История древнего египет. Древнее царство (около 2700 – 2160 гг. до н. э.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древнего Египта (стр. 1 из 2). История древнего египет


История Древнего Египта - это... Что такое История Древнего Египта?

Древний Египет — древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил.

Периодизация

Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

Относительно датировок в египтологии существует множество независящих и относительно одинаково хорошо обоснованных теорий. За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало Раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н. э. Конец же Классического Египта известен точно — это 31 г. до н. э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской империи.

Додинастический Египет

В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Верхний Египет и Нижний Египет (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.

В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами (нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.

Династический период

В XXVIII-XXIII веках до н.э. сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны .

В XXIII-XXI веках до н.э. Египет распадается на множество номов. Новое объединение Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.

В XXI-XVIII веках до н.э.покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе. Новый распад Египта.

В XVIII-XVI веках до н.э. гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.

При Аменхотепе III Древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и из страны Куш Древний Египет получал в качестве дани древесину, металлы (медь, олово, свинец, серебро), скот, рабов, вина, ювелирные изделия, слоновую кость. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.

Закат: конец единого Египта

В XI—VII до н. э. веках укрепилась власть номархов[источник не указан 1112 дней].

В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.

В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.

В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить Древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.

В 525 г. до н. э. Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией).

В 405 г. до н. э. Амиртей выдворил персидские войска из Египта и восстановил независимость.

В 342 г. до н. э. персы под предводительством царя Артаксеркса III вновь захватывают Египет, подвергнув его значительному разорению.

Эллинистический период

В 332 году до н. э. в Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.

При Птоломеях Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птоломеев, Египет оказался втянутым в политическую борьбу в Древнем Риме. После поражения флота Египта в сражении при Актиуме в 31 г до н. э. и самоубийства Клеопатры VII Египет был превращён в римскую провинцию (30 г до н. э.).

См. также

Литература

Ссылки

dik.academic.ru

История Древнего Египта — википедия орг

Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало Раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н. э. Конец же Классического Египта известен точно — это 31 г. до н. э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской империи.

В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Верхний Египет и Нижний Египет (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.

В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами (нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.

В XXVIII-XXIII веках до н. э. сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны .

В XXIII—XXI веках до н. э. Египет распадается на множество номов. Новое объединение Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.

В XXI—XVIII веках до н. э.покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе. Новый распад Египта.

В XVIII—XVI веках до н. э. гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.

При Аменхотепе III Древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и из страны Куш Древний Египет получал в качестве дани древесину, металлы (медь, олово, свинец, серебро), скот, рабов, вина, ювелирные изделия, слоновую кость. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.

Закат: конец единого Египта

В XI—VII до н. э. веках укрепилась власть номархов[источник не указан 3079 дней].

В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.

В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.

В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить Древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.

В 525 г. до н. э. Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией).

В 405 г. до н. э. Амиртей выдворил персидские войска из Египта и восстановил независимость.

В 342 г. до н. э. персы под предводительством царя Артаксеркса III вновь захватывают Египет, подвергнув его значительному разорению.

www-wikipediya.ru

Изучение Древнего Египта. История Древнего Востока

Изучение Древнего Египта

Памятники древнеегипетской культуры привлекли внимание европейцев в эпоху Возрождения. В XVI в. вновь возник интерес к трактату Гораполлона. В XVII в. неудачную попытку дешифровки иероглифики на основе толкований этого трактата и собственного знания коптского языка предпринял иезуитский ученый А. Кирхер. В середине XVIII в. датский ученый и собиратель восточных древностей К. Нибур сделал верное наблюдение, что число египетских иероглифических знаков сравнительно невелико и, соответственно, они не могут истолковываться исходя из того, что каждый из них обозначает отдельное слово или понятие. Однако возможность для решающего шага в дешифровке египетской иероглифики появилась лишь в 1799 г., когда во время египетского похода Наполеона Бонапарта ученые, сопровождавшие французскую армию, обратили внимание на найденную в районе Розетта каменную плиту с надписями, выполненными египетской иероглификой, демотическим письмом и на древнегреческом языке. Сразу было установлено, что древнегреческая надпись представляла собой декрет особого съезда («синода») египетских жрецов в честь воцарения представителя македонской династии начала II в. до н. э. – Птолемея V Эпифана. Ее явное соответствие двум другим надписям дало надежную основу для их дешифровки. Существенные шаги в установлении значений фонетических знаков демотического текста Розеттского камня сделали на рубеже XVIII–XIX вв. шведский востоковед Д. Окерблад и британский ученый Т. Юнг, а с 1808 г. изучением Розеттского камня занимался французский исследователь Ж.-Ф. Шампольон (1790–1832), который установил соотношение между иероглификой и демотикой, сделал вывод о наличии между ними еще одной промежуточной формы письма – иератики. К 1822 г. ему удалось прочитать имена собственные, записанные всеми видами египетской письменности, представленными на Розеттском камне. К концу своей жизни Шампольон окончательно установил структуру древнеегипетской письменности, сумел определить на основе знания коптского языка огромное число переданных с ее помощью значений отдельных слов, составил грамматику древнеегипетского языка и фактически открыл возможность чтения любого написанного на нем текста.

Середина XIX в. отмечена повышенным интересом к истории Древнего Египта. Вслед за научной экспедицией, описавшей многие его памятники еще во время египетского похода Наполеона, важными этапами в изучении истории страны стали экспедиция в Египет и Судан немецкого египтолога К.-Ф. Лепсиуса (1840-е гг.), создание музея Булак (будущего Каирского музея) и Службы древностей Египта О. Мариеттом (1821–1881), многообразная деятельность археолога, исследователя политической истории, культуры и религии Египта Г. Масперо (1846–1916). Чуть раньше аналогичную комплексную работу, положившую начало немецкой египтологии, провел Г. Бругш (1827–1894). На рубеже XIX–XX вв. основы современного научного изучения древнеегипетского языка заложили ученые так называемой берлинской школы – А. Эрман (1854–1937), К. Зетэ (1869–1934), X. Грапов (1885–1967) и Г. Меллер (1876–1921), создавшие фундаментальный многотомный «Словарь египетского языка». Большую роль в этой работе и в целом в изучении древнеегипетского языка и литературных текстов сыграл британский исследователь А.-Х. Гардинер (1879–1963). Важнейшими археологическими открытиями конца XIX – начала XX в. стали обнаруженные Ж. де Морганом, Дж. Квибеллом и У.-М. Флиндерсом Питри (крупнейший археолог этого этапа развития египтологии) памятники додинастического этапа истории Египта (до рубежа IV–III тыс. до н. э.), а также гробница Тутанхамона – единственное царское погребение, дошедшее до современных исследователей неразграбленным, – найденная Г. Картером в 1922 г.

С 1910-х гг. начинается археологическое изучение памятников на территории Судана – Древней Нубии, находившейся в эпоху фараонов под политическим и культурным влиянием Египта. В связи со строительством в 1960-е гг. на юге Египта высотной Асуанской плотины по инициативе ЮНЕСКО была предпринята масштабная международная кампания по исследованию и частичному спасению от затопления памятников египетской Нубии. Самым известным среди комплексов, перенесенных в ходе работ на новое место, был храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

В России интерес к Древнему Египту проявился сразу после открытия Шампольона. Так, в 1830-е гг. путешествовал по Египту и публиковал свои наблюдения, в том числе попытки чтения некоторых царских имен, описания и датировки памятников, А. С. Норов. Еще до этого, в 1826 г., закладывается основа египетской коллекции петербургского Эрмитажа. В начале 1830-х гг. приобретаются знаменитые сфинксы, установленные в Петербурге на набережной Невы перед Академией художеств.

Подлинным основоположником российской научной египтологии стал В. С. Голенищев (1856–1947). Он издал ряд папирусов Эрмитажа с литературными текстами, внес важный вклад в изучение древнеегипетского языка и в ходе многолетних частных поездок собрал большую коллекцию египетских памятников (в 1909 г. она положила начало собранию ГМИИ им. А. С. Пушкина). Будучи выдающимся ученым, Голенищев тем не менее вплоть до своего отъезда из России в 1915 г. (во Францию, а затем в Египет) не занимался преподаванием и не оставил в нашей стране своих прямых учеников. Создание российской школы египтологии стало делом Б. А. Тураева (1868–1920), работавшего в Санкт-Петербургском университете. Он автор двухтомной «Истории Древнего Востока» – первого в отечественной науке опыта обобщения материала по древним цивилизациям Египта, Передней Азии и Ирана, а также трудов по египетской религии, коптским и эфиопским христианским текстам. Кроме того, Тураев занимался изданием египетских памятников.

В советское время главным продолжателем его дела стал В. В. Струве (1889–1965), изучавший историю Египта Позднего времени (включая эллинистический период), труд Манефона и связанные с ним хронологические проблемы, социально-экономический строй Древнего Египта. В 1933 г. он сделал вывод о господстве в Египте и в целом на Древнем Востоке рабовладельческого способа производства. Работы по культуре Древнего Египта, значимые не только для российской, но и для мировой науки, принадлежат Ю. Я. Перепелкину (1903–1982), Е. С. Богословскому (1941–1990) и в особенности О. Д. Берлеву (1933–2000). Труды этих ученых были нацелены на то, чтобы путем исчерпывающего анализа всех доступных источников установить важнейшие черты египетского общества, представить, как видели мир древние египтяне и какими понятиями пользовались для его описания. В настоящее время данная работа продолжается применительно к религии и мировоззрению египтян III тыс. до н. э. А. О. Большаковым.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История Древнего Египта - это... Что такое История Древнего Египта?

Древний Египет — древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил.

Периодизация

Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

Относительно датировок в египтологии существует множество независящих и относительно одинаково хорошо обоснованных теорий. За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало Раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н. э. Конец же Классического Египта известен точно — это 31 г. до н. э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской империи.

Додинастический Египет

В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Верхний Египет и Нижний Египет (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.

В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами (нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.

Династический период

В XXVIII-XXIII веках до н.э. сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны .

В XXIII-XXI веках до н.э. Египет распадается на множество номов. Новое объединение Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.

В XXI-XVIII веках до н.э.покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе. Новый распад Египта.

В XVIII-XVI веках до н.э. гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.

При Аменхотепе III Древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и из страны Куш Древний Египет получал в качестве дани древесину, металлы (медь, олово, свинец, серебро), скот, рабов, вина, ювелирные изделия, слоновую кость. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.

Закат: конец единого Египта

В XI—VII до н. э. веках укрепилась власть номархов[источник не указан 1112 дней].

В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.

В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.

В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить Древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.

В 525 г. до н. э. Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией).

В 405 г. до н. э. Амиртей выдворил персидские войска из Египта и восстановил независимость.

В 342 г. до н. э. персы под предводительством царя Артаксеркса III вновь захватывают Египет, подвергнув его значительному разорению.

Эллинистический период

В 332 году до н. э. в Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.

При Птоломеях Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птоломеев, Египет оказался втянутым в политическую борьбу в Древнем Риме. После поражения флота Египта в сражении при Актиуме в 31 г до н. э. и самоубийства Клеопатры VII Египет был превращён в римскую провинцию (30 г до н. э.).

См. также

Литература

Ссылки

ushakov.academic.ru

История Древнего царства (Египет) - Русская историческая библиотека

Когда египтяне периода упадка мечтали о «золотом веке», они думали о Древнем царстве, и их художники и писцы старались копировать его живопись и язык. Мы не знаем, какими документами располагали египтяне, чтобы познакомиться с наследием своих предков, но наверняка нам повезло меньше, поскольку история Древнего царства еще плохо известна. Действительно, эта эпоха оставила многочисленные памятники, и, за неимением документальных источников информации о политической, военной и административной жизни, мы будем пользоваться свидетельствами материальной культуры. Мы рассмотрим только рамки истории Древнего царства, которое многие считают самым совершенным периодом всей древнеегипетской цивилизации, ее «золотым веком».

 

История III династии Древнего Египта

Так же, как не существовало четкой границы между эпохой энеолита и первыми династиями, не было и разделения между ними и периодом Древнего царства. Джосер, второй царь III династии, начинающий эту эпоху, возможно, является сыном Хасехемуи, последнего царя II династии. Усовершенствования цивилизации, происходившие в этот момент, в частности, в архитектуре, позволяют нам, однако, говорить о новой династии. Самый значительный факт правления Джосера, который, впрочем, оправдывает классификацию Древнего царства как самостоятельного исторического периода, состоит в перемещении политического центра Абидоса, по крайней мере, теоретически, в Мемфис; по этой причине Древнее царство иногда называют еще Мемфисской империей. Джосер, построив для себя усыпальницу в Бет-Халлафе, рядом с Абидосом, повелел строить ступенчатую пирамиду в Саккаре, рядом с Мемфисом.

Пирамида Джосера

Пирамида Джосера в Саккаре. Древнее царство

 

Похоже также, что именно в правление Джосера царская администрация Древнего Египта усложняется или расширяется: фараон берет себе в помощники влиятельного советника. Этим советником, которого, по аналогии с восточными государствами, принято называть визирь, был некто Имхотеп. Хотя он не носил звания визиря (тату), но на деле выполнял его функции. Позднее вокруг его персоны сложились легенды, он был обожествлен и расценивался как сын бога Птаха из Мемфиса. Это ему мы обязаны необыкновенным архитектурным ансамблем ступенчатой пирамиды с дополнительными пристройками в Саккаре. По разным признакам можно заключить, что Джосер, продолжая дело I династии, предпринимал военные набеги на Нубию. Он проводил ту же внешнюю политику, которая сохранялась на протяжении всей истории Древнего царства, поскольку египтян той эпохи, вероятно, тревожили больше соседи на юге, чем на северо-востоке. Один текст, правда относящийся к более поздней эпохе, относит к Джосеру первое проникновение древних египтян в Нубию за пределы 1-го порога, но Джосер, мы видим, дошел уже до 2-го порога. Возможно, в этом можно видеть намек не только на проникновение в Нубию, но и на ее захват. Синай, необходимый для промышленной и религиозной экономики Египта из-за своих месторождений драгоценных камней и, возможно, меди, остается объектом набегов. И одна наскальная гравюра свидетельствует, что армия Джосера там бывала.

Конец III династии известен очень плохо, и почти ничего не известно о других ее царях, а это: Санахт-Небка, Хаба, Неферка и, наконец, Ху, или Хуни (Стучащий), пирамида которого находится в Дахшуре. Обнаружение в 1952 году незаконченной пирамиды в Саккаре донесло до нас имя преемника Джосера – Сехемхет. Он увековечен также на одном из барельефов в Синае.

 

История IV династии Древнего Египта

IV династия. Казалось бы, IV династия, начавшаяся с правления Снофру, преемника Хуни, должна была быть одной из наиболее известных в Древнем Египте, на самом деле об этих строителях великих пирамид известно до обидного мало. Что касается Снофру, то тут дело обстоит несколько лучше, точнее говоря, о нем сохранилось несколько больше сведений. Фрагменты анналов, написанных на так называемом Палермском камне[1], сообщают нам об одном походе в Нубию и одном в Ливию при его правлении. Воины Снофру ходили походами также в Синай, как об этом свидетельствуют надписи. Наконец, этот царь был строителем, как это показывают пирамиды, которые он построил или изменил, одна – в Медуме, другие – в Дашуре. Вероятно, в интересах этого строительства он поддерживал отношения с Сирией, которая поставляла ему лес.

Пирамида Снофру в Дахшуре

"Ломаная" пирамида Снофру в Дахшуре. Древнее царство

Автор изображения – Gérard Ducher

 

Чего бы ни отдали историки ради того, чтобы узнать о трех преемниках Снофру, самых знаменитых государях в истории Древнего царства: Хеопсе, Хефрене и Микерине! Три создателя самых знаменитых памятников Египта – великих пирамид, в действительности менее известны, чем их предшественник. Греки, и после них еще многие историки, видели в этих фараонах IV династии тиранов, задавивших народ тяжелыми податями. Ж. Познер доказал, однако, что эта традиция обязана литературе антимонархического направления, которая распространилась в Египте в I Переходный период. Действительно, погребальный культ этих фараонов практиковался в Египте начиная с Древнего царства и вплоть до македонского завоевания, что плохо согласуется с репутацией ненавистных народу правителей. Помимо походов в Синай при Хеопсе, ничего не известно о военных действиях царей этой династии. В целом картина складывается примерно такая, как если бы мы изучали правление Людовика XIV только по Версальскому дворцу: там находятся памятники, совершенные, неопровержимые свидетельства цивилизации, развитой как в техническом, так и в административном плане, но о собственно короле мы ничего из них не узнаем. Даже порядок фараонов IV династии Древнего царства далеко не бесспорен. Кроме того, неизвестно, где точно правил царь Джедефра. Второй сын Хеопса, он, вероятно, захватил власть, после того как организовал убийство своего брата. После того как его самого убили, его, по-видимому, сменил Хефрен. Что касается последних царей IV династии, Бишереса, Себершереса, Тамфтиса, названных Манефоном, кроме Себершереса (Шепсескаф – на памятниках), доподлинно не известно даже, действительно ли они существовали.

Фараон Хафра (Хефрен)

Статуя фараона Хафры (Хефрена), IV династия, Древнее царство

 

История V династии Древнего Египта

V династия (2510-2350 гг. до н, э.). Одна египетская сказка Среднего царства так описывает происхождение V династии: жена жреца бога Ра зачала трех первых царей этой династии, отцом которой был сам бог Ра. Несомненно, что культ бога Солнца Ра имел в ту эпоху первостепенное значение, возможно, просто потому, что V династия происходила из Гелиополя, где он был также почитаем, поскольку местные жрецы способствовали захвату власти этой династией. Как бы то ни было, именно с этого периода Древнего царства фараоны постоянно себя называют «сын Ра». Влияние религии на жизнь той эпохи отражается прежде всего в именах царей, где почти все время появляется имя Ра: это Усеркаф, Сахура, Нефериркара, Шепсескара, Неферефра, Ниусерра, Менкаухор, Джедкара-Исеси, Унас. Солнечная религия определяет и архитектуру храмов, построенных в то время. Палермский камень упоминает о масштабном храмовом строительстве. Наконец, именно от эпохи V династии к нам дошли «Тексты пирамид» (хотя, когда они сочинены, точно неизвестно).

По-видимому, внешняя политика V династии была обращена на Восток: либо она подверглась нападению, либо захотела расшириться в этом направлении. Сахура, Ниусерра, Менкаухор, Джедкара совершали военные походы в Синай; а также в Переднюю Азию и Ливию.

 

История VI династии Древнего Египта

VI династия (2350-2190 гг. до н. э.). Переход от V к VI династии, происходящей из Мемфиса, произошел без видимых препятствий. О первом царе VI династии Сехетептауи Тети, однако, известно очень мало, так же как, впрочем, и о его преемнике Усеркара, который к тому же правил очень недолго. С Пепи (Пиопи) I нам повезло немного больше: известно, что он построил многочисленные храмы и, благодаря дошедшим до нас биографиям высоких чиновников, известны некоторые детали его жизни. Пепи I женился поочередно на двух дочерях одного высокопоставленного чиновника из Абидоса, от которых он имел сыновей, правивших друг за другом. Существует множество документов о деятельности Пепи, особенно указов, устанавливающих богоугодные общественные институты. Эти указы особенно ценны для изучения египетского права раннего периода. Как и его предшественники эпохи Древнего царства, Пепи внимательно наблюдает за Нубией и готовит многочисленные экспедиции против племен Передней Азии. Уни, возглавлявший эти экспедиции, провел, по крайней мере, пять кампаний против бедуинов Передней Азии, но ни одна вражеская страна, однако, не была оккупирована.

Фараон Пепи (Пиопи) I

Фараон Пепи (Пиопи) I, совершающий жертвоприношение. VI династия. Древнее царство

 

Первым престолонаследником Пепи I был его сын Меренра I, который умер, видимо, достаточно молодым, поскольку правил только пять или шесть лет. Этот фараон VI династии проводил, по-видимому, политику колонизации Нубии, которую завершил его преемник. Он отправил в Верхнюю Нубию некоего Херкхуфа, проникшего в глубь Африки.

Результатом преждевременной смерти Меренра I стало восхождение на трон его сводного брата – Пепи II, которому на тот момент было всего лишь шесть лет. Правление последнего было самым долгим в истории не только Древнего царства, но и всего Древнего Египта: оно продолжалось семьдесят один год. Во время этого правления Херкхуф продолжал умиротворение Нубии, начатое при Меренра I. Торговые экспедиции совершались в Библ и в «страну Пунт» (находившуюся, видимо, на африканском берегу Аденского залива) – то есть вдоль африканского побережья Красного моря, по направлению к современной Эритрее. Недавние раскопки в Балате свидетельствуют, что западные оазисы, в частности Дакхлех, перекресток дорог на границе Египта и Ливии, в эпоху Древнего царства и особенно VI династии играют важную роль во внешних связях Египта.

По-видимому, с возрастом фараону Пепи II уже не хватало сил для поддержания единства страны, которое, в сущности, держалось только на нем одном. Однако согласно Манефону, после Пепи II правили еще царь и царица, Меренра II и Нитокрис, хотя никаких подробностей об их правлении не известно.

Древнее царство, завершившееся с VIII династией (впрочем, VII и VIII династии уже отчасти начинают собой Первый переходный период), было эпохой процветания Египта. Это, несомненно, пик могущества фараонов. Царей в то время почитали живыми богами, их боялись, но им беспрекословно повиновались, и режим абсолютной власти обеспечивал Египту главное – экономическое благоденствие. Просматривается определенная закономерность – чем суровее было правление фараона, тем лучше шли дела у его подданных. Внешняя экспансия – тоже если не прямое, то косвенное свидетельство мощи государства и его правителя в данный период, Мы не очень хорошо осведомлены о распространении внешнего влияния Древнего царства, но тот факт, что в Библе в ту эпоху существовал египетский храм, доказывает, что это влияние не ограничивалось Нубией и, бесспорно, было одним из самых значительных событий того времени.

[1] Палермский камень, обломок диоритовой плиты (43,5 на 25 см) с высеченным на нем текстом древнеегипетских анналов, охватывающих период в несколько веков начиная с додинастического времени. Текст высечен при V династии (XXV век до н. э.). С 1877 г. находится в музее итальянского города Палермо.

 

www.rushist.com

История Древнего Египта

Раннее царство Древнего Египта

О первых двух династиях до нас дошло очень мало сведений, и еще меньше материальных свидетельств. Последовавшие за Нармером-Менесом правители I династии распространили свою власть от Средиземного моря до первого порога Нила, где они вели войны с племенами нубийцев.

Они также напрявляли военные экспедиции в Синай, чтобы защитить торговые пути, по которым в Египет поступала медь и малахит. Первые правители объединенного Египта вели войны с ливийцами. Уже тогда началось использование папируса для письма.

Известно, что усопших правителей в это время хоронили в прямоугольных гробницах - "мастабах" - в Саккаре и Абидосе. Причем, как правило, у каждого правителя было две гробницы - и в Саккаре (Нижний Египет), и в Абидосе (Верхний). Возможно, это делалось для того, чтобы не задеть чувства подданных ни в Верхнем, ни в Нижнем Египтах. Мастабу правителя, как правило, окружали мастабы родственников, придворных и слуг, образуя единый заупокойный комплекс.

Правление второй династии было отмечено ожесточенной борьбой за власть и гражданской войной, в результате которой власть переходила от одной группировки внутри царствующего дома к другой.

Каменные и медные орудия труда. Ремесла Раннего царства

Не вызывает сомнения, что добыча руды и изготовление орудий из металла явились сильным толчком для развития производства. Уже сравнительно давно при раскопках погребений времен I династии было обнаружено немало медных орудий, причем, из естественной меди, без искусственного приплава. Особенно много было обнаружено резцов и иголок, а также топоров, шильев, тесел, щипцов, значительное количество медных гвоздей и проволоки, медных обшивок, посуды, различных украшений.

Тем не менее, в полной мере оценить развитие обработки меди при I династии стало возможно в первой половине нашего века, когда в одной из богатых гробниц был обнаружен целый клад медных изделий. Число найденных орудий превысило 600. Впечатляло и разнообразие их видов - пилы, ножи, резцы, тесла, мотыги, шилья, иглы и т. д. Эти предметы клались в гробницы вместе с покойниками. Туда же были положены и медные пластины, вероятно, древние египтяне считали, что мертвецу на том свете, может, придется изготовлять какое-либо орудие.

Судя по всему, уже в период раннего царства египтяне в полной мере изготовляли и употребляли орудия из меди. Почти все эти орудия в том же виде встречаются и в последующий период египетской истории, который называют периодом Древнего царства.

Вместе с тем, в то же время еще широко применялся в качестве в качестве материала для производства орудий и камень. Об этом говорят многочисленные кремневые орудия - ножи, разнообразные скребки, наконечники стрел, - найденные в погребениях не только подданных, но и царей как I, так и II династий. Городище, которое находилось по соседству с царским кладбищем, при раскопках в пластах, относящихся к периоду Раннего царства, открыло перед археологами целые склады кремневых орудий.

В гробнице сановника середины той же династии был обнаружен клад кремневых орудий. В ней археологи нашли более 300 разнообразных орудий, в том числе и много деревянных серпов с кремневыми лезвиями.

И все же каким бы способом ни пользовались в то время каменные орудия, первенство в качестве материала для орудий уже держала медь. Египет при первых династиях жил в медном веке, хотя и полном еще пережитками каменного.

Во времена Раннего царства широкое распространение и значительное совершенство получило строительство из кирпича-сырца. Как считают археологи, кирпичный свод египтяне умели возводить уже при I династии.

В то же время в Египте широко использовали и дерево. По всей видимости, страна тогда была гораздо богаче деревом, чем позже. Об этом свидетельствует и изображение, относящееся ко времени около I династии, на котором показаны целые ряды густых деревьев в Западном нагорье. Подземные склепы царей I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми бревнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева. Об этом же свидетельствуют и остатки домашней обстановки.

В раннеегипетском зодчестве камень применялся в ограниченном объеме. Однако его обнаруживали даже в гробницах частных лиц I династии, где он не был такой уж редкостью. От конца II династии сохранился большой царский склеп с каменным полом и такими же стенами, а также каменный костяк дверей храма. Необходимо отметить, что уже при I династии на отдельных плитах ясно видны следы обработки их медными орудиями.

В большом количестве в период существования Раннего царства производилась посуда из глины с последующим обжигом. Кроме того, использовалась посуда из особого состава - так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда.

Вместе с тем при I и II династиях, более чем когда-либо прежде, была распространена каменная посуда, особенно изготовленная из более мягкого камня - преимущественно алебастра, который легко поддавался обработке орудиями из меди.

Необходимо отметить, что уже в те далекие времена древние египтяне умели изготовлять писчий материал - папирус.

От середины I династии сохранился до нашего времени целый свиток волокнистой "бумаги", приготовленной из сердцевины высокого болотного растения вроде осоки - папируса. В папирусную "бумагу" оказались завернуты кремневые орудия.

Как свидетельствуют находки археологов, в то далекое время древние египтяне уже умели изготовлять стекло.

Самый древний образец искусственно изготовленного стекла - бусину зеленоватого цвета диаметром около 9 мм - археологи обнаружили недалеко от древней столицы Египта Фив. И скорее всего именно Египет был родиной стеклоделия. Возраст находки - 5,5 тысяч лет.

Есть очень много разных предположений, как человек открыл способ производства стекла. Но большинство ученых считает, что открытие непосредственно связано с гончарным производством. Как известно, горшки и кувшины лепят из глиняного "теста", и потом, чтобы они стали твердыми, их обжигают на огне. Однако отполировать и пригладить стенки горшков и чашек древним гончарам не удавалось, их изделия всегда получались шероховатыми и тусклыми. К тому же гончарная посуда, изготовленная таким способом, из-за пористости материала может "протекать".

Но мастера-гончары не раз, вероятно, наблюдали, что в том месте, где к гончарному сосуду прилипали песок и сода, - вещества, с которыми гончарам частенько приходилось иметь дело, - на поверхности сосуда появлялась блестящая прочная корка. И тогда гончары принялись за опыты.

Наконец было установлено, что если покрыть гончарное изделие смесью песка, соды и извести, после обжига смесь превращалась в плотную блестящую корку - глазурь. Эту глазурь уже смело можно назвать - стеклом - по своему химическому составу она от него ничем не отличается.

А следующий шаг - попытка изготовить что-то только из одной глазури.

И здесь тоже, как это часто бывает, не последнюю роль сыграл случай. Как-то, вероятно, гончар покрыл свой горшок смесью песка и соды не слишком ровно, вместо тонкой блестящей корочки в одном месте получился сгусток, комочек глазури.

Вот так и родилась новая область деятельности - стеклоделие, потому что этот комочек глазури был самым настоящим стеклом.

Конечно, самым первым стеклянным изделием было далеко до современных прозрачных. Ведь для того чтобы стекло получилось прозрачным, температура обжига должна достигать 1500 градусов. Разумеется, этого египетские стеклоделы в то время никак не могла добиться.

Племена, жившие вокруг Египта

К сожалению, мы не очень много знаем о населении остальной Африки в IV - III тысячелетиях.

Большинство африканских племен и в это время, и значительно позже жили в условиях неолита. Больше всего сведений дошло до нас о тех племенах, которые непосредственно соприкасались с египтянами.

Так, например, в долине Нила, южнее египтян, жили темнокожие племена, которые, наверное, говорили на языках кушитской ветви семито-хамитских языков. Их страна у народов древнего Востока чаще всего обозначалась именем Куш. Греки и римляне называли ее Эфиопией, а впоследствии она была известна как Нубия. Что же касается самих племен, которые населяли эту страну, то они имели различные названия. В науке их как правило называют нубийцами и эфиопами. Здесь однако следует отметить, что в настоящее время эфиопами обычно называют не население Нильской долины, а население современного государства Эфиопии, которое представляет этнически другой народ.

Нубийские эфиопы были скотоводы и земледельцы. На первых порах уровень из общественного развития был во многом похож на египетский, но позднее Египет начал резко вырываться вперед. Значительно позже, чем в Египте, здесь возникли классы и государство - до некоторой степени в связи с завоеванием значительной части страны Египтом.

Если следовать дальше на юг, в пределы Судана, а также на побережье Сомали и Эритреи, где, видимо, находилась упоминаемая в египетских источниках страна Пунт, то там мы найдем следы обитания древних негритянских и - в глубине страны - пигмейских племен.

По мнению ученых, в то далекое время связь египтян с ними носила только случайный характер.

К западу от Нильской долины находились племена ливийцев, которые говорили на языках ливийско-берберской ветви семито-хамитских языков. У них был несколько светлее цвет кожи, чем у египтян. Скорее всего, территория из расселения простиралась до самого Атлантического океана. Их потомками являются нынешние народности Северной Африки, которые говорят как на берберском, туарегском и других языках этой группы, так и на диалектах арабского языка.

Ливийцы представляли собой охотников, бродячих скотоводов и земледельцев. Условия их жизни в сухих степях были мало благоприятными. Только в прибрежных долинах Северо-Западной Африки условия допускали занятия земледелием, но и здесь оно еще не могло развиваться во времена энеолита.

mirznanii.com


Смотрите также