Археология и этнография как источник знаний о первобытной культуре. Экзаменационные билеты по ипо и основам археологии (бакалавры 1 семестр 2010/2011 уч. Год).
ГлавнаяПервобытноеАрхеология и этнография как источник знаний о первобытной культуре
1. Археология и смежные науки (этнография, антропология и т.Д.). Археология и этнография как источник знаний о первобытной культуре
Экзаменационные билеты по ипо и основам археологии (бакалавры 1 семестр 2010/2011 уч. Год).
1.Археология и смежные науки.
Археология – историческая наука, изучающая прошлое человечества по вещественным памятникам.
Археология связана со многими науками, особенно с этнографией. Напр, знакомство с бытом отсталых племен, употребляющих предметы, сходные с археологическими находками, помогает объяснить назначение этих находок. Знакомство со свадебными обрядами и другими обычаями, с традициями в одежде, украшениями дает возможность объяснить некоторые явления первобытной идеологии. Важны для археолога данные фольклора и топонимики. Большую помощь в решении некоторых проблем археологии оказывает генетика. Установив на основе многочисленных опытов законы наследственности животных и растений, генетика помогает археологам определить происхождение тех или иных видов домашних животных и культурных злаков. Так, долгое время считалось, что домашняя собака происходит от шакала. Однако хромосомный набор шакала и собаки оказался настолько различным, что стало ясно: собака не могла произойти от шакала. С помощью генетики археологи установили районы начала одомашнивания животных, появления земледелия. Генетика также помогла археологам в решении проблемы происхождения человека. Установлено, что предки человека перешли к прямой походке, приобрели большой объем мозга до возникновения орудий труда. Это привело к тому, что человек потерял возможность существовать за счет тех методов добычи пищи, которыми пользовались обезьяны. В таких условиях единственным способом сохранения человека от гибели стал труд, но труд сам по себе не мог создать человека. Физика дала для археологии метод датировки по изотопам радиоуглерода, химия - спектральный анализ древних металлов, биология - методы анализа древней фауны, пыльцы и спор в культурном слое и др.
Антропология – все о человеке. Она подразделяется на физическую (представление о человеке, как о несоциальном существе), которая включает в себя морфологию, антропогенез и расогенез, и социальную, которая в свою очередь делится на культурную антропологию, этнологию (теория развития общества, мысль об этносе) и этнографию (народоописание).
Историография – сумма тех данных, которые сложились от начала существования науки.
2. Основные источники истории первобытного общества.
В истории исторической науки шли длительные споры о том, каковы объекты, несущие информацию о прошлом и получившие наименование исторических источников. Дискуссия эта продолжается и до сих пор. Основной ее вопрос состоит в том, являются ли историческими источниками только письменные документы и другие следы исторического прошлого или в их число входит и обширный круг свидетельств о географических и биологических явлениях, сопровождавших историю человеческого общества. Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеографические, геологические, физические и химические.
Исторические источники, на базе которых история первобытного общества строит свои реконструкции, очень разнообразны и являются компетенцией разных наук как гуманитарного, так и естественноисторического циклов:
Археология, изучающая остатки материальной культуры людей разных эпох и пытающаяся на основании их топографии в пространстве восстановить общественные отношения и духовную жизнь внутри тех или иных конкретных обществ.
Этнография, занимающаяся изучением всех сторон культуры современных отсталых обществ и проецирующая свои наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытности.
Антропология – наука о морфологических и физиологических особенностях современных людей и людей прошлых эпох, а также их ископаемых обезьяноподобных предков, выделившая внутри себя специальный раздел исторической антропологии.
Четвертичная геология, восстанавливающая события геологической четвертичной истории нашей планеты, в хронологических рамках которой развивалось человечество.
Палеогеография, использующая данные четвертичной геологии и ретроспекцию результатов физической географии для реконструкции четвертичных палеоландшафтов и динамики географической среды.
Археозоология, опирающаяся на зоологические методы исследования происходящих из археологических раскопок костных остатков и ставящая своей целью получение информации о доместикации животных, составе стад домашних животных в разных человеческих коллективах, характере использования домашних животных, характере охоты и использовании диких животных человеком.
Археоботаника, имеющая своей целью реконструкцию культурной и использовавшейся человеком дикой флоры
Физика и химия, которые дают возможность разрабатывать методы реставрации и консервации используемых в культуре материалов и специальные микрометоды исследования их физической структуры и химического состава, а также позволяют получить абсолютные даты для отдельных памятников.
Лингвистика, исследующая современные и древние языки, их родственные взаимоотношения и распространение в древности, разные методы исследования и интерпретации письменных источников.
Информатика – наука о формализованных способах представления и использования информации, с помощью которых, а конкретнее, с помощью машинного моделирования, можно разработать и исследовать модели систем с информационным содержанием.
Основной источник для изучения культуры – археологический памятник.
studfiles.net
1. Археология и смежные науки (этнография, антропология и т.Д.).
Археологиятесно связана с естественными науками не только в использовании их методов, но и в привлечении их выводов для истолкования археологических данных, и сама, со своей стороны, представляет естественным наукам ценные материалы. Однако ещё теснее связь археологии с общественными науками: с историей,этнографией, историей искусства, социологией. Также с вспомогательными историческими дисциплинами:эпиграфикой(наукой о надписях на камне, металле, глине и дереве),нумизматикой(наукой о монетах),сфрагистикой(наукой о печатях),геральдикой(наукой о гербах).
2. Основные источники истории по.
Археология.
1) Орудия труда(гл. Особ-от простого к сложному)
2) Предметы быта(одежда, изд из дерева)
3) Вооружения(каменные, костяные, бронз и жел наконечники, кинжалы, щиты)
4) Украшения
Этнология.
Исследование т.н. пережитков. Особенно хорошо сохраняются в обрядах (свадебный, погребальный, праздничные и др.).одежда, украшения, устройство жилища, сказки песни были заговоры), устные традиции аборигенов. Предания до некоторой степени заменяют писанную историю.
Лингвистика. Действует без осечек с эпохи бронзы, когда появилась первая письменность. Все, что ранее – компаративистика. Реконструкция архаических форм по более поздним (вплоть до верхнего палеолита, но – споры), благо есть лингвистические законы. Важный показатель Топонимика. Некоторая связь между родством языков и родством народов => возможность зная одно, восстановить другое. Лингвистика предоставляет основу для периодизации (глоттохронология Мориса Сводеша – периодизация по лексическим изменениям в языке; он же – «золотая сотня» - выделение около ста самых употребительных лексем всех языков; замена этих слов при разделении языков идет с известной скоростью – вот и основа для периодизации).
Палеоантропология. Основа для одной из периодизаций. Главный недостаток – несоотносимость находки с целой популяцией. Анатомия (нашли костяк, определили тетя или дядя, по костям – общее представление о строении существа, по местам прикрепления мышц – о его мускулатуре и др.). Палеодемография (анализ повреждений на костяках, вывод о наличии или отсутствии конфликтов, видах охоты и др., находка в мустьерском слое иракской пещеры Шанидар костяка с ампутированной при жизни рукой – свидетельство социальных отношений и т.д.).
Вспомогательные дисциплины. Палеогеография. Физика. Химия. Их взаимное проникновение.
3. Понятие археологической культуры, и принципы ее выделения.
Археологическая культура - совокупность артефактов, объединенных во времени и пространстве.
Арх. культ. - совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.
Обычно археологическую культуру называют по какому-то характерному призноку, которым она отличается от других:
по форме или орнаменту керамики и украшений (к-ры ямочно-гребенчатой кер., расписной кер.).
по обряду погребений (ямная, срубная к-ры).
по той местности где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры.
Подход к археологическому исследованию с выделением множества археологических культур (т.е. изучение локальной культуры без ее связи с другими культурами) в СССР => к-р накопилось слишком много => они не структурированы.
studfiles.net
Этноархеология как метод археологических реконструкций
Этноархеология (Ethnoärcheologie, Ethnoarchaeology, Ethnoarchéologie; синонимы - археологическая этнография, археология действия, живая археология, точнее было бы сказать: этнографоархеология) - научное направление, складывающееся со второй половины ХХ в. в результате интеграции археологических и этнографических исследований и призванное решать круг проблем по истории культуры и общества особым способом - на основе сопряжения археологического и этнографического видения этих проблем.
Исследования на стыке археологии и этнографии в ХХ – начале XXI вв., особенно в последние четыре десятилетия, ввели в научный оборот относительно большой объем фактических данных и привели к новым методолого-теоретическим обобщениям, выводам, к разработке источниковедческих и методических аспектов археолого-этнографических работ. Это позволило ряду ученых за рубежом, а затем и в России заявить о формировании нового направления исследования на стыке археологии и этнографии. Оно получило название этноархеологии и стало широко распространяться, начиная с 1960-х годов.
Потребность в этноархеологических знаниях возникла тогда, когда использование прямых и косвенных аналогий для археологов в этнографии и поиски этнографами следов традиционных культур предков современных народов в археологических материалах зашли как бы в тупик. Специалисты двух наук стали осознавать ограниченность таких "прямых" обращений археологов к этнографии, а этнографов к археологии.
Эти обращения существенно не увеличивали объем информации в области этнической истории - формирования (этногенеза) и последующего развития этносов (этнодинамика) и шире историко-культурных общностей вплоть до этнораспада (гибели или трансформации в другое этническое образование).
Но казалось, что и для изучения истории социальных образований (институтов), социальных структур и отношений, то, что часто именуется социогенезом, также поиски археолого-этнографических аналогий путем сравнительно-исторического метода, метода классификации и даже метода типологии как бы исчерпали себя.
То же самое виделось и в изучении процессов культурогенеза - становления и дальнейшего функционирования отдельных явлений культуры и традиционных систем культуры. И хотя результативность связи археологии и этнографии как смежных наук в изучении культур традиционных обществ была явно выше, чем в исследованиях социогенеза и социодинамики, все же и здесь выявлялась недостаточность простого сосуществования двух наук.
Таким образом, к середине ХХ в. возникло понимание того, что перевод по отдельности археологических и этнографических источников в область исторических знаний стал как бы недостаточным для нового информационного "взрыва" в исследовании истории населения первобытной эпохи и последующих исторических эпох вплоть до новейшего времени (особенно в тех случаях, когда речь идет о так называемых бесписьменных народах). Тогда некоторые археологи стали заниматься поисками путей внедрения этнографических знаний и методов в археологию, в том числе изучением процессов изготовления орудий труда, предметов быта, жилищ и т.д. А отдельные этнографы решили овладеть смежной археологической наукой и самим проводить археологические раскопки и археолого-этнографические исследования. В советской науке благодаря во многом идеям и деятельности тогдашнего директора Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР С.П. Толстова (но не только его) были предприняты широкомасштабные меры, приведшие к многолетним работам Тувинской и Хорезмской комплексных археолого-этнографических экспедиций.
В 1960-е - 1980-е годы ученые стали понимать, что просто консолидация усилий археологов и этнографов в изучении исторической действительности, включая прежде всего социокультурную действительность (действительность вообще - это действительное бытие сущего), хотя и приносит новые результаты, но все же недостаточно эффективна в этом деле. Тогда-то и появилась идея интеграции археологических и этнографических исследований, которая в отличие от консолидации ученых двух наук требовала новых исследовательских программ. Эти программы должны были быть направлены в первую очередь на восстановление связанности отдельных дифференцированных явлений археологической культуры и социума (в данном случае понятие "социум" понимается как синоним "общества"). Ставилась задача воссоздания археологического социокультурного организма (комплекса) в целостности. И здесь выяснилось, что без этнографического видения трудно реконструировать и конструировать такой комплекс. Именно этнография могла помочь восстановить недостающие звенья в таком комплексе путем видения сопряженности социокультурных явлений и их функций в единой системе. Действительно, социокультурные явления в системе - природная среда, способы производства и жизнедеятельности, поселения, жилища, пища, народные знания, религия, искусство, стереотипы поведения и т.д. тесно взаимосвязаны (мы говорим: сопряжены) друг с другом.
Объем взаимодействия и взаимопроникновения археологии и этнографии в деле реконструкции и конструирования социокультурных комплексов археологического прошлого и их отдельных составных, в деле изучения этих комплексов и процессов их формирования и функционирования оказался очень большим. Поэтому встал вопрос о качественно новом сближении этих наук на уровне интеграции и появлении нового этноархеологического научного направления.
Представляется, что актуальность этноархеологических исследований связана с получением новых знаний, с переосмыслением (насколько это возможно) под углом предмета и проблем этноархеологии результатов прошлых исследований (видимо, прежде всего в археологии и палеоэтнографии), с использованием этноархеологических знаний в других науках (культурологии, социологии, социальной философии и др.), а также отчасти в современной практике решения социокультурных проблем.