Древний китай население. Древний Китай: природные условия, население основные источники, периодизация истории.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Китай. Территория и население. Древний китай население


природные условия, население основные источники, периодизация истории. — КиберПедия

Древний Китай: природные условия, население основные источники, периодизация истории.

Страна и население

 

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. Они постепенно распространяются в южном направлении, сначала в район бассейна Янцзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев оставалась .почти неизменной.

Пересекая с севера на юг лессовое плато, лежащее на уровне 400—1500 м, река Хуанхэ поворачивает на восток, течет по Среднекитайской равнине и впадает в Бо-хайский залив. Русло Хуанхэ в его нижнем течении на протяжении последних тысячелетий неоднократно перемещалось; изменялась и конфигурация береговой линии Бохайского залива, непрерывно отступающего под воздействием речных наносов.

Несколько тысячелетий тому назад вся долина Хуанхэ была покрыта лесами, полностью истребленными к настоящему времени. Климат этого региона последовательно изменялся от более высоких к более низким среднегодовым температурам при общем понижении уровня увлажненности. В IV—II тысячелетиях до н. э. в районе среднего течения Хуанхэ водились слоны и носороги, тапиры и бамбуковые крысы, в поймах рек были обширные заросли бамбука. В эпиграфических памятниках второй половины II тысячелетия до н. э. мы находим сведения об обильных осадках — «длительных дождях», которые шли с перерывами весь год.

Мягкие аллювиальные почвы в долинах Хуанхэ и ее притоков создавали весьма благоприятные условия для занятия земледелием. Поэтому до I тысячелетия до н. з. поселения размещались в непосредственной близости от русла рек на невысоких лессовых террасах, а значительные пространства Среднекитайской равнины оставались неосвоенными. Пойменное земледелие привязывало людей к реке, и это было чревато серьезной опасностью. Не случайно в ранних памятниках письменности древнекитайское слово «несчастье» записывалось иероглифом, изображавшим разлившуюся водную стихию. Повышение уровня воды в реках постоянно грозило губительными наводнениями, бороться с которыми люди еще не умели.

Существенные изменения произошли лишь с середины I тысячелетия до н. э., когда широкое распространение железных орудий позволило древним китайцам выйти за пределы речных пойм. Они научились возделывать твердые почвы, что создавало условия для более равномерного размещения населения и освоения всей территории современного Северного Китая. Палео-антропологические находки, относящиеся к эпохам неолита и бронзы, свидетель-:твуют, что восточные монголоиды преобладали на этой территории.

В нашем распоряжении нет и, надо полагать, никогда не будет прямых данных о том, на каких языках говорили люди, населявшие бассейн Хуанхэ в неолитическое время; можно лишь предполагать, что создатели культуры крашеной керамики Яншао (V—IV тысячелетия до н. э.) были протосинотибетцами, вытеснившими и частично ассимилировавшими более древнее палеоазиатское население. Вероятно, иньская этническая общность (II тысячелетие до н. э.) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибет-цев с племенами южного происхождения. Другая, более западная группа протосино-тибетцев стала основой формирования чжо-уской этнической общности. На базе взаимодействия иньцев и чжоусцев в I тысячелетии до н. э. в среднем течении Хуанхэ складывается древнекитайский этнос. В формировании его принимали участие также и соседние этнические общности, говорившие на палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) языках.

Хронология и периодизация

 

Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летосчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам правления вана (верховного правителя), поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. Так, современные исследователи по-разному датируют чжоуское завоевание, приведшее к падению государства Инь: это сооытие относится одними историками к 1122 г. до н. э., другими — к 1066, 1050 или к 1027 г. до н. э. Лишь с 341 г. до н. э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.

С I в. н. э. древние китайцы начали использовать для обозначения лет особые знаки шестидесятиричного цикла, до того служившие для наименования дней. Шестидесятилетний цикл, использующийся с тех пор в Китае непрерывно, полностью устранил возможность сколько-нибудь серьезных ошибок в датах. Для уточнения хронологии более раннего периода в настоящее время используются новые методы исчисления абсолютных дат, в частности записи о солнечных и лунных затмениях и т. д.

Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части — Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII—Ш вв, до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды. Династийная периодизация не может полностью удовлетворить требования современного исследователя. Поэтому мы пользуемся археологической периодизацией, членящей этапы развития общества по уровню производительных сил и основному материалу, из которого изготавливались орудия труда. Следовательно, эпоха, предшествующая «трем династиям», должна быть отнесена к неолиту, тогда как с шан-иньского времени древнекитайское общество вступает в эпоху бронзы, В конце периода Чуньцю (VI—V вв. до н. э.) в Древнем Китае получают распространение железные орудия — начинается эпоха железа.

Для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. Мы выделяем пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э„). 2. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. з.). 4. Империя Хань (III—I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I—III вв. н. э.

Историография

 

Для традиционной китайской исторической науки характерны две особенности: во-первых, представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов; во-вторых, отождествление мифа с историческим фактом, следствием чего было неправомерное удревнение истоков государственности в Китае.

Гиперкритическое направление китайской историографии возникло как реакция на недостатки традиционной науки, но его пороком была противоположная крайность суждений о прошлом. Лишь в конце 20-х годов XX в., по мере распространения в Китае марксистских идей, постепенно складываются предпосылки для развертывания подлинно научного исследования древней истории Китая с позиций исторического материализма. Однако дискуссии о характере древнекитайского общества, проходившие в Китае в 30-х годах, показали, что для многих исследований, предпринятых в те годы, характерен догматизм в толковании отдельных положений марксистско-ленинской теории. Характерны а этом отношении ранние работы Го Можо, абсолютизировавшего тезисы о единстве всемирно-исторического процесса и отрицавшего поэтому какую бы то ни было специфику древневосточных обществ.

В 40—-50-х годах китайскими учеными успешно разрабатывались проблемы социально-экономической истории Древнего Китая. События «культурной революции» прервали эти исследования. Лишь Е конце 70-х годов были возобновлены дискуссии о характере древнекитайского общества, публикации источников, создание университетских курсов по древней истории Китая.

Начало изучения Китая японскими учеными относится еще к эпохе средневековья. За последние десятилетия в Японии в равной мере изучаются все периоды древней истории Китая. Один из виднейших специалистов в этой области Кайдзу-ка Сигеки — автор капитальных исследований, касающихся формирования и развития древнекитайского государства. Большая группа японских историков работает над изучением социально-экономических отношений в эпоху Хань.

В Европе большой вклад в дело изучения истории Древнего Китая сделан французской синологической школой. В начале нашего века Э. Шаванн предпринял перевод (оставшийся, к сожалению, незавершенным) «Исторических записок» Сыма Цяня, а также опубликовал корпус каменных барельефов ханьского времени, собранных и изученных им во времена пребывания в Китае. Следует отметить также исследования одного из крупнейших французских синологов А. Масперо, капитальный труд которого «Древний Китай» оказал заметное влияние на современную историографию. Г. Билленстейн в 50-х годах один из первых обратил серьезное внимание на проблемы демографии в Древнем Китае.

В США изучение Древнего Китая получило значительное развитие лишь в последние десятилетия, причем ведущие позиции здесь занимают ученые китайского происхождения, проживающие в Соединенных Штатах. В конце 60-х годов в США было создано международное «Общество по изучению Древнего Китая», издающее с 1975 г. свой журнал.

Русское китаеведение имеет давние традиции, у его истоков стоял в первой половине XIX в. такой известный знаток древней истории Китая, как Н. Я. Бичу-рин. Для русских исследователей был характерен интерес прежде всего к культуре и идеологии древних китайцев, а также прекрасное знание первоисточников.

В советской историографии древней истории Китая можно выделить три периода.

Первый из них относится к концу 20-х — началу 30-х годов, когда в ходе дискуссий о проблемах общественного строя Китая широко привлекались материалы по древнекитайскому обществу. Слабым местом в этих работах было недостаточное понимание первоисточников.

Второй период (40—50-е годы) может быть назван очерковым. Он отмечен созданием первых сводных работ и университетских курсов по истории Древнего Китая.

В этот период были заложены основы для разработки марксистской концепции истории древнекитайского общества. В частности, Л. В. Симоновская предложила периодизацию истории Древнего Китая, что стимулировало дальнейшие исследования в этой области.

В 60-х годах начинается качественно новый этап изучения советскими историками древнекитайского общества. Он характеризуется появлением ряда монографических исследований, посвященных отдельным периодам истории Древнего Китая, а также углубленным анализом конкретных аспектов экономики, социального строя, идеологии.

Большое внимание советские историки уделяют изучению и переводу на русский язык древнекитайских письменных памятников. Здесь прежде всего следует отметить многотомный перевод «Исторических записок» Сыма Цяня.

46. Первое государственное образование в Китае Шан (Инь). Особенности экономического развития Китая эпохи Западного Чжоу: система землепользования.

Период Чжаньго и причины возвышение княжества Цинь. Реформы Шань Яна. Образование империи Цинь. Реформы Циньшихуана.

Если в предыдущий период царства признавали формальное господство дома Чжоу и выступали в защиту «цивилизованных стран» (с домом Чжоу во главе) от «варварского» окружения, то в данный период центральное царство Чжоу ослабло настолько, что перестало приниматься во внимание.

По поводу начала периода Чжаньго среди историков существует два мнения. Одни считают начальной датой прекращение летописей Чуньцю и Цзочжуань и смерть Конфуция — примерно 475 год до н. э., другие отсчитывают от 403 года до н. э. — окончательного распада сильного царства Цзинь на три части: Хань, Чжао и Вэй.

В период Чжаньго большие царства покоряли малые, вырастали в размере и формировали вокруг своего правителя (позже — вана) двор наподобие Чжоуского. Если в период Вёсен и Осеней в древнем Китае насчитывалось минимум 148 государств, то в период Сражающихся царств после многолетних захватнических войн их осталось в десять раз меньше. Среди них выделялись «семь сильнейших» (кит. трад. 戰國七雄, упр. 战国七雄, пиньинь: Zhànguo Qīxiong, палл.: Чжаньго цисюн) — семь гегемонов — Чу (楚), Хань (韩), Ци (齐), Цинь (秦), Вэй (魏), Янь (燕), Чжао (赵). Из остальных царств наиболее сильными были Шу, Сун, Юэ. Правители семи царств после 335 до н. э. присвоили себе титулы вана (王, царя) вместо прежнего титула гуна (公, князя), отчего ван царства Чжоу утратил даже номинальную власть и влияние.

Сражающиеся царства в 350 до н. э.

Период Чжаньго характеризуется радикальными изменениями в социальной, политический и экономической сферах, и, как реакцией на это, бурным взрывом мыслительной традиции. Среди коренных изменений следует отметить: повышение уровня урбанизации, появление и внедрение железных орудий труда, и как следствие, повышение производительности труда крестьян и ремесленников, изменения в структуре армии — замена аристократии с их колесницами и небольшой дружиной массовыми армиями, составленными из рекрутов, что в свою очередь привело к более масштабным сражениям и жертвам, развитие товарно-денежных отношений и появление рынков, заселение малоосвоенных регионов и острейшая политическая нестабильность, проявившаяся в большом количестве крупномасштабных войн (например, Битва при Чанпине в 260 году до н. э.).

Цинь, самое западное из всех древнекитайских царств, долгое время не играло значительной роли в борьбе за главенство на Среднекитайской равнине.

Цинь было это- . номически слабым царством и не имело сильной армии. Его правитель принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению государства. К 359 г. до н. э. относятся первые указы о реформах, подготовленные Шан Яном. Они предусматривали: 1) введение нового территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных между собой круговой порукой; 2) наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями; 3) поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести; 4) поощрение занятий земледелием и ткачеством; 5) ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

Вторая серия реформ в Цинь относится к 350 г. до н. э. Было введено административное деление на уезды; жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю; была проведена унификация системы мер и весов.

Легализация купли-продажи земли, отмена привилегий наследственной аристократии, принудительное дробление больших семей, введение единого административного деления — все эти мероприятия наносили решающий удар по традиционной системе социальной иерархии. На смену ей Шан Ян ввел систему рангов, которые присваивались не на основе наследственного права, а за военные заслуги. Позднее было разрешено приобретение рангов за деньги.

Хотя сам Шан Ян поплатился за свою деятельность жизнью, его реформы были успешно осуществлены. Они не только способствовали усилению царства Цинь, которое постепенно выдвигается в число ведущих древнекитайских государств, но имели существенное значение для развития всего древнекитайского общества.

Реформы Шан Яна несомненно отвечали потребностям поступательного развития общества. Окончательно подорвав господство старой аристократии, они открыли путь к преодолению противоречия между знатностью и богатством: отныне любой член общества, обладавший богатством, имел возможность добиться соответствующего социального положения в обществе. Реформы TV в. до н. э. явились мощным толчком в развитии частной собственности и товарно-денежных отношений. Основная масса земледельцев, обрабатывающих землю, стала после этих реформ мелкими земельными собственниками. В то же время реформы Шан Яна стимулировали развитие рабовладения.

Династия Цин была основана не китайцами-хань, составлявшими большую часть населения Китай, но оседлыми земледельцами, известными как Чжурчжэни, тунгусским народом, изначально расселённым на территории китайских провинций Гирин и Хэйлунцзян[9].

Маньчжуров иногда неправильно называют кочевниками,[10] которыми они, однако, не были[11][12]. Маньчжурское государство было основано Нурхаци, главой чжурчжэньского клана Айсин Гёро в середине XVII века. Будучи сначала вассалом династии Мин, Нурхаци в ходе межплеменных столкновений смог объединить чжурчжэней и их соседей. К 1616 он провозгласил себя ханом и основал династию[13].

Через два года Нурхаци огласил манифест под названием «Семь больших обид» и открыто противопоставил себя династии Мин, надеясь покорить те маньчжурские племена, которые всё еще оставались её вассалами. После серии военных успехов он перенёс свою столицу из en:Hetu Ala поочерёдно в отвоеванные у правительства Китая города на Ляодунском полуострове: сначала в 1621 году в Ляоян, а затем в 1625 в Шэньян (Мукден)[13].

Переведя свой двор на полуостров, Нурхаци получил доступ к большим ресурсам; это также позволило ему поддерживать постоянный контакт с союзными монголами на равнинах Монголии. Однажды объединённые, монгольские племена уже долгое время снова были разъединены на противоборствующие группировки и представляли постоянную угрозу для китайских границ. Политикой Нурхаци в отношениях с ними было умиротворение и дружелюбие, но главное — стремление вместе бороться с общим врагом, то есть с династией Мин[14].

Хорчинские монголы оказались полезным союзником для чжурчжэней, особенно это проявилось в эффективности их кавалерии. Нурхаци стремился скрепить альянс через перекрестные браки между элитами чжурчжэней и монголов, причём не останавливался перед применением военной силы против кланов, которые возражали против этого. Такая политика Цинской династии по отношению к монголам продолжилась и впредь и большую часть времени те помогали империи как союзники[14].

Другим важным деянием Нурхаци стало создание маньчжурской письменности на базе монгольской, так как ранее существовавшая чжурчжэньская уже к тому времени была забыта. Также он начал формирование военной и гражданской администрации, которая затем превратилась в сословие знаменосцев, ключевой элемент маньчжурской идентичности, позволивший объединить и удерживать едиными ранее разрозненные племена, теперь составившие новую нацию.

Этнических маньчжуров было явно недостаточно для завоевания Китая, поэтому они рекрутировали в ряды Восьми Знамён монголов и, что более важно, китайцев-хань[15]. Лояльные ханьцы из-за своего большого числа были объединены маньчжурами в «Jiu Han jun» (Старую Ханьскую армию). Она состояла из перебежчиков и захваченных в плен китайцев, пожелавших присоединиться к знаменосцам. Минская артиллерия несла ответственность за многие военные успехи противника, поэтому в 1641 году маньчжуры организовали артиллерийский корпус, состоящий из ханьцев, а уже в 1642 году количество ханьцев в войске возросло настолько, что для них пришлось создать армию под назвнием Восемь Ханьских Знамён[16]. Именно укомплектованные ханьцами армии помогли династии Цин выбить войска Мин из Южного Китая[17].

Ханьские перебежчики сыграли большую роль в успехе маньчжурского завоевания Поднебесной. Генералы обычно получали в жёны женщин из клана Айсин Гёро, простые солдаты — обычных маньчжурок[18][19]. Чжурчжэньские женщины выходили замуж за ханьцев-перебежчиков в Ляояне[20]. Принцессы из маньчжурской аристократии также становились жёнами крупных чиновников и царедворцев-хань, пожелавших служить новой династии[21].

Файл:SNV30920.JPG

Контейнер для кисточек периода Цин

Беспрерывная серия военных побед Нурхаци подошла к концу в январе 1626, когда его армия потерпела поражение от Юня Чонхуана (en:Yuan Chonghuan), когда он держал осаду перед одним из сражений. Хан скончался несколько месяцев спустя. Ему наследовал восьмой сын, Айсиньгиоро Абахай, который утвердился на престоле после краткой борьбы с другими претендентами на лидерство.

Хотя новый хан был достаточно опытен и уже руководил двумя из Знамён Восьмизнамённой армии на момент смерти отца, его правление началось не очень успешно. В 1627 чжурчжэни потерпели второе поражение и снова от того же самого минского полководца. Не последнюю роль в неудаче сыграли и новые португальские пушки, которыми теперь обзавёлся противник.

Чтобы переломить ситуацию, Айсиньгиоро Абахай создал свою собственную артиллерию — ujen chooha. Она была укомплектована ханьцами, которые изготовили пушки по европейским образцам, пользуясь помощью китайских металлургов-перебежчиков. В 1635 монгольские союзники маньчжуров были включены в отдельное Знамя под непосредственным маньчжурским командованием. А уже в следующем году хан снова вторгся в Корею.

В результате этой войны Чосонская Корея была вынуждена отдать нескольких своих принцесс маньчжурскому наследнику престола, принцу Доргоню[22]. В 1650 Доргонь взял одну из них, И-Шун (I-shun ,義/願) в жёны[23].

За этими событиями последовало формирование первых двух Ханьских Знамён в 1637 (в 1642 их число было увеличено до восьми). Данные меры позволили Абахаю в 1640—1642 победить династию Мин в нескольких битвах, которые велись за территорию Сонгчан и Цзиньчжоу. Результатом этой победы стала капитуляция многих наиболее боеспособных частей, сохранявших ранее верность династии Мин, смерть Юаня Чунхуаня, казнённого последним императором Мин Чунчжэнем (который думал, что тот его предал), и полное, окончательное отступление остатков минских войск за пределы Великой стены.

Тем временем Айсиньгиоро Абахай создал рудиментарную бюрократическую систему на основе существовавшей при предыдущей поверженной династии. В 1631 он организовал шесть исполнительных министерств, отвечавших за финансы, кадры, обряды, войско, наказания и общественные работы. Однако у этих органов было очень мало реальной власти и они начали играть существенную роль в жизни страны только примерно через десять лет, когда закончилось её завоевание[24].

Установленная императором бюрократическая система включала многих сдавшихся победителям ханьцев, в том числе крупных минских чиновников. Маньчжурское владычество поддерживалось при помощи этнических квот на занятие ключевых должностей. Правление Абахая произвело переворот в отношении властей к ханьцам. Нурхаци относился к китайцам покорённых им областей по-разному в зависимости от того, сколько зерна у них было. Те, кто владел 5-7 син зерна рассматривались как движимое имущество, те, у кого было больше награждались собственностью. После антиманьчжурского выступления в Ляояне в 1623 году Нурхаци перестал доверять ханьцам, ввёл против них дискриминационные законы и организовал репрессии, однако те ханьцы, что смешались с чжурчжэнями до 1619 года должны были по его указаниям рассматриваться как равные им. Абахай же полностью инкорпорировал ханьцев в новую нацию, обязав их военной службой. К 1648 менее шестой части знаменосцев были маньчжурами по происхождению[25]. Эта новая политика не только увеличила власть императора и снизила его зависимость от маньчжуров, но и произвела благоприятное впечатление на ханьцев, заставляя их более охотно отказывать в лояльности последним силам Мин и признавать чжурчжэньское господство. Абахай предпринял и иные меры по централизации своей державы, стремясь не допустить центробежных тенденций после смерти императора.

Айсиньгиоро Абахай понимал, что минские перебежчики необходимы для успешного завоевания Китая и объяснял другим маньчжурам, почему им следует относиться к генералу-перебежчику Хонгу Ченхуа снисходительно[26].

Одним из важнейших событий его правления стало официальное использование слова «маньчжуры» («Manchu») для объединённых чжурчжэней с ноября 1635. В следующем году он стал пользоваться императорской печатью династии Юань и после поражения последнего монгольского кагана переименовал своё государство из «Великой Цзинь» в «Великую Цин», а свой титул из хана в императора, таким образом, заявив об имперских амбициях владеть территориями за пределами маньчжурских земель.

Сразу же после смерти Цинь Шихуанди в империи вспыхнули восстания. Первая повстанческая волна подняла самый обездоленный люд, выдвинув вождей наиболее низкого общественного статуса, таких, как порабощенный бедняк Чэнь Шэн и бездомный батрак У Гуан.

Силами имперских войск она была быстро подавлена. Но тотчас же поднялось широкое антициньское движение, в котором участвовали все слои населения империи от самых низов до аристократических верхов. Наиболее удачливый из вождей повстанцев, родом из бывшего царства Чу, выходец из среды рядовых общинников Лю Бан сумел сплотить силы народного движения и привлечь на свою сторону опытных в военном деле врагов Цинь из числа потомственной аристократии. В 206 г. до х.э. династия Цинь пала, после чего началась борьба за власть повстанческих вождей. Победителем оказался Лю Бан. В 202 г. до х.э. Лю Бан был провозглашен императором и стал основателем новой династии Хань. Она разделяется на два периода правления: Старшей (или Ранней) Хань (202 г. до х.э. 8 г. х.э.) и Младшей (или Поздней) Хань (25-220). Столицей империи Лю Бан объявил г. Чанъань (рядом с бывшей циньской столицей).

В результате длительного взаимодействия различных этнических компонентов на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы примерно с середины I тысячелетия до х.э. активно шел процесс этногенеза древнекитайской народности, в ходе которого складывалась этническая общность «хуася» и на ее базе шло образование культурного комплекса «срединных царств». Однако вплоть до начала III в. до х.э. формирование древнекитайской этнокультурной общности окончательно не завершилось, не сложилось ни общего этнического самосознания, ни общепринятого самоназвания древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централизованной империи Цинь стало мощным катализатором процесса консолидации древнекитайского этноса. Несмотря на кратковременное существование империи Цинь, ее наименование стало основным этническим самоназванием древних китайцев в последующую, ханьскую, эпоху, сохраняясь вплоть до конца эпохи древности. В качестве этнонима древних китайцев «цинь» вошло в язык соседних народов. От него произошли и все западноевропейские названия Китая: латинское Синэ, немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна.

Первая древняя империя Китая Цинь просуществовала всего около двух десятков лет, но она заложила прочную социально-экономическую и административно-политическую основу для возникшей на ее развалинах империи Хань.

Политическое объединение страны при Цинь Шихуанди, узаконение в масштабах всей империи частной собственности на землю, последовательное осуществление территориально-административного деления, фактическое разделение населения по имущественному признаку, проведение мероприятий, способствующих развитию торговли и денежного обращения, открывали возможности для подъема производительных сил и утверждения социально-политического строя империи совершенно нового типа государства, вызванного к жизни всем предшествующим общественно-экономическим и политическим развитием древнего Китая. В этой исторической закономерности смены архаического строя древнекитайских раннегосударственных образований развитым древним обществом коренились в конечном счете причина феноменальных успехов деятельности Цинь Шихуанди и неизбежность восстановления после краха его династии важнейших циньских имперских институтов. Длительное, почти пятивековое существование на территории Восточной Азии огромной Цинь-Ханьской империи опровергает распространенное мнение об эфемерности древних империй. Причины столь длительного и прочного существования державы Хань заключались в способе производства древнего общества Китая, как и древнего Востока в целом, с характерной для его поздних этапов тенденцией к образованию крупных империй.

Придя к власти на гребне широкого антициньского движения, Лю Бан отменил жестокие законы Цинь, облегчил бремя налогов и повинностей. Однако циньское административное деление и бюрократическая система управления, а также большинство установлений империи Цинь в области экономической остались в силе. Правда, политическая ситуация заставила Лю Бана нарушить принцип безусловной централизации и раздать немалую часть земель во владение своим соратникам и родственникам, причем семи сильнейшим из них вместе с титулом ван, ставшим отныне высшим аристократическим рангом. Ваны владели территориями в масштабе целых областей, отливали собственную монету, заключали внешние союзы, вступали в заговоры и поднимали внутреннюю смуту. Борьба с их сепаратизмом стала первоочередной внутриполитической задачей преемников Лю Бана. Мятеж ванов был подавлен в 154 г., а окончательно их сила была сломлена при императоре У-ди (140-87 гг. до х.э.).

Централизация и укрепление империи в первые десятилетия правления Старшей династии Хань создавали условия для роста хозяйственного благосостояния страны, способствуя тому прогрессу в земледелии, ремесле и торговле, который единодушно отмечают древнекитайские авторы. Как и в правление Цинь, общинные структуры являлись важнейшей составляющей ханьского имперского строя. Именно на них опирался Лю Бан в антициньской борьбе. С представителями городского самоуправления Сяньяна (фулоо отцами-старейшинами) он заключил свой знаменитый договор "о трех статьях" первое (??) уложение империи Хань. Придя к власти, Лю Бан присвоил всем главам семей общинников статус почетного гражданства гунши и предоставил право участия в уездном управлении представителям общинной верхушки. В угоду прежде всего ей Лю Бан узаконил продажу свободных в рабство частным лицам, не предпринимал никаких мер к ограничению сделок с землей, что не замедлило сказаться на росте частного землевладения и рабовладения. Подъем производства был особенно заметным в ремесле, прежде всего в металлургии. Здесь широко применялся рабский труд. Частные предприниматели использовали в рудниках и мастерских (чугунолитейных, ткацких и др.) до тысячи подневольных работников. После введения при У-ди государственной монополии на соль, железо, вино и отливку монеты возникли крупные государственные мастерские и промыслы, где находил применение труд государственных рабов.

Постепенно страна оправилась от последствии многолетних воин, хозяйственного неустройства и разрушений, вызванных военными действиями и событиями, сопровождавшими падение империи Цинь, проводились восстановительные ирригационные работы, сооружались новые оросительные системы, росла производительность труда.

Увеличилось число торгово-ремесленных центров. Крупнейшие из них, такие, как Чанъань, Линьцзы, насчитывали до полумиллиона жителей. Много городов в то время имели население свыше 50 тыс. человек. Город становится средоточием общественной и хозяйственной жизни страны. В ханьскую эпоху на территории империи было построено более пятисот городов, в том числе в бассейне р. Янцзы. Наиболее густо города располагались в центральной части Великой Китайской равнины (в Хэнани). Однако большинство городов были небольшими, обнесенными земляными валами поселениями, окруженными полями. В них функционировали органы общинного самоуправления. Земледельцы составляли известную часть населения и в больших городах, но преобладали в них ремесленники и торговцы. Ван Фу, живший во II в. х.э., сообщал: "[В Лояне] занимающихся второстепенными промыслами в десять раз больше, чем земледельцев... В Поднебесной сотни областных и тысячи уездных городов... и везде в них дело обстоит так".

В сельскохозяйственном производстве основную массу производителей составляли свободные земледельцы-общинники. Они были обязаны поземельным (от 1/30 до 1/15 урожая), денежными подушным и подворным налогами. Мужчины несли повинности: трудовую (по месяцу в году в течение трех лет) и воинскую (двухгодичную армейскую и ежегодно трехдневную гарнизонную). По условиям древности это нельзя считать чрезмерными тяготами. К тому же закон предусматривал откуп от обязательных служб деньгами, зерном, а также рабами. Но все это было доступно зажиточным крестьянским хозяйствам и абсолютно неприемлемо для разоряющейся бедноты. При малой товарности мелких хозяйств особенно пагубно сказывались на них денежные виды обложения. Кредиторы изымали у производителя до половины произведенного продукта. "Номинально поземельный налог составляет 1/30 урожая, а фактически земледельцы лишаются половины урожая", сообщает «История Старшей династии Хань». Разоряющиеся земледельцы лишались полей и попадали в долговое рабство. Сановники докладывали: "Казна скудеет, а богачи и торгаши порабощают бедняков за долги и копят добро в амбарах«, »Как может простой люд за себя постоять, когда богачи все увеличивают количество своих рабов, расширяют поля, накапливают богатства?«, »Земледельцы трудятся без устали целый год, а как наступает время денежных поборов, малоимущие продают зерно за полцены, а неимущие берут в долг, обязанные возвратить вдвое больше, поэтому за долги многие продают поля и жилища, продают своих детей и внуков". Попытки нажимом сверху обуздать ростовщичество и воспрепятствовать разорению земледельцев основного податного контингента империи предпринимались правительством неоднократно, но не давали результата. Самопродажа в рабство за долги становится важным источником частного рабовладения, которое в это время получает особенное развитие.

Сам акт продажи в рабство, совершавшийся с помощью торговых посредников, делал законным порабощение свободного даже в том случае, если он был продан против своей воли. Случаи насильственного захвата и продажи в рабство свободных людей были весьма частыми.

Источники эпохи Ранней Хань свидетельствуют об узаконенной практике купли-продажи рабов и большом развитии работорговли в это время. Сыма Цянь называет рабов в списке обычных рыночных товаров. В стране был постоянный рынок рабов. Рабов можно было купить почти в каждом городе, как любой ходовой товар, их считали по пальцам рук, как рабочий скот по копытам. Партии закованных рабов переправлялись работорговцами за сотни километров в Чанъань и другие крупные города страны. Подневольный труд составлял основу производства в рудниках и на промыслах, как частных, так и государственных. Рабы, хотя и в меньшей мере, но повсеместно, использовались в сельском хозяйстве. Показательна в этом отношении массовая конфискация частных полей и рабов у нарушителей закона 119 г. до х.э. об обложении имущества. Данный закон, однако, не распространялся на привилегированные круги чиновной и военной знати и, что знаменательно, на общинную верхушку это еще раз говорит о том, как далеко зашел процесс расслоения общины.

Денежное богатство было в империи Хань важным показателем общественного положения. По этому имущественному признаку все земельные собственники подразделялись на три основные категории: больших, средних и малых семей. За пределами этих категорий существовали в империи сверхбогатые люди, которые могли давать ссуду даже императору, их состояние исчислялось в сто и двести миллионов монет, таких лиц, естественно, было немного. Значительный слой бедняков источники относят к четвертой категории малоземельных собственников. Имущество больших семей превышало 1 млн. монет. Большинство составляли семьи второй и третьей категорий. Имущество малых семей

cyberpedia.su

Население Китая в эпоху Хань

(206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)  Циньские карты, захваченные основателем династии Хань Лю Баном в Сяньяне, столице павшей империи, позволили ему составить представление о «численности населения». Это дает основание полагать, что уже в циньское время проводились переписи населения империи, а после воцарения Хань такие переписи стали регулярными. Доказательством проведения переписей при Западной Хань считаются «Статуты относительно семей» (Ху люй) в ханьском кодексе, а также то обстоятельство, что Бань Гу, автор географического трактата Ди ли чжи («Географические записи», 28-я глава Хань шу – «Истории Хань»), приводит в описании каждого округа число зарегистрированных там семей (дворов) и людей [5, c.15].   Однако по необъяснимым причинам первая документированная суммарная демографическая сводка относится лишь к самому концу  династии Западная Хань – ко 2 г. н.э.[1] Сводки предшествующих двухсот лет если и существовали, то до нас не дошли. В письменных источниках  содержатся лишь данные о численности населения отдельных округов и наследственных владений, которые считаются  вполне достоверными [6, c. 40–41]. В последние годы китайские ученые, опираясь на эти разрозненные данные, сделали попытку оценить динамику населения западноханьской империи.   Согласно исторической традиции, к моменту прихода к власти ханьского дома, в империи царили хаос и запустение: «…из прежних больших городов и известных столиц население разбрелось и бежало от бед, из десяти их жителей можно было найти и насчитать лишь двух-трех, вот почему крупные хоу (титул заслуженных чиновников. – А.Д.) имели не более десяти тысяч дворов, а мелкие – сотен пять или шесть» [7, c. 449]. Похожая информация содержится и в летописи Хань шу. Очевидно, именно на ней основывались авторы старинной энциклопедии Тун као, когда приводили цифру 3 млн. на начало II в. до н.э. Такую же простейшую арифметическую операцию, очевидно, осуществил и Лян Цичао, которому принадлежит также явно заниженная оценка 5–6 млн. жителей на момент воцарения Хань [11, c. 40]. Лян Цичао исходил, очевидно, из известной оценочной цифры 30 млн. человек на конец династии Чжоу. Можно утверждать, что данные о численности населения на рубеже двух империй не сохранились, о чем свидетельствуют, в частности, сохранившиеся фрагменты сочинения Хуанфу Ми (212–282) Ди ван ши цзи («Записи о веках императоров и царей») [12].   После умиротворения империи прошло еще несколько поколений, прежде чем «народ вернулся в свои родные места, число семей увеличилось, они быстро росли» [7, c. 449]. По имеющимся данным, ко времени правления императоров Вэнь-ди (179–156) и Цзин-ди (156–140) в ряде уделов и мелких владений население уже увеличилось вдвое [14, c. 19]. Современные ученые сходятся в том, что период западной Хань в целом был одним из тех редких периодов в древней истории Китая, когда население быстро росло.[8, c. 135]. Максимума оно достигло к концу династии, т.е. к рубежу нашей эры[2].   Существуют ли способы оценить темпы роста населения Китая во II–I вв. до н.э., установив приблизительную динамику общей численности? Единственную возможность такого рода предоставляют нам «Погодные таблицы заслуженных чиновников Гао-цзу, отмеченных титулом хоу, составляющие главу 18 «Исторических записок» Сыма Цяня, и аналогичные таблицы в Хань шу. В этих источниках содержатся данные о числе дворов в некоторых владениях на момент их основания и упразднения. Появление большинства владений пришлось на 201 г. до н.э., а упразднены они были в разное время, в основном в правление известнейшего императора У-ди, но иногда и раньше (разброс от 162 до 91 гг. до н.э.). Это, разумеется, сильно ограничивает демографическую ценность данной информации, не говоря уже о том, что относится она лишь к первому периоду правления Западной Хань. Средние темпы прироста дворов, выведенные на основе таблиц, составляют 15 промилле. Принимая во внимание, что зафиксированная в источниках численность дворов на момент образования владения явно была ниже реальной (трудно было наладить должный учет за короткое время), среднегодовой прирост должен был быть менее 1,5 %, – считает Гэ Цзяньсюн [8, c. 138].   При оценке достоверности этих цифр в первую очередь обращают внимание на их относительную точность. Считается, что коль скоро владетельные князья должны были платить в казну с каждой тысячи ртов соответствующее количество драгоценного металла, им не было необходимости завышать число подданных. Разумеется, выявлялись случаи занижения, но каралось это весьма строго. К тому же о крупных миграциях (перемещениях населения из владения во владение в те годы) не сообщается. Поэтому динамика этих рядов цифр считается более или менее достоверной[3].   Однако нужно иметь в виду, что большинство владений, по которым имеются данные подобного рода, располагались в центральных областях империи, куда население постепенно возвращалось после смут, сопряженных со сменой династии. Поэтому темпы роста в них явно выше, чем по империи в целом. Исходя из этих и других соображений можно принять, что в первый период империи Западная Хань темпы естественного прироста населения вряд ли превышали 1% в год, что дает удвоение общей численности за 70 лет [8, c.139].   По другим оценкам, темпы прироста в первый период империи могли составлять 12 промилле. Приводящий эту цифру Юань Цзулян склонен полагать, что динамика количества дворов в 21 владении более или менее точно отражает реальный демографический рост империи тех лет [14, c. 20–21]   В 134 г. начались знаменитые завоевательные походы У-ди. В результате «в Поднебесной [все] пустились в бега и все живое уменьшилось наполовину» [9, c. 70]. В другом месте источника выражение еще более определенное: «Земли опустели, и число жителей уменьшилось наполовину» [8, c. 137]. Конечно, и в этом случае данное выражение следует понимать фигурально, а не буквально, и основывать на нем демографические расчеты явно не следует[4].   Нет оснований предполагать двукратное снижение численности населения в «смутное время» правления У-ди. «В отдельных районах в то время мог даже продолжаться рост», – считает Юань Цзулян, ставя таким образом под сомнение возможность абсолютной убыли населения при У-ди [14, c. 23].Тем не менее, такая убыль скорее всего имела место к концу его походов, и численность населения к началу 1 в. до н.э. должна была составить 24–30 млн.   В последние годы своего правления У-ди издает указы о восстановлении и развитии сельскохозяйственного производства. Впоследствии, несмотря на периодические засухи и восстания, беспорядки не были столь всеобъемлющими, как в «смутное время», поэтому считается, что население более или менее устойчиво возрастало.   Итак, согласно историческим свидетельствам, динамику населения западноханьской империи можно представить в виде трех этапов:
  1. 206–134 гг. до н.э. В начале династии общая численность (по территориальному делению 2 г. н.э.) составляет 12–15 млн. Население возрастает, достигая промежуточного пика к началу завоевательных походов и войн императора У-ди (140–87). Среднегодовые темпы естественного прироста – на уровне 10 промилле. [8, c. 149–150].
  2. 134–90 гг. до н.э. В результате войн У-ди, несмотря на существенное расширение границ империи, в течение многих лет мог наблюдаться нулевой или даже отрицательный прирост. Численность населения к концу его правления не превышала 30,6 млн., сократившись примерно на четверть. См. также [13, с. 42].
  3. 89 г. до н.э. – 2 г. н.э. Численность населения достигает к концу династии примерно 60 млн. На этом этапе среднегодовые темпы определенно были ниже 10 промилле [14, с. 22], возможно даже ниже 6 промилле, как считает Гэ Цзяньсюн [8, c. 149].Как бы то ни было, в третий период Западной Хань темпы прироста были довольно значительны, хотя и не столь велики, как в первый период. Совокупность всех данных подводит к выводу, что средние темпы прироста в Западной Хань составляли 7–8 промилле. Принимая за истинную цифру 60 млн. на рубеже тысячелетий, получаем, что в начале Хань численность населения должна была составлять никак не менее 12 млн., скорее же всего – около 15 млн. [8, c.142, 150]. Данная оценка темпов роста косвенно подтверждается и анализом брачности, рождаемости и демографической политики в рассматриваемую эпоху.
Демографические оценки для западноханьского времени остаются, в силу особенностей статистических сведений, сохранившихся в источниках, делом крайне трудным, они весьма приблизительны и мало достоверны. Не случайно специалисты  по исторической демографии утверждают, что «статистика, заслуживающая более серьезного рассмотрения», начинается лишь со 2 в. н.э.» [18, c. 209], а Лян Фанчжун даже не включает все рассмотренные в рамках данной статьи цифры в свои сводные таблицы [10, c.4].   Итак, первая собственно демографическая сводка относится ко 2 г.н.э. Кроме того, для эпохи Хань известны результаты еще 10 переписей более позднего времени. Практически все демографы считают статистику дворов и ртов в определенные годы ханьской империи заслуживающей рассмотрения и анализа.  Общая численность населения империи Хань по округленным данным переписей 2-157 гг. и оценки Дж.Дюранда[5]
Год Количество дворов(тыс.) Количество ртов(тыс.) Численность поДж. Дюранду (млн.)[6]
2 12 234 59 595[7] 71
57 4 280 21 008  
75 5 861 34 125  
88 7 457 43 356 43
105 9 237 53 256 53
125 9 648 48 691 56
140 9 699 49 150 56
144 9 947 49 731 58
145 9 938 49 524 58
146 9 348 47 567 54
157 10 678 56 487 62
  В двух случаях из одиннадцати исследователи располагают данными по отдельным округам империи, что дает возможность проследить общие тенденции демографических сдвигов между 2 и 140 гг.[8]Результаты переписи 2 г. содержатся в  Хань шу, 140 г. – в Хоу Хань шу, в обоих источниках приводятся сведения о численности того или иного округа (наследственного владения), количество дворов и уездов. Исследователи первой половины 20 в. (Вань Годин, Г. Биленстайн) использовали эти данные для картографирования плотности населения на территории империи [6, c. 41–42]. Образовавшиеся в результате этой работы «белые пятна» на карте Китая в ряде случаев объясняются естественными причинами (нынешнее побережье Бохайского залива тогда было морским дном, а часть современной провинции Хубэй, одной из самых густонаселенных в нынешнее время, представляла собой сплошное болото). Это означает, что в ханьское время на отдельных участках территории Китая вообще не могло быть населения. В то же время следует учесть, что полное отсутствие данных о населении, проживавшем тогда на территории нынешней провинции Фуцзянь, объясняется тем, что древнекитайское население в ту пору здесь еще отсутствовало, но, судя по погребениям, в Фуцзяни проживало значительное количество аборигенов. То же (хотя и в меньшей степени) относится к провинциям Сычуань, Юньнань, на территории которых располагались древние царства Ба и Шу (в эпоху Хань проникновение на эти территории древнекитайского этноса только началось). Существуют районы, статистические данные по которым вообще отсутствуют, хотя известно, что они были населены. Все это говорит о том, что местное население если и попадало в демографические сводки, то только по прошествии значительного времени, уже подвергнувшись значительной ассимиляции со стороны древних китайцев.   Таким образом, даже на территории, номинально подчинившейся власти ханьского дома, существовало значительное количество неучтенного населения, хотя суммы для 2 и 140 гг. включали некоторые области Маньчжурии, Кореи, Монголии, Туркестана, Вьетнама. Поэтому, если говорить об общей численности населения территории Китая, недоучет части «нацменьшинств» будет постоянным. В дальнейшем анализе этим обстоятельством придется пренебречь, поскольку практически невозможно установить, какая часть аборигенов  попадала в официальные реестры империи[9].   Первый свод данных, относящийся к 2 г. н.э., представляет собой, надо полагать, максимум численности, достигнутый империей Западная Хань после долгого периода мира и процветания. Семь лет спустя началось восстание Ван Мана, узурпировавшего трон до 23 г., вылившееся в длительные войны между претендентами на власть уже после восстановления дома Хань.   Таким образом, следующие 4 группы данных (57-105 гг.) предположительно отражают фазу восстановления после серьезной депопуляции, имевшей место между двумя ханьскими династиями. Резкое сокращение численности населения империи в первых десятилетиях 1 века сомнению не подвергается, но истинные его масштабы не вполне ясны. В прошлом исследователи не всегда критически подходили к ханьским данным (это вполне объяснимо, поскольку на фоне предшествующих отрывочных сведений блок ханьских цифр выглядит достаточно внушительно), почему и полагали, что население действительно «упало до третьей части, сравнительно с итогом, какой представила перепись 2 года христианской эры». [4, c. 155]. Последние достижения демографической науки позволяют более критически оценить эти данные.   Каков может быть диапазон среднего роста населения в мирные периоды, относительно свободные от войн, эпидемий и природных бедствий? По мнению Дж. Дюранда, стабильное население[10] с определенными заданными характеристиками [18, c. 218] должно иметь общий коэффициент рождаемости, равный 50 промилле, смертности – 35 промилле и естественного прироста – 15 промилле. Последнюю цифру Дж. Дюранд принял за верхний предел при оценке достоверности исторических данных. Величина коэффициента смертности подтверждается обследованиями сельского населения населения Китая 30-х гг. XX века, но коэффициент рождаемости кажется некоторым демографам завышенным. «Для поддержания его на таком высоком уровне, – пишет Ган Чжао, – требуется не только ранний брак, но практически поголовная брачность» [16, c. 30–31]. Здесь следует учесть также, что в последние годы были проведены исследования демографических процессов на основе сохранившихся генеалогий отдельных кланов, показывающих прирост в размере 7–14 промилле. Учитывая, что в таком исследовании не были учтены, разумеется, более бедные семьи с меньшими доходами и живущие в менее благоприятных условиях, можно полагать, что теоретически приемлемый диапазон средних темпов роста составляет 5–10 промилле. Таким образом, любые исторические данные, подразумевающие средний рост населения, значительно превышающий 10 промилле на протяжении нескольких десятилетий и более, должны быть отвергнуты как невероятные.   На этом основании можно с достаточной долей уверенности предположить ущербность данных первого столетия нашей эры. Среднегодовые темпы роста в 27 промилле между 57 и 75 гг. и 19 промилле – между 75 и 88 гг. представляются чрезмерно высокими. Таким образом, цифры, содержащиеся в хрониках, включают в себя как естественный прирост населения, так и возвращение в свои хозяйства людей, выпавших из процесса регистрации в предшествующие годы смут. Между 88 и 105 гг., когда годовой прирост упал до 11 промилле, работа по учету, вероятно, более или менее нормализовалась. Взяв цифру 88 г. (43 млн.) за основу для обратной проекции, получим, что при естественном приросте, равном 10 промилле, общая численность населения должна была составить в 57 г. 37 млн. (т.е. на 16 млн. больше учтенного в тот год количества).   Данные 125–146 гг. должны считаться максимально достоверными в этой группе. Очередного пика население Китая достигло в 157 г. (56 млн.), вернувшись, таким образом, к уровню 60 млн., который можно считать некоторым пределом (разумеется, не абсолютным) демографической насыщенности древнекитайских империй[11]. Рост населения, вероятно, продолжался еще примерно 25 лет – именно столько времени в империи царило относительное спокойствие – и мог в этом случае подойти к отметке 70 млн.   В 184 г. началось крупнейшее восстание Желтых Повязок, и в течение следующих 30 с лишним лет «происходили такие смуты на всем протяжении государства; от того народ не мог заниматься своим делом, земледелие остановилось, голод сделался всеобщим…» [4, c. 156]. Можно с уверенностью предположить начало абсолютного сокращения численности населения, но каких бы то ни было цифр для последних 60 лет правления ханьской династии не существует вообще.  Литература   1. Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. М., 1974. 2. Демографический энциклопедический словарь. М.,1985. 3. Дмитриев С.В. «Императорские мавзолеи в идеологии и экономике Западной Хань (206 г. до н.э. – 9 г. н.э.)» // Общество и государство в Китае. XL научная конференция. М.,2010.  4. Захаров И. Историческое обозрение народонаселения Китая // Труды членов Российской духовной миссии. Т. 1. Пекин, 1909. 5. Кроль Ю.Л. Географический трактат «Истории Хань»// Страны и народы Востока.  Вып. 32. М.,2005. 6. Крюков М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. 7. Сыма Цянь. Исторические записки. Т.3. М.,1984. 8. Гэ Цзяньсюн. Си Хань жэнькоу као (Исследование населения Западной Хань) // Чжунго ши яньцзю, 1981, № 4. 9. Гэ Цзяньсюн. Хань У-ди ши «хукоу цзянь бань» као ши (Действительно ли при ханьском У-ди «население сократилось  наполовину») // Сюэшу юэкань, 1983 № 9. 10. Лян Фанчжун. Чжунго лидай хукоу, тяньди, тяньфу тунцзи (Статистические данные о численности населения, пахотных землях и поземельном налоге при всех династиях Китая). Шанхай,1980 11. Лян Цичао. Чжунго ши  шан жэнькоу чжи тунцзи (Демографическая статистика в истории Китая) // Инь бин ши вэньцзи. Шанхай, 1941, цз. 10. 12. Сюй Цзунъюань. Ди ван ши цзи цзицунь (Сохранившиеся записи о веках императоров и царей). Пекин, 1964. 13. Чжао Вэньлинь, Се Шуцзюнь. Чжунго жэнькоу ши (История народонаселения Китая). Пекин, 1988. 14. Юань Цзулян. Си Хань шици жэнькоу цзыжань цзэнчжанлюй чутань (Опыт исследования естественного прироста населения в период Западной Хань) // Шисюэ юэкань. 1981, №3. 15. Юань Цзулян. Цзай лунь Хань У-ди мо нянь жэнькоу бин фэй цзянь бань (Вновь о том, что в последние годы правления ханського У-ди население не сократилось наполовину) // Сюэшу юэкань. 1985, № 4. 16. Chao Kang. Man and Land in Chinese History. An Economic Analysis. Stanford, 1986. 17. Cartier M., Will P-E. Demographie et institutions en Chine: contribution a l’analyse  des recensements de l’epoque  imperiale (2 ap. J-C. – 1750) // Annales de demographie historique, 1971. 18. Durand J.D. The Population Statistics of China, AD 2-1953 // “Population Studies”, 1960, v. XIII. № 3.  Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 93-99.
  1. ↑ Одни китайские комментаторы считают, что эта цифра фигурирует в трактате Бань Гу потому, что число семей и людей  было в этот год самым большим. Другие – потому, что эти списки были последними при Хань. Ю.Л. Кроль, как бы объединяя обе эти точки зрения, пишет, что Бань Гу использовал данные переписи 2 г.н.э. именно потому, что они отражали численность населения в итоге  почти 60 лет мирного развития Китая (cм. [5, с. 16]). Вопрос, были ли вообще суммарные западноханьские сводки за другие годы, остается открытым.
  2. ↑ Некоторые исследователи отмечают, что на этот счет сведения различных разделов Хань шу несколько расходятся. Согласно географическому разделу этой династийной истории (Ди ли чжи), дворы Хань достигли «наивысшего процветания» при Пин-ди (I–VI вв.), а согласно экономическому (Ши хо чжи) «население Поднебесной было наибольшим» при Ай-ди (VI–I вв. до н.э.) (Cм. [8, c. 135]) . Но эти сведения, разумеется, нельзя считать противоречащими друг другу (см. также [5, с. 16]).
  3. ↑ С.В.Дмитриев высказывает традиционное соображение о том, что «многочисленное население всячески пыталось утаить число детей» ради уклонения от налогов (точнее, от подушной подати), но соглашается, что данные переписей вполне могут показать динамику изменения общей численности населения. См. [3, с. 55].
  4. ↑ Тем не менее среди китайских ученых не прекращается полемика о том, действительно ли население при У-ди «уменьшилось наполовину» и как следует понимать это свидетельство (см. [9; 15]).
  5. ↑ Цифры для 18 провинций собственно Китая (Ганьсу, Шэньси, Шаньси, Хэбэй, Шаньдун, Хэнань, Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси, Хубэй, Хунань, Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу Гуанси, Гуандун, Фуцзянь). Для империи в целом Дж. Дюранд прибавляет  2, 5 млн. к цифре 2 г., и по 2 млн. ко всем остальным.
  6. ↑ Данные оценки получены Дж. Дюрандом путем умножения численности дворов на 6. Ущербные данные 57 г. и подозрительные цифры 75 г. пропущены. М. Картье и П.-Е. Уилл считают также неприемлемой  и цифру 88 г. (cм. [17, c. 169]).
  7. ↑ Сюнь Юэ, основываясь на данных Бань Гу, приводит общую цифру числа населения на этот год, равную 56 594 998  (У самого Бань Гу - 59 594 978; cм. [5, с. 16]). Такого рода расхождения (описки, опечатки) – неизменная и нередко главная трудность для всех  исследователей, имеющих дело с древней цифирью.
  8. ↑ Сопоставление демографических данных 2 г. и 140 гг. по отдельным районам империи демонстрирует сокращение населения в северных областях и увеличение ее плотности на юге, что исследователи связывают в первую очередь с миграционными тенденциями древнекитайского этноса (cм. [6, с. 51–52]).
  9. ↑ За исключением особо оговоренных случаев во всех исследованиях по истории народонаселения Китая речь идет, как правило, о ханьском этносе. Для определения же общей численности населения на территории нынешнего Китая нужно в любом случае прибавлять к имеющимся цифрам 2–6%.
  10. ↑ Теоретическая модель населения с неизменными во времени возрастными интенсивностями рождаемости, смертности и возрастной структуры (cм. [2, с. 439]).
  11. ↑ Л.Н.Гумилев называет это «оптимальным наполнением вмещающего ландшафта, без необходимости изнурения природных ресурсов» [1, с. 232].

www.synologia.ru

Древний Китай

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004 

Раздел 

ВОСТОК

Глава XI.

Древний Китай

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

11.1. Территория и население

Цивилизация Древнего Китая сложилась в бассейне великой реки Хуанхэ, с крайне неустойчивым, часто меняющимся руслом в нижнем течении. Лессовые пойменные почвы идеально подхо­дили для занятий земледелием. С другой стороны, жизнь у пой­мы при постоянной угрозе наводнения и смены речного русла была очень рискованной. Лишь распространение железных ору­дий труда в I тыс. до н. э. позволило китайцам выйти за пределы пойм.

С севера и северо-запада к бассейну Хуанхэ прилегает Великая степь, откуда на Китай часто совершали набеги кочевники. Почти непроходимые горы соседствовали с Китаем на западе. Все это привело к известной изоляции оседлой земледельческой зоны в бассейнах Хуанхэ и Янцзы от остального мира, частично преодо­ленной лишь к концу I тыс. до н. э.

В VI-V тыс. до н. э. бассейн Хуанхэ и Янцзы, как и более юж­ные районы, был заселен племенами австронезийской группы (родственными современным вьетнамцам и малайцам). На запа­де, в Тибете и смежных районах, жили протосинотибетцы (пред­ки носителей китайского, тибетских и бирманских языков). Лингвистика предполагает, что первые носители этих диалектов были европеоидами и прибыли в Тибет с далекого запада, но здесь полностью монголоизировались. По-видимому, в V тыс. до н. э. группа протосинотибетцев расселяется с запада по верхнему и среднему течению Хуанхэ и дает начало археологической культу­ре Яншао; эта группа и обособилась как протокитайцы. Постепенно протокитайцы ассимилируют австронезийцев доли­ны Хуанхэ (в низовьях которой те, впрочем, жили еще в I тыс. до н э.; китайские источники описывают их как восточных варва­ров — «и»). Собственно китайская этническая общность склады­вается в первой половине I тыс. до н. э.; в середине тысячелетия она ассимилировала и включила австронезийское население до­лины Янцзы, чем и завершилось формирование древнекитайско­го этноса.

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

 

alpan365.ru


Смотрите также