Театр Древней Греции и Древнего Рима. Театры древнего рима
Римский театр - Театральные представления - Театр Древнего Рима - Каталог статей
Театр Древнего Рима
Возникновение театра в Римской республике. Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена, когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники этих праздников, ряженые, обменивались насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися фесценнинами. Позже, во время борьбы между патрициями и плебеями, в фесценнинах стали находить отражение и социальные столкновения того периода: по свидетельству Горация, фесценнинские насмешки не щадили и знати. О дальнейшем развитии этих первых ростков драмы любопытные сведения дает римский историк Тит Ливий. В связи с моровой язвой в Рим были приглашены (в 364 до н. э.) для совершения умилостивительной церемонии этрусские актеры. Танцуя под аккомпанемент флейты, они производили
Старики - ателланы.
красивые телодвижения, но не сопровождали их ни словами, ни жестами. Этрусским актерам стала потом подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске диалог и жестикуляцию. Этот обычай, постепенно усовершенствуясь, привел к тому, что исполнители, получившие название гистрионов (от этрусского слова ister - актер), уже не перебрасывались друг с другом нескладными и грубыми стихами-экспромтами, подобными фесценнинам, но исполняли сатуры, положенные на музыку, причем пение сопровождалось игрой на флейте и соответствующими жестами. Очевидно, эти драматические сатуры (дословно "смесь", всякая всячина) представляли собой небольшие драматические сценки бытового и комического характера, включавшие диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент должен был играть в них существенную роль.. С народной комедией ателланой связан новый период в развитии народной драмы в Риме. Ателлана родственна греческому миму. Название ее происходит от городка Ателла, разрушенного римлянами во время войны за его переход на сторону Ганнибала. Жители этого городка являлись объектом постоянных насмешек в Риме. Отличительной особенностью ателланы было наличие 4 постоянных комических персонажей-масок: Макк – обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон – смышленый и болтливый обжора ( в маске подчеткивались отвислые губы и раздутые щеки), Папп – богатый, скупой и глупый старик и Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Действие основывалось на импровизации. Ателланы разыгрывались вначале бродячими гистрионами, потом молодыми римскими гражданами, а позднее - профессиональными актерами. Литературные обработки ателланы появились только в I веке до н.э. Ателланы были известны и в период Римсокой империи, но недолго. Известен случай, когда император Калигула живьем сжег актера Ателланы прямо на глазах у зрителей только за то, что тот дерзнул высказать намек на его царскую персону. Все эти театральные опыты в Римской республике были крайне примитивны, и при захвате Римом Греции было неизбежно подчинение римлян греческой культуре, стоявшей на более высоком уровне. Греческий язык, литература, философия, искусство стали модными в Риме. Другим видом народных представлений был мим, пришедший к римлянам из греческих городов и воспроизводивший сценки из народного быта, а иногда выводивший в шутовском виде и богов.
Шкаф с масками для театральных представлений. Миниатюра. II в. до н. э.
Устройство римского театра
Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй. Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра и не опирался на самодеятельность городского населения. Римский театр сразу был профессиональным. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан.Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вели три узких лесенки в несколько ступеней - по ним поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Фоном служила задняя стена балагана с занавеской. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.Так играли довольно долго, в том числе и комедии Плавта. Однако с развитием драматургии вырастала необходимость вносить изменения и в исполнение. Необходимость постройки постоянного специального театрального здания в Риме обсуждалась сенатом. Однако сенат считал, что театр изнеживает юношество и развращает женщин - и в 154 году прекратил начатое несколько лет назад строительство каменного театра.
Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителейдо К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещающие до 45 тысяч зрителей. Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. ( в эллинистическом театре орхестра занимала три четверти круга).Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре занимали знатные зрители. Римский театр был окаймлен роскошным портиком, к которому примыкала КУРИЯ - зал заседаний сената ( в нем в 44 году был убит Ю.Цезарь.)Здание стало единым по высоте - трехэтажным. Амфитиатр выравнивали по высоте со сценой.Появилась единый пестрый парусиновый купол, защищающий зрителей от дождя и палящего солнца - ВЕЛАРИЙ.Сцена была покрыта монументальным потолком.ПРОСЦЕНИУМ имел люки и подъемники.Охлаждал зрителей в театре водопровод. Театр в Риме имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами. Описание идеального римского театра дано архитектором Витрувием (I в. до н.э.) (Более подробно об устройстве театра можно ознакомиться в трактате "Об архитектуре" Витрувия в мини-хрестоматии сайта).
Драматургия
Первым драматургом Рима считают грека-вольноотпущенника родом из Тарента Ливия Андроника. Он ставит на Римских играх (в ритуал празднества к-рых были введены и сценич. представления) трагедию и, вероятно, комедию, переработанные им с греч. образца или, быть может, переведенные с греческого языка на латинский. Этой постановкой начался новый период в истории римского театра. Трагедии Ливия Андроника (всего он написал до 14 трагедий, из к-рых до нас дошло лишь 23 полных стиха) пользовались большим успехом у римских зрителей. Хотя позднейшие поколения относились иронически к пьесам Ливия Андроника за их неуклюжий язык, для своего времени его произв. представляли собой выдающееся лит. событие и способствовали появлению новых драматургических произведений. Последователями и продолжателями дела Ливия Андроника выступили римские драматурги Гней Невий (ок. 280-201 до н. э., первый дебют его состоялся в 235 до н. э.), Плавт (ок. 254-184 до н. э.), Квинт Энний (239-169 до н. э.), перерабатывавшие греч. драму применительно к запросам римского общества и утвердившие основы национальной литературной драмы. Гней Невий перерабатывал не только оригиналы греческие трагедий на мифологич. сюжеты, но и был создателем претексты - жанра исторической трагедии, почти совсем неизвестного грекам. Сюжет претексты заимствовался из древней римской истории (в отд. случаях из современной драматургам жизни). Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии: он был создателем паллиаты, т. е. римской комедии, представлявшей собой переработку новой аттической комедии. Персонажи паллиаты имели греческие имена, носили греческую одежду; действие пьесы всегда развивалось где-нибудь в Греции. Невий первый применил в комедии т. н. контаминацию - соединение в римской пьесе сцен из двух греч. пьес. От драмы Невия дошли лишь небольшие отрывки. Частью на основании их, частью на основании отзывов позднейших рим. критиков можно сделать вывод о политич. независимости Невия, демократич. тенденциях его пьес и о его стремлении ввести в определ„нные рамки подражание греч. драматургам. Творчество Квинта Энния во многом отличается от творчества Невия, что объясняется условиями историч. обстановки его времени. Сразу же после окончания 2-й Пунической войны (218-201 дон. э.) начинается экспансия Рима на Восток, приносящая римлянам ряд крупных воен. успехов и заканчивающаяся покорением Македонии в 148 и Греции в 146 до н. э. (в этом же году в зап. Средиземноморье пал под ударами римлян Карфаген). В связи с этими походами Рима на Восток и непосредств. знакомством с культурой Греции на е„ родине в рим. обществе возникла потребность возможно быстрее освоить культурное наследство экономически более развитых стран Греции и Востока. В течение нескольких десятилетий наука, техника, иск-во, поэзия, красноречие Афин и Александрии торопливо усваиваются победителями. Среди рим. нобилитета было в это время немало сторонников приобщения Рима к эллинистич. культуре (напр., влиятельный род Сципионов). Человек широкого образования и огромного лит. дарования, Энний считал необходимым приблизить рим. лит-ру и т-р к греческим. От трагедий Энния дошло сравнительно много отрывков, судя по к-рым большинство его трагедий восходит к оригиналам Еврипида. Однако трагедия на греч. мифологич. сюжеты приобрела у Энния, как и у др. крупных рим. драматургов - Пакувия (220- 130 до н. э.) и Акция (ок. 170 - ок. 85 до н. э.) ряд признаков, отличавших е„ от греч. оригиналов. Переработка греч. трагедии шла по линии насыщения е„ событиями, введения запутанного действия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны, придания характерам героев рим. черт. Роль хора в римской трагедии значительно уменьшилась: хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров. Большим успехом у зрителей пользовались римская комедия - паллиата, выдающимися драматургами к-рой, кроме Невия, были Плавт, Цецилий Стаций (ок. 220-ок. 168 дон. э.) и Теренций (ок. 185-159 дон. э.). Комедии Плавта представляют собой искусное творческое соединение новой аттич. комедии с элементами нар. рим. драмы - ателланы. Плавт свободно относился к своим греч. оригиналам (произв. Мевандра, Дифила, Филемона и др.), иногда пропускал целые сцены, вводил свои, прибегал в целях большей занимательности действия к контаминации. От Плавта дошли до нас полностью 20 комедий ("Амфитрион", "Клад", "Хвастливый воин", "Близнецы", "Псевдол", "Пленники" и др.) и одна в отрывках ("Чемодан"). Персонажи комедий Плавта те же, что у Менандра и др. представителей новой аттич. комедии - старики-отцы, юноши, обычно влюбл„нные, но бессильные сами устроить свою судьбу, ловкие, пронырливые рабы, помогающие своим молодым хозяевам в устройстве их любовных дел, параситы, гетеры, сводники и сводницы, ростовщики, хвастливые воины и т. д. Пьесы Плавта требовали для своего исполнения 4-6 актеров и делились на 5 актов. Хотя Плавт и заимствовал сюжеты для своих пьес из новой аттич. комедии, он сумел отобразить в них черты рим. жизни. Важнейшей стороной реформы новой аттич. комедии, к-рую осуществил Плавт, 'было введение им муз. элемента в свои пьесы. До него в новой аттич. комедии пение и музыка играли лишь роль интермедий и исполнялись обычно в антрактах. Между тем у Плавта этот лирич. элемент (кантики - от лат. сапо - пою) в нек-рых комедиях является преобладающим. Одни из кантиков представляли собой арии актеров, другие исполнялись речитативом под муз. аккомпанемент. Большое место в комедиях Плавта занимает буффонада, усвоенная им от ателланы с е„ постоянными масками обжоры, простака, с пощ„чинами, драками, непристойными, но остроумными шутками. Динамичность действия, сочный юмор, обилие элементов буффонады (выражающейся также и в постоянном нарушении сценич. иллюзии, обращении актеров к зрителям), живой разговорный язык обеспечили комедиям Плавта успех не только у плебейского зрителя, но и в высших кругах общества. Реформатор новой аттич. комедии и вместе с тем создатель рим. самобытной комедии, актер, режиссер и организатор театр. дела, Плавт представляет собой выдающееся и неповторимое явление в истории др.-рим. т-ра. Пьесы Теренция (сохранились все 6 написанных им комедий: "Девушка с Андроса", "Евнух", "Братья" и др.) были пост. между 166 и 160 до н. э. Сюжеты почти всех своих комедий Теренций заимствует у Менанд-ра, прич„м старательно подч„ркивает греч. колорит. Темы пьес Теренция - семейные конфликты; во всех комедиях существенную роль играет мотив любви. В пьесах Теренция также выступают пронырливые рабы, параситы, гетеры, но они обычно лишены грубых черт героев Плавта. У Теренция нет такой динамики в развитии действия, как у Плавта, нет и плав-товской буффонады, но он стремится дать (или сохранить от греч. оригинала) углубл„нную психологич. характеристику своих персонажей. В отличие от Плавта, у Теренция почти нет лирич. партий для пения. Комедии Теренция нравились аристократии, тяготевшей к греч. культуре, но не всегда пользовались успехом у плебейского зрителя. После смерти Теренция его пьесы ставились еще в течение неск. десятилетий, а затем исчезли из театр. репертуара. Однако с течением времени за изысканный язык они стали изучаться в школе. Обострение обществ, противоречий в Риме во 2-й пол. 2 в. до н. э. (восстания рабов, реформы братьев Гракхов) оказало влияние на развитие т-ра. В пьесах Акция, в творчестве к-рого рим. трагедия достигла своего высшего расцвета, встречаются изображения нар. восстаний и борьбы с тиранами. Успеху трагедий Акция содействовала игра знаменитого трагич. актера Эзопа. Постановки трагедий в это время отличались большой пышностью, что, по словам Цицерона, было гл. приманкой для простых зрителей. После смерти Акция трагедия быстро ид„т к упадку. В области комедии пал-лиату сменила тогата, изображавшая жизнь свободных граждан, преимущественно низших и средних слоев населения; действие происходило обычно в к.-л. небольшом италийском городке. Большое место занимали в этих пьесах женские персонажи (свободные женщины, а не гетеры). Крупнейшими драматургами этого жанра были Титиний, Афраний и Атта, писавшие во 2-й пол. 2 - нач. 1 вв. до н. э. (от их пьес дошло ок. 600 отд. строк).
Маска комического актёра. Фрагмент мозаики в. н. э.
Спектакли и актеры
Основным качеством театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность.Ее достигали путем выведения на сцену десятков и сотен статистов в ярких пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоцеными камнями, в настоящими воинскими доспехами, оружием.Считалось. что такая натуральность способствует успеху спектакля. Актерское исполнение было значительно примитивнее, чем в греческом театре.Спектакли как и в греческом театре были условными - женщин играли мужчины.Однако. актеры во всех жанрах, кроме Ателланы играли без масок.До I века до н.э. их заменяли гримом и париками.Правда, отказ от масок у актеров был вынужденным.Аристократическая римская молодежь долго забавляясь исполнением ателланы, монополизировала ношение маски как средство снять с себя бесчестье актерского занятия. Так установился принцип, что без маск может играть только актер, получающий за свой труд денежное вознаграждение. Отсутствие маски нарушало общий условный стиль спектакля. В римсокм театре самыми известными были актеры трагический актер Эсоп и комический актер Росций, долго боролся за то,чтобы играть спектакли в маске. Он получил на это разрешение только тогда, когда он снял с себя "бесчестье"актерского труда и отказался от гонораров. Но римские маски имели отверстия лоя рта и глаз намного больше, чем греческие, т.е. актеры могли пользоваться теперь и мимикой.
Во времена Римской империи Театр продолжал развиваться в сторону интереса к зрелищности и яркости, пренебрегая содержанием драматургии и окончательно разывая связь с культовой обрядностью.Стали появляться новые театральные сооружнения - амфитеатры. Колизей вмещал 90 000 человек, а Великий цирк в Риме - 385 000 человек. Зрелища становились кровавыми травлями. Император Октавиан Август (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию. В этом начинании Августа поддержал поэт Гораций (65 до н.э. -8 до н.э.). Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде "Наука поэзии".В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку "рассказывал" хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха - танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю. В V в. н.э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства.
anti4teatr.ucoz.ru
Римский театр
Даже в пору своего высшего расцвета римский театр не имел того высокого общественного значения, каким обладал театр в античной Греции. Театральные представления являлись одной из форм массовых зрелищ, развлечений, и не носили признаков культового действа, не были связаны с почитанием богов.
Театральные спектакли по греческому образцу во время больших праздников в Риме впервые стали играть в 240 году до н.э. Это были трагедии и комедии Ливия Андроника. Грек по происхождению, ставший первым римским поэтом, Ливии Андроник известен также как первый переводчик «Одиссеи».
Вскоре появились трагедии на римский сюжет. Их сочиняли Невий, Энний, Пакувий и другие римские поэты.
В римской трагедии не ставились сложные политические, философские и моральные проблемы, которые затрагивала греческая трагедия. Кроме того, в ней явно утратил свои ведущие позиции хор, уступивший первенство сольному пению.
Начиная с I века до н.э. римская публика постепенно утратила интерес к трагедии. Последний ее подъем связан с творчеством Сенеки, создавшего 9 трагедий на мифологические темы (это единственный пример полностью дошедших до нас римских трагедий).
Наряду с трагедией в Риме существовало две разновидности комедии: паллиата – комедия, связанная с греческой средой, герои которой носят греческие имена и одеты в греческую одежду;
тогата – комедия с национальным римским сюжетом, действующие лица которой выступали в тоге, отсюда и название.
Наивысшего расцвета римская комедия достигла в творчестве Плавта и Теренция. Оба работали в жанре паллиаты, но римский зритель без труда узнавал здесь себя, свои нравы.
Плавт, выходец из низов, наполнял свои комедии множеством подробностей, заимствованных из римского быта, судебной практики, фольклора, веселя зрителя остроумными, порой грубоватыми шутками. Главный герой его комедий – ловкий, неистощимый на выдумки раб (чего не могло быть в тогате). Обычно он помогал молодому хозяину в улаживании его любовных дел или в выманивании денег у скряги-отца. Большую роль в комедиях Плавта играла музыка, так называемые кантики (от латинского «пою»), одни из которых приближались к ариям, другие исполнялись речитативом под музыкальный аккомпанемент.
Излюбленными темами комедий Теренция были семейные конфликты, проблемы воспитания. От комедий Плавта произведения Теренция отличаются более изысканным языком, отсутствием вульгарных шуток и непристойностей. Душевный мир его героев более сложен, чем у героев Плавта.
Впоследствии римская комедия утратила свое значение, и ее место заняла литературная ателлана, а затем мим и пантомима.
Первоначально ателлана была одним из видов народных игровых представлений, которые существовали в Италии еще в древнейшие времена. В народных ателланах действовали четыре постоянных персонажа-маски: глупец, обжора, плут и скряга. Твердого текста не имелось, и исполнение основывалось на импровизации.
Со временем из народной ателланы выросла литературная ателлана (начало I века до н.э.). Незатейливые сюжеты из жизни низших слоев населения обыгрывались в чисто фарсовом духе, с грубыми шутками и откровенной эротикой.
Мим первоначально представлял собой импровизацию на фривольную тему, разыгрываемую одним или двумя актерами без масок. Со временем он приобрел литературную форму.
Отсутствие в миме масок открывало широкий простор для искусства мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами. Содержание мимов связано с бытом столичного плебса, чаще всего сценами супружеской неверности. Большую роль играли всевозможные потасовки, брань.
Самым знаменитым римским мимографом был Публúбий Сир. Отдельные изречения его персонажей стали популярными пословицами.
musike.ru
Жанры театральных представлений в Древнем Риме
В Риме было известно несколько жанров театральных представлений.
Древнеримская комедия была представлена двумя основными
видами: паллиата и тогата.
Паллиата (комедия греческого плаща, pallium - короткий
греческий плащ) - представляла собой римскую переработку новой аттической
комедии. Персонажи паллиаты носили греческие имена, греческую одежду, действие
всегда развивалось где-нибудь в Греции. Римские комедиографы часто соединяли в
одной пьесе сцены из нескольких греческих комедий.
Самые известные представители этого жанра - Плавт и
Теренций.
Тогата (комедия тоги, верхняя
одежда в Древнем Риме). Тогата основывалась на местном материале, её
персонажами были люди простого звания. По свидетельству Сенеки тогата имела
более серьёзное содержание, чем паллиата, и даже приближалась к трагедии.
Большое место в этих пьесах занимали женские персонажи.
Крупнейшие представители жанра - Титиний, Афраний и Атта.
Трагедия – пользовалась в
Риме меньшей популярностью, чем в Греции. Многие пьесы этого жанра были
насыщены кровавыми сценами. Сюжеты в большинстве своём представляли переделки
трагедий древнегреческих драматургов. Однако римские трагики вводили запутанное
действие, усиливали внешнюю патетику и уделяли большое внимание зрелищной
стороне. Роль хора значительно уменьшилась, хоровые партии перелагались в
монодии и дуэты. Наиболее известными драматургами, работавшими в этом жанре,
были Пакувий, Акций и Сенека.
Претекста - историческая
трагедия. Сюжет претексты заимствовался из древней римской истории.
Пантомим - сольный мужской
театрализованный танец. Актёр пантомимы выступал в маске и играл
одновременно несколько ролей, в том числе и женских. Содержание пантомима под
музыку рассказывал хор.
Пирриха - танцевальный
спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали
мифологическую историю.
Лекция Полины
www.art-gamma.com
ТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА
Количество просмотров публикации ТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА - 645
Более высоким выражением прекрасного являются живые существа и в особенности человек. Человек гармоничным и пропорциональным сложением своих частей выступает как воплощение прекрасного и вместе с тем как главный предмет искусства.
Аристотель считаетважным признаком прекрасного органическую целостность. Целое, по Аристотелю, есть то, что имеет начало, середину и конец;они связаны друг с другом и предполагают друг друга.
2. Искусство, по Аристотелю, есть ʼʼмимезисʼʼ, ᴛ.ᴇ. подражание, воспроизведение. Подражание осуществляется посредством ритма, слова и гармонии (в смысле мелодии). Принцип подражания распространяется на все искусства. При этом художник познаёт все богатство чувственного мира, реальные предметы и явления. Искусство, по Аристотелю, имеет познавательный характер, является одной из форм познавательной деятельности людей.
3. Такая трактовка подражания дала возможность Аристотелю поставить вопрос о художественной правде. И это не умозрительные рассуждения, а анализ художественной практики. Он понимает искусство как воспроизведение действительности.
Главный вопрос эстетики – отношение искусства к действительности. Аристотель не требует абсолютной адекватности воспроизведения вещей и явлений в искусстве. Сопоставляя поэзию и историю, он говорит о том, что историк пользуется единичными фактами, случившимися в жизни, в то время как поэт пишет о том, что могло бы быть, обобщая явления. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он говорит о художественном отборе и типизации, что является обязательным признаком художественного образа.
Главное достоинство искусства состоит в том, что оно правдиво отражает реальный мир. Размещено на реф.рфИменно в связи с этим искусство имеет познавательную ценность и доставляет эстетическое наслаждение. Но искусство не только подражает действительности, но дает ее художественное осмысление.
Отсюда его вывод, что поэзия философичнее и серьезнее истории. Общее в поэзии состоит в типовой логике характеров.
Аристотель, таким образом, видит задачу искусства не в механической репродукции действительности, а в ее творческом отражении.
4. Аристотель дает впервыеклассификацию искусств. Он говорит о трех различиях в подражании: в средстве, предмете и способе. Все виды искусств различаются по средствам подражания: звук – средство для музыки и пения, краски и формы – для живописи и скульптуры, ритмические движения – для танцев, слова и метры – для поэзии. Названные виды искусств Аристотель делит еще на искусства движения (поэзия, музыка, танец) и искусства покоя (живопись и скульптура).
Особенно подробно он останавливается на делении словесного искусства на роды и виды, где в основу деления кладется особенность объектов и форма подражания. Он описывает своеобразие эпоса, лирики и драмы.
Драма делится на трагедию и комедию, которые Аристотель исследовал детально.
5. Теория трагедии оказала громадное влияние на последующее развитие эстетики и художественной практики и до XVIII в. считалась непререкаемой.
Трагедию Аристотель считает основным жанром серьезной поэзии. Большое значение он придает составу событий, считает, что действие должно быть сконцентрировано вокруг судьбы главного героя и освобождено от всего случайного и второстепенного. А характеры героев должны быть правдоподобны, благородны и последовательны. Хор в трагедии – один из героев.
Аристотель дает определение трагедии, подробно описывает ее составные компоненты (фабула, характеры, мысль, словесное выражение, музыкальная композиция, сценическая обстановка). Многое в данном определении имеет отношение только к древнегреческой трагедии. При этом ряд положений носит обобщенный характер и имеет значение для последующих эпох. К примеру, он говорит, что ʼʼдействие и фабула составляют цель трагедии, а цель важнее всегоʼʼ. То есть, Аристотель подчеркивает важность действия для драматического произведения. Это основной признак драмы как рода литературы. Фабула, служащая подражанием действию, это ʼʼизображение одного и притом цельного действия, и части событий должны быть так составлены, что при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целогоʼʼ.
В истории театра бывали попытки заменить действие повествованием, описанием, и это приводило к полному разложению художественного образа. Положение Аристотеля о том, что развязка должна естественно вытекать из развития фабулы и характеров, также является непреложным законом подлинно художественного произведения.
Цель трагедии, по мнению Аристотеля, ʼʼпутем сострадания и страха производить очищение подобных аффектовʼʼ (ᴛ.ᴇ. чувств). Трагедия силой сценического искусства вызывает у зрителей чувства страха и сострадания, доводит эти аффекты до крайнего напряжения, нарушая душевное равновесие зрителей, а затем дает своеобразное ʼʼочищениеʼʼ, разрядку, доставляя человеку облегчение, соединенное с чувством удовольствия (катарсис).
6. Творческий процесс, по Аристотелю, процесс создания художественных произведений, а также их восприятие – интеллектуальные акты. Он подчеркивает связь творческого процесса с познавательной деятельностью человека. Эстетическое созерцание базируется на радости узнавания. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, творческий процесс постижим и подвержен контролю. Отсюда его стремление выработать определенные нормы, правила, которыми должны руководствоваться, создавая произведения искусства. Из подобного понимания творческого процесса вполне логично вытекает требование Аристотеля учиться не только художественному творчеству, но и эстетическому суждению.
7. Большое место в его трудах занимает проблема воспитательной роли искусства.
Искусство, по Аристотелю, связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам ʼʼусовершенствования в добродетелиʼʼ. Произведения искусства облагораживают человека тем, что через посредство ʼʼкатарсисаʼʼ (очищения) души освобождают человека от отрицательных страстей. Указание на связь искусства с нравственной деятельностью людей является большой заслугой Аристотеля.
Существуют различные теории катарсиса (этическая, медицинская, религиозная и т.д.). Катарсис – это, по Аристотелю, цель искусства, в частности трагедии. Сущность катарсиса состоит в том, что при помощи страха и сострадания происходит очищение души от аффектов и страстей, вследствие чего человек, с одной стороны, начинает относиться к превратностям Рока спокойно, с другой – становится способным принять участие в судьбе тех, кто впал в несчастье.
В общей системе воспитания личности громадную роль играет эстетическое воспитание: оно обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели – разумной деятельности.
Целый ряд суждений Аристотеля сохраняет свое значение и сегодня.
Латиняне были одним из многочисленных племен и народов, населявших древнюю Италию. Οʜᴎ жили по нижнему течению реки Тибра в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный, по преданию, в середине VIII века до н.э.
В древнейшие времена важную роль в Италии играли этруски и греки. Греки с давних пор имели свои колонии в Южной Италии и в Сицилии. Что же касается этрусков, то происхождение их до сих пор считается невыясненным, однако в связи с раскопками в Италии известно, что это был народ, создавший высокую культуру.
До начала VI века до н.э. латиняне, как и другие италийские племена, находились в подчинении у этрусков. Только к концу VI века до н.э. римляне освободились от власти этрусков, и в Риме установилась республика в форме античного полиса (ᴛ.ᴇ. города-государства). Это было то время, когда происходил переход от общинно-родового строя к рабовладельческому. Такой же путь прошли и греческие города-государства. Далее последовали завоевания римлян в Италии, и вскоре Рим сумел составить большую федерацию из италийских племен. В отличие от Греции, рядовые граждане в Риме – плебеи – не обладали никакими политическими правами.
С конца VI века до н.э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых противоречий – все это привело к установлению в Риме военной диктатуры, а затем империи.
По своему культурному развитию римляне стояли значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией.
В III веке до н.э. римляне хорошо знали всех греческих Богов, которым, однако, они дали римские имена. Греческая мифология и религия, греческое искусство, архитектура, ремесло оказали громадное влияние на культуру латинян.
В области литературы и театрального искусства римляне заимствовали готовые формы у греков. Но римской культуре были присущи и многие оригинальные черты, восходящие к глубокой древности. То, что они заимствовали у греков, подвергалось переработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.
До III века до н.э. Рим оставался замкнутой аристократической республикой с консервативным патриархальным укладом жизни и сильно развитой кастой жрецов. Римляне вели постоянные агрессивные войны, что обусловило их суровость и воинственность.
Всё это, а также общая культурная отсталость Рима по сравнению с Грецией было причиной того, что даже в пору своего наивысшего расцвета театр в Риме не играл той общественной роли, какая принадлежала ему в Греции.
Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. На них распевали веселые грубоватые песни. Обычно выступали два полухория, которые обменивались между собой насмешками, подчас язвительного содержания. Это так называемые фесценнины.
Другая форма примитивных зрелищ – сатура. Эти зародыши драмы возникли под влиянием этрусков. Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танец, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль.
Народных развлекателей называли гистрионами. Это слово этрусского происхождения, следовательно, на формирование римского театра оказали влияние этрусские актеры. (Название гистрион мы еще встретим в средневековом театре).
Еще одним видом ранних драматических представлений также комического характера были в древнем Риме ателланы (по имени города Ателлы в Южной Италии). В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа – Макк, Буккон, Папп и Доссен.
Макк представлял собой дурака, которого все обманывали и били. Он был обжорой и в то же время крайне влюбчивым. Его изображали лысым, с ослиными ушами, крючковатым носом и в короткой одежде. Буккон был парень с раздутыми щеками и отвислыми губами; он тоже любил хорошо поесть и был болтуном. Папп- ϶ᴛᴏ богатый и скупой старик. Доссен– хитрый горбун, невежда и шарлатан, который, однако, своей ученой болтовней умел внушать темным людям к себе уважение. Эти персонажи-маски импровизировали текст, потому что твердого, установленного текста не было.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Греции. Но дальше слабых зачатков драмы дело не пошло. Как мы видели, жанры ранних драматических представлений (мимические пляски, сатура, ателлана) были заимствованы римлянами у соседних племен. Это объясняется общим консервативным укладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов. По этой причине в Риме не сложилось такой богатой поэтическими образами мифологии,которая в Греции послужила ʼʼпочвой и арсеналомʼʼ греческого искусства, в т.ч. и драмы.
referatwork.ru
ТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА
Количество просмотров публикации ТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА - 383
Аристотель считает важным признаком прекрасного органическую целостность. Целое, по Аристотелю, есть то, что имеет начало, середину и конец; они связаны друг с другом и предполагают друг друга.
Более высоким выражением прекрасного являются живые существа и в особенности человек. Человек гармоничным и пропорциональным сложением своих частей выступает как воплощение прекрасного и вместе с тем как главный предмет искусства.
Искусство античной эпохи называют классическим; его брали за образец художники и поэты более поздних эпох. Это произошло не только потому, что само по себе искусство древней Греции многообразно и глубоко по содержанию, по своей роли, которую оно играло, но еще о потому, что оно подверглось глубокому и серьезному теоретическому обобщению в трудах древнегреческих философов – Платона и Аристотеля.
Античная теория искусства
ПЛАТОН (427-347 гᴦ. до н.э.)
Его философия выражала аристократические позиции, он был убежденным противником демократии и демократических форм правления. Философские и эстетические взгляды его сформировались под влиянием Сократа.
Важнейшей эстетической проблемой для него является прекрасное. Он стремится найти то, ʼʼчто есть прекрасное для всех и всегдаʼʼ, ᴛ.ᴇ. абсолютно прекрасное. Красота͵ по Платону, носит сверхчувственный характер, в связи с этим она постигается не чувствами, а разумом.
Искусство Платон также рассматривает с идеалистической точки зрения. Его предшественники (Демокрит, Сократ) рассматривали искусство как воспроизведение действительности через подражание. Платон также говорит о подражании чувственным вещам. Но вещи эти сами являются образами, отражениями идей. Художник, согласно Платону, лишь копирует чувственные вещи, которые в свою очередь, являются копиями идей.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Платон, рассматривая искусство как создание обманчивой видимости, пришел к отрицанию выдающихся достижений греческого искусства.
Как вторичное отражение, как отражение отраженного, искусство, по Платону, лишено познавательной ценности, более того, оно обманчиво, лживо и препятствует познанию истинно сущего мира.
Искусство иногда воспроизводит не только то, что причастно идее прекрасного, но и недостойные, безобразные и позорные предметы (актер изображает пьяных, преступных, отвратительных людей, художник живописует безобразные явления и лица, поэт соблазнительно описывает дурные поступки и страсти, музыкант сладостными мелодиями будит противные разуму чувства). Художники, изображая всё это, сами переживают подобные чувства и побуждают к этому слушателей и зрителей. По этой причине этим видам искусства нет места в идеальном государстве, ибо они удаляют людей от познания, мудрости, сдержанности и храбрости. По этой причине искусство, поскольку оно лежит в области чувственной деятельности, объявляется Платоном недостойным для граждан идеального государства. Он лишь допускает сочинение и исполнение гимнов Богам.
Платон допускает устройство хорических празднеств, плясок при условии, что они будут возвышенными, гармоничными, будут воспитывать чувство порядка, меры, внутренней собранности. Он различает двух Муз: ʼʼупорядоченнуюʼʼ и ʼʼсладостнуюʼʼ. Первая – ʼʼулучшает людейʼʼ, вторая – ʼʼухудшаетʼʼ. Он отдает предпочтение ʼʼупорядоченнойʼʼ Музе. А как определить, какая Муза перед вами? Для этого, считает Платон, крайне важно выбрать специальных ʼʼоценщиковʼʼ из людей зрелого возраста͵ которые будут осуществлять контроль над художественной деятельностью в государстве.
Основные положения эстетики Платона послужили в дальнейшем исходными предпосылками для многих идеалистических теорий.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гᴦ. до н.э.) подверг идеалистическую эстетику Платона обстоятельной критике.
Вопросы эстетики обсуждаются Аристотелем в работах ʼʼРиторикаʼʼ, ʼʼПолитикаʼʼ, ʼʼИскусство поэзииʼʼ (ʼʼПоэтикаʼʼ).
ʼʼПоэтикаʼʼ есть обобщение художественной практики своего времени и как бы сводом правил для творчества (ᴛ.ᴇ. в известной мере носит нормативный характер). Аристотель исходит из конкретных фактов искусства.
1. В центре его эстетических исследований проблема прекрасного. Искусство, как и эстетическое сознание в различных его формах, является воспроизведением прекрасного бытия, характеризующегося мерой, порядком, гармонией. Основными видами прекрасного, по Аристотелю, являются: ʼʼслаженность, соразмерность и определенность, математика больше всего выявляет именно ихʼʼ.
2. Искусство, по Аристотелю, есть ʼʼмимезисʼʼ, ᴛ.ᴇ. подражание, воспроизведение. Подражание осуществляется посредством ритма, слова и гармонии (в смысле мелодии). Принцип подражания распространяется на все искусства. При этом художник познаёт все богатство чувственного мира, реальные предметы и явления. Искусство, по Аристотелю, имеет познавательный характер, является одной из форм познавательной деятельности людей.
3. Такая трактовка подражания дала возможность Аристотелю поставить вопрос о художественной правде. И это не умозрительные рассуждения, а анализ художественной практики. Он понимает искусство как воспроизведение действительности.
Главный вопрос эстетики – отношение искусства к действительности. Аристотель не требует абсолютной адекватности воспроизведения вещей и явлений в искусстве. Сопоставляя поэзию и историю, он говорит о том, что историк пользуется единичными фактами, случившимися в жизни, в то время как поэт пишет о том, что могло бы быть, обобщая явления. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он говорит о художественном отборе и типизации, что является обязательным признаком художественного образа.
Главное достоинство искусства состоит в том, что оно правдиво отражает реальный мир. Размещено на реф.рфИменно в связи с этим искусство имеет познавательную ценность и доставляет эстетическое наслаждение. Но искусство не только подражает действительности, но дает ее художественное осмысление.
Отсюда его вывод, что поэзия философичнее и серьезнее истории. Общее в поэзии состоит в типовой логике характеров.
Аристотель, таким образом, видит задачу искусства не в механической репродукции действительности, а в ее творческом отражении.
4. Аристотель дает впервыеклассификацию искусств. Он говорит о трех различиях в подражании: в средстве, предмете и способе. Все виды искусств различаются по средствам подражания: звук – средство для музыки и пения, краски и формы – для живописи и скульптуры, ритмические движения – для танцев, слова и метры – для поэзии. Названные виды искусств Аристотель делит еще на искусства движения (поэзия, музыка, танец) и искусства покоя (живопись и скульптура).
Особенно подробно он останавливается на делении словесного искусства на роды и виды, где в основу деления кладется особенность объектов и форма подражания. Он описывает своеобразие эпоса, лирики и драмы.
Драма делится на трагедию и комедию, которые Аристотель исследовал детально.
5. Теория трагедии оказала громадное влияние на последующее развитие эстетики и художественной практики и до XVIII в. считалась непререкаемой.
Трагедию Аристотель считает основным жанром серьезной поэзии. Большое значение он придает составу событий, считает, что действие должно быть сконцентрировано вокруг судьбы главного героя и освобождено от всего случайного и второстепенного. А характеры героев должны быть правдоподобны, благородны и последовательны. Хор в трагедии – один из героев.
Аристотель дает определение трагедии, подробно описывает ее составные компоненты (фабула, характеры, мысль, словесное выражение, музыкальная композиция, сценическая обстановка). Многое в данном определении имеет отношение только к древнегреческой трагедии. При этом ряд положений носит обобщенный характер и имеет значение для последующих эпох. К примеру, он говорит, что ʼʼдействие и фабула составляют цель трагедии, а цель важнее всегоʼʼ. То есть, Аристотель подчеркивает важность действия для драматического произведения. Это основной признак драмы как рода литературы. Фабула, служащая подражанием действию, это ʼʼизображение одного и притом цельного действия, и части событий должны быть так составлены, что при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целогоʼʼ.
В истории театра бывали попытки заменить действие повествованием, описанием, и это приводило к полному разложению художественного образа. Положение Аристотеля о том, что развязка должна естественно вытекать из развития фабулы и характеров, также является непреложным законом подлинно художественного произведения.
Цель трагедии, по мнению Аристотеля, ʼʼпутем сострадания и страха производить очищение подобных аффектовʼʼ (ᴛ.ᴇ. чувств). Трагедия силой сценического искусства вызывает у зрителей чувства страха и сострадания, доводит эти аффекты до крайнего напряжения, нарушая душевное равновесие зрителей, а затем дает своеобразное ʼʼочищениеʼʼ, разрядку, доставляя человеку облегчение, соединенное с чувством удовольствия (катарсис).
6. Творческий процесс, по Аристотелю, процесс создания художественных произведений, а также их восприятие – интеллектуальные акты. Он подчеркивает связь творческого процесса с познавательной деятельностью человека. Эстетическое созерцание базируется на радости узнавания. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, творческий процесс постижим и подвержен контролю. Отсюда его стремление выработать определенные нормы, правила, которыми должны руководствоваться, создавая произведения искусства. Из подобного понимания творческого процесса вполне логично вытекает требование Аристотеля учиться не только художественному творчеству, но и эстетическому суждению.
7. Большое место в его трудах занимает проблема воспитательной роли искусства.
Искусство, по Аристотелю, связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам ʼʼусовершенствования в добродетелиʼʼ. Произведения искусства облагораживают человека тем, что через посредство ʼʼкатарсисаʼʼ (очищения) души освобождают человека от отрицательных страстей. Указание на связь искусства с нравственной деятельностью людей является большой заслугой Аристотеля.
Существуют различные теории катарсиса (этическая, медицинская, религиозная и т.д.). Катарсис – это, по Аристотелю, цель искусства, в частности трагедии. Сущность катарсиса состоит в том, что при помощи страха и сострадания происходит очищение души от аффектов и страстей, вследствие чего человек, с одной стороны, начинает относиться к превратностям Рока спокойно, с другой – становится способным принять участие в судьбе тех, кто впал в несчастье.
В общей системе воспитания личности громадную роль играет эстетическое воспитание: оно обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели – разумной деятельности.
Целый ряд суждений Аристотеля сохраняет свое значение и сегодня.
Латиняне были одним из многочисленных племен и народов, населявших древнюю Италию. Οʜᴎ жили по нижнему течению реки Тибра в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный, по преданию, в середине VIII века до н.э.
В древнейшие времена важную роль в Италии играли этруски и греки. Греки с давних пор имели свои колонии в Южной Италии и в Сицилии. Что же касается этрусков, то происхождение их до сих пор считается невыясненным, однако в связи с раскопками в Италии известно, что это был народ, создавший высокую культуру.
До начала VI века до н.э. латиняне, как и другие италийские племена, находились в подчинении у этрусков. Только к концу VI века до н.э. римляне освободились от власти этрусков, и в Риме установилась республика в форме античного полиса (ᴛ.ᴇ. города-государства). Это было то время, когда происходил переход от общинно-родового строя к рабовладельческому. Такой же путь прошли и греческие города-государства. Далее последовали завоевания римлян в Италии, и вскоре Рим сумел составить большую федерацию из италийских племен. В отличие от Греции, рядовые граждане в Риме – плебеи – не обладали никакими политическими правами.
С конца VI века до н.э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых противоречий – все это привело к установлению в Риме военной диктатуры, а затем империи.
По своему культурному развитию римляне стояли значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией.
В III веке до н.э. римляне хорошо знали всех греческих Богов, которым, однако, они дали римские имена. Греческая мифология и религия, греческое искусство, архитектура, ремесло оказали громадное влияние на культуру латинян.
В области литературы и театрального искусства римляне заимствовали готовые формы у греков. Но римской культуре были присущи и многие оригинальные черты, восходящие к глубокой древности. То, что они заимствовали у греков, подвергалось переработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.
До III века до н.э. Рим оставался замкнутой аристократической республикой с консервативным патриархальным укладом жизни и сильно развитой кастой жрецов. Римляне вели постоянные агрессивные войны, что обусловило их суровость и воинственность.
Всё это, а также общая культурная отсталость Рима по сравнению с Грецией было причиной того, что даже в пору своего наивысшего расцвета театр в Риме не играл той общественной роли, какая принадлежала ему в Греции.
referatwork.ru
Театр Древней Греции и Древнего Рима
арсеналом” греческого искусства, в том числе и драма. 3.2. Римский театр эпохи республики.
В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием
1-й Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н. э. было решено
одну черту в характере и доводит ее до предела. В драмах Сенеки постоянно
встречаются сцены страшной мести, кровавых преступлений. Очевидно, это было
отражением тогдашней жизни с ее атмосферой жестоких репрессий.
До сих пор остается спорным вопрос о сценической жизни трагедий
Сенеки. Скорее всего они предназначены для чтения, но не для постановки:
трагедии лишены динамики, некоторые сцены технически невозможно исполнить. 3. Организация театральных представлений
Представления устраивались в Риме во время различных государственных
праздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх, проводившихся в
сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев -
Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле.
Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I
в. до н. э.; сооружению его противился консервативный сенат. Для
представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в
половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в
4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие
происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали
городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие
развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но
иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на
представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все
построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их
окончания.
Играли в постановках уже не любители, а артисты-профессионалы. Их
называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды
вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими занимали гораздо
более низкое общественное положение. Актеры объединялись в труппы во главе
с хозяином-антрепренером, который по договоренности с властями
организовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли.
Все женские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали.
Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в.
до н. э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно -
в 130 г. до н. э. Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить за
мимикой актеров. Маски использовались и раньше, но лишь в особых случаях -
когда надо было, например, обыграть мотив двойника в комедии. В масках
также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества.
Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого
постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г
до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в.
до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и
театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены,
разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр
заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смело
утверждать, что театры Древней Греции и Древнего Рима стали основой для
последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши
дни. 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. А. Н.
Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 319 с.
2. Малая советская энциклопедия
3. История мировой культуры: Учеб пособие/ науч. Ред. Г. В. Драч. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 512 с.
4. Ильинская Л. С. Античность: Краткий энциклопедический
справочник/ под ред. А. И. Немировского. – М.: Лабиринт, 1999. –
368 с. Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории
Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.
Наследие, оставленое нам античностью в области литературы и
искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли
в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были
предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного
театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К
примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии
и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на
протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы.
До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре
древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся
древнегречесих сценах и в наше время ставятся произведения древнегреческой
драматургии.
В своем рефирате я поставил цель рассказать о происхождении
древнегреческого театра, его архитектуре и драматургии.
Почему же я выбрал эту тему реферата? Это было не так,
давно когда я учился в 6 классе преподователь по истории заинтерисовал меня
историей древнего мира, особено древнегреческой историей. И эта тема, по
искусству мне показалась интересной, и из которой я могу узнать много
нового и позновательног для себя ! II. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога
Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и
греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население
древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал
богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра. продолжение
www.coolreferat.com
Театр Древнего Рима
Военное дело Театр Древнего Рима
просмотров - 55
Блиц-опрос «Древнегреческий театр»
1. Что такое «дифирамбы»? (Хвалебные песни Дионису).
2. Переведите на руський термины «трагедия» и «комедия» («Песнь козлов», «песнь комоса» - толпы ряженых).
3. Скажите по-гречески: первый актер (протагонист), руководитель хора (корифей).
4. День рождения мирового театра? (27 марта 534 г до н.э).
5. Что такое «дидаскалия»? (протокол состязаний драматургов).
6. Кто были актеры – мужчины или женщины? Как относились в Древней Греции к актерам? (Только мужчины, уважительно).
7. Что значит выпажение «встать на котурны»? (Вести себя театрально).
9. Назовите базовых персонажей новоаттической комедии (гетеры, параситы, влюбленные, их отцы, хитрые рабы и т.п.)
10. В каком типе представлений на сцене впервые появилась женщина? (В миме).
11. Как назывался мимический танец на мифологические темы? (Пантомим).
Давньоримський театр. Специфічні особливості. Народна драма в Римі часів республіки: міми та ателани. Давньоримські драматурги: Плавт, Теренцій. Комедія-тогата. Театр Риму часів імперії: паліата͵ міми та пантоміми.
В античные времена наиболее важную общественно-политическую роль в Италии играли греки и этруски. У греков в Южной Италии и на Сицилии были колонии. Что касается этрусков, то неизвестно, откуда они пришли и где зародился данный народ, но, согласно историческим источникам, они создали высокоразвитую культуру. Вплоть до VI века до н. э. в подчинении у этрусков находились многие италийские племена, в том числе и латиняне. Когда латиняне завоевали независимость, в Риме возникла республика по типу античного полиса. С конца VI века до н. э. Рим был аристократической республикой, во главе которой находился сенат, состоящий из знатных римских граждан. Их называли «нобили». В отличие от греческих городов-государств в Риме рядовые граждане (плебеи) не имели никаких политических прав. В I веке до н. э. там установилась военная диктатура, а потом империя. Этруски познакомили римлян с греческой мифологией и алфавитом. К III веку до н. э. римляне хорошо знали всех греческих богов, но дали им свои имена.
Даже в пору своего наивысшего расцвета театр в Риме не был такой важной общественно-политической составляющей, как в Греции.
Народная драма в республиканском Риме
Римский театр и драма аналогично тому, как и в Греции, берут свое начало в сельских празднествах по случаю сбора урожая. На народных гуляньях люди распевали веселые, немного непристойные песни с грубоватыми шутками и насмешками, которые назывались «фесциннины». В этом принимали участие обычно два полухория, между которыми, собственно, и происходил обмен язвительными колкостями.
Кроме фесциннин, существовала еще одна форма представлений – сатура (в переводе – «смесь». Ее можно считать истоком римской драмы. Легенда о происхождении сатуры говорит о том, что в 364 году до н. э. Рим постигло большое несчастье. Кто-то из путешественников завез инфекционное заболевание. Началось моровое поветрие. Для того чтобы боги смилостивились к римлянам, было решено устраивать на улицах сценические игры, «дело новое для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами» - Тит Ливий. Для этих целей пригласили актеров-этрусков. Οʜᴎ были плясунами, исполнявшими свои танцы под аккомпанемент флейты. После того как этруски дали несколько представлений, им стала подражать римская молодежь.
Помимо сатур, в Риме существовал еще один вид комических представлений, который называли «ателлана». В римский театр такого рода комедии попали во время многолетней войны в Южной Италии. Там был небольшой городок под названием Ателла, где люди во время народных гуляний разыгрывали небольшие комические сценки, понравившиеся завоевателям. Эту моду они принесли в Рим.
В ателлане имелось четыре постоянных персонажа, которых звали Макк, Буккон, Папп и Доссен. Это были комические персонажи. Макк представал перед публикой всегда в ипостаси дурака, которого все били и обманывали. Он был тем не менее очень влюбчивым. Имелся у него большой недостаток – он был обжорой. Внешний вид его был такой: лысый, с крючковатым носом, ослиными ушами и в короткой одежде. Буккон - ϶ᴛᴏ парень с раздутыми щеками и отвислыми губами, любитель хорошо поесть. Но губы у него отвисли не из-за большого количества потребляемой пищи, а от частой болтовни. Но в отличие от Макка Буккон не был дураком. Папп представлял собой богатого, скупого и глупого старика, Доссен – хитрого горбуна, невежду и шарлатана, который своей ученой болтовней умел заморочить необразованным людям голову и внушить таким образом уважение к собственной персоне.
Текстов для ателланы не писали никогда, в связи с этим во время представления актеры могли импровизировать, как угодно.
На основе народной драмы возник также и мим, который пришел в римский театр из Греции. Но дальше ателланы и мимических плясок дело не пошло. Это можно объяснить консервативным укладом римской жизни и мощным сопротивлением жрецов. В Риме и не было такой насыщенной поэтическими образами мифологии.
Римский театр республиканской эпохи
После завоевания городов в Южной Италии в Риме появилось множество пленных, заложников, дипломатических представителей, учителей, которые были греками по национальности. Римляне стали изучать греческий язык, более близко знакомиться с культурой, литературой, театром.
После окончания 1-й Пунической войны в 240 году до н. э. римляне решили устроить грандиозный праздник, на котором народу хотели показать драматическое представление. Для его постановки был приглашен грек Ливий Андроник, попавший в плен. Ливий Андроник поставил трагедию и, скорее всего, комедию, которую он переработал с греческого образца на римский, а может быть, просто перевел с греческого языка на латинский. Вскоре сенатор отпустил Ливия на волю, и тот стал обучать греческому и латинскому языкам знатных молодых римлян. Постановку бывшего раба Ливия Андроника можно считать толчком к развитию в Риме своего театра.
В III и почти на всем протяжении II века до н. э. на театральных подмостках Рима ставили только комедии, которые были продуктом переработки новоаттической бытовой комедии. Такое положение вещей существовало потому, что римский сенат, состоящий сплошь из аристократов, никогда бы не допустил к показу политические комедии, аналогичные комедиям Аристофана. Произведения, получившиеся в результате переработки новоаттических комедий, называли «паллиата», потому что ее персонажи носили греческий плащ, называемый паллием. Все герои паллиаты имели греческие имена, и действие пьесы происходило всегда где-то в Греции.
В Риме больший успех был у комедии, а не у трагедии, т.к. сколько ни пытались драматурги приспособить греческую трагедию к вкусам римской публики, все попытки оказывались неудачными. Зрителям было сложно вникнуть в содержание и оценить по достоинству то или иное произведение. Кроме этого, авторы старались придать характерам героев чисто римские черты, а греческим эпизодам – римскую окраску. Да и роль хора в римской трагедии значительно снизилась. Хоровые партии стали перелагать в монодии и дуэты актеров.