Древняя русь князья. Древняя Русь, древнерусские князья и их деятельность
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ. Древняя русь князья


РУССКИЕ КНЯЗЬЯ IХ—ХI вв.. Князья Рюриковичи (краткие биографии)

РУССКИЕ КНЯЗЬЯ IХ—ХI вв.

IX и X века — наиболее сложный для изучения период в истории Древней Руси. Летописцы, работавшие через 100—150 лет после описываемых ими событий, опирались в основном на устные предания и легенды; годовая сетка, отличающая русскую летопись от византийских хроник и давшая ей название (летопись — описание событий по годам, «летам»), как установлено исследователями, была «наложена» на повествование о древнейших событиях X—XI вв. лишь при создании в начале XII в. летописного свода, получившего название «Повесть временных лет». Поэтому датировка многих древнейших событий, равно как исчисление лет жизни и княжения первых Рюриковичей, может быть принята с известной долей условности.

Рюрик (ум. в 879 г.). Согласно летописному преданию, Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван на Русь представителями племен: новгородскими славянами, полоцкими кривичами, весью (вепсами) и чудью (предками эстонцев) и стал княжить в Новгороде или Ладоге. Вопрос о том, кто были Рюрик и его соплеменники, откуда они пришли на Русь, был ли Рюрик призван княжить или приглашен как предводитель военной дружины, остается по сей день спорным.

Ист.: ПВЛ [1].

Лит.: Ловмянский X. Русь и норманны. Перевод с польского. М., 1985; Авдусин Д. А. Современный антинорманизм // ВИ. 1988. №7. С. 23—34.

Олег (ум. в 912 г.). Согласно ПВЛ, после смерти Рюрика регентом при малолетнем Игоре стал родственник Рюрика — Олег. Однако в другой летописи (Начальном своде) Олег именуется лишь воеводой Рюрика. Если учесть, что к началу самостоятельного княжения Игорю было не менее 33 лет, регентство Олега представляется безусловным историческим мифом: и Олег, и фактический родоначальник династии Рюриковичей Игорь были, вероятно, самостоятельными князьями.

В 882 г. Олег отправился с дружиной на юг, вдоль водного пути «из варяг в греки». Он овладел Смоленском, а затем и Киевом, убив местных князей Аскольда и Дира. Они были, видимо, варягами; как сообщает летопись, получив разрешение у Рюрика отправиться в Константинополь, Аскольд и Дир остались княжить в Киеве. Но есть косвенные данные против того, что Аскольд и Дир были соправителями. После вокняжения Олега в Киеве, который он объявил «материю градом русским», под его властью оказалась вся территория Руси, вытянутая сравнительно неширокой полосой вдоль речных путей, ведущих из Ладоги в Черное море. Олег расширил свои владения на восток, подчинив себе северян и радимичей — племена, обитавшие в бассейне Десны и Сожа. Олег совершил два успешных похода на столицу Византии Константинополь (в 907 и 911 г.). Согласно легенде, отразившейся в ПВЛ, он умер от укуса змеи и похоронен в Киеве.

Ист.: ПВЛ.

Лит.: Сахаров. Мы от рода русского*. С. 84—159.

Игорь (ум. в 945 г.). Как сказано выше, едва ли Игорь был сыном Рюрика. Характерно, что летописец ничего не знает о подробностях княжения Игоря на протяжении четверти века, упоминая лишь походы его на Константинополь в 941 и 944 г. Второй поход привел к заключению выгодного для Руси договора с Византией. В 945 г. Игорь был убит древлянами (племенем, обитавшим в бассейне Припяти), когда попытался вторично собрать у них дань.

Ист.: ПВЛ.

Лит.: Сахаров. Мы от рода русского. С. 179—225.

Ольга (ум. в 969 г.). Жена Игоря. По некоторым преданиям — дочь лодочника из Пскова. Трудно отделить реальность от поэтического вымысла в рассказе ПВЛ о том, как Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Дважды (в 946 и 955 г.) Ольга посетила Константинополь, где была с почетом принята императором Константином Багрянородным. Во время второй поездки Ольга крестилась и получила христианское имя Елена.

Ист.: ПВЛ.

Лит.: Литаврин Г. Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги // Древнейшие государства на территории СССР. 1985. М., 1986. С. 49—57; Сахаров. Мы от рода русского. С. 226—250.

Святослав Игоревич (ум. в 972 г.). Отважный воитель, по словам летописца, открыто бросавший вызов врагам: «Иду на вы!», Святослав совершил ряд успешных походов. Он освободил от уплаты дани хазарам племя вятичей, жившее в бассейне Оки, разгромил волжских болгар и могущественный Хазарский каганат, совершив в 965 г. победоносный поход на Нижнюю Волгу, Северный Кавказ и Приазовье.

В последние годы княжения Святослав активно вмешался в войну Византии с восставшими против ее владычества дунайскими болгарами и одержал над ними победу. Византийский император Иоанн Цимисхий, встревоженный тем, что Святослав стремится закрепиться в подунайских городах, напал на русские дружины, осадил их в Доростоле и вынудил принять битву. Греки потерпели поражение, и Святослав двинулся к Константинополю. Императору пришлось откупаться щедрыми дарами. Заключив мир, князь решил вернуться в Киев за новыми воинами. Но у Днепровских порогов Святослава подстерегли и убили печенеги. Из его черепа печенежский князь повелел изготовить чашу.

Ист.: ПВЛ.

Лит.: Гадло А. В. Восточный поход Святослава (К вопросу о начале Тмутараканского княжества) // Проблемы истории феодальной России. Л., 1971. С. 59—67; Сахаров А. Н. Балканские походы Святослава и дипломатия Древней Руси // ВИ. 1982. № 2. С. 81—107; Сахаров. Мы от рода русского. С. 261—340.

Владимир Святославич (ум. в 1015 г.). Сын Святослава от ключницы Ольги — Малуши. Отроком Владимир был отправлен княжить в Новгород в сопровождении своего дяди — воеводы Добрыни. В 976 г. (дата предположительна) Владимир сватается к дочери полоцкого князя Рогнеде. Но она отказывает ему, уничижительно отозвавшись о князе как о «робичиче» (т. е. сыне рабыни). Владимир убивает отца Рогнеды, а ее делает своей наложницей. В 980 г., хитростью расправившись со своим братом Ярополком (до того убившим третьего сына Святослава — Олега), Владимир становится единовластным правителем Руси. Он совершил несколько успешных походов на поляков, на вятичей и радимичей, на волжских болгар, расширил пределы Руси на юго-западе, построил ряд городов-крепостей вокруг Киева и на границах с враждебной Печенежской степью. Оказав военную помощь византийскому императору Василию II, Владимир получил в жены его сестру Анну. В 988 г. Владимир крестился, а затем (в 988 или 990 г.) провозгласил христианство государственной религией Руси. Процесс полной христианизации страны растянулся почти на два века, но новая вера достаточно быстро укрепилась в крупнейших городах. Для функционирования церкви требовались богослужебные книги и грамотные священнослужители. Поэтому принятие христианства способствовало возникновению и интенсивному развитию литературы (письменность была известна и ранее). Получает распространение каменное зодчесгво. Неизмеримо возрос международный авторитет Руси. Владимир становится одним из популярнейших деятелей русской истории. С его именем связано множество легенд (часть из них отразилась в ПВЛ), он становится постоянным персонажем былин. Церковь причислила Владимира к лику святых.

Ист.: ПВЛ.

Лит.: Рапов. Княжеские владения. С. 32—35; Рыбаков. Мир истории. С. 131—147.

Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978—1054). Сын Владимира от Рогнеды. После смерти Владимира власть в Киеве захватил сын Ярополка — Святополк. Он убил своих сводных братьев — Бориса, Глеба и Святослава, стремясь к единовластному правлению. Ярослав, княживший в Новгороде, выступил против Святополка и изгнал его из Киева. Но Святополк, опираясь на поддержку своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, нанес Ярославу в 1018 г. поражение в битве на берегах Буга. Ярослав, собрав новую дружину, в кровопролитном сражении на Альте в 1019 г. одолел Святополка. Тот бежал и, по преданию, погиб где-то в безвестных местах между Чехией и Польшей. Ярослав стал киевским князем и оставался на киевском столе до конца жизни. После смерти брата Мстислава (в 1036 г.) Ярослав становится единовластным правителем на Руси, лишь в Полоцке правит его брат Изяслав. Время Ярослава — время внутренней стабилизации, способствовавшей возрастанию международного авторитета Руси, о чем говорит хотя бы тот факт, что дочери Ярослава стали королевами: Анна — фанцузской, Елизавета — норвежской, а затем датской, Анастасия — венгерской. Летопись утверждает, что именно в годы правления Ярослава стала интенсивно развиваться переводческая и книгописная деятельность. Возникают первые русские монастыри, и в числе ах знаменитый Киево-Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания. В 1054 г. Ярослав ставит первого митрополита из русских — Илариона (до этого митрополитами были греки), создавшего церковно-политический трактат «Слово о Законе и Благодати».

Перед смертью Ярослав разделил свое государство между сыновьями, положив тем самым начало феодальной раздробленности. Ярослав был женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа.

Ист.: ПВЛ; Сказание о Борисе и Глебе // ПЛДР: XI— начало XII в. С. 278—303.

Лит.: Рапов. Княжеские владения. С. 36—37.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ. Все правители России

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

Древнерусское государство образовалось в Восточной Европе в последние десятилетия IX века в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода, а также земель, расположенных вдоль водного пути «из варяг в греки». Уже в 830-х годах Киев был самостоятельным городом и претендовал на звание главного города восточных славян.

Рюрик, как рассказывает летопись, умирая, передал власть свою шурину Олегу (879–912)[3]. Князь Олег три года оставался в Новгороде. Затем, набрав войско и перейдя в 882 году с Ильменя на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства (Киевская Русь) и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

По смерти Олега вступил во власть его сын Игорь (912–945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление Киевским княжеством (945–957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще, положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов.

Главным ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в 957 году в Царьград. По рассказу летописи Ольгу крестили «царь с патриархом» в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться, и Русской Православной Церковью равноапостольная Ольга была причислена к лику святых.

Сын Ольги Святослав (957–972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься.

– Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною, – говорил он.

С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь.

После гибели Святослава в одном из военных походов между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошла междоусобная война, в которой погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным властелином Киевской Руси.

Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии Рюриковичей на Руси.

Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.

Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства в 988 году всей Русью и торжественное упразднение языческого культа.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.

Еще при жизни Владимир раздал управление отдельными землями своим многочисленным сыновьям.

Киевская Русь стала колыбелью Русской земли, а сына равноапостольного великого князя Владимира – великого князя Киевского Юрия Долгорукого, являвшегося также князем Ростовским, Суздальским и Переяславским, историки называют первым правителем России.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Русь, древнерусские князья и их деятельность

Древняя Русь, древнерусские князья и их деятельность.

Начальный период образования государства у восточных славян отражен в источниках

недостаточно. Письменность распространяется уже после создания гос-ва у восточных славян. Источники отдалены от даты основания государства на Руси двумя веками и носят характер легенды. Основной письменный источник ПВЛ( автор монах Нестор).

Образование государства было закономерным следствием длительного процесса соц- экономического развития восточных славян. Предпосылки образования государства складывались на протяжении нескольких веков:

1)Переход от подсечно- огневой системы земледелия к пахотному,

2)усовершенствование орудий труда( плуг, жернова),

3)переход от родовой общины к соседской,

4)появление неравенства, частной собственности на землю,

5)разделение труда (ремесло, торговли,появление городов.

Главную роль в объединении славянских племен сыграли племена полян и ильменских словен с центрами в Киеве и Новгороде.

Легенда о призвании варягов 862 г- послужила основанием для распространения норманнской теории. Исторические события датируется 862 годом. В ней говорится о добровольном призвании на Русь варяжских князей Рюрика и двух его братьев Синеуса и Трувора. В 18 веке немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер работали над этим вопросом, так появилась норманнская теория.

Норманнская теория- это направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями государства Русь.

Противоположной теорией норманизму является антинорманизм.

Последователи этой теории признают объединение Руси под властью князей варяжской династии, но указывают на то, что Русь уже была конфедерацией из 14 княжеств, выросших на землях восточных славян. То есть происходит развитие государственности до призвания варягов,ранее произошло образование Киева(легенда о Кие) 5в. полянский князь Кий и его братья Щек, Хорив и их сестра Лыбедь- основали город и нарекли его Киевом.

Но еще раз подчеркиваем, что согласно ПВЛ, русская династия берет свое начало в Новгороде. Северные славянские племена, платившие дань варягам, изгнали их за море и не дали им дани. После этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Что бы прекратить кровопролитие, новгородцы решили пригласить варяжских князей, как третью сторону, стоявшую над борющимися группировками. В 862г князь Рюрик был призван на Русь новгородцами. С негоначалась русская княжеская династия.

882г- князь Олег, правивший после Рюрика в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив правивших там Аскольда и Дира, он объединил Киев и Новгород в составе единого государства. Столицей стал Киев и государство стало называться Киевской Русью.

^

Олег(879-912) «Вещий»

Игорь, сын Рюрика был малолетним и поэтому править стал Олег, родственник Рюрика или воевода. Подчинил, присоединил восточнославянские земли, в 882 г захватил Киев, сделал своей столицей. Подчинил древлян, северян, радимичей. Переведя в столицу в Киев, князь Олег не только объединил Новгород с Киевом, но и сделал цивилизационный выбор- обратив Русь к Средиземноморско- Черноморскому бассейну

(общение с Византией) Олег принимает титул Великий князь. Внешняя политика: договор с варягами на 150 лет. Походы на Византию 907-911гг. Мирный договор с Византией.

Игорь «Старый»(912-945гг)

Наследник князя- Игорь продолжил политику объединения. Смерть Олега ободрила древлян и они в 913 году попытались освободиться от Киева.

Игорь усмирил их и прибавил дань. Игорь положил начало полюдью.

Полюдье- ежегодный объезд князем подвластных ему земель. Состав дани: меха, воск, мед,лен, взимался с «дыма».Количество дани определялось запросами князя и дружины,

дань не была фиксированной. Нередки были случаи насилия и выступления против князя. 945году- при сборе дани с древлян погибает Игорь. Внешняя политика: совершал походы

против печенегов(тюркский кочевой народ). Мир и война с Византией 941-944гг.

Княгиня Ольга (9450-964гг)

Первое, что она сделала, наказала убийц мужа-древлян. Уничтожение древлянской верхушки свидетельствовало о наступлении на самостоятельность верхушки племенных союзов.

Их территории превращались в собственность Киевских князей, которые давали эти земли в держание сыновьям, дружинникам. Провела реформу по налогообложению, упорядочила взимание дани. Были определены нормы уплаты дани(уроки) и места,куда дань свозилась(погосты). Дань стала фиксированной. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Руси.

Ольга наладила мирные отношения с Византией. Приняла христианство в 957 году.

Князь Святослав (962-972)

Среди своих воинов жил как и они в суровых условиях, был горд. Соблюдал правила рыцарской чести, известны его слова «Иду на вы».Больше внимания уделял внешней политике: оборона Русь от печенегов, покорил вятичей(964г) и обложил их данью. Совершил поход на Волжскую Булгарию, поход против Хазарского царства, взятие города Итиль и крепости Саркел(965г). Последствия похода 964-965гг:

1)Разгром хазарского Каганата, которому некоторые славянские племена платили дань,

2)уничтожены заслоны на пути русской торговли на Восток.

Совершал походы против Болгарии 967г, против Византии 968-970гг. Первый этап войны руссы выиграли. Императором Византии был Иоанн Цимисхий, талантливый полководец и государственный деятель. Создал отряд бессмертных, которыми сам командовал.

Византийцы подтянули войска и разгромили одну из частей русского войска.

Война принимает затяжной характер. Святослав со своим войском находился уже на подступах к Константинополю, и греки запросили мира. 970г- по мирному договору руссы добились сохранения своих позиций на Дунае, Византии(970г) Византийский император решил изгнать нежелательного соседа, Святослав был окружен, русским удалось прорвать оборону греков и с остатками дружины уйти на Русь.

Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть. 972году на обратном пути, у днепровских порогов был убит печенегами. Внутренняя политика: укрепил систему управления- сделал своих сыновей наместниками. Ярополк в Киеве, Олег в древлянской земле, Владимир в Новгороде.

До этого на местах правили местные князья.

Основные задачи князей во внешней политике:

1)овладение устьем Дуная, Днепра.

2)утверждение в Северном Причерноморье.

do.gendocs.ru


Смотрите также