Театр древний рим. Театр римской империи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнеримский театр. Театр древний рим


Древнеримский театр.

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Глава 1. Истоки Римского театра.

В античные времена наиболее важную общественно-политическую роль в Италии играли греки и этруски. У греков в Южной Италии и на Сицилии были колонии. По своему культурному развитию этруски и греки намного превосходили римлян. Этруски познакомили римлян с греческой мифологией и алфавитом. В области литературы и театрального искусства римляне часто заимствовали готовые формы у греков. Тем не менее, нельзя видеть в римской культуре лишь одни заимствования. Ей присущи и многие оригинальные черты, восходящие к глубокой древности. Кроме того, многое, заимствованное у греков, подвергалось радикальной переработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.

О том, что на формирование римского театра большое влияние оказала этрусская культура, говорит тот факт, что слово «гистрион» имеет этрусские корни. Этим словом в Риме стали называть тех людей, которые развлекали народ. Это название перешло и в средневековый театр.

 

Глава 2. Римский театр в период Республики

Римский театр и драма так же, как и в Греции, берут свое начало в сельских празднествах по случаю сбора урожая. Еще в то время, когда латиняне жили в Лациуме небольшой общиной, после окончания жатвы они устраивали праздники. На народных гуляньях люди распевали веселые, немного непристойные песни с грубоватыми шутками и насмешками, которые назывались «фесциннины», в тексте которых происходил обмен язвительными колкостями. Позже в Риме был издан закон и установлено строгое наказание тому, «кто будет порицать другого в злобных стихах», все сделано властью, которая боялась острого языка народа.

 

Кроме фесциннин, существовала еще одна форма представлений – сатура. Возникновение этого театрального жанра довольно интересно описал римский историк Тит Ливий в I веке до н. э. Он рассказал, что в 364 году до н. э. Рим постигло большое несчастье. Кто-то из путешественников завез инфекционное заболевание. Началось моровое поветрие. Для того чтобы боги смилостивились к римлянам, было решено устраивать на улицах сценические игры. Для этих целей пригласили актеров-этрусков. Они были плясунами, исполнявшими свои танцы под аккомпанемент флейты. После того как этруски дали несколько представлений, им стала подражать римская молодежь. Молодые римляне добавили к пляскам жестикуляцию и шуточные диалоги, которые были написаны стихами без рифмы. Так постепенно появилась сатура, что в переводе означает «смесь».

 

Помимо сатур, в Риме существовал еще один вид комических представлений, который называли «ателлана». В Южной Италии был небольшой городок Ателла, в котором жили племена осков. Люди из этих племен во время народных гуляний разыгрывали небольшие комические сценки, которые нравились римлянам. Участие в представлении ателланы не считалось зазорным, но, когда у римлян появилась литературная драма, профессия актера стала позорной.

В ателлане имелось четыре постоянных персонажа, которых звали Макк, Буккон, Папп и Доссен. Это были комические персонажи. Макк представал перед публикой всегда в ипостаси дурака, которого все били и обманывали. Он был тем не менее очень влюбчивым. Имелся у него большой недостаток – он был обжорой. Внешний вид его был такой: лысый, с крючковатым носом, ослиными ушами и в короткой одежде. Буккон – это парень с раздутыми щеками и отвислыми губами, любитель хорошо поесть. Но губы у него отвисли не из-за большого количества потребляемой пищи, а от частой болтовни. Но в отличие от Макка Буккон не был дураком. Папп представлял собой богатого, скупого и глупого старика, Доссен – хитрого горбуна, невежду и шарлатана, который своей ученой болтовней умел заморочить необразованным людям голову и внушить таким образом уважение к собственной персоне.

Текстов для ателланы не писали никогда, поэтому во время представления актеры могли импровизировать, как угодно.

В целом, можно сказать, что в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Греции.

 

В период поздней республики после побед римлян в Пунической войне римляне решили устроить грандиозный праздник, на котором народу хотели показать драматическое представление. Для его постановки был приглашен грек Ливий Андроник. поставил трагедию и, скорее всего, комедию, которую он переработал с греческого образца на римский, а может быть, просто перевел с греческого языка на латинский. Постановку бывшего раба Ливия Андроника можно считать толчком к развитию в Риме своего театра.

В III и почти на всем протяжении II века до н. э. на театральных подмостках Рима ставили только комедии. Произведения, получившиеся в результате переработки новоаттических комедий, называли «паллиата», потому что ее персонажи носили греческий плащ, называемый паллием. Все герои паллиаты имели греческие имена, и действие пьесы происходило всегда где-то в Греции.

Римские трагедии не могли отображать политические, религиозно-философские и моральные проблемы, которые поднимались в греческих пьесах. Поэтому и приходилось заниматься подгонкой греческих трагедий и комедий под римские вкусы и пристрастия. Пьесы насыщались всевозможными событиями, запутанными фактами, усиливающими динамику и зрелищность. Кроме этого, авторы старались придать характерам героев чисто римские черты, а греческим эпизодам – римскую окраску. Например, в пьесе Энния «Ифигения» Агамемнон напоминает своим поведением римского патриция, который не может, как простолюдин, предаваться скорби. Да и роль хора в римской трагедии значительно снизилась. Хоровые партии стали перелагать в монодии и дуэты актеров.

Но сколько ни пытались драматурги приспособить греческую трагедию к вкусам римской публики, все попытки оказывались неудачными. Зрителям было сложно вникнуть в содержание и оценить по достоинству то или иное произведение. Простые римляне больше всего любили смотреть комедии, потому что в них зачастую изображалась жизнь обыкновенных людей. Ни одно из произведений той поры не дошло до наших дней.

 

 

Глава 3. Римский театр императорской эпохи.

С приходом Октавиана закончились гражданские войны, и народ Рима наконец обрел спокойствие и благополучие.

Октавиан Август прекрасно понимал, что в этот период театр приобретает все большее и большее общественное значение. Поэтому, он все же старался превратить театр в такое заведение, которое отвлекало бы народ от политической борьбы. Как при Октавиане, так и при его преемниках, в Италии и в провинциях стали строить много каменных театров. Очень часто для народа устраивались представления, которые были в основном развлекательными. Это отразилось на репертуаре театров.

После того как была установлена диктатура Октавиана, римская драматургия стала приходить в упадок. В это время трагедии если и ставились, то в виде отдельных, самых зрелищных сцен, дававших актерам возможность продемонстрировать свое искусство. В таких сценах выступали актеры, которых называли «трагеды». Они выходили на сцену в маске и театральном костюме, как в настоящей трагедии. Их роль ограничивалась в основном пением. Исполнение арий из драм и трагедий было популярно в Римской империи до самых последних дней ее существования.

Из всех пьес, написанных в тот период, до наших дней не дошло ничего, кроме произведений философа Сенеки.

Сенека (ок. 4 года до н. э. – 65 год н. э.) был воспитателем императора Нерона (рис. 10). Помимо этого, во времена правления Нерона он занимал высшие должностные посты в государстве. Но все это продолжалось недолго, так как Сенека был обвинен в устройстве заговора против императора. По личному приказу Нерона философ покончил с собой, вскрыв себе вены.

До наших дней сохранились 9 трагедий, написанных Сенекой. Произведения Сенеки сыграли большую роль в истории западноевропейского театра. Благодаря его трагедиям гуманисты эпохи Возрождения познакомились с античной драматургией. Его пьесы использовали в своем творчестве представители французского классицизма Корнель и Расин.

 

 

Кроме паллиаты , на сцене Рима ставили мим. Литературный мим представлял собой пьесу с запутанным и интригующим сюжетом, большим количеством персонажей и сложными декорациями. В мимах доминировали сюжеты о супружеской неверности, но имелись также темы судебного крючкотворства и приключения разбойников. Пьесы о разбойниках пользовались особенным успехом у публики.

 

В императорскую эпоху на смену трагедии пришел пантомим, который сразу же завоевал большую популярность у зрителей. Точно так же, как и в древнегреческом театре, пантомим в Риме представлял собой сольный танец, исполнявшийся актером, который играл сразу несколько ролей (как мужских, так и женских). На актере обычно был костюм, соответствующий роли, и маска с закрытым ртом (маски в трагедиях и комедиях имели открытый рот). Пантомим сопровождался музыкой и пением. Пели хористы, которые излагали сюжет пантомима.

Темами для пантомима служили греческие мифы, а самыми популярными у публики были те, в которых рассказывалось о любовных приключениях богов. Были распространены мифы о Медее и Ясоне, Ипполите и Федре и пр.

 

Глава 4. Интересные факты.

В качестве актеров выступали не любители, как в ателланах, а артисты-профессионалы. В Риме их называли «актеры», или «гистрионы». Слово «актер» произошло от латинского actor, что значит «действующий». Актерами могли быть вольноотпущенники или рабы. В отличие от греческих актеров они занимали в своей стране низкое общественное положение. Это происходило потому, что с самого начала своего возникновения римский театр был светским учреждением и не был связан ни с каким религиозным культом. Помимо этого, для патрициев театр – это место для развлечения, причем такое, которое иногда вызывало презрительное отношение. Актерская профессия была не только не престижной, но и позорной. Актера могли подвергнуть публичной порке, если он плохо играл.

Все актеры собирались в труппу, во главе которой стоял хозяин, или антрепренер. Хозяин договаривался с властями об организации театральных представлений в которых он играл главные роли. Женщин в труппу не принимали, а все женские роли в спектаклях играли мужчины. Но были в Риме и такие актеры, которые пользовались всеобщим уважением. К ним относятся трагик Эзоп и комик Росций.

Актеры, игравшие трагедии, использовали те же костюмы, что пришли в римский театр из Греции. Но поскольку римские актеры хотели иметь внушительный и величественный внешний вид, они применяли более высокие котурны, высокий онкос и парик над маской, после того как она была введена. У греческих котурнов была мягкая утолщенная кожаная подошва. В римском театре котурны превратились в громоздкие деревянные подставки высотой до 20 см! Римские трагические маски выглядели так: широкие отверстия для рта и глаз, красивые прически с локонами, падающими на лоб и плечи, бороды были также завиты в локоны.

Комические актеры надевали паллий (греческий плащ), который ниспадал широкими складками. Рабы использовали плащи, представлявшие собой широкие лоскуты ткани, больше похожие на шарфы, которые они при ходьбе сворачивали и перекидывали через плечо. Молодежь, солдаты и путники на сцене надевали хламиду, т. е. короткий плащ, покрывавший плечи и застегивающийся на правом из них при помощи булавки так, что правая рука остается свободной. Вместо греческого хитона в римском театре актеры носили тунику (женская туника шилась до самых пят). В качестве обуви комические актеры использовали сокки – низкие легкие башмаки, которые в жизни носили только женщины.

Искусство гистрионов преследовалось и подвергалось запретам как со стороны властей, так и со стороны церковников. Но ни епископы, ни короли не могли устоять от соблазна увидеть жизнерадостные и зажигательные выступления гистрионов.

Впоследствии гистрионы стали объединяться в союзы, породившие кружки актеров-любителей. При их непосредственном участии и под их влиянием в XIV—XV веках возникло множество самодеятельных театров.

 

mykonspekts.ru

Особенности театра в Древнем Риме и архитектура театрального здания

Римский театр изначально является профессиональным. Ему не известны обрядово-ритуальные формы древнегреческого театра. В театре Древнего Рима уже окончательно утрачивается связь с культом божества, следовательно в римской республике театр не имеет того важного общественного значения, которое было присуще ему в Греции. Публика относилась к представлениям как к развлечению, на первый план выходит зрелищность.

Актёры в Древнем Риме были не уважаемыми, а презираемыми в обществе людьми. Ими становились обычно рабы или вольноотпущенники. За плохое исполнение актёры могли быть избиты.

Спектакли ставились в честь государственных праздников или в любое другое время по инициативе знатных граждан.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений сооружались временные деревянные подмостки, возвышавшиеся над землёй в половину человеческого роста, которые ломались по окончании зрелища. На помост вели три узких лесенки, по которым на сцену поднимались персонажи, приехавшие по сюжету из другого города. Фоном служила задняя стена с занавеской. Для зрителей перед сценой ставились скамьи, но иногда смотреть представления разрешалось только стоя. Такая практика существовала довольно долго.

Первый постоянный каменный театр был сооружен около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим. Это здание вмещало 17 тыс. зрителей.

К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещавшие до 45 тыс. зрителей.

В отличие от греческого театра в Древнем Риме орхестра представляла собой полукруг. Поскольку в римских пьесах не было хора, места на орхестре занимали наиболее знатные зрители.

Театр был окаймлён роскошным портиком, к которому примыкала курия (зал заседаний сената).

Здание было трёхэтажным, строилось на ровном месте, поэтому амфитеатр поддерживался мощным фундаментом со сводами.

От зноя и дождя зрителей защищал специальный парусиновый купол - веларий (велариум).

Актёры выступали на специальной площадке - просцениуме.

Зрелищность достигалась в древнеримском спектакле за счёт выведения на сцену десятков и сотен статистов в ярких костюмах, украшенных настоящими драгоценными камнями, в настоящих доспехах и с настоящим оружием.

Актёрское исполнение было достаточно примитивным. Женские роли игрались мужчинами. Во всех жанрах, кроме ателланы, актёры выступали без масок, зато активно пользовались гримом и париками.

Отказ от масок был вынужденным. Актёрская профессия считалась позорной, поэтому римская молодёжь, развлекавшаяся постановками ателланы, монополизировала право играть в масках. Считалось, что актёр, получающий жалование за свою игру должен выходить на сцену без маски.

Отсутствие маски, однако, нарушало общий условный стиль спектакля.

Римская театральная маска в отличие от греческой имела более большие отверстия для глаз и рта, за счёт чего актёр мог пользоваться мимикой. Наиболее известными актёрами Древнего рима были комик Росций и трагик Эсоп (Эзоп).

Об Эсопе рассказывали, что его игра отличалась величественностью. Он тщательно обдумывал свои движения и согласовывал их с исполняемой ролью. Эзоп серьёзно относился к подбору масок и очень увлекался своей ролью. Известен эпизод, когда Эсоп, играя царя Атрея, до такой степени вошёл в роль, что убил скипетром оказавшегося рядом раба.

Росций же, по рассказам, долго репетировал свои роли, отрабатывая каждый жест. Его игра отличалась живостью и стремительностью движений. Он долго боролся за право выступать в маске, но добиться этого актёру удалось только сняв с себя бесчестие актёрского труда и отказавшись от денежного вознаграждения, которое он получал за свой труд. У Росция было много учеников.

Лекция Полины

www.art-gamma.com

Гамма | Устройство римского театра

     Римский театр, в отличии о греческого сразу стал профессиональным. Он не пропагандировал культ божества, как в Греции, поэтому не имел большого общественного значения. Актёры были презираемыми людьми. Ими становились рабы и вольноотпущенники, а за плохое исполнение могли побить. Спектакли ставились в честь государственных праздников и также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан.

     В течении долгого времени в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились временные деревянные сооружения, которые, по окончании представления ломались. Сценой служил деревянный помост, поднятый над землёй примерно на метр. К нему вели три узких лесенки в три-четыре ступени - по ним поднимались персонажи, приехавшие, по сюжету, из другого города. Фоном служила «задняя стена» с занавеской. Для зрителей ставились скамьи, но иногда смотреть спектакли можно было только стоя. Так играли довольно долго,  в том числе и комедии Плавта.            Однако с развитием драматургии стало необходимо вносить изменения и в исполнение. В сенате встал вопрос о сооружении специального театрального здания.  Но сенат считал, что театр изнеживает юношество и развращает женщин, и в 154 году прекратил, начатое несколько лет назад, строительство каменного театра.

     Первый постоянный каменный театр был построен около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим, который вмещал в себя 17 тысяч зрителей. К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё 2 театра, которые вмещали до 45 тысяч зрителей.     

Римский театр разительно отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину и она превратилась в полукруг. Хор в римских пьесах отсутствовал, и места на орхестре занимали знатные зрители. К римскому театру прилегала курия - зал заседаний сената, в котором был убит Юрий Цезарь.      Здание было техэтажным. Амфитиатр выравнивался по высоте со сценой. Появился единый пестрый парусиновый купол, который защищал зрителей от дождя и солнца - велиарий. Сцена была покрыта просцениумом, который имел люки и подъемники. Охлаждал зрителей водопровод. В римском театре был занавес - до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры, в отличие от греческих, сооружали на ровном месте. Амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами.

   Основным критерием театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность. Ее достигали путем выведения на сцену десятков  и  сотен актеров-массовщиков в пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоценными камнями, с настоящими воинскими доспехами и оружием. Считалось, что такая натуральность способствует успеху спектакля.       Актерское исполнение в римском театре было намного примитивнее, чем в греческом. Актеры во всех жанрах, кроме Ателланы, играли без масок. До I века до н.э. они заменялись гримом и париками. Правда, отказ от масок у актеров был вынужденным.     Аристократическая римская молодежь долго забавляясь исполнением ателланы, монополизировала ношение маски как средство снять с себя бесчестье актерского занятия.       Так появился принцип, что без масок может играть только актер, который получает за свой труд денежное вознаграждение, что нарушало общий условный смысл спектакля. В римском театре самыми известными актерами были: трагический актер Эсоп и комический актер Росций, который долго боролся за то, чтобы играть спектакли в маске. Росций получил на это разрешение только тогда, когда снял с себя "бесчестье" актерского труда, а так же отказался от гонораров. Римские маски имели отверстия рта и глаз намного больше, чем греческие, актеры могли пользоваться и мимикой.

Во времена  Римской империи театр продолжал развиваться в сторону интереса яркости и зрелищности, пренебрегая содержанием  и окончательно разрывая связь с божественностью. Появлялись новые театральные сооружения - амфитеатры. Колизей вмещал 90 000 человек, Великий цирк в Риме - 385 000 человек. Зрелища становились  кровавыми.      Император Октавиан Август для воспитания нравов пытался возродить на сцене римского театра трагедию. В этом Августа поддержал поэт Гораций. Он написал свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в своем стихотворном труде "Наука поэзии".В тот же период был популярен пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей. Смысл пантомима под музыку "рассказывал" хор. Так же любовью римлян пользовалась и пирриха: танцевальный спектакль исполняющийся ансамбля танцовщиков. В качестве сюжета обычно выбиралась мифологическая история. В V в. н.э. Римская империя пала. Вместе с государством исчез и античный театр.

Лекция Дарьи

www.art-gamma.com

Древнеримский театр

Древнюю Италию населяло множество племен и народностей, одними из которых были латиняне. Они обосновались в нижнем течении реки Тибр, в местности под названием Лациум. В 753 году до н. э. они основали город Рим, ставший впоследствии их столицей.

С конца VI века до н. э. Рим был аристократической республикой, во главе которой находился сенат, состоящий из знатных римских граждан. Их называли «нобили». В отличие от греческих городов-государств в Риме рядовые граждане (плебеи) не имели никаких политических прав. В I веке до н. э. там установилась военная диктатура, а потом империя. Это произошло из-за того, что в аристократической республике постепенно стали разоряться мелкие землевладельцы и ремесленники, обострились классовые противоречия и выросло количество рабов.

По своему культурному развитию этруски и греки намного превосходили римлян. Этруски познакомили римлян с греческой мифологией и алфавитом. К III веку до н. э. римляне хорошо знали всех греческих богов, но дали им свои имена.

Что касается литературы и искусства, то римляне просто позаимствовали у греков многое. Но в римской культуре были и свои, присущие только ей одной черты, берущие начало в глубокой древности. Да и то, что было взято у греков, они кардинально переработали и адаптировали к потребностям и вкусам римской публики4.

Римский театр и драма так же, как и в Греции, берут свое начало в сельских празднествах по случаю сбора урожая. Еще в то время, когда латиняне жили в Лациуме небольшой общиной, после окончания жатвы они устраивали праздники. На народных гуляньях люди распевали веселые, немного непристойные песни с грубоватыми шутками и насмешками, которые назывались «фесциннины». В этом принимали участие обычно два полухория, между которыми, собственно, и происходил обмен язвительными колкостями.

Фесциннины зародились при родовом строе, пережили много перемен в обществе и существовали несколько веков. В этих песнях находила отражение социальная борьба между патрициями и плебеями. Римская знать пыталась обуздать фесциннинские насмешки, но это ей плохо удавалось. Поэтому в Риме был издан закон и установлено строгое наказание тому, «кто будет порицать другого в злобных стихах».

Кроме фесциннин, существовала еще одна форма представлений – сатура. Ее можно считать истоком римской драмы, которая испытала на себе влияние культуры этрусков.

Возникновение этого театрального жанра довольно интересно описал римский историк Тит Ливий в I веке до н. э. Он рассказал, что в 364 году до н. э. Рим постигло большое несчастье. Кто-то из путешественников завез инфекционное заболевание. Началось моровое поветрие. Для того чтобы боги смилостивились к римлянам, было решено устраивать на улицах сценические игры, «дело новое для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами».

Для этих целей пригласили актеров-этрусков. Они были плясунами, исполнявшими свои танцы под аккомпанемент флейты. После того как этруски дали несколько представлений, им стала подражать римская молодежь. Молодые римляне добавили к пляскам жестикуляцию и шуточные диалоги, которые были написаны стихами без рифмы. Так постепенно появилась сатура, что в переводе означает «смесь».

Сатуры представляли собой сценки бытового и комического характера, состоявшие из диалога, пения, музыки и танцев. О том, что на формирование римского театра большое влияние оказала этрусская культура, говорит тот факт, что слово «гистрион» имеет этрусские корни. Этим словом в Риме стали называть тех людей, которые развлекали народ. Это название перешло и в средневековый театр.

Помимо сатур, в Риме существовал еще один вид комических представлений, который называли «ателлана». В римский театр такого рода комедии попали во время многолетней войны в Южной Италии. Там был небольшой городок под названием Ателла, в котором жили племена ос-ков. Люди из этих племен во время народных гуляний разыгрывали небольшие комические сценки, весьма понравившиеся римлянам. Сыновья римских граждан увлеклись такими сценками, они довольно быстро прижились в Риме. Видимо, по названию местности, откуда представления были привезены в Рим, их стали называть «ателлана». Участие в представлении ателланы не считалось зазорным, но, когда у римлян появилась литературная драма, профессия актера стала позорной.

В ателлане имелось четыре постоянных персонажа, которых звали Макк, Буккон, Папп и Доссен

Это были комические персонажи. Макк представал перед публикой всегда в ипостаси дурака, которого все били и обманывали. Он был тем не менее очень влюбчивым. Имелся у него большой недостаток – он был обжорой. Внешний вид его был такой: лысый, с крючковатым носом, ослиными ушами и в короткой одежде. Буккон – это парень с раздутыми щеками и отвислыми губами, любитель хорошо поесть. Но губы у него отвисли не из-за большого количества потребляемой пищи, а от частой болтовни. Но в отличие от Макка Буккон не был дураком. Папп представлял собой богатого, скупого и глупого старика, Доссен – хитрого горбуна, невежду и шарлатана, который своей ученой болтовней умел заморочить необразованным людям голову и внушить таким образом уважение к собственной персоне.

Текстов для ателланы не писали никогда, поэтому во время представления актеры могли импровизировать, как угодно.

На основе народной драмы возник также и мим, который пришел в римский театр из Греции. В мимах разыгрывались небольшие сценки из повседневного быта, а иногда и на мифологические темы, т. е. в сатирическом виде представлялись боги и герои. Отсюда видно, что в Риме имелись такие же обрядовые игры, что и в Греции.

Но дальше ателланы и мимических плясок дело не пошло. Это можно объяснить консервативным укладом римской жизни и мощным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме и не было такой насыщенной поэтическими образами мифологии, которая в Древней Греции стала сокровищницей греческого искусства (трагедии и драмы).

После завоевания городов в Южной Италии в Риме появилось множество пленных, заложников, дипломатических представителей, учителей, которые были греками по национальности. Римляне стали изучать греческий язык, более близко знакомиться с культурой, литературой, театром.

В 235 году до н. э. в Риме появился свой драматург – Гней Невий, принадлежавший к плебейскому роду. От греческих драматургов он отличался тем, что писал не только трагедии, но и комедии. Его трагедии были результатом переделки греческих произведений. Невий не только перерабатывал греческие трагедии на мифологические темы, но и сочинял свои на сюжеты из римской истории. Такие произведения римляне называли «претекста». Это слово в переводе означает «тога с пурпурной каймой», которую носили в Риме высшие сановники. Порой претексты Невий писал и на современные темы. Но самая большая слава пришла к Невию через комедии.

Таким образом, большое влияние на театр древнего Рима оказала Греция. Но преобразовав его для римской публики, театр Рима внес определенную лепту в культуру античного времени.

hron.com.ua

Театр римской империи - Электронная библиотека Marco Binetti

Происшедший в первые столетия нашей эры переход от аристократической и строго национальной республики к демократической и в широком смысле слова космополитичной империи, сопровождался глубокими и радикальными изменениями в театральной культуре. С римской республикой погибла последняя высокая драма, созданная античностью. Торжествовало чистое зрелище: цирковые игры и звериные травли, бои гладиаторов, балет, пантомима и, наконец, феерический и чувственный, глубоко демократический мим.

Преобладание зрелищного элемента вообще характерно для театров больших городов, собирающих в стенах своих толпу разноязычную, наивную и легко возбудимую. Жест демократичнее и космополитичнее слова.

К сожалению, столетия Римской империи, эпоха, ознаменованная неслыханным ростом могущества театра, когда на одно представление расточались доходы целых провинций, и крик «хлеба и зрелищ» был боевым лозунгом, именно эта эпоха для нас в театральном отношении наиболее темна и загадочна.

Причины понятны: ни одного памятника живой драматической литературы от этого периода не сохранилось и сохраниться не могло. Случайные свидетельства современников, да несколько произведений искусства изобразительного, вот все, чем мы располагаем. К тому же и этот бедный материал все еще не разработан в достаточной степени. Необходимо ограничиться поэтому немногими словами, далеко не отвечающими значению описываемой эпохи.

Первое, что характерно для зрелищ империи,–это их массовый, общедоступный характер. И празднества Диониса в Афинах и претекстаты республиканского Рима были в значительной мере торжествами официальными, искусством господствующего сословия. Рядом с этой высокой драмой не переставал существовать связанный с нею очень сложными взаимоотношениями театр низовой, плебейский, балаганный, театр мимов, паклеглотателей и канатных плясунов. Именно это искусство восторжествовало в эпоху империи. Оно завладело днями официальных торжеств и зданиями больших театров. На представления мимов и пантомимов собирались десятитысячные массы, от императора и его двора до беднейшего грузчика из заречных кварталов.

Расходы на зрелища, остававшиеся бесплатными, возросли фантастически. Они покрывались из казны императора и из средств чиновной знати. Сильно возросло и число дней, отмечаемых зрелищами: во времена расцвета империи число их доходило до полутораста. Бывали и чрезвычайные торжества, длившиеся иногда по сто и более дней.

Самая область зрелищ расширилась. С театром в узком смысле слова начинают конкурировать зрелища цирка и амфитеатра, и между этими тремя видами спектакля существует теснейшая стилистическая связь.

В римском Большом Цирке, вмещавшем до 400.000 человек, устраивались состязания и целые сражения, конные и пешие. Последние связаны с постановками феерически-пантомимного стиля, вообще господствовавшего в зрелищах империи. Грандиозность размеров и своеобразный натурализм характеризовали их.

Представления в амфитеатре были несравненно более разнообразны.

Под амфитеатром понимался в эту эпоху особый вид круглого здания с расположенными концентрически сидениями для зрителей и круглой ареной посредине (тип современного цирка). Число таких амфитеатров в пределах Римской империи доходило до ста. Блистательнейшим и самым огромным был прославленный в истории раннего христианства амфитеатр Флавиев, знаменитый Колизей. В нем было до 90.000 мест.

Зрелища амфитеатра также могут быть разделены на чисто театральные спектакли и на полубытовые, полузрелищные процессы, бои гладиаторов, звериные травли и т. п. Представители бесчисленных народов империи в диковиннейших нарядах и вооружении сражались и умирали на арене Колизея. Сюда свозили самых причудливых зверей из далеких окраин: гепардов, тигров, слонов, жирафов и носорогов. Караваны с пойманными зверями по тысячам дорог тянулись к Риму. Целые легионы снаряжались для их охраны.

Как бои гладиаторов, так и звериные травли бывали разнообразно театрализованы. Самая утонченная сценическая техника приходила здесь на помощь пресыщенному воображению зрителей.

Из люков арены вырастали фантастические рощи, в которых бродили тигры и львы. Воздвигались крепости, на стенах которых сражались гладиаторы.

Ветхая мифология еще раз была привлечена на театральные подмостки и ссудила свои священные имена – Илион, Олимп, Ликию – этому новому виду зрелищ. Самые казни, часто реально совершавшиеся в амфитеатре, мифологизировались и театрализировались.

Приговоренный к смерти выходил на арену в одеждах Орфея; скалы и деревья кружились вокруг него, птицы порхали над его головой, пока, наконец, прыгнувший из люка медведь не разрывал несчастного. Другого наряжали Гераклом и после сложной пантомимы сжигали на костре. Арена могла наполняться водой. В образовавшемся, таким образом, бассейне устраивались навмахии, примерные морские сражения. Для той же цели в окрестностях Рима были вырыты гигантские пруды, позволявшие сводить вместе целые флоты и десятки тысяч вооруженных людей. И в навмахию охотно вкладывали мифологический или исторический сюжет.

Наряду с гладиаторами, мучениками и осужденными, на арене амфитеатра выступали всевозможные фокусники и чудодеи, труппы из сотен гимнастов и акробатов, эквилибристы и эквилибристки, дети-танцоры, ученые звери и птицы.

Если попытаться определить общий стиль этих зрелищ, то отвратительных, то великолепных, то это – своеобразно-грандиозная фееричность и крайний натурализм.

В театре в узком смысле слова господствовали: та же феерия, пантомима и мим.

Правда, литературная комедия в том виде, как она сложилась в руках Плавта, Афрания и Теренция, продолжала держаться, как репертуар классический, дававший возможность актерам блеснуть талантом и мастерством. Зато трагедия была почти совершенно разрушена. Процесс расчленения исконного единства трагического спектакля, начавшийся уже на эллинистической и римской республиканской сцене, сейчас завершился. То, что называлось трагедией, в эпоху империи стало чистым пением или пляской (пантомимой).

В первом случае певец-солист в трагическом костюме, а может быть и в маске, в сопровождении оркестра или хора исполнял арии, патетические вариации на мифологические темы. В этом роде искусства подвизался Нерон. Нам рассказывают о любимых ролях его – ослепленном Эдипе, страстной Федре, безумном Геракле. О подробностях, о том, исполнял ли солист несколько ролей, или арии его были своеобразными монологами, к сожалению, судить нельзя.

Большее значение имело другое порождение трагедии – пантомимический танец. Пантомима могла быть сольной, и тогда один танцор разыгрывал перед зрителями часто очень сложные мифологические сцены, в то время, как скрытый за сценой хор песней пояснял изображаемое. Сюжет пантомимы мог быть героическим или шутливым, чаще же всего то была сцена эротическая и сладострастная, любовные игры Диониса и Ариадны, ласки Леды и Лебедя или суд Париса. Прославленная современниками чувственность пантомимических танцев подчеркивалась тем, что в них впервые на сцену официального театра наряду с исполнителями-мужчинами вышли женщины-танцорки.

Существовала также ансамблевая пантомима, по-видимому, во многом приближавшаяся к новоевропейскому балету. Сотни танцоров и танцовщиц участвовали в них, среди самых феерических декораций, превращений, апофеозов и световых эффектов.

Обаянье пантомимы было чрезвычайно велико. Имена Пилада и Вафилла, знаменитых танцовщиков первого столетия нашей эры, ставились современниками наряду с классической памятью Росция и Эсопа. Моралисты, а позднее учителя христианства не находили слов, чтобы достаточно заклеймить эту демоническую любовь народа.

Чрезвычайно любопытен вопрос о преемственности между пляской в древнейшей хороводной трагедии и этой поздней пантомимой. Несомненно, что эллинское искусство музыки и орхестики, вытесненное из официального театра литературной драмой эллинизма, продолжало жить в низах, но несомненно также и то, что пантомима времен империи отличалась от классического танца большим натурализмом и иллюстративностью.

Единственной живой словесной драмой в эту эпоху была так называемая мимическая ипотеза. И этот вид театра явился результатом развития до размеров официального искусства «низших» театральных форм. Фарсовая шутка бродячих комедиантов-мимов выросла в большой спектакль. Отличительные черты ее композиции и техники, однако, не только не ослабели, но усилились. Контрастовое сочетание мелодраматического начала с буффонным и прозы – со стихами, игра без масок, труппы, не ограниченные численностью, женщины — актрисы, свободное обращение с временем и пространством, – вот чем характеризовалась эта драма, глубоко отличная по стилю своему от классической драмы античности и во многих отношениях прямо полярная ей. Если бы хоть одна из мимических ипотез дошла до нас, весьма вероятно, обнаружилась бы совершенно поразительная близость между натуралистическим пафосом этой драмы и основным дыханием новоевропейского театра. При существующих условиях мы едва в состоянии определить основные сюжеты ипотезы. Как кажется, они были очень разнообразны, от мифологических переодеваний и грубо-чувственного фарса до своеобразной общественной сатиры.

Темой нескольких таких сатир была начавшаяся в последние столетия империи борьба между христианским и языческим ее слоями. Но популярнейшей из ипотез была история разбойника Лавреола. Авантюрные похождения этого мелодраматического героя разыгрывались в приемах величайшего натурализма. Актера, игравшего эту роль, распинали на кресте, и бывали случаи смерти несчастного от истощения и потери крови.

В другой ипотезе главным героем была дрессированная собака, распутывавшая сложный узел интриги. Эти немногие свидетельства доказывают, какое коренное изменение произошло как в сюжетной ткани, так и в актерской технике театра. Введение актрис в труппу и преобладание прозы в диалоге сопутствовало этим изменениям. Чрезвычайно любопытно было бы проследить, как переродились устойчивые комические фигуры, вошедшие в ипотезу из балаганного театра. Ряд новых персонажей, в большой мере отразивших цивилизацию Мирового города, вошел в нее.

Соперницей мимической ипотезы одно время была ателлана. Скоро, однако, этот сельский и национально-связанный фарс уступил место специфически-городскому и космополитическому миму.

Эту драму, как последнее свое создание, античность передала новому времени. В сотнях театров и кочующих трупп римских провинций актеры и актрисы распространили ее среди народностей германо-романской и византийской культуры.

www.binetti.ru

Римский театр - Театральные представления - Театр Древнего Рима - Каталог статей

Театр Древнего Рима

           

Возникновение театра в Римской республике.                Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена, когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники этих праздников, ряженые, обменивались насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися фесценнинами. Позже, во время борьбы между патрициями и плебеями, в фесценнинах стали находить отражение и социальные столкновения того периода: по свидетельству  Горация, фесценнинские насмешки не щадили и знати. О дальнейшем развитии этих первых ростков драмы любопытные сведения дает римский историк Тит Ливий. В связи с моровой язвой в Рим были приглашены (в 364 до н. э.) для совершения умилостивительной церемонии этрусские актеры. Танцуя под аккомпанемент флейты, они производили
 Старики - ателланы.
красивые телодвижения, но не сопровождали их ни словами, ни жестами. Этрусским актерам стала потом подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске диалог и жестикуляцию. Этот обычай, постепенно усовершенствуясь, привел к тому, что исполнители, получившие название гистрионов (от этрусского слова ister - актер), уже не перебрасывались друг с другом нескладными и грубыми стихами-экспромтами, подобными фесценнинам, но исполняли сатуры, положенные на музыку, причем  пение сопровождалось игрой на флейте и соответствующими жестами. Очевидно, эти драматические сатуры (дословно "смесь", всякая всячина) представляли собой небольшие драматические сценки бытового и комического характера, включавшие диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент должен был играть в них существенную роль.. С народной комедией ателланой связан новый период в развитии народной драмы в Риме.           Ателлана родственна греческому миму. Название ее происходит от городка Ателла, разрушенного римлянами во время войны за его переход на сторону Ганнибала. Жители этого городка являлись объектом постоянных насмешек в Риме.         Отличительной  особенностью ателланы было наличие 4 постоянных комических персонажей-масок: Макк – обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон – смышленый и болтливый обжора ( в маске подчеткивались отвислые губы и раздутые щеки), Папп – богатый, скупой и глупый старик и Доссен  - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Действие основывалось на импровизации. Ателланы разыгрывались вначале бродячими гистрионами, потом молодыми римскими гражданами, а позднее - профессиональными актерами. Литературные обработки ателланы появились только в I веке до н.э. Ателланы были известны и в период Римсокой империи, но недолго. Известен случай, когда император Калигула живьем сжег актера Ателланы прямо на глазах у зрителей только за то, что тот дерзнул высказать намек на его царскую персону.      Все эти театральные опыты в Римской республике были крайне примитивны, и при захвате Римом Греции было неизбежно подчинение римлян греческой культуре, стоявшей на более высоком уровне. Греческий язык, литература, философия, искусство стали модными в Риме.               Другим  видом народных представлений был мим, пришедший к римлянам из греческих городов и воспроизводивший сценки из народного  быта, а иногда выводивший в шутовском виде и богов.      

Шкаф с масками для театральных представлений. Миниатюра. II в. до н. э.

 

 

               Устройство римского театра

      Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй. Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра и не опирался на самодеятельность городского населения. Римский театр сразу был профессиональным.     Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан.Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вели три узких лесенки в несколько ступеней - по ним поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Фоном служила задняя стена балагана с занавеской. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.Так играли довольно долго,  в том числе и комедии Плавта. Однако с развитием драматургии вырастала необходимость вносить изменения и в исполнение. Необходимость постройки постоянного специального театрального здания в Риме обсуждалась сенатом.  Однако сенат считал, что театр изнеживает юношество и развращает женщин - и в 154 году прекратил начатое несколько лет назад строительство каменного театра.

     Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителейдо      К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещающие до 45 тысяч зрителей.      Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. ( в эллинистическом театре орхестра занимала три четверти круга).Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре занимали знатные зрители.  Римский театр был окаймлен роскошным портиком, к которому примыкала КУРИЯ - зал заседаний сената ( в нем в 44 году был убит Ю.Цезарь.)Здание стало единым по высоте - трехэтажным. Амфитиатр выравнивали по высоте со сценой.Появилась единый пестрый парусиновый купол, защищающий  зрителей от дождя и палящего солнца - ВЕЛАРИЙ.Сцена была покрыта монументальным потолком.ПРОСЦЕНИУМ имел люки и подъемники.Охлаждал зрителей в театре водопровод. Театр в Риме  имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами. Описание идеального римского театра дано архитектором Витрувием (I в. до н.э.) (Более подробно об устройстве театра можно ознакомиться в трактате "Об архитектуре" Витрувия в мини-хрестоматии сайта).

              Драматургия

     Первым драматургом Рима считают грека-вольноотпущенника родом из Тарента Ливия Андроника. Он ставит на Римских играх (в ритуал празднества к-рых были введены и сценич. представления) трагедию и, вероятно, комедию, переработанные им с греч. образца или, быть может, переведенные с греческого языка на латинский. Этой постановкой начался новый период в истории римского театра. Трагедии Ливия Андроника (всего он написал до 14 трагедий, из к-рых до нас дошло лишь 23 полных стиха) пользовались большим успехом у римских зрителей. Хотя позднейшие поколения относились иронически к пьесам Ливия Андроника за их неуклюжий язык, для своего времени его произв. представляли собой выдающееся лит. событие и способствовали появлению новых драматургических произведений. Последователями и продолжателями дела Ливия Андроника выступили римские драматурги Гней Невий (ок. 280-201 до н. э., первый дебют его состоялся в 235 до н. э.), Плавт (ок. 254-184 до н. э.), Квинт Энний (239-169 до н. э.), перерабатывавшие греч. драму применительно к запросам римского общества и утвердившие основы национальной литературной драмы. Гней Невий перерабатывал не только оригиналы греческие трагедий на мифологич. сюжеты, но и был создателем претексты - жанра исторической трагедии, почти совсем неизвестного грекам. Сюжет претексты заимствовался из древней римской истории (в отд. случаях из современной драматургам жизни). Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии: он был создателем паллиаты, т. е. римской комедии, представлявшей собой переработку новой аттической комедии. Персонажи паллиаты имели греческие имена, носили греческую одежду; действие пьесы всегда развивалось где-нибудь в Греции. Невий первый применил в комедии т. н. контаминацию - соединение в римской пьесе сцен из двух греч. пьес. От драмы Невия дошли лишь небольшие отрывки. Частью на основании их, частью на основании отзывов позднейших рим. критиков можно сделать вывод о политич. независимости Невия, демократич. тенденциях его пьес и о его стремлении ввести в определ„нные рамки подражание греч. драматургам. Творчество Квинта Энния во многом отличается от творчества Невия, что объясняется условиями историч. обстановки его времени. Сразу же после окончания 2-й Пунической войны (218-201 дон. э.) начинается экспансия Рима на Восток, приносящая римлянам ряд крупных воен. успехов и заканчивающаяся покорением Македонии в 148 и Греции в 146 до н. э. (в этом же году в зап. Средиземноморье пал под ударами римлян Карфаген). В связи с этими походами Рима на Восток и непосредств. знакомством с культурой Греции на е„ родине в рим. обществе возникла потребность возможно быстрее освоить культурное наследство экономически более развитых стран Греции и Востока. В течение нескольких десятилетий наука, техника, иск-во, поэзия, красноречие Афин и Александрии торопливо усваиваются победителями. Среди рим. нобилитета было в это время немало сторонников приобщения Рима к эллинистич. культуре (напр., влиятельный род Сципионов). Человек широкого образования и огромного лит. дарования, Энний считал необходимым приблизить рим. лит-ру и т-р к греческим. От трагедий Энния дошло сравнительно много отрывков, судя по к-рым большинство его трагедий восходит к оригиналам Еврипида. Однако трагедия на греч. мифологич. сюжеты приобрела у Энния, как и у др. крупных рим. драматургов - Пакувия (220- 130 до н. э.) и Акция (ок. 170 - ок. 85 до н. э.) ряд признаков, отличавших е„ от греч. оригиналов. Переработка греч. трагедии шла по линии насыщения е„ событиями, введения запутанного действия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны, придания характерам героев рим. черт. Роль хора в римской трагедии значительно уменьшилась: хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров. Большим успехом у зрителей пользовались римская комедия - паллиата, выдающимися драматургами к-рой, кроме Невия, были Плавт, Цецилий Стаций (ок. 220-ок. 168 дон. э.) и Теренций (ок. 185-159 дон. э.). Комедии Плавта представляют собой искусное творческое соединение новой аттич. комедии с элементами нар. рим. драмы - ателланы. Плавт свободно относился к своим греч. оригиналам (произв. Мевандра, Дифила, Филемона и др.), иногда пропускал целые сцены, вводил свои, прибегал в целях большей занимательности действия к контаминации. От Плавта дошли до нас полностью 20 комедий ("Амфитрион", "Клад", "Хвастливый воин", "Близнецы", "Псевдол", "Пленники" и др.) и одна в отрывках ("Чемодан"). Персонажи комедий Плавта те же, что у Менандра и др. представителей новой аттич. комедии - старики-отцы, юноши, обычно влюбл„нные, но бессильные сами устроить свою судьбу, ловкие, пронырливые рабы, помогающие своим молодым хозяевам в устройстве их любовных дел, параситы, гетеры, сводники и сводницы, ростовщики, хвастливые воины и т. д. Пьесы Плавта требовали для своего исполнения 4-6 актеров и делились на 5 актов. Хотя Плавт и заимствовал сюжеты для своих пьес из новой аттич. комедии, он сумел отобразить в них черты рим. жизни. Важнейшей стороной реформы новой аттич. комедии, к-рую осуществил Плавт, 'было введение им муз. элемента в свои пьесы. До него в новой аттич. комедии пение и музыка играли лишь роль интермедий и исполнялись обычно в антрактах. Между тем у Плавта этот лирич. элемент (кантики - от лат. сапо - пою) в нек-рых комедиях является преобладающим. Одни из кантиков представляли собой арии актеров, другие исполнялись речитативом под муз. аккомпанемент. Большое место в комедиях Плавта занимает буффонада, усвоенная им от ателланы с е„ постоянными масками обжоры, простака, с пощ„чинами, драками, непристойными, но остроумными шутками. Динамичность действия, сочный юмор, обилие элементов буффонады (выражающейся также и в постоянном нарушении сценич. иллюзии, обращении актеров к зрителям), живой разговорный язык обеспечили комедиям Плавта успех не только у плебейского зрителя, но и в высших кругах общества. Реформатор новой аттич. комедии и вместе с тем создатель рим. самобытной комедии, актер, режиссер и организатор театр. дела, Плавт представляет собой выдающееся и неповторимое явление в истории др.-рим. т-ра. Пьесы Теренция (сохранились все 6 написанных им комедий: "Девушка с Андроса", "Евнух", "Братья" и др.) были пост. между 166 и 160 до н. э. Сюжеты почти всех своих комедий Теренций заимствует у Менанд-ра, прич„м старательно подч„ркивает греч. колорит. Темы пьес Теренция - семейные конфликты; во всех комедиях существенную роль играет мотив любви. В пьесах Теренция также выступают пронырливые рабы, параситы, гетеры, но они обычно лишены грубых черт героев Плавта. У Теренция нет такой динамики в развитии действия, как у Плавта, нет и плав-товской буффонады, но он стремится дать (или сохранить от греч. оригинала) углубл„нную психологич. характеристику своих персонажей. В отличие от Плавта, у Теренция почти нет лирич. партий для пения. Комедии Теренция нравились аристократии, тяготевшей к греч. культуре, но не всегда пользовались успехом у плебейского зрителя. После смерти Теренция его пьесы ставились еще в течение неск. десятилетий, а затем исчезли из театр. репертуара. Однако с течением времени за изысканный язык они стали изучаться в школе. Обострение обществ, противоречий в Риме во 2-й пол. 2 в. до н. э. (восстания рабов, реформы братьев Гракхов) оказало влияние на развитие т-ра. В пьесах Акция, в творчестве к-рого рим. трагедия достигла своего высшего расцвета, встречаются изображения нар. восстаний и борьбы с тиранами. Успеху трагедий Акция содействовала игра знаменитого трагич. актера Эзопа. Постановки трагедий в это время отличались большой пышностью, что, по словам Цицерона, было гл. приманкой для простых зрителей. После смерти Акция трагедия быстро ид„т к упадку. В области комедии пал-лиату сменила тогата, изображавшая жизнь свободных граждан, преимущественно низших и средних слоев населения; действие происходило обычно в к.-л. небольшом италийском городке. Большое место занимали в этих пьесах женские персонажи (свободные женщины, а не гетеры). Крупнейшими драматургами этого жанра были Титиний, Афраний и Атта, писавшие во 2-й пол. 2 - нач. 1 вв. до н. э. (от их пьес дошло ок. 600 отд. строк).

 

Маска комического актёра. Фрагмент мозаики в. н. э.

 

               Спектакли и актеры 

      Основным качеством театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность.Ее достигали путем выведения на сцену десятков  и  сотен статистов в ярких пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоцеными камнями, в настоящими воинскими доспехами, оружием.Считалось. что такая натуральность способствует успеху спектакля.      Актерское исполнение было значительно примитивнее, чем в греческом театре.Спектакли как и в греческом театре были условными - женщин играли мужчины.Однако. актеры во всех жанрах, кроме Ателланы играли без масок.До I века до н.э. их заменяли гримом и париками.Правда, отказ от масок у актеров был вынужденным.Аристократическая римская молодежь долго забавляясь исполнением ателланы, монополизировала ношение маски как средство снять с себя бесчестье актерского занятия. Так установился принцип, что без маск может играть только актер, получающий за свой труд денежное вознаграждение.     Отсутствие маски нарушало общий условный стиль спектакля. В римсокм театре самыми известными были актеры трагический актер Эсоп и комический актер Росций,  долго боролся за то,чтобы играть спектакли в маске. Он получил на это разрешение только тогда, когда он снял с себя "бесчестье"актерского труда и отказался от гонораров. Но римские маски имели отверстия лоя рта и глаз намного больше, чем греческие, т.е. актеры могли пользоваться теперь и мимикой.

Во времена  Римской империи Театр продолжал развиваться в сторону интереса к зрелищности и яркости, пренебрегая содержанием драматургии и окончательно разывая связь с культовой обрядностью.Стали появляться новые театральные сооружнения - амфитеатры. Колизей вмещал 90 000 человек, а Великий цирк в Риме - 385 000 человек. Зрелища становились  кровавыми травлями.     Император Октавиан Август (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию. В этом начинании Августа поддержал поэт Гораций (65 до н.э. -8 до н.э.). Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде "Наука поэзии".В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку "рассказывал" хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха - танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю. В V в. н.э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства. 

      

 

 

anti4teatr.ucoz.ru

Театры Рима, Италия. Римские театры и их история. Театры в Риме на фото. » Карта путешественника

Театры Рима, Италия

Город завоевателей, великих сражений и гладиаторских боев, Рим прекрасно помнит гениальные открытия и восхитительные предметы живописи, которые по крупинке создавались в его стенах выдающимися умами человечества. Являясь колыбелью нашей цивилизации и будучи центром каждой эпохи, Рим смог пронести сквозь тысячелетия свою уникальную оперу и драматургию, пронизанную традициями и необыкновенно созвучным языком. Именно здесь, в римских театрах, сосредоточен весь небывалый колорит города, его душа и голос.

Миновать театры Рима во время итальянских каникул и посещения славной столицы императоров означает упустить картину сегодняшней Италии, не почувствовать ее характер, пропустить то, чем живет страна и восхищается весь мир.

Древний римский театр, его устройство

gre_klassik_dionisЭллинический театр Афин и Александрии покорял Рим целых два века. Изумленные греческой культурой, римляне перенесли в свою жизнь самое лучшее, и адаптировали под свой менталитет и темперамент. Естественно, театр древнего Рима не имел обрядово-ритуальной направленности, как в большинстве случаев зарождения театрального искусства. Считается, что официальный римский театр возник в 240 году до н.э. когда школьный учитель знатных детишек, греческий раб Ливий Андроник поставил модернизированную переделку греческой трагедии.

Параллельно с величественным и победоносным театром Греции, на Рим надвигались более «низкие» формы театрального искусства. Шуты-флиаки развлекали римскую молодежь мелкими балаганами, которые породили ателлану (фарсовую шутку), с четырьмя неизменными комическими героями в масках. Данный театральный очерк был крайне примитивным и обязан был подчиниться греческой культуре (снова она!), которая стояла на значительно высшем уровне.

13195_origРимская трагедия из-за кардинально иного восприятия религиозности времен театра Софокла и Эсхила переросла из религиозно-культового действия в мелодраматические сюжеты. Песни заменялись монологами, а бесчисленные сольные арии воплощали музыкальный элемент. Если в Греции торжествовал «Театр трех актеров», то римский театр, история которого исчисляется сотнями лет, наполняется трупами, в которые входили десятки рабов. Играть в римском театре (в отличии от греческого) было презрительно и низко. Античный театр в древнем Риме стремился к фееричности и вместо мифологических преданий изображал героическую историю Рима и его выдающихся полководцев. Комедия же несла зрителям заряд сатиры и политической заостренности.

Актерское исполнение, естественно, не отличалось особым мастерством — иногда мужчины играли женские роли. Помимо исконно римской ателланы, в театрах актеры играли без масок, но не брезговали макияжем и париками.

teatro-roma 1Зрелищные спектакли, целью которых представлялось исключительно увеселение публики, организовывали в честь праздников, государственных деятелей, или же по прихоти знатных граждан, который любили таким образом превозносить дату своего рождения. Театр и цирк древнего Рима еще не имели своих помещений, и действия разворачивались на деревянных подмостках под открытым небом, немного возвышающихся над землей. Задней стеной служила занавеска, а созерцать спектакль чаще всего приходилось стоя.

Через некоторое время римляне осознали, что театральное искусство и театры в Риме обязаны получить должное обрамление в виде изящных театральных зданий. Полководец Гней Помпей Великий приблизительно в 55 году до н.э. проявил дерзость и вопреки закону приложил руку к строительству первого римского театра приблизительно на 17 тыс. зрителей. Здесь уже мы наблюдаем традиционное трехэтажное римское здание, состоящее из просцениума и полукруглого орхестра.

Театры в Риме

teatro-dellopera-di-roma-5Сегодняшние театры в Риме славятся своим великолепием и разнообразием. Здесь можно посмотреть как спектакль местной, так и приезжей трупы. Впечатляют и различные жанры, начиная от традиционной комедии и драмы и заканч

ивая последними веяниями театрального искусства. Самые знаменитые певцы и актеры мира выступали на этих сценах. Будучи родоначальницей мировой оперы, Италия славится своими оперными театрами в Риме, где выступали такие знаменитые теноры, как Андреа Бочелли, Монсерат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас.

Вопрос «Куда сходить в театр в Риме?» вовсе не должен волновать туриста, поскольку итальянская столица предлагает туристам и местным жителям как минимум пятерку заведений, которые непременно стоит посетить. Они отличаются интерьером и направлением в искусстве, но все они — отражение Рима, его истории и населения.

Купить билеты на столичные культурные мероприятия выгоднее всего с помощью карточки Roma Pass, которая также действует и в музеях. Заплатив 34 евро, вы сможете не только бесплатно кататься по городу в течении трех дней, но и получить скидку на спектакли в театры и текущие культурные мероприятия.

Какой театр посетить в Риме

teatro_dell_operaТеатр оперыХотя все театры и концертные залы Рима заслуживают внимания и посещения, особое место в их кругах занимает самый знаменитый театр Рима — Оперный Театр Teatro dell’Opera di Roma. Этому архитектурному произведению искусства столица обязана честолюбцу Доменико Констанци, который приехал в Рим в XIX веке с целью построить самые роскошные гостиницы и хорошенько на этом заработать. Когда идея удалась, предприниматель решил потратить заработанное состояние на нечто более важное, нежели очередной фешенебельный отель.

Архитектор Ахиллом Сфондрини несколько раз изменял проект здания, которое изначально планировалось одноэтажным. Великолепный театр оперы и балета в Риме, построенный через дорогу от отеля Констанци, торжественно открыл свои двери зрителю 27 ноября 1880 года.В 1907 г. семья продала оперу в связи с финансовыми трудностями. К тому времени она уже начала завоевывать популярность итальянской и мировой публики, но с этого момента на сцене начали ставиться произведения зарубежных композиторов, среди которых опера «Борис Годунов», балетСтравинского «Жар-птица».

opera roma3Режим Муссолини «подкорректировал» здание в лучшую сторону: был добавлен еще один ряд лож, а также роскошная люстра диаметром целых 6 метров, созданная из 27 тыс. кусков горного хрусталя. В таком великолепии прошел первый спектакль под открытым небом в Термах Каракаллы, которые можно посетить и сегодня в летние месяцы.

Сегодня здесь можно посмотреть балет, послушать оперу, или насладиться концертом. Билеты в самую знаменитую оперу Италии не могут стоять дешево и появляются в продаже за полгода до представления. Их стоимость начинается от 80-90 евро, но если бронировать заранее, можно значительно сэкономить. Приятно, что многие сервисы предлагают путешественникам забронировать билеты онлайн и избежать очередей. Самый престижный оперный театр в Риме, официальный сайт которого — operaroma.it, на своих страницах предлагает своим посетителям исчерпывающую информацию о грядущих событиях. Помимо афиши, здесь даже можно отыскать билеты по невероятно смешным ценам (от 20 евро), которые моментально скупают.

Адрес: опера находится на Piazza Beniamino Gigli, 7, добраться сюда можно на такси, автобусах, или же выйдя на станции метро Repubblica Teatro Dell’oper.

tp://travelermap.ru/wp-content/uploads/2015/02/Auditorium-Parco-della-Musica-165x124.jpg" alt="Auditorium Parco della Musica" />Auditorium Parco della Musica Аудиториум Парк музыки — место-призер Европы по количеству зрителей, которое в мире уступает лишь Нью-Йоркскому Линкольн центру. Аудиториум трудновато назвать театром — это огромный современный комплекс, построенный в 2002 году архитектором Ренцо Пьяно. С 2006 года здесь проводится ежегодный громкий фестиваль, соперник Венецианского.

Каждый из трех залов различного размера предназначен для определенных выступлений. Дополняет сооружение громадный амфитеатр под открытым небом, который готов принять 3 тыс. зрителей.

  • В зале Санта-Чечилия (2800 мест) собираются поклонники классической музыки,
  • зал Синополи (1200 мест) предназначен для камерной симфонической музыки,
  • а в Петрасси (300 мест) стоит идти почитателям театрального искусства.

Классическая музыка, тематические фестивали, джазовые вечера, концерты мировых рок-исполнителей, заряжающие своим живым звуком, — все это проходит в стенах Аудиториума.

Как добраться до чудо-комплекса? Стоит ехать на трамвае №2, или же на 910, 53 или 217 маршрутке до улицы Viale Pietro de Coubertin, на которой разместился Аудиториум. Купить билеты можно на сайте auditorium.com, или же прямо в одной из касс (работают с 11 до 20). В зависимости от выбранного события, за билет придется отдать от 20 (если это небольшой концерт) до 100 евро (значимое событие).

Teatro-ArgentinaТеатр АрджентинаНа площади Торре Арджентина находятся сразу два знаменитых театра. Вернее полтора, поскольку знаменитый театр Помпея сохранился лишь фрагментами. Могли ли вы представить, что именно здесь, в окрестностях площади, некогда пролилась кровь самого Юлия Цезаря? А ведь именно этим, а не масштабами сооружения, великолепием и вместительностью (по разным оценкам от 12 до 25 тыс. чел.) знаменит комплекс Teatro di Pompeo. Перед выходом в первый каменный театр бывшие соратники закололи великого завоевателя. Сейчас эта часть сооружения скрыта от наших глаз под тротуаром, а прямо перед ней находится еще один величественный и популярный театр, но уже современный, — Арджентина.

Он «чуточку» старше оперного. На 150 лет. Если в вашем городе множество концертных залов и театров, открытых в 30-х годах 18 века, можете обойти его вниманием. Если же нет, то вы обязательно должны побывать в этом знаменитом театре, основанном в далеком 1732 году семейством Сфорца-Чезарини. Здесь слушали не только известнейшие мировые оперы, но и снимали один из эпизодов фильма «Граф Монте Кристо».

Желая насладиться оперными и симфоническими представлениями, к театру можно добраться, сказав таксисту адрес — Largo di Torre Argentina 42, или же на 8 трамвае, автобусе. Билеты можно купить в кассе театра, которая работает со вторника по субботу с 10 до 19.

teatro-sistina 1Театр Систина — Сикстинская капелла Ценители современной музыки не сумеют пройти мимо Il Sistina. Увеличивающаяся популярность театра обусловлена гениальному творческому союзу Гаринеи и Джованнини, которые почти за полвека плодотворной деятельности создали неимоверное число шедевров. Их творения покорили сначала Италию, а после стали известны всему миру. Счастливые зрители, которые имеют возможность расположиться на 1500 посадочных местах, некогда имели возможность наслаждаться Луи Армстронгом, Лайзой Минелли, Сабриной Ферилли и дебютом Марчелло Мастроянни.

В 2003 году театр получил гордое звание Театра музыкальной комедии. Продуманный наклон создает отличную видимость для каждого зрителя. Не отстает и акустика, которая позволяет каждому из полторы тысячи присутствующих наслаждаться живым звуком. Сегодня здесь можно услышать жемчужины итальянской и мировой музыки, оценить знаменитые мюзиклы и просто почувствовать небывалый восторг от красоты излюбленного театра римлян.

Театр можно найти по адресу Via Sistina 129, а билеты лучше всего приобретать в кассе, которая работает с 10 до 19. Добраться сюда можно на 2, 61, 53, 80 или 62 автобусе. На небольшой концерт сюда можно попасть за 25 евро, а посмотреть рядовой спектакль удастся всего за 10.

Teatro-OlimpicoТеатр ОлимпикоВерите, что бывшая площадка киностудии способна превратиться в театр? Нет? Как бы не так! Театр Олимпико, построенный в 1936 году, изначально служил съемочной площадкой для местной киностудии. Понемногу здесь начали ставить спектакли, а с середины 80-х их ряды пополнили комедии, мюзиклы и драмы.

Диапазон здешних программ поражает: от танца к музыке, от кабаре и до произведений классической музыки. Не удивительно, что театр остается одним из наиболее эклектичных и интересных культурных реалий столицы. Его необычная архитектура, синтезирующая в себе каноны театра и кино, в союзе с 1400 посадочными местами порождает уникальный зал, в котором выступали Лючио Далла, Хоакин Кортес и Михаил Барышников.

В расположенный по адресу Piazza Gentile da Fabriano 17 театр можно попасть, прихватив с собой всего десяток евро. Добраться сюда можно на 2 трамвайчике, или пешком от метро Lepanto.

gran-teatro-saxa-rubraГран Театро Римские театры и амфитеатры отличаются своим многообразием и разносторонностью. Так, столица может похвалиться современным гигантом Gran Teatro di Roma, вмещающим свыше 3000 ценителей искусства. Его строительство окончилось в недалеком 2002 году. Здание имеет современный интерьер и удивительно большой зал. На его сцене ставятся различные спектакли (в том числе знаменитая пьеса «Ромео и Джульетта»), проходят концерты (здесь выступала даже знаменитая Anastacia) и собрания, а также спортивные мероприятия.

Театр расположился по адресу via Timavo, 34. Доехать сюда можно на электричке, выйдя на станции Saxa Rubra. Станция находится поблизости метро Flaminio.

Итальянское Чудо Света

rimskij-kolizejНу и напоследок, кто сказал, что вашего посещения достойны лишь действующие театры? Римский театр Колизей строился целых одиннадцать лет и представляет собой символ величия угасшей империи, который известен всему миру. Его план и каждая деталь настолько продуманны, что 55 тыс. зрителей могли покинуть здание в течении 10 минут. Впечатляюще, не правда ли? А если вспомнить, что через полвека амфитеатр будет отмечать свое приблизительное второе тысячелетие, не остается даже малейших сомнений по поводу тогдашних технологий римлян и их сообразительности.

teatro_di_marcelloОн пережил варваров, землетрясение и стычки знати, его камни использовали для новых построек, но Колизей уцелел и не утратил своего величия. Его архитектура удивляет путешественников сегодня, как и приезжих жителей провинций империи почти 2 тысячи лет назад.

Однако, есть еще один сохранившийся до наших дней театр, «старший брат» Колизея — театр Марцелла, который был построен в 13 году до н.э. и вмещал около 3 тыс. зрителей.

Музыкальные театры Рима поистине восхитительны. Они подарят вам незабываемые, ни с чем несравнимые часы блаженства души и слуха, и уж точно оправдают потраченное время.

Театры Рима на фото

Аутлеты в Риме — где находятся и как добраться. Понравилась статья? Ставь ЛАЙК!

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

travelermap.ru


Смотрите также