Древний мир конспект. Конспект на тему "Древний мир – рождение первых цивилизаций"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории Древнего мира по теме: "Введение". Древний мир конспект


Конспект урока "Древний мир" 1урок

Урок 1. «Древний Рим»

Оборудование: Михайловский Ф.А. «История древнего мира»: Учебник для 5 класса основной школы. – 7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», презентация, набор карточек и иллюстраций.

Основные понятия: Италия, римляне, земледелие, садоводство, ремесло, животноводство, мореплавание, рыболовство, Ромул, 753 год до н.э..

I. Организационный момент.

III. Изучение нового материала

Подготовка к восприятию темы

- Историю какого государства мы будем изучать?

- Решите ребус. (Древний Рим).

СЛАЙДы 1-2.

hello_html_14ac8799.gifГруппа 1

СЛАЙД 3

Запись темы на доске «Древний Рим».

hello_html_m22df6b8e.png

- Какую тему мы будем изучать сегодня?

Цель: получить представление о Древнем Риме.

План:

1. Расположение государства.

2. Природные условия и занятия жителей.

3. Легенда о возникновении Рима.

ФИЗМИНУТКА

1. Расположение государства.

Работа с картой. СЛАЙД 4

К Западу от Греции расположен Апеннинский полуостров, очертанием напоминающий сапог. Он как будто наступает на Грецию своим каблуком. Греки назвали эту страну Италией.

Продолжением Аппенинского полуострова является остров Сицилия.

hello_html_m1a0a4069.png

Работа с атласом стр. 26 СЛАЙД 5

  1. Найдите на карте Апеннинский полуостров, остров Сицилия.

  2. Покажите Италию.

  3. Какими морями омывается Италия?

hello_html_m3a83b7d7.png

Сhello_html_m608a1afa.pngЛАЙД 6

На Апеннинском полуострове располагалась страна Италия. (Запись в тетрадь)

2. Природные условия и занятия жителей.

По ходу рассказа учителя, учащимися заполняется таблица.

СЛАЙД 7.

Природные условия

Занятия жителей

Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии.

мореплавание

Много плодородной земли.

земледелие

Много сочных пастбищ.

животноводство

В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль.

садоводство

Моря были богаты рыбой и моллюсками.

рыболовство

Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.

ремесло

Природа Апеннинского полуострова в древности и занятия жителей Италии.

Апеннинский полуосторов напоминает сапожок, который глубоко вдается в Средиземное море. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией.

На западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга Италия омывается Ионийским, а с востока — Адриатическим морем. Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии способствовали здесь развитию мореплавания.

По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей и долин, пригодных для земледелия.

Италия богаче Греции водными ресурсами. Крупнейшей водной артерией является Падус, который греки назвали Эриданом. В бассейне этой реки много сочных пастбищ.

В древности страна была богата растительностью, Альпы выше 1700 м были покрыты хвойными деревьями — сосной, пихтой, елью. Ниже их сменяли широколиственные буки, дубы, благородные каштаны. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными пиниями, кипарисами, олеандрами, на склонах Апеннин и в холмистых равнинах росли лавры, мирт. На юге шелестела только вечнозеленая растительность.

С глубокой древности в Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. Из злаков культивировали пшеницу, ячмень. Жители Италии выращивали лён, бобовые и огородные культуры.

Леса и рощи густо покрывали страну. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах — серны, газели. В древней Италии были приручены свиньи, козы, крупный рогатый скот, овцы, лошади, ослы и мулы.

Моря были богаты рыбой и моллюсками. Из раковин, добываемых в Тарентинском заливе, получали пурпур.

Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.

СЛАЙД 8.

hello_html_m1b0b0fea.png

Учащиеся записывают в тетрадь Занятия жителей Италии.

3. Легенда о возникновении Рима.

Сhello_html_6c4fbf20.pngЛАЙД 9.

СЛАЙД 10. Работа с атласом.

СЛАЙД 11.

  • Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий.

  • Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э.

  • Существует легенда о том, как появился этот город.

hello_html_19d8c4be.png

СЛАЙД 12.

hello_html_m3146e4d.png

Работа с текстом в форме игры «Реставрация».

Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каж­дое предложение должно начинаться с новой строки и нести са­мостоятельную смысловую нагрузку.

Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемеши­ваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо вос­становить текст с опорой на учебник стр. 205-206.

Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать опре­деленную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предуп­реждается).

Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся не­обходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.

Легенда об основании Рима

Г

В Италии в устье реки Тибр жило племя Латинов. Много лет назад здесь правил царь Нумитор. У него был злой и завистливый брат Амулий, который хотел царствовать один. Амулий отнял у Нумитора власть, убил его сына, а дочь Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини Весты (жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия).

о

Не прошло и года, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра.

р

Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку прибрежных кустов, а когда начался отлив, дети оказались на берегу.

о

На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком.

д

Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными.

Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Они убили Амулия. В тех местах, где так чудесно спаслись решили основать новый город.

Р

Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным.

и

Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем Рим ( по-латински Рома). Ромул стал первым царем Рима.

м

753 год до н.э. – основание города Рим.

СЛАЙД 13.

hello_html_37945a43.pngЗадание. Подберите текст к данному фрагменту

СЛАЙДы 14-16.

hello_html_369bb0bc.pnghello_html_m4996292c.jpg

hello_html_14c6b62.png

РОМУЛ – это основатель Рима.

Учащиеся делают записи в тетради.

III. Закрепление

Задание 1. Назови слова, правильно расставляя ударение.

Италия, римляне, город Рим, Ромул, 753 год до н.э.

Задание 2. Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками.

На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция. В 735 году до н.э. был основан город Рим. Основателем города Рима был Рем. Жителей Рима называли ромулы.

Задание 3. «Древо познания». Учащимся необходимо составить по 4 вопроса. Лучшие вопросы вывешиваются на Древо познания на следующем уроке.

Кто …………………………..?

Где…………………………….?

Когда……………………………?

Как……………………………….?

IV. Обобщение.

V. Итог урока.

1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

Слайд 17.

  1. На уроке я работал(а)

  1. Сегодня я узнал(а)

  2. Я выполнял(а) задания

  3. Материал урока мне был

hello_html_1e6a31.png

………………

………………

понятен / не понятен

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание.

  1. Выучить записи в тетради.

Информация предоставлена сайтом: http://eztea.ru

С конспектами и презентациями по урокам истории и обществознанию Вы можете ознакомится на сайте http://eztea.ru

infourok.ru

Конспект урока по истории Древний мир

Повторительно – обобщающий урок по теме: Древний Восток

5 класс

Восток загадочный, манящий, влечет всех нас своею красотой.

Цель: Повторить полученные знания на уроках по теме «Древний Восток»

Задача:

1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток».

2. Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.

3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира

На Востоке появляются первые государства, первые города, архитектурные здания, религии и многое другое без чего невозможно представить нынешнее человеческое сообщество. Государства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием, разливались большие реки- это способствовало хорошему мобильному урожаю

- «Ребята, назовите мне, что такое государство?»- Это такая организация, при которой существует единая система управления людьми, единые законы, единая армия, единая территория и налоги.

Египет, Китай, Индия, не смотря на отдаленность друг от друга, имели общие черты.

-«Перечислите эти черты?»- Во главе государства стоял единый правитель, жаркий климат, реки и строительство дамб.

Египет

Жители Египта создали одну из первых цивилизаций. Как звали правителя в этой стране? Фараон- сын бога.

Решение творческой задачи: Почему считалось большой честью, когда фараон разрешал целовать свою сандаль? О чем говорит этот факт?

Ответ: В Египте верили что фараон не просто человек, он сын бога Солнца Ра. Если Ра- царь среди богов, то фараон царь среди людей. Эти верования помогали ему править.

  1. Как звали фараона, в честь которого построена самая высокая пирамида? Хеопс-146 м., 50 этажей.

  2. Тело умершего, обработанное особым образом? Мумия

  3. Материал для письма в Древнем Египте? Папирус

  4. Царь, совершивший около 1500 года до н.э. завоевательные походы в Азию? Тутмос 3

  5. Столица обьединенного Египта? Менфис

Индия

Мы отправляемся в другие земли. Один путешественник, который побывал в этой древней стране, рассказывал о том, как народ выжимал сок из тростника и уваривал его на огне. Сок становился твердым и хрустящим на зубах подобно соли. Что обнаружил путешественник? ( Сахар). Индия-родина шахмат, арифметических чисел. Индия дала миру самую древнею их мировых религий. Как называется это религия, что вы о ней знаете? ( Буддизм)

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст.

-«Давайте вспомним, что такое касты?» - Это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Это жрицы, воины и земледельцы.

Китай

Сейчас я покажу вам шкатулку, а в ней находится то, без чего не обходиться сегодня из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле валили массу, измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев, затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. Что лежит в шкатулке? ( Бумага).

Какую достопримечательность китайской древности сегодня видно из космоса? ( Китайская стена)

Какой китайский император приказал сжечь старинные книги и закопать в землю ученых? (Цинь Шихуан)

infourok.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Конструкт урока.

Тема: Египет-дар Нила

Цель: Формировать целостное представление о роли природных факторов в развитии государства

Как река способствовала появлению цивилизации?

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование познавательного интереса к истории

  • умение аргументировать свою позицию

  • воспитание эмоционально-целостного отношения к занятиям древних египтян и взаимоотношению между различными слоями населения

Метапредметные:

  • умение работать с картой, находить информацию в тексте, анализировать и оценивать информацию

  • умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения

  • умение взаимодействовать со сверстниками, сравнивать разные точки зрения

Предметные:

  • новые знания о причинах возникновения цивилизации Древнего Египта, письменности египтян, способность оценивать древних египтян в мировой культуре

  • усвоение понятийного аппарата: пороги, папирус, оазис, Мемфис, дельта, красная земля, черная земля, Синайский полуостров, дамбы, рельеф, фараон, иероглифы.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок- путешествие с элементами театрального представления.

Ресурсы урока: Учебник Михайловский Ф.А.Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс, учебная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», современная политическая карта мира, атлас по истории Древнего мира, доска мел; Немировский А.В. Мифы и легенды Древнего Востока, презентация «Египет-дар Нила».

Ход урока:

I.Организационный момент (1-2 мин)

Цель:

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, кон. карт, тетрадей. План изучения нового материала:

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.

Формируются знания морально –этических норм.(Л)

Умение концентрировать внимание (Р)

II.Проверка домашнего задания. (5-7 мин).

Цель:

Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания

-Какие затруднения возникли в процессе подготовки домашнего задания?

- Предлагаю одному из вас выйти к доске и ответить на вопросы домашнего задания, а остальные внимательно следят и справляют, если есть ошибки.

-Обратимся к Ленте времени, которую мы составляли на прошлом уроке и отметить на ней 3000г.

- Вспомните понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

Обучающиеся открывают свои тетради и сравнивают свои ответы с ответами отвечающего у доски, исправляют его, если он допустил ошибки.

Выполняют работу на ленте времени, тем самым закрепляют навыки счета.

Называют понятия: наша эра, до нашей эры, цивилизация, государство и др.

Строят высказывания;

формулируют выводы, аргументируют свою точку зрения(К, Л).

Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению;

дают определения понятиям;

строят логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.(П)

Формируется умение работать у доски и взаимодействовать с учителем и всем классом.

(К)

III.Мотивация к изучению новой темы.

Цель:

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

-На предыдущих уроках мы изучали понятия цивилизация и государство, сегодня мы рассмотрим эти понятия на конкретном примере, совершив заочное путешествие.

- Как вы думаете, где могла возникнуть первая цивилизация?

-Почему именно здесь?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Называют части света и показывают их на физической карте.

Установление причинно- следственных связей с использованием имеющихся ресурсов(карт)(П).

Установление целевых приоритетов (Р).

Владение устной речью (К).

IV.Изложение новой темы (15-20 мин)

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

План изучения новой темы:

1.Природа Египта.

2.Возникновение неравенства между людьми.

3.Объединение Египта.

4.Письменность египтян.

-Давайте познакомимся с мифом о Боге Хапи и гимном в честь него.

-Откройте с. 48 и прочтите миф и гимн.

-О чем говорится в тексте мифа и в гимне?

-Найдите описание природы в мифе.

-Почему Египет называют «Даром Нила»?

- Самостоятельная работа обучающихся с первым пунктом § 7. Природа Древнего Египта. При чтении обратите внимание на новые термины, которые вам встретятся и выпишите их в тетрадь.

Работа с картой

-Где находится Египет?

Найдите в атласе и покажите его на настенной карте

«Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

- Чем защищен Египет с запада? (работа с картой)

-чем защищена восточная часть страны?(работа с картой)

Каким морем омывается северная часть страны?

-Где берет начало Нил?

- Куда впадает Нил? работа с картой

-Что такое дельта реки?

-Какие новые понятия вы встретили и выписали в тетради?

- Вспомните, что такое неравенство? Как оно возникло?

Дополняя ответы обучающихся предлагает рассмотреть как оно появилось в Египте.

2.- Сегодня к нам на урок попросились необычные гости, они хотят поведать нам свою историю( заранее дается задание 2 обучающимся подготовить рассказ сценку)

- о чем вы узнали из рассказа гостей?

-Как вы думаете, откуда мы узнали о событиях, которые вам изобразили ребята?

Предлагают обучающимся прочитать слова написанные на доске необычными буквами, в виде рисунков.

-Какое слово написано?

- Что это за знаки?

-Как они называются?

-Подумайте легко ли было научиться читать и писать в Древнем Египте?

Обучающиеся читают текст мифа и гимна

-О боге Хапи и природе

Обучающиеся находят описание в мифе.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения, почему Египет называют «Даром Нила», а затем сравнивают свою точку зрения с текстом параграфа

Обучающиеся работают с текстом параграфа и выписывают понятия в словари

-В северо- восточной части Африки

-Ливийской пустыней

-Рекой и пустыней болотистыми местами, или «безднами»

- Средиземным морем

Обучающиеся читают записи из словарей

Обучающиеся читают с. 44-45.

В класс входят 2 ученика одетых наподобие фараонов в красной и белой короне и рассказывают о том , что произошло в итоге, а затем записывается в тетради дату объединения Египта.

- Обучающиеся предлагают свои варианты ответов, среди которых будет письменность

-Обучающиеся предлагают свои варианты ответов

Смысловое чтение и анализ прочитанного;

работа с документами, картами, текстом учебника, понятиями; (П)

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Выражать свои мысли;

Учет разных мнений (К)

Формировать историко- географический образ изучаемого государства и личное отношение каждого к нему(Л)

V.Первичное применение новых знаний

Цель:

Проговаривание и закрепление нового знания

Рассмотрите иллюстрации на с. 43- 47, какие из истории моменты Египта на них отражены.

-Какие понятия мы используем при их характеристике.

-Обучающиеся рассматривают иллюстрации при работе с ними применяют новые понятия

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез, как составление целого из частей;

Подведение под понятие и выдвижение гипотез и их обоснование(П)

VI.Первичное

закрепление .

Цель:выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции.

Организует обучающихся на работу с вопросами после каждого пункта §.

На контурной карте нужно отметить: Территорию Египта, пороги Нила, Ливийскую пустыню, города

Фивы и Мемфис.

Обучающиеся кратко отвечают на вопросы и выполняют работу с контурной картой.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью формулирования и

аргументация своего мнения(К)

Оценивание изучаемого содержания(Л)

VII. Подведение итогов урока

Цель:

Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Какую тему мы сегодня разбирали на уроке?

-С какими понятиями познакомились, изучая новую тему?

-Могут ли они нам пригодиться на последующих уроках и вашей повседневной жизни?

-Как вы оцениваете свое понимание изученной темы?

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

-Дают ответы на вопросы

Анализируют деятельность свою и всего класса

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка результатов деятельности(П)

Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно;

Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения (К)

VIII.Инструктаж домашнего задания

Цель:

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

Дает дифференцированные и индивидуальные задания к §7.Предлагает составить кроссворд из новых понятий.

Обращает внимание на вопрос 2 к §7 на с.48 -заполнение таблицы, разъясняя какие заполнить.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование и координация деятельности учеников (Р)

Примечания

  1. Запись названия страны – «Египет» в виде сочетаний иероглифов

tA-kmt — Та-кемет«Чёрная земля»

tA-mrj — Та-мери«Земля мотыги»

tA-wy — Та-уи«Две земли»

jd-bwy — Иде-буи«Два берега»

2.Менес – первый фараон Египта

Согласно античным авторам, обращавшимся к древнеегипетской традиции, первый земной правитель Древнего Египта, основоположник I династии, живший приблизительно в XXXII, XXXI или XXX веках до н. э. (более распространена датировка ок. 3050 до н. э). Ему приписываются основание египетской государственности путём объединения враждующих царств Верхнего и Нижнего Египта, и в частности основание Мемфиса, учреждение культов, изобретение письма (Плиний).

  1. Плита Нармера, изображающая победу фараона Южного царства над правителем Северного царства.

  2. Река Нил

Дельта Нила (съёмка из космоса)

иероглифах

5.Папирус с изображениями занятий древних египтян

Древний египтянин на фоне природного изобилия движется по Нилу

infourok.ru

Конспект урока Древний мир 1урок

Урок 1. «Древний Рим»Тип урока: комбинированный урок.Цели: рассмотреть местоположение, природные условия, занятия жителей Италии, историю возникновения Рима в эпоху царей; формировать умения работать с различными источниками информации, правильно показывать по карте изучаемые объекты;развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса;воспитывать интерес к предмету;коррекция мышления на основе установления логических связей.Оборудование: Михайловский Ф.А. «История древнего мира»: Учебник для 5 класса основной школы. – 7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», презентация, набор карточек и иллюстраций.Основные понятия: Италия, римляне, земледелие, садоводство, ремесло, животноводство, мореплавание, рыболовство, Ромул, 753 год до н.э..

Ход урокаI. Организационный момент.Садятся .(девочки/ мальчики)ПЛАН:Будем узнавать слова.Будем называть слова.Будем выполнять задание.Будем работать с картой.Будем работать с учебником.Будем работать с таблицей.

Речевая разминка.Какой сейчас урок?Какое сейчас время года?Какой сегодня день недели?Какой сейчас месяц?Какой сейчас год?Какая сегодня дата?Какой сейчас век?Какой период истории мы изучаем?В каком периоде истории мы живём?Как называется наше государство?Историю каких государств мы изучали?II. Повторение.Задание «Отыщи слово». Учитель за экраном произносит понятия в определённом порядке, а учащиеся из предложенного индивидуального набора слов выбирают и раскладывают понятия в нужном порядке.Древняя Греция, Македония, греки, македоняне, фаланга, полис, демократия, Вавилон, Александрия.Назовите понятия, правильно расставляя ударение.

Задание «Найдите лишнее слово». Переставьте буквы так, чтобы получились слова. В каждом столбике есть лишнее слово. I)ДАПЕГОГ

ЛЬСТИ

НАГИМЯСИ

ТИКПОР

ЧЁНУЫЙ

II)МПЛИО

ТИКПОР

КРОАПОЛЬ

РЕСЛОМЕ

Задание «Угадайте Что? или Кто?» Учитель показывает картинку, учащиеся отгадывают, что на ней изображено.Полис, фаланга, акрополь, Олимп, портик, Македония, Древняя Греция, Зевс, ремесло, садоводство, животноводство, рыболовство, мореплавание, торговля.

Задание. Сгруппируйте понятия. Работа с сигнальными карточками.Древняя ГрецияМакедония

полисАфиныСпартаАкропольгражданепереселенцыгора ОлимпОлимпийские игрыдемократиядемосгрекимакедонянеФилипп IIАлександр МакедонскийфалангаВавилон

III. Изучение нового материала

Подготовка к восприятию темы- Историю какого государства мы будем изучать?- Решите ребус. (Древний Рим).

СЛАЙДы 1-2.

СЛАЙД 3Запись темы на доске «Древний Рим».

- Какую тему мы будем изучать сегодня?

Цель: получить представление о Древнем Риме.План:1. Расположение государства.2. Природные условия и занятия жителей.3. Легенда о возникновении Рима.

ФИЗМИНУТКА

1. Расположение государства.Работа с картой. СЛАЙД 4К Западу от Греции расположен Апеннинский полуостров, очертанием напоминающий сапог. Он как будто наступает на Грецию своим каблуком. Греки назвали эту страну Италией.Продолжением Аппенинского полуострова является остров Сицилия.

Работа с атласом стр. 26 СЛАЙД 5Найдите на карте Апеннинский полуостров, остров Сицилия.Покажите Италию.Какими морями омывается Италия?

СЛАЙД 6

На Апеннинском полуострове располагалась страна Италия. (Запись в тетрадь)

2. Природные условия и занятия жителей. По ходу рассказа учителя, учащимися заполняется таблица.СЛАЙД 7.Природные условияЗанятия жителей

Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии.мореплавание

Много плодородной земли.земледелие

Много сочных пастбищ.животноводство

В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге оливковые деревья, гранаты и миндаль.садоводство

Моря были богаты рыбой и моллюсками.рыболовство

Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.ремесло

Природа Апеннинского полуострова в древности и занятия жителей Италии. Апеннинский полуосторов напоминает сапожок, который глубоко вдается в Средиземное море. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией. На западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга Италия омывается Ионийским, а с востока Адриатическим морем. Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии способствовали здесь развитию мореплавания. По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей и долин, пригодных для земледелия.Италия богаче Греции водными ресурсами. Крупнейшей водной артерией является Падус, который греки назвали Эриданом. В бассейне этой реки много сочных пастбищ. В древности страна была богата растительностью, Альпы выше 1700 м были покрыты хвойными деревьями сосной, пихтой, елью. Ниже их сменяли широколиственные буки, дубы, благородные каштаны. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными пиниями, кипарисами, олеандрами, на склонах Апеннин и в холмистых равнинах росли лавры, мирт. На юге шелестела только вечнозеленая растительность. С глубокой древности в Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге оливковые деревья, гранаты и миндаль. Из злаков культивировали пшеницу, ячмень. Жители Италии выращивали лён, бобовые и огородные культуры. Леса и рощи густо покрывали страну. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах серны, газели. В древней Италии были приручены свиньи, козы, крупный рогатый скот, овцы, лошади, ослы и мулы.Моря были богаты рыбой и моллюсками. Из раковин, добываемых в Тарентинском заливе, получали пурпур.Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.

СЛАЙД 8.

Учащиеся записывают в тетрадь Занятия жителей Италии.

3. Легенда о возникновении Рима.История Римского государства начинается с истории города Рима. СЛАЙД 9.

СЛАЙД 10. Работа с атласом.Найдите на карте город Рим.Найдите на карте реку Тибр.

СЛАЙД 11. Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э.Существует легенда о том, как появился этот город.

СЛАЙД 12.

Работа с текстом в форме игры «Реставрация».Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку.Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо восстановить текст с опорой на учебник стр. 205-206.Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предупреждается).Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.Легенда об основании РимаГВ Италии в устье реки Тибр жило племя Латинов. Много лет назад здесь правил царь Нумитор. У него был злой и завистливый брат Амулий, который хотел царствовать один. Амулий отнял у Нумитора власть, убил его сына, а дочь Рею Сильвию сделал весталкой жрицей богини Весты (жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия).

оНе прошло и года, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра.

рБросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку прибрежных кустов, а когда начался отлив, дети оказались на берегу.

оНа жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком.

дВскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными.

Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Они убили Амулия. В тех местах, где так чудесно спаслись решили основать новый город.

РРем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным.

иУбийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем Рим ( по-латински Рома). Ромул стал первым царем Рима.

м753 год до н.э. – основание города Рим.

СЛАЙД 13. Задание. Подберите текст к данному фрагменту

СЛАЙДы 14-16.

Учащиеся делают записи в тетради.III. ЗакреплениеКакую тему мы изучали сегодня на уроке?

Задание 1. Назови слова, правильно расставляя ударение.Италия, римляне, город Рим, Ромул, 753 год до н.э.

Задание 2. Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками.На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция. В 735 году до н.э. был основан город Рим. Основателем города Рима был Рем. Жителей Рима называли ромулы.

Задание 3. «Древо познания». Учащимся необходимо составить по 4 вопроса. Лучшие вопросы вывешиваются на Древо познания на следующем уроке.Кто ..?Где.?Когда?Как.?

IV. Обобщение. V. Итог урока.1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

Слайд 17.На уроке я работал(а)

Сегодня я узнал(а)Я выполнял(а) заданияМатериал урока мне был

понятен / не понятен

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание.Выучить записи в тетради.

Информация предоставлена сайтом: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]С конспектами и презентациями по урокам истории и обществознанию Вы можете ознакомится на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

13PAGE 15

Информация предоставлена с сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

РОМУЛ – это основатель Рима.

Заголовок 1Заголовок 2uђЗаголовок 315

globuss24.ru

Конспект урока по истории Древнего мира по теме: "Введение"

Урок 1

Тема: «Введение»

Цель: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

План

  1. Что изучает история Древнего мира?

  2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический источник, история, Всеобщая история.

1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

2. Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника).

2. Беседа по прочитанному.

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

  • Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)

  • Как работает археологическая экспедиция?

3. Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

infourok.ru

Конспект на тему "Древний мир – рождение первых цивилизаций"

Тема: « Древний мир – рождение первых цивилизаций»

Цели:

-Образовательные :

Познакомить с эпохой древнего мира; научить отличать от других эпох эпоху древнего мира; учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён древнего мира; учить объяснять почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху древнего мира.

-Развивающие:

Научить работать с картой; развивать мышление, логику, речь; познакомить учащихся с открытиями и достижениями древних людей; объяснить, чем отличается мораль древнего общества от морали первобытного общества.

-Воспитательные:

Воспитывать любовь и интерес к истории.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

Для учителя: учебник, конспект, наглядности, магниты.

Для ученика: учебник, рабочая тетрадь.

Список литературы:

Вахрушев А.А. Окружающий мир 4 класс 2 часть. – М.: Образовательная система «Школа 2100», 2008.

Вахрушев А.А. Окружающий мир рабочая тетрадь 4 класс. – М.: Образовательная система «Школа 2100», 2008.

Вигасин А.А. Истрия древнего мира 5 класс. – М.: 5-ое издание,1999.

I.Самоопределение к деятельности.

М.Ц: организовать деятельность учащихся

II. Актуализация знаний.

М.Ц:проверить ранее изученный материа

III. Постановка проблемы.

М.Ц: поставить проблему перед детьми

IV. Открытие новых знаний.

М.Ц: помочь учащимся открыть новые знания

V.Первичное закрепление

VI.Выражение решения проблемы.

М.Ц: закрепить пройденные знания учащихся

VI.Домашнее задание

М.Ц: задать домашнее задание

VII.Итог урока.

Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Надежда Ивановна и сегодня я проведу у вас урок обществознания.

- С какой эпохой мы уже знакомы? ( с эпохой первобытного мира.)

- Что такое эпоха Первобытного мира: когда началась и когда закончилась? ( началась ,более 2 млн.лет назад, закончилась 5 тысяч лет назад до н.э)

-Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди?

Откройте учебник на 46 странице и рассмотрите схему, которая называется “лента времени”

-Какая эпоха следует за первобытным миром? (Эпоха древнего мира.)

-Какая это по счету эпоха?

(Вторая.)

-Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

(5 тыс.лет . до н.э. - 5в. н.э.)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Ребята, посмотрите на доску, там висят иллюстрации с предметами.

- Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?

(Да, постоянно.)

-Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

-Сегодня на уроке мы должны выяснить какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор.

- И мы должны ответить на 2 главных вопроса

-Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

-Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?

Ответим на первый вопрос.

-Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

- Прочитаем еще раз тему урока. Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны?

- Вы сможете дать определение слову " цивилизации"?

- Трудно, тогда давайте разбираться вместе.

-Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. «Переход от первобытного общества к цивилизации.»

infourok.ru

«Введение в Историю Древнего мира»

Тема урока

Введение в Историю древнего мира.

Цель урока

Познакомить учащихся с наукой «История».

Задачи урока

заинтересовать учебным материалом

создать у учащихся первичные представления об истории как науке;

обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории;

формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Планируемые результаты

Учащиеся знают, что такое истогрия, понимают, что история древнего мира – часть всеобщей истории, узнают о том, при помощи каких источников изучают историю, отличают виды исторических источников.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Методы контроля: устный.

Приемы: технология ИКТ, проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

история, археология, источник, летопись

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин.

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.Организационный.

Время

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания и внутренней готовности.

Готовятся к уроку. Приветствие. Концентрация внимания.

 

2 мин

Оценка эмоционального состояния:

1 мин

У: Как настроение? Готовы ли вы к уроку? Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Оценивают свое настроение.

2. Актуализация знаний.

5 мин

У: в начальной школе вы уже знакомились с историей нашей страны, а сегодня мы с вами узнаем, как «пишется» история, что такое история древнего мира. Как вы думаете, как ученые узнают, что было раньше? Что изучает история древнего мира?

проверим ваши догадки в течение урока.

Отвечают на вопросы.

 

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

5 мин

У: Что изучает история древнего мира? Давайте разберем значение каждого слова.

Смотрят на слайд, пытаются объяснить слова.

? – история

? – древний

? – мир

 

Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называется Всемирной историей. В 5 классе вы будете изучать е первую часть – историю Древнего мира.

 

У: знакомит учащихся с «линией времени», просит расположить значимые события своей жизни на «линии времени», сравнивают результаты

знакомятся с «линией времени», отмечают значимые события своей жизни на «линии времени», сравнивают результаты

4. Усвоение новых знаний.

5мин

У: А кто первым начал писать историю? Кого считают «отцом истории»?

слушают рассказ учителя

 

Знакомство с учебником.

Знакомство с учебником.

 

Что такое исторический источник? Какие бывают источники?

Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

5. Проверка понимания

1 мин

Чем письменные источники отличаются от устных?

отвечают на вопрос.

 
 

5 мин

Задание: распределить указанные на слайде источники по группам.

выполняют задание.

 

6. Второй этап усвоения новых знаний

5 мин

Знакомство с исторической картой.

Знакомство с исторической картой.

 
 

1 мин

Вспомогательные исторические дисциплины.

   

7. Закрепление.

10 мин.

Выполнение творческих заданий.

Выполнение творческих заданий.

 

8. Подведение итогов, рефлексия

2 мин

     

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также