Имена и характеристики египетских богов. Древние египетские имена
Древнеегипетские имена: составление, значение и применение
Древнеегипетские имена подбирались для детей соответствующей страны с особой заботой. Это обуславливалось тем, что жители давних эпох считали, что имя будет играть свою роль во всей дальнейшей жизни малыша, и именно поэтому они старались вложить в него особый смысл, который считали наиболее важным не только для детей, но и для семьи в целом. Конечно, нельзя не отметить почитание Богов, которых в Древнем Египте было достаточно много. Некоторые семьи могли задобрить сразу нескольких Божеств, давая соответствующие имена своим многочисленным детям.
Наиболее распространенные древнеегипетские имена являлись обычными существительными или прилагательными. То есть, девочку могли назвать «Красавица», мальчика – «Смелый» или «Сильный». Следует отметить, что в современности эта традиция из Египта была перенята многими культурами, но наиболее широкое распространение она получила среди восточных народностей, которые также дают имена детям в соответствии с их физическими или другими индивидуальными качествами. В другом случае малыша могли назвать так, чтобы принималась форма определенного заявления. Чаще всего имена включали в себя название Бога, после чего шло какой-либо действие, например «удовлетворен», «олицетворен», «доволен» и многое другое.
Древнеегипетские имена, мужские и женские, могли быть совершено одинаковыми. По сути, такое положение вещей свойственно многим странам не только в прошлом, но и непосредственно в современности. Единственным различием было только то, что окончание женского имени, так же, как и мужского, выделялось соответствующим иероглифом. Нельзя также не отметить, что нескольких детей в одной семье, независимо от их половой принадлежности, могли также назвать одинаково. Чтобы ребенок мог понять, что родители или другие люди обращаются именно к нему, использовались эпитеты – старший, средний или младший.
Древнеегипетские имена, женские и мужские, могли изменяться в течение жизни. Однако для того чтобы появилась такая возможность, должно было произойти какое-то событие, которое могло бы отразиться на личности человека. Люди предпочитали называть себя по-другому тогда, когда посещали храм другого, не соответствующего имени Бога. Были также распространены различные сокращения и прозвища.
Вообще древнеегипетские имена всегда имели важное значение, которое народу удалось сохранить до сих пор. На данный момент, как и в прошлом, нельзя стирать иероглифы с тех или иных памятников, поскольку вместе с ними, по поверьям, стирается и память, а также история человека, который подразумевается в надписи.
Древнеегипетские имена имели не только такое значение, которое сегодня всем известно, но и другое, таинственное. Они использовались для того, чтобы отогнать от одной семьи или целого поселения беду, сохранить урожай, или помочь в любом другом деле. Для этого надо было написать выбранное имя, которое символизировало что-либо негативное – злого духа или свирепого зверя, на посуде или другом хрупком предмете, и затем разбить его. Конечно, это было доступно только тем, кому были известны названия, поскольку только в этом случае обреталась власть над субъектом.
fb.ru
Имена и характеристики египетских богов — Язычество
В письменных источниках имена египетских богов и фараонов содержались в различных легендах, сказаниях, официальных и государственных документах. Со временем некоторые имена стерлись и забылись, а некоторые намеренно были вычеркнуты из истории Египта. Но современные ученые и исследователи стараются восстановить пантеон египетских богов от наиболее древних до самых последних. В сети можно найти картинки египетских богов с именами, мы же представляем краткие характеристики основных древнеегипетских богов.
Итак, список имен египетских богов и богинь. Первым в списке однозначно должен присутствовать Амон-Ра – бог солнца и небесного ветра, которого почитали и возвели в культ верховного божества во времена правления Седьмой династии и позднее. Поначалу культ Амона можно было наблюдать исключительно в Верхнем Египте, где его почитали в качестве бога ветров и воздуха. После того, как произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта наметилось продвижение этого бога, его культ набирал свою силу и благодаря принятым мерам со стороны фараонов и жрецов, Амон слился с богом солнца Ра и стал верховным божеством египетского пантеона. Не стоит отрицать, что это было сделано с политических соображений, но, так или иначе, культ Амона-Ра возрос и с ним не мог идти ни в какое сравнение иной культ.
Анубис – божество, которому приписывали повеление различными погребальными обрядами. По легенде Анубис первым придумал как мумифицировать тело. Поначалу его считали покровителем мертвых, а также повелителем загробного мира. Но с укреплением культа Осириса, Анубис встал на ступень ниже. Он помогал вершить суд над умершими людьми по справедливости.
Апис – бог плодородия и мощи, имеющий внешность быка с характерными отметинами на теле. Благодаря его ритуальному бегу по полям, они засеивались и могли родить растения для людей.
Атон – древний бог солнца, верховное божество, на смену которому пришли схожие образы Амона-Ра. Вместе с ними можно рассматривать и бога Атума, который представлял собой заходящее солнце. Позже все эти образы слились в единый образ бога солнца Амона-Ра.
Баст – богиня-кошка, которая являлась покровительницей любого солнечного света на земле.
Геб – один из богов-создателей земли и всего сущего на ней. Это бог земли, от которого ведут свой род множество других богов.
Исида – богиня судьбы и любви, плодородия и человеческих жизней. Она – богиня-мать для многого живого на земле.
Маат – дочь бога Ра, богиня справедливости и истинности на земле. Она следит за тем, как себя ведут египтяне, а также помогает проводить загробные правдивые суды над умершими.
Месхент – богиня деторождения, которая помогала роженицам переносить тяжелую боль и предопределяла судьбу их новорожденных детей.
Монту – известный во многих уголках мира бог войны, который имел голову сокола.
Нун – бог хаоса и первозданной материи, из которых произошел весь мир. Это из его темных глубин на свет появился Ра, чтобы породить все живое.
Осирис – бог плодородия, давший людям множество знаний и умений для проживания на земле. После убийства Осирис был мертв, но воскрешен, после чего не захотел возвращаться на землю и небеса, а стал править в подземном царстве мертвых.
pagandom.ru
Египетские боги женщины
Подавляющее большинство богов Древнего Египта имеют приемников? Египет подарил древнему миру один из наиболее популярных женских божественных образов – Исиду, которая почиталась как воплощение женской природы, материнства, плодородия и семьи практически во всех культурах, которые соприкасались с египетской цивилизацией.
Дань важности женской природы
Поэтому не удивительно то, каким особым почитанием пользовалась Исида на всей территории Египта. По сути, она была одним из немногих божеств, одинаково почитаемых в разных регионах довольно пёстрой по своему религиозному составу страны: при общих мифологических и магических мотивах в различных номах Египта разные боги почитались с различной степенью интенсивности и даже обладали зачастую разными чертами и функциями. Исида же для всех египтян была своего рода божественной матерью, охранявшей их от разных бед, помогавшей в различных начинаниях и покровительствовавшей в той или иной фазе жизни и даже смерти.
Имена в Древнем Египте, как и у других народов, подчеркивали индивидуальность человека, его характер и внешность, его преданность тому или иному богу, названия животных и растений, названия предметов, профессий, а также имена, указывающие на происхождение из той или иной местности.
Например, Рахотеп – Ра удовлетворен, Нефертити – прекрасная. Наиболее были распространены имена, составной частью которых были имена важнейших божеств: Пта, Ра, Амон, Хор, Исида, Монту и др. Такие имена отражали надежду человека на благосклонное отношение Бога к себе. Например, Джед-Амен-иуф-анх.
Были имена-пророчества – это ответ божества-оракула на запрос родителей.
Были имена-заклятия, которые защищали человека от негативных влияний, и защитником от которых являлось божество. Например: Чаи-Исе-Иму .
Некоторые имена одинаково использовались для женщин и мужчин, они отличались иероглифом в конце.
Как правило, у египтян было два имени, оба личных. Фамилии у египтян не было.
Именам и словам, произнесенным вслух или записанным на папирусе, древние египтяне придавали мистическое значение. Они считали, что если знать тайное имя, то обретаешь власть над этим человеком. Если написать имя врага, хищного животного или злого духа на глиняной посуде и затем, разбить её, то можно убить зло.
Древние египтяне получали при рождении тайное имя, которое держали в тайне, чтобы никто не мог причинить вреда человеку. Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации.
Мужские древние египетские имена
Абант – эфиопский воин
Агенор – жених Андромеды
Агирт – эфиопский воин
Алексипп – спутник Мемнона
Аменхотеп – мир, удовлетворение, от имени египетского бога Амон
Амон – древнеегипетский бог Солнца, царь богов и покровитель власти фараонов
Ампик – жрец Деметры из Эфиопии, певец
Амфифемид – именуется также Гарамантом
Анубис – божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир
Личные имена могут многое рассказать о благочестии цивилизации, в которой они родились. Как правило, имя давалось человеку при рождении, но были имена и приобретенные позднее, во взрослом возрасте.
Египтяне в своих именах хотели высказать то, какими бы они хотели быть для Бога, как бы они хотели Ему служить на земле: “Амон доволен”, “Угодный Атону”, “Полезный Атону”, “Живое отображение Атона”, “Прекрасен Красотой Атона”, “Живущая для Атона”, “Хор в Празднике”, “Живущая Амоном” В этом суть религиозности египтян, их искренности перед Божественным. В их желании быть для Бога именно такими.
Народы других цивилизаций, и выросшие из этих цивилизаций современные люди, даже самые высоко духовные, обычно стремятся быть благодарными Богу, не вызывать на себя Его гнев, реже - любить Его, что и видно по древним и современным именам разных народов.
И совсем другое, более глубокое: быть Ему полезным, т.е. проводником Его воли, быть Его живущим отображением на земле, т.е. отображением Его вечной живой любви, доброты на земле, доставлять Ему удовольствие своими действиями в жизни земной; являть Его Совершенную Красоту на земле.
Есть прекрасные греческие имена:
Защитник, Мир, Факел, Премудрость, Богатый, Божественный и др.
Еврейские:
Любовь Божия, Слуга Иисуса, Слуга Господень
Арабские: Раб Бога, Красивая, Правитель, Правильный, Высокий
Славянские: Богдан, Людмила, Надежда, Любовь, Борис, Ярослав
Латинские: Острый, Достойная, Светлая
Видно, насколько для египтян была важна праведная вера; насколько важны стремления к Божественному, божественным эпитетам, а не к земным, как в сравнительных переводах имен других народов. Понимание египетских имен может “раскрасить” наши смутные, блёклые представления о древнеегипетской религии, народной вере, народном благочестии. Не страх перед Богом, но желание посвятить жизнь ребенка Всевышнему, чтобы он был частью Бога, которую Он никогда не отвергнет.
Отблеск этой мудрости имеет место в именах всех народов, но это лишь отблеск. В египетских же именах сияние славы Бога, которое невозможно не заметить.
Конечно, существовали и простые имена у египтян: Красавица, Маленький, Любимица и др. а так же, как и у многих народов, просто по именам почитаемых Божественных лиц и имена неизвестного происхождения: Сети, Гори, Хормин и Тау, Ири, Синухет и др. Это приближает египетскую народную культуру к земной жизни, но каждый мог приблизить свое дитя не только к высоте фараонов, но и к высоте Бога.
Например, в Древнем Египте такие имена во взрослом возрасте, как правило, приобретались фараонами; их могло быть несколько. Личное имя Аменхотеп III получил при рождении, а одно из царских имен Небмаатра Владеющий правдой Ра. Второе данное фараону Тутанхамону имя Небхепрура Владеющий сиянием Ра. Также и у простых смертных и в других культурах: например, при рождении маленький араб мог получить древнее арабское имя Абан, а во взрослой жизни заслужить имя Амин, что значит “правдивый”, приняв же Ислам, может взять себе еще одно имя Абдулла и т.п.
Эней - легендарный основатель Римского государства. Его имя упоминается в греческой и римской мифологии. На рубеже VI-V веков ...
Зависимость от любовных чувств
Совсем недавно в обширный список зависимостей добавилась зависимость от любви. По-другому, словом «аддикция» обозначается привычка и ...
Оливье Левассер
Среди промышлявших в Атлантическом океане пиратов одним из наиболее известных является Оливье Левассер. Он также был ...
Эгил – гостеприимный крестьянин
В стране великанов, что на востоке, есть королевство Утгард. Там живут могущественные и непобедимые волшебники. Об этом узнал ...
Одноместный автомобиль
Во всем мире потребности в водороде неуклонно растут, водород все чаще применяется для гидрирования и гидрокрекинга для получения...
Прозрачные солнечные батареи
Каждый день мы встречаемся с новыми людьми и очень важно произвести хорошее впечатление. Первое свидание, собеседование или просто встреча на улице, с уверенностью нельзя сказать какого...
objective-news.ru
Список египетских богов - это... Что такое Список египетских богов?
Список египетских богов — список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии. Для удобства список разбит на несколько таблиц.
К местным богам относились божества локальные, связанные с определённой местностью, они имелись не только у областей-номов или их главных городов, но присутствовали во всех более или менее значительных населённых пунктах и местностях.
Культы местных божеств зародились с доисторической древности в форме
, и существовали в Древнем Египте на протяжении тысячелетий, исчезнув вместе с исчезновением
. Претерпевая со временем существенные изменения (
представлений), они оставались, для подавляющей массы жителей данной местности, определяющим культом, порождая, исконно местный религиозный
.
Практически все общеегипетские боги вышли из местных божеств отдельных областей-номов, когда их культ, по тем или иным причинам, стал повсеместным и, иногда, государственным. К ним относятся божества космогонических мифов, абстрактных понятий и боги, упоминаемые в мифологических и иных текстах.
В список включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии.
Имя, воплощения иотождествления
Время почитанияи значимость
Центры культа[2]
Категория
Функции
Описание, священноеживотное, атрибут
А
Акер (множ. ч. — Акеру)
был воплощением:1) ба бога Геба2) во множ. числе: духов земли — змей
известен со Старого царства:второстепенное общеегипетское божество
не было
1) хтоническое божество2) погребальный культ
1) бог земли2) покровитель мёртвых, страж ворот в дуат, страж восхода и заката солнца3) помощник Ра в борьбе с Апопом4) бог-защитник людей
1) два льва (иногда сфинкса), сидящие спинами друг к другу и смотрящие на восток и запад, между ними — знаки горизонта и солнца (т. н. образ «Рути»)2) узкая полоса земли с головами людей (или львов) на конце
Амат
не считалась божеством и её культ отсутствовал
не было
чудовище
обитало в Дуате, в огненном озере, и пожирало грешников, не прошедших испытание суда Осириса
чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота (иногда львицы) и головой крокодила (иногда собаки)
Амаунет
отождествление:Мут
известная со Старого царства:местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской, замещена Мут
• Гермополь Великий[3]
космогоническое божество
1) абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Амон, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)[4]2) позже как супруга Амона
женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии)
Аментет
известная со Старого царства:местная богиня, постепенно ставшая общеегипетскойНовое царство:слияние с культом Хатхор
• Абидос[5]• Мемфис[6]• Фивы[7]
погребальный культ
1) богиня западной пустыни2) богиня запада (царства мёртвых), покровительствовала умершим, встречая их в Дуате и провожая на поля Иалу
женщина с иероглифом «аментет» («запад») на голове (изображалась с протянутыми к умершим в приветственном жесте руками, встречая их в стране мёртвых)
боги слияния культов:Амон-РаАмон-Ра-МонтуАмон-Ра-ХарахутиАмон-ХапиМин-Амон
Старое царство:зарождение культа (3-и гипотезы)[11]
• Гермополь Великий[3]
космогоническое божество
абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Амаунет, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)[12]
мужчина с головой лягушки
• Коптос[13]• Фивы[7]
1) бог природы2) солярное божество
первоначально, возможно, бог воздуха (ветра), позднее бог солнца, покровитель города Фивы[7](«Фиванская Триада»)
человек, увенчанный короной с двумя высокими перьями (иногда и солнечным диском), также мог изображаться в облике барана или человека с головой баранасвящ. животное: баран, гусь
Среднее царство:местный бог, происходило постепенное распространение и возвышение его культа
• Фивы[7]
Новое царство (с XVIII династии):общеегипетский бог, культ постепенно вытеснен Исидой и Осирисом к началу н. э.
• Фивы[7]
1) космогоническое божество2) бог государства
глава пантеона, демиург, считалось, что в нём существуют все боги, люди, предметы («Девятка Ипет-Исут», «Великая Девятка Иуну»)
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании3) выражал одну из сущностей человека — ка («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой человека, в который помещалась печень умершего
Анеджти
Анти — см. Немти
Анубис — см. Инпу
Анукет
АнхурОнурис
известный со Старого царства:местный бог, постепенно ставший общеегипетским
1) бог охоты2) бог войны3) бог-демиург (только в Тинисе[16])4) помогает Ра в борьбе с Апопом и Хору Бехдетскому в борьбе с Сетом
Апис — см. Хеп
АпопАпофис
Атон
известная со Среднего царства:ипостась солнечных боговпериод Нового царства:во время правления Эхнатона общеегипетский бог
• Ахетатон[17]
1) солярное божество2) государственный + монотеистический бог
1) первоначально был олицетворением солнечного диска, позже — бог солнца2) на короткий период был объявлен единым богом, присутствовавшим во всей природе, в каждом предмете и живом существе
солнечный диск с лучами (иногда увечаный уреем), на концах которых находились руки и знак анх
Атум
местный бог, постепенно ставший общеегипетским, вытеснен Ра
• Гелиополь[19]
космогоническое + солярное божество
бог вечернего солнца, демиург («Великая Девятка Иуну»)
человек (часто старик), в одеждах фараона, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египтасвящ. животное-воплощение: бык, змей, ихневмон, лев, обезьяна, ящер
Аш
Ах (множ. ч. — Аху)
известен со Старого царства:общеегипетский термин
1) элемент сущности человека2) во множ. числе: низшие божества, у коптов — демоны.
1) загробное воплощение богов и фараонов, с периода Среднего царства — каждого человека2) посредники между богами и людьми
ибис
Б
Ба
птица с головой, иногда и руками, человека
БанебджедетМендес
местное божество
• Мендес[20]
1) ба и владыка города Мендес[20] (или ба владыки города Мендеса)2) часто выступал ипостасью других богов
четырёхголовый баран (иногда мужчина с четырьмя бараньими головами или в виде человека)
Бастет
Бата
Бенну
Бес
БехБухис
местный бог-бык, культ которого постепенно стал общеегипетскимв греко-рим. период:[21]наибольший расцвет почитания
• Гермонтис[22]
бык чёрно-белой масти (иногда красновато-коричневый) увенчанный короной с двумя высокими перьями и солнечным дискомживотное-воплощение: белый бык с особыми чёрными отметинами
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании3) выражал одну из сущностей человека — ба («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой шакала, в который помещался желудок умершего
И
Имхотеп
Инмутеф
Инпу
Инпут
Исдес
Исида
• Гелиополь[19]
(«Великая Девятка Иуну»)
Иунит
Ихи
К
Каихос — см. Ка-Кау
Каукет
с периода Старого царства:местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
• Гермополь Великий[3]
космогоническое божество
абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Кук, вместе с ним отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка»)
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании3) выражал одну из сущностей человека — сах («Дети Хора»)
соответствовал канопу с головой сокола, в который помещались кишки умершего
Кук
со Старого царства:местный бог, постепенно ставший общеегипетским
• Гермополь Великий[3]
космогоническое божество
абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Каукет, вместе с ней отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка»)
мужчина с головой лягушки
М
Маат
с нач. периода Старого царства:местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
1) богиня мирового порядка и истины2) играла большую роль в суде Осириса
изображалась женщиной, обычно сидящей с прижатыми к туловищу коленями, и со страусиным пером на голове атрибут: страусиное перо свящ. животное: пчела, посвящённый материал: воск
Мафдет
Меримутеф
Месхенет
Мерт-сегер
Мер-УрМневис
упоминается с Нового царства (с XVIII династии):местное божество-бык, культ возможно существовал и ранее
• Гелиополь[19]• Иераконполь[25]
1) ба бога Ра и его оракул2) ба города Иераконполя[25]
чёрный бык с солнечным диском между рогов (иногда человек с бычьей головой)животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами
Мин
с Доисторического Египта:почитание во многих областях Египта (также в Нубии)
• Ахмим[26]• Омбос[27]• Коптос[13]
итифаллическое божество
1) бог плодородия (рождения урожая, размножения людей и скота)2) бог торговли, караванов и восточной пустыни (позднее в Коптосе[13])
человек с фаллосом в состоянии эрекции, и одной рукой поднятой вверх, а другой держащей плеть, увенчан короной с двумя высокими перьямифетиш: латук и особый столб
Мневис — см. Мер-Ур
Монту
dic.academic.ru
Древний Египет - это... Что такое Древний Египет?
Самоназвание. Употребление топонима «Египет», при описании династического периода, является условным, так как оно принято историками, позднее, от древнегреческого названия региона и культуры на берегах реки Нил. Сами древние египтяне давали своей стране разные, несколько аллегорические наименования, часто олицетворявшие её плодородие — Та-кемет, то есть «Чёрная земля» (имелась в виду плодородная «чёрная земля» берегов Нила, в противоположность «красной земле» окружавшей пустыни) или Та-мери, то есть «Земля мотыги». Другое самоназвание — Та-уи, то есть «Две земли», вероятно, могло символизировать объединение двух частей Египта — Долины (верховья Нила) и Дельты (низовья Нила). В древнеегипетских текстах также можно встретить поэтические наименования страны — «Земля Сикомора», «Земля ока Хора» и др.
Иноземные названия. Контактируя с египтянами их соседи давали свои названия стране на нильских берегах:
Муцур, Мисир (аккад. Muṣur, Miṣir) Нижний Египет и Урису (аккад. Uriṣṣu) Верхний Египет — у ассирийцев.
Мицра́им (др.-евр. מִצְרַיִם транслит. Mitzráyim) — у древних евреев. Название означает двойственное число от слова мецар (др.-евр. מֵצַר) — «теснина», «узкий проход», «перешеек». Отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход. Согласно библейской традиции имя связано с одним из сыновей легендарного еврейского прародителя Хама — Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне, некоторые ливийцы, филистимляне, кафториты (Быт.10:13-14).
Мудраия — название на языке древних персов.
Миср/Маср (араб. مصر) — у арабов[~ 3]. Это название могло возникнуть ещё в династический период, от арабского слова означающего населённое место и город, вероятно, арабо-семитские племена могли издревле отмечать густонаселённость Египта. Другой вариант этимологии связан уже со средневековым Египтом, согласно нему название происходит от слова массара — «заселять», «колонизовать» (по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии).
География
Центры Древнего Египта. Отмечены столицы страны или её частей в различные периоды и некоторые культовые центры (наложение на современную карту)[~ 4]. 1 — Тер-рему (Леонтополь I).
Древнеегипетская цивилизация зародилась на берегах реки Нил, и её процветание во многом было связано с его сезонными разливами, способствовавшими земледелию. Нил, преодолев теснины в районе первых порогов (южная граница Древнего Египта), течёт по промытой в плато северо-восточной Сахары, узкой и длинной долине. Обычная ширина долины 10-20 км, но местами она сужается до ширины потока, на западе она окаймлена Ливийской пустыней, на востоке — Аравийской. Скалы по краям долины довольно отвесны и могут достигать 180 м, примерно через 900 км[~ 5] они расходятся в стороны — на запад к плоскогорью Барка в Киренаике и на восток — к Красному морю. Далее река веерообразно разбивается на рукава, и примерно через 200 км[~ 6] они впадают в Средиземное море (северная граница Египта), образуя треугольную дельту. Общий перепад высот реки довольно небольшой — в верховьях 91 м (у Асуана), а в дельте самая высокая точка — 12 м над уровнем моря[7]:44-45.
Собственно Древний Египет включал дельту Нила — историческую область Нижний Египет («Низина», «Дельта») и долину выше по течению Нила до 1-х порогов — Верхний Египет («Верховье», «Долина»), а также область Файюмского оазиса. Современная локализация этой территории соответствует Арабской Республике Египет, но совпадает только с теми губернаторствами (мухафазами) АРЕ, которые расположены вдоль Нила.
Береговая линия
Море, омывающее страну на севере, древние египтяне называли Уадж-Ур (транслит. егип. wAD-wr, «Великая Зелень»)[6]:240, сейчас это Средиземное море, а точнее, его восточная часть, иногда называемая Кипрским морем[8]. С периода античности название прибрежных вод Египта известно как Египетское море (лат. Aegyptium pelagus), которое, где-то в районе Мармарики, условно граничит с Ливийским морем (лат. Libycum mare). Вероятно, в доисторический период на месте современной дельты Нила находился морской залив, который в процессе опустынивания Северной Африки, постепенно становился огромным болотом, и, ко времени возникновения первых культур Древнего Египта, побережье дельты представляло собой непроходимые заболоченные заросли тростника, разрезаемые многочисленными рукавами Нила (в древности основных было 8, сейчас 2)[9]. Также вдоль северного побережья Египта тянулась (есть и сейчас) цепочка солёных озёр лагунного типа, отделённых от моря узкими перешейками. В V веке до н. э. Геродот считал протяжённость морского средиземноморского побережья Египта равной 60-и египетским схенам (3600 стадий = 650—700 км), определяя его на западе от Плинфинского залива, и до озера Сербонида[~ 7] на востоке[10]:6. Страбон называл западной границей египетского побережья Катабафм[~ 8], а восточной — пограничный город Сену (др.-греч. Пелусий) и считал длину береговой линии равной 3650 стадий[11]:6, 14. Античными авторами упоминались мелкие островки вдоль побережья — Антирродос, Педония, Тиндареевы скалы, Фарос, Энесиппия и др.
Побережье другого близлежащего от египтян моря — Красного, было ими освоено незначительно, впрочем как и Средиземного до Птолемеев. Начиная с периода Среднего царства на западном красноморском берегу были основаны несколько городов, а также обживалась область вокруг Аравийского залива (совр. Суэцкий залив), в которой, в античный период возник порт Героополис. Берег Красного моря древние египтяне называли Та-Нутер, а само море называли Ше-Иару (
dic.academic.ru
Египетские имена: древние и современные
В Египте используется очень много имен. Они имеют два источника происхождения:
Религиозное. Здесь всегда уделялось большое внимание богопоклонению и служению вере. Поэтому ребенку и давали такое имя, чтобы приобщить его к священной культуре.
Племенное. Это очень древние имена, которыми называли детей еще во времена племенного строя. Они обозначают животных, растения, человеческие качества.
В структуру египетского имени также входит указание территориальной, социальной, этнической и прочей принадлежности человека.
Собственное имя для каждого египтянина – вещь интимная и даже священная. Малознакомым людям своего настоящего имени они не называют.
Список египетских имен
Популярные мужские имена
Али
возвышенный, старший, надменный
Ахмад
достойный похвалы, наиславнейший, тот, кто постоянно благодарит Бога. См. Ахмед
Дауд
любимый. См. Давид
Ибрахим
пророк, отец народов, родоначальник. См. Ибрагим
Исмаил
Бог услышит
Муса
извлеченный или спасенный из воды, дитя
Мустафа
избранный, выбранный
Мухаммад
хвалимый, прославляемый
Омар
жизнь, долгожитель
Сулейман
мирный, живущий в здравии и благополучии. См. Соломон