Славянский пантеон и язычество древней Руси. Пантеон древних славян
Пантеон славянских богов - Helperia
Славянский пантеон богов можно разделить на две группы: боги солнечные и боги функциональные. В этой статье собран весь пантеон богов восточных славян, западных славян и южных славян.
Общеславянские боги
Перун – главный бог пантеона, громовержец. Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.
Мать Сыра Земля – богиня земли или сама Земля, плодородящая мать, супруга Неба. Летнее Небо обнимает Землю, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод. Женский образ олицетворенной плодородности, родящей земли-матери. Существуют обычаи клясться землей, целования земли, исповеди земли.
Боги восточных славян
Пантеон князя Владимира
Перун — громовержец, главный бог, покровитель князя и дружины. Сменился Ильёй-пророком.
Хорс (Корша, Коре, Корш) — олицетворённое солнце, бог солнечного диска, солнце после осеннего солнцестояния, принимающий эстафету у Даждьбога
Даждьбог — солнечное божество, завершает зиму и открывает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца. Сын Сварога.
Стрибог (Стриба, Погода, Похвист, Посвист, Посвыстач) — бог грозы, являющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога. В народе верят, что теплые, весенние ветры происходят от добрых духов, а вьюги и метели от злых.
Симаргл (Сим-Рьгл, Переплут, Семаргл Огнебожич) — бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами; божество, входившее в число семи божеств древнерусского пантеона. Древнейшее божество, восходящее к берегиням, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы.
Мокошь (Мокошь, Макеша) — одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кош (стан), кошелка, корзина, кошара. Мокошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.
Другие боги Древней Руси
Волос ~ Велес (Месяц) — один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, или, выражаясь метафорически, заволакивает его облачным руном, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. Первоначально один из эпитетов тучегонителя Перуна, впоследствии обособился в отдельного бога. Иногда Велеса и Волоса разделяют на двух богов:
Волос — «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским
Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии
Род - наиболее древний неперсонифицированный бог славян. Бог Вселенной, живущий на небе и давший жизнь всему живому
Рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»
Сварог — верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов или, как называли его славяне – великий, возможно, бог-кузнец
Лада - жена Сварога, мать Перуна, покровительница семьи и любви
Сварожич — олицетворённый огонь, сын Сварога
Ритуальные персонажи-символы плодородия
Представляют собой чучела, олицетворяющие умирающего и воскрешающегося бога. После чествования и оплакивания чучела разрываются, утапливаются или сжигаются. Остатки разбрасываются по полям или в хлеву.
Ярило (Яр, Яровит, Руевит) - бог весенних гроз, или само солнце от весеннего до летнего солнцестояния; олицетворяет собою весеннюю оплодотворяющую силу.
Кострома
Кострубонька
Персонажи-олицетворённые праздники в фольклоре
Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников
Троян — персонаж-символ древности в «Слове о полку Игореве». В других источниках перечисляется вместе с остальными богами. На Русь был заимствован видимо из южнославянской фольклорной традиции.
Дый — вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества
Алконост, Сирин, Гамаюн — мифические птицы из древнерусских книжных произведений
Боги западных славян
Боги балтийских славян
Святовит (Световид)— главный бог Арконы, связан с войной и победой, тождествен Сварогу
Триглав — главное языческое божество многих племен древних славян, владыка трех царств, трех миров: Прави, Яви, Нави
Сварожич (Радегаст) — молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны, главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями.
Чернобог — ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Чернобог изображался облаченным в броню
Прове (Проно, Пров, Прово) — бог просвещающий, пророчествующий. Под этим божеством славяне понимали предопределение, управляющее миром и распоряжающееся будущим. Главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще
Припегала — бог любострастия. Облик его изменчив. Покровительствует мужчинам, судя по источнику — «дионисийского» типа
Подага — женское божество природы и земли. Богиня вагров с неясными функциями, имевшая храм и идол в Плуне
Жива (Живана, Сива) — богиня мировой жизни (весны), плодородия и любви; воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит, воскрешает умирающую на зиму природу, дает земле плодородие
Три бога Кореницы
Яровит (Геровит)— громовник, поражающий демонов, бог войны и плодородия
Руевит (Ругевит)— главный бог Кореницы, бог войны, верховный бог одного из славянских племен (руги – луги, лужичи, вита - жизнь)
Поревит или Поренут — один из племенных верховных богов. «Пора» (спора) - не что иное как семя, а «вита» - жизнь.
Сезонные персонажи западных славян
Марена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара, Моржана) — богиня смерти, зимы и ночи, весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали
Низшие персонажи
Рарог — мифологическая огненная птица
Велес — чёрт, демон в чешских поговорках
Паром (Перун) — упоминается в проклятиях (типа Parom do tebe! или Ej, do Pioruna!)
Мифологические персонажи южных славян
Бадняк — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.
Божич — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку — «старому богу».
Вилы — женские водные духи, сходные с русалками
Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием
Дабог — мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе
Додола или Папаруда — женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.
Здухач — человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой
Персонажи низшей мифологии
Заложные покойники — люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.)
Русалка — душа «заложного» покойника
Мавка — злой дух, русалка
Упырь — «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь
Святочная нечисть — различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирами
Бес — злой, враждебный людям дух
Волколак — колдун-оборотень, способный принимать облик волка
Берегиня — персонаж с неясными функциями (возможно, связана с растительными культами)
Лихорадка — женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни
Огненный змей — демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям
Кикимора — отрицательный женский персонаж, тип домового
Полудницы — женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени
Домовой — дух-покровитель дома
Банник — дух-хозяин бани
Дворовой — дух-хозяин двора
Овинник — дух-хозяин овина
Водяной — дух-хозяин рек и водоёмов
Леший — дух-хозяин леса
Баба-Яга
Возможно, вам так же будет интересно:
helperia.ru
Пантеон богов древних славян. История, мифы и боги древних славян
Пантеон богов древних славян
Славяне имеют многотысячелетнюю историю, однако их пантеон богов и языческие мифы не так хорошо известны, как пантеон Древней Греции, Древнего Рима или Древнего Египта. И связано это не только с борьбой между христианством и язычеством, а в первую очередь с тем, что эти мифы полностью не были записаны в древние времена ни самими славянами, ни античными авторами (будь то греческие или арабские). Поэтому сейчас приходится восстанавливать картину славянского язычества, опираясь на множество разрозненных источников. Это тексты древнерусских авторов, сочинения христианских писателей против язычников, а также сочинения западно- и южнославянских авторов, сборники мифов, русские сказки, летописи, былины. «Повесть временных лет» говорит: «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав».
Отдельные упоминания о мифах и легендах славян есть в текстах византийских авторов VI–X вв.: у Прокопия Кесарийского, Константина Багрянородного, Льва Диакона и других. Писали о славянах и западноевропейские авторы IX–XIII вв.: Баварский Географ, Титмар Мерзебургский, Гельмольд, Саксон Грамматик и другие. Правда, их сочинения относятся уже к тому времени, когда славяне приняли православие, но ведь известно, как долго на Руси существовало двоеверие. Упоминали о славянах в интересующем нас аспекте арабские авторы IX–XIII вв. и скандинавские саги XIII века.
Особое место занимает «Слово о полку Игореве», в котором упоминаются многие языческие боги.
Помогают восстанавливать славянское язычество письменные источники XV–XVII вв. и фольклорные источники XVIII–XX вв., а также развернутые записи легенд, сказок, былин, заговоров, быличек и бывалыцин, пословиц и поговорок, по которым можно реконструировать древние мифы.
В России XVT-XVII вв. некоторые сведения записали западные дипломаты, военные и путешественники (Сигизмунд Герберштейн, Олеарий и другие).
Среди фольклорных сюжетов к язычеству обычно относят былины о Святогоре, Потыке, Вольге (Волхе), Микуле; сказки о Кощее Бессмертном, Змее Горыныче, Бабе Яге, Алёнушке и Иванушке. Однако за века существования первоначальные образы богов и духов могли сильно измениться, и восстановить их первоначальное состояние очень сложно. В определенной мере это «гадание на кофейной гуще». Недаром научные дискуссии идут как минимум два века и прекращаться не собираются.
Более достоверны археологические источники: раскопки культовых мест, находки идолов, ритуальных предметов, украшений, языческих символов, надписей с упоминанием о языческих богах или язычниках, остатки жертвоприношений и ритуальных действ. Однако найденную фигурку еще надо опознать, и, к сожалению, на ней не написан миф, к которому она относится.
Также очень помогают сведения сравнительного языкознания, сравнительного религиоведения и изучение мифологических сюжетов у других народов.
Наиболее полно сохранилась восточнославянская мифология. Западнославянская известна только по нескольким местным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам (нам известны отдельные божества, которым поклонялись в определенных местностях), при этом у балтийских славян сохранились достаточно многочисленные сведения о божествах. О польских и чешских богах сведений очень мало. С южнославянской мифологией дело обстоит хуже всего. Эти народы рано попали в сферу влияния древних цивилизаций Средиземноморья и раньше других приняли христианство, и их языческие верования забылись почти целиком.
У всех славянских народов лучше сохранился низший пантеон богов: духи природы, многочисленные обряды, связанные с деятельностью и повседневной жизнью людей, поскольку они сохранялись в крестьянской среде аж до середины XX века.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Пантеон славянских Богов (мужчин)
Велес – славянский бог-оборотень, бог-мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства.
Мудрый, как Вселенная, и могучий, как жизнь и смерть вместе взятые, Велес бог почитался славянами особо. Велес бог плодородия, богатства и семейного хозяйства.
Важно отличать Велеса и Волоса. Волос был мелким злобным божеством, тогда как Велес считался богом не превзойденным по могуществу. Он был покровителем колдунов и поэтов, его боялись и уважали. В услужении у Велеса находились все лесные звери.
Кроме того, Велес считался богом удачи и путешественников. Иногда его поэтически называли Господином Дорог или Водчим всех Путей. Славяне представляли Велеса могучим и длиннобородым мужчиной, одетым в длиннополый дорожный плащ и держащим в руках магический посох, который обычно выглядел как простая древесная ветвь.
Богато украшенные храмы Велесу стояли по всей Руси. Некоторые племена даже почитали его как верховного бога..
Перун – славянский бог грома и воинской доблести, младший сын Лады и Сварога, наиболее легендарный из братьев Сварожичей. Говоря о той роли, которую этот бог играл в жизни древних славян, в первую очередь, стоит упомянуть о том, что именно Перун являлся покровителем князя и княжеской дружины. Как бог-громовержец Перун выступал аллегорией несокрушимой силы Света, неизменно одерживающей верх над многочисленными, но духовно слабыми силами Тьмы.
Вместе с тем очевиден символизм Перуна, как бога грома и молнии. Имя Перун происходит от праславянского «perunъ», что означает «разить, ударять». В этом имени великолепно сплавлены две основные функции Перуна – бога-громовержца, управителя небесными молниями, и бога-воина, неистового борца за честь своего народа.
Перунов день, праздник всех защитников Земли Матушки, принято отмечать 20 июля. Перунов цвет – легендарный цветущий папоротник, подаренный Перуном на день свадьбы Костроме и Купале.
Также в роли символа Перуна может выступать классическая прямая свастика или руна Сила. Также в славянской руннице существует символ, который именуется Перун.
На закате языческой эры Перуна особенно почитали во всех городах Руси. Владимир Святославич приказал построить огромный кумир (идол) Перуна в самом центре Киева, рядом с княжеским дворцом. Однако во время принятия христианства идол был сброшен в реку. Люди, бежавшие за идолом по берегу кричали «Выдубай, батюшка Перун, выдубай!» («выдубай» означало «выплывай»). Любопытно, но в том месте, где по легенде идол Перуна пристал к берегу сейчас стоит Выдубайский монастырь. Со временем для облегчения насаждения своей религии христиане постепенно сплавили образ Перуна-громовержца с образом Ильи-пророка, который также как и Перун отличался грозным нравом и лютой ненавистью к врагам своего народа. А Перун, некогда могучий бог пресветлой Прави был забыт.
Род – славянский бог, создатель мира и отец первого поколения светлых богов (боги-отцы), Причина всех Причин, основатель и сущность мироздания. Это живая мысль, творящая и створяющая, бесконечная в пространстве и времени. Славяне считали, что изначально Род находился внутри Мирового Яйца, некоей пространственно-временной единице, лежащей за пределами бытия. Хотя, строго говоря, до Рода никакого бытия и не было. И небытия тоже не было. Все сущее, свет и тьму создал Род. «Родил», как говорили наши предки, отсюда и происходит имя этого великого бога.
Единый бог Род создал мир таким, каким мы его знаем. Он создал небо, землю, горы и реки. Населил все это животными, рыбами и насекомыми. Род поделил мир на три части: Правь (мир, в котором жили его дети, боги), Явь (наземный мир, который заселили животные, а затем и люди) и Навь (мир мертвых, в котором по некоторым вариантам трактовки древних легенд располагалось Пекельное царство, оплот тьмы). Род посадил Мировое Древо (Дуб) который кроной своей обуял вышний мир, стволом своим пронизал мир земной, а корнями ушел глубоко в мир подземный. Из дыхания Рода появилась богиня любви Лада, которая в своем земном воплощении (птица Сва) летала по миру и доносила до всего живого волю Рода. Во время творения мира также появились прабогини Доля и Недоля, которые позже вместе с Макошью будут плести нити божественных и человеческих судеб (по другой версии Доля и Недоля были рождены богами гораздо позже).
Все было хорошо в мире. Но как-то неупорядоченно, ведь некому было следить за законами этого мира. И тогда единый бог Род создал Сварога, великого бога-кузнеца, сковавшего стальные цепи, связывающие между собой все элементы мироздания. Так в мир пришла упорядоченность, а Род мог спокойно отдыхать на изнанке Вселенной. Сварог, таким образом, будучи первым и единственным сыном Рода, довершил его творение.
Также вместе со славянским богом Родом иногда упоминаются некие женские божества – рожаницы. Некоторые исследователи полагают, что под рожаницами можно понимать богинь Ладу и Лелю, а возможно и Живу.
Рода наши предки почитали издревле. Этот бог считался прародителем всего, бытия и небытия, он один воплощал в себе весь многообразный и разноплановый мир. Именно поэтому все самые важные слова в русском языке (Родина, родной, природа) происходят от имени этого бога. Также именем Рода славяне называли наименьшие структурные единицы своего общества – роды. Кстати слово «урод» у славян означало вовсе не то, что мы привыкли под ним подразумевать. Урод – означало первенец, первый ребенок в роду, человек, стоящий у истока рода. А человека глупого и страшного славяне называли выродок.
Ярило (Ярила, Яровит, Яромир) – славянский бог неистовой страсти, неудержимой силы, бог весны и расцвета всех жизненных сил человека. В системе религиозных верований наших предков Ярило бог стал воплощением весеннего солнца, только что покинувшего неласковые объятия зимы (Мары). Поэтому отличительными чертами характера этого бога были неистовость, искренность, чистота. Он олицетворял собой возрожденное солнце, полное живительной энергии, необходимой всем земным существам. Безусловно, утверждение о том, Ярило - бог солнца также является абсолютно верным. Просто в отличие от Хорса (зимнее солнце) и Дажьбога (летнее солнце) Ярило был воплощением солнца весеннего. Стрелы Ярилы при этом обращались солнечными лучами и в соответствии с некоторой сакральной символикой этого бога могли расцениваться как стрелы любви.
Но наиболее устойчивая ассоциация Ярилы – это весна. Во всей ее красе и великолепии. И как мы видим, совсем не зря культуры, сажаемые под весну, славяне называли «яровыми». А «ярицей» именовалось засеянное пшеничное поле.
Солнце Ярило также считался богом юности и плотских утех. Его всегда изображали в виде молодого, высокого и голубоглазого парня, голого по пояс. По одной из легенд Леля, богиня утренней зари, влюбилась в красавца Ярилу и рассказал ему о своих чувствах. Ярила честно признался, что тоже любит Лелю. И Мару. И Ладу. А также всех женщин в мире как небесных, так и земных.
В видении древних славян неукротимый и бесшабашный Ярило бог выступал повелителем чувств, не подвластных разуму. Вместе с тем он был светом и теплом (солнцем) мироздания.
Символ Ярилы – равносторонняя пятиконечная звезда или руна Уд, являющаяся аллегорией мужской творческой (или сотворяющей) энергии. Число Ярилы – пять. Оберега Ярилы как такового не существует, но в роли подобного элемента выступала обыкновенная свастика, некоторые ее разновидности, а также равносторонний крест в кругу.
Стрибог (Стрый, Ветрыла) – один из верховных богов в древнеславянской культуре. Стрибог фактически являлся безраздельным правителем воздушного пространства. Ему подчинялись все птицы и эфирные духи-ветра.
Стрибог мог управлять погодными явлениями подобно Перуну, но в гораздо больших масштабах. Земледельцы почитали Стрибога, потому что верили: грозовые тучи, которые проливаются на поля живительным дождем, могут придти в их края лишь по воле бога ветров, гонимые его дыханием. Но с особым тщанием почитали Стрибога моряки, так как для них попутный ветер – залог успешного плавания. Известно, что кумиры и храмы Стрибога ставились на островах и по берегам рек и морей. Наиболее известным в этом отношении является храм, установленный в устье Днепра на острове Березань. Купцы считали своим долгом приносить Стрибогу богатые дары, чтобы попутный ветер всегда сопровождал их торговые корабли.
Символы Стрибога – стилизованный лук или ветровые потоки.
Даждьбог (Дажьбог) – солярный бог древних славян, покровитель летнего солнца и плодородия. Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили.
У Даждьбога есть своя руна, носящая его имя. Сакральный аспект руны Даждьбог – благополучие во всех его проявлениях, от материальных благ до радости искренней любви. Кроме того, эта руна означает благословение светлых богов и удачное завершение любого начинания.
Сварог – единый бог вселенной, первое земное воплощение Рода. Отец первого поколения богов – Сварожичей, славянский демиург, сковавший («сварганивший») мир. Бог Сварог – символ мудрого отца-воина, покровителя рода, его защитника и наставника. Это не только светский, но и духовный лидер, способный в случае опасности призвать себе на помощь весь род и единым ударом сокрушить врага непоколебимым единством расы.
Сварог творит не магией, не мыслью, но руками. Он – символ труда, он учит тому, что лишь собственным трудом можно создать что-то действительно значимое.
Этимология имени этого бога: в санскрите «сва» означает «небо». В индоарийском языке «свар» значит «солнце» (отсюда «Сварга» - «солнечная дорога»).
Сварог – основа материального мира. Его символ – Сварогов Квадрат – имеет восемь лучей. Большее числовое значение приписывается лишь Ладе, ее число – девять. Бог Сварог всегда изображался, как могучий богатырь в самом рассвете лет (около 40). В мирное время он надевал простую льняную рубаху, закатывал рукава и брал в руки свой огромный молот, которым был выкован мир. В дни войны этот бог облачался в темно-лазурные (либо багряные) доспехи и шел разить врагов света.
Хорс – один из ключевых солярных богов славянского пантеона, сын Рода. Наряду с Хорсом воплощением жизнь дающей солнечной энергии также являлись Ярила и Даждьбог. Но если Ярила был весенним солнцем, а Даждьбог летним, то Хорс воспринимался как солнце зимнее (реже –«ночное»). Но образ этого бога ни в коей мере не нужно трактовать с негативным подтекстом, ибо даже зимой владыка небесного свода защищает и поддерживает мир людей.
Хорс может унять разыгравшуюся метель, может успокоить снежный буран. Он способен легко повысить или понизить температуру воздуха. Также этому богу в некоторой степени подчиняются животные. Например, если в заснеженном лесу человек случайно встретил медведя-шатуна, то он просил о помощи не только Велеса, но и Хорса. Зимнее солнце в данной ситуации могло утихомирить животное, отогнать его от человека.
Также Хорс считался покровителем озимых, что вполне логично. Поэтому Хорса особенно почитали люди, работающие на земле. Праздники в честь Хорса всегда сопровождались купанием в проруби и большими хороводами. Считается, что от имени этого бога произошли такие слова, как хорошо, хоромы, хор, хоругвь.
Белобог
Белобог (Белбог, Белун, Белый бог) – воплощение светлых сил Прави. Белобог в мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у Белобога есть его антипод – Чернобог. Схожую аналогию можно обнаружить в древнекитайской философии (инь и ян), в инглиизме исландцев (руна юдж) и во многих других культурно-религиозных системах. Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих идеалов: добра, чести и справедливости.
Он изображался высоким, длинноволосым и длиннобородым стариком с пронзительно голубыми глазами. Его одежды всегда были абсолютно белыми. В руках он держал деревянный посох, часто увенчанный одноименной руной Белобог.
Однозначно можно сказать, что это один из немногих богов, который не имеет абсолютно никакого отношения к военному делу. Нет ни одного упоминания о Белобоге, участвующем в битвах богов. Вероятно, это связано с тем, что Белобог нашими предками воспринимался скорее как «надмировое» существо, представляющее собой совокупность фундаментальных законов мироздания.
Белобог также почитался как воплощение весеннего неба и бог дневного света. То есть все то, что несет людям радость и жизнь – это и есть Белобог. Вместе с тем, Белобог являлся аллегорией трудолюбия и целеустремленности. В связи с этим у некоторых славянских народов существовали определенные обычаи, связанный с прочтением традиционных гимнов Белобогу непосредственно перед жатвой. Считалось, что этого мудрый и справедливый бог всегда помогает тем, кто не ленится и делает все для процветания своего рода.
Существует символ, который называется Белобог. Он представляет собой сакральный знак, приносящий удачу и богатство. Мог быть использован как оберег, но лишь тем, кто работает с землей или в поле.
Волх (Огненный Волх, Волхов Всеславич) – Бог- воплощение непоколебимого мужества и ярости русских воинов.
Сам Сварог выковал Волху доспехи и оружие, а Макошь поведала ему самые сокровенные тайны. Велес обучал Волха магии и оборотничеству, а Яга Виевна – мастерству охоты и рукопашного боя. В итоге Волх стал одним из самых могучих богов, он в равной степени владел и оружием, и ведовством.
Возгордился Волх, решил, что он лучше других и один способен миром управлять, строить его по своему разумению. Да еще и Чернобог не упустил случая – тайно встретился с Волхом, поклонился ему и сказал, мол, зачем тебе светлый боги, ты ведь сам всем богам бог?
И хотел уже Волх войной на Ирий пресветлый пойти, как нежданно встретилась ему на пути дева прекрасная, Девана-охотница, дочь Перуна. И полюбил ее Волх могучий, и любовь искренняя очистила сердце его. И просил Волх прощения у богов за мысли темные, а Перун – пуще всех, ибо дочь его в жены взять хотел.
Так Волх обрел жену и мудрость. Мудрость, которая заключается в простом правиле: чем больше сила, тем больше ответственность. Наши предки отлично знали этот фундаментальный канон Вселенной, а потому сквозь красочные мифы постарались передать его своим предкам. Волх – это символ удали и отваги, идеализированный облик воина, который умеет не только воевать и слепо следовать приказам. Это воин-мудрец, способный решать любые задачи не только на поле боя. Это воин, все устремления которого направлены на защиту своей земли, своего очага.
< Очелье -исконно славянский атрибут для волос. Он заменяет ободок
Послеродовое пеленание женщин - популярная современная процедура или древнее таинство? >
povelitelnica.com.ua
Славянский пантеон. Язычество древней Руси
В этом разделе приводится список божеств, сказочных персонажей и потусторонних существ древнеславянских верований.
По приводимым ссылкам можете почитать сведения о них, полученные из разных источников -
как достоверных (книги, энциклопедии мифов, в т.ч. сетевые),
так и не очень достоверных (с сайтов энтузиастов и любителей).
Первые приводятся выше вторых.
Автор сборника взял на себя смелость самому определить уровень достоверности этой информации,
публикуя в самом верху страницы по каждому божеству некоторую интегрированную справку.
Некоторые сведения еще не изучены - если в них приводится мнение современных славянских язычников -
то это не от автора, будет безусловно удалено.
Разделы страницы о фольклоре и верованиях древних славян:
Божества древних словян
Сказочные существа славянского фольклора
Волшебные предметы славянских поверий
Также смотрите страницу о мифологии индоевропейцев - предков славян.
Божества древних словян
Уникальные (т.е., в единственном числе) боги, богини и божества праславян, имеющие нарицательное имя.
Некоторые боги объединены в одну страницу из-за схожих функций, например, боги войны.
Елена (Анастасия) Прекрасная, Василиса Прекрасная (Премудрая), Марья-Моревна
Заря-Зареница
Кощей Бессмертный
Купала, (Дзевко-)Купало [или бог?]
Овсень (Авсень, Баусень, Овсень, Таусень, Усень)
Снегурочка
Царевна-Лебедь
Сказочные существа славянского фольклора
Потусторонние духи-покровители ("хозяева") и злые духи славянского язычества
(многие по происхождению более древние, чем боги), а также сказочные существа и зооперсонажи.
Это целые группы (неуникальных) божеств, не имеющих нарицательных имён.
Однако, некоторые важные духи могут стать уникальными божествами, например,
Анчутка - один из чертей,
Баган - сначала вид дворового духа,
Вазила — одно из явлений дворового,
Дед-Белун (Житник) - персонификация полевиков,
Полудница - персонификация всех полуденниц.
Банники (баенники, лазники - вид домовых)
Бесы (черти), анчутки, встречники, злыдни...
Ведогоны (духи-двойники ~ ангелы-хранители). Духа-хранителя также называют Зиркой (бел. "звезда").
Водяные (водовики, водяники)
Домовые (в т.ч. вострухи, полазники)
и дворовые (в т.ч. баганы и вазилы)
Лешие (лесовики, лесаки)
Навьи, нежить (нечистая сила)
Овинники (гуменники) [тоже вид дворовых-домовых]
Полевик (Житный дед, Жыцень, Гречуха) [= (Дед-)Белун?] и полевики
Страшилы (страшники и страшницы, дрожники и дрожницы)
Сегодня ведущие религии мира являются монотеистичными. Другими словами, они основываются на вере в единственного Бога. Но когда-то монотеизм был редкостью, а большинство народов верило во многих высших сил. Единобожие до распространения христианства имелось у древних иудеев, да и то в определенные отрезки существования этого народа. Другие нации почитали многие высшие силы, в том числе и славяне. К сожалению, в наше время сохранилось не так уж и много сведений о вере наших давних предков. Известно, что славянский пантеон богов включал в себя немало светлых персонажей. Например, Ярилу, Световита, Купайлу, Коляду, олицетворявших солнце. Но славянский пантеон богов содержал и «функциональных» персонажей: Семаргла, владыку смерти, Велеса – повелителя ушедших в мир иной, бога Перуна, деятельность которого делала его чем-то похожим на греческого громовержца Зевса, и Стрибога – хозяина ветра.
Что интересно, все небожители, которым поклонялись наши предки, считались единой семьей. Славянский пантеон богов происходил от Рода. Он был пращуром остальных сверхъестественных существ и собственно славян, по их поверьям. Другими словами, было верховное существо, остальные небожители являлись его помощниками. Весь славянский пантеон богов напоминает генеалогическое древо. Пращур – Род, его сыновья – Лада, Семаргл, Макошь, Сварог. Внуками были Даждьбог, Ярило и Хорс. Следующее поколение – это люди. Многие славянские племена считали себя детьми Даждьбога. Низшая ступень данной иерархии – это лешие, банники, домовые, кикиморы, русалки и прочие мифические существа. Славянский пантеон богов содержал персонажей, жизнедеятельность которых была связана с солярной активностью. Например, Хорса почитали в период, начинавшийся зимним солнцестоянием и кончавшийся весенним равноденствием.
Самым известным из таких божеств был Ярило. Наши далекие предки связывали свою веру в немалой степени с Солнцем, которое они почитали. Этим и объясняется наличие «солярных божеств». Славянская свастика, известная как коловрат, символизировала Солнце.
Пантеон славянских языческих богов, в основном, состоял из светлых, добрых сил. Но дуализм видения мира был свойственен большинству народов, и наш не исключение. Славяне почитали Белбога (Световита) как хранителя добра, правды, чистоты. Однако в их мифологии имелся и антипод ему. Чернобог – покровитель темных сил. Оба участвовали в деятельности и жизни природы.
Велес был известен как покровитель животных и растений. В целом он олицетворял все силы природы. Его пытались задобрить, чтобы увеличить поголовье скота и урожай.
Пантеон славянских богов олицетворял силы природы. Но, с другой стороны, он был антропоморфным. То есть считалось, что боги были в непосредственных соотношениях с людьми.
Кое-что из лексикологии поможет понять веру славян шире. Само слово «бог» в древние времена не означало некое всемогущественное и сверхъестественное начало. Его использовали в смысле «удача, счастье, доля». Данное слово сохраняло это значение долгое время. Отсюда, видимо, и мудрое высказывание, приписываемое А. Невскому: «Бог не в силе, а в правде».
fb.ru
Пантеон славянских языческих богов — Язычество
Славянский пантеон и языческие обряды до сих пор интересуют исследователей, так как достоверных письменных источников тех времен не осталось. Как могло такое случиться? Все просто, в период крещения Руси и дальнейшего насаждения христианства людям запрещалось проводить языческие обряды, молиться языческим богам, а все упоминания о них в летописях и каких бы то ни было документах были уничтожены. Чудом остались упоминания лишь в военных документах и «Слове о полку Игоревом». В остальном же исследователям приходится опираться исключительно на археологические и этнографические находки. Доподлинно известным является славянский пантеон языческих богов князя Владимира, так как о нем говорится в контексте будущего крещения земель русских. Но каким же был пантеон в былые времена? Ведь создание пантеона языческих богов длилось не один век, оно имеет корни еще в праиндоевропейском периоде. Издавна славяне отмечали смену времен года и приход плодородного сезона. Так появились первые обрядовые культы и божества, которые впоследствии стали полноценными богами.
Итак, языческий пантеон древних восточных славян возглавляло божество и первобог, которого звали Род. Род появился первым на свет и породил весь мир с богами и людьми. Его тело – это огромный космос, а глаза – планеты.
Сварог – первый сын Рода, создатель материального мира славян. Это бог-кузнец и бог огня, который с помощью своего мастерства рукотворно создал материальные блага для людей, в числе которых плуг. Он помог людям научиться обращаться с огнем, обрабатывать металл и возделывать поле. Также Сварог по собственному примеру завещал закон людям, по которому необходимо создавать семьи и беречь брак. И выковал он для людей первое кольцо обручальное. Культ Сварога особенно хорошо можно проследить в обрядах сожжения покойных. Позже Сварог стал менее почитаемым, так как, считается, что передал правление сыновьям Сварожичам – богам огня, солнца и ветра.
Лада – жена Сварога, мать всех богов и всего живого на земле. Ее считали покровительницей всех рожениц и символом плодородия, так как она помогала земле плодоносить и животным рожать детей.
Хорс – бог зимнего солнца, который олицетворяет светило. Зимой он еще совсем слаб, но с каждым днем крепнет и растет, чтобы потом родиться в новом воплощении – боге весеннего солнца Яриле. Даждьбог олицетворяет летнее солнце, а Световит – осеннее. Каждый из этих богов является своей ипостасью общего бога солнца, а в зависимости от времени года наделяется соответствующими характеристиками строгости или буйства.
Велес – бог природы, покровитель путешественников. Иногда его отождествляли с Чернобогом – хозяином нижнего мира и всего злого на земле. Но в основном Велес считался хранителем Прави – верхнего, небесного мира богов, куда отлетала душа умершего человека. Он судил души по их земным деяниям и либо отправлял за землю в иных ипостасях, либо оставлял с ним для очищения и последующего перерождения.
pagandom.ru
Язычество на Руси (характеристика, пантеон славянских богов) |
/ / Язычество на Руси (характеристика, пантеон славянских богов)
Язычеством называется религия, которая основана на веровании
людей в нескольких божеств одновременно.
Язычеством древних славян историки привыкли обозначать
комплекс культурных и религиозных воззрений на жизнь славянских древних племён
до принятия ими христианской веры. Бытует мнение, что сам термин «язычество»
относился к одному языку на котором говорила большая часть славянских племён, а
не к религии, в целом.
Формироваться славянское язычество начало примерно во втором
тысячелетии до нашей эры. Влияла на его становление индоевропейская культура.
Занимая и перемещаясь по новым территориям славянские племена сталкивались с
системой культуры своих соседей, не редко перенимая у них определённые черты. К
примеру, именно благодаря такой «системе обмена» у славян в пантеоне появились
образы матери-земли, бога скота, а также бога грозы. Немало общего у славянского
язычества и с германо-скандинавской культурой, откуда в него попало немало
таких элементов как древо жизни, драконы и пр.
После окончательного формирования славянских племён вместе с
их отдельным друг от друга бытом трансформировалось и религия. Например, уже к
шестому – седьмому веку язычество восточных славян кардинально отличалось от
религии западных славян.
Язычество на Руси имело массу ритуалов, основной целью
которых было взаимодействие простых людей и их защитников-богов. Довольно часто
археологи находят места жертвоприношений.
В общеславянский пантеон богов входили:
·
Мать-земля, являющаяся основным женским образом
и богиней плодородия;
·
Перун, выступающий главным богом в пантеоне
славян и являющийся богом-громовержцем.
Среди других важных для восточных славян богов можно
выделить:
·
Хорс;
·
Стрибог;
·
Симаргл;
·
Сварожич;
·
Сварог;
·
Род;
·
Мокошь;
·
Даждьбог;
·
Волос;
·
Велес.
Чем сильней объединялась славянская Киевская Руст, тем более
она наращивала своё политическое влияние в мире, расширяя контакты с
цивилизованным миром. Вместе с этим язычество стало синонимом невежества, а
сами язычники подверглись гонениями представителями христианства, которые позже
поняли, что для внедрения новой веры совсем не нужно уничтожать под корень
старую. Таким образом, былые празднования заменялись новыми названиями, а
пантеон богов преображался в соответствии с христианскими догматами (языческие
боги становились христианскими святыми).
Сохранялось язычество до двенадцатого века, однако после
этого рубежа оно начало постепенно угасать.