Культура древней византии. 6.3. Художественная культура Византии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

II. Византийская духовная культура. Культура древней византии


Византийская культура

Содержание

Введение. 3

1. Философия и образование. 4

2. Архитектура и музыка. 5

3. Литература в Византии. 7

4. Фресковая живопись Византии.. 9

5. Декоративно-прикладное искусство Византии.. 9

6. Иконопись в Византии.. 11

7. Развитие художественной культуры.. 12

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Введение

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя. Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.

Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».

Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.

Цель данной работы состоит в анализе основных направлений культуры Византии.

Информационной базой работы послужили учебники по культурологи, истории и пр.

1. Философия и образование

Философия

Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющем земное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытие Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г. и означала фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочно утвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священного писания основывается христианское учение.

Наиболее известные отцы восточной церкви - Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский. Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское, скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля. В V-VI вв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее, в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины. Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учение было усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизнь византийского общества.

Второй период византийской философии - это иконоборчество, идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.

В третьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти знания в систему (XI в.).

Последний период византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистического направления как реакции на рационализм. Наиболее известен исихазм (Григорий Палама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизический контроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.

Образование

В IV-VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь). В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами - юридическим и философским. Книги переписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книг были монастыри и частные библиотеки.

С конца VII в. по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишь в конце века.

Архитектура

В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания "слова божьего". Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки-пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.

Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.

Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Она была построена в 632-537 гг. зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок. Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.

Музыка

До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде "декламации" дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели "а капелла" (без аккомпанемента). Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. С увеличением пышности церковных служб в XIII-XIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.

В это время различают "простое" и "богатое" пение, в котором один слог протягивался целой нотной группой или фразой. Византийские богослужения, литургические мелодии и гимны оказали большое влияние и на католическую, и на русскую церковную службы, легли в основу русской церковной музыки. Древнейшее русское церковное пение было византийского происхождения. Вместе с принятием христианства на Руси появились византийские исполнители церковной службы (болгары и греки).

Влияние византийской литературы на европейскую очень велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. в византийских библиотеках можно было встретить не только греческие рукописи, но и их славянские переводы. Некоторые произведения сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены. Собственно византийская литература появляется в VI-VII вв., когда греческий язык становится господствующим. Памятники народного творчества до нашего времени почти не сохранились. По мнению западноевропейских ученых, византийская литература считалась "архивом эллинизма", недооценивался ее свободный характер, между тем византийская литература самобытна, и можно говорить об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской, сирийской, персидской, коптской литератур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо. Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман-Сладкопевец (VI в.), император Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский Софроний. Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета, глубина и аскетичность музыки). Из тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. По форме это повествование с элементами диалога, по стилю - сочетание учености и назидательности с поэзией.

В византийской литературе популярно историческое повествование в стиле Геродота. В VI в. это Прокопий, Петр Патрикий, Агафия, Менандр, Протиктор и др. Лучшие писатели, воспитанные в античных школах на языческих традициях, - Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Влияние Востока наблюдается в патериках V-VI вв. (рассказах о пустынниках-аскетах). В период иконоборчества возникают жития святых и их двенадцатимесячные сборники "Четьи-Минеи".

Начиная с IX в., после иконоборчества, появляются исторические хроники с церковной направленностью. Особенно интересна хроника Георгия Амартола (конец IX в.) от Адама до 842 г. (монашеская хроника с нетерпимостью к иконоборчеству и пристрастием к богословию). Среди литературных деятелей следует отметить патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного. Фотий был высокообразованным человеком, а его дом - ученым салоном. Его ученики занимались составлением словаря-лексикона. Самое выдающееся произведение Фотия - его "Библиотека" или "Многокнижие" (880 глав). В них содержатся сведения о греческих грамматиках, ораторах, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях (апокрифы, сказания и т. д.).

mirznanii.com

Культура Византии

Культура Византии иногда несправедливо трактуется как имитация классических культур Древнего Мира, греческой и римской. С точки зрения средневековой мысли именно Константинополь, столица империи, являлся городом волшебства и непревзойденной красоты.

В эпосах и романах раннего средневековья, особенно французских, описываются поражающие воображение сокровища, монументальные произведения искусства, удивительные специи и экзотические яства, пышные одеяния – то, что можно было увидеть и отведать в прекрасном Константинополе.

Из всех империй прошлого Византия была тем государством, которое просуществовало дольше всего.

Действительно, культура Древней Византии содержит греческие и римские элементы. Например, в организации социальных институтов в ранний византийский период интеллектуальной элитой применялось римское право. Однако византийцы, явившись продолжателями блестящих традиций, усилили их своими беспримерными успехами, значительно повлиявшими на ход истории, развитие мировой культуры, формирование этнической идентичности во многих восточноевропейских странах. Тысячелетие их держава оставалась светом цивилизации и культуры для всего мира, никогда не прекращая развиваться и вводить новшества.

Художественная культура Византии распространялась всюду по империи, включая самые южные области Египта и Северной Африки, остававшиеся под византийским контролем вплоть до седьмого века. Первые столетия были отмечены главным новшеством, когда рукописи заменили свитки. Многие роскошно иллюстрированные византийские манускрипты четвертого-шестого веков сохранились до наших дней, включая «Энеиду» Вергилия, «Илиаду» Гомера, «Ветхий Завет» и «Новый Завет», медицинские трактаты – среди них важный труд Диоскорида «О лекарственных веществах».

Культура Византии – это и замечательная литература с обширной коллекцией разнообразных материалов, от высоких теологических текстов до непристойных рассказов, от оригинальных произведений самых высоких стандартов до утомительной риторики.

Прикладное искусство представлено серебряными сосудами, блюдами, золотыми поясами с монетами и медальонами, многими другими артефактами, которые использовались в духовной и светской жизни. Чрезвычайно популярно было искусство фресковой живописи и мозаичные работы. В скульптуре раннего византийского периода отмечается переход от классических античных форм.

Среди наиболее ярких примеров светской архитектуры – остатки атриума из Большого императорского или Святого дворца в Константинополе (на его месте, уже в Стамбуле, с начала семнадцатого века возвышается Голубая мечеть), щедро украшенного мозаикой, иллюстрирующей сцены из повседневной жизни в империи. Для культовой архитектуры характерны куполообразные церкви, самый известный пример – Собор Святой Софии. Финансируемые императором Константином, в начале четвертого столетия они строились в большом количестве рядом с традиционными базиликами.

С разрешением иконоборческого спора в середине девятого века начинается второй расцвет империи, когда греческий стал ее официальным языком, а христианство стало распространяться на север в славянские земли.

Культура Византии среднего периода продемонстрирована немногими примерами светской архитектуры, которые сохранились до нашего времени, но в литературных источниках содержатся истории о строительстве и реконструкции Большого дворца в Константинополе, основании новых императорских и аристократических владений.

Первый крупный монастырь, ставший одним из важнейших центров византийского христианства, был построен на горе Афон (Греция).

В средний византийский период все больше и больше для художественного оформления храмов используются иконы с разными композициями.

Латинская оккупация (1204-1261), когда участники Четвертого крестового похода, вторгшись в древнюю императорскую столицу, основали Латинскую Константинопольскую империю, оказала глубокое влияние на византийские народы. Она вызвала серьезные политические разногласия, дезориентацию населения, особенно среди правящих классов. Новые политические столицы византийского государства «в изгнании» с конкурирующими правителями были основаны на периферии империи: в городе Арта, в Трапезунде, в Никее. Восстановление византийского владычества над императорским городом произошло в 1261 году с воцарением новой царствующей династии – Палеологов.

Культура Византии особенно процветала в поздний период, несмотря на многие отчаянные военные и политические обстоятельства, в которых оказывались ее правители. Меценаты на всех социальных уровнях считали своим долгом строить новые здания и реставрировать старые, которые пострадали в период латинской оккупации.

Ещё долгое время до своего падения в 1453 году Византия устанавливала стандарты красоты, стиля, роскоши. А после этого еще продолжала вдохновлять как католический Запад, так и исламский Восток.

fb.ru

Культура Византии

1. Высокий уровень культуры.  

В Византийской империи культура не переживала такого упадка, как в Западной Европе. Большие  города в Византии Император и его придворные Византийская мозайка 6 векоставались центрами ремесла, торговли и культуры.

Чтобы торговать с далёкими странами, купцам нужно было знать, какова природа этих стран, как живут там люди. Отправляясь в далёкие путешествие, они знакомились с жизнью и обычаями других народов. Сведения, которые сообщали путешественники, использовали учёные. Так возникло много книг по истории и географии Византии и соседних стран.

В ремесле, строительстве и военном деле требовались знающие люди. Для управления государством и сбора налогов император нуждался в грамотных чиновниках.

В Византии было значительно больше образованных людей, чем в Западной Европе. Здесь сохранилось много памятников культуры древней Греции. В городских школах дети богатых родителей обучались чтению, письму, счёту, изучали произведения древнегреческих писателей и учёных. В Константинополе была создана комиссия из лучших знатоков греческого и латинского языков; члены этой комиссии разыскивали и переписывали редкие книги для императорской библиотеки.

Византийская знатьХрам св.Софии в Константинополе гордилась свежей образованностью. Но получать образование могли только богатые люди, а народ, как и повсюду, оставался в темноте.

 

2. Церковь  и культура.

Христианская церковь. «Лучше не уметь читать,- чем читать то, что может вызвать сомнение в вере».

Несогласие с учением церкви считалось преступлением против императора. В литературе главное в том числе занимали церковные книги. 

 

3. Искусство. 

Константинополь и другие города отстраивались с необычайной пышностью. С моря и с суши столица империи была обнесена мощными каменными стенами и башнями. В то время город считался неприступным. Десятки величественных дворцов и храмов украшали главные улицы столицы. Роскошные постройки должны были внушать мысль о силе и прочности императорской власти.

Самым замечательным произведением византийской архитектуры Внутренний вид храма св.Софиибыл храм святой Софии, построенный в Константинополе в VI веке. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Над главным четырёхугольным зданием на высоте свыше 50 метров возвели огромный купол. Для того времени это была очень трудная задача, но строители справились с ней отлично.

Очень красив был храм внутри. Сосуды из золота и серебра, шёлковые ткани с вышивками, замечательные картины и другие украшения храма были редкими произведениями искусства.

Церкви и дворцы знати украшались мозаиками- картинами, выложенными из цветных камешков или кусочков стекла. Чаще всего художники изображали императора, его придворных и руководителей церкви.

 

4. Значение византийской культуры. 

Византийские Капитель колонны храма св.Софииремесленники вырабатывали такие византийской вещи, которых ещё не умели делать на Западе.

Короли, князья, епископы стран Западной Европы приглашали из Византии художников, архитекторов и ювелиров.

Из Киевской Руси, Болгарии и других стран Восточной Европы в Византию часто ездили послы, купцы, руководители церкви. Восточные и южные славяне знакомились с византийской литературой и искусством. С греческого языка на славянские языки было переведено много книг. В Византию приезжали любознательные юноши для изучения медицины, математики, римских законов. У лучших византийских мастеров учились архитекторы и художники Италии, Киевской Руси, Болгарии.

Византийская культура оказала большое влияние на культуру других народов.

  • < Установление феодального строя в Византии.
  • -> Начало объединения арабских племён VI в. >

hist-world.com

48 - 49 Культура Византии

    1. Культура Византии: общая характеристика.

Византия и Запад: иерархия средневековых народов. Образование Византийского государства. Истоки византийской культуры. Преемственность основ экономической и государственной жизни по отношению к Риму. Торгово-ремесленные центры – место синтеза античной и ближневосточной культур. Централизующая роль Константинополя. Христианство как государственная религия, единство светской и духовной власти. Культурные смыслы деятельности византийских христианских мыслителей и деятелей (Дионисий, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). Роль Византии в христианском мире. Место Византии в мировой культуре.

Культура Византии

На основе христианского мировоззрения сформировалось несколько исторических культурных традиций: восточнохристианский мир сложился вокруг Византии, а западнохристианский мир – вокруг Рима. В Византии сохранялась сильная государственная власть, следующая политико-правовой доктрине, восходящей к позднему Риму. Согласно этой доктрине императорской власти приписывалось божественное происхождение. В Византии декларировался так называемый принцип симфонии церкви и государства, фактически же византийский император являлся главой церкви. В отличие от Западной Европы в Византии отсутствовала феодальная доктрина вассалитета, доминировало право полной, безусловной собственности на землю.

Политическая идеология Византии отличалась ярко выраженным консерватизмом.

Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода:

1. Середина IVв. – Первая половина VIIв. - период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества.

2. Середина VIIв – начало XIIIв. - появление и развитие феодализма в Византии.

3. XIIIв. – середина XVв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников: Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.

Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.

На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения: одно - радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходит процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатоничекой философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством.

Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в. храм св. Софии. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

В первые столетия существования Византийской империи получила развитие литература, а именно жанры патриотической литературы и литургической поэзии. С 7 века самым популярным жанром литургического песнопения становится канон, утренний гимн, состоящий из 9 песен. Не менее популярным был тропарь.

В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно- музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое.

Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.

В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаньями, пользующимися огромной популярностью.

Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской цивилизации. Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности. Борьба светской и церковной культур особенно характерна для первого периода истории Византии.

На второй период приходится расцвет византийской эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано борьбой вокруг культовых изображений.

Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху, вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники. Основными темами живописи в этот период стали сюжеты, заимствованные из библейских и евангельских мифов. В иконах праздничного цикла была отображена история воплощения Бога, а сюжетные композиции обязательно трактовались с устоявшимися канонами.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением.

Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. В это время в живописи было замечено усиление светского начала: наряду с религиозными сценами художники начали изображать реальные исторические события. Также появились архитектурный и пейзажный фона в композициях. Выдающимся образцом живописи является икона «Двенадцать апостолов»-14 в.

Архитектура поздневизантийского периода становиться более сложной. Храм значительно увеличился в размерах и превратился из одноглавого в шестикупольный.

В 1453 г. Под натиском турок Византия пала.

Культура Византии.

История Византии как самостоятельного государства началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной империи стал Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином. После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей.

Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь – Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то по этому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей или Византией. Государственным языком у ромеев был греческий, т.к. большинство пестрого по этническому составу населения составляли греки. Власть императора (василевса) они объявили божественной по своему происхождению, но она не передавалась по наследству, поэтому каждый император старался еще при жизни сделать своего сына соправителем. Выгодное географическое положение сделало Византию «золотым мостом» мировой торговли. Развитый рынок, подвижный этнический состав, мощная власть василевса, поддерживаемая церковью, христианская религия создали уникальные условия для появления нового типа культуры. В христианстве перед человеком стоит свобода выбора между добром и злом. Бог является высшим воплощением духа, творящим своим словом мир из ничего. Все зло связано с дьяволом, который пытается сокрушить высшее творение Бога – человека. Главная идея христианства заключается в троичности божественного существа: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Иисус Христос открыл, как спасти душу, а не мир, впервые заявив, что душа важнее, чем весь космос. Единственным путем спасения души является сознание своей вины, искупление и спасение через любовь к людям, через сострадание. Став при императоре Константине Iгосударственной религией, христианство освятило императорскую власть и самого императора, результатом чего стал тесный союз между церковью и государством. Христианство в 4 - 5 вв. стало предметом различных богословских споров. С течением времени противоречия возросли до такой степени, что западная (католическая) и восточная (православная) церкви разошлись во мнениях по центральным вопросам веры. Шла борьба между Папой Римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В 9 в. Восточная церковь обособилась от Западной. В 11 в. произошел раскол (схизма).

В Византии в нач. Средних вековбыло больше образованных людей, чем в Западной Европе. Работали городские школы, велся поиск редких книг, которые переписывались для императорской библиотеки. Была открыта первая в Европе высшая школа, а затем и высшее мед. училище. Достигли успехов византийские географы, работали крупные математики, астрономы, астрологи, оптики. Но после утверждения христианства лучшие представители науки стали подвергаться гонениям. Уничтожались научные центры, была уничтожена значительная часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. Господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие хим. ремесло – изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей. В концеVIIв. византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь, способную гореть на воде, что помогло им одерживать победы в морских битвах.

Византийская философияразвивалась на сохранении античных традиций. Был распространен неоплатонизм, представителями которого былиПроклиИоанн Грамматик. Большинство сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Далее в философских учениях заметно влияние мистических учений (Максим Исповедник). Со временем происходит борьба различных философских взглядов, особенно большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (труд «Источник знания»).

Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Но античные традиции были все еще сильны. Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. Сложился стихотворный размер, получивший название народного стиха. Лириком этого периода былРоман Сладкопевец. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии. После окончательной победы православия сохранилась только богословская литература. В светском поэтическом творчестве важное значение имеет т.н. «Мириобиблон» (греч. множество книг) – своеобразная энциклопедия с элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриархФотий. Народное же творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации (пословицы, поговорки из славянского фольклора).

Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правленияимператораЮстиниана,когда империя достигла размеров почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Оно отражало государственные, религиозные идеи и богатство Византийской империи. Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы и изображения этой статуи сохранились на русских иконах. К числу выдающихся памятников этого периода относитсямавзолей Галлы Плакидиив Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом имеет массивные формы, низкие своды, сохраняющие полумрак. Стены внизу украшает драгоценная мраморная облицовка самых нежных оттенков. Верхняя часть стен сверкает мозаиками. Над входом мозаика с изображением И. Х. в образе пастуха среди овец. В столице оформился и выдающийся единыйархитектурныйансамбль:Ипподром, Большой дворец с полом, выложенный мозаиками, и центральное здание города –храм Святой Софии. Это главный памятник не только эпохи, а всей Византийской истории. Впервые в храме Святой Софии была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Храм выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из Трал и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная базилика: собор в интерьере представляет собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим на высоте 40 м куполом (диаметр чуть более 31 м). В своем основании купол имел 40 окон, простенки между которыми из-за льющегося света были не видны. К главному куполу с двух сторон примыкают постепенно возвышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельного пространства, превращали храм в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу вселенной. Он навсегда остался главной святыней Византии.

Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль настенной живописи. Ее излюбленной техникой сталамозаика, берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всеми оттенками цветов. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. Для Византии светское искусство было редкостью. Вмозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: император Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении свиты, на другой – жена Юстиниана, императрица Феодора. В Нике сохранилась фреска, известная как«Никейские ангелы», где изображен ангел – полубог-получеловек. У ангелов тяжелые парчовые одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, но в лицах претворен образ одухотворенной красоты (открытый лоб, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы). Непревзойденный образец монументального искусства Византии – мозаика Софии Константинопольской. Сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках – воплощение возвышенной одухотворенности.

При Юстиниане широкое распространение получили иконы(по-гречески – образ). Прообразом стал фаюмский портрет, возникший в Египте. На иконе изображалось не лицо (как на фаюмском портрете), а лик (в отличие от портрета). Икона пишется на доске (липовой, сосновой, кипарисовой) и состоит из 4-5 слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт (левкас), красочный слой, защитный слой и оклад. Из ранних икон сохранились немногие: «Богоматерь с младенцем», «Сергий и Вакх», «Богоматерь на троне».

Культовая музыказаняла доминирующее положение в средневековой Византии. Следует выделить светские приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Среди культовой музыки широкое распространение получили гимны. Наиболее известный поэт и музыкант – автор гимновРоман Сладкопевец. Знаменитым автором гимнов былИоанн Дамаскин. Он стал автором «Октоиха». Борьба светской и церковной культур особенно характерна для 1 периода истории Византии.

В период Македонской династиивновь пробуждается интерес к классической литературе. Значительный рост переживает светское образование. Возрождается университет – центр светского образования. В византийской науке наступает век обобщающих произведений энциклопедического характера.

Литературная жизнь Византии переживает в этот период оживление, широкое распространение получили прозаический и стихотворный романы. Талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» - о нравах и обычаях Византии того века. Нота гуманизма и милосердия – неотъемлемый элемент множества византийских житий.

В живописи и архитектуре наблюдается расцвет. В церковной архитектуребазилика как форма культового здания отступает перед крестово-купольным храмом, сокращаются и масштабы храма. Большое значение приобретает внешний вид храма, улучшается внешний декор. Применяется облицовка фасадов разноцветным камнем, чередованием слоев красного кирпича и белого раствора. Все византийские храмы стали украшаться по раз и навсегда выработанной схеме. Впервые новый тип храма был воплощен в новойбазилике Василия Македонянина «Новая церковь». Современники отмечали, что храм-базилика был украшен, как невеста. Он имел пять куполов и белую колоннаду снаружи. Мозаики располагались по строго определенному церковно-догматическому плану. Среди крестово-купольных храмов следует также назватьмонастырь Дафнииблиз Афин,церковь Богоматерив Солуни,церковь Феодорыв Афинах.

В это же время наблюдается подъем в искусстве иконописи.Икона Владимирской Богоматери– ярчайший образец искусства византийских образцов. Относится она к типу умиления, где младенец прижимается к матери щечкой. Взгляд Богоматери исполнен материнской тревоги. Другая икона –«Григорий Чудотворец». У святого суровое аскетичное лицо, оно мужественно и спокойно.

Изделия из слоновой кости и камня, худ. стекло и ткани, обработка золота и перегородчатая эмаль – эти шедевры декоративно-прикладного искусстваВизантии были широко распространены в пределах империи.

В 8 – 12 вв. оформилось музыкально-поэтическое искусство. Было создано нотное письмо, а также литургические сборники, где фиксировались песнопения. В конце 10 в., когда Киевская Русь принимает христианство, византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение.

Династия Палеологов– последняя в истории Византийской империи. Этот период истории искусства Византии условно называют Палеологовским Возрождением. В 13 в. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204 – 1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя стала мозаикой небольших государств. В этот период усилилась борьба церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм захлестывает все отрасли науки.

Представители литературы этого времени –Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, поэт –Мануил Фил.Сохранилось несколько романов: «Илиада»Гермониака, «Ахиллеида» и др. Распространенным был жанр рассказов-новелл. Под свежим впечатлением событий турецкого завоевания в 1453 г. сложено несколько «плачей», посвященных падению Константинополя и Трапезунда.

В эти годы строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. Живописный вид приобрел древнийхрам монастыря Хора(нынемечеть Кахриэ Джами). Особенной нарядностью отличаютсяхрамы Мистры(в Спарте), объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм. Позднее сооруженацерковь Апостоловв Солуни.

В живописипроявились новые устремления. Решающую роль в живописных циклах играет драматическое переживание евангельской истории. ВXIVв. византийские мастера предпочитали мозаике фреску, миниатюру и икону. Византия этого века испытала признаки внутреннего оскудения. Не смог найти применения своему дарованиюФеофан Грек. А перенесенное на Афон и на Крит византийское искусство развиваться дальше не смогло. Последний из критских живописцевДоменико Теотокопуливынужден был покинуть родину. Далеко за пределами родины он вошел в историю мировой живописи под именемЭль Греко.

Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизацией. Дала миру высокие образцы искусства, которые отличали не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь – мировым центром православной веры. Важна просветительская роль Византии, которую она сыграла в средние века. Византия спасла Европу от арабов, сохранила для Европы античное искусство. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия.

Влияние византийской культуры ощутили на себе как страны, примыкающие к византийскому региону (Македония, Сирия, Сицилия и др.), так и те страны, для которых Византия стала эталоном величия и колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь).

studfiles.net

261-269 – Византийская культура - кратко

ГЛАВА VIII

 

Средневековая культура

 

 

261. Три средневековые культуры

В средние века возникли и развились три культуры: византийская, арабская и западноевропейская, которые резко обособились одна от другой. В эпоху падения империи на Западе Византия оставалась главною хранительницею древней образованности, но мало-помалу сама эта культура сильно изменилась, и её классические предания пришли в забвение. В конце своего существования византийская образованность застыла в раз принятых формах и стала отличаться большим консерватизмом. Арабская культура, достигшая уже большого блеска в то время, когда Западная Европа была еще погружена в варварство (IX–X вв.), тоже выросла на почве древней греческой образованности, с остатками которой арабы познакомились в Сирии, Египте и Малой Азии. Но эпоха процветания арабской культуры была непродолжительна. Западноевропейская, романо‑германская образованность развилась позднее, чем византийская и арабская, и резче всего выразились её наиболее характерные средневековые черты лишь в эпоху крестовых походов. Духовная физиономия средних веков на Западе была полною противоположностью классической культуры, но зато здесь было больше движения вперед, чем в Византии, и само движение это оказалось более прочным, нежели у арабов. Тремя главными языками средневековой культуры были: греческий в Византии, арабский в мусульманском мире, латинский на Западе. Это были языки, так сказать, международные, и с ними по своему значению не мог сравняться ни один из новых народных языков. До какой степени эти три культуры иногда были разобщены между собою и какими окольными путями шли влияния одной на другую, лучше всего можно видеть из того, что на Западе сочинения греческого философа Аристотеля были известны не в подлиннике и не в переводах прямо с греческого, а в латинских переводах, сделанных с переводов арабских. До начала бегства византийских греков в Италию во время завоевания Балканского полуострова турками, в Италии почти невозможно было найти учителя греческого языка. Взаимному отчуждению трех культур немало содействовала, конечно, религиозная вражда, бывшая особенно сильною в эпоху крестовых походов.

 

262. Философия в Византии

Умственная деятельность в Византийской империи сосредоточивалась главным образом на решении религиозных вопросов. С появления арианства до падения иконоборства, т. е. с IV до середины IX в. здесь постоянно возникали разные ереси, которые вызывали богословские споры и в обществе, и в литературе. Едва окончилась борьба с иконоборством, как началось разделение церквей, породившее целую обличительную литературу против латинян. Во всех своих богословских занятиях византийцы пользовались греческой философией, стремясь приспособить ее к пониманию христианских истин. (То, что на Западе получило название схоластики, зародилось, собственно говоря, в Византии). Так как, однако, в XI столетия обнаружилось несогласие некоторых представителей философии с установившимися учениями церкви, то против свободного философского мышления при Комнинах были приняты очень строгие меры. Только при Палеологах произошло в Византии некоторое возрождение философских занятий, и в XIV и XV вв. здесь явились последователи Платона и Аристотеля, ведшие между собою споры. Но непосредственными преемниками византийских платоников и аристотеликов были уже итальянцы XV–XVI вв.

 

263. Научная деятельность византийцев

В других отраслях знания византийцы были более собирателями, компиляторами и толкователями старого материала, чем самостоятельными исследователями и творцами новых идей. Многие византийцы отличались большою ученостью при совершенном, однако, отсутствии оригинальности. Таков был в середине IX в. патриарх Фотий, который составил большой энциклопедический сборник, заключающий в себе богатый материал из сочинений древних авторов. В X в. на том же поприще собирания разнородных сведений прославил себя император Константин Багрянородный, а в XI в. очень большим ученым, но без всякого идейного творчества был Михаил Пселл. Средневековая византийская наука была вообще чисто книжною, и в изучении природы византийцы не только не подвинули вперед знаний древнего мира, но даже прямо от него отстали,

 

264. Византийская историография

Гораздо большее значение имеет византийская литература исторического, этнографического и политического содержания. Современный события, образ жизни и нравы чуждых народов, состояние империи и её управления, все это служило предметом подробных повествований и обстоятельных описаний. Царствование Юстиниана Великого нашло своего историка в современнике его Прокопии, секретаре и юрисконсульте Велисария. Он описал историю тогдашних войск, и оставил еще сочинение под заглавием «Тайной истории» (Ανέκδοτα или Historia arcana), где изобразил в самом мрачном виде деспотизм Юстиниана и развращенность Феодоры. В его сочинениях есть также известия о древнейшем быте славян. Тогда же стали писаться всемирные хроники, которые сделались образцом и для русских летописей, так как переводились по‑славянски (хроники Иоанна Малалы в VI в. и Георгия Амартола в IX в.). Этот вид бытописания развивался преимущественно в монастырях, где процветала также агиография, т. е. литература житий святых. В X в. император Константин Багрянородный отчасти написал сам, отчасти вызвал несколько сочинений исторического и описательного характера. Он составил труды о государственном управлении, о византийских фемах (областях) и придворных церемониях, и в его сочинениях тоже имеются сведения о славянах. В эпоху Комнинов византийская историография выставила талантливых писателей в лице Анны Комнины, дочери императора Алексея I, время которого она и описала, и в лице Никиты Акомината, доведшего историю Византии при Комнинах до завоевания Константинополя крестоносцами. При Палеологах византийская историография находилась уже в упадке.

 

265. Византийское правоведение

До возрождения ученого правоведения в западноевропейских университетах, – что произошло лишь в эпоху крестовых походов, – Византия была единственной хранительницей традиции римского права. Законодательная деятельность времен Юстиниана (Corpus juris), императоров‑иконоборцев (законы Льва Исавра и его сына Константина) и Македонской династии (Василики) требовала недюжинных умственных сил и большой учености. Но и в этой области дают себя знать общие черты византинизма. Уже Юстиниан Великий хотел заключить науку права в строго определенные границы и потому под страхом наказания запретил составлять какие‑либо толкования к своему своду. Это запрещение стало, однако, нарушаться еще в царствование самого Юстиниана; но вся византийская юридическая литература и состоит главным образом из простого комментаторства и компиляторства. По образцу Юстинианова свода в VI же веке стали составляться сборники церковного (канонического) права, т. е. главным образом постановлений (канонов) вселенских соборов и императорских законов (νόμοι) по церковным делам. Из слияния тех и других составился один Номоканон, который оказал свое влияние и на право славянских народов.

 

266. Поэтическая литература в Византии

Еще в первые века нашей эры христианские писатели делали попытки пользоваться античными поэтическими формами, для передачи библейских сюжетов. Например, Григорию Назианзину приписывают драму «Страждущий Христос», в которой даже находят много стихов, взятых целиком у греческого трагика Еврипида. Лишь некоторые роды поэтического творчества получили в Византии самостоятельное развитие. Главным образом это была область церковных гимнов, в которой прославились преимущественно Роман Сладкопевец (VI в.) и Иоанн Дамаскин (VIII в.). В светской поэзии Византия не создала ничего великого.

 

267. Византийское искусство

В то время как варварское нашествие на Запад сопровождалось упадком культуры и в художественном отношении, Византия опять‑таки оставалась хранительницею и эстетических идеалов. Византийское искусство служило преимущественно религиозным целям, архитектура – храмоздательству, а живопись – украшению церквей священными изображениями. В архитектуре выработался особый византийский стиль (крестообразный план и купол, увенчивающий здание). Развитие византийского зодчества открывается храмом св. Софии, построенным Юстинианом Великим. Стиль этот распространился не только в Армении, Грузии и России, но отчасти и на Западе. Скульптура не могла развиться в Византии, потому что восточная церковь всегда относилась неблагоприятно к статуям, напоминающим собою языческих идолов, а в эпоху восстановления иконопочитания статуи и совсем были запрещены. Зато живопись нашла в религиозной жизни Византии широкое применение в украшении храмов стенными изображениями, исполненными кистью или мозаикою, в изготовлении переносных икон и в иллюстрировании рукописей миниатюрами. И в живописи выработался свой особый византийский стиль, но с середины IX в., когда одержана была окончательная победа над иконоборством, художественное творчество стало стесняться необходимостью неизменно следовать старым образцам, а лет через двести установился даже обязательный канон, как нужно писать те или другие иконы (подлинники). Мало-помалу иконописью стали заниматься исключительно монахи, которые старались придать изображениям святых преувеличенные черты аскетизма, т. е. писали их непременно худощавыми и изможденными.

 

268. Общие черты византийской культуры

Византийская культура выросла на греческой основе,но в ней античный элемент все более и более уступал место церковным началам, как это было, впрочем, и на Западе в средние века. Другая черта византинизма – отсутствие личной оригинальности, которая и в области отвлеченного мышления, и в области художественного творчества стеснялась установленными формами, поддерживавшимися и властями (как государственною, так и церковною), и общественным мнением, и всем складом жизни с преобладанием в ней традиции и обычаев.

 

269. Сфера распространения и судьбы византийской культуры

Главной сферой распространения византийской культуры были страны, в которых господствовала восточная церковь (Балканский полуостров, древняя Русь, Грузия), или страны соседние (Италия в Европе, Армения в Азии). Восточная церковь не навязывала принадлежавшим к ней народам греческого языка, как это делала западная церковь по отношению к языку латинскому. Уже в IX в. вскоре после принятия христианства Болгарией в этой стране развилась широкая литературная деятельность, заключавшаяся преимущественно в переводах греческих книг на славянский язык. Болгары были и главными посредниками при передаче византийской культуры в тогдашнюю Русь. Вся древняя русская образованность имела свой источник в византийской культуре второй половины средних веков, когда эта культура уже получила вполне законченный вид. Влияние византийской образованности на Западе стало ощутительным лишь в эпоху падения Константинополя, но оно касалось более форм, а не умственного содержания. В конце средних веков византийская культура не обнаруживала способности к дальнейшему развитию. Одною из причин этого была печальная судьба самой Византии и народов, развивавшихся под её влиянием. Два с половиною века (XIII–XV) Русь находилась под татарским игом, в XIV в. завоеваны были турками южнославянские царства, в XV в. пала и сама Византийская империя. Завоеватели государств Восточной Европы были настоящими варварами, стоявшими в культурном отношении неизмеримо ниже побежденных; в то же время сами они оказались малоспособными к усвоению высшей культуры.

 

rushist.com

Культура Византии и Древней Руси.

восходили к широко распространённому в ранневизантийскую эпоху портрету, но иконы, считалось, обладают еще и чудодейственной мощью. Кризис

религиозного

изобразительного искусства

породил иконоборчество,

законодательно

закреплённое церковью Вселенским собором 754 г., который

осудил иконопочитание как козни сатаны, запретил писание икон Христа, Богоматери и святых, “оскорблять их презренным эллинским искусством”.

В разгар иконоборчества возникает павликианство – движение протеста в православном христианстве, согласно вероучению которого мир разделён на 2 враждебных царства – духовное, исходящее от Бога, и материальное – царство зла, исходящее от сатаны. Отвергало культ богородицы, иконы, святых, возрождало идеи и практику раннехристианских общин, активно проповедовало аскетизм.

Во главе иконопочитателей стало монашество, в лице своих лучших представителей Иоанна Дамаскина, Ф. Студита, отстаивавших независимость церкви от государства, возврат к духу и смыслу христианского миропонимания. В 787 г. в Нике VII Вселенский Собор осудил иконоборчество, признал возможным использование и почитание икон в богослужении. (Иконоборчество возродится ещё и в 802-815годах, но затем было окончательно осуждено).

В середине 9–говека Византия становится одним из крупнейших и могущественных государств Европы. Вплоть до конца 12 века длится своеобразный “ренессанс” византизма, в основе которого лежало возрождение античных традиций. В XI веке были открыты высшие юридические и философские школы, где готовили государственных и духовных сановников. В них преподавали виднейшие мыслители византийского средневековья: Константин Лихуд, Михаил Пселл и др. С 12 века высшая школа попадает под покровительство церкви и на неё возлагается задача борьбы с ересями. С 1204 года система просвещения перемещена в монастыри.

Развитие сельского хозяйства и ремесел, создание военного флота привели к оживлению городов. К 12 в. Константинополь – центр бюрократии сложилась иерархия чинов и должностей.

Вконце IX века на основе традиции пустынножительства возникает знаменитый Афонский комплекс монастырей, ставший международным центром православного монашества. Расширяется миссионерская деятельность византийской церкви, её крупнейшим центром стала Фессалоника, из которой происходили основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. В 863 году состоялось их знаменитая моравская миссия, после которой появились христианские службы на славянских языках.

Впериод “македонского возрождения” происходит подъём раннесредневековой культуры – это новое обращение к античному наследию со строго христианских позиций. Церковь и религия регламентируют нормы

семейного права, ужесточают православные требования, растёт роль церковного суда. В светском искусстве господствует принцип “в здоровом теле здоровый дух”, в византийском религиозном искусстве восторжествовала собственная идея соотношения духовного и телесного, идея гармонии (красота телесная есть отражение, проявление красоты духовной, подтверждение

studfiles.net

6.3. Художественная культура Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошь и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность. В византийском искусстве объединены в единую художественную систему утонченный спиритуализм и пышная зрелищность. В целом же искусство Византии имеет ортодоксально-христианский, вероучительный характер.

Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительном творчестве, литературе и христианской историографии.

В зодчестве Византии еще с VI в. начинает развиваться тип купольной архитектуры, определившей всю дальнейшую историю византийской архитектуры. Христианская мысль видела в храме воплощение мироздания и ассоциировала свои идеи с купольным сводом, под которым совершалось богослужение. В более ранних храмах купол еще примыкал к апсиде в восточной части храма, однако впоследствии сложилась центрально-купольная система, принятая преимущественно в виде крестово-купольной композиции.

Примером постепенного формирования крестово-купольной композиции служит храм Успения в Никее (нач.VIIIв.), храм св. Софии в Фессалонике (VIIIв.), храм Климента в Анкаре (VIIIв.).

Постепенно площади храмов уменьшались, что сопровождалось устремлением ввысь их пропорций, усилением их вертикальной оси с целью выделить храмы среди окружающей застройки. В крестово-купольном храме церковный канон выделял три зоны, по которым распределялись сюжетные композиции. Храм должен быть направлен на восток, в сторону Иерусалима, где ожидается Второе Пришествие Христа.

Долгие архитектурные поиски, направленные на то, чтобы найти наилучшее соответствие между символическими и функциональными требованиями, предъявляемыми к храму, завершились идеальным решением. Новый тип храмового здания - крестово-купольный храм - стал образцом для всего православного мира (начиная с IX столетия).

В классическом крестово-купольном храме квадратное в плане здание делилось рядами столбов или колонн на нефы. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол.

Свосточной стороны располагался алтарь, где происходила важнейшая часть христианского богослужения. В области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами - абсидами (апсидами), крытыми полукуполами – конхами.  Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь – Церковь земную. Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой. Преграда отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхаристическому действу особую торжественность и таинственность. Внутренняя отделка, роспись храма должны были отражать всю сущность христианского учения в зрительных образах. Крестово-купольная композиция получила большое распространение как в Византии, так и в сложившейся вокруг нее зоне распространения культуры, особенно на Руси.

Достигшая наивысшего развития в X-XII вв. византийская архитектура продолжала оставаться одним из ведущих направлений мирового зодчества. Византийские архитектурные концепции были исходными в зодчестве Болгарии и Сербии. В X-XII вв. византийских художников приглашают оформлять мозаиками храмы Венеции и Сицилии. Именно Византии было обязано первыми своими достижениями древнерусское каменное зодчество.

В скульптуре преобладают декоративные рельефы на кости и рельефы на саркофагах. Главные формы византийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика, фреска), икона, книжная миниатюра.

Византийский духовный канон организовывал внутреннее пространство храма главным образом с помощью живописи. Своды, купола и ниши украшали мозаиками. Покрывая стены церквей росписью, живописцы обязаны были следовать жестким правилам; так, в крестово-купольном храме церковный канон выделял три зоны, по которым распределялись сюжетные композиции. В верхней части здания изображались только те сцены, которые мыслились происходящими на небе или в которых небо обязательно должно быть показано. Здесь же художники должны были помещать Христа, Богоматерь и ангелов. В апсиде, которая символизирует место рождения Христа (Вифлеемскую пещеру), помещали Богоматерь. В нижней части стены, менее значительной, обычно представлены отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, святителей, пророков. Святым, которым был посвящен храм, отводилось наиболее почетное место у алтаря. (Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны (V-VII вв.)).

Высокого уровня достигает в Византии иконопись, представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период расцвета византийской иконописи приходится на X-XII вв., когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы – ландшафт и архитектурный фон – передаются весьма условно.

Период расцвета иконописи приходится на XIV-XVвв. Иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении. Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIVв.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больших задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. ВXVв. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими правильными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XVв.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах – Сербии, Болгарии, Руси. Один из них – великий Феофан Грек (около 1340-1405) – создавал свои произведения в XIVв. на Руси. Дошли до нас его росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Важным компонентом византийского искусства являлась музыка. Главный этап в ее развитии связан с принятием христианства. Становление христианской религии, споры отцов Церкви о новойдуховности, о месте музыки в богослужении, в миросозерцании и жизни приводят к появлению христианской литургии и развитию новых жанров вокального искусства. С утверждением христианской морали музыка стала выделяться из остальных видов искусства. Она должна была не только выражать идею универсальности мира, но и устремлять человеческие души к единой высшей цели.

Основными жанрами были: псалмы, гимны, духовные песни. Со временем изменяется литургия, происходит ее унификация. В нее вводится чередование хоров (антифонное пение), более изысканной становится вокальная культура. Музыка всё больше включается в формирующийся культ.

Музыка являлась составной частью богослужения. Во второй половине VII — Х в. была упорядочена литургия. В церковный обиход были введены новые песнопения, произошли систематизация и регламентация репертуара, канонизация ладотональной системы. Исполнение религиозных песнопений было распределено между восемью последовательными воскресеньями; византийская традиция приписывает создание этой системы Иоанну Дамаскину. Упорядочению богослужения способствовало и закрепление в практике определенных жанров: псалом,антифон. С середины VII в. самым популярным жанром становитсяканон — музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Канон содержал девять разделов, называвшихся одами. Каждая ода представляла собой поэтический пересказ девяти библейских песен.

Другим популярным жанром стал тропарь, первоначально представлявший собой краткую молитву, следовавшую за стихом какого-либо псалма. Обширность и разнообразие музыкального репертуара привели к созданиюлитургических книг— рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения («Стихирий», «Ирмолог»).

Усложняется организационное и художественное руководство хором. Появляется канонарх — монах, который ударами палки призывал братию к пению и суфлировал им;доместики осуществляли художественное обучение хоров, дирижировали, исполняли сольные партии, певчие для хора воспитывались с детства при церквях и монастырях.

В конечном счете, византийская Церковь добилась желаемого результата: религиозная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной культуре империи.

Светская музыка, особенно инструментальная, (из-за своих языческих корней) Церковью отрицается и даже запрещается. Поэтому до исследователей она не дошла, о ней можно судить только на основании косвенных данных. И, тем не менее, несмотря на все попытки регламентации культовой музыки, она была подвержена светскому влиянию, новым тенденциям, связана с национальными и народными традициями.

Подобное положение сложилось и в театральном искусстве. Театр эпохи эллинизма не устраивал христианскую Церковь, и она нашла для театрального зрелища новые формы и применение. Элементы театрализованных действий вошли в богослужение, сделав его более эмоциональным и впечатляющим. В литургию стали вводитьдиалоги на евангельские темы. Священники осваивают ряд сценических приемов (жесты, мимику, манеру говорить, двигаться и т.п.). Качественно новый момент в отношениях Церкви с театром наступает с появлением литургической драмы —мистерии. Содержанием мистерий были различные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов. Показывали их обычно в дни крупных церковных праздников. В ХI—XII вв. в Византии мистерия практически полностью вытеснила светский театр, хотя он продолжал существовать.

Ранневизантийская литература являлась непосредственным продолжением позднеантичной литературы. В IV—VI вв. в ней господствовали унаследованные от греков литературные формы: речи, письма, эротические повести, эпиграммы, любовная лирика. Одновременно зарождается новые жанры — церковная поэзия и гимнография. Представителем этого направления являлся Роман Сладкопевец. Он вошел в историю как автор кондаков (слово кондакион означает палочка, на которую наматывается свиток) С IХ в. кондак — особый поэтический жанр, объемом от 18 до 24 больших строф, так называемых икосов, объединенных единообразной метрической структурой и сквозным рефреном, частично использующая народный язык и народные сказания. Эти литературные формы становятся ведущими в VII — первой половине IХ в.

Во второй половине IV в. начинается подъем риторической прозы. Постепенно сходные тенденции намечаются и в поэзии, подготавливая появление в V в. эпиграммы. Виднейшим языческим ритором IV в. был Ливаний. Он являлся рьяным поборником муниципальных институтов. В его произведениях благоговение перед словом неразрывно связано с пафосом традиционной гражданственности («Жизнь, или «О моей судьбе»). Для литературы, как и для всего искусства Византии, была характерна борьба мировоззрений.

Светская ранневизантийская поэзия была представлена в творчестве Георгия Писиды (конец VI — VII в.). Основное содержание его поэм — актуальные события эпохи («Персидский поход», «Аварская война», «Ираклиада») или события религиозные («Шестоднев, или «О сотворении мира»). На литературу VIII — Х вв. не могла не оказать влияния потеря Византией многих древних культурных центров в результате арабских завоеваний. Захвачены были Александрия, Антиохия, другие центры эллинистической культуры. После этого практически единственным византийским литературным языком становится греческий, усиливается и влияние греко-языческой традиции.

Новый этап в развитии литературы (ХI—XII вв.) ознаменовался возрождением интереса к светскому жанру — и к античным формам в литературе. Возникают литературные кружки, салоны, развивается меценатство.

Византийская художественная культура во многом основывалась на античных представлениях о сути прекрасного, но трансформировала их в духе христианского вероучения. В результате рождались новая эстетика и новые художественные формы, соответствующие нравственным запросам и эмоциональному восприятию средневекового человека. Сформировавшееся мировоззрение, в рамках которого постепенно выкристаллизовывалась идея симфонии (согласия) православной Церкви и христианской империи, проявлялось во всех видах искусства.

Говоря о вкладе Византии в сокровищницу мировой культуры человечества, прежде всего, следует отметить, что Византия стала “золотым мостом” между западной и восточной культурами. Она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались и другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Н

есмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше

Великой Римской империи, она была завоевана в XIV в.

турками-сельджуками. Турецкие войска, занявшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в

истории Византийской империи. После 1000-летней истории Византия прекратила свое существование, но не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая в значительной степени стала колыбелью» белорусской и русской культур.

studfiles.net


Смотрите также