Статьи на тему Древний Рим. Заключение. Вывод древний рим
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ «ДРЕВНИЙ РИМ»
Рабовладельческий строй возник в IV тысячелетии до н. э. на древнем Востоке. Здесь на рабов был возложен преимущественно труд по строительству плотин, каналов и других крупных сооружений. Основной труд по обработке земли выполняли крестьяне, а в ремесле были заняты главным образом свободные -ремесленники.
Греки возложили на рабов наиболее тяжёлый труд: рабы работали в рудниках, труд рабов широко использовался в ремесленных мастерских.
Наивысшего развития рабовладельческий строй достиг в Риме. Римские завоевания обеспечивали огромный приток рабов в Рим. Рабский труд вытеснял труд свободных из сельского хозяйства, ремесла, строительства. Рабов было так много, что римские рабовладельцы использовали их для своих кровавых забав.
Само развитие рабовладельческого строя вело его к неизбежной гибели.
При рабском труде было почти невозможно улучшение техники. Рабовладельческий строй стал препятствием для её развития. Плохая обработка земли рабами истощала почву. Хозяйство Римской империи пришло в глубокий упадок.
Огромное скопление в Римском государстве ненавидевших его рабов представляло для него грозную опасность. Пока государство было сильно, оно подавляло, хотя и с трудом, непрестанные восстания рабов. Но происходившее при рабовладельческом строе разорение крестьян подрывало могущество Римского государства.
С образованием у «варваров» мощных союзов племён усилился их натиск на границы империи.
Восстания угнетённых, слившиеся с вторжениями «варваров», уничтожили Западную Римскую империю и разрушили рабовладельческий строй.
Народные массы, разрушив рабовладельческий строй, открыли путь для дальнейшего развития хозяйства и культуры в Западной Европе.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
* * *
Заканчивая изучение истории древнего мира, не забывайте, что о ней написано много интересных книг, которые помогут дополнить и расширить ваши знания по истории.
< ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИЙ
-> ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА >
Добавить комментарий
hist-world.com
История Древнего Рима : Заключение
356
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древний Рим стал заключительным этапом истории древнего мира в целом, и потому в эволюции его общества и государства нашли яркое проявление как конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.Социально расчлененное общество и государственность стали формироваться на италийской почве позже, чем в странах Востока и в греческом мире. Самые ранние ростки цивилизации в Италии появились во второй половине VIII в. до н. э. в этрусских городах и первых греческих колониях, в то время как в среде италийских племен еще сохранялись родовые отношения. В VI в. до н. э. оформляется первичная государственность в Риме, видимо, самом развитом центре италийских племен. Формирование собственно римской государственности и социальной структуры с ранних времен проходило в обстановке мощного влияния на Рим со стороны этрусских городов и колоний Великой Греции, что определяло сложную полиэтничную и культурную основу рождающейся римской цивилизации. К середине III в. до н. э. произошло известное сглаживание разнородности разных областей Апеннинского полуострова, преодоление полицентризма культурного процесса и некоторая социально-политическая унификация, которая усиливалась в ходе постепенного завоевания Римом Италии и создания Римско-италийского союза как нового типа политического объединения. Начавшийся процесс романизации Италии означал создание новой экономической системы, существенных изменений социально-классовой структуры, нового типа государственного устройства, основ новой культуры. Наиболее важной особенностью процесса романизации стало, с одной стороны, завершение формирования и расцвет полисно-общинных институтов, с другой —был намечен путь к их преодолению.Романизация Италии, с одной стороны, вела к нивелированию полисно-общинных структур под римский образец, с другой — сама римская цивитас обогащалась за счет заимствования ряда институтов из греческих полисов, этрусских городов, италийских племенных образований. Вместе с тем в рамках государственного объединения Италии превращение союза полисов и общин в новое политическое и социально-экономическое целое представляло собой совершенно новое, чем традиционная цивитас, социально-политическое образование. Консолидация и романизация Италии усиливались и в силу того, что с середины III в. до н. э. Рим вступил на путь завоевания внеиталийских территорий. После Пунических войн III в. до н. э. были образованы первые внеиталийские административные единицы-провинции. В I в. до н. э. такие провинции охватывали все Средиземноморье. Создание провинциальной системы с особым статусом управления как завоеванными и оккупированными территориями резко выделяло Италию по своему политическому и юридическому положению как страну, где живут римские граждане или их союзники, принадлежащие зачастую к одному этносу. Ограбление провинций и приток рабской силы и материальных ценностей в Италию способствовали созданию и внедрению в ней классического рабовладения, нового типа товарной экономики. Установление экономических связей между различными областями приводило к объединению вокруг Рима обособленных полисно-общинных образований, созданию новых надполисных учреждений и отношений.Вызревание новых надполисных структур, отмирание или трансформация общин-
357
ных институтов в учреждения нового типа проходили в острой социально-политической борьбе, длительных и кровопролитных гражданских войнах, в огне которых произошло падение республиканского строя.Кризис республики стал закономерным итогом многовековой эволюции полиса и цивитас как основных ячеек античного мира. В Римской империи складываются уже иные экономические, социальные и политические структуры. Появилась уникальная мировая держава, охватывающая все Средиземноморье, поддерживалось его известное экономическое и культурное единство, проходила романизация провинций и их постепенное превращение в равноправные части государства, унификация социальных отношений, распространение классического рабства и римского гражданства в провинциях. Организация имперского управления, предполагающего довольно развитую цивилизацию, и эффективный контроль центральной власти создавали новую ситуацию, столь отличную от мира враждующих между собой суверенных полисов или механического сосуществования автономных полисов и восточно-общинных структур в эллинистических монархиях. Это было уже новое имперское общество, новый тип государства. Однако этот новый порядок вырастал из традиционных полисно-общинных основ. Полисные институты были существенно перестроены при переходе к имперским отношениям, но нельзя говорить об их полном уничтожении. Трансформированные полисно-общинные учреждения были органически интегрированы в имперскую систему, составив основу римских муниципиев. В муниципии превращались бывшие полисы, вновь основанные города получали устройство муниципального типа. Муниципии имели приписанную к городу сельскую территорию, пользовались довольно широкой автономией, решали свои дела на собрании граждан, избирали органы местного управления, т. е. во многом воспроизводили полисные порядки. Но они уже не были ни суверенными полисами, ни автономными образованиями внутри эллинистических государств. Римские муниципии были местными административными единицами, подчиненными либо провинциальному наместнику, либо непосредственно императору. Вместе с тем найденное сочетание широкого местного самоуправления с довольно эффективной централизацией власти в императорском дворце и в провинциальном звене делало государственное устройство Римской империи I— II вв. довольно стабильным и сбалансированным.Известная устойчивость имперской системы, эффективное управление со стороны центрального правительства и провинциального аппарата дополнялись реформированием военной организации, приданием ей всеобъемлющего характера благодаря комплектованию армии из всех свободных слоев населения и относительно высокому положению рядовых легионеров и обеспечивали Империи в целом известный социальный порядок и спокойствие. Эффективно функционирующая экономика, объединяющая все Средиземноморье, известная упорядоченность в социальных отношениях, устойчивое государственное управление, широкая местная автономия создали благоприятные условия для развития римской культуры. В процессе романизации провинций, распространения классического рабства и связанных с ним социально-политических отношений происходило взаимообогащение культуры собственно римско-италийской, греческой, за счет взаимодействия с кельтской, иберийской, фракийской и др. На основе римско-греческой культуры формируется более сложная и многосоставная средиземноморская цивилизация, включающая в себя культурные достижения и других народов. Культура римской империи I—II вв., сформировавшаяся на основе синтеза и переработки культурных достижений тогдашней средиземноморской ойкумены, стала своего рода прообразом европейской культуры более позднего времени.В I—II вв. достигла своего высшего предела рабовладельческая античная формация, с максимальной полнотой раскрылись рабовладельческие отношения, а противоположность рабства и его антипода — свободы достигла наибольшей глубины и определенности. Если в произведениях греческих авторов Платона, Аристотеля, Ксенофонта понятия рабства и свободы были осмыслены как абстрактные философские категории, то в условиях расцвета рабовладения римляне углубили понимание рабства и свободы путем тщательной юридической разработки этих понятий. В римском праве
358
I—III вв. понятия рабства и свободы достигли такой кристаллизации и внутренней полноты, которые без особых изменений сохранились в праве средневековья и нового времени.В рамках средиземноморской цивилизации I—II вв. стала формироваться новая религиозная система, которая развилась в мировую религию христианства. Христианское вероучение возникло через отрицание той системы ценностей и духовных приоритетов, которые составляли основу античной цивилизации, и вместе с тем оно представляло собой дальнейшее их развитие. Потребительскому отношению к жизни, ведущему к бездуховности и нравственному тупику, культу богатства и власти, разделению рода человеческого на свободных людей и рабов, приравниваемых к скоту, новое вероучение противопоставляло единство человеческого рода, милосердие и доброту к малым и сирым, равнодушие к материальным благам, богатству и власти, культивирование нравственной жизни, самоценность каждой, даже самой малой, человеческой личности.Вместе с тем христианское вероучение формировалось на основе многих категорий этики и морали, разрабатываемых в античной философии: учение о высшем разуме как творце космоса, понятие нравственного долга человека, положение о единстве человеческого рода, включающего как свободных, так и рабов. Христианство как мировая религия, вербующая своих адептов среди всех народов, лишенная узких националистических рамок, могло зародиться, окрепнуть и распространиться только на просторах мирового государства и только в рамках средиземноморской цивилизации, усвоив богатый опыт римлян по синтезу и усвоению культурных достижений многих народов Средиземноморья.К III в. н. э. античная цивилизация, основанная на максимальном освоении рабовладельческих отношений, обогатившая сокровищницу мировой цивилизации выдающимися достижениями, исчерпала свои внутренние потенции, вступила в период разложения. Политическая нестабильность, угроза распада Средиземноморской империи стали проявлением всеобщего кризиса античной цивилизации, ее экономической структуры, предполагающей товарное производство, социальной структуры, основанной на резкой противоположности мира свободы и мира рабства, политической системы, покоящейся на дуализме сильной центральной власти и широкой автономии муниципия, культурных ценностей, которые уже не удовлетворяли запросов основной массы населения.В конце III в. Империи и ее господствующему классу удалось преодолеть всеобщий кризис и нейтрализовать разрушительно действующие тенденции. Однако социально-экономическая и политическая стабилизация поздней Империи была достигнута ценой глубокой трансформации прежних отношений, основанных на рабстве, античной форме собственности, античном городе, античной системе ценностей. Период поздней Римской империи стал временем разложения антично-гражданских структур и формирования новых протофеодальных отношений, т. е., по своему существу, эпохой социальной революции, в которой одна историческая формация сменяла другую. В процессе социальной революции IV— V вв. на место антично-гражданских отношений как господствующих выступали отношения феодальной зависимости, которые в эпоху поздней Римской империи приняли форму прикрепления разных групп населения к месту жительства и к своим занятиям. Основными общественными классами были уже не классы рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов, а класс земельных магнатов-протофеодалов и класс находящихся в разной степени зависимости основных производителей, включая и рабов.На место античной формы собственности как единства частной и коллективной собственности в строго определенном коллективе граждан постепенно стала внедряться расщепленная форма собственности нового типа, которая в будущем разовьется в различные формы феодальной собственности. Существенную трансформацию в период поздней Римской империи претерпели античные политические институты, на место которых пришла власть абсолютного монарха, римского доминуса, властвующего через огромный и тщательно организованный бюрократический аппарат, превращавшего полноправного античного гражданина в бесправного подданного, главной функцией которого стала выплата налогов, идущих на содержание всесильной бюрок-
359
ратии. Государство в период поздней Империи стремится поглотить и подчинить общество, и между ними постепенно развились непримиримые противоречия. Особенностью социально-политической обстановки поздней Римской империи было всеобщее недовольство населения, в том числе многих слоев господствующего класса, имперской государственностью. История поздней Империи — это история все более возрастающего разрыва между обществом и государством, в процессе которого имперская государственность, лишенная живительных связей с обществом, все более хирела и разлагалась. В этом процессе дезинтеграции общества и государства последовательно консолидировала свою организацию христианская церковь, которая становилась государством в государстве и тысячами нитей была связана с обществом, с самыми различными слоями населения. Ослабление имперской государственности привело к дроблению Империи, выделению ее восточной половины в особое государство — Восточную империю — Византию, в которой формирование новых феодальных отношений проходило в рамках большого территориального государства, сохранявшего преемственность с античными традициями. Напротив, в Западной Римской империи наблюдается все большая деградация имперской государственности, отчуждение общества и государства, укрепление независимости мощной церковной организации. Западная империя уже не могла противостоять внутренней дезинтеграции, напору варваров на границы. Варварские отряды готов, вандалов, свевов, саксов, франков прорывают римские границы и образуют собственные королевства на территории Западной Римской империи. Западная империя распадается на несколько варварских королевств, в рамках которых начинается сложный синтез отживающих античных порядков и институтов варварских обществ, формирование принципиально новых отношений, развившихся позднее в европейский феодализм.
Его так и звали просто «городом», и когда произносили слово «urbs», все понимали, что речь идет о Риме. Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях, поражавших и обдуманной смелостью замысла и несравненной роскошью отделки, о величавых форумах, о триумфальных арках, которые спокойно и неопровержимо повествовали о победах и завоеваниях Рима.
Отголосок этого восторженного изумления слышится в эпитетах, сопровождающих его имя: "золотой", "вечный". Странным образом последний из них сохранил свою силу. Рим был взят и разграблен варварами; его улицы заросли травой, на его форумах паслись коровы; храмы и дворцы превратились в развалины, но в мучительном грохоте средневековой военной возни, среди бестолковой раздробленности феодального мира глаза людей неизменно обращались к этому былому средоточию земного могущества. Даль веков скрыла темные и страшные стороны античного Рима: он казался символом государственной мощи, обеспечившей мир и благоденствие своим подданным; для людей, только накануне узнавших, что такое азбука, он был обителью, откуда лился свет просвещения и разума.
Со времен Возрождения Рим стал великой школой, куда приходили учиться художники, поэты, ученые. В Риме хорошо было заниматься не только древней историей; история здесь сбрасывала с себя школьное и книжное одеяние; она входила в сегодняшний день как живое вчера: языком развалин, камней и надгробий Рим рассказывал, чего достигло прошлое, на чем оно споткнулось, решать какие задачи оставили предки своим отдаленным потомкам.
Итак, рассмотрев подробнее эту работу мы можем отметить, что римляне ничего особенного к греческим формам не добавили, разве что скрыли их простоту и ясность за вычурностью декора. Здесь заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Строки великого Вергилия прекрасно выражают понимание римлянами своей культурной миссии — управлять покоренными народами, рационально использовать их таланты, перенимать их лучшие достижения и распространять до самых отдаленных границ Римской империи.
После падения Римской империи в 476 году до н.э. начался новый этап в развитии предприятий гостеприимства. Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Античность продолжает в нас жить, это основание того мира, в котором мы живем сейчас. Связь между эпохами, поколениями, людьми – это проявление жизни человечества как единого живого целого, в котором неразрывно связано прошлое, настоящее и будущее.
Рассматривая достижения древних цивилизаций, нам остается только удивляться и восхищаться находчивостью и эстетичностью наших далеких предков: столь современным кажется сегодня их быт и культура. И, думается, что европейцы не так уж много изобрели кардинально нового с той поры в сфере дизайна интерьера.
stroyremkom.ru
Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой? 5-й класс |
Тип урока:Комбинированный. Одновременно с усвоением нового материала идёт повторение пройденной ранее темы.
Основной метод — метод проблемного диалога.
Цели урока:
Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией, научить делать выводы о схожести или различии этих двух цивилизаций.
Выявляя общее и различное в формах правления государством у древних римлян и древних греков, научить сравнивать римскую республику и греческий полис.
Из фактов двух первых этапов истории Древнего Рима – « царского» и «республиканского», научить выявлять причины смены формы правления в Риме.
Научить определять и объяснять свои оценки поступкам такой исторической личности как Марк Юний Брут с нравственной и гуманистической точки зрения.
Обязательный минимум содержания: Древний Рим, особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республиканскую (власть Сената, народного собрания, выборные должности). Латинский алфавит.
Наглядные пособия: Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, авт.: Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева и рабочая тетрадь к нему.План урока.Опорос домашнего параграфа 32 по вопросам на стр. 222.Постановка проблемы урока: Древний Рим – это особая цивилизация и часть древнегреческой?Поиск решения: необходимо сравнить цивилизацию Древнего Рима и цивилизацию Древней Греции и выявить общее и различное.Решения проблемы и примерный вывод по проблеме.Домашняя работа.
Ход урока
Опорос домашнего параграфа 32 по вопросам на стр. 222.Учитель: 1. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения царя Хаммурапи.2. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения стратега Перикла.3. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения Александра Македонского.4. Зачитай с тетради столбик «факты слияния Запада и Востока».5. Зачитай с тетради столбик «факты раздельного существования Запада и Востока».
Создание проблемной ситуацииУчитель: Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу, и называется она …Учащиеся: Цивилизация Древнего Рима (стр. 203).Учитель: Какой период времени она охватывает?Учащиеся: На векторе времени (стр. 281) отмечают временной промежуток с VIII – I века.Учитель: Давайте с вами узнаем, какое мнение высказали учёные об этой цивилизации? Открываем с. 209, читаем разговор Источниковеда и Археолога (один из учеников начинает читать текст до слов: « …с греческой цивилизацией»).-Читайте вслух, пожалуйста!-Какое мнение высказал Источниковед?-Сформулируем…Учащиеся: римляне подчёркивали свою родовую связь с греками.- И это значит – римляне и греки похожи!Учитель фиксирует на доске- 1 факт: Римляне и греки – …похожи! Учитель: читаем дальше, вы, пожалуйста! Другой ученик продолжает читать текст: «…отличаются от греческих».Учитель: какие факты привёл Археолог?- Обычаи римлян отличаются от греческих.- Римляне и греки – отличаются!Учитель: т.е. …2 факт: Римляне и греки – отличаются!Фиксирует на доске. Учитель: сравните мнения и факты, приведённые двумя учёными. В чём противоречие, какой возникает вопрос?- Древний Рим — это особая цивилизация или часть древнегреческой? Учитель: какие версии, предположения у вас возникают в связи с данным вопросом?-Выразите их одной краткой фразой.Могут предложить версии:1) Особая цивилизация.2) Часть древнегреческой цивилизации.3) В чём то особая, а в чём то похожа на Древнюю ГрециюУчитель: чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать? - Сравнить признаки древнегреческой цивилизации с признаками Древнего Рима. Сделать соответствующий вывод.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)С/р Цивилизация Древнего Рима и Древней Греции(учитель работает с таблицей на доске, а учащиеся с таблицей в рабочей тетради)
Древняя Греция.
Древний Рим.
Хозяйство
Власть
Общество
Культура
1. Хозяйство:-Итак, начнём сравнение с хозяйственной деятельности. Необходимые факты будем заносить в таблицу, общие признаки будем отмечать знаком +.-Из предварительного чтения вы уже знаете, что италийские племена, в 753 г. до н.э., объединили свои поселения в один город – Рим.-По карте посмотрите, где он был основан?
-С помощью текста на с. 204 узнайте, какие племена проживали на Апеннинском полуострове, и чем они занимались?
Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (п.1)
-Апеннинский полуостров со всех сторон окружён водой, морских бухт мало, но есть плодородные равнины и горные луга, река Тибр. Италия, точно так же как и Греция разделена горами на различные области, где проживали разные народы.-Они занимались земледелием – выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец, виноградники.
-Вспомните, чем занимались древние греки?
Земледелие (оливки, виноград), виноделие, ремесло и торговля.
- Сравните факты. Похожи или нет?
Делают вывод, что хозяйственная деятельность в чём-то похожа, например, земледелие, а в чём-то нет (разведение овец, телят). Заполняется таблица: столбик «Хозяйство»
-Какой вклад в восхождение римлян на ступень цивилизации внесли греки, этруски, сами римляне?-На что указывает тот факт, что латинский алфавит был создан на основе греческого?-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.
-Это говорит о том, что римляне многое заимствовали у греков.-Факты: латинский алфавит — на основе греческого, а годы — этрусский алфавит (столбик «Культура» и «Хозяйство).
2. Устройство государства.-Сейчас вам предстоит поработать в парах.-С помощью схем на с. 208 и на с.147, сравните устройство греческого полиса и римской республики. -Что общего, есть ли различия?Даёт на доске план сравнения:-Какие органы власти существовали?-Как формировались?-Отличались только по названию или по сути?
-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.
Работая в парах выделяют общее и различное.
Делают вывод о том, что римская республика это то же самое, что и греческий полис, только называется по другому. Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.
Столбик «Власть».
3. Слои общества.Сравните права общественных слоёв в Риме и Греции. Совпадают или нет? Работа по стр. 206 – 207.-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.
Делают вывод о том, что и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах.Столбик «Общество»
4.Культура.-Где греки устраивали все зрелищные представления и праздники? -А римляне? Работа на стр. 206.-Что греки прославляли и почитали больше всего?-А римляне, что больше прославляли?-Какой вывод можем сделать из всего сказанного?
-В театре, на стадионах.
-На арене цирка.-Знание поэм, физическое развитие, спортивные достижения.-Воинскую доблесть.-В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита греческий.Столбик «Культура».
Т.о. получается таблица.
Древняя Греция.
Древний Рим.
Хозяйство
Земледелие (оливки, виноград)+Ремесло Торговля
Земледелие (пшеница, ячмень)+Разводили овец
Власть
Греческий полис – демократия +
Римская республика +
Общество
Аристократы – родовая знать +Демос – простой народ +
Театр — знание поэмСтадионы — спортивные достижения
Латинский язык Цирк — воинскую доблесть
Выражение решения проблемы. Вывод:Учитель: какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?-Мы решили проблему?-Какие версии подтвердились?
Примерный вывод по проблеме:1. Хозяйство Примерный вывод по проблеме: хозяйственная деятельность в чём — то похожа, например, земледелие, а в чём- то нет (разведение овец, телят).2.Устройство государства.Примерный вывод по проблеме: римская республика это то, же самое, что и греческий полис, только называется по-другому. Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.3.Слои общества.Примерный вывод по проблеме: и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах.4. Культура.Примерный вывод по проблеме: В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита - греческий.-Древний Рим это цивилизация, которая во многом похожа на древнегреческую, но имеет свои отличительные черты.
Закрепление изученного материала:Учитель: прочитайте ещё раз название параграфа. Как вы понимаете смысл этого названия?-В 510 годку до н.э. патриций Марк Юний Брут возглавил восстание против римского царя Тарквиния Гордого. Прочитайте о нём на с. 207. Оцените его поступок с нравственной точки зрения с позиции человека XXI века и с позиции его современника.-Назовите ключевые слова урока.
Домашняя работа-Сравните древний и современный смысл римских и греческих слов: республика и демократия, диктатор и тиран.-Задание к рисунку на с. 206.-Прочитайте название следующего параграфа. Какие вопросы у вас возникают к этому названию?-Прочитайте дома параграф 34 и проверьте свои предположения, что бы лучше понять эту тему приготовьте ответы на вопросы пред параграфом.Подготовьте ответы на вопросы на стр. 209.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
goxi.ru
Древний Рим. Сулла. Заключение.
СУЛЛА
Заключение
Злая ирония судьбы состоит в том, что Сулла продал душу дьяволу понапрасну, ради призрачной цели. Построенный им на грязи и крови карточный домик обречен был рухнуть незамедлительно после его смерти. Мы, правда, еще встретимся в стенах сената с несколькими яркими и сильными личностями, но в целом сенатское сословие во все последующие годы окажется столь же недееспособным, своекорыстным и продажным, как во времена Мария и Суллы, и будет деградировать дальше. Ход истории невозможно обратить вспять. Развращенная излишествами богатства, погрязшая в слабостях и пороках, давно утратившая верность суровым идеалам своих предков, которыми она, тем не менее, не переставала кичиться, сенатская аристократия окажется неспособной нести бремя управления раскинувшимся на полмира римским государством.
Еще менее будет соответствовать грандиозности этой задачи архаичная и окостеневшая структура римской демократии, пригодная лишь для управления жизнью городской общины. В муках гражданской войны неизбежно должна будет появиться на свет императорская власть, подминающая под себя равно аристократов и демократов. Именно для нее опыт Суллы, помимо его воли, послужит в свое время ценным подспорьем.
Заканчивая первый период истории Древнего Рима, уместно хотя бы очень кратко отметить наиболее существенные результаты эволюции римского государства за более чем четыре века существования Республики.
Во-первых, произошло колоссальное увеличение территории и народонаселения римского государства. То, что начиналось как небольшая городская община, включило в свой состав на правах полного гражданства всю Италию и ряд римских колоний вне ее. А в качестве подчиненных Риму завоеванных провинций и зависимых сопредельных государств — почти все страны огромного средиземноморского бассейна.
Во-вторых, к концу описанного периода совершенно определенно выявилось несоответствие государственного устройства Республики ее новому положению как по отношению к другим народам, так и внутри нее самой.
Народные собрания (комиции) в Риме, некогда воплощавшие законодательную власть и избирательную волю римского народа, потеряли всякий смысл. Собравшиеся на форуме несколько десятков тысяч человек, по большей части люхмпенов, не могли представлять ни власть, ни волю приблизительно миллиона полноправных римских граждан, проживавших вдали от города.
То же самое относится к избиравшимся на этих собраниях народным трибунам. Тем более что после реформ Суллы их реальное влияние и возможность законодательной инициативы были почти сведены на нет.
Сенат — некогда мозговой центр и средоточие римской государственности, а еще того важнее, римской традиции, достоинства и системы жизненных принципов — теперь полностью утратил свой авторитет, на котором только и основывались в прежние годы его влияние и власть. Эта утрата происходила постепенно, где-то с начала II века до р.Х., когда в результате контакта с деспотичным и изнеженным Востоком сенатское сословие обрело вкус к роскоши, расточительству, разврату и устремилось к источникам быстрого обогащения, не только растеряв по дороге суровую римскую нравственность, но и опустившись до взяточничества и казнокрадства. Вливание, которое сделал Сулла, не улучшило качественного состава сената. В него вошли знатные всадники и приближенные диктатора, развращенные ничуть не меньше тех, кто и ранее заседал в сенатской курии.
Консулы и преторы уже не рассматривали свои магистратуры как высокую честь и выражение доверия народа, обязывающего к величайшей ответственности. Теперь это были лишь ступени к будущему наместничеству, сулившему верное обогащение. Подданные Рима в его провинциях, обложенные сверх меры налогами и всевозможными поборами, страдали не только от произвола и вымогательства аристократов-наместников, но и от грабительских процентов на ссуды и отсрочки платежей, за которыми им поневоле приходилось обращаться к римским откупщикам-публиканам. Ясно, что при таком управлении провинции нищали и деградировали, а, между тем они были основным источником поступления денег в римскую казну.
Вымогательства наместников в провинциях, так же как хищения и злоупотребления подрядчиков, откупщиков общественных работ и государственных пошлин в самой Италии, оставались безнаказанными благодаря откровенной коррумпированности сначала всаднических, а потом и сенатских судов.
В качестве третьей особенности заключительной фазы эволюции римской Республики следует отметить быстрое падение ранее незыблемого уважения к закону. Да и о какой законности можно было говорить, если споры на форуме решались дубинами или мечами, неприкосновенных народных трибунов убивали, солдаты бесчинствовали в городе, куда закон запрещал им даже входить, а диктатор, присвоив права народного суда, одним своим словом приговаривал сотни граждан к смерти?
Весьма заметным результатом развития римской Республики явились и произошедшие в ней социальные сдвиги. Я уже упоминал, что широкое использование рабского труда в крупных землевладениях вело к разорению крестьян-собственников, к постепенному исчезновению среднего по достатку слоя граждан — гаранта стабильности любого государства, а в Риме еще и основы его военного могущества. Земельная реформа Тиберия Гракха и расселение ветеранов Суллы несколько восполнили ряды крестьянства, но это были разовые акции, и возможностей для их повторения в Италии явно не было. А между тем процесс обнищания сельского населения продолжался. Очень многим из ветеранов Суллы в условиях конкуренции с крупными рабовладельческими хозяйствами не удалось даже закрепиться на своих участках, и они были вынуждены вскоре их продать. Бурными темпами шла имущественная поляризация в Риме и других городах Италии. Баснословно богатели крупные собственники — всадники и сенаторы. Последние больше не стеснялись заниматься коммерцией, а закон, некогда запретивший им это, был всеми забыт. В их руках сосредоточились доходы от сельскохозяйственных угодий по всей Италии, ростовщические проценты на монополизированный капитал, торговая прибыль со всего государства и весьма значительная часть государственных доходов через аренду и откуп. Впрочем, некоторые из олигархов, чаще всего молодые наследники, проматывали свои состояния, залезали в долги и пополняли собой авантюрно-опасный и даже криминогенный контингент горожан. Рядом с ними грозно разрасталась масса беспокойных и наглых люмпенов, непрерывно требующих бесплатного хлеба и зрелищ. Для всех этих новых категорий граждан Республики была характерна идеология паразитирования и глубокое падение нравов — различное по формам своего проявления в разных имущественных слоях, но всюду одинаково тлетворное.
Наконец, чрезвычайно существенным фактором стало коренное изменение характера римского войска. Конечно, в случае большой войны в него призывали и крестьян, возвращавшихся после окончания военных действий на свои поля. Но ядро армии составляли профессионалы, в большинстве своем из неимущих граждан, добровольно завербовавшихся в ее ряды на многие годы. Их отечество находилось внутри ограды военного лагеря, их согражданами были только те, с кем они рубились плечом к плечу, в боевых порядках легиона. Постоянное местопребывание назначено им было вне Италии, а весь уклад лагерной и походной жизни, все грубые удовольствия, какие им сулила военная служба в мирное время, деньги, что им удавалось отложить на старость, и, наконец, добыча, какой они могли поживиться на войне, не говоря уже о шансах остаться в живых — все зависело исключительно от таланта, удачи и расположения к ним их полководца. Только его власть они признавали, а если случалось под его командой совершить длительную и успешную военную кампанию, то только ему были преданы душой и телом.
Глубокий кризис республиканского государственного устройства и обособление армии создали предпосылки для установления военной диктатуры. Примитивно-коллегиальная форма управления огромным государством доказала свою неэффективность. Форма представительной (парламентской) власти еще не появилась на свет. Оставалось одно — возврат к монархии, но в новом качестве. Не к той царской власти, что на заре существования Рима предполагала все-таки акт народного избрания или выражения доверия, а к единовластию, опирающемуся на грубую военную силу.
Сулла достаточно наглядно показал, как это делается. И хотя сам он еще был в плену традиционных представлений о возможности «хорошей» сенатской республики и потому не захотел сохранить за собой неограниченную власть, его опыт бесспорно лег в основу будущей трансформации римского государства. Однако эта трансформация для своей необратимости требовала изживания многовековой республиканской традиции в сознании всего общества. Между тем нет ничего более инерционного, чем историческая традиция. Она изживается относительно быстро только в пожаре гражданской войны. Насущная необходимость коренного и безотлагательного изменения старого государственного устройства, с одной стороны, и его искусственное укрепление, совершенное Суллой, — с другой, обусловили неизбежность жестокой гражданской войны в Риме. Знакомство с ее главными персонажами ожидает читателя в следующей книге нашей истории.
ancient.gerodot.ru
Обобщение к главе «Древний Рим». Природа Италии и Греции
1. Определите словами местонахождение Древнего Рима, покажите его на карте.
Город Рим расположен в Средней Италии (примерно посередине высоты «сапога» Апеннинского полуострова, по ширине ближе к западном побережью).
2. Какие территории были завоеваны Римом во времена Римской империи? Когда Римское государство достигло наибольших размеров?
За свою историю Рим завоевал огромные территории. Ему принадлежали все берега Средиземного моря, а также территории современных Франции, Англии, части Германии, Крыма и т. д.
Самая большая территория ему принадлежала при императоре Траяне, при котором удалось покорить обширные земли на востоке, например, на территории современного Ирака. Вскоре после завоевания при следующим императоре их пришлось оставить.
3. Сравните природу Италии и Греции. Сделайте вывод, каким занятиям людей в древности она благоприятствовала.
На Балканском полуострове большинство земель не очень плодородна, потому на ней невозможно вырастить много зерна, зато хорошо плодоносят виноград и оливки. При этом линия побережья очень длинная, там много удобных букв. Благодаря всему этому эллины с ранних веков стали заниматься торговлей изначально оливковым маслом и вином, а потом и изделиями ремесленников.
В Италии земля более плодородная, сельское хозяйство вполне может прокормить людей. Но при этом там также длинная и удобная для кораблей линия побережья. Потому жители Италии не сами начали торговлю по морю, но когда приобщились к этим делам благодаря эллинам и финикийцам, то поняли, какие прибыли она приносит.
4. С именами каких прославленных людей вы связываете историю Древнего Рима? Расскажите об одном из них, используйте для этого дополнительный материал. Поясните, какие качества характера привлекли вас в этом человеке.
В истории римлян много выдающихся полководцев. В отличие от них Марка Туллия Цицерона помнят, прежде всего, как оратор. При этом он принимал и активное участие в политике. А также и командовал войсками (что менее известно), потому в письмах гордо подписывался «император» (потому что однажды он обладал такой властью в войсках).
Рекомендуемая литература о Марке Туллие Цицероне:
-Бобровникова, Т. А. Цицерон: Интеллигент в дни революции (Жизнь замечательных людей). – М., 2006;
-Звиревич, В. Т. Цицерон. – СПб., 2016.
5. Отметьте на ленте времени важнейшие события римской истории. Придумайте хронологические задачи.
Римское царство существовало в 753-509 гг. до н.э., то есть 244 года, Римская империя – в 509-27 гг. до н.э., то есть 482 года, единой она оставалась до 395 года н.э., то есть 422 года (хотя на самом деле за это время несколько раз разделялась на две, но потом снова объединялась). На момент падения Западной римском империи с момента образования Римской империи прошло 503 года, а с момента основания Вечного города – 1229 лет.
6. Воспитание любви к Риму (как и любви к родине у древних греков) считалось важной задачей всех граждан. Поразмышляйте, в каких делах, поступках, действиях гражданин (плебей, патриций, император) мог проявить свою преданность Отечеству. Современно ли это для нас?
Прежде всего, всех их призывали защищать Отечество. Кроме того, они должны были участвовать в политических делах и таким образом заботиться о Родине. Также им всем следовало заботиться о Родине с точки зрения культа, то есть не делать того, из-за чего Рим мог бы потерять благосклонность богов. Именно поэтому римляне преследовали христиан – они считали, что из-за их отказа от жертвоприношений боги обидятся на всё государство.
resheba.com
История Древнего Рима : Введение (В. И. Кузищин)
3
Введение
Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово «Рим» вкладывалось другое содержание. В древности Рим — это не только название одного города: это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее в VI в. до н. э. на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в свои границы все Средиземноморье. Таким образом, термин «Древний Рим» условен.Условность термина «Древний Рим» особенно наглядно проявляется в том, что как таковая история первых цивилизаций начинается не в городе Риме, а во внеримских и даже внеиталийских центрах — в греческих колониях на территории Сицилии и Южной Италии и в этрусских городах. Период VIII —VI вв. до н.э.— это, собственно, неримский период «древнеримской истории». Как социально расчлененное общество с первичной государственностью, римская община начинает свое историческое существование с начала VI в. до н. э.С течением времени понятие «Древний Рим» изменилось. В VI—IV вв. до н. э. в Древний Рим входила центральная часть Апеннинского полуострова, а римское общество и государство представляло собой одну из разновидностей полисных структур, во многом аналогичных греческим крупным полисам типа Афин или Спарты.В III в. до н. э. Древний Рим стал насильственным объединением городов и племенных территорий всей Италии и сильнейшим государством Западного Средиземноморья. В это же время Рим уже опасный соперник для всех крупнейших эллинистических государств, таких, как птолемеевский Египет, царство Селевкидов или Македонская монархия. В конце III в. до н. э. Риму удалось уничтожить Карфагенскую державу и стать господствующей силой в Западном Средиземноморье.В I—II вв. Древний Рим — это мировая империя, раскинувшаяся по всем берегам Средиземноморья, включающая обширные области Западной и Юго-Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки.История Древнего Рима изучает становление, функционирование и упадок того своеобразного общества, государственности и культуры, которое сложилось на территории сначала Апеннинского полуост-
4
рова, а со II в. до н. э. и стран всего Средиземноморья.Зародившись в VIII в. до н. э. в этрусских городах и греческих колониях Южной Италии и Сицилии, а в VI в. до н.э. на территории Лация, древнеримская цивилизация прошла более чем тысячелетний исторический путь, завершившись в V в. н. э. На этом длительном историческом пути древнеримское общество прошло ряд этапов, отличающихся друг от друга многими параметрами.Начальный этап охватывает VIII—III вв. до н. э. Вышедшее из недр первобытного общества раннеримское общество представляло собой сложный конгломерат пережитков родовых и общинных порядков, раннеклассовых структур, патриархального рабства. С течением времени рабовладельческие отношения укрепляются и начинают играть важную роль в общей системе социальных связей.Во II—I вв. до н. э. рабовладение в Риме и Италии приобретает классический характер: увеличивается общая численность рабов, рабство глубоко проникает в производство как в городах, так и в сельской местности. Сословие рабов превращается в один из основных классов римского общества. Однако общинно-крестьянский сектор сохранял сильные позиции в римско-италийском обществе.Классовые и социальные противоречия между основными классами, сословиями и прослойками римского рабовладельческого общества достигают особой силы и остроты. Вспыхивают крупнейшие в древности восстания рабов на острове Сицилия, восстание Спартака в Италии, возникает мощное движение разорившихся крестьян за землю и демократизацию государственного устройства, среди различных фракций господствующего класса обостряется борьба за власть. Все эти противоречия выливаются в кровопролитные гражданские войны. Государственное устройство республиканского типа уже не могло обеспечить устойчивый политический и социальный порядок в римском обществе. Начинается кризис Римской республики, который завершился ее падением и созданием монархии в форме Римской империи.ВI—II вв. н. э. в эпоху ранней Римской империи наблюдается общая экономическая и социальная стабилизация римского общества, создаются благоприятные условия для хозяйственного процветания, общественной жизни, развития культуры и цивилизованного образа жизни не только в центре державы — в Италии, но и во всех римских провинциях. Это происходит в процессе романизации провинций, т. е. распространения классического рабства римского типа и связанных с ним интенсивных форм хозяйства, более динамичных социальных структур, высокой римско-греческой античной культуры.II в. н. э.— эпоха наивысшего расцвета античной цивилизации, экономики, социальных отношений и культуры, античной исторической формации в целом. Видимо, ни в каких других районах древнего мира рабовладение не достигло такой законченности и определенности, как в данный период истории Древнего Рима.Наряду с рабовладельческими структурами, определявшими общий характер римского общества и государственности, в римском Средиземноморье существовали и другие социально-экономические уклады. Среди них отметим обширный общинно-крестьянский сектор, раннеклассовые структуры на племенных территориях, входящих в состав многих римских провинций.В III в. разразился тяжелый кризис всех экономических, социальных и политических структур римского общества. Эпоха экономической и социальной стабилизации, расцвета культуры закончилась. Причиной общего кризиса Римской империи явилось то, что классическое рабовладение и античные формы собственности полностью исчерпали свои потенциальные возможности.В недрах римского общества зарождаются отношения протофеодального типа, которые представляют собой трансформацию, с одной стороны, классического рабовладения, с другой — раннеклассовых структур и общинно-крестьянских социально-экономических укладов. Эта сложная трансформация прежних социально-экономических структур в новые типы производственных отношений стала содержанием заключительного этапа древнеримской истории — эпохи поздней Римской империи IV—V вв.Во всемирно-историческом развитии роль истории Древнего Рима очень велика. Именно в Древнем Риме античная форма-
5
ция достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки, раскрыла все свои потенции. В рамках древнеримской истории была создана одна из самых великих многонациональных держав в мировой истории. Вобрав в себя все народности, племена и этносы Средиземноморья и Западной Европы, феноменальное государственное образование оставалось достаточно прочным в течение нескольких столетий, достигло устойчивого баланса сильной центральной власти, авторитетного среднего провинциального звена и широкого местного самоуправления. В истории политических образований всего мира история римской государственности занимает одно из выдающихся мест. В громадной Средиземноморской державе с большим числом племен и народностей, стоявших на разных ступенях исторического развития, была создана высокая античная культура, которая не только стала прообразом, но и легла в основу общеевропейской цивилизации. Греко-римская культура на определенном этапе своего существования вобрала в себя достижения всех народов Средиземноморья, синтезировала их и дала мощный импульс к дальнейшему развитию европейской и мировой культуры. Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружении и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всем этом —реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нее и всей современной цивилизации в целом.