Хронология древнего египта. Даты Древнего Египта (периодизация истории)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ! Моя публичная библиотека. Хронология древнего египта


Хронология Древнего Египта

ЭПОХА ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛИ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Доисторическое время,V–VI тысячелетия   5000–4000 гг., новый каменный век. 4000–3000 гг., медный век.Взаимные переходы верхнеегипетских кочевых племён и нижнеегипетских крестьян. Господствующее положение городов Буто, Иераконполя и Абидоса. Тотемные изображения. Местные божества в образе животных и растений. Поклонения матери-богине. Геометрическая орнамика нового каменного века. Первые письмена на памятниках Иераконполя.
Ранняя эра,примерно с 3000до 2780 гг. I династия3100–2690Финикийский период 3100 Нармер /Менес/Аха3000 Джер2980 Джет2950 ДенЦарица Мернейт2925 Аджиб2900 Семерхет2890 Каа Антропоморфикация образа бога. Персонификация сил природы. Царь — воплощение бога мира Гора. Палитра для косметики (известная как палитра Нармера). Вершина искусства резьбы по слоновой кости.
II династия2890–2686 2890 Хетепсехемеви2865 РанебНиничерВенегСенд2700 Перибсен2686 Хасехемуи
Древнее царство, 2686–2181(2780–2250) III династия2686–2613 Cтолица Мемфис;2686 Неферкара2667 Джосер2648 Сехемхет2640 Хаба2637 Хуни Теологическая система Гелиополя (бог Солнца Ра, местный бог Атум) и Мемфиса (местный бог Пта). Царь-сын бога Ра. Сооружение пирамид, начиная с 3-й династии. Ступенчатая пирамида Джосера — первое в мире большое сооружение из камня. Сфинкс в Гизе (4-я династия). Открытый храм Солнца (5-я династия). Рельефы на гробнице Ти.
IV династия2613–2494(2720–2560) 2613 Снофру2589 Хеопс /Хуфу/2566 Джедефра2566 Хефрен Хафра/2532 Микерин /Менкаура/2503 Шепсескаф
V династия2494–2345 2494 Усеркаф2487 Сахура2475 Нефериркара2455 Шепсескара2448 Ранефереф2445 Ниусерра2421 Менкаухор2414 Джедкара2375 Унас
VI династия2345–2181 2345 Тети2323 Усеркара2321 ПепиI /Мерира/2287 Меренра2278 Пепи II /Неферкара/2184 Нитигрет
Первое междуцарствие,ок. 2181 до 2133 гг.(2250 до 2040 гг.)
VII–VIII династии2181–2125IX–X династии2160–2025Период Гераклеополя Большое количество быстро сменяющихся царейХети IХети IIМерикараИби Революции, катаклизмы, вторжения морских народов. Учение о ба. Зарождается вера в то, что каждый умерший попадает к Озирису. Абидос — столица поклонения Озирису. Идея о судьях в Царстве мертвых. Древние нагробные тексты. Упадок и застой пластического искусства.
XI династия2125–2055Столица Мемфис Столица ФивыМентухотеп I /Манта-хатпи/2125 Иниотеф I2112 Иниотеф II2063 Иниотеф III
Среднее царство,примерно от 2133до 1786 гг.(2040 до 1730 гг.) XI династия2055–1985 2055 Ментухотеп II2004 Ментухотеп III1992 Ментухотеп IV Приход культа Амона в Фивы. Более молодые нагробные тексты. Старейший обелиск, установленный в Гелиополе. Гробницы правителей Бени Хазан. Первое упоминание о так называемой игре в кости и о колонне Хатор. Храм мёртвых Аменемхета III, известный как «Лабиринт».
XII династия1985–1795(1991–1778) Резеденция в Фаюме1985 Аменемхет I /Аман-ма-хи/1965 Сенусерт I /Са-на-уасра/1922 Аменемхет II1880 Сенусерт II1874 Сенусерт III1855 Аменемхет III1808 Аменемхет IV1799 царица Нефрусебек
XIII династия1795–1650 В этот период было около 70 царей. Из них:ГорХенджерСебекхотеп IIIНоферхотеп I и пр.1725 до н.э. Себекхотеп IV
XIV династия1750–1650 Второстепенные правители, похоже, что современники ХIII династии.
Второе междуцарствие, примерно от 1730до 1580 гг. XV династия1650–1550(гиксосы) Резиденция Ауарис.Салитис1600 Хиан1555 АпопииХамуди Внедрение сирийских богов; Ваал приравнивается Сету. Последняя царская гробница в виде пирамиды (17-я династия).
XVI династия1650–1550 Второстепенные гиксосские правители, современники XV династии.
XVII династия1650–1550(1680–1580) Местные правители из Фив, в их числе:ИнтефТаа I1560 Таа II1555 Камозе
Новое царствоот 1580 до 1085 гг. XVIII династия1550–1295(1580–1314) 1550 Яхмос1525 Аменхотеп I1504 Тутмос I1492 Тутмос II1479 Тутмос III1473 Хатшепсут1427 Аменхотеп II1400 Тутмос IV1390 Аменхотеп III1352 Аменхотеп IV Эхнатон (Резиденция в Амарне)1338 Нефернефруатен1336 Тутанхамон1327 Эйе1323 Хоремхеб Амон становится богом государства. При царе-«еретике» Эхнатоне монотеизм как вера только в Атона. «Книга Мёртвых» как оснащение гробницы. Сооружение храма Амона в Фивах. Храм мертвых Хатшепсут в Эль-Бахри. Колосс в Мемносе — статуя сидящего Аменхотепа III. Гробницы ночи и Рамос. Натуралистическое искусство периода Амарны. Храм мертвых Сетоса I в Абидосе. Храм в скале в Абидосе. Строительство «большого храма» Мединет Абу (начатого Рамзесом III).
XIX династия1295–1186(1914–1200) Новая резиденция: Рамзес1295 Рамсес I1294 Сети I1279 Рамсес II1213 Мернептах1203 Аменмессу1200 Сети II1194 Саптах1188 царица Та-усерт
XX династия1186–1069 1186 Сефнакхте1184 Рамсес III1153 Рамсес IV1147 Рамсес V1143 Рамсес VI1136 Рамсес VII1129 Рамсес VIII1126 Рамсес IX1108 Рамсес X1099 Рамсес XI
Переход к позднему периоду,с 1085 по 663 гг. XXI династия1069–945 (1085–950)(таниты) Резеденция в Танисе в Верхнем Египте1069 Смендес1043 Аменемнису1039 Псусеннес I993 Аменемопе984 Осоркон Старший978 Сиамон959 Псусеннес II Считавшиеся до сих пор носителями священных качеств животные становятся сами объектами поклонения, особенно бык, крокодил и кошка (растущее значение богини Баст). Частое изображение фигур, несущих наос. Исключительно реалистически выполненные статуи при 25-й династии.
XXII династия945–715 (950–730)(ливийская) Основана ливийским военачальником в Бубастисе945 Шешонк I924 Осоркон I890 Шешонк II889 Такелот I874 Осоркон II850 Такелот II825 Шешонк III773 Пами767 Шешонк V730 Осоркон IV
XXIII династия945–715(танитская/ливийская) Разные синхронные правители в Гераклеополе, Гермополе, Леонтополе и Танисе (Пер-Рамсесе), в том числе:818 Петубастис I780 Шешонк IV777 Осоркон III
XXIV династия727–715(ливийская) 727 Бакенренеф
XXV династия747–656(нубийская) 747 Пи716 Шабака702 Шабатака690 Тахарка664 Танутамани
Поздний период,с 663 по 332 гг. XXVI династия664–525 (663–525)(Саис) 672 Нехо I664 Псамметих I610 Нехо II595 Псамметих II589 Априй570 Яхмос II526 Псамметих III Теологизация религии приводит к народному противоположному течению, выросшему из магических представлений и практики. Так называемый Серапеум (сооружение для гробницы Аписа). Псаметика I в Саккаре.
XXVII династия525-404(первый персидский период) 525 Камбиз522 Дарий I486 Ксеркс I465 Артаксеркс I424 Дарий II405 Артаксеркс II
XXVIII династия404-399 28–30-я династии с последним местным князем в Дельте.404 Амиртей
XXIX династия399–380 399 Неферит I393 Ахорисок380 Неферит II
XXX династия380–343380 Нектанеб I 362 Тахос360 Нектанеб II
XXXI династия343–332(второй персидский период) 343 Артаксеркс III Окхус338 Арс336 Дарий III Кодоман
Греческий период,от 332 до 30 гг.до н.э.   332 г. Завоевание Египта Александром Македонским; Династия Птолемеев со столицей в Александрии. Птолемей I утвердил образ эллинистического и египетского гибрида бога Сераписа. Распространение по Египту культуры Изиды. Храм Хнума в Эсне; Храм Гора в Эдфу; Храм Хатор в Дендере; Двойной храм Сухоса и Хороериса в Ком Омбо.

s30556663155.mirtesen.ru

Основные даты в истории Древнего Египта

Хронология Древнего Египта — основные даты и события в истории древнеегипетского государства от древнего до нового царства.

полная хронология Древнего Египта

3100 — 2600 гг. до н.э. Древний Египет.

Первой значительной фигурой в истории Египта был Мина (Нармер), воинственный правитель, основавший первое объединенное царство Египет. В течение последующих 1500 лет египетская цивилизация процветала на берегах Нила, находясь в относительной изоляции от остального мира.

2600 — 2000 гг. до н.э. Древнее царство.

В период правления с III по VII династии столицей царства был Мемфис. За период военных компаний в Палестине и Нубии, Египет распространил свое влияние на Верхний Нил, территорию современного Судана. Несмотря на многочисленные военные успехи, внутри царства часто наблюдались беспорядки и волнения. Верховная власть была неустойчивой и менялась путем насильственного свержения или распада династий. Регулярных армий не существовало.

2000 — 1600 гг. до н.э. Среднее царство.

С началом правления XII династии фараоны ради поддержания порядка в стране организовали несколько хорошо обученных, профессиональных регулярных армий с резервными нубийскими частями. Они стали ядром более крупных сил для защиты от захватчиков или для экспедиций вверх по Нилу или через Синай. Военная стратегия являлась в основном оборонительной, укрепления блокировали Суэцкий перешеек и южные границы у первого порога Нила.

1800 — 1600 гг. до н.э. Вторжение гикосов

Египет пережил первое в своей истории иноземное вторжение, пребывая в состоянии внутренней раздробленности и упадка. Семиты-гиксосы впервые познакомили египтян с лошадьми и колесницами, запряженными лошадьми. Постепенно они расширили область своего проникновения на юг (ок. 1700 г.), пока полностью не заняли Египет. В последующие столетия они установили свое владычество, управляя Египтом из Дельты через местных правителей, жестоко подавляли частые восстания.

1600 г. до н.э. Восстание в Фивах.

Местная знать изгнала гиксосов из Верхнего Египта.

1580 г. до н.э. Возникновение Нового царства.

Фараоны создали сложную и грозную военную машину, предполагающую применение колесниц, нового вооружения и стрельбы из лука, многое позаимствовав у гиксосов.

1580 — 1557 гг. до н.э. Правление Яхмоса.

Он окончательно прогнал гиксосов в Палестину, вновь объединив Египет под местным правлением. Яхмос восстановил сильную центральную власть, подорвав местничество провинциальной знати. Позже он отвоевал Нубию, ушедшую из-под контроля во времена правления гиксосов, и создал первую в истории Египта регулярную армию на основе отлично обученных, дисциплинированных лучников; широкое применение нашли и устрашающие гиксосские колесницы.

1546 — 1507 гг. до н.э. Правление Аменхотепа I и Тутмоса I.

Они расширили влияние Египта на запад в Ливию, на юг — в Нубию и на северо-восток — в Палестину и Сирию; египетская армия достигла берегов Евфрата. В дальнейшем, при более миролюбивых правителях, египетский контроль и власть в отдаленных районах значительно ослабли.

1525 — 1512 гг. до н.э. Правление Тутмоса I.

Сильный правитель, он покорил Сирию, дойдя до берегов Евфрата. Завоевав северную часть Нубии, Тутмос I ослабил власть местных царьков.

1491-1449 гг. до н.э. Правление Тутмоса III.

Первые 20 лет своего правления он был только номинальным соправителем своей тетки (или жены) царицы Хатшепсут. После ее смерти (1472 г.) правитель города Кадеша, в Северной Палестине, возглавил сильную коалицию сирийских и палестинских княжеств, выступивших против Египта.

1469 г. до н.э. Битва при Мегиддо.

Тутмос, возглавив египетскую армию (около 20000 человек), неожиданно двинулся маршем в Центральную Палестину. Мятежные вожди собрали войска в Мегиддо, севернее горы Кармел, выставив аванпосты на трех перевалах на юге. Но Тутмос, лично возглавлявший наступление, прорвался через перевал Мегиддо, разметав защитников. Армия союзников во главе с правителем Кадеша находилась под крепостью Мегиддо. Тутмос, заняв удобную боевую позицию, разделил армию на три группы, причем центральная группа находилась под командованием самого фараона. Именно она, прорвав линию сирийско-палестинского войска, решила исход сражения. Египтяне одержали блестящую победу.

1470-1450 гг. до н.э. Рост могущества Египта.

Проведя около 17 военных кампаний, Тутмос не только усмирил мятежных правителей Сирии и Палестины, но и простер власть Египта до границ Хеттского царства в Малой Азии, а также на северо-запад в Месопотамию. Восточное Средиземноморье также находилось под контролем египетского флота.

1380-1365 гг. Правление Эхнатона.

Серьезные внутренние религиозные разногласия ослабили власть египтян в отдаленных провинциях. Воинственные хетты захватили Сирию, а также большую часть Палестины, воспользовавшись помощью местной знати.

1352-1319 гг. до н.э. Правление Хоремхеба.

В то время, как Египетское царство, казалось, уже стояло на краю гибели, власть захватил военачальник Хоремхеб, основавший XIX династию. Он восстановил порядок внутри государства и усилил границы, организовав мощную оборону и послав дополнительные силы.

1317-1299 гг. до н.э. Правление Сети I.

Реорганизованная им армия хоть и отвоевала Палестину, но не смогла пошатнуть власть хеттов в Сирии.

1299-1232 гг. до н.э. Правление сына Сети I Рамзеса II.

Ему удалось частично восстановить империю в пределах старых границ.

1294 г. до н.э. Кадешское сражение.

Рамзес вел армию, насчитывавшую 20 000 воинов и 2500 колесниц (костяк армии составляли ну-мидийские наемники), против оплота хеттов, города Кадеш, на реке Оронте. Его авангард, посланный для захвата Кадеша, внезапно был атакован хеттами и окружен. Египтяне сражались, пока не подошло подкрепление. Попытка Рамзеса захватить Кадеш окончилась неудачей, и он пошел на заключение мира с хеттами.

1200 г. до н.э. Вторжение «народов моря».

Это были захватчики с островов Средиземноморья и из Южной Европы. Большинство их набегов удалось отразить, но некоторые из них, как, например, филистимляне в Палестине, смогли захватить часть побережья и там обосноваться.

1198-1167 гг. до н.э. Правление Рамзеса III.

Он принял трон в трудное время; из Палестины в Египет устремились филистимляне, с запада — ливийцы, в Дельте хозяйничали «народы моря». Рамзес решительно расправился со всеми и восстановил контроль Египта в Палестине. Он был последним из великих фараонов; в последующие века мощь Египта постепенно ослабевала под частыми ударами иноземных захватчиков.

730 г. до н.э. Завоевание Египта эфиопами.

671-661 гг. до н.э.

Ассирийцы завоевывают Египет, изгнав эфиопов.

661-626 гг. до н.э. Период массовых беспорядков.

Постоянные восстания египтян завершились изгнанием ассирийцев.

609-593 гг. до н.э. Кратковременное усиление египетского государства.Египетские войска во главе в фараоном Нехо вторглись в Сирию и Палестину.

609 г. до н.э. Вторая битва под Мегиддо (Армагеддон).

Нехо с легкостью разбил войска евреев под предводительством Иосифа и оттеснил их на север к берегам Евфрата.

605 г. до н.э. Битва под Кархемише.

Вавилонский царь Навуходоносор II разгромил Нехо и изгнал египтян из Сирии и Палестины.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

ageiron.ru

Хронология Древнего Египта (основные даты)

Датадо н.э. Основные события
IV тыс. Образование номов в долине Нила.
 сер. IV тыс. Образование Северного и Южного царств.
 ок. 3200 Объединение Египта Менесом (Нармером). I и II династии. Продолжается борьба Севера и Юга за господство над страной.
 ок. 3000 Правление Джосера. Окончательное объединение Египта. Начало Древнего царства.
 ок. 2900 IV династия. Правление Хеопса, Хефрена. Централизованная деспотия. Большое строительство пирамид.
 ок. 2700 V династия. Правление фараонов Сахура, Неферикара, Неусерра. Усиление номовой знати, ослабление деспотии. Походы фараонов в Ливию, торговые экспедиции в Финикию. Посторойка солнечных храмов.
 ок.2500-2400 Правление Пеппи II (VI династия). Раздача льготных грамот номам. Начало распада Египта.
 ок. 2400 Распад Египта на номы. Упадок ирригационного хозяйства. Постоянные войны между номами.
 ок. 2200 Возвышение Гераклеополя на севере и Фив на юге. Начало борьбы за новое объединение.
 ок. 2100 XI династия. Правление Ментухотепа I.
 ок. 2050 Объединение Египта под властью Фив. Начало Среднего царства (до 1750 г. до н.э.)
 2000 XII династия (до 1788 г. до н.э.)
 2000-1980 Правление Аменемхета I.
 1980-1960 Правление Сенусерта I. Покорение северной Нубии, походы в Палестину, торговля с Финикией.
 1850-1800 Правление Аменемхета III. Завершение ирригационных работ в Фаюме.
 1788 XIII династия. Ослабление царской власти.
 1750 Восстание крестьян и рабов.
 1710 Завоевание Египта гиксосами.
 1650 Возвышение Фив.
 1600 Начало борьбы с гиксосами. Правление Таа II Секененра и Камоса.
 1550-1525 Правление Яхмоса I (начало XVIII династии).
 1530 Изгнание гиксосов из Египта.
 1520-1503 Правление Хатшепсут. Торговая экспедиция в Пунт.
 1521-1473 Правление Тутмоса III. Военные походы в Азию.
 1455-1419 Правление Аменхотепа III.
 1419-1402 Правление Аменхотепа IV (Эхнатон). Реформы против жречества и знати. Правление Тутанхамона. Реставрация Фив.
 1355 Правление Хоремхеба. Новое усиление знати. Первые войны с хеттами.
 1330-1317 Правление Сети I (XIX династия).
 1317-1251 Правление Рамзеса II. Войны с хеттами. Покорение Нубии.
 1312 Битва при Кадеше.
 1296 Мирный договор с хеттами.
 1240 Правление Мернептаха. Войны с ливийцами и «народами моря».
 1210 Восстание сирийца Ирсу.
 1206 Начало XX династии.
 1204-1180 Правление Рамсеса IV. Войны с  «народами моря» и походы в Палестину.
 ок. 1180 Правление Рамсеса V.
 ок. 1050 Правление Рамсеса XII, Херихора. Падение Нового Царства.
 кон. II тыс. Усиление ливийцев
 950 Праление Шешонка I (XXII династия). Помощь Соломону против филистимлян. Поход в Иуду. Господство ливийцев.
 кон. VIII в. Пианхи, царь Эфиопии завоевывает Египет.
 720 Правление Бокхориса (XXIV династия). Закон о рабах-должниках.
 VII в. Тахарка, новое завоевание Египта Эфиопией.
 671 Завоевание Египта Ассирией.
 664 Изгнание Ассирией эфиопов из Египта. Взятие ассирийцами Фив.
 654-610 Правление Псаметиха I (XXVI династия). Освобождение от Ассирии. Объединение Египта под властью одного фараона.
 610-594 Правление Нехо. Организована экспедиция вокруг Африки. Сооружение канала в Красное море.
 605 Помощь ассирийцев при Каркемише.
 нач. VI в. Правление Априя. Войны с Навуходоносором II. Помощь Иуде.
 570 Гражданская война.
 569-525 Правление Яхмоса II (Амасиса). Союз с Лидией, Вавилонией и др. против Персии.
 526 Поход Камбиза в Египет.
 525 Смерть Амасиса. Недолгое правление Псаметиха III. Завоевание Египта Камбизом.

civilka.ru

Хронология Древнего Египта - это... Что такое Хронология Древнего Египта?

 Хронология Древнего Египта

Общая хронологическая таблица древнеегипетской истории

Литература

  • Rachet, G.: Lexikon des alten Ägypten. Düsseldorf, 2002.
  • Hornung, E.: Grundzüge der ägyptischen Geschichte. Darmstadt, 1988.
Категории:
  • Древний Египет
  • Хронология Древнего Египта

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Глизе 876
  • Нюрнбергский процесс

Смотреть что такое "Хронология Древнего Египта" в других словарях:

  • Хронология древнего Египта — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период Позднее царство Персидский период… …   Википедия

  • Хронология Эллинистического Египта — История Древнего Египта Додинастический период          00 · …   Википедия

  • Хронология Додинастического Египта — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период …   Википедия

  • Хронология додинастического Египта — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период Позднее царство Персидский период… …   Википедия

  • Древнего Египта — Большой Сфинкс и Пирамида Хефрена в Гизе Древний Египет  одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда …   Википедия

  • Хронология Древнего царства — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период Позднее царство Персидский период Эллинист …   Википедия

  • История Древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период   & …   Википедия

  • Краткая история Древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период …   Википедия

  • Краткая история древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период …   Википедия

  • Полная история Древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период …   Википедия

Книги

  • Хронология. Путешествие сквозь века: от Большого взрыва до наших дней, Гюс Петер. Эта книга - не энциклопедия и не учебник по истории, здесь нет подробных описаний и дат. Но благодаря ярким образам и самобытным иллюстрациям она производит неизгладимое впечатление, увлекает… Подробнее  Купить за 686 грн (только Украина)
  • Новая хронология Египта. Исследования 2000-2002 годов, Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. В новой книге Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко, основанной на исследованиях 2000-2002 годов, впервые получена полная расшифровка знаменитых ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ, на которыхзаписаны даты… Подробнее  Купить за 540 руб
  • Древние зодиаки Египта и Европы. Новая хронология Египта, часть 2, Глеб Носовский. Книга А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского посвящена датировкам "древних" астрономических изображений – так называемых "зодиаков", встречающихся особенно часто в Египте, но также – в Европе и… Подробнее  Купить за 299 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Хронология Древнего Египта» >>

dic.academic.ru

Хронология древнего Египта - это... Что такое Хронология древнего Египта?

 Хронология древнего Египта

Общая хронологическая таблица древнеегипетской истории

Литература

  • Rachet, G.: Lexikon des alten Ägypten. Düsseldorf, 2002.
  • Hornung, E.: Grundzüge der ägyptischen Geschichte. Darmstadt, 1988.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Хронология додинастического Египта
  • Хронология генетики

Смотреть что такое "Хронология древнего Египта" в других словарях:

  • Хронология Древнего Египта — История Древнего Египта Додинастический период          00 · …   Википедия

  • Хронология Эллинистического Египта — История Древнего Египта Додинастический период          00 · …   Википедия

  • Хронология Додинастического Египта — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период …   Википедия

  • Хронология додинастического Египта — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период Позднее царство Персидский период… …   Википедия

  • Древнего Египта — Большой Сфинкс и Пирамида Хефрена в Гизе Древний Египет  одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда …   Википедия

  • Хронология Древнего царства — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период Позднее царство Персидский период Эллинист …   Википедия

  • История Древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период   & …   Википедия

  • Краткая история Древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период …   Википедия

  • Краткая история древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период …   Википедия

  • Полная история Древнего Египта — См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период …   Википедия

Книги

  • Хронология. Путешествие сквозь века: от Большого взрыва до наших дней, Гюс Петер. Эта книга - не энциклопедия и не учебник по истории, здесь нет подробных описаний и дат. Но благодаря ярким образам и самобытным иллюстрациям она производит неизгладимое впечатление, увлекает… Подробнее  Купить за 686 грн (только Украина)
  • Новая хронология Египта. Исследования 2000-2002 годов, Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. В новой книге Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко, основанной на исследованиях 2000-2002 годов, впервые получена полная расшифровка знаменитых ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ, на которыхзаписаны даты… Подробнее  Купить за 540 руб
  • Древние зодиаки Египта и Европы. Новая хронология Египта, часть 2, Глеб Носовский. Книга А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского посвящена датировкам "древних" астрономических изображений – так называемых "зодиаков", встречающихся особенно часто в Египте, но также – в Европе и… Подробнее  Купить за 299 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Хронология древнего Египта» >>

dic.academic.ru

Новый взгляд на хронологию Древнего Египта – Иосиф Прекрасный в египетской истории. - Хронологии - Каталог статей

Хронология истории Древнего Египта всегда являлась одной из самых сложных проблем египтологии. На трудности определения временных рамок древней египетской истории указывал ещё ученый-энциклопедист XVII в. Атанасиус Кирхер: «Столько разных мнений, столько путаницы в различных летописях, до такой степени различны и разнообразны установленные течения времени, извращения имен собственных, что хронологию Древнего Египта можно назвать непознанной наукой» («Египетский Эдип»).

«Непознанной наукой» хронология истории Древнего Египта оставалась и в XVII и в XIX веках. На её характер мало повлияли археологические открытия в конце XIX – начале XX века.

В 1906 г. американский египтолог Дж. Г. Брэстед писал о чрезвычайно «запутанном состоянии современной хронологии ранней египетской истории» и он имел все основания для такой оценки.

Археологические открытия, совершавшиеся на протяжении XX в., изучение египетской эпиграфики, - все это действительно дало много новых материалов о Древнем Египте, однако состояние хронологии древнеегипетской истории осталось к началу XXI в. в основном таким же, каким было век назад.

«Как ни удивительно, но следует осознать, что зафиксировать подлинные и безусловные даты египетской хронологии чрезвычайно трудно» - писал в своей книге «Летописи фараонов» в 1994 г. английский египтолог Питер Клэйтон.

Но все же современная египтология придерживается определенной периодизации развития Египта. Первым кто систематизировал историю Древнего Египта был египетский жрец Манефон (Мането), живший в III в.до Р.Х. и составивший (на греческом языке) перечень всех египетских династий, на котором и основывается принятая сегодня хронология древнеегипетской истории.

Династия подразумевает правление одной семьи в течении нескольких поколений. Подобное деление на периоды необязательно соответствует реальным переменам во власти, однако данный принцип периодизации существует и сегодня.

Династии обычно сгруппированы в царства – Древнее, Среднее и Новое, - что соотносится с эпохами относительной стабильности. Ранние этапы египетской истории по традиции рассматриваются как Додинастический период, а время царствования первых двух династий как Раннединастический (Тинисский). Исторические промежутки между царствами известны как переходные периоды. За последним – Третьим переходным периодом, наступившим после распада Нового царства, последовал Поздний период.

И не смотря на определенную упорядоченность, все же при пристальном изучении истории Древнего Египта действительно обнаруживается, что она достаточно запутана. Причиной этому может служить то, что у египтян не было сквозного летосчисления, годы считались от восшествия на престол очередного фараона, а династический список содержит много разночтений так как многих фараонов короновали ещё при жизни их отцов, и они становились соправителями. При этом иногда соправители умирали раньше, чем старший правитель. Во многих, хотя и не во всех случаях младший фараон начинал отсчет лет своего царствования параллельно с отсчетом лет правления старшего фараона.

Поэтому чтобы привязать эту хронологию к существующей временной шкале, ученным приходится прибегать к разнообразным непрямым способам датировки. Даты некоторых правлений историки уточняют по происходившим в то время тем или иным событиям, как в самом Египте, так и во внешнем мире. Однако в классической хронологии Древнего Египта по-прежнему остается множество «белых пятен», поскольку достаточно уверенно можно датировать события лишь после 663 г. до Р.Х. (год освобождения Египта от ассирийцев), а весь предыдущий период датируется очень проблематично. Расхождения в датах в современных статьях и книгах может различаться от нескольких десятков до 150 лет.

Именно с этой проблемой датировки правления фараонов пришлось столкнуться автору при написании этой статьи, когда несколько источников представляющих классическую хронологию Древнего Египта предлагают совершенно различные временные отрезки правления того или иного фараона. В данной статье для определения временных отрезков правления фараонов и других событий истории Древнего Египта будет использоваться традиционная хронологическая шкала, предложенная нашим современником - ученым-египтологом Захи Хавассом, генеральным секретарем Высшего совета по древностям Египта.

Как все примитивные народы, самые первые жители Древнего Египта измеряли время, считая лунные месяцы, составляющие 29 или 30 дней. Однако около 2900 г. до Р.Х. египтяне создали календарь, не зависящий от фаз Луны. Египтяне, наблюдая за Луной, сопоставляли её с сезонным «поведением» Нила. Уровень реки измерялся с помощью «ниломера», по которому можно было оценивать высоту подъема воды. Таким образом, египетский год, составлявший 12 месяцев (30 дней каждый), делился на 3 четырехмесячных сезона: Ахет (половодье, разлив – середина июля – середина ноября), Перет (пробуждение земли – середина ноября – середина марта) и Шему («низкая вода», жатва – середина марта – середина июля). Каждый месяц состоял из 3 десятидневных «недель» (декад), каждый день из 24 часов (12 дневных и 12 ночных). Египетский год продлевался до 365 дней – что соответствовало астрономическому году – на пять дней после окончания сезона Шему. Считалось, что это дни рождения богов Осириса, Гора, Сета и богинь Исиды и Нефтиды. Дни рождения пяти богов, завершая солнечный цикл, приводили египетский календарный год к началу – 19 июля по современному григорианскому календарю. Это был день восхода Сириуса, самой яркой звезды на небосклоне, которую олицетворяла увенчанная короной из звезд богиня Сопдет (Сотис). Сведения об этом астрономическом явлении и наблюдения за звездами легли в основу древнеегипетской хронологии.

Египтяне имели относительно точный календарь, однако расхождения в нем сохранялось: длительность календарного года и составляющих его сезонов не совпадала с астрономическим годом. Разница составляла шесть часов. Это означало, что календарный год и солнечный в точности совпадают лишь раз в 1460 лет. Впрочем, древних египтян это мало беспокоило, и недостающее звено было восполнено только в Птолемеевский период (304-30 гг. до Р.Х.), когда Птолемей ІІІ ввел понятие «високосного года» и установил дату наступления нового года – 29 августа. 

Сотическое летоисчисление в Древнем Египте и его ущербность.

Информация о сотическом календаре сохранилась благодаря книге римского писателя Цензорина (ІІІ в.). Согласно сведениям автора в последний раз гелиактический восход звезды Сотис под египетский новый год произошел в 139 г. по Р.Х.. В некоторых египетских памятниках содержатся намеки на восход Сотиса, наблюдавшийся в царствование такого-то фараона. Эти данные также легли в основу хронологии исторических событий Древнего Египта.

На самом деле сотическое летоисчисление создает неимоверные трудности для хронологии истории Египта. Например, эпоха владычества гиксосов, согласно Менефону, продолжалась 511 лет. Однако современные историки, составившие египетскую хронологию на основании астрономических данных, допускают для периода гиксосов не больше 108 лет. Дело в том, что конец XII династии Среднего Царства приходится согласно астрономическим вычислениям, составленным с учетом сотической эры, на 1783 г. до Р.Х.. Затем следует XІІІ династия и период гиксосов. После гиксосов следует XVIII династия Нового Царства, которая началась – опять таки по расчетам сотического календаря – в 1580 г. до Р.Х. Отсюда можно заключить, что на XІІІ династию и на гиксосов остается 200 лет. Только потому, что XІІІ династия состояла из фараонов-долгожителей египтологи не смогли выделить на гиксосов более 108 лет! Эта цифра находится в явном противоречии не только со списками многочисленных фараонов-гиксосов, но и с огромными культурными и другими изменениями, которые Египет претерпел в результате правления гиксосов.

В свое время британский египтолог Питри Флиндерс настаивал на том, что гиксосам надо дать не менее 1660 лет, то есть один дополнительный сотический период – 1460 лет!

Следует отметить, что хронология истории Древнего Египта создавалась выдающимися учеными и является гордостью современной египтологии. На базе хронологии Древнего Египта строится датировка археологии всего Древнего Востока.

Библейская история ближневосточного региона представленная в ветхозаветных книгах Священного Писания имеет все-же строго упорядоченное изложение. Так, время правления царей Израиля и Иудеи представлено очень последовательно с подробным описанием исторического контекста, которое в свою очередь согласуется с ассиро-вавилонскими памятниками, а также с богатой литературой древнегреческих писателей, в соответствии с которой также написана история античного мира.

Но как мы увидим ниже очень трудно синхронизировать классическую историю Древнего Египта с библейской историей, в частности с периодом Исхода. Именно этот временной отрезок (период Исхода) в данной статье для нас представляет наибольший интерес.

При соотношении современной египтологии и исторического изложения Священного Писания библеист-исследователь сталкивается ещё с одной трудностью - науке вообще ничего неизвестно о пребывании древних евреев в Египте! По крайней мере, нет никаких археологических свидетельств подтверждающих достоверность изложения глав книг Бытия и Исход повествующих о миграции евреев из Ханаана в Египет и обратно - в Землю Обетованную. Исход евреев из Египта зафиксирован только в Библии, египетские источники по этому поводу хранят полное молчание.

Да и Священное Писание очень скупо сообщает об историческом контексте Исхода. Единственный намек в Библии содержится в словах относящих время Исхода ко времени фараона, «который не знал Иосифа» (Исх. 1:8).

«Поскольку Иосифа не знает ни одна хроника египетских фараонов, этим фараоном мог быть какой угодно. Исход мог происходить – во времена любой из тридцати(!) египетских фараонских династий…» - пишет современный израильский ученый Рафаил Нудельман в своей книге «Загадки, тайны и коды Библии». 

«Проблема» Исхода.

Сегодня современной библеистике известны несколько вариантов датировки Исхода в согласовании с хронологией Древнего Египта, но между предлагаемыми гипотезами существует разбежность в несколько столетий! Это действительно является «проблемой Исхода».

Рассмотрим эти теории.

1. Согласно самой распространенной концепции, которой сегодня придерживаются большинство библеистов, это гипотеза, отождествляющая кочевников-гиксосов (егип. «аму») с кочевниками-евреями пришедшими в эпоху появления Иосифа Прекрасного при египетском царском дворе, а Исход израильтян – с изгнанием гиксосов. Автором этого предположения является также вышеупомянутый жрец Манефон.

Действительно, к концу XII династии (1985-1795 до Р.Х.) вооруженные западносемитские скотоводческие племена из Ханаана проникают в дельту Нила и обосновываются вокруг города Аварис.

«Бог неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно…» (Манефон).

Коренные египтяне этих захватчиков называли «хека-хасут» («иноземные правители»). У Манефона в его труде на греческом языке, появляется термин «Гиксос» («цари пастухов»), откуда и произошло наименование «гиксосы», а это делает понятными слова книги Бытия: «Мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт. 46:34).

В течении 100 лет эти пришельцы внедрялись в жизнь и культуру Египта, а к 1650 г. до Р.Х. они уже правили Нижним Египтом, устроив столицу в Аварисе. Отсюда их влияние распространилось на Мемфис и на весь Средний Египет. В то же время на юге египетские фараоны XVII династии из Фив вершили власть над Верхним Египтом.

Согласно сведениям Манефона, дополненными данными археологии, многие гиксосские фараоны (XV-XVII династия) действительно носили семитские имена (Салитис, Бнон, Апахнан, Апофис (Апопи), Ианнес (Хиан), Кертос (Хаумуди), Иакоб-Эр, Семкен, Анат-Эр). Примечательно, что именно с именем гиксосского фараона Апофиса (Апопи) связано предание, сохранившиеся благодаря «Хронике Евсевия», по которому, именно этот фараон, был современником Иосифа Прекрасного.

Именно с изгнанием гиксосов, которое произошло в 1580 г. до Р.Х. отождествляется Исход израильтян из Египта. Мало того, цитируя версию жреца Манефона иудейский историк Иосиф Флавий передает отчасти согласованную с библейской историей версию пребывания евреев в Египте и их исхода в Землю Обетованную, а также их дальнейшее обоснование, с постройкой Храма в Иерусалиме.

«Он (Манефон) начал с утверждения, что великое множество наших предков (евреев) пришло в Египет и покорило местное население; затем он сам признал то, что некоторое время спустя они снова были изгнаны и захватили нынешнюю Иудею, где основали город Иерусалим и построили Храм» (Иосиф Флавий «Против Апиона»).

Гипотеза, по которой гиксосы отождествлялись с евреями, трудно согласуется с тем фактом, что евреи в Египте были угнетенными невольниками, а гиксосы – всемогущими владыками. Хотя, можно допустить, что при Иосифе Прекрасном евреи могли быть и в привилегированном состоянии, но вряд ли владыками Египта!

Далее, после изгнания гиксосов в истории Древнего Египта началась знаменательная глава – эпоха Нового Царства (XVIII – XX династии). Египет вновь стал сильным централизованным государством. Фараон Яхмос I вернул власть над Нубией на юге, а также Сирией и Палестиной на севере. А уже третий фараон Нового Царства Тутмос I расширил влияние Египта вплоть до берегов Евфрата на Ближнем Востоке! Вряд ли события Исхода могли бы произойти именно в этот период, и новые египетские власти позволили бы беспрепятственно овладеть изгнанным евреям-гиксосам Ханааном, территория которого являлась подведомственной Египту.

2. При Аменхотепе III – девятом фараоне Нового Царства Египет жил в мире со своими соседями. Страна процветала. Но его сын и преемник на престоле Аменхотеп IV, он же Эхнатон мало интересовался внешней политикой, да и государственными делами в целом. Нежелание Эхнатона исполнять роль фараона так, как-то предписывали традиции, повлияло и на международное положение Египта. Из собрания дипломатической переписки («Письма из Телль-эль-Амарны»), найденной в 1887 г. в руинах египетского города Эль-Амарна (Ахетатон «солнечный диск» – название столицы Египта при Эхнатоне), видно, как разваливалась выстроенная предками Эхнатона империя. Данный архив насчитывает более 350 писем, около половины, из которых являются письмами ханаанских монархов своим египетским властителям Аменхотепу III и Аменхотепу IV. Шесть писем из этого архива принадлежали правителю Иерусалима Абди-Хебу (или Абдихепа). Абди-Хеба был одним из приближенных к фараону правителей в центральной части Ханаана и его имя упоминается также в письмах царей соседних городов. Так вот, среди его писем было обнаружено послание, относящееся к XV в. до Р.Х., в котором он (Абди-Хеба) извещает фараона Эхнатона об опасности, нависшей над городом из-за вторжения в Ханаан племени «хабиру» (или «хапиру»). Иерусалим в этом тексте фигурирует под названием Урусалим или Иерушалаим. Из писем выясняется, что Иерусалим, находившийся под египетской властью, переживал не лучшие времена. Абди-Хеба слезно просил фараона прислать войска: «Царь, господин мой, нет больше у Царя его земель! Хабиру ограбили царские земли! Если пошлет Царь господин мой, войско в этом году, то вернет себе свои земли: а если не будет войска, то пропали земли Царя, господина моего…».

Египтяне контролировали эту территорию из нескольких административных центров. Наиболее важными из них были: Газа (где находился главный правитель), Яффо и Бейт-Шеан. Там египтяне завели собственную систему управления и поставили небольшие гарнизоны солдат для поддержания египетского контроля над страной.

Отсюда появилась следующая гипотеза, по которой евреи-хапиру после Исхода спустя традиционные 40 лет вошли в Ханаан – Землю Обетованную и этим дали повод к переживанию египетским союзникам. Таким образом, если к приблизительной дате послания (1400 г. до Р.Х.) мы прибавим традиционные 40 лет, то получим новую дату Исхода – 1440 г. до Р.Х.

3. Наверное, немногие знают, что тема Исхода в истории Древнего Египта была не безразлична и известному основателю психоанализа Зигмунду Фрейду. Именно он в своей книге «Если бы Моисей был египтянином» отнес Исход к периоду смуты после смерти фараона Аменхотепа IV (Эхнатона): «По нашей реконструкции Исход из Египта должен был произойти где-то между 1358 и 1350 гг. до Р.Х. – иными словами сразу после смерти Эхнатон

Древнеегипетские эпиграфические памятники.

Но все вышеперечисленные теории являются только догадками и долгое время библеисты не могли обнаружить подтверждения событиям, сопровождавшим Исход, в сохранившихся литературных или эпиграфических памятниках Древнего Египта. Египтология просто молчала. Но совсем недавно внимание приковал к себе папирус, который с 1828 года находится в Лейденском музее. Это сочинение принадлежало мудрецу Ипуверу. Папирус неоднократно обсуждался историками и признан ими то ли сборником притч, то ли туманным пророчеством какого-то древнеегипетского пессимиста, то ли отрывочной хроникой каких то действительных происшествий. Но при внимательном прочтении папируса Ипувера обнаруживается некоторая аналогия хронологических событий с книгой Исход.

К такому же выводу пришли ученные после изучения другого памятника папируса Неферреху («Поучения Неферреху»), хранящегося в Эрмитаже, в котором мудрец по имени Неферреху говорит о внезапной тьме, когда «померкло солнце», когда весь Египет «в перевороте». Примечательно то, что Поучения Неферреху дошли до нас в нескольких списках. Из этого следует, что содержание его было хорошо известно в Древнем Египте.

В 60-х гг. прошлого столетия в окрестностях города Эль-Ариш в северной части Синайского полуострова была обнаружена гробница из черного гранита, исписанная иероглифами. Ученным удалось расшифровать уникальное повествование о девятидневной тьме, после которой армия фараона отправилась преследовать врагов, но утонула в морском водовороте.

При прочтении этих эпиграфических памятников создается впечатление, что они повествуют об одном и том же потрясении, пережитом Древним Египтом. Если же эти памятники являются египетской версией библейского рассказа о 10 казнях, то будет логичным искать Исход в том периоде египетской истории к которому относятся эти памятники.

В современной египтологии по поводу датировки вышеуказанных памятников до сего дня нет единого мнения.

Так, например, Алан Гардинер, после филологического анализа текста «Папируса Ипувера», настаивал на том, что именно этот памятник необходимо отнести к наиболее древней эпохе, т.е. к периоду Древнего Царства.

Другой специалист – Курт Сете, отталкиваясь от того, что в папирусе упоминается нашествие племен «аму», предпочел отнести составление папируса ко времени нашествия гиксосов, которые держали в повиновении Египет между Средним и Новым Царством. 

Древнее Царство. Новейшая гипотеза Исхода.

Ученый-библеист Дэвид Фрей (Техас, США) впервые предложил синхронизировать библейское изложение книг Бытие и Исход с историей Древнего Царства. Вот что получилось: согласно рассказу книги Исход Моисей возвращается из Мидьяна в Египет, получив известие, что фараон, при котором он покинул Египет, умер. Но самому Моисею уже было 80 лет! Возникает вопрос, сколько лет тогда царствовал умерший фараон?

Действительно из монархов Древнего Царства можно выделить как долгожителя фараона Пепи II Неферкаре, который только на престоле находился более 90 лет по одним данным, а по другим 100 лет! После него на престол вступил на очень короткое время Меренре II. Как раз на период его царства припадает распад Египетской империи. Из этого Дэвид Фрей делает вывод, что Пепи II Неферкаре – это фараон, поработивший евреев, а фараон Меренре II – фараон при котором Египет постигли библейские казни, описанные в вышеупомянутых египетских источниках. Другими словами Меренре II – это фараон Исхода. Очевидно, что казни египетские продолжались менее года, после чего фараон Меренре II во время карательной экспедиции, преследуя евреев должно быть погиб в водах Тростникового моря (ивр. «йам-Суф»). Показательно то, что погребальный склеп Пепи II известен египтологам, а вот могила Меренре II – неизвестна. По некоторым источникам Меренре II – последний фараон Древнего Царства. Согласно другим источникам, был ещё наследник и какая-то женщина фараон. Дэвид Фрей предположил, что наследный принц так и не вступил на престол, т.к. умер во время последней казни – смерти всех первенцев египетских. А поскольку другого наследника не было его заменила на престоле мать.

Согласно библейской традиции, общее число лет пребывания евреев в Египте было 210 лет. Если Исход произошел в конце Древнего Царства, то переселение Иакова с сыновьями в Египет должно было произойти на заре Древнего Царства. Отсюда проистекает вопрос, если Иосиф Прекрасный занимал высокий пост и положение в Египте, так может быть сохранились какие-нибудь сведения о нем в египетских памятниках?

Из библейского повествования следует, что Иосиф был первым визирем фараона, мало того эта должность была специально создана для него. Именно Иосиф предлагает фараону «Найти мудрого человека и назначить его над землею Египетской», на что фараон отвечает, что «более мудрого человека (чем Иосиф) им не найти» (Быт. 41:33-38). 

 

Фараон Джосер (III династия) и легендарный визирь Имхотеп.

Начало III династии в Египте, было не только началом первого «золотого века» в истории Египта или «века прогресса», но и временем появления уникальной личности, без которой этот «золотой век» и не представляется возможным – Имхотеп.

Имхотеп, который, согласно Манефону, «изобрел искусство строительства из тесаного камня», действительно жил в начале правления III династии. Его личность впоследствии стала символом эпохи прогресса, развития и высокой творческой энергии. Он был главным архитектором и первым советником фараона Джосера. О могуществе, которым он обладал в период правления Джосера, свидетельствует тот факт, что ему была дарована уникальная честь начертать свое имя и титулы на основании статуи самого фараона! Даже сыновьям фараона не представлялась такая привилегия.

Имхотеп не происходил из царской семьи, тем не менее, именно Имхотеп, мудрец и писатель, считался покровителем писцов в период Нового Царства.

Для нас важно, что в надписи обнаруженной в Южном Египте сообщается, что во времена фараона Джосера в Египте был семилетний голод, и что фараон обратился за советом к своему мудрому визирю Имхотепу. Согласно этому памятнику, Имхотеп сообщил фараону, что разливы Нила контролируются богом Хнум, храм которому был посвящен в Элефантине. Джосер «ублажил» этого бога, отдав ему большую территорию египетской земли.

«Если предположить, что Имхотеп – это библейский Иосиф, то не являются ли события вышеупомянутого памятника отголоском библейской истории о семилетнем голоде, который постиг Египет и после чего Иосиф был назначен визирем фараона? Разумеется, Иосиф мог рассказать фараону не о Хнуме, а о Едином Боге Авраама, Исаака и Иакова и о том, что Нил, как и все силы природы, подчинен Всемогущему» - именно так считает современный библеист Дов-Бер Хаскелевич, впервые предложивший отождествить библейского Иосифа Прекрасного и визиря Имхотепа.

Далее по библейскому повествованию фараон выделил область Гошен для поселения престарелого отца и братьев Иосифа: «Земля Египетская пред тобою. На лучшем месте посели отца твоего и братьев твоих. Пусть живут они в земле Гошен» (Быт. 47:6).

Египетские источники сообщают, что Имхотеп занимал чрезвычайно влиятельную должность номарха в Гелиополе (греческий вариант египетского наименования города «Он» в Северном Египте). Примечательно, то, что в Таргуме Онкелоса (перевод Пятикнижия Моисеева на арамейский язык) в цитате «… и дал ему (Иосифу) в жены Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского (Гелиопольского)» (Быт. 41:45) фрагмент «дочь Потифера, жреца Илиопольского» переводится как «дочь Потифера, начальника Она». Другими словами «главы города», или точнее «главы нома» - титул, сохранявшийся в семье и переходивший по наследству от отца к сыну или как преданное, от тестя к зятю. Можно предположить, что женитьба Иосифа Прекрасного на Асенефе, предполагала в дальнейшем наследственное участие в управлении областью (номом) Гелиополя.

Далее в книге Бытия (47:20-26) рассказывается, что Иосиф откупил для фараона земли всех египтян за зерно, которое он давал им взамен во время голода. Теперь земля считалась собственностью фараона. Египтяне могли и в дальнейшем владеть ею, обрабатывать, собирать свой урожай, но пятая часть урожая с их полей теперь принадлежала фараону, и её они должны были сдавать в царское зернохранилище. Исключение составляли жрецы-номархи – главы номов (областей) Египта, которые были освобождены от этого, в соответствии с принятым законом: «Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей» (Быт.47:22)

Действительно, в египетских памятниках времен изгнания гиксосов из Египта есть сообщение, о том, что египетская земля являлась собственностью фараона, и что земли, принадлежащие знатным жрецам-номархам, были исключением из этого правила. В классической египетской историографии принято считать, что этот уклад существовал задолго до предполагаемого появления Иосифа в Египте. Но вместе с тем, египтологи констатировали, что не кто иной, как Имхотеп ввел налог на одну пятую часть урожая. Именно в этот период Египет превращается из полуплеменного союза в высокоорганизованное государство. Этот период истории Древнего Египта известен как «век пирамид». Только сильное централизованное государство могло обеспечить мобилизацию массового труда на строительстве грандиозных погребальных комплексов – пирамид. Можно предположить, что с помощью Иосифа Прекрасного скупавшего все земли Египта в пользу фараона, и была достигнута централизация государства, объединившая колоссальные территории вокруг египетского монарха.

О том, что к Имхотепу относились с большим трепетом, свидетельствует то, что в Туринском папирусе Имхотеп назван «сыном бога Птаха». Это первое свидетельство того, что он очень рано начал считаться полубогом. Полное обожествление состоялось намного позднее, в Саисский период. А археологами было найдено большое количество изображений-статуй сидящего мудреца Имхотепа со свитком папируса на коленях. Так вот, при пристальном физиономическом исследовании этих артефактов обнаруживается важная деталь - Имхотеп не был даже египтянином! Его скульптурные изображения обнаруживают семитские черты лица. А вышеупомянутый ученый Дов-Бер Хаскелевич обнаружил даже фонетическое созвучие семитского имени Иосиф (Йосеф) и египетского Имхотеп (Хотеп): «Хотеп – составная часть некоторых египетских имен: Птахотеп, Аменхотеп и др. Попробуем сравнить, как имя Иосиф трансформируется при переходе в некоторые европейские языки: Иосиф, Йозеф, Джозеф, Джузеппе, Хозе и.т.д. … Чередование звуков «с» и «т» является нормальным для многих афро-азиатских и индоевропейских языков».

Несмотря на трепетное отношение египтян во все времена к личности Имхотепа (последнее упоминание Имхотепа встречается в надписи с острова Сехел и относится к Птолемеевскому периоду (304-30 гг.до Р.Х.)) удивляет ещё одна важная деталь, почему до сих пор не обнаружена гробница этого легендарного мудреца, зодчего, визиря фараона? А может её просто нет на территории Египта? Этот вопрос-предположение можно поставить, учитывая библейский контекст вывоза израильтянами во время Исхода из Египта в Святую Землю мумифицированных останков Иосифа Прекрасного: «И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда (из Египта)» (Исх. 13:19). 

Заключение.

Принятое современной наукой деление египетской истории на царства (Древнее, Среднее, Новое) с точки зрения современной критики является искусственным, и не соответствует фактическому положенииею вещей. Современные египтологи сегодня признают, что некоторые династии, которые числятся у Манефона, царствовали одновременно с другими династиями в разных частях страны. Многое из того, что ученые относят к Древнему Царству, может рассматриваться, с этой точки зрения, как современное Среднему или даже Новому Царству. Таким образом, древнеегипетская история значительно сокращается, и Древнее Царство может быть помещено во вторую половину или даже в конец второго тысячелетия до Р.Х.

И в заключении мы можем констатировать, что египетская история, составленная из обрывочных сведений, может иметь более чем одну интерпретацию. А классическая, стандартная историография Древнего Египта под давлением новых данных археологии в скором времени вообще будет вынуждена отказаться от сотической хронологии.

Но для нас в первую очередь важно то, что все таки можно согласовать библейский контекст пребывания евреев в Древнем Египте и их дальнейшей миграции с такой многогранной, и до сих пор не сформировавшейся дисциплиной – хронологией Древнего Египта. 

 

http://ipodiakony.org.ua/trsknar10.html

znaniya.ucoz.ua

Хронология древнего египта

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТАСами древние египтяне практически не оставили нам сведений о хронологии собственной истории. Однако до нас дошли так называемые царские списки – перечисление царей с указанием продолжительности их правления (это Палермский камень, Туринский царский папирус, списки Тутмоса III в Карнаке и Сети I в Абидосе, наконец, базирующийся на всех предыдущих, список Манефона). Таким образом, данные памятники являются источниками для установления относительной хронологии. Абсолютная хронология основана на так называемых датах Сотиса (греческое название Сириуса, древнеегипетское - Сопдет). Поскольку календарный год египтян был примерно на ¼ дня короче астрономического, появлению Сириуса на небосклоне придавалось особое значение. В тех случаях, когда восход звезды указан вместе с историческим событием, исследователи получают ключ к абсолютной дате. Такие даты мы знаем для начала Среднего и Нового царств, так что примерно с 2000 года до н.э. мы имеем более или менее прочное основание для установления точных цифр исчисления. Что касается 3 тыс. до н.э., то здесь наша уверенность не столь велика и расхождения могут достигать 100 лет. Во всяком случае, при указании даты правления того или иного царя уместно говорить «около». В литературе могут встречаться и небольшие расхождения в хронологии, которые не должны смущать.ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ И РАННЕДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОДЫ
Додинастический период 5 - 4 тыс. до н.э.
Раннединастический период

0 династия1 династия (Аха (Менес), Атоти (Атотис I), Джер, Уадж, Девен, Аджиб, Семерхет, Каа)

2 династия (Хетепсехемуи, Небра, Нинечер, Унегнебти, Сехемиб, Неферкара, Неферкасокар, Худжефа, Хасехемуи (Перибсен)

Продолжительность примерно 150 лет

3032 – 2853 до н.э.2853 – 2707 до н.э.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

3 династия (Небка, Джосер, Джосерти, Хабаи, Месохрис, Хуни) 2707 – 2639 до н.э.
4 династия (Снофру, Хеопс, Джедефра, Хефрен, Бихерис, Микерин, Шепсескаф, Тамфтис) 2639 – 2504 до н.э.
5 династия (Усеркаф, Сахура, Нефериркара, Шепсескара, Неферефра, Ниусерра, Менкаухор, Джедкара Асоси, Унас) 2504 – 2496 до н.э.
6 династия (Тети, Усеркара, Пепи I, Немтиемсаф I (Меренра), Пепи II, Немтиемсаф II, Нитокрис) 2347 – 2216 до н.э.
7 – 8 династии 2216 – 2170 до н.э.
I Переходный период (9 – 10 династии) 2170 – 2020 до н.э.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

11 династия (Ментухотеп I, Интеф I, Интеф II, Интеф III, Ментухотеп II, Ментухотеп III, Ментухотеп IV) 2119 – 1976 до н.э.
12 династия (Аменемхет I, Сенусерт I, Аменемхет II, Сенусерт II, Сенусерт III, Аменемхет III, Аменемхет IV, Нефрусебек) 1976 – 1793 до н.э.
II Переходный период (13 – 17 династии) 1793 – 1550 до н.э.

НОВОЕ ЦАРСТВО

18 династия (Яхмос I, Аменхотеп I, Тутмос |I, Тутмос II, Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп II, Тутмос IV, Аменхотеп III, Аменхотеп IV (Эхнатон), Семенхкара, Тутанхамон, Аи, Хоремхеб) 1550 – 1292 до н.э.
19 династия (Рамсес I, Сети I, Рамсес II, Меренптах, Аменмосе, Сети II, Сиптах и Таусерт) 1292 – 1185 до н.э.
20 династия (Сетнахт, Рамсес III – Рамсес XI) 1185 – 1069 до н.э.

ПОЗДНИЙ ПЕРИОД (включая III Переходный период – 21 – 24 династии)

21 династия (Смендес, Аменемнесу, Псусеннес I, Аменемопе, Осохор, Сиамон, Псусеннес II) 1069 – 945 до н.э.
22 династия (Шешонк I, Осоркон I, Такелот I, Шешонк II, Осоркон II, Шешонк III, Шешонк IIIa, Памаи, Шешонк V) 945 – 736 до н.э.
Верхнеегипетская линия (Норсиесе, Такелот I, Падибастет I, Иупут I, Шешонк IV, Осоркон III, Такелот III, Руджамон, Ини) 870 – 730 до н.э.
23 династия (Падибастет II (в Бубастисе/Танисе, Иупут II (в Леонтополе), Осоркон IV) 756 – 722 до н.э.
24 династия (в Саисе) 740 – 714 до н.э.
25 (кушитская) династия (Кашта, Пийе, Шабака, Шабатака, Тахарка, Танотамон) 746 – 655 до н.э.
26 (саисская) династия (Псамметих I, Нехо II, Псамметих II, Априй, Амасис, Псамметих III) 664 – 525 до н.э.
27 династия (I Персидское владычество) (Камбиз, Дарий I, Ксеркс I, Артаксеркс I, Ксеркс II, Дарий II, Артаксеркс II) 525 – 401 до н.э.
28 династия (Амиртей) 404 – 399 до н.э.
29 династия (Неферит I, Акорис, Псамутис, Неферит II) 399 – 380 до н.э.
30 династия (Нектанеб I, Теос, Нектанеб II) 380 – 342 до н.э.
31 династия (II Персидское владычество) (Артаксеркс III, Арсес, Дарий III) 359 – 332 до н.э.

ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД

Греческое правление – Птолемеи (Александр Македонский, Филипп Арридей, Александр IV, Птолемей I Сотер, Птолемей II Филадельф, Птолемей III Эвергет I, Птолемей IV Филопатор, Птолемей V Эпифан, Птолемей VI Филопатор, Птолемей VIII Эвергет II, Птолемей IX Сотер II, Птолемей X Александр I, (Клеопатра) Береника III, Птолемей XI Александр II, Птолемей XII Неос Дионис, (Клеоптара) Береника IV, Клеопатра VII Филопатор) 332 – 30 до н.э.

Римские императоры

30 год до н.э – 313 год н.э.

www.uchebcom.ru


Смотрите также