Первобытные скотоводы. Разработка тестов по теме "Первобытные земледельцы и скотоводы"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

II. первобытные земледельцы и скотоводы. Первобытные скотоводы


Разработка тестов по теме "Первобытные земледельцы и скотоводы"

Тренировочный тест по теме

«Первобытные земледельцы и скотоводы»

Вариант 3

1. Неолитическая революция началась:

а) 10–8 тыс. лет назад; в) 20 тыс. лет назад;

б) 13–7 тыс. лет назад; г) 40 тыс. лет назад.

2. Первых прирученных животных люди использовали:

а) для дрессировки;

б) для перевозки грузов и вспашки земли;

в) на охоте для выслеживания и травли дичи;

г) для получения мяса, молока, шкур и т. д.

3. Племенем управлял:

а) совет старейшин; в) совет вождей;

б) военный совет; г) совет мужчин-сородичей.

4. Заполните пропуски в тексте, и у вас получится рассказ о занятиях первобытных людей.

Землю взрыхляли деревянной __________________ – палкой с крепким сучком. Иногда пользовались ___________________ из рога оленя. Затем в землю бросали зерна ____________ и ____________________, которые стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали ___________________. _________________ делали, прикрепляя осколки кремня к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились __________. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия. Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести ______________ образ жизни. Появились обустроенные ______________.

Первым животным, ставшим служить людям, была ______________. Позже одомашнены ___________, __________, ___________________, ________________. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали _____________, ________, ______________, _______________, ____________. Стало развиваться __________________________, и надобность в постоянной охоте отпала.

Слова для справок: пшеница, мотыга, ячмень, серпы, зернотерки, жилища, оседлый, козы, собака, овцы, коровы, свиньи, молоко, мясо, жир, шерсть, скотоводство, шкуры.

5. Заполните пропуски в тексте и у вас получится рассказ о жизни людей.

На смену __________ общине пришла __________, которая объединяла несколько ___________, живущих на одной территории. Общины заключали между собой союзы. Они принимали обязательства совместно защищать землю, на которой проживали. Так образовалось __________.

С развитием земледелия из _________________ стали выделяться самостоятельные большие ______________. _______________ состояла из нескольких поколений ближайших родственников. Такой ________________ из земельных владений общины выделялся _____________. Со временем этот _____________ и собранный урожай становился _________________________________ семьи. Более умелые, трудолюбивые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось ____________________ _______________________________.

Для ведения войны ______________ избирало военного предводителя – _________________. Постепенно ________________ превращался в постоянного главу _____________________. Он формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов _____________________________. Этот отряд назывался ____________________. _______________, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли _______________. ___________ и ______________ управляли жизнью племени.

Слова для справок: род, родовая, соседская, племя, надел, семьи, собственность, имущественное неравенство, вождь, племя, знать, дружина.

6. Выберите признаки возникновения цивилизации.

а) Выделение человека из мира животных;

б) изобретение письменности;

в) возникновение городов;

г) начало обработки металлов;

д) появление фабрик и заводов;

е) возникновение государства;

ж) появление земледелия и скотоводства;

з) изобретение колеса;

и) появление письменных законов;

к) гражданские права и обязанности.

multiurok.ru

II. первобытные земледельцы и скотоводы

ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ВВОДНЫЙ УРОК

Учащиеся получают первичное представление об изучаемом в V классе историческом курсе и о видах исторических источников. Одна из главных задач урока - заинтересовать пятиклассников учебным предметом.

План урока:

1. Повторение курса «Эпизодические рассказы из истории СССР».

2. Знакомство с учебником.

3. Характеристика исторических источников: письменных, вещественных, этно-. графических. 1. Задание: «В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Вспомните, в каком году произошли эти события». Небольшая беседа обычно протекает.активно, наиболее подготовленные ученики дают развернутые ответы. Если класс молчит, допустимы вспомогательные вопросы: «Какое важное событие произошло в 1380 г.? В каком году началась и в каком закончилась Великая Отечественная война?» и т. п.

Учитель подчеркивает: недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории»,- говорит он. Понятие всемирная история новое для "пятиклассников, целесообразно раскрыть его в ходе работы с физической картой полушарий или самодельной картой по истории первобытного общества (см. пособие, рис. 1).

Задание: Покажите на карте и назовите части света. Опыт свидетельствует, что лишь отдельные ученики способны выполнить задание.

Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.

2. Определение слова «история» учащиеся находят в учебнике: один из учеников читает вслух абзацы 1, 3, 4 на стр. 6. Затем учитель спрашивает: «Как называется первый отдел всемирной истории?»

Задание: Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).

Учитель обращает внимание на роль иллюстраций в учебнике: рисунки помогут создать представление о жизни людей в древности. Предлагается найти, например, цветн. рис. 1:

- Вы еще не изучали жизнь первобытных людей, но, рассмотрев этот рисунок, уже сможете ответить на некоторые вопросы. Почему древнейшие люди могли жить только в жарких странах?

- Они не имели одежды, - говорят ученики.

- Поясните свою мысль: в каких странах можно было прожить без одежды?

Выслушав учащихся, учитель спрашивает:

- Есть ли другие доказательства того, что люди могли жить только в жарких странах? Рассмотрите рисунок и скажите, как люди добывали пищу.

- Они охотились и собирали плоды. А в жарких странах больше фруктов и ягод, чем в северных.

- Какие орудия труда вы видите на рисунке?

- Камни и палки.

Дополняя ответы, учитель поясняет, что не всякий камень и палка являются орудиями труда. Например, камень, найденный где-нибудь на берегу реки, не назовешь орудием труда. Но если первобытный человек придавал камню определенную форму, то такой камень превращался в орудие труда.

В ходе рассмотрения рисунка желательно подчеркнуть, что древнейшие люди жили на Земле два с половиной миллиона лет назад, добывали пищу собирательством и охотой (подробнее об этом будет рассказано на следующем уроке).

3. Учитель предлагает вспомнить, как ученые узнают о жизни древних людей. Этот вопрос рассматривался в IV классе, поэтому учащиеся способны указать на роль раскопок, назвать берестяные грамоты, надписи на камне и коже и т. д.

Раскрывается понятие исторический источник.

- Слово «источник» имеет несколько значений. Что означает оно в предложении: «В лесу ребята увидели источник»? Что означает то же слово в выражении «источник знаний»? Что может быть названо источником, знаний? Приведите пример.

Учащиеся дают разные ответы, но им понятно главное - слово «источник» может употребляться как в прямом, так и в переносном смысле. Учитель поясняет, что развалины древних зданий, обломки посуды, различные древние надписи являются источниками знаний по истории.

Пятиклассники находят в учебнике определение понятия «письменный исторический источник» (стр. 7). Подчеркивается, что древнейшим письменным источникам около 5 тыс. лет. Представление о древнем письменном источнике может быть создано с помощью задания: «Вообразите, что в горах вы видите высеченную на скале надпись (учитель поворачивается к стене класса, будто стена и есть та скала, вглядывается, «разбирая» текст, и учащимся кажется, что они и в самом деле видят надпись): «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым этот письменный источник?

Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Почему - обычно учащимся понятно: надписи сделаны на незнакомом языке и сложными знаками. Учитель добавляет, что ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть их уже прочитана, некоторые еще предстоит разгадать (Не разгадано древнейшее индийское письмо (упомянуто в учебнике), письмо Крита, этрусков, острова Пасхи, народов Америки - майя, ольмеков и др).

Учитель отмечает, что, изучая одни только письменные источники, нельзя узнать, как жили люди в глубокой древности (древнейшие надписи были сделаны около 5 тыс. лет назад, а люди существуют на Земле два с половиной миллиона лет).

Объясняются термины «археология», «вещественные источники». Целесообразно остановиться на том, какую роль играют раскопки: 1) древних мусорных ям; 2) древних могил; 3) древних городов.

1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Детям это кажется смешным. Но любая находка, даже самая незначительная, о многом расскажет археологу.

Задание: В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей животных. Представьте себя на месте ученых: как бы вы стали изучать эти кости, чтобы побольше узнать о занятиях жителей поселка?

«Задавайте мне вопросы, - предлагает учитель, - я отвечу на них. Что вы хотите узнать о костях?*» Выполняя задание, учащиеся знакомятся с методами исторической науки, учатся рассуждать.

Ученики. Каким животным принадлежали кости?

Учитель. Диким быкам, диким оленям, диким кабанам. А также домашним животным: собакам, козам, свиньям.

Ученики. Нельзя ли узнать, когда были убиты животные?

Учитель. Примерно десять тысяч лет назад.

Ученики. Не видны ли следы обработки этих костей людьми? Нет ли надписей на костях?

Учитель. Такие следы отсутствуют. Надписи также не обнаружены. Если других вопросов нет, отвечайте, что можно узнать о занятиях жителей поселка на основании находок.

Ученики. Десять тысяч лет назад люди охотились здесь на оленей, быков, кабанов. Они разводили домашних животных: собак, коз, свиней.

Учитель. Как узнать, какое занятие было развито больше: охота или скотоводство? Что для этого надо сделать?... Подсчитаем, каких костей было больше. Допустим, что костей диких животных.

Ученики. Значит, охота была развита больше.

Учитель. В мусорной яме не найдено ни одной коровьей кости. Объясните этот факт.

Ученики. Коровы еще не были приручены людьми.

Учитель. Возможно ли иное объяснение?

Ученики. Может быть, жители поселка считали корову священным животным и не ели ее мяса.

2. Вопросы: С какой целью археологи раскапывают могилы? Почему древние люди клали в могилу вещи, которыми умерший пользовался при жизни? (Ответить могут лишь немногие ученики, знакомые с этим материалом, помимо школы.) Полезно уже здесь упомянуть, что древние люди верили в посмертную жизнь человека. В «стране мертвых» умершему будто бы потребуется все, чем он пользовался на земле. Поэтому в древних могилах в отличие от мусорных ям находят неповрежденные предметы: в могиле воина - меч и шлем, в могиле богатой женщины - бусы, серьги и кольца, в могиле бедняка - горшок с пищей и орудия труда.

3. Значение раскопок древнего города раскрывается на одном-двух примерах.

а) В древности существовал город Ниневия (см. § 17), расположенный к югу от Кавказских гор. Однажды Ниневию осадили вражеские войска. Два года не могли они овладеть городом. Наконец враги ворвались внутрь его: по улицам неслась конница, сверкали мечи и блестели копья. Победители увели пленных, увезли все, что можно было увезти: драгоценную утварь, скот, металлическое оружие. Ограбленные дома были преданы огню. Город опустел. Никто не решался селиться

на пепелище, только ветер гулял по некогда шумным улицам, Он приносил пыль и песок и засыпал город.

Объясняя, почему древние города оказались под землей, учитель обратит внимание на знакомый учащимся предмет:

- Парта, за которой вы сидите, чистая, но если в классе не убирать неделю, то можно будет пальцем написать на парте свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины Ниневии за две с половиной тысячи лет. Она вся оказалась под землей.

Когда в Ниневию пришли археологи, они обнаружили полуразрушенные кирпичные стены, ворота, дома и царский дворец. Что могут рассказать о жизни людей раскопки города? Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, из какого материала сложены стены домов, как выглядели царский дворец и дома жителей. Полеено отметить, что при раскопках Ниневии найдены не только вещественные, но и ценнейшие письменные источники - библиотека, состоящая из 20 тыс. «книг».

б) Город Помпеи, расположенный в Италии, был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувия около 2 тыс. лет назад (см. стр. 221). Город погиб, не будучи разграблен и не пострадав от огня. Ученые восстановили не только внешний, но и внутренний вид домов, мастерских, бань, театра и других зданий. Хорошо сохранились мебель, орудия труда, произведения живописи и скульптуры, множество предметов быта. (Можно использовать либо несколько диапозитивов из серии «Древний город Помпеи», либо цветные фото XVI-XVIII учебника.)

Далее учитель называет еще один источник знаний о древних людях. Это изучение жизни народностей, сильно отставших в своем развитии (рассматривается фотография «У шалаша австралийцев» на стр. 9). Учитель рассказывает, пользуясь настенной картой, об одной-двух из этих народностей (К числу наиболее отсталых современных народностей относятся мрабри в Таиланде, кубу на Суматре и хадзапи в Танзании. См.: Охотники, собиратели, рыболовы. Под ред. А. М. Решетова. Л., 1972, с. 8, 108, 144).

В наши дни в Восточной Африке живет маленькое племя хадзапи. Оно не знает ни земледелия, ни скотоводства. Хадзапи добывают себе пищу охотой на антилоп, носорогов и других животных, а также собиранием плодов и съедобных кореньев, птичьих яиц, меда диких пчел. Хадзапи не умеют добывать и обрабатывать металлы, они делают орудия труда из камня и дерева, посуду из скорлупы яиц страуса, ложки из раковин. Одеждой им служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников. Хадзапи кочуют в поисках пищи, от непогоды они прячутся в пещерах или в небольших шалашах.

В конце урока возможна беседа по вопросу: «Как ученые узнают о жизни древних людей?»

Домашнее задание. Учебник, стр. 6-10. Вопрос 3 на стр. 9.

e.120-bal.ru

Первобытные земледельцы и скотоводы

Древние охотники1. Родовая община. Долго, мучительно и трудно развивалось первобытное человечество. Совместный труд, борьба с хищниками, общий костер сплачивали людей. У человека появилась членораздельная речь, развивалось мышление, рука становилась более умелой и совершенней.

Около 40-35 тыс. лет назад возникли искусство и религия. На смену первобытному стаду пришла новая форма человеческого коллектива - родовая община.

В отличие от первобытного стада, родовая община являлась постоянным коллективом. Все люди, составлявшие ее, были родственниками, то есть имели общего предка. Мужчины охотились, ловили рыбу, изготавливали оружие и орудия труда. Женщины занимались собирательством, шили одежду из шкур, готовили пищу, растили детей. Подрастая, дети становились хорошими помощниками по хозяйству. В каждом роде насчитывалось по нескольку десятков человек. Люди трудились совместно, имели общее имущество. Все, что они производили, равномерно распределялось между членами единого коллектива.

Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя. Соплеменники говорили на одном языке, имели общие традиции и обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин. Особо важные дела решались на совместном собрании взрослых мужчин.

2. Потепление. Новые изобретения людей. Около 12 тысяч лет тому назад ледник начал медленно таять и отступать на север. На свободной от льда земле вырастали леса и кустарники. К этому времени мамонты, носороги и другие крупные животные вымерли. Быстроногих и мелких животных было гораздо труднее загонять в приготовленные ямы-ловушки. Охотиться с копьем на них было тоже непросто. Это заставляло людей совершенствовать орудия труда и оружие. Именно в это время люди изобрели лук и стрелы. У них появились плоты и лодки.

3. Появление земледелия и скотоводства. Тогда же люди обнаружили, что из семян дикорастущих злаков, попавших в землю, вырастали новые растения. Так можно было получить новый урожай зерен. Недалеко от стоянки они вскапывали заостренной палкой-копалкой небольшой участок земли, сеяли на нем зерна растений и выращивали урожай. Колосья срезали каменными серпами. Из зерен, перетертых с помощью двух плоских камней, получали муку. Из муки, разбавленной водой, - тесто. Из теста, выпеченного на раскаленных камнях, - хлеб. Хлеб на долгое время стал основной пищей человека.

Со временем палка-копалка была усовершенствована и превратилась в мотыгу. Так люди перешли от собирательства к земледелию. Они начали вести оседлый образ жизни. Ведь для того, чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте. Земледельцы обустраивались и строили более совершенные жилища.

Мужчины-охотники часто приносили домой детенышей убитых зверей. Маленькие животные настолько привыкали к человеку, что становились домашними. Первой была приручена собака. Затем люди одомашнили коз, овец свиней и других животных. Домашние животные надежно служили человеку. Собаки охраняли стоянки, выслеживали зверя и гнали его. Мясо свиньи шло в пищу. Коровы и другой рогатый скот давали молоко, мясо, кожу. Быки служили рабочей силой при обработке полей и перевозке тяжестей. Поэтому люди стали разводить домашних животных целыми стадами. Так после земледелия начало развиваться скотоводство.

Зачатки земледелия и скотоводства обнаружены археологами в Передней Азии и насчитывают 10 тысяч лет.

Примерно в это же время человек заметил важное свойство глины затвердевать на огне. В результате он научился делать из глины прочную посуду. Вскоре после этого люди изобрели ткачество. Волокна шерсти и льна стали скручивать с помощью прялки в длинные нити. Ровными рядами нити натягивались на деревянную раму. Сначала вертикально, а затем пропускались поперечно. Из полученной ткани шили удобную одежду, которая пришла на смену одежде из шкур или из листвы. Так появились первые ремесла.

4. Начало века металлов. Примерно 8 тысяч лет тому назад люди познакомились с металлами. Одним из первых металлов, который научились обрабатывать люди, была медь. Она легко плавилась, принимала нужную форму и затвердевала. Вначале из нее изготавливали украшения, потом из меди стали отливать орудия труда и оружие.

С введением обработки меди заканчивается каменный век и начинается век металлов. Через три тысячелетия люди научились выплавлять бронзу, которая была прочнее и тверже меди. Настала пора первых в истории воинов, военных вождей и войн.

Земледельцы постепенно совершенствовали орудия труда. Они увеличили размеры мотыги. Затем изобрели деревянный плуг, с помощью которого вспахивали твердую, неподатливую почву. В плуг стали впрягать быков. Это улучшило обработку земли. Посевные площади расширились. Урожаи значительно возросли.

5. Распад родовой общины и образование государства. Теперь семья из нескольких человек могла прокормить себя. Она получала от старейшин свой земельный надел и трудилась на нем. На смену родовой общине пришла соседская община.

В это время начали богатеть старейшины и военные вожди. Ведь они старались забрать себе все самое лучшее - плодородную землю, сильный и плодовитый скот, изделия из меди, золота и серебра, а в случае войн - большую часть добычи. Свои богатства вожди и старейшины передавали по наследству сыновьям. Себя и членов своей семьи они считали не простыми людьми, а знаменитыми, то есть знатными.

Знать устанавливала свою власть над общинами и племенами. Это вело к образованию государства. Во главе государства стоял правитель, государь. В его распоряжении были советники и войска, стражники и надсмотрщики. С их помощью в обществе поддерживался порядок, и обеспечивалась защита от внешней опасности.

Появление неравенства, возникновение религии и государства, строительство городов, изобретение письма свидетельствовало о переходе от первобытности к более высокому уровню развития - цивилизации. В отдельных районах земного шара это произошло более 6 тысяч лет тому назад.

estnauki.ru

II. первобытные земледельцы и скотоводы

ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ВВОДНЫЙ УРОК

Учащиеся получают первичное представление об изучаемом в V классе историческом курсе и о видах исторических источников. Одна из главных задач урока - заинтересовать пятиклассников учебным предметом.

План урока:

1. Повторение курса «Эпизодические рассказы из истории СССР».

2. Знакомство с учебником.

3. Характеристика исторических источников: письменных, вещественных, этно-. графических. 1. Задание: «В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Вспомните, в каком году произошли эти события». Небольшая беседа обычно протекает.активно, наиболее подготовленные ученики дают развернутые ответы. Если класс молчит, допустимы вспомогательные вопросы: «Какое важное событие произошло в 1380 г.? В каком году началась и в каком закончилась Великая Отечественная война?» и т. п.

Учитель подчеркивает: недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории»,- говорит он. Понятие всемирная история новое для "пятиклассников, целесообразно раскрыть его в ходе работы с физической картой полушарий или самодельной картой по истории первобытного общества (см. пособие, рис. 1).

Задание: Покажите на карте и назовите части света. Опыт свидетельствует, что лишь отдельные ученики способны выполнить задание.

Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.

2. Определение слова «история» учащиеся находят в учебнике: один из учеников читает вслух абзацы 1, 3, 4 на стр. 6. Затем учитель спрашивает: «Как называется первый отдел всемирной истории?»

Задание: Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).

Учитель обращает внимание на роль иллюстраций в учебнике: рисунки помогут создать представление о жизни людей в древности. Предлагается найти, например, цветн. рис. 1:

- Вы еще не изучали жизнь первобытных людей, но, рассмотрев этот рисунок, уже сможете ответить на некоторые вопросы. Почему древнейшие люди могли жить только в жарких странах?

- Они не имели одежды, - говорят ученики.

- Поясните свою мысль: в каких странах можно было прожить без одежды?

Выслушав учащихся, учитель спрашивает:

- Есть ли другие доказательства того, что люди могли жить только в жарких странах? Рассмотрите рисунок и скажите, как люди добывали пищу.

- Они охотились и собирали плоды. А в жарких странах больше фруктов и ягод, чем в северных.

- Какие орудия труда вы видите на рисунке?

- Камни и палки.

Дополняя ответы, учитель поясняет, что не всякий камень и палка являются орудиями труда. Например, камень, найденный где-нибудь на берегу реки, не назовешь орудием труда. Но если первобытный человек придавал камню определенную форму, то такой камень превращался в орудие труда.

В ходе рассмотрения рисунка желательно подчеркнуть, что древнейшие люди жили на Земле два с половиной миллиона лет назад, добывали пищу собирательством и охотой (подробнее об этом будет рассказано на следующем уроке).

3. Учитель предлагает вспомнить, как ученые узнают о жизни древних людей. Этот вопрос рассматривался в IV классе, поэтому учащиеся способны указать на роль раскопок, назвать берестяные грамоты, надписи на камне и коже и т. д.

Раскрывается понятие исторический источник.

- Слово «источник» имеет несколько значений. Что означает оно в предложении: «В лесу ребята увидели источник»? Что означает то же слово в выражении «источник знаний»? Что может быть названо источником, знаний? Приведите пример.

Учащиеся дают разные ответы, но им понятно главное - слово «источник» может употребляться как в прямом, так и в переносном смысле. Учитель поясняет, что развалины древних зданий, обломки посуды, различные древние надписи являются источниками знаний по истории.

Пятиклассники находят в учебнике определение понятия «письменный исторический источник» (стр. 7). Подчеркивается, что древнейшим письменным источникам около 5 тыс. лет. Представление о древнем письменном источнике может быть создано с помощью задания: «Вообразите, что в горах вы видите высеченную на скале надпись (учитель поворачивается к стене класса, будто стена и есть та скала, вглядывается, «разбирая» текст, и учащимся кажется, что они и в самом деле видят надпись): «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым этот письменный источник?

Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Почему - обычно учащимся понятно: надписи сделаны на незнакомом языке и сложными знаками. Учитель добавляет, что ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть их уже прочитана, некоторые еще предстоит разгадать (Не разгадано древнейшее индийское письмо (упомянуто в учебнике), письмо Крита, этрусков, острова Пасхи, народов Америки - майя, ольмеков и др).

Учитель отмечает, что, изучая одни только письменные источники, нельзя узнать, как жили люди в глубокой древности (древнейшие надписи были сделаны около 5 тыс. лет назад, а люди существуют на Земле два с половиной миллиона лет).

Объясняются термины «археология», «вещественные источники». Целесообразно остановиться на том, какую роль играют раскопки: 1) древних мусорных ям; 2) древних могил; 3) древних городов.

1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Детям это кажется смешным. Но любая находка, даже самая незначительная, о многом расскажет археологу.

Задание: В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей животных. Представьте себя на месте ученых: как бы вы стали изучать эти кости, чтобы побольше узнать о занятиях жителей поселка?

«Задавайте мне вопросы, - предлагает учитель, - я отвечу на них. Что вы хотите узнать о костях?*» Выполняя задание, учащиеся знакомятся с методами исторической науки, учатся рассуждать.

Ученики. Каким животным принадлежали кости?

Учитель. Диким быкам, диким оленям, диким кабанам. А также домашним животным: собакам, козам, свиньям.

Ученики. Нельзя ли узнать, когда были убиты животные?

Учитель. Примерно десять тысяч лет назад.

Ученики. Не видны ли следы обработки этих костей людьми? Нет ли надписей на костях?

Учитель. Такие следы отсутствуют. Надписи также не обнаружены. Если других вопросов нет, отвечайте, что можно узнать о занятиях жителей поселка на основании находок.

Ученики. Десять тысяч лет назад люди охотились здесь на оленей, быков, кабанов. Они разводили домашних животных: собак, коз, свиней.

Учитель. Как узнать, какое занятие было развито больше: охота или скотоводство? Что для этого надо сделать?... Подсчитаем, каких костей было больше. Допустим, что костей диких животных.

Ученики. Значит, охота была развита больше.

Учитель. В мусорной яме не найдено ни одной коровьей кости. Объясните этот факт.

Ученики. Коровы еще не были приручены людьми.

Учитель. Возможно ли иное объяснение?

Ученики. Может быть, жители поселка считали корову священным животным и не ели ее мяса.

2. Вопросы: С какой целью археологи раскапывают могилы? Почему древние люди клали в могилу вещи, которыми умерший пользовался при жизни? (Ответить могут лишь немногие ученики, знакомые с этим материалом, помимо школы.) Полезно уже здесь упомянуть, что древние люди верили в посмертную жизнь человека. В «стране мертвых» умершему будто бы потребуется все, чем он пользовался на земле. Поэтому в древних могилах в отличие от мусорных ям находят неповрежденные предметы: в могиле воина - меч и шлем, в могиле богатой женщины - бусы, серьги и кольца, в могиле бедняка - горшок с пищей и орудия труда.

3. Значение раскопок древнего города раскрывается на одном-двух примерах.

а) В древности существовал город Ниневия (см. § 17), расположенный к югу от Кавказских гор. Однажды Ниневию осадили вражеские войска. Два года не могли они овладеть городом. Наконец враги ворвались внутрь его: по улицам неслась конница, сверкали мечи и блестели копья. Победители увели пленных, увезли все, что можно было увезти: драгоценную утварь, скот, металлическое оружие. Ограбленные дома были преданы огню. Город опустел. Никто не решался селиться

на пепелище, только ветер гулял по некогда шумным улицам, Он приносил пыль и песок и засыпал город.

Объясняя, почему древние города оказались под землей, учитель обратит внимание на знакомый учащимся предмет:

- Парта, за которой вы сидите, чистая, но если в классе не убирать неделю, то можно будет пальцем написать на парте свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины Ниневии за две с половиной тысячи лет. Она вся оказалась под землей.

Когда в Ниневию пришли археологи, они обнаружили полуразрушенные кирпичные стены, ворота, дома и царский дворец. Что могут рассказать о жизни людей раскопки города? Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, из какого материала сложены стены домов, как выглядели царский дворец и дома жителей. Полеено отметить, что при раскопках Ниневии найдены не только вещественные, но и ценнейшие письменные источники - библиотека, состоящая из 20 тыс. «книг».

б) Город Помпеи, расположенный в Италии, был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувия около 2 тыс. лет назад (см. стр. 221). Город погиб, не будучи разграблен и не пострадав от огня. Ученые восстановили не только внешний, но и внутренний вид домов, мастерских, бань, театра и других зданий. Хорошо сохранились мебель, орудия труда, произведения живописи и скульптуры, множество предметов быта. (Можно использовать либо несколько диапозитивов из серии «Древний город Помпеи», либо цветные фото XVI-XVIII учебника.)

Далее учитель называет еще один источник знаний о древних людях. Это изучение жизни народностей, сильно отставших в своем развитии (рассматривается фотография «У шалаша австралийцев» на стр. 9). Учитель рассказывает, пользуясь настенной картой, об одной-двух из этих народностей (К числу наиболее отсталых современных народностей относятся мрабри в Таиланде, кубу на Суматре и хадзапи в Танзании. См.: Охотники, собиратели, рыболовы. Под ред. А. М. Решетова. Л., 1972, с. 8, 108, 144).

В наши дни в Восточной Африке живет маленькое племя хадзапи. Оно не знает ни земледелия, ни скотоводства. Хадзапи добывают себе пищу охотой на антилоп, носорогов и других животных, а также собиранием плодов и съедобных кореньев, птичьих яиц, меда диких пчел. Хадзапи не умеют добывать и обрабатывать металлы, они делают орудия труда из камня и дерева, посуду из скорлупы яиц страуса, ложки из раковин. Одеждой им служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников. Хадзапи кочуют в поисках пищи, от непогоды они прячутся в пещерах или в небольших шалашах.

В конце урока возможна беседа по вопросу: «Как ученые узнают о жизни древних людей?»

Домашнее задание. Учебник, стр. 6-10. Вопрос 3 на стр. 9.

d.120-bal.ru


Смотрите также