Возникновению и возвышениюВавилона, который почти на двапредстоящих тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации,предшествовал целый ряд политических событий в Месопотамии, сплетенных взамысловатый узел.
Под ударами скотоводов-амореев палоцентрализованное государство — царствоШумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминуливоспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на южную Месопотамию.На территории Двуречья снова возникло множество мелких и средних царств, околодвух столетий боровшихся между собой.
В результате вторжения и завоеваниятерритории Шумера и Аккада аморейскими племенами образовались два самостоятельных царства. Исин стал столицей новогогосударства на севере, в Аккаде, Ларса — центром основанного бореями послеухода эламитов царства на юге. Вновь созданные государства претендовали на рольпреемника державы и династии Ура, поэтому представители обеих династий называлисебя «царями Шумера и Аккада».
В событиях, приведенных к образованию Старовавилонскогоцарства, принимали участие еще несколько государств, среди которых царствоЭшнунна, расположенное к северо-востоку от Исина в долине реки Диялы и царствоМари на среднем течении Евфрата.
Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейскиединастии, основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течениемвремени пришельцы ассимилировались местным населением. Этому способствовал рядобстоятельств. Например, в законах царя Исина для завоевателей отсутствовалиправовые привилегии по сравнению с местным населением Шумера и Аккада.Возможно, такое положение дел подтолкнуло амореев к восстанию, которое былоподавлено Урнинуртой, преемником Липитиштара, и способствовало временномуусилению позиций рабовладельческой знати Шумера и Аккада.
ЦАРСТВОВАНИЕ ХАММУРАПИ
Одна из аморейских династий врезультате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердиласьв небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин.Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли вполитической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестогоцаря I Вавилонской династииХаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.) способствовала превращению Вавилона встолицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условияхбесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгалвоенные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущихпланов.
Укреплению позиций Вавилонского царства в Месопотамииспособствовал целый ряд событий. Государство Ларса в 1834 г. до н. э. сталолегкой добычей эламитов. Исин к началу XVIII века до н. э. способствовалоотделение Вавилона. Некоторые северные области, в том числе территории городовМари и Эшнунны, попали во временную зависимость от Ассирии. Существует мнение,что Хаммурапи для того, чтобы более уверенно действовать на юге, на короткийсрок признал свою независимость от царя Ассирии Шамшиадада I.
Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведениемхрамов и, скорее всего, активно готовился к военным действиям.
На седьмой год царствования при поддержке Римсина, достаточносильного эламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор овзаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепитьсвое влияние на захваченных землях, дальновидный политик уже через два годапостроил канал, о значении которого говорит само название —«Хаммурапи-изобилие».
Еще одним дальновидным шагом Хаммурапи становится заключениесоюза с северо-западным соседом — государством Мари. Хаммурапи посодействовалтому, чтобы на троне этого государства утвердился представитель местнойдинастии Зимрилим, а не наследник умершего ассирийского царя Шамшиадада I, кполитике которого вавилонский правитель давно испытывал недоверие. В результатеполитическое и экономическое положение государства Мари значительно укрепилось.О расцвете Мари во времена правления Зимрилима свидетельствует интенсивнаяторговля со многими восточно-средиземноморскими государствами, в том числе стакими отдаленными островами, как Кипр и Крит, а также строительствовеликолепного дворца - подлинногошедевра архитектуры, слава о котором распространилась далеко за пределамицарства.
Оба государства-союзника — Вавилон и Мари — теперь действовалисогласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, изкоторой следует, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действийв средней Месопотамии. Кроме того, известно, что при дворе Хаммурапи находилисьпостоянные представители Зимрилима.
Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15 — 16-му гг.правления Хаммурапи превращается в одно изсамых влиятельных государств вМесопотамии.
В 30-й год своего правления Хаммурапи удалось не толькоостановить вторжения, но и нанести поражение царству Эшнунне и выступившим наего стороне войскам Элама. Спустя год после победы над северными врагами царьВавилона разгромил Эмсина, в прошлом своего союзника, а теперь главного конкурентав борьбе за господство в Двуречье. Ларса была присоединена к владениямХаммурапи, а Римсин вынужден был бежать, возможно, в Элам.
Как уже отмечалось, Зимрилим, правитель Мари, был хорошоосведомлен о деятельности своего союзника благодаря наличию налаженнойдипломатической службы в соседнем государстве. Уже во время похода на Ларсу,почувствовав изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместныхс вавилонским царем боевых действий и отозвал свои войска. В результате победынад Эшнунной пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи совершил дваопустошительных набега. Времена, когда цари Вавилона и Мари называли друг другабратьями, канули в лету. Несмотря на то, что Хаммурапи в 33-м году царствованиязахватил земли недавнего союзника, Зимрилим, правитель некогда богатого исильного царства, неохотно расставался с мыслью о независимости своего государства.Через два года Хаммурапи предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стеныстолицы. В руины был превращен и великолепный царский дворец, символ былогомогущества.
Так постепенно под власть Вавилона попадали все новыетерритории. Хаммурапи подчинил себе и территорию Ассирии с ее столицейАшшуром. Скорее всего, сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чемсвидетельствуют документальные сообщения о военнопленных из Элама.
Такимобразом, на рубеже XIX — XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы вДвуречье государств и династий различного происхождения стал выделятьсяВавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. С XIXпо VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительномзначении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тотфакт, что всю Месопотамию (Двуречье) — область в среднем и нижнем течении Тиграи Евфрата — нередко определяли термином Вавилония.
СозданноеХаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилономпросуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначилисьтенденции к некоторому упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов изавоевание Вавилонии касситами. Несмотря на это, Вавилонию времен царяХаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно называть колыбельюцивилизации.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙПОДЪЕМ
Уже в начале IIтысячелетия до н. э. Двуречье, самый высокоразвитый регион того времени,вступило в период бронзового века. Известны даже случаи применения железныхорудий труда. Систематическое использование металла способствовало роступроизводительности труда в земледелии, которое сохраняло первостепенноезначение в экономике региона.
Использовалисьмотыга, приспособления для боронования, серпы. Орудия труда в сельскомхозяйстве продолжали совершенствоваться. Возможно, именно во временаСтаро-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненнойконструкции. Он был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, итрубкой, через которую семена попадали в борозду. Правда, по некоторым сведениям,такой плуг знали еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловаясила быков. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинаетпоявляться лошадь.
Высокаяурожайность земледелия определялась не только исключительным плодородиемаллювиальной почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимнийпериод дождей с небольшим количеством осадков, очень высокая температуравоздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временемпосадки обусловили исключительно важное значение искусственного орошения. Урек Тигра и Евфрата брали свое начало главные полноводные каналы, от которыхответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственнона поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался благодаря наличиюряда плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек,поднимали при помощи специальных приспособлений, более усовершенствованных посравнению с шумерским временем. Правда, эти водоподъемные сооружения, скореевсего, оставались весьма несложными в техническом отношении и требовали значительныхзатрат физического труда человека.
Искусственноеорошение во многом определяло уровень жизни населения. Хаммурапи прекраснопонимал это и гордился тем, что благодаря развитию ирригации «напоил инакормил» жителей страны. Как уже отмечалось, именно по приказу царя был вырытканал, принесший «изобилие воды Шумеру и Аккаду». Огромное значениеэксплуатации и содержанию ирригационной системы уделялось в законодательстве.Ряд документов свидетельствует о постоянном внимании властей к данному вопросу.Местные чиновники несли даже материальную ответственность за обеспечение влагойарендованных участков царской земли. Если причиной невысокого урожаяпризнавалось плохое орошение, то чиновник обязывался выплатить за арендаторанедостающую часть арендной платы.
Во II тысячелетии до н. э. на полях Вавилонии возделывалине только зерновые культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активноразвивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширныепространства засаживались финиковой пальмой.
Наличиебогатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга,способствовало дальнейшему развитию скотоводства.
Картинахозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не вспомнить про лесноехозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки»находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов — источника очень ценных строительных материалов.
Объединениепод властью Вавилона земель Месопотамии способствовало расширению торговли,как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно, что продукты землевладенияв аграрной стране становились объектами купли-продажи. Среди немногочисленныхсельскохозяйственных товаров, о которых имеются документальные свидетельства,называются следующие: хлеб, масло, финики, шерсть. В начале II тысячелетия дон. э. функции денег последовательно выполняет серебро, благодаря чему посохранившимся документам возможно проследить соотношение цен на товары.Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой,рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгоевремя.
Торговцы,тамкары, по-прежнему считались агентами царя. Правда, в их распоряжении теперьнаходились помощники, сопровождающие караваны и занимающиеся розничнойторговлей.
ХОЗЯЙСТВО И БЫТ
К вопросамописания быта, жилища, характерных для Двуречья рассматриваемого периода,весьма оригинально подошли авторы фундаментального труда — «История древнегоВостока. Нарождение древнейших классовых обществ и первые очагирабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия» (М., 1983).
Согласноназванному источнику, жилище горожан представляло собой неправильной формы взависимости от уже существующей застройки двухэтажные дома, выходившие напроулки глухими стенами, нижняя часть которых выкладывалась обожженнымкирпичом, что предохраняло строение от размыва. Внутренние стены и вторыеэтажи строились из кирпича-сырца. Под потолком делались небольшиеокошки-отдушины. Свет в такие жилища попадал практически через дверной проем.Крыши были плоскими. Самым ценным имуществом считались деревянные двери и потолочныебалки, которые в случае перемены места жительства владелец забирал с собой.
Планировкапредполагала определенные обязательные части. В жилище более или менеесостоятельного человека дверца с улицы вела в сени, где стоял кувшин с водойдля омовения ног и хранился хозяйственный инвентарь, а оттуда, наискосок отуличной, другая дверь вела во внутренний дворик площадью метров двадцать: он,как и сени, по возможности был мощен обожженным кирпичом, на двери у выхода изсеней во двор могли укреплять апотропей (оберегал от злого духа) — фигуркадемона; в середине дворика могло находиться углубление — бассейн. На уровневторого этажа по внутренней стене дома, обращенной во дворик, тянуласьдеревянная галерейка (обыкновенно не кругом, а только с одной стороны). Содвора мог быть ход в людскую — помещение для рабов с глинобитной общейлежанкой, в кухню с врытым в землю очагом (здесь же хранились и каменныезернотерки) и в кладовку. В подавляющем большинстве домов, однако, нипомещения для рабов, ни кухни не было (очаги для стряпни устраивались водворе). Однако в любом доме напротив выхода из сеней обязательно располагаласьдверь в парадную горницу; она могла быть различной длины, в зависимости отвозможностей владельцев дома, но во всех домах имела стандартную ширину — 2м (4 локтя), так как здесь,по-видимому, после обрядового семейного или родового пиршенства вповалкуукладывали спать гостей. Лишь в очень редких домах при горнице устраиваликладовку для постельных вещей (скорее всего циновок и паласов) и умывальную…Через горницу был проход во второй, меньший двор, недоступный посторонним;часть его, по-видимому, имела крытый навес, и здесь находился домашний алтарь;в этом же дворике по возможности хоронили умерших членов семейства...
Из первого,не священного, дворика на галерейку вела лестница, а под лестницей всегданаходилось еще одно нужное помещение. Нечистот не оставляли в доме, ихстарались вывести дренажными трубами на улицу...
На второмэтаже находились собственно жилые помещения, но о них мы знаем меньше всего:почти ни один раскопанный дом не сохранился до уровня второго этажа.По-видимому, надстройка (ругбум) почти всегда была меньше по площади, чемпервый этаж; для размещения взрослых и детей обычно семье хватало, думается,одной-двух горниц, площадью 18-30 кв. м, имея в виду семью среднейсостоятельности...
Наряду сописанным типом дома существовал и другой, меньшего размера; в нем сенизанимали всю ширину постройки, а из узкого дворика дверь вела в крошечнуюпарадную горницу и оттуда на такой же маленький задний, священный двор;галерейка имелась только наверху, над входом в горницу. Похоже, что в домахподобного типа было не более одной горенки на втором этаже. Видимо, такой типдомов возник в результате раздела первоначального семейного жилища».
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Нет сомнения в том, чтоЗаконы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от«строптивого» раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух допяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков. Частноправовыедокументы свидетельствуют, что рабы могли продаваться, обмениваться, ихпередавали по наследству, дарили, одним словом, полностью распоряжались ихжизнью по своему усмотрению, не учитывая при этом их семейного положения.Средняя цена раба составляла 150—250 г. серебра, что равнялось наемной плате завола.
Врассмотренном выше случае с обрушившимся домом, если жертвой становился раб, тостроитель должен был выплатить хозяину возмещение ущерба за убитого раба.Компенсация владельцу назначалась и при нанесении физических повреждений рабу.Собственнику убитого раба виновный в смерти отдавал другого раба.
Законвсячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям спросьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора, которому угрожала смертнаяказнь. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась наего временного хозяина. Виновные в укрывательстве беглого раба наказывалисьсамым строгим образом, им грозила смертная казнь.
Какстановится ясным из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели клеймо, сообщавшее опринадлежности тому или иному владельцу. Изменение или уничтожение этогоотличительного знака также считалось тяжким преступлением. О рабском положениичеловека могли свидетельствовать также особая стрижка, проткнутые уши,табличка на груди.
В ДревнемВавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первуюочередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми быливнутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за рядпреступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Неисключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабовсвободных граждан, как мы увидим дальше, противоречило интересам самогогосударства. В зависимости от владельца рабы делились на государственных,храмовых, частновладельческих и рабов, принадлежащих мушкену.
Несмотря наисключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимаявозможность изменить свой социальный статус. Еще при III династии Ура раб всудебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Сохраняласьтакая возможность и во времена Хаммурапи. Правда, прежде чем решиться на такойшаг человеку следовало серьезно подумать о последствиях: в случае проигрышазазнавшегося раба ожидали большие неприятности. Рабам разрешалось создавать семьюсо свободными женщинами, при этом и сами жены и дети от этого брака оставалисьсвободными. Сын рабыни, если на то была воля хозяина, мог стать егонаследником. Указанные моменты скорее свидетельствуют не об определенныхправах подневольной части населения, а о привилегированном положении свободныхлюдей.
Свободныеграждане в Древневавилонском царстве не составляли единого класса. Они делилисьна полноправных, так называемых «мужей» или «сыновей мужей», с одной стороны,и неполноправных, с другой. За последними утвердился уже упоминаемый прирассмотрении законов Эшнунны термин мушкену («покорный», «склоняющийся ниц»).По поводу значения этого термина у современных ученых нет единого мнения.Высказывались предположения, что так называли жителей покоренных Вавилономтерриторий и городов. Возможно, это были представители кочевых племен,различные пришельцы.
Некоторыеисторики считают, что мушкену не являлись свободными, а составляли особуюсоциальную категорию. По-видимому, это слишком категорично: хотя, как свидетельствуютисторические источники, на социальной лестнице мушкену действительно занималиболее низкое положение по сравнению с полноправными гражданами. Наиболее вероятнойпредставляется точка зрения, что мушкену — социальная категория, представителикоторой утратили связь с общиной и не являлись собственниками наделов земли, аполучали их в пользование как вознаграждение за выполнение определенной царскойслужбы. Таким образом, это были царские служащие, занимавшие в государствесамое низкое положение.
Онеравноправии мушкену со свободными мужчинами говорит, например, такой факт:если виновный в нанесении телесных повреждений «мужу» карался по принципуталиона, то пострадавшему мушкену в той же ситуации выплачивался только штраф.При этом лечение мушкену оценивалось вдвое меньше чем лечение «мужа».
С другойстороны, мушкену мог владеть имуществом. которое охранялось законом наравне сдворцовым и храмовым, и рабов, за похищение которых преступнику, как и в другихслучаях, угрожала смертная казнь.
Безусловно,и среди полноправных граждан, свободных общинников, глав патриархальных семейсуществовали различия, прежде всего экономические. Одни, наиболее зажиточные,подчиняли своему влиянию экономически слабых, механизмом для этого являлосьвесьма распространенное ростовщичество и долговая кабала. Взаимоотношенияммежду богатыми и обедневшими общинниками Законы Хаммурапи уделили достаточнобольшое внимание. Процессу расслоения общины, а в дальнейшем и ее постепенномуразрушению, безусловно, способствовала возможность членов общины распоряжатьсясобственностью по своему усмотрению, многие земли переходили в семейноевладение. Они могли продавать свои земельные наделы, сдавать их в аренду,передавать по наследству.
Неспособствовало укреплению общины и то, что руководство ее деятельностью теперьвозлагалось на царских чиновников, которые отнюдь не защищали самих общинников,как прежде это делали выборные авторитетные старейшины. С другой стороны,«местность», т. е. община, по-прежнему несла ответственность за преступлениясвоих членов, которых властям не удалось поймать.
Отдельнуюсоциальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых взначительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь воинаскладывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовалиодин за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участияв боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если он на свое местонанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был бытьготов нести государственную службу с оружием в руках. Заинтересованностьгосударства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянииэтой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.
Привилегиями обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи — с 26-й по41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельныйнадел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнемусыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право натреть надела для воспитания будущего воина.
Имущество иземля воина, в соответствии с законом, не могли становиться объектом куплипродажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные материальныеубытки. Все возвращалось владельцу. И за долги поле, сад и дом не могли бытьотняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственныесредства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самогохозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп вдругом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.
Всемиперечисленными мерами государство стремилось обеспечить себя профессиональнойармией необходимой численности.
Наряду смушкену — низшей категорией царских людей — в зависимости от царя находилиськуда более состоятельные люди средней и высшей категории: работники дворцовогохозяйства, члены администрации, жрицы и другие. Эти категории также неявлялись собственниками земельных наделов, которые в любой момент по желаниюцаря могли быть переданы другому лицу.
Однакопостепенно, благодаря тому, что наследник часто оставался на должности отца,земельный участок все более закреплялся в собственности семьи и ее главы. Представителямвысшей категории разрешалось продавать свою землю вместе с передачей должности.Кроме того, царские служащие могли покупать общинные земли. Сохранилисьсведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категориюцарских слуг после 1768 г. до н. э., когда царь подчинил храм своей власти.Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занималисьростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практическите же имущественные права, что и мужчины.
Идеологидревневавилонского общества утверждали, что царь получает власть из рук самихбогов. Практически царская власть ничем не ограничивалась, бразды правлениявсех сфер жизни общества находились в руках представителей правящей династии.Руководство осуществлялось через сложный бюрократический аппарат во главе снаместниками царя, управлявшими отдельными областями и городами.
На имя царяприходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь непринимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.
От царскогоимени, хотя и автоматически, объявлялось помилование пойманному любовнику, приусловии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царьсобственноручно решал некоторые вопросы, связанные, в частности, сфункционированием ирригационной системы.
Царскаяказна формировалась не только из доходов, приносимых царским хозяйством,практически в полном распоряжении царя находилось и храмовое хозяйство. Какпервое, так и второе функционировало благодаря многочисленному отряду рабов,постоянно пополнявшемуся благодаря естественному приросту и непрекращающемусяпритоку военнопленных.
Со всейстраны стекались в Вавилон различные налоги и специальные подати. Ростублагосостояния царской династии способствовало и развитие обмена и торговли,которые находились под контролем государства. Тем более, что объединение в одномгосударстве огромных территорий Месопотамии оказало благоприятное воздействиена развитие торговых отношений.
Охарактеризовавв общих чертах слои Вавилона времен I Вавилонской династии,следует сказать несколько слов про организацию и жизнедеятельность важнейшейединицы общества — семьи.
Семейныеотношения в Древнем Вавилоне интерпретируются по-разному: от откровеннойидеализации до признания существования домашнего рабства. С одной стороны,положение замужней женщины нельзя считать абсолютно бесправным. Жена вотдельных случаях сохраняла право распоряжаться имуществом, взятым в качествеприданого, принадлежали ей и подарки, сделанные мужем, и личные вещи. Она неотвечала за долги мужа, сделанные им до вступления в брак. В случае смертисупруга жена распоряжалась семейным имуществом до достижения детьми совершеннолетия.Если умерший супруг был дворцовым рабом, вдове — свободной женщине — полагаласьлишь половина имущества, но дети свободной не становились рабами.
Брачныедоговоры допускали возможность продажи жены в рабство, если она отказываласьот мужа, вела себя недостойно или была расточительна. Если супруга оказываласьбесплодной, муж имел право сожительствовать с рабыней, дети от которой моглистать наследниками.
ЗаконыХаммурапи защищали интересы и других членов семьи. Все дети, независимо отпола, могли стать наследниками родительского имущества, хотя в первую очередьучитывались интересы старшего сына. Полноправными владельцами семейнойсобственности дети становились после смерти главы семьи, хотя если они брали насебя обязательство содержать обессилевшего отца, то могли вступить во владениеи при его жизни. Если по каким либо причинам отец хотел лишить своего сына, неимевшего вины перед законом, наследства, то сын мог рассчитывать на защитусуда. Законы Хаммурапи защищали семью и с других сторон. Похищение малолетнегосына грозило преступнику смертной казнью.
РОСТОВЩИЧЕСТВО И АРЕНДА
Историческидостоверны факты о занятии многими видами ростовщической деятельности жрицхрама бога Солнца Шамаша, которые проворачивали свои сделки в городе Сиппаречерез посредничество родственников. В городе Ларсе два ростовщика успешноотдавали внаем своих же сограждан-должников.
С однойстороны, закон стимулировал финансовую активность крупных оптовых торговцев,гарантируя им высокую прибыль.
С другой стороны, кодекс Хаммурапи пыталсянесколько сдерживать процесс закабаления свободных граждан и ростростовщичества. Чтобы не попасть в долговую кабалу, мелкие торговцы,земледельцы и ремесленники, беря ссуду, должны были уплатить 20 % годовых приссуде серебром и те же 20 % за ссуду зерном. Эти проценты устанавливалисьзаконом.
Но напрактике за зерновую ссуду взималась треть, что было вызвано возможнымисезонными колебаниями цен на натуральный продукт. Такое соотношение процентныхставок, кроме того, ярко свидетельствует о развитости денежных отношений вВавилоне. Гарантией возвращения ссуды и процентов могло быть поручительствотретьего лица, обладавшего значительными правами по отношению к должнику, атакже особый залог, например, дом взявшего ссуду.
Если врезультате жестокого обращения и истязаний взятый в залог близкий родственникдолжника умирал, то кредитор отвечал за это жизнью своих домочадцев. За смертьсына заложника смертная казнь грозила сыну ростовщика.
Обоснованнойпричиной неуплаты долга и процентов в данном сезоне справедливо считалиськлиматические условия, уничтожившие урожай, например, засуха или наводнение,против которых человек был бессилен.
Разорение изакабаление несостоятельных должников и их домочадцев, долговое рабство, впервую очередь, было невыгодно самому рабовладельческому государству. Этипроцессы приводили к уменьшению численности налогоплательщиков и, что,по-видимому, самое важное, к сокращению количества свободных землевладельцев,из которых формировалось ополчение. Наряду с регулярной армией, ополчениеявлялось одним из существенных факторов, определявших мощь государства.
По-видимому,именно этими причинами объясняется запрет для главы обедневшего семействасамому отрабатывать в чужом хозяйстве. Примечательно и то, что домочадец,которому приходилось отрабатывать ссуду и проценты на полях заимодателя, непревращался в раба. Не «рабом», а именно «заложником» называл его законгосударства.
Характеризуяэкономику Древнего Вавилона, необходимо сказать несколько слов про аренду. Ошироком распространении этой формы землепользования, как и в случае сростовщичеством, говорит и существование ряда специальных терминов дляобозначения понятий из сферы арендных отношений, и значительное количествосохранившихся деловых документов по этим вопросам.
Арендныеотношения обычно оформляются в виде арендного договора, который заключался поопределенным правилам. В этом документе оговаривались следующие моменты:объект аренды, сумма, место и время внесения платы за использование надела, атакже назывались свидетели и фиксировалась дата заключения сделки. Как ужеотмечалось, активно раздавались в аренду земли царского фонда.
Платасобственнику надела за эксплуатацию земли обычно составляла одну треть урожая сзернового участка. Половина урожая взималась в тех случаях, когда владелецобязывался сам принимать участие в полевых работах или брал на себяопределенную часть расходов. Сдавая в аренду сад, приносящий куда большуюприбыль, хозяин вправе был претендовать на две трети урожая. Учитывая высокуюплодородность земель в бассейне Тигра и Евфрата, можно утверждать, чтоарендная плата не была грабительской.
Обязательствоарендатора перед владельцем земли ограничивалось арендной платой. Арендаторстановился фактическим держателем участка, хотя, конечно, не его собственником.В случае недобросовестной работы последнего арендная плата рассчитывалась всоответствии со средней урожайностью соседних сельскохозяйственных угодий.
Арендныйдоговор заключался не более, чем на один-два года. Сроком на три года сдавалисьцелинные земли. Причем плата за пользование наделом в таких условиях взималасьтолько на третий год. Если участок арендовался под будущий сад, то узаконенные50 % урожая выплачивались лишь на пятый, последний год аренды.
О широкомраспространении арендных отношений в Древневавилонском царстве говорятизвестные случаи субаренды, когда крупные арендаторы сдавали свои наделы дляработы на них более мелким земледельцам. Еще раз подчеркнем, что широкоеразвитие арендных отношений подтверждает существование имущественногорасслоения среди свободных граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вавилон —это греческое наименование семитского города Бабилима, что обозначает «ВратаГосподни». Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближаетсяЕвфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багдада. Он являлся столицей нетолько Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетиемпозже. В 538 г. до. н. э. Вавилон был завоеван персами.
Благодаряархеологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилонаобнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, вчастности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.
Мой реферат освещает вопросы жизни и деятельности правителяХаммурапи.
За более чем сорокалетний период правления талантливому иудачливому политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основнуючасть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство,первое в полном смысле этого слова в Западной Азии — так называемоеСтаровавилонское царство. Вавилон прочно занимает положение нового центраДвуречья.
Одеятельности потомков Хаммурапи, начиная с его сына Самсуилуна, вступившего нацарствование в 1749 г. до н. э., известно относительно немного. После правленияАбиешу (1711—1684 гг. до н. э.) и Аммидитане (1683— 1647 гг. до н. э.) на тронсадится следующий царь Аммицадука, к восьмому году правления которого относятсядревние записи наблюдения гелиакального восхода планеты Венеры. В зависимостиот того, как оценивается возможная ошибка древних наблюдателей, и по рядудругих обстоятельств создается вся хронология Месопотамии III — II тыс. до н.э., имеющая три различные хронологические схемы (±64 года): «короткую»,«среднюю» и «длинную».
В настоящее время на территории государства Вавилон находитсяИрак, это единственное что объединяет эти два государства, но это уже другаятема.
www.ronl.ru
Доклад - Древний Вавилон - История
ВВЕДЕНИЕ
Возникновению и возвышениюВавилона, который почти на двапредстоящих тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации,предшествовал целый ряд политических событий в Месопотамии, сплетенных взамысловатый узел.
Под ударами скотоводов-амореев палоцентрализованное государство — царствоШумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминуливоспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на южную Месопотамию.На территории Двуречья снова возникло множество мелких и средних царств, околодвух столетий боровшихся между собой.
В результате вторжения и завоеваниятерритории Шумера и Аккада аморейскими племенами образовались два самостоятельных царства. Исин стал столицей новогогосударства на севере, в Аккаде, Ларса — центром основанного бореями послеухода эламитов царства на юге. Вновь созданные государства претендовали на рольпреемника державы и династии Ура, поэтому представители обеих династий называлисебя «царями Шумера и Аккада».
В событиях, приведенных к образованию Старовавилонскогоцарства, принимали участие еще несколько государств, среди которых царствоЭшнунна, расположенное к северо-востоку от Исина в долине реки Диялы и царствоМари на среднем течении Евфрата.
Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейскиединастии, основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течениемвремени пришельцы ассимилировались местным населением. Этому способствовал рядобстоятельств. Например, в законах царя Исина для завоевателей отсутствовалиправовые привилегии по сравнению с местным населением Шумера и Аккада.Возможно, такое положение дел подтолкнуло амореев к восстанию, которое былоподавлено Урнинуртой, преемником Липитиштара, и способствовало временномуусилению позиций рабовладельческой знати Шумера и Аккада.
ЦАРСТВОВАНИЕ ХАММУРАПИ
Одна из аморейских династий врезультате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердиласьв небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин.Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли вполитической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестогоцаря I Вавилонской династииХаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.) способствовала превращению Вавилона встолицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условияхбесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгалвоенные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущихпланов.
Укреплению позиций Вавилонского царства в Месопотамииспособствовал целый ряд событий. Государство Ларса в 1834 г. до н. э. сталолегкой добычей эламитов. Исин к началу XVIII века до н. э. способствовалоотделение Вавилона. Некоторые северные области, в том числе территории городовМари и Эшнунны, попали во временную зависимость от Ассирии. Существует мнение,что Хаммурапи для того, чтобы более уверенно действовать на юге, на короткийсрок признал свою независимость от царя Ассирии Шамшиадада I.
Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведениемхрамов и, скорее всего, активно готовился к военным действиям.
На седьмой год царствования при поддержке Римсина, достаточносильного эламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор овзаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепитьсвое влияние на захваченных землях, дальновидный политик уже через два годапостроил канал, о значении которого говорит само название —«Хаммурапи-изобилие».
Еще одним дальновидным шагом Хаммурапи становится заключениесоюза с северо-западным соседом — государством Мари. Хаммурапи посодействовалтому, чтобы на троне этого государства утвердился представитель местнойдинастии Зимрилим, а не наследник умершего ассирийского царя Шамшиадада I, кполитике которого вавилонский правитель давно испытывал недоверие. В результатеполитическое и экономическое положение государства Мари значительно укрепилось.О расцвете Мари во времена правления Зимрилима свидетельствует интенсивнаяторговля со многими восточно-средиземноморскими государствами, в том числе стакими отдаленными островами, как Кипр и Крит, а также строительствовеликолепного дворца - подлинногошедевра архитектуры, слава о котором распространилась далеко за пределамицарства.
Оба государства-союзника — Вавилон и Мари — теперь действовалисогласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, изкоторой следует, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действийв средней Месопотамии. Кроме того, известно, что при дворе Хаммурапи находилисьпостоянные представители Зимрилима.
Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15 — 16-му гг.правления Хаммурапи превращается в одно изсамых влиятельных государств вМесопотамии.
В 30-й год своего правления Хаммурапи удалось не толькоостановить вторжения, но и нанести поражение царству Эшнунне и выступившим наего стороне войскам Элама. Спустя год после победы над северными врагами царьВавилона разгромил Эмсина, в прошлом своего союзника, а теперь главного конкурентав борьбе за господство в Двуречье. Ларса была присоединена к владениямХаммурапи, а Римсин вынужден был бежать, возможно, в Элам.
Как уже отмечалось, Зимрилим, правитель Мари, был хорошоосведомлен о деятельности своего союзника благодаря наличию налаженнойдипломатической службы в соседнем государстве. Уже во время похода на Ларсу,почувствовав изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместныхс вавилонским царем боевых действий и отозвал свои войска. В результате победынад Эшнунной пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи совершил дваопустошительных набега. Времена, когда цари Вавилона и Мари называли друг другабратьями, канули в лету. Несмотря на то, что Хаммурапи в 33-м году царствованиязахватил земли недавнего союзника, Зимрилим, правитель некогда богатого исильного царства, неохотно расставался с мыслью о независимости своего государства.Через два года Хаммурапи предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стеныстолицы. В руины был превращен и великолепный царский дворец, символ былогомогущества.
Так постепенно под власть Вавилона попадали все новыетерритории. Хаммурапи подчинил себе и территорию Ассирии с ее столицейАшшуром. Скорее всего, сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чемсвидетельствуют документальные сообщения о военнопленных из Элама.
Такимобразом, на рубеже XIX — XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы вДвуречье государств и династий различного происхождения стал выделятьсяВавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. С XIXпо VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительномзначении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тотфакт, что всю Месопотамию (Двуречье) — область в среднем и нижнем течении Тиграи Евфрата — нередко определяли термином Вавилония.
СозданноеХаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилономпросуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначилисьтенденции к некоторому упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов изавоевание Вавилонии касситами. Несмотря на это, Вавилонию времен царяХаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно называть колыбельюцивилизации.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙПОДЪЕМ
Уже в начале IIтысячелетия до н. э. Двуречье, самый высокоразвитый регион того времени,вступило в период бронзового века. Известны даже случаи применения железныхорудий труда. Систематическое использование металла способствовало роступроизводительности труда в земледелии, которое сохраняло первостепенноезначение в экономике региона.
Использовалисьмотыга, приспособления для боронования, серпы. Орудия труда в сельскомхозяйстве продолжали совершенствоваться. Возможно, именно во временаСтаро-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненнойконструкции. Он был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, итрубкой, через которую семена попадали в борозду. Правда, по некоторым сведениям,такой плуг знали еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловаясила быков. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинаетпоявляться лошадь.
Высокаяурожайность земледелия определялась не только исключительным плодородиемаллювиальной почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимнийпериод дождей с небольшим количеством осадков, очень высокая температуравоздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временемпосадки обусловили исключительно важное значение искусственного орошения. Урек Тигра и Евфрата брали свое начало главные полноводные каналы, от которыхответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственнона поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался благодаря наличиюряда плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек,поднимали при помощи специальных приспособлений, более усовершенствованных посравнению с шумерским временем. Правда, эти водоподъемные сооружения, скореевсего, оставались весьма несложными в техническом отношении и требовали значительныхзатрат физического труда человека.
Искусственноеорошение во многом определяло уровень жизни населения. Хаммурапи прекраснопонимал это и гордился тем, что благодаря развитию ирригации «напоил инакормил» жителей страны. Как уже отмечалось, именно по приказу царя был вырытканал, принесший «изобилие воды Шумеру и Аккаду». Огромное значениеэксплуатации и содержанию ирригационной системы уделялось в законодательстве.Ряд документов свидетельствует о постоянном внимании властей к данному вопросу.Местные чиновники несли даже материальную ответственность за обеспечение влагойарендованных участков царской земли. Если причиной невысокого урожаяпризнавалось плохое орошение, то чиновник обязывался выплатить за арендаторанедостающую часть арендной платы.
Во II тысячелетии до н. э. на полях Вавилонии возделывалине только зерновые культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активноразвивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширныепространства засаживались финиковой пальмой.
Наличиебогатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга,способствовало дальнейшему развитию скотоводства.
Картинахозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не вспомнить про лесноехозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки»находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов — источника очень ценных строительных материалов.
Объединениепод властью Вавилона земель Месопотамии способствовало расширению торговли,как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно, что продукты землевладенияв аграрной стране становились объектами купли-продажи. Среди немногочисленныхсельскохозяйственных товаров, о которых имеются документальные свидетельства,называются следующие: хлеб, масло, финики, шерсть. В начале II тысячелетия дон. э. функции денег последовательно выполняет серебро, благодаря чему посохранившимся документам возможно проследить соотношение цен на товары.Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой,рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгоевремя.
Торговцы,тамкары, по-прежнему считались агентами царя. Правда, в их распоряжении теперьнаходились помощники, сопровождающие караваны и занимающиеся розничнойторговлей.
ХОЗЯЙСТВО И БЫТ
К вопросамописания быта, жилища, характерных для Двуречья рассматриваемого периода,весьма оригинально подошли авторы фундаментального труда — «История древнегоВостока. Нарождение древнейших классовых обществ и первые очагирабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия» (М., 1983).
Согласноназванному источнику, жилище горожан представляло собой неправильной формы взависимости от уже существующей застройки двухэтажные дома, выходившие напроулки глухими стенами, нижняя часть которых выкладывалась обожженнымкирпичом, что предохраняло строение от размыва. Внутренние стены и вторыеэтажи строились из кирпича-сырца. Под потолком делались небольшиеокошки-отдушины. Свет в такие жилища попадал практически через дверной проем.Крыши были плоскими. Самым ценным имуществом считались деревянные двери и потолочныебалки, которые в случае перемены места жительства владелец забирал с собой.
Планировкапредполагала определенные обязательные части. В жилище более или менеесостоятельного человека дверца с улицы вела в сени, где стоял кувшин с водойдля омовения ног и хранился хозяйственный инвентарь, а оттуда, наискосок отуличной, другая дверь вела во внутренний дворик площадью метров двадцать: он,как и сени, по возможности был мощен обожженным кирпичом, на двери у выхода изсеней во двор могли укреплять апотропей (оберегал от злого духа) — фигуркадемона; в середине дворика могло находиться углубление — бассейн. На уровневторого этажа по внутренней стене дома, обращенной во дворик, тянуласьдеревянная галерейка (обыкновенно не кругом, а только с одной стороны). Содвора мог быть ход в людскую — помещение для рабов с глинобитной общейлежанкой, в кухню с врытым в землю очагом (здесь же хранились и каменныезернотерки) и в кладовку. В подавляющем большинстве домов, однако, нипомещения для рабов, ни кухни не было (очаги для стряпни устраивались водворе). Однако в любом доме напротив выхода из сеней обязательно располагаласьдверь в парадную горницу; она могла быть различной длины, в зависимости отвозможностей владельцев дома, но во всех домах имела стандартную ширину — 2м (4 локтя), так как здесь,по-видимому, после обрядового семейного или родового пиршенства вповалкуукладывали спать гостей. Лишь в очень редких домах при горнице устраиваликладовку для постельных вещей (скорее всего циновок и паласов) и умывальную…Через горницу был проход во второй, меньший двор, недоступный посторонним;часть его, по-видимому, имела крытый навес, и здесь находился домашний алтарь;в этом же дворике по возможности хоронили умерших членов семейства...
Из первого,не священного, дворика на галерейку вела лестница, а под лестницей всегданаходилось еще одно нужное помещение. Нечистот не оставляли в доме, ихстарались вывести дренажными трубами на улицу...
На второмэтаже находились собственно жилые помещения, но о них мы знаем меньше всего:почти ни один раскопанный дом не сохранился до уровня второго этажа.По-видимому, надстройка (ругбум) почти всегда была меньше по площади, чемпервый этаж; для размещения взрослых и детей обычно семье хватало, думается,одной-двух горниц, площадью 18-30 кв. м, имея в виду семью среднейсостоятельности...
Наряду сописанным типом дома существовал и другой, меньшего размера; в нем сенизанимали всю ширину постройки, а из узкого дворика дверь вела в крошечнуюпарадную горницу и оттуда на такой же маленький задний, священный двор;галерейка имелась только наверху, над входом в горницу. Похоже, что в домахподобного типа было не более одной горенки на втором этаже. Видимо, такой типдомов возник в результате раздела первоначального семейного жилища».
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Нет сомнения в том, чтоЗаконы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от«строптивого» раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух допяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков. Частноправовыедокументы свидетельствуют, что рабы могли продаваться, обмениваться, ихпередавали по наследству, дарили, одним словом, полностью распоряжались ихжизнью по своему усмотрению, не учитывая при этом их семейного положения.Средняя цена раба составляла 150—250 г. серебра, что равнялось наемной плате завола.
Врассмотренном выше случае с обрушившимся домом, если жертвой становился раб, тостроитель должен был выплатить хозяину возмещение ущерба за убитого раба.Компенсация владельцу назначалась и при нанесении физических повреждений рабу.Собственнику убитого раба виновный в смерти отдавал другого раба.
Законвсячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям спросьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора, которому угрожала смертнаяказнь. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась наего временного хозяина. Виновные в укрывательстве беглого раба наказывалисьсамым строгим образом, им грозила смертная казнь.
Какстановится ясным из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели клеймо, сообщавшее опринадлежности тому или иному владельцу. Изменение или уничтожение этогоотличительного знака также считалось тяжким преступлением. О рабском положениичеловека могли свидетельствовать также особая стрижка, проткнутые уши,табличка на груди.
В ДревнемВавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первуюочередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми быливнутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за рядпреступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Неисключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабовсвободных граждан, как мы увидим дальше, противоречило интересам самогогосударства. В зависимости от владельца рабы делились на государственных,храмовых, частновладельческих и рабов, принадлежащих мушкену.
Несмотря наисключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимаявозможность изменить свой социальный статус. Еще при III династии Ура раб всудебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Сохраняласьтакая возможность и во времена Хаммурапи. Правда, прежде чем решиться на такойшаг человеку следовало серьезно подумать о последствиях: в случае проигрышазазнавшегося раба ожидали большие неприятности. Рабам разрешалось создавать семьюсо свободными женщинами, при этом и сами жены и дети от этого брака оставалисьсвободными. Сын рабыни, если на то была воля хозяина, мог стать егонаследником. Указанные моменты скорее свидетельствуют не об определенныхправах подневольной части населения, а о привилегированном положении свободныхлюдей.
Свободныеграждане в Древневавилонском царстве не составляли единого класса. Они делилисьна полноправных, так называемых «мужей» или «сыновей мужей», с одной стороны,и неполноправных, с другой. За последними утвердился уже упоминаемый прирассмотрении законов Эшнунны термин мушкену («покорный», «склоняющийся ниц»).По поводу значения этого термина у современных ученых нет единого мнения.Высказывались предположения, что так называли жителей покоренных Вавилономтерриторий и городов. Возможно, это были представители кочевых племен,различные пришельцы.
Некоторыеисторики считают, что мушкену не являлись свободными, а составляли особуюсоциальную категорию. По-видимому, это слишком категорично: хотя, как свидетельствуютисторические источники, на социальной лестнице мушкену действительно занималиболее низкое положение по сравнению с полноправными гражданами. Наиболее вероятнойпредставляется точка зрения, что мушкену — социальная категория, представителикоторой утратили связь с общиной и не являлись собственниками наделов земли, аполучали их в пользование как вознаграждение за выполнение определенной царскойслужбы. Таким образом, это были царские служащие, занимавшие в государствесамое низкое положение.
Онеравноправии мушкену со свободными мужчинами говорит, например, такой факт:если виновный в нанесении телесных повреждений «мужу» карался по принципуталиона, то пострадавшему мушкену в той же ситуации выплачивался только штраф.При этом лечение мушкену оценивалось вдвое меньше чем лечение «мужа».
С другойстороны, мушкену мог владеть имуществом. которое охранялось законом наравне сдворцовым и храмовым, и рабов, за похищение которых преступнику, как и в другихслучаях, угрожала смертная казнь.
Безусловно,и среди полноправных граждан, свободных общинников, глав патриархальных семейсуществовали различия, прежде всего экономические. Одни, наиболее зажиточные,подчиняли своему влиянию экономически слабых, механизмом для этого являлосьвесьма распространенное ростовщичество и долговая кабала. Взаимоотношенияммежду богатыми и обедневшими общинниками Законы Хаммурапи уделили достаточнобольшое внимание. Процессу расслоения общины, а в дальнейшем и ее постепенномуразрушению, безусловно, способствовала возможность членов общины распоряжатьсясобственностью по своему усмотрению, многие земли переходили в семейноевладение. Они могли продавать свои земельные наделы, сдавать их в аренду,передавать по наследству.
Неспособствовало укреплению общины и то, что руководство ее деятельностью теперьвозлагалось на царских чиновников, которые отнюдь не защищали самих общинников,как прежде это делали выборные авторитетные старейшины. С другой стороны,«местность», т. е. община, по-прежнему несла ответственность за преступлениясвоих членов, которых властям не удалось поймать.
Отдельнуюсоциальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых взначительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь воинаскладывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовалиодин за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участияв боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если он на свое местонанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был бытьготов нести государственную службу с оружием в руках. Заинтересованностьгосударства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянииэтой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.
Привилегиями обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи — с 26-й по41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельныйнадел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнемусыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право натреть надела для воспитания будущего воина.
Имущество иземля воина, в соответствии с законом, не могли становиться объектом куплипродажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные материальныеубытки. Все возвращалось владельцу. И за долги поле, сад и дом не могли бытьотняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственныесредства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самогохозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп вдругом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.
Всемиперечисленными мерами государство стремилось обеспечить себя профессиональнойармией необходимой численности.
Наряду смушкену — низшей категорией царских людей — в зависимости от царя находилиськуда более состоятельные люди средней и высшей категории: работники дворцовогохозяйства, члены администрации, жрицы и другие. Эти категории также неявлялись собственниками земельных наделов, которые в любой момент по желаниюцаря могли быть переданы другому лицу.
Однакопостепенно, благодаря тому, что наследник часто оставался на должности отца,земельный участок все более закреплялся в собственности семьи и ее главы. Представителямвысшей категории разрешалось продавать свою землю вместе с передачей должности.Кроме того, царские служащие могли покупать общинные земли. Сохранилисьсведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категориюцарских слуг после 1768 г. до н. э., когда царь подчинил храм своей власти.Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занималисьростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практическите же имущественные права, что и мужчины.
Идеологидревневавилонского общества утверждали, что царь получает власть из рук самихбогов. Практически царская власть ничем не ограничивалась, бразды правлениявсех сфер жизни общества находились в руках представителей правящей династии.Руководство осуществлялось через сложный бюрократический аппарат во главе снаместниками царя, управлявшими отдельными областями и городами.
На имя царяприходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь непринимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.
От царскогоимени, хотя и автоматически, объявлялось помилование пойманному любовнику, приусловии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царьсобственноручно решал некоторые вопросы, связанные, в частности, сфункционированием ирригационной системы.
Царскаяказна формировалась не только из доходов, приносимых царским хозяйством,практически в полном распоряжении царя находилось и храмовое хозяйство. Какпервое, так и второе функционировало благодаря многочисленному отряду рабов,постоянно пополнявшемуся благодаря естественному приросту и непрекращающемусяпритоку военнопленных.
Со всейстраны стекались в Вавилон различные налоги и специальные подати. Ростублагосостояния царской династии способствовало и развитие обмена и торговли,которые находились под контролем государства. Тем более, что объединение в одномгосударстве огромных территорий Месопотамии оказало благоприятное воздействиена развитие торговых отношений.
Охарактеризовавв общих чертах слои Вавилона времен I Вавилонской династии,следует сказать несколько слов про организацию и жизнедеятельность важнейшейединицы общества — семьи.
Семейныеотношения в Древнем Вавилоне интерпретируются по-разному: от откровеннойидеализации до признания существования домашнего рабства. С одной стороны,положение замужней женщины нельзя считать абсолютно бесправным. Жена вотдельных случаях сохраняла право распоряжаться имуществом, взятым в качествеприданого, принадлежали ей и подарки, сделанные мужем, и личные вещи. Она неотвечала за долги мужа, сделанные им до вступления в брак. В случае смертисупруга жена распоряжалась семейным имуществом до достижения детьми совершеннолетия.Если умерший супруг был дворцовым рабом, вдове — свободной женщине — полагаласьлишь половина имущества, но дети свободной не становились рабами.
Брачныедоговоры допускали возможность продажи жены в рабство, если она отказываласьот мужа, вела себя недостойно или была расточительна. Если супруга оказываласьбесплодной, муж имел право сожительствовать с рабыней, дети от которой моглистать наследниками.
ЗаконыХаммурапи защищали интересы и других членов семьи. Все дети, независимо отпола, могли стать наследниками родительского имущества, хотя в первую очередьучитывались интересы старшего сына. Полноправными владельцами семейнойсобственности дети становились после смерти главы семьи, хотя если они брали насебя обязательство содержать обессилевшего отца, то могли вступить во владениеи при его жизни. Если по каким либо причинам отец хотел лишить своего сына, неимевшего вины перед законом, наследства, то сын мог рассчитывать на защитусуда. Законы Хаммурапи защищали семью и с других сторон. Похищение малолетнегосына грозило преступнику смертной казнью.
РОСТОВЩИЧЕСТВО И АРЕНДА
Историческидостоверны факты о занятии многими видами ростовщической деятельности жрицхрама бога Солнца Шамаша, которые проворачивали свои сделки в городе Сиппаречерез посредничество родственников. В городе Ларсе два ростовщика успешноотдавали внаем своих же сограждан-должников.
С однойстороны, закон стимулировал финансовую активность крупных оптовых торговцев,гарантируя им высокую прибыль.
С другой стороны, кодекс Хаммурапи пыталсянесколько сдерживать процесс закабаления свободных граждан и ростростовщичества. Чтобы не попасть в долговую кабалу, мелкие торговцы,земледельцы и ремесленники, беря ссуду, должны были уплатить 20 % годовых приссуде серебром и те же 20 % за ссуду зерном. Эти проценты устанавливалисьзаконом.
Но напрактике за зерновую ссуду взималась треть, что было вызвано возможнымисезонными колебаниями цен на натуральный продукт. Такое соотношение процентныхставок, кроме того, ярко свидетельствует о развитости денежных отношений вВавилоне. Гарантией возвращения ссуды и процентов могло быть поручительствотретьего лица, обладавшего значительными правами по отношению к должнику, атакже особый залог, например, дом взявшего ссуду.
Если врезультате жестокого обращения и истязаний взятый в залог близкий родственникдолжника умирал, то кредитор отвечал за это жизнью своих домочадцев. За смертьсына заложника смертная казнь грозила сыну ростовщика.
Обоснованнойпричиной неуплаты долга и процентов в данном сезоне справедливо считалиськлиматические условия, уничтожившие урожай, например, засуха или наводнение,против которых человек был бессилен.
Разорение изакабаление несостоятельных должников и их домочадцев, долговое рабство, впервую очередь, было невыгодно самому рабовладельческому государству. Этипроцессы приводили к уменьшению численности налогоплательщиков и, что,по-видимому, самое важное, к сокращению количества свободных землевладельцев,из которых формировалось ополчение. Наряду с регулярной армией, ополчениеявлялось одним из существенных факторов, определявших мощь государства.
По-видимому,именно этими причинами объясняется запрет для главы обедневшего семействасамому отрабатывать в чужом хозяйстве. Примечательно и то, что домочадец,которому приходилось отрабатывать ссуду и проценты на полях заимодателя, непревращался в раба. Не «рабом», а именно «заложником» называл его законгосударства.
Характеризуяэкономику Древнего Вавилона, необходимо сказать несколько слов про аренду. Ошироком распространении этой формы землепользования, как и в случае сростовщичеством, говорит и существование ряда специальных терминов дляобозначения понятий из сферы арендных отношений, и значительное количествосохранившихся деловых документов по этим вопросам.
Арендныеотношения обычно оформляются в виде арендного договора, который заключался поопределенным правилам. В этом документе оговаривались следующие моменты:объект аренды, сумма, место и время внесения платы за использование надела, атакже назывались свидетели и фиксировалась дата заключения сделки. Как ужеотмечалось, активно раздавались в аренду земли царского фонда.
Платасобственнику надела за эксплуатацию земли обычно составляла одну треть урожая сзернового участка. Половина урожая взималась в тех случаях, когда владелецобязывался сам принимать участие в полевых работах или брал на себяопределенную часть расходов. Сдавая в аренду сад, приносящий куда большуюприбыль, хозяин вправе был претендовать на две трети урожая. Учитывая высокуюплодородность земель в бассейне Тигра и Евфрата, можно утверждать, чтоарендная плата не была грабительской.
Обязательствоарендатора перед владельцем земли ограничивалось арендной платой. Арендаторстановился фактическим держателем участка, хотя, конечно, не его собственником.В случае недобросовестной работы последнего арендная плата рассчитывалась всоответствии со средней урожайностью соседних сельскохозяйственных угодий.
Арендныйдоговор заключался не более, чем на один-два года. Сроком на три года сдавалисьцелинные земли. Причем плата за пользование наделом в таких условиях взималасьтолько на третий год. Если участок арендовался под будущий сад, то узаконенные50 % урожая выплачивались лишь на пятый, последний год аренды.
О широкомраспространении арендных отношений в Древневавилонском царстве говорятизвестные случаи субаренды, когда крупные арендаторы сдавали свои наделы дляработы на них более мелким земледельцам. Еще раз подчеркнем, что широкоеразвитие арендных отношений подтверждает существование имущественногорасслоения среди свободных граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вавилон —это греческое наименование семитского города Бабилима, что обозначает «ВратаГосподни». Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближаетсяЕвфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багдада. Он являлся столицей нетолько Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетиемпозже. В 538 г. до. н. э. Вавилон был завоеван персами.
Благодаряархеологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилонаобнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, вчастности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.
Мой реферат освещает вопросы жизни и деятельности правителяХаммурапи.
За более чем сорокалетний период правления талантливому иудачливому политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основнуючасть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство,первое в полном смысле этого слова в Западной Азии — так называемоеСтаровавилонское царство. Вавилон прочно занимает положение нового центраДвуречья.
Одеятельности потомков Хаммурапи, начиная с его сына Самсуилуна, вступившего нацарствование в 1749 г. до н. э., известно относительно немного. После правленияАбиешу (1711—1684 гг. до н. э.) и Аммидитане (1683— 1647 гг. до н. э.) на тронсадится следующий царь Аммицадука, к восьмому году правления которого относятсядревние записи наблюдения гелиакального восхода планеты Венеры. В зависимостиот того, как оценивается возможная ошибка древних наблюдателей, и по рядудругих обстоятельств создается вся хронология Месопотамии III — II тыс. до н.э., имеющая три различные хронологические схемы (±64 года): «короткую»,«среднюю» и «длинную».
В настоящее время на территории государства Вавилон находитсяИрак, это единственное что объединяет эти два государства, но это уже другаятема.
www.ronl.ru
5000 лет истории. История древней Евразии
За долгие годы работы в Ираке мне не раз приходилось бывать в самом знаменитом городе древней Месопотамии – Вавилоне. Но подробности первой своей поездки в 1971 г. я помню так четко и ясно, словно это было вчера. Этот огромный, сказочно богатый город – одно из семи чудес древнего мира, город, неоднократно упоминаемый и в Библии, и в трудах крупнейших писателей античности, – на протяжении многих веков настолько поражал воображение современников, что они не уставали говорить о нем снова и снова. Одни – с восхищением и признательностью, другие – с ненавистью и презрением. И надо сказать, что для столь противоположных суждений имелись самые веские основания. Геродот, посетивший город в V в. до н. э., когда тот находился уже на закате своей славы, утверждает, что «Вавилон – не только очень большой, но и самый красивый из всех городов». Греческий поэт Антипатр Сидонский (II–I в. до н. э.), перечисляя семь чудес света, заявил в одном из своих стихотворений:
Видел я стены твои, Вавилон,на которых просторноИ колесницам, видел Зевса в Олимпии я,Чудо висячих садов Вавилона, колосс ГелиосаИ пирамиды – дела многих и тяжких трудов…
А библейские мифы и предания, связанные с этим удивительным городом? Знакомые со школьных лет легенды о строительстве Вавилонской башни и смешении языков, о роскоши и богатстве местных правителей, погрязших в разврате и грехе. Нетрудно заметить при этом, что создатели Библии в общем не слишком симпатизируют Вавилону. Больше того, припоминая опустошительные и кровавые нашествия халдейских царей в Палестину, библейские пророки обрушиваются на ненавистный город с обвинениями во всех мыслимых и немыслимых пороках и проклинают его. Таково, например, мрачное предсказание пророка Исайи, содержавшееся в Ветхом завете: «И Вавилон, – краса царства, гордость халдеев, будет ниспровергнут богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни и домы наполнятся филинами, и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах. Близко время его, и не замедлят дни его». Илл. 103. Вавилон. Реконструкция ворот Иштар и план города а) Ворота Иштар. VI в. до н. э.; б) План города. VII–VI в. до н. э.: 1. Храм Мардука. 2. Зиккурат Э-теменанки. 3. Дворец. 4. Крепость. 5. Музей. 6. Северный дворец. 7. Ворота богини Иштар. 8. Висячие сады Илл. 104. Художественная реконструкция Вавилона В отличие от Ниневии – столицы ассирийской державы, также проклятой в Библии, – Вавилон хотя и испытал на своем веку всевозможные беды и напасти, но жил долго, до первых веков нашей эры. И его медленное угасание никак не вяжется с быстрым и драматическим концом, предрекаемым библейскими пророками. Этот дряхлеющий мудрый гигант, прежде чем окончательно сойти со сцены месопотамской истории, оставил вокруг столько россыпей своей богатейшей культуры, что ее воздействие ощутили на себе все последующие поколения людей, обосновавшиеся на раскаленных равнинах Южного Двуречья. О Вавилоне вспоминаешь буквально на каждом шагу, находясь еще в Багдаде. В иракской столице, на одной из центральных улиц – проспекте Саадун, стоит, например, большой кинотеатр «Вавилон». Росписи на его фасаде изображают сцены из древневавилонской жизни. Есть здесь и фешенебельный отель с таким же названием. В медном ряду знаменитого багдадского базара искусные ремесленники прямо у вас на глазах отчеканят по меди ставшие для них уже привычными сюжеты на историческую тему: вот в смиренной позе стоит перед богом Солнца, Шамашем, царь-законодатель Хаммурапи – это копия рельефного изображения стелы из Суз; вот изящный двуглавый силуэт ворот Иштар, открывающих парадный въезд в древний Вавилон; а там, на блюде из красной меди, – могучий, грубо вырубленный торс знаменитого вавилонского льва (его каменное изваяние стоит у ворот дворца Навуходоносора II). Илл. 105. Ворота Иштар. Макет ворот, находящийся в Ираке (Вавилон). Оригинал находится в Берлине В любом книжном магазине Багдада можно купить путеводитель по Вавилону, где детально описаны его раскопанные и отреставрированные архитектурные памятники, перечислены важнейшие события из многовековой истории города, даны фотографии, рисунки и планы его построек. Да и добраться до Вавилона не составляет в наши дни никакого труда. Всего полтора-два часа езды на машине по прекрасному асфальтовому шоссе строго на юг от иракской столицы. И вот наш экспедиционный джип бойко мчится в потоке других автомашин по безлесной и плоской, как стол, месопотамской равнине. Похоже, что жизнь в этих местах пустила прочные корни еще со времен шумеров. По обеим сторонам шоссе видны тщательно обработанные поля, оросительные каналы, глиняные соты многочисленных селений. Вдоль обочин тянутся вереницы осликов с тяжелой поклажей, спешат куда-то женщины, закутанные с головы до ног в широкие черные покрывала – абайи, заходятся в лае собаки. В селениях много лавок и магазинов с прохладительными напитками и самым разным товаром и снедью для проезжающих. Возле домов часто видны гибкие стволы финиковых пальм. Мы не успеваем еще устать от дороги, как впереди, справа, появился большой фанерный щит с надписью «Вавилон», а за ним – целое море густой темной зелени и светлые корпуса нескольких новых зданий. Ставим свою машину на специальную стоянку и дальше идем пешком. Иракские власти создали на территории Вавилона музей-заповедник, при въезде в него разбит тенистый парк – излюбленное место отдыха окрестных жителей и багдадцев. Если не считать парка, то ничто вокруг не выдает, что мы находимся на территории величайшего города древности: те же рощи финиковых пальм, глинобитные домишки, какие-то мелкие озерца или пруды среди сильно засоленных участков глинистой почвы. Пройдя еще немного вперед, мы видим за купами деревьев изящные двухбашенные ворота, ослепительно сверкающие на солнце ярко-синей майоликовой плиткой. Это верхние ворота богини Иштар, облицованные голубыми изразцами с цветными фигурами зверей – реальных и фантастических: быков, львов, драконов. Именно здесь начинался в древности торжественный въезд во внутреннюю часть города. Кстати, и само название города – Бабили — означает в переводе с аккадского «Ворота богов». Считается, что это – простая калька с более раннего шумерского названия Кадингир, имеющего тот же самый смысл. Время приближается к полудню. Жарко. Солнце льет расплавленное золото своих лучей на головы беспечных туристов, которых тут на удивление очень много – и местных, иракских, и иностранных. К нам подходит гид и делает приглашающий жест рукой. Я стою у ослепительно синих ворот богини Иштар и рассматриваю процессии диковинных зверей, шествующих по глазурованным стенам. Особенно внушительно выглядит ужасный дракон с когтистыми лапами орла и хвостом змеи. Его туловище заковано в панцирь из крупной чешуи; небольшая плоская голова увенчана рогом, а из пасти торчит раздвоенный на конце длинный и тонкий язык. Илл. 106. Дорога Процессий Илл. 107. Дракон на майоликовой плитке. Фрагмент стены Дороги Процессий Ворота, конечно, замечательные. Но, к сожалению, это всего лишь уменьшенная на треть копия подлинных ворот, раскопанных и увезенных в начале XX века в Берлин немецкой археологической экспедицией во главе с Робертом Кольдевеем. К внутренней части ворот Иштар пристроен небольшой музей, где преобладают копии, макеты, схемы и фотографии, рассказывающие о тысячелетней истории Месопотамии и о месте Вавилона в ней. Имеются и подлинные предметы, найденные при исследовании древнего города, – керамика, терракотовые статуэтки, несколько глиняных клинописных табличек. Выйдя наружу и миновав небольшой подъем, мы видим сразу две местные достопримечательности. Впереди внизу, на глубине в несколько метров, начинается знаменитая Дорога Процессий — главная парадная улица древнего города. Она вымощена громадными каменными плитами, положенными на основу из обожженного кирпича и скрепленными на стыках жидким асфальтом (битумом). Ширина улицы достигает 26 м. Ее окружают с обеих сторон высокие кирпичные стены и башни, когда-то тоже облицованные голубыми майоликовыми плитками с изображениями зверей. Сейчас на облупленных кирпичных стенах ровного желтого цвета лишь кое-где сиротливо выступают отдельные уцелевшие рельефные фигуры быков, лошадей и единорогов. Горячий ветер гоняет в этом раскаленном кирпичном мешке тучи песка и пыли, и мы спешим вновь подняться наверх, к смотровой площадке у ворот Иштар. Слева от Дороги Процессий, на территории около 5400 кв. м, расположены руины Южного дворца – в прошлом величественного ансамбля кирпичных построек, сгруппированных вокруг пяти открытых внутренних двориков. Перед нами лежат всего лишь жалкие остатки нижней части полуразмытых кирпичных стен, кое-как подправленных и закрепленных усилиями реставраторов. Тишина и полное запустение. Ни единого намека на былое великолепие. «А вот и Висячие сады Семирамиды», – вдруг спокойно произнес гид и ткнул рукой куда-то в северо-восточный угол дворца, где виднелось несколько голых холмиков с остатками кирпичной облицовки. Это уже походило на чистое издевательство. Даже мы, профессиональные археологи, всю свою жизнь имеющие дело с полуразрушенными памятниками прошлого, были разочарованы. Что же говорить о впечатлениях рядового туриста! Увы, жестокая реальность вновь подрезала крылья нашей мечте увидеть хотя бы малую часть того прежнего блестящего Вавилона, о котором писали древние авторы. Спускаемся и идем дальше по той же Дороге Процессий. Справа показался небольшой, полностью реставрированный храм богини Нин-Маш. Его размеры всего 52 х 25 м. Вокруг внутреннего дворика с колодцем посредине расположены святилище, кладовые и жилища жрецов. Храм новенький, словно только что отчеканенный медный пятак. Все аккуратно подчищено и подмазано, да так, что и глазу негде отдохнуть. При взгляде на него сразу становится ясно, что это всего лишь подделка, современная имитация древности. Тем временем центральная магистраль древнего города выводит нас к руинам Главного дворца Навуходоносора II, частично раскопанного в начале прошлого столетия экспедицией Роберта Кольдевея. Именно здесь грозный владыка Вавилона держал свою знаменитую коллекцию древностей и раритетов, собранную со всех концов его огромной империи. Большая часть этих сокровищ, как и остатки дворцовой утвари и клинописные глиняные таблички, также попали после раскопок в музеи Берлина. Среди развалин дворца, в какой-то старой яме, была найдена и ныне широко известная скульптура вавилонского льва, высеченная из глыбы черного базальта. Но, увы, и она представлена в Ираке только копией: подлинник находится в Лондоне. Общее негативное впечатление от Вавилона древнего скрашивает лишь античный театр времен Александра Македонского – почти точное воспроизведение греческого театра в Палестре. Строгие ряды полукруга амфитеатра и изящная платформа сцены поразительно контрастируют по общему стилю с угловатой и плоской архитектурой зодчих Древнего Востока. Раскопанная часть Вавилона на этом заканчивается. А дальше, на многие километры вокруг, простирается унылая лоссовая равнина с редкими деревушками и неизменными рощами вечнозеленых финиковых пальм. Напрасно пытливый взор будет искать здесь какие-нибудь осязаемые следы тех чудес и того великолепия, о которых с восторгом писали античные историки или которые неохотно признавали создатели Библии. Единственное, что видишь вокруг в изобилии, – это большие и малые холмы, усеянные обломками кирпича и черепками глиняной посуды. По меткому выражению выдающегося русского востоковеда М.В. Никольского, «эти курганы – могильные холмы вавилонской цивилизации». Под каждым из них спрятаны руины некогда роскошных дворцов, пышных храмов, жилых домов, лавок и мастерских древних вавилонян. Да, время, пожары, войны и разливы Евфрата уничтожили почти все замечательные творения вавилонских зодчих. И тем не менее у нас есть немало возможностей для того, чтобы воссоздать всю богатую событиями историю Вавилона – от ее смутных истоков и до персидского завоевания. Для этого стоит лишь обратиться к находкам археологов, копающих город уже свыше ста лет, и к многочисленным письменным источникам прошедших эпох – от клинописных табличек древней Месопотамии до свидетельств греко-римских авторов.