История древней церкви. Болотов - Лекции по истории древней церкви - 4 тома
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Максимович - История Древней Церкви - Часть I. История древней церкви


История Древней Церкви - Часть I - 33

Подготовленное научными сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета учебное пособие «История Древней Церкви» - новая веха в преподавании церковной истории в образовательных учреждениях Русской Православной Церкви.

 

Авторский коллектив под руководством К.А. Максимовича проделал огромную работу. Современное учебное пособие должно включать в себя все достижения соответствующей научной дисциплины. Можно с уверенностью сказать, что этому критерию удовлетворяет книга, которую читатель держит в руках.

 

Первый том учебного пособия содержит фактический материал, начинающийся с момента воплощения Бога Слова. Еще Евсевий Кесарийский, составляя первую «Церковную историю», писал: «Собирающийся писать историю Церкви обязан начать с того часа, когда Христос — от Него удостоились мы получить и свое имя - положил основание Своему Домостроительству» (Кн. 1. 8). Так поступают современные авторы, что свидетельствует о прочный и единой основе христианской историографической традиции.

 

Пособие предоставляет возможность как для беглого изучения материала, так и для углубленного штудирования. Вопросы, помещённые в конце параграфов, позволят студентам сосредоточиться на самых важных событиях рассматриваемого периода церковной истории, поразмышлять о них, освоив системный, сравнительный и другие методы оперирования историческими данными.

 

 

История Древней Церкви: Часть I. 33—843 гг.

Учебное пособие / Под общей редакцией К. А. Максимовича

М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. — с. 592 : илл.

ISBN 978-5-7429-0756-5

 

История Древней Церкви: Ч. I. 33 — 843 гг. - Содержание

 

ПРЕДИСЛОВИЕ Митрополита Волоколамского Иллариона

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи курса

Замечания о методике и принципах подачи материала

Периодизация истории Древней Церкви

 

РАЗДЕЛ I. История ранней Церкви. Церковь в языческой империи (33-313 гг.)

1.1. Общие сведения. Возникновение и первые годы истории Церкви

1.2. Церковь и Римское языческое государство

1.2.а. Восприятие христианства в римском обществе

1.2.б. Политика государства по отношению к христианам. История гонений

1.2.в. Отношение христиан к языческому государству

1.2.г. Распространение христианства в Римской империи

1.3.  История институтов и богослужения

1.3.а. Церковные институты в I —III вв

1.3.б. Оглашение (катехизация)

1.3.в. Богослужебная жизнь ранней Церкви. Таинства

1.3.г. Церковный календарь. Посты и праздники

1.3.д. Церковная дисциплина, церковный суд и начало канонического права

1.3.е. Христианское искусство и архитектура первых веков

1.4. История догматов. Апологетика. Борьба с ересями

1.4.а. Зарождение и основные тенденции развития раннехристианского богословия. Апологеты

1.4.б. Богословские школы в ранней Церкви

1.4.в. Первые церковные расколы и ереси

1.4.г. Гностицизм

Заключение к разделу 1

 

РАЗДЕЛ II. Церковь в христианской империи (313—843 гг.)

II.1. Характеристика периода

II.2. Церковь и христианское государство

II.2.а. Церковь и государство в правление Константина I Великого (306-337гг.)

II.2.б. Церковь и государство в IV— середине VI в. Формирование христианской империи

II.2.в. Церковь и государство после Юстиниана (вторая половина VI в. — 725 г.)

II.2.г. Церковь и государство в период споров об иконах (725-843 гг.)

Заключение

 

II.3. История институтов и богослужения

II.3.а. Эволюция церковных институтов в IV—IX вв

II.3.б. Зарождение и развитие монашества

II.3.в. Богослужебная жизнь. Таинства

Н.3.г. Круги богослужения. IIосты и праздники

II.3.д. Формирование канона Священного Писания

II.3.е. Церковная дисциплина, суд и право

II.3.ж. Христианское искусство IV— середины IX в

II.4.   История догматов. Борьба с ересями

II. 4.а. Христианская триадология между 318 и 325 гг. Возникновение арианства

II.4.б. Борьба с арианством после I Вселенского Собора. Афанасий Александрийский и Василий Великий

II.4.в. Христианская триадология и христология с 360 по 381 г

II.4.г. Христология после 381 г

II. 4.д. Богословская полемика эпохи иконоборчества

II.5.   Миссия Восточной Церкви

Заключение к разделу II

 

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

УКАЗАТЕЛЬ СОБСТВЕННЫХ ИМЁН И НАЗВАНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Хронологические таблицы

Римские и византийские императоры (I—IX вв.)

Патриархи Константинополя (315—847 гг.)

Римские папы (до 844 г.)

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.  Справочные издания

2.  Исследования

3.  Сокращения

4.  Интернет-ресурсы по истории Церкви

 

История Древней Церкви - Периодизация истории Древней Церкви

 

История древней церкви

Периодизация истории Церкви представляет ряд специфических трудностей. Дело в том, что разделение истории по периодам требует определённых критериев. История государств обычно делится на периоды согласно формам правления. Например, для Рима это период царей, период республики, период империи; для полисов Древней Греции - период архаический (формирование полисного устройства), период классического полиса, период эллинизма (кризис полисной организации и образование эллинистических монархий). Как же построить периодизацию Церкви, которая не является ни государством, ни государственным институтом, а наоборот, включает в себя целый ряд институтов, различных по характеру и происхождению? Так, если понимать Церковь как богослужебное собрание, то следует делить её историю на периоды согласно эволюции литургических форм (чинов) богослужения.

 

Если представлять Церковь как иерархию священства и мирян, то периодизация будет зависеть от этапов формирования иерархии. Если в центр периодизации ставить богословскую проблематику и борьбу с ересями, то периоды будут совсем иными, чем в предыдущих двух случаях.

 

Эти методические проблемы до сих пор не находили решения в традиционных монографиях и пособиях по истории Церкви. Поэтому единой периодизации истории Церкви не существует. Каждый автор решал эту проблему произвольно, в зависимости от личных подходов и предпочтений. Как правило, в истории Древней Церкви выделяли доникейский и посленикейский период. Последний в свою очередь делился на период Вселенских Соборов (325—787 гг.) и период после Вселенских Соборов. Почти все периодизации выделяют отдельным критерием единство Церкви — поэтому ключевыми пунктами считаются схизма между Востоком и Западом 1054 г. и начало Реформации на Западе (1517 г.).

 

Минусы такой классификации очевидны: во-первых, неясно, на каком основании выделяется «доникейский» период (для истории Церкви гораздо важнее год 313-й, чем год 325-й), во-вторых, неясно, почему следует выделять отдельный период Вселенских соборов - ведь с его окончанием не завершилось формирование церковного богослужения, а догматика была сформулирована лишь в главных и основных чертах (причём между Востоком и Западом в конце периода уже отмечаются догматические расхождения в связи с формулой Filioque). В области церковно-государственных отношений фактическое преодоление конфликта Церкви с государством относительно почитания икон произошло только в 843 г., и это событие не имело отношения к Вселенским Соборам.

 

В силу недостаточной научной обоснованности традиционных периодизаций церковной истории для настоящего пособия было решено взять комплексный критерий периодизации, учитывающий и внешнюю, и внутреннюю историю Церкви.

 

Внешняя история Церкви предполагает освещение её взаимоотношений с внешними, нецерковными институтами — прежде всего с государством.

 

Историю Церкви в Римской империи, и особенно в Византии, безусловно следует рассматривать в тесной связи с историей государства. Несмотря на то что светская власть имела ограниченное влияние на церковные дела, уже начиная с IV в. без светской (императорской) власти невозможно было решить ни одного принципиального для Церкви вопроса. Не только Вселенские, но даже некоторые Поместные Соборы созывались по инициативе императоров. Императоры утверждали избранных Церковью митрополитов и патриархов, боролись с еретиками, оказывали Церкви огромную материальную и дипломатическую поддержку.

 

Можно без преувеличения сказать, что церковно-государственная идеология Византии видела в императоре земного главу Церкви, подобно тому как её небесным главою является Господь Иисус Христос.Благословение Церкви в лице патриарха Константинопольского было необходимым условием легитимного занятия престола очередным императором. Византийцы хорошо понимали неразрывную связь Церкви с империей — именно поэтому «Церковная история» Сократа Схоластика разделена на книги согласно срокам правления императоров: кн. I — правление Константина Великого (306—337 гг.), кн. II — правление Констанция 7/(337—361 гг.) и т.д.

 

Со своей стороны, Церковь многое заимствовала от государства — особенно в области юриспруденции и церковного законодательства. Многие церковные установления получили первую юридическую санкцию не в соборных канонах, а в законах византийских императоров. Сборники церковного права (номоканоны) включали в себя не только каноны, но и государственные законы. Уже в V в. государство и Церковь формируют единую правовую систему, в которой один институт помогает другому и поддерживает его.

 

Внутренняя история предполагает комплексный учёт развития догматики, богослужения и крупных церковных разделений (происходящих как раз либо по догматическим основаниям, либо по причинам дисциплинарной и литургической природы).

 

Неразрешимая методическая проблема состоит в том, что невозможно составить единую периодизацию для истории Восточной и Западной Церквей. В течение первых десяти веков христианской истории Восток (Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим и ряд более мелких церковных центров) и Запад (Рим, а до V в. и Карфаген) представляли собой единую Церковь, однако уже тогда их судьбы были настолько различны, что в единую периодизацию вместить их невозможно. По этой причине и в соответствии с традицией основной акцент и в периодизации, и в изложении материала делается на историю Восточной Церкви.

 

Основанная на комплексных критериях периодизация, принятая в настоящем пособии, выглядит следующим образом:

 

I период: ок. 33-313 гг. История христианской Церкви в языческом государстве — Римской империи. Период нелегального существования Церкви в государстве и спорадических гонений на христиан. Это также период формирования основных церковных институтов, иерархии, богослужения, период первых догматических споров, возникновения локальных ересей и расколов.

 

II период: 313—1453 гг. История Церкви в христианской империи — Византии.

 

Этот период делится на ряд подпериодов:

 

а) 313—565 гг. Период богословской разработки и принятия основных церковных догматов, преодоления наиболее опасных ересей (арианства, несторианства, монофизитства). Начало Вселенских Соборов. Формирование нового патриархата Вселенской Церкви с центром в Константинополе. Оформление системы «пентархии» пяти православных патриархатов. Окончательное сложение христианской империи с юридическим оформлением церковного права как интегральной части имперского права Византии («Кодекс» и церковные новеллы Юстиниана).

 

Идеологическое обоснование гармоничного сотрудничества («симфонии») империи с Церковью, окончательное формирование идеологии православной монархии (по Х.-Г. Беку, «политической ортодоксии»). Первые конфликты Константинополя с Римской Церковью по вопросам догматики и церковного управления.

 

б) 565—725 гт. Период оформления основных догматов и церковных институтов. Распространение и преодоление христологических ересей монофизитского толка — моноэнергизма и монофелитства. Утрата византийского контроля над восточными провинциями империи. Принятие корпуса канонов Вселенской Церкви на Шестом (Трулльском) Вселенском Соборе (Константинополь, 691—692 гг.). Продолжение языкового, культурного и духовного обособления латинского Запада и греческого Востока.

 

в) 725-843 гг. Период богословских споров об иконах и гонений, развязанных Византийским государством против иконопочитателей (гонения не затронули Западную Церковь, находившуюся за пределами Империи). 843 г. - важнейший момент восстановления и обновления Восточной Церкви после иконоборческих гонений, о чём прямо говорится в Прологе к Синодику Православия: «Мы празднуем день обновления».

 

г)  843—1054 гг. Период нарастания противоречий между христианским Западом и Востоком. Богословские споры об опресноках (Евхаристии на пресном хлебе) и Filioque. Раскол между Римом и Константинополем при патр. сет. Фотии. Отпадение в 1054 г. Западной Церкви от вселенского Православия — важнейшее событие, повлиявшее на всю последующую историю христианства.

 

д) 1054—1204 гг. Период церковных и политических конфликтов Византии с Западом. Начало крестовых походов и столкновение византийских интересов с интересами поднимающихся западных государств — прежде всего Венеции и Генуи, а затем и Священной Римской империи. Западное влияние на императорский двор и Церковь Константинополя. Борьба с новыми ересями. Взятие Константино-поля рыцарями IV Крестового похода в 1204 г., смена резиденции вселенского патриарха.

 

е) 1204—1453 гг. Постепенный закат византийского влияния в Средиземноморье на фоне регулярных и всякий раз провальных попыток унии с Римской Церковью. Образование новых автокефальных Церквей на Балканах. Период завершается ликвидацией православной византийской государственности в 1453 г. и переходом Вселенского Константинопольского патриархата под полный контроль иноверцев-мусульман. После этого центр вселенского Православия переходит в Москву — третий Рим.

esxatos.com

История Церкви

Воспоминания

Дохристианская история

История Поместных Православных Церквей

История монашества

  • «Наши предшественники в добре». Современное русское монашество между разрывом и неразрывностью традиции схиархимандрит Гавриил (Бунге) 458 
  • Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии проф. И.И. Соколов 547 
  • Евангельское монашество архим. Георгий (Капсанис) 1,6K 
  • Историко-статистическое описание Обоянского Богородицко-Знаменского монастыря архим. Анатолий 277 
  • Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века свщмч. Анатолий (Грисюк) 723 
  • Историческое описание Краснохолмского Николаевского монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии игумен Анатолий 290 
  • Историческое описание Старицкого Успенского монастыря архим. Арсений (Завьялов) 290 
  • История православного монашества на Востоке. Часть 1 проф. П.С. Казанский 8,1K 
  • История православного монашества на Востоке. Часть 2 проф. П.С. Казанский 6,2K 
  • История формирования чинопоследования пострижения в монашество иерей Иоанн Молдавчук 1,9K 
  • Как служили миру подвижники Древней Руси? (Историческая справка к полемике о монашестве) проф. С.И. Смирнов 171 
  • Краткая летопись о монастыре преподобного отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего Новгородского Чудотворца иером. Александр 283 
  • Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи В.В. Зверинский 116 
  • Монастыри и монашество Московской Руси в XVI веке архим. Макарий (Веретенников) 904 
  • Монашество в средние века Л.П. Карсавин 4,6K 
  • Монашество и монастыри в России XI-XX века Коллектив авторов 32,1K 
  • Монашество на Дону П.В. Никольский 488 
  • Населенные недвижимые имения Св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого П.В. Верховской 521 
  • Новгородский Юрьев монастырь А.Н. Муравьёв 140 
  • Новые и старые источники первоначального монашества. [Рец. на:] Amélineau E. Histoire de Pakhôme et des ses communautés проф. А.П. Лебедев 148 
  • Новый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне А.Н. Муравьёв 144 
  • О безбрачии и монашестве епископов прот. Александр Лебедев 2,4K 
  • О девственниках христианских до монашества прот. Александр Горский 704 
  • О монашестве епископов епископ Иоанн (Соколов) 462 
  • О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви восточной прот. Александр Горский 656 

azbyka.ru

Луи Дюшен История древней церкви. Том 1

История древней церкви. Том 1 – Луи Дюшен

См. также Том 2

Содержание

Предисловие к русскому изданию 1912 года Предисловие автора  Глава I. Римская империя, как родина христианства  Глава II. Первобытная церковь в Иерусалиме  Глава III. Антиохия и миссионерство апостола Павла  Глава IV. Христианство апостольских времен  Глава V. Происхождение Римской церкви  Глава VI. Первые ереси  Глава VII. Епископская власть  Глава VIII. Христианство и государство  Глава IX. Распадение иудействующего христианства  Глава X. Произведения христианской литературы Глава XI. Гносис и маркионизм  1.  Симон и простонародный гносис 2. Валентин, Василид, Карпократ  3. Гностическое учение 4. Mapкион 5. Церковь и гносис Глава XII. Распространение и апология христианства во II веке  Глава XIII. Римская церковь от Нерона до Коммода Глава XIV. Местные церкви во II веке  Глава XV. Монтанизм Глава XVI. Вопрос о праздновании Пасхи  Глава XVII. Распри в Риме. – Ипполит  Глава XVIII. Христианская александрийская школа  XIX. Церковь и государство в III веке 1. Эпоха Северов 2. Гонения Деция (250–251) 3. Гонение Валериана 4. Общинная собственность христианских церквей XX. Христианская Африка и римская церковь в половине III века. – Киприан 1. Африканские области 2. Появление христианства. – Тертуллиан 3. Св. Киприан и гонения Деция 5. Спор о крещении XXI. Христианство на Востоке до Деция 1. Горные страны Малой Азии 2. Антиохия 3. Эдесса 4. Южная Сирия XXII. Павел Самосатский ХХIII. Дионисий Александрийский XXIV. Восточное богословие после Оригена и Павла Самосатского XXV. Христианские нравы и обряды XXVI. Христианская община ХХVII. Противники христианства в конце III века 1. Культ Митры 2. Неоплатонизм 3. Манихейство 4. Иудейство    
Предисловие к русскому изданию 1912 года

Аббат Л. Дюшен, книга которого предлагается вниманию русских читателей в настоящем переводе, является одним из самых выдающихся историков церкви с католической стороны. Его имя произносится с равным уважением учеными всех исповеданий. Но в России он не пользуется большой известностью, вероятно вследствие специального характера своих главных ученых трудов. Поэтому нелишним представляется дать несколько кратких сведений о личности этого неутомимого исследователя и его заслугах пред наукой.

Получив прекрасную научную подготовку под руководством Де-Росси, знаменитого археолога, открывшего для миpa сокровища римских катакомб, Л. Дюшен занял в 1878 г. кафедру церковной истории при католическом факультете в Париже, а в 1895 г. был назначен директором французского археологического института в Риме, при котором состоит и до настоящего времени. Широкой известностью и почетным именем в науке Дюшен обязан, главным образом, своим критическим работам в области исторических памятников, отличающихся необыкновенной сложностью и смутностью своего предания. В прошедшем 1910 году парижская Академия Наук увенчала эти труды избранием автора в число своих членов. Из длинного списка литературных произведений ученого критика мы остановимся лишь на важнейших и наиболее характерных для него работах. Для истории папства одним из самых важных источников служит Liber Pontificalis. Это – собрание жизнеописаний, которые рассказывают нам о происхождении, посвящении, управлении, постройках, смерти и погребении пап. Книга слагалась постепенно на протяжении столетий из материалов неодинакового возраста и ценности, различных по своему характеру и тенденциям. Важность памятника, сложность его истории и спутанность предания привлекала к нему внимание таких корифеев науки как покойный проф. Моммзен. В состав его вошли древние списки епископов, заимствования из апокрифов и легендарных сказаний о мучениках, подложные акты, сообщения, основанные на документах из папского архива, жития, составленные придворными летописцами пап, начинавшими свой труд с момента вступления на апостольский престол своих владык и вносивших в него записи по мере того, как развертывались самые события. Одни из этих биографий написаны в официальном стиле, по сложившемуся постепенно шаблону. Они, конечно, очень тщательно стирают тени, но в своем придворном лицемерии и услужливости прекрасно отражают руководящие начала папской политики и стремления римских первосвященников. Другие жизнеописания обнаруживают личную заинтересованность их авторов в судьбе той или другой церковной партии, а иногда и личную раздраженность. Только исследование, вскрывающее все это, делает Liber Pontificalis доброкачественным источником в руках историка. Но нетрудно видеть, сколько специальных познаний, трудолюбия и силы критического анализа нужно было иметь исследователю, чтобы разобраться в многочисленных редакциях памятника, разложить его на составные элементы, свести их к определенным источникам, выяснить характер и тенденции последних и тем самым установить относительную ценность каждого из них. Эта нелегкая задача была блестяще разрешена Дюшеном в его диссертации на степень доктора, вышедшей в 1877 г. под заглавием Etude sur le Liber Pontificalis, и в исчерпывающем огромный рукописный материал (110 манускриптов) издании самого памятника, выпущенном в 1886 и 1892 гг. и озаглавленном: Liber Pontificalis. Texte, introduction et commentaires. Deux Vol. Издание это уже разошлось, несмотря на высокую цену (200 tr.). Другим капитальным трудом автора служит: Fastes episcopaux de 1'ancienne Gaule. Vol. I. Les provinces du Sud-Est: Gaule narbonnaise, region des Alpes. 1894. Vol. II, L'Aquitaine et les Lyonnaise. 1900. Посвященный вопросу о распространении христианства и истории епископских кафедр в Галлии, он основан на изучении огромного сырого материала, сохранившегося в виде легенд о первоначальном происхождении той или другой провинциальной церкви, епископских списков, агиографических памятников с их отрывочными и случайными упоминаниями о событиях и лицах, игравших известную роль в местной истории. Памятники этого рода представляют собой самое причудливое сплетение легенды с действительными историческими воспоминаниями и для своей разработки требуют острой критики, вооруженной безукоризненным методом. Анализ этих темных преданий, плод многолетних изысканий автора, надолго останется образцом трудолюбивой, проницательной и осторожной критики, умеющей из самого смутного источника выделить зерно исторической истины, и производить на читателя почти эстетическое впечатление красотой строгой и последовательной мысли. Это – одна из тех редких книг, изучение которых воспитывает научный такт и вкус и содействует их распространению гораздо более, чем всевозможные методологические рецепты. Подобным же характером отличается исследование Дюшена по истории древне-церковных богослужебных календарей, связанное с изданием текста и выяснением источников так называемого мартиролога Иеронима, ложно приписанного этому плодовитому писателю и ученому западной церкви. (Martyrologium Hieronymianum ad fidem codicum adjectis prolegomenis ediderunt, I. B. de Rossi et L. Duchesne. Paris, 1894). До сих пор мы отмечали сочинения Дюшена по критике древних текстов. Его «История христианского культа» (Origines du culte chretien. Etude sur la liturgie latine avant Charlemagne. Paris, 1899) представляет собой историческую монографию с широким содержанием. После краткого введения о состоянии христианского богослужения в I-II вв. и о развитии восточной литургии с IV в., автор излагает историю латинской или точнее галликанской литургии до Карла Великого. В основу книги положено тщательное изучение литургических памятников во всевозможных их формах и редакциях, со свойственной автору проницательностью отделяющее первоначальное зерно от позднейших наслоений. Часть этих материалов впервые стала доступной для изучения благодаря близкому знакомству автора с рукописными сокровищами различных библиотек. Таковы изданные им в приложении к этому труду 12 чинопоследований (ordines) 9 в. (рр. 439–464, 467–471). Из мелких, но важных для истории церкви сочинений Дюшена следует упомянуть его защиту документов (Gesta purgationis Caeciliani et Felicis), относящихся к первоначальной истории донатизма (Le dossier du donatisme. Melanges d'archeologie d'histoire publies par L'Ecole francaise de Rome, 1890), и статью о пасхе, проливающую совершенно новый свет на сущность разногласий, служивших предметом обсуждения на первом вселенском соборе (La question de la pâque au concile de Nicée. Rev. de questions historiques t. XXVIII, 1880 p. 5–42). «История древней церкви» издана Дюшеном по просьбе его друзей. Это – плод его многолетнего преподавания в университете, распространенный сначала среди его учеников в виде литографированных лекций, а потом для печати пересмотренный и согласованный с новейшими исследованиями. Книга выросла из живого изустного изложения предмета пред студенческой аудиторией, что и наложило на нее свою печать. Это, конечно, не компиляция, а популярное изложение результатов, добытых самостоятельным изучением самых сложных и запутанных документов, но в курсе лекций автор естественно не мог во всем объеме развернуть свою обширную эрудицию, не рискуя потеряться в мелких подробностях и сделать свои чтения совершенно недоступными для слушателей. Курс не носит на себе внешних признаков учености автора: количество ссылок на источники и литературу без труда можно было бы увеличить во много раз, имена авторов и названия цитируемых сочинений приводятся иногда в такой сокращенной форме, что едва ли могут представляться ясными для читателя, мало знакомого с древне-церковной литературой, некоторые положения и факты остаются совсем без подтверждения ссылками на источники, выдержки из документов иногда приводятся по памяти и отклоняются от подлинного текста, библиография недостаточна и не расположена по отделам, облегчающим справки. Ученый автор не загромождает свой курс излишними подробностями. Вследствие утраты большей части христианской литературы доникейского периода и фрагментарного характера большей части сохранившихся памятников, к этому древнейшему периоду истории церкви относится целый ряд вопросов, которые не допускают непререкаемого решения, а это порождает множество разнообразных мнений, гипотез, догадок и предположений, в лабиринте которых не легко ориентироваться. Эта сложность вопросов на широкий круг читателей действует угнетающим образом, производя впечатление сомнительности, произвольности и предвзятости всех попыток воскресить в деталях минувшую жизнь древнего христианства. Дюшен не вдается в изложение и классификацию этих мнений. Он обладает замечательной способностью, устранив затемняющие подробности, наметить сущность проблемы, ясно поставить вопрос, дать на него определенный ответ и привести важнейшие доказательства в пользу него. В расположении материала автор не держится схем, общепринятых в курсах истории церкви. Он предпочитает обнять его в ряде очерков, целостно воспроизводящих отдаленную эпоху первоначального развития христианства. Это могло бы повести к опущению некоторых отделов. Но такой неполноты не замечается. Правда, некоторые рецензенты, как напр. Люази, ставят автору в упрек слишком краткое изложение истории возникновения и первоначального распространения христианства. Этот упрек понятен в устах специалиста по библейской критике Нового Завета, но столь же понятно уклонение от этой задачи Дюшена, область специальных занятий которого относится к позднейшей эпохе. Сверх того сложность и ответственность вопросов евангельской истории, требующих для себя и специальных знаний и подробных трактатов, достаточно объясняет и оправдывает тот факт, что во всех почти курсах истории церкви они излагаются кратко и имеют значение как бы введения. С большим основанием можно было бы пожалеть о некоторой неполноте в изложении истории вероучения: значение Тертуллиана в истории догматов автором едва затронуто, система Оригена дана в слишком общих чертах, учение монтанистов совсем опущено, идейная сторона дисциплинарных движений пройдена молчанием. Вследствие этого для читателя не может быть ясна идеология противоположных течений, о столкновении которых так подробно рассказывает автор. Вследствие перечисленных особенностей курс Дюшена во многом уступает другим ученым руководствам. Он не может быть настольной книгой для начинающего, в которой всегда удобно сделать необходимую справку. Мы не найдем здесь перечня источников по каждому вопросу, сведений об изданий памятников, полной библиографии, обстоятельного изложения и критики главнейших гипотез. Нелегко найти здесь даже интересующий факт именно потому, что однородный материал разнесен по различным главам. Но теряя в смысле учебного пособия, курс Дюшена выигрывает в живости и наглядности изложения. Отсутствие именно этой ученой тяжеловесности и делает книгу доступной для широкого круга читателей, пригодной именно для чтения. События рассказаны в ней полно, но без лишних подробностей, живо и образно. В предисловии к своей «Истории церкви» Дюшен скромно называет себя популяризатором, и действительно в этом сочинении он выступает преимущественно как популяризатор, но в самом лучшем смысле этого слова: в общедоступной форме он излагает здесь достигнутые результаты специальных исследований и своих собственных критических работ. Заслуги католического клира и монашества пред наукой хорошо известны. Их трудам и самоотверженной преданности интересам знания история церкви обязана колоссальными изданиями памятников и ценными исследованиями. Но беспристрастие католических историков нередко и не без основания подвергается сомнению. Стесненные вероисповедными традициями, схоластически разработанными до мелких подробностей и не оставляющими никакой свободы ни для личного религиозного порыва, ни для научной оригинальности, преследуемые цензурой и находящееся под вечной угрозой Index'a, они вынуждены или выступать открытыми защитниками предрассудков школы и политики курии, или уклоняться от щекотливых вопросов и широких обобщений. Среди них Дюшен является довольно редким исключением. Его ученое беспристрастие и свобода духа общепризнаны. Но вместе с тем он не перестает быть истинным католиком. Его сочинения служат прекрасным доказательством тому, что строго научный метод, примененный к исследованию минувшей жизни церкви, не только не требует отречения от основных истин христианства, но легко уживается и с конфессиональной точкой зрения. Положение, занятое Дюшеном среди борющихся научных течений настоящего времени, точно охарактеризовано им самим в предисловии к «Истории церкви». «Существует среднее направление, говорит он, представленное суждениями серьезных и здравомыслящих людей, и оно то становится авторитетом для всех спокойно судящих о предмете. Мне нет надобности говорить, что я считаю себя сторонником этого направления. Может быть, это – самообольщение, но я чувствую одинаковое отвращение к нелепостям иных теорий, как и иных легенд». Но и это среднее направление оказалось неприемлемым для римской курии. 1 сентября текущего года консисториальной конгрегацией был издан циркуляр, запрещающий чтение «Истории древней церкви» Дюшена в итальянских духовных семинариях. Некоторые из выставленных при этом обвинений против книги поражают своей неосновательностью и несправедливостью. Автору ставят в вину критический метод исследования и умолчание о сверхъестественном факторе в истории. Но когда заводят речь об умолчании, суд обыкновенно сводится к чтению в мыслях, что же касается критического метода, то Дюшен руководился им не в одной только «Истории церкви», но на протяжении всей своей многолетней ученой деятельности, протекавшей на глазах у церковной власти и ею поощряемой. Его упрекают в том, что гонителей христиан он представляет хорошими государями, побуждаемыми к преследованию христианства основными политическими принципами римского государства. Но нельзя же идти против исторической очевидности, изображая Антонина Пия и Марка Аврелия извергами человечества за то, что они были несправедливы к христианам, и превознося Коммода потому только, что при нем христианам жилось сносно. При том же мысль, высказанная Дюшеном, давно уже вошла во все католические учебники. В списки обвинений, направленных против Дюшена, последнее место скромно занимает упрек в неправильном изображении состояния римской церкви и ее прерогатив. Вопрос этот более всех других выводит из равновесия воинствующих представителей католической иepapхии, и, вероятно, этот именно пункт и послужил главной причиной возбуждения против курса Дюшена. «Авторитет римской церкви, пишет ученый историк, скорее чувствовался, чем был точно выражен; чувствовался, во-первых, самими римлянами, которые со времени св. Климента ни разу не уклонились от исполнения своего долга пред христианским миром; чувствовался также и прочими, поскольку это чувство не сталкивалось со специальными интересами того или другого момента. Проявляя свой нравственный авторитет, римская церковь при полной неопределенности таких проявлений то содействовала, то становилась помехой заинтересованным сторонам. Пока она им не противоречила, у людей не хватало слов для выражения своего энтузиазма и уважения, какое она, им внушала, даже покорности, которую они считали для себя обязательной по отношению к ней. Во время же распри, как это обнаружилось, например, во времена пап Виктора и Стефана, прерогативы кафедры св. Петра становились менее бесспорны. Эти искрение слова не могли, конечно, снискать одобрения в лагере боевого ультрамонтанства. Само осуждение книги произошло при довольно странных обстоятельствах. Она была издана с разрешения римской цензуры в 1906 г. С тех пор она выдержала пять изданий, была переведена на английский и испанский языки и очевидно получила очень широкое распространение. Церковная власть не возражала и не ставила для этого никаких препятствий. Но картина резко изменяется, как только возник вопрос о переводе курса на итальянский язык. Клерикальная газета «Unita Cattolica», издаваемая во Флоренции, повела ожесточенную кампанию против перевода и выпустила отдельной брошюрой памфлет на Дюшена. 10 кардиналов, 5 архиепископов и 30 епископов поспешили выразить его автору свое сочувствие. Весь этот шум показывает, что не со вчерашнего дня скоплялся какой-то горючий материал, для которого издание итальянского перевода «Истории древней церкви» Дюшена послужило искрой, производящей взрыв. Но, конечно, для непосвященного в тайны партийных отношений и распрей в среде католической иepapхии было бы рискованно на основании этого высказывать какие-нибудь догадки. В русском обществе никогда не умирал интерес к вопросам религии и ее истории. Небольшая группа лиц, идущая навстречу ему и посвящающая свои краткие досуги переводу и редактированию выдающихся иностранных произведений религиозного характера, льстит себя надеждой, что их настоящий первый опыт будет встречен сочувственно русским читателем.И. Попов.
Предисловие автора 

Во времена гонения Диоклетиана, когда разрушали церкви, жгли священные книги, а христиан изгоняли или заставляли изменять вере, один из них, Евсевий, спокойно работал над составлением первоначальной истории христианства. Это не был человек выдающегося ума, но терпеливый, добросовестный труженик. Долгие годы собирал он материалы для задуманной книги; ему удалось спасти их от гибели и даже обработать их. Таким образом, Евсевий Кесарийский стал отцом церковной истории. Тем, кто принимается за тот же труд много времени спустя после него, и тоже в тяжелые дни, следует прежде всего вспомнить о нем и об его несравненных заслугах. Если б он не перерыл с беспримерной тщательностью палестинские библиотеки, где ученый Ориген и епископ Александр собрали всю христианскую литературу с древнейших времен, наши сведения о первых трех веках существования церкви ограничивались бы весьма малым. Благодаря ему мы можем не то, чтобы не жалеть о гибели всей этой литературы, но все же составить себе понятие о ней по довольно значительным остаткам.

Однако Евсевий – не единственный наш источник. Некоторые из упоминаемых им древних книг дошли до нас; другие попали в свое время в руки неутомимых читателей, передавших потомству прочитанное, как св. Епифаний, Иероним и Фотий. История христианской литературы древнейшей эпохи не является предприятием неосуществимым. Опыты подобного рода нередки. В Германии очень недавно появилась в этой области замечательная работа О. Барденгевера1. Деятельный кружок Адольфа Гарнака уже лет тридцать собирает, как Евсевий перед гонением, материалы для великой общей сводной работы. Эти подготовительные работы становятся достоянием ученого мира благодаря периодическому изданию: Texte und Untersuchungen 2  и в особенности благодаря опубликованию двух работ предварительного характера, посвященных вопросам о древнехристианской литературе в церковном предании и ее хронологии3. Эти работы, наряду с которыми можно бы назвать еще другие, вышедшие во Франции4, Англии и Италии, очень много сделали для разъяснения древних памятников и их взаимного отношения. Критическая разработка документов сильно подвинулась вперед. В конце XVII столетия добросовестный и одаренный тонким критическим тактом Тильмон положил в основу своих исследований самое тщательное изучение известных в его время источников. Он очень удивился бы, если бы воскрес и увидел все, что наука открыла после него. Впрочем не следует думать, что успехи знания существенно или заметно изменили традиционные взгляды, выраженные им в его объемистых ученых трудах. Частичные результаты, добытые после стольких усилий и открытий, в общем ведут к оправданию взгляда ученых критиков времен Людовика XIV. Увлечение безрассудными системами, в которых особенно отличилась Тюбингенская школа, теперь прошло; правда, их место заступили другие, ибо человеческий ум всегда плодовит на странные теории, но существует среднее направление, представленное суждениями серьезных и здравомыслящих людей, и оно то становится авторитетом для всех спокойно судящих о предмете. Мне нет надобности говорить, что я считаю себя сторонником этого направления. Может быть, это – самообольщение, но я чувствую одинаковое отвращение к нелепостям иных теорий, как и иных легенд. Я даже думаю, что если бы пришлось выбирать, я бы все таки отдал предпочтение легендам, куда по крайней мере вложено немного поэзии и народной души. Итак, успехи ученых изысканий могут служить мне оправданием в том, что я предпринимаю настоящий труд, – труд скромный, имеющий целью их изложение и популяризацию. Однако взялся я за перо только по совету и почти под давлением многих лиц; я вынужден был удовлетворить их желаниям, чтобы меня оставили в покое5. Эти лица не защитят меня от критики, так как большинство из них не причастны к литературной деятельности, но опытные и разумные люди извинят меня за то, что, желая сделать свою книгу более легкой для чтения, я не вдавался в критические изыскания и не заполонил своего труда библиографией. Они поймут также почему я не слишком долго останавливался на самых первых моментах истории христианства. Если бы я с должной обстоятельностью взялся за обсуждение вопросов, касающихся вообще основания церкви и первых шагов евангельской проповеди, то я слишком долго не подошел бы к ближайшему предмету моей книги. Всякой вещи свое время и свое место. Да простят мне также некоторое старание ограничить круг своей любознательности. Я очень уважаю людей, которые хотят все знать, и преклоняюсь перед изобретательностью, с какой они умеют расширять при помощи увлекательных гипотез кругозор точно проверенных данных. Я лично предпочитаю твердую почву; я согласен лучше идти не так далеко, но подвигаться более уверенным шагом, non plus sapere quam oportet sapere, sed sapere ad sobrietatem (не мудрствовать больше, чем сколько следует мудрствовать, но мудрствовать в умеренности).Рим, 22-го ноября 1905 г.

azbyka.ru

История древней Церкви

История древней Церкви

1. Общая характеристика истории древней Церкви. Периодизация. Церковная историография и основные исследования по истории Церкви.

2. Условия, благоприятствовавшие распростронению Церкви.

3. Основание Церкви и апостольская проповедь. Проповедь апостола Павла.

4. Апостольский собор в Иерусалиме.

5. Гонения на Церковь Христову со стороны иудеев.

6. Причины гонений на христиан со стороны язычников. Периодизация гонений.

7. Христианские апологеты.

8. Источники вероучения новозаветной Церкви. Краткое изложение церковного учения в символах.

9. Мужи апостольские: их жизнь и творения.

10. Происхождение ересей и лжеучений. Еретики иудействующие.

11. Гностицизм.

12. Манихейство.

13. Ересь антитринитариев.

14. Монтанизм.

15. Хилиазм.

16. Чрезвычайные дарования и служения в век апостольский.

17. Степени постоянной иерархии. Неиерархические церковные должности.

18. Избрание и посвящение духовных лиц. Положение клира в первые века.

19. Кафедры епископов и епископское управление.

20. Характер новозаветного богослужения и его составные части.

21. Священные времена и священные места.

22. Церковная дисциплина, расколы против нее.

23. Положение Церкви Христовой при Константине Великом. Миланский эдикт.

24. Положение Церкви Христовой при Юлиане Отступнике.

25. Тринитарные споры IV в. Арий и арианство. I Никейский Собор.

26. Свт. Афанасий Александрийский и его борьба против арианства после Никейского собора.

27. Великие Каппадокийцы (свтт. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский) и их вклад в православное богословие. II Вселенский собор.

28. Христологические споры. Несторий и несторианство. III Вселенский Собор. Деятельность свт. Кирилла Александрийского.

29. Происхождение монофизитства. Евтихий и его учение. «Разбойничий» собор в Ефесе в 449 году. Диоскор Александрийский.

30. Халкидонский Собор и его значение для православного богословия. Образование монофизитских Церквей.

kurskpds.ru

История Древних Церквей

7.3. Перечень вопросов к экзаменам.

  • Церковная история как наука. Цели и задачи церковной истории как науки.

  • Понятие об источниках церковной истории. Церковная историография.

  • I-й период церковной истории. Становление христианской Церкви.

  • Послеапостольская Церковь.

  • Причины гонений на христиан в Римской империи. Периодизация гонений. Мученичество как историческое явление в истории христианской Церкви.

  • I-й период гонений на христиан. (сер. I-го века – 117г.)

  • II-й период гонений на христиан. (117г.-251г.)

  • III-й период гонений на христиан.(251г.-305г.)

  • Духовное просвещение, христианская письменность и богословская наука.I-й период христианской письменности: мужи апостольские.

  • II-й период христианской письменности: апологетическая литература.

  • III-й период христианской письменности: богословские школы.

  • Религиозно-моральное состояние христиан: обычаи, церковная дисциплина в I - III вв.

  • Развитие и установление церковных таинств. Христианское богослужение во II - III вв.

  • Устройство и управление христианской Церкви: положение клира и мирян в I - III вв. Епископское управление.

  • Ереси и секты I - III вв. (хилиазм, гностицизм, манихейство, антитринитарии, монтанизм).

  • II-й период церковной истории. Торжество Вселенской Церкви.

  • Взаимоотношение Церкви и государства при Константине Великом и его преемниках.

  • Устройство и управление христианской Церкви во II-м периоде. Духовное просвещение и развитие богословской науки.

  • Определение и утверждение догматического учения в период вселенских соборов IV - VIII веков.

  • Арианские споры и Первый Вселенский Собор. Борьба за символ веры.

  • Каппадокийцы. Юлиан Отступник и контрнаступление язычества.

  • Второй Вселенский Собор и Никео-Цареградский Символ веры.

  • Лжеучение Нестория и первая реакция Церкви на него.

  • Учение св. Кирилла Александрийского. Созыв Третьего Вселенского Собора.

  • Антиохийский раскол и его преодоление. Низложение Нестория и судьба несторианства.

  • Происхождение монофизитства. «Разбойничий собор».

  • Четвертый Вселенский Собор и его значение.

  • Церковь при императоре св. Юстиниане I. Пятый Вселенский Собор.

  • Монофелитский спор и Шестой Вселенский Собор.

  • Иконоборческая ересь и Седьмой Вселенский Собор. Торжество Православия.

  • Общая характеристика богословия в IV-V вв. Александрийская богословская школа: святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Исидор Пелусиот, Кирилл Александрийский.

  • Антиохийская и Восточно-сирийская богословские школы. Святители Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст; Блаженный Феодорит, епископ Кирский, Ефрем Сирин

  • Святые отцы и церковные писатели Запада в IV-V вв.: Иларий Пиктавийский, Амвросий, епископ Медиоланский, Блаженный Иероним Стридонский, Блаженный Августин, епископ Иппонский

  • Духовное просвещение на Востоке в VI-VIII вв.: Святой Максим Исповедник, Преподобный Иоанн Дамаскин.

  • Духовное просвещение на Западе в VI-VIII вв.: Папа Лев Великий, Папа Григорий Двоеслов, Алкуин; Пелагианская ересь.

  • Отношения Церкви и государства в IV-V вв. Церковная иерархия и клир.

  • 8. Перечень основной и дополнительной литературы по дисциплине

  • Остроумов Г. Догматическое значение Седьмого Вселенского собора. Научно-историческое исследование важности и необходимости иконопочитания. 1884.  [ЭБС «КнигаФонд»]

  • Архиепископ Василий. Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношение между собою, к классическим и древнехристианским и постановка в них богословия. 1881. [ЭБС «КнигаФонд»]

  • Дмитревский В.Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Рождеству Христову. 1884. [ЭБС «КнигаФонд»]

  • Суворов Н.С.Византийский папа. Из истории церковно-государственных отношений в Византии. 1902. [ЭБС «КнигаФонд»]

  • Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов. – М., 2007.

  • Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. – СПб., 2006.

  • Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофезитства : труды по истории древней Церкви. – СПб., 2006.

  • Воейков Н. Церковь, Русь и Рим. – Мн., 2000.

  • Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века. – СПб., 2004.

  • Дмитриевский Д., прот. История Православной Христианской Церкви. – М., 2003.

  • Дьяконов А.П. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. – СПб., 2006.

  • Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков.- СПб., 2004.

  • Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков.- СПб., 2007.

  • Лебедев А.П. Из истории Вселенских соборов IV и V веков. – СПб., 2004.

  • Лебедев А.П. Споры об Апостольском символе. История догматов. – СПб., 2004.

  • Лебедев А.П. Христианский мир и эллино-римская цивилизация – СПб., 2005.

  • Лебедев А.П. Церковная история в свете предания – СПб., 2005.

  • Мейендорф И., протопр. История Церкви и восточно-христианская мистика. – М., 2003. Мейендорф И., протопр. Рим. Константинополь. Москва. М., 2005.

  • Пападакис А. Христианский Восток и возвышение папства. М., 2010.

  • Победоносцев К.П. История Православной Церкви до начала разделения Церквей. – СПб., 2006.

  • Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). – Брюссель, 1964.

  • Поснов М.Э. История Христианской Церкви. – К., 2007.

  • Спасский А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский собор в Никее. – М., 2007.

  • Спасский А. Обращение императора Константина Великого в христианство. – СПб., 2007.

  • Спасский А. Отношение пророков к обрядовому закону Моисея. Св. Иустин и синоптические Евангелия. – СПб., 2006.

  • Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии. – СПб., 2005.

  • Христианские императоры Рима. – Пермь, 2005.

  • Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. – М., 2003.

  • Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. – М., 1994.

  • 9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет

    www.bogoslov.ru/(раздел «История») - научно-богословский портал. содержит библиографический и справочный материал по богословию, церковной истории, патрологии, агиологии, литургике и т.д. Новости, анонсы, книжные обзоры и рецензии.

    10 Методические указания для обучающихся. (См. методические рекомендации для студентов по дисциплине «История древней Церкви»)

    11. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Для изучения дисциплины «История древней Церкви » необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

    studfiles.net

    История Церкви до разделения - BibleQuote

    В. В. Болотов Лекции по истории Древней Церкви В. В. Болотов Лекции по истории Древней Церкви

    Лекции профессора В.В. Болотова (1853—1900) были изданы только после его смерти.Впервые работа издавалась в 4 томах, последний из которых вышел из печати уже в 1918 году. В лекциях рассмотрены важнейшие периоды становления христианства: его укрепление в Римской империи, развитие гностических систем, распространение по Европе. 

    Работа подробнейшим образом описывает первые три века истории христианства.

    Том II Введение в церковную историюI. Предварительные понятияII. Вспомогательные науки для церковной историиIII. Источники церковной историиIV. Разделение церковной истории на периоды.Том III История церкви в период до Константина ВеликогоОтдел первый. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мыслиI. Церковь послеапостольская и Римская империяII. Апологии Христианства и языческая полемикаIII. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносисаIV. Распространение христианстваОтдел второй. Внутренняя жизнь церкви: выяснение догматического учения и начал церковной дисциплины и обряда.I. Раскрытие учения о БогочеловекеII. Опыт системы христианского гнозиса ОригенаIII. МонтанизмIV. Споры о дисциплине и расколы в древней ЦерквиV. Споры о времени празднования пасхиVI. Церковный строй в первые три века христианстваТом IV История церкви в период Вселенских соборовОбщий характер этого периодаОтдел первый. Церковь и государствоI. Обращение к христианство Константина ВеликогоII. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и христианской церкви при установлении отношений между церковью и государствомIII. История отношений между церковью и государством со времени Константина Великого.IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мыслиV. Права и привилегии церкви в христианском государствеОтдел второй. Церковный строй.I. Клир и иерархия.II. Формы церковного союза

    Бриллиантов А.П. Лекции по истории Древней ЦерквиБриллиантов А.П. Лекции по истории Древней Церкви

    «Лекции по истории древней Церкви» — это впервые издаваемый курс лекций А. И. Бриллиантова, читанный им для студентов Санкт–Петербургской Духовной академии на протяжении многих лет. Основное внимание в лекциях уделяется истории триадологических и христологических споров в ранней Церкви на протяжении первых шести Вселенских соборов, формированию христианской догматики и опровержению многочисленных ересей того времени.

     

    Несмотря на сложность обсуждаемых в этой книге вопросов, «Лекции…» читаются легко и с неослабевающим интересом, что во многом зависит от стиля А. И. Бриллиантова — строго последовательного, логически выверенного, прозрачного в доказательствах и не лишенного высоких литературных достоинств. 

    Введение в общую церковную историюИстория церковной историиОбщий характер эпохи Вселенских соборовИстория арианских споровАрианствоИстория арианства до Никейского собораНикейский Вселенский соборБорьба с арианством после Никейского собора (325–381 гг.)Торжество ариан на основе союза их с восточными епископами (325–361 гг.)Представители оригенизмаИстория арианских споров после Никейского собора. Период второй (361–381 ггИстория утверждения Православия на ВостокеВторой Вселенский соборИстория христологических споров в древней ЦерквиАполлинарианствоИстория споров о соединении двух естеств в едином лице БогочеловекаХристологические воззрения представителей различных направлений в эпоху несторианского и евтихианского споровI. Антиохийская школа и несторианствоII. Александрийское направление в христологииСоюзники св. Кирилла АлександрийскогоПроисхождение монофизитстваIII. Западная христологияНесторианский спорСпор из–за Нестория (428–435 гг.). Начало спораЕфесский собор 431 гЕвтихианский спорХалкидонский Вселенский соборИстория монофизитского спора после Халкидонского собораМонофизитство и разделение его на сектыОтношение к Халкидонскому собору и монофизитству государственной власти до ЮстинианаЦарствование Юстиниана и Пятый Вселенский соборПятый Вселенский соборМонофелитский спор и Шестой Вселенский собор

    Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.)Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.)

     

    Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель: Жизнь с Богом, 1964 и фототип. переизд. 1988 и Киев, 1991 (подробная русская и иностр. библиография). Первое, сокращенное издание: София, 1937.

     

    Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада. Он был профессором в Киеве, позже — в Софии, где читал лекции по догматике и, в особенности по церковной истории.

     

    Предлагаемая здесь книга представляет собою обобщающий труд, который он сам предполагал еще раз пересмотреть и издать. Кончина, постигшая его в Софии в 1931 г., помешала ему осуществить последнюю отделку этого труда, который в сокращенном издании появился в Софии в 1937 г.

     

    Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе с тем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего истины. Настоящий труд — публикуемый на этот раз полностью, стараниями дочери автора, И. М. Посновой, — раскрывает сущность его воззрений на прошлое и на взаимоотношения восточного и западного христианства в течение первых одиннадцати веков.

     

    За последние три с половиною десятилетия, немало исторических фактов, затронутых на этих страницах, были изучены заново и некоторые из них представляются теперь в новом освещении. Но успехи, которых могло достигнуть новейшее знание, не умаляют ценности этой книги. Она заключается преимущественно в научной направленности этого труда, в правдивости и беспристрастности автора и в том методе, которым он постоянно вдохновлялся.

     

    По мысли проф. Поснова, не в том ли задача историка, чтобы устанавливать факты в их первичной истинности и дать возможность понять их историческое развитие? В применении этого метода к фактам церковной истории он видел живой источник подлинного иренизма, того, посредством которого современный человек сам примиряется с прошлым, открывающимся ему в свете истины.

     

    Казаков М. М. Христианизация Римской империи в IV вКазаков М. М.  Христианизация Римской империи в IV в

    Смоленск: «Универсум», 2002. – 464 с. 

    Предлагаемая вниманию  монография посвящена интересной и недостаточно разработанной в отечественной литературе проблеме христианизации Римской империи. На основании широкого круга источников и глубокой проработки обширной литературы автор анализирует причины обращения Римской империи в христианство в начале IV в. и рассматривает мероприятия императора Константина и его последователей в пользу христианства.

     

    В книге показано, что христианизация не была ровным и прямолинейным процессом и что в IV в. допускались значительные отклонения в религиозной политике. Процессы, начатые Константином, получили логическое завершение при императоре Феодосии, религиозной политике которого уделяется особое внимание в книге. В контексте христианизации рассматривается проблема внутрицерковной борьбы и рисуются портреты лидеров церкви той эпохи.

     

    Отдельная глава посвящена вопросу о территориальном распространении христианства и проникновению этой религии в различные социальные слои римского общества. Книга рассчитана на студентов, аспирантов и всех интересующихся историей поздней античности и античного христианства. 

    Монография рекомендована к печати кафедрой древнего мира исторического факультета Московского государственного университета

    Введение Глава I Источники иГлава II Предпосылки христианизацииГлава III "Константинова революция"Глава IV Ход христианизации отГлава V "Революция" ФеодосияГлава VI Христианизация и внутрицерковная борьбаГлава VII Распространение христианства к концу IV в.1. Территориальное распространение христианства 2. Христианизация различных слоев римского общества

     

    Казаков М. М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке Казаков М. М.  Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке

    Смоленск, 1995

     

    Книга кандидата исторических наук Казакова М. М. освещает одну из интереснейших и драматических эпох истории мировой цивилизации - христианизацию Римской империи в IV веке. В центре внимания автора находится личность отца церкви, выдающегося политика, епископа и писателя Амвросия Медиоланского, одной из ключевых фигур едва ли не всех бурных политических событий, происходивших на западе в последней четверти IV столетия.

     

    В книгу включено множество выдержек из произведений Амвросия и других позднеантичных авторов, значительная часть которых публикуется на pycском языке впервые.

     

    Книга рассчитана на специалистов-историков, студентов, аспирантов, а также предназначена для широкого круга читателей, интересующихся античностью и историей религий.

     

    Глава 1. Время, в котором он "был потерян"Глава 2. "Амвросий - епископ!"Глава 3. "Я стал учить вас тому, чему и сам еще не научился"Глава 4. "Арианский яд"Глава 5. У истоков великого церковного раскола или разногласия "между самими правоверными"Глава 7. "Превосходнейшему Августу Грациану и христианнейшему Принцепсу"Глава 8. "Алтарь Христа не принимает твоих даров, потому что ты принес жертву алтарю идолов"Глава 9. "Скорблю о тебе, любимейший сын мой Грациан, ты дал нам много доказательств своего благочестия"Глава 10. "...из-за моего посольства он не смог вторгнуться в Италию..."Глава 11. "Вы просите у императора мира для своих богов, мы же испрашиваем у Христа мира для самих императоров"Глава 12. "И я снова ездил твоим послом в Галлию и мне была приятна эта обязанность"Глава 13. "... я не общался с епископами, которые просили предать смерти неких людей, пусть и уклонившихся в сторону от веры"Глава 14. "Императору принадлежат дворцы, священнику - церкви"Глава 15. "Ты привел меня к нему без моего ведома, чтобы он привел меня к тебе с моего ведома"Глава 16. "В самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет"Глава 17. "... он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой..."Глава 18. "... небо придет на помощь твоему благочестию, которое спасет Римскую имперю от варварской дикости разбойников и от царствования недостойного узурпатора"Глава 19. "... с уходом из жизни такого человека, Италии будет угрожать гибель"

    Эпилог Кузищин В.И. Амвросий Медиоланский - Человек, Политик, Епископ

     

    Амадей Тьерри. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий Амадей Тьерри. Ересиархи V века: Несторий и Евтихий

     

    Предлагаемое сочинение известного, даровитого французского писателя по римской истории Амедея Тьерри, представляя само в себе самостоятельное и вполне законченное целое, вместе с тем, составляет последнее заключительное звено целого ряда написанных им сочинений по римской истории.

     

    Высокие литературные достоинства, необыкновенно ясное до наглядности воспроизведение движений общественной жизни давно прошедших времен, мастерские, рельефно выступающие изображения главных действующих лиц эпохи, уменье схватывать характерные и интересные черты времени и вести нить рассказа неослабно поддерживая живой интерес к нему, наконец, легкая, изящная и выразительная речь, — все эти общепризнанные достоинства выступают во всей силе и в этом последнем произведении его, изданном в 1878 году, уже по смерти автора, сыновьями его.

     

    Дервас Читти Град ПустыняДервас Читти Град Пустыня

     

    Книга "Град Пустыня" написана доктором богословия, священником англиканской церкви отцом Дервасом Джеймсом Читти.

    Эта замечательная работа, увидевшая свет в 1966 году, является несколько переработанным лекционным курсом, прочитанным автором в 1959-60 гг. в Birkbeck College, и, говоря словами автора, представляет собою не более чем вводный очерк по истории трех первых веков египетского и палестинского монашества (отсылающий читателя к более серьезным исследованиям и оригинальным работам, указанным в примечаниях), который мог бы стать для будущих исследователей своего рода отправной точкой или ориентиром.

    Этот, давно ставший классическим, труд по истории древнего христианского монашества, в котором богатство материала и строгость его подачи сочетаются с необычной живостью изложения, не утратил своего значения и поныне. 

    Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире

    Интересное исследование православного историка о происхождении агап (вечерь любви), их протекании, отмене и оставшихся отголосках в православном богослужении.

    Древний опыт агап был тщательно собран в книге Петра Соколова. Соколов показывает, что вечери любви (агапы), отличавшиеся более или менее литургическим характером, являлись одним из важных проявлений общественной организации древней Христианской Церкви. Вся история агап в их возникновении, развитии и постепенном упадке может быть разделена на три неодинаковых по времени периода: 1) агапы первенствующей Церкви с характером по преимуществу религиозно-мистическим и, безусловно, в связи с евхаристией, 2) агапы с характером по преимуществу благотворительным - как вне связи, так иногда и в связи с евхаристией; 3) агапы после канонической отмены, - период их агонии с попыткой возродиться и постепенного умирания. Это прямое русло течения истории агап имеет свой едва заметный рукав, вмещающий историю поминальных трапез.

     

    Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском миреВысшим выражением двух черт жизни новозаветной Церкви - эсхатологии и братства - были агапы, включающие в себя, как свой кульминационный пункт, евхаристию. "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян 2:42). Благодаря этой связи с молитвой и причащением эти трапезы имели специфически богослужебный характер, и добровольные приношения - поскольку составляли собой обнаружение koinonia (по-гречески, общение), - приношения требуемых припасов носили также богослужебный характер.

     

    Агапы были естественным выражением koinonia. Агапы первой Церкви были высшим радостным выражением тесной взаимосвязи членов Церкви, выражением теснейшего общения любви, - той koinonia, которая была чувством живого касания к царству Божию, - сознания принадлежности к нему при полном и всеобщем равенстве чрез Христа, так скоро вновь ожидаемого.

     

    Это были трапезы не отдельных лиц, не отдельных семей, но всего христианского общества, как одной наитеснейше связанной семьи. Здесь христиане объединялись еще более и, наконец, их объединение таинством евхаристии замыкалось единением со Христом и во Христе. Евхаристия возвышала агапу на степень большую, чем только простая трапеза для насыщения и углубляла ее смысл. Такая нравственная настроенность и эсхатологический характер агап сообщали им особую торжественность, придавали им религиозно-мистическую окраску: агапы носили на себе светлый облик грядущего Христа. Агапы, соединяясь с евхаристией, представляли собой точное воспроизведение Тайной вечери.

    Вечери любви, или агапы,— это, по распространенному мнению, особые трапезы христиан первых веков, отделенные от Евхаристии (или отделившиеся от нее со временем) и проходившие по особому чину. В лит-ре порой любые упоминания о неевхаристической вечерней трапезе ранних христиан (напр., описание «вечери общины» в «Апостольском предании» III в.) отождествляются с агапой. Однако, как показывает анализ источников, все разнообразие типов общинных трапез у первых христиан не может быть сведено к противопоставлению агапы и Евхаристии; более того, сам термин «агапа» у мн. авторов является просто синонимом Евхаристии или же употребляется в неопределенном значении.

     

    Единственный ранний автор, недвусмысленно описывающий неевхаристическую вечернюю трапезу христиан и при этом называющий ее агапой — это Тертуллиан (Apol. 39). Поэтому утверждать можно только то, что центром церковной жизни ранних христиан (так же как и во все последующие эпохи) всегда была лишь Евхаристия, в то время как в тех или иных общинах существовали также и различные формы общинных трапез, вовсе не обязательно называвшиеся «Вечерями любви» и не имевшие единой традиции их проведения (см.: McGowan A.Naming the Feast: The Agape and the Diversity of Early Christian Meals // StPatr. 1997. Vol. 30. P. 314–318).

     

    Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три векаГарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века

    В книге внимательно рассмотрены и тщательно исследованы практически все стороны раннехристианской жизни как со своей внешней организации и бытовой стороны, так и внутренних условий появления и распространения богооткровенной религии в языческом обществе.

    Внешние и внутренние условия миссионерской проповеди христианства в первые три века Иудейство и его значение для пропаганды христианства.

    II Внешние условия всеобщего распространения христианстваIII Внутренние условия всеобщего распространения христианстваРелигиозные основы миссионерской проповеди христианства в первые три векаЕвангелие об Исцелителе и исцеленииБорьба против демонов в древней Церкви и значение ее для миссииХристианство как Евангелие любви и благотворенияХристианство как религия духа и силы, нравственной строгости и святости, авторитета и разумаХристианство как благовестие о «новом народе» и «третьем роде» (историческое и политическое сознание христианства)Христианство как религия Книги и исполнившейся историиМиссионеры, действовавшие в первые три века христианства (Апостолы, евангелисты, пророки, учителя; обыкновенные миссионеры)Методы миссионерской проповеди христианства в первые три векаI.Имена верующих во Христа в первые три века христианстваII ДрузьяIII. Собственные имена христианОбщинный строй ранних христиан и значение его для миссииПрепятствия, встречавшиеся на пути распространения христианства в первые три века его историиСуждения языческой философии о христианствеРаспространение христианства среди различных классов общества в первые три века его историиРаспространение христианства в придворных кружках в первые векаРаспространение христианства среди военного сословияРаспространение христианства среди женщин

    Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церквиГарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви

    Возникновение правового развития церквиII. Отношение церкви в первом веке (30—130) к государству и культуреIII.Отношение церкви во втором веке (около 130—230) к государству и культуреIV.Отношение церкви в третьем веке (прибл. 230—311) к государству и культуреV.  Развитие государства в сторону сближения с церковьюVI.      Заключительный обзор: от Константина до Грациана и Феодосия (306—395)

    Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора

    Добшюц Э. Древнейшие христианские общины. Культурно-исторические картины

    ГЛАВА I. Общины ПавлаКоринфская общинаМакедонские общины: фессалоникийская и филиппийскаяМалоазиатские общины: галатская и фригийскаяХристиане РимаГЛАВА II. Иудейские христианеПервоначальная общинаДальнейшее развитиеИудаистическая пропагандаИудейско-христианская община более позднего времениГЛАВА III. Позднейшие языческо-христианские общиныОбщины, находящиеся еще под влиянием ПавлаКруг влияния ИоаннаНачатки гносисаОбщины переходной катализирующей эпохиРимская община времени Ерма

    13.02.11 - Модуль с этими книгами в кодировке ANSI для BibleQuote 5 и 6, Андроид.

    Благодарность за материалы, включенные в модуль:Klangtao - модули Карташёва, Поснова, СоколоваПавел - текст книги ЧиттиDikBSD - тексты книг Бриллиантова, Гарнака

    esxatos.com

    Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви

    Посмертное издание лекций по истории древней церкви профессора Василия Васильевича Болотова. Желание видеть этот курс в печати давно уже высказывается почитателями Василия Васильевича, и оно имеет основания для себя как в намечаемой у нас настоятельной потребности в изданиях подобного рода, так и в общепризнанномученом авторитете Болотова и известных его слушателям достоинствах его чтений.

     

    Принятый способ издания лекций В. В. Болотова через привлечение к делу неавторизованных записей, вообще значительно осложняя выполнение задачи, особые затруднения вызывает по отношению к введению, для которого нет проверенного самим В. В. Болотовым для литографии в целом виде текста. Оно издается главным образом по курсам 1898—1899 и затем 1887—1888 и 1890—1891 гг. По самому свойству предмета здесь именно чаще всего встречаются собственные имена, цифры, заглавия сочинений; их приходилось проверять и восстанавливать иногда по книгам из библиотеки Василия Васильевича. Необходимые особенно в этом отделе более важные дополнения библиографического характера к чтениям Василия Васильевича отмечаются квадратными скобками или относятся в примечания. Но главной задачей было всюду прежде всего восстановление, насколько возможно, содержания лекций самого Василия Васильевича, на основании иногда крайне неблагодарного материала.

     

    Недочеты, какие будут встречаться в предпринимаемом издании, должны быть относимы на счет состояния источников и их настоящей обработки. Но можно думать, что появление академических чтений Василия Васильевича даже в настоящем несовершенном виде не умалит его ученой славы, а сделает л ишь результаты его ученой деятельности доступными для более широкого круга читателей, нежели какой можно предполагать для его специальных трудов.

     

    А. Бриллиантов

     

     

    Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви I—II - Введение в церковную историю - История Церкви в период до Константина Великого

     

    В. В. Болотов. — 2-е изд. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2011. — 576 с.

    ISBN 978-985-511-341-7

     

    Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том I -  Введение в церковную историю - Содержание

     

    Предисловие

    I. Предварительные понятия

    • 1.  Понятие об истории
    • 2.  Понятие о Церкви
    • 3.  Работа историка.
    • 4.  Объективность и конфессионализм в церковной истории

    II. Вспомогательные науки для церковной истории

    Дипломатика. Сфрагистика. Эпиграфика. Нумизматика. Палеогра­фия. Материал для письма; задачи палеографии: чтение рукописей и определение времени и места написания их; значение палеографии. Филология и ее значение. География. Значение собственных имен гео­графических; пособия и первоисточники по исторической географии древнего мира и по церковной географии. Церковная статистика. Оно­матология (просопография). Пособия для определения собственных имен епископов и других лиц. Право. Пособия для уяснения наимено­ваний должностей. Метрология и метрологические наименования. Хронология материальная и формальная. Труды по 1) материальной хронологии; 2) формальной хронологии: а) техническая и б) матема­тическая (астрономическая). Сведения о различных эрах и способах летосчисления.

    • Римское летосчисление
    • Восточное (сирийское) летосчисление
    • Египетское летосчисление
    • Летосчисление от Р.Х.
    • Вопрос о времени рождества и смерти Христа
    • Летосчисление от сотворения мира
    • Летосчисления абиссинское, грузинское и армянское
    • Мусульманское летосчисление
    • Византийское летосчисление по индиктионам

    III. Источники церковной истории

    • 1.  Монументальные источники
    • 2. Книжные источники общего характера и их фундаментальные издания
    • 3. Специальные источники церковной истории

    IV. Разделение церковной истории на периоды

    Указатель имен и соборов

     

    Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том II - История Церкви в период до Константина Великого - Содержание

     

    Предисловие

    История Церкви в период до Константина Великого. Общий характер этого периода

    ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. ХРИСТИАНСТВО И МИР ЯЗЫЧЕСКИЙ: БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С ЯЗЫЧЕСТВОМ В ЖИЗНИ И В МЫСЛИ

    I. Церковь послеапостольская и Римская империя

    • 1.  Мученичество
    • 2.  Причины гонений на христиан
    • 3.  История гонений

    II. Апологии христианства и языческая полемика

    III.  Борьба христианства с языческой мыслью в форме гносиса

    • 1. Происхождение и общий характер гносиса
    • 2. Схема содержания гностических систем и опыты их классификации
    • 3. Важнейшие гностические системы

    IV.   Распространение христианства

    • 1. Источники сведений о распространении христианства в древнейшее время
    • 2. Распространение христианства на Востоке
    • 3. Распространение христианства на Западе
    ОТДЕЛ ВТОРОЙ. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ: ВЫЯСНЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ И НАЧАЛ ЦЕРКОВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ОБРЯДА

    I. Раскрытие учения о Богочеловеке («богословская» стадия по преимуществу: учение о Святой Троице)

    • 1.   Учение о Христе как Боге и теория о Логосе
    • 2.   Монархианство
    • 3.  Учение о Святой Троице Тертуллиана и Оригена и общая схема построения этого учения в доникейский период
    • 4.  Учение о человеческой природе Христа в доникейский период. Учение Иринея, Тертуллиана, Климента Александрийского. Оригена.
    • 5. Динамистическое монархианство Павла Самосатского

    II. Опыт системы христианского гносиса Оригена

    III. Монтанизм

    IV.   Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви

    • 1.  Раскол Каллиста и Ипполита
    • 2.  Расколы Новата и Новатиана
    • 3.  Спор о крещении еретиков
    • 4.  Раскол донатистов
    • 5.  Мелитианский раскол.

    V.   Споры о времени празднования Пасхи

    • A)  Первая эпоха: разница между римской и малоазийской практикой
    • Б) Вторая эпоха: разница между Александрией и Сирией. Вопрос о Пасхе на Никейском соборе
    • B)   Третья эпоха: разность между Александрией и Римом

    VI. Церковный строй в первые три века христианства.

    Указатель имен и соборов

     

    Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви III—IV - История Церкви в период Вселенских соборовВасилий Болотов - Лекции по истории древней церкви III—IV - История Церкви в период Вселенских соборов

     

    В. В. Болотов. 2-е изд. — Минск : Белорусская Право­славная Церковь, 2011. — 768 с.

    ISBN 978-985-511-342-4

     

    Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том III - История Церкви в период Вселенских соборов - Церковь и государство - Церковный строй - Содержание

    Предисловие

    История Церкви в период Вселенских соборов. Общий характер этого периода 

    ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

    I. Обращение в христианство Константина Великого

    II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и Христианской Церкви при установлении отношений между Церковью и государством

    III. История отношений между Церковью и государством со времени Константина Великого

    • 1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей
    • 2. Языческая реакция при Юлиане Отступнике
    • 3.  Религиозная политика императоров после Юлиана

    IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли

    V. Права и привилегии Церкви в христианскомгосударстве

    • 1.  Имущественные права
    • 2.  Свобода от податей и повинностей (иммунитет).
    • 3.  Судебные привилегии
    • 4. Право ходатайства и право убежища
    • 5. Прочие менее важные законы в пользу Церкви
    ОТДЕЛ ВТОРОЙ. ЦЕРКОВНЫЙ СТРОЙ

    I. Клир и иерархия

    • 1.  Условия вступления в клир
    • 2.  Увеличение клира и новые церковныедолжности
    • 3. Диаконы и пресвитеры
    • 4. Епископы
      • Приложение
        • Избрание патриарха у сиро-персидских несториан и у коптов
        • Избрание папы в Римско-Католической Церкви

    II. Формы церковного союза

    1. Парикия, управляемая епископом, и образование приходов в позднейшем смысле

    2.  Митрополии

    3. Экзархаты

    4. Патриархаты

    • а) Константинопольский патриархат 
    • б) Александрийский патриархат
    • в) Антиохийский и Иерусалимский патриархаты
    • г)  Патриархат Justinianae Primae
    • д) римский патриархат и развитие папства
    • е) Римский епископ как патриарх Запада

    5. Притязания римского епископа на главенство в Церкви Вселенской: римский епископ как папа

    6. Соборы

    7. Перемены в форме церковного союза

     

    Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том IV - История Церкви в период Вселенских соборов - История богословской мысли - Содержание

    Предисловие

    ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. ИСТОРИЯ БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ

    I. Споры о Святой Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке)

    • 1. Арианский спор
    • 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством

    II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке)

    • 1. Время до возникновения несторианского спора
    • 2. Несторианский спор
    • 3. Монофиситский спор
    • 4. Спор о трех главах
    • 5. Монофелитский спор
    • 6. Иконоборческий спор

    Указатель имен и соборов

     

    Приложение. Правила святых Вселенских соборов

    Правила святого Вселенского Первого собора, Никейского

    Правила святого Вселенского Второго собора, Константинопольского

    Правила святого Вселенского Третьего собора, Ефесского

    Послание того же святого Вселенского Третьего собора к священному собору Памфилийскому о Евстафии, бывшем их митрополите

    Правила святого Вселенского Четвертого собора, Халкидонского

     

     

    esxatos.com


    Смотрите также