Символы первобытные. Культы животных в религиях и верованиях народов мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Символы первобытные


Символы первобытного искусства

Первобытные религиозные верования и формы их проявления

Основныесимволы первобытного искусства – женские и календарные знаки (прочерчивались внизу ритуального рисунка), круг и спираль.

При потере сакрализующей функции миф превращается в сказку (В.Я.Пропп, Д.К.Зелœенин). Сказки сохранили всœе элементы древних мифов, обрядов (в том числе обряда инициации), ритуалов, магических заклинаний.

Название Сущность Проявление в современной культуре
Анимизм Пер с лат. – душа вера в существование души во всœех предметах, явлениях окружающего мира. Пословицы, поговорки, сказки, загадки, выражения, построенные по принципу аналогии (дождь идет, солнце улыбается, небо хмурится).
Тотемизм От индейского оттотем – его род; обожествление животных, растений; представление о том, что всœе члены одного рода происходят от определœенного животного или растения – тотема. Геральдика (гербы народов), запрет на употребление мяса некоторых животных, обряды поклонения священным животным, растениям, запреты на употребление определœенного вида пищи.
Фетишизм
От фр. идол, талисман; в португальском – талима, ᴛ.ᴇ. магическая связь; лат. – магически искусный необычный предмет, которому приписывают чудесные свойства.
Амулет, бижутерия, талисман, приметы (предмет, одежда, приносящие счастье или неудачи).
Культ природы Поклонение природе как началу и концу всœего живого и неживого. Праздники, обряды, хороводы, ритуальная пища
Культ предков От лат. почитание – совокупность способов взаимодействия, включающий в себя стандарты поведения, отношение к предкам, роду в сакральном измерении и повсœедневности. Сказки, обряды, пословицы, поговорки, ритуалы.
Магия От лат. – чародейство, система приемов, основанных на вере человека в возможность принуждения сверхъестественных сил совершить желаемое им действие. Способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг к другу, где магическая связь выступает как орудие человеческой воли. Гадание на кофейной гуще и картах, толкование снов, применение косметики, приворот травами и ароматическими маслами.
Хиромантия Гадание, толкование судьбы человека по его руке Не изменилось.
КРУГ СПИРАЛЬ
Символизировал рождение и смерть, солнце и небо, цикличное возвращение и совершенство, законченность и жизненную силу, мудрость и переход нечто в ничто и обратно, а также вечность, начало и конец. Символизировала стремительное движение в пространстве и во времени, равновесие противоположностей, Вселœенную и вращение планет, разрушение и дыхание, танец шамана (при переходе в потусторонний мир), плодородие и деторождение, соединœение противоположностей, в том числе мужского и женского, единого и множественного, Добра и Зла.

oplib.ru

Цвет у первобытных народов | Цветопсихология

Posted on Сентябрь 4, 2014 by seveliya

Давным-давно, когда люди жили общинами, шили одежду из шкур, занимались охотой и собирательством, они понимали цвет гораздо лучше, чем  мы теперь. Они имели большую связь с природой и умело пользовались силой цветов и оттенков. Люди одушевляли цвета, наделяя их чертами птиц, зверей, растений и природных явлений.  С годами вокруг человека становилось всё больше предметов, которые он делал своими руками, а потом раскрашивал в соответствии со своими внутренними представлениями о характере цветов. У людей тогда ещё не было красок, но они уже использовали символы.

Учёные заметили, что наиболее часто встречающиеся цвета наскальных рисунков – красный, белый и чёрный. Эти же цвета выбирались и при исполнении важнейших ритуалов повседневной жизни.

Белый цвет всегда нёс в себе доброе начало. Он символизировал чистоту, благо, жизнь, здоровье, искренность, добро, счастье.

Белый – самый светлый из всех цветов, он светоносен, и поэтому он не«обозначает» цвет, а является им. Отсюда происходят белые одежды небесных богов и их земных наместников – царей, жрецов, вельмож.

В ритуалах ндембу и всех других примитивных народов белый цвет, в виде одежды, окраски, талисманов, употребляется как знак очищения и приобщения к добру.

300px-Gobustan1987_4sУ первобытных людей белая краска использовалась в магических ритуалах.  Белый – это цвет божества и добрых духов, противостоящий черному как цвету демонических и злых сил. Белый цвет встречал человека при рождении и провожал в последний путь.

Почему же белый цвет использовался одинаково при рождении и смерти? Потому что первобытные люди не считали умершего человека исчезнувшим без следа. Люди верили, что умерший воплощается во вновь родившемся человеке или становится божеством, духом.

Белый цвет играл важную роль в ритуале жертвоприношения.  Самым могущественным богам в жертву приносились животные белого цвета или они были окрашены белой краской.

Белый — свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый — эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения.

В древности бесцветные или просто светлые вещества называли белыми.Белой считалась и вода, так как белый цвет связывался и с теми благами, которые дает вода. Отсюда значение белого как символа чистоты, безгреховности, безмятежности.

Антипод белому – чёрный цвет.

Он означал темноту, мрак, ночь, смерть, страх, бездну. Чёрный цвет выражал всё самое негативное в жизни первобытных людей. «Чёрные» ритуалы всегда были связаны со смертью, либо с порчей и т.п. Чёрный считался цветом злого колдовства. К «чёрным магам» относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили чёрную краску.

Кроме того, чёрный символизировал гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние.

Чёрный цвет обладал не только отрицательными значениями, но также и положительными. В некоторых случаях он мог означать силу, красоту, мудрость и удачу.  Например, у племён засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, чёрные животные и птицы приносились в жертву во время ритуала вызывания дождя. Кроме того, люди с особо черными волосами считались красивыми.

Чёрный — это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, он становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Чёрный – сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада.

Е.П. Блаватская и J.G. Frazer  отмечали, что у первобытных людей чёрный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (чёрная, оккультная или бессознательная) мудрость.

738px-AltamiraBison Красный цвет является единственным хроматическим цветом из этих трёх. В первую очередь красный ассоциируется с кровью. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека. Найденная первобытными людьми красная охра была воспринята ими как кровь мифического первочеловека-гиганта, демиурга, из тела которого было создано всё живое.

 Красный цвет – это сила, защита, устрашение, воскрешение. Например, в ритуале, посвященному рождению ребёнка, новорожденному наносились красные точки на различные части тела, чтобы он рос сильным и здоровым. У входа в первобытную пещеру изображалась красная рука, чтобы отпугивать злых духов.

Силу красного цвета признавали не только колдуны, но и воины. Они раскрашивали свои лица красной краской. Это должно было придать им храбрость и силу. Также они прикладывали к своим ранам красные тряпицы или красную глину. Это была первобытная цветотерапия.

Главенство белого, чёрного и красного в цветовой символике наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др.  Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племён этого острова чёрный выражает низменное, неприятное, злое; белый — радость, свет, надежду, чистоту; красный — силу, могущество, богатство, успех.

Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный — кровь. Практически, сходные значения «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый — мир, счастье; красный — успех, торжество; черный — смерть.В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и жёлтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Жёлтый «тяготеет» (в символическом плане) к белому, а синий — к чёрному.

Для первобытного человека три «основных» цвета — не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращённое или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями.

Ирина Базан
Использованная литература: Б. Базыма «Цвет и психика». Монография. Мария Бриль «Исцеляющий цвет. Цветотерапия: с чего начать». Дженис Линдси «Всё о цвете».

Поделиться "Цвет у первобытных народов"

Читайте похожие статьи:

cvet-psy.ru

Парные символы. Чет нечет. Иванов В.В.. Близнецы.

Вскоре после победы звукового языка и закрепления за левым полушарием речевых функций в верхнем палеолите наступает расцвет первобытного искусства, истоки которого восходят к гораздо более ранней эпохе. Самые ранние знаки первобытного искусства по происхождению связаны со знаками древнего языка жестов, фиксацией которого они были.

Первобытное искусство представляло собой чрезвычайно специфический вид знаковой системы, ближе всего стоящей к рисуночному пиктографическому письму. Но (в отличие от позднейшего письма) его знаки связаны не со звуковой речью, а с языком жестов. Необычайный интерес представляет то, что, начиная с древнейших памятников искусства верхнего палеолита, оно бесспорно отражает ту самую асимметрию (в частности, правой и левой руки), которая уже играет столь существенную роль в физиологической структуре человека в эту эпоху.

В наскальных изображениях верхнего палеолита знак руки чаще всего изображает левую руку, а не правую. В пещерах Гаргас и Кастильо отпечатков левых рук 159 (т. е. около 0,9 всех случаев) при 23 правых. Та же особенность характерна и для позднейших североамериканских индейских пиктографических изображений: на 108 отпечатков левой руки (что составляет почти 0,8 всех случаев) в шести местностях Северной Америки приходится 30 отпечатков правой руки. Почти исключительное преобладание отпечатков левой руки характерно и для пещерных полупиктографических изображений в Австралии.

Первобытное искусство на протяжении многих тысяч лет отличается удивительным постоянством тематики и символики. Все символы группируются вокруг нескольких парных (двоичных) противоположностей.

Основным парным противоположением в первобытном искусстве было противоположение мужского и женского начала, которое связано с особенностями социальной организации и хозяйственной деятельности первобытного человека. Французский антрополог Леруа-Гуран установил, что знак левой руки в первобытном искусстве является одним из способов символического обозначения женского начала. Из этого следует, что та система парных противоположностей, которая лежала в основе первобытного искусства, соответствовала уже принципу организации двоичных (дуалистических) мифологий, которые характерны для всех ранних этапов развития человеческой мысли. Главной чертой наиболее ранних мифологий является именно их дуалистический характер. Это было выявлено еще в 1941 г. в классическом исследовании замечательного этнографа А. М. Золотарева, чьи выводы подтвердились многочисленными исследованиями последних лет.

Особенностью подавляющего числа этих мифологий и систем обрядов является то, что в них левая сторона соотносится с женским началом, а правая сторона — с мужским. Недавнее открытие, согласно которому тенденция занимать левое место в помещении характеризует статистически преобладающее число женщин в современном обществе, привело к постановке вопроса о том, что эта тенденция может быть следствием генетического предрасположения. В русском народном причитании невесты в первый день сватовства говорится:

Уж мужицкий пол стань на праву руку,Женский пол стань на леву руку.

Свидетельства восточнославянского фольклора, по которым женщину хоронили слева от мужчины, согласуются с археологическими данными о славянских парных захоронениях. Но корни этих представлений уходят в еще более глубокую древность.

Знаменитый антрополог Лики еще в 30-х годах обнаружил в Кении в пещере Эльментейна древние захоронения, подчиняющиеся той же закономерности: мужские скелеты в захоронениях лежали на правом боку, женские — на левом. В этих и других (еще более ранних) захоронениях древность связи левой стороны с женским началом удостоверена археологией.

Противопоставление левого и правого в искусстве палеолита было связано и с различиями цветов. Лучше всего это обнаруживается в пещерах Ляско. В Большой галерее этих пещер в левой группе изображаемых животных головы окрашены в красный цвет, а в правой группе — в черный. В Кастильо женские знаки выполнены в красном цвете, а мужской знак — в черном. На рисунках в пещерах Ляско противопоставление красного и черного цветов связывается и с различием изображений лошадей и бизонов, которые сами, вероятно, были символами пола (рис. 28).

Рис. 28. Знаки лошади и бизона в первобытном искусстве

Рис. 28. Знаки лошади и бизона в первобытном искусстве

Следует подчеркнуть, что противопоставление красного цвета (который, судя по находкам охры, очень рано — еще до мустье — приобретает символическое значение в погребальных обрядах у предков человека) и черного является общечеловеческим. Оно резко отличается от тех цветовых признаков, которые существенны для зрительных восприятий человекообразных обезьян. Поэтому появление охры (уже у неандертальцев) можно считать одним из наиболее надежных археологических свидетельств окончательного «очеловечивания». Любопытно, что у неандертальцев (в упомянутой выше пещере Шанидар) отмечено и первое использование цветов — «букетов» в погребальных обрядах, что предвосхищает обычай, дошедший до нашего времени.

Системы двоичных противоположностей, включающие различия между мужским и женским началом, левым и правым, красным (или белым) и черным цветами и соответствующими парами животных (например, лошадью и бизоном и т. д.), у первобытных народов в наиболее архаичных случаях связаны с дуальным членением племени на две экзогамные половины, между которыми только и возможны браки (запрещенные между членами одной и той же половины). Такое членение, очевидно, изначально присуще всем человеческим обществам, так как запрет инцеста — кровосмесительных браков между близкими родственниками — безусловно является общечеловеческим, хотя самое понятие близкого родству по-разному понимается разными народами.

www.braintools.ru

История, духи и символы. Мистицизм древних символов

Выразительность и внутренний мистицизм древних символов То, что буквы «А» и «В» — первые в нашем алфавите, который, кстати, от них и получил свое имя, далеко не случайно: в той глубокой древности, куда он уходит своими корнями, «А» — скот и «В» — дом были именно теми центрами, вокруг которых вращалось все и вся. Они были символами пропитания и убежища.

Символ изображение духа Древний символ изображение духа,как мистического существа

Многие древние символы достаточно выразительны сами по себе, и их внутренний мистицизм не требует привязки к каким-либо отдельным объектам наподобие быков или домов.

Например, дождевая туча, дарящая плодородие, или волнистая (зигзагообразная) линия, обозначающая воду, также несущую плодородие, едины и понятны во все времена и у всех народов.

Хотя есть и знаки, представляющие для нас сегодня совершенную загадку. К ним относятся выразительные (и потому запоминающиеся) символы нескольких концентрических кругов один в другом или мельничного колеса.

Если этим углублениям, обнаруживаемым повсюду в Европе, но главным образом в Альпах и на Британских островах, еще можно найти какое-то объяснение (например, чаши для молока, приносимого в жертву духам, как то делалось крестьянами еще в XX веке), то относительно кругов и колес ученые теряются в догадках.

Символы доисторическая живопись Символы, доисторическаянаскальная живопись

Всего в Европе известно более 300 мест с наскальными изображениями духов и другими рисунками. Духи изображались в виде людей, животных или сказочных существ. В наскальном искусстве Южной Испании изображения мистических существ встречаются особенно часто.

На одном только юге Шотландии каталог доисторических находок включает около 50 мест с изображениями кругов. Часто в один круг включено несколько маленьких, и очень часто в самом центре помещается ямка. Иногда от ямки в центре к внешнему кругу ведут прямые канальцы.

В некоторых случаях они даже выходят наружу, соединяя один комплекс кругов с другим. Один или несколько внешних кругов бывают не замкнуты, и тогда весь комплекс напоминает спираль. Встречаются и настоящие спирали.

Такие круги есть, разумеется, не только в Шотландии. Их находят и дальше к югу, в Англии, а Ирландию вообще считают «заповедником» ямок с концентрическими кругами. Чарлз Грейвз, в середине XIX века одним из первых исследовавший круги в Ирландии, посчитал их планами или картами местных укрепленных поселений. Тогда еще не было известно, что рисунки на камнях по меньшей мере на 2 тысячи лет старше любого из близлежащих укреплений. Англичанин Уильям Гринвелл, около 1850 года открывший круги в графстве Нортумберленд, решил, что это карты курганов-захоронений.

Символы бытовых сцен Символы бытовых сценпервобытных людей

В том, что на самом деле все не так просто, убедился уже Георг Тэйт, тоже англичанин, писавший в 1865 году: «Я не могу согласиться ни с тем, что их [круги] ради развлечения выбивали на конях солдаты, ни с тем, что это — планы местных поселений или что на них набивали себе руку будущие инженеры: сфера их распространения и сходство, если не сказать родство, не считая мелких деталей, указывают на общность происхождения и символического значения, содержащего некую единую идею».

Тэйту удалось сформулировать самую суть проблемы: чем объяснить необычайное сходство символов на камнях, расположенных в столь отдаленных друг от друга районах, и каковы общие истоки этой символики? Однако ответов на эти вопросы Тэйт так и не нашел.

Большинство предлагаемых «объяснений» смысла этих кругов скорее напоминает поиски наиболее остроумных ответов на хитрые задания какой-нибудь викторины, чем научно обоснованные теории.

Более серьезные теории предполагают, что это были алтарные или жертвенные камни. В 60-е годы XX века профессор Стюарт Пиггорт и его сотрудники попытались найти связь между местами, где найдены такие круги, и месторождениями золота и медной руды. Круги, по мнению профессора, были магическими знаками искателей руд.

1 , 2 ← Вернуться Часть 3 Продолжить → 4

«Энциклопедия Символы и Знаки»

sigils.ru

Знаки, или абстрактные формы изображения - Первобытное искусство - Архитектурное искусcтво

Знаки, или абстрактные формы изображенияАбстракция появилась вместе с началом искусства как отдельная дополнительная форма фигурного символического изображения. Изображения самых разнообразных знаков, с их сложной и спорной интерпретацией в виде однородных групп или перемежающихся с изображениями животных и людей, представляют собой настоящую графическую смесь: ряды из точек, короткие вертикальные или наклонные линии, прямоугольники, разлинованные на квадраты, закрытые и открытые овалы с линией по центру оси и т.д. Если до сих пор не найден ответ на вопрос, для чего изображались животные, то еще сложнее найти ответ в отношении знаков с их схематизмом и абстрактным смыслом.

В пещерах с наиболее известными произведениями искусства эпохи палеолита (Ласко, Франция, и Альтамира, Испания) есть геометрические символы, начертанные красной краской рядом с изображениями животных. Особенно много прямых линий, образующих при пересечении квадраты и полукружья.

Деталь изображения знаков на потолке пещеры в Лас-Чименеас (Кантабрия, Испания). Эти знаки, трудно поддающиеся расшифровке, возможно, являются важнейшим подтвержением высокого и сложного интеллектуального уровня, который, безусловно, несут в себе такие палеолитические композиции. Исключая любую связь с натуралистическим реализмом, типичным для анималистических изображений, эти необычные геометрические формы расположены иногда отдельно, иногда рядом со сценами с обилием животных, сценами, в которых они играют второстепенную, но важную роль. 

В Испании знаки и другие абстрактные формы изображения часто встречаются в зоне Кантабрийского моря в пещерах в Эль-Кастильо, Лас-Чименеас, Ла-Пасьега, и на юге Пиренейского полуострова в Ла-Пилете (Малага), где бросается в глаза обилие кривых и извилистых линий, напоминающих рисунки современного художника Жоана Миро.

По мнению Алеруа-Гурана, эти абстрактные изображения представляют собой часть конкретной организации системы символов, имевших ритуально-магическое предназначение. Исследователь сводит все символы в две категории: мужские и женские. Согласно такой интерпертации, это были способы замены изображения половых органов. Существует еще одна форма абстракции как кульминации процесса изобразительного синтеза, в ходе которого были отброшены незначительные детали изображаемого объекта.

Читайте далее:

www.burana.ru

Античные знаки, символы, культовые предметы

В эпоху мегалита началась настоящая революция в наскальной живописи: натурализм и стилизация постепенно уступали место абстрактным рисункам и символам. В эпоху среднего неолита, то есть около 3000 года до нашей эры, маги-художники отмечали даже расположение внутренних органов животного, однако и эти абстрактные рисунки основываются на древних натуралистических представлениям о мире. В основе этих представлений лежала наивная вера в возможность преобразования природы с помощью колдовских заклинаний. Подобно охотничьим танцам, инсценирующим сцены охоты, наскальные росписи и рисунки, изображающие животных, были связаны с магическим обрядом, который, согласно представлениям первобытного человека, должен был обеспечить удачу на охоте. Овладевая изображением зверей, человек, казалось, обеспечивал себе победу над ними. В этом своеобразном фантастическом мышлении поэтически воплощалось стремление человека к овладению мира.

Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. По ходу истории развития человечества в древние времена погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги — храмами, палатки — дворцами, магические наскальные росписи — изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы и изображения земных владык и героев. Но потом настали великие перемены. Изображения стали настолько стилизованными, что превратились в чистую абстракцию. Так впервые появились символы.

С этого времени человек начинает обозначать символами даже те объекты, как одушевленные, так и неодушевленные, которые были знакомы ему десятки тысяч лет: людей, животных, растения, лодки, дома, оружие, воду. Легко создаются символы для обозначения абстрактных понятий — например, плодородия (дождевая туча), богатства (несколько полей, граничащих друг с другом), защиты и безопасности (символ дома или «Великой Матери»), власти (оружие или символ Солнца). Вера в мистических существ дала толчок развитию абстрактного мышления. Каждая большая символика привязывает свой язык форм к культу мертвых, форме погребения и украшения гроба. Египетское искусство начинается с погребальных храмов фараонов, античное - с орнаментики погребальных ваз, раннеарабское - с катакомб и саркофагов, западное - с соборов, в которых ежедневно совершается жертвоприношение мессы, повторение смерти Христа.

В античные времена ужас человека перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо людей. В античном искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. В эпоху эллинизма — следующий этап развития античной художественной культуры — античное искусство обогатилось новыми аспектами восприятия жизни.

Культовыми предметами греческой мифологии являются всем известные символы: амброзия, гиппокрена, золотые яблоки Гесперид, яблоко Париса, лук Одиссея, ожерелье Гармонии, сандалии Гермеса, щит Афины с головой Горгоны, щит Ахилла, выкованный Гефестом и другие знаковые культовые предметы. Многим растениям в древней Греции приписывалась связь с олимпийскими богами и мифическими чудовищами. Собственно, растения являлись символами божеств и мифических существ. Аконит - Цербер, апельсин - Геспериды, барвинок - Хлорида, боярышник - Гименей, вероника - Геба, гелиотроп - Клития, ирис - Ирида, виноград - Бахус и менады.

«Энциклопедия Символы и Знаки»

sigils.ru

Роль различных животных в религиях и мифах народов мира

Согласно одной из теорий происхождения религии, появление первых верований в существование сверхъестественных сил было обусловлено наличием у человека страха перед силами живой и неживой природы. Гроза, гром, дожди, ураганы и засухи - причин возникновения этих природных явлений древние люди не знали, но осознавали их разрушительную силу, поэтому стихии для первобытного общества были одновременно предметом и страха, и поклонения. То же самое отношение у наших предков было и к животным - люди замечали, что у многих представителей фауны намного больше физической силы и физических возможностей, чем у человека, поэтому и начали отождествлять животных с богами.

 

Изучая религии древних народов, можно убедиться, что практически все первобытные люди так или иначе отождествляли сверхъестественные силы с животными, и даже в основных мировых религиях можно увидеть отголоски культа животных. К примеру, всем христианам известны такие выражения, как "голубь мира" и "коварный змей-искуситель", а единственными животными, которые могут беспрепятственно не только входить в мечети, но и даже спать там во время молитвы, являются кошки. 

 

Роль животных в различных религиях и верованиях

 

Древние люди верили, что животные - это боги, создавшие мирСуществует два основных толкования слова "культ", и если первое значение этого слова звучит как "включающее в себя обряды религиозное служение божеству", то второе толкование понятия культа в религии гораздо шире - оно обозначает поклонение, почитание и обожествление чего-либо или кого-либо. И если рассматривать культ животных именно с точки зрения второго толкования понятия "культ", то становится очевидным, что во всех верованиях племен и народов, проживающих во всех уголках земного шара, присутствовало поклонение либо почитание различных животных. 

 

Существует несколько форм, в которых культ разных животных выражался в религиях, и тремя ключевыми формами обожествления животных людьми являются:

1. Тотемизм - вера в происхождение человека, племени или всего человечества от определенного животного, а также вера в покровительство животного-тотема. Тотемизм был широко распространен среди подавляющего большинства народов древнего мира.

2. Космогонические верования, в которых ключевая роль отведена животному - религии и верования, основанные на том, что создателем мира выступает какое-либо животное либо же животные делают возможным существование всей земли и жизни на ней.

3. Зоолатрия - религия, характеризующаяся обожествлением животных и наличием ряда обрядов и культов, направленных на поклонение животному-божеству. В той или иной мере к зоолатрии можно отнести и наличие священных животных во многих народов мира, и существовавшую в ряде древних государств традицию изображать богов в животном облике.

 

Культы различных животных в разных уголках мира

 

Наверное, нет такого вида животного, которого хотя бы один раз не отождествляли с каким-либо божеством или со сверхъестественными силами (к примеру, в Египте священными считались навозные жуки, а ранние христиане представляли одного из демонов, Вельзевула, в образе огромной мухи), однако культы некоторых животных одновременно встречаются в верованиях сразу нескольких племен и народов, которые не имели между собой никаких связей. Поэтому можно выделить наиболее значимые культы животных, которые присутствовали в верованиях сразу нескольких народов и в свое время оказали влияние на формирование более поздних религий. Этими наиболее значимыми культами являются:

 

Культ кошки. 

Культ кошки в древнем ЕгиптеИздавна люди приписывали животным семейства кошачьих сверхспособности, и в частности - способность видеть мир теней, поэтому этих животных считали священными и поклонялись им. Наиболее известным является культ кошки в древнем Египте, так как египтяне отождествляли кошек с богиней Баст, которая считалась богиней семьи, радости и плодородия. В Египетском царстве кошки жили при храмах, а богатые египтяне могли содержать в своем доме сразу несколько животных, так как считали, что благодаря кошкам в семье будет много детей. Культ кошек в древнем Египте расцвел в период Нового царства, и в это время у египтян была традиция мумифицировать тела кошек, живших и умерших при храме, причем некоторые из таких мумий сохранились и по сей день.

 

Однако почитание кошек имело место не только в древнем Египте - многие древние народы, жившие на территории современной центральной и западной Европы, считали, что кошки могут видеть духов, домовых и призраков, поэтому, к примеру, практически в каждом доме древних славян жила кошка. С этого верования и берет начало традиция в новый дом первой запускать кошку, а также мнение о том, что "энергетически" наилучшее место в доме именно там, где кот любит играть и спать. Японцы также во все времена уважали этих животных, и в городе Кагосима есть даже Храм Кошек. 

 

Культ медведя.

Культ медведя в верованиях разных народовКульт медведя присутствовал в верованиях древних греков, финнов, германцев, а также в верованиях народов Сибири и народов древней Японии. Истоки этого культа можно увидеть еще в истории древних людей, живших в период палеолита. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что неандертальцы, жившие на территории современной Швейцарии и Словении, поклонялись медведям, как божествам, и считали остатки медведей священными, поэтому сохраняли их, разложив особым образом, в тех пещерах, которые служили местом для проведения культовых ритуалов. 

 

Народы Сибири считали медведей своими покровителями и тотемными животными, поэтому в некоторых этносов, проживавших на Алтае и в средней Сибири, был даже такой праздник - День Медведя, в который шаманы проводили определенные ритуалы, пытаясь задобрить этого грозного жителя тайги и получить у него покровительство и помощь в охоте. А в мифологии некоторых народов, в частности, в мифах нивхов, во многих сюжетах указывается, что медведи являются живыми воплощениями душ предков. Древние японцы (народность айны) считали, что их главное божество выглядит как огромный медведь, поэтому на некоторых островах японского архипелага на протяжении многих столетий из года в год проводили церемонию Иёмантэ - жертвоприношение медведя (окончательно эта церемония была запрещена только в 2007 году). 

 

Культ волка.

 

Культ волка - один из самых распространенных культов животных в древнем миреКульт волка был одним из самых распространенных культов животных в первобытно-общинном обществе. Именно волка считали своим тотемом некоторые племена древних кельтов, германцев, греков, индусов и народов Сибири и Поволжья. Особо следует отметить отношение к волкам древних римлян - представители этого народа боготворили волков и считали этих животных своими покровителями и защитниками. Ярким свидетельством культа волка в древнем Риме является миф об основателях вечного города - Роме и Ремуле, братьях, выкормленных волчицей. В древнем Египте также с почетом относились к волкам и верили в их божественную суть, поэтому во времена Среднего и Нового царства Анубиса, одного из верховных египетских богов, изображали с головой волка. 

 

В культуре и веровании тюрков культ волка был одним из ключевых, так как многие тюркские мифы основаны на том, что все люди произошли от Небесного Волка, а также волки являются покровителями людей. Тюрки были уверены, что многие черты человеческой натуры, такие как эмоциональность, агрессивность, мобильность и лидерские качества, были унаследованы людьми от волков. Именно наличием культа волка у тюрков объясняется и большое количество распространенных на территории современной Европы и Азии легенд об оборотнях и воинах, умеющих перекидываться волками.

 

Культ змеи.

 

Культ змеи в религиозных верованиях Во все времена, начиная с древности и заканчивая современностью, люди по-особому относились к пресмыкающимся, и в частности - к змеям. Некоторые племена и народы считали змей священными животными и были уверены, что змеи олицетворяют божественную мудрость, а в других культурах змеи были практически живым воплощением зла на земле. Наиболее ярким был культ змей в древней Индии - эти пресмыкающиеся свободно ползали по улицам городов и селений, могли беспрепятственно заползать в дома и в храмы, а убить змею считалось грехом. Во многих индусских мифах змеям отведена ключевая роль, ведь согласно сказаниям, именно на головах огромного змея Шеши держится вся земля. Также каждый человек хотя бы раз слышал индусскую легенду о нагах - наделенных магической силой бессмертных существах, которые являются наполовину людьми и наполовину змеями. Сейчас каждый год индусы отмечают фестиваль змей, а такая профессия, как заклинатель змей, сохранилась до сих пор. 

 

Культ змеи был распространен не только в Индии - в древней Греции, в древнем Риме, в древнем Китае и в некоторых других государствах древнего мира также было принято почитать змей. Практически во всех архаичных культурах змей отождествлялся с круговоротом явлений, плодородием и с божественной мудростью. Позже люди стали считать змей олицетворением тьмы, зла и мира мертвых, поэтому нередко чудовищ изображали именно в виде змей. В христианской традиции змей - символ Сатаны, так как именно в виде змея Дьявол, согласно легенде, ввел в искушение Еву. 

sam-sebe-psycholog.ru


Смотрите также