Древний происхождение слова. О происхождении слова "Воронеж". О древней топонимике России и о древнем градостроительстве
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

О происхождении слова Россия. Древний происхождение слова


Каково происхождение слова "славяне"?

Лучший ответ

LCD Мыслитель (6679) 5 лет назад

Существуют несколько версий происхождения этнонимa «славяне» .

1. Часто этимологию самоназвания связывают со словом «слово» . Таким образом «славяне» («словяне» ) — люди, говорящие «словами» (то есть по-нашему) . Сравнительно с этим название неславянского (то есть иноязычных племён) — нѣмьци «немые» . Аналогичного происхождения самоназвание албанцев — shqiptarët («говорящие понятно») . Эта этимология отвергалась многими авторами из-за того, что этнонимы на -ѣне, -яне связаны практически всегда с топонимами, а не с абстрактными понятиями [1]. Из славистов XX века её защищал Р. О. Якобсон [2].

2. Этимология самоназвания восходит к индоевропейскому корню *kleu-, основное значение которого «слышать» и часто встречается в различных употреблениях в значении выражений «слава» и «известность» . Таким образом славяне — это «знаменитые люди» , то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава. [3]. Эта точка зрения, популярная в XIX веке, ныне фактически не имеет приверженцев; общеславянской является именно огласовка с -о-, в то время как огласовка с -а- является результатом вторичного сближения со словом слава с XVI—XVII в. [1]; кроме того, верно и предыдущее возражение относительно сочетаемости суффикса.

3. Название имеет топонимическое происхождение; возможно, это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (ср. ниже о конкретных племенных этнонимах на слов-). Конкретный топоним надёжно отождествить не удаётся, вероятно, это название реки; ср. Славутич — поэтическое название Днепра; названия рек Слуя — приток Вазузы, сюда же польск. названия рек Sɫawa, Sɫawica, сербское Славница. Эти гидронимы восходят к индоевропейскому корню со значением «омывать» , «очищать» [1]. Указывалось на литовскую деревню Šlavė́nai на реке Šlavė̃ как на точную этимологическую параллель названию «словѣне» , образованную при этом от гидронима [2].

4. Название связано со *s-lau-os — народ, ср. греч. λᾱός; сторонниками этой точки зрения были И. Ю. Миккола [1] и С. Б. Бернштейн [2].

Письменные памятники с VI века устойчиво говорят о словенах (словѣне) и о славянской земле, существенных ратных достижениях славян, особенно на землях Византии, где славяне, вероятно, и получают греческий вариант своего названия — sklabos (читается как sklävs), который позже был заимствован в европейских языках в различных трансформациях.

В греческом языке от их племенного названия было образовано также название раба (среднегреческое σκλάβος[1], отсюда позднелат. sclavus, немецкое Sklave и т. п. [4]), поскольку славянские пленники в раннем Средневековье нередко становились объектом византийской, германской и арабской работорговли [5], их значительный процент среди пленников объясняется, в частности, тем, что славяне — самый многочисленный народ Европы [6]. Из древнерусских источников известно, что слуги («челядь» ) были и в дальнейшем объектом экспорта славянских княжеств.

Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом) , словенцев, словинцев. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.

Источник: wikipedia

Mikhail LevinИскусственный Интеллект (371259) 5 лет назад

Про немцев - легенда. Красивая, но ничем не подтвержденная.

Первым слово "немцы" появилось у западных славян и означало соседей - неметов (германское племя). В русский попало значительно позже.

В танке Мудрец (13901) А вы я вижу относите себя к разрушителям легенд ! Похвально ! Племя неметов лишь вскользь упоминается у цезаря, как одно из многих перешедших реин, и почему в честь него славяне должны были назвать весь многомиллионный германский народ. нигде и никогда оно больше не упоминается, в отличие от других германских племен, и почему , для всех чужих племен у славян находятся свои названия, а неметов называют, по своему имени, и что по немецко означает слово немет, расскажите пожалуйста, будет интересно послушать !

Остальные ответы

В танке Мудрец (13901) 5 лет назад 4 тысячи лет назад существовал народ, которому в силу скорей всего географического везения повезло приручить лошадь, и чуть позже изобрести колесо. благодаря этому, а так же возделыванию пшеницы и производству хлеба, их численность резко возросла, и они получили военное преимущество над другими народами, благодаря конным армиям. начали свое продвижение сторону Китая, индии, Месопотамии, Египта, южной и западной Европы. На периметре своего продвижения, что бы как то управлять покоренными народами, начались создаваться первые государства, возникла письменность. но между ними не было единого центра управления, и они смешиваясь с местными племенами, частично перенимали их язык и культуру. Оставшийся в центре ареала распространения, надолго сохранили древний демократичный строй управления и культуру, язык. И что бы как то отличать себя от своих изменившихся соплеменников, они стали называть себя словяне- то есть те кто говорят на похожем языке, знает слово. Остальные немые, то есть не наши, не мои. Как они называли себя, до расселения можно только догадываться, в северной индии и Персии, они называли себя Ариями, что соответствует древнеславянскому, орий орало, орать, оратай, рать - звязаное с землепашеством. значит по этому признаку они отличали себя от остальных не землепашных народов. мы их сейчас называем индоевропейцы, вот ареал их распространения. Генетически они относятся к гаплогруппе (R1a).
А слово и слава, это однокоренные слова, с небольшим фонетическим сдвигом. Это все чистая наука, можете найти в любых современных и не очень источниках, информация совершенно доступная. Mikhail Levin Искусственный Интеллект (371259) 5 лет назад

Интересно, а о чем вы думаете, когда спрашиваете подобные вещи?Какие неальтенативные (то есть - не больная фантазия фоменок с задорновыми) знания могут быть по части древнего слова еще дописменного периода?

Можно подумать, что мы знаем, когда оно появилось (Откуда! письменных-то источников нет!) , и даже подробно знаем язык предшествующего периода, и можем понять результатом какой эволюции стало это слово...

В танкеМудрец (13901) 5 лет назад

Согласен, мы можем только догадываться и строить гипотезы, и не больше. но не надо давать воли псевдоисторикам, которые засерают мозги молодежи своими националистическими идеями. В науке не должно быть месту политике.

Mikhail Levin Искусственный Интеллект (371259) Да. Меня просто изумляет, как люди спрашивают подобные вещи, не задумываясь ни на миг - а откуда хоть кто-то может знать ответ? Может у меня мозги как-то заточены, но я еще в 4-м классе огреб за это. Учительница красочно рассказывала про подвиг Гастелло: "И он приказал радисту и пулеметчику прыгать, но те дружно ответили - нет, мы погибнем вместе с тобой!". А я сдуру спросил - а откуда вы это знаете? Они же все сразу после этого погибли! Хотел еще стпросить - а зачем они решили погибнуть, лучше бы спрыгнули, авось спаслись бы, еще повоевали бы... но не успел. Ну потом еще классе в 6-м не выдержал, заржал во время встречи с ветераном-защитником Брестской крепости на словах "в живых остались только несколько предателей и трусов сдавшихся в плен, все остальные защитники погибли"... Во дядя! сам раскололся, что он предатель...

? ?Мудрец (11191) 5 лет назад

А что Вы называете Дописменным периодом? Это случайно не тот период который существовал до появления Кирила и Мефодия? Что бы Вы знали - руны Рода - та писменность которой пользовались славянские племена, существовала за много тысячалетий до рождества Христова!!! А что касается уничтожения славянской культуры - то тут Вы совершенно правы... Ещё Иван третий якобы для создания библиотеки славянской культуры собирал исторические документы и уничтожал их! Впрочем не он один, и теперь это делается...

Ответы@Mail.Ru: Каково происхождение слова "славяне"?

... восходит к индоевропейскому корню *kleu-, основное значение которого ... Первым слово "немцы" появилось у западных славян и означало соседей ...http://otvet.mail.ru/question/25315683

Mikhail Levin Искусственный Интеллект (371259) ага. и вы эти руны читали, и слово славяне там видели??? И что они хоть как-то с славянами связаны там тоже было написано? Ну а про "много тысячелетий" - это ваша больная фантазия. Прямо под ледником сидели в пещерах и строчили руны. Все кругом еще на мамонтов охотилис, а вот славяне...

? ? Мудрец (11191) 5 лет назад

Гипотиз выдвинуто много, но к сожалению ни одной верной :(Славяне - это гордые и смелые люди которые СЛАВИЛИ своих богов и в первую очередь бога солнца ЯРИЛО.. .Все остальные поклонялись и преклонялись перед богами и высшими силами природы!А словенов (которые говори словами) со славянами мешать вообще глупо.. .Немцы (немые) вообще предпочитали помалкивать.. .Кстати Дрезден - древний славянский город - Дрежджан

Ольга МариловаУченик (129) 1 месяц назад

Славь ян инь.

Римма ТленшиеваУченик (149) 1 месяц назад

alterno.vadiki.com Словене, славяне в VIII–IX веках заселили берега озера Ильмень (западная часть Новгородской области). Их названию созвучно (с учетом метатезы, т. е. перестановки звуков или слогов) лат. sal, salis 1) соль [17, с. 764]; salinae, arum (салинэ, салярум) соляные копи, солеварня, соляная варница, соляной амбар [там же, с. 765].Саль – сальвяне – славяне.Соль – сольвене – словене.Славяне владели природной «валютой» всех времен и народов – в этом причина их многочисленности, процветания и могущества.

xn----7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai

О происхождении слова "рус". | Древнейшая история с 17 млн.лет днэ

Взгляд на происхождение и исчезновение шумерской культуры "Этого не может быть! И все же этот невозможный Шумер существовал и обогатил человечество таким количеством знаний, которые не дала ему ни одна другая цивилизация. Более того, загадочным образом зародившаяся шесть тысяч лет назад цивилизация Шумера так же внезапно и таинственно исчезла. На этот счет у ортодоксальных ученых имеется несколько версий. Но называемые ими причины гибели Шумерского царства так же неубедительны, как и версии, которыми они пытаются объяснить его возникновение и поистине фантастический, ни с чем не сравнимый взлет."1. ЗАГРОС - ШУМЕР.

Шумерская цивилизация - золотой век цивилизации древних оседлых земледельцев.

Если рассмотреть последовательность земледельческих культур, то нужно назвать еще одну, более древнюю земледельческую культуру:

"Наиболее ранние памятники земледельцев встречаются только на севере Месопотамии (двуречья) - в горах и предгорьях Курдистана (Загрос)", (Мунчаев Р.М., Гуляев В.И.).

Примерно, 8000 лет назад первые земледельцы спустились с крутых склонов Загороса в благодатную Синджарскую долину и, очевидно, у них были причины не спускаться в эту долину раньше.

По названию места расположения этой земледельческой культуры она стала называться "халафская культура". Внешность и язык "халафцев" не известны. Найдены остатки их домов, которые представляли собой соединение прямоугольных построек, - иногда с печами, очагами, с круглыми толосами. Также найдены остатки пшеницы, ячменя, кости коровы, овцы, козы, собаки. Отмечены два типа погребений - трупосожжение и трупоположение в катакомбах и ямах. Опуская описание росписи глиняной посуды, отметим, что были найдены крохотные, отполированные до блеска топорики. Говоря о религиозных представлениях "халафцев" те же авторы пишут:

"Но самым главным божеством, олицетворением плодоносящих сил природы была, безусловно, "богиня-мать", которую халафцы изображали вполне земной, крепкой и полной женщиной с намеренно подчеркнутыми признаками пола".

Можно предположить, что описанный во многих древнейших источниках потоп вынудил часть людей спасаться в долинах гор, которые должны были в народе получить название "Святые горы". (Не отсюда ли берет начало самый загадочный русский богатырь Святогор, которого, из-за его величия и древности, с трудом носит земля. Он сам ложится в безнадежный гроб и передает всю силу и дух богатырю нового времени - Муромцу). После потопа, по мере увеличения численности людей в этих районах, древние земледельцы начали расселяться, в том числе, в плодородное Междуречье, создав земледельческую цивилизацию, известную как "Шумер". По крайней мере, уже в середине 6-го тыс. до н. э они обнаруживаются там по материалам изобразительного искусства. Самые древние шумерские клинописные таблички датируются 3300 г. до н. э. .

2. ДУШЕВНЫЙ СТРОЙ ШУМЕРОВ

На то, что древняя шумерская культура была земледельческой указывают как высшее положение Богини - Матери ( "Мама", "Мами", более поздние - "Нинту", "Инанна", "Иштар" и др.) - родоначальницы всех богов и людей, так и иерархия культурных ценностей. Богиня - Мать отражала направленность мироощущения земледельцев на плодоносящие силы природы, которые содержит Любовь. Это обеспечивало им не только глубокие познания в выращивании плодов и, как следствие, высокие урожаи, но обеспечивало им также наивысшую рождаемость народа и соответствующую духовную культуру. В этом смысле можно сказать, что они держали Истину или "птицу счастья" в своих руках. Вот древнешумерские стихи о Богине - Матери (часть молитвы?):

Та, кто создает то,что есть Дыхание.Та, кто строит человечество.Та, кто формирует сердце.

ОНА СОЗДАЕТ ДЫХАНИЕ, СТРОИТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ФОРМИРУЕТ СЕРДЦЕ!Древняя шумерская цивилизация стала результатом долгой спокойной и счастливой жизни под покровом Великой Владычицы, Богини- Матери. Такие древнейшие цивилизации (они были самыми древнейшими) не имели жесткой государственной централизации. В них отсутствовало несправедливое насилие, желание кого - либо кому то подчинять. Общество существовало на основе Любви и соответствующем воспитании. Такие государства не строились на основе доминирующей централизации. Они состояли из больших самостоятельных общин, помогавших сородичам попавшим в беду.

Характеризуя древнюю Русскую культуру, автор ряда работ по культуре Древней Руси академик Б.А. Рыбаков писал:

"Земледельческое население Руси перенесло все свои воззрения, все почитание на "богородицу", на "владычицу", и греческие художники, украшавшие Софийский собор в Киеве, знали, что делали, когда на самом главном месте в храме выложили огромное изображение женщины с воздетыми к небу руками. Этим они сразу подсказали киевским язычникам, что и в новой вере можно почитать прежнюю великую богиню".

Известно, что земледельческую Россию называли "Дом Богородицы". Здесь наибольшее число Образов Богоматери, которые были в каждом русском доме на самых "красных" местах. Богородица всегда поднималась когда вставал вопрос жизни и смерти русского народа.

Вот, например, как выглядит Образ Богоматери "Спорительница хлебов":

А вот молитва к ней (кондак 1 из Акафиста пресвятой Богородице):

"Избранной от всех родов Божией Матери и Владычице небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоносие Питательнице и Спорительнице нив и хлебов наших, да радующеся всегда зовем Ти: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!"

"Избранной от всех родов Божией Матери и Владычице небеси и земли..."

Имеющиеся литературные источники выдают спокойный, глубокий и добродушный характер шумерской культуры, мягкий юмор:

"Если страна плохо вооружена, враг будет всегда стоять у ворот"

"Счастье в женитьбе, а подумать - в разводе"

"Все равно умрем - давай все растратим! А жить - то еще долго - давай копить!"

Художественные традиции шумеров - орнаментальность и геометризм. В раннем культурном слое обнаружено большое число топориков, которые во второй половине 3-го тыс. до н.э. оказываются в разных районах современной Грузии.

Древним шумерам свойственно почитание плуга и пахаря. В шумерской оде говорится:

"Я Плуг, сделанный могучей рукой +Я верный землепашец человечества.Все страны обожают меня.Все люди с радостью взирают на меня".

Из почитания пахаря, плуга рождалось почитание дикого тура, как предка одомашненного вола, быка. Характерным для шумеров является отрицательное отношение к собаке:

"Бык пашет, собака портит глубокие борозды""Только пес не знает своего дома"

В древнейших культурах собака была символом бесстыдства.Такое отношение к собаке проявилось, например, у Гомера в "Илиаде":

"Тщетно ты, пес, обнимаешь мне ноги и молишь родными" (Ахилл Гектору)

А также в русском народном творчестве вплоть до 20-го века. Тут и гневные слова богатырей и "псы-рыцари" или вот:

"На нас, братцы, господь поразгневалсяНа славное царство РоссийскоеДал нам царя, нечестивого,Называется, собака, прямым царем,Прямым царем, да царем Митрием,А царевичем Митрием МосковскимНе успел, вор - собака, воцаритисяПохотел, вор - собака, поженитися"

3. ПАХАТЬ - ОРАТЬ

В шумерской клинописной таблице изображению ПЛУГА соответствует три слова: "АПИН" - плуг, "ЭНГАР" - земледелец, "УРУ" - пахать (см. "Советская Историческая Энциклопедия").

На испытавшем влияние шумерского языка аккадском языке те же слова звучат, соответственно так: "эпинну", "иккарру", "эрешу". Очевидна незначительность их изменения в течение тысячи лет даже в составе другого языка (ср. также в соотношении шумер - аккад звучание слов "дикий бык": "АМ" - "РЕМУ", ячмень: "ШЕ"-ШЕУ", "небо": "АН" - АНУ"), что говорит о высоком культурном положении в Шумере этих понятий и слов.

Здесь интересно отметить, что по рассказу Геродота (5-й в. до н.э.) земля у сколотов ("скифов") называлась "апи". Слово "земледельцы" по шумерски может звучать как "энгарии", где приставка "эн" может происходить от шумерского названия неба "ан". В таком случае получается "энг-арии" - "небесные земледельцы" или "земледельцы с неба", что согласуется с традицией легенды небесного происхождения земледельцев от Солнца. Так, по собственной легенде происхождения сколотов, священные золотые плуг, топор, ярмо и чаша падают им с неба. И былинный Микула Селянинович зачем то бросает свою чудесную сошку за "ракитовый кусток", что указывает на существование более древнего, забытого варианта былины, в котором волшебная сошка забрасывается - возвращается на свое священное место - на небо.

Для нашей задачи самым существенным является то, что:В ШУМЕРЕ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЛУГА СООТВЕТСТВУЕТ СЛОВО "УРУ"!Также отметим, что "УРУ", по мнению специалистов, еще соответствует значение "ПАХАТЬ".Откуда может быть такое название плуга и процесса вспашки земли?

Звуковая основа языка была первична в словообразовании, которым человек распредмечивал материальный мир. Заметим и то, что некоторые близкородственные слова (например, родительские - "мама", "папа" и т.п.) или слова наиболее общего и высокого почитания - культа (например, солнца, воды, земли и т.п.) либо вовсе не подвержены изменению, либо изменяются незначительно. Известно, например, что женские роды не происходят без ОРА - без крика роженицы. (Какую "Маму" зовет роженица, когда бесконтрольно кричит "Мама!"?) Так из этого ОРа произошло родовое РО: "ро-жать", "ро-давити" - "ро-дити". Это родовое "ро" - "ра" (иногда и просто "р") стало обозначением происхождения от чего либо. Например, "роса" или "рос" могут означать "род солнца", где "с" - распространенное обозначение присутствия солнца - "солярный звук". На основе того, что первые пахари производили себя от солнца, родовое "ра" могло стать одним из названий самого солнца в значении "пра-ро-дитель".

Как в древнерусском языке назывался ПЛУГ ?Он назывался "ОРАЛО" - ОРА-ЛО! ("Перекуем мечи на орало!"). Слово "ПАХАТЬ" по древнерусски было "ОРАТЬ", а "ПАХАРЬ" назывался "ОРАТАЙ". Объясняется это тем, что пахота земли была неразрывно связана с покрикиванием - "ораньем", которым пахарь управлял быком , заставляя его идти вперед и тащить за собой удерживаемый усилием пахаря на нужной глубине земли плуг. Пахарь постоянно и громко кричал на быка - т.е. ОРАЛ.В былине о богатыре Вольге и Микуле Селяниновиче, олицетворявшим ПАХАРЯ Русской земли, Вольга, вступив на русскую землю, далеко СЛЫШИТ покрикивание (ор), но долго никого не видит+ Таким ором пахарей отличалась Русская земля. Этот шум - оранье был особенностью, визитной карточкой Русской земли. То же самое было и в Шумере: пахари также производили этот громкий ОР - УР, т.е. кричали на быка "ора!" или "уру!" или другой уг-ро-жающий, заставляющий животное идти вперед, звук. У русских ор - "ур" в явном виде и сейчас присутствует в радостном и грозном "ура!", выражающем восторг преодоленья. Так или иначе, но все пахари были вынуждены орать, занимались "ораньем" и пахать значит орать.

4. ПАХАРЬ ОТ СОЛНЦА

Если у шумеров "УРУ" - "пахать", то как будет у шумеров слово "пахарь", "светлый пахарь" или "пахарь рода солнца"?

Названия главных городов шумеров "Ур", "Урук", "Шуруппак" и других, где есть корень "ур" или уру, говорят о высокой степени возвышения главного дела шумеров - пахоты земли. Об этом говорит и отрывок из посвященной пахарю и плугу оды. Этот корень "УРУ" мог, также, стать их национальным ЗВУКОВЫМ выражением, признаком, национальным "лицом". Очевидно, что шумерское слово "пахарь" должно быть построено на основе корня "уру" и в нем также должен присутствовать солярный звук - знак солнца. Учтем и то, что одни и те же явления Природы могут иметь разные названия на основе разных свойств этих явлений. Так кроме свойств света, тепла и прародительства солнце может быть названо и по признаку формы. По такому признаку - "КОЛО" - мы обнаруживаем название солнца у сколотов - "скифов" (ср. "коле-со", "коло-бок" и др.) в имени их первого, по их собственной легенде происхождения, царя "КОЛО - КСАЯ", Геродот. (Сегодня почти все скифологи раскрывают это имя как "Солнце - царь"). Таким образом, если мы соединим сказанное о древних пахарях и о солнце с шумерским "уру", то шумерским выражением слова "пахарь" на основе "уру" может быть только "уру-с" - солнечный, светлый пахарь,"урус - с - коло" - "урусск" - "светлый пахарь от солнца Коло".

Такой сюжет объясняет происхождение в латинском языке (имеет влияние языка этруссков - одних из культурных наследников древних шумеров, которые после разрушения Трои переселились на Аппенинский полуостров) слова "урус" в значении "светлый тур", т.к. мифологическое соединение значения "пахарь" с туром - диким предком быка наиболее вероятно. В прошлом такой подход был распространен. Так, например, Стефан Византийский объяснял название "Таврика" тем, что "там Осирид, запрягши быков, вспахал землю, и от этой то пары быков получил имя народ". И во 2-м тыс. н. э. автор "Слова о полку Игоревом" легко написал: "буй тур Всеволод".

А что значит русское выражение "бычья твоя голова!", которое иногда применяют к "у-прямым"? Оно значит, что при вспашке бык двигается прямо+ В этрусском языке, согласно Паллоттино (исследователь этрусского языка), "усил" - солнце и божество солнца. Сравнивая "у-прямый" и "у-сил", можно сделать вывод, что солнце в этрусском языке также называлось, или, по крайней мере, имело корень "сил". В латинском языке находим: "рус" - деревня, село, поместье; поле, пашня; "рустикус" - крестьянин, земледелец; "рурикола" (рури - кола) - обрабатывающий землю, земледелец. Очевидно, что все эти значения - остаток вырожденного первоначального "урус" - "рус", "урусск" - "русск" в значении "светлый пахарь", "пахарь (уру) от солнца Коло". Таким же превращением из соединения пахаря с солнцем - "рус - сил" стали в латинском языке слова: "руссус" - красный; "руссеус" - красноватый, рыжий или гнедой; "руфус" - ярко-красный, рыжий, рыжеволосый. Таким образом, корень "рус" присутствует и в значениях "деревня", "земледелец" и в значениях "ярко-красный", "рыжеволосый". Такое слияние могло произойти только на основе соединения Пахаря и Солнца, т.е. из понятий "солнечный пахарь" или "пахарь от солнца", которые кратко выражает слово "УРУССК". Также прочитывается происшедшее из древнерусского "древнегреческое" слово "аро-те-рос" - пахарь, как "пахарь рода солнца".

Становится понятным, почему в древнерусской литературе, как отмечают исследователи, сами слова "Русская земля" имеют священный, культовый характер. Ведь это не просто земля проживания, а в прямом смысле еще и ПАХОТНАЯ земля ПАХАРЕЙ, т.е. особая, РУССКАЯ земля"! И "Святая Русь" потому, что она светлая по происхождению от Солнца ПЕРВЫХ пахарей! Поэтому слово "русый" в русском языке применимо только к обозначению цвета волос человека в значении "светловолосый", т.к. оно происходит от ИМЕНИ древнейших, происходящих от Солнца ПАХАРЕЙ, отличавшихся светлым цветом волос! "Все скифское племя рыжее" - писал Гиппократ (5-й в. до н.э.). Схолиаст Сафо (6-й в. до н. э.) называл "скифским" фапс - дерево, с помощью которого красили шерсть и волосы в желтый цвет. А какого цвета была лошадка у МиКолы? Лошадка была СОЛОВАЯ!

5. В ПОИСКАХ ЗЕМЛИ И ВОЛИ

Высокая рождаемость вынуждала земледельцев первыми сниматься с мест в поисках новых пахотных земель. Древние земледельцы всюду были первооткрывателями, в отличии от кочевников, которые всегда приходили после земледельцев на освоенные земли.

В поисках "земли и воли" урусски уходили на север Передней Азии (Урарту), в Среднюю Азию, на запад в Малую Азию, через Кавказ в Прикубанье, к Азовскому морю, на Волгу и Дон, через Балканы и Черное море в Придунавье, в Тавриду, Приднепровье, на Дон. На Дунае, близ местечка Тэртэрия, во время раскопок найдены глиняные таблички, покрытые знаками, напоминающими образцы шумерской письменности. Находка отнесена к началу 4-го тыс. до н.э. По данным антрополога В. Алексеева "древние египтяне изображали на цветных бумагах жителей Северного Средиземноморья с голубыми глазами". Он же отмечает что в Северной Осетии "высоко в горах есть примесь русоволосых людей со светлыми глазами". Интересные "следы" имеются и в языке. В хеттском языке: "лип" - липкий, мазать; "аттас" - тата, тятя; "ватар" - вода; "тайа" - таить, утаивать, украсть; "непис" - небо; "далугасти" - долгота. В "вымершем" тохарском языке (восточно-иранская группа): "реки" - речь, слово; "пик" - писать, рисовать; "малк" - мелко; "крантсу" - краса; "мокатс" - мощный. О связи русских с Черным морем академик Н.Я.Марр писал: "+у русских не живет предание о том же, им не менее родном море, как русском море, русском, буквально этнически - русском и этнически - скифском, греками обращавшемся то в Аксенское, то в Евксинское море+ Однако русский народ, не помнящий своего русского родства, прародительских изначальных истоков, еще тогда весьма сложно сплетенных, не представляет исключение".

В новых землях создавались новые урусские национально - культурные образования. Таким образованием в Малой Азии стало многонациональное Хеттское государство, достигшее наибольшего военного могущества в середине 2-го тыс. до н.э.. Оно могло стать государством лишь после накопления численного преобладания народа одной культуры. Таким объединяющим народом стали расселявшиеся и быстро размножающиеся урусски. Считается, что это государство развалилось по внутренним причинам. Видимо, "последней точкой" его существования стало разрушение Трои. Согласно греческой мифологии Трою основал Ил - сын Троса (Тур-роса?), который, в свою очередь был внуком сына Зевса Дардана (Дар - Ана, т.е. "дар неба"?) и правнуком царя Тевкра, в имени которого просматривается "тевр" - тавр. Место для города было выбрано с помощью коровы. (С помощью коровы был, также, найден "скифами" 4-го в. н. э. потерянный в "древнее время" их священный меч, - см. рассказ Приска Панийского о поедке в ставку Аттилы). Из балканских царей Трою в войне поддержал только фракийский царь Рес. (По данным древних греков и римлян фракийцы - светловолосы и светлоглазы).

Таким же новым урусским государственным образованием стало Уруатри - Урарту - Урашту (с 13-го в. до н.э.) с характерными для пахарей элементами культуры: культ солнца, топоры, бронзовые пояса, грифоны, орнаментальность и геометризм художественного стиля. Имя общей для Месопотамии и Урарту Богини плодородия пашни и урожая - "Ураш" (иногда представляется женой Бога неба -Ана). Бог грома, бури, войны - "Тейшеба" - "Тейшебу" (ср. в русском: "зашибить", "шибко" или "шибануть"). О многом говорят, также, имена царей царской династии - "Руса" (Руса I, Руса II и т.д.), правившей 150 лет, начиная с начала 8-го века до н.э.., что указывает на высокое положение в культурных ценностях того время слова "Рус". Длительное время изучавший язык и культуру Урарту, автор яфетической теории языка Н.Я Марр пишет: "Их звали урарту, многие зовут и поныне так, только потому, что так звали их ассиро - вавилонские источники, продолжавшие твердить название того времени, когда страну действительно населяли Урарту (у - раш- ту), т.е. народ с расенским или этруским племенным образованием в основе". В другом месте он же: "Но едва ли случайно, что в русском языке пережиточно наличны яфетические названия злаков и термины земледелия". Например, даже "пашня", "пахать", а с ними и "пахнуть", происходящие одинаково от понятия "дыхания-бык-пахание" общи у русского с халдским клинописным языком (халд. "пакини" - "бык")".

Кроме этих двух древних областей расселения пахарей - урусов можно назвать и так называемую "майкопскую культуру", представленную многочисленными курганами, иногда укрепленными поселениями. По богатству выделяется Майкопский курган (середина 3-го тыс. до н.э.), ставший местом погребения знатного вождя. Вождь был похоронен под дорогим балдахином, который поддерживали четыре серебряных шеста, заканчивающиеся литыми из золота и серебра фигурами быков. На полотне балдахина - золотые бляшки в виде штампованных колец, фигурок львов и быков. Рядом стояли два золотых и 14 серебряных сосуда.

6. ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

В Междуречье кочевники - скотоводы стали проникать в середине 3-го тыс до н.э.. Они накапливались в районе Аккада. Кочевники имели иное мироощущение, что выразилось высшим положением в иерархии Богов мужского начала (Энлиль, Мардук).

К началу 2-го тысячелетия уже не приходится говорить о "шумерской цивилизации". К этому времени в Шумере складывается так называемая шумеро-аккадская цивилизация, ставшая культурной прародительницей "Ветхого Завета". Завет вместил в себя как некоторые шумерские источники, так и мироощущение семитов - пастухов.

Фактом, доказывающим прошлую нешуточную борьбу этих двух мироощущений - земледельцев и кочевников - является рассказанная в Ветхом Завете история о Каине - земледельце и Авеле - пастухе. В ней племенной бог семитов - кочевников "ни с того, ни с сего", т.е. без всякого повода, отказался принять дары земледельца Каина (земляные плоды) и принял дары пастуха Авеля (барашка). Аргументации нет потому что для последних авторов Ветхого Завета она очевидна: ведь Каин был земледельцем, а Авель пастухом! Полностью отсутствует в Ветхом Завете и упоминание о Богине - Матери или другие сообщения о каком либо женском божестве, о божественной природе Женского Начала. Ту же идеологическую вражду отражает данная в Завете крайне низкая оценка значения женщины в духовной жизни народа, но зато широко описана е¸ разрушающая роль. Именно в отношении оценки роли Женского Начала в жизни людей обнаруживается противоположность в мироощущении древних шумеров и семитов. У первых мы видим Женское начало в качестве высшей животворящей силы, главного Образа мира, у вторых - в качестве сброшенного с неба и растоптанного на земле чужого образка.

По мере относительного усиления в Шумере культурной составляющей временщиков - кочевников при возрастающем оттоке пахарей - уруссков земля Древнего Шумера приходит в запустение. Засоряются оросительные каналы, гибнут плодородные почвы, физически и культурно разрушаются города. Исчезает и жизнеутверждающая шумерская литература.

Такой конец шумерской цивилизации уже знал автор "Эпоса о Гильгамеше" (конец 3-го тыс. до н. э ):

"Скажи мне, друг мой, скажи мне,закон земли, который ты знаешь.Не скажу я, друг мой, не скажу я.Если бы закон земли сказал я,сел бы ты и заплакал".

ТАК ИСЧЕЗЛА ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ШУМЕРОВ.

P.S. У сторонников скандинавского происхождения "Руси" нет этимологии.

1984г.

maxpark.com

О происхождении слова Россия | Заметки

Прежде всего, оговоримся, что один лишь голый этимологический анализ слова Русь будет недостаточен сам по себе для надежных выводов, как, впрочем, и этимологический анализ почти любого слова, взятого в отдельности от анализа дополнительных свидетельств (археологических, исторических, а так же этимологий некоторых слов, совсем не однокоренных искомому).

Начнем с того, что в глубокой древности, когда еще не было современных средств коммуникаций, единственными дорогами для преодоления больших пространств были реки. Особенно это относится к умеренной лесной зоне, где удаление от реки пешком на расстояние 5−10 километров грозило верной гибелью. Даже до приручения лошади и строительства судов, движение пешком вдоль берега реки было самым надежным «компасом», чтобы не заблудится в густом лесу.

Приручение лошади, которая изначально была эндемичным (уникальным) видом прикаспийских степей, стало возможным вследствие изобретения железных подков, стремян, уздечки и прочей сбруи, что впервые позволило лошади выйти за пределы степи (без железных подков и уздечки это невозможно). Произошло это 5−7 тыс. лет назад согласно данным современной археологии и генетики. Анализ ДНК показал, что все современные лошади — потомки одного жеребца и нескольких кобыл. И жил этот жеребец в прикаспийских степях. Для подковывания лошадей степные кочевники получали подковы из первого в мире центра добычи и плавки кричного железа на Южном Урале. Таким образом, союз лесных и степных жителей Евразии дал первые хорошие результаты.

Одновременно был изобретен железный топор, позволявший строить большие корабли из длинных оструганных досок, получаемых из больших деревьев, растущих в лесной зоне. Там же с помощью топора стали строить деревянные бревенчатые жилища (избы), не позволявшие замерзнуть зимой ни людям, ни домашним животным.

Так, после начала плавки железа, реки превратились в надежные дороги для передвижения на многие тысячи километров. Летом плыли на кораблях, зимой ехали на санях, запряженных подкованными лошадьми по льду, покрытому снегом. И сбиться с дороги было невозможно. (В степной зоне кораблей не строили по причине отсутствия леса, зато компенсировали это тем, что на подкованных лошадях могли передвигаться со своими стадами на огромные расстояния).

Благодаря возникшей возможности использовать реки для быстрой коммуникации, на территории Евразии возник огромный племенной союз, который был поначалу консолидирован лишь общими экономическими интересами и диалектическим религиозным мировоззрением. А государство в современном смысле слова возникло из этого союза значительно позднее.

Племена этого союза изначально представляли собой смесь языков и диалектов, число которых в отсутствии книгопечатания намного превышало 150−180 языков и наречий современной России.

Таким образом, следует признать, что изобретение плавки кричного железа сделало реки Евразии одним из основных факторов объединения многоязыких племен. Хотя, конечно, следует признать, что многочисленные славянские, тюркские, угорские и другие диалекты, из которых со временем возникли многие современные языки Европы и Азии, стали формироваться много позже. При этом надо сказать, что многотысячелетнее соседство племен произвело глубокое взаимопроникновение этих языковых направлений и привело к возникновению многих общих традиций, которые прочно вошли в сознание людей, несмотря на то, что одни люди жили в горах, другие — в лесах, иные — в степях и в долинах гор. Такому взаимовлиянию в значительной мере способствовало изобретение первых в мире надежных средств быстрой коммуникации на большие расстояния.

Освоение таких средств стало важнейшим фактором интеграции на евразийском пространстве уже в древнейшие времена, что не могло не отразиться на названиях этой страны на разных языках и наречиях. Синонимы «страны рек» на разных языках звучали по-разному, хотя полностью совпадали по смыслу.

Например, в русском и древнерусском языках мы имеем большую группу разнокоренных слов, имеющих общее значение.

Так слово РУСло означало направление течения реки. Слово паРУС означало важнейшую снасть корабля, плывущего по реке. Слово РУСалка означало «речная-водная» («алка» — вода на старом русском).

Любая река или большой водоем имеет множество рукавов (притоков), что не могло не отразиться на их названиях. Подобно телу человека, имеющему такие важные «отростки» как ноги и руки, любая река, либо водоем, тоже имеет «отростки» в виде притоков. По аналогии, эти водные притоки так и назывались. Например, название реки Десна происходит от слова «десница» (рука). Название реки Лаба (приток Кубани) происходит от древнего слова «лапа», означавшего «разветвления» руки (пальцы). А река Лаба («Эльба»), протекающая в Чехии, Германии и Польше означает то же самое. В тех же упомянутых странах протекает известная река Одра или Одер, что узнается как «одро», т. е. ложе (русло реки). Река Припять — приток Днепра имеет корень «пят (д)ь, что опять же означает «лапу».

Река Вятка — это, очевидно, «ветка», т. е. «приток». Река Прут (приток Дуная) — это очевидно тоже «ветка», как и прут на разветвлениях дерева. Вероятно, слова «запруда» и «пруд» происходят от того же корня. Название реки Висла в Польше — это однокоренное слово с польскими словами wioslo, wioslowarz (весло), а также с литовским и польским словом wioslarz (гребец). А по-эстонски слово laba (лапа) — одно из наименований слова «весло». Кроме того, по-фински и по-эстонски vesi означает «вода», по которой можно было «везти» людей и грузы. А слово «перевозить» по-эстонски будет vedada (вероятно, «вода, ведающая пути»).

Правый приток Днепра до сих пор называется Рось. Левый приток Днестра называется Русова. В Подмосковье течет река Руза. А рек, имеющих названия, однокоренные с рекой Дон (Дно реки — это и есть русло) — много десятков по всей восточной и западной Европе. Наиболее часто названия городов и селений, включающие в себя корень «рус» или «роус» встречаются на севере Восточной Европы от Финляндии и Восточной Пруссии до Новгородской области. А в Восточной Пруссии, согласно атласу Маркса начала ХХ века течет река «Русс» (северный рукав Немана), в устье которой, согласно этому атласу, располагается портовый город Русс. Теперь эта река называется Русне (по-литовски). Интересно, что на немецких картах XVII века эта же река называется Russ, что совпадает с русскоязычным названием в атласе Маркса начала XX века. (В 1946 г. этот рукав Немана был присоединен к Литве).

Слова РОСа и бРЫЗги — означают мелкие капли воды. Корень у этих слов — один, особенно если учесть, что гласная буква при сопоставлениях слов имеет второстепенное значение, а в древности самые разные гласные буквы часто просто заменяли буквой «ъ». Слово оРОШение означает увлажнение. Аналогичных примеров — много. Все они говорят о том, что корень РУС (РУЗ, РОС, РОШ) — имеет непосредственное отношение к воде. Роса, в понимании древних людей, отражала союз «воды небесной» и земной. А брызги воды использовались для благословения человека в рамках древнейшего ритуала (например, в Древнем Египте). Однако еще раз напомним, что без дополнительной информации, простое сравнение созвучий из нескольких согласных может привести к ошибкам. Именно поэтому мы проводили всесторонний анализ многих других корней, дабы иметь сразу много линий независимых свидетельств.

Возвращаясь к аналогиям с человеческим телом, заметим, что устье реки означает «уста» (рот человека). Подобно тому, как из уст человека изливается речь, так и из устья реки изливается речка. Так по всей территории Евразии названия сотен населенных пунктов в устьях рек начинались словом «Усть». Начиная от г. Усть-Луга, расположенного при впадении реки Луга в Балтийское море и кончая г. Усть-Белая — в устье реки Белая на Чукотке. И хотя после 1917 года многие населенные пункты были переименованы, до сих пор на картах остались десятки населенных пунктов около устий рек, с названиями начинающимися со слова «Усть». Даже в английском языке устье реки (estuary) — явно однокоренное с русским словом «устье», а также с глаголом «есть», т. е. питаться с помощью уст. Так и приток реки питает ее с помощью своего устья. Аналогичные примеры мы находим и в других западноевропейских языках.

Оседлав боевого коня и научившись строительству кораблей, жители Евразии стали осваивать новые территории в Европе, Азии и других регионах. Так, последние исследования генетиков и археологов показали, что древнейшие «цивилизации великих рек» — Нила, Тигра, Эфрата, Хуанхэ и др. были организованы выходцами из «Страны рек». В Европе выходцы из этой страны назывались «Венеты» («Венеды»), что означает «водные» (это простая перестановка согласных в слове «венеды»). Так, по-литовски слова vanduo, vandens — означают «вода». Кроме того, по-фински и по-эстонски лодка называется vene. А название страны Россия по-эстонски будет Venemaa, а по-фински — Venaja.

Заметим, что литовский язык принято считать наиболее близким к праславянскому языку, возникшему первично, как полагают лингвисты, в зоне Поволжье-Южный Урал, а затем расселившемуся во все концы Европы и частично Азии в виде «индоевропейских языков».

Словом die Wenden называли раньше в Германии славяноязычное население этой страны. Другие наименования германских славян — сорбы или лужичане. Слова «лужичане» — однокоренное со словом «лужица», имевшем в древности гораздо более широкое «водное» значение, чем современная дождевая вода. Взять, например, сохранившиеся названия известных рек под названием Лужа и озеро Лужи на территории современной России (некоторые, но не все, реки под этим названием были переименованы после 1917 г. -осталось всего несколько).

Столицей немецких лужичан был город Лужица (Lusitzi по-немецки). А район расселения лужичан в Германии подразделялся на верхнюю (Ober) и нижнюю (Nieder) Lausitz (Лужица).

Кельтские племена (выходцы из Евразии) — часто тоже назывались венетами. Говоря о венетах, заметим, что северо-восточная область современной Италии называлась Венетия. Столицей этой области всегда был очень «водный» город Венеция. Многие историки пишут, что венеты — это предшественники кельтов, либо «ранние кельты». Добавим, что именно венеты (кельты) привнесли в Западную Европу подкованную лошадь, плавку кричного железа и другие технологии. Интересно, что «жеребец» по-английски будет colt, (почему-то похоже на слово «кельт»). Кроме того, известно, что кельты пришли «с холода» (по-английски cold, а по-немецки и по-исландски kalt, по-норвежски kald, по-шведски kallt, по-польски chlod). (В Западной Европе стало теплее, чем в Евразии относительно недавно).

Средняя и северная часть Западной Европы заселялись на пустом месте — там вообще не было людей после отступления последнего ледника. Заметим, что последнее оледенение (ледниковый период) никогда не доходило с запада до Волги, а тем более на территории восточнее линии Кавказ-Волга. Это еще один фактор давший «фору» населению Евразии для совершения первых шагов цивилизации.

Ритуальные захоронения вождей племен в Скандинавии, на Руси и у кельтов часто осуществлялись помещением тела усопшего в лодку. В некоторых случаях лодку сжигали вместе с телом. Аналогичные ритуалы «лодочного» захоронения существовали и у ранних египетских фараонов.

Мистическое отношение к воде было и у старообрядцев и у мусульман. Мы и теперь наблюдаем у них ритуальное омовение рук и лица перед молитвой, хотя бы символическое. Многие другие ритуальные действия старообрядцев и мусульман говорят о большей религиозной общности населения Руси до патриарха Никона, чем это обычно принято считать. Общность эта восходит к древнейшим временам, когда религиозно-мистическое отношение к природе и человеку имело форму диалектического единобожия (подробнее об этом — в отдельной статье).

Византийцы называли северян дромитами, либо рус-дромитами (от греческого слова «дромос» — быстрый, подвижный, а также и греческого слова «дромон», что означало судно, корабль). Роль дромитов в завоеваниях Константинополя хорошо известна. Кроме того, известно, что, тюркоязычные племена впервые проникли на территорию Малой Азии (Анатолии) с территории Евразии. Сделать это они могли только на подкованных лошадях, либо на кораблях.

Словом «ушкуй» по-фински, по-эстонски, по-литовски, а также и на других языках называли парусное гребное судно. А ушкуйниками на Руси называли мобильные судоходные войска, распространенные от Новгорода до Волги, Камы, Вятки и сибирских рек (р. Обь и др. реки). Ушкуйники представляли собой относительно независимое войско, слабо подчинявшееся отдельным княжествам. Это было что-то вроде казачьей вольницы, но только на воде. Известно, что слово «ушкуйники» после XV века было практически полностью вычищено из всех рукописей и летописей на Руси. Дело в том, что эти «русские викинги» очень мешали создавать немецкую версию скандинавского происхождения Руси. А ведь дело было как раз наоборот — викинги Скандинавии возникли после проникновения туда ушкуйников из Древней Руси. (Викинги — это лишь одна из ветвей экспансии Волжско-Уральской цивилизации во все стороны света). Однако сами ушкуйники, в отличие от викингов, пиратами не являлись, потому, что для создания боеспособных кораблей и оружия требовалась помощь местного оседлого населения. Все дело в том, что содержание регулярной армии в Древней Руси и других странах — явление очень позднее. Вместо этого были казаки, ушкуйники, ордынцы, которые жили за счет самоокупаемости военных походов на рубежах Евразии. При этом они платили известную подать княжествам и, одновременно взимали налог со стороны княжеств, выражавшийся в предоставлении производственных мощностей, находившихся в руках у оседлого населения, изготовлявшего железные подковы и прочую сбрую и строившего корабли. Кроме того, на реке Вятка и на других реках ушкуйники организовали республиканскую форму правления — вече — с выборным правом для простого населения. Однако это входило в противоречие с диктаторскими полномочиями княжеств и нарождающимся самодержавием.

Не будем множить бесчисленные примеры из различных языков.

Таким образом, вышесказанное означает, что слово Русь в переводе на современный язык следует понимать как «Страна рек». В этой стране жили многочисленные племена, обитавшие не только вдоль рек, но и в степях, горах, долинах и т. д. Что же объединяло все эти племена в древнейшую цивилизацию? Неужели только реки? Но ведь реки есть и во всех других странах мира. А может быть языки? Тоже нет. Ведь в ту далекую эпоху начала цивилизации современные языковые группы еще не успели сформироваться.

Поддерживали и объединяли разноязыкие древние племена следующие факторы.

1. Изначальная географическая (континентальная) изоляция Евразии. На севере — океан. На юге — Черное и Каспийское моря, Кавказский хребет и Тянь-Шань. На западе — пустая голодная и холодная тундра, оставшаяся после ледника. На востоке — океан. Географическая изоляция, как известно из генетики, — первичный фактор для возникновения популяций с уникальными свойствами.

2. Континентальный климат, когда летом жарко, а зимой — очень холодно и идет снег. Именно в таком климате сформировался определенный альтруистический тип характера — бескорыстная взаимопомощь и взаимовыручка по отношению к соседям, живущим в этой же климатической зоне. Но одного только альтруизма было еще недостаточно. Для выживания в так называемой «умеренной зоне» необходимо было изобретать и создавать принципиально новый тип взаимодействия природы и человека, в условиях, когда бананы и кокосы не падают на голову круглый год, а ходить можно было бы без одежды — тоже круглый год.

3. Главным природным преимуществом умеренной зоны было разнообразие ландшафтов. В этой зоне соседствовали высокие и густые леса, степи и древнейшие известные на земле Уральские горы, обнажившие, вследствие своей древности многие металлические руды и другие минералы, лежавшие прямо на поверхности (до сих пор на Урале во многих местах железная и медная руда встречается среди густого леса прямо под ногами). А плавка железа без огромного количества древесного угля еще 300 лет назад для человечества была недостижима.

В степной зоне прикаспийских степей водился эндемичный (уникальный) вид животного — лошадь. А в самом Каспийском море и низовьях Волги в изобилии водился каспийский осетр, необходимый для создания дальнобойного сверхоружия своего времени, недоступного в других регионах земного шара. Поначалу композитные луки (длиной всего 40−60 см.) использовались для эффективной охоты, а позднее — для освоения новых территорий всадниками верхом на подкованных лошадях.

Лен, растущий только в умеренной зоне, использовался для создания первых в мире тканей, которые можно было сделать только на ткацком станке, сработанном с помощью железного инструмента. Заметим, что все древнеегипетские мумии одеты в льняную одежду, привезенную с севера, притом еще и с весьма характерной вышивкой цветными нитками.

Рожь и другие зерновые начали впервые возделывать в умеренной зоне (подсечно-зольное земледелие), поскольку обилие дождей жарким летом давало возможность не применять дополнительного орошения. Однако при организации земледелия в Древнем Египте и Месопотамии северянам пришлось рыть систему оросительных каналов, вследствие абсолютно аридного (сухого) климата в этих регионах.

Корова, курица и баран (как и лошадь) были впервые одомашнены в умеренной зоне. В южных регионах были доступны только козы, ослы и южный подвид горбатой в холке коровы, до сих пор встречающийся в Индии. Однако эта корова не обладает морозоустойчивостью и не дает достаточного количества молока. И мяса от нее много не получить, вследствие ее мелких размеров. Курицу впервые завезли в Древний Египет в конце так называемой «XVIII династии».

Таким образом, развитие земледелия и животноводства было одним из главных условий выживания в умеренной зоне.

4. Наконец, решающим фактором для использования многообразия ландшафтов умеренной зоны было то, что именно здесь человечество впервые вышло из родоплеменных отношений и создало первый в истории многоязыкий этнос (термин историка Л.Н.Гумилева). В настоящее время родоплеменные отношения доминируют в Африке, а также на Ближнем и Среднем Востоке, где племена беспрерывно ведут истребление друг друга.

Сравнительно недавно (не более 300 лет) родоплеменные обычаи были вновь занесены на территорию Евразии с юга. Пока эти «клановые» отношения охватили лишь Северный Кавказ, но грозят распространиться и на более обширные территории Евразии, что может привести к полному краху первого в мире многоязыкого этноса.

Таким образом, расшифровка слова «Россия» (Русь) как «Страна рек» является достаточно аргументированной. Однако для зарождения первичного очага цивилизации наличие рек не было единственным решающим фактором, вследствие указанных выше, перечисленных по пунктам причин.

shkolazhizni.ru

история слова | Откуда Слово?

Драники. Горячие, сочные оладьи из картофеля. Национальное белорусское блюдо. Однако популярно оно и в Других кухнях, русской, украинской, восточноевропейской, еврейской. Драники готовятся с добавлением разных ингридиентов, грибов, моркови, фарша. Подаются горячими со сметаной или смальцем.

Откуда же само слово «драники»? Дело в том, что изначально все овощи, корнеплоды, не тёрли, а драли. Эта участь постигла и появившийся гораздо позже картофель.

Глагол«драть» имеет праславянский корень, от которого также появились старо-славянские дерѫ, дьрати, украинское деру, болгарское дера («сдираю шкуру»), сербохорватские де̏рем, дриjѐти, словенские dérem, drė́ti, чешские dru, dříti («сдирать, облупливать»), deru, dráti («драть, грабить»). К этому же корню восходят польские drę, drzeć, верхнелужские dru, drjeć, нижнелужские dreju, dreś. Родственно также литовское dìrti («сдирать»), латышские dìrât, dîrât («сдирать, обдирать»), nuõdaras (мн. «отходы лыка»).

Праславянский корень восходит к общему индоевропейскому корню, так как слова со схожим значением, схожей семантикой мы встречаем и в языках за пределами славянской семьи. Например, древнеиндийское dr̥ṇā́ti («лопается, трескается, раскалывается»), авестийское dar- («колоть»), греческое δέρω («сдирать»), готское distairan («разрывать»), древневерхненемецкое zëran («разрушать»), албанское djerr («уничтожаю, теряю»).

Само блюдо имеет как несколько родственных вариантов названия (деруны, дёрики) так и более поздние производные от слова «тереть» (теруны, терунцы, терунки). Встречается также вариант «какорки». Это варианты, встречающиеся в русском языке.

На Украине присутствуют  следующие названия блюда: деруны, тертюхи, терчиники, кремзлики (у ашкеназских евреев Удмуртии и Татарстана зафиксирован вариант произношения «крезлики»).Draniki

Израиль и еврейские диаспоры называют их латкес.

Наверное, наиболее нестандартным, описывающим не процесс приготовления, а конечный внешний вид блюда является шведское название – raggmunk, что в переводе значит «щетинистый монах».

otkudaslovo.ru

О происхождении слова "Воронеж". О древней топонимике России и о древнем градостроительстве: pavel_popov2016

В конце 2016 года в воронежском издательстве "КВАРТА" вышла из печати новая книга объемом 608 страниц:Павел ПОПОВ"ВОРОНЕЖ: ДРЕВНЕЕ СЛОВО И ДРЕВНИЕ ГОРОДА, а также древние леса и древние реки России".

Книга поступила в главные библиотеки России и Воронежа. Приглашаем к чтению!

АННОТАЦИЯ

Исследование посвящено увлекательным вопросам исторической топонимики и исторической географии в их связи с историей русского градостроительства.

Известный воронежский краевед, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, доцент института архитектуры и градостроительства ВГАСУ (ВГТУ) Павел Александрович Попов публикует гипотезу наиболее вероятного происхождения слова «Воронеж», ревизуя другие версии. Воронеж – от славянских слов «воронь», «воронить» («чернота», «чернить») – природно-географическое явление. Черными массивами дубрав была затемнена обширная местность от слияния рек Воронеж и Дон (около нынешнего г. Воронежа) до летописных Воронежских лесов на территории Тамбовской и Липецкой областей. Впервые в научной литературе очерчены исторические границы этой территории в бассейне реки Воронеж, в междуречье Воронеж - Дон и на сопредельных землях. Вторая часть слова - это характерный славянский суффикс "-еж", который означает проявление интенсивного действия и (или) принадлежность одного объекта к другому.

Заметно "зачерненный" ландшафт назвали Воронежем славяне, которые плотно осваивали его, как утверждает археология, в VIII и IX веках.

Для изучения слова "Воронеж" впервые в полном объеме применен комплексный топонимический анализ. На его основе предложены методы расшифровки других забытых древнеславянских топонимов природного толка в нескольких регионах Центральной России и Украины (реки Ворона, Воронка и многие другие на "Ворон-"; "тезки" города Воронежа - город Воронач и поселок Воронеж; реки Трубеж, Усмань (Эсмань) и озеро Сенеж; Казарские городища, Казарское озеро и реки Казинки - топонимы, однокоренные со словом "Казань" и др.).

В частности, вслед за словом "Воронеж" автор подробно останавливается на расшифровке гидронима "Усмань" ("Османь", Эсмань") - так называются несколько рек в Воронежской, Липецкой, Курской областях России и в Сумской области Украины. Показано, что гидроним имеет славянское, а не иранское происхождение. По мнению автора, и многие другие гидронимы напрасно казались иноязычными, а не славянско-русскими, так как ранее их пытались объяснить лишь гадательно, по одной внешней форме, нарушая основополагающий методологический подход исторической топонимики - системный (комплексный) анализ с привлечением данных нескольких смежных наук: истории, археологии, исторической географии, исторической лингвистики. Обязательно, а не в последнюю очередь, надо учитывать данные общей биологии, ботаники, гидрологии, почвоведения, ведь древний человек, впервые осваивая природу, давал имена рекам и урочищам прежде всего по их природно-географическим признакам. Таким образом, книга содержит элементы революционного подхода к вопросам древней топонимии.

Книга показывает, что при расшифровке названий рек Девица, Ведуга, Хворостань, Хава и прочих, и прочих, многие лингвисты-"гадатели" и историки-"гадатели", не вникая в природные признаки местности, также совершенно напрасно игнорируют их вероятное или возможное славянско-русское происхождение. При этом славяне, разумеется, могли использовать общие праславянские индоевропейские корни слов или заимствовать в свой древний язык слова тех народов, с которыми они вступали в тесный контакт. Книга настойчиво призывает региональных исследователей к проведению комплексных изысканий - как и в случае слова "Воронеж"...

Книга отвечает на вопросы «Был ли летописный город Воронеж?» и «Был ли древний город на месте современного города Воронежа?». Воронеж VIII–XIII веков – не один город и не одна река, а природно-историческая область со многими городами (было две волны славянско-русской колонизации), рекой Воронеж, ее притоками и знаменитыми воронежскими лесами. Утверждение о том, что название могло перейти с города на реку, - миф, небывальщина. Впоследствии, в 1585 - 1586 годах, во время третьей волны русской колонизации этих земель, основали нынешний город Воронеж, названный по реке Воронеж. Она прочно хранила древнее название местности.

Впервые рассмотрен Воронеж как один из древнейших и самых крупных славянских градостроительных комплексов VIII-X столетий на краю зарождавшейся Руси, как непрерывно тянувшееся, а главное, упорядоченное цельное гнездо городов и поселков. Градостроительное гнездо охватывало и территорию современного города. Описана структура этого гнезда, показана планировка древнейших городов-крепостей. Главный город гнезда вполне мог повторять название всей местности - Воронеж. Таким городом было городище, относящееся к крупнейшим во всей Восточной Европе: ныне оно находится в Воронежской нагорной дубраве, в административной черте современного города Воронежа, над поселком Рыбачьим (в археологии принято его формальное неудачное название "Михайловский кордон").

При этом всплывает каверзный вопрос - касательно вхождения древнего Воронежа в состав Киевской Руси в последние десятилетия своего существования, на рубеже X и XI веков. Главный город Воронежа по площади был в 13 раз крупнее дохристианского Киева. Но жители Воронежа покинули, забросили его по неизвестной причине (и его название не попало в русские летописи), а Киев в тот же период стал столицей Руси... Это существенный пробел, провал в русской истории.

Поселения древнерусского летописного Воронежа XII-XIII веков во многом связаны с историей заселения нынешних Тамбовской и Липецкой областей, с их лесами. Именно туда переместился центр тяжести градостроительства природно-исторической области Воронеж. Но и в низовьях реки и в районе ее устья, на Дону оставались пограничные русские поселения.

Особое внимание уделено ценному природному наследию. Это и воронежский Русский лес – так прежде называлась уникальная (теперь охраняемая) нагорная дубрава на бывшем краю Руси, и другие дубравы - памятники природы, и отдельные дубы-памятники, и живописные реки. Заострены экологические проблемы, в особенности те, которые волнуют защитников пригородного воронежского леса и организаторов экологических троп.

Воскрешая историю дубрав и городов, автор отправляется на поиски загадочных древнерусских объектов, хорошо известных из письменных источников: Червленого Яра, Липецка, Онузы, «замка Ovcheruch»... Здесь слово "Воронеж" оказывается тесно связанным с трагическими событиями на Руси: первым нападением на нее хана Батыя в 1237 году, разгромом Липецкого княжества в 1280-х годах... Автор решительно отвергает многочисленные, но безосновательные попытки разместить летописный Липецк не на реке Воронеж, а далеко к западу от нее. Он считает, что летописная Онуза - это Узел при слиянии двух рек Воронежей в один Воронеж (вблизи города Мичуринска), что соответствует и тексту летописей, и последним археологическим находкам. Он полагает, что таинственный "Ovcheruch" может означать латинскую запись русского названия Овчернаж (Овчернач) или Овчерваж (Овчервач).

Анализируются тексты древнерусских летописей, используются более поздние архивные источники, данные археологических, географических и биологических экспедиций. Поднимаются спорные вопросы лингвистики. Издание иллюстрировано географическими схемами, видами уникальных памятников природы и градостроительства, снимками экспонатов из музея археологии ВГУ (заведующий - Виктор Такмаков).

Среди героев книги есть ушедшие из жизни видные воронежские ученые, такие как историк Владимир Загоровский, географ Федор Мильков, лесовод и лесовед Михаил Вересин, есть и современные известные ученые, отчасти советчики автора: археологи Анатолий Винников, Анатолий Пряхин, Михаил Цыбин, Виктор Ковалевский, историк Владимир Глазьев, гидроботаник и эколог Наталия Хлызова, белорусский топонимист Андрей Супиталёв и другие. Все желающие приглашаются к продолжению разговора о древнем Воронеже и вообще о древней топонимии, о древнем градостроительстве, об экологии России, Украины, Белоруссии - прежней общей славянской территории.

Автор пишет в свойственной ему манере исторического расследования, совмещая научные выкладки с популярным описанием реально совершенного путешествия по городам и рекам древнего Воронежа. Вместе с автором путешествовали историк, зав. отделом областного краеведческого музея Лилия Сотникова, журналист-краевед Михаил Штейнберг и другие помощники. Особенно большую поддержку оказала кандидат биологических наук, сотрудница Воронежского государственного заповедника Наталия Хлызова - и делами, и советами. Не случайно она же написала послесловие к этой необычной книге, которая делает упор на главенство природы.

Автор очень признателен главному редактору издательства "Кварта" Юрию Полевому, мастеру вёрстки Александру Казначееву, корректору Кристине Шабуниной, всем мастерам Тамбовского полиграфического союза. Основной тираж осуществлен на средства Департамента культуры Воронежской области по областной программе книгоиздательства.

Книга поступала из издательства в продажу в книжный магазин "Амиталь" и в воронежский книжный киоск краеведческой литературы (ул. Карла Маркса, вестибюль здания института "Гипропром"). За справками обращаться к автору.---------------------------------------------------------

Можно бесплатно скачать книгу эту книгу в формате pdf:

https://cloud.mail.ru/public/Efs2/HuQWbgaWw (95,8 Мб)

Список замеченных опечаток:https://cloud.mail.ru/public/HJ2y/RDEdzmdvF

а также на сайте журнала "Сирена": voronezh-sirena.ru (17,2 Мб)

-------------------------------------------------------Отзывы о книге ведущих воронежских ученых. Дискуссия во время презентации книги. Сообщения журналистов в нескольких СМИ. См. на других страницах журнала: https://pavel-popov2016.livejournal.com/1281.html , https://pavel-popov2016.livejournal.com/1781.html

pavel-popov2016.livejournal.com


Смотрите также