ГлавнаяПервобытноеСамая древняя стоянка первобытных людей на территории марийского края
Происхождение марийского народа. Самая древняя стоянка первобытных людей на территории марийского края
Происхождение марийского народа
Формирование древнемарийских племен
Материальная и духовная культура древних марийцев
Хозяйство древних мари.
Лит-ра: Архипов Г.А. Марийцы IX-XI вв. Йошкар-Ола. 1973; Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья. Йошкар-Ола. 2002; Патрушев В.С. Финно-угры России. Йошкар-Ола. 1992.
1. Формирование древнемарийских племен
Мы видели, что в эпоху раннего железа в Волго-Уральской зоне сложились три родственные историко-культурные общности: ананьинская в Волго-Камье, на базе которой развилась сначала пьяноборская, затем азелинская, городецко-дьяковская на Суре, Верхней Волге и Оке и культура текстильной керамики от устья Камы до Скандинавии. Марийское Поволжье оказалось в контактной зоне между этими археологическими историко-культурными областями.
О формировании мари высказывались различные мнения:
1) А.П. Смирнов основой марийского этноса называли городецкое население; 2) О.Н. Бадер – дьяковскую культуру; 3) А.X. Халиков формирование марийцев связывает с позднегородецким этносом при участии азелинского населения. Впоследствии он пишет, что основу горных марийцев составили городецко-дьяковские племена, а луговых—азелинские. Точку зрения А.X. Халикова о происхождении марийцев на основе позднегородецких и азелинских племен поддержал Г.А. Архипов. Однако Азелинские черты весьма слабо прослеживаются в материалах памятника V - VII вв. - Младшего Ахмыловского могильника. Младший Ахмыловский могильник Г.А. Архипов называет самым ранним марийским могильником. Слои VI в. открыты на Чертовом городище па Ветлуге, Васильсурском II городище в устье Суры, Сомовском II городище; 4) Т.Б. Никитина базой древних мари называет население Волго-Очья; 5) В.С. Патрушев считает, что формирование этнических основ и этнографических особенностей мари, а также мери и муромы происходило на базе финноязычного населения ахмыловского облика; этническое единство этих групп населения (прамарийско-мерянской общности) сохраняется почти до середины I тысячелетия н.э. и лишь в V в. н.э. предки мари выделились как самостоятельный народ.
Регион формирования и первоначального обитания древнемарийских племен на западе и юго-западе выходил далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Эти племена занимали все Поветлужье, центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, земли к западу от Ветлуги, гранича с мерянскими племенами в районе реки Унжи; по обоим берегам Волги район их обитания простирался от устья Казанки до устья Оки. На юге древние марийцы занимали земли современного Горномарийского района и северной Чувашии. На севере граница их расселения проходила в районе города Котельнича.
На рубеже I и II тысячелетий, когда древнемарийская народность в основном уже сложилась, установились довольно близкие контакты с вторгшимися на Волгу ранними тюрками. С этого времени (середина I тысячелетия) марийский язык стал испытывать сильное тюркское влияние. Более монголоидным стал и антропологический тип народности.
На южных окраинах марийской территории население ассимилировалось с булгарами и частично вытеснялось к северу.
Разложение первобытнообщинного строя у древних мари шло замедленными темпами и не смогло завершиться оформлением собственного государства. Нелегкая судьба с самого начала выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Уже на стадии завершения своего формирования, выхода из первобытнообщинного строя древние марийцы оказались объектом внимания со стороны более сильных, в военном отношении лучше организованных соседей. Их покоряли хазары, волго-камские булгары, татаро-монголы, а с запада надвигались и теснили славяне. Ранее весьма многочисленные, занимавшие значительную территорию древние марийцы были вытеснены с востока тюрками, с запада славянами.
Ко времени формирования относятся первые упоминания о древних марийцах.Сформировавшиеся народы, кроме самоназвания, обычно имеют и названия, полученные от других народов. Достоверно известное первое упоминание о марийцах относится к середине X в.: в письме хазарского кагана Иосифа в числе народов, плативших ему дань, упоминается "'цармис" (впоследствии подобное название марийцев сохранилось в языках соседей: чувашском - сярмыс, татарском - чирмыш, русском - черемис).
В русских летописях "черемисы" впервые упоминаются в начале XII в. ''Повесть временных лет", рассказывая о событиях середины IX в. и соседях восточных славян, сообщала: "На Белоозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык".
Попытки объяснения слова «черемис» имеют длительную историю и продолжаются до сих пор. Можно признать установленным, что вторая часть слова - мис означает "человек" (в финском и эстонском языках - mies). Следовательно, первая часть должна отвечать на вопрос: какой? Ответы исследователи дают разные: воинственный, восточный, лесной, болотный, "из племени Сар (Чер)" и т.д.
Таким образом, этимология слова, которым называли марийцев соседи, до конца не выяснена. Но при любом варианте объяснения ясно одно: оно изначально было нейтральным, не содержало ничего оскорбительного, уничижительного. Из приведенных многочисленных объяснений наиболее достоверным, приемлемым представляется значение «лесной человек».
При этом самоназвание народа было всегда - мари, мары, марэ, что восходит к значению "муж", "мужчина", "человек", генетически связанному с иранским словом ""мортйо" (человек) и находится в одном ряду с такими этнонимами родственных народов, как мордва, мадьяр, удмурт, мурома, меря, мещера.
studfiles.net
Юнго-Кушергинская стоянка
Юнго-Кушергинская стоянка
ожидание инициации загрузки карты...
Контактная информация
Подробное описание
Юнго-Кушергинская стоянка - самый древнейший археологический памятник Республики Марий Эл эпохи палеолита (около 30 тыс. лет назад).Памятник был исследован в конце 50-х гг. XX в. Марийской археологической экспедицией. Стоянка изобиловала находками бивня мамонта, шейного позвонка и лопатки шерстистого носорога, ключицы бобра, ребра лошади и трубчатых костей быка и медведя. Причем на некоторых из них были заметны следы слома, надреза, зарубки.При раскопках также были найдены кремневые орудия труда и отходы от производства: это прежде всего ядрища (нуклеус), очень похожие на нуклеусы из стоянки Костенки IV Воронежской области, листовидное острие, концевой скребок, резцовый скол.Возникает вопрос: откуда пришли сюда самые первые люди? Ведь Среднее Поволжье не входит в зону становления человека, и оно не является очагом распространения нижнепалеолитических людей.Пока что ответ на этот вопрос может быть только один: с Костенковско - Боршевского палеолитического региона на Дону, где имеются аналогичные кремневые орудия и нуклеусы. Этот ответ может считаться достоверным, если учесть, что древний человек с Дона добирался и в более восточные районы, вплоть до Прикамья и Печорского края.Еще в древности наши предки облюбовали эту местность с богатой растительностью и животным миром, выгодно расположенным для поселения.
Расстояния (в км.)
областной центр
0
банк
0
районный центр
30
почта
0
магазин
0
милиция
0
кафе/ресторан
0
аптека/медпункт
0
Отзывы
18 ноября 2010 г. просмотров 1623id: 13091
← Нашли неточность? Можете дополнить? Сообщите автору!
www.naselo.ru
Древнейшая история Северного Кавказа
Содержание:
Древняя история человечества применительно к Северному Кавказу
Лингвистическая ситуация на Северном Кавказе в древности
Местные археологические культуры
Древняя история человечества применительно к Северному Кавказу
Наиболее полно представить прошлое мы можем благодаря письменным источникам, но письменность возникла недавно, а до этого всю много тысячелетнюю историю человечества мы можем воссоздать по археологическим данным отчасти. Человек (homo sapiens) выделился из животной среды 2 миллиона лет назад и его последующая длительная эволюция оказалась разбита на несколько этапов, которые классифицируются учеными по материалам и технике изготовления орудий труда и оружия у других людей:
палеолит (древний каменный век), от момента возникновения человечества до 10 000 лет до н.э.;
мезолит (средний каменный век), от 10 000 до 5 000 лет до н.э.;
неолит (новый каменный век), от 5 000 до 3 000 лет до н.э.;
энеолит (медно-каменный век), 4 000 до 3 000 ет до н.э..
Согласно археологическим данным древнейший человек (архантроп) обитал на Северном Кавказе уже в эпоху палеолита. Самые древние стоянки датируются 350-1000 тысяч лет назад и обнаруживаются на территориях современных Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Равнинных районах Краснодарского края и Ростовской области. Наиболее древнейшие стоянки древних людей – стоянки на реках Псекупс и Иль в Краснодарском крае, Урочище Чумус-Иниц (юг Дагестана), окрестностях г. Кисловодск.
Человек эпохи позднего палеолита мог производить из камня наконечники копий, скребки, резцы, ножи, проколки, строил жилища в виде землянок, мог изготавливать меховую одежду. Основа социальной организации того времени – родовая община с экзогамией (с греческого, экзо – вне, гамос – брак) – запрет браков внутри одного коллектива и матриархатом. Для справки: эндогамия (с греческого, эндо – внури, гамос – брак) – брачные связи внутри племени.
В конце палеолита завершается формирование современного человека (homo habilis – человек умелый). На всей территории Северного Кавказа последовательно фиксируются находки, относящиеся к периоду мезолита и неолита, что ясно свидетельствует о том, что эволюция на Северо-Кавказских землях не прерывалась.
В эпоху неолита происходят самые значительные изменения: хозяйство древнего человека переходит от присваивающего к производящему. Возникают гончарное дело, прядение, используются множество приемов обработки камня. Стоянки неолита прослеживаются на всей территории Северного Кавказа. Наибольшую известность приобретают стоянки на реке Зеленчук и реке Кубань (КЧР), стоянка Ястак-Кудук (Калмыкия).
Лингвистическая ситуация на Северном Кавказе в древности
По мнению ученых именно в эпоху неолита происходит формирование языковых семей, а затем и выделение отдельных языков. Предполагают, что 3000 лет до н.э. на языках автохтонных народов Кавказа (абхазо-адыгская, нахская, дагестанская группы) говорили на достаточно обширной территории, куда входили Малая Азия, Закавказье, Западная часть Ирана. Доказано, что отдаленными родственниками вайнахских языков были Урартский и Хурритский (хуриты – древний народ, 3 тысячи лет до н.э. на территории современных Сирии и северного Ирака). Урартский язык исчез на протяжении 1-ой тысячи лет до н.э., вытесненный протоармянским.
На языках абхазо-адыгской группы говорили не только на Западном и Центральном Кавказе, но и в восточной части современной Турции. В лингвистическом отношении к ним был близок язык древнего народа хеттов, обитавшего в 2000-начале 1 000 году до н.э. в центральном и восточном районах Малой Азии.
Наречия современной дагестанской языковой группы также охватывали более обширные ареалы, включавшие в себя нынешний Азербайджан и часть Ирана. Почему сузились ранее существовавшие языковые области наука четкого ответа не дает.
Местные археологические культуры
В конце 4000 лет до н.э. начинается оформление локальных археологических культур. На территориях современных Дагестана, Чечни, Осетии обитало население, которое археологи причислят к куро-аракской культуре. Ареал этой культуры охватывает большую часть Закавказья, верховья реки Евфрат, некоторые территории Ближнего востока.
По неизвестным причинам к 3 000 летию до н.э. развитие земледельческо-скотоводческих племен Северного Кавказа замедляется. Куро-аракская общность распадается и нарастают локальные отличия. Появляется большое археологическое разнообразие.
В западной и центральной частях Кавказа в 3 000 – 2 000 лет до н.э. фиксируются племена, которые современные археологи относят к Майкопской культуре. В 1897 году российский ученый востоковед Н.И. Веселовский в окрестностях города Майкоп раскапывает курган Ошад, под насыпью которого оказалась могила с необычными находками. Были обнаружены: характерные золотые бляшки в виде львов, быков и прочих зверей, золотые кольца, бусы из золота и серебра, изделия из полудрагоценных и драгоценных камней (сердолика, бирюзы, лазурита и прочих). В этом же захоронении были найдены глиняная и бронзовая посуда, медные и каменные топоры, кремниевые наконечники стрел.
После раскопок Веселовского, захоронения с подобным набором инвентаря обнаруживатся в других частях Северного Кавказа и всем им дается условное название как памятники Майкопской культуры. Вскрытые археологами погребения Майкопской культуры свидетельствовали о высоком уровне развития производительных сил ее представителей.
Ученые констатировали прочные навыки майкопцев в обработке мягких металлов, гончарном ремесле. Большое развитие получило скотоводство. Предполагают, что племена Майкопской культуры жили в патриархально-родовым обществом, в котором тем не менее уже были элементы социального неравенства. Исследователи выделят три основных слоя:
вожди племен и родовые старейшины;
свободные рядовые общинники;
патриархальные рабы или домашние рабы, которые жили в семьях свободных жителей общин. источник рабства – плен.
Следы Майкопской культуры сохраняются до начала 2-го тысячелетия до н.э., при этом некоторые черты сходства с ней фиксируются в отдельных районах современных Сирии, Ирака, Восточной Турции.
Другие культуры на Северном Кавказе:
Дольменная культура(также культура строителей дольменов) — археологическая культура среднего бронзового века (2400-2100 год до н.э.). В настоящее время занимает преимущественно горные лесистые территории по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничивается бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходит до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал выходит и на равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул).
Северокавказская культурасуществовала в конце 3 000 — начале 2 000 лет до н. э. в рамках Циркумпонтийской металлургической провинции. Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры. На Севере смыкалась с археологическими культурами южно-русских степей (в частности, с катакомбной исрубной). На Юго-Западе — с территориями распространения Дольменной культуры Западного Кавказа. На Востоке — с древней культурой Дагестана, южная граница проходила по Главному Кавказскому хребту.
Культура известная главным образом по погребениям, поселения изучены мало. Обряд захоронения включал в себя создание для покойного камеры на дне вертикальной ямы, тело чаще всего укладывалось на спину в вытянутом положении, в ногах помещался сосуд с пищей. Население Северокавказской общности было оседлым, использовало оловяннистые бронзы и многие новые технологии металлообработки. Гончарный круг известен не был. Некоторые ученые к Северокавсказской общности относят и специфические Дольмены, в которых 5 огромных плит образуют закрытое помещение, в которое помещается тело умершего.
Каякентско-Хорочоевская культураархеологическая культура племен Дагестана и восточной Чечни позднебронзового века (кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э.), представленная могильниками. Первые паматники раскопаны у станицы Каякент (Даг. АССР) и у села Хорочой (Чечено-Ингуш. АССР). Могильные комплексы характеризуются сидячим или скорченным положением погребенных в каменных гробницах с произвольной ориентацией покойников, небольшим количеством бронзовых предметов и лепной посудой, обмазанной с внешней стороны жидкой глиной и украшенной налепными валиками или штрихами в елочку. Оружие в погребениях отсутствует. Характерные украшения: бронзовые височные подвески, сурьмяные бусы, медные трубочки и конусовидные подвески -принадлежности головного убора. Памятники Каякентско-Хорочоевская культуры разделяются на 2 группы – восточную (приморский Дагестан) и западную (горний Дагестан и Чечня). В центральной части горного Дагестана (могильник у села Чох) выделена новая группа памятников Каякентско-Хорочоевская культуры, отличающаяся особой формой могил в виде овальных в планеколодцев и другими особенностями. Основу хозяйства племен Каякентско-Хорочоевская культуры составляли земледелие и особенно скотоводство. Развивались металлообработка и гончарное дело. Утверждались патриархальные отношения.
Катакомбная культураПервооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура получила название катакомбной. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой.
Кобанская культураархеологическая культура на Кавказе в периодыбронзового (XIII/XII — IV вв. до н. э.) и железного веков (VII — III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезекарачаевцев, балкарцев, осетин, вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев).Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника — «кобанского», который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства.