Как первобытный человек стал разумным презентация обществознание 5 класс. Презентация "Первые люди" 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как первобытный человек стал разумным презентация обществознание 5 класс


Презентация "Первые люди" 5 класс

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Образовательная система «Школа 2100» 5 класс Урок 3. Тема: Первые люди

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Образовательная система «Школа 2100» 5 класс

Урок 3.

Тема: Первые люди

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Проблема урока: Как и с какого события началась история человечества?

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Проблема урока:

Как и с какого события началась история человечества?

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Версии

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Версии

  • «Божественная» (человека создал Господь Бог).
  • Научная (человек произошел от обезьяны).
г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . письменные вещественные устные Исторические источники:

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

письменные

вещественные

устные

Исторические источники:

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Алгоритм действий:

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Алгоритм действий:

  • Работаем по тексту всего параграфа.
  • Читаем каждый абзац текста с описанием живых существ.
  • Выделяем информацию о том, какими умениями они обладали, сравниваем с признаками животного и человека.
  • Заносим сведения в соответствующую графу таблицы.
  • Определяем можно ли их считать людьми, а их объединение обществом.
  • Определяем по карте места обитания. Заносим в соответствующую графу таблицы.
г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Дриопитек

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Дриопитек

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Австралопитеки

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Австралопитеки

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . «Человек умелый»

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

«Человек умелый»

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . «Древнейшие люди»

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

«Древнейшие люди»

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Неандертальцы

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Неандертальцы

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . «Человек разумный»

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

«Человек разумный»

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Название живых существ Признаки животного 1. Дриопитеки Передвигают-ся на 4-х конечностях. Питаются растительной и животной пищей. Признаки человека 2. Австралопитеки 3. «Человек умелый» Признаки человеческого общества Сообща охотились, занимались собирательст-вом Не наблюда-ются. Не наблюдаются. Места обитания Напоминает обезьяну Ходили на двух ногах 40 млн.лет назад, тропические леса Африки и Евразии Умели заготавли-вать простейшие орудия для охоты 5 млн.лет назад, Юго-Западная Африка 2 млн.лет назад, Юго-Западная Африка

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Название живых существ

Признаки животного

1. Дриопитеки

Передвигают-ся на 4-х конечностях. Питаются растительной и животной пищей.

Признаки человека

2. Австралопитеки

3. «Человек умелый»

Признаки человеческого общества

Сообща охотились, занимались собирательст-вом

Не наблюда-ются.

Не наблюдаются.

Места обитания

Напоминает обезьяну

Ходили на двух ногах

40 млн.лет назад, тропические леса Африки и Евразии

Умели заготавли-вать простейшие орудия для охоты

5 млн.лет назад, Юго-Западная Африка

2 млн.лет назад, Юго-Западная Африка

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Название живых существ 4. «Древнейшие люди» Признаки животного Признаки человека 5. Неандерталь-цы Признаки человеческого общества Овладели огнем. Имели камня напоминающие совр. нож и рубило, Первичные признаки звуковой речи. 6. «Человек разумный» Места обитания Умели строить жилища – полуземлянки, очаги. Встречаются места захоронения. 1,5 млн. назад, Африка, Европа, Азия. Жилища: пещеры, полуземлянки, шалаши. Ямы-хранилища. Орудия труда: каменные рубила, ножи, костяные крючки, иглы. Современная хозяйственная деятельность. Некоторые существа захоронены отдельно от жилищ. 300 тыс. лет назад, расселились по всей планете. 100 тыс лет назад, Африка

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Название живых существ

4. «Древнейшие люди»

Признаки животного

Признаки человека

5. Неандерталь-цы

Признаки человеческого общества

Овладели огнем. Имели камня напоминающие совр. нож и рубило, Первичные признаки звуковой речи.

6. «Человек разумный»

Места обитания

Умели строить жилища – полуземлянки, очаги. Встречаются места захоронения.

1,5 млн. назад, Африка, Европа, Азия.

Жилища: пещеры, полуземлянки, шалаши. Ямы-хранилища. Орудия труда: каменные рубила, ножи, костяные крючки, иглы.

Современная хозяйственная деятельность. Некоторые существа захоронены отдельно от жилищ.

300 тыс. лет назад, расселились по всей планете.

100 тыс лет назад, Африка

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Как и с какого события началась история человечества? История человечества началась с появления первых людей на Земле, когда в результате изменения среды обитания обезьяноподобные животные прошли эволюционный путь развития (увеличение мозга, приобретение полезных признаков) и превратились в «человека разумного».

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Как и с какого события началась история человечества?

История человечества началась с появления первых людей на Земле, когда в результате изменения среды обитания обезьяноподобные животные прошли эволюционный путь развития (увеличение мозга, приобретение полезных признаков) и превратились в «человека разумного».

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В . Домашнее задание: Прочитать § 2, ответьте на вопросы перед параграфом.

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Домашнее задание:

Прочитать § 2, ответьте на вопросы перед параграфом.

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку обществознания "Происхождение и развитие человека"

План:

1.Происхождение человека2.Развитие человека

С момента появления на  Земле и до начала XXI  века человек  прошел  длительный путь  развития.

Если  мы мысленно посмотрим на пройденный им путь, то увидим, какие  огромные  изменения  произошли  в  образе  жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде.

Первобытные люди не умели говорить, обладали меньшим по объему мозгом, чем  современный  человек, некоторыми звероподобными чертами внешности.

Но они:

- жили  и  трудились  сообща

- отличались от животных умением изготавливать и использовать  простейшие  орудия  труда.

Около 40 тыс. лет назад появился человек, который напоминал внешне  современных  людей, «человек  разумный», «Homo sapiens».

Он научился изготавливать новые орудия труда из дерева, кремня, кости.

научился  добывать  огонь шить одежду и строить жилище. 

В  коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.

Первобытные люди жили небольшими группами, охотились и работали вместе.

Чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, то есть каким-то образом общаться между собой.

Многие животные, живущие стаями, обращаются друг к другу при помощи рычания, телодвижений и крика.

Однако в процессе эволюции у людей развилась особая система общения - язык, позволявший выражать мысли с помощью слов и предложений.

На смену человеческому стаду пришла родовая община.

Эта  форма  объединения  древни

людей  была  более устойчивой. Она была основана на кровном родстве, коллективном труде и уравнительном распределении.

Около  8—10 тыс. лет назад человек совершил переход от собирательства и  охоты  к земледелию  и скотоводству. 

От присвоения  продуктов  природы  в  готовом  виде  люди перешли к их производству.

Они стали совместными  усилиями  изменять, преобразовать окружающий мир, окультуривать его.

Разделение труда привело к появлению ремесел.

Возникают  города,  государства. 

Люди  все  больше  времени  отдают  искусству,  науке,  образованию. 

Создаются правила, регулирующие поведение человека в обществе.  

Обычаи,  традиции,  религия,  законы  становятся  основой  нравственных,  религиозных  и  правовых  норм жизни  человека  в  обществе.  

Культура превращается  во вторую среду существования человека.

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru

Урок по обществознанию "Происхождение и развитие человека" 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с историческим процессом происхождения и развития человека, сего движущими силами.

Образовательные задачи:

  • объяснить основные понятия урока;

  • познакомить учащихся с различными теориями происхождения человека;

  • разъяснить, какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться;

  • сформировать у учащихся умение составлять рассказ на основе услышанного и прочитанного

Развивающие задачи:

Развить у учащихся внимание, память и мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитать интерес, чувство коллективизма

Ожидаемые учебные результаты:

Учащиеся должны:

- уметь объяснять роль культуры в жизни человека;

- описывать сущность изобретений;

- приводить примеры совершенствования орудий труда и, общественных отношений;

- рассказывать об условиях и образе жизни первобытных лю­дей, используя

материал параграфа;

- правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия;

- работать в микрогруппе по 4 человека;

- понимать, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться;

- понимать, что способность и стремление к прогрессу это отличительная черта человека.

Основные используемые понятия:

развитие общества, орудия труда, эволюция, прогресс, соци­альный прогресс, технический прогресс, антропология, хомо сапиенс.

Основные виды деятельности на занятии:

- беседа;

- работа в группах;

- работа с учебником.

Оборудование:

1 .Учебник «Обществознание», рабочая тетрадь.

2. Карточки.

3. Схема «Технический и социальный прогресс».

4. Рисунки «Первобытный человек», «Современный человек»,

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществозна­ние - новый учебный предмет. Человек - часть природы и общества».

Игра «Согласен - не согласен».

Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согла­сен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.

- Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание. (Да)

- Обществознание - наука, изучающая человеческое общество и его законы,

человека и его отношения с окружающим миром. (Да)

- Естественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Нет)

- Общественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Да)

- Естественные науки изучают живую и неживую природу. (Да)

- Человек миллионы лет назад тоже был продуктом природы. (Да)

- В древности человек все делал в одиночку. (Нет)

- Слово «общество» появилось потому, что люди все делали коллективно, сообща. (Да)

- Обществознание - это естественная наука, изучающая строе­ние человека. (Нет)

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

2. Первые люди на Земле.

3. Древние жители в нашем крае. Археологические памятники на территории региона.

4. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

5. Технический прогресс. Социальный прогресс.

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».

1-й УЧЕНИК: -Первобытный человек на свете жил.

Человек тот очень-очень грустным был.

2-й УЧЕНИК: - Ну а вы бы разве грустным не ходили,

Если б тоже первобытным очень были?

1-й УЧЕНИК: - Отчего же ты горюешь и грустишь?

Может, все же грусть свою нам объяснишь?

2-й УЧЕНИК:

- В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я ее не нахожу!

И еду мне в магазине не купить

На охоте должен я еду добыть!

А оружие мое – ну просто смех!

Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1-й УЧЕНИК:

- Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придет.

2-й УЧЕНИК:

- Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперед,

«Хомо сапиенсам» чтоб пришел черед.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

Учитель: Из-за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчен первобытный человек?

Главный вопрос нашего урока (записывает на доске).

Что помогло развитию Человека, человеческого общества?

2. Первые люди на Земле.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника на стр. 7-8.

Дополнительно можно ознакомить учащихся с теориями происхождения человека .

Физкультминутка. (Слайдовая презентация)

3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

На доску прикрепляются два рисунка:

«Первобытный человек» «Современный человек

Учитель делит класс на группы по 4 человека.

Задания для работы в группах:

- Чем первобытный человек отличается от современного человека?

- Как вы думаете, чем человек отличается от животных?

Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске под рисунками,

Учитель: Посмотрите внимательно на доску и попробуйте сделать вывод:

- Чем первобытный человек отличается от современных людей?

- Чем первобытный человек отличался от животных?

Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учите­лем на доску, учениками в тетради:

1. Первобытный человек внешне был похож на животное.

2. Человек - часть природы, он отличается от животных умением изготовлять орудия

труда, накапливать и передавать опыт.

Можно использовать для обсуждения таблицу из курса «Исто­рия Древнего мира»:

Учитель: Что обозначает выражение «Коллективный труд со­здал человека»?

(Без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.)

4. Технический прогресс. Социальный прогресс.

Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе.

Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.

1. «Уна устала, ей хотелось пойти поиграть, но приказ матери был ясен: необходимо обработать землю, чтобы приступить к посадке зерен. Уна вздохнула и крепче перехватила деревянную мотыгу: надо, значит надо. Зато завтра старый Крек обещал показать ей, как обмазывать корзину глиной и обжигать ее на костре, чтобы получился красивый горшок».

2. «У кузнеца дел всегда много: с утра Авдей проверял железные насадки на плуг - скоро предстояло начать пахоту. А завтра надо было подковать лошадей— время поджимало - скоро господин соберется на охоту и будет очень недоволен, если его лошади будут хромать».

3. «Митька готов был заплакать - трактор никак не хотел заводиться. Придется опять бежать к мастеру, а он, как всегда, будет ! смеяться по поводу горе – механиков , которые, окончив училище, уже считают себя настоящими механизаторами, а сами не способны завести простой тракторенок».

Пока учащиеся читают текст и готовят ответ на вопрос, учитель рисует на доске схему, которая будет заполняться по мере ответа учащихся.

мир современного человека

бензопила

_____________________

мир средневекового человека

железный топор

_______________________

мир первобытного человека

каменный топор

__________________________

Беседа по вопросам после прочтения литературных отрывков:

- Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идет об этих исторических периодах?

(Главный признак - применяемые орудия труда)

- Какие еще орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?

(На основании ответа учащихся учитель выстраивает ло­гический ряд:

например,

каменный топор ► железный топор ► бензопила)

- Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?

(Примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллек­тивы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мас­терства требовалось от человека.)

Учитель дает определение технического прогресса, учащиеся записывают его в тетрадь.

Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом.

Учитель: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества,

его культуры, экономики, государства?

Учитель записыва­ет на доске новое понятие, учащиеся записывают его в тетрадь.

Социальный - общественный прогресс

Развитие самого общества, его культуры и экономики, государс­тва и политики, сферы труда и быта называют социальным про­грессом.

Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока, прочи­тайте его, обсудите в группах и сделайте вывод.

Учащиеся обсуждают вопрос и предлагают вывод урока, кото­рый записывается в тетради.

Вывод урока: Развитие человека и человеческого общества происходило благодаря

техническому и социальному прогрессу.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Что мы сегодня на уроке узнали нового?

- Чем первобытный человек отличается от современных лю­дей?

- Чем первобытный человек отличался от животных?

- Как связаны между собой развитие орудий труда и эволюция человека и

человеческого общества?

- Что такое технический прогресс?

- Что такое социальный прогресс?

Домашнее задание: прочитать § 1 учебника, вопросы к § 1;

По желанию: при­думать (устно) рассказ о жизни древнего человека (можно про­иллюстрировать рассказ рисунком).

ЧЕЛОВЕК

ЖИВОТНОЕ

Общее

1. Является представителем

живой природы.

2. Имеет потребностив пище, воде, тепле.

1. Является представителемживой природы.

2. Имеет потребности в пище,воде, тепле.

Различное

1. Поведение человека

является целенаправленным.

2. Имеет речь.

3. Имеет мышление.

4. Может изготавливать иприменять орудия труда.

5. Активно воздействует наприроду, преобразуетокружающий мир.

1. Поведением животныхруководит инстинкт.

2. Не имеет речи.

3. Не имеет мышления.

4. Не изготовляет и неиспользует орудия труда.

5. Потребляет все из природыв готовом виде.

doc4web.ru


Смотрите также