Платон древний философ. Этика Сократа и Платона. История древней философии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Биография. Человек, который... Платон древний философ


6. Философия Платона.

Философия Платона

Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. Его учителем был сам Сократ.

В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

- окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

- реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;

- мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

- чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

- все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:

- монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;

- тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;

- аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;

- олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;

- демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

- тимократия. Несправедливая власть большинства.

Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

******************************************************************

7. Философия Аристотеля.

Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике.

С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась – Ликей.

Самые известные работы данного философа:

"Риторика";

"Метафизика";

"Политика";

"Поэтика";

"Органон".

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:

теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;

практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;

поэтическую.

Также выделяют и четвертый вид – логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.

Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:

сущность;

отношение;

количество;

место;

положение;

время;

действие;

состояние;

страдание;

качество.

Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.

Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.

Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.

Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.

Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.

Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств:

тиранию;

монархию;

аристократию;

крайнюю олигархию;

охлократию;

политию.

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

***************************************************************************************

studfiles.net

Этика Сократа и Платона. История древней философии

Исследования современных ученых показывают, что философия как самостоятельная наука зародилась благодаря трудам древних греков. Безусловно, и у первобытных людей можно увидеть некоторые зачатки философии, но целостности в них нет. Древние китайцы и индейцы также совершали попытки в развитии философии, но по сравнению с древними греками их вклад минимален. Вершиной древнегреческой философии является античная этика. Сократ, Платон, Аристотель являются ее родоначальниками.

Античная философия

Анализировать древнюю философию можно по ее представителям, в основе идей которых лежит античная этика. Сократ, Эпикур и стоики, Платон, Аристотель изучали данное философское направление примерно в одно время, но каждый со своей особенной позицией.

Сократ излагал свои методики и пытался донести идею невозможности повлиять на человека со стороны, так как все изменения должны случиться внутри него.

Эпикур - последователь Демокрита и продолжатель атомистических учений. Он оставил современному поколению более трехсот трудов, из которых сохранилась только шестая часть. Эпикур рассуждал о том, что главное - научить людей жить счастливо, ведь все остальное не имеет значения.

Философия стоиков включает в себя три аспекта – логику, физику и этику. По их мнению, логика отвечает за скрепление системы, физика позволяет познать природу, а этика учит жизни по законам природы.

Платон был лучшим из учеников Сократа. Он глубоко проникся сократовским учением и стремился максимально его развить. Совместно со своим учеником Аристотелем, он внес серьезный вклад в развитие философии за счет создания школы перипатетиков. Платон глубоко изучал достижения своих предшественников и свел их в один-единый свод.

Аристотель, следуя учениям Платона, стал одним из самых выдающихся ученых, вышедших из Древней Греции. Именно он стал основателем истинного естествознания.

В древности очень стремительно развивалась античная этика. Сократ, Эпикур и стоики, а также Платон с Аристотелем были самыми яркими философами того периода.

этика сократа

Сократ как личность

Годы жизни Сократа – 470(469)–399 гг. до н. э. Сократ – афинский философ, увековеченный в диалогах Платона как главное действующее лицо. Его мать звали Фенаретой, а отца Сафрониксом. Отец был зажиточным скульптором. Сократ не заботился о своем благосостоянии и к концу жизни стал практически нищим. Информации о его жизни и мировоззрении сохранилось очень мало. Основные данные ученые черпают из работ его учеников.

По словам Ксенофонта, Сократ отличался высокой степенью воздержания от любовных утех и от избыточного употребления пищи. Он с легкостью переносил различные тяготы жизни, сложную работу, жару и холод. У него всегда было очень мало средств для существования, но это не мешало ему иметь все необходимое для поддержания жизни.

По словам современников, у Сократа была удивительная сила воздействия на собеседника. После общения с ним люди переосмысливали свою жизнь и понимали, что больше так жить нельзя.

Сократа относят к последнему представителю софистов. Хотя у него были практические работы, противоречащие их идеологии. Выдвинув формальные основания, способствующие зарождению новой науки, Сократ стал основателем этического этапа философского развития.

философия и этика сократа

Сократ как основоположник этической философии

Он отмечал, что реальны только те науки, истины которых являются одинаково верными для всех. В качестве примера приводится ситуация, что если бы для одного человека дважды два равнялось четыре, для другого пять, а для третьего шесть, то математика никогда не стала бы наукой.

Данный принцип актуален и для морали. Этика Сократа говорит о существовании общепринятых норм поведения. Он считал, что необходимо вывести эти нормы и довести до человеческих умов. В таком случае все люди перестанут ссориться. Философия и этика Сократа гласит, что добродетель есть в каждом, и если выявить ее у всех людей, нагрянет всеобщее счастье.

Главной заслугой Сократа называют определение того факта, что у людей всего мира абсолютно одинаковые ценности. Об этом говорят и сейчас, но еще 2500 лет назад ответ получил Сократ.

Парадоксы сократовской этики различны, к ним относят высказывание, определяющее человека мерой всех вещей, которому противоречит идея универсальности моральных норм. Этика Сократа отличает его от софистов своей подачей. Сократ не просто учил людей, а использовал метод, помогающий людям постигнуть истину. Благодаря этому люди приходили к истине самостоятельно.

Методы сократовской философии

Этика и метод Сократа пробуждали в сознании людей дремлющие знания. Такой философский подход назван методом Майевтики. Он говорит, что если человек решил вступить в спор, то он обязан прийти к истине путем выдвижения рациональных аргументов, которые помогут ему познать истину. Ведь внушить ее нельзя, а можно только открыть для себя. Сократ отмечал, что к познанию можно прийти только своим умом. На поведение и мировоззрение человека невозможно повлиять с внешней стороны, все зависит от изменений внутри него.

Метод Майевтики относится к индуктивным, вместе с методами сомнения (знаю то, что не знаю ничего), индукции (по следам фактов), иронии (нахождение противоречий) и дефиниции (конечное формулирование искомого знания). Индуктивные методы актуальны и на сегодняшний день. Чаще всего их применяют при проведении научной дискуссии. В процессе поиска решений лежит рационалистическая этика Сократа. По его словам, в основе любой добродетели лежит разум. Незнание Сократ представлял как показатель безнравственности.

античная этика сократ эпикур и стоики

Вопрос-ответ

Добро и зло Сократ определял термином "этический рационализм". Отсюда и получила свое развитие рациональная этика Сократа. Он считал очень важным присвоить абсолютно каждой нравственной категории свое индивидуальное название. Ученый активно использовал вопросно-ответный принцип постижения истины, который в те времена называли диалектикой. Этика и диалектика Сократа играли огромную роль в его видении философии. Постижение истинного знания осуществляется только при помощи диалога. Именно он помогает открыть истину участникам. Диалектику Сократ определял как искусство грамотного ведения диалога.

Знатный Платон

Платон принадлежал к знатной фамилии, древнейшей в своем роде. Его родители имели родственную связь с афинским царем Кодром. В семье Платон был не единственным ребенком, у него было два брата и сестра. Платон родился в период правления Перикла, когда Афины процветали и стремительно развивались в области науки. Это очень благостно сказалось на его умственном обогащении в детские и юношеские годы.

Но спустя время все перевернулось с ног на голову. Бразды правления перешли недалеким людям, и в обществе начался хаос. Знать начали угнетать, что затронуло и семью Платона. Такой опыт и учения Сократа вывели его на путь спартанского государственного устройства и выступление против афинской демократии. В беззаботные времена своей молодости Платон пользовался всеми возможными благами для получения разностороннего образования. Помимо ключевых направлений, он изучал рисование, музыку, гимнастику. Он был настолько совершенен, что даже смог завоевать титул чемпиона на олимпийских и немейских играх.

Бедность стала ударом для Платона, он даже думал податься в наемное войско, но сделать это ему не позволил Сократ. До знакомства со своим учителем Платон горел желанием стать известным поэтом. Дифирамбы и драмы получались у него особенно красноречивыми. Философия также интересовала его с ранних лет, а знакомство с Сократом только усилило этот интерес. В юношестве его привлекала гераклитовская школа и ее учения о безграничных изменениях в чувственных предметах.

античная этика сократа и платона

Платоновская философия

Платон в своих учениях всегда относил философию к высшей из наук. Ведь именно она помогает в стремлении познать истину. Философия, по Платону, есть единственный путь к личному познанию, познанию Бога и истинного счастья. Он считал, что получение ежедневных впечатлений способствует искажению образа действительности. Платон уделял отдельное внимание миру вещей и идей. Идеей он называет нечто одинаковое, что можно встретить как минимум в паре разных вещей. Но познать несуществующее нет возможности ни у кого, поэтому идея реальна и существует, несмотря на то что люди не могут ее потрогать. Помимо этого, Платон отмечал, что как раз именно мир умопостижимых идей является реальным, в то время как мир чувственных вещей всего лишь его бледная тень.

Вселенная, по Платону, имеет несколько мифологический оттенок с нотками восточных традиций. Такой взгляд привился Платону во времена его долгих путешествий. По его теории, Бог является создателем всей вселенной. В процессе создания он совместил воедино идеи и вещественную материю. Управление симбиозом идей и материальных вещей берет на себя не разум, а три силы, которые называются инертная, косная и слепая.

Свои мысли и исследования о душе Платон изложил в трудах «Федр» и «Тимей». Он отмечает, что душа человека обладает бессмертием. Создание души произошло в тот момент, когда образовалась вселенная. По предположению Платона, в душе есть 3 самостоятельные части. Первая находится в голове и называется разумная. Две оставшиеся части являются неразумными. Одна живет в груди, активно взаимодействует с разумом и зовется волей. Другая же располагается в желудке и состоит из страсти и самых низших инстинктов, что лишает ее всякого благородства.

Сократ и его ученик Платон

Знакомство Платона с Сократом произошло, когда первому было примерно двадцать лет. Это знакомство стало самым значимым в его жизни, так как благодаря Сократу он и душой и телом встал на путь философии. Спустя время Платон благодарил небеса за то, что он родился не животным, а человеком, не женщиной, а мужчиной, не варваром, а греком, и самое главное, что он был рожден именно в Афинах и именно во времена, когда жил Сократ.

Существует легенда, говорящая, что в ночь, перед тем как учитель узнал своего ученика, первый видел чудесный сон. В нем Сократ увидел белоснежного лебедя, который пришел к нему, покинув алтарь Эрота, и с необыкновенной грациозностью взмыл в небеса на невероятно могучих крыльях, выросших в тот самый момент. На следующий день Сократ впервые увидел Платона, такого рослого юношу с близким к идеалу лицом и высоким интеллектом, он сразу отметил, что это и есть тот прелестный лебедь из сна. Именно в эту минуту и зародилась античная этика Сократа и Платона.

Уроки Сократа Платон получал в течение всех девяти лет их знакомства. Отношения между ними были наполнены глубокой дружественностью и взаимопониманием, а также уважением и любовью. Информация об их отношениях весьма абстрактна, так как записи о них встречаются крайне редко. Известно, что Платон написал «Апологию Сократа», в которой указал, что его учитель привлекался к суду. Платон же явился в суд и предложил в случае вынесения вердикта в денежном эквиваленте заплатить за Сократа. Также в процессе разбирательства Платон вещал с трибуны в защиту своего учителя. Когда Сократа посадили, Платон не мог его навещать, так как был серьезно болен. Смерть же Сократа стала сильнейшим ударом для любимого ученика.

этика и диалектика сократа

Античная этика глазами Сократа и Платона

Этика Сократа и Платона активно пропагандировалась и вещалась в массы в античные времена. В их учениях говорилось, что, ожидая того, чтобы жизнь человека была счастливой, необходимо быть добродетельным и нравственным человеком. Только моральный человек может познать истинное счастье. Для достижения данной цели Сократом были разработаны этапы метода познания. Изначально возникает сомнение, позволяющее выявить необходимость в дальнейшем обсуждении проблемы, а затем наступает этап по выявлению противоречивых моментов, что позволяет определить искомое понятие.

Прежде всего, античная этика Сократа и Платона базировалась на принципах рационализма. Иными словами, добродетельные поступки обуславливаются знаниями, в то время как незнание считается источником аморального поведения. Из этого ученый и его ученик определили счастливую жизнь как правильную, моральную и разумную. Философия и этика Сократа и Платона учат людей становиться на путь добродетели. По их мнению, если у человека недостаточно знаний, он является потенциальным источником порождения злобы. В качестве примера они приводят добродетель мужества, которая порождается знаниями о преодолении опасности, или добродетель умеренности, рождающаяся в человеке, знающем о преодолении страсти.

Этика и философия Сократа и Платона включала в себя ряд основных идей. Во-первых, тот человек, у которого имеется база знаний о правильной и добродетельной жизни, будет всегда совершать моральные и добродетельные поступки. Во-вторых, жизнь протекает по единому общему для всех образцу, который представлен в «мире идей», поэтому правильной считается только жизнь по его принципам и никакая иная.

античная этика сократ платон аристотель

Последователи философии Сократа и Платона

Современные ученые приходят к выводу, что этика Сократа, Платона и Аристотеля позволила наиболее глубоко понять античную философию. Сократа называют отцом античной философии не потому, что он ее первый прародитель, а потому, что именно он разработал основные принципы, которые в дальнейшем выступали базой для других ученых.

Самым ярким последователем Сократа был его ученик Платон. Он восторгался своим учителем, основывался на его знаниях и создавал нечто свое. Он разработал этапы упадка государства, вывел понятие справедливости, а также представил философию в виде трех основ – это физика, логика и этика.

Основываясь на учениях Платона, философию начал изучать Аристотель. Он в течение двадцати лет обучался и познавал принципы платоновской философии в академии своего учителя. Именно благодаря знаниям, полученным в академии, Аристотель пришел к созданию оригинального вида платонизма.

этика сократа платона и аристотеля

Развивая идеи своего учителя, он старался поставить на первое место формообразующие свойства философии. Форму или идею он называет общей формой, которую характеризует как сущность вещи, изучаемую разумом при поддержке логики.

Философский путь Аристотеля отличался от платоновского, так как первый полностью оборвал связь между философией и мифологией. Помимо этого, Аристотель уделял много внимания деталям и подробному анализу. Он опровергал слова Платона о том, что идея не может находиться в вещи и за ее пределами в одно и то же время. Вещи Аристотель характеризует сущностью или субстанцией. По его мнению, сущность представлена в виде конкретной вещи из материи и формы, физического объекта и понятия, материальных и идеальных частей.

Аристотель является создателем лицея, служащего на благо науки. Самым талантливым ученым, вышедшим из стен школы Аристотеля, считается Теофраст. Он являлся перипатетиком и продолжал начатые его учителем философские учения. «История растений», «История физики» - это творения рук Теофаста.

fb.ru

Философия Платона – кратко - Русская историческая библиотека

читайте также статьи Философия Сократа – кратко, Философия Аристотеля – кратко, Платон - биография, Платон – краткая биография, Диалоги Платона – краткое содержание, Диалоги Платона – анализ, Диалектика у Платона, Мир идей и мир вещей у Платона, Платон о Вселенной, Учение Платона о душе, Учение Платона о государстве, Платон «Государство» – краткое содержание, Платон «Законы» – краткое содержание, Аристотель – биография и Аристотель – краткая биография, Пифагор и пифагорейцы, Пифагорейская школа философии

Сущность философии по Платону

Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.

Философ Платон

Великий греческий философ Платон

 

Платон о диалектическом методе философского познания

Подобно Сократу, Платон считает, что повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно. Прояснить его можно лишь путём усиленного размышления и применения философской диалектики, которая учит анализировать, связывать, классифицировать сбивчивые чувственные впечатления, получая из их беспорядочной массы общее понятие – и, наоборот, из общего понятия выводить идеи о родах, видах и единичных предметах. (См. также Учение Платона о познании.)

 

Мир вещей и мир идей у Платона ­– кратко

Помимо восприятия чувственных, материальных вещей, мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях. Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы.

Более того – лишь мир умопостигаемых идей истинно существует, а чувственный мир вещей является только его бледным призраком. Ни один чувственный предмет не способен быть полным проявлением хотя бы одной идеи, воплотить её в себе целиком. В мире вещей истинные сущности скрыты и искажены покровом бесформенной, бескачественной материи. Вещи – не более чем слабое подобие идей – и, значит, они не являются истинным бытием.

Сократ

Учитель Платона, Сократ

Автор фото - Eric Gaba

 

Устройство вселенной по Платону

В философских представлениях Платона о космосе и вселенной чувствуется сильное влияние мифологии – возможно, даже восточных традиций, воспринятых им во время его многолетних путешествий. Бог – зодчий вселенной – при её создании соединил в ней идеи с вещественной материей. Сущность универсума подобна человеческой: он имеет разумную душу и является личностью. «Зодчий мира» распределил материю на пять стихий и дал Вселенной форму той геометрической фигуры, в которую можно заключить (вписать) все остальные – шара. Это шар внутри состоит из концентрических сфер, по которым движутся планеты и небесные светила. Закономерный, а не произвольный характер движения этих светил служит, по мысли Платона, лучшим доказательством того, что космос управляется разумной волей - мировой душой. (См. статью Платон о мироздании.)

От разума неотделимы идеи красоты и гармонии. Расстояния между орбитами планет соответствуют первым трем числам, их квадратам и кубам: 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27. Если дополнить ряд этих цифр вставкой между ними пропорциональных чисел, получатся математическая последовательность, соответствующая отношениям между тонами лиры. Отсюда Платон утверждает, что вращение небесных сфер создаёт музыкальную гармонию («гармония сфер»).

Но так как во вселенной соединены идеальное и материальное начала, она управляется не одним разумом, а и второй – инертной, слепой и косной – силой: законом необходимости, который Платон образно именует роком. Движения планет в направлении, противоположном движению звездного неба, доказывают, то, что во вселенной действуют силы, противоположные одна другой. При создании Вселенной разум преобладал над законом материальной необходимости, но в некоторые периоды злой рок может достигать преобладания над разумом. Бог, изначально вложив в мир ум, затем предоставляет вселенной свободу и лишь временами проявляет о ней заботу, восстанавливая в космосе разумное устройство и не давая ему соскользнуть в полный хаос.

Учение Платона о душе – кратко

Платоновское учение о душе изложено в диалогах «Тимей» и «Федр». По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни. После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет.

Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души: разум – у греков, мужество – у северных варваров, влечение к низкой корысти – у финикиян и египтян.

Находясь в теле под владычеством чувственности, душа не имела бы пути к возвращению в мир идей, если бы мир явлений не имел в себе свойства, оживляющего в душе воспоминания об идеальном мире. Это – красота, возбуждающая в душе любовь. В философии Платона любовь ценится тем больше, чем полнее она освобождена от грубо-чувственных влечений. Такая любовь и получила с тех пор название «платонической».

 

Учение Платона о государстве – кратко

На  вышеизложенных представлениях о трёх частях души основана государственная философия Платона. Каждой из этих трёх частей следует стремиться к собственной добродетели. Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность. Из гармонии этих трёх качеств возникает наивысшая форма блага – справедливость. Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель.

Идеальное государство Платона

Идеальный город. Картина, приписываемая Пьеро делла Франческа или одному из его учеников и навеянная мотивами идеального государства Платона

Источник изображения

 

«Справедливость, – говорит Платон, – водворится только тогда, когда философы станут царями или цари философами». Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства философское образование и воспитание. Поэтов, художников и вообще все произведения умственного творчества следует подчинить строгому правительственному надзору, чтобы в обществе распространялись лишь благородные, полезные произведения, полные добрых нравственных примеров. Не только политическая, но и личная каждого гражданина должна всецело регулироваться государством – вплоть до установления коммунистической общности имуществ и женщин.

Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем. В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Более подробные статьи о взглядах Платона на отдельные вопросы философии - см. ниже, в блоке «Ещё по теме...»

Читайте также статьи Философия Иоанна Скота Эриугены, Философия Фомы Аквинского - кратко, Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Паскаля – кратко, Философия Спинозы – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Просвещения - кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля - кратко, Философия Шопенгауэра – кратко, Философия Фейербаха – кратко, Философия Огюста Конта – кратко, Философия Ницше – кратко

rushist.com

Платон - краткая биография.

Платон - выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту.

Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, - знакомство с Сократом. Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников. Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.

После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора. Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.

В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы - Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни. Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя. Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев. Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 или 348 г до н. э.

Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней - в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому. Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия - ремесленников и крестьян.

Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.

www.wisdoms.ru

Биография. Человек, который...: Платон, древнегреческий философ

Человек, который создал собственное царство идей, предвосхитил постулаты христианства

Годы жизни 427-347 до н.э.

Платон родился в Афинах, в знатной семье, его отец был из рода последнего афинского царя Кодра, мать - родственницей знаменитого законодателя Солона. Его настоящее имя Аристокл, а Платоном, то есть широким, будущего философа прозвали за ширину плеч. Большое влияние на жизнь и судьбу Платона оказала его учеба у Сократа. Под его влиянием Платон отказался от планов на политическую карьеру, решил заниматься только философией.Уход из жизни Сократа потряс Платона, оказал влияние на всю его дальнейшую жизнь. Он поставил себе целью сохранять созданное Сократом учение. Платон изложил его идеи в «Апологии Сократу», написал к ним собственные комментарии.

Лишившись учителя, Платон покинул Афины и предпринял путешествие по городам Греции, а затем отправился в Египет. Изучая государственное устройство этой страны, Платон создает свою концепцию государства. Ее основная мысль – каждый занимается тем, к чему обязывает его собственное происхождение. На Сицилии он становится учеником известного философа Парменида, а также знакомится с учением Пифагора. В каждом из учений он находит взгляды, близкие своим.

Постепенно в голове Платона возникает целое царство идей. Он убежден, что именно идеи несут истину и справедливость, а грубый материальный мир является лишь их отражением. При этом знания он определяет как припоминание и созерцание идей. Платон считает, что истинная идея не может быть выражена в словах, к ней люди приходят самостоятельно, путем практики очищения от неверных мнений.Платон возвращается в Афины и создает там философскую школу. По примеру Сократа он ведет долгие беседы с учениками, они проходят у статуи мифического героя Академа. Вероятно, это и дало определение слову «академия», как собранию людей, увлеченных научными занятиями. Платон преподавал долгие годы, знатные греческие юноши становились учениками его школы. Математика, астрономия, музыка и диалектика – вот основные предметы, изучавшиеся в академии. В преподавании сказывалось влияние философии Востока.Основные сочинения Платона созданы в Афинах, и в отличие от сухих философских трактатов предшественников они написаны в форме диалога – живого беллетризованного разговора двух собеседников. В них идет речь об устройстве мира, сущности знания, о греческих мифах и многих других вещах. Благодаря Платону форма диалога начинает широко использоваться другими философами. Аристотель, древнегреческий философ.

Платона считают одним из предвестников христианства, поскольку он пришел к выводу, что весь мир создан одним-единственным богом. Современники не оценили смелость его мысли. Платон был оппонентом другого греческого философа Демокрита, который не признавал идей Платона о бессмертии души, загробном мире. По некоторым сведениям, Платон сжигал книги Демокрита. Наследие Платона состаляют тридцать книг, среди которых самые известные «Республика», «Государство» и другие. Учение Платона, его идеи обустройства мира оказали влияние на другие философские школы, возникшие после его смерти. Кроме того, в лучшие свои годы могучий Платон успел стать олимпийским чемпионом в одном из видов соревнований.Платон умер в возрасте 80 лет, до конца дней сохраняя ясный твердый в суждениях ум. Он похоронен неподалеку от Академии.

www.man-who.ru

Платон – биография - Русская историческая библиотека

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите на нашем сайте статью Платон – краткая биография. Читайте также статьи Диалоги Платона – краткое содержание, Диалоги Платона – анализ, Диалектика у Платона, Мир идей и мир вещей у Платона, Платон о Вселенной, Учение Платона о душе, Учение Платона о государстве, Платон «Государство» – краткое содержание, Платон «Законы» – краткое содержание, Аристотель – биография и Аристотель – краткая биография

Греческая философия до Сократа и Платона

Философия возникла у греков около 600 г. до Р. X., в век семи мудрецов, когда в высшей умственной жизни греков, после продолжительного господства поэтического миросозерцания, начало развиваться отвлеченное мышление. Сами семь мудрецов, из которых особенно замечательны четверо – Фалес Милетский, Солон афинский, Виант приенский и Питтак митиленский, вообще, вовсе не были представителями философского умозрения; это были политически образованные и опытные люди, вся мудрость которых заключалась, главным образом, в практической политике. Только Фалес составляет исключение: он был не только умный политик, но занимался и естественными науками, и математикой, и был первым настоящим философом у греков, а следовательно, и первым философом вообще, так как ни у одного народа ранее греков философии не было.

Примыкающая к Фалесу философская школа, главными представителями которой были, кроме него, его ученик Анаксимандр (ок. 560 до Р. X.) – первый философский писатель в прозе – и ученик последнего Анаксимен (ок. 500 до Р. X.), оба из Милета, а также и Гераклит Эфесский (ок. 500 г.), называется ионическою школой или школой физиков, – ионическою потому, что ионяне и на этом поприще выступили раньше всех других племен; физиками же называют этих людей потому, что их философия была особенно направлена на созерцание и исследование природы. Они смело, не обращая внимания на господствовавшее до тех пор мировоззрение, поставили себе высшую задачу – исследование первой причины всех вещей. Так, Фалес считал основным элементом мира воду, Анаксимандр – бесконечное, неопределенную материю, Анаксимен – воздух, полагая, что от его сгущения или разрежения происходит все в мире.

Ионяне были также основателями двух других философских школ, явившихся несколько позже ионической, – школы элейской и италийской или пифагорейской. Творцом элеатской философии был Ксенофан из Колофона (ок. 550 г. доР. X.), который был изгнан из отечества и после долгих странствований поселился в Элее (Велии) в южной Италии. Он также искал основного начала всех вещей; неизменного и постоянного в изменчивых явлениях мира; он предполагал существование вечного и неизменного существа, которое у него является божеством, мыслящей сущностью, которая без труда управляет всем. Его учение разрабатывали далее его ученик Парменид из Элеи (ок. 500 г.) и ученик последнего, Зенон, тоже из Элеи (ок. 460 г.).

 

 

Основателем пифагорейской философии был Пифагор из Самоса, который, после многих путешествий с самообразовательной целью, около 540 г. поселился в Кротоне, в южной Италии, и там из кружка знатных юношей организовал общество, нечто вроде тайного ордена, имевшего целью нравственно-религиозное преобразование греческой жизни на основании философских воззрений Пифагора. Главное положение пифагорейской философии заключалось в том, что началом всех вещей признавалось число; числом и мерою в мире не только противоположные вещи соединяются в нечто гармоническое, но и самые вещи в сущности своей возникли из чисел. Все – число. Самая добродетель основывается на математических отношениях: она есть гармоническое единство души.

 

Роль Сократа и Платона в истории греческой философии

Когда в Афинах, после персидских войн, умственное развитие получило такой сильный толчок, когда представители ионической и итальянских философских школ стали находить там радушный прием, тогда философия сделалась предметом особенно старательных занятий. Но существовавшие до тех пор системы с их стремлением исследовать начало всех вещей, истинную сущность, лежащую в основе явлений, не могли привести к удовлетворительному результату и привели только к убеждению, что внешний мир в том виде, как он представляется нашим чувствам, не есть истина. Так называемые софисты, как бы усомнившись в возможности отыскать объективную истину, заявляли, что истину должно искать не во внешнем мире, а в человеческом духе, что мышление и воля человека есть мера всех вещей. Эта новая идея была встречена в то время с одобрением и произвела в образе мыслей греков полный переворот, который, однако, имел очень пагубные последствия. Истина и нравственность поставлены были в зависимость от субъективных мнений и воли отдельной личности; наука потеряла свою серьезность и стремление к истине, и на её место явилось пустое умничанье и бессодержательная диалектика. Софисты брали на себя обязанность говорить о чем угодно и обучать своих слушателей чему угодно, в том числе и искусству доказывать, что белое черно, а черное бело.

Против этого учения софистов, подрывавшего основы государства, нравственности и религии, с успехом выступил Сократ (род. 469, ум. 399 г. до Р. X.), великий преобразователь древней философии. Раскрывая в неутомимой борьбе с софистами бессодержательность их познаний и дурные стороны их учения, он доказывал, что основою для миросозерцания, мерою всех вещей, должно служить не произвольное мышление отдельной личности, но мышление человека вообще. Сократ сделал в философии большой шаг вперед именно тем, что он в своих разысканиях старался установить теорию познавания, приобрести верное понятие о всяком предмете, отделяя существенное от несущественного, и, таким образом, достичь истинного знания. К этому истинному, настоящему знанию у него сводятся и все нравственные требования; знание есть основа добродетели, и всякое действие должно основываться на нравственном самопознании, а не на бездоказательной ссылке на существующий обычай.

Сократ не оставил письменного изложения своего учения; но его философия распространялась в сочинениях его учеников, и многие из них, обращая особенное внимание на отдельные стороны его учения и развивая их в системы, образовали особенные философские школы. Так, Эвклид из Мегары основал школу мегарскую, Аристипп из Кирены – киренскую, Антисфен афинянин – циническую. Все они шли, более или менее, односторонним путем; но Платон, гениальнейший из учеников Сократа, основатель академической школы, всех глубже и полнее вник в сократовское учение и всесторонне его разработал. Он и ученик его Аристотель, основатель школы перипатетиков, являются представителями высшего развития греческой философии. В системе Платона обращено внимание на все результаты прежних философских изысканий, и все эти результаты соединены в одно гармоническое целое. Основою его философии было учение об идеях. Опираясь на положение Сократа, что истинное знание заключается в познавании понятий, Платон утверждал, что предмет этого познавания – понятия – составляют единую истинную сущность; эти понятия, которые он называет идеями (ίδέαι), не суть просто субъективные мысли; они существуют самостоятельно, сами по себе, они составляют бестелесный мир, существующий вне мира чувственного; только в этом мире идей и заключается действительная истина и вечные первообразы всего, существующего в изменчивом мире чувственном. Чувственный мир есть только слабое отражение идей и может быть призван действительным лишь настолько, насколько идеи в нем отражаются.

 

Молодость Платона

Платон происходил из аттического дема Колитта, в филе Эгеиде, и принадлежал к одной из древнейших и знатнейших афинских фамилий. Его отец Аристон и мать Периктиона (а по другим – Потона) производили свой род от афинского царя Кодра. Аристон и отец его Аристокл в истории неизвестны; но многие из родственников Периктионы принимали участие в политических движениях своего времени и играли в афинской истории значительную роль. Брат её Хармид в 404 г., как один из 10 владетелей Пирея, участвовал в олигархическом правительстве «тридцати» и был убит вместе с известным тираном Критием, сражаясь в 403 г. при Мунихии против Фразибула. Этот Критий был двоюродный брат Периктионы. Оба семейства богатые и высокоуважаемые, происходили от Дропида, бывшего современником и родственником Солона.

Платон

Великий греческий философ Платон

 

Платон имел еще двух братьев, Главкона и Адиманта, и сестру Потону, мать Спевсиппа, который был учеником Платона и его преемником в Академии.

Относительно года рождения Платона показания древних не одинаковы; но всего вероятнее, что он родился в 429 г. до Р. X., и – как говорят все без исключения источники – в 7-й день месяца Фаргелиона (21 мая). Впоследствии этот день ежегодно праздновался его почитателями, и они находили весьма знаменательным, что в тот же самый день приходилось и рождение бога Аполлона, которое праздновалось в Афинах и в большей части ионических колоний. В Афинах сложилось даже предание, что Платон был сын не Аристона, а Аполлона, и это предание явилось, вероятно, очень рано, если справедливо показание Диогена Лаэрция, что о нем говорил уже Спевсипп, племянник Платона. Его почитатели желали, таким образом, представить его как бы воплощением божества на земле. Другое сказание относится к чрезвычайному красноречию, которым отличался великий философ. Именно, существовал рассказ, что отец его Аристон однажды приносил жертву музам или нимфам в Гимете, при нем находилась и Периктиона со своим маленьким сыном на руках. Она положила ребенка в густой миртовый кустарник; туда прилетели пчелы и оставили на устах младенца гиметский мед.

 

 

Для первоначального умственного развития Платона имело большую важность то обстоятельство, что все великое и прекрасное, явившееся в науке, искусстве и во всей умственной жизни Афин в правление Перикла (который умер несколько месяцев спустя после рождения Платона, в том же 429 году), продолжало еще процветать и могло оказывать животворное влияние на Платона в его отроческие и юношеские годы. Но ему вскоре пришлось уже увидеть те прискорбные последствия, которые имело для Афин утвержденное Периклом неограниченное господство народа, когда сильная рука «олимпийца» перестала уже сдерживать порывы неразумной толпы, а слабые или бессовестные люди, занявшие его место, побуждали легкомысленный народ к самым беспутным решениям, к угнетению и эксплуатации чужих обществ, богатых и знатных граждан. Не было ничего удивительного, если знатные фамилии, которым при таких обстоятельствах пришлось переносить много неприятностей, с недовольством отвернулись от демократической партии и стали мечтать о прочных аристократических учреждениях спартанской республики. К числу этих знатных родов, недовольных положением дел в Афинах и расположенных к Спарте, принадлежало и семейство Платона и его родственников, Хармида и Крития, – и уже в ранней юности Платон стал разделять образ мыслей своих родственников. Его собственный опыт, а равно и политические воззрения Сократа должны были впоследствии еще более укрепить в нем эти убеждения; таким образом, Платон на всю жизнь остался более или менее противником афинской демократии и сторонником спартанского государственного устройства. Самого Перикла, создавшего эту безграничную демократию, Платон, в своих сочинениях, ставит очень высоко, за его личные добродетели, за его высокий ум и силу его умственного превосходства; но упрекает его в том, что он, своими учреждениями, а именно назначением платы гражданам за исполнение ими общественных обязанностей, вследствие чего распоряжение делами государства перешло в руки народной массы, – что этим он привел афинян к лености и болтливости, к трусости и корыстолюбию.

Молодой Платон, благодаря счастливому положению своего семейства, мог в неограниченной мере пользоваться всеми средствами для образования, какие представлялись в Афинах того времени. Древние называют его учителей по отдельным отраслям знания и указывают на то, что он занимался даже и рисованием и получил основательные и многосторонние сведения в музыке. Учителем гимнастики был у него Аристон из Аргоса. Известие, что этот учитель впервые назвал своего ученика Платоном – «Широким» – за его широкую грудь или за его широкий лоб, и что это прозвание впоследствии совершенно заменило собою первоначальное имя Аристокла, которое дано было философу в честь его деда с отцовской стороны, – мы можем считать верным, так как подобеые случаи замены личного имени прозвищем нередко встречаются в древности. Так, поэт Стесихор первоначально назывался Тизием, а философ Теофраст – Тиртамом. Говорят, что в гимнастике Платон достиг такого совершенства, что выступал, в качестве атлета, на играх истмийских, пифийских, немейских и олимпийских, и на двух последних одержал победу. Элиан рассказывает, что Платон в юности впал в отчаяние от своей бедности и решился поступить в наемное войско, но Сократ его удержал; но Элиан и сам не верит этой басне. Платон происходил из богатого дома, известия о его бедности явились в позднейшее время, когда его ученики стали выставлять его презиравшим все блага мира. Что он в молодости служил в военной службе – в этом мы не сомневаемся, хотя известия о том, что он участвовал в битвах при Танагре (426), при Делионе (424) и при Коринфе (394), конечно, ложны, так как во время первых двух битв он был еще ребенок, а во время последней находился в путешествии. Прежде своего знакомства с Сократом, Платон делал попытки заняться поэзией. Платон, как это видно из его философских сочинений, имел поэтический талант; а в его время между знатной афинской молодежью вошло в моду сочинение драм. Поэтому известия о его юношеских опытах в поэзии не могут быть совершенно отнесены в область вымысла. Из эпиграмм, дошедших до нас с его именем, некоторые очень остроумны и достойны Платона, но другие носят на себе явные следы подделки. По словам биографов, он сочинял дифирамбы и другие лирические стихотворения, а также и драмы; Элиан говорит, что он писал и эпопею, но потом сжег ее, когда, сравнив ее с гомеровскими поэмами, увидал, что она далеко их ниже. Тогда, говорит Элиан, он бросился в трагедию и написал тетралогию, с которою хотел выступить на состязание во время праздника Дионисий. Уже и роли были распределены между актерами; но, незадолго до Дионисий, Платон услышал Сократа, и увлеченный его учением, не только отказался от драматического состязания, но и совершенно перестал писать трагедии и погрузился в занятия философией. Биографы относят сожжение его стихотворений ко времени этого знакомства с Сократом; юноша бросил свои стихи в огонь со словами: «Гефест, приди; Платон зовет тебя!». Впрочем, стремление к философским занятиям явилось у него еще раньше знакомства с Сократом; по словам Аристотеля, он с юных лет был знаком с философом гераклитовской школы Кратилом и был сторонником учения Гераклита о бесконечной изменяемости всех чувственных предметов, познания которых мы достигнуть не можем,

 

Платон и Сократ

Платон познакомился с Сократом, приблизительно, на 20-м году своей жизни, и это знакомство имело для него большую важность, потому что только благодаря этому обстоятельству он всецело предался философии и был посвящен в глубину философского мышления. Говорят, что впоследствии Платон говаривал, что он благодарит небо в особенности за четыре благодеяния: что он родился человеком, а не животным, мужчиной, а не женщиной, греком, а не варваром, и наконец, в-четвертых и всего более – за то, что он родился афинским гражданином и во времена Сократа. Критий и Хармид, давнишние друзья и приверженцы Сократа, по всей вероятности, содействовали ближайшему знакомству с ним своего молодого родственника, который уже ее оставлял своего учителя до самой его смерти. В преданиях опоэтизировано и это событие, столь важное для Платона – первая встреча его с Сократом; рассказывали, что Сократ в ночь накануне того дня, когда Платон сделался его учеником, видел во сне молодого лебедя (птица, посвященная Аполлону), который прибежал к нему от алтаря Эрота в Академии и, взмахнув внезапно выросшими у него могучими крыльями, с приятным пением взлетел к небу. Когда, на следующий день, ему был представлен Платон – юноша высокого роста и с прекрасным лицом, в котором проницательный философ тотчас же подметил прекрасные задатки умственного развития, он радостно воскликнул: «Вот лебедь, которого я видел во сне!»

Сократ

Учитель Платона, Сократ

Автор фото - Eric Gaba

 

Уроками Сократа Платон пользовался без перерыва да самой его смерти, следовательно, около 9 лет; отношения между учеником и учителем были самые лучшие, основанные на взаимном уважении и любви. Впрочем, о подробностях этих отношений мы не имеем почти никаких достоверных известий. Мало вероятия заслуживает анекдот Диогена, будто бы Платон, сделавшийся писателем еще при жизни Сократа, читал своему учителю диалог «Лисий», в котором изображен Сократ, рассуждающий о дружбе, и будто бы Сократ при этом воскликнул: «Как много присочинил тут на меня этот юноша!» Из Платоновой «Апологии Сократа» мы знаем, что когда Сократ был привлечен к суду, Платон также явился в суд и предлагал, в случае, если его учитель будет приговорен к денежному штрафу, внести за него в виде залога 30 мин (мина = около 30 р.). По словам одного позднейшего писателя, во время судебного разбирательства Платон даже взошел на трибуну, чтобы защищать своего учителя; он начал речь свою словами: «Хотя я, о афиняне, самый младший из всех, которые являлись до сих пор на этой трибуне»... но тут судьи подняли шум и принудили его сойти с трибуны. Однако, этот рассказ, по всей вероятности, неверен, так как наверное известно, что в этом процессе, кроме самого Сократа, никто не говорил. Кроме того, из Платонова «Федона» мы внаем, что он во время смерти Сократа был болен и потому не мог посетить его в тюрьме. Некоторые не без основания полагают, что эта болезнь была следствием осуждения Сократа; так как скорбь его об участи любимого учителя была, по словам Плутарха, который сравнивает ее со скорбью Александра по смерти Клита, очень сильная и приобрела даже некоторую историческую известность.

 

 

Смерть Сократа (в 399 г. до Р. X.) имела очень важное влияние и на внешнюю, и на внутреннюю жизнь Платона. Как потомок аристократического рода и как ученик Сократа, он и раньше относился неблагосклонно к демократическому афинскому правлению; осуждение умнейшего и лучшего человека казалось ему просто убийством, облеченным афинскою демократиею в законные формы, и чрезвычайно раздражило его против несправедливого и пристрастного суда, вызвав в нем отвращение ко всякому участию в общественных делах, так что с этого времени он совершенно отвернулся от не удовлетворявшей его действительности и решился всецело посвятить себя науке и умозрительной философии. К. Фр. Герман (Geschichte und System der platonischen Philosophie, I, 38) обращает внимание на отголосок этого настроения Платона, замечаемый в его диалоге «Теэтет». Рисуя истинного мудреца в противоположность обыкновенному светскому человеку-практику, Платон говорит: «Истинный мудрец с юных лет не знает дороги на городскую площадь, не знает, где находится пританей и суд; о хлопотах искателей должностей и почетных мест, о их собраниях, пирах и попойках ему и во сне не снится; занимает ли кто-нибудь в городе высокое или низкое положение, беден ли кто или богат землею и рабами – до этого ему так же мало дела, как до различия между морскими песчинками; его дух, поднявшись высоко над всем земным и преходящим, направленный единственно на познавание существенного, проносится по небесным пространствам, и если в обыденной жизни ему и случается сделать неверный шаг и подвергнуться насмешке, то его утешает и вознаграждает за это мысль, что и с обыкновенным человеком-практиком случилось бы то же самое и он представился бы таким же неумелым и неловким, если бы перенести его в мир идей и вечной истины». Конечно, такие принципы не вполне согласовались с воззрениями древних на гражданскую доблесть.

 

Путешествия Платона

Вскоре после смерти Сократа Платон, 30 лет от роду, оставил свой родной город, конечно, не потому, чтобы он, как полагали древние, опасался быть замешанным в дело своего учителя, но потому, что пребывание в Афинах было для него неприятно, и он желал воспользоваться путешествием и обществом ученых людей для того, чтобы расширить круг своих знаний. Сначала он, с некоторыми другими учениками Сократа, отправился в Мегару к Эвклиду, который вместе с ним был учеником Сократа, а впоследствии, стараясь соединить диалектику элеатской школы с содержанием сократовского учения, сделался основателем новой школы, мегарской. Через него Платон, по-видимому, подробнее ознакомился с принципами элеатской школы. Из Мегары Платон предпринял более значительные поездки; сначала он отправился, вероятно, в Кирену и Египет, а потом в южную Италию и Сицилию. В Кирене он хотел особенно познакомиться с математиком Феодором, которого он видел еще в Афинах. Платон уважал математику и считался одним из наиболее выдающихся математиков древности; занятие этой наукой он считал введением в философию и даже часть своей философской системы построил на математических основаниях. Какое значение придавал он математическим занятиям, показывает его знаменитое изречение, что божество всегда занимается математикой, и надпись над дверью его дома в саду Академии: «Да не входит сюда никто, не знающий геометрии». В Кирене у Феодора, а также и в Египте, Платон старался увеличить свои математические познания. Во время своего путешествия в Египет (средства для которого он получил, как говорят, от продажи масла) он имел в виду только общие научные цели; он желал расширить свои познания в области положительных наук, познакомившись с египетскою кастою жрецов, которая, вследствие многовековых наблюдений, обладала чрезвычайными сведениями о природе и её силах; что Платон был посвящен там в тайны умозрительной мудрости – это ошибочное мнение позднейших писателей, которые считали египетских жрецов носителями глубокомысленного тайного учения и уверяли, что все великое и истинное, чему учил Платон, почерпнуто им из этого источника. Страбон (р. 806) во времена Августа видел еще в нижнеегипетском Гелиополисе, близ храма бога солнца, Ра, рядом с жилищами жрецов, дом, в котором, по преданию, жил Платон и его ученик, астроном и математик Эвдокс Книдский. Далее Страбон говорит, что Платон и Эвдокс жили там вместе целых 13 лет; но это ошибка его проводников, ибо Эвдокс был в Египте по крайней мере 20 лет спустя после Платона, а пребывание там самого Платона могло продолжаться только около трех лет. Позднейшие писатели рассказывают, что из Египта Платон хотел ехать в Азию к магам и к индийцам, чтобы ознакомиться с восточною мудростью; но смуты, начавшиеся в то время, помешали ему привести этот план в исполнение. Но так как все-таки предполагалось, что он был знаком с учением магов и халдеев, то некоторые и говорили, что он встретился с ними на полдороге в Финикию. Позднейшие еврейские и христианские писатели рассказывают даже, что Платон почерпнул свою мудрость из священных книг еврейских; его называли аттическим Моисеем (Μώσης άττικίζων), учеником пророка Иеремии.

Из Египта Платон отправился в южную Италию. По словам древнего анекдота, на дороге, у берегов Карии, встретились ему послы с острова Делоса и просили его, как отличного знатока математики, объяснить им замечательное выражение оракула. Именно, делосцы во время чумы просили совета у бога Аполлона, и тот отвечал им, что они так же, как и другие эллины, избавятся от бедствий, если только они удвоят алтарь Аполлона в Делосе, имевший форму куба. Желая разрешить эту задачу, они удвоили стороны куба, но к удивлению, оказалось, что новый алтарь не вдвое, а в восемь раз больше прежнего. Платон, по преданию, отвечал недогадливым делосцам, что вместо того, чтобы разорять себя войною, имследует обратить внимание на науку и образование, и особенно заняться геометрией. Древние писатели говорят, что решение делосской задачи найдено Платоном; но в действительности оно найдено позже его учениками, вероятно – Эвдоксом Книдским.

В южную Италию, именно в Тарент, Платон отправился, главным образом, затем, чтобы из ученых бесед с пифагорейцем Архитом и его учениками приобрести необходимое для своей философской системы более глубокое и рациональное знание математики и физики, которые возбудили в нем особенный интерес еще в то время, когда он был в Египте. Кроме того, общество этих людей имело благоприятное влияние на характер и настроение Платона: он снова до некоторой степени помирился со светом и его притязаниями и почувствовал желание спуститься с холодных высот умозрения и своими знаниями принести людям практическую пользу. Пифагорейцы, несмотря на всю глубину своих умозрений, были все-таки ближе к общественной и государственной жизни, чем другие философские школы, и старались устроить эту жизнь по своему плану. Архит был замечательный государственный деятель и полководец, и много лет стоял во главе управления своего родного города, Тарента.

 

Продажа Платона в рабство Дионисием Старшим

Из Великой Греции Платон посетил Сицилию, чтобы познакомиться с вулканическими извержениями, а также и с законами и учреждениями этого острова. Рассказы о том, будто бы его привлекала туда денежная выгода и знаменитая сицилианская кухня, представляет недостойную клевету позднейших врагов платоновской школы. В Сиракузах царствовал тогда Дионисий Старший, знаменитый тиран. Зять его Дион, юноша с высокими стремлениями и превосходными задатками умственного развития, сделался восторженным поклонником философа и ревностным слушателем его уроков. Плутарх (Дион, 4) говорит, что едва только он вкусил от философии, ведущей к добродетели, душа его быстро возгорелась благородными стремлениями, и он стал надеяться, что учение Платона будет иметь такое же действие и на Дионисия. Усиленными убеждениями он достиг того, что Дионисий решился увидеться с Платоном и послушать его. При этом свидании Платон разъяснял вопрос о добродетели и справедливости и доказал, что всякий человек скорее может достигнуть добродетели, чем тиран, и что жизнь человека справедливого счастлива, а несправедливого несчастна. Тиран подумал, что эти слова направлены против него лично, и рассердился, особенно когда заметил, что другие слушают Платона с удивлением. Разгневавшись на философа, он спросил, с каким намерением приехал он в Сицилию. Платон ответил: «Чтобы поискать хорошего человека». – «Клянусь богами, воскликнул тиран, очевидно, что ты еще не нашел его!» Так рассказывает Плутарх. По словам Диогена, тиран сказал Платону: «Твои речи отзываются старческой слабостью!», а философ отвечал: «А твои – тиранством».

Свободомыслие философа до такой степени раздражило тирана, что Дион и его друзья стали опасаться за его жизнь и поспешили укрыть его от мщения тирана. Дионисий допустил отправить Платона на триере к спартанскому послу Поллису, который именно в это время уезжал в Грецию; но втайне подействовал на Поллиса таким образом, что тот принял Платона – афинского гражданина, следовательно, члена союза, враждебного в то время Спарте и Дионисию, – как военнопленного и продал его в рабство. «Это ему нисколько не повредит, заметил он насмешливо: ведь он – человек справедливый и даже находясь в рабстве, будет счастлив». Поллис увез Платона на остров Эгину, граждане которого в то время враждовали с афинянами, и там его продал.

Рассказывают, что эгинеты, из ненависти к афинянам, незадолго до прибытия Платона издали закон, по которому первый афинянин, вступивший на их землю, должен был подвергнуться смертной казни. Таким образом, они хотели казнить Платона; но в это время один из них в шутку сказал: «Да ведь это вовсе не афинянин – это философ». Эта шутка спасла философу жизнь. По другому анекдоту, Платон был приведен в народное собрание и здесь, не говоря ни слова, спокойно ожидал решения своей участи; потому эгинеты и решили не убивать его, а продать, как военнопленного, в рабство. Его купил киренеец Анникерид за 20 или 30 мин и отослал его к друзьям его в Афины. Друзья Платона тотчас же отослали Анникериду эти деньги, но он не взял их, сказав, что не одни друзья Платона могут оказать ему услугу. Другие рассказывают, что Диоh3/aн послал эти деньги Анникериду, а тот купил на них для Платона сад в Академии; все это басни, сочиненные, вероятно, теми, которые хотели представить Платона бедным.

Впоследствии с Поллисом случindex.php/mifologiya/1872-bogi-drevnej-gretsii#c9pилось несчастие, которое почитатели Платона признавали небесною карою за несправедливый поступок с философом – любимцем богов. В 376 г. он был разбит наголову афинским полководцем Хабрием в морском сражении при Наксосе, а три года спустя, когда он с 10 кораблями стоял у берегов Ахайи, близ города Гелики, страшное землетрясение, уничтожившее этот город, потопило и Поллиса со всеми кораблями. – Говорят, что тиран Дионисий мучился угрызениями совести за свой недостойный поступок с Платоном, и написал ему письмо с просьбою не говорить о нем ничего худого; Платон отвечал, что у него нет и времени помнить о Дионисии.

 

Платоновская Академия

Платону шел 40-й год, когда он возвратился в свой родной город и начал учить философии. Местом для своих чтений он выбрал Академию – местность, посвященную герою Академу и богине Афине, к северо-западу от Афин, у подошвы Колона, в 20 минутах ходьбы от Дипильских ворот; здесь была устроена гимназия. Писистратид Гиппарх обнес этот участок стеной и назначил его для гимнастических упражнений; Кимон украсил его водопроводами и аллеями, насадил деревья и разбил сад. В этом огороженном пространстве находились жертвенники различных божеств и героев, к которым Платон присоединил храм муз, где впоследствии его преемник Спевсипп поставил статуи Харит, а перс Митридат, сатрап Каппадокийский – бронзовую статую Платона. За стенами Академии, недалеко от неё, Платону принадлежал уже упомянутый выше сад. Сюда-то, как говорят, он и удалился впоследствии со своими учениками.

В Академии, куда толпами собиралась молодежь для гимнастических упражнений, Платону было легко привлекать к себе учеников. Он не разыскивал молодых людей, подобно Сократу, на улицах и в местах, наиболее посещаемых гражданами; он учил только в Академии и не брал за это никакой платы, в противоположность софистам и риторам того времени; его преподавание было публично и всякий, кто хотел его слушать, – и старик, и молодой, имел к нему свободный доступ. О его методе мы не знаем ничего определенного. Вероятно, он пользовался, в большинстве случаев, диалогической формой, хотя не избегал и разъяснения некоторых вопросов в виде связной, последовательной лекции. Иногда он читал публично уже готовые, целые свои сочинения, причем могло случаться и так, что менее посвященные, утомившись глубоким умозрительным анализом, потихоньку уходили, и только те, которые специально были заинтересованы философиею, оставались до конца. Так рассказывают, что при чтении «Федона» до конца досидел один только Аристотель; однажды, когда Платон, в Пирейском театре, читал публичную лекцию, на которую со всех сторон собралось множество слушателей, вся эта толпа мало-помалу исчезла, когда он начал подробнее развивать понятие о добре, так что к концу лекции остался только маленький кружок обычных слушателей философа.

С более близкими учениками Платон нередко устраивал в Академии обеды в складчину, какие тогда были в обычае у греков и назывались έράνοι. На этих обедах, к которым приглашались также и посторонние гости, друзья Платона, как, например, оратор Исократ, Тимофей, знаменитый полководец и почитатель философа, все отличалось благородной простотой и умеренностью, сообразно с характером Платона; предметом разговоров были вещи серьезные, что, впрочем, не исключало веселья и шуток; замечание древних, будто в Академии не позволялось смеяться, конечно, не следует понимать буквально. Но легкомысленной неумеренности в шутках здесь, действительно, не было; «ибо не для того, чтобы сидеть за столом до утра и не для того, чтобы упиваться, Платон и Спевсипп (его преемник по Академии) устраивали эти собрания, – говорит Атеней, – а преимущественно ради развлечения и серьезной беседы». Тимофей, привыкший к роскошной жизни, возвращаясь к своим друзьям с простого обеда в Академии, после которого не было похмелья, говаривал: «Платоновские обеды доставляют удовольствие даже на другой день»; самому же Платону он, как говорят, сказал: «Вы питаетесь не только на сегодняшний день, но и на завтрашний». Число участвовавших в этих обедах доходило, по Атенею, до 28; но это число не было постоянным, и с течением времени скорее увеличивалось, чем уменьшалось. К Платону со всех сторон собирались его ученики, люди всех состояний, юноши и зрелые мужи, даже женщины, как, напр., мантинеянка Ласфения и Аксиотея из Флиунта, которая даже носила мужское платье.

 

Платон и Дионисий Младший

Деятельность Платона, как учителя в Академии, продолжалась около 40 лет; но она два раза прерывалась поездками в Сицилию. В Сиракузах, в 368 году, умер Дионисий Старший, и ему наследовал его сын, Дионисий Младший, родившийся от его первой жены, Дориды. Этот молодой государь не был ни жесток, ни бездарен; но отец его намеренно пренебрегал его воспитанием, чтобы он не сделался опасным для его власти. Поэтому при начале своего правления он был совершенно лишен самостоятельности и под влиянием окружавших его льстецов предался чувственным наслаждениям. Но его дядя, Дион, друг Платона, вовремя успел приобрести на него благотворное влияние; он вырвал его из этой опасной среды, сумел дать его духу и воле стремление к лучшей и высшей цели, и побудил его пригласить к своему двору философа, чтобы он повел его по пути мудрости и добродетели. Платон, которому было уже более 60-ти лет, последовал приглашениям тирана и Диона, который описал ему благородную натуру своего племянника, и подал ему надежду на возможность путем влияния на молодого государя осуществить свои нравственные и политические идеи. Рассказывают также, что граждане Кирены или Мегалополиса – неизвестно, раньше или позже этого времени – просили философа дать им новые законы и устроить у них общественное управление; но философ отклонил это предложение, так как не видел в этом городе почвы для своих политических преобразований. Теперь, когда Дионисий пригласил его к себе и Дион усиленно просил его приехать, пифагорейцы, жившие в южной Италии, также стали приглашать его, и у него явилась надежда на возможность провести в жизнь те политические идеи, которые он развивал теоретически в своих сочинениях. Молодой тиран был способен к образованию и проникнут самыми лучшими намерениями; обстоятельства соответствовали тем условиям, при которых Платон, в своем сочинении «О законах» (IV, р. 709) считает возможным сделать государство счастливым. «Дайте мне, – говорит он в указанном сочинении, – дайте мне государство, подчиненное неограниченному господству одного лица, и пусть этот государь будет молод, восприимчив, с хорошей памятью, мужествен и великодушен, при этом безупречен по природе и умерен в своих желаниях, наконец, так счастлив, что имеет своим современником способного и мудрого законодателя, который, благодаря благоприятному стечению обстоятельств, приводится с ним в личные отношения; – вот все условия, необходимые для того, чтобы сделать государство в высшей степени счастливым».

Южная Италия в эпоху Дионисия Старшего и Дионисия Младшего

Южная Италия в эпоху Дионисия Старшего и Дионисия Младшего

Автор изображения – FlankerFF

 

Прибыв в Сиракузы, Платон (мы следуем здесь рассказу Плутарха, Dion, 13 и сл.) был принят с большими почестями и весьма радушно. Когда он сошел с корабля, его встретил великолепно украшенный царский экипаж; тиран принес жертву, как бы в благодарность за событие, особенно счастливое для его царства. Приличие во время пира, умеренность в поведении двора и любезность самого тирана, даже во время публичных выходов, позволяли гражданам надеяться на перемену к лучшему. У всех яви

www.rushist.com

ПЛАТОН - это... Что такое ПЛАТОН?

  • Платон —     Платон, афинянин, сын Аристона и Периктионы (или Потоны), которая вела свой род от Солона. А именно у Солона был брат Дропид, у того – сын Критий, у того – Каллесхр, у того – Критий (из Тридцати тиранов) и Главкон, у Главкона – Хармид и… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • ПЛАТОН — (nlato) (427 347 до н.э.) др. греч. мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом родоначальник европейской философии, глава филос. школы Академия. Биографические данные. П. представитель аристократического семейства, принимавшего активное …   Философская энциклопедия

  • Платон — (Plato) (приблизит. 427–347 до н.э.) Греческий философ. Родился в аристократической афинской семье; ожидалось, что он изберет политическую карьеру, однако обстоятельства и природная склонность побудили его заняться философией. Главной причиной… …   Политология. Словарь.

  • ПЛАТОН —     ПЛАТОН (Πλάτων) Афинский (427 347 до н. э.), великий древнегреческий философ, основатель Академии. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.     Жизнь. Отец П. Аристон, происходивший из …   Античная философия

  • Платон — (427 347 гг. до н.э.) афинский философ, ученик Сократа Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз. Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость. Я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы и… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Платон — а, муж.Отч.: Платонович, Платоновна; разг. Платоныч.Производные: Платонка; Платоня; Платоха; Платоша; Плата; Тоня; Тоха; Тоша.Происхождение: (Предположительно от греч. platys широкоплечий; полный.)Именины: 18 апр., 1 дек. Словарь личных имён.… …   Словарь личных имен

  • ПЛАТОН — (427 347 до н. э.) Философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя «Апологию Сократа», двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ПЛАТОН — (427 347 до н. э.) Философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя «Апологию Сократа», двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых… …   Список древнегреческих имен

  • Платон — (430 348 гг. до нашей эры) великий греческий философ, родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская аристократия переживала в то время состояние упадка, все больше… …   1000 биографий

  • Платон — Платон. Платон. Платон (. до н.э.) древнегреческий философ. Ученик Сократа. Происходил из знатного афинского рода Кодридов. После смерти Сократа уехал в Мегару; сохранились полулегендарные сведения о посещении им Кирены и Египта. Платон… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • dic.academic.ru


    Смотрите также