Первобытные дети. Ошибкаадресациик веб-серверу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПЕДАГОГИКА_3 / ответы / воспитание в первобытном обществе. Первобытные дети


Детство в разные эпохи истории человечества (ч. 1) | history-thema.com История

Во все времена во всех культурах отношение к детям в обществе было одинаковым. Как сегодня, так и десятки, сотни, тысячи лет назад большинство людей воспринимало детей как объект любви и заботы, наследников жизни, образец духовной чистоты. Так людям искони диктовал инстинкт, посредством которого человечество и сохранялось на земле: движимое им взрослое поколение оберегает новое, пока оно еще не успело окрепнуть, чтобы жить самостоятельно. Конечно, всегда были и те, у кого этот инстинкт плохо работает, но в целом их влияние на общество недостаточно для того, чтобы оно перестало заботиться о молодом поколении, и человеческий род прервался.

Но в разные исторические эпохи – сообразно развитию социальной структуры общества, правовой статус детей был различен.

дети в истории

В эпоху первобытного строя дети выжившие после первых – самых критичных, трех – пяти лет своей жизни (тогда множество детей раннего возраста умирало от всякого рода болезней, потому что организм их был еще слаб, а медицину древние люди каменного века  практически не знали), считались почти полноправными членами общины. Они уже могли вносить значительный вклад в жизнь и хозяйство племени, так как быт того времени был несложен. Детских сил вполне хватало на сбор съедобных растений в лесу; они помогали взрослым разделывать туши добытых животных. А от того, сколько будет собрано орехов, грибов, ягод, могло зависеть само выживание племени, если по каким-то причинам из местности, где оно проживало, уходила дичь, на которых обычно охотились.

Первобытное племя состояло из нескольких десятков человек, связанных кровным родством, и они вместе воспитывали всех – и собственнорожденных, и рожденных соплеменниками, детей.

Мир одного рода ограничивался пещерой, в которой оно жило, и необъятными дикими лесами и лугами вокруг. Друг с другом племена контактировали редко. Жизнь человека зависела больше от объективных условий: погоды, наличия дичи в лесах, рыбы в реках; в удачный год племя жило весело и сытно, в плохой голодало и горевало. Понятно, что отсутствие возможности по своей воле умножать богатство не давало почвы для распространения алчности и зависти, от которых и происходят прочие человеческие пороки. То есть «набраться дурного» детям первобытных людей было просто негде. Поэтому их не отстраняли от взрослого общества, они играли и ели среди взрослых, на равных, пусть и в меру своего понимания, принимали участие во всех разговорах, ходили со старшими на охоту, а подрастая, начинали охотиться на легкую дичь и самостоятельно.

Так, постоянно общаясь со старшими членами общества, они и учились  жизни, взрослели и соответственно своей эпохе социализировались. Это не значило, что за ними не присматривали и не подсказывали, как поступать в том или ином деле. В первобытной общине все – и дети, и взрослые, должны были беспрекословно слушаться старших как более опытных, и все племя повиновалось его старейшинам. И за детьми приглядывали, чтобы они по недомыслию не пытались, к примеру, зимой растревожить медведя в берлоге, а старики остановили бы взрослого, но недостаточно опытного охотника, решившего в одиночку пойти за десятки верст по диким лесам разведать новые угодья для ловли дичи.

Однако не следует думать, что в отношениях взрослых и детей в первобытную эпоху было все идиллически. У многих племен, долго живших в условиях первобытности или с ее пережитками, еще до недавнего времени сохранялось такое явление как инфантицид – убийство младенцев в голодные годы, чтобы не было лишних едоков. Может быть, этими племенами и двигало чувство некоего сострадания, так как дети, чей растущий организм требовал больше пищи, особенно часто и мучительно умирали от голода, тем не менее, для нашего сознания этот обычай выглядит весьма зловеще.

 

С окончанием каменного века и распространением производящего хозяйства, меняется и общественное сознание людей. Земледелие и скотоводство, став основой жизни, требуют сложного труда и навыков, а возможность собственноручно увеличить свое благосостояние порождает такие пороки в обществе, как зависть, жадность, пренебрежение к другим. Люди начинают соперничать друг с другом за богатство. Собирательство теперь редко играет серьезную роль в хозяйстве, а пахать землю и пасти большие стада скота, тем более оберегая их от возможных грабителей, детям не под силу. Их роль в хозяйстве все больше сводится к вспомогательной. Собственно, помогая старшим, они и учатся постепенно сами вести хозяйство.дети в истории человечества

Но теперь у детей и взрослых все меньше общих тем для разговоров. Постепенно детское общество как бы несколько дистанцируется от взрослого. Кроме того, детей начинают ограждать от общения с духовно-испорченными личностями, чтобы они не взяли тех за пример. Младшее поколение перестает участвовать в «сугубо взрослых» беседах, а так же, с ранних лет их приучают к субординации перед старшими, в частности, накладывая на них ритуальные ограничения и обязательства:  не играть возле взрослых, приветствовать их первыми и тому подобное.

Если в первобытном обществе каждый человек просто был объективно вынужден слушаться главенствующих в племени, иначе он не выжил бы в диком мире, то теперь возможность самому добывать себе пропитание земледелием и скотоводством вызывало искушение пренебречь указаниями старшин и жить, как хочется, самому.

Однако это грозило обернуться хаосом, враждебностью людей друг к другу из-за конкуренции за поля, пастбища и другие блага. Тогда стало бы плохо всем, поэтому молодых приучали видеть в тех, кто старше, беспрекословный авторитет сызмальства. За непослушание применялись и методы наказания детей сообразно данному времени. И все же в традиционном патриархальном сельском обществе дети, достигшие возраста, в котором уже серьезно могли помогать по хозяйству, не ограничивались от взрослой среды совершенно. Как с серьезными помощниками, с ними приходилось вести серьезные хозяйственные беседы. Характерные примеры вовлечения детей в работу приводятся в поэме Н. Некрасова «Крестьянские дети».

 

С развитием производящего хозяйства и появления в нем прибавочного продукта, открывавшего путь к обогащению, в человеческом сознании укрепляется представление о собственности. Ею древние родовые общины считали не только имущество, скот, посевные и пастбищные земли, но и членов рода. В одиночку человеку было еще очень трудно прожить, и он фактически принадлежал своему клану.

Враждуя между собой, родовые общины захватывали одна у другой людей и заставляли их трудиться в своем хозяйстве, чтобы было больше рабочих рук. Так появилось рабство. Общины торговали и своими соплеменниками. Прежде всего молодыми девушками: роль женщины в хозяйстве эпохи патриархата была не столь велика, как роль мужчины, зато обмен девушками между родами позволял избежать плохо сказывающихся на наследственности кровосмесительных браков. И сейчас у многих народов мира сохраняется обычай платить за невесту ее родственникам. В тяжелые же голодные годы бедные общины продавали и своих мужчин, как правило, маленьких мальчиков, которые еще себя не показали как ценные работники или помощники.

 

В древних цивилизациях, где повышение качества обработки земли и переход основного управлениядетство в разные эпохи истории человечества обществом в руки государства привели к увеличению производительности труда, основой хозяйства стал не общинно-родовой, а семейный труд. Семья, которая основную часть произведенного продукта оставляла себе, проявляла больше хозяйственной инициативы, чем род. Но родовые порядки переносились в семью: она была как миниатюрная самоуправляющаяся во внутренних делах община, где глава – отец семейства, имел неограниченную или почти неограниченную власть над всеми остальными ее членами, в число которых входили и рабы.

 

В древних государствах особенно распространяется торговля детьми. Все рекорды по ней побило общество  Древнего Рима в эпоху своего расцвета: благосостояние римлян было в общем высоким, детей рождалось много, а всех их кормить и воспитывать было весьма сложным делом. Зажиточные бездетные семьи легко могли купить ребенка у более бедных семей, а при рождении младенца тот принимался в семью только после того как ее глава брал его на руки. Если отец этого не делал, ребенка уносили из дома и оставляли где-нибудь в людном месте. Обычно «отказников» подбирали работорговцы и сутенеры, всегда желавшие даром получить дорогой живой товар. Но если все-таки нового хозяина младенцу не находилось, тот, естественно, умирал.

В Древнем Риме, как и в большинстве других стран того времени, государственные законы особого внимания детям не уделяли: те полностью находились под «личной юрисдикцией» своего отца или хозяина, которые могли без последствий для себя и убить их за непослушание.  Хотя в Риме и находящихся под его властью городах строились школы для детей, где им давали по тому времени очень хорошее общее образование, обучая не только чтению и письму, но и логике, риторике, гимнастическим упражнениям, истории и стихосложению.

 

В Древней Греции, в отличие от других стран античной эпохи, государство, наоборот, очень внимательно относилось к воспитанию подрастающего поколения. Античная Греция была конгломератом ряда городов-государств (полисов), в своих внутренних делах полностью самостоятельных и саморегулирующихся. Понятно, что городские власти могли хорошо контролировать жизнь населения своего города и прилегающих селений. Поэтому они старательно заботились о благополучии и воспитании своих будущих граждан. В греческих полисах существовало обязательное общее образование для детей граждан.

А в Древней Спарте дети, по-видимому, большую часть времени воспитывались в общественных школах, где их обучали гимнастическим упражнениям, умению стойко переносить тяжелые физические испытания и жить организованно. Слабых и больных младенцев отец не имел право воспитывать: старейшины общины приказывали оставлять их умирать в ущелье.

В других греческих полисах родители хотя и имели значительную власть над детьми, государство все равно могло вмешиваться в дела их воспитания. Так, в Древних Афинах действовал закон, согласно которому сын имел право не содержать отца в старости, если тот ранее не научил его какому-нибудь ремеслу. В одной древнегреческой комедии мать жалуется школьному учителю сына на плохое поведение того дома, и просит принять соответствующие меры, что может свидетельствовать о том, что полномочия общественного представителя (учителя) в отношении ребенка были шире, чем родительские. Кстати, сейчас подобные законы действуют в некоторых штатах США.

продолжение здесь…

3 472

history-thema.com

Сценарий тематического занятия "Первобытный мир" - запись пользователя Оксана Троян (ksenavision) в сообществе Тематические недели в категории История (древние люди, древний египет, рим, греция и т.д.)

Сценарий занятия по теме "Первобытный мир":

Динозавры вымерли, на первый план вышли млекопитающие. Появились предки всех существующих животных.

В том числе появились люди.

Первые люди появились в Африке. Было много видов людей, но выжил только Homo Sapiens.

Рассмотреть карту Африки, откуда как раз вышли те самые первые люди. Очень хорошо и емко все это дело отображает клип Fat boy slim - right here right now

Рассмотреть картинки первобытного человека и современного, найти общее и отличия.

Теперь мы - как семейка Крудс (идеальный мультик про первобытного человека) И наш дом - пещера!

Можно сделать такие варианты пещеры:

- Сделать пещеру из одеял, стульев, столов

- сделать маленькую пещеру для игрушечного первобытного человека из подручных материалов. У нас были камни:

- сделать пещеру из коричневого теста (мука+соль+какао+вода)

- а можно просто нарисовать пещеру с этим справиться даже самый маленький - просто дать ребенку коричневую краску, а затем поселить -приклеить туда первобытного жителя

- А можно сделать целую первобытную деревню с домами, заливами, это все то, что любят делать дети, зарывшись в земле с палками:

Теперь нам захотелось покушать. Как же добыть еду в каменном веке? Магазинов-то нет.

Придется идти на первобытную охоту!

Маме надо заранее припрятать игрушки в затаенных углах.

А как же их поймать? Оружия-то нета, мечей, ножей нет, не придумали еще металл. А что есть вокруг? Только камни и трава с деревьями. Вот! Поэтому век-то и КАМЕННЫЙ!

Берем камни, загоняем мамонтов и других зверей в ямы и забиваем камнями! Жестоко, но так человек бы не выжил.

Можно сделать камни из скомканной бумаги серого цвета, да и обычного подойдет. Так безопаснее, нежели кидать обычные)

Закидываем игрушечных зверей "камнями" на меткость вдаль или кидать "камни"в ведро-яму, в которой сидят звери.

Сделать главное оружие каменного человека - первобытный молоток. Мы сделали так: скомкали оберточный картон в форму обколотого камня, приклеили скотчем к трубочке от полотенец, покрасили в серый цвет под камень и перевязали веревкой:

Поймали мамонта, привязали веревками к палке, тащим к костру:

Так, а огонь-то где взять, чтобы мясо зажарить?

Спичек нет, зажигалок нет.

Придется ждать грозы и молнии, или можно попробовать выбить огонь из камней. Просто терли камни друг о друга. Допустим получилось)))

Теперь надо зажарить мамонта целиком.

Жарим мясо на мангале на палке и едим прямо с нее.

Более продвинутые первобытные жители уже придумали как делать посуду из природного материала, например из глины!

Лепим тарелки, миски, у нас глина была самозасыхающая. А как иначе, духовок-то еще не было:

Шкура мамонта не пропадает, Снимаем, высушиваем, шьем одежду из шкуры. Шкуру у нас заменила обычная тряпочка более менее подходящего цвета. И о-па, наша Френки уже стала каменной женщиной при полном параде, да еще и кости динозавров отыскала))) ! Я помогла с выкройкой, Соня одежки теперь шьет сама.

Часть женщин племени уходит заниматься собирательством - ищет ягоды, грибы. Тут вариантов игр масса: от сортировки, лото до сенсорной коробки.

А часть женщин остается делать украшения из клыков саблезубого тигра!

Клыки заранее мы вылепили из соленого теста:

Ну теперь наелись, оделись, можно устроить танцы. Песни-пляски первобытных людей под музыку барабанов и бубнов точно пройдут на Ура)

Подустали от танцев, сели вокруг костра, остальные жители пещеры начали спрашивать, а как же прошла охота? А как говорить-то? Ведь и языка еще не придумали.

Стали рисовать:

попросила ребенка сделать карточки с пиктограмами, составить рассказ про охоту:

- Нарисовать на стенах нашей пещеры сцены охоты! А чем? Красок то не было, можно развести корицу в воде, рисовать палочками, углями. Мы рисовали на оберточной бумаге угольками, непростое дело оказалось, так что перешли все же на краски:

Т.е. можно с уверенностью сказать, что первые художники появились еще в каменном веке! Это и было рождение искусства. А первым автопортретом была обведенная рука первобытного человека, очень простое задание для ребенка, и получится в точности первобытная живопись, для похожего эффекта лучше использовать губку или сухую кисть с краской:

- А еще можно выражать эмоции при помощи мимики, жестов. Попросить изобразить что случилось на охоте только с помощью этого способа.

Ну вот наелись, напились, надо искать новое место охоты. Но тут женщины увидели, что из овоща, который они недавно ели, в том месте просыпались семена, и появились ростки! Можно сделать огород, есть овощи и фрукты с огорода и никуда не уходить! Засеваем и наш огород, высаживаем горох, сеем кабачки, кукурузу. Мы это делали на даче, но можно и дома посадить зелень или просто игрушечные овощи сажать например в кинетический песок:

Тут первобытный человек увидел, что несколько волков отбились от стада и стали приходить к людям. За еду они стали охранять людей и помогать им охотиться. Вот так и приручились первые домашние животные, а волк стал собакой. Обязательно почитать или послушать Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе".

У нас было еще лото с домашними животными, всех вспомнили, повторили.

Ну что ж, пойдем на первобытную рыбалку! Сделать самим удочки - палки с привязанными веревками и крючками. Как вариант копья-зубочистки ловить пластилиновых рыб или магнитная рыбалка.

Тренировка перед следующей охотой:

- игра « Угадай чьи следы». Оставлять следы животных в соленом тесте, песке, на улице прямо в земле.

- Отработка движений: метание копья, бег, бросание арканов, преодолевание препятствий.

- Игра « Угадай животного по повадкам». Ребенок изображает животных, другие угадывают.

А еще у первобытных людей были дети! да-да, в точности как вы, только немножко более дикие и игрушки у них были совсем другие! Не было же ни фабрик игрушек, ни магазинов. Где же взять первобытным малышам игрушки? А вот мамы мастерили им игрушки из всевозможных материалов, которые могли найти вокруг, например из палочек. У нас все же это оказалась пробка и кусок тряпки, современные дети собирают пластик)))

Откуда же мы знаем о первобытных людях, вы может думаете, я сама это придумала?

Нет, ученые-палеонтологи нашли в раскопках кости древних людей, а также останки первобытных животных, например мамонта.

Мы сделали таких мамонтов - дети сами нарезали полоски бумаги, а также приклеили бахрому с нитками:

Также я подготовила дополнительно печатные задания:

Скачать можно в моей группе Волшеблог

задания "Первобытные люди"

Вот такой сценарий получился) Мои дети были в восторге!!!

И еще несколько фоток для вдохновения:

www.babyblog.ru

Как воспитывать детей | В гостях у Мэри Поппинс

как воспитывать детейИстория педагогики хранит огромное количество фактов и идей, помогающих нам ответить на вечный вопрос, который волнует каждого родителя: «Как воспитывать детей?» Все мы хотим видеть своих детей счастливыми и успешными. И сколько существует человеческое общество, столько времени ведутся споры о том, как правильно воспитывать детей. Этим вопросом задавались и древние греки, и дамы эпохи Возрождения. И даже первобытные люди. Не верите?!Воспитание детей в первобытном обществе. 

Историки утверждают, что воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось именно в первобытном обществе, и произошло это около 40 тысяч лет назад. Воспитание в первобытном обществе возникло в результате осознания людьми необходимости передачи накопленного опыта от поколения к поколению, от человека к человеку: от родителей - детям, от мастера - ученикам.

Главная цель воспитания в первобытном обществе – научить ребенка выживать. Все обучение осуществлялось коллективно, в процессе повседневной жизни. Детей учили добывать пищу, находить убежище, обороняться от диких животных и т.д. За самыми маленькими детьми присматривали пожилые женщины, они же и обучали первым трудовым навыкам. Взрослея, мальчики приобретали мужские трудовые навыки под руководством мужчин, а женщины обучали девочек ведению хозяйства. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. А в остальном воздействие воспитания было минимальным и дети росли свободно. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Вот только детства в первобытных общинах охотников и собирателей продолжалось всего до 9-11 лет. И стоит ли напоминать о высокой детской смертности от болезней, общей суровости быта, стихийных бедствий, диких животных и т.д.

Конечно, формы и методы воспитания первобытной эпохи носили примитивный, неосознанный характер. Но ведь человечество выжило, значит, они были эффективны. Именно из первобытного общества пришла к нам традиция уважать и ценить старших, ведь тот, кто дожил до старости (то есть лет до 30) в непростых условиях жизни того времени, точно был самым умным, самым сильным, самым опытным, а значит и самым уважаемым.

В IX–VIII тысячелетиях до нашей эры воспитание становится более похожим на современное, то есть семейным. Человек того времени уверенно ответил бы на вопрос: «Как воспитывать детей?» На примере родителей. Дети воспринимали житейский опыт и нужную информацию со слов родителей, наблюдая за ними, подражая им. Детей уже готовили к будущей профессии: например, сына жреца воспитывали как жреца, потому что он тоже должен был стать жрецом. А право на долгое и счастливо детство имели только дети элиты того времени, остальные очень рано начинали трудовую деятельность и вступали во взрослую жизнь.

Эпоха первобытного общества оставила нам ценный опыт воспитания детей: учить жизни, учить на практике, учить на примере родителей – вот три кита воспитания в первобытном обществе, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

Это интересно

merypoppins.com

О первобытных детях детям |

Автор: Светлана Дементьева

1516611990518868

Рано или поздно дети задаются вопросом о жизни древних людей. Где они жили, чем питались, во что одевались, как обучались, были ли школы, какими были семьи и еще целая лавина вопросов. Отвечать на сто почему многим взрослым сложно. Хотя бы потому, что для этого нужно уметь интересно и увлекательно излагать. Да и не всегда получается с ходу придумать какую-нибудь историю с приключениями, чтобы можно было удержать внимание ребенка на должном уровне и достаточное время. Ведь мало рассказать, нужно еще успеть разъяснить всякие исторические мелочи, пробудить воображение и каким-то образом заставить прочувствовать все трудности тех времен. Как же быть? Я в таких случаях рекомендую читать соответствующие книги.

О первобытных детях можно прочитать в очень увлекательной форме в книгах про «Неандертальского мальчика«, написанные  детским итальянским писателем  Лучано Мальмузи. Нельзя обойти вниманием и знаменитое произведение «Борьба за огонь» французского писателя Рони Старшего. Правда стоит заметить, что книги Лучано Мальмузи легче и современнее, отлично подойдут для детей дошкольного возраста и учеников начальной школы. «Борьба за огонь» написана скорее о первобытных людях в целом и для дошколят точно не подойдет. Поскольку про оговоренные выше книги на страницах «БиблиоГида» есть целые статьи, то сегодня нет смысла говорить о них подробно. Поэтому я хочу пополнить список книг о первобытных детях детям новой и увлекательнейшей книгой! Называется она «Эй становится взрослым: историческая сказка для детей».

Эту замечательную сказку написала  Боярских Екатерина Геннадьевна. А издана была книга в издательстве «Пешком в историю» в серии «Первобытный мир. Надо заметить, что для изучения истории продукция этого издательства будет как нельзя кстати. Поэтому рекомендую детям, родителям и педагогам. Но вернемся к нашей исторической сказке.

Итак, мы говорили про увлекательную книгу «Эй становится взрослым: историческая сказка для детей». Книга написана легко. Читать ее одно удовольствие. И это тот самый редкий случай, когда книга подойдет как для дошколят, так и для взрослых. Немного волшебства, все-таки жанр произведения — сказка. Немного детектива с погонями. Легкий юмор. И много истории, которая преподносится ненавязчиво, увлекательно и динамично.

Кто главные герои? Мыши-путешественники по времени: брат Тимка и его сестренка Тинка. Они не просто попадают в каменный век и наблюдают за первобытными детьми, они еще и принимают самое активное участие в событиях. И между прочим не приди они во время на помощь мальчику Эю и его друзьям, то кто знает, возможно дети и Медведица погибли бы от коварства первобытных людей племени Лис. Но все обошлось.

Мальчик Эй очень хотел стать взрослым, как и современные дети. Даже удивительно, что прошло так много веков, а мальчишки и девчонки в своих желаниях, ссорах и задиристости мало чем изменились. Даже отношение к взрослым такое же. Непременно юные читатели полюбят эту сказку. Ведь в ней хоть и написано про первобытных детей 7 лет, но они так похожи на современных, что в них кто-то из ребят без труда узнает себя. В этом очень легко убедиться. Нужно лишь взять в руки сказку и прочитать. Я уверена, что юные читатели очень хорошо поймут чувства и поступки главных героев.

А еще в книге рассказывается про самых первых художников. Имена их конечно же не сохранились, но зато из книги можно узнать что и на чем рисовали первобытные люди. И было в их распоряжении всего три цвета. Да, если бы только первобытные дети увидели какое количество красок имеется в современных наборах для художества. С другой стороны, если бы тогда первобытные люди не придумали те самые первые краски всего трех цветов, то скорее всего мы бы сейчас в наших магазинах не увидели такого богатого выбора цветовой гаммы. Мы даже слова такого, как краски или палитра, не знали бы.

В книге рассказывается про легенды, про зарождение культур и быта разных племен.  И опять эти понятия даются не как в учебнике по истории, а как бы между собой разумеющимся, ненавязчиво и очень просто.

Поднимается и вопрос о добыче огня. Невольно понимаешь как многое мы не ценим в наш современный век. Для нас это мелочь. А для древних людей это были вопросы жизни. И мы должны быть им благодарны, ибо только через многовековой опыт наших предков мы знаем, что ядовито, что полезно, что вкусно, что горячо, что холодно и т.д.

Безусловно сказка Екатерины Боярских «Эй становится взрослым: историческая сказка для детей» не просто интересная, но и очень полезная. Она воспитывает смелость, ответственность, учит сопереживанию и тут же знакомит своих читателей с жизнью первобытных людей.

Лично я даже не заметила, как пролетело время за чтением. Очень хотелось узнать чем же закончилась история Эя, и смог ли он убедить своих соплеменников в том, что он стал взрослым. Поэтому я рекомендую новую книгу о первобытных детях детям с твердой уверенностью в ее пользе и эффективности.

Библиографические данные:

Боярских Е.Г. Эй становится взрослым: историческая сказка для детей.- М.: Пешком в историю, 2011.- 112 с.- (Первобытный мир).- ISBN 978-5-905474-01-9

Полезного вам чтения!

mihka

demsvet.ru

Первобытные люди и дети

Почему простая форма является обязательной принадлежностью детского рисунка?

Творчество детей типично для той формы искусства, которая характерна для ранних стадий его развития. Нечто подобное происходит и у взрослых людей, впервые берущихся за кисть или карандаш. С психологической точки зрения вполне вероятно, что в любой данной культуре искусство развивается от самых простых форм к более сложным. Однако в своем большинстве стиль так называемого «примитивного» искусства нельзя объяснить отсутствием опыта или незрелостью визуального представления. В произведениях этого стиля часто можно заметить и опытный глаз, и умелую руку, которые являются продуктом давней традиции мастерства. Существует предпочтение, которое они отдают симметрично и геометрически стилизованным формам. Однако модели, построенные таким образом, являются далеко не элементарными. Они ясно доказывают, что представление о форме достигло более высокого уровня сложности. Однако для изображения этой формы использовано лишь несколько основных черт, характерных для объекта. Так же и в детском творчестве нельзя даже и на одно мгновение предположить, что «отдаленность» от природы вызвана отсутствием интереса к окружающей среде. В действительности острота наблюдения и правдивость памяти у первобытного человека значительно выше, чем у людей более развитых цивилизаций. Должны быть и другие причины, которые можно обнаружить, если исследовать функции произведений искусства в культуре первобытного общества а также те понятия о естественных процессах, на которых они базируются.

Весьма символично, что искусство первобытного общества возникает не из любопытства и не ради самого «творческого» порыва Его целью не было и создание приятных иллюзий. Искусство в первобытном обществе является практическим инструментом в вы полнении жизненно важных занятий. Оно вселяет в человека не бывалую силу, которая становится его помощником. Первобытное искусство замещает реальные предметы, животных или людей и тем самым выполняют свою задачу по воспроизведению всех видов услуг. Оно запечатлевает и передает информацию. Оно делает возможным «магически влиять» на отсутствующие вещи и живые создания. Значение всей этой деятельности заключается не в создании материальных вещей, а в воздействии, оказываемом этими вещами, или в воздействии, оказываемом на них. Современное естествознание приучило нас рассматривать многие из этих воздействий как физические процессы, тесно связанные со строением материи. Эта точка зрения имеет недавнее происхождение и резко отличается от упрощенного представления, которое было присуще более ран нему этапу в развитии науки. Мы считаем, что пища необходима потому, что содержит определенные физические вещества, которые усваиваются нашим телом. Для первобытных людей пища — это пе реносчик нематериальной силы или власти, чье оживляющее действие переходит к человеку. Болезнь вызывается не физическим воз действием микробов, ядовитых веществ или температуры, а разрушительным «флюидом», испускаемым определенными враждебны ми силами. Из этого следует, что, согласно представлениям первобытного человека, специфический внешний вид и поведение вещей в природе (что собственно, и является источником информации о тех физических воздействиях, которых можно от них ожидать) так же не имеют ничего общего с их практической функцией, кап форма и цвет книги с её содержанием. Поэтому, например, в изображении животного первобытные люди ограничивались лишь перечислением таких характерных черт, как его органы и конечности, и использовали при этом четкие геометрические формы и модели, чтобы как можно точнее обозначить степень их важности, функцию, взаимные отношения. Кроме того, они использовали, по-видимому, изобразительные средства, чтобы выразить «физиогномические» свойства объекта, такие, как враждебность или дружелюбие животного. Реалистическая деталь скорее затрудняла бы, а не проясняла понимание этих характеристик. (Подобные принципы изображения можно найти и в нашей цивилизации, например, в иллюстрациях к медицинским учебникам, написанным до появления современного естествознания.)

Похожие статьи:

poznayka.org

Первобытный мир. Часть 1. Быт первобытного человека.

Смотрели мы недавно с Гошей книжку "Весёлые уроки". Там даны различные задания, типа пройди по лабиринту, найди круг и т. д. В одном задании был нарисован тематический ряд из водного транспорта и среди него одна машина, нужно было исключить лишний предмет. Гоша уже давно хорошо справляется с этими заданиями, а здесь он показал на корабль. Я его спрашиваю: "Почему, ведь корабль это водный транспорт и лодка тоже, а вот машина ездиет по дорогам, значит она здесь лишняя?" А он мне отвечает: "Нет, я создам машину, которая будет и плавать и ездить, поэтому она здесь не лишняя". Так и засела в его головке эта идея создать такую машину. Ну раз очень хочется надо пробовать, поэтому мы с ним стали обсуждать варианты выполнения этого мероприятия. В ходе этого обсуждения мы пришли к выводу, что для начала не мешало бы узнать, а как вообще изобрели первую лодку. Для этого нам пришлось отправиться в путешествие в первобытный мир, ведь именно тогда была создана первая лодка, а точнее её предок - плот. Так и получилось у нас теметическое занятие про первобытный мир. Я вечерком быстренько подготовила картинки, пособия и информацию, а утром мы отправились в наше путешествие. Так как подходящей игрушки, похожей на первобытного человека, у нас не было, я вырезала бумажную куклу в набедренной повязке и быстренько слепила книжку с информацией в виде сказки от имени этой куклы - первобытного мальчика по имнни Ум. С этой сказки мы и начали наше знакомство. Я покажу несколько страничек: Ум рассказал нам, что раньше люди жили в пещерах и украшали их наскальной живописью. С постройки пещеры мы и начали. Сложили наше жилище из столика, простыни и полотенец и стали украшать его наскальной живописью. Так как раньше люди пользовались только природными красками, мы тоже решили попробовать рисовать угольком и свекольным соком. Вот у Гоши получилось что-то похожее на наконечник стрелы. В ходе творчества ещё и оказалось, что сырая свекла необычайно вкусная. Гоша спросил можно ли её попробовать, я ответила конечно, он откусил кусочек, потом ещё, так всю к концу рисования и слопал со словами: "Как вкусно было!" Вот творение и готово, пора вешать на стены пещеры. Наш первобытный друг, Ум, с нетерпением звал Гошу на охоту, но у нас не было необходимых орудий для охоты, поэтому Уму пришлось немного потерпеть, пока мы подготовимся. Я ещё с вечера отложила две помытые косточки для этого предприятия и когда Ум рассказал Гоше как они изготавливали оружие из костей, эти две косточки нам как раз и пригодились. По сведениям учёных люди в древности обрабатывали кости, затачивая их куском кожи с песком. Мы попробовали по современному, заточить одну кость наждачной бумагой, а вторую напильником. Наждачкой оказалось легче. Потом Гоша с гордостью сравнивал свои творения с картинками в книжке.  После чего заключил, что получилось красиво!

Когда оружие было готово, мы занялись физической тренировкой. Ведь на охоте может поджидать столько непредвиденных опасностей! Я натянула верёвку между стульями, а ему надо было пролазить под верёвкой, не задевая её.

Теперь в хорошей физической форме и с полным комплектом оружия можно отправляться на охоту! Кстати, Гоша был категорически против охоты, потому что не хотел никого обижать. Тогда добрый мальчик Ум рассказал Гоше, что они пойдут охотиться за друзьями, то есть найдут кого-нибудь и попробуют подружиться. На это Гоша согласился с удовольствием. И вот мы заметили первые следы, чтобы выследить добычу по этим следам, необходимо было пройти по ним правильно, соблюдая порядковый счёт. А вот и долгожданная добыча! Или новые друзья! Далее мы потренировались в метании дротиков и подсчитывали заработанные очки. Как сделать такую игру я писала вот здесь. Лопнув все шарики, мы обнаружили там сосиску, не зря поохотились! Ум рассказывал нам, что раньше люди ели всё сырым, но потом принесли огонь с пожарища и бережно поддерживали его изо дня в день, пока сами не научились добывать огонь. Этот первый способ добычи огня с помощью деревянных палочек и возникающей силы трения, мы и опробовали. Конечно для этого нужна большая сноровка и у нас ничего не получилось, но принцип разжигания мы уяснили. А сосиску пожарили на открытом огне. Пока мы кушали наше фирменное блюдо, Ум рассказал историю о том, как человек приручил собаку. А я прочитала Гоше стих из книги В.Берестова "Как первобытные люди нашли друг друга".

Раз первобытные дети

Пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

И встретили дети в чаще

Неведомого зверька,

Какого еще ни разу

Не видывали пока.

Сказал первобытный папа:

"Ну, что ж, поиграйте с ним,

Когда он будет побольше,

Мы вместе его съедим."

Ночь. Первобытные люди

Спят первобытным сном,

А первобытные волки,

Крадутся во мраке ночном.

Беда первобытным людям

Во сне беззащитным таким.

Как часто звериное брюхо -

Могилою делалось им.

Но злых людоедов почуяв,

Залаял отважный зверек.

И этим людей первобытных

От гибели он уберег.

С папой ходить на охоту

Он начал, когда подрос.

Так другом стал человеку

Веселый и верный пес.

Мы сразу же принесли нашу собаку и стали кушать вместе с ней.

Пора уже было продвигаться к изобретению плота, поэтому мы пошли на рыбалку. По полу у нас плавали рыбки с буквами, я называла и показывала букву на кубиках, а Гоша искал рыбку с такой же буквой. Из сказки про Ума мы узнали, что люди всегда искали способ передвижения по воде. И однажды Ум заметил, что деревянные брёвна в воде не тонут, он пробовал плавать на таком бревне, конечно оно держало Ума на воде, но было очень неудобно плавать на узком бревне и Ум постоянно падал в воду. Мы тоже провели эксперимент с бревном для достоверности, заодно и обсудили вопрос - почему дерево не тонет. Вообще, если говорить научным языком, то дерево не тонет, потому что его плотность меньше плотности воды. А Гоше я объяснила немного попонятнее, с использованием понятий легко и тяжело, так как он их уже хорошо понимает, все предметы, которые легче воды плавают, а все, которые тяжелее - тонут. С этим эскпериментом мы участвуем в проекте "Научные забавы" на "Коллективном блоге для мам". Ум решил связать вместе несколько брёвен. Плавать на такой конструкции оказалось намного удобнее, мало того, можно было ещё и вещи на ней перевозить. Так и появился первый плот. Гоше нетерпелось поскорее запустить плот, поэтому я успела связать только три палочки, но и такой плот уже смог везти на себе нашего нового друга с охоты - геенну. Далее мы ещё раз порыбачили, только на этот раз наши рыбки распались на кусочки и пришлось помогать им, находить свои части. После рыбалки мы решили отдохнуть, но тут выяснилось, что у Ума нет дома и отдыхать ему негде. Поэтому мы приступили к строительству пещеры. Но этот процесс оказался долгим и растянулся у нас на три дня, в течении которых мы достраивали нашу пещеру и продолжали работы по изучению лодок и всего, что с ними связано для нашей основной задумки - водоплавающего автомобиля. Так что на этом наши приключения не заканчиваются, продолжение следует...

Если вам понравилась эта статья, не забудьте поделиться ею с друзьями в сетях. Спасибо. Ещё интересно посмотреть:1. Игра для метания дротиков.2. Школьный проект "Очистка рифов от загрязнения".3. Тематическое занятие "Мир динозавров".

milenok.blogspot.com

воспитание в первобытном обществе

На самой ранней ступени развития общества, в период пер­вобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, тру­диться только коллективно. Все в этом обществе было кол­лективным, не существовало социального неравенства и клас­сов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано, вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания -собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки при­обретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки- помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животны­ми, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздни­ков, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертво­приношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, тра­дициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспиты­вать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное на­родное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством са­мых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась пос­вящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых про­верялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрос­лого члена родового общества.

studfiles.net


Смотрите также