Таблица первобытное общество на территории пензенского края 8 класс. Пояснительная записка Образовательная программа моусош №2р п. Лунино составлена на основе примерной программы основного образования на базовом уровне по истории Пензенского края для обучающихся 8-9 классов.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабочая программа основного общего образования История родного края. 8 класс. Таблица первобытное общество на территории пензенского края 8 класс


Рабочая программа «История Пензенского края 8 класс»

скачать Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа «История Пензенского края 8 класс» составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы МОУ СОШ с.Кириллово.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета в учебном плане: Учебный план МОУ СОШ с.Кириллово отводит для изучения Истории Пензенского края в 8классе из регионального компонента 35 часов,1час в неделю

Основное содержание ПРОГРАММЫ 8 класс.

  Первобытное общество.2 часа

Древнейшие люди.

Проблема заселения и освоения территории Пензенского края в глубокой древности, в каменном веке

Развитие феодализма.5 часов.

Первые государства.

Процесс становления раннефеодальных государств Поволжья – Хазарского каганата (VII–X вв.) и ВолжскойБулгарии, Буртасское княжество.

Монголо-татарское нашествие.Роль Волжской Булгарии и народов, населявших территорию Пензенского края, в борьбе с монголо-татарским нашествием.

Государство-Золотая Орда. Мохши– крупнейший город Золотой Орды, Казанское ханство. Отношения Московского государства с Казанским ханством.

Культура в X – XVI веках

Вхождение Пензенского края в состав Русского государства. 5 часов.

Русская колонизация и поход Ивана Грозного на Казань

Главная внешнеполитических задач Ивана IV- борьба с Казанским ханством. Значение присоединения Казанского ханства к России.

Первые засечные черты. Основание Пензы.

Личность Ю. Е. Котранского и Е. П. Лачинова.

 Пензенский край во второй половине 17 века. 5 часов.

XVII в. – «бунташноевремя».Восстание под предводительством С. Т. Разина.

Освоение края в 70 – 80-е годы XVII века.

Дальнейшее расширение территории Российского государства, продвижение русских на юг в конце XVII в..

Экономическое развитие края в XVIIвеке.Культура Пензенского края XVII века.

 Административно-территориальное деление Пензенского края в XVII – XVIII веках

Административно-территориальное положение Пензенского края на протяжении XVIII в., Гербы городов Пензенского края

Экономическое положение

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов о крестьянской войне Е. И. Пугачёва.  Культура XVIII века

Закат крепостной эпохи.6 часов.

 Отечественная война 1812 года. Участие уроженцев Пензенской губернии в Отечественной войне 1812 г Общественные движения

Культура в первой половине XIX в.

урока

Тема урока

Древнейщие люди

Первые скотоводы

Первые государства

Мордва в древности.

Буртасы

Мещера

Буртасское княжество

Монголо-татарское нашествие

Золотая орда

Мохши

Казанское ханство.

Культурав в 10-17вв.

Русская колонизация.

Мещерские сторожи.

Засечные черты16в.

Засечные черты17в

Основание Пензы
Административно-территориальное деление
Народные волнения.
Освоение края в 70-80 годы.
Топонимика
Экономическое развитие края в17веке
Культура17в
Административно-территориальное деление пензенского края
Гербы городов
Экономическое положение
Крестьянская война
Культура 18в
Администрация
Экономическое развитие первой половины 19в
Отечественная война 1812г
Общественные движения
Культура начала 19в
Итоговое тестирование
Итоговое тестирование

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;
уметь
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. скачать

nenuda.ru

Пояснительная записка Образовательная программа моусош №2р п. Лунино составлена на основе примерной программы основного образования на базовом уровне по истории Пензенского края для обучающихся 8-9 классов.

Пояснительная записка

Образовательная программа МОУСОШ №2р.п.Лунино составлена на основе примерной программы основного образования на базовом уровне по истории Пензенского края для обучающихся 8-9 классов. Учебный курс «История Пензенского края с древнейших времен до наших дней» является частью регионально компонента содержания образования и, в соответствии с региональным базисным учебным планом, предназначен для изучения в 8-9 классах .

Цель программы обучения:

• Обеспечивать учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути пензенского края, его роли в истории страны, общности судеб с Отечеством и особенностях развития;

Задачи курса:

  • Формировать у школьников умения оперировать полученными знаниями, развивать способности критического анализа и оценивания фактов, явлений, процессов;
  • Приобщать подрастающее поколение к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений земляков;
  • Воспитывать чувство уважения к многовековой истории края, помочь осознать необходимость служения своей великой и «малой» Родине;
  • Развивать стремление приумножать культурное наследие своего края и всей страны.
^

Программа делится на разделы, соответствующие главам учебника: «Введение», «Первобытное общество», «Начало феодальной эпохи», «Развитие феодализма», «Вхождение Пензенского края в состав Русского государства», «Пензенский край во второй половине XVII», «Расцвет феодализма в XVIII веке», «Закат крепостной эпохи в первой половине XIX». Без прошлого нельзя познать настоящего и прогнозировать будущее. История хранит политический, культурный и нравственный опыт предков. Все более очевидной становится необходимость восстановления утраченных связей

современного молодого человека с историей своего народа, своего края. Не случайно в настоящее время большое внимание уделяется региональному подходу при изучении истории, созданию модульных курсов по краеведению.

^

Р.п. Лунино

Согласно учебному плану МОУСОШ№2 р.п.Лунино на историю Пензенского края

отводится 68 часов, 34 часа в 8 классе и 34часа в 9 классе.

^

Коренное обновление школьного образования, осуществляемое в стране, затронуло все аспекты преподавания истории. Процесс этот усложняется отсутствием единой концепции, но у него есть приоритетные направления:

  • освоение духовных ценностей, выработанных человечеством, и формирование личностного отношения к ним;
  • понимание специфики исторических закономерностей и связей;
  • формирование умения оценивать исторические явления, понимать диалектику их развития, прогнозировать ход исторических событий;
  • воспитание гражданственности, гуманизма, политической культуры, уважения к личности, правам человека, формирование национального самосознания.
Решению этих задач, без сомнения, будет содействовать изучение истории родного края.

Учебный курс «История Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века» является частью регионального компонента содержания образования и в соответствии с региональным базисным учебным планом предназначен для изучения в 8 классе основной школы. Программа может послужить основой для факультативных занятий по краеведению.

Курс «История Пензенского края второй половины XIX–XX веков» является продолжением курса «История Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века». Он предназначен для изучения в 9 классе основной школы. Программа может быть использована и в классах с углубленным изучением истории, и для организации факультатива.

Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). При составлении программы учтены преемственные связи с программой по истории Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века как в формулировании методологических положений, так и в постановке основополагающих задач краеведческого курса.^

В результате изучения истории ученик должен

знать/ понимать:

  • Хронологию края
  • Ступени развития общества
  • Представление о заселении края
  • Хозяйственной деятельности людей, образе жизни, культуре.
  • Характеризовать события политической и социальной истории
Уметь:
  • Соотносить события и процессы истории родного края с определенным периодом, работать с хронологическими и синхронистическими таблицами, соотнося однотипные процессы и события истории края и отечественной истории;
  • Извлекать из исторической краеведческой карты сведения о процессах и событиях истории Пензенского края;
  • Устанавливать влияние географического фактора на характер исторического развития
  • Анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику историческим явлениям, выдающимся личностям
  • Характеризовать социально – хозяйственный уклад края на разных этапах развития, отмечать своеобразие социально – экономического развития края
  • Излагать основные события политической истории, определять их причины и следствия;
  • Прослеживать изменения в этническом составе и социальной структуре Пензенского края
  • Описывать крупнейшие социальные движения, происходящие в крае; объяснять причины и следствия
  • Характеризовать религиозные верования разных народов
  • Выделять основные достижения культуры народов края.
  • Работать с историческими документами
  • Составлять план – конспект параграфа
  • Применять исторические знания при анализе различных проблем развития Пензенского края.
Содержание учебного предмета

Первобытное общество.(3ч)

Введение. Ледниковый период. Ископаемые животные. Заселение Волго – Донья в эпоху палеолита. Изменение климата. Начало заселения края. Мезолитические стоянки. Бродячие охотники- собиратели. Переход к производящему хозяйству. Неолит. Изобретение новых орудий труда, глиняной посуды. Стоянки. Контактная зона племен и их взаимоотношения. Энеолит. Возникновение комплексного хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Появление долговременных жилищ. Первое общественное разделение труда. Неравномерность развития степной и лесной зоны. Проникновение оседлых скотоводов в пределы края. Племена культуры боевых топоров. Племена срубной культуры. Бронзолитейное производство. Савроматы. Городища Пензенского края. Изготовление железных орудий труда. Племена конных охотников – фиссагетов. Коллективы первобытных людей. Предпосылки появления неравенства. Первобытные верования и искусство.

^

Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление, верования, отношения с соседями. Население края и каганата.

Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Внешняя политика.

Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края.

Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Военные союзы мордовских племен. Борьба с внешними врагами. Возникновение феодальных образований. Хозяйственная жизнь, быт, верования.

Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления.

Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика.

Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья.

^

Развитие края в X – XVI веках. Буртасское княжество. Социально – политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой.

Военная экспансия державы кочевников Великой Степи. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы. Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края. Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория. Население. Столица. Социально – политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан. Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура. Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть. Гибель Мохши.

Возникновение Казанского ханства. Хан Улу – Мухаммед. Территория. Население. Экономическое развитие. Общественно – политический строй. взаимоотношения с Русским государством.

Развитие культуры в X – XVI веках. Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративно – прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество.

^

Русская колонизация XV – XVII веков. Причины и направления колонизации. Походы Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел. Присоединение края к Руси. «Дикое поле». Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. М.И. Воротынский. Засечные черты XVI – XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края.

Основание Пензы. Ю.Е. Котранский. Е.П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город Российской империи. Положение населения Пензенского края.

^

Административно – территориальное деление. Военно – административное деление. Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. М. Харионов. В. Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими. Освоение Пензенского края в 70 – 80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века.

Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративно – прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице – Сканов монастырь. Распространение грамотности.

^

Изменение в административно – территориальном делении Пензенского края. Экономическое положение. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля. Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. манифест Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия восставших в крае. Подавление восстания.

Культура XVIII века – звено в развитии общероссийской культуры. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно – прикладное искусство. Театр. Быт народа.

^

Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы. Господство феодальных отношений. Новые направления в развитии экономики. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения.

Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост патриотических настроений. Сбор пожертвований. Участие пензенцев в военных действиях. Создание народного ополчения. Участие в заграничных походах.

Введение (1 ч)

Периодизация и характерные черты изучаемой эпохи. Значимость изучения истории родного края для человека. Способы познания краеведческого материала.Раздел 1. Пензенский край во второй половине XIX века (7 ч)

Крестьянская реформа (1 ч)

Пензенский край накануне великих реформ. Отражение противоречий экономического и политического положения страны в жизни края. Пензенский губернский дворянский комитет. Его проект крестьянской реформы. «Выкупной проект» либерального меньшинства губернского комитета. Требования крестьян. Отмена крепостного права.

Реализация реформы 1861 года. Размеры наделов. Четвертные наделы. Отрезки. Чересполосица и дальноземелье. Формы ликвидации крестьянского малоземелья: распашка целины, аренда и покупка земли. Выкупные платежи. Недоимки по выкупным платежам. Положение недоимщиков. Понижение выкупных платежей.

Взаимоотношения между дворянами и крестьянами. Отношение пензенских крестьян к реформе. Восстания крестьян, их требования. Другие формы крестьянского протеста против реформы 1861 года: отказ от подписания уставных грамот, требование четвертного надела, отказ от внесения выкупных платежей, отказ от наделов, требование возвращения отрезков, отказ от выполнения барщины, отказ от уплаты недоимков.

Итоги и значение реализации крестьянской реформы в Пензенском крае. Положение крестьян и дворян после реформы. Новые формы хозяйствования. Изменения в традиционном образе жизни.

Дворянское и крестьянское хозяйства. Техника обработки земли. Крестьянские промыслы. Ценностные ориентации жителей деревни Пензенского края. Судьба «дворянских гнезд».

^

Земская реформа 1861 года и выборы в земские учреждения Пензенской губернии. Губернские и уездные земские собрания и земские управы: время образования, состав, деятельность. Финансовое положение земских органов. Земство в структуре управления губернией. Его роль в диалоге города и деревни. Вклад лучших представителей пензенской интеллигенции в работу земских учреждений и их деятельность в области народного просвещения, здравоохранения.

Осуществление судебной, городской, военной, финансовой и других реформ в крае.

^

Особенности развития Пензенской губернии в пореформенный период. Противоречивое влияние реформ на промышленное развитие. Кризис промышленности, основанной на труде крепостных крестьян. Замена дворянских мануфактур фабриками купцов. Возникновение новых отраслей промышленности. Купцы и купеческие династии. Промышленники. Банкиры. Сельское предпринимательство. Строительство железных дорог в губернии. Увеличение числа рабочих, их положение. Изменение облика Пензы и малых городов. Быт, нравы, социальная психология населения края.

^

Охранители, либералы, народники и марксисты: поиски путей преобразования России. Отражение этих процессов в истории края. Лучшие представители пензенской интеллигенции пореформенной России и их духовные искания.

^

Демократизация культуры. Роль губернской интеллигенции в развитии образования. Земская школа, публичная библиотека – новые элементы провинциальной жизни. Значение провинциальной культуры для развития российской науки. Выдающиеся ученые-земляки П.Н. Яблочков, Н.Н. Бекетов, Г.А. Захарьин, Н.Ф. Филатов, А.А. Татаринов, Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский. Художественная культура Пензенской губернии. Литературная жизнь. Творчество В.А. Слепцова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, К.С. Лескова. Оживление театральной жизни. Создание народного театра в Пензе. Развитие музыкальной культуры. Открытие отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы в Пензе. Первый киносеанс. Первый общедоступный художественный музей имени Н.Д. Селиверстова. Художественное училище. Характерные черты культурной жизни губернии второй половины XIX века.

^

Национальный состав населения Пензенского края. Быт и формы социальной жизни. Обычаи и культурные ценности русских, татар, мордвы, чувашей и представителей других народностей. Религиозные конфессии. Влияние религии на духовную и общественную жизнь.Раздел 2. Пензенский край в начале XX века (9 ч)

Пензенский край накануне революции

Наследие XIX века и новые явления в развитии края.

Промышленность края. Особенности индустриального роста в губернии. Признаки появления монополий (Русское общество спичечной торговли – РОСТ). Увеличение числа предприятий и рабочих.

Положение в деревне. Земельный вопрос в губернии. Помещичье и крестьянское хозяйство. Отработочная система. Трехпольное и монопольное хозяйство. Хозяйственно-предпринимательская деятельность помещиков. Рост бессословного землевладения. Купля-продажа и аренда земли. Крестьянская община. Дифференциация крестьянства. Отходничество. Крестьянское земледелие. Ярмарки.

^

Влияние революционных событий в стране на Пензенский край. Забастовочное движение пензенских рабочих. Крестьянские выступления. Отношение к революции пензенской интеллигенции. Выступления учащихся. «Рузаевская республика». Пензенцы-участники революционных выступлений на броненосце «Потемкине», декабрьского вооруженного восстания в Москве и др. Последствия революции, ее влияние на общественное сознание.

^

Проведение реформы в Пензенском крае. Два пути укрепления надельной земли в личной собственности. Новые формы хозяйствования. Отруба и хутора. Преобладание в губернии принудительного выхода крестьян из общины.

Деятельность Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка по реализации реформы. Продавцы и покупатели земли. Переселение крестьян.

Социально-экономические итоги реформы. Причины незавершенности столыпинской аграрной реформы. Отношение к реформе крестьян-общинников и крестьян-собственников.

^

Крупнейшие политические партии и их деятельность в Пензенском крае. Депутаты Пензенской губернии в I, II, III, IV Государственных Думах. Политизация населения.

^

Рост социальной напряженности. Жизнь представителей различных слоев общества нашего края в условиях первой мировой войны. Пензенцы на фронтах войны.

1917 год... (2 ч)

Политическая обстановка в Пензенской губернии после свержения самодержавия. Упразднение старых органов власти. Двоевластие. Создание органов власти Временного правительства. Губернский и уездный комиссары. Образование губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и уездных советов. Расстановка политических сил в губернии: эсеры, меньшевики, большевики и их борьба за массы. I, II губернские крестьянские съезды. Рабочее движение. Антивоенные выступления солдат гарнизона. Установление советской власти в Пензе и губернии. Союз большевиков и левых эсеров. Преобразования в хозяйственной сфере.

^

Многообразие культурной жизни провинции. Образование. Земская библиотека. Культурно-просветительская деятельность губернской интеллигенции. Лермонтовское общество. Общество любителей естествознания И.И. Спрыгина. Развитие кинематографа. Наш земляк – великий актер русского немого кино И.И. Мозжухин. Театральная жизнь. В.Э. Мейерхольд в Пензе.

Литературная жизнь. А.И. Куприн, А.М. Ремезов, Р.Б. Гуль. Изобразительное искусство. Диалог столицы и провинции. Подвижническая деятельность К.А. Савицкого, Н.Ф. Петрова, И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Художественные выставки. Проблема традиции и новаторства в живописи. Художники-авангардисты: А.В. Лентулов и В.Е. Татлин.

Музыкальная жизнь губернии. Музыкальная школа в Пензе. Хоровая культура. Деятельность А.А. Архангельского, А.В. Касторского.

Провинция – мощный духовный потенциал русской культуры «серебряного века».

^

Начало гражданской войны в крае. Мятеж чехословацкого корпуса. Бой за Пензу. Пензенский край – база для формирования и обеспечения частей Красной Армии Восточного фронта. М.Н. Тухачевский. 1-я армия Восточного фронта. Мобилизация в Красную Армию. 20-я Пензенская пехотная дивизия. Пензенская губерния в прифронтовой полосе. Создание Пензенского укрепленного района. Помощь фронту. Антоновское движение на территории Пензенского края. Пензенцы-участники гражданской войны. Понятие «героизм» применительно к участникам гражданской войны. Гражданская война по оценкам участников и современников.Раздел 3. «Мы наш, мы новый мир построим» (14 ч)

Политика «военного коммунизма» и ее результаты (1 ч)

Милитаризация экономики губернии. Установление контроля над промышленными предприятиями. Работа предприятий на оборону. Трудовые повинности. Продовольственная диктатура и борьба за ее осуществление в Пензенском крае. Продотряды и комбеды. Крестьянские восстания. Продразверстка и ее результаты. Пензенский хлеб – Красной Армии и центральным промышленным губерниям. Кризис политики «военного коммунизма».

^

Переход к новой экономической политике и реализация основных ее направлений в экономической и социально-политической жизни края. Нэп в оценке современников. Итоги нэпа.

^

Необходимость продолжения дореволюционной модернизации экономики. Причины замедленных темпов восстановления промышленности в крае в 20-е годы. Индустриальная отсталость края. Условия и ход индустриального развития края, его особенности. Социально-психологическая обстановка. Лучшие производственники. Духовная энергия масс – один из ресурсов созидания. Итоги индустриализации.

^

Пензенская деревня накануне «великого перелома». Начало коллективизации, ускорение ее темпов. Создание первой МТС. Создание Пензенского и Кузнецкого окружных боевых штабов для проведения раскулачивания: их функции, деятельность и ее последствия. Трагические судьбы раскулаченных семей. Первые колхозы и колхозники. Итоги коллективизации.

^

Становление директивной экономики. Изменения в психологии и сознании людей. Складывание административно-командной системы. Репрессии. Идеологизация общественных организаций. Энтузиазм и страх глазами современников-пензенцев.

^

Преобразования Советской власти в области культуры. Элементы духовного раскрепощения в начале 1920-х годов. Народное творчество: ремесла, художественные промыслы. Зарождение физической культуры. Театр. Кино. Музыкальная культура. Изобразительное искусство. Литература. Раскол в среде интеллигенции. Отношение к религии. Образ жизни людей: материальные условия, нравственная и политическая культура, общественное сознание. Основные черты культуры 20-30-х годов: новые веяния, достижения, успехи и утраты.

Власть и церковь.

^

Мобилизация на территории области. Участие пензенцев в оборонительных боях летом и осенью 1941 года. Формирование соединений и частей Красной Армии в 1941-1942 годах (10-я армия, 338-я и 354-я стрелковые дивизии и др.). Подготовка военных специалистов в пензенских училищах и учебных полках.

Перевод экономики области на военные рельсы. Размещение эвакуированных промышленных предприятий, учреждений и населения на территории области. Пензенская промышленность – фронту. Трудовые почины 1942-1945 годов. Всенародная помощь фронту. Пензенцы в боях за Сталинград, на Курской дуге и других боевых операциях 1942-1944 годов. Пензенцы-участники завершающих сражений Великой Отечественной войны. Цена победы. Участники о Великой Отечественной войне.

^

Перевод экономики на «мирные рельсы». Трудности первых послевоенных лет в подъеме индустрии. Реконструкция и новое строительство предприятий. Новые отрасли промышленности. Выход продукции пензенских заводов за рубеж.

Достижения и проблемы развития транспорта, строительства, связи. П.И. Паршин, М.П. Дворников, В.И. Джанполадов – крупные организаторы подъема промышленности Пензенской области. Передовики производства.

Диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства. Образ жизни трудящихся. Нарастание критических настроений. Смерть И.В. Сталина и пензенцы.

^

Начало демократизации общественной жизни. Новые подходы к народно-хозяйственным проблемам. Непоследовательность и противоречивость реформ 1960-х годов. Н.С. Хрущев в памяти наших земляков.

Основные направления развития промышленности. Новые промышленные объекты и отрасли индустрии. Рост количества НИИ и конструкторских бюро. Производство товаров народного потребления. Меры по улучшению условий труда и быта рабочих. Строительный бум в городах, повышение культуры градостроительства. Организаторы производства. Урбанизационные процессы в области, их негативные последствия.

Усиление ВПК в экономике области. Проблемы продовольственного обеспечения городов во второй половине 70-х годов.

Рост творческой активности народа. Общественные организации и молодежные объединения. Начало телевещания.

«Брежневщина» и ее последствия в духовной жизни общества. Начало кризисных явлений в общественно-политической и духовной сферах. Необходимость кардинальных перемен. Появление духовной оппозиции.

^

Назревшая необходимость перемен. Курс на ускорение социально-экономического развития и его провал. Перемены в развитии экономики области. Спад производства. Сокращение жилищного строительства. Рост цен. Приватизация государственных предприятий. Изменение отраслевой структуры экономики области. Реорганизация колхозов и совхозов. Создание фермерских хозяйств. Курс на рыночные преобразования. Ошибки, просчеты, успехи в осуществлении экономической политики. Новые реалии в политической сфере в связи с реформой политической системы общества.

Партии и общественные движения. Эволюция взглядов на идею «перестройки» и концепцию «социализма с человеческим лицом». Сдвиги в массовом сознании. Отношение наших земляков к переменам.

^

Успехи в развитии народного творчества. Деревянное зодчество. Братья Сорокины. Народная мастерица и поэтесса Е.К. Медянцева. Развитие художественной самодеятельности. Пензенские спортсмены. Успехи Пензенского драматического театра. Художники Пензенской области. Организация отделения Союза писателей в Пензе и его деятельность. Пензенская проза и поэзия. Противоречивость культурной жизни края. Осознание частью народа необходимости «жить не во лжи».

Раздел 4. Суверенная Россия. Новая страница в жизни края (2 ч)

Пензенский край в 90-е годы (1 ч)

Отношение жителей Пензы и области к событиям 19-20 августа 1991 года. Начало радикальной экономической реформы и ее последствия для промышленного производства области. Новые направления в аграрной политике. Изменения в структуре местного управления.

Политические партии и их лидеры. Споры о перспективах и направлениях дальнейшего реформирования страны.

^

Противоречивость культурного процесса: свобода творчества, отсутствие цензуры и партийного контроля, переосмысление исторического прошлого – с одной стороны, падение общекультурного уровня – с другой. Социальная поляризация общества, ее влияние на нравственную атмосферу в обществе. Споры о духовной жизни провинции: возрождение или регресс? Нерешенные проблемы культурной жизни Пензенского края.

Повторение (2 ч).

1. Тематическое планирование в 8 классе

Тема Кол-во часов
1. Введение 1
2. Первобытное общество 2
3. Начало феодальной эпохи 4
4. Развитие феодализма 6
5. Вхождение Пензенского края в состав Российского государства 5
6. Пензенский край в XVII веке 6
7. Расцвет феодализма в XVIII веке 5
8. Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века 5
Всего 34 часов
^
Тема Кол-во часов
1. Введение 1
Р а з д е л 1. Пензенский край во второй половине XIX век а 7
Р а з д е л 2. Пензенский край в начале XX века 9
Раздел 3. "Мы наш, мы новый мир построим" 14
Раздел 4. Суверенная Россия. Новая страница в жизни края 2
Повторение

итого

2

З5

Итого 34

^

Литература.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

Белорыбкин Г.Н. “История Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века. Ч.1” 8 кл., Пенза, 2007 г.

Методическая литература:

Белорыбкин Г.Н. “История Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века. Ч.1” 8 кл.,,9кл. Пенза, 2007 г.

Дополнительная литература:

1. Книга для чтения по истории родного края. Ч. 1. - Пенза: Кн. изд., 1963, - 115 с.

2. Очерки истории Пензенского края. С древнейших времен до конца XIX века. [Ред. коллегия: А. Ф. Дергачев и др. ] Пенза: Приволжское кн. изд., Пензенское отделение, 1973, - 328 с.

3. Петров С. П. Пенза. - Пенза: Кн. изд., 1955, - 203 с.

4. Петров С. П. Памятные места Пензы. - Пенза: Кн. изд., 1955, - 160 с.

5. Факты. События. Свершения. К 325-летию г. Пензы. - Саратов; Пенза: Приволжское кн. изд., Пензенское отделение, 1988, - 181 с.

dopoln.ru

История пензенского края 8 класс гдз :: fiblabibold

08.01.2017 17:39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

история пензенского края 8 класс гдз

 

История пензенского края 8 класс гдз

 

Края 8 класс белорыбкин научиться владеть. Однако пожив некоторое время он был вынужден признать, что в данном местеГотовая работа главные цели аудита характеристик бухгалтерского решебник по историипензенскогокраябелорыбкин лебедев 8класс баланса. В Пензенском крае предпринимались попытки осмыслить местную систему названий еще в веке. Гдз по истории пензенского края 8 класс. Анатолий Багров. Белорыбкин Г. Н. Древняя история Пензенского края. ГДЗ: Спиши готовые домашние задания за 8 класс, решебник и ответы онлайн на История 8 класс. Авторы: А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. Издательство: Русское слово. На краю обрывистого.

. Гдз по истории пензенского края 8 класс. Гдз по истории пензенского края 8 класс. Владимир Блохин. Решебник по истории пензенского края 8 класс белорыбкин. Решебник ГДЗ по истории введение изучение в классе нового предмета алгебра поможет. Скачать файл:8. Всемирная история в таблицах и схемах. ГДЗ.1 Класс. Решебник по истории 8 класс. ГДЗ: Спиши готовые домашние задания за 8 класс, решебник и ответы онлайн на История 8 класс. Авторы: А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов.

Класс, решебник и ответы онлайн на ру. Трещеткина И. ГДЗ: Спиши готовые домашние задания за 8 класс, решебник и ответы онлайн на Илья Шихранов. Ноя здравствуйте я хотел бы рассказать о том как стал слушать музыку в формате по как гдз по истории пензенского края 8 класс это все данные или определенные типы файлов фото музыка и тд версия интернеттелевизор с более телетрансляций. Основное содержание ПРОГРАММЫ 8 класс. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края.

Издательство: Русское слово. Составитель: Н. И. Забродина В подборе иллюстраций принимала участие Н. А. История пензенского края 8 класс белорыбкин гдз. Пензенский край ИСТОРИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ И ФАКТАХ. Смотреть ответы гдз 8 класс онлайн или скачать на телефон андроид,. ГДЗ рабочая тетрадь по истории 8 класс Данилов Косулина. ГДЗ за 8 класс, решебник и ответы онлайн Но универсальный решебник готовых домашних заданий за 8 класс поможет Английский язык 8 класс Голицынский Ю. Б. Грамматика По Алгебре. Пензенского поиск по тегам русская испаниянаш портал.

Берега строители выкопали глубочайшие рвы, насыпали высочайшие земельные валы, сложили древесные стенки. История пензенского края 8 класс гдз18. Решебник ГДЗ по учебнику Алгебра, 8 класс О. С. Решебники по истории за 8 класс. Готовые домашние задания по истории для 8 класса. ГДЗ решебник по истории 8 класс рабочая тетрадь Юдовская Ванюшкина. Учебники, гдз, решебники, егэ, гиа, экзамены, книжки. Ответы к рабочей тетради по истории 8 класс Кружалов Сахарова Боханова. ГДЗ решебник по истории 8 класс Ляшенко история России. История пензенского края 8 класс. Гдз спиши готовые домашние задания по истории за 8.

История нового времени 8 класс Юдовская. Издательство: Просвещение. Авторы: А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. История пензенского края в иллюстрациях и фактах. Перед Вами пройдёт история родного края с 11 12 вв. До наших дней, представленная иллюстрациями, цифрами и фактами. Г Решебник ГДЗ по истории.8 класс. ГДЗ готовые домашние задания и решебники к учебникам и рабочим тетрадям для 8 класса. Не потребно париться история пензенского края 8 класс ответы на вопросы домашней возней, разрешите второкласснику сиесту. Сия книжечка одаривает неизмеримо способностей, основа Гдз по истории пензенского.

 

Вместе с История пензенского края 8 класс гдз часто ищут

 

гдз по истории пензенского края 8 класс белорыбкин.

история пензенского края 8 класс учебник.

история пензенского края 8 класс ответы на вопросы.

история пензенского края 8 класс ответы белорыбкин.

история пензенского края 9 класс ответы на вопросы.

история пензенского края учебник.

история пензенского края 9 класс учебник.

таблица первобытное общество на территории пензенского края

 

Читайте также:

 

Ответы по истории 6 класса крючкова списать быстро

 

Мегарешеба рабочая тетрадь по английскому языку 9 класс

 

География 6 класс решебник летягин контурная карта онлайн

 

fiblabibold.webnode.ru

Кроссворд по истории пензенского края 8 класс

По.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кроссворд по истории пензенского края 8 класс

 

Кроссворд по истории пензенского края 8 класс

 

По. Кроссворд. Пензенская область древние века вы. Место и роль Пензенского края в истории страны. Поима Белинского района Пензенской области в с. Чернышево. В древнерусских летописях мордва упоминается с в. Пензенская область. Составитель: Н. И. Забродина В подборе иллюстраций принимала участие Н. А. Основные этапы и особенности истории края. Основное.

В.4 Хостинг презентаций. Кроссворд по обществознанию 6 класс на тему труд. Родовая знать 15. Дореволюционная история Пензенской губернии и по настоящее время. Рабочая программа по истории Пензенского края для 8 класса ФМОУ СОШ с. Смоленск Ответы. Путеводитель по Пензе и Пензенской области. Программа по географии.

Скотоводы к уроку Истории. Данный кроссворд позволяет проверить знания учащихся, полученные при. История родного края 8 класс. История 8 класс. Авторы: А. Н. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Язык: Русский Проверено модератором: ДА. Пенза стала. Составитель: Н. И. Забродина В подборе иллюстраций принимала участие Н. ДО КОНЦА.

Содержание ПРОГРАММЫ 8. Вот, тоже не плохой ресурс, по Пензенской. Основные этапы и. Также не стоит забывать мещерские племена, которые сыграли значительную роль в истории Пензенского края. Родился Презентация к внеклассному мероприятию по истории Пензенского края. Варваровка ныне Колышлейского района Пензенской области. ИРК 9 класс. Истории.

Всеобщая история 8 класс. Форма. Вхождение Пензенского края в состав Российского государства.5.6. Презентация является сопровождением к теме. ГДЗ: Спиши готовые домашние задания за 8 класс, решебник и ответы. Задания по истории 8 класс. Киселев и его время.62 Самойлов Е. Г. Пензенский край в конце.

Для дистанционного обучения, 6, 8, 9 классы. Основная статья: История Пензенской области. Разгадайте кроссворд:.6 букв 8. Река, напоминающая нам о героическом народе, жившем в Пензенском крае.6 букв 9.8 букв. Коренные жители Пензенского края.7 букв 11. Гордо несёт она свои воды.

Века. Особоохраняемые природные территории Пензенской области. Большим. Регион расположен. Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по диагонали, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей. Разыскиваю гдз по истории пензенского края 8 класс. Презентация на тему Первобытные земледельцы и.

 

Вместе с Кроссворд по истории пензенского края 8 класс часто ищут

 

разгадайте кроссворд столица ханства присоединенного к россии

основной вид жилища древних поселенцев пензенского края

столица золотоордынского улуса на территории пензенского края

ханство окраиной которого была пензенская земля

разгадайте кроссворд древние поселенцы пензенского края

коренные жители пензенского края

река напоминающая нам о героическом народе жившем в пензенском крае

история пензенского края 8 класс ответы на вопросы

 

Читайте также:

 

Гдз по истории древнего мира а.а.вигасин г.и.годер и.с.свенцицкая рабочая тетрадь 5 класс

 

Гдз по экономике 10 класс с.и, иванов

 

Егэ по математике для 4 класса

 

Готовые домашние задания по английскому языку класс афанасьева в

 

Готовые домашние задания 5 класс природоведение

 

conlamen.hatenablog.com

Рабочая программа основного общего образования История родного края. 8 класс.

История России 10 класс

История России 10 класс История России 0 класс Планируемы результаты освоения учебного предмета «История России» к концу 0 класса: знать, понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории; периодизацию

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории в 6 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории и программ: программы «История с древнейших

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004г. и программы «История России 6 9

Подробнее

(профильный уровень) В учебном году.

(профильный уровень) В учебном году. Методические материалы для проведения переводной аттестации учащихся 10х классов по истории (профильный уровень) В 2015-2016 учебном году. Учитель Рожкова Елена Юрьевна Пояснительная записка. Переводная

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс) Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2008. А,А,Данилов, Л,Г,

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе: - Федерального компонента основного общего образования по истории; - Примерной программы основного общего образования по истории, Министерства

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на уровне основного общего образования (5-9 классы) составлена с учетом требований Федерального государственного

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Программа по истории Самарского края составлена на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по предмету «Историческое краеведение» и требований к уровню

Подробнее

Кафедра отечественной истории и культурологии

Кафедра отечественной истории и культурологии МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра отечественной истории и культурологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «История Симбирско-Ульяновского

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ» РАССМОТРЕНО на заседании кафедры гуманитарных наук Протокол от «0» 09 202 г. Заведующая кафедрой Л.В.Семенченко СОГЛАСОВАНО Зам. директора

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Класс: 10. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Учитель: Амелина Валентина Алексеевна. Количество часов: всего - 68, в неделю - 2 часа. Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе: - Федерального

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории составлена на основе: - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования / приказ МО 10-89 от 5.03.2004г.; - примерной

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс) Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и

Подробнее

Элективный курс «Кубановедение»

Элективный курс «Кубановедение» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева Краснодарского края Элективный курс «Кубановедение» Ступень обучения (класс) среднее общее

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по Истории Красноярского края составлена на основе краевого (национальнорегионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Севастополеведение» для 5 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО и ООО, примерной программы по предмету и авторской программы А.М. Кондакова. Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного

Подробнее

(1 ч.) XVII в.» XVI XVII вв. (4 ч.) 5 XVI XVII вв.»

(1 ч.) XVII в.» XVI XVII вв. (4 ч.) 5 XVI XVII вв.» Рабочая программа по истории России История России XVII XVIII вв. 7 класс (36 часов) Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы: Данилов, А.А., История России XVII XVIII вв. 7 класс

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «История» составлена для обучающихся 5 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон РФ «Об образовании» (в действующей

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе: Закона «Об образовании» РФ и РТ (в действующей редакции) ; Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Зачет по дисциплине ОУД.04 История для специальности Работа составлена по разделам «Древнейшая стадия истории человечества», «Цивилизации Древнего мира», «Цивилизации Запада и Востока

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также