Презентация древняя мордва. Презентация по ИКМК. Повседневная жизнь мордвы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация - Мифология мордвы. Презентация древняя мордва


Презентация «Мифология мордвы»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Мифология мордвы

Слайд 2

Религия - способ жизни и мировосприятия, основанный на поклонении кумиру или кумирам,чаще всего именуемых богами.

Слайд 3

Вплоть до начала ХХ века среди мордвы были распространены ранние формы религиозных воззрений.Они включали культ предков (почитание умерших родственников) и веру в божеств, олицетворяющих различные природные явления.

Слайд 4

Боги мордвы

Слайд 5

Тюштя - глава племен мокши и эрзи.Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно. На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.

Слайд 6

Нишкепаз - верховный бог крестьян.Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни. Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.

Слайд 7

Паксява - божество покровительница поля.Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами. Во время цветения ржи в глухую полночь божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.

Слайд 8

Кудатя - божество покровитель дома.В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.

Слайд 9

Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда наличие змеиного хвоста.Куйгорож - гном- покровитель богатства.

Слайд 10

Банява - покровительница бани, здоровья, родов.Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы. Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник. Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.

Слайд 11

Бобо.

Слайд 12

ВардаПолумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое существо. Метка на спине Варды указывает на необычность ее происхождения, связь с потусторонними силами. Варда может заставить работать птиц, узнавать новости от месяца. От ее злодеяний матери оберегали детей с помощью плевка под мышки или на вышивку подола рубашки.

Слайд 13

Вирява - божество покровительница леса.По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме. Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.

Слайд 14

Каштомава – покровительница печи.

Слайд 15

Ковава - богиня покровительница ЛуныКовава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.

Слайд 16

Кельме Атя - старик Мороз. Божество покровитель холода.Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром. Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.

Слайд 17

Нишкеава - божество покровительница пасеки.Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев. К ней обращались с молянами при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).

Слайд 18

Свои божества были и у природных стихий:

Слайд 19

Ведь Ава - божество воды и покровительница деторожденияПо религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.

Слайд 20

Ведь Атя - божество воды, муж Ведь Авы.У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведявой. Его функции ограничены (тянет в воду утопленников). Имя Ведяти упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни (особенно глазные).

Слайд 21

Толпаз - божество огня. Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится. В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.

Слайд 22

Мордва полагали, что их божества могли быть как добрыми, так и злыми. Чтобы привлечь к себе их благоволение им приносились жертвы. В связи с этим возникли различные религиозные обряды, семейные и общественные моления – «озксы» По мере их усложнения постепенно выделялись избранные люди, исполнявшие роль жрецов.Моление на Троицу

Слайд 23

Значительную роль отводила мордва и умершим предкам. Они считались покровителями своих сородичей. К ним обращались с молитвами во время различных бедствий: мора скота, болезней людей и т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во время засухи старые люди ходят молиться на кладбище, прося предков посодействовать в этой беде. С ними "советовались" перед каждым важным делом: перед свадьбой, куплей или продажей дома, скота и т.п. Верили, что разгневавшись предки могли наслать болезни, неурожай и другие несчастья. Поэтому им, как и божествам, приносили жертвы, устраивали в их честь специальные поминальные дни.

Слайд 24

Примерно с XIV века в среду мордвы стало проникать православие.. Несмотря на сопротивление мордвы, русское правительство продолжало настойчиво проводить христианизацию, которая формально была завершена к концу XVIII века. Но православию не удалось полностью вытеснить дохристианские воззрения мордвы, т.к. они были тесно связаны с ее повседневным бытом. Сами православные священники, чтобы не терять верующих нередко принимали участие в общественных молениях мордвы. Наиболее дальновидные деятели русской церкви, видя негативные стороны насильственной христианизации, стали использовать для более глубокого внедрения христианства в быт мордвы и других народов Поволжского региона их родные языки.

Слайд 25

Все это способствовало проникновению в народное сознание мордвы православного учения. Постепенно место древних мордовских божеств стали занимать христианские святые, которые смешались в народном представлении с прежними богами. Например, христианского бога мордва и сейчас называет именем своего дохристианского верховного покровителя: мокшанского Шкая или эрзянского Нишке паза.

lusana.ru

Презентация по ИКМК. Повседневная жизнь мордвы

Повседневная жизнь мордовского народа. Шумкина О. В.

Повседневная жизнь мордовского народа.

Шумкина О. В.

Обычаи и обряды составляют неотъемлемую часть повседневной жизни мордвы.

Обычаи и обряды составляют неотъемлемую часть повседневной жизни мордвы.

роштовань кудо Задолго до крещения мордвы, до появления понятия рождества Христова появился веселый молодежный праздник - роштовань кудо (рождественский дом), который потом стал связываться с ним по времени и названию.

роштовань кудо

Задолго до крещения мордвы, до появления понятия рождества Христова появился веселый молодежный праздник - роштовань кудо (рождественский дом), который потом стал связываться с ним по времени и названию.

Земледельческая обрядность мордвы Основной их целью было достижение плодородия в самом широком понимании этого слова Различным историческим периодам соответствовали свои проявления этого культа от простейших магических заклинаний и действий до почитания божеств плодородия (Норов авы, Пакся авы, Мастер авы), которых постепенно сменили христианские святые.

Земледельческая обрядность мордвы

Основной их целью было достижение плодородия в самом широком понимании этого слова

Различным историческим периодам соответствовали свои проявления этого культа от простейших магических заклинаний и действий до почитания божеств плодородия (Норов авы, Пакся авы, Мастер авы), которых постепенно сменили христианские святые.

калядань чи «калядань чи» (день каляды). Он олицетворял рождение солнца, сулил изобилие в предстоящем году. Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая.

калядань чи

«калядань чи» (день каляды). Он олицетворял рождение солнца, сулил изобилие в предстоящем году. Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая.

домашний молян Много обрядов проходило и накануне Нового года. Мордва проводила в это время домашний молян, на котором хозяйка просила Пакся аву (божество поля) уродить хлеб. Затем она брала в руки чашку со специально приготовленными из теста орешками и молила Вирь аву (божество леса) об урожае орехов.

домашний молян

Много обрядов проходило и накануне Нового года. Мордва проводила в это время домашний молян, на котором хозяйка просила Пакся аву (божество поля) уродить хлеб. Затем она брала в руки чашку со специально приготовленными из теста орешками и молила Вирь аву (божество леса) об урожае орехов.

«проводы Шайтана» Перед Крещением проходили своеобразные проводы Шайтана, который, по народным поверьям, все Святки находился среди людей. Для его «изгнания» люди устраивали большой шум, ударяя в сковородки, тазы, пилы и т.п. Хозяева с пучками горящей соломы обходили жилые и хозяйственные помещения, изгоняя нечистую силу.

«проводы Шайтана»

Перед Крещением проходили своеобразные проводы Шайтана, который, по народным поверьям, все Святки находился среди людей. Для его «изгнания» люди устраивали большой шум, ударяя в сковородки, тазы, пилы и т.п. Хозяева с пучками горящей соломы обходили жилые и хозяйственные помещения, изгоняя нечистую силу.

Масленица Отличительная черта этого праздника - необузданное веселье, обильная еда и питье. Еда на масленицу, подобно еде на Новый год, имеет обрядовое значение. Традиционным масленичным блюдом были блины, которые многие исследователи считают символом возрожденного солнца.

Масленица

Отличительная черта этого праздника - необузданное веселье, обильная еда и питье. Еда на масленицу, подобно еде на Новый год, имеет обрядовое значение. Традиционным масленичным блюдом были блины, которые многие исследователи считают символом возрожденного солнца.

Призыва тепла, солнца, теплого ветра. Для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки.

Призыва тепла, солнца, теплого ветра. Для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки.

Вербное воскресенье Молодежь ходила по домам, ударяя спящих людей веточками вербы. Это делалось с целью передачи силы растения человеку

Вербное воскресенье

Молодежь ходила по домам, ударяя спящих людей веточками вербы. Это делалось с целью передачи силы растения человеку

Пасха Один из главных христианских праздников. В этот праздник мордва устраивала поминовение предков. У них просили содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, молили беречь людей от болезней и всякого зла.

Пасха

Один из главных христианских праздников. В этот праздник мордва устраивала поминовение предков. У них просили содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, молили беречь людей от болезней и всякого зла.

кереть озкс кереть озкс — моление плуга — первое весеннее моление. В некоторых селениях на общественные деньги покупали быка, резали его и варили мясо для общей трапезы. В мокшанском селе Урюм Татреспублики резали селезня, из которого тут же варили суп, из каждого дома выносили по караваю хлеба.

кереть озкс

кереть озкс — моление плуга — первое весеннее моление. В некоторых селениях на общественные деньги покупали быка, резали его и варили мясо для общей трапезы. В мокшанском селе Урюм Татреспублики резали селезня, из которого тут же варили суп, из каждого дома выносили по караваю хлеба.

 Перед севом в жертву божествам приносили хлеб, пироги, блины, гуся или курицу, яйца. Так, в Саранском уезде после окончания сева на поле оставляли корзину с яйцами. Во многих местах перед началом сева зарывали яйцо около межи, чтобы зерна были такой же величины. Яйца закапывали в землю и перед посадкой огородных культур, чтобы был обильный урожай. То есть яйцо воплощало собой идею плодородия

Перед севом в жертву божествам приносили хлеб, пироги, блины, гуся или курицу, яйца. Так, в Саранском уезде после окончания сева на поле оставляли корзину с яйцами. Во многих местах перед началом сева зарывали яйцо около межи, чтобы зерна были такой же величины. Яйца закапывали в землю и перед посадкой огородных культур, чтобы был обильный урожай. То есть яйцо воплощало собой идею плодородия

Троица Кульминацией всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы, который впитал прежние дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела.

Троица

Кульминацией всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы, который впитал прежние дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела.

Между Троицей и Петровым днем пожилые женщины совершали моление на меже - грань озкс. Оно проводилось с целью задобрить Мода аву и Модань паза (богиню и бога земли), которые обеспечивали плодородие, чтобы они не «ушли» на соседние поля. Для этого их «угощали» различными блюдами и медовым квасом.

Между Троицей и Петровым днем пожилые женщины совершали моление на меже - грань озкс. Оно проводилось с целью задобрить Мода аву и Модань паза (богиню и бога земли), которые обеспечивали плодородие, чтобы они не «ушли» на соседние поля. Для этого их «угощали» различными блюдами и медовым квасом.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Презентация "Обряды мордвы" | Социальная сеть работников образования

Автор: 

Лаврентьева Инна 6 класс

Подписи к слайдам:

Обряды мордовского народа Свадебные обряды мордвы Гонцы с приглашением на эрзянскую свадьбу. Симбирская губерния. 19 век.. Свадебные обряды мордвы – совокупность народных обрядов, сопровождающих заключение брака. Они связаны с комплексом социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, системой родства, религиозными верованиями, этнокультурными связями мордвы. У языческой мордвы существовапо многожёнство. Долго сохранялся обычай женить малолетних сыновей ( 8 – 12 лет) на девушках 20 лет и старше. Богатый отец старался поскорее женить сына, чтобы получить для дома новую рабочую силу. Свадьбу предваряло сватовство. Перед ним отец жениха приносил жертвы богам и умершим предкам. Затем отрезал горбушку хлеба, вынимал мякиш и заполнял её мёдом. Ночью ехал верхом на лошади к дому невесты и клал ггорбушку на воротный столб, стучал в окно, говоря хозяину, что приехал сватать его дочь, и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. Позднее этот обряд упростился. Выбрав невесту для сына, родители молили богов помочь. Для предварительных переговоров посылали к родителям невесты с караваем хлеба крёстных родителей жениха или его дядю с тёткой. Предложение делали сидя под матицей: по верованиям мордвы, это было место хранительницы дома. Родители невесты не сразу давали согласие. Если ответ был положительным, отец жениха с ближайшей роднёй приходил в дом невесты обменяться хлебом солью и договориться о приданом, подарках и других расходах. Между сватовством и свадьбой проходило около года. Позднее 2-3 недели, после чего устанавливали день свадьбы. Накануне совершали обряд с кашей. В доме жениха пекли пироги. Значительным событием было мытьё невесты в бане. За невестой снаряжали свадебный поезд. Главным лицом считалась сваха. Когда подъезжали к домуневесты, передними запирали ворота, и начинался обряд купли – продажи. После родительского благосло- вения невесту везли в церковь, где её ждал жених с дружками. После венчания молодых встречали в доме родителей мужа хлебом – солью, обсыпали хмелем, желали им счастья и много детей. Затем начиналось пиршество. Русские свадебные обряды переплетались с исконно мордовскими. Родильные обряды мордвы Родильные обряды мордвы – совокупность традиционных действий, связанных с рож-дением ребёнка. По народным верованиям, их исполнение способствует здоровью и бла-гополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни. Во время родов женщине помогала пови-туха, которая пользовалась у мордвы особым уважением. До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов, что объясняется давней верой мордвы в очистительную силу воды.Повитуха совершала молян в честь Ведявы и Банявы. Баню топили 3 дня подряд, и молодая мать ходила мыться в сопровождении повитухи. Оберегами от порчи считались железные предметы (нож, топор, ножницы), которые клали под подушку младенцу. При первом обмывании младенца повитуха клала в вводу деньги, чтобы он в будущем был богат; парила его рябиновым, дубовым или берёзовым веником, чтобы вырос здоровым и красивым. В день рождения в доме устраивали моления над хлебом и просили Нороваву дать счастья и здоровья новорожденному. На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели. Лепёшки и пироги клали в колыбель, желая ребёнку сытой и счастливой жизни. Родные и соседи приходили знакомиться с новорождённым, обязательно с угощениями и подарками. По представлениям мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы ребёнка имел выбор «счастливого» имени. Самым торжественным обрядом были крестины. Обрядами сопровождались появление зуба, первые шаги ребёнка, стрижка волос и другое. Похоронные обряды мордвы Похоронные обряды мордвы, по народным верованиям обеспечивали переход души в мир иной, доброе отношение умершего к живым. Поэтому его обмывали, одевали в лучшую одежду, клали в гроб предметы, которые могли понадобиться ему в загробной жизни. Совершали и предохранительные обряды, которые должны были помешать смерти «заце- пить» других членов семьи. Для этого одежду с покойника, посуду, обрезки от гроба сжигали, избу окропляли «святой» водой. По возвраще-нии с кладбища мыли руки и лицо, а где был гроб, посыпали золой или клали туда железные предметы. Поэже в похоронные обряды мордвы вошли христианские правила (чтение псалтыря, отпевание в церкви). Поминальные обряды мордвы Поминальные мордовские обряды – совокупность традиционных действий, связанных с памятью об умершем. Поминальными являются 3-, 9-, 20-, 40-й дни, полгода и год после смерти. На поминки приходят все родственники покойного и приносят что-нибудь съестное. Отмечались и общеродовые поминовения всех умерших родственников, приуроченные к церковным праздникам: перед Пасхой, на Фоминой неделе, на Троицу и т.д. Сезонные обряды мордвы Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Они приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т.д) Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атри- бутику(дары, молитвы, заговоры) люди пытались ввоздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодия. Зимний обрядовый цикл начинался с игр ряже-ных. Использовались заклинания, колядование. На Новый год совершался обряд гадания о суженых, о приплоде скота, погоде, об урожае. В ночь под Новый год жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очис-тительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села. Последний зимний праздник в сельскохозяйственном кален-даре мордвы – Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце, катались. В канун Вербного воскресенья девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. Большая группа обрядов проводилась на пасху. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков. Последним большим праздником весеннего цикла была Троица. Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитани-ем растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гуляния, посвящён-ные проводам весны. Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков («моление о дожде»). Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов – покровителей плодородия(Масторавы, Норовавы и других) В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покров баба. Цикл сезонных мордовских обрядов постепенно утратил магическо - ритуальную функцию и превратился в праздники: Новый год, проводы зимы, встреча лета, урожая и другие. ВОПРОСЫКакие группы обрядов существовали у мордовского народа?Какой обряд предварял свадьбу?Для чего под подушку младенцу клали следующие предметы: нож, топор, ножницы?Какие дни являются поминальными?В канун какого праздника девушки ходили по селу и хлестали спящих ветками вербы? ИСТОЧНИК Энциклопедия Мордовия Г. А. Корнишина, Н. Ф.Мокшин. Выполнила ученица 6 Б класса Лицей №4 Лаврентьева Инна

nsportal.ru


Смотрите также