериц – вараны, агамы и другие. Беспозвоночные представлены многими видами паукообразных, саранчой, жуками-скарабеями, египетским тараканом, муравьями, скорпионами и другими насекомыми.
Река Нил и пресноводные бассейны богаты рыбой. Наиболее известны – нильский окунь, сом, тигровая рыба. Еще больше разнообразие рыбы в Красном море. Здесь насчитывается более 440 видов. Много дельфинов, дюгоней, гигантских морских черепах, акул.
Как известно, древние египтяне поклонялись нильскому крокодилу как одному из самых могущественных богов. Но в настоящее время берега египетского Нила не кишат больше крокодилами – это великолепное животное стало редкостью в Африке.
Эль-Гуна (El-Gouna)
В 1990 году в пустыне в 25 км от Хургады появился оазис Эль-Гуна – маленький очаровательный городок на воде, курорт от создателей Диснейленда,
Чего нет в Египте?
Как это не странно, но в стране хлопка, хлопка нет! Качественное постельное белье надо еще поискать, и скорее всего, ваши поиски закончатся где-нибудь в Каире! А, кстати, в комплекте с постельным бельем вы вряд ли найдете пододеяльник! 2 наволочки и 2 про
hurghada.explonade.ru
Цветы древнего мира
Атрибут для всех праздников и обрядов
Цветы в культурах древнего Египта, Греции и Рима исполняли роль ритуального атрибута. В древних городах Греции люди всегда выращивали цветы при храмах, и приносили в дар божествам, они играли важную роль в развитии культур.
Египет
Египтяне, которые жили в неблагоприятных условиях пустыни, чтили всё что выростало из земли, особенно трепетно старейшины относились к лотосу. Лотос преподносили богам и очень любили украшать этими цветами храмы и домашнии столы. На прздниках во имя бога Осириса в Египте плели венки из лотоса. Был у них ещё праздник под названием " День виноградной лозы и полноты Нила" в этот день египтяне украшали себя виноградными листьяими. Во время празднования дня началы жатвы урожая фараон срезал первую охапку колосьев и жители Египта воздавали ему почести, потому что считали этот сноп колосьев одним из воплощений бога Осириса. Ещё египтяне отдавали предпочтение макам и дикому ирису.
На стенах древних храмов и парамид, в старых манусриптах и письмах можно увидеть рисунки, где девушки несут подношения в виде цветов богам и фараонам.
Крит
Известно, что на острове Крит вo ll - lll тысячилетии до н.э. в храмах и дворцах делали священные сады в которых росли многолетние и сезонные цветы, а также растения в горшках для религиозных церемоний (рядом с городом Феста остались доказательства существования этих садов).
Греция
В Древней Греции цветы выращивали вокруг статуй богов. Эти же цветы являлись бескровными подношениями богам.В дни празников и мистических гуляний греки делали разные венки из полевых растений, которые показывали богатсво и плодородие Матери - Земли. Венки в виде замкнутой окружности сравнивали с космосом и бесконечьностью мироздания. Знатные люди могли себе позволить выращивать цветы просто для собственного наслождения. На улицах греческих городов можно было увидеть, как в саду какой - нибудь богатой дамы пышным веером растут красные маки, белые лилии и пёстрые лимоны, а в воздухе ощущаются нотки горького аромата лованды.
Рим
В Риме отмечали особые праздники – «флоралии», посвященные богине всего произрастающего из земли - Флоре. Благодарили землю за плодородие всякими праздниками. Женская часть населения вязала снопы из колосьев пшеницы и преподносили на алтарь богини. Колосьями и цветами были украшены и люди, и дома, а сам праздник сопровождался довольно разнузданными игрищами, танцами и обильными возлияниями.
www.florinaflowers.ru
Сады в Древнем Египте — Википедия РУ
Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н. э. С гробницы главного садовника Наха. Сбор гранат слева
Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады[1].
История
История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцов фараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.
Прямоугольный пруд с утками и цветами лотоса
Планировка египетского сада
Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.
Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.[2]
Храмовые сады
Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».[3] Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В некоторых храмовых садах жили священные божественные животные, такие как ибис или павиан. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр.[4]
Сады вокруг дворцов и поместий
Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.
Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. Согласно рисункам на гробницах, планировка этих садов была более или менее стандартной. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения.[5] Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.
Могильные сады
Характерной особенностью древнеегипетского садоводства было наличие специальных могильных садов. По египетским религиозным воззрениям, душа умершего после совершения определенных обрядов может выходить из могилы и гулять в саду. В таких местах строили небольшие павильоны, где умерший мог играть в шашки или просто отдыхать. В садах помещались любимые вещи умершего, которыми он мог бы воспользоваться после смерти.[6]
Растения в древнеегипетском саду
О составе древесных пород и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить по их изображениям на гробницах, по записям в документах. На основе имеющихся документов можно установить, что в Египте разводились финиковые пальмы, пальмы-дум, пальмы-аргун, сикомора, гранатовые и оливковые деревья, инжир, тамариск, персея, нильская акация, ива, виноград, цератония, персиковое дерево, яблоня.[2]
Сикомор выращивали с додинастических времен как древнеегипетское древо жизни, растущее на пороге между жизнью и смертью. Фрукты этого дерева, а также изделия из него были богато представлены в египетских гробницах всех эпох. Некоторые гробы для мумий были также сделаны из древесины этого дерева.[7]
Наиболее распространенным плодовыми деревьями были финиковые пальмы, фиговые деревья и пальмы-дум. Некоторые из плодовых деревьев, например, яблони и гранаты, были завезены из других стран и культивированы в Египте. Фрукты и овощи, выращенные в садах, использовали для еды и церемоний. Из винограда делали вино и изюм. В древнеегипетских садах разводили много различных видов цветов, поскольку цветы играли в жизни египтянина большую роль. На праздненствах и религиозных торжествах женщины и мужчины украшали себя цветочными венками и гирляндами. Цветы также играли большую роль в культе мертвых. Из них изготовляли венки, букеты и гирлянды для украшения мумий, храмовых колонн и растительных жертв.
Садоводство в Древнем Египте
Садоводство в Древнем Египте было очень тяжелой работой, так как сухой климат требовал от садовника постоянного орошения. Для разведения аллей финиковых пальм необходимо было большое мастерство в искусстве садоводства. Также немалые усилия прикладывались для отпугивания птиц от зерновых культур. В этом деле египтяне достигли высокого уровня, придумывая хитроумные ловушки, останавливающие вторжения птичьих стай.[3] С целью облегчения орошения, сады закладывались около канав, которые порой специально создавались на площади сада. Вода из канав наполняла пруды и шла на поливку деревьев и цветов. Для черпания воды из канав служило особое приспособление — шадуф, состоящее из рычага, закрепленного между двух вертикальных столбов. Короткий конец рычага был с грузом, а на длинном конце — бадья из пальмовых листьев. Вода разносилась в ведрах на коромыслах или в бурдюках из бараньей шкуры.[2]
Галерея растений, выращивавшихся в древнеегипетских садах
Широко распространённая акация отождествлялась с древнеегипетской богиней Иусат.
Сикомор — фикус, который обильно выращивали для тенистости, а также в храмах — для производства саркофагов из его древесины.
Яблони, как и гранатовые и персиковые деревья, попали в Египет из Азии в период господства гиксосов или ранее.
Египетский голубой лотос — священное растение, распространённое в древнеегипетских прудах.
Папирус давал не только материал для письма и изготовления лодок, но и служил пропитанием для бедняков, жевавших сердцевину его стеблей.
См. также
Примечания
↑ Baridon, 1998, p. 103.
↑ 1 2 3 Ванин, 1938.
↑ 1 2 Baridon, 1998, p. 97.
↑ Baridon, 1998, p. 102.
↑ Desroches-Noblecourt, 1962, p. 113.
↑ Wönig, 1897.
↑ Beck, 2003.
Литература
на русском языкена других языках
Assmann J., Lorton D. Death and salvation in ancient Egypt / Translated by David Lorton. — Cornell University Press (англ.)русск., 2005. — 171 p. — ISBN 0801442419.
Baridon M. Les Jardins;– Paysagistes- Jardiniers;– Poetes. — Editions Robert Lafont, 1998. — ISBN 2-221-06707-X.
Beck C. H. Tod und Jenseits im Alten Ägypten. — München, 2003.
Desroches-Noblecourt C. L’Art Egyptien. — Paris: Presses Universitaires de France (англ.)русск., 1962.
Hugonot J. C. Le Jardin dans l’Egypte ancienne. — Paris: Peter Lang, 1989.
Shaw I., Nicholson P. The British Museum Dictionary of Ancient Egypt. — British Museum Press, 1995.
Wönig F. Die Pflanzen im alten Aegypten. — Leipzig, 1897.
Zohary D., Hopf M. Domestication of plants in the Old World. — third edition. — Oxford: Oxford University Press, 2000.
http-wikipediya.ru
Фармация Древнего Египта
Автор: К.С. Гузев.
Медицина Древнего Египта представляет большой интерес, но в отечественной литературе, посвящённой истории медицины, эта тема освещена слабо. Авторы учебников по многим медицинским дисциплинам (хирургия, терапия, гинекология, диетека, фармакология, фармация и др.) упоминают о роли врачей Древнего Египта в развитии этих специальностей, но констатация их вклада в науку о здоровье человека очень краткая, и, чаще всего, она почерпнута у предшественников. Наиболее полно медицина Древнего Египта описана в монографии С. Ковнера «История медицины» [С. Ковнер, 1878], а сведения о фармацевтических знаниях врачей Египта можно найти в учебнике И.И. Левинштейна «История фармации и организация фармацевтического дела» [И.И. Левинштейн, 1939].
Считается, что вся медицинская информация, относящаяся к Древнему Египту, собрана в папирусах, названных либо по местам их хранения, либо по имени нашедших их учёных. В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Для провизоров особую ценность представляет самый большой по объёму папирус, носящий имя немецкого ученого-египтолога, представившего его в Европе, – Георга-Морица Эберса.
Георг-Мориц Эберс (1837–1898 гг.) – известный немецкий учёный и романист. Сын берлинского банкира и голландки. Начальное образование получил в пансионе Фребеля (г. Веймар). В Геттингенском университете занимался юриспруденцией, но уже тогда заинтересовался историко-филологическими науками. Во время болезни, приковавшей его к постели на три года, ещё больше склонился к истории и археологии. После выздоровления поступил в Берлинский университет, где окончательно посвятил себя египтологии. Ознакомившись с египетскими собраниями в Европе, он открывает курс египетского языка и древностей в Йене, а после путешествий в Египет, Нубию и Аравию получает кафедру в Лейпциге, где организует музей египетских древностей. Во время второго путешествия в Египет (1782–1873 гг.) ему посчастливилось найти древнеегипетскую рукопись по медицине, которая получила его имя (папирус Эберса) и стала украшением Лейпцигского университетского музея. Изучению этого папируса Эберс посвятил множество научных работ. Работая в университете, Эберс воспитал много учеников и последователей. Он говорил: «Моя наибольшая радость – это то, что они переросли меня». С 1876 года новая болезнь лишила Эберса возможности передвигаться и отдалила его от научных исследований. 1864 год Эберс начинает свою писательскую деятельность. За 16 лет литературного творчества им написаны 12 романов из различных периодов истории Древнего Египта (этот цикл охватывает период со времён царствования Рамсеса II – середина XIV века до н. э. – до первых лет установления над Египтом арабского господства в середине VII века после Рождества Христова), а также несколько романов о европейской истории XVI века. Эти литературные произведения были популярны в Европе и сразу же были переведены на русский язык. Однако, самым известным произведением Эберса был, конечно, медицинский папирус, расшифровке, публикации и популяризации которого он отдал большую часть своей творческой жизни [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., 1904.].
Этот папирус был найден при раскопках возле города Фивы, вывезен из Египта в 1872 г. и в настоящее время находится в музее Лейпцигского университета. Он представляет собой свиток, состоящий из 110 страниц по 22 строки каждая, имеет название: «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», и был написан в XVII столетии до н. э., т. е. примерно 3600 лет назад. Содержит около 900 рецептов лечения болезней. Из лекарств в папирусе широко представлены растительные средства, препараты животного происхождения, гораздо беднее выглядит информация о минеральных средствах. Фармацевтическая техника, судя по описанию, состояла из ряда простых приёмов первичной обработки веществ (варка, настаивание, отжимание, процеживание, измельчение, просеивание и т. п.). Из лекарственных форм в папирусе упоминаются мази, пластыри, примочки, припарки, отвары, пилюли, различные благовония, очистительные клизмы, ветрогонные порошки. Особое внимание уделялось препаратам для очищения организма: рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. [Левинштейн И.И., 1939; Мультановский М.П., 1961].
Этой информации, на наш взгляд, недостаточно для понимания роли этого папируса в развитии фармации, в связи с чем в данной работе была поставлена цель – найти как можно больше новых сведений об этом артефакте и его роли в зарождении фармацевтической науки.
Основным источником информации о папирусе Эберса стали монография Генриха Иоахима «Папирус Эберса. Старейшая книга по медицине» – первый перевод, получивший положительную оценку большинства египтологов, опуб ликованный в 1890 г. в берлинском издательстве Георга Реймера (Georg Reimer) [Joachim H., 1890] – и монография Сирила П. Брайна «Папирус Эберса» – перевод с немецкого вышеназванной монографии, вышедший в Лондонском издательстве Geoffrey Bles в 1930 году [Cyril P. Bryan, 1930]. Необходимо отметить, что книга П. Брайна не является подстрочным переводом монографии Г. Иоахима на английский язык. Этот труд представляет собой результат глубокого анализа немецкого первоисточника, данный в переработанном и систематизированном виде, что облегчает понимание древнеегипетского текста.
Рис. 1. Kass Janos. История святых, 1962 (Budapest)
В предисловии к монографии Сирила П. Брайна, написанном проф. Лондонского университета Эллиотом Смитом, и в тексте самой книги нами обнаружено множество интересных фактов, ранее неизвестных отечественному исследователю, которые мы представляем ниже.
Рис. 2. Копии титульных листов монографий, использованных при написании работы.
Некоторые сведения о папирусе
Медицинские папирусы, найденные в Египте ранее папируса Эберса, представляют собой разрозненные клочки папирусной бумаги, часто разорванные во многих местах и плохо читаемые по причине их плохой сохранности. Папирус, обнаруженный Эберсом, состоит из отдельных листов, сохранён до мельчайших деталей, легко читается от первой до последней строки. Многие исследователи считают этот папирус самой древней книгой в мире.
Владельцы папируса при попытках сделать перевод этой рукописи столкнулись с серьёзными трудностями, связанными с квалификацией переводчика. Он должен был знать египетский язык, быть врачом, знакомым как с современными познаниями в анатомии, физиологии и терапии, так и с методами лечения болезней практиковавшиеся у древних народов, иметь представление как о давних, так и о современных болезнях, встречающихся в Египте, и способах их лечения. И ещё, он должен был быть информирован о веществах, перечисленных в папирусе и являющихся составными компонентами лекарственных средств. Поэтому несколько последовавших друг за другом переводов текста папируса были признаны явно неудачными.
История приобретения папируса Эберсом не совсем обычна. Ниже приведены несколько цитат из книги П. Браён с подробным описанием этой истории. По мнению английского исследователя Египта, было это так: «Зимой 1872 года, немецкий египтолог, Георг-Морис Эберс, стал владельцем папируса, который по традиции был назван его именем. Во время раскопок в окрестностях города Фивы к нему подошёл богатый египтянин, который, сообщил, что совершил поездку из Луксора специально для встречи с ним. Однако когда египетский гость преподнёс Эберсу практически бесполезный папирус и современную статую Осириса, Эберс дипломатично сообщил своему посетителю, что он был готов заплатить хорошую цену за что-нибудь более ценное. На следующий день вчерашний посетитель вновь появился и вручил Эберсу металлический тубус. Внутри находился завёрнутый в старые ткани от мумии папирус, от вида которого приятно пахнуло египетской древностью. В металлическом цилиндре содержался огромный рулон папирусных страниц. Они были в отличной сохранности, написаны как чёрными, так и красными чернилами. Папирус выделялся чётким и ярким иератическим египетским шрифтом, как будто, он был написан только вчера. Однако календарь на обороте первой страницы указывал дату, соответствующую примерно 1500 году до н. э. Радость Эберса была омрачена некоторой неопределённостью. Египтянин, владелец папируса, не имел представления о стоимости своего имущества, и назначил очень высокую цену. Это было выше цены, на которую рассчитывал Эберс, и на некоторое время судьба драгоценной рукописи была в подвешенном состоянии. Тем не менее, своевременное появление богатого соотечественника, господина Гюнтера, устранила финансовые трудности Эберса, и через несколько месяцев он возвратился в Германию, чтобы пополнить своим сокровищем библиотеку Лейпцигского университета» [Joachim H., 1890]. Из этого текста следует, что Эберс не находил папирус во время раскопок – он вообще в Египте ничего особо интересного и значимого не нашёл, а купил его у местного жителя. Его заслуга состоит в том, что он очень быстро понял важность этой находки, нашёл необходимое количество денег, приобрёл его и передал в дар университетскому музею древностей.
Распространение папируса по миру произошло очень быстро. Менее чем за три года Эберс не только перёвел его на немецкий язык, но представил его миру в виде факсимиле в двух томах, а его компаньон, доктор Стерн, дополнил эту работу латинским словарём. В предисловии к своей монографии Эберс пишет: «Если я смог бы помочь этим трудом стимулировать изучение истории медицины в медицинских кругах, моё намерение было бы полностью достигнуто» [Cyril P. Bryan., 1930]. Этот поступок Эберса был высоко оценён египтологами всего мира. Благодаря этому изданию многие исследователи получили возможность изучать первоисточник, а не его первые, не совсем удачные переводы.
Определение возраста папируса являлось одной из самых сложных задач для Эберса. На оборотной стороне первой страницы имеется календарь, свидетельствующий, что папирус Эберса был написан около 1500 г. до н. э., но даже внутри самого папируса есть множество свидетельств того, что он был скопирован из серии книг, написанных много столетий назад. Так, один отрывок датируется царями I династии (около 3400 г. до н. э.), а в другом отрывке упоминается царица из VI династии. Для установления истинной даты папируса Эберс консультировался с большим количеством специалистов по истории Египта, но в итоге возобладала дата, обозначенная на самом папирусе.
Все исследователи отмечают, что этот папирус необычен. Мало того, что он прекрасно сохранился, но и его оформление было не традиционно – такое не встречалось ни в одном из известных папирусов. На протяжении всей рукописи заголовки различных глав, названия болезней, назначение лечения, вес и дозировки препаратов написаны ярко-красным цветом, причём остальной цвет папируса – чёрный (рис. 3).
Рис. 3. Страница папируса Эберса
Папирус Эберса не является книгой в традиционном смысле этого слова. По мнению исследователей, это – набор выдержек, собранных, по крайней мере, из сорока различных источников. Он состоит из большого количества рецептов для лечения ряда заболеваний, названий препаратов, способов их приготовления и применения. В некоторых разделах имеются описания симптомов болезней, далее приводится постановка диагноза. Отдельно описаны работа сердца и сосудов, способы хирургического лечения ран, особое место уделено лечению гнойных ран. Кроме того, в текст папируса вкраплены элементы заклинаний и заговоров. Проведя анализ факсимильного варианта папируса и его немецкого варианта, П. Брайн делает важный вывод, который до настоящего времени никто не смог опровергнуть: «Он (папирус) превосходит по важности все другие медицинские папирусы и в богатстве его содержания, и в его полноте и совершенстве. Это самый большой, самый красиво написанный и лучше всего сохранившийся из всех медицинских папирусов» [6].
В основном, папирус Эберса посвящён лекарственному лечению заболеваний. Кроме того, в нём описано около двух десятков случаев хирургического вмешательства. «Патологические состояния варьируются от ужаливания осы до укуса крокодила, от тривиальной боли до самой отвратительной болезни». По данным C. П. Брайна, в папирусе упоминается около 80 патологических состояний (болезней) человека, и хотя это не относится к фармации, мы приводим перечень этих заболеваний.
Болезни человека, которые лечили врачи Древнего Едипта
Абсцессы
Аменорея
Атерома
Бели
Беспорядочная работа сердца
Бессилие
Блефарит
Болезни молочных желёз
Болезни печени
Болезни языка
Воспаление
Воспаление ануса
Воспаление радужной оболочки глаза
Выворот века
Выделения из уха
Вызывание абортов и лактации
Выпадение утробы
Гангрена
Гвинейский червь
Геморрой
Гидрофтальм
Глазные заболевания
Глисты
Глухота
Гнойнички и нагноения
Головная боль
Головокружение
Грануляция раны
Диарея
Дизентерия
Диспепсия
Железистые припухлости
Жировики
Заболевания женских половых органов
Запор
Импетиго
Катар
Катаракта
Колика
Кровоизлияние
Круглые черви
Лейкома
Мелена
Мигрень
Мочекаменная болезнь
Накопление мочи и воспрепятствование её истечению
Налёт в гортани
Нарушения менструального цикла
Нематоды
Неровности зубов
Облысение
Ожоги
Опухоли и воспаления брюшины
Опухоли кожи
Опухоли нервов и сосудов
Опухоли, доброкачественные и злокачественные
Офтальмоплегия
Пингвекула
Полиурия
Птеригий
Рак
Раны
Ринит
Сердечная боль и слабость
Сердцебиение
Слепота
Стафилома
Стриктура
Трихиаз
Увеличенная простата
Укус крокодила
Укусы осы и тарантула
Уплотнение на веке
Флюсы и абсцессы
Хемоз
Цистит
Частое мочеиспускание
Чесотка
Экзема
Энтропия
Язвы
Как видно из данных, представленных в таблице 1, среди патологий, известных египетским врачам, присутствуют болезни всех систем организма.
Отдельные главы папируса посвящены косметологии: описаны средства для устранения морщин, удаления родинок, украшения тела, для изменения цвета кожи, волос и бровей [Cyril P. Bryan., 1930].
Фармакопея Древнего Египта
Как было отмечено выше, папирус Эберса посвящён лечению заболеваний с помощью лекарств. В нём представлены лекарственные средства, известные и применяемые врачами Древнего Египта. В своей монографии П. Брайн призывает серьёзно отнестись к тексту папируса, т. к. в нём «представлен ряд лекарств, которые фигурируют в английской фармакопее и сегодня». В папирусе имеются описания способов приготовления и применения этих лекарств. Именно поэтому папирус Эберса рассматривается нами как Фармакопея Древнего Египта – т. е. свод правил и законов, по которым должны назначаться, готовиться и применяться лекарственные средства.
Если быть точным, то в папирусе описаны 811 рецептов лекарственных средств. Многие из них состоят из 5–13 компонентов, а один рецепт включает 37 ингредиентов.
Анализ перечня используемых растений, минеральных составляющих и средств, получаемых с помощью животных или из их внутренних органов (табл. 2), позволил установить, что список применяемых растений состоит из 50 наименований, включающих травы, кустарники, деревья. Использовали траву, корни, листья, кору, плоды, семена как от свежих растений, так и в виде высушенного сырья. Из растений получали смолы, масла, соки, стружку (опилки) для приготовления теста и, впоследствии – хлеба. Отдельно надо сказать о таком компоненте, как дрожжи. Применялись дрожжи винные, хлебные, пивные – для сладкого, горького и крепкого пива, а также дрожжи от опиумного напитка и дрожжи для специальной ферментации.
Список используемых животных состоит из 41 наименования. В него входят представители различных классов: млекопитающие, птицы, рыбы и насекомые.
Среди животных встречаются довольно экзотические виды – гиппопотам, дикобраз, крокодил, страус, черепаха. Домашние животные представлены в полном составе – от коровы до кошки и от утки до голубя. Использовались волосы (шерсть), вульва, глаза, желчь, жир (масло), зубы, кожа, копыта, кости, костный мозг, кровь, крылья, мозг, молоко, моча, пальцы (когти), перья, печень, плоть, рога, селезёнка, сперма, твёрдый жир, уши, фаллос, хвост, экскременты, яйца. Обширен перечень насекомых. В него входят безобидные моль и муха, ядовитые скорпион и тарантул, прожорливая саранча и полезная пчела. Среди средств минерального происхождения (45 позиций) применялись металлы (медь, свинец, сурьма), их оксиды и соли, полудрагоценные камни, глины, морская и поваренная соль. Особо следует упомянуть нефть из Ефрата и её высушённую часть – битум. Ранее нам не удавалось обнаружить факт такого раннего её использования [Cyril P. Bryan., 1930].
Удалось выявить некоторые предпочтения врачей Древнего Египта. Так, безоговорочным победителем по упоминанию в папирусе является мёд – дикий, сотовый и варёный, в качестве одного из компонентов лекарств он упоминается 132 раза. Пчелиный воск встречается – 37 раз. Из растений чаще других в папирусе называются лук (81 раз), можжевельник (39 раз), тмин и инжир (по 37 раз), циперус (36 раз), смола акантуса и зерно сорго (34 раза), а также чеснок (21 раз). Продукты, получаемые из растений – растительное масло и ладан – упоминаются в папирусе 87 и 86 раз соответственно. Довольно часто в папирусе встречаются рекомендации по применению свиного сала и животного жира (без указания животного) – 33 и 32 раза соответственно. Среди минералов явное предпочтение отдано морской соли. Она упоминается в рецептах 54 раза. Следующими наименованиями по убыванию в тексте папируса следуют зелёная глина (медь ?) (51 раз), сода (40 раз), свинцовый сурик (31 раз) и ярь медянка (26 раз). Интересно отметить, что в качестве растворителей для лекарств широко использовали воду (88 упоминаний), пиво (58 упоминаний), молоко без указания животного (46 упоминаний) и вино (30 упоминаний). Рекомендовано было использовать простую воду, воду из колодца, родниковую, солёную, минеральную, льняную, щелочную, воду из пруда и дождевую.
Пиво было одним из любимых средств у врачей Древнего Египта. Они использовали простое и сложное (многокомпонентное) пиво, сладкое, горькое, крепкое, холодное, подогретое. Кроме того, использовали пену от пива и осадок от этого напитка. Что касается молока, то египетские врачи применяли женское, коровье и ослиное молоко, при этом различали молоко свежее, кислое или испорченное.
Технологические приёмы, конечно, были очень простыми. Мы не перечисляем их, т. к. они приведены в начале статьи. По этой же причине не повторяем и применявшиеся лекарственные формы. Однако не подлежит сомнению тот факт, что сами лекарства надо было готовить, причём иногда в течение довольно длительного времени. Подготавливать надо было и некоторые вещества, которые в дальнейшем применялись в качестве простых компонентов для лекарств. К ним можно отнести варёный мёд, воск, рыбий жир, растительное масло (оливковое, касторовое), чистую щёлочь, сабур, опий, смолы деревьев и кустарников, ягодные и фруктовые соки. Заготавливали травы, корни, семена, цветы, плоды, ягоды, древесину. Специально выращивали пшеницу, сорго, кукурузу, ячмень, фасоль, лён, лук, чеснок, виноград, финики.
В процессе знакомства с текстом были обнаружены некоторые интересные рекомендации. Например, многие лекарства рекомендовано принимать со сладким пивом – корригентом вкуса. Измельчённые порошки часто смешивали с тестом, катали из него 2–3 шарика и принимали их либо одновременно, либо день за днём, т. е. в этом случае мы видим прототип дозированной формы. Иногда подобный шарик помещали в задний проход, что, с нашей точки зрения, является ничем иным, как будущим суппозиторием, или, по крайней мере, его подобием. Было обнаружено указание на приготовление таблетки. Горькие или неприятные на вкус лекарства предварительно помешали в стручок (прототип капсулы). В качестве основы для мазей применяли мёд или жир, причём гнойные раны чаще лечили мазями с мёдом, представляющим собой гидрофильную основу с большим осмотическим эффектом, а для ускорения заживления очищенных ран использовали мази с большим содержанием жира.
Таблица 2. Перечень лекарственных растений, минеральных веществ и средств, получаемых с помощью животных или из их внутренних органов, которые использовали для приготовления лекарств врачи Древнего Египта
Лекарственные растения
Животные
Минеральные вещества
Лук (свежий, зелёный, из оазиса, для еды, внутренность лука, сок)
Мак (коробочки, семя, зерно, стебли)
Мирра (сушёная¸ сладкая, масло из мирры)
Можжевельник (ягоды, кашица)
Мята горная (трава, цветы)
Настурция
Огурец (плод, цветы)
Олива (оливковое масло)
Пальма (волокна, сок, плод)
Платан (смола, молочко, щепки, тесто)
Пшеница (солома, зерно, зелёная и высушенная, мука)
Рид из Азии
Салат
Смоковница
Солома измельчённая
Сосна (шишки, скипидар)
Тмин семена
Тутовое дерево
Фасоль
Фенхель
Финик (свежий, зелёный, дикий, сок, спелый, с мужской или женской пальмы)
Хлеб (тесто, хлеб для еды, ароматный хлеб, бродильный хлеб, хлеб из Лотоса, панировочные сухари, пироги)
Циперус папирус (с севера, полевой, луговой, болотный, побеги, трава, шипы)
Чёрное дерево Вуд (стружка)
Чеснок
Шафран (семя, цветы)
Ячмень
Баран
Свинья
Вол
Газель
Гиппопотам
Головастик
Голубь
Гусь
Дикобраз
Жук
Змея
Коза
Корова
Кот
Краб
Крокодил
Ласточка
Лев
Летучая мышь
Лягушка
Моль
Муха
Мышь
Олень
Орёл-стервятник
Оса
Перелётная птица
Пчела
Рыба-меч
Саранча
Скорпион
Собака
Страус
Тарантул
Телёнок
Угорь
Утка
Цепень
Черепаха
Электрический угорь
Ящерица
Алебастр (гипс)
Гематит
Глина Мейсона
Гранит
Железо из Аполонополиса
Индиго
Каламин
Камень из Мемфиса
Камень Нож черный
Камень с места встречи Вод
Камень с места разлуки Вод
Камень из Шор
Камень-Нож
Клей из статуи
Клей из стены
Клей из гноя
Красная щёлочь
Кусочки высушенной нефти (? Битум)
Лазурит
Медная ржавчина (оксид меди)
Медная стружка
Медно-ярь-медянка
Медный купорос
Медь
Медь-уголь
Минеральная соль
Морская соль
Натр (щёлочь)
Нефть из Евфрата (нефти)
Поваренная соль
Пыль внутри Статуи
Сажа
Свежая свинцовая земля
Свежая соль
Свинец
Свинцовый купорос
Селитра (с Юга, с Верхнего Египта)
Сера
Слизь водяная
Соль с Севера
Соскобы со статуи
Старая книга, приготовленная в масле
Сурьма
Щёлочная вода
Щёлочь очищенная
Для приготовления пластыря брали смолу таких деревьев, как кедр, сосна, платан. Не совсем понятно, как врачи Древнего Египта поступали с животными – где их брали и как препарировали органы.
Медицина в Древнем Египте была храмовой, религия являлась её неотъмлемой частью, и поэтому в тексте папируса встречаются заклинания. Этим, наверно, можно объяснить частое повторение цифры четыре: «настаивать 4 дня, варить 4 дня, принимать 4 дня». Вероятно, это как-то связано с числами, священными для врачей Древнего Египта: четыре стихии (огонь, воздух, земля и вода), четыре стороны света, четыре центра космологического учения (Гелиополис, Мемфис, Фивы и Гермополис), четыре столба неба, четыре «канопы», в которые помещались органы тела после смерти. Другого объяснения этому мы пока не нашли.
Заключение
Проведённый анализ текста папируса Эберса свидетельствует, что зачатки фармации как науки присутствовали в Египте 3500 лет назад. Уже в то время были известны полезные свойства большого числа лекарственных растений, металлов, их оксидов и солей, драгоценных и полудрагоценных камней. Особую группу лекарств составляли части домашних или диких животных. Необходимые компоненты заготавливались заранее, хранились и при необходимости использовались. Лекарства готовились в соответствии с написанными рецептами, с соблюдением дозировки и технологической последовательности. Некоторые препараты, употребляемые врачами Древнего Египта, являлись прототипами современных лекарственных форм. Более того, можно предположить о наличии зачатков промышленности по производству наиболее полезных компонентов для этих лекарств. Всё выше перечисленное даёт нам основание утверждать, что, поскольку папирус Эберса представляет собой не только сборник рецептов по лечению различных заболеваний, но и свод рекомендаций по приготовлению лекарств по этим рецептам, с указаним доз и способов применения, этому артефакту по праву может быть присвоено звание Первой Фармакопеи.
Глядя на текст папируса из сегодняшнего дня, начинаешь осознавать, что именно в Египте зародилась «База лекарственных средств», которая в дальнейшем была использована врачами Древней Греции, Древнего Рима и в дальнейшем эскулапами Европы. Эта база используется и нами.
Литература
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь / под ред. проф. Андреевского. – СПб., 1904. – Т. XL. – 468 с. (С. 111–112).
Левинштейн И.И. История фармации и организация фармацевтического дела. – М.: Медицина, 1939. – 223 с.
Мультановский М.П. История медицины. – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1961. – 347 с.
Cyril P. Bryan. The Papirus Ebers. Translated from the German Version – Geoffrey Bles – 22 Suffolk street, Pall Mall, London, 1930. – 167 p.
Joachim H. Papyros Ebers. Das alteste Buch uber Heilkunde. Druck und Verlag von Georg Reimer. – Berlin, 1890. – 215 p.
retinoids.ru
Священное растение Древнего Египта
Над извилистыми берегами Дивный запах кружит, проплывает. Очертанья лотосов кругами . Весь прудок заросший покрывают...
Лу Чжаолинь
В далекой Африке в водах реки Нила растет родственное нашей кувшинке растение — нимфея лотус (Nymphaea lotus), или просто лотос. Листья у лотоса вогнутые посредине, 0,5 м шириной, а белый цветок достигает 20 см. Когда Нил разливается, неся на поля плодородный ил, по берегам реки и даже во рвах и канавах начинают цвести белый и голубой лотосы.
Появление цветков лотоса радовало древних египтян, и с давних времен сохранилась пословица: “Много лотосов на воде, велико будет плодородие”. В Древнем Египте лотос чтили как священный цветок. Он был посвящен богине плодородия Иэиде и богу солнца Озирису. Последний изображался на листе лотоса, а бог света Хорус — сидящим на цветке лотоса. Этим была выражена связь нильской лилии, как и нашей кувшинки, с солнцем: цветок ее также раскрывается утром и опускается в воду вечером.
“Лотос — друг солнца,— писали также и в священных книгах Индии.— Когда месяц со своими холодными лучами исчезает, лотос раскрывается”.
Символ Древнего Египта, его герб — пять цветков лотоса. Скипетр — знак власти фараона (царя Египта) — делался в виде цветка лотоса на длинном стебле. Цветок и бутон лотоса были выбиты на египетских монетах. Колонны египетских дворцов и храмов тоже украшали изображением лотоса: основания колонн — листья лотоса, а вверху — связка стеблей с цветками и бутонами.
Пять с половиной тысяч лет назад египтяне рисовали лотосы на гробницах. Лотос в иероглифах (египетских письменах) означал радость и удовольствие. Женщины цветками лотоса украшали волосы и, идя в гости, держали букет в руках. Гирляндами из цветков лотоса убирали дома, храмы, гробницы с мумиями.
Но египтяне не только любовались цветком лотоса и вдыхали его аромат, они употребляли в пищу его семена и корневища. Первый ученый ботаник, называемый отцом ботаники, Теофраст, живший в Древней Греции 2300 лет назад и много путешествовавший, писал об этом:
“Головки лотоса египтяне складывают в кучи, где они подвергаются гниению, пока не разрушатся их наружные оболочки, после чего семена промывают в реке, сушат и толкут, а из полученной муки пекут хлеб”.
Об этом писал и древнегреческий историк Геродот: “Когда река выступает из берегов и заливает равнину, на воде вырастают в большом количестве лилии, называемые у египтян “лотосом”. Они срезают их, сушат на солнце, потом разбивают макоподобные семена лотоса, добываемые из середины лотоса, и приготовляют тесто, которое пекут на огне. Корень этого лотоса также съедобен и имеет довольно приятный сладковатый вкус, он круглый и величиною с яблоко”.
В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом,— “лотофагах”. Такой рассказ приведен поэтом Древней Греции Гомером в “Одиссее”:
Девять носила нас дней раздраженная буря по темным
Рыбообильным водам; на десятый к земле лотофагов,
Пищей цветочной себя насыщающих, ветер примчал нас.
Вышед на твердую землю и свежей водой запасшись.
Наскоро легкий обед мы у быстрых судов учредили.
Свой удовольствовав голод питьем и едою, избрал я
Двух расторопнейших самых товарищей наших (был третий
С ними глашатай) и сведать послал их, к каким мы достигли
Людям, вкушающим хлеб на земле, изобильной дарами.
Мирных они лотофагов нашли там; и посланным нашим
Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской
Встретив, им лотоса дал к отведать они; но лишь только
Сладкомедвяного лотоса каждый отведал, мгновенно
Все позабыл и, утратив желанье назад воротиться,
Вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтобы вкусный
Лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.
Силой их, плачущих, к нашим судам притащив, повелел я
Крепко их там привязать к корабельным скамьям; остальным же
Верным товарищам дал приказанье, нимало не медля,
Всем на проворные сесть корабли, чтоб из них никоторый.
Лотосом сладким прельстясь, от возврата домой не отрекся.
Все на суда собралися и, севши на лавках у весел,
Разом могучими веслами вспенили темные воды.
Обычный лотос имеет плоды несладкие, лотос лотофагов (Zizyphus lotus) — другое растений (лотосовое дерево), обладающее сладкими плодами.
В Индии лотос тоже считался священным. Древние индусы представляли землю в виде цветка лотоса. Бог индусов Брама, как и египетский бог Озирис, изображается лежащим на листе лотоса; храмы, посвященные им, Также украшаются лотосами. В мифе индусов богиня плодородия Лакшми переплывает океан на цветке лотоса. “Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти спасение”. Лотос разводят в Индии и Китае, высевая семена в ил прудов и каналов.
Один из видов (Nelumbo nucifera) священного лотоса Египта и Индии растет не только в этих странах. Листья этого лотоса, имеющие вид опрокинутых колпачков на длинных черешках, торчащих из воды, и его крупные розовые и пурпурные цветки можно увидеть в устье Волги, вблизи Астрахани, в мелких заводях Каспийского моря, в устьях рек Куры и Терека в Закавказье. Лотос растет и на Дальнем Востоке.
Съедобные семена помещаются в полушаровидной коробочке с отверстиями сверху, из которой легко их вытрясти.
У лотоса исключительно долговечные семена.
В Южной Маньчжурии, у деревни Лю-тан-тунг, в слое торфа со дна высохшего озера на глубине 0,5 м ботаник Охга нашел семена лотоса (1932). Судя по толщине торфа, семенам было не менее 250 лет. Дети соседней деревни, используя торф на топливо, вынимают эти семена старинного лотоса и едят.
Охга стал исследовать бережно собранные семена. Зародыш был зеленым. Ученый намочил их и положил для прорастания при температуре 20°С. Но прошло 8 месяцев, а они не прорастали и даже не набухли. Да и трудно было ожидать, что такие старые семена могут прорасти.
Но когда Охга надпилил твердую оболочку одних семян, а другие обработал серной кислотой, семена стали набухать. И вдруг... на четвертый день дали росток.
Семена лотоса под твердой оболочкой и в дезинфицирующем слое торфа 250 лет сохраняли жизнь и... проросли.
Если вам, читатель, посчастливится встретить в реке лотос, не съедайте все его семена и не выкапывайте корневища. Лотос у нас стал теперь редким растением. Вы же, как натуралист, любитель родной природы, соберите созревшие семена лотоса и посейте в пруду, заводи реки, в водоеме сада или школьного участка. Организуйте охрану и размножение лотосов. Помогите сохранить одно из замечательных древних растений в водоемах нашей Родины.
Цветок Амазонки
После многих дней трудного плавания плот вошел, наконец, в Амазонку, желтые воды которой пробегали еще две тысячи триста километров, прежде чем впадали в море.
Майн Рид
Кроме африканских и азиатских кувшинок, есть еще одно растение, родственное нашей кувшинке, произрастающее в Южной Америке.
Посмотрите на карту Южной Америки. Какой широкой лентой со многими разветвлениями протянулась могучая, самая многоводная в мире река Амазонка! Она течет среди тропических лесов. От берега до берега — десятки километров. От реки отходят тихие заводи и узкие водяные тропинки в лес — “игарапэ”, по которым приятно скользить в березовой пироге (челноке), называемой здесь “монтарио”.
Много путешественников направлялось вверх по течению Амазонки в глубь девственных тропических лесов. Но не все возвращались назад, и многое чудесное, виденное ими, оставалось неведомым миру.
Первого января 1837 г. английский путешественник Ричард Шомбург записал в путевом дневнике о замечательном открытии:
“Я задумчиво смотрел на расстилавшуюся вокруг меня водяную гладь, как вдруг какой-то удивительный предмет вдали, у самого южного края реки, приковал к себе мое внимание. Я не мог даже составить себе никакого понятия, что это за предмет, и лишь ускоренно подвигался к нему в своем челноке, весь охваченный удивлением. Скоро я очутился перед одним из чудес растительного мира и забыл все тревоги и горести! Я был прежде всего ботаник и в этот момент чувствовал себя счастливейшим человеком в мире. Передо мной расстилались гигантские листья, имевшие от 5 до 6 футов [1,5—1,8 м] в поперечнике, сверху ярко-зеленого цвета, снизу светло-фиолетового, грациозно плававшие на воде. Этого мало: я видел окруженные каким-то волшебным сиянием громадные цветы; каждый состоял из бесчисленного количества лепестков, переливавшихся от чисто-белого цвета в нежнейший розово-красный и, наконец, в огненно-пурпуровый цвет. Неподвижная гладь воды сплошь была покрыта этими чудными цветами; для меня как бы развернулся новый мир предметов, достойных величайшего удивления. Чашелистики, поддерживающие снизу цветок, были толщиной в один дюйм [2,5 см] и усажены гибкими иглами. Распустившийся цветок имел до одного фута [30 см] в поперечнике и состоял из сотен лепестков. При начале распускания цветок имел по краям нежно-белую окраску, середина же была пурпуровая,— казалось, передо мной лежало ничем не прикрытое бьющееся сердце! Кровь из сердца стремилась наружу, мало-помалу окрашивая окружающие лепестки в нежно-розовый цвет; через день розово-красная окраска распространялась по всему цветку. Ни с чем не сравнимая прелесть этой водяной лилии соединяется с чудным ароматом”.
Шомбург назвал чудесный цветок нимфея виктория, в честь английской королевы. Спустя некоторое время нимфею амазонскую стали называть виктория регия (Victoria regia) — виктория царственная.
“Апона” — птичья сковородка — называют индейцы этот цветок за форму круглых листьев с загнутыми кверху краями.
По огромным листьям виктории регии бегают птицы (пиоссоки). В воде, которая собирается в ее листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать 35 кг. Лист поддерживают с нижней стороны толстые жилки — перекладины, расположенные решеткой. Плоды виктории регии, величиной с кокосовый орех или небольшую дыню, наполнены мучнистыми семенами, которые употребляют в пищу. Испанцы, живущие в Америке, зовут викторию регию маис дель аква (Mais del aqua) — водяной маис (кукуруза).
Садовники пытались из привозимых семян выращивать викторию регию в оранжереях. Сооружали бассейны с подогреваемой до 30°С водой. После долгих и упорных попыток в течение 4 лет в английском городе Чадсворте садовникам удалось добиться цветения виктории регии. Впервые на чужбине она зацвела 8 ноября 1849 г.
Толпы посетителей любовались чудом с реки Амазонки. Художники срисовывали цветок. Фотографы снимали детей, стоящих и сидящих на листьях виктории регии. Посетители вдыхали прекрасный аромат, напоминающий запах ананаса. Ботаники изучали цветок. Они обнаружили, что температура цветка выше температуры окружающего воздуха на 13,5°С.
В ботаническом саду в Сухуми, в бетонированном водоеме под открытым небом растет и цветет один из видов виктории. В Санкт-Петербурге в саду Ботанического института имени академика В. Л. Комарова устроена оранжерея, где по соседству с лотосами и рисом растет виктория регия.
Семена виктории регии приходится высевать каждый год, и это многолетнее на родине растение у нас растет как однолетнее.
В газетах обычно печатается объявление, что, а такой-то день ожидается цветение виктории регии, и люди устремляются на Аптекарский остров, в Ботанический сад, полюбоваться дивным цветком.
Одолень-трава
Если б знала баба,
Что такое одолень-трава,
Всегда бы брала ее,
Вшивала в пояс
И носила на себе.
Старая сербская песня
Туман, как легкий прозрачный дымок, поднимается с поверхности озера. Он колышется, движется, образуя разнообразные причудливые фигуры. Будто в медленном танце, в прозрачных тканях движутся нимфы на зеркале озера. Цветы кувшинок опустились под воду.
Рассказ об истории кувшинок еще продолжается. У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с водяной лилией — кувшинкой. В Древней Греции цветок кувшинки был символом красоты и красноречия. В средние века в Европе создавались сказки об эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, в чашелистиках кувшинки.
Кувшинку называли лебединым цветком. Фризы верили, что те, у кого изображено семь цветков кувшинки на гербе замка, щите или знамени, становились непобедимыми. Североамериканские индейцы создали красивое сказание: водяная лилия образовалась из искр, упавших с Полярной и “Вечерней” звезд в то время, когда они столкнулись, споря между собой из-за обладания стрелой, которую в минуту смерти пустил в небо великий индейский вождь.
Вот показался над озером месяц. В такое время в “Майской ночи” Н. В. Гоголя появлялись русалки с венками из кувшинок на голове. У славянских народов кувшинка издавна считалась русалочьим цветком. Красивый белый цветок с пятнистым, как змеиный или рыбий хвост, корневищем был превращен народной фантазией в русалку — прекрасную девушку с рыбьим хвостом.
Своеобразно использовали кувшинку наши предки. Семена ее употреблялись монахами и отшельниками как средство, успокаивающее нервы, от судорог и головокружения, певцами — для усиления и укрепления голоса. Для улучшения аппетита сушеное корневище кувшинки подвешивали над кроватью больного. Отваром цветков кувшинки лечили зубную боль.
В древности науки о жизни природы — биологии — не существовало, и люди боялись явлений природы, не умея их объяснить. Они наделяли природу, растения человеческими чувствами, создавая фантастические, суеверные рассказы о растениях и их свойствах.
В старину рекомендовалось рвать цветки кувшинки с ласковыми словами, заткнув уши. Ни в коем случае не дозволялось срезать их, так как при этом якобы стебель кувшинки истекает кровью, а тот, кто это сделает, будет видеть тяжелые, кошмарные сны. С корневищем кувшинки в руках пастухи обходили поле, чтобы при пастьбе предохранить скот от пропажи.
В старинном рукописном травнике (книге, описывающей полезные растения) кувшинка называется одолень-травой — травой, одолевающей нечистую силу. Ей приписывается и другое свойство: “Кто найдет одолень-траву, тот вельми талант себе обрящет на земли” (т. е. многие способности получит).
Древние славяне приписывали кувшинке таинственные свойства, особенно помогающие путешественникам: “Где ни пойдет — много добра обрящет”. Когда славянин отправлялся в далекое путешествие, он зашивал в ладанку (мешочек) кусок корневища кувшинки и вешал себе на шею. При этом произносил такое заклинание:
“Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды... Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути и во всей дороженьке”.
Голос свирели
Продвигаясь дальше, Годфрей нашел здесь два рода употребляемых индейцами в пищу корешков, которые съедобны только в вареном виде, а другие годны и в сыром.
Жюль Верн
У топкого берега озера, а иногда и на краю болота возвышается стройная заросль тонких растении с черными бархатными шишками и линейными, как у злаков, листьями. Вы называете это растение камышом, а иногда тростником. На самом деле это ни то, ни другое,— это рогоз.
Рогоз, или куга, носит научное название тифа латифолия (Typha latifolia), которое происходит от греческих слов: “tuphos” — “дым”, так как початки рогоза черные, как бы обгорелые; “latifolia” — “широколистная”.
Рогоз относится к семейству рогозовых. Черный початок рогоза — это соцветие женских пестичных цветков. Наверху соцветия в начале цветения бывает беловатое соцветие мужских цветков с тремя тычинками в каждом. Оно быстро отцветает и засыхает.
Рогоз опыляется ветром. Семена покрыты волосками и, попадая в воду, держатся на поверхности 2—3 дня, а затем тонут. Пух из соцветии рогоза раньше добавляли к пуху кроликов при изготовлении фетровых шляп. Длинные стебли рогоза гибки и прочны. Листья, достигающие 3 м длины, имеют до 20 воздушных сосудов с перегородками, видимыми простым глазом. Юные ботаники иногда ошибочно принимают их за клеточки.
Стебли и листья рогоза можно употреблять на силос. Из них плетут циновки и корзины. На Украине стеблями рогоза покрывают крыши. Из прочных волокон стебля делают канаты. Рогоз используют для получения бумаги.
Вместе с рогозом на болотах и по берегам рек и озер встречаются большие заросли тростника. Тростник выше, чем рогоз, стебель его — соломина, листья более тонкие, сине-зеленого цвета. Вверху стебля густая метелка (30—40 см длиной) темно-фиолетовых колосков (1 см длиной). Листья тростника поворачиваются ребром к ветру, а гибкая соломинка сгибается, но не ломается. На ветру все листья тростника оказываются на одной стороне, развеваются, словно флаг, указывая направление ветра, как флюгер.
Тростник размножается корневищами, опутывая влажную почву и тем способствуя зарастанию озер и болот, а также образованию тростникового торфа.
Тростник из семейства злаков, родственен хлебным растениям. С древних времен тростник употребляют для покрытия крыш, делают из него щиты, заборы и трости. Молодые корневища достигают длины 2,5 м. Употребляют корневища и как лекарственное, потогонное средство. В сырых корневищах тростника 5% сахара.
Корневища тростника достают граблями, баграми или “кошками”, иногда с глубины 1 м. Собирать их следует весной до цветения тростника, в начале лета или поздно осенью. Цветет тростник в июне — июле.
Многие старинные грустные песни и сказки говорят о том, как из срезанного тростника делали дудочку — свирель. И такая свирель неожиданно начинала петь голосом человека, который был похоронен, в том месте, где вырос тростник.
С давних пор из тростника делали необходимую часть кларнетов и флейт — вибрирующий “язык”, так называемый пищик. Первый ботаник Теофраст в своей книге “Исследование о растениях” подробно описал, как вырезать из тростника пищик — “язык” для свирели и флейты.
Наш тростник родственен африканскому сахарному тростнику. Стебель последнего (толщиной 5 см и высотой 6 м) наполнен душистой сладкой сердцевиной. В нем 20% сахара.
В Африке и Южной Америке сахарный тростник возделывают на обширных плантациях. Из стеблей его получают сахар.
В Древней Индии для скрепления камней при постройках каменщики использовали известь, размешанную соком сахарного тростника, что и придавало вековую прочность старинным башням и храмам.
Половину мировой продукции сахара вырабатывают из сахарного тростника. Его много на острове Куба.
Сахарный тростник выращивают в Таджикистане и Узбекистане.
Якутский хлеб
— Из камасов мы приготовим муку и хлеб, если у нас будет огонь.
Жюль Верн
В северо-восточной части Сибири расположена громадная Якутия. Она занимает 3 млн. км 2 . “Путь сюда далек и очень труден, — писал в 1871 г. Н. Г. Чернышевский,— да самая почта почти круглый год не в силах идти без страшных опасностей и долгих промедлений. От половины апреля до конца года — восемь с половиной месяцев; переезд от Иркутска до Якутска — тяжелое и очень рискованное предприятие; труднее, чем какое-нибудь путешествие во внутренней Африке”.
В Якутии удивительный климат: леденящая, 60-градусная стужа зимой и 35-градусная, почти тропическая, жара летом. В этот суровый край царское правительство ссылало революционеров. В Якутию, эту “тюрьму без решеток и замков”, были сосланы декабристы, писатели Н. Г. Чернышевский и В. Г. Короленко, большевики Г. К. Орджоникидзе, Е. М. Ярославский и многие другие.
О Якутии писал поэт-декабрист К. Ф. Рылеев:
Никто страны сей безотрадной, Обширной узников тюрьмы. Не посетит, боясь зимы И продолжительной и хладной...
До революции якуты были очень бедным народом, жившим в небольших юртах, в которых на зиму скоплялось много людей; кроме того, здесь же помещались коровы с телятами. О жизни в старой Якутии прочтите рассказ В. Г. Короленко “Сон Макара”.
В Якутии только в начале прошлого столетия появились первые попытки сеять зерно, и то около городов Якутска и Олекминска. В настоящее время в колхозах и совхозах Якутии успешно культивируют рожь, пшеницу, ячмень, овес, картофель и разные овощи.
В царское время якутская беднота почти не употребляла хлеба и овощей. Вместо хлеба бедняки употребляли в пищу сосновую заболонь (между корой и древесиной), а чаще — корневище одного болотного растения. В Якутии в тундре множество озер; по берегам реки Лены — сырые низменности. По берегам озер и в болотистых низменностях растет якутский дикий хлеб — сусак. Это растение 1—1,5 м высотой, с пучком линейных прямостоящих листьев. У него прямой стебель с торчащими во все стороны, как спицы зонтика, бело-розовыми цветками. Цветки диаметром 2,5 см, на длинных цветоножках, имеют три зеленовато-красных чашелистика, три розовых лепестка, девять тычинок и шесть красных пестиков.
Научное название сусака — бутомус умбелятус (Butomus umbellatus), от греческих слов “bus” — “бык”, “tomnein” — “отщипывать” и латинского “umbellatus” — “зонтиковидный”. Уже само название говорит о сусаке как о кормовом растении для скота. Листья сусака идут на корзины и рогожи. Толстые же корневища заменяли якутам хлеб. В сухих корневищах содержится 60% крахмала, 14% белка, 4% жира.
Еще в 1871 г. иркутские химики, исследуя якутский “хлеб”, писали: “В муке из корней сусака есть все, что нужно для питания человека”. Из корневища сусака делают муку. Из 1 кг корневищ получается 250 г муки. Из муки пекут хлеб и лепешки. Кроме того, корневища пекут и жарят с салом.
Но не одни якуты и калмыки употребляют в пищу сусак. В Италии жители Пьемонта заготовляют впрок нарезанные и высушенные корневища сусака. Поджаренное корневище является хорошим суррогатом кофе. Сусак распространен повсеместно, не только в Сибири, но и на всем Севере и в средней полосе нашей родины. Его можно встретить даже в черте города Санкт-Петербурга, у реки Карповки.
Растение на якоре
Чингачгук оставил уже свою лодку и стоял на тропинке, ведущей в чащу леса.
Фенимор Купер
Когда говорят, что корабль стоит на якоре, это всем понятно. Но как понять выражение: “растение на якоре”?
Может быть, растение выросло на железном якоре? Нет, не в этом дело. В озерах, заводях и старицах медленно текущих рек на поверхности воды часто плавают розетки листьев, удивительно похожих по форме на листья березы. Эти кожистые, ромбические, зубчатые листья не тонут, так как их длинные черешки имеют заметные вздутия, наполненные воздухом. Воздушные полости черешков, как спасательные круги, поддерживают розетку листьев. На тонком стебле, прикрепленном ко дну водоема, видны тонкие перистоветвистые зеленоватые корни, которые иногда принимают за подводные листья.
В конце мая в центре розетки распускаются беловатые цветки с четырьмя чашелистиками, четырьмя лепестками и четырьмя тычинками. Цветки появляются над водой лишь в утренние часы или вечером. Это самоопыляющееся растение.
Опыление происходит в закрытых цветках, часто под водой. Под водой на изогнутой цветоножке образуется из завязи твердый плод — орех 2 и даже 5 см длиной, с четырьмя, а у некоторых видов с тремя и двумя загнутыми рожками, напоминающими якорь. Это растение и прозвали: рогульник, чертов орех, рогатый орех, водяной каштан, водяной орех, или чилим. Научное название его трапе, патане (Тгара natans) означает “рогульник плавающий”. Относят его к семейству водноореховых, или рогульниковых. К этому семейству принадлежит и розовый кипрей, или иван-чай, о котором будет речь впереди.
Необыкновенное развитие у этого растения. Когда из цветков начинают развиваться тяжелые орехи, у листовых черешков увеличиваются воздушные полости, удерживающие на поверхности воды растение с висящими в воде орехами-якорями. Этих твердых орехов с острыми рогами не решаются коснуться ни рыбы, ни утка, ни водяная крыса. Когда к осени орехи созревают, “канатик” от “якоря” не в состоянии удержать при волнении растение — чилим срывается со своего якоря и плывет по воде, словно корабль, нагруженный орехами. Крупные орехи висят в воде, как якоря. Уже поздней осенью листья и стебель чилима сгнивают, а орехи падают на дно, внедряясь в него своими рожками. Весною орех начинает прорастать, но не так, как семена всех растений. Корень его вначале поднимается вверх, а потом опускается вниз, делая дугу. Долгое время удерживает зацепившийся за дно плод-якорь целое растение, выросшее из него, которое и течение воды не в силах оторвать и унести.
Рогульник так, живя средь вод спокойных,
Пускает листья в виде нитей стройных;
Но волоски ветвятся много раз
И пьют они, как жабры, жизни газ;
Когда ж до водной глади достигает.
Широкие он листья распускает.
Сожженный солнцем, испаренья шлет
И радостно струи эфира пьет.
Так писал о чилиме дед великого натуралиста Чарлза Дарвина — ученый-поэт Эразм Дарвин в большой поэме “Храм природы”.
Встречается чилим на Волге, на Украине, в Беларуси, в Казахстане.
Во многих местах, где теперь не растет чилим, находят его орехи в слоях торфа. Чилим в древности, еще в эпоху свайных построек, являлся одним из главных источников питания. Поселения первобытного человека обнаружены на тех озерах, где рос чилим. Это наблюдалось не только на юге Европы, но и на Севере.
Не так давно в болоте у озера Ванаявези (Финляндия) археологи напали на большое количество расколотых орехов чилима, смешанных с древесным углем. В Латвии найден был слой скорлупы орехов и деревянные колотушки с впившимися в них шипами чилима. Эти находки относят к каменному веку.
Раньше чилим был распространен повсеместно, теперь исчезает. Чтобы окончательно не вымерло ценное растение с якорем, нужно его не истреблять, а распространять и охранять. Чилим следует ввести в культуру.
В Китае и Индии чилим разводят на болотах и озерах. Во время созревания орехов чилима на болотах можно увидеть женщин и детей, плывущих в круглых челноках и собирающих орехи.
В Индии, в частности в Кашмире, до 40 тыс. человек в течение 5 месяцев в году питаются орехами чилима. В неурожайные годы во время голода чилим спасал жизнь не одной тысяче индусов. Его употребляют и как лекарство при дизентерии.
Густые заросли чилима придают озерам вид зеленого луга.
Индусы из особых челноков собирают чилим, называемый ими “сингара”. Бедняки, не имеющие челноков, стоят по грудь в воде и кладут орехи в плавающие рядом с ними корзины. Участки водоемов с чилимом сдают в аренду за особую плату на право сбора орехов. Водные “поля” чилима отгорожены плавающими стволами бамбука.
В Индии сеют семена чилима ногами, стоя в воде. Сажают молодые корневища чилима тоже ногами. Захватывая кусок корневища между большим и вторым пальцем ног, втаптывают его в ил.
В Бенаресе из водяных орехов делают “священные” ожерелья.
Индусы едят чилим с солью и перцем, варят похлебку и пекут из него хлеб. Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице, или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто. По вкусу хлеб из чилима похож на пшеничный.
Чилим — многолетнее растение. Каждый год от его корней вырастают новые побеги. Орехи чилима без воды теряют всхожесть, поэтому при посадке в другие водоемы их следует переносить в банке с водой.
В Индии собранные осенью орехи, предназначенные для посева весной, закапывают на зиму в землю.
Чилим разводят на острове Шри-Ланка, в Японии, Китае и на юге Африки, до устьев реки Замбези.
Название озера Ньяса (Юго-Восточная Африка) означает: “жилище водяного каштана”.
Если вам, читатель, удастся найти чилим, не вырывайте его, не съедайте все орехи, а бросьте их в другие водоемы недалеко от берега, на глубину не более 0,7—1 м. Отметьте место посева палками или камнем. Понаблюдайте, как из “якоря” будет развиваться растение. Держите в секрете от всех, что вы размножаете “чертов орех”, а главное, пока никому не говорите, что он съедобный и вкусный. Пусть размножается у нас это полезное и интересное растение.
Организуйте охрану этого замечательного, но редкого, вымирающего растения.
Но пора пойти в сухие места и там поискать интересные растения.
infopedia.su
По следам Робинзона | Священное растение Древнего Египта
В далекой Африке в водах реки Нила растет родственное нашей кувшинке растение — нимфея лотус (Nymphaea lotus) или просто лотос. Листья у лотоса вогнутые посредине, в полметра шириной, а белый цветок достигает 20 сантиметров. Когда Нил разливается, неся на поля плодородный ил, по берегам реки и даже во рвах и канавах начинают цвести белый и голубой лотосы.Появление цветков лотоса радовало древних египтян, и с давних времен сохранилась пословица: «Много лотосов на воде, велико будет плодородие». В Древнем Египте лотос чтили как священный цветок. Он был посвящен богине плодородия Изиде и богу солнца Озирису. Последний изображался на листе лотоса, а бог света Хорус — сидящим на цветке лотоса.Этим была выражена связь нильской лилии, как и нашей кувшинки, с солнцем: цветок ее также раскрывается утром и опускается в воду вечером.«Лотос — друг солнца, — писали также и в священных книгах Индии. — Когда месяц со своими холодными лучами исчезает, лотос раскрывается».Символ Древнего Египта, его герб — пять цветков лотоса. Скипетр — знак власти фараона (царя Египта) — делался в виде цветка лотоса на длинном стебле. Цветок и бутон лотоса были выбиты на египетских монетах. Колонны египетских дворцов и храмов тоже украшали изображением лотоса: основания колонн — листья лотоса, а вверху — связка стеблей с цветками и бутонами.Пять с половиной тысяч лет назад египтяне рисовали лотосы на гробницах. Лотос в иероглифах (египетских письменах) означал радость и удовольствие.Женщины цветками лотоса украшали волосы и, идя в гости, держали букет в руках. Гирляндами из цветков лотоса убирали дома, храмы, гробницы с мумиями.Но египтяне не только любовались цветком лотоса и вдыхали его аромат, они употребляли в пищу его семена и корневища. Первый ученый ботаник, называемый отцом ботаники, Феофраст, живший в Древней Греции 2300 лет назад и много путешествовавший, писал об этом: «Головки лотоса египтяне складывают в кучи, где они подвергаются гниению, пока не разрушатся их наружные оболочки, после чего семена промывают в реке, сушат и толкут, а из полученной муки пекут хлеб».Об этом писал и древнегреческий историк Геродот: «Когда река выступает из берегов и заливает равнину, на воде вырастают в большом количестве лилии, называемые у египтян „лотосом“. Они срезают их, сушат на солнце, потом разбивают макоподобные семена лотоса, добываемые из середины лотоса, и приготовляют тесто, которое пекут на огне. Корень этого лотоса также съедобен и имеет довольно приятный сладковатый вкус, он круглый и величиною с яблоко».В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом, — «лотофагах». Такой рассказ приведен поэтом Древней Греции Гомером в «Одиссее»:
- 21 -
>
Важный вопрос, который следует разрешить "на практике": можно ли быть счастливым и одиноким?
— Что тебе нравится?— Одиночество.— Почему?— Потому что одиночество не осуждает.
Идеальное одиночество и покой — лучшее, что способен подарить людям единственный спутник Земли.
С собой надо разговаривать в одиночестве!
Самое жестокое одиночество — это одиночество сердца.
В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким.
Каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой.
Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по-настоящему станешь счастливым.
Всюду, где можно жить, можно жить хорошо.
Я всегда считал, что единственное путешествие, которое действительно стоило совершить, это путешествие за пределы самого себя.
Люди думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал,ты берёшь с собой себя.