Первобытные растения. Первобытная культура. Особенности первобытной культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самые древние растения на земле, дожившие до наших дней. Первобытные растения


Самые древние растения планеты | Marie Claire

Эти растения были свидетелями всех самых значительных изменений, которые только происходили с нашей планетой. Магнолия, киви, воллемия и другие реликты, которые сегодня выглядят так же, как и много миллионов лет назад.

Секвойядендрон гигантский

Сине-зеленые водоросли

Водоросли существуют на Земле уже миллиарды лет, а самыми древними из них считаются сине-зеленые, которые пережили всех своих предков и были на Земле, когда на ней не было еще никого. Эти представители растительного мира чаще всего встречаются в пресных водоемах, но могут жить и в морях, и на суше, и даже в экстремально горячих источниках. Вы же можете встретить эти удивительные организмы в своих аквариумах, когда те немного постоят на солнце. К слову, многие биологи склонны считать, что эти организмы нисколько не растения, а бактерии. Все дело в том, что они одновременно занимаются фотосинтезом (что, как мы помним из уроков биологии, означает создание органических веществ при помощи солнечного света), но и поглощением уже существующих тех самых органических веществ.

Селиганелла

Это необычное небольшое растение, чем-то напоминающее своим видом папоротники, которые, между прочим, являются их более молодыми родственниками. Селагинеллы относятся к одной из древнейших групп растений — к плаунам. Когда-то миллионы лет назад они вместе с папоротниками и мхами заселяли целые тропические леса и болота. Сегодня вы можете выращивать их даже у себя дома, но учтите, что они очень капризны в уходе.

Гинкго

Гинкго – реликтовое растение, которое не составит труда найти на улицах современных городов. Чаще всего оно встречается на территории Китая и Японии. Его легко можно опознать по удивительным листьям, по форме напоминающим маленькие веера. Удивительно, что эти растения могут выжить в любых условиях. Когда в 1945 году на Хиросиму была сброшена атомная бомба, единственными растениями нисколько не пострадавшими от катастрофы, были именно деревья гинкго. Согласно последним исследованиям, этим растениям более 250 миллионов лет, что означает, что предки сегодняшних деревьев этого вида были свидетелями «великого» пермского вымирания, приведшего к исчезновению более 95% видов всех живых существ.

Метасеквойя

Еще одно древнее растение из Китая. Долгое время его считали вымершим, так как сначала были обнаружены только окаменевшие остатки. Живое растение же было найдено относительно недавно, а именно в 1943 году в горах Китая. Проведенный анализ ДНК этого хвойного дерева выявил, что метасеквойя в прямом смысле не изменилась со времен динозавров.

Секвойядендрон гигантский

Вот уж кто не вызывает сомнений в своем возрасте и древности. Это гигантское стометровое дерево впечатляет не только своей историей (оно живет на Земле более 100 миллионов лет), но и видом – настоящий великан, чей ствол может быть диаметром до 10 метров. Живет секвойядендрон около 3-4 тысяч лет. Только представьте, сколько всего могло бы рассказать каждое из деревьев.  Посмотреть на него можно в Северной Америке, но не надейтесь увидеть целые заросли – в конце  XIX секвойядендроны вырубались в гигантских количествах из-за своей уникально прочной древесины, поэтому сегодня их насчитывается всего коло 500 экземпляров.

Воллемия

Это похожее на обычную елку дерево на самом деле живет на нашей планете уже более 200 миллионов лет. Обнаружены деревья воллемии были совершенно случайно двадцать лет назад сотрудниками австралийского национального парка. На первый взгляд дерево совершенно непримечательно, конечно же, если не знать, что оно было свидетелем зарождения первых млекопитающих на Земле и пережило всех динозавров.

Дзельква

Больше всего это растение знаменито своей древесиной, которая очень ценится строителями. На сегодняшний день насчитывается около 6 видов дзельквы. Растет она медленно, но долго – 300 лет, что впрочем, конечно, невероятно мало по сравнению с другими реликтами.

Магнолия

Магнолия – одно из немногих древнейших растений, которое может похвастаться своей красотой. Считается, что ей не менее 150 лет. Интересно то, что пережив динозавров и множество земных климатических изменений, это растение крайне прихотливо. Если вы вдруг решите самостоятельно вырастить магнолию, будьте готовы к кропотливому труду и постоянному уходу за растением.  

Актинидия

Этот род растений знаком вам по своим плодам – киви и некоторым разновидностям крыжовника. Появилось это растение более 65 миллионов лет назад вместе с каштанами, фикусами и платанами. Сегодня большинство видов этого растения используется в садоводстве – они неприхотливы и дают вкусные и сочные плоды.  

Фото: Getty Images

www.marieclaire.ru

Самые древние растения на земле, дожившие до наших дней

Практически любой человек события многовековой давности воспринимает как увлекательную сказку, не веря в реальность происходившего тысячи лет назад. Судить о существовании древнего мира можно по найденным в разных уголках планеты доказательствам. Одно из них – самые древние растения на Земле, некоторые экземпляры которых успешно дожили и до сегодняшних дней, став свидетелями рождения и угасания цивилизаций, пережив не одну историческую эпоху.

Современные представители древних времен

Самые древние растения на Земле – это обнаруженные при раскопках в Китае водоросли. Приблизительный их возраст, по подсчетам ученых, составляет от 580 до 635 миллионов лет. Определить его великие умы смогли по глубине залегания слоев породы с найденными останками бурого цвета, напоминающими ветки и пластины.

Практически на каждом континенте сохранились самые древние растения на Земле - безмолвные свидетели минувших эпох. Это антарктический мох, которому 5 500 лет, растение Lomatia tasmanica, имеющее предположительный возраст 43 600 лет, трава Средиземноморья посидония океанская, насчитывающая 100 000 лет. К слову, она была еще в те времена, когда предки из Африки начинали осваивать другие земли.

Самые древние растения планеты - колония тополей в США, штат Юта. древнейшие растения земли50 тысяч генетически схожих деревьев с общей корневой системой составляют целостный организм, который постоянно воспроизводится и таким путем обеспечивает собственное бессмертие. Приблизительный возраст данного общества - более 800 000 лет.

Криптомерия – старейший кедр планеты

На высочайшей горе японского острова Якушима растет огромный кедр – криптомерия, высота которого достигает 25 метров, а величина обхвата равна 16 метрам. Этому древнему исполину 7000 лет. Некоторые ученые утверждают, что возраст зеленого красавца в 2,5 раза меньше. Туристы нечасто посещают столь отдаленные и глухие места, позволяя хвойному старожилу смиренно наблюдать за течением времени.

И все-таки: какое растение сейчас самое древнее на нашей земле? Не так давно группа специалистов обнаружила растущую на территории Швеции канадскую ель. самые древние растения планетыСтройное и молодое с виду дерево оказалось новым побегом древнего прародителя, росшего на этом же месте и насчитывавшего около 9550 лет. На сегодняшний день это самая старая отдельно стоящая на планете ель. Недалеко возвышаются другие клоны деревьев, корням которых от 5000 до 9000 лет.

Знаменитые сосны-старожилы

Драматично оборвалась судьба сосны по имени Прометей – старожила из неклонированных деревьев, - спиленной в 60-х годах прошлого века с легкой руки некоего американского студента. После гибели был точно установлен возраст дерева, составивший 5000 лет. Сосна была исторической достопримечательностью Национального парка штата Невада.

Еще одно хвойное дерево-старожил было обнаружено в штате Калифорния в Национальном лесу Иньо. При проведенном в 1957 году исследовании было установлено, что сосна появилась на земле в 2832 году до нашей эры, то есть на тот момент возраст дерева составлял 4789 лет. Названо оно было Мафусаил – в честь одного из библейских персонажей, прожившего 969 лет. На сегодняшний день, после гибели Прометея, эта сосна и есть самое древнее растение на Земле. Ее местоположение надежно скрыто среди остальных деревьев, возраст которых также насчитывает около 2000 лет. Дерево тщательно оберегается во избежание попыток вандализма.

Самое древнее растение на Земле (после долгожителя Мафусаила) - фицройя кипарисовидная. самые древние растения на земле

Ее возраст был определен в 1993 году путем подсчета годовых колец и составил 3622 лет. Растет она в береговом заказнике на юге Чили. В пустыне Атакама этой же страны более 2000 лет растет куст ярета – родственник современной петрушки.

Историческая гордость Великобритании

Во дворе приходской церкви села Ллангернью в Уэльсе можно полюбоваться громадным тисом, насчитывающим 4000 лет. Столь длинную жизнь он смог прожить благодаря новым побегам, растущим даже в момент отмирания основного ствола. В июне 2002 года в период празднования «золотого юбилея» королевы Елизаветы II этот исторический памятник был признан национальным наследием Великобритании.

Баобаб – яркий представитель древних растений

Самые древние растения на Земле – баобабы. Ярким представителем данного вида деревьев является растущее в Африке гигантское дерево, ствол которого состоит из двух частей с большими полостями внутри каждой. Диаметр баобаба составляет 10,6 метра при обхвате ствола 47 метров и высоте 22 метра. самое древнее растение на землеВозраст дерева, выявленный радиоуглеродным анализом, составляет 6 000 лет; то есть дерево старше египетских пирамид. Гигантское дупло, обнаруженное внутри него, успешно обживалось многими поколениями. Там не раз случались пожары. Способное вместить внутрь 20-30 человек, в разные времена оно использовалось людьми в качестве храма, автобусной остановки, тюрьмы, хранилища для воды и общественного туалета. Современное его предназначение – уютный бар – паб. Будучи столь любимым и востребованным деревом, баобаб продолжает активно расти; в его кроне живет огромное количество различных птиц.

Халатность человека по отношению к природе

Отношения «человек – природа» далеко не идеальны, причем инициатором негатива в большинстве своем является первая сторона, безответственным и попустительским отношением обрекающая древнейшие растения Земли на вымирание. Так, с целью строительства дорог и организации полей был хладнокровно обработан химикатами Подземный лес, расположенный в Южной Африке. Представляя собой массивную корневую систему, черпающую глубоко под землей питательные вещества и воду, он являлся гарантированной защитой от возможных лесных пожаров.

Во Флориде с легкой руки человека сгорел уникальный кипарис, возраст которого достигал 3500 лет.какое растение сейчас самое древнее на нашей земле Одно из самых древних деревьев в мире, оно носило имя Сенатор в честь Мозеса Оверстрита - сенатора законодательного собрания Флориды, подарившего округу Семинол землю с кипарисом под создание природного парка. Изначально высота Сенатора была равна 50 метрам; в 1925 году, в связи с обрушившимся ураганом, дерево лишилось верхушки и уменьшилось до 38 метров.

fb.ru

Первобытные растения нашего района | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Первобытные растения нашего района Выполнила: ученица 2 «В» класса МБОУ Куйбышевской СОШ Пугач Галина

Слайд 2

Отголоски древности

Слайд 3

Хвощ ( лат. Equisétum ) — род сосудистых растений , в силу своей уникальности в современной флоре выделенный в особый отдел Хвощевидные

Слайд 4

Хвощ — трудноискоренимый сорняк стебли хвоща содержат кремнезём , потому и жёсткие. Прежде стеблем хвоща чистили горшки и кастрюли. Применяется в медицине и хозяйстве.

Слайд 5

Полезная информация На хвощёвой подкормке коровы и козы дают больше молока. Питаются хвощами и некоторые дикие животные — олени и кабаны . В то же время для лошадей хвощи являются ядовитыми растениями. [ источник не указан 172 дня ] В медицине используются препараты хвоща полевого , которые обладают разносторонним и разнообразным действием. Их применяют как мочегонное, противовоспалительное, кровоостанавливающее, общеукрепляющее, ранозаживляющее и вяжущее средство. Помогают они при сердечной недостаточности , улучшают водно-солевой обмен. В составе различных сборов хвощ применяют для лечения гипертонической болезни , подагры и заживления ран. Эффективно растение при отёках различного происхождения и экссудативных (влажных) плевритах . В народной медицине область применения хвоща та же. Кроме того, считают, что трава хвоща помогает при некоторых злокачественных новообразованиях, внутренних и наружных кровотечениях, жёлчно- и почечнокаменной болезни. [ источник не указан 172 дня ]

Слайд 6

папоротник Папоротники , или папоротниковидные растения ( лат. Polypodióphyta ) — отдел сосудистых растений , в который входят как современные папоротники, так и одни из древнейших высших растений , появившихся около 400 млн. лет назад в девонском периоде палеозойской эры . Гигантские растения из группы древовидных папоротников во многом определяли облик планеты в конце палеозойской — начале мезозойской эры.

Слайд 8

Существует несколько видов папоротников древовидный обычный

Слайд 9

плаун

Слайд 10

Растение-космополит , встречается практически по всему миру, в том числе повсеместно в России. Растение лесов , преимущественно хвойных, из которых предпочитает светлые сосняки . К почвам безразличен, но чаще встречается на песках . Растение высотой от 30 до 50 см с мелкими корешками и сильноветвящимися стелющимися стеблями длиной около 1 метра. Корни отходят от горизонтальных стеблей через небольшие промежутки, позволяя им расти вдоль почвы на большие расстояния, создавая иногда почти сплошной покров. От стелющихся побегов отходят боковые корни, живущие от 2 до 5 лет. Листья 3—5 мм длиной. плаун

Слайд 11

Это интересно!!! Значение и применение плауна Споры плауна булавовидного применяют с теми же целями, что и у плауна годичного ( Lycopodium annotinum ). Трава находит применение только в народной медицине — измельчённой в порошок ею присыпают раны, а настой из неё пьют при заболеваниях мочевого пузыря, печени, дыхательных путей, недержании мочи, болях в желудке, воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта. В западноевропейских странах часто используют споры плауна и траву при атонии и камнях мочевого пузыря, заболеваниях печени, геморрое , диспепсиях . Большое значение споры плауна имеют в металлургии, где их используют для обсыпки форм при фасонном литье . Быстро внесённые в пламя, споры плауна сгорают со вспышкой, поэтому иногда их применяют в театральном деле, а также при изготовлении бенгальских огней .

Слайд 12

Любите природу и знайте свой родной край!

nsportal.ru

Первобытная культура. Особенности первобытной культуры

Новости и общество 19 ноября 2014

Первобытная культура представляет собой наиболее древний тип цивилизации, который определяет человеческую жизнь на протяжении всей истории. Несмотря на то что современные ученые имеют множество различных артефактов, позволяющих узнать примерные даты их появления, все еще не удалось определить временные рамки существования пещерного человека. Известно только то, что рассматриваемая эпоха является наиболее продолжительной, поскольку некоторые племена до сих пор живут в соответствующем строе. Они распространены на территории Африки и Южной Америки.

Медицина

Среди всех практических знаний медицина, как ни странно, стала первой сферой, на которую пещерный человек обратил свое внимание. Это доказывают наскальные рисунки, где изображены различные животные со строением их тела, скелетом, расположением внутренних органов и так далее. В процессе приручения скота эти знания использовались при лечении или, например, при приготовлении пищи.

Что касается использования медицины в целях оздоровления людей, то здесь культура первобытного человека не позволяла это сделать вплоть до эпохи мезолита. Древние захоронения доказывают, что уже в те времена была возможность наложить гипс или ампутировать конечность. При этом, конечно, человек оставался жив. Но древние люди не могли приписать такие действия простым смертным, медицина им казалась чем-то божественным. Поэтому все врачи причислялись к святым, они становились шаманами и оракулами с получением всевозможных льгот и уважительного отношения.

Математика

Когда наступила эпоха палеолита, пещерные люди начали обретать математические знания. Они, как правило, использовались при делении добычи или распределении обязанностей. Свидетельством тому служит, к примеру, найденное на территории современной Чехии копье, где имеется 20 насечек, распределенных в равных долях на 4 части. Это означает, что люди уже тогда могли выполнять наиболее простые арифметические действия.

первобытная культура тейлорВ неолите культура первобытного мира пополнилась и другими знаниями – геометрическими. Сначала человек чертит на скалах или различных изделиях соответствующие фигуры. Затем он приступает к строительству жилищ правильных геометрических форм. Это, безусловно, положительно сказывалось на комфортабельности быта.

Видео по теме

Мифология

Миф в первобытной культуре стал способом понимания окружающего мира, и если бы он не появился, то вряд ли человек смог бы дорасти до современных культурных высот. Любое действие, природное или погодное, не воспринималось людьми в порядке вещей, все происходящее носило некий магический оттенок. Нельзя было объяснить, например, дождь с научной точки зрения: если он пошел, значит, так захотели какие-то высшие существа.

Для первобытного человека мифы были чем-то особенным. Только с их помощью он мог перейти на следующую ступень развития. У древней мифологии было несколько особенностей:

  • Первые мифы помогли людям свыкнуться со многими внешними событиями, и они создавались путем логических и абстрактных ассоциаций.
  • Мифология могла доказать возникновение событий.
  • Мифы не появлялись просто так. Они составлялись на основании эмоциональных, погодных, природных и любых других закономерностей.
  • Мифология передавалась от поколения к поколению, это была своеобразная теория от предков, которая помогала выживать, создавать уют или добывать еду. Поэтому нельзя ее назвать индивидуальным творением, каждый миф появлялся вследствие коллективного опыта в рамках одной первобытной общины.
  • Мифы способствовали самовыражению, не без их помощи появились различные виды искусства.

особенности первобытной культурыПостепенно пещерный человек отошел от мифов, и тогда появились первые религиозные верования. Сначала они были схожи между собой, затем все больше и больше индивидуализировались.

Разновидности первобытных религий

Все особенности первобытной культуры не заключаются лишь в верованиях. Со временем племена набирают необходимое количество знаний и опыта, поэтому могут перейти на новый этап, заключающийся в образовании религий, первые из которых уже были в палеолите. Одни события, которые происходили с людьми, они уже научились объяснять, однако другие все еще носили для них магический характер. Тогда и появляется вера в то, что некие сверхъестественные силы могут повлиять на исход охоты или другого важного действа.

Первобытная культура включает несколько религий, представленных в таблице ниже.

Первобытные верования
НазваниеОпределениеОписание
ТотемизмВера в то, что род произошел от животного (тотема)Тотемное животное становилось защитником рода, ему молились и просили у него, например, принести удачу во время охоты. Ни в коем случае нельзя было убивать священного зверя.
ФетишизмВера в то, что неодушевленные предметы обладают сверхъестественными силамиВ качестве фетиша могла использоваться любая вещь, в современности эту роль выполняют талисманы и амулеты. Люди верили, что оберег сможет принести удачу, защитить от нападения диких животных. Важной особенностью является то, что амулет всегда носили с собой, его клали в могилу вместе с хозяином.
МагияВера в то, что можно повлиять на окружение или события при помощи заговоров, гаданий или ритуаловКак считали первобытные люди, различные заговоры или ритуалы могли, к примеру, вызвать дождь, сокрушить врагов, помочь в охоте и так далее.

После них появляется верование под названием анимизм. Согласно ему человек имел собственную душу. После его смерти она улетала в поисках нового "сосуда". Считалось, что нередко ей не удавалось найти оболочку, и тогда она начинала досаждать родственникам умершего в виде призрака.

достижения первобытной культурыАнимизм, можно сказать, является прародителем всех современных религий, поскольку здесь уже появляется загробный мир, какое-либо божество, которое властвует над всеми душами, как с оболочкой, так и без нее, а также первые похоронные ритуалы. Именно с данного верования пошла традиция не оставлять умерших родственников, а провожать их со всеми почестями.

Зачатки литературного искусства

Если рассматривать такую масштабную эпоху, как первобытная культура, кратко, будет сложно раскрыть тему о литературе того времени. Появление первых произведений зафиксировать не удалось, поскольку тогда не было письменности. И существование различных сказаний или легенд научно не доказано.

Однако если взглянуть на наскальные рисунки, то складывается впечатление, что человек отчетливо понимал, что он хочет донести до своих потомков. Соответственно, предварительно в его голове сложилась некая легенда. Считается, что зачатки литературного искусства появились именно в первобытные времена. Только посредством устных сказаний удавалось передать тот или иной миф следующему поколению.

Изобразительное искусство

Первобытная художественная культура развивалась довольно быстро. Более того, ее значимость была выше, чем в современности. Это обусловлено тем, что человек тогда не мог писать и выражать все то, о чем он думает, словами. Поэтому единственной возможностью для общения оставалось только изобразительное искусство. С его помощью, кстати, возникали различные учения, включая математику и медицину.

Вполне вероятно, что первобытная культура не воспринимала рисунки в качестве искусства. С их помощью люди, например, могли получить благословление своего тотемного животного, изобразив его внутри своего жилища. Они никак не отмечали декоративную роль рисунков, и делали их только для того, чтобы передать знания, указать на свою веру и так далее.

первобытная культура краткоВ первобытной культуре часто рисовали животных. Люди изображали на различных поверхностях зверей или их отдельные части. Дело в том, что вся жизнь того времени вертелась вокруг охоты. И если бы добытчики общины перестали приносить дичь, то вряд ли человек смог бы выжить.

Есть еще одна особенность наскальной живописи. Первобытные художники не видели пропорций. Они могли нарисовать огромного горного козла, рядом с которым располагается крохотный мамонт. Понимание пропорций появилось намного позже и не в первобытном строе. Также животных не изображали стоящими, они всегда находились в движении (бежали или скакали).

Появление ремесленников

Все достижения первобытной культуры можно считать минимальными по сравнению с тем, что сумели сделать ремесленники. Люди того времени действовали коллективно, если они чему-то и обучались, то не могли выйти на высокий профессиональный уровень. Но с началом земледелия ситуация изменилась, появились ремесленники, которые всю свою жизнь занимались одним конкретным делом, оттачивая мастерство. Так, одни изготавливали копья, вторые добывали дичь, третьи выращивали растения, четвертые могли лечить и так далее.

первобытная культураПостепенно люди стали задумываться об обмене. Общины стали складываться не так, как раньше, когда кровные узы были главным критерием выбора места жительства. Земледельцы останавливались там, где плодородные почвы, производители оружия – возле примитивных каменоломен или рудников, гончары – там, где крепкая глина. Охотники же никогда не оставались на месте, они передвигались в зависимости от миграций животных.

Чтобы каждая из этих общин получала то, чего ей не хватает, люди начали меняться разными вещами. Одни отдавали другим посуду или тотемные талисманы, взамен получая овощи, другие меняли орудия на мясо. Со временем именно это послужило причиной образования городов, а впоследствии – полноценных стран или государств.

Периодизация

Весь первобытный строй делят на несколько периодов. Происходит это на основании материалов, которые использовались в производстве орудий в то или иное время. Первым и наиболее продолжительным является каменный век. Его, в свою очередь, также разделяют на несколько этапов: палеолит, мезолит и неолит. В это время происходит становление человека, зарождается искусство, мифология, производится и совершенствуется орудие труда.

После того как произошло освоение металла, особенности первобытной культуры претерпели существенную трансформацию. С обнаружением меди начинается энеолит, или меднокаменный век. Теперь люди осваивают ремесла и обмен, ведь для обработки металла необходимы знания, которые были лишь у тех, кто обладал достаточным количеством времени, чтобы развивать свои умения.

культура первобытного мираПосле меди открывают бронзу, которая фактически сразу вытесняет медь, поскольку намного тверже. Наступает бронзовый век. Появляются первые общества, где отмечается разделение на классы, но нельзя утверждать, что ранее этого не происходило. Также примерно в это время образовываются первые города и государства.

С обнаружением железа и его свойств наступает железный век. Не все племена того времени могли добывать и обрабатывать указанный металл, поэтому некоторые территории уходят далеко вперед по своему развитию. Далее нельзя было называть эпоху первобытной, началась новая, но не все государства смогли в нее вступить.

Стоит отметить, что во время каждого из периодов допускается использование других материалов в производстве. Свои названия они получали лишь в соответствии с преобладанием применяемого сырья.

Распространенные размышления Тейлора о первобытной культуре

Большой вклад в современные знания внес английский этнограф, которого очень интересовала первобытная культура. Тейлор Э. Б. напечатал книгу, в которой подробно описал все свои размышления, естественно, подтверждая их фактами. К примеру, он одним из первых указал на то, что общества того времени развивались крайне медленно по одной простой причине. Она заключается в отсутствии письменности. У людей не было возможности накапливать и передавать информацию так, как это может сделать современный человек. И каждый узнавал о чем-то новом на собственном опыте, который, кстати, нередко повторялся в другом обществе или общине.

Имеется еще несколько предположений о том, почему так медленно развивалась первобытная культура. Тейлор предполагал, что происходило это не только из-за отсутствия письменности. Пещерные люди учились жить, их опыт нередко становился смертельным. Однако после таких печальных ошибок вся община начинала понимать, что чего-то делать нельзя. Следовательно, действие по образцу затормаживало развитие, люди попросту боялись пробовать поступить иначе.

культура первобытного человекаМногие историки не разделяют теорию о том, что в первобытном обществе происходило деление на социальные строи. Однако Тейлор думал иначе. Те, кто совершенствовал свои ритуальные знания, занимали особое положение в общине, их уважали и нередко одаривали дополнительной порцией еды или более удобным и безопасным жилищем.

Известный труд

Если рассматривать такую эпоху, как первобытная культура, кратко, то можно взять за основу фактически любую территорию планеты. Это обусловлено тем, что изначально все общества, которые когда-либо появлялись в мире, развивались примерно одинаково. Тейлор в своей книге "Первобытная культура" описал много событий того времени, и каждое свое слово он подтверждал фактами, будь то находки археологов или первые мифологические писания.

Как считает Тайлор, первобытная культура в современности слишком сильно недооценивается. Более того, многие люди сегодня полагают, что та эпоха была дикой. Это верно, но только отчасти. Если на данный момент человек рассматривает грубо отесанный топор, который помогал в охоте на мамонта, как продукт неуклюжего мастера, то он вряд ли задумывается над тем, что случилось бы, не возьми древний охотник это изделие в руки.

Культура первобытной эпохи интересна для исследования. Несмотря на то что множество ученых обращали на нее свое пристальное внимание, остается бесконечное количество нераскрытых и недоказанных моментов. Имеются только предположения и гипотезы. На самом деле никто не может точно сказать, что тот или иной наскальный рисунок однозначно означал конкретное событие или действие. Первобытная эпоха так же таинственна, как и многие другие вещи, которые невозможно объяснить сегодня, даже имея современные гениальные умы и технологии.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Культура первобытного общества – ее особенностиНовости и общество Культура первобытного общества – ее особенности

 Культура первобытного общества, которая зародилась с человеком разумным, считается одним из древнейших периодов истории. Все народы нашей планеты прошли эту ступень исторического развития, формируя истоки...

Агротехнический план выращивания овощных культур: особенности, технология и отзывы Бизнес Агротехнический план выращивания овощных культур: особенности, технология и отзывы

Агротехникой называют комплекс мероприятий, направленных на получение высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Рост и развитие растений протекают при непрерывном влиянии окружающей среды. Некоторые условия могут ...

День работника культуры и его особенностиДом и семья День работника культуры и его особенности

Сейчас День работника культуры на территории РФ празднуется ежегодно, а официальные мероприятия проходят 25 марта. Праздник охватывает и министра культуры, и простую уборщицу, работающую в городской или сельской библи...

Первобытные религии и их особенности. Возникновение первобытных религийДуховное развитие Первобытные религии и их особенности. Возникновение первобытных религий

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в...

Турецкая водка раки: особенности, популярные бренды, культура употребления Еда и напитки Турецкая водка раки: особенности, популярные бренды, культура употребления

Туристы, отдыхающие в Турции, неоднократно становились свидетелями того, как местный народ употребляет в ресторанах и барах странный напиток, внешне похожий на молоко. Наблюдательные иностранцы наверняка заметили, что...

Шотландский ликер Еда и напитки Шотландский ликер "Драмбуи", его характеристики, особенности и культура потребления

Шотландский виски считается одним из лучших в мире. Для каждого шотландца это не просто алкогольный напиток, а один из символов его родины. С не меньшим почтением жители Шотландии отзываются еще об одном известном алк...

Рождество в США: особенности, традиции, культураИскусство и развлечения Рождество в США: особенности, традиции, культура

Рождество - один из самых светлых и красивых христианских праздников. Его с надеждой и радостью в сердце ждут миллионы людей. Волшебная рождественская ночь даже очень серьезных людей на время заставляет забыть о своих...

Особенности мусульманской культуры в сериале “Клон”. Актеры и роли лучшей бразильской теленовеллыИскусство и развлечения Особенности мусульманской культуры в сериале “Клон”. Актеры и роли лучшей бразильской теленовеллы

Бразильские сериалы активно заполняли просторы российского телевидения еще каких-то несколько лет назад. После отечественный кинематограф полностью вытеснил зарубежные душещипательные проекты, и сейчас ни на одном кан...

Менталитет немцев: особенности. Немецкая культура. Характеристика немецкого народаНовости и общество Менталитет немцев: особенности. Немецкая культура. Характеристика немецкого народа

Каждый народ характеризуется конкретными особенностями характера, поведения и миропонимания. Вот тут-то и появляется понятие "менталитет". Что это такое?Немцы – особенный народМенталитет – ...

Как выглядят сербы? Внешность мужчин и женщин, особенности характера и культураНовости и общество Как выглядят сербы? Внешность мужчин и женщин, особенности характера и культура

Сербы, южнославянский народ из одновременно далекой и близкой страны. Близкой, потому что все славянские языки похожи, и между их носителями волей-неволей есть нечто общее. Далекой, потому что известно о Сербии и серб...

monateka.com

Вулеми: доисторические растения

Вулеми — одно из хвойных деревьев на нашей планете, точнее сосна, но это не просто сосна. Вулеми являются доисторическим растением, этим соснам более 150 миллионов лет. Эти сосны растут еще с юрского периода. Вообще считалось, что они давно вымерли, последние окаменелости этих деревьев, как раз относятся к юрскому периоду, но каково было удивление, когда они были обнаружены.

В 1994 году, в Австралии, неподалеку от города Сидней в национальном парке, сотрудник этого парка нашел коло 50 единиц этого доисторического растения. Они произрастают в труднодоступном месте, и были сокрыты от человеческих глаз все это время.

ВулемиВулеми Ученные до сих пор не нашли объяснения тому, как они смогли дожить до наших времен, единственное более или менее логическое объяснения этого, это удаленность Австралии от основных крупных материков. Во время разлома, Австралия настолько далеко отдалилась, что местная флора и фауна развивались немного иначе, а эти сосны, так вообще застряли во времени. ВулемиВулеми После обнаружения деревьев, правительство Австралии решило засекретить эту информацию, дабы уберечь растения от посягательств других любителей природы. Но в 2005 году гриф секретности сняли, открылся аукцион, на котором продавались саженцы сосен. Один саженец стоил несколько тысяч долларов, несмотря на высокую цены абсолютно все растения были проданы. К продаже саженцев побудил страх того, что сосны могут выродиться сами по себе. ВулемиВулеми

Похожее

foto-live.com

Материальная культура первобытного общества

Эпоха первобытности, или первобытного общества, – это самая длительная фаза в истории человечества. По данным современной науки, она началась около 1,5 – 2 миллионов лет назад (а, возможно, даже еще раньше) с возникновением первых человекообразных существ и закончилась примерно на рубеже нашей эры. Впрочем, в отдельных районах нашей планеты – главным образом, в северных приполярных, экваториальных и южных широтах – примитивный, по сути, первобытный уровень культуры коренного населения сохраняется до настоящего времени, либо был таковым еще сравнительно недавно. Это так называемые традиционные общества, уклад жизни которых крайне мало изменился за прошедшие тысячелетия.

Материальная культура первобытного общества формировалась в ходе процесса «очеловечивания» человека параллельно с его биологической и социальной эволюцией. Материальные потребности первобытного человека были очень ограничены и сводились, главным образом, к созданию и поддержанию важнейших условий жизнедеятельности. К основным потребностям относились: потребность в пище, потребность в жилье, потребность в одежде и потребность в изготовлении простейших инструментов и орудий, необходимых для обеспечения пищи, жилья и одежды. Историческая эволюция человека как биологического вида и социального существа нашла отражение и в динамике его материальной культуры, которая, хотя и медленно, но все же изменялась и совершенствовалась с течением времени. В материальной культуре первобытного общества ярко выражена ее приспособительная (адаптивная) функция – древнейшие люди были крайне зависимы от окружающей их природной среды и, не умея еще изменять ее, стремились оптимальным образом вписаться в нее, сжиться с внешним миром, будучи неотъемлемой его частью.

Основы материальной культуры человечества были заложены в эпоху палеолита (древнего каменного века), который продолжался от 1,5 – 2 миллионов лет до 13 – 10 тысяч лет назад. Именно в эту эпоху произошли процессы выделения человека из животного мира, сложения биологического вида Ноmo sapiens (Человека разумного), формирования человеческих рас, появления речи как средства общения и передачи информации, сложения первых социальных структур, расселения человека по огромным пространствам Земли. Эпоха палеолита делится условно на ранний палеолит и поздний палеолит, хронологической границей между которыми считается время появления Homo sapiens около 40 тысяч лет назад.

Человечество на заре своей истории в эпоху палеолита пережило серьезные трансформации природно-климатической среды, что не могло не отразиться на образе жизни, занятиях, материальной культуре в целом. Первые человекообразные существа появились и длительное время обитали в условиях очень теплого влажного климата. Однако около 200 тысяч лет назад на Земле началось резкое похолодание, приведшее к образованию мощных ледниковых покровов, иссушению климата, значительному понижению среднегодовых температур, изменениям в составе флоры и фауны. Ледниковая эпоха продолжалась очень долго и состояла из нескольких периодов похолодания, тянувшихся многие тысячи лет, и следовавших за ними коротких фаз потепления. Лишь около 13 – 10 тысяч лет назад началось необратимое и устойчивое потепление климата – это время совпадает с концом эпохи палеолита. Некоторые исследователи полагают, что необходимость приспосабливаться к суровым условиям ледниковой эпохи сыграла в определенной мере положительную роль в эволюции человечества, мобилизовав все жизненные ресурсы, интеллектуальный потенциал первых людей. Как бы то ни было, но формирование Человека Разумного приходится именно на сложное время борьбы за выживание.

Обеспечение пищи в эпоху палеолита было основано на присваивающих отраслях хозяйства – охоте, собирательстве и частично рыболовстве. Объектами охоты были достаточно крупные животные, характерные для ледниковой фауны. Самым внушительным представителем животного мира являлся мамонт – охота на него требовала коллективных усилий и обеспечивала большое количество пищи на длительное время. В местах постоянного обитания мамонтов возникали поселки охотников. Остатки таких поселков, которые существовали около 20 – 30 тысяч лет назад, известны в Восточной Европе.

Объектами собирательства были различные съедобные растения, хотя в целом ледниковая флора не отличалась особым разнообразием и богатством. Рыболовство играло сравнительно небольшую роль в получении пищи в эпоху палеолита. Способы приготовления пищи в эпоху палеолита основывались на использовании открытой термообработки – поджаривание и копчение на огне, сушка и вяление на воздухе. Способ варки в кипящей воде, требующий термоустойчивых емкостей, был еще неизвестен.

Проблема жилья решалась древнейшими людьми в первую очередь путем использования естественных убежищ – пещер. Именно в пещерах чаще всего обнаруживают остатки жизнедеятельности человека эпохи палеолита. Пещерные стоянки известны в Южной Африке, Западной и Восточной Европе, Восточной Азии. Искусственно созданное жилье появляется в период позднего палеолита, когда сформировался уже Homo sapiens. Жилища того времени представляли собой выровненную округлую площадку, окруженную по периметру камнями или крупными, вкопанными в землю костями мамонта. Наземный каркас шатрового типа сооружался из стволов и веток деревьев, обтянутых сверху шкурами. Жилища были достаточно большими – их внутреннее пространство достигало 100 квадратных метров. Для обогрева и приготовления пищи на полу жилища устраивались очаги, самый крупный из которых располагался в центре. Два–три таких жилища обычно вмещали всех обитателей поселка палеолитических охотников на мамонтов. Остатки подобных поселков, существовавших около 20 – 30 тысяч лет назад, раскопаны археологами на Украине, на территории Чехословакии, в Японии.

Задача обеспечения людей одеждой остро встала с наступлением ледниковой эпохи для защиты от холода в тех районах мира, где климат был особенно суров. По данным археологических исследований известно, что в период позднего палеолита люди умели шить одежду типа мехового комбинезона или парки и мягкую кожаную обувь. Мех и кожа убитых животных были основными материалами для изготовления одежды. Известно также, что уже в это далекое время одежда нередко украшалась различными декоративными деталями. Например, на полуострове Камчатка раскопаны захоронения палеолитических охотников, погребальный костюм которых был расшит мелкими каменными бусами – бисером. Возраст этих захоронений – около 14 тысяч лет.

Набор орудий и инструментов людей палеолита был достаточно примитивен. Основным материалом для изготовления инвентаря служили подходящие для обработки породы камня. В эволюции первобытных орудий отразился процесс развития человека и его культуры. Орудия периода раннего палеолита, до формирования Homo sapiens, были крайне просты и универсальны. Основные их типы – заостренное с одного края рубило, пригодное для многих трудовых операций, и остроконечник, который также мог служить для различных практических целей. В период позднего палеолита орудийный набор заметно расширяется и совершенствуется. Прежде всего, прогрессирует сама техника изготовления каменных инструментов. Появляется и широко распространяется прием пластинчатой техники обработки камня. Подходящий по форме и размеру кусок породы обрабатывался таким образом, что удавалось получать удлиненные прямоугольные пластины – заготовки для будущих орудий. С помощью приема ретуши (снятия мелких чешуек) пластине придавалась необходимая форма и она превращалась в нож, скребок, наконечник. Человек позднего палеолита пользовался каменными ножами для разделки мяса, скребками для обработки шкур, с помощью копий и дротиков охотился на животных. Появляются и такие типы инструментов, как сверла, проколки, резцы – для обработки камня, дерева, кожи. Помимо камня необходимые инструменты изготовлялись из дерева, кости и рога.

В период позднего палеолита человек знакомится с новым, не известным ему ранее материалом – глиной. Археологические находки на поселениях возраста 24 – 26 тысяч лет на территории Моравии в Восточной Европе свидетельствуют, что в это время в данном районе мира люди овладели навыками пластической трансформации глины и ее обжига. По сути, был сделан первый шаг к изготовлению керамики – искусственного материала, обладающего отличными от глины свойствами. Однако свое открытие они применили не в практической сфере, а для изготовления фигурок людей и животных – возможно использовавшихся в ритуальной практике.

Следующая эпоха в истории человечества и его материальной культуры – неолит (новый каменный век). Ее начало восходит ко времени глобальных климатических трансформаций, произошедших около 13 – 10 тысяч лет назад в масштабах всей Земли. Необратимое потепление климата повлекло за собой – как когда-то наступление ледниковой эпохи – существенные изменения в составе флоры и фауны. Более разнообразна стала растительность, на смену холодолюбивым видам пришли теплолюбивые, широко распространились многочисленные кустарниковые, травянистые растения, в том числе и съедобные. Исчезли крупные животные – мамонт, шерстистый носорог и другие, не сумевшие приспособиться к новым условиям. На смену им пришли иные виды, в частности, разнообразные копытные, грызуны, мелкие хищники. Потепление и повышение уровня мирового океана, озерных и речных водоемов благоприятно сказалось на развитии ихтиофауны.

Меняющийся мир заставил человека приспосабливаться к нему, искать новые решения и способы обеспечить самое необходимое. В разных районах планеты, однако, особенности и темпы изменений в человеческой культуре, связанные с изменениями природных условий, были различны. Новые черты в хозяйстве, быте, технологиях имели свою специфику в определенных географических поясах – в субтропиках, умеренных широтах, на северных приполярных территориях, у обитателей континентальной суши и морских побережий. К наиболее значительным достижениям материальной культуры человека, отметившим наступление новой эпохи, относятся освоение новой технологии обработки камня – шлифование, изобретение керамической посуды, распространение рыболовства как важной, а в некоторых районах – ведущей отрасли хозяйства, использование новых типов охотничьего вооружения, прежде всего, лука и стрел.

На большинстве территорий, освоенных человеком в эпоху неолита, виды деятельности, направленные на получение пищи, носили присваивающий характер. Лук и стрелы для охоты на птиц и небольших животных, дротики и копья для поражения более крупной дичи, силки и капканы – всем этим снаряжением располагали первобытные охотники. Для рыбной ловли использовали остроги и сети, сплетенные из растительного сырья. В районах морского побережья – например, на Японских островах, на берегах Балтики – развивалось также собирательство морепродуктов – моллюсков, крабов, морской капусты и т.п. Повсеместно диета древних людей дополнялась продуктами собирательства – орехами, корнеплодами, ягодами, грибами, съедобными травами и т.п.

Сфера изготовления орудий и инструментов становится более разнообразной и сложной. Еще используются появившиеся в период позднего палеолита приемы пластинчатой обработки камня и ретуши. Но все большее значение приобретает прием шлифования. Технология шлифования была ориентирована на определенные породы камня и позволяла получать орудия с высоким коэффициентом полезного действия, разнообразные по функциям. Сущность приема шлифования заключалась в механическом воздействии на поверхностный слой обрабатываемой каменной заготовки при помощи специального орудия – абразива. Наиболее широкое применение шлифование нашло в изготовлении рубящих и метательных орудий. Шлифованный топор был гораздо эффективнее палеолитического рубила, удобнее в практическом использовании. Как показывают современные экспериментальные исследования, чтобы изготовить шлифованный топор или тесло, необходимо около 6 – 8 часов работы, т.е. один день. Таким топором можно достаточно быстро срубить дерево средней толщины и очистить его от веток. Шлифованные топоры и тесла и были предназначены в первую очередь для деревообработки.

Значение изобретения керамической посуды трудно переоценить. Если люди периода позднего палеолита только приблизились к постижению свойств глины и получению керамики, то в рассматриваемое время уже родилось новое производство – изготовление керамической посуды. Как свидетельствуют данные науки, первые глиняные сосуды были изготовлены в Восточной Азии (Японский архипелаг, Восточный Китай, юг Дальнего Востока) около 13 – 12 тысяч лет назад. Впервые человек перешел от использования природного сырья (камня, дерева, кости) к созданию искусственного материала с новыми свойствами. Технологический цикл изготовления керамики включал добычу глины, смешивание ее с водой, лепку необходимых форм, сушку и обжиг. Именно стадия обжига была важнейшей в химико-физических преобразованиях глины и обеспечивала получение собственно керамики. Обжигали древнейшую глиняную посуду в обычных кострах при температуре около 600°С. Так были заложены основы принципиально новой технологии, направленной на изменение свойств природного сырья. В более поздние эпохи человек, используя принцип термической трансформации исходного вещества, научился создавать такие искусственные материалы, как металл и стекло.

Овладение мастерством изготовления керамической посуды положительно сказалось на некоторых важных сторонах жизни древних людей. Как полагают ученые, первые глиняные сосуды использовались прежде всего для приготовления пищи в кипящей воде. Керамика в этом плане имела неоспоримые преимущества перед плетеными, кожаными, деревянными емкостями. В сосуде из органического материала практически невозможно вскипятить воду и сварить пищу, а герметичный, термоустойчивый керамический сосуд позволял это сделать. Способ варки наиболее подходил для приготовления растительной пищи, некоторых видов ихтиофауны. Жидкая горячая пища лучше усваивалась организмом – это особенно важно было для детей и пожилых людей. Как результат – увеличение общей продолжительности жизни, физиологической комфортности, рост численности населения.

Керамические емкости оказались полезны не только для варки пищи, но и для иных бытовых целей – например хранения некоторых видов продуктов, воды. Навыки производства глиняной посуды достаточно быстро стали известны древнему населению планеты – скорее всего, люди в разных регионах независимо приходили к освоению глины как сырья для получения керамики. Во всяком случае, 8 – 7 тысяч лет назад, в неолитическую эпоху, керамическая посуда стала уже неотъемлемой и, возможно, самой важной частью домашней утвари у обитателей Азии, Африки и Европы. При этом в изготовлении керамики складывались локальные стили, отражавшие особенности конкретных культур. Наиболее ярко эта локальная специфика отражалась в декоре посуды, т.е. в способах и мотивах ее орнаментации.

Заметный прогресс в эпоху неолита был связан с конструкцией жилища. Появляется новый тип жилья – строение с углубленным в землю котлованом и системой опорных столбов для поддержания стен и кровли. Такое жилище было рассчитано на достаточно длительное обитание, надежно защищало в зимний сезон от холода. Внутри дома соблюдалась определенная планировка – были выделены жилая и хозяйственная половины. Последняя предназначалась для хранения бытовой утвари, запасов пищи, для занятий различными трудовыми операциями.

Технологические новшества коснулись также изготовления одежды. В эпоху неолита появляется и распространяется способ получения нитей и грубых тканей из растительного сырья – крапивы, конопли и др. Для этих целей использовалось веретено с насаженным на один конец керамическим или каменным диском-утяжелителем, простейшие приспособления для вязания и плетения ткани. Одежду шили с помощью костяных игл – их нередко находят при раскопках древних поселений. В погребениях эпохи неолита иногда обнаруживают и предметы одежды, которые были на покойнике в момент захоронения. Покрой платья был очень простым и напоминал рубаху – в те времена еще не существовало разделения одежды на верхнюю и нижнюю.

В эпоху неолита появляется новая сфера материальной культуры – транспортные средства. Рост численности населения, необходимость освоения новых территорий в поисках лучших охотничьих и рыболовных угодий, развитие рыболовства как отрасли хозяйства стимулировали освоение водных путей передвижения. Наличие достаточно совершенных по тем временам орудий – шлифованных топоров и тесел – позволяло сооружать первые лодки для путешествия по рекам и озерам. Лодки выдалбливались из стволов деревьев и отдаленно напоминали современное каноэ. Остатки таких деревянных лодок и весел были найдены археологами на неолитических поселениях Восточного Китая и Японских островов.

В целом, население большинства районов мира в эпоху неолита существовало в рамках присваивающего хозяйства, вело подвижный (кочевой) либо полуоседлый – в местах развитого рыболовства – образ жизни. Материальная культура этих древних племен соответствовала их потребностям и условиям окружающей среды.

Особый пласт материальной культуры эпохи неолита связан с населением некоторых районов субтропического пояса. Это отдельные зоны Ближнего Востока, Северной Африки, Восточной Азии. Здесь сочетание благоприятных климатических условий и наличие в составе растительности диких съедобных злаков, а также некоторые другие факторы обеспечили возможность появления культивации растений с целью получения постоянного источника пищи. По сути, эти районы стали родиной древнейшего в мире земледелия. Освоение нового вида хозяйственной деятельности, которому суждено было обеспечивать впоследствии экономическую основу и прогресс всех ранних цивилизаций мира, не могло не повлиять на культуру и образ жизни первых земледельцев.

Производственный цикл по обработке земли, выращиванию и снятию урожая привязывал людей к конкретной местности, подходящей по своим условиям для ведения такого хозяйства. Например, в Северной Африке это была плодородная долина великой реки Нил, где уже 9 – 8 тысяч лет назад возникли поселения ранних земледельцев. В Восточном Китае племена, занимавшиеся культивацией дикого риса, расселились в бассейне реки Янцзы около 7 тысяч лет назад, а 6 – 5 тысяч лет назад в бассейне реки Хуанхэ люди научились возделывать просо. Ранние земледельцы вели оседлый образ жизни в отличие от их современников, добывавших себе пищу охотой и собирательством. Поселки состояли из долговременных домов. Для их строительства на Ближнем Востоке и в Северной Африке использовали глину, часто смешанную с тростником. Древнейшие рисоводы Восточного Китая сооружали из дерева большие удлиненно-прямоугольные дома на сваях, что защищало поселки от затопления в сезон дождей.

Орудийный набор древнего земледельца включал инструменты для обработки земли и снятия урожая – мотыги из камня, кости и дерева, каменные серпы и жатвенные ножи. Изобретателями первых серпов были жители Ближнего Востока, которым принадлежала оригинальная идея сделать комбинированное орудие, состоящее из костяной или деревянной основы в форме полумесяца с пазом вдоль внутреннего изгиба, в который был вставлен плотный ряд тонких острых каменных пластинок, образовавших режущий край. Земледельцы последующих культурно-исторических эпох, вплоть до 19 века, использовали серп как свое основное орудие – и хотя оно уже изготавливалось из металла (сначала из бронзы, а затем из железа), его форма и функция оставались неизменными на протяжении тысячелетий.

Во всех названных районах раннее земледелие сопровождалось начальными формами одомашнивания животных. В Северной Африке и на Ближнем Востоке приручали и разводили различных копытных, в Восточном Китае – свинью и собаку. Животноводство, таким образом, становится важным источником получения мясной пищи. В течение длительного времени земледельческо-животноводческое хозяйство еще не могло обеспечивать людей постоянно и в полном объеме необходимой пищей. При тогдашнем уровне технических средств и знаний об окружающем мире слишком сложно было человеку находить верную стратегию взаимодействия с природой. Поэтому значительную роль в жизнеобеспечении продолжали играть охота, собирательство и рыболовство.

Потребности земледельческого хозяйства и оседлый образ жизни способствовали развитию различных технологий и производств. Так, у ранних земледельцев Африки, Ближнего Востока, Восточной Азии особого расцвета достигают гончарство (изготовление керамической посуды), прядение и ткачество, деревообработка, плетение, изготовление украшений. Судя по находкам археологов, последние весьма широко использовались в качестве деталей костюма. В неолите складываются основные типы украшений, дожившие до наших дней, – браслеты, бусы, кольца, подвески, серьги. Изготовлялись украшения из самых разных материалов – камня, дерева, кости, раковин, глины. Например, обитатели Восточного Китая, выращивавшие рис и просо в эпоху неолита, широко использовали для изготовления украшений полудрагоценный камень нефрит, который на протяжении всех последующих тысячелетий оставался излюбленным материалом для декоративных поделок.

В целом, освоение навыков земледелия и животноводства явилось самым крупным достижением человечества в эпоху неолита, заложив основы последующего культурно-исторического прогресса. Не случайно исследователи предложили специальный термин для этого явления – «неолитическая революция», подчеркивая действительно революционное значение хозяйственных нововведений. Постепенно с навыками культивации растений и разведения домашних животных познакомилось население многих районов Европы и Азии за исключением самых северных широт. На Американском континенте земледелие становится известно, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры, – там основными культурами были маис и кукуруза.

Темпы технического и культурного прогресса были различны в разных регионах земного шара – наиболее динамично развивались зоны раннего земледелия. Именно там, на этих щедро наделенных природными богатствами территориях, произошел следующий крупный качественный скачок в истории материальной культуры – освоение металла. Как полагают ученые на основании новейших данных, на Ближнем Востоке первый металл – медь – стал известен уже в 7–6 тысячелетиях до нашей эры, а в Северной Африке – в конце 5 тысячелетия до нашей эры. Длительное время медь использовалась для изготовления украшений и мелких орудий (рыболовных крючков, шильев), а в арсенале технических средств ведущую роль по-прежнему играл каменный инструментарий. На первых порах самородная медь обрабатывалась холодным способом – ковкой. Лишь позднее осваивается горячая обработка металлической руды в специальных плавильных горнах. В 3 тысячелетии до нашей эры становится известна технология изготовления сплавов, увеличивающих твердость меди путем добавления к ней различных минералов. Так появляется бронза – сначала сплав меди с мышьяком, затем с оловом. Бронза в отличие от мягкой меди была пригодна для изготовления широкого спектра орудий – в частности режущих и метательных.

В 3 – 2 тысячелетиях до нашей эры на обширных пространствах Евразии распространились знания о добыче и обработке металлической руды, об изготовлении из металла различных орудий. Именно с этим временем принято связывать основные хронологические рамки бронзового века. Процесс освоения металла протекал неравномерно, и успехи в этой области зависели в первую очередь от наличия природных запасов руд в том или ином регионе. Так, в районах, богатых полиметаллическими рудами, формируются крупные центры бронзовой металлургии – на Кавказе в конце 3 – 2 тысячелетиях до нашей эры, в Южной Сибири во 2-м тысячелетии до нашей эры.

Бронзовые орудия и предметы вооружения имели несомненные преимущества перед каменным инструментом – они были значительно эффективнее в работе и долговечнее. Постепенно бронза вытеснила камень из основных сфер трудовой деятельности. Особую популярность приобрели бронзовые топоры, ножи и наконечники. Кроме того, из бронзы изготовлялись декоративные предметы – пуговицы, бляхи, браслеты, серьги и т.п. Металлические изделия получали методом отливки в специальных формах.

Вслед за медью и бронзой было освоено железо. Родиной первых железных изделий было Южное Закавказье (современная Армения) – как полагают, этот металл там научились плавить уже во второй половине 2 тысячелетия до нашей эры. Железо быстро распространяется по Евразийскому континенту. 1 тысячелетие до нашей эры и первые века нашей эры принято называть железным веком. Основными источниками получения нового металла являлись магнетит и красный железняк – эти руды особенно богаты содержанием железа. Населению тех территорий, где не было достаточно благоприятных условий для появления собственной металлургии железа, этот металл и изделия из него становятся известны от более прогрессивных соседей. Например, на Японские острова и бронза, и железо попали практически одновременно в 1 тысячелетии до нашей эры благодаря культурным контактам с жителями материковых районов Восточной Азии.

Железо как материал для изготовления орудий постепенно вытеснило бронзу, так же, как она когда-то вытеснила медь. Необыкновенная прочность этого металла была основной предпосылкой его хозяйственного использования – для изготовления оружия, орудий обработки земли, различного инструментария, конской сбруи, деталей колесного транспорта и т.д. Применение железных орудий обеспечило быстрый прогресс во всех отраслях хозяйственной и производственной деятельности.

Процесс распространения металлов – меди, бронзы и железа – на значительной части земного шара происходил в рамках первобытной эпохи. Племена, освоившие навыки добычи и обработки металла, в своем развитии неизбежно обгоняли те группы древнего населения, которым еще не была известна эта технология. В обществах, знакомых с металлом, активизировались производящие отрасли хозяйства, различные промыслы и производства. Например, использование теплотехнических средств для плавки металлической руды повлияло на прогресс в сфере гончарства, а именно – в технике обжига керамической посуды. Железные инструменты, в какой бы отрасли они не применялись, позволяли осуществлять более сложные технологические операции, получать изделия высокого качества.

studfiles.net

Первобытная культура

В отечественной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты: 1) способность общественного человека продуцировать культуру является итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры; 2) переход от дочелове-ческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение длительного времени. Иными словами, не только история развития культуры есть история объективирования духовных способностей, но и история развития духовных способностей человека есть история превращения культуры в «ингредиент» этих способностей.

Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в области этологии показывают, что поведение одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.

Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий при помощи различных стратегий. Одной из таких трех стратегий в первобытных, архаических культурах является стратегия подражания, когда предугадывание будущего исходит из подражания воспринимаемым свойствам тех или иных явлений окружающего мира. С этой стратегией органически связаны процедуры магии и колдовства, когда будущее не столько предсказывается, сколько вынуждается: жертва умиротворяет гневных богов и заставляет их выполнить ту или иную просьбу человека или племени. В этом плане существенно то, что эта стратегия создает у человека религиозную веру, снимая тем самым неопределенность ситуации принятия решения. В общем оказывается, что неопределенность знания снимается определенностью веры. Такого рода стратегия обеспечивает надежность поведенческих решений в тех ситуациях, где с рациональной точки зрения можно было бы ожидать от индивида полной беспомощности.

Другой стратегией является индивидуальное систематическое наблюдение пространственно-временных связей и зависимостей. Один из множества примеров такого типа содержится в сообщениях об индейцах племени «черная стопа»: они заблаговременно предсказывали приход весны по степени развития плода в чреве убитой самки бизона. Такое предсказание, как правило, оказывается достаточно точным. Возьмем второй пример: заклинание осагов (одно из индейских племен) связывает воедино одно дикое растение, маис и бизонов. Объясняется это переплетение следующим образом: летом осаги охотятся на бизонов до тех пор, пока в прерии цветет указанное растение. Они знают, что маис созревает вскоре после окончания цветения этого растения. А это значит, что надо возвращаться в Пуэбло к уборке урожая маиса.

Третья стратегия - умозаключение по пнлчогии на основе выделения сходных признаков анимистическим мышлением, которое населяет природу божествами, демонами и духами. Примеры, иллюстрирующие эту стратегию, весьма многочисленны. Так, известно, что в одном племени пигмеев спорынья, имеющая форму зуба, применяется как противоядие при змеином укусе. Или овладение огнем в эпоху палеолита, сыгравшее колоссальную роль в культурной эволюции человечества. В преданиях всех народов огонь - символ вечности. Поэтому огонь в легендах не создан, а украден у богов и отдан людям (именно так, например, описывает это событие древнегреческий драматург Эсхил). Существенно здесь то, что огонь необходимо поддерживать, «подкармливать» как животное, а это породило традицию сохранения его жрицей огня - весталкой. С факелом в руках человек наконец стал господином самых сильных и самых быстрых животных, использование огня привело к появлению различного рода технических устройств, что оказало влияние на развитие общества.

Уже первоначальное знакомство с различным характером этих трех стратегий показывает, что все они содержатрациональные моменты, но в разной степени пригодны для отражения свойств реальности и для экстраполяции будущего. В плане нашего изложения существенно то, что именно культура позволяет вырабатывать различные стратегии, устраняющие неопределенность принимаемых человеком или группой людей решений и тем самым снимать страх перед будущим. Таким образом, в основе происхождения и функционирования культуры лежит эта потребность, органически присущая природе человека.

Необходимо учитывать сложный характер человеческой природы, которая имеет космический, биологический, психический, социальный и культурный аспекты. Вместе с тем человеческую природу, как бы она ни была определена, следует рассматривать как некое целое, чьей функцией является культура. Поэтому можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная культура - культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.

Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомо-генность (однородность). В современной культурологии выделяется три типа социокультурных систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым присущи: 1) аксиологический (ценностный) плюрализм и 2) существование множества социальных групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими интересами. Эти системы, типичные для европейского круга культур, являются гетерогенными в двойном смысле: культурном и социальном.

Более того, эти гетерогенные структуры взаимно усиливают друг друга, динамизируют целостную социокультурную систему, способствуя, с одной стороны, распространению новых культурных ценностей, с другой же - стимулируя эволюцию групповых интересов.

Имеются социокультурные системы, которые находятся в изоляции и постоянно воспроизводят свое первоначальное устройство. Это гомогенные системы, т.е. такие, где нет аксиологического плюрализма {культурная гомогенность) и нет социальных групп с различными интересами (социальная гомогенность). В этих системах недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие этого плюрализма блокирует формирование новых интересов. Такой процесс консервирует целостную социокультурную систему.

Между гетерогенной системой, характерной для европейского круга культур, и гомогенной системой, типичной для первобытных культур, находится большая группа промежуточных социокультурных систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и императорский Китай. С первой системой их связывает дифференциация интересов отдельных социальных групп, переходящих в определенных случаях в открытый антагонизм, с другой - существование монолитной, повсеместно принятой совокупности основных ценностей. О промежуточных социокультурных системах можно сказать, что они гомогенны культурно, но гетерогенны социально, и поэтому социальный плюрализм дополняется культурной однородностью. и Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Эта система при отсутствии действия внешних факторов не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя периодически ритуалы обновления, позволяющие устранить накапливающиеся напряжения, и регенерируя свой социальный состав при помощи церемоний инициации. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Социальные различия вызывают различия культурные почти неизбежно. Один из показательных примеров - «расщепление» первоначально единой Афродиты ко временам Платона («Пир») на Афродиту Пандемос, «простонародную», и Афродиту Уранию, «небесную». Если же такого расщепления не происходит и культура остается единой в условиях социальных различий, это не самоочевидный факт, а предмет для осмысления. «...Биографии богов Олимпа отражают в известном смысле изменение общественных отношений» (Лукаш И. Пути богов. М., 1984. С. 136).

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта этой культуры - идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда - животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он имплицитно содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры.

mirznanii.com


Смотрите также