Математика, астрономия, медицина Древней Индии. Астрономия древней индии
Древняя Индия | Астрономия Древней Индии
Наиболее ранние сведения о естественнонаучных знаниях индийцев относятся к эпохе Индской цивилизации, датирующейся III тысячелетием до н.э. До нас дошли краткие записи, сделанные на печатях и амулетах и значительно реже на орудиях и оружии. Как правило, крупные города Индии располагались или на берегу океана, или вдоль побережья больших судоходных рек. Для ориентации при передвижении судов в океане требовалось изучать небесные тела и созвездия. Другим побудительным мотивом развития астрономии была потребность измерять интервалы времени.
Вследствие общности черт древнеиндийской цивилизации с древнейшими культурами Вавилона и Египта и наличия между ними контактов, хотя и не регулярных, можно полагать, что ряд астрономических явлений, известных в Вавилоне и Египте, был также известен в Индии.
Сведения по астрономии можно найти в имеющей религиозно-философское направление ведической литературе, относящейся ко II–I тысячелетию до н.э. Там содержатся, в частности, сведения о солнечных затмениях, интеркаляциях с помощью тринадцатого месяца, список накшатр – лунных стоянок; наконец, космогонические гимны, посвященные богине Земли, прославление Солнца, олицетворение времени как начальной мощи, также имеют определенное отношение к астрономии.
Вот что гласят древнеиндийские тексты о сотворении мира. В первозданной тьме царил Хаос, его Воды были везде беспредельно. Воды породили Огонь, силой и энергией тепла которого было рождено Золотое Яйцо. Яйцо изначально плавало в беспредельном и бездонном океане. Через год из Яйца возник Брахма – Творец и Божество. Верхняя часть разбитого Яйца стала Небом, нижняя – Землёй, с Воздухом между ними. Срок жизни Брахмы – 100 космических лет, причём половину суток Брахма трудится, а оставшуюся половину – 12 часов, спит.
Кальпы – космические сутки исчисляют 4 миллиарда 320 миллионов земных лет. Причём, когда Брахма спит, во Вселенной господствует злая и демоничная богиня Кали. Но просыпаясь, Брахма, каждое утро устанавливает своё господство. Эта эпоха называется Махаюга и её продолжительность 4 320 000 земных лет и состоит из 4-х периодов.
1-ый период – Критаюга. Продолжался этот период 1 728 000 человеческих лет. Это был период человеческого рая. Люди радовались, были счастливы, в этот период они ещё не знали что такое болезни, горе. Бог и Веда были основными их ориентирами.
2-ой период – Третаюга. Продолжался 1 296 000 человеческих лет. Жизнь человека становится хуже. Уменьшается справедливость, появляются всевозможные пороки, но, как и прежде основной ориентир – Бог и Веда. Появляется обряд жертвоприношения.
3-ий период – Двапараюга. Продолжался 864 000 лет. В этот период уменьшилась справедливость, начались стихийные бедствия, болезни, проявилось зло. Вера в Бога стала менее понятна для людей.
4-ый период – Калиюга. Самый тяжелый и безнравственный период. Длится 432 000 лет. Жизнь становится коротче, процветают болезни, зло, люди деградируют. Веды забыты. Это последняя эра, после которой начинается обновление. Мы все живём как раз в калиюгу.
В ведическую эпоху Вселенная считалась разделенной на три различные части – региона: Земля, небесный свод и небо. Каждый регион в свою очередь также делился на три части. Солнце во время своего прохождения через Вселенную освещает все эти регионы и их составляющие. Эти идеи неоднократно выражались в гимнах и строфах «Ригведы» – самой ранней по времени составления.
В ведической литературе встречается упоминание о месяце – одной из ранних естественных единиц времени, промежутке между последовательными полнолуниями или новолуниями. Месяц делился на две части, две естественные половины: светлая половина – шукла – от полнолуния до новолуния, и темная половина – кришна – от полнолуния до новолуния. Первоначально лунный синодический месяц определялся в 30 дней, затем он был более точно вычислен в 29,5 дней. Звездный месяц был больше 27, но меньше 28 дней, что нашло свое дальнейшее выражение в системе накшатр – 27 или 28 лунных стоянок.
Сведения о планетах упоминаются в тех разделах ведической литературы, которые посвящены астрологии. Семь адитья, упомянутые в «Ригведе», можно трактовать как Солнце, Луну и пять известных в древности планет – Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн.
Звезды уже давно использовались для ориентировки в пространстве и во времени. Тщательные наблюдения показали, что расположение звезд в один и тот же час ночи со временем года постепенно изменяется. Постепенно то же самое расположение звезд наступает раньше; самые западные звезды исчезают в вечернем сумраке, а на рассвете на восточном горизонте появляются новые звезды, восходя все раньше с каждым последующим месяцем. Это утреннее появление и вечернее исчезновение, определяемое годичным движением Солнца по эклиптике, повторяется каждый год в одну и ту же дату. поэтому было очень удобно использовать звездные явления для фиксирования дат солнечного года.
В отличие от вавилонских и древнекитайских астрономов, ученые Индии практически не интересовались изучением звезд как таковых и не составляли звездных каталогов. Их интерес к звездам в основном сосредотачивался на тех созвездиях, которые лежали на эклиптике или вблизи нее. Выбором подходящих звезд и созвездий они смогли получить звездную систему для обозначения пути Солнца и Луны. Эта система среди индийцев получила название «системы накшатры», среди китайцев – «системы сю», среди арабов – «системы маназилей».
Самые ранние сведения о накшатрах встречаются в «Ригведе», где термин «накшатра» употребляется как для обозначения звезд, так и для обозначения лунных стоянок. Лунные стоянки представляли собой небольшие группы звезд, удаленные друг от друга примерно на 13°, так что Луна при своем движении по небесной сфере каждую следующую ночь оказывалась в следующей группе.
Полный список накшатр впервые появился в «Черной Яджурведе» и «Атхарваведе», которые были составлены позднее «Ригведы». Древнеиндийские системы накшатр соответствуют лунным стоянкам, приведенным в современных звездных каталогах.
Так, 1-я накшатра «Ашвини» соответствует звездам b и g созвездия Овен; 2-я, «Бхарани» – части созвездия Овен; 3-я, «Криттика» – созвездию Плеяды; 4-я, «Рохини» – части созвездия Телец; 5-я, «Мригаширша» – части созвездия Орион и т.д.
В ведической литературе приводится следующее деление дня: 1 сутки состоят из 30 мухурта, мухурта в свою очередь делится на кшипру, этархи, идани; каждая единица меньше предыдущей в 15 раз.
В древней Индии было пять календарей. Календарь с годом из 324 дней – это 12 месяцев по 27 дней; с годом из 351 дня – 13 месяцев по 27 дней, лунный календарь – 12месяцев: 6 по 30 дней и 6 по 29 дней; гражданский календарь – 360 дней – 12месяцев по 30 дней, и календарь из 378 дней. Периодически между годами вставляли по 9, 12, 15, 18 дней для приведения их в соответствие с реальностью. Наиболее успешным был гражданский календарь со вставкой в 21 день каждые 4 года.
Названия дней недели в древнеиндийских календарях произошли от названия светил: “воскресенье - адитья-вара (день Солнца), понедельник - сама-вара (день Луны), вторник - мангала-вара (день Марса), среда - будха-вара (день Меркурия), четверг - брихаспати-вара (день Юпитера), пятница - Шукра-вара (день Венеры), суббота - шанайшчара-вара (день Сатутна)”
Следующие сведения по индийской астрономии относятся к первым векам нашей эры. Сохранились несколько трактатов, а также сочинение «Ариабхатийа» крупнейшего индийского математика и астронома Ариабхаты I , родившегося в 476 г. В своем сочинении Ариабхата высказал гениальную догадку: ежедневное вращение небес – только кажущееся вследствие вращения Земли вокруг своей оси. Это было чрезвычайно смелой гипотезой, которая не была принята последующими индийскими астрономами.
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия
www.mysterylife.ru
Математика, астрономия и медицина Древней Индии
Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науки. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.
Ученый знал значение “пи”, предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра, а понятия “цифра”, ”синус”, “корень” впервые появились именно в Древней Индии.
Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.
Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также - наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.
Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом, индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны Вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерение пространственных форм и величин.
studfiles.net
Индийская астрономия - это... Что такое Индийская астрономия?
Индийская астрономия — астрономические познания и взгляды жителей Индийского субконтинента.
Веды
Ранняя астрономия Индии была тесно связана с религией.
Сведения, касающиеся небесных явлений, можно найти в Ведах — священных текстах ведийской религии, датируемых II—I тысячелетием до н. э. Здесь упоминаются солнечные затмения, даётся список двадцати семи «лунных стоянок» — накшатр, указывается способ вставки тринадцатого месяца. Космогонические гимны Вед прославляют божественную Землю-Притхиви и Солнце-Сурью.
К «Ведам» примыкает «Джьотиша-веданга», в которой описываются календарные расчёты, необходимые для правильного проведения жертвоприношений. Считается, что её окончательный текст был составлен Лагадхой в последние века до н. э., однако принятое в ней положение точек солнцестояний и равноденствий соответствует более ранней эпохе 12-14 века до н. э. Здесь рассматривается пятилетний календарный цикл («юга»), состоящий из 62 синодических и 67 сидерических месяцев, 1830 солнечных и 1835 сидерических суток, 1860 титх (1 титха = 1/30 синодического месяца), 1809 лунных накшатр (1 накшатра = 1/27 сидерического месяца) и 1768 лунных восходов. Указанные в «Джьотиша-веданге» длительности самого короткого и самого длинного дня в году относятся как 2 : 3, что примерно соответствует широте 35°.
Пураны
Пураны, составленные в первых веках н. э. и отражающие представления брахманического индуизма, являются сборниками разнообразных преданий, в том числе и космологического характера. Индуистские представления об устройстве мира излагаются в «Вишну-пуране», «Матсья-пуране», «Ваю-пуране» и других пуранах. Здесь рассказывается о плоской Земле, в центре которой находится гора Меру, вокруг которой вращаются небесные светила, погоняемые непрестанным ветром; о семи земных континентах; о циклах времени, измеряемых гигантскими периодами лет. Приведём пару извлечений из «Маться-пураны» (в передаче Аль-Бируни в «Индии»):
Расстояние от неба до земли равно половине диаметра Земли. Солнце расположено ниже всех планет, а Луна — над ним. Лунные стоянки с их звёздами — выше Луны, а над ними Меркурий, за которым следует Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Большая Медведица, а над нею — Полярная звезда. И Полярная звезда связана с небом. Звёзд человек не может сосчитать («Индия», гл. LV).
Солнце и звёзды двигаются в направлении к югу с быстротой стрелы, вращаясь вокруг Меру. Вращение Солнца напоминает быстрое вращение бревна с горящим концом. Солнце по сути не исчезает, а только скрывается от одной части и продолжает светить другой части обитателей четырёх городов в четырёх сторонах от горы Меру. Оно вращается вокруг Меру, начиная с севера горы Локалока; оно не проходит далее Локалоки и не освещает её южную сторону («Индия», гл. XXVII).
Сиддханты
Знакомство индийцев с греческой астрономией произошло в эллинистическую эпоху. Центром активных торговых и культурных контактов Индии с эллинистическим миром в первые века н. э. было побережье Западной Индии и примыкавшие к нему области. Около 150 года н. э. Яванешвара, учёный грек, живший при дворе Рудрадамана I, царя династии Западных Кшатрапов, перевёл с греческого языка на санскрит трактат по гороскопической астрологии. В Индии этот трактат стали называть «Явана-джиттакой» — «Греческой джиттакой». Расчёты движения небесных тел в «Явана-джиттаке» основаны на применении зигзагообразных функций — вавилонской технике, перенятой греческими астрономами. Около 270 года Спхуджидхваджа переложил «Явана-джиттаку» в стихи, и именно это переложение дошло до наших дней.
Трактаты, излагающие новую научную астрономию, основанную на перенятых у греков идеях, стали называться сиддхантами. Варахамихира, живший в VI веке, перечисляет в своей «Панча-сиддхантике» пять сиддхант, имевшихся в его распоряжении: «Пайтамаха-сиддханту», «Васиштха-сиддханту», «Паулиша-сиддханту», «Ромака-сиддханту», «Сурья-сиддханту».
В основе первых двух сиддхант лежит вавилонская техника зигзагообразных функциий. В «Пайтамаха-сиддханте» время отсчитывается от 11 января 80 года н. э. Возможно, что она была составлена немного позднее этой даты. «Васиштха-сиддханта» существовала уже в 270 году, поскольку её упоминает Спхуджидхваджа в «Явана-Джаттаке» (XXIX, 3).
В остальных трёх сиддхантах применяются тригонометрические методы расчётов. Кроме того, в них используется схема движения планет по эпициклам, разработанная Аполлонием и Гиппархом. Уточнённые схемы эпициклического движения, развитые Птолемеем, греческими астрономами не применялись. «Паулиша-сиддханта» названа по имени некоего Павла, которого иногда отождествляют с астрологом Павлом Александрийским, а «Ромака-сиддханта» называется «римской».
По мнению Варахамихиры, самой точной является «Сурья-сиддханта». Эта сиддханта неоднократно комментировалась и сохранилась в нескольких редакциях, заметно различающихся между собой. Она состоит из 14 разделов, в которых изучаются вопросы, связанные со средним движением и истинным положением планет, лунными и солнечными затмениями, определением направления, места и времени, нахождением одинакового положения планет и созвездий, изучением астрономических приборов и инструментов, рассмотрением ряда географических проблем.
Классическая эпоха
Первыми индийскими астрономами, чьи сочинения дошли до нас целиком, были Ариабхата (476—550) и его младший современник Варахамихира (505—587). Они работали в Удджайне, столице Империи Гупта, в эпоху наибольшего расцвета индийской культуры. Их непосредственными последователями были Брахмагупта (598—660) и Бхаскара I (600—680).
Индийские учёные усвоили достижения греческой науки и внесли в развитие математической астрономии свой собственный вклад. В тригонометрических расчётах сферической геометрии они перешли от хорд, которыми пользовались греки, к синусам. Синус был ведён уже в «Сурье-сиддханте». В «Ариабхатии» Ариабхаты дано определение синуса и приведена таблица с шагом 3°45'.
Индийские астрономы успешно решали задачи сферической тригонометрии. Однако метод, описанный Птолемеем и основанный на теореме Менелая для полного четырёхсторонника, у них не применялся. Они пользовались проективными методами, которые соответствовали методам из «Аналеммы» Птолемея, и в результате получили набор вычислительных правил, позволявших решить любую задачу сферической астрономии. С их помощью такая задача сводилась в конечном счёте к сравнению подобных плоских прямоугольных треугольников между собой. При решении нередко применялась теория квадратных уравнений и метод последовательных приближений.
Из собственно астрономических вопросов примечательно учение Ариабхаты о том, что суточное движение неба — лишь кажущееся, вызванное вращением Земли вокруг своей оси.
Контакты индийской и арабской астрономии
Во второй половине VIII века с индийскими сочинениями по астрономии познакомились багдадские астрономы — как гласит легенда, через одного из членов посольства Индии к халифу ал-Мансуру. Индийский учёный по имени Канка (или Манка) привёз с собой в Багдад сочинение Брахмагупты, «Брахма-спхута-сиддханту». Его перевод с санскрита на арабский язык выполнил один из виднейших представителей багдадской школы того времени, Мухаммад ибн Ибрахим ал-Фазари. На основе этого перевода был составлен зидж, получивший название «Большой Синдхинд» и сыгравший важную роль в распространении индийских астрономо-математических методов.
Важные сведения о том, как происходила передача научных сведений в классическую эпоху, содержатся в сочинениях Абу Райхана Беруни. Он сам в период с 1017 по 1030 год провёл много лет в Индии, досконельно изучил индийскую науку, многое перевёл с санскрита на арабский язык, равно как и с арабского языка на санскрит. Бируни в «Индии» даёт современной ему индийской астрономии такие характеристики:
Астрономия — самая знаменитая наука среди индийцев вследствие того, что с ней связаны дела их религии. К тому из них, кто не знает астрологии, не может быть применено звание астронома только ради знания математической астрономии («Индия», гл. XIV).
Что касается индийцев, то их религиозные книги и пураны — книги преданий, все они говорят о мироздании такое, что целиком противоречит тому, что принято у их астрономов за несомненную истину. Однако люди нуждаются в этих книгах при соблюдении обрядов, и благодаря им массы простого народа вынуждены руководствоваться астрономическими расчётами и астрологическими предостережениями. Поэтому они проявляют благосклонность к астрономам, любят говорить об их достоинствах, считают за счастливое предзнаменование встречу с ними и выражают твердую уверенность в том, что они станут обитателями рая и ни один из них не попадёт в ад. А их астрономы воздают им за это тем, что объявляют правдивыми их представления и к ним приноравливаются, хотя большая их часть противоречит истине, и снабжают их теми, какие им требуются. По этой причине с течением времени оба вида представлений перемешались; и в результате изложение их астрономов очень путаное, в особенности у подражателей, которые передают основы с чужих слов и не идут путём исследования, а таких авторов — большинство («Индия», гл. XXVI).
Астрономия средневековой Индии
После опустошительных войн в Северной Индии центр науки и культуры переносится в Центральную и Южную Индию. Из астрономов и математиков этой эпохи известны Ариабхата II (920—1000), Шрипати (1019—1066), Бхаскара II (1114—1185).
В Керальской школе, основателем которой был Мадхава из Сангамаграмы (1350—1425), работают Ватасери Парамешвара (1380—1460), Дамодара (XV в.), Нилаканта Сомаяджи (1444—1544), Ачьюта Пишарати (1550—1621), Нараяна Бхаттатири (1559—1664). Астрономы Керальской школы с высокой точностью вычисляли величину предварения равноденствий, а также продолжительность года, лунного месяца и других астрономических констант.
Савай Джай Сингх
Обсерватория Савай Джай Сингха в Джайпуре
Последним ярким событием научной жизни Индии перед её завоеванием европейцами была деятельность правителя Раджпутаны Савай Джай Сингха (1686—1743), основавшего несколько обсерваторий с Северной и Центральной Индии. Эти обсерватории продолжали традицию таких крупных обсерваторий Востока с большими астрономическими инструментами, какими были Марагинская (13 в.) и Самаркандская (15 в.) обсерватории.
В составленном Савай Джай Сингхом зидже содержатся сведения о современной западной астрономии: в нём излагается учение о движении планет по эллипсам и указываются наблюдения колец Сатурна и спутников Юпитера.
Литература
Источники
Sûrya-Siddhânta: a text-book of Hindu astronomy / Ed. and tr. Phanindralal Gangooly. Dehli, 1860. Reprint 1989.
Varâha Mihira. Pañchasiddhântikâ / Text, tr. and intr. by G. Thibaut and M. S. Dvivedî. Benares, 1889.
Âryabhata. The Âryabhatîya. An ancient Indian work on mathematics and astronomy / Tr. W. E. Clark. Chicago, 1930.
Neugebauer O., Pingree D. The Pañchasiddhântikâ of Varâhamihira. 2 vols. Copenhagen, Munskgaard, 1970-71.
Vedanga Jyotisa of Lagadha / Ed. K.V.Sarma. Indian Journal of History of Science, 19, # 3-4, suppl., 1972.
Sisyadhivrddhidatantra of Lalla / Tr. and notes by B. Chatterjee. Indian National Science Academy, 1981.
Исследования
Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.— М.: Наука, 1991.
Володарский А. И. Астрономия в Древней Индии // Историко-астрономические исследования. т. 12, 1975.
Володарский А. И. Ариабхата: к 1500-летию со дня рождения.— М.: Наука, 1976.
Куртик Г. Е. Теория прецессии в средневековой индийской и ранней исламской астрономии.— М.: Наука, 1987.
Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии.— Ташкент: Фан, 1990.
Brennand W. Hindu Astronomy.— Straker, 1896.
Kaye G. R. Hindu astronomy: ancient science of the Hindus.— New Dehli: Cosmo Publications, 1981.
Lishk S. S. Jaina astronomy.— Dehli: Vidya Sagara Publications, 1987.
Rao S. B. Indian astronomy: an introduction.— Hyderabad: Universiteis Press, 2000.
Rao N. K. Aspects of prehistoric astronomy in India // Bull. Astr. Soc. India, 33, p. 499—511, 2005.
Sarma K. V. A history of the Kerala school of Hindu astronomy (in perspective).— Hoshiarpur: Vishveshvaranand Institute, 1972.
Sharma V. N. Sawai Jai Singh and his astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 1995.
Sharma P. D. Hindu Astronomy.— Dehli: Global Vision Publishing, 2004.
Thompson R. L. Vedic cosmography and astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 2003.
Ссылки
dic.academic.ru
Индийская астрономия
Астрономия - одна область, которая интерсовала все человечество с начал истории. В Индии первые ссылки на астрономию были найдены в Буровой установке Veda, давность которой приравнивается к 2000 в до н.э, Арийцы Vedic фактически обожествляли Солнце, Звезды и Кометы.
Астрономия была тогда тесно взаимосвязана с астрологией и так как индусы древних времен использовали планеты для предсказания человеческих судеб. Планеты Шани, то есть. Сатурн и Мангал то есть Марс считали зловещими.
Было бы удивительно для нас знать сегодня, что эта наука продвинулась до такой степени в древней Индии, что древние индийские астрономы признали, что звезды - такие же творения как и солнце, что солнце - центр вселенной (солнечная система)
Индийская астрономия – первые изменения в области астрономии.
Индийская астрономия оказала огромное влияние на развитие науки в области астрономии. Первое упоминание об астрономии в Индии датируется датой в четыре тысячи лет назад. Тогда была зафиксирована деятельность индийских астрономов, среди которых были выдающиеся специалисты в этих областях. Одним из первых источников, упоминающим об исследовании звезд в Индии был сборник гимнов "Ригведа", созданный примерно в 2000 до н.э.
История Индийской астрономии
Индийская астрономия и астрология были тесно связаны между собой. Древние индийцы считали, что положение планет определяет судьбу человека, особенно планеты Сатурн и Марс. Эти представления легли в основу современной астрологии и гороскопов. Однако, они придавали гораздо более религиозную значимость в своих ранних текстах посвященных астрономии, Учёным «Laghada's Веданга Jyotisha» было заявлены правила слежения за движением Солнца и Луны для согласования с ритуальными целями. Ранние расчеты индийской астрономии использовали звезды. Эти расчеты основаны на звездах и сидерическом периоде. Период определялся как время, которое требуется объекту, чтобы сделать один полный оборот вокруг Солнца, по отношению к звездам.
votkosmos.ru
Астрономия и астрология в древней Индии
Что в первую очередь вспоминается, когда речь заходит о Древней Индии? Яркие красочные фильмы, где много поют и танцуют, полуразрушенные храмы и, конечно, Камасутра. Самые продвинутые вспомнят еще о том, что в Индии жил Будда – основатель одной из мировых религий – и родилось учение о переселении душ.
Но ведь не зря же в Индию всегда стремились искатели тайных знаний! Там побывали Николай Рерих, Елена Блаватская, а пару тысяч лет назад, по слухам, сам Иисус Христос учился у древнеиндийских мудрецов.
Особенности древнеиндийской науки
В глубокой древности любые научные знания так или иначе оказывались связаны с религией и мистикой, а так как эти знания были доступны немногим, то считались еще и тайными. Исключением является античная Греция, но речь сейчас не о ней.
Наука Древней Индии называется ведической, потому что она во многом берет начало в текстах древнейшей из известных нам книг – Ведах. Основное внимание древнеиндийские мудрецы уделяли человеку, который, являясь частью Космоса, всегда стремится к гармонии с окружающим миром и с самим собой. И все научные исследования были направлены на поиски путей достижения этой гармонии.
Например, одной из наук Древней Индии можно назвать йогу, которая занималась вопросами совершенства человеческого тела и духа. В аюрведе собраны знания древних индусов о болезнях и способах их излечения. Тантра – мистическое учение о связи человеческого духа с Божественной энергией и способах управления ей. Васту – древнеиндийская наука о создании идеальных, правильных, с точки зрения религии и мистики, жилищ.
А еще была такая наука, как джйотиш — учение о звездах и планетах и их влиянии на судьбы человека и мира. То есть это астрология, в основе которой лежат знания об астрономии. Достижения мудрецов Древней Индии в этой сфере впечатляют.
Астрономия в Древней Индии
В древнеиндийских научно-философских трактатах, например, в труде Сурьи Сидханты, написанном 5 тысяч лет назад, говорится не только о том, что планеты шарообразны, но и даются описания и расчеты их орбит. Причем данные эти очень близки к современным. Удивительно, но древний астроном описывает такие планеты, как Нептун и Уран, открытые европейцами только в XX веке.
В отличие от планет, солнца и луны, звезды древнеиндийских астрономов почти не интересовали. Их внимание привлекали только те созвездия и группы звезд, которые они называли «накшатры» — лунные стоянки. Именно здесь каждую ночь оказывается Луна. Всего лунных стоянок – 27.
Вообще, Луна занимает важное место не только в астрономии, но и в религии древних индусов. Они считали, что Солнце управляет телом человека, а Луна – душой, которая важнее тела.
Джйотиш – как наука о предсказаниях
Знания о пути, который проходит среди звезд Луна, необходимы были, в первую очередь, для астрологических предсказаний. В отличие от европейской астрологии, считавшей главным Солнце и его прохождение через 12 зодиакальных созвездий, древние астрологи составляли гороскопы, ориентируясь по Луне.
Другим отличием джйотиш от западноевропейской астрологии является то, что в нем расчеты строятся не только на основе положения солнца относительно 12 созвездий, но и положения Луны на лунных стоянках, поэтому ведические гороскопы намного сложнее и, как говорят, правильнее.
В настоящее время ведическая астрология признается самой точной. Более того, в некоторых индуистских храмах есть целые коллекции гороскопов, по слухам, составленных в древности на всех людей земли, даже еще тогда и не родившихся. И каждый, попавший в тот храм, может получить свой гороскоп, составленный не одну тысячу лет назад.
Астрология в современной Индии
Древние знания не только бережно сохраняются в храмах, они активно используются и в повседневной жизни современных индусов. Хотя, конечно, джйотиш не избежал влияния западной культуры, но и сейчас в Индии составляются гороскопы при рождении ребенка и в важные моменты жизни. Более того, курс астрологии преподается даже в некоторых университетах.
maxpark.com
Естественные Науки против глупости, невежества и лжи Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.
Что в первую очередь вспоминается, когда речь заходит о Древней Индии? Яркие красочные фильмы, где много поют и танцуют, полуразрушенные храмы и, конечно, Камасутра. Самые продвинутые вспомнят еще о том, что в Индии жил Будда – основатель одной из мировых религий – и родилось учение о переселении душ.
Но ведь не зря же в Индию всегда стремились искатели тайных знаний! Там побывали Николай Рерих, Елена Блаватская, а пару тысяч лет назад, по слухам, сам Иисус Христос учился у древнеиндийских мудрецов.
Особенности древнеиндийской науки
В глубокой древности любые научные знания так или иначе оказывались связаны с религией и мистикой, а так как эти знания были доступны немногим, то считались еще и тайными. Исключением является античная Греция, но речь сейчас не о ней.
Наука Древней Индии называется ведической, потому что она во многом берет начало в текстах древнейшей из известных нам книг – Ведах. Основное внимание древнеиндийские мудрецы уделяли человеку, который, являясь частью Космоса, всегда стремится к гармонии с окружающим миром и с самим собой. И все научные исследования были направлены на поиски путей достижения этой гармонии.
Например, одной из наук Древней Индии можно назвать йогу, которая занималась вопросами совершенства человеческого тела и духа. В аюрведе собраны знания древних индусов о болезнях и способах их излечения. Тантра – мистическое учение о связи человеческого духа с Божественной энергией и способах управления ей. Васту – древнеиндийская наука о создании идеальных, правильных, с точки зрения религии и мистики, жилищ.
А еще была такая наука, как джйотиш — учение о звездах и планетах и их влиянии на судьбы человека и мира. То есть это астрология, в основе которой лежат знания об астрономии. Достижения мудрецов Древней Индии в этой сфере впечатляют.
Астрономия в Древней Индии
В древнеиндийских научно-философских трактатах, например, в труде Сурьи Сидханты, написанном 5 тысяч лет назад, говорится не только о том, что планеты шарообразны, но и даются описания и расчеты их орбит. Причем данные эти очень близки к современным. Удивительно, но древний астроном описывает такие планеты, как Нептун и Уран, открытые европейцами только в XX веке.
В отличие от планет, солнца и луны, звезды древнеиндийских астрономов почти не интересовали. Их внимание привлекали только те созвездия и группы звезд, которые они называли «накшатры» — лунные стоянки. Именно здесь каждую ночь оказывается Луна. Всего лунных стоянок – 27.
Вообще, Луна занимает важное место не только в астрономии, но и в религии древних индусов. Они считали, что Солнце управляет телом человека, а Луна – душой, которая важнее тела.
Джйотиш – как наука о предсказаниях
Знания о пути, который проходит среди звезд Луна, необходимы были, в первую очередь, для астрологических предсказаний. В отличие от европейской астрологии, считавшей главным Солнце и его прохождение через 12 зодиакальных созвездий, древние астрологи составляли гороскопы, ориентируясь по Луне.
Другим отличием джйотиш от западноевропейской астрологии является то, что в нем расчеты строятся не только на основе положения солнца относительно 12 созвездий, но и положения Луны на лунных стоянках, поэтому ведические гороскопы намного сложнее и, как говорят, правильнее.
В настоящее время ведическая астрология признается самой точной. Более того, в некоторых индуистских храмах есть целые коллекции гороскопов, по слухам, составленных в древности на всех людей земли, даже еще тогда и не родившихся. И каждый, попавший в тот храм, может получить свой гороскоп, составленный не одну тысячу лет назад.
Астрология в современной Индии
Древние знания не только бережно сохраняются в храмах, они активно используются и в повседневной жизни современных индусов. Хотя, конечно, джйотиш не избежал влияния западной культуры, но и сейчас в Индии составляются гороскопы при рождении ребенка и в важные моменты жизни. Более того, курс астрологии преподается даже в некоторых университетах.
newsland.com
Математика, астрономия, медицина Древней Индии.
Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый знал значение «пи», предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; а понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских математиков превзошли то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции.
Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке Аюрведа.
Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.
Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.
Заключение
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.
В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.
В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».