Древний египет урок. Разработка урока по истории на тему "Древний Египет: повторительно-обобщающий урок"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Контрольно-обобщающий урок «Древний Египет». Древний египет урок


Контрольно-обобщающий урок «Древний Египет»

Цели: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Информация

Данный урок проведен в форме игры «Историческая эстафета». Заранее (на предыдущем уроке) детям было объявлено, что «эстафета» буде проходить по следующим этапам: составление рассказа, решение творческой задачи, разгадывание кроссворда, работа с картой, знание терминов и дат. Каждый ряд — это команда, а кто из членов команды будет работать на этих этапах — должны решить сами дети. Перед началом урока дети расселись в нужном порядке, после чего была начата игра.

Ход урока

  1. Организационный момент

Сообщение детям условий игры: проверяется правильность выполнения заданий каждой группой, обращается внимание на дисциплину во время урока и скорость выполнения всех этапов каждой командой (рядом) учеников.

II. Проведение игры «Историческая эстафета»

1-й этап. «Знаешь ли ты где находится…»

— Египет.

— Нил.

— Первая столица Древнего Египта.

— Дельта.

— Территории, куда совершали свои походы фараоны Египта.

Все указанное нужно отметить на контурной карте.

2-й этап. «Расскажи о жизни…»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1-го ряда

Расскажи о том, как жили в Древнем Египте ремесленники и земледельцы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 2-го ряда

Расскажи о том, как жили в Древнем Египте вельможи.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 3-го ряда

Расскажи о том, как жили в Древнем Египте фараоны.

3-й этап. Ответь на вопросы по рисунку

По современному рисунку, посвященный сбору налогов в Египте, необходимо предположить кто изображенный на рисунке египтянин в белых одеждах и с посохом в руке и ответить на следующие вопросы: Что за люди его сопровождают (справа)? Чем занят сидящий на земле человек со скрещенными ногами? Правее его изображены две пустые корзины: чем они будут наполнены? Кого и почему поставили на колени (в центре)? Кто эта женщина с детьми (слева)? Почему происходящее стало для земледельца горем?

4-й этап.

1. Разгадай чайнворд:

1. Материал для письма. 2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. 3. Злой бог суховей. 4. Один из египетских фараонов. 5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. 6. Подневольный человек. 7. Сплав меди и олова. 8. Ученый, который изучает звездное небо. 9. Столица Египта. 10. Египетская гробница. 11. Греческий историк, который описал историю Египта. 12. Стенобитный снаряд. 13. Сборы в пользу государства.

Ответы: 1. Папирус. 2. Сфинкс. 3. Сет. 4. Тутмос. 5. Скульптор. 6. Раб. 7. Бронза. 8. Астроном. 9. Мемфис. 10. Саркофаг. 11. Геродот. 12. Таран. 13. Налоги.

2. Реши кроссворд: рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 43 (с. 37). Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов.

5-й этап.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 44 (с. 38).

б) Ответь на вопросы:

— Какую пользу египтянам приносила кошка? (Египтяне использовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошка уничтожает мышей и крыс — переносчиков многих болезней, например чумы. Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали бы эпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.)

infourok.ru

Урок истории на тему "Древний Египет"

Разработка урока «Государство на берегах реки Нил - Египет»,

5 класс (обобщающее повторение)

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Повторить и систематизировать знания по разделу «Древний Египет»

  2. Научить применять знания на практике, проявляя различные творческие способности.

  3. Развивать у учеников интерес к дальнейшему изучению древней истории с помощью различных форм творческой деятельности.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

ФОРМА УРОКА: урок-путешествие, сопровождающийся показом презентации.

ОБОРУДОВАНИЕ: показ презентации «Государство на берегах реки Нил - Египет», карта Древнего Египта, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, озвучивание темы урока.

  1. Путешествие в Древний Египет (показ презентации).

Сейчас мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие по Древнему Египту. (Слайд №1)

В начале урока детям раздаются заготовленные ранее Бланки ответов. Необходимо заранее объяснить, что урок будет проводиться в форме письменного и устного опроса. Дети заполняют бланки в течение всего урока поэтапно. А устный опрос производится с места перекрестно письменному опросу. (Слайд №2)

Второй слайд урока посвящен и географическому расположению Древнего Египта. Дети устно отвечают на вопросы:

- Где находится Египет?

- Столица Египетского государства.

- Главная река государства и её значение для жителей

- Обсуждение «Хвалебной песни Египтян Нилу и Солнцу» (исторический документ в параграфе 6) (Слайд №2)

Вспоминаем этапы возникновения государства и объединение Северного и Южного Египта. Детям наглядно демонстрируются палетка и рисунки как исторические документы, свидетельствующие о победе Верхнего Египта над Нижним (Слайд №3).

Акцентируем внимание детей на письменном опросе (1и 2 вариант) (Слайд №4).

Переходим к ещё одной главе Великого государства, где обсуждаем царское хозяйство, труд земледельцев, виды ремёсел, скотоводство и орудия труда (Слайд № 5,6).

Рассматриваем каменное зодчество как искусство. Здесь идет обсуждение строительства одного из семи чудес света – пирамид (Слайд № 7,8).

Опять акцентируем внимание на ответах в письменном виде (Слайд №9).

Следующий раздел посвящен египетской мифологии, представлением о загробной жизни и «Книге мёртвых» (Слайд №10,11). С детьми обсуждаем мифических героев: Осирис, Гор, Исида и др. Анализируется миф об Осирисе и Исиде (параграф 10). (Слайд №12,13,14). Далее показываются заупокойные статуэтки (Слайд №15). Внимание учащихся можно обратить на храм царицы Хатшепсут, сопроводив рассказом об особенностях и причинах его постройки (Слайд №16).

Обращаем внимание на тест (Слайд №17).

Переходим к разделу о мумифицировании тел умерших. Сравниваем жизнь вельмож и крестьян Египта. По ходу обсуждения демонстрируются Слайды 18,19.

Возвращаемся к письменному опросу (Слайд №20).

Для того, чтобы дети смогли проверить правильность своих ответов, выводим на экран правильные варианты, но перед этим собираем Бланки (Слайд №21).

  1. Домашнее задание. Подготовить творческие отчеты в виде мини-сочинений о путешествии в Египет.

infourok.ru

Обобщающие урок по теме "Древний Египет"

Урок обобщения в 5 классе

по теме «Древний Египет»

Цели и задачи:

  • Повторить основные события истории древнейшего государства на земле - Египта;

  • Совершенствовать систему усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;

  • Развивать критическое мышление в процессе обучения;

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся и их познавательные способности, используя активные методы и формы работы на уроке;

  • Развивать мотивацию к учению, познавательные интересы, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;

  • Способствовать развитию организации кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи, формировать чувство взаимной ответственности за общее дело.

Тип урока: урок-игра

Оборудование:

На уроке используется: компьютер, проектор, экран

Опережающее задание:

класс делится на 3 группы (команды), каждая группа придумывает название, девиз и рисует свою эмблему, а так же выбирает из своего состава капитана. Для капитана дополнительное домашнее задание – составить рассказ-экскурсию на тему «Путешествие в долину царей»

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке нам предстоит совершить увлекательное путешествие в древнейшее государство мира – Египет. Это путешествие позволит нам еще раз «встретиться» с жителями этой древней страны, прикоснуться к древней религии и мифологии, научным знаниям и достижениям культуры.

Совершать путешествие мы будем командами, во главе с отважными капитанами, которые постараются привести вас только к победе и преодолеть все трудности на пути. А сейчас капитаны представят нам свои команды

(представление команд).

Началом пути нашего путешествия будет самый известный памятник прошлого, символ Египта – пирамида (слайд № 1) Каждый блок пирамиды – это определенное задание- направление маршрута, преодолев которое можно будет приступать к следующему заданию. Желаю удачи в пути!

Структура урока.

Урок проходит по траектории, заданной самими учащимися (т.к. они сами выбирают тип задания), может быть остановлен в любой момент и на любом задании. Предлагается максимальный набор заданий, включающий в себя проверку знаний по всем разделам темы.

№№

п/п

Название и тип задания

Время работы

Баллы

1

Занятия древних египтян

(составление рассказов по теме)

5 минут

5 баллов

2

«Переводчики» с египетского

(проверка понятийного аппарата)

5 минут

8 баллов

3

Памятники культуры Египта

(проверка логического мышления)

3 минуты

3 балла

4

Разгадывание чайнворда

5-7 минут

12 баллов

5

Жители древнего Египта

(по предложенной характеристике узнать о ком идет речь)

5 минут

7 баллов

6

Научные знания в Древнем Египте

5 минут

5 баллов

7

Конкурс капитанов (по предложенному заданию (картинный ряд) составить маршрут экскурсии и провести ее)

6 минут

5 баллов

8

Загадки (проверка логического мышления)

2 минуты

2 балла

9

Военные походы фараонов (умение работы с картой)

3 минуты

4 балла

По истечению времени отведенного на выполнение каждого задания, ребята отчитываются (устно или если это тестовое задание сдают письменный ответ) и получают общие баллы за работу всей группы.

Команда, набравшая лучший бал, имеет право выбирать следующее задание.

Задания для повторения:

Задание №1.

Вам необходимо составить рассказы из предложенных слов об одном из занятий в Египте и озаглавить его

1 группа: Нил; орошение полей; суховей; каналы; разлив; шадуф; насыпи; высокие урожаи; земледельцы.

2 группа: Войско; фараон; боевые колесницы; захваты; пехота; рабы; лучники; война; богатая добыча.

3 группа: Покойник; царство мертвых; мумия; бальзамирование; смерть; сердце; книга мертвых; весы.

Задание № 2.

«Переводчики» с египетского. Учащимся необходимо соотнести слова в левом и правом столбиках таблицы. Ответы записываются на заранее заготовленных учителем бланках

1. Саркофаг

А. Знатный человек, ближайший помощник царя

2. Вельможа

Б. Сбор в пользу государства

3. Сфинкс

В. Место впадения реки в море

4. Иероглиф

Г. Специальный гроб, куда помещали тело покойного

5. Налоги

Д. Выпуклое изображение на камне

6. Дельта

Е. Царь в древнем Египте

7. Рельеф

Ж. Статуя, изображающая льва с головой человека

8. Фараон

З. Знаки- буквы в Египте

Задание № 3.

Учащимся необходимо в предложенном картинном ряду выбрать памятники египетской культуры (указать лишние) и дать название каждому.

Задание № 4.

В этом задании предстоит разгадать чайнворд. Он представлен в виде одного из памятников страны – пирамиды. Подниматься нужно по ступеням снизу вверх и необходимо учесть, каждая последняя буква в слове, является первой в следующем слове. В итоге, путешествие завершается в древней столице Египта.

Задания для чайнворда

  1. Материал для письма

  2. Фигура льва, с головой человека

  3. Злой бог пустынь и суховеев

  4. Имя одного из египетских фараонов

  5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения

  6. Подневольный человек

  7. Богиня в виде кошки

  8. Стенобитный снаряд

  9. Сборы в пользу государства

  10. Богиня, жена Осириса

  11. Ученый, изучающий звездное небо

  12. Столица Египта

12

11

10

9

6

7

8

5

1

2

3

4

Задание № 5.

Викторина - «Жители древнего Египта». В этом задании ребятам предстоит по предложенной характеристике узнать и назвать о ком идет речь.

  1. «Один из них вымазан сажей, руки у него в мозолях и работает он день и ночь. Другой – чтобы наполнить желудок в кровь сбивает себе пальцы. У третьего при работе всегда согнуты колени. Такова судьба этих людей…»(ремесленники)

  2. «Ему кричат: «Подай зерно!»,- а его нет. Тогда избивают его батогами, его жена связана, перед ним его дети в путах…»(земледельцы)

  3. «Если его назначают носителем царских сандалий – это для него уже большая честь. Он должен сгибать спину перед своим господином и только тогда его дом будет полон имущества»(вельможа)

  4. «Он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Он может разговаривать с богом, но даже он не может повернуться к богу спиной»(Жрецы)

  5. «Он – солнце, видящий лучами своими. Он – сын бога и сам великий бог»(фараон)

  6. «Они должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нуждам»(рабы)

  7. «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг и тогда ты получишь эту должность, она лучше всех других должностей. Ты будешь освобожден от повинностей и от уплаты налогов, от работы мотыгой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать»(писцы)

Задание № 6.

Уже в древности в Египте наука достигла больших высот, и египтяне использовали эти знания в различных видах деятельности. Учащимся предстоит, используя современные знания, вспомнить о научных знаниях в Древнем Египте (каждая группа получает свое задание)

Задание для 1 группы.

Решите задачу:

Фараон ТУТАНХАМОН правил в Египте с 1351 по 1342 гг.до н.э.

Сколько лет правил фараон?

Сколько лет прошло с момента его смерти до наших дней?

Сколько это тысячелетий и сколько полных веков?

Задание для 2 группы

Выберите правильный ответ в каждом ряду:

1. Из чего изготавливали оружие в Египетской армии?

Железо, бронза, сталь, медь

2. Какие научные знания были необходимы для постройки пирамид?

Астрономия, медицина, математика

3.Какие научные знания были необходимы для бальзамирования покойного?

Письменность, астрономия, медицина

4. Какой французский ученый первый разгадал египетские иероглифы?

Птолемей, Шампольон, Тутмос

5. Какие буквы могли обозначать таким иероглифом

  • «М», «Т», «С», «К», «Р», «В»

Задание для 3 группы:

Работа с текстом. ЗАДАНИЕ: Внимательно прочтите текст. В нем допущено 12 исторических ошибок. Вам необходимо подчеркнуть те места, где они находятся, а после текста написать правильные варианты.

В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий эту страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500 г. до н.э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину Царей.

Рабы в Древнем Египте решили увековечить свои имена и поэтому стали строить себе пирамиды-гробницы. Самой маленькой была пирамида бедняка Хеопса. Высота ее была 15 метров. На ее постройку пошло всего 25 каменных глыб весов по 20 килограммов каждая. На постройке пирамиды работало всего 100 человек, за 3 года пирамида была готова.

Задание № 7.

Конкурс капитанов. К нему капитаны команд готовились заранее, они составили рассказ на тему экскурсии «Путешествие в долину царей»,

в которой должны были отразить самые интересные и яркие эпизоды истории. На уроке капитаны проводят свои экскурсии, используя иллюстрации со слайдов. Оценивается оригинальность, интересность рассказов, их соответствие картинному ряду и учитывается время, отведенное на рассказ

( не более 2-х минут у каждого).

Задание № 8.

Ребятам необходимо разгадать ребусы и прочитать зашифрованные здесь слова.

Задание № 9.

Египетские фараоны часто совершали военные походы, в случае победы, они приводили не только рабов-пленников, но много награбленного имущества из стран, куда их совершали. В ХУ веке до н.э. одним из величайших завоевателей Азии был фараон Тутмос III.

ЗАДАНИЕ:

Из предложенного списка стран, соседей Египта, выбрать только те, куда он совершал военные походы.

Китай Нубия Персия Палестина Индия ЛивияФиникия Византия

Рефлексия.

В конце урока учитель подводит итоги данного путешествия, называет победителей (обычно на этом уроке все команды отлично справляются с заданием и бывают только победители).

Так как эмоциональный настрой у ребят позитивный, то его изучение не требует дополнительных методик.

Роль и функция учителя на данном уроке:

Координатор, технический оператор, судья (оценивает работу команд, выставляет баллы, определяет победителей)

Домашнее задание:

Используя иллюстрации учебника к разделу «Древний Египет» составить рассказ на наиболее для вас интересную тему

kopilkaurokov.ru

Разработка урока по истории на тему "Древний Египет: повторительно-обобщающий урок"

ЦЕЛИ УРОКА:

Расширить представления учащихся о жизни древних египтян.

Повторить основные понятия, исторические термины.

Показать отражение религиозных представлений древних египтян в произведениях искусства.

Мотивационная беседа.

На сегодняшнем уроке нам предстоит вспомнить все, что мы с вами узнали о Древнем Египте. Символом Египта стали всем известные пирамиды, поэтому, повторяя, мы с вами, ребята, шаг за шагом будем подниматься на вершину пирамиды знаний. На каждом этапе вы будете выполнять довольно сложные задания. Итак, начнем с основания пирамиды знаний. Первый наш шаг посвящен природе Древнего Египта и занятиям его жителей.

1 ШАГ. ПРИРОДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ЗАНЯТИЯ ЕГО ЖИТЕЛЕЙ

№1. Египтяне пели Нилу хвалебные песни. В одной из них сказано: «Если Нил медлит, жизнь прекращается, и люди гибнут». Почему египтяне пели Нилу хвалебные песни?

№2. Вельможа, управляющий областью в Египте, носил почетное прозвище «копающий канал» и очень этим гордился. Что за странное прозвище? Да еще почетное? Подумайте, чем его можно объяснить?

Коль вода совсем не близка.

Кожа, камень в ход пойдут.

Для крестьян это не пух.

То у египтян ….. (шадуф)

В Египте умер человек,

И труп его хранили век.

Тело обработают,

Бинтами замотают.

Назовите, что это было,

Долго всем оно служило. (Мумия).

Не один год, не один раб

Её строили за так.

Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить

И музейным экспонатом человечеству служить. (Пирамида)

2 ШАГ. ПЕРВОЕ ИЗ СЕМИ ЧУДЕС СВЕТА. (Текст с ошибками)

Фараоны Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Самая большая из них – пирамида фараона Тутмоса, высотой около 127 м. Сложена она из блоков, каждый блок весил почти 1,5 тонны.

Строителями пирамид были в основном рабы. Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров – архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу с помощью связующего раствора.

Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом крокодила и головой человека в уборе фараона.

Правильный вариант.

Фараоны Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Самая большая из них – пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м. Сложена она из блоков, каждый блок весил почти 2,5 тонны.

Строителями пирамид были в основном египетские крестьяне. Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров – архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу без связующего раствора.

Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, встаньте, пожалуйста.

1 упражнение: покажите путь лодки бога Амона-Ра по небосклону.

2 упражнение: покажите необходимое положение весов на суде Осириса.

3 упражнение: покажите обязательное движение, которое жрец делал в конце обряда, выходя из храма.

3 ШАГ. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН.

Учитель задает вопросы по религии древних египтян.

№1. Заселите этот дом египетскими богами

(правильные ответы отмечены курсивом):

скарабей, Осирис, Маат, Апис, Амон-Ра, жрец,

Нут, Себек, Геб.

№2. В КОНЦЕ «Т». 1 Богиня неба (НУТ). 2 Бог мудрости (ТОТ).

3 Брат Осириса, который утопил его в Ниле (СЕТ).

4 ШАГ. ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Как в Египте называли

Письменные знаки?

Их красиво украшали,

А ученые гадали,

О чем древние писали. (Иероглифы).

Давайте поиграем. Содержание игры: учитель называет разные предметы и понятия, которые характеризуют письменность различных народов, задача учеников – встать, как только прозвучит слово, относящееся к письменности Древнего Египта (ответы подчеркнуты).

Пиктограмма.

Свиток.

Папирус.

Клинопись.

Кириллица.

Иероглиф.

Глиняные таблички.

Тростниковая палочка.

Минеральные краски.

Алфавит.

5 ШАГ. ПРАВИТЕЛИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Учитель показывает слайды с изображением правителей Древнего Египта разного времени. Например, Нармер, Тутанхамон, Эхнатон, Нефертити. Учащиеся рассказывают, что им известно о каждом из перечисленных правителей.

Прочтите и соотнесите термин и его формулировку (значение):

1 Фараон

1 денежный сбор в пользу государства;

2 Налоги

2 гробница египетских фараонов;

3 Жрец

3 жилище богов;

4 Пирамида

4 небольшие города-государства Др. Египта;

5 Храм

5 повелитель, царь Египта;

6 Номы

6 знатные люди Древнего Египта;

7 Вельможи

7 служитель бога.

ОТВЕТЫ:

1 - 5; 2 - 1; 3 – 7; 4 – 2; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 6.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Рефлексия

1.Что я узнал(а) на уроке?

2. Как я работал(а) на уроке?

3. Оцените свое участие в уроке по десятибалльной шкале.

videouroki.net

Обобщающий урок "Древний Египет" 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока история

УМК: Линия учебников по всеобщей истории. История Древнего мира

Класс: 5

Тип урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Египет» через игру- путешествие «Пороги Нила»

Дата: 24.10.2016г.

Тема урока: обобщающий урок по разделу «Древний Египет»

Целеполагание для учителя: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, по теме «Обобщение по разделу «Древний Египет».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-формирование мотивации к обучению;

- развитие навыков сотрудничества с одноклассниками, учителем;

-развитие навыков коммуникативного общения и культуры речи;

-развитие умений осуществлять самоконтроль, самооценку.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

-формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

-формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;

-формирование умений договариваться о правилах работы в паре, группе;

-развитие умения применять знания при решении задач и обсуждении теоретических вопросов;

-развитие умений слушать и понимать речь других.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

-организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний учащихся об истории Древнего Египта;

-развитие умений работать с учебником, получать возможность самостоятельно решать исторические загадки, умение работать по контурной карте;

-умение применять имеющие знания для решения конкретных задач; закрепить навыки работы с исторической картой;

-развитие познавательного интереса к изучаемому предмету

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Оборудование:

  1. А.А. Вигасин, г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2013

  2. карта «Древний Египет», контурная карта

  3. Ноутбук и проектор

  4. Презентация «Обобщение раздела «Древний Египет»

  5. Магнитная доска, модель лодки- 3 шт, фишки

  6. Игровое поле «Крестики-нолики», цв.мел

  7. Пазлы «Найди пару»

  8. музыка Древнего Египта «Долина Нила», легенда «Восхваление Хапи», видеоролик «Река Нил»

  9. черный ящик, папирус, модель пирамиды, модель мумии, пирамидка 3Dголограф

Технологическая карта урока

Деятельность уч-ся

Примечание

1.Орг. Момент

Постановка цели и задач

Приветствует учеников, включает музыку

Ребята, в какую страну мы попали?

Я с вами согласна, среди карт лежащих на парте найдите нашу карту и поместите на доску.

Как вы думаете, какая тема нашего урока, если мы на прошлом уроке изучили последний параграф?

Так какова цель урока обобщения?

Верно.

Приветствуют учителя, слушают музыку

Отвечаю: в Древний Египет

Отвечают:- карты Древнего Египта

Вешают карту на доску

Отвечают: -тема урока обобщение или повторение раздела Древний Египет

-проверить себя, обобщить знания

Музыка Древнего Египта «Долина Нила»

Карта «Древний Египет»

2. Актуализация знаний

Знакомство с правилами игры

Включает видеоролик на фоне читает:

Слава тебе, Хапи

Приходящий, чтобы оживить Египет.

И напоить пустыню, отдаленную от воды,

Владыка рыб и птиц, творец зерна.

Если он медлит, то прекращается жизнь

И все люди делаются бедняками.

Если он сердиться, то приходит в беспорядок вся страна

А когда он приходит, то земля ликует.

И все люди в радости.

Вопрос к классу: Кто такой Хапи? И о чем эта легенда?

Узнали, что Хапи это река Нил. Нил имеет опасные каменистые преграды. Нам предстоит путешествие по этой удивительной реке. Я предлагаю вам игру-путешествие «Пороги Нила». На каждом пороге нас ждут интересные задания и необычные вопросы. Лишь правильно ответив на вопрос и выполнив задание можно двинуться дальше. Но по реке пешком не пойдешь. Нам предстоит путь на лодках. Каждая парта- это лодка, значит лодок всего три. Дойдя до порога, каждый получает задание. За правильный ответ ученик получает фишку. Каждый в лодке борется за свой результат. Игрок, набравший наибольшее количество фишек, становится победителем.

Но если игрок, не сможет ответить на свой вопрос, то право ответа переходит к другому участнику.

Итак, с правилами вы познакомились, начинаем нашу игру «Пороги Нила».

Я вам желаю удачи!

слушают

Отвечают: - Нил, легенда о разливах этой реки.

Внимательно слушают учителя, как будет проходить урок

Смотрят на доску

Видео «Река Нил»

Правила игры

Фишки

Критерии оценок:

лодка «5»- фишек;

лодка «4»- фишек;

лодка «3»- фишек;

3.Создание проблемных ситуаций

Учитель включает: Звук удара лодки об камень.

  1. Ребята, мы налетели на первый порог Разминка (4 мин). Представляет из себя блиц-опрос.

За каждый правильный ответ получают фишку.

  1. Царь Древнего Египта (Фараон).

  2. На каком материке находится Египет? (Африка).

  3. Здание, где люди поклонялись богам (Храм).

  4. Какого цвета одежду чаще всего носили древние египтяне и почему? (Белого, чтобы спастись от палящих солнечных лучей).

  5. Устье Нила, разделенное на несколько рукавов. (Дельта).

  6. Французский ученый, разгадавший тайну египетских иероглифов. (Шампольон).

  7. На чем писали египтяне –(на папирусе).

  8. Самая высокая пирамида? (пирамида Хеопса)

  9. Главный бог Древнего Египта? (Амон-Ра)

Молодцы, ребята, мы приближаемся к 2 порогу. Отправляясь в путь, мы собрали с собой интерактивные сундучки, давайте проверим, всё ли мы взяли собой.

Правила игры:

Каждому предоставляется право выбрать вопрос только из одного сундучка соответствующей стоимости: 3, 2, 1-фишки. Если участник неверно отвечают на данный вопрос, то играет следующий. Если ни один из игроков не дал правильного ответа, то ответ дает учитель. Затем после правильного ответа по щелчку мыши на значок «Игровое поле» на экране осуществляется возврат таблицы, и выбор вопросов продолжается. Вопросы, которые уже были выбраны, из игры выходят, т.е. стоимость их не будет видна.

Слайды 2-12.

Вопросы (1 балл)

1. Это самое большое каменное сооружение, воздвигнутое архитектором Хемиуном. Высота сооружения -146,6 м, сторона основания -233 м. Древние греки считали их первым из «семи чудес света».(пирамида Хеопса)

2. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан.(сфинкс)

3. Вы знаете, что многие египетские боги и богини были наделены чертами животных или птиц. В образе этого животного древние египтяне изображали небо и богиню неба Нут. (корова)

Вопросы (2 балла)

1.. Именно таким образом, согласно правилам древнеегипетского искусства, требовалось изображать на рисунках лицо человека ( в профиль)

2. Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс.до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию, Сирию, Ливию и другие страны. Назовите имя фараона.(Тутмос 3)

3. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила. Назовите приспособление и опишите его.(шадуф)

Вопросы (3балла)

1. Это учреждение древние египтяне называли “Дом папируса”. (библиотека)

2. Во времена древнего Египта не было современных средств связи, но его жители не отчаивались по этому поводу. Они научились использовать этих птиц для передачи сообщений друг другу. Что это за птицы (голуби)

3. В древнем Египте было большое количество профессий, но большинство юношей стремились получить именно эту профессию. Назовите ее. (писец, не выполнял тяжелой работы и получал большое жалование)

Мы миновали 2 порог и приблизились к 3 порогу.

Преодолевая пороги наша карта была размыта, необходимо восстановить ее, чтобы проскочить 3 порог.

Вот мы и достигли 4 порога

Предлагаю вам немножко отдохнуть и мальчиком сыграть в «Крестики-нолики», а Ларисе в игру «Найди пару» -«Памятники культуры»

Игра «крестики – нолики»

Учитель приглашает к столу нумерованным игровым полем.

. В них ставятся крестик – если ответ неверный, нолик – если ответ верный.

  1. Древний Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

  2. Гробница, сохранившаяся до наших дней в первозданном виде, принадлежит Фараону Тутанхамону.

  3. Египетские иероглифы передавали только гласные звуки.

  4. Бумага – материал для письма, применявшийся в Древнем Египте.

  5. Египтяне считали фараона сыном солнца.

  6. Египтяне поклонялись двум богам.

  7. Древнейшей столицей Египта был город Мемфис.

  8. Чужеземных воинов, попавших в плен, называли наемниками.

  9. Еще при жизни вельможи возводилась усадьба. В ней он надеялся жить после жизни.

Образец правильного ответа.

Для ларисы

Задание №5. - Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют.

АРХИТЕКТУРА ,ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА · Миф об Осирисе · Большой Сфинкс · Росписи на стенах храма · Пирамида Хеопса · Карнакский храм · Храм бога Ра · Повесть о Синухете Гимн богу Атону · Папирус с песнями египтян .

Мы подходим к 5 порогу, смотрите на камне стоит «Черный ящик»

( «Черный ящик», где находятся предметы – отгадки.)

Вам нужно угадать предметы.

Загадка - 1

Его доверяли только старшим ученикам, и тем кто уже хорошо владел искусством письма. Что это?

(папирус)

Загадка – 2

В 1881 году через границу некоего государства перевезли предметы, которые вскоре оказались в музеях Франции и Англии. Самое интересное в этой истории то, что на границе за них заплатили пошлину, как за сушеную рыбу. Что это были за предметы?

(мумии)

Загадка – 3

Как утверждают ученые, его высота составляла 140 метров. А сегодня его высота составляет 137 метров. Это одно из чудес Света. Что это? Что я должна достать из ящика? (модель пирамиды Хеопса)

К шестому порогу вы подошли, кто лучший из вас нам сейчас докажи.

Приглашаю на «Исторический Поединок», правила вам знакомы, выбираете уровень сложности и зарабатываете фишки. 10б- 1 фишка, 20б- 2, 30б- 3.и т.д.

Учащиеся отвечают, набирая фишки

Учащиеся слушаю правила, действуют по правилам этапа.

Работают по контурной карте: обозначают район земледелия и пирамид

Мальчики играют

Лариса выполняет индивид.задание (ОВЗ)

Ученики в пронумерованных квадратиках ставятся крестик – если ответ неверный, нолик – если ответ верный.

Один может ставить синим мелом, а другой красным

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы, получают фишки

Звук удара лодки об камень.

Индивидуальная работа

Фишки

Презентация «Интерактивные сундучки» слайд_3-12__

Работа в группе

Поле для игры «Крестики- нолики»

Мел цв.

Карточки с картинками и понятиями

Мел цветной

Образец правильного ответа.

Черный ящик

Папирус

Модель мумии

Модель пирамиды

Презентация «Исторический поединок» слайд 13-31

4. Рефлексия. Поведение итогов.

Путешествие наше закончено. Попрошу подсчитать количество фишек в каждой лодке.

Оцените себя, пользуясь критериями оценок на доске.

Поставьте оценку в дневник и запишите домашнее задание.

- Домашнее задание сегодня вы можете выбрать сами: -Составить кроссворд по теме: «Древний Египет».

-напишите рассказ о Древнем Египте от имени путешественника.

Вспомните цель урока?

Мы достигли этой цели?

Я благодарю вас за работу на уроке.

Мне хочется сделать вам подарок, который будет напоминать об этой удивительной стране.

До свидания

Подсчитывают фишки , выводят оценку, выставляют в дневник

Выбор и запись домашнего задания

Принимают подарки

Дневник

Пирамидка 3D-голограф

infourok.ru

Урок истории "Культура Древнего Египта"

1.Мотивация

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап рефлексии

Приветствует учащихся.

Раз — читаем летопись,

Два — идём в музей

Узнаем о времени

И станем мы мудрей.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

чтобы историками стать.

Разминка – «Я знаю, что в Древнем Египте…».

Все мы любим путешествовать. Но какое же может быть путешествие в середине учебного года? А вот тут уместно вспомнить слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.Один – пускаться с места вдаль,Другой – сидеть себе на месте,Листать тихонько календарь.

Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Древний Египет и познакомиться с удивительной культурой этой цивилизации. А что берут люди, отправляясь в путешествие?

Как правило, они берут с собой путеводитель. Что это такое? У нас путешествие будет виртуальным, но путеводитель шедевров искусства Древнего Египта вы составите самый настоящий.

Для начала мы должны выяснить, что означает слово «культура». Откройте стр. 84 учебника и дайте определение этому слову.

Что создавали люди в Древнем Египте? 

Попробуем разграничить данные понятия, их можно объединить в большие группы: религия, искусство, наука, другие достижения. О первых двух составляющих культуры мы будем говорить более подробно. 

- Учитель предлагает учащимся решить историческую задачу: «Ученые считают, что 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени, т.е. современного типа. Ученые назвали его «человеком разумным». Люди того времени жили родовыми общинами, совместно трудились, именно в это же время они начинают хоронить умерших. Подумайте, о чем свидетельствует данный факт?»

- Является ли понятие «религиозные верования» для вас новым? Что такое религия?

Прочитайте п.2 учебника. Выясните, какие боги существовали у Древних Египтян и заполните таблицу в тетрадях. ( приложение 1.)

Работа в парах с историческим источником

«Книга Мертвых»

(приложение 2)

Вопросы по прочитанному:

1. Где человек произносил подобную клятву?

2.Для чего была нужна эта клятва?

1. Насколько личность фараона была связана с религиозными представлениями египтян о мире и существовании Египта?

2.С какими богами египтяне ассоциировали фараона?

3. Какая связь существует между религией и государственной властью?

– Что, по религиозным представлениям египтян, должно было произойти с фараоном после его смерти?

– Какие условия необходимо было

соблюсти, чтобы фараон возродился

после смерти?

- Найдите в словаре и запишите в тетрадь определение слова пирамида.

– Какая пирамида считается самым

грандиозным сооружением и почему?

Пирамида возводилась на известняковом массиве, т.е. все пирамиды стоят не на песке, а на камне. Именно поэтому они не ушли в песок от собственной тяжести.

Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

Рассмотрите фото 2 на стр. 84.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света.

- Можно ли сегодня назвать пирамиды чудом света? Докажите своё мнение.

- А какое впечатление сфинкс производит на вас?

Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.

Задание: учебник, с. 31(карта)

1.Каким условным знаком показан район пирамид?

2.Где находится долина пирамид? Определите словами её местоположение.

3Отметьте на своих путеводителях долину пирамид и сфинкса.

- Сохранились не только пирамиды, но и храмы (только лишь развалины) –

жилища богов, где жрец поддерживает с последним связь.

- Показывает картину «Дренеегипетский храм» Задает вопрос:

1.Что чувствует человек, который попал в храм? (при этом сравнивает высоту колонны с ростом человека).

2. Для чего приходят в храм?

3.Можно ли считать храм величественным, грандиозным произведением архитектуры? Почему?

Предлагает вспомнить к какому виду искусства относятся храмы, пирамиды?

А с архитектурой связаны скульптура и живопись.

В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Статуй, статуэток, масок, папирусов, живописных росписей на стенах гробниц.

Найдите в словаре и запишите новые понятия в тетрадь.

Предлагает рассмотреть древнеегипетскую настенную роспись «Эхнатон и Нефертити одаривают вельмож» и обратить внимание на рост «лиц царственных особ» и слуг с вельможами, а также ответить на вопрос «Почему художник изобразил именно так фараона и слуг?»

Комментирует ответы учащихся, подводя к выводу, что специальными средствами художественного мастерства фараоны добивались, чтобы их все боялись, поклонялись. А значит приносили дары – жертвы статуям богов и фараонам. Ведь не каждый человек мог увидеть лицо фараона, а тем более бога. Поэтому скульпторы изготовляли статуи.

Сообщает, что дети просмотрят кадры, картины из мультимедийного учебного пособия «История 5 класс», а затем ответят на следующие вопросы:

1. Какие материалы использовали египетские мастера для изготовления скульптур?

2. Какие черты характерны для древнеегипетской скульптуры?

Дополняет ответы: верхняя часть фигуры (плечи, руки) изображаемого выглядят так, как будто мы смотрим на него спереди, а ноги как будто сбоку. Это еще одна черта древнеегипетской живописи и скульптуры.

Предлагает составить кластер: «Культура Древнего Египта»

Для закрепление темы урока предлагаю объединиться в пары и разгадать чайнворд. ( приложение 4)

1.Понравился ли урок?

2.Что вызвало затруднения?

3.Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет?

4.С каким настроением ты отправишься на следующий урок?

Подведение итогов урока, выставление и комментирование отметок

Домашнее задание: параграф 14 – прочитать, ответить на вопросы.

Подготовить проект

« Наука древнего Египта».

Закончим наш урок-путешествие стихами.

Сфинкс улёгся на страже святыниИ с улыбкой глядит с высоты,Ожидая гостей из пустыни.Посети же Египет и ты.

Приветствуют учителя.

Ученики по очереди произносят по одному предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя.

Ученик:«Я знаю, что Древний Египет расположен по берегам Нила» и т.д.

Ученики высказывают свои мнения.

Дети отвечают: карту и т.д.

Ответы ребят

Культура – это достижения людей в разных областях человеческой жизни.

Отвечают: рисунки, скульптуры, пирамиды, статуи и т.д.

С этим понятием мы встречались при изучении жизни первобытных людей. Верования в колдовство, душу, духов, богов, жизнь после смерти называются религиозными.

Религия – это вера человека в сверхъестественные силы.

Заполняют таблицу:

боги

Какие силы природы и занятия они отражали.

Читают источник, отвечают на поставленные вопросы.

1.На суде Осириса.

2.Клятва нужна была для того, чтобы попасть на чудесные поля царства мертвых.

1.Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Солнца - Ра. 2.Бог солнца – царь среди богов, фараон ( его сын) – царь среди людей. 3. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.

– Фараон становился воплощением возрождающейся жизни Осириса. От этого зависела жизнь на земле.

– Необходимо было изготовить мумию из тела умершего фараона, поместить её в гробницу. Поэтому египтяне создавали величественные сооружения – пирамиды.

Пирамида – священная гора, связующая мир небесный, земной и подземный.

Пирамида Хеопса.

Рассматривают фото.

Высказывают своё мнение.

Смотрят карту. Выполняют задание.

Рассматривают реконструкцию храма и приходят к выводу, что человек, который приходит в храм чувствует себя ничтожно маленьким, он боится бога, и жреца, поэтому он поклоняется богам, приносит дары, подарки жрецам.

Данный вид строительного искусства – архитектура.

Записывают новые понятия и их определения в тетрадь.

Скульптура - искусство создания объемных художественных произведений путем высекания, резки, лепки.

Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.

Рассматривают роспись, сравнивают рост людей: фараон с царицей более высокого роста, чем слуги и вельможи, что сделано для того, чтобы показать более низшую связь между богом Амон –Ра и фараоном, а значит силу, могущество, недосягаемость царя перед всем остальным населением Египта.

После просмотра, отвечают:

1. Древнеегипетские мастера использовали для изготовления статуй, статуэток металл, дерево, камень.

2. Фигуры скульптур показаны в движении, явно портретное сходство, они красивы.

Составляют кластер.

Разгадывают чайнворд. Взаимопроверка по эталону.

Отвечают на вопросы

Смыслообразование (учебная мотивация)

Развитие устойчивого интереса к теме урока.

Смыслообразование (определение границы собственного знания и незнания)

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре другого народа

Смыслообразование (определение границы собственного знания и незнания)

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции к культурному наследию

Предметные действия с учебным материалом.

Знание исторических фактов.

Раскрытие смысла исторического понятия, работа с историческими терминами.

Раскрытие смысла исторического понятия, работа с историческими терминами.

Действия с учебным материалом

Опыт «предметной» деятельности по получению и применению нового знания.

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению и применению нового знания.

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Основы системы научных знаний

Опыт «предметной» деятельности по получению и применению нового знания.

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Знание исторических фактов

Предметные действия с учебным материалом

(знание хронологии, чтение исторической карты, знание исторических фактов)

Основы системы научных знаний.

Основы системы научных знаний

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Применение нового знания.

Регулятивные (управление своей деятельностью)

Коммуникативные (речевая деятельность)

Познавательные (выполнение логических операций анализа, обобщения)

Познавательные (работа с информацией)

Регулятивные

(управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность)

Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества в парах)

Регулятивные

(управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность)

Коммуникативные (речевая деятельность)

Познавательные (умение анализировать)

Познавательные (работа с информацией, использование знаково-символических средств, анализ)

Познавательные (работа с информацией, выдвижение версий, выполнение логических операций анализа синтеза, обобщения, формулирование выводов)

Регулятивные (управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность)

Познавательные (работа с информацией)

Регулятивные (контроль и коррекция)

videouroki.net

Древний Египет (обобщающий урок)

МКОО « Маджалисская Межрайонная Общеобразовательная школа - интернат»

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе

по Истории Древнего мира.

Тема: «Древний Египет».

Учитель - истории : Алибекова Гульнара Эльмирзаевна

Цели и задачи урока:

1) проверить знания учащихся;

2) выявить пробелы в знаниях;

3) повторить и обобщить сведения из истории Древнего Египта;

4) совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с картой, хронологией, иллюстрациями;

5) развивать историческое и творческое мышление учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра по командам.

Средства обучения:

1) С.В.Колпаков,Н.А.Селунский История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений, – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 269 с.

2) Презентация Microsoft PowerPoint.

3) Компьютер и мультимедийный проектор.

4) Набор иллюстраций по истории Древнего Египта.

5) Историческая карта.

Ход урока

1. Организационный момент. (Cлайд 1)

Сообщение целей и задач урока.

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Египет”. На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю этой страны, знакомились с образом жизни и культурой египтян. Сегодня мы вспомним основные события древней истории Египта.

А проходить наш урок будет в форме игры

2. Повторение ранее изученного материала.

Конкурсы

(Cлайд 2)

1. Историческая разминка.

2. Историческая математика.

3. Интервью сквозь тысячелетия.

4. Сложные вопросы.

5. Рассказ по картине.

6. Кроссворд.

Конкурс “Историческая разминка”

(слайды 3–18)

Вопросы для первой команды:

1. Река, протекающая в Египте. (Нил)

2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)

3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)

4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)

5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)

Вопросы для второй команды:

1. Столица объединённого Египта. (Мемфис)

2. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон)

3. “Царь богов”, главный бог. (Ра)

4. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)

5. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)

Вопросы для третьей команды:

1. Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)?

2. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)

3. Богиня, жена Осириса. (Исида)

4. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)

5. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Конкурс “Историческая математика”

(слайды 19–20)

По одному ученика решают хронологические задачи у доски:

1. Сколько лет назад произошло объединение Египта?

2. Сколько лет пирамиде Хеопса?

3. Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса III?

Конкурс “Интервью сквозь тысячелетия”

(слайды 21–25)

В то время, пока ученики решают хронологические задачи, их товарищи участвуют в конкурсе “Интервью сквозь тысячелетия”. Задания в данном конкурсе построены в форме ответов учащихся от первого лица. Это - своеобразная ролевая игра (по одному человеку от команды).

Роли:

1. Крестьянин.

2. Раб.

Представим, что изобретена машина времени. Мы – журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У нас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у Крестьянина, Раба.

Вопросы для Крестьянина:

1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?

2. Какие орудия труда используются?

3. Говорят, что Египет – “дар Нила”, но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними?

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?

5. Как происходил сбор налогов в Египте?

Вопросы для Раба:

1. Как вы стали рабом?

2. Каким ещё образом люди становятся рабами?

3. Почему рабов-пленников называют “живыми убитыми”?

4. Как ваш хозяин относится к рабам?

5. Каким образом рабы высказывают своё недовольство?

Конкурс оценивается из расчёта 5 баллов.

Примечание. В сильном классе задавать вопросы игрокам может не учитель, а учащиеся из соперничающих команд. При этом оцениваются и ответы, и вопросы.

Конкурс “Сложные вопросы”

(слайды 26–29)

Первый вопрос:

1. В одной из древнеегипетских повестей рассказывается следующее: “Однажды крестьянин, нагрузив ослов продуктами, отправился в город. Но когда он проезжал по земле богатого чиновника, тот загородил крестьянину путь, избил его, отнял ослов и продукты. И пришёл этот крестьянин к фараону с жалобой”. Как поступил фараон? Почему?

2. В чём достоинства и недостатки наёмной армии?

3. Какие ремёсла существовали в Древнем Египте?

Второй вопрос:

1. Египетский военачальник рассказывал о походе в чужую страну: “Войско вернулось благополучно, разорив соседнюю страну, вырубив её сады и виноградники, зажёгши огонь во всех её селениях, перебив в ней много десятков тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно”. Кто получал выгоды от завоевательных войн Египетского царства?

2. С какой целью египтяне помещали в гробницу умершего вещи, которыми он пользовался при жизни?

3. Какие науки развивались в Древнем Египте?

Третий вопрос:

1. В документе сказано: “Подняли люди мятеж против царской власти. Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Уничтожены списки, по которым собирали налоги”. О каком событии идёт речь? Чем оно закончилось и почему?

2. Чем древнеегипетская школа похожа на современную, а чем отличается от неё?

3. Как были вооружены египетские воины?

Вопрос четвертый:

Предлагаю познакомиться с отрывком из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов

«Мы проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя… На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была вся украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом внутри и снаружи и украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы нашли и жену фараона. И сорвали с неё также всё…

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы, мы поделили на восемь равных частей»

Вопросы классу:

Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число? Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать своё мнение?

Правильные ответы. Грабителей было 8 человек, ведь всю добычу они поделили на 8 равных частей. Ограбление было осуществлено ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют такие фразы из протокола допроса, как «божественная мумия царя», «золото, найденное на мумиях этих двух богов».

За каждый правильный ответ команда получает три балла.

Конкурс “Рассказ по картине”

(слайды 30–33

Учитель показывает учащимся иллюстрации, дети отвечают на вопросы по данным изображениям. За каждый правильный ответ команда получает три балла.

Первой команде даётся иллюстрация “Пирамида”.

Вопрос: Что вы знаете о строительстве пирамиды Хеопса?

Второй команде даётся иллюстрация “Суд Осириса”.

Вопрос: Как, по мнению египтян, проходил суд Осириса?

Третьей команде даётся иллюстрация “Стела фараона”.

Вопрос: Расскажите о борьбе Северного и Южного царств.

Примечание. Учитель может предложить и другие иллюстрации (например, изображения Сфинкса, храма Амона-Ра, статуй вельможи и его жены и пр.)

Конкурс “Кроссворд”

(слайды 34–42)

Смотреть Приложение.

3. Подведение итогов.

Учитель объявляет результаты игры по командам, отмечает работу отдельных учеников, выставляет оценки. При этом на экране может происходить автоматическая смена иллюстраций, связанных с культурой Древнего Египта. (Cлайд 43)

Заключительное слово учителя:

Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье.

3. Домашнее задание. (Cлайд 44)

Прочитать параграф № 12.

infourok.ru


Смотрите также