Бохайское государство – первое раннее государственное образование на территории Дальнего Востока. Оно включало в себя земли Приморья, Маньчжурии и Северной Кореи. Основано государство племенами «сумо моэх», которые отличались развитым земледелием и скотоводством. Толчком к объединению моэхских племен послужило постоянное военное давление со стороны соседей- тюрок, корейского королевства Когурё и позднее- китайской империи Тан.
В 698 году объединенные моэхские племена во главе с Да Цзожуном провозгласили образование государства Чжэнь, находившееся под формальным сюзеренитетом империи Тан. В 713 году оно было переименовано в государство «Бохай», под которым и вошло в историю. Вассалитет бохайского государства практически никак не ущемлял волю его правителей- они сами формировали внутреннюю и внешнюю политику страны, самостоятельно устанавливали политические и торговые отношения с соседями. Фактическая независимость Бохая подтверждается и собственным летоисчислением, что было недопустимо для по-настоящему зависимых государств того времени.
Наибольший расцвет бохайская империя получила во времена правителей Да Циньмао (737 - 793 гг.), основавшего систему пяти столиц, и Да Жэньсю (818 - 830 гг.), когда были покорены племена хэйшуй мохэ и страна стала общепризнанным центром просвещения и культуры.
Государственное устройство
Государственное устройство империи имело строгую вертикальную иерархию во главе с королем. Наивысшие должности в государстве занимали ближайшие родственники короля и представители знатных семей. Фундамент общественного устройства составляли крестьяне и ремесленные общины, а в самом низу общества находились крепостные и рабы. Административно вся территория империи была разделена на 15 областей и 5 столиц. Каждая область делилась на округа, а каждый округ- на уезды.
Большинство населения государства Бохай занималось сельским хозяйством и проживало в деревнях. Бохайцы выращивали многие зерновые культуры, разводили лошадей и крупный рогатый скот. В центре сельскохозяйственных территорий находились города, которые имели правильную форму, окружались высокими валами и рвами, наполненными водой. Один из таких городов (центр округа Янь) – это нынешнее Краскинское городище , расположенное в Хасанском районе Приморья.
Ремесла и культура
Каждый бохайский город являлся торговым, ремесленным, религиозным и культурным центром; сюда свозились налоги с округи, здесь размещалась военная дружина, жили региональный правитель, чиновники и ремесленники. Последние отличались высоким уровнем мастерства и владели многими технологиями. Бохайцы умели выплавлять железо и бронзу, ковать из них оружие, орудия труда и украшения. Они в совершенстве владели гончарным делом, ткачеством, шелководством, изготовлением кирпича и черепицы и т.д.
Бохайская империя также известна высоким уровнем просвещения, искусства и науки. Здесь имелись свои ученые, поэты, философы; использовались иероглифическая и руническая письменность; наблюдался высокий уровень развития настенной живописи, скульптуры, дворцово-храмовой архитектуры, декоративной обработки металлов и камня.
Наиболее распостраненным религиозным мировоззрением бохайцев был шаманизм, в меньшей мере- буддизм. Сегодня в Приморье найдены остатки буддийских кумирен эпохи Бохая- в Краскинском городище и четыре- в Уссурийском районе.
Падение империи
В начале 10 века юго-западные соседи бохайцев- воинственные кочевники-кидани объединились в собственную империю Ляо. Более 20 лет кидани вели боевые действия против бохайцев, которые завершились победой в 926 году. Так завершило свое существование Бохайская империя. В последующие годы бохайцы не раз восставали против киданей и поэтому были насильственно переселены в другие земли.
Бохайская империя сыграла большую роль в истории народов Дальнего Востока. Ее создание способствовало социально-экономическому и культурному развитию региона, явилось предпосылкой для возникновения последующих чжурчжэньского и маньчжурского государств.
shamora.info
с древности до начала XXI в.
О государстве Пархэ известно не так много, как о Когурё, Пэкче или Силла. Кроме того, непросто определить, к истории какой культуры, какого государства относится Пархэ, занимавшее Корейский полуостров к северу от реки Тэдонган (современные провинции Хамгён, Пхёнан, Янган, Чаган), северо-восточную Маньчжурию, бассейн реки Сунгари, южную часть бассейна Амура и часть территории современного Приморского края. Населяли Пархэ жители бывшего Когурё, а также племена мальгаль (по-китайски — мохэ). Культура государства имела как когурёские, так и китайские корни. Поэтому в европейской исторической литературе название Пархэ часто передают в китайском прочтении как Вохай, имея в виду то, что история Пархэ (Бохая) является частью китайской истории.
В отечественной историографии историю Пархэ-Бохая относят к истории «тунгусо-маньчжурских народов»[91] или даже к истории «советского Дальнего Востока»[92]. Отечественные работы по общей истории Кореи, изданные в начале 2000-х годов, обходят проблему Пархэ-Бохая молчанием, словно это государство не имеет никакого отношения к истории Кореи.[93]
При этом и в Южной, и в Северной Корее нет ни одной работы по общей истории Кореи, включая учебники для средних школ, где бы история Пархэ не описывалась как часть корейской истории[94].
В Северной Корее истории Пархэ всегда уделялось повышенное внимание. Как-никак, Пархэ занимало большую часть современной Корейской Народно-Демократической Республики и к тому же противостояло королевству Силла — в известной степени символу Южной Кореи. К тому же в северокорейской историографии не признается факт объединения Корейского полуострова королевством Силла. История Кореи последних столетий I тысячелетия излагается таким образом, что Корея предстает разделенной на два равных по значимости государства — Пархэ и Силла. Именно поэтому королевство Силла после VII в. именуется не Объединенное Силла, а Позднее Силла.
В Республике Корея историю Пархэ относили к корейской истории и в 1950-е годы[95]. В 1990-е годы интерес к истории Пархэ стал проявляться особенно заметно. С одной стороны, перспектива объединения Корейского полуострова пробудила особое внимание к древней истории территорий, которые должны стать частью будущего единого корейского государства. С другой — 1990-е годы ознаменовались для Южной Кореи увеличением числа всевозможных исследований по истории Кореи, в том числе затрагивающих весьма специфические проблемы, недостаточно изучавшиеся ранее.
Поэтому, несмотря на всю неоднозначность вопроса о культурно-исторической принадлежности Пархэ-Бохая, и учитывая то, что и в КНДР, и в Республике Корея историю Пархэ относят к истории Кореи, мы не можем обойтись без хотя бы самого краткого изложения основных моментов из истории этого государства.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Бохай - это... Что такое Бохай?
Бохай (кит. 渤海) или Пархэ (кор. 발해) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай был завоёван киданями.
Предпосылки образования
Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала Когурё и тюрок, а затем китайской империи Тан. В первой половине VII века китайцы начали активные завоевательные войны против народов Центральной Азии, Маньчжурии и Кореи. В 630 г. был уничтожен Первый каганат кочевников тюрков, в 668 г. древнекорейское государство Когурё.
История
После падения Когурё его южные территории отошли к Объединённому Силла, а в северных территориях мохэсец, Да Цзожун (в корейском чтении Дэ Чжо-ёнъ), смог нанести поражение китайским войскам и в 698 году основал новое государство. Большую часть населения Бохая составляли представители племени Мальгаль (Мохэ), они же составляли часть правящей верхушки, другую часть составляли когурёсцы.
Поначалу государство называлось Чжэнь, в 705 году были налажены мирные отношения с китайской империей Тан, но в 713 году, после послания титулатуры от танского Китая, государство стало известно под названием Бохай.
Получив пожалование на «владение Бохай» от танского Китая, Да Цзожун формально признал сюзеренитет империи Тан над своим государством. Его обязанности как вассального правителя заключались в присылке к танскому двору одного из сыновей в качестве заложника, в регулярном отправлении в Тан послов с «данью». В подобных отношениях с Китаем были многие соседние государства, в частности, корейское государство Силла. Степень зависимости этих государств от Тан была обратно пропорциональна их военной и экономической мощи, а также удаленности от империи. В случае с Бохаем его вассалитет проявлялся там, где он был выгоден самим бохайским правителям. Заложники входили в офицерский состав императорской гвардии Тан, что позволяло им многому учиться у китайской цивилизации, но и одновременно собирать информацию о потенциале китайской империи. Так называемая, «дань» и получаемые в ответ на неё «подарки» фактически были формой международной торговли, выгодной обеим сторонам. Получение высокого титула вана (короля) от китайского «Сына Неба» поднимало престиж правителя как в глазах его подданных, так и среди окружавших Бохай стран и народов.
В то же время, не будучи в силах покорить Бохай военным путем, Китай не мог как-либо существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику этого государства. Бохай ни разу не откликнулся на требования Китая о военной помощи в его войнах с соседями. Бохайские правители поддерживали самостоятельные политические и торговые отношения с Японией с (727 г.), Силла (с 698 г.) и тюркским каганатом (с 699 г.) и даже позволяли себе такую недопустимую для вассального государства в Восточной Азии вольность, как собственную систему летоисчисления. Все это свидетельствует о фактической независимости бохайского королевства. В 732—735 гг. Бохай даже воевал с Китаем. Преемники Да Цзожуна значительно расширили территории королевства и подняли его международный престиж среди дальневосточных стран. Наиболее выдающимися бохайскими правителями были Да Циньмао (737—793 гг.), при котором сложилась система пяти столиц, и Да Жэньсю (818—830 гг.), в годы правления которого Бохай достиг наивысшего расцвета и даже хэйшуй мохэ были покорены бохайцами. Страна стала общепризнанным центром культуры и просвещения.
Расцвета государство достигло к IX веку — тогда его территории простирались на обширных пространствах современной Маньчжурии, Приморского края и севера Корейского полуострова.
После двадцатилетнего сопротивления натиску киданей государство Бохай всё же пало в 926 году. На его месте кидани создали вассальное государство Дундань. Многие бохайцы были насильно переселены на территорию киданей. Но оставшееся бохайское население в течение длительного времени продолжало борьбу. Оно поднимало восстания, бежало в Корё, создало ряд своих государств — Поздний Бохай, Динъань, Осасонъ.
Правители Бохая.
Имя правителя в китайском чтении Имя правителя в корейском чтении Годы правлений
Да Цзожун (Гао-ван) Дэ Чжо Ёнъ (Гованъ) 698—719
Да Уи (У-ван) Дэ Му Е (Муванъ) 719—737
Да Циньмао (Вэнь-ван) Дэ Хым Му (Мунванъ) 737—793
Да Юаньи Дэ Вон Ы (Пхеванъ) 793—794
Да Хуаюй (Чэн-ван) Дэ Хва Ё (Сонъванъ) 794—795
Да Сунлинь (Кан-ван) Дэ Сун Лин (Канъванъ) 795—808
Да Юаньюй (Дин-ван) Дэ Вон Ю (Чонванъ) 808—812
Да Яньи (Си-ван) Дэ Он Ы (Хыванъ) 812—817
Да Минчжун (Цзянь-ван) Дэ Мён Чхун (Канванъ) 817—818
Да Жэньсю (Сюань-ван) Дэ Ин Су (Сонванъ) 818—831
Да Ичжэнь Дэ И Чжин 831—858
Да Цяньхуан Дэ Гон Хван 858—872
Да Сюаньси Дэ Хён Сок 872—894
Да Вэйцзе Дэ Ви Хэ 894—907(?)
Да Иньчжуань (Мо-ван) Дэ Ин Сон (Мальванъ) 907(?)-926
Государственное устройство и культура
Административно территория Бохая делилась на 5 провинций, в государстве было 5 столиц.
На культуру Бохай очень сильное влияние оказал танский Китай, государственное устройство было также очень похоже. В правительстве работали три советника и шесть министров. Столиц было пять, одной из самых важных был город Сангён- Верхняя столица.
Одним из главных памятников, сохранившихся до наших дней, является мавзолей принцессы Чон Хё.
Литература
Е Лунли. История государства киданей (Цидань гочжи). — М. : Наука, 1979.
Ким, А. А. История государства Бохай (по материалам ученых Республики Корея). Уссурийск: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2011.
Шавкунов, Э. В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. М., Наука, 1968.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Средневековые цивилизации Запада и Востока
ГОСУДАРСТВО БОХАЙ
К северу от Корейского п-ова на территории Маньчжурии и современного российского Дальнего Востока обитали народности мохэ. Их традиционно относят к тунгусо-манчжурам. Летописи выделяют семь наиболее известных и влиятельных объединений народности мохэ (союзов племен или вождеств). Из них наиболее крупными и сыгравшими важную роль в истории были сумо мохэ, жившие на крайнем юго-западе мохэских земель, и хэйгиуй мохэ на северо-востоке, в долинах нижнего течения Сунгари, Уссури и Амура.
Хозяйство мохэсцев было комплексным. Они занимались земледелием, используя для вспахивания земли лошадей, разводили свиней. Таежная охота и рыболовство также принадлежали к важным отраслям их хозяйства. Для жилья мохэсцы строили землянки, вход в которые устраивался сверху.
В VII в. сумо мохэ подверглись сильному давлению со стороны династии Тан. Это привело к их консолидации и созданию в середине VII в. крупного объединения с централизованной властью у сумо мохэ, называвшегося в тюркских рунических текстах «боклийским каганатом». В 698 г. были провозглашены королевство Бохай и первый его правитель (ван) Да Цзожун. Бохай включал восточную Маньчжурию, часть Северной Кореи и юго-западные территории Приморья. Государство было разделено на пять столиц, 15 областей (фу) и 62 округа (чжоу).
Бохайские ваны стремились расширить территорию страны за счет включения, главным образом, восточных и северных территорий в VIII–IX вв. Истинный расцвет Бохая пришелся на правление вана Да Циньмао (737–794), который за свой вклад в развитие образования и культуры в стране получил посмертное имя «Просвещенный». В годы его правления была сформирована система государственных институтов. Административный аппарат Бохая включал три управления (шэн), несколько министерств (бу) и палат (сы). Министерства подразделялись на «левые» и «правые». Чиновники делились на восемь рангов. Они носили одежду разного цвета с верительными знаками отличия. Для ведения делопроизводства бохайцы заимствовали китайскую письменность. В стране были созданы школы для обучения детей знати грамоте. Среди элиты определенное распространение получил буддизм.
Социальная структура Бохая первоначально выглядела следующим образом: ван (монарх) и его родственники; шесть знатных кланов; вожди и старейшины, простые общинники. В период расцвета социальная структура Бохая состояла из двух основных классов: бюрократическо-управленческой элиты, разбитой на восемь рангов, в которую входили королевская семья, крупная аристократия и служилая знать, и непосредственных производителей — крестьян, объединенных в общины (буцюй) и различные неполноправные категории (нубэй).
Большинство населения Бохая составляли крестьяне, которые выращивали пшеницу, ячмень, просо, сою, гречиху и рис. Бохайцы разводили домашних животных, свиней и собак, которых употребляли в пищу, лошадей и крупный рогатый скот. Помимо этого они занимались таежной охотой и собирательством. Каждая сельскохозяйственная округа располагала укрепленным городским центром. Крупные столичные города имели четкую планировку по китайской модели. Они являлись центрами торговли, ремесел, религии и культуры, сюда свозились налоги с сельской округи, здесь жили региональный правитель, чиновники и дружина. Население городов также занималось и сельским хозяйством. На периферии бохайская строительная практика во многом основывалась на традиционных навыках, выработанных самими мохэсцами. Археологам известны горные и долинные городища.
Одним из таких городов являлся порт и окружной центр Янь — Краскинское городище на юге Приморского края. Форма городища напоминает подкову площадью около 13 га. Защитные стены сделаны из камня и сверху засыпаны землей. Центральная улица делит город на две части. Исследованиями археологов обнаружен храм, печи для обжига черепицы, фундамент башни, колодец и другие сооружения. Город состоял из кварталов, улочек между ними и отдельных усадеб. Здесь жили ремесленники и торговцы, иные категории населения. Материалы раскопок свидетельствуют о высоком уровне дворцово-храмовой архитектуры, скульптуры, настенной живописи, художественной обработки камня и различных металлов.
Бохай имел дипломатические отношения с соседними странами: державой Тан, Силла, кочевыми империями. Особенный интерес вызывают его контакты с Японией, которую неоднократно посещали бохайские суда. В составе бохайских посольств помимо официальных лиц и торговцев были поэты и музыканты. Они участвовали совместно с японскими литераторами в представлениях при императорском дворе.
Бохайцы были разбиты в 926 г. киданями, которые создали на их землях марионеточное государство Дундань (Восточная Кидань). Во главе него основатель киданьского государства Елюй Абаоцзи поставил своего сына Туюя. Бохайцы были обложены данью, но в том же году восстали. Восстание было подавлено, а через некоторое время начались новые волнения. Чтобы ликвидировать очаг недовольства, кидани использовали традиционную для доиндустриальных государств стратегию — в течение 30-40-х годов X в. они насильственно переселили почти полмиллиона бохайцев на свои земли в долины рек Шара-Мурэн и Ляохэ. Часть бохайцев была позднее депортирована в Центральную Монголию, для строительства города Чжэнчжоу (совр. городище Чинтолгой Балгас). По иронии судьбы через столетие, уже после падения империи Ляо, именно туда стеклись остатки киданьского воинства, которые отказались подчиниться чжурчжэням. Как и бохайцы, они потеряли свою страну и ушли на чужбину. В Средней Азии они создали государство каракиданей.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Измайловы: Тайны Бохайской цивилизации
Тайны Бохайской цивилизации
С момента гибели цивилизации Бохай, в 926 году нашей эры, прошло более тысячи лет, однако, до сих пор в земле Приморья находят явственные следы её существования, археологические предметы деятельности людей той поры. Каких-либо письменных свидетельств об этом в архивах России почти не сохранилось, а те, которые есть в Китае, тщательно скрываются, по причинам о которых стоит сказать ниже. Ещё больший ореол таинственности и необычности этой цивилизации несут в себе предания и легенды, которые передаются из поколения в поколение, где уже невозможно отделить правду от вымысла, а действительность - от иллюзии. Уж очень фантастическими они выглядят, потому и стоит попытаться разобраться, что было на самом деле.
На основании данных энергоинформационных источников мы излагаем короткую версию тайн бохайской цивилизации, а её полную версию можно будет прочитать в художественной книге «Сокровище Бохай», которая готовится к изданию.
В китайской историографии Бохай считается вассальным государством, подчинённым Китаю, что даёт определённый повод для территориальных споров. В исторических документах не сохранилось даже имя основателя Бохай – вождя одного из мохезских племён, населявших в то время Приморье - Ноомина, а осталось только китайское имя – Цзо-шун. Однако даже в китайских источниках мы не найдём свидетельств зависимости Бохай и сбора дани Китаю. Бохай был и существовал, как независимое государство.
Вторым свидетельством независимых отношений с Китаем являются взаимоотношения между Китаем, Бохай и племенами киданей, обосновавшихся в Маньчжурии и впоследствии, создавших империю - Ляо. Кидане постоянно нападали на Бохай, опустошая его границы. Бохаи просили помощи у Китая, но никогда её не получили, что совершенно не вяжется с их вассальными взаимоотношениями.
При рассмотрении тайн бохайской цивилизации важнейшим аспектом является то, что в составе государства Бохай существовала на свободной и равноправной основе ещё одна цивилизация – Шуби. В исторических документах более позднего периода она сохранилась под названием Субинь или - Империя Волшебных Зеркал. Даже великий завоеватель – Чингисхан, послушался своих шаманов и не стал завоёвывать эти земли. Действительно, всё самое необыкновенное и мистическое происходит от этого народа, жившего на юге Приморского края, в основном, в районе нынешнего города Уссурийска, села Раздольное и села Занадворовка.
Переселение шуби произошло примерно в 4-5 веке нашей эры с южных районов Хабаровского края. Шуби считали себя потомками представителей внеземной цивилизации – плупонов, известных, в настоящее время, как - «летающие люди» Приморья. О плупонах стоит сказать особо потому, что это - одна из самых важных тайн Бохай, которая в неизменном виде дошла до наших дней. Неоднократно в районе горы Пидан, около сёл Анисимовка и Чистоводное, жители и охотники встречались с летающими людьми. Молва приписывает им страшные сцены жестокости и кровожадности, однако, на самом деле плупоны сами боятся людей потому, что те при неожиданных встречах ведут себя агрессивно.
Плупоны – высокоразвитая, духовная, внеземная цивилизация, почти две тысячи лет живущая на Земле. У них свои задачи здесь, и они обладают гигантской энергией Тонкого плана: способны этой энергией строить подземные города и межконтинентальные подземные тоннели. Их уровень духовного развития не позволяет убивать людей и потому, при встрече, они отпугивают их громкими криками, а если такое происходит внезапно, они могут просто «обездвижить» человека на короткое время.
Похожи плупоны лицом и фигурой на человека, но вместо рук - большие крылья, с маленькими руками.
Энергетические способности плупонов имеется возможность наблюдать в районе посёлка Чистоводное Приморского края, где располагается Парк Драконов или Город Драконов, как его называют местные жители. Гигантские плиты, весом в десятки и сотни тонн, в великом множестве составлены в сооружения, напоминающие драконов. Вырезаны плиты, неизвестно где и как, и приставлены друг к другу без зазоров. Высота « пропила», как в масле, в таких глыбах достигает нескольких десятков метров.
Используя энергии Тонкого плана, плупоны строят подземные города и тоннели, а в Городе Драконов материализуются и хранят свои космические корабли. Они покинули свою родную планету и поселились на Земле, но в память о ней создали место, по ландшафту похожее на покинутый родной дом. Вот такая странная «ностальгия» у летающих людей.
У плупонов и шуби всегда были особые отношения, это по их просьбе шуби переселились на юг Приморья. Плупоны учили этот народ, всегда помогали им повышать свою духовность, ибо только высокодуховный человек был способен владеть энергиями Тонкого плана. Шуби были превосходными учениками. От плупонов они научились путешествовать через Тонкий план, понимали язык птиц и зверей. Они не имели никакого оружия. Шуби знали погоду на ближайшее будущее, знали, когда сеять и убирать урожай, а в голодные годы могли материализовать необходимое количество продуктов. Самым высоким достижением шуби, сохранившимся в истории – это было их умение изготавливать волшебные зеркала. Научили их этому плупоны. В этих зеркалах можно было увидеть будущее. Всего было изготовлено восемь таких зеркал. После гибели Бохайского государства часть волшебных зеркал была уничтожена, но два из них попали в Россию, благодаря нашим русским исследователям Н.М. Пржевальскому и В.К. Арсеньеву. Об этом факте есть записи в дневниках путешественников. Верховный правитель Бохай располагался в столице государства – городе Тонид, у подножия горы Пидан, на вершине одного из холмов. Сейчас на этом месте - тайга. Верховный правитель, как и шуби, имел контакт с плупонами, и даже сумел заключить с ними договор, по которому плупоны обязались помогать Верховному правителю.
У бохайцев была своя письменность, отличавшаяся от китайских и японских иероглифов. Сотрудничество между Бохай и Японией было очень плодотворным . Бохайские делегации плавали в Японию на своих кораблях, японцы, в свою очередь, учили бохайских крестьян выращивать рис, а воинов владению самурайским искусством.
Наиболее значимым сакральным местом в Бохай была гора Пидан, которую они называли - Пруцай, что означает – «змеиный дворец». В толще горы плупоны построили несколько городов и тоннелей. На вершине горы находился большой межпостранственный коридор, через который летающие люди могли отправляться в свои космические путешествия и уходить в Тонкий план. Сакральным местом Бохай был также остров Ревек, ныне называемый - остров Петрова в Лазовском заповеднике Приморья, где также был межпространственный коридор.
Предчувствуя гибель государства, Верховный правитель Бохай, воспользовался договором с плупонами и спрятал, с их помощью, в толще горы Пидан сокровища Бохай - в виде золота, слитков и драгоценных камней и изделий из них. Всего было спрятано 13 повозок драгоценностей. Поиском этих сокровищ занимались многие, в том числе и известный барон Р.Ф. Унгерн, в годы гражданской войны. Ему удалось найти одну повозку с драгоценностями и вывезти её в Монголию, в свою ставку войск. Наибольшую ценность среди сокровищ представляла «Золотая Баба» – гигантский самородок рудного золота, внешне похожий на фигуру женщины. Золотую Бабу свято чтили шуби, считая её изваянием своей прародительницы.
Множество тайн хранит Приморская земля и для того, чтобы их разгадать нужно уметь прикасаться к ним с чистым сердцем и с добрыми помыслами. В настоящее время в Приморском крае живут пятьдесят представителей цивилизации шуби. Может, вы уже встречались с ними?
Александр и Вера Измайловы, исследователи древних цивилизаций, авторы книг «Пепел Аркаима», «Тайна Укокской принцессы»
zovvera.blogspot.com
Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке
Владимир Дергачев Первым государственным образованием на территории российского Дальнего Востока было объединение мохэских племён — поморское государство Бохай (698 – 926 гг.), которое возникло раньше Киевской Руси. Мохэ были предками чжурчжэней и маньчжуров. Китайцы считали мохэ лучшими воинами среди «восточных варваров». Государство обладало мощной конницей и военно-морским флотом.
В средневековье Бохай считался просвещенным государством и его называли Цветущим. Королевство с пятью столицами (см. карту) занимало часть современного российского Приморья севернее озера Ханка, славилось своими учеными, философами и поэтами. В исторических источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения запрещалось жениться, пока они не овладеют грамотой и искусством стрельбы из лука. Этот знаменательный факт указывает на наличие обязательной общеобразовательной системы, которая появилась в Европе через тысячелетие. Существуют также сведения, что у бохайцев была собственная письменность.
Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и рыбным промыслами. Кони, пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, женьшень и агат экспортировались в Китай, Японию и другие страны. Были развиты ремесленные производства металла и металлообработки, изготовление ювелирных изделий и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, ткачество и др.
Это первое на российском Дальнем Востоке государственное образование исповедовало буддизм. А по археологическим исследованиям, отдельные артефакты буддизма на Амуре относятся к эпохе распространения этой религии в Китае и Корее (I–IV вв.). Об этом свидетельствует находка статуэтки Будды в погребениях Корсаковского могильника на острове Уссурийском. Правда, неизвестно, в какой форме буддизм практиковался в Приморье и Приамурье в добохайский период.
Два буддийских храма были обнаружены в долине среднего течения реки Чапигоу в 3—4 км к югу-западу от села Кроуновки Славянского района Приморского края. Остатки первого храма, раскопанного в течение 1958—1959 гг., находились на вершине сопки Копыто на правом берегу реки. Остатки второго храма раскопаны в 1960 году у северного подножья сопки Абрикосовой, расположенной на противоположном левом берегу к северо-западу от сопки Копыто.
Бохайская кумирня. Реконструкция Абрикосовского храма на берегу реки Чапигоу в Славянском районе Приморского края (Шавкунов, 1968).Государство Бохай просуществовал два столетия, и пало в 926 году под двадцатилетним натиском монголоязычных киданей. Часть бохайцев объединилась с чжурчжэнями («непокорным народом») и другими тунгусо-маньчжурскими племенами, создавшими впоследствии Золотую империю чжурчжэней(1115 – 1234).
ЛитератураГосударство Бохай (698‑926 гг.) и племена Дальнего Востока России. — М.: Наука, 1994.Шавкунов Э. В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. М., Наука, 1968.
dergachev-va.livejournal.com
Бохай
К оглавлению учебника В.И. Матющенко «Древняя история Сибири»
В I тыс. н.э. в Приморье шли активные процессы разложения первобытных отношений и формирования раннеклассового общества и раннего государства. В это время здесь обитали племена мукри (или мохэ), древнетунгусские по происхождению. Они имели семь территориально-племенных объединений. Во главе каждого стоял военный вождь, в подчинении которого всегда была многочисленная дружина. В составе дружины — от трех до семи тысяч воинов. Самыми мощными были объединения сумоских и гудоских племен. Они доминировали над другими такими объединениями. Слабые племенные объединения вступали в военно-политические союзы с соседями, чтобы сохранить независимость от более сильных соплеменников. Военные предводители таких групп попадали в вассальную зависимость от своих союзников. Тем не менее их положение и авторитет среди племен мукри (мохэ) усиливались, а богатство росло в ходе военных набегов. Военные вожди постепенно стремились передать власть своим сыновьям.
В конце VI — начале VII вв. монгольские племена киданей активизировали свои нападения на мукрийцев, а Китай нападает на Когурё (с последним мукрийские вожди поддерживали самые тесные союзнические отношения). Это усилило процессы консолидации мукрийцев. Так, в битве при Ляоси на стороне Когурё было десятитысячное войско мукрийцев, которые были известны как стойкие воины. Они вызывали особую ненависть китайцев своим мужеством. При Аныпи китайцы одержали победу над Когурё; они отпустили пленных когурёсцев, а воинов мукрийских (три тысячи) казнили, закопав их живыми в землю. В 668 году государство Когурё было разгромлено Китайской империей. Мукрийцы остались один на один с Китаем, войска которого вторглись на их земли. В конце VII в. во главе мукрийцев стал по наследству Да Цзожун. В течение длительной борьбы с Танской империей в 698 году он «основал государство Чжень, провозгласив себя королем» (История Дальнего Востока СССР, с. 185).
Мохэ. Бохай. Золотая империя. По Э.В. Шавкунову, Л.Е. Семениченко.
С этого времени начинается новая эпоха в истории племен мукри (мохэ). В 705 г. Китай признал Цзожуна главой государства Чжень, а в 713 г. китайский император издает указ о присвоении ему титула удельного князя Бохая и звания Великого Полководца Левой доблестной охраны и должности генерал-губернатора департамента Хухань. Это был акт особого политического свойства: признать независимость государства Чжень и подчеркнуть особую связь его с Китайской империей. Сын Цзожуна, У и, взойдя на престол в 719 году после смерти отца, значительно расширил свои владения, обеспечил дружественные отношения с киданями и Китаем. С целью подчеркнуть свою независимость, Уи решил дать собственные наименования своих годов правления, девизы, что до сих пор являлось непререкаемым правом китайского императора (и японского тоже). Тем самым независимость Бохая от Китая стала де факто. В начале VIII в. Бохай установил дипломатические отношения сначала с Японией, а затем и Китаем.
Во второй половине IX в. в Бохае обстановка дестабилизируется из-за большого числа мигрантов уйгуров, каганат которых был разгромлен в 840 г. енисейскими кыргызами. Происходят межусобные столкновения, на юге, на Корейском полуострове, возникает ряд независимых образований, одно из которых сложилось в результате отторжения части земель Бохая. Государство получило название Позднее Корё (901 г.), а с 918 года оно называется Корё.
В связи с усилением соседних племен киданей Бохай теряет ряд земель на юго-западе (915 г.), позднее государство киданей Ляо в ходе ряда военных походов отторгает одну провинцию за другой, а затем в 926 году они разгромили войско Бохай, взяли центр Фуюй и Верхнюю столицу. Как единое образование, государство перестало существовать. В течение ряда десятилетий здесь возникали очаги сопротивления киданям, складывались княжества, претендующие на центры консолидации. Но все было тщетно.
Равнинные городища располагались на возвышенных участках долин вблизи рек, имели форму четырехугольника, площадь 4 — 7 га (Николаевское I, II, Марьяновское, Старореченское). Но есть и большие по площади (до 14 га, в частности Краскинское).
Горные городища — на высоких мысах и пологих склонах сопок. Площадь 2 — 5 га, форма определялась рельефом местности. Все городища имели валы и рвы разных размеров, иногда валы укреплены каменной кладкой. В городища вели 2 — 3, а то и 4 ворот, которые бывали дополнительно укреплены. Вокруг городищ часто располагались селища, на которых жили те, кто не мог расселиться в городище.
Политико-административная карта империи Цзинь. Условные обозначения: 1 — государственная граница
Известны буддийские храмы бохайцев. Такие храмы находились и? невысоких сопках. Самый ранний на территории Приморья буддийский храм (VIII в.) исследован на сопке Копыто па правом берегу р. Кроуновки. Чуть позже был построен храм на сопке Абрикосовой в 500 — 700 м северо-западнее первого. Третий храм возведен в окрестностях современного Уссурийска. Один храм обнаружен на территории Краскинского городища. Храмы, крытые черепицей, имели каменные стены, нередко мощеный камнем двор, каменные или земляные оборонительные валы. Собраны многочисленные каменные, глиняные, а также бронзовые статуэтки Будды. Иногда изваяния Будды имели размеры, позволяющие предполагать, что они устанавливались на пьедесталах. Кроме того собраны другие многочисленные находки культового назначения: сосуды, колокольца и пр.
Буддизм в Бохае был государственной религией. Можно считать установленным, что буддийские центры совпадали и с административными. Так, храмы в Уссурийском районе, видимо, были в административном центре бохайского округа Шуайбинь, а храм в Краскинском городище связан и с морским портом, центром бохайской префектуры Янь (История Дальнего Востока СССР, с. 194).
Чжурчжэньский князь
Жилища двух типов: наземные и полуземлянки. Первые, наземные, прямоугольны, площадью 12 — 28 кв.м, а позднее и до 50 м. Пол утрамбован, а иногда покрыт и глиняной обмазкой. По углам стояли несущие столбы. Дом отапливался очагами или канами, а в поздний этап отопление велось только канами. Вторые, полуземлянки, тоже прямоугольные, углублены на 30 — 150 см. Площадь 7—16 кв.м. Отапливались также очагами и канами. Рядом с жилищами часто находили хозяйственные ямы, которые углублены иногда до 1 м, диаметр — 140- 190 см.
В государстве Бохай население успешно занималось пашенным земледелием, что обеспечивало устойчивую оседлость (культурный слой на поселениях достигал мощности 100 — 230 см). Пашни располагались в долинах рек, так как здесь почвы легкие, поддающиеся обработке, хорошо дренированы и высокоплодородны. Бохайцы культивировали чумизу, просо, ячмень, суходольный рис, гречиху и сою. Известно было садоводство и выращивание технических культур: абрикос, слива уссурийская, вишня японская, конопля.
Многообразен сельскохозяйственный инвентарь: чугунные лемехи, отвалы, железный серп; зерно мололи (точнее сказать, толкли) в каменных ступах; пользовались ручными мельницами. На некоторых поселениях обнаруживаются зернохранилища в виде ям глубиною до 50 см и диаметром до 1 м.
Животноводство также было хорошо известно. Кости животных, обнаруженных на поселениях, составляют по преимуществу крупный рогатый скот: от 16 до 37,5% среди костей домашних животных принадлежит ему. Сведения письменных источников о животноводстве очень скупы. Однако о коневодстве они сообщают следующее. Округ Шуайбинь, располагавшийся на Западно-Приморской равнине, известен был как центр коневодства. Бохайцы торговали лошадьми с Китаем; одно время в качестве дани они поставляли киданям ежегодно до тысячи голов лошадей. Лошадь использовалась для верховой езды и как тягловая сила. Заметно развито свиноводство: кости домашней свиньи — очень частая находка на раскопанных поселениях. Хорошо известно разведение собак: можно говорить о том, что четверть костей домашних животных принадлежала ей. Известно было рыболовство. Письменные источники упоминают знаменитые «мэйтоские караси”, вылавливаемые на озере Мэйто, т.е. Большой и Малой Ханки.Бохайцы торговали шкурами тигров, леопардов, соболей, тюленей, гималайских и бурых медведей, диких кошек, белых зайцев, короткомордых и красных собак, голубых и серебристых крыс. Охотились также на бобра, изюбра, косулю, кабана, лося, барсука, красного волка, пятнистого оленя. Известны и птицы, на которых охотились бохайцы: белолобый гусь, орлан-белохвост. На продажу бохайцы поставляли ястребов-тетеревятников, голубей, китовые зрачки, кету, пескарей, сушеных карпов, карасей, женьшень, корни белого аконита, кедровые орехи, мускус, мед, крабов, буйволов, орлиные и фазаньи перья (История Дальнего Востока СССР, с. 199).
Ремесла бохайцев представлены разными типами. Горнодобывающие производства: добыча соли в округе Шуайбинь, золота и серебра в округе Хуайюань (юг Приморья), агата в округе Дунпин. Керамическое производство: помимо посуды мастерские готовили в большом количестве черепицу, терракотовые украшения. Железоделательные производства: изготовление вооружения, орудий земледелия, гвоздей, костылей, скоб. Ювелирное дело: отливка украшений из цветных металлов, ковка, оправка драгоценных камней в украшениях и т.п.
Культура бохайцев — сплав традиционной культуры мукрийских племен и соседних народов. Особенно заметно было в Бохае воздействие культуры когурёсцев. Многие стороны культуры бохайского населения были стимулированы из Когурё.
Государство Бохай. Условные обозначения: 1 — государственная граница; 2 — административные границы; 3 — столицы; 4 — морской порт; 5 — морской путь
Внедряется также китайская иероглифическая письменность, хотя и получила она распространение только в аристократических кругах. Но в широком употреблении была руническая. Затем в Бохае создана слоговая письменность типа ’’иду”, во многом близкая слоговой письменности народа силла (расселенного на Корейском полуострове). В Бохае был издан закон, в соответствии с которым юноша не мог жениться, пока он не овладеет в совершенстве стрельбой из лука и грамотой. Для дальнейшего образования большие группы юношей направлялись в Китай.
Помимо буддизма известно было несторианство и шаманизм.
Бохай оказал заметное влияние на некоторые элементы культуры соседей. В Японии до сих пор живет театральный жанр «боккайгаку», т.е. «бохайский танец”; есть ряд черт в японской музыке и поэзии, заимствованные от бохайцев. Интересна деталь: в японском костюме для крепления кошелей к поясу используется брелок нэцкэ. Бохайцы передали киданям слоговое письмо, некоторые принципы градостроительства, политико-административную систему, известную как ”пять столиц».
К оглавлению учебника В.И. Матющенко «Древняя история Сибири»