Письменность древних египтян. Что было основным носителем информации в Египте? Письменность и знания египтян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Письменность и знания древних египтян. Письменность древних египтян


Письменность и знания древних египтян

Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди...

 

Язык

Египетский язык был языком общения до III в. н.э.

С III в. н.э. египетский язык считается мертвым языком (т.е. на нем не разговаривали). Языком общения в Египте стал коптский язык.

С VII в. н.э., когда происходит арабское завоевание, коптский вытесняется арабским языком (в настоящий момент это государственный язык Арабской Республики Египет).

Письменность

Причины возникновения кроются в потребности фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной деятельности.

История возникновения

Основой египетской письменности является рисуночное письмо, или пиктография (каждое слово изображалось в виде рисунка – изображение ног означало «идти» и т.п.). Египтяне стремились зарисовать то, что хотели запомнить. Так возникли знаки-рисунки.

Со временем рисунки стали изображать не только отдельные слова (солнце, дом, быка и т.п.), но и слоги (звуковые сочетания).

Египетская письменность представляла собой набор знаков, передающих звуки произносимых слов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов (иероглифическое письмо). В египетском языке было более 700 иероглифов.

Время возникновения

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н.э. Как развитая система сложилась ко времени Среднего царства.

На чем писали египтяне?

Бумагу египтяне не знали. Писали на папирусе, который изготавливали из стеблей болотного тростника (с одноименным названием «папирус» - cyperus papyrus).

Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала третьего тысячелетия до н.э.

Существовала особая техника изготовления папируса. Стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Затем эти нарезы стеблей папируса выкладывались на смоченный стол, они должны были плотно примыкать друг к другу, потом накладывали второй слой нарезов в направлении, перпендикулярном к направлению нарезов первого слоя (крест-накрест). Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс, а после этого просушивали на солнце. На заключительном этапе изготовления папируса листы выглаживали с помощью инструментов из слоновой кости и раковин и отбивали молотком. Потом уже готовые листы папируса склеивали, создавая длинные свитки. Длина свитков достигала нескольких метров. Листы склеивали таким образом, что край одного листа покрывал край следующего (место склейки равнялось 1–2 см.).

Чем писали?

Писцы писали обычно кисточкой, которую делали из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал.

Кто занимался исследованиями / был хранителем знаний

Жрецы были самыми образованными людьми в Древнем Египте. При каждом храме была библиотека, где хранили и переписывали свитки.

Что исследовали / что знали?

В Древнем Египте зародилась география – наука об изучении Земли (правда, знания египтян были неточными: Землю они представляли в виде прямоугольника, окруженного океаном).

Наибольших успехов египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.

Астрономия: благодаря наблюдениям за звездами египетские жрецы смогли определить продолжительность года. Они заметили, что звезда Сириус восходит раз в 365 дней. Египтяне также умели предсказывать солнечные и лунные затмения, были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.

Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов.

Математика: математика появилась и развивалась в связи с практическими потребностями египтян в вычислениях (измерение земельных участков после разливов Нила, учет и распределение собранного урожая, сложные расчеты при строительстве храмов, гробниц и дворцов). Древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях.

Медицина: высокий для того времени уровень медицины связан с обычаем мумификации трупов, во время которой врачи могли изучать анатомию человеческого тела.

Одним из высших достижений египетской медицины было учение о кровообращении и о значении сердца в этих процессах.

Врачи в Древнем Египте имели специализацию. Кто-то лечил желудок, кто-то глаза, кто-то зубы и т.п.

В Древнем Египте был отмечен довольно высокий уровень хирургии (об этом свидетельствуют найденные при раскопках гробниц хирургические инструменты). (подробнее о врачевании в Древнем Египте).

Где учили: в школах при храмах.

Кто учил: жрецы.

Чему учили в школах?

Прежде всего письму, чтению и устному счету. После этого изучали историю, географию, математику, медицину, астрономию, строительное дело. ( подробнее в статье "Школа в Древнем Египте")

Письменность и знания древних египтян

Стены египетских гробниц покрыты загадочными знаками, здесь и змея кобра, и ибис, и пирамида. Такие значки египтяне еще в древности называли иероглифами — «священными письменами» (рис. 1).

Долгие годы никто не мог прочитать иероглифические письмо. Многие хотели разгадать тайну египетской письменности. Удалось это сделать французскому ученому Жан-Франсуа Шампальону. Шампальон исследовал знаменитый Розеттский камень — плиту с благодарственной надписью жрецов Птолемею V Эпифану, датируемой 196 до н. э . Одна часть записей на плите была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-древнегречески. И в греческом, и в иероглифическом тексте имена правителей были обведены в овальные рамки, это и стало ключом к разгадке. Жан-Франсуа Шампальон доказал, что египетское письмо состоит из трех видов знаков: знаков, которые определяют понятия; знаков, которые обозначают согласные звуки, и значков-определителей, которые помогали прочесть слова, в которых были одинаковые согласные, например «дом» и «Дима». 14 сентября 1822 г. Шампальон выступил с докладом о своем научном открытии, эта дата стала официальным началом развития науки египтологии.

Для записей в Египте использовали разные материалы: каменные плитки, черепки битой посуды (остраки), кожу, дощечки, покрытые гипсом, но самым популярным материалом был папирус, который изготавливали из папируса — тростника, росшего по берегам Нила. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски выкладывали на ровной поверхности одну рядом с другой, сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Получившуюся кладку придавливали прессом, волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу. Для хранения папирус сворачивали в трубочку — свиток. Писали на папирусе тростниковыми кисточками, используя краски черного и красного цвета.

Учиться в Древнем Египте могли только представители знати. Девочки получали домашнее образование, а мальчиков в 6-7-летнем возрасте отдавали в школу. Строгие учителя учили детей письму и счету. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил.

Научными знаниями в Древнем Египте владели жрецы, тщательно охранявшие свои тайны и секреты. Мы можем лишь догадываться об уровне научных знаний древних египтян. Египетские жрецы умели точно предсказывать дату начала разлива Нила по расположению небесных светил. Для измерения времени они употребляли водяные часы, делали сложные математические расчеты для возведения пирамид, знали секреты бальзамирования.

Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.

    Возможно, Вам так же будет интересно прочитать про

     Искусство Древнего Египта

    Древний Египет

    Тутанхамон

    Список литературы

    1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
    3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953. 

    helperia.ru

    Письменность древних египтян - Египетские пирамиды навсегда!

    Египетские иероглифы. XXV в до н.э.Египетские иероглифы. XXV в до н.э. Когда уже в новое время европейские исследователи стали изучать историю Древнего Египта и египетские пирамиды, они начали находить на стенах храмов и на колоннах, на статуях и гробницах, остатках древних папирусов письменные свидетельства тех далеких времен.

    Письменность древних египтян была основана на иероглифах — сложных знаках, зачастую представляющих собой просто упрощенный и стилизованный рисунок живого существа или предмета.

    Свое название иероглифическое письмо получило от греков, когда те в 332 г. до н.э. под предводительством Александра Македонского вторглись в Египет. «Иероглифы» в переводе с греческого обозначают "священные вырезанные".

    Исследователи считают, что более красивой письменности не удалось создать ни одному народу на земле. Но проблема заключалась в том, что к тому времени уже на протяжении 1400 лет после того, как в 5 столетии н.э. иероглифическое письмо в Египте было забыто, иероглифы оставались совершенной загадкой не только для европейцев, но и для самих египтян.

    Уже никто ни в самом Египте, ни нигде в мире эту письменность не понимал. Расшифровка этой письменности началась еще в XVI—XVII вв. и была предметом усилий многих ученых. Но оказалось, что помимо редкой красоты, письменность древних египтян чрезвычайно сложна.

    Справиться с трудной научной задачей оказалось под силу французскому ученому Франсуа Шомпальону.

    Также интересно будет посмотреть:

    piramidavorever.ru

    Что было основным носителем информации в Египте? Письменность и знания египтян

    Рождение египетской письменности приходится на конец IV тыс. до н.э. В основу ее положено рисуночное письмо, где каждый предмет или понятие передавались при помощи изображения. Глиняные таблички, папирусные свитки, наскальные надписи – это все, что было основным носителем информации в Египте и в малой мере дошло до наших дней. Странные упрощенные рисунки ученые назвали иероглифами, а сама система письма именуется иероглификой. Учебник "История древнего мира, 5 класс" лишь в общем затрагивает эту интересную тему. О возникновении, распространении древнего египетского письма и о позднейших попытках его расшифровать рассказывается в данной статье.

    Божественные знаки

    Египтяне веровали, что каждый иероглиф – священный, так как письменности научил Египет Тот – бог мудрости. Само письмо называлось «мдуэнтр» - "слова бога". Рисунок-изображение слова - главное, что было основным носителем информации в Египте. Первые иероглифы ученые нашли на стенах гробниц, храмов, на саркофагах и обелисках – на всех тех величественных памятниках, высеченных из камня, которые дошли до современности.письменность и знания египтян

    К середине II тыс. до н.э. египтяне использовали при письме около 700 иероглифов, еще через тысячу лет их количество увеличилось до нескольких тысяч. Большая часть знаков – это просто изображение обозначающих их предметов. Иногда знак мог обозначать слог – в таком случае отдельное слово выражалось на письме несколькими иероглифами. Египетские знаки многозначны – один и тот же слог мог обозначаться разными иероглифами. Значение того или иного слова могло уточняться особыми рисунками – детерминативами. Такие знаки не указывали на само слово, а уточняли его смысл. Таким образом, древняя письменность передавала на письме абстрактные понятия, чувства и образы, которые сложно было бы выразить иначе. Все, что было носителем информации в Египте, покрывалось цепью удивительных, загадочных знаков.

    история древнего мира 5 класс

    Отсутствие гласных

    Иероглифы, обозначающие слоги, указывали лишь на согласные буквы в данном слоге. Гласные литеры в письме не применялись. Эта особенность свойственна как древним, так и современным языкам – например, арабское письмо также не использует гласные буквы. Поэтому точная транскрипция (звучание) слова до сих пор нам не известна, и одни и те же египетские слова могут читаться в различных транскрипциях, в зависимости от используемого источника.

    Письменность и знания египтян получили широкое распространение в эпоху Нового царства. Развитие торговли, укрепление государственной власти привели к возникновению нового вида письма, в котором раздельные знаки начали писаться вместе, слились в один символ. Писать и читать стало легче, а новые виды знаков ученые назвали демоникой – народным письмом.древняя письменность

    Как обучали письму

    Школы древнего Египта обычно находились при храмах. Сыновей чиновников отдавали в школы в пять-шесть лет. Будущие писцы брали из дома хлеб и кувшинчик с вином, и каждый день ходили учиться, как все современные школьники.

    Прежде всего, ребенка учили чтению и письму. Папирус являлся слишком дорогим материалом, и школьникам его не давали. Ученики пытались писать на полированных пластинках из известняка, расчерченных в клетку и линейку. Такие пластины служили для тех же целей, что и современные школьные тетради. На вопрос о том, что было основным носителем информации в Египте, можно дать такой ответ: все «тетради», что дошли до наших дней, служат надежным источником знаний об уровне обучения и образования в этой стране.папирус Египет

    Кроме письма и чтения, ученики подробно изучали искусство, историю, географию, преподавалась им военная наука и законы техники.

    По окончании курса наук повзрослевшему ученику выдавался драгоценный папирус. Египет являлся одним из основных производителей папируса в древнем мире, и важнейшие государственные документы этой страны сохранились до наших дней в хрупких свитках. Поэтому вручение листов этого драгоценного материала юноше означало, что его кандидатуру готовы рассмотреть на должность государственного чиновника. Под умелой рукой писца папирус покрывался столбцами иероглифов, а для красоты текст расцвечивался яркими красками.

    Забытые письмена

    Прошло почти две тысячи лет со времен расцвета Древнего Египта. Страна попала под владычество могучей Римской империи. Император Феодосий в конце I в н.э. закрывает последние храмы Осириса и Амона. Египтяне уже довольно давно пользуются коптским языком, который по своему составу сильно отличается от языка древних, а при письме используются греческие буквы. Все то, что было основным носителем информации в Египте, стало просто странными, древними и никому не интересными раритетами. Семь веков господства греков и римлян оказалось достаточно, чтобы великая культура прекратила свое существование. Греческие философы интересовались египетской религией и философией, но без знания письменности эти сведения оказывались отрывочными и поверхностными. Христианский богослов Климент Александрийский еще застал время, когда египтяне умели читать иероглифы, он дал краткое описание особенностям письма и чтения некоторых знаков, но не счел нужным рассказать об особенностях их применения. К разгадке тайн египетских письмен приложили усилия и средневековые мудрецы, и китайские философы. И лишь в XIX в удалось приподнять завесу тайны над загадкой иероглифов.

    Розеттский камень

    Во время египетской экспедиции Наполеона капитан Бушар нашел возле Розетты небольшой камень с остатками надписей на трех древних языках. Ученые пришли к заключению, что греческий, латинский и египетский текст говорят о благодарности жрецов, выданной Птолемеем Эпифаном, и тексты эти по существу являются одним и тем же посланием на разных языках. Розеттский камень дал толчок к правильной расшифровке египетского письма французским ученым, лингвистом и египтологом по имени Жан Франсуа Шомпольон. Его труд под названием «Краткий очерк иероглифической системы древних египтян или исследования элементов этого письма» дал начало существованию науки египтологии.что было основным носителем информации в Египте

    Заключение

    Известковые тетрадки учеников, папирусы государственных писцов и надписи на камне и мраморе, которыми жрецы украшали свои храмы, были положены в основу изучения Древнего Египта. Египтология сегодня – это наука, которая дала ответы на множество вопросов о письменности, культуре, политике и быте Древнего Египта; достижения науки вкратце изложены в пособии "История древнего мира, 5 класс". Ученики общеобразовательной школы сегодня за несколько уроков могут узнать те сведения, над которыми ломали головы великие умы прошлого.

    fb.ru

    Письменность и знания древних египтян

    Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. Но вы станете одним из посвященных: узнаете о египетских пирамидах почти все. «Почти», потому что всех тайн они не раскрывают никому!

    Тема: Древний Восток

    Урок: Письменность и знания древних египтян

    Стены египетских гробниц покрыты загадочными знаками, здесь и змея кобра, и ибис, и пирамида. Такие значки египтяне еще в древности называли иероглифами — «священными письменами» (рис. 1).

    Египетские иероглифы

    Рис. 1. Египетские иероглифы (Источник)

    Долгие годы никто не мог прочитать иероглифические письмо. Многие хотели разгадать тайну египетской письменности. Удалось это сделать французскому ученому Жан-Франсуа Шампальону (рис. 2). Шампальон исследовал знаменитый Розеттский камень — плиту с благодарственной надписью жрецов Птолемею V Эпифану, датируемой 196 до н. э (рис. 3). Одна часть записей на плите была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-древнегречески. И в греческом, и в иероглифическом тексте имена правителей были обведены в овальные рамки, это и стало ключом к разгадке. Жан-Франсуа Шампальон доказал, что египетское письмо состоит из трех видов знаков: знаков, которые определяют понятия; знаков, которые обозначают согласные звуки, и значков-определителей, которые помогали прочесть слова, в которых были одинаковые согласные, например «дом» и «Дима». 14 сентября 1822 г. Шампальон выступил с докладом о своем научном открытии, эта дата стала официальным началом развития науки египтологии.

    Жан-Франсуа Шампальон 

    Рис. 2. Жан-Франсуа Шампальон (Источник)

    Розеттский камень

    Рис. 3. Розеттский камень (Источник)

    Для записей в Египте использовали разные материалы: каменные плитки, черепки битой посуды (остраки), кожу, дощечки, покрытые гипсом, но самым популярным материалом был папирус, который изготавливали из папируса — тростника, росшего по берегам Нила. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски выкладывали на ровной поверхности одну рядом с другой, сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Получившуюся кладку придавливали прессом, волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу. Для хранения папирус сворачивали в трубочку — свиток. Писали на папирусе тростниковыми кисточками, используя краски черного и красного цвета (рис. 4).

    Египетский папирус

    Рис. 4. Египетский папирус (Источник)

    Учиться в Древнем Египте могли только представители знати. Девочки получали домашнее образование, а мальчиков в 6-7-летнем возрасте отдавали в школу. Строгие учителя учили детей письму и счету. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил. 

    Научными знаниями в Древнем Египте владели жрецы, тщательно охранявшие свои тайны и секреты. Мы можем лишь догадываться об уровне научных знаний древних египтян. Египетские жрецы умели точно предсказывать дату начала разлива Нила по расположению небесных светил. Для измерения времени они употребляли водяные часы, делали сложные математические расчеты для возведения пирамид, знали секреты бальзамирования.

    Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.

     

    Список литературы

    1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
    3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

     

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Chynga-changa.ru (Источник).
    2. Nnre.ru (Источник).
    3. Публичная историческая библиотека (Источник).

     

    Домашнее задание

    1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?
    2. Какие материалы египтяне использовали для письма?
    3. Кто и когда разгадал тайну египетских иероглифов?
    4. Какие науки были развиты в Древнем Египте?

     

     

    mirror.vsibiri.info


    Смотрите также