Древняя экономическая мысль. Экономическая мысль Древнего Востова (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономическая мысль Древнего Востока (стр. 1 из 2). Древняя экономическая мысль


§ 1. Экономическая мысль древнего мира

В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, ког­да появились первые древневосточные государственные образова­ния и установились государственные формы управления рабовла­дельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в ка­честве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономичес­кая наука зародилась именно на Древнем Востоке — в колыбели мировой цивилизации.

Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо рас­ширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблемы сосуществования государствен­ной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протя­жении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмыс­ления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.

Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стрем­лении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответ­ствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими зако­нами «естественному порядку». Причем выразителями подобного рода воззрений и в древневосточных и в античных странах были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители ра­бовладельческих государств.

Экономическая мысль Древнего Востока. Вавилония

Из дошедших до наших времен ранних письменных источни­ков — памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс за­конов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792—1850 до н.э.)1. В тот период в этом государстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, возникла реаль­ная угроза сохранению его устоев и, возможно, суверенитета, ибо быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровож­далось резким сокращением поступлений налогов в казну и соот­ветственно ослаблением государственных структур и особенно армии. Консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактичес­ки же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламенти­ровали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью.

Так, за покушение на частную собственность мерой пресече­ния виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане — вавилоняне по «новым» законам впредь не лишались своих земель­ных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось «за­коном», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды — 33%.

Экономическая мысль античного рабства. Древняя Греция

Лучшие достижения экономической мысли античного (класси­ческого) рабства были достигнуты в V—IV вв. до н.э., а самым известным представителем этого периода является древнегречес­кий философ Аристотель (384—322 до н.э.)2. Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников (Ксенофонта, Платона и др.) углубиться в конк­ретные экономические проблемы и разработать оригинальнейший по тем временам проект идеального государства.

Согласно проекту Аристотеля естественные «законы природы» обусловливают деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. При этом оригинально то, что все виды хозяйства и деятельности людей (будь то: свободные гражда­не, выполняющие управленческо-контрольные функции, или зем­ледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы) рассматриваются в нем с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере — экономике, либо к неестественной сфере — хрематистике.

Экономика в суждениях Аристотеля представлена прежде все­го важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель — удов­летворение насущных жизненных потребностей человека, и поэто­му она должна быть объектом заботы государства. Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состоя­ние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ро­стовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере — «обладание деньгами».

В концепции об экономике и хрематистике очевидна недвусмыс­ленная позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяй­ства. Идеализируя в рамках этой концепции модель рабовладель­ческого государственного устройства, он как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми». Отсюда «5 лож = 1 дому» потому, что их соизмеримость достигается якобы только благодаря деньгам. Сами же деньги, как наиболее «удобный в обиходе» товар, воз­никли, по мысли философа, не стихийно, а как результат согла­шения между людьми и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными».

К «издержкам» аристотелевской концепции об экономике и хрематистике следует отнести также двойственную характеристи­ку обмена. Речь идет о том, что в одном случае обмен расценива­ется им как акт удовлетворения потребности и позволяет тракто­вать потребительную стоимость товара как категорию сферы экономики, а в другом случае — наоборот: обмен символизирует акт наживы и дает основание меновую стоимость товара считать кате­горией сферы хрематистики.

Наконец, с позиций этой же концепции Аристотель демонст­рирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций, тен­денциозно анализируя этапы эволюции форм торговли и денеж­ного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он отно­сит к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально аван­сированных на эти цели денег, — к сфере хрематистики. Анало­гично трактует Аристотель свое отношение к формам денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимо­сти и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщическо­го капитала, — к сфере хрематистики. По словам Аристотеля, ро­стовщичество «с полным основанием вызывает ненависть» и яв­ляется «по преимуществу противным природе» потому, что «оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взима­ние же процентов ведет именно к росту денег»3.

studfiles.net

1,Экономическая мысль Древнего мира

15

Общие черты экономической мысли Древнего мира:

  1. выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств

  2. попытка идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство

  3. доказательства мыслителей Древнего мира базировались пре­имущественно на категориях морали, этики, нравственности

  4. была направлена против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового ка­питала, в которых усматривали нарушение принципа эквивалентности и пропорциональности обмена.

Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока.

Особенности восточного рабства (так наз. азиатский способ производства).:

  1. государство (основная форма государственной власти – деспотия) имело масштабные хозяйственные функции

  2. регламентация ростовщичества, долгового рабства, торговых сделок.

Общие черты экономической мысли Древнего Востока:

1) трактаты древневосточных мыслителей были, прежде всего источниками сведений о хозяйственном быте и только во вторую очередь их можно рассматривать как памятники экономической мысли

2) она выражались в терминах, заимствованных из обыденного языка

3) носила преимущественно нормативный характер, т.е. отвечала на вопросы: «Как должно быть? Как следует поступать?»

Основными памятниками экономической мысли цивилизаций Древнего Востока были:

Вавилония.

  • Кодекс законов царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.). В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ос­лабления государственных структур и армии от сократившихся по­ступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие право­вые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую эконо­мическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Древний Китай.

  • Труды Конфуция (Кун Фу­ты (551—479 до н.э.), в частности, его сборник «Луньюй» («Беседы и сужде­ния»),

- настаивал на том, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства.

- по его мнению, тогда «у народа будет достаток» когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богат­ство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

- хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению ес­тественных правил уважения старших, сыновней почтительности и, дружбе с братьями. (концепция «совершенного человека»)

- главной задачей выдвигали «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогаще­ния» торговцев и ростовщиков)

- ратовали за незыб­лемость сословного деления общества (полагая, что без Богом из­бранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»).

- предлагали меры по стабилизации натурально-хозяйст­венных отношений ( регулирование государством цен на хлеб , введение льготных креди­тов земледельцам, замена прямых налогов на железо и соль косвен­ными

- основными составляющими понятия богатства на­званы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению.

- роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным предназначением.

Древняя Индия.

  • «Артхашастра», означающий в переводе «учение о доходах» (IV—III вв. до н.э.). Автор - некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I )

- утверждал о трудовом происхождении богатства

- за широкие функции государства ( обеспечение охраны ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьба со спекулирующими торговцами и т.д.)

- «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование зем­лей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда.

- Формирование справедливых цен на товары (доля прибыли торговцев в цене товара должна составлять 5% от цены на местные товары и 10 % от цены на иностранные. В случае отклонений - разницу изымать в казну.

studfiles.net

Экономическая мысль древнего мира

English

Краткое описание документа Экономическая мысль древнего мира

Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судит

смотреть на рефераты похожие на "Экономическая мысль древнего мира"

Экономическая мысль древнего мира

Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судить об эк. мысли древности только после возникновения первых цивилизаций.

Особенностью эк. мысли др. мира была ее недифференцированость от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.

Экономическая мысль античного общества.

Под античным обществом мы понимаем следующие страны : Др. Грецию и Др.Рим .

Древняя Греция

Для данного общества характерно развитие рыночной экономики и частной собственности. Отсюда интерес философов к проблемам микроэкономики, но не теоретическим, а прикладным. Одним из таких философов был Ксенофонт, написавший работу «Экономика» ,т.е. «Закон домашнего хозяйства», а такжеПлатон( «Государство», «Законы») и Аристотель(Никомахова этика»),поднимавшие в своих трудах экономические проблемы.

Проблемы поднимаемые ими в своих трудах были следующими:1)Проблема разделения труда- У Ксенофонта

1.Зависимость степени разделения труда от размеров спроса

2.Зависимость качества продукта от степени разделения труда- У Платона

1.Разделение труда лежит в основе человеческого общества. Он писал, что у каждого человека множество потребностей, но одна способность и, следовательно, человек должен жить в обществе для удовлетворения своих потребностей и в обществе должно быть разделение труда.- У Аристотеля

1.Он, как и Платон, подчеркивает естественность разделения труда.2)Товар- Ксенофонт : различал товар и продукт (товар - продукт, способный к обмену)- Платон и Аристотель : поднимали теоретические проблемы. Например проблему соразмерности товаров, из которой они сделали вывод, что, хотя существует равенство пропорций, людей ,занимающихся обменом, т.е. обмен справедлив, но в самом товаре это равенство не заложено. Равенство обеспечивается деньгами, т.е искусственным инструментом, созданном людьми.3)ДеньгиВсе три философа сходились на том, что деньги - это результат созидательных действий людей. И выделяли три ф-ции денег :ср-во обращения, измерения товаров и накопления.Метод, которым пользовались эти философы сочетал в себе нормативный(подразумевал естественный порядок явлений, т.е. такой общественный порядок, который, по мнению автора, заложен в естестве человека) и позитивный( включал в себя элементы анализа и первые попытки систематизации) подходы:

Теперь рассмотрим подробнее учение Аристотеля о хрематистике.Этот трактат важен тем, что он является первой попыткой систематизации экономических явлений. Аристотель делил все явления на 2-е части, и критерием являлась цель деятельности:1. Если целью являлось удовлетворение потребностей, то он относил данное явление к экономике, т.к. данная цель является конечной и, следовательно, естественной. К таким явлениям он относил земледелие, ремесло и непрофессиональную торговлю.2. Если целью являлась нажива, то Аристотель относил данное явление к разряду хрематистики, т.к. данная цель является бесконечной и, следовательно, неестественной. К данному разряду Аристотель относил профессиональную торговлю и ростовщичество.

Но не смотря на такой подход(естественное/ неестественное), уАристотеля существует положение о развитии экономических отношений(меновая торговля, появление денег, профессиональная торговля)

Древний Рим.

В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело иную точку приложения (сельское хозяйство).

Наиболее известными работами являются работы Катона Старшего иВаррона.В своем трактате «О земледелии» Катон обосновывает преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал использование нерабского труда ,но его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на рабском труде. При этомКатон обобщил опыт ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности. Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда : он предлагал применять метод «кнута и пряника».

Проблемы организации рабского труда рассматривает в своей работе «О сельском хозяйстве» и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения.

Экономическая мысль Др. Востока

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу, а экономическое знание носит догматический, априорный характер, носит форму закона.

Первым дошедшим до нас памятником экономической мысли является«Поучение гераклеопольского царя своему сыну» Древний Египет, где особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в гос. аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо.

В отличие от Др. Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но у условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Из кодексаХаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого».Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

В Др. Индии крупнейшим памятником общественной мысли является«Артхашастра» - трактат об искусстве политики управления государством.Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику.

В Др. Китае было несколько направлений течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на «управляемых и управляющих», а сюнь-цзы выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу и необходимости сохранять излишки.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент - легисты,которые отражали новые тенденции в развитии Др. Китая (усиление роли государства и формированием гос.-бюрократической системы управления).Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т.к. считал,что государство добивается процветания с помощью двух средств : земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.

Особое место в древнекитайской идеологии занимает даосизм. Его основоположник Лао-цзы призывал вернуться к первобытным временам.

Особое место в истории экономической мысли Китая занимает трактат«Гуань-цзы», в котором достаточно глубоко разработаны принципы управления хозяйством. Они ратовали за защиту народного хозяйства от рыночной стихии, считая, что рынок привносит беспорядок в сельское хозяйство. Так же они были за «усиление земледелия»,создание государством постоянных зернохранилищ, увеличение гибкости податной системы, выдвинули принцип«уравновешивания хозяйства». Этот трактат сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Китая. Были выдвинуты идеи о возможности количественного анализа экономических явлений.

Пономарева Е.В. группа № 206

geum.ru

Экономическая мысль Древнего мира: общий обзор.

ТОП 10:

В Древнем мире появились первые государства и формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся рекомендации по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке. Термин «экономика» пришел к нам из древнегреческого языка.

Из дошедших до нас письменных источников цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является т.н. кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1850 до н.э.). В тот период в этом государстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и соответственно ослаблением государственных структур и особенно армии. Кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы.

Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба (который приравнивался к имущественному богатству), также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане по «новым» законам, впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось «законом», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг.

Экономическая мысль античного общества. С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

1. Выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

2. Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости. Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Основные проблемы экономической мысли, исследовавшиеся здесь: вмешательство государства в экономическую жизнь (чрезмерное), проблема государственных монополий, проблему взаимоотношений рабства и общины, вопросы финансовой политики, торговли.

Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни Китая: стремление сохранить патриархально- общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения - с другой, борьба стоявших за ними классов, длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли Древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.

Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2) - 479 гг. до н. э.) - философ и мыслитель Древнего Китая. Он известен всем как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция.

По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь - это отец, который обо всех заботится, а жители государства - это дети, которые во всем слушаются своего государя- отца. Но так может править лишь высокообразованный государь. Только он способен повлиять на распределение богатства в стране. Конфуций всегда стоял на защите привилегий родовой знати. Также он считал, что все люди разделены по сословиям самим богом, но все-таки напоминал, что человек любого сословия должен стараться стать совершенным в моральном плане.

Конфуций полагал, что может наступить тот момент, когда у каждого появится достаток, потому что управление хозяйством будет умелым, богатство государства станет приумножаться, причем независимо от того, будет ли это частное хозяйство или общее крестьянское владение. Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построение такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров.

Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы, который однако был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины и экономических интересов крестьян. Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», относящийся к 4 - 3 векам до н.э. В целях укрепления экономического положения крестьян, неизвестные авторы этого трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен и т.д.

Особенностью "Гуань-цзы" является глубокое понимание работы рыночного механизма и способов его регулирования: понимание роли рынка в достижении равновесия, механизма спроса и предложения, идеи регулирования рынка через государственные закупки и продажи, а также через выпуск денег.

Теоретическими противниками (выступающими проводниками реформ) были леггисты, тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь. Они проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков.

Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является трактат "Артхашастра", означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»), под которой понималось пополнение государственной казны. Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н.э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством.

Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена, дифференцировались издержки производителей и купцов в цене товара в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые "Законы Ману", составлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально- экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев.

"Законы Ману" — это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обес-печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс-плуатация свободного населения и др.

< К оглавлению

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Экономические взгляды Ксенофонта (430- 355 г. до н.э.) - ученика известного древнегреческого философа Сократа - изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Он характеризовал домоводство как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей. К ремеслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться как с животными. Ксенофонт стал одним из первых среди мыслителей древности, который уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком.

Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427­347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство».

Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных. Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий.

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес мыслитель древности Аристотель (384-322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона, он не разделял платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии.

Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. Он положил начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д. Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю и относил её к экономике. Представляет интерес то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.

< К оглавлению

Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций (234 - 149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Судя по отзывам многих ученых, это ему удалось в той степени, в которой было возможно на том этапе экономического развития.

Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных (например, некачественным товаром или слишком высокой ценой на него) граждан.

По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он очень рьяно поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости. Со временем в Древнем Риме стали появляться те, кто работает за деньги или определенную часть урожая (впоследствии их стали называть издольщиками). Отражение того, как правильно заключать с ними договор и вести дела, мы можем найти в труде Катона. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов. Историки и современники считают, что в тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться деньгами человека во всем Риме. Катон искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил Варрон в трактате "О сельском хозяйстве". Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства.

Кризис рабовладения отразил в своём сочинении "О сельском хозяйстве" Колумелла. Он писал о низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев. В поисках выхода из кризиса ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Современником Колумеллы был Гай Плиний Старший (23—79 н. э.). Он не написал специального агрономического трактата. Но этот энциклопедически образованный человек создал обширный труд — «Естественную историю»— в 37 книгах. Его сочинение охватывало все отрасли современного ему знания. Плиний прямо осуждал рабовладельческие отношения. Он вспоминал прежние времена, когда в Риме считали «вредным» гражданина, «которому семи югеров недостаточно».

Плиний снова ставит вопрос об эффективности земледельческого труда. Он считал, что наилучшая обработка земли убыточна, поскольку она вызывает большие расходы. Но «хорошо обрабатывать землю все же необходимо». Поэтому Плиний советовал возделывать угодья «и плохо и хорошо», подразумевая под «плохо» только «наибольшее сокращение расходов». Так Плиний выступил антиподом Колумеллы, который советовал проводить агротехнические эксперименты, не считаясь с издержками производства. Плиний призывал землевладельцев к умеренности. По его мнению, плох хозяин, который покупает то, что можно получить в своем имении. Он вновь предложил аграриям использовать натурально-хозяйственные возможности в организации производства.

Плиний не одобрял чрезмерную интенсификацию хозяйства, которая невозможна и даже убыточна в условиях рабовладения.

В диалоге «О старости» Цицерон резко критиковал паразитический образ жизни знати, предававшейся плотским наслаждениям. Зато необычайную радость, по его мнению, доставляет занятие земледелием. Для Цицерона «хорошо обработанную землю ничто не может превзойти ни по доходности, ни по красоте». Земледельческий труд приносит человеку изобилие.

Основным политическим кредо Цицерона стал лозунг «согласия сословий». Он полагал, что государство, «с чувством меры составленное путем сочетания высших, низших и средних сословий (словно составленное из звуков), стройно звучит благодаря согласованию самих исходных начал; тем, что музыканты называют гармонией в пении, в государстве является согласие, эта теснейшая и наилучшая связь, обеспечивающая безопасность в каждом государстве и никоим образом невозможная без справедливости». Вершиной творчества Цицерона стал его последний трактат — «Об обязанностях», представляющий собой оригинальное сочетание политико-правовых, философских и экономических идей. В нем автор пытался нарисовать образ идеального гражданина Рима безотносительно к его сословной принадлежности.По мнению Цицерона, любой области деятельности соответствуют свои обязанности, исполнение которых и является нравственным смыслом жизни. Высшее благо не имеет отношения к удобствам, и только нравственно- прекрасное должно стать предметом стремлений гражданина. Цицерон считал нравственно-прекрасными четыре основные добродетели: познание истины, справедливость - благотворительность, величие духа и умеренность. С экономической точки зрения интерес представляет «двуединая» добродетель: справедливость- благотворительность.

Наиболее ярким представителем идеологии римского стоицизма был Луций Анней Сенека (около 4 до н. э.— 65 н. э.). Он советовал человеку избрать такую линию поведения, которая обеспечит ему «блаженную жизнь». Нравственная цель личности определялась совершенствованием разума. В условиях рабовладельческого строя Сенека отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей. Согласно его представлениям, поработить можно только телесную оболочку человека, но никак не его душу, разум.

Сенека, резко критикуя рабство, не видит нужды в освобождении рабов. Если рабы благородны духом, то они сами возвысятся над своим рабским состоянием, в противном случае свободу можно обрести через смерть. По Сенеке, нравственное чувство может подсказать человеку, когда самоубийство — лучший вариант свободы. Концепция рабства Сенеки имела еще одну важную сторону: и невольники, и свободные — рабы фортуны. Но кроме «поголовного рабства» от судьбы есть и «добровольное рабство» от пороков.

< К оглавлению



infopedia.su

Экономическая мысль Древнего Востова

Экономическая мысль Древнего Востока

Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.

В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношении.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей эры возникло могущественное Вавилонское царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи /ХУIII в.до н.э./При нем был разработан сборник законов, известный под названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником дающим представление об экономической мысли той эпохи. В этом своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.

Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. В этом, утверждается в трактате, состоит главная цель экономической политики государства. Основным источником государственных доходов в трактате назы¬ваются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена. В целом, "артхашастра" характеризует довольно высокий уровень общественного развития Древней Индии и характерные черты экономической мысли в этой стране.

В Древнем Китае основные течения общественной жизни оформились в IV- III вв. до н.э. Своеобразие экономической мысли древнекитайского общества этого периода наиболее полно отразилось в коллективном трактате "Гуань-цзы", написанном в IV в. до н.э. Авторы этого трактата, руководствуясь желанием умножения богатства государства и удовлетворения потребностей его населения, уделяют большое внимание экономической политики государства, высказываются за регулярное влияние ее на хозяйственную жизнь страны. С этой целью они разработали систему государственного регулирования экономики, которая включала такие меры как регламентация труда земледельцев, ремесленников и торговцев, "усиление земледелия" путем более равномерного распределения земельных участков, определения их плодородия, установления налогообложения с учетом качества земли, предоставления крестьянам кредитов и т.д. Большое значение авторы трактата придавали использованию государством товарно-денежных отношений в целях регулирования экономики. Они сформулировали принцип "уравновешивания хозяйства" путем создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен на хлеб. Рассматривались в трактате и вопросы налогообложения и денежного обращения. В целом, трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.

Экономическая мысль Античного мира

Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху-период завершения формирования рабовладельческого способа производства и утверждения рабства в его классической или античной форме. Наибольшее развитие экономические отношения этой эпохи получили в Древней Греции и Древнем Риме. Важнейшими экономическими проблемами периода античности, нашедшими отражение в древнегреческих и древнеримских письменных памятниках, являлись: обоснование преимуществ и незыблемости устоев натурального хозяйства, обоснование законности и справедливости рабства, организация и управление частным рабовладельческим хозяйством, наконец, разработка ряда проблем товарного хозяйства.

Наиболее глубоко и полно экономическая мысль античности была выражена в трудах древнегреческих мыслителей - Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Афинский писатель Ксенофонт (430-355 г.г. до н.э.) свои экономические воззрения выразил в трактате "Экономикос", что в переводе на русский язык означает "Домострой". Его экономическим идеалом было замкнутое, автаркическое натуральное хозяйство, основанное на райском труде. Рабство, по его мнению, являлось естественной формой эксплуатации.

В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как ученый, который одним из первых определил значение разделения труда, указал на его зависимость от размеров рынка. Его заслугой является и то, что "ценность" товара он объяснял двояко, как вещи обладающей двумя свойствами -полезностью и способностью к обмену. Представляют интерес и его высказывания о природе денег, которые он трактовал как специфический товар, накопление которого не имеет пределов.

Видное место в истории экономической мысли Древней Греции - занимает философ Платон (427-347 г.г. до н.э.). Свои экономические воззрения он изложил в сочинениях "Политейя" и "Законы".

Для экономических взглядов Платона характерна натурально-хозяйственная концепция. Наиболее почетным видом деятельности он считал земледелие, менее по четным - ремесло и совершенно недостойным для свободных людей занятием он считал торговлю. Рабство, по его мнению, есть естественная и вечная форма эксплуатации. В сочинении "Политейя" Платон высказал идею идеального государства. У него государство есть форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Оно обеспечивает удовлетворение всех человеческих потребностей, так как его граждане занимаются различными видами производства. Тем самым он отметил прогрессивное значение разделения труда в обществе. В нем он видел не только основу деления общества на сословия, но и основной принцип строения государства. В своем труде "Политейя" он разработал концепцию идеального государства, в которых свободные граждане разделены на три сословия: а/правители, б/стражи, в/ земледельцы, ремесленники и торговцы. Рабы находятся за пределами сословий. Два первых сословия не должны заниматься производительным трудом, он - удел членов третьего сословия и рабов. Но ни правители, ни стражи не должны иметь никакой собственности и жить в лагерях-общежитиях, питаться совместно и не пользоваться деньгами. Всем необходимым им для подобной жизни должны были их обеспечивать третье сословие и рабы.

Как видим Платон в своем идеальном государстве сохранял торговлю и деньги. Торговля, по его мнению, необходима потому, что она обслуживает в государстве разделение труда. А деньги являются неизбежным спутником торговли. Поэтому он уделил деньгам специальное внимание. Но сущности их он не понял. Он признавал лишь две функции денег - мера стоимости и средство обращения. К функции денег в качестве сокровища он относился крайне отрицательно. Одним из первых среди античных мыслителей Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что рыночные цены должны регулироваться государством, а сами они должны обеспечивать продавцам товаров умеренную прибыль.

Наиболее глубоким исследователем экономических проблем Древней Греции был ученик Платона философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Как и его предшественники наиболее важной и почетной сферой деятельности людей этот ученый считал земледелие, где свободные должны выполнять лишь функции управления и надзора, а физическим трудом должны заниматься рабы. Рассуждая о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей он выделил две сферы - экономику и хрематистику. Целью экономики, по его мнению, является приобретение полезных, необходимых людям вещей. Деятельность в этой сфере, обусловленной естественными причинами, и является необходимой. Хрематистика - это искусство наживать состояние посредством торговли. Целью здесь является богатство в его денежной тюрьме. Поэтому она не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Исходя из этого он заявлял, что "экономика заслуживает похвалы, а хрематистика - порицания".

Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом форм стоимости. Указав на то, что любая вещь может быть использована двояким путем для удовлетворения потребности и для обмена, он, по существу, открыл потребительную и меновую стоимо¬сть товара. Анализируя обмен он сделал вывод, что обмениваться друг на друга могут лишь вещи, которые имеют нечто общее между собой. По его мнению, единой мерой товаров является потребность, которая "все связывает вместе". А ее заменой являются деньги. Следовательно деньги, как считал Аристотель, делают товары соизмеримыми, что абсолютно не соответствует истине. Сами деньги он трактовал, упрощенно, как средство, изобретенное людьми для удобства обмена. Естественными их функциями он считал функции средства обращения и меры стоимости.

mirznanii.com

Экономическая мысль Древнего Востока

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Тема контрольной работы «Проведите анализ проблематики экономической мысли Древнего Востока»

Москва 2007

План.

Введение . 3

1. Экономическая мысль Древнего Востока . 4

2. Экономическая мысль Древнего Египта . 5

3. Экономическая мысль Месопотамии . 6

4. Экономическая мысль Древней Индии . 7

5. Экономическая мысль Древнего Китая . 8

Заключение . 10

Список литературы .. 11

Введение

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - рас­пад родового строя, возникновение классов и древних рабо­владельческих обществ, создание государств, начало циви­лизаций и экономики, как организованной сферы деятель­ности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сель­ского хозяйства и выделение из него ремесел, возникнове­ние металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избы­точный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собст­венников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть при­надлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, от­стаивавших в борьбе с центральной властью свои права.

1. Экономическая мысль Древнего Востока

В странах Древнего Востока, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности. В письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношений.

В произведениях Древнего Востока проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. Они, как правило, облекались в религиозную форму и были подчинены решению социальных и политических задач. В тоже время в них нашли отражение практические познания в области ведения хозяйства, были даны общие рекомендации по управлению государством, контролю за экономической деятельностью граждан.

Основа экономики того периода - земледелие. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства, это порабощение неоплатных должников или порабощение военнопленных.

Главная особенность восточного рабства заключается в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерное государственное регулирование натурального по сути хозяйства, посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет. Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока.

2. Экономическая мысль Древнего Египта. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в государственный аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны. Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. 3. Экономическая мысль Месопотамии Попытка несколько ограничить развитие долгового рабства, не обостряя противоречий общества, была предпринята в Вавилонии. Появляется Кодекс Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) водворяющий справедливость и исключающий обиду слабого со стороны сильного. Основные цели: смягчить долговое рабство, сохранить военные поселения, охрана фискальных резервов, военных контингентов.

В своде законов Хаммурапи была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.

Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю различной по своему объему, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызва­ли потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение за­емщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годо­вых. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.4. Экономическая мысль Древней Индии

Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является трактат "Артхашастра", означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»), под которой понималось пополнение государственной казны. Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н.э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена, дифференцировались издержки производителей и купцов в цене товара в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-ре­лигиозных памятниках. В их числе знаменитые "Законы Ману", со­ставлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III ты­сячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономи­ческие взгляды рабовладельцев. "Законы Ману" — это свод пред­писаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "За­коны Ману" отразили существование наследственных каст. Обосно­ванная в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

5. Экономическая мысль Древнего Китая

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Основные проблемы экономической мысли: вмешательство государства в экономическую жизнь (чрезмерное), проблема государственных монополий, проблему взаимоотношений рабства и общины, вопросы финансовой политики, торговли.

Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни Китая: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения – с другой, борьба стоявших за ними классов, длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли Древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция.Экономические воззрения Конфуция были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих отношения рабов и рабовладельцев. Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе. Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-цзы, который однако был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины и экономических интересов крестьян. Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», относящийся к 4 – 3 векам до н.э. В целях укрепления экономического положения крестьян, неизвестные авторы этого трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен и т.д.

mirznanii.com

Экономическая мысль древнего мира

Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судить об эк. мысли древности только после возникновения первых цивилизаций.

Особенностью эк. мысли др. мира была ее недифференцированость от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.

Экономическая мысль античного общества .

Под античным обществом мы понимаем следующие страны : Др. Грецию и Др. Рим .

Древняя Греция

Для данного общества характерно развитие рыночной экономики и частной собственности. Отсюда интерес философов к проблемам микроэкономики, но не теоретическим, а прикладным. Одним из таких философов был Ксенофонт, написавший работу «Экономика» ,т.е. «Закон домашнего хозяйства», а также Платон( «Государство», «Законы») и Аристотель(Никомахова этика»),поднимавшие в своих трудах экономические проблемы.

Проблемы поднимаемые ими в своих трудах были следующими :

1)Проблема разделения труда

- У Ксенофонта

1.Зависимость степени разделения труда от размеров спроса

2.Зависимость качества продукта от степени разделения труда

- У Платона

1.Разделение труда лежит в основе человеческого общества. Он писал, что у каждого человека множество потребностей, но одна способность и, следовательно, человек должен жить в обществе для удовлетворения своих потребностей и в обществе должно быть разделение труда.

- У Аристотеля

1.Он, как и Платон, подчеркивает естественность разделения труда.

2)Товар

- Ксенофонт : различал товар и продукт (товар - продукт, способный к обмену)

- Платон и Аристотель : поднимали теоретические проблемы. Например проблему соразмерности товаров, из которой они сделали вывод, что, хотя существует равенство пропорций, людей ,занимающихся обменом, т.е. обмен справедлив, но в самом товаре это равенство не заложено. Равенство обеспечивается деньгами, т.е искусственным инструментом, созданном людьми.

3)Деньги

Все три философа сходились на том, что деньги - это результат созидательных действий людей. И выделяли три ф-ции денег :ср-во обращения, измерения товаров и накопления.

Метод, которым пользовались эти философы сочетал в себе нормативный(подразумевал естественный порядок явлений, т.е. такой общественный порядок, который, по мнению автора, заложен в естестве человека) и позитивный( включал в себя элементы анализа и первые попытки систематизации) подходы:

Теперь рассмотрим подробнее учение Аристотеля о хрематистике .

Этот трактат важен тем, что он является первой попыткой систематизации экономических явлений. Аристотель делил все явления на 2-е части, и критерием являлась цель деятельности:

1. Если целью являлось удовлетворение потребностей, то он относил данное явление к экономике, т.к. данная цель является конечной и, следовательно, естественной. К таким явлениям он относил земледелие, ремесло и непрофессиональную торговлю.

2. Если целью являлась нажива, то Аристотель относил данное явление к разряду хрематистики, т.к. данная цель является бесконечной и, следовательно, неестественной. К данному разряду Аристотель относил профессиональную торговлю и ростовщичество.

Но не смотря на такой подход(естественное/ неестественное), у Аристотеля существует положение о развитии экономических отношений (меновая торговля, появление денег, профессиональная торговля)

Древний Рим.

В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело иную точку приложения (сельское хозяйство).

Наиболее известными работами являются работы Катона Старшего и Варрона.

В своем трактате «О земледелии» Катон обосновывает преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал использование нерабского труда ,но его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на рабском труде. При этом Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности. Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда : он предлагал применять метод «кнута и пряника».

Проблемы организации рабского труда рассматривает в своей работе «О сельском хозяйстве» и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения.

Экономическая мысль Др. Востока

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу, а экономическое знание носит догматический, априорный характер, носит форму закона.

Первым дошедшим до нас памятником экономической мысли является

«Поучение гераклеопольского царя своему сыну» Древний Египет , где особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в гос. аппарат «по их делам». Далее такое уже недопустимо.

В отличие от Др. Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но у условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого».Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

В Др. Индии крупнейшим памятником общественной мысли является «Артхашастра» - трактат об искусстве политики управления государством. Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику.

В Др. Китае было несколько направлений течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на «управляемых и управляющих», а сюнь-цзы выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу и необходимости сохранять излишки.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент - легисты,которые отражали новые тенденции в развитии Др. Китая (усиление роли государства и формированием гос.-бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т.к. считал,что государство добивается процветания с помощью двух средств : земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.

Особое место в древнекитайской идеологии занимает даосизм. Его основоположник Лао-цзы призывал вернуться к первобытным временам.

Особое место в истории экономической мысли Китая занимает трактат «Гуань-цзы», в котором достаточно глубоко разработаны принципы управления хозяйством. Они ратовали за защиту народного хозяйства от рыночной стихии, считая, что рынок привносит беспорядок в сельское хозяйство. Так же они были за «усиление земледелия»,создание государством постоянных зернохранилищ, увеличение гибкости податной системы, выдвинули принцип «уравновешивания хозяйства». Этот трактат сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Китая. Были выдвинуты идеи о возможности количественного анализа экономических явлений.

Пономарева Е.В.

группа № 206

mirznanii.com


Смотрите также