Археологические памятники России и мира. Типы археологических памятников. Памятники первобытные
Археологические памятники России и мира. Типы археологических памятников
Археологические памятники - это недвижимые немые свидетели прошлых эпох. Они отражают деятельность человека, жившего в те времена, когда был сооружен тот или иной исторический объект. Ученые все памятники делят на группы в зависимости от того, для каких целей предназначалось сооружение.
Виды археологических памятников
Сразу необходимо сделать оговорку - классификация является условной. В различных источниках классификации составлены по разным основаниям и могут значительно отличаться друг от друга.
Погребальные памятники включают в себя курганы, грунтовые могильники, некрополи, кенотафы, мемориальные комплексы и многие другие сооружения. Перечисленные археологические памятники имеют много разновидностей. Изучая их, ученым удается восстановить традиции народов, их верования. Надо сказать, что курганы, являющиеся местом захоронения людей - это наиболее распространенные археологические памятники на территории России, особенно в ее степных и лесостепных районах.
Поселенческие памятники, такие как городища, стоянки, пещеры, производственные мастерские, шахты, дороги, системы водоснабжения отражают повседневный быт человека и несут ценнейшие сведения об укладе жизни людей определенной эпохи. Описания жилищ людей, полученные по результатам раскопок, иногда очень отличаются друг от друга. Обустройство мест, где проживал человек, зависело от длительности его пребывания в данном месте, основного вида деятельности, принадлежности к определенному сословию и многих других факторов.
Культовые памятники дают представление о ритуалах, совершаемых в храмах, святилищах и других почитаемых человеком местах. К этому виду памятников можно отнести каменные изваяния, которые существуют во всех уголках планеты. Иногда они являлись составной частью мемориальных комплексов, но в некоторых случаях выполняли самостоятельную роль при совершении определенных обрядов.
Памятники первобытного искусства представляют собой наскальные рисунки, графику, скульптуру. Эти виды археологических памятников встречаются на всех континентах планеты. Отличаются они лишь содержанием, способом выполнения. А это зависело от эпохи создания рисунков, места проживания человека, его духовной культуры. Отличительной чертой памятников такого вида является то, что они находятся на поверхности земли, и специальных работ, связанных с их открытием, проводить не нужно.
Пещерные памятники представляют собой большую историческую ценность. Это связано с тем, что человек довольно продолжительное время использовал пещеры в качестве жилища или укрытия от опасностей. Затем в них стали проводиться культовые обряды. Памятники, найденные в пещерах, несут богатую информацию о жизни человека в глубоком прошлом.
К особой группе памятников можно отнести случайные находки, затонувшие корабли, города, клады и другие объекты. По ним тоже можно восстановить историческое прошлое людей.
Следы деятельности человека, жившего десятки, сотни и тысячи лет назад, объективно существуют, это неоспоримый факт. Одни из таких археологических памятников хорошо известны ученым, широкой общественности, они используются современным человеком с определенными целями. О других же артефактах человечеству еще только предстоит узнать. В связи с этим виды археологических памятников подразделяются на известные и неизвестные. Первый вид памятников изучается, охраняется законом того государства, где он расположен, и тем самым в какой-то мере защищен от уничтожения. О втором виде памятников, которые наверняка существуют, человечество еще ничего не знает, пока они скрыты от нас.
Эпоха первобытного человека
Археологические памятники первобытной эпохи указывают на то, что жизнь человека главным образом зависела от климатических условий, в которых он обитал. Так, например, около 35-40 тысячелетий назад значительная часть территории современной европейской части России находилась в зоне наступления ледника.
Основным видом деятельности человека в этот период была охота, так как в приледниковой зоне и южнее ее водилось огромное количество животных. Они давали не только одежду и пищу, но и кров. Историками найдены остатки жилищ, где опорные столбы, основания построек, их каркасы выполнены из костей крупных животных. Мамонты, олени, пещерные львы, шерстистые носороги и многие другие виды животных были объектом охоты древнего человека.
При строительстве жилища нужно было кости надежно скреплять между собой, для этого приходилось в них делать отверстия и пазы. Покрывали такие сооружения теплыми шкурами животных. Чаще всего жилища были круглой формы, с конической крышей.
Найдены также захоронения людей - ценнейшие археологические памятники первобытной эпохи. Находки свидетельствуют о том, что камень и кости животных были основными материалами, из которых изготавливались орудия труда, оружие и украшения древнего человека. С изменением климатических условий менялся животный и растительный мир, а также виды деятельности людей. Основными местами их обитания были поймы рек, прибрежные территории водоемов. Именно здесь ученые постоянно находят археологические памятники, которые помогают изучить образ жизни первобытного человека.
Но чтобы получить полное представление об эволюции человека, ученым приходится изучать большой объем исторического материала. При грамотном ведении раскопок историкам очень часто на месте работы удается найти археологические памятники, принадлежащие к разным эпохам развития жизни человека. Именно такие находки для ученых являются наиболее ценными.
Каменный век
Археологические памятники каменного века позволяют сделать вывод о том, что к концу этого периода человек уже занимал большие территории, и места его обитания были расположены в разных уголках Земли. Расселение людей связано с потеплением климата, отступлением ледника. Изменился растительный и животный мир - появились хвойные леса, заселенные разными видами животных. Большое количество мелких и крупных водоемов, где водилась рыба, дало толчок к освоению рыболовства. Да и охота на лесных животных уже отличалась от той, что была прежде. Орудия труда и оружие, найденное в местах проживания людей, хотя и было изготовлено из камня, но имело более совершенные формы и способы обработки материала.
Археологические памятники каменного века указывают также на то, что у людей появляются зачатки религиозной культуры, отдельных видов искусства. Меняется общественный уклад жизни. Археологические памятники каменного века России найдены практически на территории всей страны. Наиболее изучены памятники, обнаруженные на территории современной Калининградской, Московской, Калужской, Тверской областей, Уссурийского края и некоторых других мест.
Путеводитель в прошлое
Для удобства работы ученых и внесения определенного порядка в данную сферу деятельности все археологические памятники мира регистрируются и вносятся в специальный список. В указателе отмечается принадлежность находки к определенной эпохе. Кроме того, в нем указываются типы археологических памятников, приводится их описание с перечнем основных находок. Определяется степень разрушения на момент обнаружения исторического объекта. Для ученых очень важным является указание точного места нахождения памятника.
В подобных указателях можно найти сведения о том, в каких коллекциях и музеях мира хранятся объекты, найденные на местах раскопок. Любой интересующийся человек имеет возможность ознакомиться со списком литературы, где дается наиболее полное и достоверное описание археологических памятников, история его обнаружения, хода работ, связанных с раскопками. Это могут быть литературные, архивные, научные источники.
Отличным дополнением к списку-справочнику являются археологические карты, которые, кроме всего прочего, позволяют увидеть, какие места на Земле еще мало изучены историками.
Путеводители по местам раскопок имеются и в каждой отдельной стране. Археологические памятники на территории России тоже внесены в специальный список, который редактируется по мере появления новых сведений, предоставляемых учеными.
Археологические памятники России
Археологические находки на территории России не являются редкостью. Многие из них имеют мировое значение, заставляя ученых изменить сложившееся представление о ходе развития и существования различных цивилизаций.
Так, например, в Хакасии, в долине Белого Июса, в 1982 году было вскрыто древнее святилище. Обнаруженное здесь сооружение напоминало обсерваторию. После изучения находки археологи пришли к выводу, что еще во времена бронзового века люди, жившие на территории современной Сибири, умели пользоваться календарем и с поразительной точностью определять время.
Еще больше удивляет находка в районе Ачинска. Жезлу из кости мамонта с нанесенным на него своеобразным рисунком не менее 18 тысяч лет. Ученые уверены, что этот предмет также является своеобразным лунно-солнечным календарем. Отсюда можно предположить о существовании еще более древних цивилизаций, чем Шумерская, Египетская, Индусская, Персидская, Китайская.
В верховьях Енисея, на Алтае, находится известный среди археологов курган Аржан. Интересно то, что правила его возведения и обустройства совпадают с теми, по которым были построены погребальные сооружения в других регионах и в другое время.На территории Средней Азии, в южных частях Сибири, на Кавказе, в Крыму археологами обнаружены остатки оросительных систем, дорог, мест выплавки металла. Археологические памятники России расположены по всей территории государства. Сибирь, Дальний Восток, Европейская часть страны, Урал, Кавказ, Алтай - те регионы, где были обнаружены уникальные исторические находки. Во многих из этих областей раскопки ведутся и сегодня.
Территория древнего Урала
Археологические памятники Урала по праву можно назвать знаменитыми. О существовании древних поселений в этих местах историки говорили еще несколько веков назад. Но лишь в 1987 году специальной экспедицией было найдено укрепленное поселение Аркаим. Он находится на территории Южного Урала, между верхним течением рек Тобол и Урал.
Экспедиция была назначена по причине планирования строительства в этих местах крупного водохранилища. Отряд археологов состоял из двух ученых, нескольких студентов и школьников. Никто из руководства и членов экспедиции и не подозревал о возможности существования уникального исторического памятника в степных районах Уральского региона. Характерные формы рельефа были замечены случайно.
Вокруг древнего городища ученые обнаружили еще 21 древнее поселение, что говорит о существовании своеобразной страны городов. Кроме того, эта находка еще раз доказывает, что археологические памятники Урала действительно уникальны.
В этих же местах ученые нашли поселения людей, которые жили здесь 8-9 тысяч лет назад. Среди прочих находок обнаружены останки домашних животных. Это говорит о том, что уже тогда человек занимался их разведением.
Огорчает лишь то, что раскопки велись небрежно, с нарушением общепринятых норм и правил. По этой причине часть древнего поселения уничтожена. Такое отношение к истории можно квалифицировать как преступление. Охрана археологических памятников должна осуществляться на государственном уровне.
История находки Аркаима имела продолжение. По плану строительства водохранилища вся территория, где расположен исторический памятник, должна была уйти под воду. Однако благодаря активной деятельности некоторых представителей общественности и ученых уникальный объект удалось отстоять.
В 1992 году вся площадь, на которой расположен Аркаим, отошла к Ильменскому государственному заповеднику, став его филиалом. К настоящему времени проведено полное исследование памятника. Для этого использовался не только метод раскопок, но и другие современные научные методы изучения материала.
На месте архитектурного памятника обнаружены останки человека и животных. Стало известно, что уже тогда лошади использовались в качестве средства передвижения человека. Обнаружена сбруя, инструменты, используемые для ее изготовления.
Гончарные принадлежности и глиняная посуда - еще одно свидетельство, которое говорит о новом уровне развития ремесел. Наконечники стрел, металлические детали орудий труда свидетельствуют об этом же.
Самым удивительным для современного человека может показаться то, что в городище была обнаружена система канализации и водопровод.
Самара и ее далекое прошлое
Археологические памятники Самарской области необычайно разнообразны по своему типу и принадлежности той или иной эпохе. Это объясняется тем, что территория современной Самары была заселена людьми еще 100 тысяч лет тому назад. Человека привлекали благоприятные природные условия, которые свойственны степной и лесостепной полосе.
Сегодня ученым известно около двух тысяч древнейших памятников, которые были обнаружены в регионе. Одни из них существуют и сегодня, другие исчезли по причине воздействия на них сил природы или в результате хозяйственной деятельности человека. Есть немало памятников, о существовании которых известно, но археологические работы для их изучения еще не начаты. Кроме того, надо помнить, что раскопки памятника рано или поздно приведут к его разрушению. Это происходит и в момент проведения работ и после их окончания, когда древнейшие сооружения становятся подвержены воздействию внешней среды. Поэтому решение о необходимости ведения раскопок должно быть взвешенным и обдуманным. Археологические памятники Самарской области включают стоянки древнего человека, селища и городища, которые возводились людьми в более поздние эпохи. Рудники, шахты, где добывались полезные ископаемые для производства орудий труда и военных доспехов, тоже являются ценными источниками информации о хозяйственной деятельности наших предков.Курганные и бескурганные могильники - это разные типы археологических памятников. Они тоже в большом количестве имеются на территории Самары. Благодаря находкам, содержащимся в могильниках, был восстановлен облик человека, проживавшего здесь, выявлен вид его деятельности, изучен уровень развития культуры и искусства. Ученым даже удалось установить принадлежность людей к определенной национальности.
Богатое историческое прошлое Казахстана
Археологические памятники Казахстана тоже являются источником богатейшей информации о расселении людей на территории страны. Учитывая то, что в древнейшие времена отсутствовала письменность, памятники можно считать чуть ли не единственными свидетельствами прошлого.
Один из самых знаменитых мемориальных комплексов - Бесшатырский курган - находится на территории современного Казахстана. Сооружение поражает своим размахом - в его состав входит 31 могильник. Размер диаметра самого большого из них составляет 104 метра, а высота - 17 метров. Подобные сооружения имеются и в других частях страны.
Племена саков
Народы, принадлежащие к восточной ветви скифских кочевых и полукочевых племен, получили собирательное название - саки. В первом тысячелетии до нашей эры они населяли современные территории Средней Азии, Казахстана, южных районов Сибири, побережье Аральского моря.
Археологические памятники саков открыли для потомков их образ жизни, развитие уровня культуры, традиции. Могильные курганы сосредоточены главным образом в местах зимних стоянок племен. Это те места, которыми саки особенно дорожили.Раскопки, проведенные в разных местах обитания народов, позволили сделать вывод о том, что главным видом хозяйственной деятельности сакских народов было кочевое, полукочевое и оседлое скотоводство. Племена разводили овец, верблюдов, лошадей. По материалам, полученным в ходе раскопок, удалось даже установить, какие породы животных разводили саки.
Кроме того, установлено, что народы, принадлежавшие племенам, делились на категории - жрецы, воины и общинники. Из числа воинов выбирался царь, который являлся правителем племен, объединявшихся в союзы.
Среди самых значимых для науки сакских археологических памятников - такие как могильники Иссык, Уйгарак, Тегискен. Бесшатырский и Чиликтинские курганы известны далеко за пределами Казахстана, России и стран СНГ.
При раскопках кургана Иссык были найдены останки человека, вместе с которым в могильной камере находилось богатое снаряжение и много других предметов быта. Среди них ученые насчитали около четырех тысяч изделий из золота. Это, скорее всего, говорит о высоком положении человека, который здесь покоился, и о том, что люди верили в существование загробной жизни.
Охрана археологических памятников
Ученые и общественные деятели некоторых стран уже на протяжении многих лет бьют тревогу по поводу незаконного посещения артефактов и нанесения им существенного вреда. Благодаря активной деятельности этих людей составлен список археологических памятников, которые наиболее часто подвергаются разорению.Эти исторические реликвии находятся в Краснодарском и Приморском крае, Перми, Карачаево-Черкесии, Астраханской и Пензенской области, Кисловодске и многих других регионах России. Всего в этом печальном списке наличествует около шестидесяти памятников, чья судьба во многом зависит и от руководства страны, и от простых ее граждан.
fb.ru
Тема 2.2. Памятники культуры первобытности (2 часа)
Цель занятия: сформировать представления об основных особенностях памятников культуры первобытной эпохи.
Задачи:
Формировать представления о культурной эпохе и стилях первобытности.
Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей эпохи первобытности.
Создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры первобытной эпохи.
Вопросы к лекционному занятию:
Исторические эпохи и стили первобытной культуры: палеолитический, мезолитический и неолитический, их идеи и признаки.
Первобытное изобразительное искусство: графика (рисунки и силуэты), роспись пещер Ориньяка; рисунки в пещерах Ле-Комбатель и Ля-Мут, «картинные галереи» Фон де Гом и Альтамиры и пр.
Первобытная скульптура: палеолитические «венеры», барельефы и профильные контуры.
Декоративное искусство первобытности: резьба по камню и кости, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках, керамика.
История происхождения человека начинается в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному.
Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от греч. Synkretismos – соединение) – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого человека разумного. На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе (от греческого arche – начало и typos – образ) – прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Продолжительность этого периода – сотни тысяч лет.
Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. На основе материалов, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный.
В каменном веке условно выделяют несколько эпох:
палеолит – примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.;
мезолит – примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э.;
неолит – примерно от 7 до 4 тыс. лет до н.э.;
энеолит (меднокаменный) – примерно 3 – начало 2 тыс. до н.э.
Бронзовый век продолжался со 2 до начала 1 тыс. до н.э., железный век – примерно с середины 1тыс. лет до н.э.
Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно XXXIII – XXXVIII тыс. до н.э.). Ориньякская культура – культура периода позднего палеолита, получившая названия по пещере Ориньяк (Франция).
Это женские статуэтки высотой 10—15 см из камня и кости, обычно подчеркнуто массивных форм, с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами – так называемые «палеолетические Венеры», по-видимому связанные с культом матери-прородительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.
Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:
натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет;
искусственная изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;
верхнепалеолитическое изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.
В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство – резьба по камню и кости, рельефы.
В эпоху неолита и бронзового века появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда.
Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5–2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.
Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.
Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э.
По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры – «Зале животных» – найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают, высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.
В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» – 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.
При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение.
Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.
Говоря о чудесах первобытной культуры нельзя обойти вниманием памятники материального свойства. Наиболее грандиозным и, пожалуй, наиболее известным является шотландский Стоунхендж.
Стоунхендж – всемирно известное каменное мегалитическое сооружение-кромлех на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир в Англии, расположенное примерно в 130 км к юго-западу от Лондона. По самой распространенной версии, название произошло от англ. Stопehеngе – каменное ограждение. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эти сооружения представляли собой два концентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней, его конструкция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами. Шотландский Стоунхендж состоял из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит, а на северо-восток от него вне сооружения другой. Исследователи обратили внимание на то, что оси каждого из этих загадочных сооружений, проведенные от центрального монолита к внешнему, направлены к той точке горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце.
Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами, раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам. Современная датировка элементов Стоунхенджа, основана на радиоуглеродном методе. Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440–2100 до н. э.
Вопросы для групповой рефлексии:
Какие признаки стилей первобытной культуры можно заметить в изобразительном и декоративном искусстве, скульптуре современности?
Чем привлекательны для культурно-познавательного туризма памятники культуры первобытности?
Вопрос для самостоятельного изучения:
Загадки памятников мировой культуры первобытности: Стоунхендж, монолиты острова Пасхи.
Тема эссе: «Признаки стиля первобытной культуры в современном творчестве (мире, обществе)»
Темы рефератов (мультимедиа-презентаций):
Выдающиеся памятники первобытного изобразительного искусства.
Выдающиеся памятники первобытного декоративного искусства.
Мегалиты и кромлехи первобытности.
Контрольные вопросы:
studfiles.net
Как появилось искусство на примере памятников первобытного искусства на территории нашей стран (стр. 1 из 2)
Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет
Кафедра Управления в социально-экономических системах
Доклад.
Как появилось искусство (на примере памятников первобытного искусства на территории нашей страны).
Выполнила студентка
Группы 2242/5
_____________М.А. Ульянова
Проверил
______________Р.А. Федотова
Санкт-Петербург
2011
«Где вы, о древние народы
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу матери природы
Читали ясно, без очков.»
Федр Тютчев
Проблемы происхождения искусства ,художественного творчества вот уже несколько столетий занимают воображение ученых. Тогда где и почему началось искусство? Точный и простой ответ невозможен. Оно- искусство, не началось строго в определенный исторический момент, оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.
В изучении древнейших форм искусства, историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки, танца, театра, так как последнее могут судить о первобытных зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих коренных народов Австралии и Океании. А еще по многочисленным памятникам музыкально- поэтически-театрального искусства, найденный в Сибири, на Алтае, Украине .Это шумящие бубни, браслеты ,молоточки из рогов оленя. А вещественные, изобразительные памятники до исторических эпох разбросаны по всей планете, в том числе на территории России и бывшего СССР.
Еще в конце эпохи раннего палеолита, приблизительно за 50 тыс лет до н э в человеке постепенно появляется нечто новое, знаменующее гигантский прогресс в его развитии. Появляется сознательная цель, с нее и начинается трудовая деятельность человека, сам человек. Медленно, очень тяжелым трудом он начинает познавать окружающий мир. А кто был главным соперником человек в окружающем мире? Зверь. Ведь зверь –это источник жизни, враг и друг, жертва и божество, это сосредоточие всех помыслов. На охоте человек изучал зверя, его повадки, анатомию, затем рисовал и высекал изображения того или иного животного (причем только тех на кого он охотился) не ради удовольствия и похвалы современников. Нет, эти изображения имели магический ,а не эстетический смысл. Человек как бы говорил о звере «Я ЕГО РАСПОЗНАЛ И ЗАПЕЧЕТЛИЛ», значит он мой и мне подвластен. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества и искусство должно быть примитивным, но это не так. Об этом говорят живописные образы зверей ,найденные в пещерах. Среди этих открытий следует отметить замечательные памятники палеолитического искусства, открытые в 1959 году на Нижнем Урале. В Каповой пещере мы можем видеть писанный в светло-красном цвете фигуры тени мамонтов,2-х носорогов и трех лошадей, реалистическому мастерству изображения может позавидовать и современный человек.
А в Эрмитаже мы можем увидеть выгравированное изображение мамонта на крохотной пластине из бивня, найденный в Сибирском охотничьем лагере Верхнего Палеолита. Как хорошо, как убедительно, переданы линии головы спины , как убедительна вся мощная фигура зверя.
Может быть именно тогда, когда человек начал выделять в хаосе окружающего мира, то что особенно было достойно его внимания и появилась его вера в магическую силу изображения, дающее человеку власть над изображением ,и родилось изобразительное искусство???ученые не могут дать точного ответа на этот вопрос.
Человек в живописи палеолита почти не встречался, а скульптурные фигурки людей очень условны. То было время матриархата, господство материнского рода, тогда самой насущной задачей для человека было продолжение рода. Именно женщина была владычицей ,матерью ,источником неиссякаемости и благополучия рода.
Свыше 150 палеолитических жен статуэток обнаружено в разных странах причем значит часть из них в бывшем СССР (стоянки древнего человека в Гагарино, Костенко, МальтА, Бурэтьи др) это небольшие статуэтки разного стиля, их шутя называют «Палеолетические Венеры» в подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены.Палеолит Венера с ее вздутым животом, мешками груди -это сосуд плодородия, животворящая сила родоначальницы и охранительницы рода.
В Эрмитаже выставлены такие статуэтки из Бивня мамонта, им по 40-30 тыс лет. Одна из них замечательная по своей пластичности выразительности названа по месту находки Костенковской или Воронежской Венеры, другие из Мальты(Иркутская область)
А вот замечательная статуэтка, найденная в стоянки Буреть на Ангаре. Первобытный скульптор связал образ с конкретной реальностью своего времени и наделил фигурку головным убором. Это меховой откидывающийся капюшон. Такие капюшоны и в наши дни непременная принадлежность современного человека.
Это первые известные нам творения человеческих рук, прославляющие материнское начало, это прообразы всех знаменитых Венер и Мадонн, которыми мы любуемся в Эрмитаже.
За палеолитом , после отступления ледником следует мезолит ,а за ними неолит. Следует заметить, что за этими периодами не всегда можно провести точную грань.
В эпоху мезолита человек научился обжигать глину, превращать ее в твердое ,водонепроницаемое вещество. это изобретение -событие огромной важности, так как человек из раба природы превратился в ее хозяина.
Мы можем в Эрмитаже полюбоваться керамикой той поры. Например замечательный по гармонии и разнообразию форм и орнамента Трипольский расписной сосуд, созданный около 3 тысячелетия до н э . он назван так по месту нахождения около села Триполья близ города Киева.
Керамика имела большое значение в развитии у человека того неосознанного чувства, которое впоследствии назвали эстетическим, так как украшая прихотливым узором изготовленные сосуды человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, рожденное его творческим вдохновением.
Чрезвычайно изящны отмечены внутренним ритмом и др образцы прикладного искусства второго -3 тыс-я до н э .например, ложка с головой лебедя из горбуновского торфяника(Свердловская обл) ,украшающая экспозицию истории музея в Москве. сколько грации в изогнутой лебединой шеи и какая чарующая гармония во всем контуре этого маленького шедевра.
Или Эрмитажная головка лосихи из рога, обнаруженная в шигиртском торфянике(свердловская обл).это прекрасный образец реалистической скульптуры этой поры .
Глядя на эти образцы работ первобытных мастеров видно, что работали они тщательно и с сознанием дела. Понимал ли человек , что он творил образы достойные любования? Мы можем только догадываться об этом. Но как не предположить все таки, что не только вера в магическую силу творимого им деяния главенствовало в первобытном художнике над все прочим, как не предположить, что сознательное или подсознательно, это деяние рождало в нем и в тех кто следил за его работой радостно вдохновляющее эстетическое наслаждение. Как не предположить ,что именно так рождалось искусство. В эпоху мезолита человеческое общество становится обществом земледельцев, скотоводов. в эту эпоху содержание искусства становится шире и разнообразнее, так как оно принимает на себя кроме обрядовой, религиозной функции и функции общения людей.
Памятники живописи эпохи и современные ей петроглифы(выбитые .вырезанные и ли процарапанные наскальные изображения) многочисленны и рассеяны на огромных территориях. На территории бывшего СССР такие памятники первобытного искусства открыты в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у белого моря и в Сибири.
Для эпохи мезолита характерны не разрозненные изображения отдельных эпох ,а связанные композиции и сцены ,где человек занимает подобающее ему место.
Посмотрим на один из памятников позднего неолита. обнаруженные в России. Это часть гранитной скалы ,доставленная в Эрмитаж из окрестностей деревни Бесов Нос ,на Восточном берегу Онежского озера 2 тысяч до н э. перед нами десятки фигур ,это лоси и олени, утки и лебеди и большие ладьи с гребцами. но кроме того еще какие то круги, не то с отростками, не то на длинных шестах. Мы не знаем что они изображают ,но все вместе взятое это очевидно какое то магическое таинство, призванное дать победу человеку над зверьми .на природой.
Великолепные и обнаруженный под мхом декоративные вереницы оленей , изображено подлинно реалистиской силой на скалах при спадание реки Выга в белое море в урочище Жалавруга; очень интересны и фигурки лосей на утесах рек Лены и Ангары. Лоси изображены настолько точно и жизненно, что и сейчас кажутся одухотворенными(живыми) и полными силой.
Академик А.П. Окладников пишет : «еще 5 тысячелетий лет назад на Амуре обитали оседлые Рыбаловы ,они жили уже в прочных и полуподземных домах целыми деревнями .около этих жилищ уцелели образцы древнего искусства, оригинального и неповторимого. на огромных валунах у старого Нанайского села Сакачи –Алаян до сих пор видны загадочные лики неведомых существ, нередко окруженные ореолом или украшенные фантастическими головными уборами. Там же на шершавых глыбах дикого камня выбиты змеи ,птицы, звери, стилизованные таким же причудливым и странным образом. Эти находки показали, что на берегах Амура жили мастера высокого искусства ,люди ,создавшие очаг художественной культуры, которые не уступает никакой другой известный нам соседней или далекой культуры того времени».
Отдел памятников первобытного искусства в Эрмитаже богат , мы можем видеть ценнейшие находки современных археологов, например полный набор литейного производства конца 2-го тысячелетия до н э, найденные в районе строительства Волгоградской ГЭС. Таких находок будет больше, если при новостройках, будь то это строительство дома или станции метро, будет обязательно проводиться предварительно археологическое исследование. Ведь как говорят сами археологи «археологических памятников нет только там , где их не ищут»
mirznanii.com
Тема 1. Памятники первобытной культуры. Палеолит, мезолит, неолит.
Тема 1. Памятники первобытной культуры. Палеолит, мезолит, неолит.
Вся история первобытного строя делится на 3 основных периода, соответствующие становлению, расцвету и разложению родовой организации: 1) эпоха первобытного человеческого стада; 2) эпоха родовой общины; 3) эпоха разложения первобытной формации. Кроме того, весь этот огромный период принято делить еще и на основе различного материала и техники изготовления орудий: каменный, бронзовый и железный века.
Палеолит (древнекаменный) – 25 – 10 тыс. до н.э.
Мезолит (среднекаменный) – 10 – 6 тыс. до н.э.
Неолит (новокаменный) – 6 – 2 тыс. до н.э.
Век бронзы – 2 тыс. до н.э.
Век железа – 1 тысячелетие до н.э.
Поздний палеолит (35 – 10 тыс. до н.э.) – время появления изобразительной деятельности; делится на периоды, названные по месту первых находок: Мустье, Ориньяк–Солютре и Мадлен.
Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением кроманьонца – непосредственного предка современного человека (по месту первой находки останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции).
Первые шаги в области изобразительного искусства связаны с появлением насечки на кости и камне и первых украшений, круглой скульптуры, изображений, выгравированных и написанных красками на каменных плитах, графических и живописных изображений на стенах пещер, петроглифов в пещерах, декоративных предметов и орнаментов на предметах. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура, наскальная графика и живопись, декоративно-прикладное искусство (глиняная посуда и украшения).
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «палеолетические венеры» – фигурки женщин высотой 10–15 см, обычно подчеркнуто массивных форм, найденные во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных.
Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянках. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.
Первобытный художник пользовался минеральными красками: желтой, красной и желто-коричневой охрой (окисью марганца), сажей, мергелем (осадочной горной породой) и примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился (олень, мамонт, бык, бизон, лошадь, медведь, лев). Встречается изображение человека, преимущественно женщины. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.
Изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.
Венера Виллендорфская. Известняк; 6 см; Вена.
Женская голова из Брассемпуй. Кость; 3 см; Париж.
Рельеф с изображением женщины с рогом.
Голова лани (пещера Кастильо) – эпоха Ориньяк-Солютре.
Голова оленя (пещера Фон-де-Гом) – эпоха Ориньяк-Солютре.
Мамонт (п. Пеш-Мерль) – эпоха Ориньяк-Солютре.
Бизон (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.
Зубр (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.
Олень (п. Фон-де-Гом) – эпоха Мадлен.
Изображения животных (п. Ласко).
Человеческие фигурки (роспись на скале, Азербайджан).
Сцена охоты на страусов (роспись на скале, Южная Африка).
Стелла царя Хаммурапи (диорит, 2, 25 м) – характернейший памятник эпохи. Рельефная композиция на стеле – сцена получения царем Хаммурапи знаков власти от бога солнца Шамаша – т.н. инвеститура. При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.
Ассирия (13-7 вв. до н.э.)
Совершенствуется военная техника – вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.до н.э.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.до н. э.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия - тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле - алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.
Древнейшей родиной ассирийцев была небольшая область в верхнем течении реки Тигр, расположенная в окрестностях городов Ашшур, Ниневия и Арбела. Первоначально эта область находилась под заметным влиянием соседей – более преуспевающих шумеров и аккадцев. Однако около 20 в. до н.э. в Ассирию вторглись семитские племена амореев, основавших династию царей. Само название ассирийцев происходит от имени их верховного бога – Ашшура. Многие другие ассирийские боги имеют месопотамское происхождение.
При храмах как и в Шумере, посвященных семи главным богам (Энки, Нинхурсаг, Нанна, Уту, Инанна – у шумеров) возводили зиккураты, обычно в 7 ярусов, которые были ярко окрашены в разные цвета.
Основными темами в искусстве становятся войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включенные в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, которые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, 712-707 гг. до н. э.).
В убранстве дворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями мифологических существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Расположенные фризами рельефы 9 в. до н. э. (дворец Ашшурнасирпала II в Кальху, 9 в. до н. э.) отличались торжественной статикой, строгим подчинением изображений плоскости, тщательной орнаментальной отделкой узоров одежд. Стремление к прославлению физической мощи человека сказывалось в подчёркнутой углублёнными линиями преувеличенной мускулатуре, величественной пластике фигур. В рельефах 8-7 вв. до н. э., свободнее заполняющих поверхность стены, нарастает повествовательность, появляется стремление к более широкому показу жизненных сцен, пейзажа, пространства (рельефы дворца Синахериба в Ниневии, 705-680 гг. до н. э.). В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты. Это сплошь прославление царя, его деяний. Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт. В царских охотах и битвах замечательны изображения животных. Это и есть вершина ассирийского искусства. Искусство еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен, где главными героями становятся лев, верблюд или конь. В рельефах 7 в. до н. э. достигает вершины реализм в изображении животных, усиливаются динамика и экспрессия образов (рельеф «Умирающая львица» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, 7 в. до н. э.).
В оформлении дворцов Ассирии применялись также орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича и украшения из металла, в том числе рельефы. Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность, торжественность, застылость и нерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Британский музей). Фигуры «шеду» (изображение богов – охранителей дворца в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями; исполнены в технике горельефа, переходящего впереди в круглую скульптуру; пятиногие, чтобы и сбоку и в фас были видны 4 ноги).
Расцвета достигло прикладное искусство – выделка цилиндрических печатей, художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.
Курос с мыса Сунион.
Рубеж 7 и 6 веков до н. э.- появление нового стиля вазописи – чернофигурного; отказ от полихромной росписи, выдвижение на передний план человека и мифа. Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Само слово «керамика» произошло от названия одного из предместий Афин - Керамик, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний, из широкого килика пили вино.
Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали развитие других видов искусства. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали. Прославленным живописцем середины 6 века до н.э. был Эксекий. Его роспись отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначенинем и формой сосуда.
Техника краснофигурной росписи была открыта в сер. 6 века до н.э. Давала художнику намного больше возможностей, позволяя тщательнее разрабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру, драпировки. Большая индивидуализация персонажей, стремление к реализму в изображении, к гармонии между росписями и формой сосуда. Впервые эта техника встречается на вазах, сделанных в мастерской Андокида.
Тема 1. Памятники первобытной культуры. Палеолит, мезолит, неолит.
Вся история первобытного строя делится на 3 основных периода, соответствующие становлению, расцвету и разложению родовой организации: 1) эпоха первобытного человеческого стада; 2) эпоха родовой общины; 3) эпоха разложения первобытной формации. Кроме того, весь этот огромный период принято делить еще и на основе различного материала и техники изготовления орудий: каменный, бронзовый и железный века.
Читайте также:
lektsia.info
Тема 1. Памятники первобытной культуры. Палеолит, мезолит, неолит.
Вся история первобытного строя делится на 3 основных периода, соответствующие становлению, расцвету и разложению родовой организации: 1) эпоха первобытного человеческого стада; 2) эпоха родовой общины; 3) эпоха разложения первобытной формации. Кроме того, весь этот огромный период принято делить еще и на основе различного материала и техники изготовления орудий: каменный, бронзовый и железный века.
Палеолит (древнекаменный) – 25 – 10 тыс. до н.э.
Мезолит (среднекаменный) – 10 – 6 тыс. до н.э.
Неолит (новокаменный) – 6 – 2 тыс. до н.э.
Век бронзы – 2 тыс. до н.э.
Век железа – 1 тысячелетие до н.э.
Поздний палеолит(35 – 10 тыс. до н.э.) – время появления изобразительной деятельности; делится на периоды, названные по месту первых находок:Мустье, Ориньяк–Солютре и Мадлен.
Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением кроманьонца – непосредственного предка современного человека (по месту первой находки останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции).
Первые шаги в области изобразительного искусства связаны с появлением насечки на кости и камне и первых украшений, круглой скульптуры, изображений, выгравированных и написанных красками на каменных плитах, графических и живописных изображений на стенах пещер, петроглифов в пещерах, декоративных предметов и орнаментов на предметах. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура, наскальная графика и живопись, декоративно-прикладное искусство (глиняная посуда и украшения).
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «палеолетические венеры» – фигурки женщин высотой 10–15 см, обычно подчеркнуто массивных форм, найденные во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных.
Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянках. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.
Первобытный художник пользовался минеральными красками: желтой, красной и желто-коричневой охрой (окисью марганца), сажей, мергелем (осадочной горной породой) и примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился (олень, мамонт, бык, бизон, лошадь, медведь, лев). Встречается изображение человека, преимущественно женщины. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.
Изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.
Венера Виллендорфская. Известняк; 6 см; Вена.
Женская голова из Брассемпуй. Кость; 3 см; Париж.
Рельеф с изображением женщины с рогом.
Голова лани (пещера Кастильо) – эпоха Ориньяк-Солютре.
Голова оленя (пещера Фон-де-Гом) – эпоха Ориньяк-Солютре.
Мамонт (п. Пеш-Мерль) – эпоха Ориньяк-Солютре.
Бизон (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.
Зубр (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.
Олень (п. Фон-де-Гом) – эпоха Мадлен.
Изображения животных (п. Ласко).
Лошадь (п. Ласко) – эпоха Мадлен.
Мезолит характеризует появление лука и стрел, деревянной утвари, плетеных из лыка и камыша корзин и сумок, тканей и рыболовных сетей, лодок. Важным хозяйственным достижением было распространение рыболовства и превращение его в ряде областей и стран в ведущую отрасль.Его значение в появлении зачатков новых, производящих форм хозяйства – скотоводства и земледелия. Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя. Это такжевремя поисков новых основ культуры.
Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения. Создание динамичных многофигурных сцен (охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и т.п.) приходит на смену изображению единичных животных. Главенствующее положение начинает занимать человек, его действия. Человеческая фигура изображается схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее.
Сцена охоты (роспись на скале, Альпера).
Человеческие фигурки (роспись на скале, Азербайджан).
Сцена охоты на страусов (роспись на скале, Южная Африка).
Сцена охоты (роспись на скале, Индия).
Танцующие женщины (роспись на скале, Когул).
Неолит.Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. Окультуривание диких растений и приручение животных – два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности – два важнейших культурных достижения.Мотыжное земледелие зародилось по течению тех рек, которые периодически разливались, оставляли на своих берегах значительные намывы плодородного ила. Неолитические поселения располагались прежде всего поблизости от мест, обеспечивающих существование людей, – вблизи от рек, где ловили рыбу и охотились на птицу, вблизи от полей, где выращивались злаки, если племена уже занимались земледелием. Но отмечено также, что густота неолитического населения зависела от достаточных запасов камня, необходимого для изготовления орудий.
В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и др.
Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований. Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу – богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Земледельцы, наоборот, дом, очаг, семена и благодатную почву отождествляли с плодородием в образе женщины.
Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим ярко выраженные локальные особенности, позволяющие отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.д.
Керамику считают основным признаком неолита. Возникла она во многих местах сразу, независимо друг от друга. Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спиралью виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, подсушивали на воздухе и обжигали.
Можно отметить еще ряд новых и очень важных явлений, отсутствовавших в предшествующее время. К ним относится появление ткачества. Некоторые исследователи считают, что ткачеству предшествовало плетение корзин.
Возникла необходимость воплотить в искусстве такие образы, как небо, вода, солнце, земля, огонь. В эпоху неолита развиваются условно-орнаментальные формы изображения, особое распространение получил обычай украшать разные предметы, находившиеся в распоряжении человека. Подлинного расцвета достигает геометрический орнамент, превращаясь в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика. Появились стилизованные абстрактные мотивы (крест, спираль, треугольник, ромб, свастика), стилизованные фигуры животных, птиц, человека; построчное размещение орнамента на поверхности сосуда, использование различных типов симметрии. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник – плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Большое значение приобрела мелкая пластика. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия.
Тема 1. Памятники первобытной культуры. Палеолит, мезолит, неолит.
Тема 1. Памятники первобытной культуры. Палеолит, мезолит, неолит.
Вся история первобытного строя делится на 3 основных периода, соответствующие становлению, расцвету и разложению родовой организации: 1) эпоха первобытного человеческого стада; 2) эпоха родовой общины; 3) эпоха разложения первобытной формации. Кроме того, весь этот огромный период принято делить еще и на основе различного материала и техники изготовления орудий: каменный, бронзовый и железный века.
Палеолит (древнекаменный) – 25 – 10 тыс. до н.э.
Мезолит (среднекаменный) – 10 – 6 тыс. до н.э.
Неолит (новокаменный) – 6 – 2 тыс. до н.э.
Век бронзы – 2 тыс. до н.э.
Век железа – 1 тысячелетие до н.э.
Поздний палеолит (35 – 10 тыс. до н.э.) – время появления изобразительной деятельности; делится на периоды, названные по месту первых находок: Мустье, Ориньяк–Солютре и Мадлен.
Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением кроманьонца – непосредственного предка современного человека (по месту первой находки останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции).
Первые шаги в области изобразительного искусства связаны с появлением насечки на кости и камне и первых украшений, круглой скульптуры, изображений, выгравированных и написанных красками на каменных плитах, графических и живописных изображений на стенах пещер, петроглифов в пещерах, декоративных предметов и орнаментов на предметах. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура, наскальная графика и живопись, декоративно-прикладное искусство (глиняная посуда и украшения).
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «палеолетические венеры» – фигурки женщин высотой 10–15 см, обычно подчеркнуто массивных форм, найденные во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных.
Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянках. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.
Первобытный художник пользовался минеральными красками: желтой, красной и желто-коричневой охрой (окисью марганца), сажей, мергелем (осадочной горной породой) и примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился (олень, мамонт, бык, бизон, лошадь, медведь, лев). Встречается изображение человека, преимущественно женщины. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.
Изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.
Венера Виллендорфская. Известняк; 6 см; Вена.
Женская голова из Брассемпуй. Кость; 3 см; Париж.
Рельеф с изображением женщины с рогом.
Голова лани (пещера Кастильо) – эпоха Ориньяк-Солютре.
Голова оленя (пещера Фон-де-Гом) – эпоха Ориньяк-Солютре.
Мамонт (п. Пеш-Мерль) – эпоха Ориньяк-Солютре.
Бизон (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.
Зубр (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.
Олень (п. Фон-де-Гом) – эпоха Мадлен.
Изображения животных (п. Ласко).
Человеческие фигурки (роспись на скале, Азербайджан).
Сцена охоты на страусов (роспись на скале, Южная Африка).
Стелла царя Хаммурапи (диорит, 2, 25 м) – характернейший памятник эпохи. Рельефная композиция на стеле – сцена получения царем Хаммурапи знаков власти от бога солнца Шамаша – т.н. инвеститура. При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.
Ассирия (13-7 вв. до н.э.)
Совершенствуется военная техника – вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.до н.э.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.до н. э.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия - тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле - алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.
Древнейшей родиной ассирийцев была небольшая область в верхнем течении реки Тигр, расположенная в окрестностях городов Ашшур, Ниневия и Арбела. Первоначально эта область находилась под заметным влиянием соседей – более преуспевающих шумеров и аккадцев. Однако около 20 в. до н.э. в Ассирию вторглись семитские племена амореев, основавших династию царей. Само название ассирийцев происходит от имени их верховного бога – Ашшура. Многие другие ассирийские боги имеют месопотамское происхождение.
При храмах как и в Шумере, посвященных семи главным богам (Энки, Нинхурсаг, Нанна, Уту, Инанна – у шумеров) возводили зиккураты, обычно в 7 ярусов, которые были ярко окрашены в разные цвета.
Основными темами в искусстве становятся войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включенные в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, которые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, 712-707 гг. до н. э.).
В убранстве дворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями мифологических существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Расположенные фризами рельефы 9 в. до н. э. (дворец Ашшурнасирпала II в Кальху, 9 в. до н. э.) отличались торжественной статикой, строгим подчинением изображений плоскости, тщательной орнаментальной отделкой узоров одежд. Стремление к прославлению физической мощи человека сказывалось в подчёркнутой углублёнными линиями преувеличенной мускулатуре, величественной пластике фигур. В рельефах 8-7 вв. до н. э., свободнее заполняющих поверхность стены, нарастает повествовательность, появляется стремление к более широкому показу жизненных сцен, пейзажа, пространства (рельефы дворца Синахериба в Ниневии, 705-680 гг. до н. э.). В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты. Это сплошь прославление царя, его деяний. Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт. В царских охотах и битвах замечательны изображения животных. Это и есть вершина ассирийского искусства. Искусство еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен, где главными героями становятся лев, верблюд или конь. В рельефах 7 в. до н. э. достигает вершины реализм в изображении животных, усиливаются динамика и экспрессия образов (рельеф «Умирающая львица» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, 7 в. до н. э.).
В оформлении дворцов Ассирии применялись также орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича и украшения из металла, в том числе рельефы. Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность, торжественность, застылость и нерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Британский музей). Фигуры «шеду» (изображение богов – охранителей дворца в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями; исполнены в технике горельефа, переходящего впереди в круглую скульптуру; пятиногие, чтобы и сбоку и в фас были видны 4 ноги).
Расцвета достигло прикладное искусство – выделка цилиндрических печатей, художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.
Курос с мыса Сунион.
Рубеж 7 и 6 веков до н. э.- появление нового стиля вазописи – чернофигурного; отказ от полихромной росписи, выдвижение на передний план человека и мифа. Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Само слово «керамика» произошло от названия одного из предместий Афин - Керамик, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний, из широкого килика пили вино.
Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали развитие других видов искусства. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали. Прославленным живописцем середины 6 века до н.э. был Эксекий. Его роспись отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначенинем и формой сосуда.
Техника краснофигурной росписи была открыта в сер. 6 века до н.э. Давала художнику намного больше возможностей, позволяя тщательнее разрабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру, драпировки. Большая индивидуализация персонажей, стремление к реализму в изображении, к гармонии между росписями и формой сосуда. Впервые эта техника встречается на вазах, сделанных в мастерской Андокида.
Тема 1. Памятники первобытной культуры. Палеолит, мезолит, неолит.
Вся история первобытного строя делится на 3 основных периода, соответствующие становлению, расцвету и разложению родовой организации: 1) эпоха первобытного человеческого стада; 2) эпоха родовой общины; 3) эпоха разложения первобытной формации. Кроме того, весь этот огромный период принято делить еще и на основе различного материала и техники изготовления орудий: каменный, бронзовый и железный века.
Читайте также:
lektsia.com
Памятники первобытной культуры
страница 1 Памятники первобытной культуры
Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, вто есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).
В позднем палеолите почти одновременно появляются различные виды искусства: живопись, скульптура, гравюра, декоративно-прикладное направление. Вероятно, в это же время возникают музыка и танец. Наиболее полно представлена пещерная живопись. Первые художники употребляли четыре краски минерального происхождения: черную, желтую, красную, коричневую.
Самые важные и многочисленные материалы по живописи и пластике дало исследование декорированных пещер. Эти сокровищницы палеолитического искусства сосредоточены на относительно ограниченной территории, между Уралом и Атлантическим океаном. Наскальные изображения сосредоточены в Испании, Франции и на юге Италии.
Что прежде всего поражает так это "исключительное сходство художественного содержания: образы очевидно заимствованного характера остаются неизменными с 30 по 9 тысячелетие до н.э. Это позволяет предположить существование единой идеологической системе, системы, которую можно назвать "пещерной религией". Поскольку рисунки находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры, исследователи признают, что мы имеем дело со своего рода святилищами.
Самыми знаменитыми наскальными росписями можно назвать примеры наскальной живописи из пещер Альтамира и Ласко. Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.). Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария. После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался: рисунки Альтамиры всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании.
История пещеры Ласко далеко не так драматична, как у Альтамиры, и открыта она была значительно позднее (в 1940 году), зато изображения в ней на несколько тысяч лет старше и более разнообразны. Все историки палеолитического искусства сходятся на том, что пещера в Ляско вовсе не жилье; это святилище. Одним из самых прекрасных портретов животного, причем не только палеолитического искусства, но всех времен, является так называемая «китайская лошадь». Название - это дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско.
Композиция из пещеры Ласко: раненый бизон вонзает рога в лежащего на земле, по видимости мертвого, человека; его оружие, род копья с крюком, упирается в брюхо животного; подле человека (с клювом вместо рта) сидит на жердочке птица. Эту сцену обычно интерпретировали как сцену охоты. В 1950 г. Хорст Кирхнер предложил рассматривать ее как шаманское камланье.
Скульптура. Открытие женских изображений, получивших прозвище пелеолитических Венер. Самые знаменитые – Венеры из Леспюжа, Виллендорфа (Австрия) и Лосселя (Дордонь). Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра). Точно определить религиозную функцию женских статуэток невозможно. Едва ли целесообразно предполагать в этих изображениях артефакты первобытных матриархальных обществ (т.е.. обществ, где доминирующее социальное положение занимали женщины). Вероятней всего, в них воплощалась женская сакральность и, следовательно, магико-религиозная сила женских божеств.
Гипотеза французского археолога Андре Леруа-Гурана: прибегнув к топографическому и статистическому анализу, Леруа-Гуран заключил, что фигуры (формы, лица и т.д.) и знаки повсюду взаимозаменяемы; например, изображение бизона приравнивается к "ранам" или другим "женским" геометрическим знакам. Он отметил и парность женских и мужских знаков: например, бизон (женщина) – лошадь (мужчина). Расшифрованная в свете такого символизма, пещера превращается в мир, строго организованный и многозначный.
Мегалитическая архитектура (Мегалит (греч. «большой камень») в период неолита (примерно с 8—5-го тысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно 3—2-е тысячелетие — начало 1-го тысячелетия до н. э.) - это сооружения из больших каменных блоков, созданные без применения связывающего раствора.
Традиционно различаются несколько типов мегалитических сооружений:
- менгир - одиночный вертикально стоящий камень
- кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг
- дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
- таула - каменное сооружение в форме буквы
- трилит - сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
- сейд - в том числе сооружение из камня
- каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями
Среди древних монументов Британии ничто не может сравниться по своей известности со Стоунхенджем. Стоунхендж состоит из земляных сооружений окружающих круглую кладку больших менгиров. Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, показаны на плане цветом: серыми — для валунов песчаника (сарсена) и синими — для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это самый ближний каменный карьер. Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы. Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту.
Гипотеза философа Рене Генона. Согласно его трактовке большинство менгиров могут быть отнесены к разряду камней, рассматриваемых как "божественные жилища" или, иными словами, как носители некоторых "духовных влияний". Это олицетворение "Центра Мира", который совершенно естественно отождествляется с "божественным обиталищем". страница 1
Смотрите также:
Памятники первобытной культуры 52.93kb. 1 стр.
Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии Зигмунд Фрейд 2196.72kb. 11 стр.
Особое место в системе литературных канонов монгольской культуры занимают классические памятники «Сокровенное сказание», «Алтан товч» идр., во многом заложившие фундамент всей монгольской письменной культуры 56.19kb. 1 стр.