, вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация.
Нил
Жизнь в Египте всегда была сосредоточена вокруг реки Нил, берущей начало на Восточно-Африканском плоскогорье, пересекающей всю страну с юга на север и образующей обширную многорукавную дельту ниже Каира. Долина Нила составляла территорию Древнего Египта, которая затапливалась во время ежегодных летне-осенних паводков. Принесенный на поля ил способствовал повышению плодородия почвы.
Нил служил для египтян главным водным путем. Плавания на судах осуществлялись вверх и вниз по течению. Передвижению в восточном и западном направлениях препятствовали пустыни. Чужестранцы могли попасть в Египет с севера, но в целом богатая и привлекательная полоса земли вдоль русла Нила была почти изолирована от внешнего мира. От южных областей она была отрезана непреодолимыми порогами. Этим обстоятельством объясняется наличие в египетском языке семитских и хамитских элементов, причем и те и другие, по-видимому, были принесены с севера. Семитский язык проник сюда в глубокой древности из Западной Азии через область Дельты (или по древнему пути, пролегающему по Вади-Хаммамати и идущему с юго-востока, от современной Кены, к Красному морю), а хамитский был принесен североафриканскими аборигенами из пустынного нагорья. Тогда, как и теперь, пустыня была заселена очень слабо, и территория Древнего Египта была ограничена долиной Нила, областью Дельты, немногочисленными форпостами в оазисах и отдельными рудниками и каменоломнями.
История археологических исследований
До начала 19 в. мир имел лишь самые общие представления об истории Древнего Египта. Все имевшиеся сведения восходили к сочинениям античных авторов. Историк Геродот и географ Страбон изложили свои впечатления о путешествиях в Египет. Египетский жрец, грек по происхождению, Манефон составил в 3 в. до н.э. на основе местных источников обстоятельное описание обитателей страны со списком египетских фараонов и сведениями о продолжительности их правления. Однако сочинение Манефона было утрачено и известно лишь по сохранившимся фрагментам из произведений авторов раннехристианской эпохи. Манефон делил историю Египта на периоды правления 30 династий. Несмотря на ошибки, искажения имен фараонов и пробелы в сведениях, труды современных специалистов по истории Египта лишь дополняют и уточняют составленный им очерк.
Египетский поход Наполеона и Розеттский камень
На протяжении ряда столетий иностранные путешественники отправлялись в Египет по следам Геродота и Страбона, но по сути долина Нила оставалась таинственной и непознанной землей вплоть до 1798, когда была захвачена Наполеоном Бонапартом. Его экспедиция включала группу ученых, которые в 19-томном Описании Египта (Description de l'Egypte) предприняли первую попытку всестороннего научного исследования этой страны.
Настоящей сенсацией стала случайно обнаруженная солдатами наполеоновской армии черная базальтовая плита на берегу Розеттского рукава Нила, т.н. Розеттский камень. На нем была высечена благодарственная надпись мемфисских жрецов, адресованная Птолемею V, иероглифическим и демотическим письмом и на греческом языке. Англичане, положившие конец Египетскому походу Наполеона, потребовали передать им камень и отправили его в Британский музей. Сделанные копии с надписей поступили в распоряжение ученых. Венцом исследований стала расшифровка в 1822 французским ученым Жаном Франсуа Шампольоном египетского текста.
Французские, немецкие, английские и американские исследования
После Египетской экспедиции Наполеона и британской оккупации в страну хлынул поток путешественников и искателей сокровищ. За несколько последующих десятилетий многие древние памятники, прекрасно сохранявшиеся на протяжении тысячелетий, были разграблены и разбиты на фрагменты, чтобы их легче было транспортировать. Тысячи хрупких вещей погибли из-за небрежного обращения. Невежественные местные жители и иностранцы произвольно резали на куски бесценные папирусы с текстами и продавали их по частям.
Тем не менее многие предметы были спасены и вошли в коллекции музеев Лондона, Парижа, Турина, Лейдена и Берлина. Начатое экспедицией Наполеона копирование in situ надписей, рельефов и росписей с еще большим усердием продолжили другие ученые. Немецкий археолог Рихард Лепсиус, проводивший раскопки в Египте, в 12-томном издании Памятники Египта и Эфиопии (Denkmler aus egypten und ethiopien, 1849–1859) опубликовал результаты своих исследований, рисунки памятников и копии с многочисленных надписей. Это издание и по сей день сохраняет огромное значение. Лепсиус собрал большую коллекцию исторических памятников Египта для Берлинского музея. Его открытия заложили основу авторитетной немецкой школы египтологии, которая оказала определяющее влияние на последующие лингвистические и исторические изыскания.
Наполеон во время краткого пребывания в Египте основал Египетский институт, который впоследствии был преобразован во Французский институт восточной археологии в Каире. При содействии этого института осуществлялись раскопки, исследования и публикации многих экспедиций и отдельных ученых. Французы способствовали также созданию государственной Службы древностей Египта в Каире (Service des Antiquits), на протяжении многих лет контролировавшей раскопки в стране.
Крупнейший английский специалист по египетской археологии У.М.Питри Флиндерс (1853–1942) посвятил большую часть жизни раскопкам многочисленных египетских памятников в Эль-Марне, Негаде, Абидосе, Мемфисе. Питри является основателем научного метода археологических раскопок. Предложенная им методика определения относительного возраста предметов материальной культуры, в первую очередь керамики, по изменению их облика не потеряла своего значения до настоящего времени.
Египетское исследовательское общество в Лондоне и британская школа египетской археологии соперничали с французскими и немецкими археологами, проводившими раскопки в Египте. В 20 в. участие в археологических изысканиях стали принимать США (Нью-Йоркский музей Метрополитен, Бостонский музей изящных искусств, Восточный институт Чикагского университета, Пенсильванский и Калифорнийский университеты).
История
Обнаруженные на плато Египетской пустыни кремневые орудия палеолита свидетельствуют, что люди там жили еще до опустынивания этого района, завершившегося, вероятно, к началу неолита, когда люди переселились в долину Нила. Там еще долго сохранялись сравнительно обширные заболоченные пространства и по всей долине были распространены растения и животные, в настоящее время характерные лишь для района Верхнего Нила.
Культуры эпохи неолита и энеолита
Племена этих культур, по-видимому, принадлежали к восточной и северо-западной ветвям хамитов. Когда в результате опустынивания они были вытеснены в долину Нила (по времени этот процесс растянулся на несколько поколений), начался их переход к оседлому образу жизни. В соответствии со своим происхождением это население различалось по религиозным верованиям, символике и обрядам. Некоторые из них поклонялись солнцу. Возможно, уже использовались знаки религиозного характера, дошедшие до исторической эпохи в качестве символов отдельных провинций («штандартов номов»). Судя по типам погребений, обнаруженных на таких поселениях, загробную жизнь их обитатели представляли по-разному.
В Нижнем Египте памятники неолитических культур обнаружены в Меримде и Эль-Омари. Обитатели области Дельты изготавливали грубую глиняную посуду, но не знали меди. Более многочисленны памятники, найденные в Верхнем Египте – между Файюмской впадиной на севере и Негадой на юге. Некоторые современные топонимы дали название культурам, которые представлены предметами, обнаруженными при раскопках могильников. В хронологическом порядке следуют такие культуры, как тасийская (ей почти синхронна культура омари в Нижнем Египте), бадарийская, амратская, негада I (синхронная двум предыдущим), негада II и герзейская. Древнейшие неолитические культуры датируются приблизительно 5000 до н.э., а последняя фаза герзейской культуры доходит до начала додинастического периода – ок. 3200 до н.э. или чуть позже.
Поскольку всем культурам, начиная с бадарийской, была известна медь, правильнее называть их не неолитическими, а энеолитическими (или халколитическими – «медно-каменными»). Наименования культур по современным названиям мест их первичного обнаружения условны. Между тем эти культуры были распространены на обширной территории, причем некоторые известны как в Египте, так и в Нубии, южнее первого порога Нила.
Тасийцы
Носители тасийской культуры хоронили умерших в могильниках, расположенных за пределами поселений, – в противоположность обитателям Меримде в Нижнем Египте, которые хоронили умерших под полами своих примитивных жилищ. Тасийские могилы небольшие и неглубокие. Покойник в них помещался в скорченном положении, его окружали сосуды с пищей и напитками, каменные палетки (тонкие пластины) для растирания краски для нанесения вокруг глаз, личные украшения (преимущественно браслеты и ожерелья) из кости, в том числе слоновой, и раковин, рыболовные крючки и разнообразные земледельческие орудия из кремня и предметы домашнего обихода.
Бадарийцы
Представители бадарийских племен были узкоголовыми, в отличие от тасийцев, которые обладали широкими черепами. Они были пастухами и охотниками. Их мастера изготавливали украшенную орнаментом глиняную черную посуду, а также коричневые или красные сосуды с черными крышками. Бадарийские ремесленники широко использовали слоновую кость для изготовления булавок, проколок и даже примитивных статуэток. Они усовершенствовали приемы обработки камня и научились покрывать изделия из мягких пород глазурью, мастерили украшения (ожерелья, браслеты) из раковин и искусно просверленных каменных бусин. Погребения животных, обнаруженные в могильниках, свидетельствуют о существовании культа животных, позднее получившего широкое распространение.
Герзейцы
Для герзейской культуры характерны погребения в могильниках. Обычно лицо покойника было обращено на восток. Носители этой культуры изготавливали превосходную керамику и великолепно обработанные сосуды из твердых пород камня. Обнаружены два основных типа керамики: высокие сосуды с изогнутыми ручками и широким отогнутым венчиком (аналогичные палестинским) и кувшины более изящной формы, иногда с ручками в виде ушек из желтой, серой или розовой глины и покрытые сложной красной росписью (распространен шире, чем первый тип). Эти расписные кувшины украшены изображениями людей, животных, птиц и, чаще всего, лодок (иногда с крытым помещением и с пассажирами).
Герзейские палетки дли приготовления краски для подводки глаз обычно выполнены из сланца и имеют более совершенные формы, чем более древние тасийские. На герзейских образцах часто встречаются плоские фигуры животных и птиц; единичные экземпляры с примитивными рельефными изображениями предшествовали очень красивым палеткам конца додинастического периода. Герзейские кремневые изделия превосходны; одна сторона у них покрыта прекрасной ретушью, а другая гладко отшлифована. Фаянс стали употреблять при изготовлении как сосудов, так и украшений. Форма последних была весьма разнообразна. Наиболее часто их изготовляли из меди, полудрагоценных камней, слоновой кости и черепашьих панцирей. Носители герзейской культуры делали грушевидные заостренные жезлы или булавы, подобные месопотамским и отличающиеся от более ранних бадарийских жезлов с плоским коническим навершием. Герзейские жезлы с этого времени стали преобладающим типом, который дожил до исторической эпохи.
Объединение общин
Судя по некоторым находкам из могильников, относящихся к культурам энеолита, особенно по символам на моделях лодок и других предметах, можно предполагать весьма раннее формирование общинного сознания. Именно в это время, вероятно, сформировалась концепция «божества города»; ей было суждено пережить многие этапы развития египетской теологии.
Когда древние египтяне для добывания пропитания помимо охоты освоили земледелие, они столкнулись с необходимостью регулирования водного режима Нила. С конца июля до конца октября вследствие его ежегодных разливов вся долина вплоть до кромки пустыни покрывается водой, насыщенной плодородным илом. Проводить сев в этот период было невозможно, а предыдущий урожай требовалось собрать до начала половодья. Кроме того, по окончании паводка дожди, столь необходимые для посевов, уже не выпадали.
Такой режим увлажнения был характерен для всего Древнего Египта. Поэтому в регулировании речного стока было заинтересовано все население. Объединенными усилиями были проложены каналы, сооружены дамбы и осушены болота для расширения посевных площадей.
Таким образом, образование египетских провинций исторической эпохи (номов) уходит корнями в додинастическое время, и потому неудивительно, что некоторые знаки, идентичные символам номов, мы находим на изображениях лодок, украшающих герзейские сосуды.
Процесс объединения распространялся не только на группы общин, составивших тот или иной ном. Общие интересы появлялись у соседствующих номов; складывались небольшие царства, причем царем в каждом случае становился сильнейший из вождей объединившихся номов.
Государства додинастического периода
Наивысшего развития два великих государства – Северное (в Нижнем Египте), с центром в городе Бехдед, где почитали бога Гора, и Южное (в Верхнем Египте), с центром в городе Омбос, «городским божеством» которого был Сет, – достигли еще в додинастический период, возможно ок. 3500 до н.э. Между ними случались войны, исход которых достоверно не известен. Обе столицы были перенесены на новое место, южная – в Нехебт (в нескольких километрах севернее современного Идфу), где поклонялись богине-коршуну Нехбет, а столица Нижнего Египта – в Буто близ современного Сиди-Салима, в обитель богини-кобры Уаджет. Царь Верхнего Египта сделал главным символом своей власти высокую белую корону, в то время как царь Нижнего Египта – красную корону, своей необычной формой несколько напоминающую ковш. Эти два символа власти, представленные порознь или объединенные в «двойную корону», без изменений сохранялись у царей Верхнего и Нижнего Египта на протяжении более 3500 лет.
Притязание на власть над провинциями в приграничных районах этих царств постоянно приводили к конфликтам. Документальных свидетельств о победе той или иной стороны нет, но сохранилось предание, повествующее об успехе, достигнутом в одной из таких войн царем Верхнего Египта Менесом. Считается, что он одолел Нижний Египет, создал «союз двух стран» и стал первым «царем Верхнего и Нижнего Египта». Согласно Манефону, Менес был основателем первой египетской династии. Кроме того, Нармер, преемник Менеса, оставил нам первый значительный памятник египетской истории – знаменитую сланцевую плиту, ныне хранящуюся в Египетском музее в Каире.
С того времени коронация каждого нового египетского царя стала символическим возобновлением «союза двух стран». Объединенный Египет считался двойным царством; у него были две короны, два зернохранилища, две сокровищницы, иногда даже две гробницы для усопшего фараона, т.е. гробница в Верхнем Египте и пустая усыпальница (кенотаф) – в Нижнем Египте (или наоборот). Позднее на памятниках двойное имя фараона стали заключать в два овала. Ставшее каноническим неизменное помещение Верхнего Египта перед Нижним Египтом в титулатуре царя свидетельствует также, что Верхний Египет завоевал северные области.
После победоносного похода в область Дельты Менес счел целесообразным основать новую столицу в Мемфисе, на границе двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством. Здесь для него был сооружен дворец, а в расположенной западнее пустыне было заложено место захоронения царей. Каждая царская гробница примерно воспроизводила дворец и его обстановку, так что после смерти царь мог находиться в окружении необходимых ему предметов.
Династический период
Автор первой истории Египта Манефон предложил хронологическое деление истории страны, охватывающее период правления 30 династий. В современную эпоху в эту хронологию был внесен ряд уточнений. Ниже приводится периодизация древнеегипетской истории, предложенная в коллективной монографии История Древнего Востока. Ч. 2. Передняя Азия и Египет (М., 1988): Раннее царство (I–II династии) – 3000–2778 до н.э.; Древнее царство (III–VI династии) – 2778–2263 до н.э.; Первый переходный период (VII–X династии) – 2263–2070 до н.э.; Среднее царство (XI и XII династии) – 2160–1785 до н.э.; Второй переходный период (XIII–XVII династии) – 1785–1580 до н.э.; Новое царство (XVIII–XX династии) – 1580–1085 до н.э.; поздний период (XXI–XXX династии) – 1085–332 до н.э., который завершился завоеванием страны Александром Великим. Приведенные даты следует рассматривать как приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.
www.coolreferat.com
Культура Древнего Египта
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» – «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время…Сохранившиеся на территории государства уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры – все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.
Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Средиземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей – храм муз и оплот науки – были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, – пишет русский египтолог М.Э. Матье. – Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».
Список использованной литературы:
1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?», М., «Советский художник», 1991 г.2. Васильев А.А. «История средних веков», М., «Республика», 1994 г.3. Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. Воротников А.А., Минск, «Валев», 1995 г.4. Серия «Малая история искусств», М., «Искусство».5. «Искусство средних веков». Тяжелев Е.В., Сапоцинский О., 1975 г.6. Культурология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 г.
< Предыдущая
Следующая >
referat.hhos.ru
Реферат: Реферат: Древний Египет
Реферат
«Древний
Египет»
I.
Египет в эпоху раннего и древнего
царства
К середине
VI тысячелетия до н. э. в Египте по берегам Нила начинают складываться развитые
неолитические общины. В то время еще весь север Европы был покрыт мощным
ледниковым покровом, а в южной части Европейского материка росли лишайники,
хвойные деревья и карликовые леса, зато вся Северная Африка была покрыта
сплошной растительностью.
Впоследствии
климат Северной Африки изменился. Возникла пустыня Сахара, и многие племена
переселились в долину Нила.
Наряду со
скотоводством жители Нильской долины стали заниматься земледелием. Постепенно
они научились по-настоящему обрабатывать землю и побеждать засуху. Они вырыли
каналы, которые во время разлива наполнялись водой; во время засухи жители
Нильской долины стали поливать ею свои поля.
Со временем
стали появляться более богатые семьи, которые обрабатывали намного больше
земли, чем другие. Они собирали больше зерна, имели много скота.
Различные
племена вели частые войны друг с другом. Победители перестали убивать
военнопленных, а стали приводить их в поселения и заставляли выполнять самые
трудные работы. Так в Египте появились рабы и эксплуатация человека человеком.
Следует
отметить, что устройством оросительной сети каналов и дамб занималась не одна,
а несколько сельских общин, которые специально объединялись вместе. Отдельные
семьи просто не справились бы с такой задачей. Общины все вместе владели землей
и рабами, но каждая семья получала отдельный участок, который обрабатывала
своими силами. Урожай с участка доставался семье, и лишь небольшую часть его
отдавали в сокровищницу при храме.
«Сепе» —
так называли египтяне свои маленькие государства, образовавшиеся в результате
объединения общин.
Греки
именовали в своих источниках египетское «сепе» греческим словом ном, а
правителя называли номархом.
В Египте
насчитывалось около сорока номов. Они образовались около 6 тыс. лет назад.
Каждый ном представлял собой маленькое самостоятельное государство. Более
сильные номы постепенно подчинили себе слабых. В конце концов все номы дельты
объединились в одно большое государство — Нижний Египет, во главе его стал
фараон, носивший корону красного цвета и считавшийся воплощением бога Сета.
Фараон
Южного Египта считался воплощением бога Гора. Царственную голову венчала
высокая белая корона. В Южном Египте тоже была своя знать, свои земледельцы и
рабы. Царские чиновники управляли государством, хранили царскую казну. На
севере царская сокровищница называлась «красным домом», на юге — «белым домом».
Оба
государства были независимы друг от друга. Но между ними не прекращалась борьба
за землю. В 3200 году до н. э. верхнее египетский фараон Менее завоевал Нижний
Египет и объединил страну. На рубеже Верхнего и Нижнего Египта Менее заложил
крепость Мемфис, которая стала столицей страны, начиная с царствования фараона
Джосера, родоначальника III династии.
Объединение
долины Нила в единое государство помимо чисто экономической выгоды имело
большие последствия и для идеологической жизни страны. Это единство воплощалось
в персоне фараона, носившего двойную корону царя Верхнего и Нижнего Египта.
Коронование делало его земным богом.
Правитель
Египта был не только живым богом, но и верховным жрецом, отправлявшим важнейшие
ритуалы высшей законодательной и судебной власти. Вся страна и все ее население
рассматривались как его собственность, он мог распоряжаться всем по своей воле.
Египетский
жрец Манефон, живший в конце IV века До н. э., написал историю своей родины,
пользуясь доступными ему древними рукописями и надписями. Он излагал ее по
династиям фараонов, которых, по его расчетам, со времен Менеса было тридцать.
Более крупные периоды в истории Египта Манефон предложил называть Древним,
Средним и Новым царствами: Несмотря на определенную схематичность такой
периодизации, она с некоторыми уточнениями и дополнениями продолжает оставаться
основой в египтологических работах.
Фараон Джосер, основавший в 2778 году до н. э. III династию,
построил первую пирамиду. Продолжали эту традицию его преемники — фараоны
следующей IV династии. Самая большая на свете пирамида была воздвигнута в
период царствования фараона Хуфу (у греческих авторов — Хеопс), сына Снофру,
родоначальника IV династии. Почти все фараоны Древнего царства воздвигали
огромные каменные гробницы-пирамиды, поэтому это время нередко называют эпохой
строителей пирамид.
Когда царь
Верхнего и Нижнего Египта Хуфу вступил в XXVIII веке до н. э. на престол, он
прежде всего позаботился о том, чтобы своевременно начались работы по
сооружению его пирамиды.
Ранее
считалось, что для возведения пирамид сгоняли многие тысячи рабов и крестьян со
всего Египта, но, раскопав лагерь строителей, археологи установили, что это
неверно. Пирамиду создавали отряды строителей-профессионалов, численность
которых была совсем не так велика, как это казалось ранее. Правда, каким именно
образом древним египтянам удалось построить такие громадные сооружения, до сих
пор неизвестно.
Всего на
постройку пирамиды Хуфу пошло 2 300 000 каменных глыб, каждая весом в 2,5 т. Ее
высота достигла 147 м (по другим источникам — 144,6 м; в настоящий момент
высота пирамиды всего лишь 137,2 м, так как пирамида лишилась своей вершины —
во время второй мировой войны англичане сняли верхние блоки и разместили на
образовавшейся площадке зенитную батарею.
Пирамида
следующего фараона, Хафры, или Хефрена, как называли его греки, была ниже на 10
м, ее высота 137 м. Пирамиды всех других фараонов не достигали и 100 м.
Пирамида Хуфу стала одним из самых величественных памятников древности.
Постепенно
столица Египта город Мемфис пришел в упадок. Стали усиливаться другие центры —
Гераклеополь (в северной части Верхнего Египта) и Фивы (на юге страны). Эпоха
Древнего царства подходила к концу. Средства могучих египетских деспотов
истощились, да к тому же бесконечные затраты на царские погребения стали
вызывать всеобщее недовольство. Поэтому пирамиды фараонов стали по своим
размерам гораздо скромнее. Так, фараоны V династии отказываются от
строительства огромных усыпальниц, довольствуясь небольшими пирамидами. Фараоны
Древнего царства не ставили своей задачей завоевание больших территорий. Время
от времени лишь совершались набеги на соседние страны (Ливию, Эфиопию,
Палестину) с целью захвата добычи (особенно людей). Так, основатель IV династии
Снофру угнал из Эфиопии 7000 пленников и 200 000 голов скота. Эта же страна
долгое время снабжала Египет черным деревом и слоновой костью. Из Финикии
экспедиции привозили на судах ценный строевой лес (кедр и сосну).
В XXIII
веке до н. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной, условной.
Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, ведущих междоусобные
войны друг с другом.
II.
Египет в эпоху среднего царства
Деление на
периоды глубокой истории Египта весьма условно. Историки считают окончанием
Древнего царства последние годы правления царей VI династии. Это было сложное
время в истории Египта.
Вероятно,
одной из причин напряженности внутри страны стало резкое изменение климата: к
XXIII веку стала чувствоваться близость пустыни — лето стало более засушливым.
Об этом говорит, например, отсутствие дождевых стоков в жилищах египтян,
характерных для архитектуры предыдущих столетий. Кроме того, к середине III
тысячелетия уже были осушены болота и распаханы целинные земли. Жителям теперь
приходилось увеличивать урожай за счет интенсификации земледелия и
использования новых культур. Все это вызвало необходимость изменения отношений
людей в обществе. Этот процесс в силу ряда внешних и внутренних причин
затянулся больше чем на два столетия. Только на исходе III тысячелетия до н. э.
начинает складываться обновленное единое государство.
Эти пятьсот
лет в жизни Египта историки называют периодом Среднего царства. На него
приходится 9 династий — с IX по XVII. Конец Древнего и начало Среднего царства
разделяет длительный первый переходный период. Почти четверть тысячелетия
длилась эта эпоха раздробленности. Египет распался на отдельные номы, но это не
улучшило положение внутри страны.
Внутренними
раздорами воспользовались соседи. Набеги ливийцев на западе и кочевников на
востоке опустошали Египет. Особенно страдали от набегов азиатских и других
племен Дельта и окраинные номы. На роль объединительного центра претендовали
богатые и мало пострадавшие от набегов Фивы; Мемфис, расположенный в глубине
страны; и Гераклеополь, занимающий север страны. IX и X династии были родом
отсюда.
Гераклеополь
стал играть заметную роль благодаря плодородию земель близкого оазиса и
удачному географическому положению на пересечении торговых путей из Нижнего
Египта в Верхний, на запад — в ливийские оазисы и на восток — к побережью
Красного моря. Борьба с азиатами закалила войско гераклеопольцев, которое правители
нома использовали и при решении внутренних проблем. Но представители
мем-фисского престола не собирались сдавать позиции. В борьбе с Мемфисом
победили гераклеопольцы. Гераклеопольские цари были сильнейшими среди равных и
с трудом удерживали в повиновении номархов своих областей. Фивы же обладали
огромными массивами плодородных земель, рациональное использование которых
заложило основу экономического могущества нома. Южное царство безболезненно
выросло из Фиванского нома и распространилось почти до порогов Нила, до самой
Элефантины.
Столкновение
с Севером становилось неизбежным, хотя его последствий страшились и
Гераклеополь и Фивы. Первоначально успех пришел к нижнее египетским войскам.
Потом борьба долго шла с переменным успехом, но исход ее был предрешен — при
первой же крупной неудаче союзники гераклеопольских царей готовы были
претендовать на их трон, а фиванским правителям прочная экономическая основа
сложившегося государства позволила спокойно пережить военные неудачи.
Во времена
расцвета Среднего царства было сделано важное открытие в металлургии. При XII
династии люди упорно стремились придать меди твердость, износоустойчивость,
прочность. Для этого к ней добавлялись различные сплавы. Позднее начали
изготавливать орудия, в которых сплав меди с оловом настолько близок в
процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в нужном
объеме становилось просто вопросом времени. Важно, что из нового сплава
выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы). Это говорит
об осознанном поиске и применении рецепта улучшения свойств медных
инструментов.
В 1963 году
до н. э. на престол вступил Аменемхет I — основатель XII династии египетских
фараонов. С правлением именно этой династии принято связывать расцвет Среднего
царства, продолжавшийся до начала XVIII века до н. э. За эти два с лишним
столетия на престоле сменилось всего восемь фараонов, носивших имена
Аменемхетов и Сёнусер тов: Аменемхет I, Сенусерт I, Аменемхет II, Сенусерт II и
III, Аменемхеты III и IV. Восьмой была фараон-женщина Нефрусебек. Женщина на
престоле служит признаком вырождения правящего семейства, а для государства,
вся система которого основана на постоянном потоке военной добычи, это
губительно вдвойне.
Аменемхет I
получил из рук XI фиванской династии уже объединенную страну. Правда, своеволие
номархов не было окончательно сломлено, но внешне большинство местных
правителей выражало покорность центральной власти. Признаком, что показное
смирение не могло обмануть никого, в том числе и недавно воцарившегося фараона,
стало изменение столицы. Она была перенесена из Фиванской области на север, на
рубеж Верхнего и Среднего Египта. При XI династии активизировались южные
номархи, которые стремились к столь же независимому положению, что и правители
северных областей долины Нила. Чтобы удерживать в повиновении и тех и других,
была возведена мощная крепость «Иттауи», что в переводе означает «захватившая
обе земли», и именно сюда Аменемхет I переносит престол. Крепость стала родовой
столицей XII династии. Аменемхет I снаряжал походы в Нубию, Ливию и пограничные
азиатские области, вел борьбу за подчинение местных правителей-номархов. Его
сын Сенусерт I, совершив еще при жизни отца успешный грабительский набег на
Ливию, остановил процесс ослабления Египта.
Новый
фараон расширил территорию Нубии вплоть до современного Вади-Хальфы (чуть ниже
2-го Нильского порога). Он осуществил экспедиции в Большой оазис Ливийской
пустыни и в золотоносные области Аравийской пустыни. При Сенусерте I египтяне
утвердились на Синайском полуострове, где постепенно возобновлялись работы на
медных рудниках.
При
Аменемхете II, преемнике Сенусерта I, воевали меньше (что в конце концов
привело к дворцовому перевороту), зато стремились установить прочные торговые связи с дальним
зарубежьем. В недолгое правление Сенусерта II больших успехов в завоевании
новых областей не было. В 1862 году до н. э. на престол вступает Сенусерт III.
При нем произошло окончательное подчинение Северной Эфиопии. На восьмом году
правления Сенусерт III дошел до вторых порогов Нила, построив по обеим берегам
реки внушительные цитадели. Египтяне теперь уверенно контролировали течение
Нила, а вытесненные в горные области нубийцы теперь могли посещать родные места
только с торговыми караванами или в составе посольств, с разрешения египетской
администрации. Впрочем, дозволение выдавалось практически всегда. Сенусерт III
придавал большое значение развитию торговых связей с Эфиопией. По его приказу
еще раньше были вырыты обводные каналы, облегчавшие проход судов через первые
пороги.
Годами правления
Сенусерта III датирована надпись, рассказывающая о грандиозном походе египтян в
страну Ретену (это приблизительно территория нынешней Палестины).
При
Сенусерте III страна буквально переполнилась трофеями и невольниками. Номархи
стали опасно богаты и их неповиновение стало едва ли не нормой. Им уже было
мало быть главой местной администрации, верховным жрецом области и
предводителем военных отрядов нома. Однако коренной перелом в их отношениях с
центральной властью произошел только после начала правления Аменемхета III.
Почти пятидесятилетнее царствование фараона стало пиком расцвета государства
Среднего царства. Именно при нем завершились ирригационные работы в Фаюмском
оазисе и был построен знаменитый Лабиринт (возможно, заупокойный храм Аменемхета
III). Но главное — номархи в годы правления сына Сенусерта III уже не пытаются
стать независимыми от центра. Собранный твердой рукой Египет в годы правления
Аменемхета III действительно казался монолитом, способным перенести любые
испытания. Пышный двор, подчинившиеся центру провинции, покорные соседи.
Действительность, однако, оказалась не столь лучезарной.
После
Аменемхета III власть фараонов XII династии начала клониться к упадку. На
престоле быстро промелькнули Аменемхет IV и его сестра Нефрусебек, после чего
власть XII династии пресеклась, и с этим, вполне обоснованно, связывают начало
упадка Среднего царства. Правители XII династии с трудом удерживали власть.
Вскоре наступил второй переходный период: страна распалась на две части,
управлявшихся правителями XIII и XIV династий. Однако прежнего хаоса, как после
распада Древнего царства, в Египте не было. Возможно, потому, что долина Нила
теперь более явственно ощущалась как страна, населенная египтянами, носителями
единой и самобытной культуры.
На рубеже
XVIII—XVII веков до н. э. XIII и XIV династии были сметены с престола
вторгшимися в Египет азиатскими племенами гиксосов. Разнородные орды пришельцев
в массе своей состояли из западносемитских, то есть аморейских или ханаанейских
племен.
Осевшие в
районе низовьев Нила гиксосы правили в Египте не менее 108 лет. Своей столицей
они сделали Ава-рис на самом востоке египетской Дельты, однако прочного
объединения захваченных территорий им достичь не удалось. По существу,
гиксосская держава так и не была создана. Владычество пришлых царей не
простиралось выше среднего течения Нила, а в Фивах и в соседних областях
Верхнего Египта продолжали царствовать египетские династии.
III.
Египет в эпоху нового царства
Середина II
тысячелетия прошла под знаком Египта. Из всех рабовладельческих государств
именно он обладал наибольшим весом и могуществом в это время. Вавилония в силу
многих причин теряет свою ведущую роль в рабовладельческом мире. Ассирия
постепенно набирает силу и выдвигается среди переднеазиатских держав, но ее
политическая мощь начинает ощущаться в полной мере лишь в последней четверти II
тысячелетия.
Около
пятисот лет продлится период Нового царства Египта. Он начался с поражения и
изгнания гиксосов, завоевавших большую часть Египта в конце Среднего царства.
Хронологические рамки Нового царства охватывают период с XVI по XII век до н.
э. На этот период приходится три манефоновские династии: XVIII, XIX и XX.
Это было
время возвышения Фив и фиванских царей. Южное царство оставалось более или
менее независимым от гиксосов, захвативших Северный Египет. Фиванские цари,
опирающиеся на широкие слои свободного населения, возглавили борьбу против
завоевателей.
Самой
важной особенностью египетского производства этого периода стало массовое
применение бронзы в орудиях труда. Попадаются упоминания о железе. До наших
дней дошло несколько железных изделий Нового царства. В те времена железо не
было еще распространено, но в конце XVIII династии изделия из железа имели даже
золотую оправу.
Еще при
XVII династии Фивы начали освободительную войну с гиксосами. Начал эту борьбу
последний представитель династии Камее. Войско шло, «как дыхание огненное».
Воины захватывали людей и скот.
Брат и
преемник Камеса фараон Яхмос I, с которого начинается XVIII династия, завершил
изгнание гиксосов с территории страны. Ему удалось покорить Аварис — твердыню
гиксосов на северо-востоке Египта. Преследование гиксосов фараон ограничил
взятием после трехлетней осады южнопалестинской крепости Шарухен, чем
обезопасил свою восточную границу. Южный рубеж государства Яхмос утвердил
походом в Эфиопию. Он щедро награждал своих воинов. Например, одному
корабельному воину при взятии Авариса и Шарухена он отдал всех рабов, которых
тот сумел захватить при осаде этих крепостей.
К началу
XVIII династии Египетское государство было восстановлено примерно в тех
границах, которые существовали во времена Среднего царства. Наследник Яхмоса
фараон Аменхотеп I, видно, не смог расширить своих владений.
Воины
Нового царства были внушительной силой. Самым важным нововведением в войске
периода XVIII династии стал конь и боевая колесница. В это же время появилась
броня.
Зять и
преемник Аменхотепа I Тутмос II стал основателем «мировой» по тому времени
Египетской державы. На юге ему удалось протянуть границу за третьи пороги Нила.
Поход через Сирию и Палестину привел египтян к Евфрату. Здесь египетское войско
победило войска Митанни. Однако удачного набега было недостаточно для того,
чтобы Сирия и Палестина прочно вошли в состав Египетской державы.
Тутмос II
продолжил завоевания отца. По его приказу египетское войско перебило у
восставших эфиопских племен всех мужчин поголовно. Лишь один из детей
эфиопского правителя был оставлен в живых для того, чтобы бросить его к ногам
фараона. Подобным образом Тутмос II действовал И против азиатских кочевников.
В 1490 году
до н. э. соправителем был провозглашен юный сын Тутмоса II от одной из его жен
— Тутмос III. Видимо, это было связано с болезнью фараона, потому что в том же
году Тутмос II умирает. Однако после его смерти вдова, и сводная сестра Тутмоса
II Хатшепсут захватила власть, оставив пасынка царем только формально.
Целых два
десятилетия, в течение которых правила Хатшепсут, временщиком при ней состоял
зодчий Сененмут, сын нечиновных родителей, создатель уступчатого поминального
храма царицы в Фивах (недалеко от нынешнего Дер эль-Бахри). Именно храмовая
знать, бывшая немалой силой в стране, поддерживала царицу.
Появление
женщины во главе государства, ведущего завоевательные войны, явление необычное.
В Палестине и Сирии лишь несколько местностей подчинялось царице. Поход в Южное
Красноморье и формальное подчинение страны Пунт, а также прием заморских,
возможно, критских, послов с дарами не могли заменить для рабовладельческого
Египта покорения областей Сирии и Палестины.
На двадцать
первом году царствования Тутмоса III Хатшепсут скончалась. Обосновавшись на
престоле, юный царь распорядился уничтожить все изображения своей
предшественницы, а также упоминания о ней и ее ближайших родственниках в
надписях. Уже на следующий год Тутмос III повел свои войска в Палестину и
Сирию. Возле Кадета его ждали объединенные сирийско-палестинские войска.
Тутмос, не желая прослыть у врагов трусом, вышел к войскам противника прямо,
через ущелье, такое узкое, что воины и кони вынуждены были следовать по нему гуськом.
Неприятель не осмелился напасть на египтян, когда те друг за другом выходили на
равнину. Битва разразилась на следующее утро. Тутмос III разбил войска
неприятеля. Враг бежал, бросив все. Египетское войско предалось грабежу и
упустило возможность с ходу ворваться в город Мегиддо. Осада этого города
продолжалась семь месяцев.
Только
через двадцать лет после победы под Мегиддо Тутмосу удалось расправиться с
Кадешем.
Походы в
Палестину и Сирию следовали один за другим: за двадцать лет Тутмос III совершил
не менее пятнадцати походов, упорно закрепляя за собой завоеванное и занимая
все новые и новые города и области.
Город
Каркемиш на Евфрате, находящийся на стыке Сирии, Месопотамии и Малой Азии, был,
по-видимому, самым северным пунктом, в который наведывался во время своих
военных походов Тутмос III.
Царство
Митанни, стоявшее в те времена на вершине своего могущества, притязало на
Сирию, и потому победа Египта над Сирией не могла не привести к столкновению
между двумя державами. Все Сирийские государства надеялись на Митанни в борьбе
против египетского владычества. Принудив на тридцать третьем году своего
царствования митаннийское войско уйти за Евфрат, Тутмос III перевез по суше
построенные в финикийском городе Библе корабли и переправился через реку. Митаннийцам
пришлось отступить дальше, и Тутмос поплыл вниз по Евфрату, грабя и разоряя
города и поселки.
Новое
поражение постигло державу Митанни два года спустя. Но и после этого митаннийцы
продолжали вмешиваться в сирийские дела.
Держава,
которую удалось создать Тутмосу III, простиралась от северной окраины Сирии до
четвертых порогов Нила. Преемникам Тутмоса не удалось выйти за эти рубежи.
Эфиопия, Сирия, Палестина и Ливия платили ежегодную дань. Дары фараону
прибывали и с южных берегов Красного моря и со средиземноморских островов. На
этих землях египетский наместник Сирии и Палестины также считался доверенным
лицом Тутмоса III.
Вавилонские,
хеттские и ассирийские цари вынуждены были считаться с возросшим международным
значением Египта и отсылали фараону богатые подарки, которые воспринимались им
как дань. Побежденных сирийских и палестинских правителей он заново назначал в
их города с тем условием, что они будут исправно присылать дань.
После
смерти Тутмоса, завершившей историю его почти 54-летнего царствования, на
престол вступил его сын, Аменхотеп И. Фараон Аменхотеп регулярно прочесывал
Сирию и Палестину в поисках добычи и попутно гасил «мятежи».
Со своими
противниками Аменхотеп II был очень жесток. Сто тысяч воинов и мирных жителей
были угнаны в рабство, семь правителей было умерщвлено. Цари хеттов, Вавилона,
даже Митанни благоразумно предпочитали почаще присылать Аменхотепу дары
При Тутмосе
IV, хотя и он наведывался в Сирию и Палестину, произошло некоторое сближение с
Митанни, скрепленное женитьбой фараона на митаннийской царевне. После
подавления восстания в Эфиопии остальные тридцать три года своего правления
Аменхотеп не предпринимал военных кампаний.
Северные и
южные владения были покорены и замирены. Прежний союзник сирийцев царь Митанни
был другом фараона. Заговор некоторых сирийских и палестинских правителей,
имевший целью склонить на свою сторону вавилонского царя, не удался - царь
Вавилонии отверг предложения заговорщиков.
Азиатские
цари преклонялись перед блеском египетского золота и мощью египетского оружия.
Вавилонский и митаннийский правители слали египетскому «брату», как залог
дружбы, своих царевен. Сами они при этом не получили из Египта ни одной царской
дочери.
В 1343 году
до н. э. на престол взошел сына Аменхотепа III Аменхотеп IV, который спустя 6
лет повелел называть себя Эхнатоном (Аменхотеп означает «Амон доволен», Эхнатон
— «Угодный Атону»). Это послужило началом невиданной ранее в истории
религиозной реформы. Фараон Аменхотеп IV стоял во главе движения служилой знати
против потомственных сановников и жрецов. Прославление его за возвышение и
обогащение безродных людей стало излюбленным мотивом в надписях новых
сановников. Многие из них прямо заявляли, что они были возведены в сановники из
ничтожества.
Из Фив
столица была перенесена во вновь основанный город. Это место теперь известно
под названием городища Эль-Амарны. Амон, другие божества и храмы, а также
местная знать, для которой они служили опорой, попали при этом фараоне в
немилость. Аменхотеп IV ввел новый государственный культ бога Амона. Предметом
его стало особое царское божество Солнце, только не в своем прежнем виде
местного бога, а как «живой» солнечный диск Атон. Новая знать чтила это
божество, а вместе с ним и самого царя.
Эхнатон
царствовал семнадцать лет, после чего умер. Зятья фараона, наследовавшие ему
один за другим, отнюдь не собирались столь же безоговорочно проводить его
политику. Сменккара, первый из наследников, восстановил почитание Амона. При
втором, Тутанхатоне (переименованном позже в Тутанхамона), бывшем в момент вступления на престол еще
мальчиком, новый культ Атона перестал быть государственным. Во времена
Тутанхамона отстраивались заброшенные храмы, юный фараон одаривал их рабами,
продовольствием и сокровищами.
В это время
речь шла уже не о расширении границ, а о спасении остатков
сирийско-палестинских владений, еще не захваченных хеттами.
После
смерти Тутанхамона его вдова решилась на отчаянный шаг — предложила свою руку
хеттскому царевичу. Египетские вельможи, организовав заговор, умертвили
царевича. Мстя за убийство сына, царь хеттов направил свои войска в Египет.
Египтяне были разбиты, но повальная болезнь, которую занесли в хеттское царство
египетские пленные, помешала им достичь успехов.
Бывший
начальник колесничного войска и временщик Эйе, считавший себя родственником
фараонов пресекшейся династии, занял освободившийся трон египетских царей.
Однако первым законным царем после Аменхотепа III впоследствии признавался лишь
Хоремхеб, главный военачальник и временщик, которого жречество провозгласило
фараоном от имени самого Амона во время одного из храмовых празднеств в Фивах.
Для
преемников Аменхотепа IV вопрос о Сирии и Палестине был ключевым вопросом
внешней политики. С начала XIX династии, основанной Рамсесом I, преемником
Хоремхеба, разгорелась длительная борьба с хеттами.
Возвращением
из-под власти хеттов под сень египетской короны сирийского государства Амурру
увенчались победы Сети I. Но успех был недолгим. События последующего
царствования Рамсеса II, сына Сети, доказали бесперспективность дальнейшей борьбы.
На пятом
году царствования Рамсеса II под стенами сирийского города Кадета произошла
решительная схватка с хеттами. Обманутый ложными вестями об отходе отрядов
хеттов на север Сирии, фараон, возглавлявший авангардные части своего войска,
вдруг встретил у Кадеша громадное вражеское войско. Неожиданным нападением
хеттских колесниц была смята и раздавлена значительная часть египтян. Сам
фараон с горсткой воинов был окружен 2,5 тыс. вражеских колесниц, к которым
затем прибавилась еще тысяча.
Без всяких
сомнений оборона Рамсеса в конце концов была бы сломлена, как бы храбро и
отчаянно тот ни сражался.
Однако в
решительный момент битвы на выручку фараону со взморья подоспел отборный отряд
воинов, шедший, по приказу Рамсеса, западнее, в стороне от основных сил. Затем
подтянулись и основные войска фараона, так что поле битвы в конце концов
осталось за ним. Но Кадеш не был взят Рамсесом.
Судя по
дошедшим до нас источникам, в течение следующих шестнадцати лет хетты
укрывались в укрепленных крепостях, не решаясь принять сражение в чистом поле.
Вскоре после битвы у Кадеша почти все население Сирии и Палестины встало в ряды
восставших против Рамсеса.
Фараон
сокрушал крепости, уничтожал леса, угонял в рабство население непокорных
областей. Египетские войска прорывались до самых подступов к Малой Азии. Воины
Рамсеса хорошо умели брать крепости, в отличие от войска Тутмоса III.
Но итог
этих побед был довольно скромным. В 1270 году до н. э. фараон Рамсес II
заключил мир с хеттами. Фараон женился на дочери своего нового союзника.
Основная часть Сирии осталась за хеттами. Причиной необычной уступчивости обеих
сторон была, вероятно, угроза со стороны крепнущей Ассирии.
В конце
правления XIX династии самым ярким событием стало «восстание Ирсу».
Единственным источником, по которому мы можем судить об этом событии, является
надпись, изложенная от имени Рамсеса III, третьего царя XX династии. Надпись
сообщает нам о вспыхнувшем мятеже, во главе которого стал сириец по имени Ирсу.
Надпись
гласит, что «один соединился с другим», «один убивал другого — знатные и
бедные». Восстание было подавлено, фараон Сетнехт «убил злоумышленников и
выправил землю до края ее, бывшую мятежной». Однако он стал основателем XX
династии, которая правила Египтом с 1200 по 1075 год до н. э.
Рамсес III,
пришедший к власти в 1190 году до н. э., был сыном Сетнехта. При нем Египет
трижды подвергался нашествию переселявшихся иноземных племен. Вначале это были
ливийцы, потом «народы моря» со стороны финикийско-палестинского побережья и
ливийское племя максиев. Все были побеждены и бежали. Возможно, что Рамсесу
удалось продвинуться со своим войском далеко на северо-восток, но особого
успеха это ему не принесло.
На 32-м
году своего царствования Рамсес III стал жертвой придворного заговора. Дала о
себе знать борьба внутри правящих кругов. Судя по сохранившейся записи
судебного следствия, в деле были замешаны высокопоставленные и незнатные лица,
прочившие на престол одного из царевичей. Царская власть стала быстро
ослабевать. Уже в середине XI века в Палестине и Сирии не оставалось и тени
власти фараона. Египетскому наместнику покорялась только Эфиопия. Внутри страны
падение власти последних Рамсесов просматривалось не менее отчетливо. Если еще
Рамсес III вынужден был ограждать городские храмы в средней части Египта на случай
ливийских вторжений, то в конце XX династии даже в самих Фивах работы на
царском кладбище неоднократно прерывались из-за неспокойного положения. Все
более и более обособлявшееся жреческое царство на юге противостояло ослабевшей
царской власти на севере. Юг оказался в руках верховных жрецов Фив —
крупнейшего храмового хозяйства Амона.
За время от
Рамсеса IV до Рамсеса IX на престоле сменилось шесть царей, а в Фивах только
три верховных жреца. Эти трое были отец и два его сына, так что Амон долгие
годы управлялся одним жреческим домом.
Верховный
жрец Амона Херихор был уже наполовину царем, так как совмещал свою жреческую
должность со званием верховного сановника, заведованием государственной
житницей, начальством над войском и управлением Эфиопией.