Пословицы древней руси. ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «ТРАДИЦИОННАЯ БОЕВАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ» ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДРЕВНЕЙ РУСИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Былинный эпос Древней Руси. Поговорки и пословицы как отражение народного характера. Пословицы древней руси


Пословицы и поговорки о Руси

Пословицы и поговорки про РусьТема сборки — Пословицы и поговорки о Руси:

  • Земля русская вся под Богом.
  • Русский Бог велик.
  • И один в поле воин, если он по-русски скроен.
  • Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал.
  • Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет.
  • Велика святорусская земля, а везде солнышко.
  • Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
  • Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось (А. Пушкин).
  • Русские медленно запрягают, но быстро ездят.
  • Пословица о Руси, о её защитниках — Врагу смерть неси — не позорь Руси.
  • Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал.
  • Русский на авось и взрос.
  • На Руси не все караси — есть и ерши.
  • Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал.
  • Русский терпелив до зачина.
  • На Руси никто с голоду не умирал.
  • Русский человек любит авось.
  • Март — «по-зимний» месяц, с него на Руси «пролетье» — весна начинается.
  • Русь — богатырская. … Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
  • Велика русская земля и везде солнышко.
  • На Руси всякой власти до страсти.
  • Крепка рука у русского моряка.
  • Русский молодец — басурманам конец.
  • На простоте душевной стоит русская деревня.
  • Пословица о Руси и дураках — Дай дуракам власти, развалят Русь на части.
  • Земля русская вся под Богом.
  • На Руси святой каждый кустик свой.
  • Все мы — дети земли русской.
  • Что русскому здорово, то немцу смерть.
  • Чаем на Руси никто не подавился.
  • Русским Богом да русским царем святорусская земля стоит.
  • У нас на Руси прежде гостю поднеси.
  • Русский человек — добрый человек (чувашский привет).
  • Трын трынил на святой Руси, да и протрынился еси.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • Дураки на Руси в почете.
  • Русский народ не боится креста, а боится песта.
  • На Руси святой каждый кустик свой.
  • Русский гостинец — кулага с саламатой.
  • На Руси всякой власти до страсти.
  • Русская кость тепло любит.
  • Прилетел гусь на Русь — погостит да улетит.
  • Русский в словах горд, в делах тверд.
  • Русь навалила, нас совсем задавила.
  • Кто наступит на землю русскую — оступится.
  • В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: «Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем».

Русские поговорки и пословицы про Русь великую.

Прочитайте другие сборники пословиц и поговорок:

pogovorki-poslovicy.ru

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «ТРАДИЦИОННАЯ БОЕВАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ» ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДРЕВНЕЙ РУСИ

Групповой проект «традиционная боевая культура древней руси»

Пословицы и поговорки о древней руси

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Волга – всем рекам мать.

Всякая птица свое гнездо любит.

Всякая сосна своему бору шумит.

Всякому мила своя сторона.

Где кто родится, там и пригодится.

Где сосна взросла, там она и красна.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Дома и стены помогают.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

И полынь на своем корню растет.

И собака свою сторону знает.

Каждому свой край сладок.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На родной сторонке и камешек знаком.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Русский в словах горд, в делах тверд.

Русский задора ждет.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Русский терпелив до зачина.

Русский человек добро помнит.

Своя земля и в горсти мила.

Своя сторона не бывает холодна.

Сибирь – золотое дно.

Плоха та птица, которая гнездо свое марает.

Земля русская вся под Богом.

Русский Бог велик.

И один в поле воин, если он по-русски скроен.

Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал.

Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Русь святая, православная, богатырская, мать

infourok.ru

Культура Древней Руси и современность

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Пословицы и поговорки

Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Отличаясь часто мерностью склада, имея нередко созвучия в начале и в средине (аллитерацию) или в конце (рифму), эти обобщения легко запоминались, выделялись из рассказов и даже переживали в народной памяти самые рассказы. Примерами пословиц, до сих пор связанных с рассказами или песнями, могут служисть следующие: "В горе жить не кручинну быть, а нагому ходить - не соромиться" (из песни), "от радости кудри вьются, в печали секутся", "нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит" (из сказки о журавле), "и ракитовый куст за правду стоит" ( из сказки об убитой сестре и дудке), "битый небитого везет" (из сказки), "то старина, то и деяние" (из старины).     Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Важное значение пословицы народ выразил в пословицах же: "Старинная пословица во век не сломится", "старинная пословица не мимо молвится", "добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз", "на пословице суда нет".     Пословицы касаются исторических событий, отражают древний быт, верования языческие и христианские, семейный и общественный быт, мораль, и т.д.

ПОСЛОВИЦЫ

    ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ. Этот разряд пословиц обнимает исторические события с древнейших времен и до позднейших. Примеры: "Погибоша, аки Обри (авары), их же несть ни поемени, ни наследства" (в летописи), "беда, аки в Родне" (голод в 980 г. в Родне), "Руси веселье пити, не может без того быти" (слова Владимира магометанским миссионерам под 986 г.), "Путята крести (новгородцев) мечем, а Добрыня огнем" (о крещении новгородцев, оказавших сопротивление), "не погнетши (не раздавивши) пчел, меду не едать", говорил волынско-галицкий князь Роман о своевольных боярах (под 1231 г.), "не во время гость хуже татарина", "тут словно Мамай воевал", "каков хан, такова и орда" (эти пословицы отражают татарщину), "семеро пойдут, Сибирь возьмут" (после завоевания Сибири казаками с Ермаком во главе), "вот тебе бабушка и Юрьев день" (по поводу запрещения при Борисе крестьянам перехода к другим помещикам даже в осенний Юрьев день), "пропал, как швед под Полтавой" (после поражения шведов под Полтавой, "голодный француз и вороне рад" (во время сидения французов в Москве).     Историческое содержание имеют и следующие пословицы: "На одном вече, да не одни речи" (отголоски вечевого образа правления), "Братчина судит, как судья" (судебная власть общины), "Брат брату головой в уплату" (круговая порука родных за преступления, совершенные одним из них), "На деле прав, да на дыбе виноват" (пытка), "Душа согрешила, а ноги виноваты" (пытка, правеж), "Лежачего не бьют" (во время кулачных боев), "По имени тебе место дать, по отчеству пожаловать" (местничество). 

  • ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ. Примеры: "Солнце днем работает, а ночью отдых берет" (анимистичекое воззрение на солнце), "Который бог замочит, тот и высушит" (многобожие), "Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился" (намек на жертвоприношение), "Жил в лесе, молился пням" (почитание лешего), "Храбер, силен, а все с лешим не справишься", "Был бы бес, будет и леший", "В лесу леший, а дома мачеха", "Егорий да Влас всему хозяйству глаз" (почитание Волоса), "Что у волка в зубах, то Егорий дал", "На печи сидел, кирпичам молился" (почитание домового), "Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь", "Не все то русалка, что в воду ныряет", "Старый ворон мимо не каркнет", "Всякому бы ворону на свою голову каркать", "Венчали вокруг ели, а черты пели" (брак без церковного обряда), "Взял боженьку за ноженьку, да и об пол" (низвержение кумиров).      Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: "Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана" (т.е. леший), "Всякому черту вольно в своем болоте бродить" (водяной), "В тихом омуте черти водятся).     Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: "Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь", "Бойся не бойся, а року не миновать", "Где нет доли, там и счастье не велико", "Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив", "Не страшны злыдни за горами", "Деньги идут к богатому, злыдни - к убогому", "От лиха не уйдешь". 

  • ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ. Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: "Не поле кормит, а нива", "Одним конем всего поля не изъездишь", "Рыба-вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова", "Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды", "Мужик умирать собирайся, а земельку паши", "Дорогой товар из земли растет". 

  • ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ Примеры: "Бог не в силе, а в правде", "Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море", "Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда", "Золото огнем искушается, а человек напастьми", "Притча во языцех" (из псалтири), "Смирен духом, да горд брюхом", "На небо поглядывает, а на земле пошаривает", "Густо кадишь, святых зачадишь", "Спереди - блажен муж, а сзади - вскую шаташася" ( о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки). 

  • ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ. Примеры: "Хозяин в дому, как хан в Крыму", "Как Бог до людей, так отец до детей", "В девках сижено - горе мыкано, замуж выдано - вдвое прибыло", "За чужую душу одна сваха божится", "В лесу медведь, а дома - мачеха", "Жене спускать - добра не видать", "Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу", "Кто любит , тот и лупит " (жену), "Жену не бить - милу не быть". 

  • ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ - МИРА. Примеры: "Что мир порядил, то Бог рассудил", "Ты за мир, и мир за тебя", "Мирская правда крепко стоит", "Мир - велик человек", "Мир за себя постоит", "На мир и суда нет", "Мир заревет, так леса стонут". 

  • ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО. Примеры: "Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил", "Что мне законы: мне судьи знакомы", "Не бойся суда - бойся судьи", "Лошадь с волком тягалась - хвост да грива осталась", "Наказал Бог народ - послал воевод", "Конь любит овес, а воевода - принос". 

  • ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ. Примеры: "Деньги, что каменья - тяжело на душу ложатся", "Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство", "Гол да наг - перед Богом прав", "Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают", "Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил", "Коли деньги говорят, тогда правда молчит", "Не проси у богатого, проси у тароватого", "В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется." 

  • ПОСЛОВИЦЫ. ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ. Примеры: "На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь", "Засыпь правду золотом, а она всплывет", "Правду со дня моря выносит", "Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься", "Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть", "Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла", "Правда не на миру стоит, а по миру ходит", "Без правды не жить, да и о правде не жить", "Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться", "Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше", "Ретивая лошадка долго не живет". 

  • ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ. Примеры: "Шипит, как каленое железо, когда плюнешь" (о горячем, раздражительном человеке), "Его в ступе пестом не умелешь" (упрямый), "Идет в сапогах, а след босиком" (хитрый), "Где ни ступит, тут и стукнет" (увалень), "Ветрами подшит" (непостоянный), "Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит" (мямля), "Из молодых да ранний, петухом кричит" (выскочка), "Лепечет, что сорока" (о том, кто скоро говорит), "Сказал, что отрубил" ( о говорящем кратко и решительно), "Говорит, что река льется" (плавно), "Воркует, как голубок" (нежно), "Что слово молвит, то рублем подарит" (хорошо и дельно говорящий). 

  • ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ. Примеры: "Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает", "На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся", "Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть".

ПОГОВОРКИ     Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. "Поговорка, - говорит народ, - цветочек, пословица - ягодка". Поговорки называются также "присловьями" и "присказками". Примеры: "Вертится, как бес перед заутреней", "Как две капли воды", "Один, как перст", "Ни дать, ни взять", "Как снег на голову", "На помине легок", "Не по дням, а по часам растет", "Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". 

russianculture.my1.ru

Былинный эпос Древней Руси. Поговорки и пословицы как отражение народного характера.

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего вре- мени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были куп- цы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Нов- город избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Художественное своеобразие былин

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

cyberpedia.su

Пословицы и поговорки Древней Руси Работу выполнил Студент

Пословицы и поговорки Древней Руси Работу выполнил Студент 13 группы Ахлёстин Антон Преподаватель: Недоступов Пословицы и поговорки Древней Руси Работу выполнил Студент 13 группы Ахлёстин Антон Преподаватель: Недоступов Д. А.

 Меня заинтересовала эта тема, потому что я захотел побольше узнать о различие пословиц Меня заинтересовала эта тема, потому что я захотел побольше узнать о различие пословиц и поговорок. Раньше на Руси эти пословицы и поговорки назывались «повести» . Часто такая повесть заканчивалась «толком» , то есть толкованием. Цель толкования в том, чтобы поговорка принесла духовную пользу, назидание душе.

 Поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и Поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям. В пословицах выражается народная мудрость. Их заключения и выводы имеют силу неписаного закона. Об этом говорят сами пословицы: «На пословицы ни суда нет, ни расправы» , «От пословицы не уйдешь» . Отличие поговорок от пословиц хорошо видно из следующих примеров. «Чудеса в решете» — поговорка, а «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда» — пословица. «Волк в-овечьей шкуре» —поговорка, а «Знать волка и в овечьей шкуре» — пословица. Итак, пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание.

 Прежде всего посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть Прежде всего посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть как положительными, так и отрицательными. Примеры положительных портретов: «Красна, как маков цвет» , «Кругла, бела, как мытая репка» , «Сидит, словно павушка плывет» . Отрицательные портреты: «Говорит, что родит» , «Ухмыляется, что кобыла, на овес глядя»

 Пословицы и поговорки существует практически на любую тему: о труде, о дружбе, о Пословицы и поговорки существует практически на любую тему: о труде, о дружбе, о Боге, об осени, о здоровье, о учебе, о семье и т. д. Нередко пословица поясняется в самом название: Какова земля, таков и хлеб. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. С Богом пойдешь – до блага дойдешь (к добру путь, добрый путь найдешь)

 Пословица — законченное предложение Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым Пословица — законченное предложение Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Например: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Пустая бочка громче гремит. Не зная броду, не суйся в воду.

 Поговорка — символичная фраза или словосочетание Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, Поговорка — символичная фраза или словосочетание Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. Примеры поговорок «свинью подложить» (напакостить) «медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред) «остаться с носом» (быть обманутым)

present5.com

Русские пословицы и поговорки | Славянская мифология. Символы Славян.

О пословицах и поговорках

По материалам Славянского Языческого Портала О пословицах и поговорках Значительное количество пословиц некогда непосредственно примыкали к рассказу, от которого с течением времени отделились и начали существовать уже независимо. Процесс отделения пословицы от рассказа может совершаться различными путями. Обыкновенно бывает так, что сначала идет басня или рассказ, и в конце как логическое следствие или как яркий […]

Я

Я бы его в ложке утопил. Я было и тово, а жена не тово — ну уж и я не тово. Я говорю про Ивана, а ты про болвана. Я горло дери, а он доход бери. Я его выручил, а он меня выучил. Я ж именинник, да мне ж и пирога нет. Я за кусок, а ты за носок. Я за порог, а жена поперек. Я за Фому, а он за Ерему. Я к тебе голублюсь, а ты от меня тетеришься. Я не на выучке, а ты не закройщик. Я не о том пел, а ты не о том слушал. Я не отпел, а ты и шапку надел. Я не я, и лошадь не моя (…и я не извозчик). Я с твоих гроз велик взрос. Я тебе рад, […]

Ю

Юг веет — старого греет. Юн всяк бывал и в грехах живал. Юн — с игрушками (…пирушками), а стар — с подушками. Юному хвастать, а старому хрястать. Юность — время золотое: ест, и пьет, и спит в покое. Юноша молод — не стерпивал голод. Юноша молод, не терпливал холод. Юс да ижица — делу конец ближится.

Э

Эта ворона нам не оборона. Это вилами на воде писано. Эта Хавронья сбила с подворья. Это еще цветочки, а ягодки впереди. Это нашего поля (бора) ягода. Это слово несется не изнови — исстари. Этот бы хрен да в постный день — не болтай, лишь помешивай.

Щ

Щеголь — хвост веретеном. Щеголь ходит, живот поджав. Щеголя бьют, спину оголя. Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду. Щей горшок да сам большой. Щеки берендеевы. Щекотливой лошади всегда берегись. Щекочет (…щебечет) соловьюшко, забыв свои детки. Щеня злое — от злой суки. Щеня лает, у старых псов слыша. Щепай, дивчина, лучины, не держи кручину. Щербата денежка, да гладок калач. Щербина на ноже, щетина на еже. […]

Ч

Чай, примечай, куда чайки летят. Чан мяса, да вкусу нет. Час минёшь, век живешь. Час от часу не легче. Час терпеть, а век жить. Час упустишь, годом не наверстаешь. Часом с квасом, порою с водою. Часто за шапку берется, не скоро уйдет. Часто кадишь — святых задымишь. Частые пирушки изведут полушки. Чванства на сто рублей, а животов на три полушки. Чванство не ум, а недоумие. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. […]

Ц

Царев гнев — посол смерти. Царевы слуги не жалеют ноги. Царские глаза далеко видят. Царские милости в боярское решето сеются. Царство Москва, а мужикам тоска. Царство разделится, скоро разорится. Царствует ум головою. Царь думает, а народ ведает. Царь жалует, а псарь не жалует. Царь и народ — все в землю пойдет. Царь милостив, да милости его проходят сквозь боярское решето. Царь птицам — орел, да боится сокола (…а сокола […]

Х

Харитон с Москвы прибежал с вестьми. Хвали день до заката. Хвали другу чужую сторону, а сам ни ногой. Хвали рожь в стогу, а барина в гробу. Хвали сон, коли сбудется. Хвали утро вечером. Хвалилась синица море зажечь. Хвалился черт всем миром владеть, а бог ему и над свиньей не дал власти. Хвались, да не поперхнись. Хвалить — не нанять, хулить — не унять. Хвалу, и честь, и славу — и дурак любит. Хваля другу невесту, а сам к месту. […]

Ф

Фалалей не нашел дверей. Фатка бывал дядька, а ныне стал псарь. Февраль богат снегом, апрель — водою. Федос любит принос. Федот, да не тот. Федот не пьет, а Нефед не прольет. Федул всех надул, а Фетис на суку повис. Федул на двор заглянул — пора серпы зубрить. (Имеется в виду день святого Федула — 18 июня по ст. ст.) Федул, что губы надул? — Да кафтан прожег. — Зачинить можно. — Да иглы нет. — А велика дыра? — Да один […]

У

У Андронова шапка на Москве не теряется. У баб да у лукавых слезы готовы. У бабы волос долог, да ум короток. У бабы семь пятниц на неделе. У бедного богатства — блохи да вши, больше не ищи. У бедного и два гроша — куча хороша. У бедного шуба овечья, а душа человечья. У бездельника охота до того, чтоб обмануть кого. У бога всякий день праздник. У бога не долго, а у нас тотчас. У бога не решето дней. У бога палок много. У бога-света все приспето. […]

Т

Та беда еще не угасла, а другая загорелась. Та беда идет (…едет) в ворота. Та беда не беда — лишь бы больше той не была. Та бы корова молчала, которая под медведем бывала. Та ведь хороша была корова к молоку, которая околела. Та же щука, да под хреном. Та не овца, которая с волком гулять пошла. Та овца не того (…не твоего) отца. Тайное слово в своих устах держи. Так гни, чтобы гнулось, а не так, чтобы лопнуло. Так […]

С

С бодливого рога сбивают. С болтливой женой хлопот не оберешься. С болтунами держи язык за зубами. С больной головы да на здоровую. С бороной по воде поехал, а цепом рыбу удит. С боярами не ешь вишен, а то костьми закидают. С вами хорошо, а без вас еще лучше. С вестей пошлины не берут. С ветру пришло, на ветер и ушло. С вечера девка, с полуночи молодка, на заре хозяюшка. С виду гладок, да на зуб не сладок. С виду — малина, а раскусишь — мякина. С виду тих, да обычаем лих. С возу […]

Р

Работа веселье любит. Работа да руки — надежные в людях поруки. Работа денежку копит, а вино топит. Работа дураков любит. Работа и мучит, и кормит, и учит. Работа мастера кажет (…хвалит). Работа не волк — в лес не убежит. Работа с зубами, а лень с языком. Работа черна, да денежка бела. Работай до зорьки, да не гуляй на вольке. Работай до поту, поешь хлеба в охоту. Работай — сыт будешь; учись — умен будешь. Работать не горазд, а поесть — как раз. […]

П

Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя. Палки в колеса — полено под ноги. Пан либо пропал. Паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Пар костей не ломит. Пар любить — баню топить. Пара — кулик да гагара. Парень золотой, да руки глиняные. Парень ожурёный — что горшок обожженный. Парень хорош, а работы ни на грош. Парочка — баран да ярочка. Парус ветра не учит. Паршивая овца все стадо портит. Паршивому […]

О

О волке помолвка, а волк и тут. О меде хоть год думай, во рту сладко не будет. О том кукушка кукует, что своего гнезда нет. О чем не сказывают, о том не допытывайся. Об одном вздохнешь, а всех жалко. Оба свата святы, да больно косматы. Обвыкла собака за возом бегать. Обдумывай, да не отдумывай. Обед красен не ложкой, а едоком. Обед на песнях пропет, а ужин на плясках прокружен. Обед не в обед, как хозяина (…хозяюшки) нет. Обед тогда варят, […]

Н

На авось (…на счастье) мужик репу сеял. На алтын товару, а на рубль раструски. На алый цветок летит мотылек. На аршин борода, да ума на пядь. На базар ехать, с собой цены не возить. На барский двор ворота широки, а со двора узки. На барском поле хлеба не заработаешь. На барскую расправу не найдешь управу. На бедного везде каплет. На бедного Макара все шишки валятся — и с сосен, и с елок. На бедность и с соседней стрехи каплет. На бедняка и кадило чадит. На бездонную […]

М

Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу. Май — доху надевай и на печь полезай. Майская травка и голодного кормит. Макару поклон, а Макар на семь сторон. Мала искра города поджигает, а сама прежде всех погибает. Мал бес, а хвост есть. Мал бывал — кашу едал, а вырос — и сухари в честь. Мал бывал — сказки слушал, вырос велик — сам стал сказывать. Мал горшок, да кашу варит. Мал горшок, да угодник. Мал […]

Л

Лавка бела, да изба гола. Лад избу ширит. Ладан на вороту, а черт на шее. Ладан — на чертей, а тюрьма — на татей. Ладану бегает дьявол, а дурак — доброго слова. Ладил дед топорище, окоротил, да на чеку и поворотил. Ладил мужичок челночок, а свел на уховертку. Ладила баба в Ладогу, а попала в Тихвин. Ладит, да не дудит. Ладно баюкаешь, да сон не берет. Ладно, коли складно, неладно, коли поперек. Ладно скроено, так и шить хорошо. Ладно […]

К

К богатому — за мукой, а к бедному — за золой. К большому терпенью придет и уменье. К босому по лапти пошел. К Варваре на расправу. К весне и добрую скотину за хвост поднимают. К воронам попал — по-вороньи каркай. К добру гребись, от худа шестом суйся. К зяблому лицу да снег подсыпаешь. К кафтану (…к коже) совести не пришьешь. К коже ума не пришить, гвоздем его не прибить. К любящему и страх не идет. К людям ближе — счастье крепче. К милому семь верст не околица. К миру приставай, […]

И

И баба видала, как сорока летала. И баран добрый человек. И барину деньга господин. И бедно, да сбойливо; и богато, да рассыпчато. И без золота в радости живут. И бездомник не без домовища. И бестолков, да памятлив. И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин. И богату, и просту — всем дорога к погосту. И богу свечка, и черту кочерга. И большой бадьей реки не вычерпать. И большой таракан не мерину чета. И большому гусю не высидеть теленка. И борода уже выросла, а ума-то […]

З

За беглым не нагоняешься. За безручье (…за неуменье) по головке не гладят. За битого двух небитых дают. За богатым мужиком не нагоняешься с голиком. За богом не пропадет, да не скоро получишь. За большим погонишься — и малого не увидишь. За весельем горесть ходит по пятам. За ветром в поле не угоняешься, за всякое слово не повертаешься. За вкус не ручаюсь, а горячо будет. За волоса да под небеса. За волосы свидетеля не тянут. За вольной птичкой в поле не нагоняешься. За всё браться — ничего не сделать. За глаза и царя ругают. За глупой […]

Ж

Жаба у рака гнездо отняла. Жаден, как волк, а труслив, как заяц. Жадное брюхо ест по ухо. Жадный сам себе покою не дает. Жалеть коня — истомить себя. Жалеть лозы — не видать козы. Жалеть — не помочь, когда смерть пришла. Жалеть солонины — не употчевать детины. Жалеть сына — учинить дураком. Жалеючи чужое, свое растерял. Жало остро, а язык — острей того. Жаловал до уса, жалуй и до бороды. Жалует царь, […]

Е

Евши пирог, вспомни и сухую корочку. Его десятью пестами в ступе не уловишь. Его дуда и туда и сюда. Его и всего-то на кошачий обед. Его и след простыл. Его как волка грамоте учить: ты говори — аз да буки, а он — козы да бараны. Его копейка нищему руку прожжет. Его ласка не коляска: не сядешь да не поедешь. Его милее нет, когда он уйдет. Его муха крылом перешибет. Его на мякине не проведешь. Его натощак […]

Д

Давай дружить: то я к тебе, то ты меня к себе. Давал бог клад, так не умели взять. Давно занял грош на перевоз, да некуда ехать. Давно, когда еще бабушка внучкой слыла. Давно, когда царь Горох с грибами воевал. Давно кошка умылась, а гостей нет. Давши слово, держись, а не давши — крепись. Дадут — в мешок, а не дадут — в другой. Дадут дураку честь, так не знает, где и сесть. Дадут хлебца — дадут и дельца. Дай бог […]

Г

Гадал, да прогадал. Галка кротка, да палка коротка. Гармонюшка-матушка лучше хлебушка-батюшка. Гарцевал пан, да с коня упал. Где б ни летал сокол, везде ему свежий мосол. Где баба ни бери, да внука корми. Где бабы гладки, там нет и воды в кадке. Где беда ни была, а к нам пришла. Где беде быть, там ее не миновать. Где бес не сможет, туда бабу пошлет. Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно. […]

В

В августе — капуста, в марте — осетр. В апреле земля преет. В бане была, веник не нашла. В бане веник — господин, в печи — кочерга. В баню идти — пару не бояться. В бедах человек умудряется. В безлавочной избе и на полу ляжешь. В бесчестье — не деньги, в потраве — не хлеб. В богатстве сыто брюхо, голодна душа. В болоте тихо, да жить там лихо. В большом месте сидеть — много надобно ума иметь. В большом сердце и далекое близко. В большом углу сами […]

Б

Баба с возу — кобыле легче Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает Бабушка надвое сказала Бабьи города не долго стоят Банька — не нянька, а хоть кого ублажит Барышу наклад большой брат Беда (никогда) не приходит одна Беда на селе, коль лебеда на столе Беда не по лесу ходит, а по людям Бедному […]

А

А воз и ныне там. А ларчик просто открывался Авось да как-нибудь до добра не доведут. Аминем беса не избыть Аппетит приходит во время еды Артельный горшок гуще кипит

russianmyth.ru

Даль В. И. Пословицы русского народа - РУСЬ — РОДИНА

 РУСЬ — РОДИНА

Чу! — здесь русским духом пахнет.

Русский бог велик. Русским богом да русским царем святорусская земля стоит.

Русский народ — царелюбивый.

Земля русская вся под богом.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.

России и лету союза нету. Русь под снегом закоченела.

Летит гусь на святую Русь (Наполеон).

На Руси никто с голоду не умирывал.

Руси есть веселие пити, не может без него быти (Владим. I).

Русская кость тепло любит. Пар костей не ломит.

Русский гостинец — кулага с саламатой.

Русский человек хлеб-соль водит.

Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит).

Русский терпелив до зачина. Русский задора ждет.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Русский молодец — сте басурманам конец.

На пардон, на аман у русского и слова нет.

Русский человек — добрый человек (чувашский привет).

Русак умен, да задним умом. Русский назад умен.

Кабы у немца напереди, что у русского назади — с ним бы и ладов не было (ум).

Русский народ не боится креста, а боится песта.

Бей русского, часы сделает. Русский что увидит, то и сделает.

Русак не дурак: поесть захочет — скажет, присесть захочет — сядет.

Русский догадлив (сметлив, себе на уме).

На Руси не все караси — есть и ерши.

Русский человек любит авось.

Русский на авось и взрос.

Русский человек любит авось, небось да как-нибудь.

Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.

Русский человек и гуллив и хвастлив.

Русский аппетит никогда (ничему) не претит.

Крестьянское горло — суконное бердо: все мнет.

В русском брюхе и долото сгниет.

Что русскому здорово, то немцу смерть.

Русский час — десять, а немецкому и конца нет.

Я русский, на манер французский, только немного погишпанистее.

Он, видно, по-русски не понимает (т. е. хоть ему какую правду в глаза говори).

Родом не немчин, а указывать горазд.

Принять кого по-русски (т. е. или прямо и грубо, или хлебосольно).

Я тебе по-русски отрежу, напрямик.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Чернолапотница прошла (прозвище наших баб в опрятной Сибири за грязный след, выносимый ими из избы на снег).

Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала (старин. урал. каз.).

Русь навалила, нас совсем задавила (сибирск.).

В Сибири бабы коромыслами соболей бьют.

Москали (т. е. русские, по присловиям малорусов): московский час; подожди с московский час (от русской поговорки: сейчас). Московская правда. От москаля хоть полы обрежь да беги. Мамо, черт лезет в хату! Дарма, дочко, абы не москаль. От черта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьешься.

Русский час — с днем тридцать; деревенский месяц — с неделей десять.

Москаль ворона, а привязчивее черта.

Как москаль скажет сухо, поднимайся под самое yxol

Варил черт с москалем пиво, да и от солоду отрекся.

* * *

Кто против бога и великого Новгорода?

Где святая София, там и Новгород.

Новгород судится своим судом (в древности).

Новгород (древний) судит один бог.

Древний Новгород и Псков — господа (а Новгород был даже господин, государь).

Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков).

Новгород, Новгород, а постарше старого.

Новгородская честь. Новгородская душа (честностъ в древней торговле).

Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

Хоть София и пуста, да не Крутицким верста (София новгородская; духовенство новгородское не хотело подчиниться митрополитам московским, на Крутицком подворье).

Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали (об уничтожении веча новгородского или о покорении Новгорода).

* * *

Москва всем городам мать.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.

Москва создана веками, Питер миллионами.

Хорош город Питер, да быка повытер (дорог).

Москва бьет с носка, а Питер бока повытер.

Питер женится, Москва замуж идет.

Славна Москва калачами, Петербург усачами.

В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам).

У Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят (московск.).

Была правда у Петра и Павла (в застенке московском, где была пытка).

Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.).

В Москву идти — голову нести (старин.).

Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина).

Московская разнобоярщина (семибоярщина).

Не только звону, что в Москве (что в Киеве).

В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко, редко) едят (по дороговизне для крестьян).

На Крестце не стрельцам сбор (т. е. не место, нейдет. В Москве были особые площади для сходки разных сословий).

С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акальщиков).

Москва сгорела от денежной (копеечной) свечи;

Москва от искры загорелась (1443 г. Москва загорелась от свечи церковной св. Николы на Песках; 1737 г. — от свечи в доме Милославского).

Первые города от Москвы — два девяносто верст (Владимир, Тверь, Тула, Калуга, Рязань).

Москва не клином сошлась, околицы нет.

Москва горбатая; горбатая старушка (т. е. на холмах).

Два брата с Арбата, а оба горбата.

Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать.

В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.

В Москве недорода хлебу не бывает.

Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.

Славится Москва невестами, колоколами да калачами.

Москва любит запасец.

У спаса нет без запаса.

Москва людна и хлебна. Москва — царство, деревня —  рай.

В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).

Московская грязь не марается.

Москва, что доска: спать широко, да кругом метет.

В Москве деньгу беречь, себя не стеречь.

В Москву бресть (идти) — последню копейку (деньгу) несть.

Москва — кому мать, кому мачеха.

В Москву идтить — только деньгу добыть.

Москва слезам не верит (не потакает, т. е. никого не разжалобишь, все чужие).

Москву не расквелишь (не разжалобишь).

Москва ни по чем не плачет (не тужит).

Москва по нашим (по чужим) бедам не плачет.

Живучи в Москве, пожить и в тоске.

Живет на Москве — в немалой тоске.

Ой, Москва! — она бьет с носка. Бей в доску, поминай Москву!

Можайцы поросятники, можайский ветер (ненадежные).

Коломенцы — чернонебые. Клиновцы — лапотники.

Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет.

* * *

Верейцы — сочевники (сочи — вязенки у рыбаков и хлебенное).

Дмитровцы — лягушечники, болотники. Рузцы — дровосеки.

Орешек (Шлиссельбург) и перцу горчае (старин.).

Луговцы — разносчики. Ладожане — щуку с яиц согнали.

* * *

Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев — гущеедов).

Новгородцы — долбежники. Упрям, как новгородец.

Не новгородский дворянин — не велик барин.

Уломский гвоздь (Новгор. губ., Черепов. уезда, село Улома, где все кузнецы, гвоздари).

Тихвинцы — свято место, где тихвинца нет.

Крещане (Крестцы) — лапотники. Кирилловцы — кашехлебы.

Белозерцы — белозерские снетки.

Кирилловский поклон девяти пяденей с хвостом (монаст.).

Демьянцы — горшечники; по гаршки!

Валдайские горы да любанские воры. Колокольники.

Молодец, купи баранок, да хороших каких — а поцелуй впридачу.

Город Боровичи — гам-город.

Боровичане — волнушечники, водохлебы.

Боровичане — луковники. Луку, луку зеленого.

От Волока до Утки шел трои сутки (три версты).

Старорусцы — лошадь съели да в Новгород писали, чтоб еще прислали.

* * *

Псковичи — капустники, мякинники, ершееды.

Пронеси бог Княжий мост да Михайлов погост (Пск. губ.; мост и погост этот в топях, где некогда много было разбоев).

Торопчане — табатеры.

Торопчане — египчане (египтяне?).

Торопчане: поляки с пушками, а мы с клюшками (осада Серг. лавры при Самозванце).

Хоцу — вскоцу, не хоцу — не вскоцу (в старину невеста говорила: хочу — вскочу и, соглашаясь идти замуж, прыгала через положенный кругом пояс или в наставленную юбку).

Олянщина — воровщина (озеро, Псковской губ.).

Порховцы — толоконники.

* * *

Тверитяне — ряпушники. Забегай, забегай! — А что? — Не видишь, куница бежит! — Это собака с Клементьева двора. —  Ну, так пускай себе.

Тверитяне вприглядку с сахаром чай пьют. Цуканы.

Проедешь Погорелец и Кушалино — ступай смело до Москвы.

Кушали (Твер. уезд, с. Кушалино) — бердники, частобаи.

Кушалинские крестьянки — тонкопряхи.

Осташи — ершееды, сапожники, золотошвеи; волчьи объедки.

Селигерцы (Тверск.) — ершееды.

Кимряки — сычужники (Кимры. Твер. губ., Корчев.

у.; от блюда: свиной сычуг с кашей).

Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.

Кимряки — летом штукатуры, зимой чеботари.

Города Коростеня, владения Ольгина, народ кривичи.

Новоторы — воры (говорят осташи, которым отвечают): и осташи хороши.

Воры — новоторы, и осташи — хороши, а свято то место, где тихвинца нет.

Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.

Старичане: Старица — дегтярница. Мазилку потеряли, да за Нов за ней ворочались.

Возьми сорок алтын! «Сороцы не сороцы, а меньше рубля не отдам».

Старичане — петуха встречали с хлебом-солью.

Пришел грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперек о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это — индейский петух.

Кашинцы — водохлебы (т. е. чайники).

Кашинцы — собаку за волка убили да деньги заплатили.

Калязинцы — свинью за бобра купили; собаку за волка купили.

У нашего Макарьи по три деньги Натальи, а грош дай, любую выбирай.

Калязинцы, угличане, вологжане — толоконники.

Семендяевщина — булочник да колбасник, пряничник да пирожник (Твер. губ., Каляз. у.).

Бежечане — колокольню рожком подбили (т. е. встряхивая табак в рожке. Это присловье дается, впрочем, разным уроженцам).

Зубчане — таракана на канате на Волгу поить водили.

Ты чей молодеч? — Зубчевский купеч. — А где был? — В Москву по миру ходил.

Зубчане — волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щей не дали, взашей прогнали.

* * *

У нас (во Владимире) много угодья: от Москвы два девяносто да из Клязьмы воду пей.

Владимирцы — каменщики; клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву!

Наши холопы каменницы (стар. ростовцы владимирцам).

Собирались кулики, на болоте сидючи, — они суздальцы и володимирцы (из песни).

Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви (деревян. печь была в архиерейск. доме Успенск. собора; золотые ворота известны; железная церковь была у Рождеств. монастыря).

Владимирцы: и наши молодцы (как вологодские) ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. Стерлядники.

Во Владимире и лапшу топором крошат (обычай этот держится только в вольных, т. е. казенных, деревнях).

Суздальцы — богомазы. Георгия замест Пятницы (св. Параскевии) променяли (образа не продают, а меняют).

В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы — сальники.

Муромцы — святогоны (изгнали в XIII в. епископа св. Василия). Вертячие бобы; рогатые орехи; калачники.

Шуяне: кабы мне крепкого мыльца. Беса в солдаты отдали.

Шуйский плут хоть кого впряжет в хомут; в Питере бывал, на полу сыпал, и то не упал.

Юрьевцы — китаешники.

Ковровцы — офени, коробейники, проходимцы; картавые (за офенский язык).

Онтуфьевцы — мынки (Переясл. уезд. Они говорят «мынь» вместо «мол», «дескать»).

Кижила (Переясл. у.) из ума вон выжила. Кижане золотую грамоту просили.

Лыченцы (Переясл. у.) — телятники.

* * *

Ярославль городок — Москвы уголок (это говорится о многих других городах).

Ярославцы: красавцы, белотельцы, песенники, запевалы, чистоплюи. Пуд мыла извели, а родимого пятнышка у сестры не смыли.

Конфетчики, кукушкины детки (мужики мало дома живут). Спаса на воротах продали.

Сказывают, что в вашем Ростовском государстве Ростовское озеро сгорело.

У нас-ти в Ростове, чесноку-ти, луку-ти, а навоз-ти все коневий. Огородники, птичники, каплунники. Ростовский каплун.

Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.

Вот, парья (парни), наш царь: шильце в руках и щетинка в зубах; звоните в била, клепала (галичане о ростовцах).

Пошехонцы — слепороды: в трех соснах заплутались. За семь верст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? ан это у меня в носу. Ноги под столом перепутали. С краю не ложатся, а все в середину (о пошехонцах Яросл. и галичанах Костр. рассказывают много в этом роде, о чем издана целая книжка, впрочем, подражание немецкой, о швабах).

Угличане: небось, небось, батька, ведь это не наше (отец с сыном пошли воровать: отец трусил, сын его ободрял).

Толокном Волгу замесили (или: перепрудили; говорится также о вологжанах и др.).

Романовцы — схорони концы. Барана в зыбке закачали (украв, спеленали и положили в зыбку, чтобы спрятать). Вот вам правая рука, даю через милое дитя, да коли я украл, то и ему бы на ноже поторчать.

В Романовщине (Ром. околоток, того же уезда, мелкопоместный) столько барских дворов, сколько у зайца ломов (т. е. прыжков).

Даниловцы — любимые ловцы, невыдавцы. Кошкодавы: кошку не купили, а на базаре задавили.

Всесвятская кашица, по три деньги аршин.

Любимцы — козу пряником кормили. Водохлебы.

Не учи козу, сама стянет с возу, а пречиста рука все причистит. Двенадцатый час, а матушка с миру не бывала (т. е. со сходки; мужики все в заработках, а бабы в десятских).

Мологжане — коноводы (т. е. управляют коноводками по Волге).

Рыбинцы: у девушки родимое пятнышко смывали, нарочно баню топили.

Сицкарь с топором, что казак с конем (на р. Сити; Яросл. Мол.).

Сицкаря топор одевает, топор обувает, соха кормит.

Сицкая кокора (сицкари — барочники, плотники).

* * *

Нижний — сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные. Воды много, а почерпнуть нечего (Нижний, на двух реках, но на горе).

Стоят нижегородцы на горе, смотрят да бают: чай, примечай, куда чайки летят (нижегородцы часто говор. чай).

Бородка — нижегородка, а ус макарьевский.

Нижегороды — не уроды. Нижегородцы — водохлебы (т. е. чайники).

Нижегород — либо мот, либо вор, либо пьяница, либо жена гулявица.

Будто из Елховки, стрижены верховки (т. е. маковки).

Кстово — Христово: чарочка маленька, да винцо хорошо.

Мы бы (нижегородцы) не собрались да не встали, так вы бы поганую землю носом копали (намек на врем. к. Пожарского и Минина).

Татинец да Слопинец (села) ворам кормилец (старин.).

На Арать воровать, на Якшень продавать, в Мурашкино концы хоронить (Арать Арзамасского, Якшень и Мурашкино Киягининского уезда).

Васильцы (на р. Суре) — стерлядники.

Княгининцы — шапошники. Шапками обоз задавили.

Мурашкинцы — тулупники, рубезок кислый; кислая овчина.

Ой ты, Устя Копосовска! (Брань; Копосово — село под Нижним).

Кунавина слобода в три дуги меня свела (пристанище разврата на Нижегородской ярмарке).

Ныне пустяки-то позади Оки (о Кунавине же).

Лысковцы — народ честный; коли не вор, так мошенник.

Сыщи в Лыскове не пьяницу, не мошенника, а в Юркине не разбойника (села Макарьевского уезда).

Черновское (Нижегор. г., Сергач. у.) — место воровское.

У Макарья — по деньге Наталья, а на грош — целый воз.

Балахонцы — гагары. Балахонская гагара.

Город Балахна стоит, полы распахня (Балахна растянулась по Волге версты на три).

В Городце (Балах. у.) на горе по три девки во дворе.

Арзамасцы — гусятники, луковники; малеваны (иконописцы).

Арзамасцы собор кандалами сковали (связали обручами свод).

В Кардовили удавили, в Понятовке схоронили, в Корино по вино.

Семеновцы (Нижег.) — заволжская кокура. Баклушники. Ложкари, ложка бурлацкая. Теплый, валеный товар.

Сергачи, лукояновцы, ардатовцы — запьянские (затешские) неряхи; Запьянщина — гречишные запятки; бабы запьянские, — чупахи, бутены.

* * *

Кострома блудливая (веселая) сторона.

На Куси — выпей да закуси (Кусь, река Костр. г.).

Костромичи: лучше бы три раза погорела, чем раз овдовела.

Костромичи в кучу, а ярославцы прочь (врознь).

На руку нечисты; лапти растеряли, по дворам искали, было шесть — стало (нашли) семь.

Костромичи (от Костр. вниз по Волге, до Юрьевца) — голодраные, острокопытники, тамойки (говор. тамойко вм. там).

Галич Кострому обманул на острову.

Галичане — корову на баню втащили; город Галивонь, озеро Миронь, а люди Кривичи, Овчинники. Меховщики. Толокно в реке веслом мешали.

Що, парь, Галуньки (галичане).

Галичане — галки набатные. Галичья воевода (своевольник).

Чухломцы — чухломский рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет.

Старогородцы (на р. Унже, Макар. у.) — луковники.

Кинешемцы и решемцы — суконники.

Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит (Сологда лежит между Кинешмою и Решмою, которые в старину ссорились).

Буевцы — домоседы, лесники. Буй городок отбей кошелек.

Кадуевцы — кадочники. Кадуй — бока надуй.

Буй да Кадуй черт три года искал, а Буй да Кадуй у ворот стоял. (Татары искали Буй, чтобы разорить его, но не нашли к нему дороги).

Солигаличане — известняки, бревенники.

Судиславцы — грибовники. Кологривцы — дегтярники.

Село Лупино (Нерех. уез.), Арменки глупые, а Нерехта на ум наставит.

Не бойся по Арменской дороге воров, а бойся в Нерехте каменных домов.

Нерехотские бегуны (нерехотцы ходят с безменом по селам — закупать пряжу).

Ветлужане — санники. Санник да тележник, а выехать не на чем.

Варнавинцы — медовики.

Село Воронье — днем семидесяти господ (мелкопоместное), а ночью одного (кто пойдет на разбой).

К Соли иду — ничего не несу, от Соли иду — полну пазуху несу (жители села Соли, Костр. губ., по обилию в овощах снабжают ими пеших посетителей безмездно).

Вичуговцы — салфетчики. Парфентьевцы — кошкодавы.

Казань прогребли — и Орду прошли.

Продай, князь, мыла (дразнят татар).

Казанский сирота, казанский нищий (плут, прикидывающийся бедняком; от бывших мурз казанских).

В Тетюшах городничий лапоть плетет.

Свияжане — лещевники. Самарцы (саратовцы) — горчишники.

Симбирцы — гробокрады, качанники.

Виден (Симбирск), да семь ден идем.

* * *

Архангельцы — моржееды, кровельщики. Иванович, слезь с крыши, я к тебе приехала (жена кровельщика приехала в Петербург и звала с Зимнего дворца статую).

Поморы — красные голенища (нерпичьи).

Архангелогородцы — шанежники; шаньга кислая.

Город Архангельский, а народ в нем диавольский.

У нас на Ваге и уха с блинами. Вагане — кособрюхие.

Холмогорцы — заугольники (смотрели на Петра I из-за углов).

От Холмогор до Колы — тридцать три Николы.

Онежане — прохорята, Прохоровы дети.

Прохор письмо прислал, а лободырному велел деньги собирать.

Во всей Онеге нет телеги. Летом воеводу на санях по городу возили, на рогах онучи сушили.

Пинежане — икотники (общая там болезнь: икота, кликушество).

Пинежане: Покупала по цетыре денезки, продавала по два гросыка; барыша куца куцей, а денег ни копиоцки.

Мезенцы — сажееды, чернотропы (неопрятны).

Шенкурцы — водохлебы (бурлаки, носят ложку на шляпе).

Разбей бог ладью, накорми Солозу (на летнем берегу поморья).

Кольская губа, что московская тюрьма (не скоро выйдешь).

Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут.

Кола — крюк, а люди уда. Кольско страшилище.

Коляне господни — народ израильский: что ни слово, то зазубра.

На Коле человека убить, что кринку молока испить.

Где рыба ни ходит, а св. Носа не минует (Кемская).

* * *

Петрозаводцы: качу лавочку, качу мытный двор, качу свой торжок (о базарн. торговках).

Боску съели. Боска, Боска, на тебе костку (кличка собаки).

Каргопольцы — чудь белоглазая. Сыроеды.

Олончане: олонцы — добры молодцы. Наши молодцы ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. У нас один молодец съел тридцать пирогов с пирогом, да все с творогом.

Любезный Олонец — белы берега.

Кайваны в Олонец не бывали.

Вытегоры — камзольники.

Пропили воеводы Вологду.

На словах — как на масле, а на деле — как на Вологде.

Вологодцы — теленка с подковой съели. Толоконники — Волгу толокном замесили.

Устюжане — рожечники, табачники. Колокольню рожком подбили. Красноязыкие. Черносеребреники. Мазы.

Усольцы — огуречники.

* * *

Худ Пермяк, да два языка знат.

Чусовляне (Пермск.) — чеботари.

Сылвинцы — векшееды (Сыльвин. завод, Красноуф. уез.).

Чердынцы — шепоеды, сухомятники (Плотники, Чердын. уез.). Колдуны. Чертовы знахари.

Вятчане — хлыновские бояре. Свистоплясы. Колдыки (гов.

колды).

Вятски — ребята хватски. Мы, вятчки, ребята хватчки: семеро одного не боимся.

Вятчане на руку не чисты: вчера с нами ночевали, онучку украли.

По-вятски: наугад. Вятич на авось и хлеб сеет.

Вятичи — толоконники, Вани.

Вятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой.

Вятичи — вятская баталия (с морским чудищем; см. лубочн. карт.).

Вятичи — слепороды (устюжане пришли на помощь, а вятичи сочли их за неприятеля и стали бить. У вотяков подслеповатые глаза, у новорожденных же они очень малы).

Вятичи — ротозеи (новгородцы подпустили под Болванский городок (село Никулицыно) болванов на плотах, вятичи зазевались на них, а новгородцы с другой стороны взяли городок).

Слобожане (Вятск.) — жидокопы (слобожанин откопал труп жида, полагая, что жидов хоронят с деньгами).

Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).

Хлыновские воры. Хлын взял (пропало).

* * *

Курский вор. Нет у белого царя вора супротив курянина.

Крестись — Андроны едут (Курск.).

Мы не люди, мы абодинцы (Курск, губ).

Орловцы — безменшики; проломанные головы.

Орел да Кромы — первые воры, да и Карачев на поддачу.

Брянцы — куролесы. Брянская коза (Орлов.).

Цыгане Мценск десять верст обходили (Орлов.).

Мценяне. Амченина бы те во двор (а святых вон).

Ельчане — сычужники. Радуга ушат воды выпила.

У нас в Ельце, на Сосне реце, курица вутенка вывела.

В Ельцу — девка по яйцу, а позадь Ельца — половина яйца.

Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны.

Ливенцы — саламатой мост обломили (ливенцы повезли навстречу воеводе саламаты, по горшку со двора).

В Севске поросенка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.

Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползет, а щетинку в зубах несет.

* * *

Калужане: калужанин поужинат, а туляк ляжет и так. Щагольники; щаголь щаглуе, на осиновом на дубу, да как воскогуркнет: ткау, ткау! Козла в соложеном тесте утопили (вороны каркали на дереве, а мужик, собираясь в путь, по ним предсказал товарищам вёдро, сказав: щагол щаглуе и пр.).

Мосали — гуторы: загуторили воеводу. Матушка Заутра (речка), не потопи нашего города Мосальска да нашего старосту Гаврюшку!

Лихвинские горы (Кал.) да новосильевские воры (Тул.).

Туляк — стальная душа. Блоху на цепь приковали. Присядь, бачка, чижи летят (туляки — птицеловы).

Хорош заяц — да тумак, хорош малый — да туляк.

Живет в Туле да ест дули.

Бей челом на Туле, ищи на Москве. Тула зипун сдула.

Ефремовцы — в кошеле кашу варили (Тул.).

Алексинцы — стрельцы.

Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц (огурцов. Тул.).

Крапивенцы — сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода. Тул.).

Каширцы: Шапку долой! — А що? — Глянь, все бояре. (Проезжая по однодворческим деревням и видя избы с трубами, ворота с растворами, сани с козырями, мужики считали их барскими усадьбами).

Понес черт однодворцев на базар, да решето и опрокинул над Каширой.

Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.

Город Чернь годом старее Москвы.

Муравьятники (прозвище работящих жителей села Высокой Горы, Новосильск. у.).

Бесово, Руново — пронеси бог здорово, а Терново да Баскачь хоть кругом обскачь (Тул. губ., Кашир. уезда).

Рязанцы — кособрюхие, синебрюхие. Мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Синебрюхие — от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу: проконопатить острог, рязанцы все откладывали дело — до масленицы, тут их приструнили, они и проконопатили его блинами).

Спасцы: Откуда ты, молодеч? — Спасский купеч. — Чем торгуешь? — Красным товаром: сальными свечами да чистым дегтем (ряз.)

У спасца и деготь — красный товар.

Егорьевцы — коновалы, головотяпы, рудометы: сам нож точит, а говорит небось.

Дедновцы — Макары. (Когда Петр I был в Рязанской губернии, то на вопрос его дедновцы, один за другим, назвались Макарами, потому что первому государь сказал: хорошо). Целовальники. Макары до икрянки рыбу вылавливают.

Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится. (Они сымают рыбную ловлю в речках и озерах и мастера вылавливать всю рыбу).

Близки Гулынки, подымай дубинки (Гулынки, Рязанской губернии, Пронск. уезда, прежде были разбойники).

Лазаревичи-вичи, погорелицы-кричи, наволок-хохолок, Теплухина-хохлухина, Ялчина-гора, высоко-спечена.

* * *

Пензенцы (Пензяне) толстопятые. В Москве свою ворону узнали.

Сура — речка у нас важная: донышко серебряно, круты бережка позолочены.

Борисоглебцы — кислогнездые (они прежде были скорняками и клейщиками. Тамб.).

Норовчат, где колышки торчат.

Елатомцы — бабешники.

Моршанцы — сомятники.

Тамбовцы — молоканы. Хрептуки степные, толстоногие!

Темниковцы — советники; сову в озере крестили (в Совином. Загулявшись, темниковцы поймали сову и, шалючи, надели на нее гайтан и окунули ее в озеро; она полетела и села на церковный крест, где, запутавшись, удавилась; темниковцам шалость эта дорого стоила: они должны были снять сову на свой счет. Тамб.).

Кадомцы — целовальники, сомятники: сома в печи поймали (Мокша потопляет Кадом: когда-то и занесло сома в открытую печь).

Астрахань арбузами, а мы голопузами (славны).

* * *

Астраханцы — чилимники (чилим — водяные орехи). Икорники. Ворвань тухлая. Белужники. Разбойники. Дуванщина.

В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую).

Красноярцы — сомятники.

Астраханцы кобылятину вместо былорыбицы в Новгород слали.

Откуда ты, Иван? — С воли, родимый (дразнят астраханские старожилы бродяг).

Голодаевцы — переселенцы в Астраханской губернии (по бедности их).

Долгопузики (воронежские переселенцы в Астрах. губернии, подпоясывающиеся низко).

* * *

Саратовские мещане собор свой с молотка продали.

Чехонь (рыба) через собор перепрыгнула (в Саратове).

Мудрые немцы — камышницы.

Хвалынцы — головорезы. Сызранцы — ухорезы.

Ступай на низ — пшеничное есть.

Коли нечем платить долгу, так ехать (идти) на Волгу (либо в бурлаки, либо на разбой).

Божья коровка, полетай за Волгу: там тепленько, здесь холодненько.

* * *

Смоляне — польская кость, да собачьим мясом обросла.

Смоляне: Якой губернии? — Смоленьской. — Якого уезда? — Города Дорогобужска. — Якой волости? — Демьяновой посады. — Якого села? — С Ивановой усадьбы. — Якого боярина? — Про то не ведам.

Смоляне — крупенники, мезговники (мезга — сосновая облонь, которую мешают в хлеб).

За мезгой в город ездил, в красные ряды ходил.

Хоть бейся об Малаховские ворота.

Смоляне миром блоху давили.

Воровская Писковщина (Смол. Губ., Сыч. у; село Писково).

Ленив, как клепснский мужик (Смол. губ., Сыч. уезда, село Клепени, где все нищие, по обычаю).

Вязьмичи — прянишники, коврижники. Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные.

Глупая Вязьма, бестолковый Дорогобуж.

Вязьма в пряниках увязла.

Рославцы — дегтяри.

* * *

Витебцы: Волынка да гудок, собери наш домок; соха да борона разорили наши дома.

Литвины — земляники, землекопы, лапотники. Белошапошники, магерки (валеные шапки).

Разве лихо возьмет литвана, чтоб он не дзекнул.

Кругом вода, а в середине беда (о Себеже, Витебск.).

Мозырь, что пузырь: кругом веда, в середине беда.

В Вильне — что в мыльне.

Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал.

В Вильне семь дорог для жида да три для поляка.

Азов был славен, Смоленск грозен, а Вильна дивна.

Это, видно, решета гоном гнали (сказал литвин, глядя на лапотный след по дороге).

Овруцкая (Ошмянская) шляхта (т. е. голыш, оборванец).

В Луцку все не по-людску: навколо вода, в середине беда.

У мужика грудь никогда не зябнет, у жида пятки, у ляха уши.

* * *

Кто в Одессе не бывал, тот пыли не видал.

Вышел из полону, да поселился на Дону.

Донцы — осетерники, балычники, станичники.

На Дону ни ткут, ни прядут, а хорошо ходят.

Крымцы — селедники, садовники. Сельди тухлые.

Крым — не крив, Азов — не о сте шагов.

Малороссы — мазепинцы, хохлы, чубы; индюшка высидела; галушкой подавился. Индейка из одного яйца семерых хохлов высидела.

Черт с хохла голову снял да приставил ему индюшечью.

Хохол глупее вороны, а хитрее черта.

Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).

Чтоб те хохлы да повыдохли! — А чтоб те москали да их повытаскали (ответ).

И по воду хохол, и по мякину хохол.

Хохол не соврет, да и правды не скажет.

Он хохол (т. е. хитер и упрям).

Русак до читанья, хохол до спеванья (западн.).

Венгер из-под Лохвицы (Полт. губ., коробейники).

Заднепровский итальянец. Задрипанцы.

Продали с хохла пояс за три деньги, а хохол нипочем в придачу пошел.

Полтава сидит на горе, как пава, а в грязи, как жаба.

Золотоноша кругом хороша.

Роменцы — табачники (полтавск.).

Глуховцы — папушный табачок (Черниг.).

Переяславцы (заозерцы) — обручники (полтавск.).

Красный Кут задаст капут (Харьк. губ., где некогда, по преданию, велась шайка разбойников).

* * *

Сибирь не мшеная. Сибирский варнак.

Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живут.

Сибирь — золотое дно (от пушного и торгового промыслов; ныне это буквально оправдывается).

Русь навалила, нас совсем задавила (сибирская).

Чернолапотница (русская, в Сибири).

Охотские обыватели — кочемазники.

* * *

За здравие бабушки Гугнихи (говорят уральцы, почитая ее праматерью своею, первой женщиной, оставшейся в войске).

Радимичи — волчья хвоста бегают (воевода Волчий Хвост побил радимичей).

Беда, что в Родне.

За Пьяною люди пьяны (рекою Нижег. губ., 1377 г. Русские поражены в стане татарами).

Пришли казаки с Дону да погнали ляхов до дому (освобождение Москвы от поляков 1612 г.).

С одну сторону черемиса, а с другой берегися (1524 г. войско на судах шло под Казань и побито в порогах черемисами).

Пропал, как Бекович (при Петре I, посланный в Хиву и погибший с отрядом).

Аника смотрок. Аника воин (см. лубочн. картину).

Шемякин суд. Шемяка кривосуд (1446 г. Шемяка ослепил Темного, завладев престолом).

Малюта Скуратов — злодей, мучитель.

Гришка Отрепьев —  вор, самозванец, проклятый.

Стенька Разин на ковре летал и по воде плавал.

Ванька Каин — окаянный грабитель.

Мазепа — предатель.

* * *

Волга — плыть долго, а Дунай — широко. Видно, Дунай с Волгой не сольются.

Волга всем рекам мать. Волга-матушка широка и долга.

Волга-матушка — глубокая, раздольная, разгульная.

Днепр — быстрый, широкий.

Дон Иванович — тихий, золотой.

Дунай Иванович.

Прут, Днестр, Неман — порубежные.

Урал — золотое дно, серебряна покрышка.

Снизу доверху, сверху донизу (о реке).

arira.ru


Смотрите также