Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет собой достаточно сложную проблему первобытной истории. Из-за отсутствия каких-либо прямых параллелей мы можем судить о его устройстве только на основании косвенных данных. Это полученные сведения о взаимоотношениях в стаде обезьян, с другой — некоторые находки археологии и антропологии, относящиеся к дородовому состоянию человечества. Сопоставление и анализ этих данных позволяют составить общее, фрагментарно гипотетическое, представление об общественной жизни того времени.
Начальную форму организации общества называют первобытным человеческим стадом. Термин «первобытное человеческое стадо» хорошо передает своеобразие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к сформировавшемуся обществу.
Эпоха первобытного человеческого стада предположительно совпадает с выделением человека из животного мира. Начало этой эпохи отсчитывают с момента появления искусственных орудий труда. Конечным рубежом эпохи человеческого стада считают появление родового строя. Предположительно, переход к родовому строю произошел на рубеже позднего палеолита, археологические находки подтверждают этот факт и то, что он совпадает с окончанием мустьерской эпохи и с переходом от раннего к позднему палеолиту.
Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека и то обстоятельство, что родовой строй не мог возникнуть сразу в готовом виде, — все это доказывает, что первобытное человеческое стадо не было застывшей во времени, единообразной формой. Поэтому часто различают раннее стадо древнейших людей и более развитое стадо неандертальцев.
Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей, не более 20— 30 взрослых членов. Большая группа не смогла бы прокормить себя при той слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека, учитывая трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, но приносит относительно мало пищи, это же касается и охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв, не всегда была удачной. Жизнь первобытного человеческого стада, не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Об относительной оседлости говорят и многочисленные пещерные стойбища раннего палеолита, обнаруженные в разных частях Евразии, а раскопки в Чжоу-коудяне подтверждают наличие оседлой жизни на протяжении нескольких поколений (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Стоянка неандертальцев в пещере Крапина, Хорватия (З. Буриан)
Это вероятно, тем более, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования одной кормовой территорией и позволяло обживать удачно расположенные пещеры. Эти естественные жилища чаще использовались на протяжении нескольких лет, а иногда — на протяжении жизни многих поколений. В установлении оседлого образа жизни важную роль сыграло развитие охоты.
Похожие статьи:
poznayka.org
"ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО"
первоначальный человеческий коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединения ближайших животных предков человека. "П. ч. с.", как предполагает большинство ученых, - это время становления человека совр. биологич. вида, время борьбы зоологич. инстинктов, унаследованных от животных предков, с возникающими социальными установлениями и потребностями, т.е. эпоха "П. ч. с." совпадает с эпохой формирования человеч. общества и равнозначна ей. Археологически эпоха "П. ч. с." охватывает нижний и средний палеолит. Антропологически эта эпоха представляет собой время существования формирующихся людей: питекантропов, синантропов и неандертальцев. Х-во людей "П. ч. с." было основано на сочетании охоты и собирательства. Характерными орудиями труда были: ручное рубило, остроконечник, скребло и нек-рые др. Именно в "П. ч. с." формируются навыки коллективного труда и коллективного потребления добычи. Отдельные группы жили, по-видимому, изолированно, связи между ними были случайными. Брачные отношения в стаде первоначально были беспорядочными (см. Промискуитет). Постепенно половые отношения в стаде все более ограничивались, устанавливались определенные запреты брачных связей, диктовавшиеся развитием экономич. жизни. Завязывались половые отношения между членами разных коллективов. Стадо превращалось в род. По др. гипотезе, родовая организация возникает не в процессе установления связей между двумя стадами, а путем расщепления (в результате запретов) одного стада на две половины. Переходом от стада к роду завершается сложение человеч. общества и становление совр. человека как биологич. вида.
Лит.: Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20; его же. Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Косвен М. С., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.-Л., 1957; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Золотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964.
Л. А. Фейнберг. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия
предыдущие статьи
последующие статьи
mirznanii.com
Первобытное человеческое стадо — МегаЛекции
Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет собой самую сложную проблему первобытной истории. За отсутствием каких-либо арямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных. Это, с одной стороны, сведения о стадных взаимоотношениях у обезьян, с другой — некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнографии, которые в больше или меньшей степени могут рассматриваться как пережитки древнейшего, дородового состояния человечества. Сопоставление и анализ этих данных позволяют составить общее, хотя во многом и гипотетическое, представление об общественной жизни того времени, но, конечно, и оставляют место многочисленным неясностям, чисто логическим догадкам, спорным предположениям.
Начальную форму организации общества называют первобытным человеческим стадом. Правда, ряд ученых считает, что употребление этого термина неправомерно, так как в дем объединены несовместимые понятия — стадный характер взаимоотношений приписывается первобытным человеческим коллективам, следовательно, допускается вульгаризация, биологизация процессов обществен-
»развития. Но это возражение вряд ли основательно. Гермин «первобытное человеческое стадо» хорошо переедает своеобразие организации древнейших и древних лю-! лей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к сформировавшемуся обществу (Першиц, Мон-ЁДОт, Алексеев^ 1974).
f'■.«.., Эпоха первобытного человеческого стада, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Не вызывает сомнений, что с возникновением трудовой деятельности было связано не то ль-$ ко изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального чело-| веческого коллектива. Таким образом, начало эпохи первобытного человеческого стада совпадает с появлением | искусственных орудий труда. Конечным рубежом эпохи | человеческого стада было появление родового строя. Еще I вначале 30-х гт. советские археологи П.П. Ефименко и | П.И. Борисковскии предположили, что переход к родовому строю произошел на рубеже позднего палеолита, и последующие археологические находки подтвердили это предположение. Следовательно, конец эпохи первобытного человеческого стада совпадает с окончанием мусть-| ерской эпохи, с переходом от раннего к позднему палеолиту.
Прогрессивное развитие каменных орудий, измене-|; ние физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что родовой строй не мог возникнуть сразу в готовом виде, — все это показывает, что первобытное человеческое стадо не было застывшей во времени, единообразной формой. Поэтому часто различают раннее стадо древнейших людей и более развитое стадо неандертальцев. Первобытное человеческое стадо представляло собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство тре-
в* х227
бует большой затраты времени, но дает относительно мало пищи, что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв, не всегда была удачной. Таким образом, сложно представить, что первобытное человеческое стадо состояло больше чем из нескольких десятков, скорее всего, 20^ш 30 взрослых членов.
Жизнь первобытного человеческого стада, видимо, не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоу-дяне говорят об оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорит и большое количество пещерных стойбищ раннепалеолитичес-кого времени, раскопанных в разных частях Евразии. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные навесы и пещеры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других — на протяжении жизни многих поколений. В установлении оседлого образа жизни важную роль сыграло развитие охоты.
megalektsii.ru
Первобытное общество кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Первобытное общество кратко
Раздел - I - Вступительное описание о первобытном обществе краткоРаздел - II - Первобытное человеческое стадоРаздел - III - Первобытные охотники Раздел - IV - Образование рода Раздел - V - Земледелия и скотоводство древних людей
Интересно осознавать, что ход развития и резкие изменения климата заставили наш род человеческий эволюционировать из полуобезьяны во вполне разумное существо. Большое количество находок в Африке говорят о том, что цивилизованное человечество – это одна из малейших частей всей истории существования нашего вида. Австралопитеки.
Первобытный человек населял Африку предположительно в промежутке между 3,5-1,8 миллионов лет тому назад. В те времена это были маленькие стада полуразумных обезьян, которые назывались австралопитеками –т.е южные обезьяны. Они отличались достаточно большой челюстью, маленьким мозгом, прямой осанкой а так же возможностью держать в своих руках камень или дубину.
Первобытное общество кратко
Человек умелый (анг.homo habilis) возник около 2,5млн. лет тому назад.Этот первобытный человек характеризовался тем, что имел возможность применять в хозяйстве 1-ые орудия из камня. Каменными орудиями можно было выкапывать корень, охотиться, снимать шкуру убитого животного, рубить ветки и т.д. Именно человека умелого считают главным представителем всего современного человеческого рода. Будучи homo habilis первобытные люди, перемещались на 2-ух ногах. Стая их состояла из нескольких самцов,и предположительно такой же же численности самок. Питались они как животной так и растительной пищей. Разговаривать они еще не могли. Лишь с помощью простых криков и жестов они как-то разговаривали между собой.
Питекантроп.Следующим витком развития первобытного человека считается «человек выправленный» (т.е от англ. homo erectus), питекантроп или обезьяночеловек. Своим внешним видом это существо напоминало все еще животных. Оно было волосатым, с большой челюстью, низким лбом и большой головой. Но питекантроп в отличие от других homo habilis научился не просто выбирать с земли палки и камешки, а самостоятельно их изготавливать. Так возникли различные скребки, острые рубила, которые хорошо помогали рубить корни, ветки, охотится а так же разделывать шкуры животных. Именно во времена питекантропов, первобытные люди научился приспособляться под разные условия климата. Их стоянки были зафиксированы и Африке и в Европе, и в Китае.
А первая стоянка питекантропа была найдена на острове Ява. В период существования homo erectus на землю начали наступать ледники. Стало сильно холодать и уменьшился уровень Мирового океана. Поэтому, многие разрозненные небольшие группки первобытных людей были вынуждены объединяться. Так было легче охотиться и защищать себя от угроз. Примерно в тот же период появился огонь, с помощью которого первобытный человек обогревался. Сообщество питекантропов очень медленно эволюционировало. В этом обществе взрослые начинали обучать младшие поколения охоте и простыми ремеслам, спустя некоторое время зарождался родовые отношения и постепенно люди начинали заниматься земледелием и скотоводством . Эти люди уже умели разговаривать, но скорость их развития была не высокой. Примерно прошло около 1 миллионов лет, пока в древнем мире не возник новый вид первобытного человека. Они назывались -неандертальцы.
antiquehistory.ru
ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО
ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕ́ЧЕСКОЕ СТА́ДО
первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. – переходная форма между зоологич. объединением и первобытной родовой коммуной, сочетавшей в себе черты как первого, так и второй. Временем существования и развития П. ч. с. был ранний, или нижний, палеолит, к-рый охватывает почти миллион лет. На грани раннего и позднего палеолита произошла смена П. ч. с. сформировавшимся обществом. Развитие П. ч. с. шло необычайно медленно. Развивавшаяся производств. деятельность приходила в противоречие с во многом еще животной морфофизиологич. организацией первых людей, требовала ее перестройки. В процессе становления человеч. общества происходила борьба социального и биологического, обуздание "зоологич. индивидуализма" становящимися производств. отношениями и формирующейся как их концентрированное выражение коллективной волей, моралью. В течение раннего палеолита произошло превращение людей типа питекантропов в неандертальцев, а эти последние на грани раннего и позднего палеолита превратились в людей совр. физич. типа (Homo sapiens). Эпоха П. ч. с., являясь периодом становления общества (социогенеза), одновременно была периодом становления человека (антропогенеза), эволюции человека как биологич. вида. В этом качеств. отличие П. ч. с. от сложившегося общества, в к-ром переход от одной общественно-экономич. формации к другой не предполагает и не требует изменения физич. типа человека.
В эволюции П. ч. с. предположительно можно выделить два осн. этапа, первый из к-рых охватывает дошелль, шелль, ранний ашель – время питекантропов и сходных с ними форм, а второй – поздний ашель и мустье – время неандертальцев. Переход от первого ко второму характеризуется сдвигом в развитии каменной техники, возрастанием роли охоты, превратившейся в гл. источник существования формирующихся людей, овладением способами добывания огня, изменением физич. типа человека и соответственно крупным переломом в становлении обществ. отношений. Перелом этот выразился, в частности, в ограничении промискуитета. Имеются основания полагать, что с переходом ко второму этапу в П. ч. с. возникает и укрепляется сначала запрет каннибализма, а затем и вообще убийства членов своего коллектива. Наряду с запретами, табу, появляются и получают развитие позитивные нормы поведения, в частности предписывающие заботу о всех членах коллектива и уравннт. распределение пищи. Происходит осознание единства всех членов П. ч. с., причем скорее всего в форме тотемизма. К этому же времени, вероятно, относится появление зачатков магии.
В ходе дальнейшего развития П. ч. с. социальные отношения все в большей степени вытесняли остававшиеся беспорядочными половые отношения из коллектива. Возникают системы, состоящие из двух взаимнобрачащихся первобытных стад – дуально-стадные организации. Каждое из стад становится коллективом, между членами к-рого половые отношения воспрещены, т.о. экзогамным коллективом, родом; соответственно, дуально-стадная организация превращается в дуально-родовую. Род является первым коллективом, в основе к-рого лежали лишь социальные отношения.
По вопросу о месте П. ч. с. в истории человечества в сов. науке существуют две т. зр. Господствующим является взгляд на эпоху П. ч. с. как па начальный этап первой – первобытнообщинной формации. В последние годы отд. ученые, исходя из установленного наукой факта, что эпоха П. ч. с. является периодом формирования человеч. общества, пришли к выводу, что качеств. грань, отделяющая П. ч. с. от родового общества, является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономич. формациями. История человечества в соответствии с такой т. зр. делится на историю П. ч. с. (период формирования общества) и историю уже сформировавшегося общества, а первой общественно-экономич. формацией является родовое общество.