Самая древняя стоянка первобытных людей на территории марийского края. История народов Северного Кавказа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение марийского народа. Самая древняя стоянка первобытных людей на территории марийского края


Происхождение марийского народа

  1. Формирование древнемарийских племен

  2. Материальная и духовная культура древних марийцев

  3. Хозяйство древних мари.

Лит-ра: Архипов Г.А. Марийцы IX-XI вв. Йошкар-Ола. 1973; Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья. Йошкар-Ола. 2002; Патрушев В.С. Финно-угры России. Йошкар-Ола. 1992.

1. Формирование древнемарийских племен

Мы видели, что в эпоху раннего железа в Волго-Уральской зоне сложились три родственные историко-культурные общности: ананьинская в Волго-Камье, на базе которой развилась сначала пьяноборская, затем азелинская, городецко-дьяковская на Суре, Верхней Волге и Оке и культура текстильной керамики от устья Камы до Скандинавии. Марийское Поволжье оказалось в контактной зоне между этими археологическими историко-культурными областями.

О формировании мари высказывались различные мне­ния:

1) А.П. Смирнов основой марийского этноса на­зывали городецкое население; 2) О.Н. Бадер – дьяковскую культуру; 3) А.X. Халиков формирова­ние марийцев связывает с позднегородецким этносом при участии азелинского населения. Впоследствии он пишет, что основу гор­ных марийцев составили городецко-дьяковские племена, а луго­вых—азелинские. Точку зрения А.X. Халикова о происхождении марийцев на основе позднегородецких и азелинских племен поддержал Г.А. Архипов. Однако Азелинские черты весьма слабо прослеживаются в материалах памятника V - VII вв. - Младшего Ахмыловского могильника. Младший Ахмыловский могильник Г.А. Ар­хипов называет самым ранним марийским могильником. Слои VI в. от­крыты на Чертовом городище па Ветлуге, Васильсурском II горо­дище в устье Суры, Сомовском II городище; 4) Т.Б. Никитина базой древних мари называет население Волго-Очья; 5) В.С. Патрушев считает, что формирование этнических основ и этногра­фических особенностей мари, а также мери и муромы происходило на базе финноязычного населения ахмыловского облика; этническое единство этих групп населения (прамарийско-мерянской общ­ности) сохраняется почти до середины I тысячелетия н.э. и лишь в V в. н.э. предки мари выделились как самостоятельный народ.

Регион формирования и первоначального обитания древнемарийских племен на западе и юго-западе выходил далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Эти племена занимали все Поветлужье, центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, земли к западу от Ветлуги, гранича с мерянскими племенами в районе реки Унжи; по обоим берегам Волги район их обитания простирался от устья Казанки до устья Оки. На юге древ­ние марийцы занимали земли современного Горномарийс­кого района и северной Чувашии. На севере граница их расселе­ния проходила в районе города Котельнича.

На рубеже I и II тысячелетий, когда древнемарийская народность в основном уже сложилась, установились довольно близ­кие контакты с вторгшимися на Волгу ранними тюрками. С этого времени (середина I тысячелетия) марийский язык стал испытывать сильное тюркское влияние. Более монголоидным стал и антрополо­гический тип народности.

На южных окраинах марийской территории население ассимилировалось с булгара­ми и частично вытеснялось к северу.

Разложение первобытнообщинного строя у древних мари шло замедленными темпами и не смогло завершиться оформлением собственного государства. Нелегкая судьба с самого начала выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Уже на стадии завершения своего формирования, выхода из первобытнообщинного строя древние марийцы оказались объектом внимания со стороны более сильных, в военном отношении лучше организованных соседей. Их покоряли хазары, волго-камские булгары, татаро-монголы, а с запада надвигались и теснили славяне. Ранее весьма многочисленные, занимавшие значительную территорию древние марийцы были вытеснены с востока тюрками, с запада славянами.

Ко времени формирования относятся первые упоминания о древних марийцах.Сформировавшиеся народы, кроме самоназвания, обычно имеют и названия, полученные от других народов. Достоверно известное первое упоминание о марийцах относится к середине X в.: в пись­ме хазарского кагана Иосифа в числе народов, плативших ему дань, упоминается "'цармис" (впоследствии подобное название марийцев сохранилось в языках соседей: чувашском - сярмыс, татарском - чирмыш, русском - черемис).

В русских летописях "черемисы" впервые упоминаются в начале XII в. ''Повесть временных лет", рассказывая о событиях середи­ны IX в. и соседях восточных славян, сообщала: "На Белоозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык".

Попытки объяснения слова «черемис» имеют длительную историю и продолжаются до сих пор. Можно признать установленным, что вторая часть слова - мис означает "человек" (в финском и эстонском языках - mies). Следовательно, первая часть должна отвечать на вопрос: какой? Ответы исследователи дают разные: воинственный, восточный, лесной, болотный, "из племени Сар (Чер)" и т.д.

Таким образом, этимология слова, которым называли марийцев соседи, до конца не выяснена. Но при любом варианте объяснения ясно одно: оно изначально было нейтральным, не содержало ничего оскорбительного, уничижительного. Из приведенных многочислен­ных объяснений наиболее достоверным, приемлемым представляет­ся значение «лесной человек».

При этом самоназвание народа было всегда - мари, мары, марэ, что восходит к значению "муж", "мужчина", "человек", генетически связанному с иранским словом ""мортйо" (человек) и находится в одном ряду с такими этнонимами родственных народов, как мордва, мадь­яр, удмурт, мурома, меря, мещера.

studfiles.net

Юнго-Кушергинская стоянка

Юнго-Кушергинская стоянка

Юнго-Кушергинская стоянка

ожидание инициации загрузки карты...

Контактная информация

Подробное описание

Юнго-Кушергинская стоянка -  самый древнейший археологический памятник Республики Марий Эл эпохи  палеолита (около 30 тыс. лет назад).Памятник  был исследован  в конце 50-х гг. XX в. Марийской археологической экспедицией. Стоянка  изобиловала  находками бивня мамонта, шейного позвонка и лопатки шерстистого носорога, ключицы бобра, ребра лошади и трубчатых костей быка и медведя. Причем  на некоторых из них были заметны следы слома, надреза, зарубки.При раскопках  также были найдены кремневые орудия труда  и отходы от производства: это прежде всего ядрища (нуклеус), очень похожие на нуклеусы из стоянки Костенки IV Воронежской области, листовидное острие, концевой скребок, резцовый скол.Возникает вопрос: откуда пришли  сюда самые первые люди?   Ведь Среднее Поволжье не входит в зону становления человека, и оно не является очагом распространения  нижнепалеолитических людей.Пока что ответ на этот вопрос может быть только один: с Костенковско - Боршевского палеолитического региона  на Дону, где имеются аналогичные кремневые орудия и нуклеусы. Этот ответ может считаться достоверным, если учесть, что древний человек с Дона добирался и в более  восточные районы, вплоть до Прикамья и Печорского края.Еще в древности наши предки облюбовали эту местность с богатой растительностью и животным миром, выгодно расположенным  для  поселения.

Расстояния (в км.)

областной центр 0   банк 0
районный центр 30   почта
0
магазин 0   милиция 0
кафе/ресторан 0   аптека/медпункт 0

Отзывы

18 ноября 2010 г. просмотров 1623id: 13091

← Нашли неточность? Можете дополнить? Сообщите автору!

www.naselo.ru

Древнейшая история Северного Кавказа

Содержание:

  1. Древняя история человечества применительно к Северному Кавказу
  2. Лингвистическая ситуация на Северном Кавказе в древности
  3. Местные археологические культуры

Древняя история человечества применительно к Северному Кавказу

Наиболее полно представить прошлое мы можем благодаря письменным источникам, но письменность возникла недавно, а до этого всю много тысячелетнюю историю человечества мы можем воссоздать по археологическим данным отчасти. Человек (homo sapiens) выделился из животной среды 2 миллиона лет назад и его последующая длительная эволюция оказалась разбита на несколько этапов, которые классифицируются учеными по материалам и технике изготовления орудий труда и оружия у других людей:

  1. палеолит (древний каменный век), от момента возникновения человечества до 10 000 лет до н.э.;
  2. мезолит (средний каменный век), от 10 000 до 5 000 лет до н.э.;
  3. неолит (новый каменный век), от 5 000 до 3 000 лет до н.э.;
  4. энеолит (медно-каменный век), 4 000 до 3 000 ет до н.э..

Древнейшая история Северного Кавказа

Согласно археологическим данным древнейший человек (архантроп) обитал на Северном Кавказе уже в эпоху палеолита. Самые древние стоянки датируются 350-1000 тысяч лет назад и обнаруживаются на территориях современных Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Равнинных районах Краснодарского края и Ростовской области. Наиболее древнейшие стоянки древних людей – стоянки на реках Псекупс и Иль в Краснодарском крае, Урочище Чумус-Иниц (юг Дагестана), окрестностях г. Кисловодск.

Человек эпохи позднего палеолита мог производить из камня наконечники копий, скребки, резцы, ножи, проколки, строил жилища в виде землянок, мог изготавливать меховую одежду. Основа социальной организации того времени – родовая община с экзогамией (с греческого, экзо – вне, гамос – брак) – запрет браков внутри одного коллектива и матриархатом. Для справки: эндогамия (с греческого, эндо – внури, гамос – брак) – брачные связи внутри племени.

В конце палеолита завершается формирование современного человека (homo habilis – человек умелый). На всей территории Северного Кавказа последовательно фиксируются находки, относящиеся к периоду мезолита и неолита, что ясно свидетельствует о том, что эволюция на Северо-Кавказских землях не прерывалась.

В эпоху неолита происходят самые значительные изменения: хозяйство древнего человека переходит от присваивающего к производящему. Возникают гончарное дело, прядение, используются множество приемов обработки камня. Стоянки неолита прослеживаются на всей территории Северного Кавказа. Наибольшую известность приобретают стоянки на реке Зеленчук и реке Кубань (КЧР), стоянка Ястак-Кудук (Калмыкия).

Лингвистическая ситуация на Северном Кавказе в древности

По мнению ученых именно в эпоху неолита происходит формирование языковых семей, а затем и выделение отдельных языков. Предполагают, что 3000 лет до н.э. на языках автохтонных народов Кавказа (абхазо-адыгская, нахская, дагестанская группы) говорили на достаточно обширной территории, куда входили Малая Азия, Закавказье, Западная часть Ирана. Доказано, что отдаленными родственниками вайнахских языков были Урартский и Хурритский (хуриты – древний народ, 3 тысячи лет до н.э. на территории современных Сирии и северного Ирака). Урартский язык исчез на протяжении 1-ой тысячи лет до н.э., вытесненный протоармянским.

На языках абхазо-адыгской группы говорили не только на Западном и Центральном Кавказе, но и в восточной части современной Турции. В лингвистическом отношении к ним был близок язык древнего народа хеттов, обитавшего в 2000-начале 1 000 году до н.э. в центральном и восточном районах Малой Азии.

Наречия современной дагестанской языковой группы также охватывали более обширные ареалы, включавшие в себя нынешний Азербайджан и часть Ирана. Почему сузились ранее существовавшие языковые области наука четкого ответа не дает.

Местные археологические культуры

В конце 4000 лет до н.э. начинается оформление локальных археологических культур. На территориях современных Дагестана, Чечни, Осетии обитало население, которое археологи причислят к куро-аракской культуре. Ареал этой культуры охватывает большую часть Закавказья, верховья реки Евфрат, некоторые территории Ближнего востока.

По неизвестным причинам к 3 000 летию до н.э. развитие земледельческо-скотоводческих племен Северного Кавказа замедляется. Куро-аракская общность распадается и нарастают локальные отличия. Появляется большое археологическое разнообразие.

В западной и центральной частях Кавказа в 3 000 – 2 000 лет до н.э. фиксируются племена, которые современные археологи относят к Майкопской культуре. В 1897 году российский ученый востоковед Н.И. Веселовский в окрестностях города Майкоп раскапывает курган Ошад, под насыпью которого оказалась могила с необычными находками. Были обнаружены: характерные золотые бляшки в виде львов, быков и прочих зверей, золотые кольца, бусы из золота и серебра, изделия из полудрагоценных и драгоценных камней (сердолика, бирюзы, лазурита и прочих). В этом же захоронении были найдены глиняная и бронзовая посуда, медные и каменные топоры, кремниевые наконечники стрел.

После раскопок Веселовского, захоронения с подобным набором инвентаря обнаруживатся в других частях Северного Кавказа и всем им дается условное название как памятники Майкопской культуры. Вскрытые археологами погребения Майкопской культуры свидетельствовали о высоком уровне развития производительных сил ее представителей.

Ученые констатировали прочные навыки майкопцев в обработке мягких металлов, гончарном ремесле. Большое развитие получило скотоводство. Предполагают, что племена Майкопской культуры жили в патриархально-родовым обществом, в котором тем не менее уже были элементы социального неравенства. Исследователи выделят три основных слоя:

  1. вожди племен и родовые старейшины;
  2. свободные рядовые общинники;
  3. патриархальные рабы или домашние рабы, которые жили в семьях свободных жителей общин. источник рабства – плен.

Следы Майкопской культуры сохраняются до начала 2-го тысячелетия до н.э., при этом некоторые черты сходства с ней фиксируются в отдельных районах современных Сирии, Ирака, Восточной Турции.

Другие культуры на Северном Кавказе:

  • Дольменная культура(также культура строителей дольменов) — археологическая культура среднего бронзового века (2400-2100 год до н.э.). В настоящее время занимает преимущественно горные лесистые территории по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничивается бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходит до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал выходит и на равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул).
  • Северокавказская культурасуществовала в конце 3 000 — начале 2 000 лет до н. э. в рамках Циркумпонтийской металлургической провинции. Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры. На Севере смыкалась с археологическими культурами южно-русских степей (в частности, с катакомбной исрубной). На Юго-Западе — с территориями распространения Дольменной культуры Западного Кавказа. На Востоке — с древней культурой Дагестана, южная граница проходила по Главному Кавказскому хребту.

    Культура известная главным образом по погребениям, поселения изучены мало. Обряд захоронения включал в себя создание для покойного камеры на дне вертикальной ямы, тело чаще всего укладывалось на спину в вытянутом положении, в ногах помещался сосуд с пищей. Население Северокавказской общности было оседлым, использовало оловяннистые бронзы и многие новые технологии металлообработки. Гончарный круг известен не был. Некоторые ученые к Северокавсказской общности относят и специфические Дольмены, в которых 5 огромных плит образуют закрытое помещение, в которое помещается тело умершего.

  • Каякентско-Хорочоевская культураархеологическая культура племен Дагестана и восточной Чечни позднебронзового века (кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э.), представленная могильниками. Первые паматники раскопаны у станицы Каякент (Даг. АССР) и у села Хорочой (Чечено-Ингуш. АССР). Могильные комплексы характеризуются сидячим или скорченным положением погребенных в каменных гробницах с произвольной ориентацией покойников, небольшим количеством бронзовых предметов и лепной посудой, обмазанной с внешней стороны жидкой глиной и украшенной налепными валиками или штрихами в елочку. Оружие в погребениях отсутствует. Характерные украшения: бронзовые височные подвески, сурьмяные бусы, медные трубочки и конусовидные подвески -принадлежности головного убора. Памятники Каякентско-Хорочоевская культуры разделяются на 2 группы – восточную (приморский Дагестан) и западную (горний Дагестан и Чечня). В центральной части горного Дагестана (могильник у села Чох) выделена новая группа памятников Каякентско-Хорочоевская культуры, отличающаяся особой формой могил в виде овальных в планеколодцев и другими особенностями. Основу хозяйства племен Каякентско-Хорочоевская культуры составляли земледелие и особенно скотоводство. Развивались металлообработка и гончарное дело. Утверждались патриархальные отношения.
  • Катакомбная культураПервооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура получила название катакомбной. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой.
  • Кобанская культураархеологическая культура на Кавказе в периодыбронзового (XIII/XII — IV вв. до н. э.) и железного веков (VII — III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезекарачаевцев, балкарцев, осетин, вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев).Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника — «кобанского», который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства.

©ncau.ruсоздано на основе личных студенческих записей  лекций и семинаров

Еще по теме:

Ваша оценка публикации
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(43 голоса, в среднем: 5 из 5) ✅ Уведомление о новых статьях

ncau.ru


Смотрите также