Штандарты римских легионеров. Символика древнего рима
легенда, статуя, памятник, где находится символ Рима
Римская волчица – символ города Рима, скульптурное изображение животного, вскармливающего близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. Волчицу в Риме с давних пор называют «матерью римлян», а после перенесения статуи в конце XV века в Капитолийский дворец закрепилось название «Капитолийская волчица» (Lupa Capitolina).
Легенда
Капитолийская волчица – основная героиня легенды об основании Рима, которая повествует о полубожественном происхождении братьев-близнецов Ромула и Рема.
Они были внуками Нумитора, правителя основанного троянцами города Альба-Лонга. Его младший брат Амулий, захватив власть, расправился с детьми Нумитора: сына убил, а дочь, Рею Сильвию, силой заставил принять обет безбрачия и сделаться жрицей храма Весты – весталкой. Однако через четыре года Рея Сильвия родила мальчиков-близнецов от бога плодородия Марса.
Взбешенный Амулий, боясь мести, приказал казнить племянницу, а ее детей утопить в Тибре. Раб выполнил его приказание – отнес младенцев на берег разливающейся реки и там оставил корзину в надежде, что вода подхватит их и погубит, однако просчитался. Вода ушла, голодные близнецы закричали, их услыхала волчица, оказавшаяся поблизости, облизала и накормила своим молоком. Она приходила, чтобы ухаживать за укрывшимися в тени смоковницы детьми до тех пор, пока на них не наткнулся пастух, который воспитал их и дал имена – Ромул и Рем.
Мальчики выросли умелыми воинами, но однажды в результате боя попали в плен к своему деду. Когда выяснилось их происхождение, они помогли ему вернуть власть в Альба-Лонге (Alba Longa), а сами договорились между собой основать город на Палантинском холме (Palatium) – там, где когда-то Тибр выбросил их на берег.
Пещера
В подтверждение легенды в 2007 году в Риме, на Палантине, прямо под развалинами дворца императора Августа, археологи нашли пещеру, где якобы находились дети, вскармливаемые волчицей.
Установлено, что это место расположения известного с древности храма Луперкале (Lupercale, от латинского lupa – волчица), посвященного Ромулу и Рему. Памятник античности — грот диаметром 7,5 и высотой 8 метров – обнаружили на 16-метровой глубине полузасыпанным землей. Из-за опасности обрушения исследования велись с помощью зондов и видеотехники, но после работ, которые обошлись в 12 миллионов евро, некоторые участки открыли для посетителей. Именно эта точка и принята за место основания Рима.
Статуя
Статуя, отлитая из бронзы, представляет собой изображение стоящей волчицы высотой 75 см, с оскаленной пастью, передними лапами упирающуюся в землю. Под ее брюхом тянутся к соскам два младенца – Ромул и Рем.
Капитолийская волчица, но без младенцев, упоминается в документах с самых древних времен. Долго полагали, что ее отлили в V веке до н. э. этруски, тогда же ее установили в Риме в знак объединения римлян, сабинов и этрусков. Однако последние исследования, которые в 2006 г. проводила реставратор Анна Мария Карруба, сдвинули момент создания статуи на VIII-X века нашей эры.
Фигуры близнецов отлиты явно в другом стиле и появились у сосков волчицы в конце XV века. Автором их назван скульптор Антонио дель Поллайоло.
Из записок Х века, принадлежащих перу летописца-монаха Бенедикта, известно, что капитолийская волчица стояла в Латеранском дворце на месте судилища. Это был не памятник, а скорее божество – «матерь римлян», следящая за поведением своих детей. Упоминания о судах и казнях «у волчицы» встречаются до середины XV века. В 1473-м Сикст IV приказал перенести статую на Капитолий, в Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), где она находится до сих пор.
Памятник и копии
Памятник волчице – копия знаменитой скульптуры, установленная на высокой колонне слева от центрального здания Капитолийского музея и мэрии города. Похожие памятники можно встретить и в других местах Рима, а также по всему миру:
в Пизе (область Тоскана, Италия) памятник можно найти между падающей башней и Пизанским собором ;
они установлены в Латинском квартале Парижа, в испанской Сеговии;
во многих городах Румынии — здесь она является символом культурного наследия;
около олимпийского стадиона в Токио, Япония;
рядом с мемориалом Жуселину Кубичека в столице Бразилии, городе Бразилиа;
в США, где копии скульптуры, отправленные диктатором Бенито Муссолини, установлены в Эден-Парке (штат Цинциннати), в Риме (штат Джорджия), и в Нью-Йорке.
Символ Рима
Волчица в Риме – не просто статуя или памятник, это символ божественности происхождения «вечного города». Поэтому ее изображения присутствуют повсеместно, самые древние можно увидеть на монетах, найденных при археологических раскопках. Волчица также является символом футбольного клуба Roma, изображена на гербе.
Известно, что большим почитателем волчицы был Бенито Муссолини. Для него она была символом стремления возродить Римскую империю, он рассылал копии «матери римлян» по всему миру.
Советуем посетить: экскурсию в Капитолийские музеи с лицензированным гидом в Риме и Ватикане Еленой Вязниковой
Как добраться
Капитолийская волчица в оригинале представлена во Дворце Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Он находится на Капитолийском холме рядом с площадью Венеции (Piazza Venezia) и Римским Форумом (Foro Romano), ближайшая станция метро – Colosseo.
italy4.me
Как придумывалась история древнего Рима. Фальсификатор Петрарка
Кто из нас в детстве не зачитывался историями и легендами древнего мира. И это были не только занимательные истории для внеклассного чтения. Легендарное прошлое древней Греции и Древнего Рима, занимает немало страниц в школьных учебниках истории. Начиная с восемнадцатого века знание античной истории стало мерилом образованности человека. Поэтому не одно столетие школьники заучивают имена римских богов и императоров, даты великих римских сражений и годы постройки грандиозных римских сооружений. В этой статье мы попробуем разобраться, что это за такое – древнеримская история: подлинное прошлое или литературный миф.
Глядя на эти книги, аккуратно расставленные на книжных полках, кажется, что вся человеческая история также упорядочена, а главное доподлинно известна. И у каждого исторического факта, описанного в этих книгах, обязательно есть документальное подтверждение. Но любой серьезный исследователь мировой истории знает, что это не так, потому что большинство этих историй основано не на подлинных документах, а на мифах и легендах.
Петрарка и Рим
О том, что легенды часто возникали на пустом месте, говорит история выдающегося писателя эпохи возрождения Франческа Петрарки. Считается, что он был одним из первых исследователей Древнего Рима и ярым пропагандистом его величия. Петрарка приходил в священный восторг при виде римских развалин. Будучи уже авторитетным и известным поэтом, он ступил во второй период своей жизни – период странствий. Он знакомился с учеными, обследовал монастырские библиотеки, в которых искал античные рукописи забытых авторов. Но наибольший интерес у него вызывали древнеримские памятники, поэтому Петрарка отправился в вечный город, который встретил его массой легенд.
Например, здесь говорили, что Аполлон был астрологом, богом сарацин, и вообще дьяволом. Платона считали врачом, а Цицерона – рыцарем и трубадуром.
Многие из этих легенд откровенно раздражали Петрарку. Они совершенно не соответствовали его представлению о якобы древней античности. К тому же весь этот хаос мифов и литературных источников, абсолютно противоречил тому, что Петрарка увидел в действительности.
Надо сказать, что Петрарка был человеком с обостренным и слегка истерическим восприятием действительности. Поэтому постоянно выдавал желаемое за действительное. Ему тяжело было расстаться с тем образом Рима, который он себе когда-то мысленно нарисовал.
Дымка мечты настолько заволакивала взор Петрарки, что глядя на отчетливую надпись, сделанную на известной римской пирамиде-мавзолее, он настаивал, что это могила Рема. Из массы услышанных и прочитанных историй, Петрарка отбирал лишь те легенды, которые казались ему исторически достоверными и таким образом создавал некоторую унифицированную легенду.
Но кроме нее Петрарка не оставил потомкам никаких доказательств древности Рима, в которой он был так убежден.
nasch-mir.ru
Скипетр римских императоров. - Инна Доценко
Также как у гомеровских царей, знаком царской власти был скипетр и у этрусков. Скипетр считался у греков священным атрибутом самого Зевса. Равным образом он должен был рассматриваться этрусками по отношению к их верховному богу-громовержцу Тини. Дионисий Галикарнасский в рассказе о посольстве побежденных этрусков к царю Тарквинию Древнему говорит, что в знак избрания Тарквиния главою союза 12 этрусских городов этруски принесли ему скипетр с орлом на навершии, золотую корону, сиденье из слоновой кости и т.п.
Юпитер. 1 в. по Р.Х.
В Древнем Риме скипетр (лат. "Ferula", т. е. трость, палка-жезл, который обладатель власти носит в руках во время некоторых церемоний) также относился к важнейшим царским регалиям и являлся атрибутом Юпитера, - бога-громовержца, державного властителя мира, чей культ был неразрывно связан с царским, императорским ритуалом: державное римское величие воплощалось в образе Юпитера, которого олицетворял собой каждый римский император.
Император Август в образе Юпитера. 1 в. по Р.Х.
В республиканскую эпоху посох, подобный царскому (scipio eburneus), отправляясь в курию, носили консулы (два высших должностных лица Римской республики). В качестве знака достоинства уже несколько иной (sceptrum) он сохранился и в императорском ритуале (таким посохом как почетным знаком, награждались также иностранные союзные цари), но императорская власть вернула ему значение царской регалии. Скипетр римских императоров был изготовлен из слоновой кости и увенчан орлом. Орел - исключительный по своей значимости древнейший символ власти. Он посланник и спутник высших божеств (сопровождал Зевса и Юпитера), воплощение небесного огня и солнечного сияния (считается, что он способен смотреть на солнце и при этом не слепнуть). Согласно Пиндару,[1] орлы спали на скипетре Зевса и объявляли его волю людям. Германо-кельтские вороны, как и греческие и римские орлы, также были посланниками высшей воли.
Апофеоз Антонина Пия.
Особенным образом орел связан с культом умерших римских императоров. «Есть у римлян обычай,- говорится в одном древнеримском источнике,- причислять к сонму богов тех императоров, что умерли, оставив после себя детей-преемников; такие почести называются у них апофеозом… Тело покойного предается земле - с пышностью, но в общем также, как хоронят всех людей; а потом лепят из воска изображение покойного, совершенно с ним схожее, и выставляют его при входе во дворец на огромном и высоко поднятом ложе из слоновой кости, устланном покрывалами с золотым шитьем. Восковая фигура лежит на виду у всех, бледная, как больной… Это длится семь дней; приходят врачи, каждый раз приближаясь к ложу… и каждый раз говорят, что ему все хуже. А когда станет ясно, что он уже умер… поднимают ложе, несут его по Священной дороге и выставляют на старом форуме… После этого, взяв ложе на плечи, его несут за пределы города, на поле, называемое Марсовым. Там, в самом широком месте, уже стоит своеобразное строение: четырехугольное, с равными сторонами, состоящее исключительно из скрепленных между собою огромных бревен,- что-то вроде дома. Внутри оно все заполнено хворостом, а снаружи украшивается расшитым золотом коврами, статуями из слоновой кости и разнообразными картинами. На первом, нижнем строении стоит второе такой же формы и с такими же украшениями, только меньше первого; воротца и дверцы, сделанные в нем, распахнуты. Дальше идут третье и четвертое, каждое меньше расположенного под ним, и все это заканчивается последним, которое меньше всех других… Поднеся сюда ложе, его ставят во второе снизу строение; сюда же несут благовония и пахучие растения… Когда вырастает целая гора из благовоний… начинается конный парад перед погребальным строением… когда совершенно и это, преемник императора, взяв факел, подносит его к зданию… Все это очень быстро загорается… Из последнего, самого небольшого строеньица, вылетает орел… Римляне веруют, что он уносит на небеса душу императора…». [Геродиан 4,2, 1-11].
Вознесение Александра. Барельеф. Венеция. Собор Сан-Марко. 11 в.
Особая положительная роль в средневековой православной историографии отводится Александру Македонскому. В Киевском музее храниться золотая диадема 11 века из городища Девичья гора с изображением вознесения Александра Македонского. Предположительно это уникальное украшение принадлежало киевской княгине. Посмертное вознесение на небо царя Александра (kalos basileus, божественного царя) может рассматриваться как апофеоз царской власти. Отразивший его художественный образ запечатлен на многочисленных памятниках византийского и древнерусского искусства.[2] В средние века говорили, что когда Александр Македонский был поднят грифами в воздушные выси, то океан – море[3] показалось ему подобным змее, обвивающее собой всю землю.
Самые ранние изображения двуглавого орла относятся к культуре древних хеттов, где, вероятно, они служили символом верховной власти.[4] В дальнейшем этот символ появляется в Византийской империи. «Удвоение головы не означает двоичности или многочисленности частей империи, но усиливает символику орла. Двуглавый орел репрезентировал власть, которая даже сильнее королевской: власть императора - царя-царей».[5]
Доценко И. Царские регалии, М., 2011, стр. 106-110
[1] Graves R. The Greek Myths, Vol. 1-2, Harmondsworth, Middlesex, 1974.
[2] Сохранились связанные с царским церемониалом золотые кольца, шкатулки из слоновой кости, эмалевые блюда и другие ценные предметы византийского искусства, украшенные этим изображением. «Тема вознесения Александра была столь востребованной, что не составит никакого труда привести длинный список церквей, в которых имеются рельефы с этим сюжетом». (Форкони Д. Александр Македонский: завоеватель мира. М., 2008).
[3] В древности землю представляли утвержденной на водах, ее поверхность - большим кругом, мировой океан (океан-море) со всех сторон обтекает ее кольцом.
[4] Gray J. Near Eastern Mythology, L., 1982.
[5] Сакрализация власти в истории цивилизаций. ч.1, М., 2005, с. 48.
innadocenko.livejournal.com
Штандарты римских легионеров |
Николай Чеботарев
01.11.2013
Лицо войска — это его знамена.Римляне были не только первоклассными воинами, прошагавшими половину Европы. Они еще и умели пустить пыль в глаза, ослепив противников и союзников своим внешним видом. И военные штандарты играли в этом деле важную роль.
У них было несколько видов штандартов, и прежде всего — легендарный орел, аквила.
Аквила
В переводе с латыни «Аквила» — это орел. Орел почитался у римлян особой птицей, ибо был символом Юпитера, их верховного божества. Поэтому-то золотой или серебряный орел, паривший над войском, и был самой главной святыней легиона.
Потеря аквилы считалась тем же, чем в наше время считается потеря полкового знамени. Позором, который можно смыть только ликвидацией воинского подразделения. Легионеров или переводили в соседние легионы, причем всех, до единого, от рядового воина до отцов-командиров. Либо из них создавали новый легион — с новым номером и новым именем.
Легионы, которые в бою потеряли орла, но затем отбили его у неприятеля, хотя и создавали заново, но оставляли им старые имена. Впрочем бывали исключения.
Так, Пятый легион, чьим отличительным знаком, в память об африканских победах, стал слон, в 16 году до нашей эры попал в засаду и потерял своего орла. Однако, несмотря на это, был восстановлен под прежним названием и номером.
Имаго
Имаго — это портрет императора или одного из его родственников. Его выбивали на листе металла и использовали для того, что сейчас называют «насаждение культа личности».
Переносить имаго доверяли одному из офицеров легиона, который назывался имагинифер и всегда находился в первых рядах войска.
Вексиллум
Это уже предок флага в современном понимании этого слова. Вот только носили его на копье, а не на специальном древке, и само полотнище украшали изображением животного.
Право на вексиллум имели вспомогательные и ветеранские подразделения, для которых он был подтверждением освобождения от большинства обязанностей, кроме непосредственно военных.
Поздний вариант вексиллума назывался лабарум — и отличался тем, что нес на себе крест или христограмму, как на этой фотографии:
Дракон
Дракон был кавалерийским штандартом, и скорее всего пришел в римскую армию с кочевниками. В конце 2-го столетия нашей эры восемь тысяч воинов из сарматского племени языгов пришли на службу Рима, часть из них воевала в Британии.
Именно об этих сарматах идет речь в фильме «Король Артур» с Клайвом Оуэном и Кирой Найтли. Кто смотрел, помнят, как эффектно дракон смотрелся на закате.
Как видно по фото, дракон римской конницы состоял из бронзовой головы и хвоста из ткани, который надувался воздухом, проходившим через его пасть во время скачки. Внутрь дракона могли помещать и некое устройство, которое во время езды пропускало через себя встречный поток воздуха и издавало громкий свист или вой.
Сигнум
Сигнум был военным знаком, обозначавшим подразделение внутри легиона — когорту, центурию и так далее. Устройство его было простым. На древке крепились фалеры — знаки отличия и почета. А сверху над ними устанавливался наконечник. На фото мы видим, что он сделан в форме раскрытой ладони — символа присяги верности, которую приносили легионеры.
Доверяли сигнум, как и остальные штандарты, офицеру. В случае с сигнумом, его носитель так же являлся казначеем подразделения.
Фото
Marechal Jacques, John Doran, Alison Clayton, Mr Vistas, Steve Greaves,
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!!
Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок,
или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи
ludota.ru
S.P.Q.R. - bubligum9000
S.P.Q.R. — латинская аббревиатура, которую изображали на штандартах римских легионов и которая использовалась в Римской республике и Римской империи.
Герб Рима.
В настоящее время используется в гербе города Рим, также изображена на многих городских зданиях и люках.
Точное значение аббревиатуры S.P.Q.R., скорее всего, имело архаическое происхождение даже во времена Древнего Рима.
S почти наверняка означает первую букву слова Senatus — «Сенат». Происхождение P неоднозначно, разные исследователи видят здесь первую литеру слов Populus или Populusque, «народ» и «и народ», соответственно.
Жан Огюст Доминик Энгр ( 1780-1867) Ромул, завоеватель "Акрон"
Происхождение Q также является поводом для споров, оно означало или que — «и», или Quirites, или Quiritium. Оба последних - множественное число от Quiris «воин с копьем», но также и «гражданин», которое произошло от имени Квирина (Quirinus), первоначально сабинского божества, чье святилище находилось на Квиринале, одном из семи холмов, на которых возник город. После заключения Ромулом мира с сабинами Квирин вошел в римский пантеон богов. Под именем Квирина почитался обожествленный Ромул.В честь Квирина римские граждане именовали себя квиритами. Квирин — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов» (Populus Romanus Quiritium) (использовалось в официальных обращениях). В более позднее время культ Квирина, оттесненный культом Юпитера и Марса, особой роли не играл. Но наименование «квириты» сохранилось.
Офорт Вацлав Холлар.
R наиболее вероятно означает Romae, Romanus или Romanorum, что переводится как «Рим», «Римский» или «Римлян», соответственно.
Все эти значения приводят к следующим вариантам расшифровки аббревиатуры S.P.Q.R.:
Senatus Populusque Quiritium Romanus o Сенат и граждане Рима, где Quiritium происходит от Quiris — «гражданин».Фрагмент мозаичного пола в Galleria Vittorio Emanuele II в Милане
Можно привести ещё несколько менее созвучных переводов, но более точно передающих смысл фразы:
o «Сенат и свободный народ Рима» (некоторые историки приписывают слову «квирит» значение — «свободный»). o «Сенат и народ квиритов Рима» (дело в том, что «квирит», по сути, является термином, обозначающим гражданина Рима, и аналогов в русском языке не имеет). o «Сенат и гражданское население Рима».
Senatus Populusque Romanus
o Сенат и народ Рима. Эту версию использовали с основания Римской республики и продолжали использовать на протяжении существования Римской империи. В таком виде она появляется на большинстве известных монументов и документов. На арке Тита.Замечательными примерами этого является Арка Тита, построенная около 81 году н. э. для оказания почестей Титу и его отцу Императору Веспасиану. Также эту версию можно встретить на колонне Траяна, которая была построена в 113 году н. э. в знак уважения к Императору Траяну.
SPQR в Ареццо.
Следует помнить, что все без исключения граждане были военнообязаны. Понятие «народ Рима» включало также женщин и детей (но не рабов). Однако эти последние, в отличие от взрослых мужчин, не обладали полноценными гражданскими правами.
В 1998 году создана организация-Новый Рим.
флаг Нового Рима.
Nova Roma (Новый Рим)— международная организация, посвященная возрождению древнего Рима, созданная в 1998 году в США (или в MMDCCLI a.u.c. по римскому календарю) Флавием Ведием Германиком и Марком Кассием Крассом. Зарегистрирована как образовательная и религиозная некоммерческая организация. Nova Roma «ставит целью восстановление классической римской религии, культуры и добродетелей». Декларация, подписанная основателями организации, гласит-
Мы, Сенат и Народ Четвёртого Рима, ради восстановления оснований европейской цивилизации, объявляем о создании Четвёртого Рима, как суверенного государства. Мы провозглашаем Nova Roma независимым государством и республикой, с его собственными Конституцией и законным Правительством, со всеми международными правами и обязанностями, которые такой статус в себе несет …
У развалин древнеримского алтаря.
Так как Nova Roma имеет структуру, заимствованную из древней римской республики, с Сенатом, магистратами, и законами, принимаемыми путём голосования, а также по той причине, что её члены называют себя гражданами Нового Рима или просто римлянами, эту организацию часто относят к микронациям. Вместе с тем, многие из её членов считают её образовательные и религиозные функции более важными, чем реконструкция государства.Nova Roma проводит для своих граждан сборы и фестивали, на которых, часто в исторических костюмах, они обсуждают древнюю культуру, практикуются в латыни, посещают исторические места.
Члены Nova Roma также имеют свои Римские имена, используемые на фестивалях, при ведении бизнеса в рамках организации, и при общении на интернет-форумах. Для новичков существует предоставляемое цензорами руководство по выбору римского имени.
По данным на январь 2008 года, Nova Roma насчитывает около 1000 членов по всему миру, и ещё 1600 из тех, кто не контактировал с группой в течение прошедшего года, но имеет возможность по своему желанию восстановить свое членство, связавшись с цензорами.
www.novaroma.org/
bubligum9000.livejournal.com
Искусство древнего Рима Символ Рима знаменитая Капитолийская волчица
Искусство древнего Рима
Символ Рима - знаменитая Капитолийская волчица.
Капитолийская волчица (лат. Lupa Capitolina) — этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.
Колизей
Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 гг. н. э.
Триумфальная арка
Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Агриппа
Марк Випса́ний Агри́ппа (лат. Marcus Vipsanius Agrippa; 63 до н. э. — 12 до н. э.) — римский государственный деятель и полководец, друг и зять императора Октавиана Августа.
Агриппа играл немалую роль в военных успехах Октавиана Августа, не обладавшего военными способностями: в 36 до н. э. он победил Секста Помпея в морской битве, в 31 до н. э. победой над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций утвердил единовластие Октавиана. Покровительствовал искусствам, построил Пантеон.
Базилика Эмилия
Телега Нептунова
В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар.
После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне.
Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). В 1660 году Георг Швайгер (нем.Georg Schweigger) и золотокузнец Христоф Риттер (нем. Christoph Ritter)представили модель в виде её составных частей.Затем Швайгер и его ученик Иеремия Айслер (нем.Jeremias Eissler) работали над моделью до 1670 года, но полный комплект фигур был выполнен только в 1688-1694 годах.Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt). Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе.В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф. Установленная в настоящее время в городском парке Нюрнберга копия находится там с 1902 года. [1]
Пантеон
Пантеон (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντεζ — все и θεόζ — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Колонна Фоки
Колонна Фоки — коринфская колонна, воздвигнутая на Римском форуме перед Рострой и посвящённая в 608 году византийскому императору Фоке (602—610). Стала последним дополнением к архитектурному комплексу Римского форума.
Колонна 13,6 м высотой, созданная во II веке н. э., была установлена на четырёхугольном пьедестале из белого мрамора, первоначально использовавшемся в монументе в честь Диоклетиана. Надпись на северной его стороне сообщает, что монумент 1 августа 608 года Равеннский экзарх Смарагд посвятил Фоке, установив на вершине колонны золотую статую императора:
Это самый невысокий (40 м над уровнем Форума) и небольшой по площади, но самый значительный из семи холмов Вечного города. Холм надежно защищали отвесные скалы, массивные стены с четырьмя угловыми башнями. Подняться наверх можно было лишь со стороны Форума. Капитолий был одновременно крепостью, религиозным и административным центром.
Наверх ведут три лестницы: левая (122 ступени) круто поднимается к храму Санта-Мария-ин-Арачели; центральная, широкая и пологая, сделана по проекту Микеланджело; а справа есть еще одна неприметная лестница и проезжая дорога.
Фонтан Черепах
Фонтан Черепах на небольшой площади Маттеи - наиболее очаровательный из фонтанов Рима.
Его красота, его изящные линии заставляют верить в легенду о том, что эта жемчужина искусства конца XVI века принадлежит Рафаэлю.Однако это работа Ландини (1585 год).
Помпейские фрески
Помпейские фрески представляют собой картинки Древнего Рима таким, каким его застало извержение Везувия. До обнаружения фресок в Помпеях считалось, что древнеримской живописи не существовало, только скульптура. А как раскопали Помпеи - ахнули. Серия: "картинки Древнего Рима" П.М.
Рельеф с фигурами римских сановников
выступали ораторы, увлекая толпу: отсюда Цицерон ораторствовал против Катилины, а Антоний растрогал римлян своей хвалебной речью на смерть Цезаря. Но за моментами великолепия последовал постепенный упадок, и сначала Форуму пришлось уступить место новым форумам эпохи империи, после чего, он, вместе со всей римской цивилизацией, потрясенной нашествиями варваров, погрузился в мрак долгого Средневековья. В прошлом веке, однако, возник интерес к археологии и начались систематически ведущиеся раскопки.
Храм Антонина и Фаустины
Воздвигнут Сенатом в 141 году н.е. в честь Фаустины, жены Антонина, обожествленной после смерти. В дальнейшем был посвящен самому императору. От храма остались коринфские колонны, поддерживающие изумительно расписанный антаблемент. В XI веке храм был переделан в христианскую церковь, посвященную Сан Лоренцо ин Миранда и перестроен в 17-м веке.
Храм Ромула
Считалось, что этот храм был воздвигнут Максенцием для сына Ромула, умершего ребенком в 307 году н.э., но, вероятно, речь идет о храме Пенатов, сооруженном на месте одного ранее разрушенного храма, на руинах которого построили большую базилику. Большая часть храма сохранилась благодаря превращению в атриум церкви Святых Косьмы и Дамиана (VI век н.э.).
Ипподром Домициана
Большой ипподром Палатина имеет 160 метров в длину и 50 - в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой. Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал на зрелищами и выступлениями гимнастов.
rpp.nashaucheba.ru
Символика цвета | СЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ
Что такое символика цвета? Какую роль играет она в нашей жизни? Согласитесь, что все цвета вызывают какие-либо ассоциации: сознательные или подсознательные. Во все времена разными народами цвета использовались как один из способов выражения своих эмоций, чувств, традиций, социальной принадлежности и т. д. Эта тема настолько велика и обширна для изучения, как и история человечества. Заглянем в нее немного, приоткроем завесу тайного значения цветов.
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
В Египте, стране яркого солнца, дающего жизнь, но иссушающего все живое, яркие, насыщенные цвета приобретают огромное значение. Египтяне представляли цвет как некую особую субстанцию. Они связывали основные цвета с определенными предметами. Некоторые иероглифы, определяющие материальные предметы, раскрашивались одними и теми же цветами. Египетская палитра на протяжении многих веков состояла из 6 основных оттенков. Такая скромность разнообразия цветов объяснялась тем, что в ход шли только натуральные, природные красители. Их получали из цветных металлов и камней.
Красный цвет производился из охры, широко встречающейся в природе. Он символизировал огонь и кровь, связывался как с раскаленной пустыней, так и с возрождением жизни. Через этот цвет египтяне выражали образ мощи Солнечного Бога, способного как давать жизнь, так и отнимать. Красная яшма, сердолик и карнеол использовали для изготовления красных амулетов и изображений, в которых присутствовали яркие огненные и солнечные мотивы. Мужскому телу придавался красновато-коричневый оттенок, женская же кожа тонировалась более мягкими цветами: розовым и желтым.
Желтый цвет также делали из охры. Он символизировал вечность и солнце, как и золотой цвет. Египетские гробницы расписывали этими цветами, тем самым провозглашая причастность фараонов к миру богов, куда они отправлялись после смерти.
Синий и голубой получался из окиси меди с добавлением кальция. Он символизировал небесную лазурь и связывался с цветом первичного океана Нуна, а также с Нилом, дающему жизнь растительности. Это был цвет жизни и возрождения. Огромной популярностью в Египте пользовались амулеты и украшения из лазурита, голубой бирюзы и сине-зеленого фаянса. Абсолютно все жители носили украшения, от рабынь до фараонов, так как они символизировали связь души с телом. Поэтому их носили на тех местах, где пульс прощупывался особенно сильно: шея и запястья.
Зеленый цвет был символом египетской растительности, делали его из окиси меди и малахита. Первые зеленые побеги на полях были не только символом окончания засухи, но и тем,что Бог не оставил Египет, дав новый урожай и процветание стране.
Белый производился из природного мела и гипса. Как мы помним из фильмов и книг египтяне носили белую одежду, которая на солнце буквально светилась.
Черный цвет — это цвет ночи, тайного мира и символ возрождения из мертвых. Изготавливался он из угля или жженой кости. Постепенно палитра цветов расширилась благодаря такому приему как разбелка, визуально это делало цвета боле легкими и прозрачными. Символика цвета это важный аспект для понимания египетского искусства и законов по которым оно строилось.
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ДРЕВНЕМ РИМЕ
В Древнем Риме цвет также имел огромное значение, так как во многом связывался с почитаемыми Богами. В Римской традиции белый цвет был посвящен культу Минервы, богини знаний. Одеться в зеленый означало почтить Венеру — богиню цветущих садов, весны и плодородия. Красный цвет указывал на почитание Марса. Надеть голубые одежды, значило почтить Сатурна и Нептуна. А вот для того чтобы приобрести одежду пурпурного цвета, в Древнем Риме можно было потратить целое состояние. Дело в том, что цену ему придавала редко встречающаяся раковина, которая водилась только у побережья Африки, в Абиссинии, из которой и изготавливали этот цвет. По всему Средиземноморью и вообще в мировой истории красный и пурпурный цвета считались символом власти и как правило их носили люди наделенные оной. Например Нерон запретил ношение пурпурных одежд своим согражданам и однажды заставил раздеться женщину, пришедшее на представление в театр в пурпурном платье.
Официальный костюм гражданина Рима был достаточно регламентирован, тога была белого цвета и если человек занимал какую — то высшую должность, то ее украшала пурпурная кайма. Такая тога называлась — тога претекста. Вспомним как Булгаков описывает Понтия Пилата в «Мастер и Маргарита»: «… на нем плащ с кровавым подбоем…». Только император и полководец в день триумфа мог одеть целиком окрашенную в пурпур одежду. Римляне были достаточными модниками, модели одежды менялись часто, но цвет зависел не от моды, а от традиций. Были приличные цвета и неприличные. Для мужчин любой яркий цвет был неприличным. Тога должна была быть либо белой либо пурпурной, остальная одежда соответствовать цветам шерсти: бежевый, коричневый, серый.
Черный был цветом траура. Но были случаи когда некоторые носили и неположенную одежду, например, куртизанки надевали алую одежду, некоторые мужчины могли носить одежду оранжевую или зеленую. Но эта одежда сразу намекала на их пассивную роль в сексуальных отношениях, и конечно это были рабы. В Древнем Риме существовало выражение «зеленоватые нравы», что имело непосредственное отношение к сексуальной направленности. Женской привилегией было ношение цветной одежды, но при соблюдении четких правил. Основными цветами был оранжевый и желтый, даже невеста носила оранжевое покрывало. Также женскими цветами были зеленый, голубой, синий, а пурпурный и алый носить не рекомендовалось. Одежду не кроили в те времена, ее делали. Кусок ткани ткали на станке определенного размера, а потом с помощью фибул закалывали по бокам. И первоначально ткани были только шерстяными. Но во время Второй Пунической войны Сенат принял закон по которому женщинам запрещалось носить одежду из крашеных тканей, как более дорогих, в целях экономии.
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
В Древнем Китае существовала сложная символика цвета. Были определенные законы, в соответствии с которыми определялся характер окраски ритуальных и парадных костюмов императора и знати. Основными считались белый, зеленый, красный, желтый и черный цвета, которые в свою очередь соотносились с временем года, стихиями и сторонами света. Желтый олицетворял собой конец лета, стихию земли и центр; зеленый соответствовал весне, стихии дерева и восточному направлению; белый — осени, стихии металла и западному направлению; красный — лету, стихии огня и югу; черный — зиме, стихии воды и северу.
Со временем многие древние символы изменили свое значение. В период Мин они приобретают космическую направленность: синий — символизирует Небо, желтый — Землю, красный — Солнце, а белый — Луну. В период Цин, государь был главным жрецом и выполнял функции связанные с земледельческим культом, поэтому желтый цвет стал символом спелых хлебов и Земли. Китайцы называли свою страну Срединной империей, желтый цвет был личным цветом императора и цветом центра. Крыши дворца императора покрывались желтой глазурованной черепицей, а все его вещи были золотисто-желтыми. Такого же цвета одежду носила императрица и ближайшие родственники.
Простолюдинам в Древнем Китае полагалось носить неокрашенное холщевое платье, тогда как знать щеголяла в пестрых цветных шелках. Хотя в середине периода Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) нижним слоям населения разрешалась одежда синих и зеленых цветов. Во время правления династии Мин фамилия императоров записывалась иероглифом соответствующий слову «красный», поэтому одежду красного цвета носила только знать. В период Цин, красный был цветом огня и солнца, символизировал радость и защиту от скверны. Свадебные платья были красными. Коричневые и серые одежды носили во время поста. Белый символизировал скорбь и использовался в траурных одеждах. В повседневной жизни чиновники облачались в однотонные черные или синие халаты, а их жены — в более нарядные туалеты светлых тонов, декорированные вышивкой.
СИМВОЛИКА ЦВЕТА НА РУСИ
За много веков русский костюм не сложился в определенную форму, как такового «русского костюма» не существует. Это обусловлено большой территорией страны и множеством губерний и отдельных поселений. Практически в каждых населенных пунктах наряды отличались друг от друга. В каждой губернии был свой традиционный костюм, который в первую очередь имел смысловую окраску. В русском костюме присутствовало многообразие различных цветов, но основными издавна были те, в которые можно было покрасить ткани в домашних условиях. Для каждого случая был свой костюм, так у крестьянки насчитывалось до 30 костюмов в гардеробе, на все случаи жизни.
Древнейшими цветами являются: белый, красный и черный. Одежда преимущественно была из льна и шерсти. Для того чтобы отбелить эти ткани надо было подвергнуть их обработке и поэтому беленое полотно могли позволить себе только зажиточные люди. Белый цвет символизировал любой переходный период в жизни человека, будь то свадьба или смерть, когда человек оказывался на рубеже этапов своего пути. Традиционно это была белая рубаха, либо чисто белая, либо украшенная смысловой вышивкой. Также белый цвет считался цветом замужней женщины. Белый цвет — цвет Ирия (Рая), символизирует скорбь и печаль, духовную реальность.
Красный цвет с древних времен использовали в обрядовых целях. Его получали с помощью охры, маренового корня и железняка. Он символизировал огонь (защита) и кровь, с потоком которой ассоциировались потоки силы. Отсюда на одеждах появлялись красные полосы, наподобии струй. Молодые девушки часто носили красные одежды, говорящие о том, что они готовы к замужеству. В некоторых русских губерниях красные наряды носили и замужние, здоровые и готовы к деторождению, что было основной их задачей. В языческой религии красный цвет олицетворял Бога Солнца и Огня, следовательно имел мужское начало.
Черный цвет символизировал отказ от мира и размножения. Его носили очень пожилые люди, старые девы, монахи. Хотя в некоторых губерниях его использовали даже в качестве свадебного. Получали его с помощью «чернильных орешков». Молодые люди старались избегать этого цвета.
В нарядах присутствовали желтые и золотистые оттенки, которые можно было получить с помощью охры. Начиная с 13-го века в одежде присутствуют зеленые и синие цвета, но в качестве основных они утвердились только в 18-м веке. Цвет, декорирование и общий облик наряда был для человека своеобразным паспортом, по которому можно было определить его статус, местожительства и даже возраст.
Это лишь маленькие зарисовки на тему символики цвета, хотя некоторые традиции живы и по сей день. Сейчас нас учат относиться к цвету совершенно по другому, в соответствии с цветотипом человека, его природными данными. И наверняка если бы мы больше интересовались нашими национальными нарядами, которыми так восхищаются в других странах, то лучше бы понимали жизнь наших предков, их жизненный уклад и традиции.
В контексте сегодняшних реалий рисунки, декор и узоры не имеют такого значения, как прежде, поэтому все люди выбирают для себя одежду с теми принтами, которые им ближе. Ведь между характером человека и рисунком на его вещах существует определённая связь.
Что Вы думаете по этому поводу?
Оставляйте свои комментарии и делитесь интересной информацией со своими друзьями!
Подписывайтесь на новости сайта и узнаете еще много полезного!