Синкретизм первобытного. 36. Синкретизм первобытной культуры. Синкретизм первобытной культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Миф как выражение синкретизма первобытного сознания (стр. 1 из 5). Синкретизм первобытного


Первобытное искусство: как человек стал человеком

синкретизм первобытного искусстваСинкретизм первобытного искусства: единство по всем статьям

Когда говорят о синкретизме в искусстве, то подразумевают слитность и взаимопроникновение различных свойств, качеств и объектов, которые зачастую обладают разными, а то и противоположными характеристиками. И в этом плане первобытное искусство является не просто примером синкретизма в искусстве, оно представляет собой эталон – потому что искусство никогда не было более синкретичным, нежели в эпоху «юности человечества».

Единство образа и предмета

Синкретизм первобытного искусства представляет собой феномен, который очень трудно разделить на составляющие и такое деление будет весьма условным – так как в этом искусстве единство охватывает все составляющие, все факторы, все средства и все образы. Но если попытаться обозначить основные векторы, то следует назвать, конечно, единство художественного образа и изображаемого предмета, существа. Любое изображение для первобытного человека не являлось произведением искусства – оно было живым. Это проявляется, прежде всего, в технических особенностях создания того или иного произведения. Если берётся кость или камень для создания миниатюрной скульптуры, то исходный материал подбирается такой формы, которая максимально соответствует конечному образу. Кость или камень по своей форме должны напоминать изображаемое существо, оно как будто «спит» внутри материала, а человек должен лишь немного помочь ему своей художественной обработкой, чтобы этот образ стал нагляднее. Если на стенах пещеры изображается животное, то рельеф поверхности повторяет природные изгибы этого существа.

Но на этом единство образа и предмета не заканчивается, но переходит на более глубокий и сложный уровень. Это единство означает неразрывную связь в сознании первобытного человека между изображением, к примеру, мамонта, и самим мамонтом. Именно благодаря этой стороне синкретизма и развились первоначальные религиозные представления человечества, согласно которым воздействия на образ животного, на его изображение оказывает точно такое же или весьма сходное воздействие и на реального быка, оленя или кабана. Существуют находки, которые свидетельствуют, что к нарисованным туловищам медведей прикрепляли головы настоящих медведей – тем самым люди словно бы дополняли единую картину, и в их сознании не возникало противоречия между тем, что голова настоящая, а тело нарисовано.

Единство образа и мира

синкретизм первобытного искусстваДругой аспект первобытного искусства заключается в единстве художественного образа и окружающего мира. И дело не только в том, что, раз человек считал изображённых животных почти что живыми, то и населённый ими мир отождествлял с искусственным. Синкретизм первобытного искусства ещё и в том, что для человека оно было точно таким же инструментом познания мира, как и практическая деятельность. Практика и искусство были неразделимы: точно так же, как при помощи охоты, наблюдения за животными, за природными явлениями, за небесными светилами, постройки жилищ, изготовления одежды и орудий человек познавал материальную часть мира, так при помощи искусства он старался сформулировать представление о мире в целом.

В это представление входили и понимание тех или иных закономерностей во взаимоотношениях природы и человека, человека и животных, одних природных явлений с другими. Кроме того, именно в искусстве, которое было неразличимо объединено с религией, первобытный человек старался сформировать представление о строении мироздания, о законах, по которым оно существует, о тех опасностях, которые могут грозить в нём человеку и о его месте в общей системе. Искусство было единственным способом выражения этих представлений, а благодаря своей неотделимости от религии оно становилось ещё и способом взаимодействия человека с миром. Первобытное искусство одновременно содержало в себе и способ познания мира, и сам мир, и способы выражения своих представлений о нём.

Единство образа и человека

синкретизм первобытного искусства

Один из наиболее популярных вопросов, касающихся первобытного искусства, звучит примерно так: «Почему первобытные люди редко изображали самих себя, а когда изображали, не создавали портретов, хотя с художественной точки зрения были на это способны?». Проблема эта действительно одна из самых интересных в изучении первобытного искусства и является предметом спора учёных до сих пор. Первоначально предполагалось, что первобытные художники просто не могли нарисовать портрет, не владея перспективой, правильным соотнесением масштабов и так далее. Однако многочисленные примеры удивительных по красоте и точности изображений животных заставили задуматься: если художники могли выполнить такой тонкий рисунок быка, то могли и создать точный человеческий портрет, но не делали этого – почему?

Однозначного ответа нет. С точки зрения рассмотрения синкретизма первобытного искусства наиболее вероятным ответом представляется тот, согласно которому человеку не нужно было портретное сходство на изображениях. Он и так чувствовал собственное единство с образом человека на рисунке или в скульптуре, а функции таких изображений были чисто утилитарными – изобразить ту или иную сцену, которая должна или повториться в жизни, или быть напоминанием об определённых событиях. Возможно так же, что человек просто опасался придавать изображению индивидуальные черты – потому что он верил, что его образ и он сам это единое целое, а значит, если кто-то получит контроль над его образом, он сможет управлять и человеком. Эта черта первобытного сознания сохранялась вплоть до вполне цивилизованных времён: так, в Древнем Египте свято верили в то, что имя человека напрямую связано с ним и если совершить над именем определённые действия, можно навредить человеку или его душе. Так что первобытный человек не испытывал проблем с тем, чтобы ассоциировать себя с теми изображениями, на которых люди изображены подчас в виде почти что геометрических фигур.

Александр Бабицкий

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Художественный синкретизм первобытного искусства

Художественный синкретизм первобытного искусства

Художественный синкретизм первобытного искусства

§ § § § Поздний (верхний) палеолит 40 -35 тыс. л. до н. э. § § § § Поздний (верхний) палеолит 40 -35 тыс. л. до н. э. – 12 -10 тыс. л. до н. э. (Ориньяк, Солютре, Мадлен) Мадленский период – 16 -10 тыс. л. до н. э. Мезолит 12 -10 -8 -6 тыс. л. до н. э. Неолит – 8 -6 – 4 -3 тыс. л. до н. э. Эпоха бронзы 3 -2 тыс. л. до н. э. Эпоха железа 1 тыс. л. до н. э.

Первобытное искусство § § § Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, Первобытное искусство § § § Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Палеолит - (от греч. pakdos - древний vilithos -камень) - древний каменный век, самый Палеолит - (от греч. pakdos - древний vilithos -камень) - древний каменный век, самый длительный период истории человечества. Начался 2, 6 млн. лет назад и закончился ок. 11 -12 тыс. лет назад. Период культурного и экономического развития человечества, характеризующийся изготовлением орудий труда из камня, дерева, кости, охотой и собирательством. 1. 2. 3. 1. Олень переплывающий реку. Фрагмент. Резьба по кости. Лорте. Франция. Верхний палеолит. 2. Стилизованная статуэтка мамонта, вырезанная из кости. Украина. 3. Флейта из кости птицы. Эпоха позднего палеолита.

Пещерная (наскальная) живопись 1. 3. 2. 1. Альтамира. Изображение дикого быка. Испания. 2. Рисунок Пещерная (наскальная) живопись 1. 3. 2. 1. Альтамира. Изображение дикого быка. Испания. 2. Рисунок бизона. «Черного салона» . Мадлен. Нио. Франция. (поздний палеолит). 3. Изображение животных из «Черного салона» . Мадлен. Нио. Франция.

На стенах пещер были изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться;

На стенах пещер были изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. § Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.

Наскальные изображения 1. 3. 2. 1. Два быка. Роспись большого зала пещеры Альтамир в Наскальные изображения 1. 3. 2. 1. Два быка. Роспись большого зала пещеры Альтамир в Испании. 2. Лошади и мамонты. Наскальная живопись. Урал. Капова пещера. 3. Композиция в пещере Ласко. Франция.

Альтамира § Знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантандер. Она расположена Альтамира § Знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую оказался засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский археолог Марселино Саутуола вместе со своей дочерью Марией обнаружили здесь наскальные рисунки позднего палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других животных. Марселино Санс де Саутуола Мария де Саутуола Рисунки, найденные Саутуолой

Живопись Альтамиры многоцветна: древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа.

Живопись Альтамиры многоцветна: древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа. Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана.

Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит. Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит. Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Лань. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит. Лань. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Манера исполнения Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются. В пещере Ляско, например, Манера исполнения Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются. В пещере Ляско, например, огромный тур изображён рядом с крошечной лошадью. В Кап Бланк между ногами одной из лошадей вытесан бизон ничтожных размеров. Часто в одном месте изображение произвольно накладывается одно на другое. Палеолитический художник скорее всего писал каждую фигуру отдельно.

Движение в наскальном искусстве Неподвижных фигур почти нет. Движение в наскальном искусстве Неподвижных фигур почти нет.

Техника палеолитического искусства Применялись различные минеральные красители. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно Техника палеолитического искусства Применялись различные минеральные красители. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры, чёрная и тёмно-бурая - из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета - из лемонита и гемотита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир. Известны отдельные находки посуды из-под красок. Не исключено, что красная краска использовалась тогда для раскрашивания тела в ритуальных целях. В позднепалеолитических слоях были обнаружены и запасы порошковых красителей или комки красителей, которые использовались наподобие карандашей.

§ Олени. Пешерная живопись. Палеолит. Пешера Ласко. (1940) Франция § Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. § Олени. Пешерная живопись. Палеолит. Пешера Ласко. (1940) Франция § Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

Голова быка. Роспись пещеры Ласко. Верхний палеолит. Голова быка. Роспись пещеры Ласко. Верхний палеолит.

Пещера Ласко. Франция Пещера Ласко. Франция

Фрагмент росписи пещеры Ласко. Верхний палеолит. Фрагмент росписи пещеры Ласко. Верхний палеолит.

Пещера Ласко. Франция Пещера Ласко. Франция

Бизон из Альтамиры Олень из Нио Бизон из Нио, нарисованный чёрной и красной красками Бизон из Альтамиры Олень из Нио Бизон из Нио, нарисованный чёрной и красной красками Изображение козла из Нио

Рисунок из Нио (бизон, буйвол? ) Изображение волка из пещеры Фон-де-Гом Изображение оленя из Рисунок из Нио (бизон, буйвол? ) Изображение волка из пещеры Фон-де-Гом Изображение оленя из пещеры Фон-де-Гом

Капова пещера § Вход и Капову пещеру (1959) Капова пещера § Вход и Капову пещеру (1959)

Палеолитическая живопись в Каповой пещере § Фрагменты росписи Каповой пещеры Палеолитическая живопись в Каповой пещере § Фрагменты росписи Каповой пещеры

Капова пещера на Южном Урале, изображения мамонтов, лошадей носорога Капова пещера на Южном Урале, изображения мамонтов, лошадей носорога

Лошади и мамонты. Наскальная живопись. Урал. Капова пещера. Лошади и мамонты. Наскальная живопись. Урал. Капова пещера.

Образец рельефа на поверхности рога Скульптура лошади Голова бизона. Рельеф на роге(или кости) Образец рельефа на поверхности рога Скульптура лошади Голова бизона. Рельеф на роге(или кости)

Палеолитические Венеры 1. 2. 3. 1. Леспугская Венера. Музей Человека. Париж. 2. Венера Виллендорфская. Палеолитические Венеры 1. 2. 3. 1. Леспугская Венера. Музей Человека. Париж. 2. Венера Виллендорфская. Музей истории искусств. Вена. 3. Лоссельская Венера. Музей Аквитании. Бордо. Франция.

Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА Медведь. Остатки глиняной скульптуры Палеолит. Пещера Монтеспан. Франция. Женская статуэтка из ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА Медведь. Остатки глиняной скульптуры Палеолит. Пещера Монтеспан. Франция. Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит

Неолит-новый каменный век около 8 -4 тыс. до н. эры 1. 3. 2. 1. Неолит-новый каменный век около 8 -4 тыс. до н. эры 1. 3. 2. 1. Росписи. Тассили – Аджер. Алжир. 2. Росписи на горном плато. Тассили – Аджер. Алжир. 3. Стадо скота у деревни. Фрагмент росписи. Тассили – Аджер. 2 тыс. до н. эры.

Женщина с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили. Женщина с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.

Изображение человека 1. 2. 1. Лучники и стадо. Кастильон. Испания. 2. Танец Роспись. Лльейда. Изображение человека 1. 2. 1. Лучники и стадо. Кастильон. Испания. 2. Танец Роспись. Лльейда. Испания. 3. Сражающиеся лучники. Кастильон. Испания. 3.

Африканское искусство § Ритуальные маски Африканское искусство § Ритуальные маски

Искусство керамики 2. Льяловская культура 1. Керамика эпохи неолита 3. Шнуровая керамика Искусство керамики 2. Льяловская культура 1. Керамика эпохи неолита 3. Шнуровая керамика

Расписной сосуд. Поздний энеолит. Расписной сосуд. Поздний энеолит.

Иерихон. Джармо. Первые поселения городского типа 1. 2. 1. Раскопки в Джармо. Фундаменты домов. Иерихон. Джармо. Первые поселения городского типа 1. 2. 1. Раскопки в Джармо. Фундаменты домов. Иран. 2. Башня. 8 тыс. до н. эры. Иерихон. Палестина. 3. Покрытый обмазкой череп. Иерихон. Палестина.

Чатал-Хююк. «Храмысвятилища» Интерьеры домов Чатал – Хююк. Турция. (реконструкция) Чатал-Хююк. «Храмысвятилища» Интерьеры домов Чатал – Хююк. Турция. (реконструкция)

Мегалиты – культовые сооружения 3 – 2 тыс. до н. эры 1. 2. 1. Мегалиты – культовые сооружения 3 – 2 тыс. до н. эры 1. 2. 1. Кромлех. Стонхендж. Солберси. Великобритания. 2. Мегалитические памятники. Карнак. Конец 3 тыс. - первая половина 2 тыс. до н. эры.

Менгиры 2. 1. Менгиры. Бретань. Франция. 2. Менгир. Гранит. Франция. Менгиры 2. 1. Менгиры. Бретань. Франция. 2. Менгир. Гранит. Франция.

Дольмен – место пребывания души умершего предка 1. 2. 1. Дольмен. 3 тыс. до Дольмен – место пребывания души умершего предка 1. 2. 1. Дольмен. 3 тыс. до н. эры. Корсика. Франция. 2. Дольмен. 3 тыс. До н. эры. Корсика. Франция. 3. Дольмен близ г. Геленджик.

Каменные столбы Стонхенджа Каменные столбы Стонхенджа

Мегалитическое искусство эпохи неолита § Стоунхендж Мегалитическое искусство эпохи неолита § Стоунхендж

Мегалитические памятники неолита Мегалитические памятники неолита

Искусство скифов Искусство скифов

Исконной чертой скифскго искусства является неповтори мый «скифский звериный стиль» , тесно связанный с Исконной чертой скифскго искусства является неповтори мый «скифский звериный стиль» , тесно связанный с религиозн ыми и мифологич ескими представл ениями , в которых животный мир занимал особое место.

Кочевники достигли значительных успехов в трудной задаче — показать в одном образе различные и Кочевники достигли значительных успехов в трудной задаче — показать в одном образе различные и зачастую несовместимые позы, которые принимает животное в течение своей жизни. Растянутые очертания быстро движущегося животного — летящий галоп, как его назвали, — высшее достижение их искусства.

Самый характерный одиночный мотив в искусстве скифов - это олень. Олень. Украшение щита из Самый характерный одиночный мотив в искусстве скифов - это олень. Олень. Украшение щита из кургана у станицы Костромской. 6 в. до н. эры. Эрмитаж.

Изображение животных в схватке Изображение животных в схватке

Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Особенностями скифского звериного стиля являются живость, характерность и динамика образов, приспособленность изображений к формам предметов.

Золотой гребень из кургана Солоха. 4 в. до н. э. Золотой гребень из кургана Солоха. 4 в. до н. э.

Скифские украшения из золота Скифские украшения из золота

Предметы быта скифов Предметы быта скифов

present5.com

Синкретизм первобытной культуры | Учеба-Легко.РФ

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. 

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось вначале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики. Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы. В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков. Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу. Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой.

Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы. На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым. Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский археолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка. Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту. Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов. В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

Литература:

1. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

2. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

3. Лурье С.А История Греции СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993

4. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

uclg.ru

Миф как выражение синкретизма первобытного сознания

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема:

"Миф как выражение синкретизма первобытного сознания"

1. Становление и развитие первобытной культуры

Особенностью первобытной культуры является, прежде всего, то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У историков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек – их создатель.

Проблема возникновения культуры является одной из центральных проблем культурологии. Именно в ее решении заключается ответ на вопрос о специфике человеческого. Культура первобытной эпохи – это не просто особый этап развития культуры. Это ее первый этап, т.е. своеобразная опытная площадка. Все, что было сделано здесь, осталось в культуре навсегда, ибо возникала сама культурная форма жизни. Культура возникла только с человеком, она существует только у людей. Поведение человека раннего первобытного общества мало отличалась от социального поведения животных. Однако уже тогда отличия появились. Главное из них состояло в том, что человек вынужден был передавать потомству жизненный опыт, не фиксируемый биологически. Иначе не функционировала социальная целостность. Человек с точки зрения животного совершает массу «лишних» телодвижений, творит массу «ненужных» предметов. Всё культурное – лишнее с точки зрения животного, человек – «испорченное животное». Культура и возникла как форма фиксации и передачи жизненного опыта, как негенетическая память коллектива. В этом плане она становится единственным средством сохранения и биологической (возможности мозга и рук) и внебиологической (необходимость коллективной формы жизни, нормирования деятельности, знаковой формы общения и т.д.) специфики человека. Культурное существование человека стало проявляться в способности упорядочивать мир. Означенными, обозначенными и приведенными в порядок стали постепенно и межчеловеческие связи. Появилось организованное человеческое общество (вместо стихийно биологически организованных стаи или стада), которое обрело не только структурную форму, но и порядок, зафиксированный в законе (табу). Определимся со временем начала подобных изменений. Точкой отсчета процессов, ведущих к появлению культуры, принято считать Большой антропологический взрыв (2,6 млн. лет назад), следствием которого стало образование антропосферы. Однако появление человека, подобного нам (Homo sapiens), с формами и структурой культуры, существующими и поныне, относится примерно к 40-му тысячелетию до новой эры. Завершается первобытный период человеческой истории к моменту появления Древних цивилизаций (IV тыс. лет до новой эры). Этот колоссальный временной промежуток составляет более 99,9% истории человечества вообще, сами цифры говорят о его значении. Процессы, продолжавшиеся столь долго, естественно, требуют периодизации. Общая характеристика первобытного периода была бы некорректной. Следует выделить, по крайней мере, два качественно неоднозначных этапа. Границей между ними считается Большой ноосферный взрыв, который произошел в период неолитическойреволюции (VIII–IV тыс. до н.э.). Двумя основными итогами неолитической революции являются переход от присваивающего хозяйства к производящему и разделение труда. Человек заложил основу для формирования новой, «мыслящей» оболочки Земли. Со времени неолита начинается непрерывное развитие ноосферы, и жизнедеятельность человека постепенно приобретает планетарное значение. Рассмотрим последовательно оба этих этапа. Ранний первобытный период – самый длительный в истории человечества. Он включает два каменных века – палеолит и мезолит. Наши предки в этом периоде претерпевают биологические изменения, постепенно продвигаясь к homo sapiens. Их образ жизни постепенно меняется: зверь уступает место человеку. Впервые в истории живой природы возникает «устойчивый надындивидуальный адаптационный механизм, не имеющий генетического закрепления».

Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры, то есть попытка теоретического осмысления проблемы зарождения культуры. Термин «генезис» пришел к нам из греческого языка и переводится как «происхождение, возникновение», а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния. Следовательно, изучение генезиса культуры есть рассмотрение движения первоначальных культурных процессов, приведших к появлению того, что уже можно назвать человеческой культурой.

В этом вопросе так же не существует теории, которая бы однозначно принималась большинством ученых. Тем более, что проблема генезиса культуры есть проблема скорее умозрительная, чем опытная.

Как известно еще со времен сэра Чарльза Дарвина, человек произошел от обезьяны. Данная концепция имеет ряд слабых сторон. Первые же попытки анализа выявляют вопросы, не имеющие ответов в рамках этой теории. Согласно Энгельсу, обезьяны (не люди!) приняли следующие решения: искусственные орудия лучше естественных; обладать сознанием лучше, чем не обладать; вместе трудиться лучше, чем отдельно; переговариваться в процессе труда лучше, чем молчать.

Вторая точка зрения – психоаналитическая – представлена доктором Зигмундом Фрейдом. В своей работе «Тотем и табу» он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Она родилась в результате первородного греха, совершенного некими первобытными людьми, которые убили своего отца.

В отечественной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты: 1) способность общественного человека продуцировать культуру является итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры; 2) переход от дочеловеческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение длительного времени. Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в области этологии показывают, что поведение одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.

Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий при помощи различных стратегий.

2. Синкретизм первобытной культуры

Синкретизм первобытной культуры проявился втом, что искусство, религия, игры – все это было соединено воедино. Обряд, ритуал, танец, песня были неразрывны, не было также исполнителей и пассивных зрителей. Все были участниками ритуальных действий, творцами и потребителями культуры одновременно.

Постепенно носителем поведенческих форм становится не живая природа, а природа внешняя, неживая. В этот период времени человек научился жить не стихийно, а целенаправленно, не только подчиняясь законам природы (вне и внутри себя), но используя их и подчиняя своим целям. Способ организации общества на этом этапе – кровнородственный. Суть этой организации в том, что степень солидарности, любого типа обязательств и форм поведения одного человека по отношению к другому зависят от степени близости их кровного родства. Человек первобытного общества лишь в незначительной мере отделяет себя от «матери-природы», от жизни племени. Можно сказать, что вообще вся первобытная культура есть культура родовая, культура при – родных связей – между людьми, людьми и окружающим миром, видимым и невидимым. Этимологически русское слово «родство» восходит к Роду – древнейшему славянскому божеству, манифестировавшему плодотворящую, рождающую силу природы. Бог Род как бы продолжается в своём роде, в своих потомках, связывая их в целое. Аналогичные ему божества мы отыщем практически в любой древней мифологии. Хотя представления о Роде стали уже дальнейшим развитием представлений о кровном единстве, что мы будем наблюдать применительно ко второму этапу первобытности. Итак, первобытная культура – культура рода, а потому – крови, в том числе жертвенной крови. Ритуал питья крови (крови тотемных животных, крови родственников) является одним из центральных в первобытной культуре. А кровожадность долго будет присуща и божествам-чудовищам, которых создали люди, и им самим. Хотя кровожадность вовсе не рассматривается как негативная характеристика, ведь выпить чью-то кровь – значит приобщиться к родству, стать своим, или, наоборот, впустить в себя чужое. Как отмечает Л. Леви-Брюль, кровьявляется одной из важнейших ценностных реалий в жизни первобытного человека. Кровь, а затем и просто красная охра, стали одними из первых символов, репрезентирующих важнейшие для человека смыслы («жизнь», «сила», «родство», «здоровье»). Через кровь и её символику попытаемся воссоздать первобытную логику организации мира. Кровнородственные связи в древнем первобытном обществе прошли свои стадии осознания, одной из древнейших является тотемизм. Тотемизм в своей исходной форме – вера в глубокое родство и даже тождество всех членов того или иного первобытного человеческого объединения (чаще всего – рода) с особями определенного вида животных. Этот вид животных является тотемом данной группы людей и тем самым каждого из его членов. В тотемизме в наглядной форме выражено единство всех людей, составляющих данное объединение, и в то же время их отличие от других (чужих, не входящих в тотем), а также от членов всех других человеческих групп. Слово тотем (произошедшее от «ototemon» индейцев оджибве, которое переводят как «его род») можно проинтерпретировать трояко. Все три значения будут иметь отношение к символике крови (идее кровного родства). Во-первых, тотем – это зверь-предок, в этом смысле, как живой зверь, так и его изображения становятся знаками-носителями социального смысла. Во-вторых, тотем – это территория проживания рода, следовательно, не только сама земля, но и любые упоминания, изображения родной территории («карты», рисунки, родные предметы) становятся знаками-носителями общественно ценного. Наконец, тотем – это коллектив кровных родственников. Надо отметить, что кровное родство осознавалось, не всегда реально, как мы это сегодня представляем, а «реально» в понимании древнего человека: как наличие одинаковой крови, пребывающей в каждом из родственников (кровь съеденного зверя или выпитая кровь). Поэтому и здесь возникают знаки-носители смысла. Первобытный человек идентифицировал себя не как нечто индивидуально-своеобразное (через портрет, например), а как принадлежащее к социальному целому (через типовую одежду, татуировку, краску на теле, типовую причёску и т.д.). Следовательно, каждое сообщество имело свою уникальную символику, определяющую принадлежность индивида именно данному коллективу. Так, члены тотема волка, например, должны были носить кисточку из волчьей шерсти, или волчий хвост как головной убор, раскрашивать лицо в виде волчьей пасти, иметь одинаковую условную татуировку на теле. В связи с развитием системы генетически не запрограммированных форм поведения радикально меняется система отношений и взаимодействий в группе. Возникают принципиально новые взаимодействия. Тотемизм породил регламентацию социального действия: сформировавшаяся вокруг тотема система правил стала жестко регулировать поведение. Из главных, связанных с тотемом культурных запретов (табу на нанесение вреда тотему, табу на кровосмешение – инцест) выросла целая система норм, регулирующих социальную и индивидуальную жизнь представителя тотема во всех деталях. Попробуем представить картинумира, характерную для этого периода. Первобытная картина мира базируется на системе бинарных оппозиций как первой логике древних. Бинарные оппозиции – исходное смысловое деление мира на две противостоящие части. Причем в эту систему попадают буквально все объекты и явления. Точкой отсчета и критерием наделения объектов ценностным смыслом можно считать тотемную освоенную территорию как «свою», упорядоченную, безопасную. Все, что удаляется от тотема и опасно для жизни человека, получает негативную оценку. Такие пары, например, как свое – чужое, порядок – хаос, день – ночь, свет – тьма, солнце – луна, верх – низ, правое – левое, имеют прямое отношение к организации жизни по тотемному принципу. Такая логика обычно имеет дело не с изолированными оппозициями, а с их ансамблями, пучками. Выявление бинарных оппозиций является важнейшей стороной методики анализа первобытной культуры, первобытного мифа К. Леви-Стросс убедительно доказал, что важнейшей функций тотемизма является классификация природных и социальных объектов. Действительно, представляется, что организованный, упорядоченный тотем (тотем как сообщество и территория его проживания) – хорошая точка отсчёта для систематизации (упорядочивания) мира. Тотем объединял (являясь символом единства) родственников в коллектив, тотем являлся связующим звеном между человеческим и природным миром, тотем формирует привязанность к территории проживания, «сроднение» с ней, тотем, наконец, обеспечивает своим членам психологический комфорт (пока мы вместе и на своей территории, нам не грозят опасности).

mirznanii.com

Синкретизм первобытной культуры

  1. Синкретизм первобытной культуры.
Происхождение культуры. Палеолит и неолит в истории культуры. Неолитическая культурная революция. Культура неолитической архаики. Религиозно-сотериологический характер культуры древности. Мифоритуальное единство культуры. Ритуал и культура. Культ и аскеза. Магия и культура древности. Сущность и виды магии. Культурный статус мага. Панмагизм архаической культуры. Магия и рационализм. Мистика в культуре древности. Мистика и шаманизм. Порядок космоса и порядок социума в культуре неолитической архаики. Культурное значение письменности. Человек в культуре неолитической архаики. Рождение искусства: версии. Специфика и дискуссионность понятия «первобытное искусство». Проблема «первобытного реализма». Первобытный канон в искусстве.

На возникновение культуры повлияло:

Изобретение орудий труда и освоение огня

От греч. archaios– древний. Архаика – самый ранний культурный стиль древнейшего периода в истории человечества, охватывающего время от возникновения цивилизации вплоть до появления великих культур античного мира – древнеегипетской, древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой и др. Важнейшим условием возникновения и развития первоначальных культурных форм явился процесс исторического «взросления» и «возмужания» человека

Первобытная культура разделяется на исторические эпохи в соответствии с материалами из которых изготавливались орудия труда.

1.Поздний палеолит(40-10тыс.до н.э.)

2.Мезолит (10тыс - 6 тыс. до н.э.)

3.Неолит (6тыс - 4тыс. до н.э.)

1.Палеолит - У человека было ощущение при общении с космосом, ощущение полноты бытия. У человека не было своего «я». Внутри палеолита начинает создаваться культура.

Исключение из брачных отношений ближайших родственников. Появляется регуляция брака – род и семья. Сознание, речь, религия, искусство возникли в итоге мощного переворота эволюции. Исторически родовая община была матриархальной (т.е. построена на материнской основе), когда счет родства велся по линии матери, а мужчины переходили при заключении брака в род жены. Основным понятием общины были охота и собирательство, а впоследствии мотыжное земледелие.

Появились стрелы, копья, дротики, иглы для изготовления одежды. Возникли сооружения: землянки и наземные строения. Знакомство с огнем.

2.Неолит –Характерно стремление человека к правилам. Идеальные образы идеализируются, канонизируются. Возникают первые религиозные верования и культы. Появляется земледелие и животноводство (скотоводство), появление постоянных поселений, возникновение племен и народностей. Человек понял важность смены года , зависимость этого процесса с расположение светил на небосклоне. Появляются первые очень своеобразные календари, астрономические обсерватории. В неолите складывается культура Китая.

Культурный мир – это культурное пространство с которым общается человек. Человек по- прежнему сохраняет потребность в единении с миром и отождествляет себя с природой. Большая часть явлений природы перестала быть богами. Мифология трансформируется в религию.

От присвоения готовых продуктов природы посредством охоты, рыболовства и собирательства человек перешел к производству продуктов питания с помощью орудий труда. Главным итогом ее стало появление скотоводства, земледелия.

Усовершенствовалась техника обработки орудий труда : камень полируют, сверлят и при этом все шире используют его природные свойства. Возникновение ремесел. Изменения в экономике привели к оседлому образу жизни. Люди стали создавать предметы повседневной жизни по законам красоты. Преобладали не разрозненные изображения фигур животных, а связанные композиции и сцены.

Усиливается роль абстрактного мышления. Изображения более схематичны, геометричны. Так развивается прикладное искусство, где изображение и узор как единое целое. Господствующее место спиралевидные линии, геометрические фигуры, орнаменты и красочные сочетания цветов. Глина стала основой для расцвета зодчества. Мазаные и обожженные глиняные жилища, построенные из кирпича – сырца дома ближневосточных культур.

В неолитической архитектуре: росписи и орнаментальные украшения, на которых в основном изображались животные. Животные тогда выступали достойными соперниками человека, борьба с ними возвышала, дарила богатые эмоции.

Глубокое знание мира животных служило залогом благополучия, было вопросом жизни и смерти. В неолитической керамике- символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым возникла ритуальная посуда: антропоморфная (изобр-е человека), зооморфная (изобр-е животных).

Художники того времени уже неплохо умели передавать природные формы человеческого тела. На базе профессионального кузнечного ремесла сложилось ювелирное дело.

Люди приучили коз, овец, крупный рогатый скот, одомашнили собаку.

В мифе, в котором живут эти люди появляется структуризация пространства на свое, оберегаемое специальными символами, и чужое враждебное, грозящее несчастьями. Все узоры имеют символический характер. Узоры- розетки, кресты, спирали, многоугольники, прямые и волнистые линии.

Розетка-знак бегущего по небу солнца, треугольник- знак горы, волнистая линия – гора. Самая округлая форма гончарного сосуда символизирует круговорот времени и купол неба.

Появляются изображения вертикального строения мира – поярусно даются изображения птиц (символ неба), животных или человека (символ земли), змей, ящериц (символ подземного мира). Часто эти изображения помещаются на фоне «мирового древа», крона которого – символ неба, ствол- земля, корни – подземный мир.

Сосуды не расписаны – они покрыты узкими врезанными полосками, процарапаны треугольниками, елочками, ромбами. Образ мира воплощается с помощью монументальных каменных сооружений.

Искусство первобытности было сикретичным – слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества – изобразительного искусства, драмы, музыки и пляски. Все формы были связаны с жизнью первобытного коллектива, трудовой деятельностью, обрядами, почитанием тотемических предков.

Сознание людей, живущих в мифе было чувственно-образным. В основе магии лежит – вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Первыми магическимиизображениями были отпечатки рук на стенах пещер.

Магия – самая древняя из форм первобытных верований. В ее основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. Это способ воздействия на вещи через мистическую сопричастность друг другу. Мистическая связь как орудие человеческой воли. Магические действия предполагают давление на предмет с целью достижения цели.

1.Тотемизм- вера в родство племени с тотемом (священное животное, считавшееся прародителем племени). В тотемизме отражается связь человека с природой. Тотемизм – вера в священных животных, амулеты.

2.Табу– запрет на убийство родственников. Запрет на кровосмесительство. Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, поступок. Нарушение карается Богом. После смерти душа переходит в тотем. Появляется церемония поедания тотема. Сила тотема переходит всему племени. Укрепляет кровно – родственные связи.

3.Фетишизм – поклонение конкретному предмету, вера в то, что в него может вселяться дух. Предмет приобретает функцию защиты, помощи, воздействия.

4.Анимизм-вера в существование души и духов как причины всех природных явлений и процессов. Любой элемент природы, в том числе и человек обладает душой – неким тонким невещественным образом, жизнь без которого невозможна. Душа самостоятельна, независима от тела, позволила мир делить на 2 части: реальный и потусторонний. В человеке 2 субстанции – телесная и духовная. Анимизм приводит к вере в богов. В первобытном сознании нет представления об отдельной личности

( коллективное сознание).

Душа - у людей, животных, растений. Душа владеет сознанием и волей, она является людям в виде призрака, отделенного от тела, но сходного с ним. Духи природы, духи вещей, добрые и злые духи требуют исполнения особых ритуалов и только в этом случае готовы помогать людям в их делах и заботах. На основе анимистических представлений возникли:

1.культы духов природы 2. культ предков.

5.Поклонение идолам, предкам, почитание старших, передача опыта.

Культ- совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное, обязательный элемент любой религии.

Ритуал- вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий в том числе и речевых. Выражает социальные, культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений.

Ритуал:

-посветительные – перерождение

- очищение (огнем, водой, пост)

-благодарственные (человек и животное)

Человек благодаря ритуалам становится соучастником жизни. Ритуал способствует иллюзии гармонии.

Инициация (ритуал) – посвящение члена племени, при достижении определенного возраста в племя. Инициации – по возрасту, по полу. Проводят испытания, чтобы перейти в статус. Человек посвящается в сакральное племени. Людей делят на – посвященных и непосвященных.

Аскетизм – ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества.

Аскет – человек отшельник, отказывающий в жизненных удовольствиях.

1.Культ предка -предок, человек представитель общины. Культ совмещает в себе несколько культов. Предок, например – старейшина рода. Старейшина – человек, который прожил дольше всех, т.е. мог поделиться большим опытом, он считается вождем. (Культ вождей). Культу предков поклоняются многие народы, верящие, что умершие способны влиять на земную жизнь своих потомков и родственников. Для поддержания добрых отношений с умершими, живые совершают обряды, с целью умилостивить и снискать их расположение. После смерти – предок защищает племя, так считалось.

2.Погребальный культ – совокупность верований и обрядов, связанных с умершими. Были версии, что возникает страх перед смертью и в сзязи с этим – оплакивание. Захоронения:

-в земле

-на воде

-под водой (с камнем)

-копчение (иссушение тела)

-сожжение (кремация)

-ганибализм (поедание умершего)Палеолит.Основным понятием общины были охота и собирательство, а впоследствии мотыжное земледелие. Неолит. Возникают первые религиозные верования и культы. Появляется земледелие и животноводство (скотоводство).

В основе магии лежит – вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Тотемизм- вера в родство племени с тотемом (священное животное, считавшееся прародителем племени). Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, поступок. Фетишизм – поклонение конкретному предмету. Анимизм-вера в существование души и духов как причины всех природных явлений и процессов. На основе анимистических представлений возникли: 1.культы духов природы 2. культ предков.. Культ- совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное, обязательный элемент любой религии.(КУЛЬТ ПРЕДКА , ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ) Ритуал- вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения. Аскетизм – ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества. Жертвоприношения – должны совершать только мужчины – потомки духа.Мистика – формируется на ранней стадии бытия. Основана на убеждении – общении человека с Богом. Шаман – человек, имеющий доступ в космос, посредник между человеком и Богом.Магия– вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. В скульптуре часто изображаются «палеолитические Венеры» - изображения богини-матери с характерными тяжеловесностью и утрированностью форм.. .

Происхождение искусства неоднозначно:

  1. Трудовая концепция (потребность выразить себя)
  2. Коммуникативная (искусство как потребность в общении, общение – жесты пение танец
  3. Теологическая (от бога)
  4. Эстетическая версия (человек обладает врожденным стремлением к прекрасному)
  5. Магическая концепция (истоки искусства в магических верованиях и обрядах)
  6. Религиозная (иск. – как образ действительности сопровождающийся религиозными верованиями)

newrefs.ru


Смотрите также