Древние афины кратко. V. Афины до персидских войн
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Греческие полисы. Афины. Древние афины кратко


Афины – всё о столице Греции

Возраст Афин – две с половиной тысячи лет. Славное прошлое города и теперь явственно проступает: буквально отовсюду виден древний Акрополь, возвышающийся над городом. Сегодня Афины – современный мегаполис, в котором проживает около четырёх миллионов человек. В двадцать первом веке этот великий город изменился. Произошло это отчасти благодаря Олимпийским играм 2004 года. Сейчас Афины – это нечто большее, чем хранилище древностей. Город очень преобразился и, вопреки представлениям о нём как о городе с загрязнённой окружающей средой и невыносимым уличным движением, оставляет потрясающее впечатление.

Строительный бум после окончания Второй мировой войны и увеличение численности населения с 700 тысяч до 4 миллионов человек обернулись архитектурным бедствием. Однако сейчас облик города меняется: строятся новые дороги, метро, а расширение пешеходной зоны в центре города уже избавило Афины от мучительных транспортных пробок и даже уменьшило облако смога, в буквальном смысле отравляющего столичную атмосферу. То, что воздух стал чище, заметно по снова открывшимся видам, которыми некогда славились Афины, и, несмотря на небоскрёбы и заведения ускоренного обслуживания, город ухитряется сохранять свой неповторимый облик и очарование.

Столица Греции – Афины

Восточные базары соперничают с модными бутиками и магазинами, заваленными товарами от «Армани» и «Бенеттон». Стремительная модернизация уравновешивается разлитым в воздухе ощущением домашней атмосферы: любой грек вам скажет, что Афины – это самая большая деревня в стране. Как бы часто вы ни приезжали в Афины, ваше внимание будет привлекать то, что сохранилось от классического античного города – прежде всего это Парфенон и другие памятники Акрополя, а также обновлённый Национальный археологический музей Афин, в котором представлено лучшее собрание древностей.

Большинство из тех нескольких миллионов приезжих, которые ежегодно бывают в Афинах, посещением этих памятников и ограничиваются, прибавляя к ним разве лишь вечер в романтической обстановке в одной из рассчитанных на туристов таверн Плаки. Но поступая так, они упускают шанс увидеть те Афины, которые знают и любят сами афиняне. Даже если вы заглянули в город совсем ненадолго, это не оправдывает стремление видеть в Афинах лишь скопление сохранившихся древностей и музейных экспонатов. Стоило бы также потратить немного времени на знакомство с окрестностями столицы, посетить достопримечательности Греции неподалёку от Афин.

Для туристов доступнее всего, наверное, Плака – район, в котором смешана турецкая, неоклассическая и греческая островная архитектура. Далее находятся интересные музеи, посвящённые традиционным искусствам и ремёслам, от керамики до музыки. Чуть севернее – базары, почти такие же, как на Ближнем Востоке, а дополнительная награда – кафе, бары, клубы в Псирри и быстро развивающемся Гази, а также Национальный парк и тенистый и элегантный район Колонаки. Не так далеки от Плаки и холмы – Ликабет и Филопаппу, с которых весь город виден как на ладони, и ходит трамвай (летом он довезёт вас до пляжа). Но более всего приезжих удивляет в Афинах бурлящая жизнь города.

В кафе всегда людно, днём и за полночь, улицы не пустеют до трёх, а то и четырёх часов утра, бары и клубы привлекают полуночников. Поесть, да так, что запомнится надолго – тоже есть где: много традиционных таверн, а взыскательных гурманов ждут шикарные рестораны. Летом столики кафе выносятся на уличные мостовые, клубная жизнь перемещается на пляжи, а можно пойти в кино, посетить концерты и спектакли по произведениям классической древнегреческой драмы под открытым небом. У любителей шопинга глаза разбегаются: оживлённые красочные базары и огромные торговые пространства в пригородах, именуемые на американский манер «моллами», и, разумеется, бутики, заполненные творениями самых модных модельеров.

И очень хороший – и по цене тоже – общественный транспорт, недорогое такси, так что с передвижением особых трудностей у вас не будет. Описывая предместья Афин – о них и об области Аттика в целом речь пойдёт в других статьях, – здесь же уделяется внимание, прежде всего памятникам античности. Охотнее всего осматривают храм Посейдона в Сунионе: тот замечательный памятник архитектуры находится на утёсе, возвышающемся над мысом. Не столь известны и не так часто посещаемы святилища и Рамне (Рамнус), Элевсине (Элефсина) и Вравроне, а также насыпанный в честь великой победы погребальный холм у Марафона.

Античные Афины (Афинский акрополь)

Любители пеших походов, быть может, пожелают совершить восхождения – горы взяли город в кольцо, и лучше всего подняться на гору Парнита. Если это будет весной, то заодно нарвёте охапку самых разных дивных лесных и полевых цветов. Пляжи аттического побережья достаточно хороши, чтобы привлекать уставших от города афинян, но если вы собираетесь на острова, то знакомство со здешними пляжами необязательно. Выбраться из Афин просто: десятки паромов и судов на подводных крыльях ежедневно уходят из афинского пригородного порта Пирея, а также, не столь часто, ещё из двух аттических портов с причалами для паромов – Рафина и Лаврион.

Краткая история Афин (Греция)

Афины – это город, жизнь в котором началась более семи тысяч лет назад. Невысокий скалистый холм, позже ставший Акрополем Афин, с древних времён привлекал человека как удобное место поселения. Он возвышается среди долины, орошаемой реками Кефисом и Илиссом и окружённой горами Гиметтами, Пентериконом, Парнетом и Эгалеями. Склоны холма, высота которого 156 метров над уровнем моря, неприступны, и потому естественно, что все эти преимущества по достоинству были оценены древнейшими жителями Аттики. Микенцы построили на скале дворец-крепость.

В отличие от других микенских селений во время дорийского вторжения (примерно 1200 год до нашей эры) Афины не были ни брошены, ни разграблены, так что афиняне всегда гордились тем, что они «чистые» ионийцы, без дорийской «примеси». Но государства микенского типа в Афинах не сохранилось. Постепенно селение превратилось в полис (античный город-государство) и культурный центр. Правителями Афин считались цари – басилеи, которые затем уступили власть родовой знати – эвпатридам. Народные собрания происходили у Пропилей Акрополя. К западу возвышался скалистый холм Apec, названный в честь бога войны. Здесь, на выровненной вершине, собирался ареопаг – совет старейшин знатных родов города, ареопагитов. Афины в те времена оставались в тени больших и могущественнейших полисов, таких как Коринф и Спарта.

Афины богатели, и возросшее благосостояние способствовало бурному росту искусств и ремёсел, особенно гончарного промысла. Но экономический рост усилил политическую напряжённость: росло недовольство земледельцев и афинян, которые были исключены из общественной жизни, но платили налоги и подать на землю, достававшуюся земельной аристократии. Прекратить раздоры могло только переустройство общества, на которое были нацелены законы Драконта (его «драконтовский» свод был обнародован в 621 году до нашей эры) и выбор в правители Солона (594 год до нашей эры), которого наделили полномочиями для проведения радикальных политических и экономических реформ.

Реформы Солона предоставили гражданские права широким слоям населения и заложили основы строя, переросшего со временем в афинскую демократию. В середине 6 века до нашей эры власть захватил Писистрат. Писистрата обычно называют тираном, но это значит лишь, что он взял власть силой: его популистская политика снискала ему приверженность и любовь многих сограждан, он оказался очень успешным правителем, при котором Афины стали намного мощнее, богаче и влиятельнее. Его сыновья Гиппий и Гиппарх были не столь счастливы: Гиппарха в 514 году до нашей эры убили, после чего Гиппий попытался установить диктатуру.

Одеон (театр) Герода Аттика в Афинах (Греция)

Его очень не любили в народе и свергли при помощи войска, вызванного из Спарты в 510 году до нашей эры. Новый вождь Клисфен провёл более радикальные преобразования: ввёл правительственную коллегию из 10 стратегов, создал территориальные филы вместо родовых и каждая из них посылала пятьдесят представителей в Государственный совет Буле. Буле принимал решения по вопросам, обсуждавшимся в Собрании. В Собрании могли участвовать все граждане и оно выполняло функции, как законодательной власти, так и верховного суда. Предложенные Клисфеном реформы послужили основой афинской демократии, которая просуществовала, почти не меняясь, до римского правления.

Примерно в 500 году до нашей эры Афины послали отряд воинов в Малую Азию – на помощь грекам-ионийцам, восставшим против Персидской империи, что спровоцировало ответное вторжение персов в Грецию. В 490 году до нашей эры афиняне с союзниками разбили многократно превосходящие персидские силы в битве при Марафоне. В 480 году до нашей эры персы вернулись, захватили и разграбили Афины и оставили почти весь город сожжённым дотла. В том же году, однако, победа в морском сражении при Саламине поставила точку в борьбе греков с персами, одновременно закрепив за Афинами положение ведущего города-государства в Греческом мире, и Афины смогли объединить города островов Эгейского моря и центральной Греции в Делосский союз, именуемой также Афинским морским союзом.

Обретённое могущество породило так называемый классический период, в течение которого Афины пожинали плоды своих успехов и торжество демократии наряду с расцветом искусств, архитектуры, литературы и философии, и влияние этой эпохи на мировую культуру ощутимо и до сего дня. Во втором веке до нашей эры власть перешла к римлянам, которые почитали Афины духовным источником, но почти не прикладывали усилий для того, чтобы придать городу больший блеск.

Христиане и турки в Афинах (Греция)

Возникновение христианства – самая, пожалуй, значимая веха в процессе долгого увядания Афин, утративших славу, познанную городом в классическую эпоху. На закате римского правления, во время которого облик города мало изменился, Афины утратили роль связующего звена в Греко-Римском мире, и причиной тому стало разделение Римской империи на Восточную и Западную и образование Византии (Константинополя) в качестве столицы восточной Византийской империи. В этой империи новое христианское мироощущение очень скоро затмило этику, выработанную Афинами, хотя в философских школах города по-прежнему преподавали неоплатонизм.

В 529 году эти лицеи были закрыты, и покончивший с ними Юстиниан I повелел заодно и повторно посвятить городские храмы, и все они, включая Парфенон, стали христианскими церквями. Затем Афины почти перестают упоминаться в хрониках и летописях, намёк на возрождение наметился лишь в период правления чужеземных властителей и Средние века: вследствие Четвёртого Крестового похода Афины с Пелопоннесом и немалой частью центральной Греции оказались в руках у франков. Герцогский двор находился на Акрополе, и на целое столетие Афины вернулись в русло европейской жизни. Власти франков, однако, почти не на кого было опираться, кроме провинциальной аристократии.

Башня ветров в Афинах (Греция)

В 1311 году франкские войска сразились с каталонскими наёмниками, укрепившимися в Фивах, и были загнаны в болото. Каталонцев, организовавших собственное княжество, сменили флорентийцы, а потом очень ненадолго венецианцы, пока в 1456 году не появился турецкий султан Мехмед II, завоеватель Константинополя. Афины в период турецкого владычества представляли собой военное поселение с расквартированным в нём гарнизоном, то и дело (и к немалому ущербу для строений классического периода) оказываясь на передовой битв с венецианцами и другими западными державами.

Связи с Западом были разорваны, лишь изредка появлялись французские и итальянские послы в Блистательной Порте. Иногда в Афины заглядывали редкие путешественники или любопытствующие живописцы. В этот период греки в некоторой степени пользовались самоуправлением, процветали монастыри иезуитов и капуцинов. Акрополь превратился в резиденцию османского правителя, а Парфенон был обращён в мечеть. Районы вокруг Акрополя вернулись в далёкое прошлое, перешли к частичному крестьянскому существованию, а порт в Пирее вынужден был довольствоваться обслуживанием десятка-другого рыбацких баркасов.

Четырёхсотлетнее Османское владычество закончилось в 1821 году, когда вместе с жителями десятков городов страны афинские греки восстали. Восставшие заняли турецкие районы нижнего города – это нынешняя Плака – и осадили Акрополь. Турки отступили, но спустя пять лет вернулись, чтобы вновь занять афинские укрепления, греческим повстанцам пришлось уйти вглубь материка. Когда в 1834 году османский гарнизон ушёл навсегда, и возникла новая, немецкая, монархия, в Афинах проживало 5 тысяч человек.

Современные Афины (Греция)

Несмотря на античное прошлое и на естественные преимущества своего местоположения, Афины стали столицей современной Греции не сразу. Эта честь поначалу досталась Нафплиону на Пелопоннесе – городу, в котором Иоаннис Каподистрия разрабатывал планы Войны за Независимость, и откуда потом руководил ею, и где в 1828 году произошло первое заседание первого парламента страны – Национального Собрания. И если бы И. Каподистрия не убили в 1831 году, вполне возможно, что столицей так и остался бы Нафплион, а может её перенесли бы из Нафплиона в Триполис, Коринф или Патры – города лучше обустроенные и довольно большие.

Однако после гибели Каподистрия последовало вмешательство западноевропейских «Великих держав», навязавших стране своего монарха – им стал Отто, сын Людвига I Баварского, и в 1834 году столица и королевский двор перебрались в Афины. Обоснование переезда сводилось к символическим и сентиментальным причинам, потому что новая столица была малозначительным населённым пунктом и находилась на самом краешке территории нового государства – ему ещё только предстояло включить в свой состав северную Фессалию, Эпир, Македонию и все острова, кроме уже имевшихся Киклад и Северных Спорад.

В XIX веке развитие Афин носило характер постепенного и вполне управляемого процесса. Пока археологи избавляли Акрополь от всех архитектурных наслоений, которыми украсили его турки и франки, город понемногу строился: улицы пересекались под прямыми углами, появились неоклассические здания в баварском вкусе. Пирей сумел вновь превратиться в полноценный порт, ведь до начала XIX века ему сильно мешали конкуренты – крупнейшие порты Греции на островах Сирос и Идра. В 1923 году по окончании трагической греко-турецкой войны в Малой Азии был подписан мирный договор, согласно которому произошёл «обмен населением»: турки перемещались в Турцию, греки – в Грецию, а национальность определялась исключительно вероисповеданием.

Прибрежная часть Афин (Греция)

Полтора миллиона греков-христиан из существовавших многие столетия селений в Малой Азии и тюркоязычное, но православное население Анатолии прибыли в Грецию в качестве беженцев. И более половины этого потока осело в Афинах, Пирее и ближних деревнях, одним махом изменив облик столицы. Интеграция новопоселенцев и их старания выжить составили одну из величайших страниц в истории города, да и само это явление оставило глубокие следы, заметные и поныне. Названия районов, находящихся по обе стороны линии метро, соединяющего Афины с Пиреем, свидетельствуют о тоске, испытываемой новопоселенцами по навсегда утраченной родине: Неа Змирни (Новая Смирна), Неа Йония, Неа Филадельфья – подобные названия обычны для городских кварталов и улиц.

Поначалу эти кварталы были деревнями, в которых селились выходцы из одного и того же анатолийского местечка, строивших дома из чего придётся, и бывало, что один колодец или водопроводный кран снабжал питьевой водой десятка два семей. Слияние этих пригородов с Афинами и Пиреем продолжалось до Второй мировой войны. Но война принесла такие новые заботы, что все прежние на время отошли в сторону. Афины сильно пострадали от немецкой оккупации: зимой 1941-1942 годов по примерным оценкам в городе ежедневно умирало голодной смертью по две тысячи человек. А в конце 1944 года, когда немецкая оккупация закончилась, началась гражданская война.

Британские солдаты получили приказ воевать со своими недавними союзниками из Греческой армии Сопротивления ЭЛ АС, потому что во главе армии были коммунисты. С 1946 по 1949 годы Афины представляли собой остров в бушующем море войны: дороги и на север, и на Пелопоннес можно было назвать проезжими лишь с очень большой натяжкой. Но в 1950-е годы, после гражданской войны, город начал быстро расширяться. Была реализована программа мощных капиталовложений в промышленность – деньги инвестировали в основном американцы, желавшие убедить Грецию войти в сферу влияния США, в то же время столица пережила наплыв переселенцев из разорённых войной обнищавших сёл.

Пустыри между кварталами стали быстро застраиваться, и к концу 1960-х годов Афины превратились в крупный город. Зачастую новая застройка выглядит уныло. Старые здания были снесены, с особенной силой стихия разрушения свирепствовала в 1967-1974 годах, во время хунты. Домовладельцы вместо снесённых зданий строили многоквартирные жилые дома высотой до шести этажей. Центральные улицы похожи на каньоны – узкие улицы словно прорублены между бетонными многоэтажками. Бурно развивающаяся промышленность захватила окраины, и совместные усилия градостроителей и промышленников быстро превратили Афины в загрязнённый мегалополис, задыхающийся от опускающегося на него ядовитого тумана, который здесь называют нефос.

С 1990-х годов – в ходе подготовки к Олимпиаде – стали наконец приниматься меры по улучшению обстановки в городе. Хотя Афинам всё ещё далеко до Парижа или Лондона по площади зелёных насаждений и открытых пространств, но результаты предпринятых усилий уже заметны. Всё, что уцелело из городского архитектурного наследия, реставрируется, общественный транспорт отличается чистотой, строительство домов контролируется, появились новые здания интересной сверхсовременной архитектуры (к примеру, некоторые сооружения, возведённые к Олимпиаде и недостроенный новый музей Акрополя), да и воздух не так загрязнён, как прежде. Хочется надеяться, что перемены в этом направлении продолжатся.

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

turizm.world

Греческие полисы. Афины

После дорийского нашествия земли Эллады на многие десятилетия пришли в упадок. Однако постепенно люди возвращались на некогда обжитые места. Возникали и новые поселения, которые с течением .времени разрастались в города - полисы.K 8 в. до н. э. в различных областях Греции существовало несколько сот городов. Все они считали себя самостоятельными государствами. В территорию каждого полиса входил город и расположенные вокруг него поселения, усадьбы богатых землевладельцев, ячменные и пшеничные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники. Центром города был не царский дворец, как в ахейской Греции, а торговая площадь - агора. Греки окружали свои города каменными стенами.Самыми значительными городами в то время были Афины, Спарта, Коринф и Милет в Ионии. Соседние полисы вели между собой непрерывные войны.В этот период активно развивались ремесла и торговля. Греческие кузнецы освоили железо и в изобилии снабжали прочными и недорогими железными изделиями крестьян и воинов.В 8 в. до н. э. купцы завезли в Грецию из Финикии новые письмена. Они содержали знаки только для обозначения согласных звуков. Греки добавили к ним гласные. Так появился греческий алфавит, состоящий из 24 букв. От греческого произошли все европейские алфавиты, в том числе славянский, которым пользуемся мы.Столетие спустя, вновь благодаря купцам, Греция переняла у богатой золотом Лидии новое изобретение - металлическую монету, которая быстро получила признание среди греческих торговцев. Основная монета греков стала называться драхмой, ее изготавливали из серебра. Самая мелкая - лептой. А самой крупной денежной мерой стал талант. Серебряный греческий талант весил примерно 26 кг.В Средней Греции находилась область Аттика. Ее главным городом были Афины.Основными занятиями афинян считались ремесло и торговля. Ремесленники славились обработкой бронзы и железа, искусством каменного строительства, гончарным делом. Жизненно важной была для Афин морская торговля, так как в гористой Аттике выращивали мало зерна, а потребность в хлебе все возрастала, и его ввозили по морю из Египта и Причерноморья.Афинские крестьяне выращивали оливковые деревья, а на склонах гор - виноград. Плоды оливковых деревьев - оливки (мы называем их также маслинами), ели свежими, солеными и вымоченными в уксусе. Лучшие сорта оливкового масла шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.  Из виноградного сока делали вино. Греки не пили его чистым, а разбавляли водой. Употребление неразбавленного вина считалось уделом варваров - скифов. Когда греки хотели назвать человека пьяницей, говорили: "Он пьет по-скифски".Власть в Афинах принадлежала знати. Городом управлял совет из знатных людей (аристократов)- ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых афинян девять правителей - архонтов: жреца, полководца, главу государства и шесть судей. Известен в истории архонт Дракон. Он ввел новые законы. По словам древних греков, они были "писаны не чернилами, а кровью". За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь. Простые люди, как бедные, так и богатые, но незнатные назывались демосом, т. е. народом, и в управлении не участвовали.Лучшими землями владели знатные люди. В неурожайный год рядовому земледельцу приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. Тогда на его участке устанавливали особый знак - долговой камень. Если должник не возвращал в срок взятое, он становился рабом.Демос был недоволен существующими порядками. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и богатых и добиться права самим управлять государством. Они требовали отменить долговое рабство и справедливо поделить землю.

www.examen.ru

Возвышение Афин в V веке до н. э

Возвышение Афин в V веке до н. э

 Читайте так же еще статьи по разделу:

- Рабы в древней Греции - Быт древних греков

 Могущество и богатство Афин.

После изгнания персов с Балканского полуострова руководство военными действиями перешло от Спарты к Афинам, обладавшим сильным флотом. В 478 г. до н. э. к Афинам перешло и руководство союзом приморских и островных греческих государств. Целью союза являлась борьба с персами. Союзники, имевшие собственный флот, должны были поставлять военные корабли. Другие члены союза, которым была не под силу постройка кораблей, вносили ежегодно

 

определенные взносы в общую казну, находившуюся на острове Дёлос в храме Аполлона. Здесь же собирались представители союзных государств на совещания, где каждое из государств имело один голос.

После победы над персами господство Афин в союзе стало обременительным для союзников. Афинские стратеги (военачальники) под предлогом опасности продолжали собирать взносы, расходуя их на нужды Афинского государства. Скоро союзная казна была переведена с острова Делос в Афины, а союзный совет перестал собираться. Афины вмешивались во внутренние дела своих союзников, посылая туда своих представителей для контроля за сбором взносов. С государствами, желавшими выйти из союза, Афины сурово расправлялись.

Греческие корабли. Корабли двигались на веслах и под парусами. На корме находились два рулевых весла. На рисунке видны лестницы-трапы, которые использовались для абордажа при столкновении с вражеским кораблем.
Рисунок на древнегреческой вазе.Греческие корабли. Корабли двигались на веслах и под парусами. На корме находились два рулевых весла. На рисунке видны лестницы-трапы, которые использовались для абордажа при столкновении с вражеским кораблем. Рисунок на древнегреческой вазе.Афинский морской союз к середине V в. до н. э. превратился в Афинскую морскую державу, объединявшую около 200 городов- государств.С образованием Афинской державы Афины превратились в самый могущественный и богатый город Греции. Они захватили в свои руки торговлю, которую до того вели греческие приморские города Малой Азии. Главным портом в Эгейском море стал Пирёй, находившийся в 7 километрах от Афин. В середине V в. до н. э. дорога из Пирея в Афины была защищена так называемыми длинными стенами, чтобы ничто не угрожало связи Афин с морем. В доках Пирея стояли корабли из Египта, Италии, Сирии, у пристаней слышался разноязычный говор. Рабы выгружали зерно, лен, ковры, папирус, скот, корабельный лес. Эти товары продавались в самих Афинах или переправлялись в другие Мастерская кузнеца. Кузнец держит на наковальне кусок раскаленного металла. Молотобоец бьет по нему тяжелым молотом. На стене готовые изделия: зубило, топоры, ножи. Справа — хозяин кузницы и заказчик. Рисунок на древнегреческой вазе.
Мастерская кузнеца. Кузнец держит на наковальне кусок раскаленного металла. Молотобоец бьет по нему тяжелым молотом. На стене готовые изделия: зубило, топоры, ножи. Справа — хозяин кузницы и заказчик. Рисунок на древнегреческой вазе. города. Афиняне получали большие доходы от сборов с товаров, ввозимых и вывозимых через Пирей. К середине V в. до н. э. в Афинах расцветает и ремесло. Многие ремесленники были свободными людьми. Афинские кузнецы, гончары, сапожники, ткачи славились своим мастерством. Ремесло давало заработок безземельным и неимущим афинским гражданам.Афинское государство, используя денежные средства союзников, обеспечивало ремесленников заказами. Оно привлекало их к строительству великолепных зданий, которые украсили Афины и Монеты древних Афин.
 Монеты древних Афин. создали им славу самого прекрасного города в мире. Недаром об Афинах того времени говорили: «Так ты чурбан, если не видел Афин, осел, если видел их и не восторгался; а если по своей воле покинул их, то ты верблюд!»С распространением более дешевого и выгодного рабского труда многие свободные ремесленники лишились работы. Они жили за счет тех подачек, которые им выделяло теперь рабовладельческое государство от взносов союзников, эксплуатации рабов и морской торговли.

Афинская рабовладельческая демократия

Во время войны с персами в Афинах окончательно сложился и окреп демократический строй. Развитие флота и ведение войны на море усилило значение купцов, владельцев кораблей, матросов, ремесленников. Аристократы враждебно смотрели на усиление демоса и оказывали ему сопротивление. Демос изгонял из Афин наиболее упорных своих противников.Верховная власть стала принадлежать народному собранию. Оно собиралось три раза в месяц. На народном собрании решались вопросы войны и мира, утверждались новые законы и отменялись старые. Участвовать в управлении государством и даже просто присутствовать на народном собрании могли только афинские граждане. Афинскими гражданами считались лишь мужчины, родившиеся от свободных коренных афинских жителей и достигшие 20 лет. Каждый гражданин, Мастерская сапожника. Заказчица стоит на столе. Сапожник снимает с ее ноги мерку. Рисунок на древнегреческой вазе.Мастерская сапожника. Заказчица стоит на столе. Сапожник снимает с ее ноги мерку. Рисунок на древнегреческой вазе.независимо от своего имущественного положения, имел право участвовать в обсуждении и высказывать свое мнение. Решение принималось большинством голосов. 

Государственные должности стали доступны всем гражданам и замещались по выбору народа  или же по жребию. Высшими стали должности стратегов, которые командовали сухопутной армией и флотом.Афинских граждан судил суд присяжных, состоявший из 6000 человек. Из их числа назначались судьи для разбора каждого дела. Судьи избирались на год.За участие в управлении государством стали выдавать вознаграждение. Благодаря этому и бедные могли занимать государственные должности. В государственной деятельности все граждане участвовали лично, а не через своих представителей. Это было возможно лишь в небольшом государстве с немногочисленными гражданами.Афинские граждане были заинтересованы, чтобы их число не увеличивалось: увеличение числа граждан привело бы к уменьшению их власти и доходов. Не только многочисленные рабы, но и переселенцы из других городов оставались бесправными. Власть в Афинах принадлежала только свободным гражданам. Она была властью рабовладельцев, т. е. рабовладельческой демократией.

Перикл во главе управления Афинами

Во время борьбы демоса с аристократией выдвигались люди, обладавшие сильной волей, умом, Перикл. Древнегреческая скульптура.Перикл. Древнегреческая скульптура.красноречием, умевшие увлечь и повести за собой народ.Наиболее влиятельным руководителем афинского демоса был Перикл. Несмотря на знатное происхождение, он стойко защищал интересы афинской демократии и с изгнанием из Афин его противников-аристократов пятнадцать лет подряд исполнял обязанности первого стратега (445— 430 гг. до н. э.).При Перикле Афины превратились в один из самых красивых и богатых городов Греции. Перикл покровительствовал ремеслу и торговле, так как это давало заработок неимущим афинянам и увеличивало доходы государства. Бедняки получили работу, и можно было не опасаться народных восстаний.Перикл укреплял Афинскую морскую державу. Чтобы держать союзников в повиновении, он организовал поселения афинских граждан. Такие поселения устраивались на землях союзников. Афинское государство.Афинское государство.Поселенцы получали земельные участки по жребию и за это обязывались служить в армии.Перикл распорядился, чтобы постоянно находился наготове флот из шестидесяти военных кораблей. С помощью этого флота афиняне заставляли своих союзников платить дань. Часто Перикл сам предводительствовал в походах против союзников. Годы, когда Перикл стоял у власти, были временем наибольшего могущества и богатства Афин.

 

antiquehistory.ru

106-109 – Древнейшая история Афин и Аттики

106. Древние афинские предания

Древнейшая история Афин, как ее представляли себе греки, была сплошной легендой. Уже при основании города возник спор между Посейдоном и Афиной о том, чье имя получит город: Посейдон создал лошадь, Афина дала оливковое дерево (источник благосостояния, так как из его плодов стали делать масло), и город был назван Афинами в честь богини. Миф о Тесее – чисто афинский. Этому герою легенда приписывала соединение в одно государство всей Аттики путем слияния отдельных общин в один город. По преданию, и Аттика подверглась нашествию дорян во время возвращения Гераклидов (в середине XI в.), но была спасена своим царем Кодром. Дельфийский оракул объявил, что победит та сторона, на чьей будет убит царь. Кодр в одежде пастуха пробрался во вражеский стан и был там убит. Не надеясь больше на победу, доряне отступили, а афиняне объявили, что после Кодра никто у них уже не может быть достойным царского сана. Так поэтическая легенда объясняла отмену в Афинах царской власти.

 

107. География Аттики

Аттика, юго-восточная часть Средней Греции, вдается в море треугольником, одна сторона которого примыкает к суше. Эта маленькая страна находилась в очень близком соседстве с государствами, в которых раньше всего в европейской Греции развилось мореплавание. Одним своим берегом Аттика прилегала к тому же самому Сароническому заливу, близ которого лежали Мегара и Коринф и воды которого омывали остров Эгину, другой же берег Аттики лишь узким проливом отделялся от острова Эвбеи, на котором почти против Аттики находились Халкида и Эретрия. Сунийский мыс, составляющий южную оконечность страны, ближе других пунктов греческого материка к Кикладам. Таким образом положение Аттики на море было очень выгодным для развития торговли, но все-таки Афины приняли деятельное участие в торговле много позднее городов Эвбеи и Истма u острова Эгины. Аттика далеко не могла похвастаться своим плодородием и производила недостаточно хлеба для прокормления своих жителей. Лучшею местностью была равнина (Педион) у Саронического залива против острова Саламина: здесь находились города Афины и Элевсин, из которых один был окружен местами с садовой культурой (виноград, оливки, смоквы и т. п.), а другой лежал в центре той части равнины, где были лучшие хлебные поля. (Здесь и развился культ Деметры). Северная и северо-восточная Аттика (Диакрия) наполнена была горными отрогами и отличалась сухостью и бесплодием, равно как и южная приморская часть (Паралия). Зато горы Аттики изобиловали минеральными богатствами. Пентеликон на севере доставлял прекрасный белый мрамор, Гимет (славившийся и своим пчеловодством) заключал в себе мрамор голубоватого оттенка, Лаврион на юге славился своими серебряными рудниками, на доходы от которых афиняне построили впоследствии свой первый флот. Афинская равнина орошалась рекой Кефиссом, у одного из притоков которой, пересыхавшего летом, и стоял главный город Аттики. Афины были построены в холмистой местности, и на одной из её возвышенностей был афинский кремль, Акрополь, заключавший в себе храм богини Афины Паллады и царский дворец. Город находился от морского берега верстах в семи и имел три гавани. Древнейшею из них был Фалерон, но эта гавань была открытою и потому не столь удобною, как Мунихия и особенно Пирей, представлявшие из себя закрытая бухты по обе стороны перешейка маленького полуострова (Пирейского).

 

108. Население Аттики

Население Аттики причислялось к племени ионян и гордилось тем, что никогда не подвергалось завоеванию. Первоначально здесь было несколько государств (по преданию 12), но они слились в одно государство, сделав его средоточием Афины и даже поселив часть своих жителей в этом общем центре (синойкизм). В воспоминание об этом событии в Аттике был установлен особый праздник, называвшийся Панафинеями. Еще в историческое время жители Аттики делились на четыре племенные филы с тремя фратриями в каждой, при чем эти филы и фратрии имели своих богов и своих начальников. Кроме граждан государства, в Аттике жили пришельцы из других мест, занимавшиеся промыслами и торговлею, платившие подати и даже бывшие обязанными участвовать в войске, но не считавшиеся гражданами; название их было метеки. Сравнительно с гражданами их было, конечно, много меньше. Сами граждане делились на три класса: землевладельческую знать, мелких землевладельцев и ремесленников. Афинская знать составляла сословие благородных, или эвпатридов (т.е. имеющих хороших отцов), роды которых занимали первенствующее положение в жизни отдельных фратрий, фил и всего государства. Свободные крестьяне, жившие на своих маленьких участках, назывались геоморами, ремесленники – демиургами: геоморы и демиурги, вместе взятые, и составляли демос.

 

109. Древнейшее государственное устройство Афин

Во главе Афин стоял первоначально царь, который правил с советом, состоявшим из старейшин наиболее важных аттических родов и носившим название ареопага. Царская власть, однако, перешла постепенно к выборным сановникам, причем самый титул царя, впрочем, никогда не отменялся. Прежде всего стали избирать в помощники царю на войне особого полководца, полемарха, потом и часть правительственных и судебных дел начали поручать особому сановнику, архонту (правителю), которого назначал ареопаг, а еще позднее создали должность шести судей, фесмофетов. Должность царя после этого ограничивалась лишь исполнением жреческих обязанностей, и басилевсом назывался уже не правитель государства, а высший жрец Афин. Таким образом царская власть разделилась между девятью сановниками, которые все стали называться архонтами. (В их коллегии первое место принадлежало не басилевсу и не полемарху, а архонту-эпониму, по имени которого обозначался афинский год). В средине VIII в., когда существовало только три первые архонта, их стали избирать на десять лет, а не пожизненно, как прежде, в начале же VII в. – лишь на один год. Сначала выбор царя совершался только в пределах одного рода, но мало-помалу это звание (и вообще архонтство) сделалось доступным всем знатным родам. По мере того, как царская власть дробилась между отдельными сановниками, бывший царский совет, ареопаг, наоборот, получал все большее и большее значение. Он стал пополняться архонтами, хорошо исполнявшими свои обязанности и становившимися уже пожизненными членами этого учреждения. Афины сделались настоящей олигархией, в которой ареопаг являлся не чем иным, как средоточием интересов, стремлений и традиций сословия эвпатридов. В руках землевладельческой знати были все религиозные и государственные должности; им принадлежало толкование всех божеских и человеческих законов; они производили суд, руководствуясь исключительно старыми обычаями и своим их пониманием. Понятно, что олигархическое правление могло быть только утеснением демоса.

 

www.rushist.com


Смотрите также