Самые ранние храмы Древнего Египта появились в середине 4-го тысячелетия до н.э и напоминали тростниковые хижины. Последним из построенных египетских храмов был Храм в Филах, который прекратили использовать в 6-м веке нашей эры. Не удивительно, что эта подборка охватывает большое разнообразие разных сооружений, построенных за огромный промежуток времени. Ваше путешествие по Египту не будет полным без посещения одного из этих мест.
Великий Храм Мединет-Абу
Расположенный на Западном берегу реки Иордан в Луксоре, Мединет-Абу является арабским названием огромного храмового комплекса. По своим размерам он уступает только Карнаку, но при этом гораздо лучше сохранился до наших дней. Фараоны Хатшепсут и Тутмос III построили на этом месте небольшой храм в честь Амун. Рядом с их храмом Рамзес III построил свою гробницу - самый большой сохранившийся памятник комплекса Мединет-Абу. Рамзес III окружил комплекс храмов большой кирпичной стеной, охватившей склады, цеха и жилые дома.
Храм Ком Омбо
Среди величайших храмов Древнего Египта невозможно не отметить Ком Омбо. Расположенный на высокой выходящей на Нил дюне Ком Омбо представляет из себя необычный двойной храм. Его построили во время правления династии Птолемея. Первоначальный храм начали строить при Птолемее VI Филометоре в начале второго века до н.э. Ком Омбо на самом деле включает два различных храма, зеркально отражающих друг друга. У них есть два входа, два суда, две колоннады, два гипостильных зала и два святилища.
Колоссы Мемнона
Построенные приблизительно в 1350 до н.э. Колоссы Мемнона представляют собой две большие каменные статуи. Они изображают сидящего на пьедестале фараона Аменхотепа III. Первоначальным предназначением Колоссов должна было стоять на страже у входа в храм Аменхотепа, где ему поклонялись как до, так и после ухода в потусторонний мир. Когда-то это был один из самых больших храмов Древнего Египта, но сегодня он практически полностью исчез, за исключением этих двух статуй. Оба Колосса значительно повреждены, а детали выше талии практически неузнаваемы.
Храмы острова Филе
Остров Филе был центром культа богини Изиды. Первый храм на острове был построен фараонами из 30-й династии. Строительство храма продолжалось в течение трех веков правления греческой Птолемеевой династии и римских правителей. В 100 году нашей эры Римский император Траян построил знаменитый киоск Траяна, который вероятнее всего служил речным входом в большой храм Изиды. В 1960-х храм и другие монументы Филе были перемещены на остров Агилика. Перемещением занимались волонтеры ЮНЕСКО, чтобы спасти историческое наследие от возрастающих вод Нила в связи со строительством Асуанской Плотины. Остров Филе в настоящее время затоплен водами Озера Нассер.
Храм Эдфу
Храм Эдфу посвящен богу с головой орла Хору, являясь вторым по величине египетским храмом после Карнака и одним из наиболее сохраненных. Строительство этого храма началось в 237 до н.э во время господства Птолемея III и закончилось почти два века спустя в 57 до н.э Птолемеем XII, отцом легендарной царицы Клеопатры. Этот храм состоит из традиционных элементов египетских Храмов Нового Королевства, вместе с несколькими греческими сооружениями, среди которых стоит выделить Дом Рождения (Маммиси).
Храм Сети I в Абидосе
Храм Сети I представляет из себя гробницу фараона Сети I на западном берегу Нила в Абидосе. Древний храм был построен к концу господства Сети, и достроен его сыном Рамзесом Великим после смерти отца в 1279 году до н.э. В этом храме находится Абидосский Список — хронологический перечень всех династический фараонов Древнего Египта от египетского короля Менеса (основателя первой династии) до отца Сети, Рамзеса I.
Египетский Храм Хатшепсут
Этот храм является гробницей Хатшепсут, управлявшей Египтом приблизительно с 1479 до н.э до ее смерти в 1458 до н.э. Он расположен на западном берегу Нила. Сооружение с колоннадой было разработано и построено египетским архитектором Сенмутом. Королевский архитектор Хатшепсут построил храм для ее погребения, а также чтобы почтить славу Амун. Храм Хатшепсут гармонично вписан в обрыв резко возвышающегося утеса с тремя ступенчатыми террасами, достигающими 30 метров в высоту. Эти террасы связаны длинными пандусами, которые когда-то были окружены садами.
Луксорский Храм
Луксорский Храм расположен на восточном берегу реки Нил в древнем городе Фивы. Он был основан в 1400 до н.э во время Нового Королевства. Храм был посвящен трем египетским богам Амуну, Муту и Хонсу. Храм был центром фестиваля Опет — самого важного фестиваля в Фивах. Во время ежегодного фестиваля статуи трех Богов переносились из храма Амуна в Карнаке в храм Луксора вдоль дороги сфинксов, соединяющей 2 этих храма. Сегодня Луксор является главным местом назначения для путешествующих по Верхнему Египту, а также важной остановкой во время большинства Нильских речных круизов. Среди выдающихся храмов Древнего Египта Луксор всегда занимал особое место.
Абу Симбел
Храмы-близнецы Абу-Симбел были вырезаны в склоне горы во время господства фараона Рамзеса Великого в 13-м веке до н.э. Он создал Абу-Симбел, как вечный памятник себе и его королеве Нефертари. Комплекс был полностью перемещен в 1960-х, чтобы избежать затопления водами рукотворного Озера Нассер. Это гигантское искусственное водохранилище было сформировано после создания дамбы на реке Нил. Абу-Симбел остается одной из главных туристических достопримечательностей Египта.
Карнакский Храм Древнего Египта
Даже будучи ужасно разрушенным, Карнакский Храм превосходит по своей красоте большинство других достопримечательностей Египта. Это самое большое древнее религиозное сооружение в мире, представляющее объединенный результат труда многих поколений египетских строителей. Храм Карнака на самом деле состоит из трех главных египетских храмов, закрытых храмов меньшего размера, и нескольких внешних храмов приблизительно в 2.5 километрах к северу от Луксора. Потребовались тысячелетия, чтобы построить и расширить Храм Карнака. Большая часть работы над Карнаком была сделана фараонами Нового Королевства (1570-1100 до н.э). Одной из самых известных структур Карнака является Гипостильный Зал площадью в 5,000 квадратных метров с 134 большими колоннами, установленными в 16 рядов.
Источник - http://avivas.ru/topic/velichaishie_hrami_drevnego_egipta.html
Цивилизация Древнего Египта обязана водам Нила, на берегах которой расцветало земледелие.
Греческий историк Геродот даже сказал, что «Египет – это дар Нила». Жизнь зависела от разливов реки. Во главе стоял фараон, далее общество делилось по иерархическому принципу. Очень высокую социальную роль имели писцы, владея сложной системой письма и знаниями всех важных событий в стране. Фараоны причислялись к богам и были наделены полной властью.
Карнак и священное озеро
Египетская колонна в виде цветка папируса
Чтоб лучше понять архитектуру египтян, недостаточно знать как они жили, важнее то, чем они жили. Необходимо знать мифологию Египта. Я изложу основной момент и очень кратко.
Осирис и Сет родные братья, у них есть сестра Исида, которая стала женой Осириса.
Осирис
Сет
Исида
Между Осирисом и Сетом возникла война за право царствования. Осирис был убит своим братом Сетом, воплощением зла, расчленён и разбросан вдоль берегов реки Нил. Исида искала и собирала по частям останки Осириса, в тех местах где они были найдены египтяне возводили храмы и святилища. Исида призвала на помощь Анубиса и тот мумифицировал Осириса. Так в египте появилась мумификация.
Анубис
Рисунок из гробницы
Исида воскресила мужа и зачала от него ребёнка. Так родился Гор.
Гор
Осирис, Исида и Гор
Осирис же отправился править царством мертвых. Именно его изображают египтяне на своих рисунках, когда умерший попадает в царство мёртвых, его встречает Анубис и судит Осирис.
Гор же заменил своего отца на земле. Он отомстил и убил Сета, но в этой борьбе потерял глаз. Его тоже часто изображают египтяне в рисунках, а также в украшениях – «Всевидящее око».
Исида и Гор долго правили среди людей, обучили их земледелию, мумификации, строительству, в общем передали знания. Поэтому в Древнем Египте фараон отождествлялся с богом Гором, а после смерти с богом Осирисом. Также в другой ипостаси бог Гор отождествлялся с богом солнца Ра.
Но вернёмся немного в начало. В пятом тысячелетии на территории Египта образовались 2 различные общины, которые развились, разрослись и в итоге образовали два царства – Верхний и Нижний Египет. Согласно традиции, ок. 3200 г. до .н.э. царь Менес объединил оба царства под своей властью.
Выделяют 3 основных периода:
Древнее царство – 2700 -2150 гг. до н.э.
Среднее царство – 2050-1800 гг. до н.э.
Новое царство – 1550 – 1069 гг. до н.э.
Между ними промежуточные этапы
Но в целом это пять периодов архитектуры и искусства: Раннего царства, Древнего Царства, Среднего царства, Нового царства, Позднего царства.
Египет подарил миру первую монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, великолепные изделия художественного ремесла. Египтяне овладели потрясающей обработкой камня – пирамиды, храмовые комплексы, монолитные скульптуры – всё это первые достижения классового и рабовладельческого общества. Именно в Древнем Египте произошёл переход на следующий этап развития цивилизации. Искусство египтян отражает не только общественную жизнь, но и чувства людей, их эмоции, взаимоотношения с друг другом и богами. Ценности общества нашли отражение в искусстве, например, очень знаменитым сюжетом для скульптуры является Исида на руках с Гором. Большую роль также сыграли различные культы – культ предков, культ животных, культ фетишей. Развития индивидуального сознания в Египте при таких условиях не было, поэтому и не возникало индивидуального творчества как в Древней Греции, например. Поэтому на протяжении тысячелетий мы видим преданность канонам и традициям, которые не менялись в какой-либо значительной степени. В Древнем Египте индивидуального творчества, не существовало, потому как без индивидуального сознания оно не могло появиться. Как правило изображения переносились по сетке, следуя образцу, и здесь исключается возможность привнести в изображение что-то от себя.
Сетка для прорисовки изображений
Что-то новое привносилось немного в других ипостасях, каждый великий художник или скульптур предлагал что-то новое на основе существующих порядков и традиций. И, несомненно, мы видим развитие искусства и архитектуры со временем, но оно всё равно сохраняет незыблемые основы древности. Уже статуи времён третьей династии имели ряд новых черт, которые затем ярко раскрылись в произведениях четвёртой династии, свидетельствуя о новом этапе развития.
Храмовый комплекс в Карнаке является самым древним. Но основные постройки были сделаны гораздо позже, этому послужила смена политической обстановки в Египте.
Иной характер приобрела и религия. Новое политическое положение Египта требовало единого общегосударственного бога, которым и стал фиванский Амон, ведь именно Фивы стали столицей области. Именно правители Фив выступили за объединение страны и стали общим египетским центром. Чтобы придать культу Амона ореол древности его слили с солнечным богом Ра.
Амон
Ра
Амон Ра
Амон Ра
И богу был придан облик фараона. Его воспевали как великого завоевателя и владыку мира. Все возводимые святилища возводились в честь Амона-Ра, особенно в Фивах, именно туда поступала большая часть военной добычи. Один только Тутмос III отдал фиванскому святилищу Амона-Ра свыше 14 тонн золота, около тонны серебра, множество одежд и драгоценностей, а также произведений искусства. Хозяйство храма быстро росло и развивалось, в его владениях были огромные территории, с виноградниками и стадами, а также большое количество рабов. Храмовые мастерские славились и приносили крупные доходы. Появляется новая специфика в искусстве – пышность и декоративность.
Карнакский храм расположен в Верхнем Египте и явялется самым большим храмовым комплексом и основным религиохным святилищем. Там находятся три главных храма – Амону Ра, главному богу египтян, его жене Мут и сыну Хонсу. Храм Амона Ра самый большой из всех и находится в центре комплекса.
Храм Амона
Храм Мут
Храм Хонсу
Сам комплекс настолько огромен, что его можно считать целым городом. У египтян было заведено совместное строительство, когда один фараон что-то начинал, последующие достраивали и пристраивали что-то. И храмовый карнакский комплекс не стал исключением, в его строительстве приняли участие большое количество фараонов и поэтому его строительство насчитывает около двух тысячелетий, за это время он рос, развивался и менял свой облик. Особенно важный вклад внёс в строительство комплекса Рамзес II, который и славится как фараон-строитель. Так как комплекс строили очень долго, то в итоге получилось сооружение, которое как матрёшка, состоит из слоёв древности. Чем глубже заходишь в комплекс, тем дальше уходишь в историю, тем древнее там постройки. Карнак считают каменным архивом истории.
А возле комплекса есть ещё священное озеро времён Тутмоса III, которое использовали в церемониях и религиозных праздников. Недалеко от озера находится самый крупный в Египте скарабей.
Священный жук-скарабей
Почти все храмы Нового царства отличались прямоугольной планировкой. И Карнак не исключение. Весь участок окружён массивной стеной. К входу вела дорога, по краям которой располагались сфинксы.
Вход в храм оформлялся узкой дверью между высокими монументальными башнями, покатые стены которых сужались и увенчивались карнизом с характерным для египетской архитектуры профилем. Такое оформление фасада началось ещё в среднем царстве и называется «пилон». Перед фасадом устанавливались обелиски и статуи, а также мачты с флагами.
Самое знаменитое место в комплексе после храма Амона Ра — гипостильный зал. Капитель колонн в нём создавалась в виде цветка лотоса. В конце двора находилась тяжёлая дверь, она вела в зал с потолком, который подпирали 137 колонн, изображавших цветы папируса, один из символов Египта. В главном нефе, куда проникал солнечный свет, капители колонн были сделаны в форме раскрытых цветков. В нефах, куда лучи солнца почти не проникали, капители были выполнены в форме закрытых цветов. Участники процессий могли видеть как «раскрываются цветы», испытывать неподдельное восхищение, учитывая огромные размеры самих колонн.
Статуя Рамзеса II с женой
А теперь пройдёмся немного по фараонам, которые особо отметились в строительстве комплекса.
Старейшее здание было построено во времена XII династии, при фараоне Сенусерте I – белая капелла.
Первые масштабные строительства произошли уже при Новом Царстве XVIII династии и фараоне Тутмосе I. При нём были построены:
— 3 пилона
— колонный двор
— небольшой зал
— 2 обелиска
— старые постройки были окружены стеной
Храм существенно обновила его дочь Хатшепсут. Она возвела:
— VIII пилон
— расширила храм богини Мут
— в центре комплекса святилище божественной барки Амона Ра
Впоследствии святилище Хатшепсут было разрушено, использовано Аменхотепом III как строительный материал.
— четыре гигантских обелиска, они были самыми высокими, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III.
Пасынок Хатшепсут Тутмос III, стремившийся превзойти свою предшественницу и уничтожавший память о ней, добавил:
— VII пилон, вдоль новой поперечной оси, придавшей изначально прямоугольному по планировке храму вытянутую Т-образную форму.
К востоку от пилона в 1903 году при раскопках нашли тайник с 17 тысячами бронзовых и 779 каменных статуй, а также другие артефакты V династии до Птолемеев.
— двор со статуями фараона
— священное озеро с ниломером
— два обелиска
— Ах-мену – колонный зал празднеств для церемоний хеб-сед
— колонны зала в виде огромных расписных шестов (не имеют аналогов в египетской архитектуре)
— между VI пилоном и постройками Хатшепсут расположился «зал анналов», на стенах которого были задокументированы «Анналы Тутмоса VII» — военная хроника писца Танини, повествующая о 17 победоносных кампаниях фараона.
Аменхотеп III добавил:
— III пилон
— центральную колоннаду главного гипостильного зала
— пристройку к храму Хонсу, Мут
— разместил более 700 статуй сидящей богини – львицы Сехмет
Эхнатон:
— восточнее части, посвященной Амону-Ра, возведён храм богу Атону, который он сделал главным и единственным богом Египта. Все прочие храмы были закрыты. После его смерти Хоремхеб восстановил и открыл прежние храмы, а святилище Атона было снесено и каменные блоки были использованы при строительстве других храмов.
Хоремхеб:
— II, IX, X пилоны
— аллея сфинксов
Сети I и Рамзес II закончили начатый при Хоремхебе большой гипостильный зал, за колоннадой Аменхотепа III выросли ещё 7 рядов колонн. Перед II пилоном Рамзес II установил 2 монументальные статуи самого себя, а дорогу от Нила до входа в храм выложил аллеей бараноголовых сфинксов.
Сети II соорудил
— перед храмом Мут пилон
— святилище в честь фиванской триады
Рамзес III
— 2 храма
— перестройка храма Хонсу
В 1979 году Карнакский храмовый комплекс был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Далее фотографии от экспедиции Исида.
Больше информации и фотографий можно посмотреть на их сайте http://isida-project.org
yuliyakelidi.com
Храм Дендур
Храм Дендур, XV века до н.э., был построен в римский период Египта и подарен американскому Музею Метрополитена в Нью-Йорке, США, в в 1965, в связи с международным призывом ЮНЕСКО о сохранении архитектурных памятников Нижней Нубии. После строительства Асуанской плотины в дельте Нила значительно поднялся уровень подземных вод, и они оказались под угрозой исчезновения.
Предназначение храмов Древнего Египта
Египетские памятники древней египетской архитектуры были не только местом совершения многочисленных египетских религиозных обрядов. Одним из важных символических аспектов понимания храма было создание определенного образа из мира природы. Отделка храмов имела элементы резьбы из папируса и растения лотос, которые растут на воде. Они символизировали религиозный культ Нила, Хапи. Две колонны, установленные на входе в храм, выполнялись в виде высоких стеблей папируса, связанного с цветами лотоса. Над въездными воротами изображались образы солнца с крыльями Гора, олицетворяющего небо в Древнем Египте.
На внешних стенах, словно между небом и землей, на храмах вырезались сцены, где осуществлялись религиозные подношения. В руках он держал скипетр и символ жизни. Исида, Осирис и их сын Гор, а также другие регалии можно узнать по наличию корон и надписям.
Они повторяются в других горизонтальных регистрах. Фараон Египта идентифицировался по древним иероглифам, которые повторяются рядом с его головой в овале удлиненной формы, который называют картушем. В этих рисунках указывалось имя фараона. В храме Дендур можно найти картуш, который фактически был наставлеником императора Цезаря Августав Египте. Он изображен в традиционной регалии фараона.
Барельефы храма Дендур
Цезарю Августу было посвящено много храмов, возведенных в египетском архитектурном стиле, в честь культовых божеств. Храм Дендур был построен около XV века до н.э. в честь Исиды и Педеси Пихора, символизирующего власть вождя Нубийского Царства.
drevniy-egipet.ru
Храмы Древнего Египта - это... Что такое Храмы Древнего Египта?
Храмы Древнего Египта — культовые сооружения древних египтян, специально построенные для поклонения богам и поминания фараонов. Храмовые постройки расположены по всей территории Древнего Египта и в тех областях, которые зависели от этого государства.
Описание
Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат — божественного порядка вселенной. Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания от бога обитавшего там.
Один из крупнейших храмовых комплексов в Карнаке.
Одним из наиболее важных мест храма было святилище, в котором обычно находились культовые изображения и статуи богов. Помещения расположенные снаружи храма с течением времени росли и всё более усложнялись, поэтому храм превратился из небольшого святилища в конце Додинастического периода в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве (ок. 1550—1070 годы до н. э.). Эти сооружения являются примером крупнейших и наиболее устойчивых сооружений древнеегипетской архитектуры. Каждый элемент и деталь храма выполнены в соответствии с религиозной символикой египтян. Конструкция храма включала в себя ряд закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны, которые были выравнены вдоль пути, по которому проходили праздничные процессии. За стенами храма располагались ограждения и ряд дополнительных зданий.[1]
Большим храмам принадлежали не менее крупные земельные участки, на которых работали простые люди, обеспечивавшие материальные нужды храма. Храмы являлись главными как религиозными, так и экономическими центрами. Жрецы, управлявшие этими мощными структурами, обладали большим влиянием, и, несмотря на их «условное» подчинение фараону, порой создавали значительные проблемы в его власти.
Строительство храмов в Египте продолжалось, несмотря на понижение численности населения и окончательную потерю независимости в период Римской империи. С приходом христианства, египетская религия стала подвергаться всё большим нападкам со строны христиан, стали закрываться храмы, последний из которых был закрыт для посещения в 550 году нашей эры. С течением времени, старые здания опустели и стали разрушаться. Но в начале XIX века в Европе вспыхнула новая волна интереса к Египту, что привело к зарождению науки египтологии и стало привлекать всё большее количество посетителей, которым было интересно увидеть руины древней цивилизации. Десятки храмов сохранились до наших дней, некоторые стали всемирно известными туристическими достопримечательностями. Туризм стал приносить немалые доходы в казну современной египетской экономики. Египтологи продолжают и в наши дни изучать руины и сохранившиеся храмы древнейшей цивилизации, так как они являются бесценным источником информации о древнем египетском обществе.
Функции
Религиозность
Древнеегипетские храмы были предназначены в качестве жилья для жизни богов на земле. Слово «храм»
ḥwt-nṯr
что буквально означает «дом бога», египтяне чаще всего использовали для обозначения здания храма[1]. Присутствие (англ.) бога в храме соединяет человеческий мир с божественным и позволяет человеку общаться с богом посредством ритуальных действий. Согласно верованиям египтян, эти ритуалы поддерживали жизнь бога и позволяли ему продолжать играть свою роль в природе.[2] В конечном счёте, всё сводилось в поддержании ключевой фигуры Маат — совершенного устройства природы и человеческого общества. Цель египетской религии заключалась в поддержании Маат[3], эта же цель была и у храмов.[4]
См. также
Примечания
↑ 1 2 Spencer 1984, p. 22, 44; Snape 1996, p. 9
↑ Dunand and Zivie-Coche 2005, pp. 89–91
↑ Assmann 2001, p. 4
↑ Shafer, Byron E., "Temples, Priests, and Rituals: An Overview", in Shafer 1997, pp. 1–2
Ссылки
Литература
Arnold Dieter Building in Egypt: Pharaonic Stone Masonry. — Oxford University Press, 1991. — ISBN 0-19-511374-8
Arnold Dieter The Encyclopedia of Ancient Egyptian Architecture. — Princeton University Press, 2003. — ISBN 0-691-11488-9