ГлавнаяПервобытноеВера в сверхъестественные силы богов бога взгляды первобытных людей
Ранние формы религии: факторы формирования, виды и интересные факты. Вера в сверхъестественные силы богов бога взгляды первобытных людей
ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ
ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ
— лежащее в основе любой религии убеждение в реальном существовании каких-то высших сил, таинственных и необъяснимых начал всего сущего. Психофизиологические и антропологические исследования первобытных популяций дают достаточно веские основания предполагать, что для человечества как вида весьма болезненным по своим последствиям оказалось обретение самосознания. Смутное осознание собственного Я, пусть еще и весьма слабо дифференцированного, не могло не сопровождаться осознанием отрицательных эмоций — чувства страха, тревоги, тоски, отсутствия безопасности, предчувствия смерти и т.д., — которые в человеческом организме обычно сопряжены с глубокими вегетативными (эндокринными, секреторными, сердечными и т.п.) и тоническими (спазмы, дрожь, расслабление и т.д.) изменениями. Последствия перманентного эмоционального перенапряжения, гнетущего состояния диффузного страха и др. отрицательных эмоций — это не только нестабильность психики и нарушение психосоциального «порядка», но и, как следствие, непосредственная угроза физическому здоровью и жизни первобытных людей. Осознав свою неповторимость и смертность, люди были вынуждены выработать какую-то новую для себя адаптивную реакцию, новую форму психологической защиты, которая блокировала бы доступ к сознанию отрицательных эмоций. Решение этой проблемы не могло ограничиться лишь их подавлением и вытеснением, т.к. без соответствующей переориентации не устраняется эмоциональное перенапряжение и невозможно выйти из состояния психологического дискомфорта. Поскольку в основе наших адаптивных реакций всегда лежат положительные и отрицательные эмоции (эти реакции сопряжены с процессами возбуждения), то для стабилизации психики древних гоминид, для установления психосоциального порядка в первобытных коллективах, по-видимому, был крайне необходим какой-то постоянный и притом общий для всех индивидов источник положительных эмоций. Само обретение В. в с, скорее всего, носило преимущественно неосознанный, инстинктивный характер. Однако в дальнейшем порожденная этой верой своего рода допинговая зависимость, вероятно, оказалась одним из факторов, который через механизмы естественного отбора способствовал значительному ускорению темпов когнитивной эволюции отдельных первобытных популяций — развитию способности к пониманию и росту самосознания, расширению сферы сознательного информационного контроля окружающей среды и т.д. Благодаря появившейся вере в существование каких-то высших сил и начал, от содействия которых зависят жизнь и благополучие человека, у первобытных людей постепенно сформировалась внутренняя психофизиологическая потребность наполнить новым сокровенным смыслом свои осознаваемые восприятия, мысли и воспоминания, а кроме того, и неотделимые от них (в силу магии образа) объекты и события. Трудно переоценить значение самого факта возникновения древнейших религиозных форм миропонимания для последующей когнитивной и культурной эволюции человечества: ведь одновременно с первым примитивным культом неандертальцев зародились и какие-то рудименты «социального сознания» и культуры. До появления письменности сакрализация (превращение в священное), по сути дела, оставалась единственным средством закрепления в коллективной памяти важной для выживания людей культурной информации. Хотя роль религиозных представлений на протяжении истории человечества существенно менялась, для многих людей В. в с. остается источником положительных эмоций и выполняет функцию психологической защиты.
Поделитесь на страничке
slovar.wikireading.ru
вчера и сегодня. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека
Понятие «бог» очень неопределенно. Это признают сами богословы и священнослужители. Так один из основоположников христианского богословия Тертуллиан (II—III вв. н. э.) утверждал, что с позиций разума представление о боге составить невозможно, что бога можно постигнуть только верой. Этому богослову принадлежит знаменитая формула: «Верую потому, что абсурдно».
Как уже говорилось выше, в первобытных религиях веры в бога не было. Люди верили в сверхъестественную силу предметов, явлений природы, поклонялись им и одухотворяли их. Поскольку в обществе не было неравенства, то сверхъестественные силы, или, проще говоря, «духи», считались равноправными между собой и подразделялись только на добрых и злых. Лишь с появлением неравенства духи в воображении людей стали подразделяться на высших и низших. Особенно «сильные» духи со временем получили имена, появилась сложная система их подчинения, обрядов, молений (культ). Их стали называть богами (слово «бог» в русском языке родственно словам «богатый», «богатство»).
Древние народы поклонялись одновременно многим богам. Так возникло многобожие, политеизм (от греческих слов «поли» — много и «теос» — бог), свойственный всем древним религиям Ассирии, Вавилона, Египта, Греции и Рима.
Следует отметить два характерных обстоятельства. Во-первых, жизнь богов в представлении людей была подобна образу жизни их самих. И, во-вторых, если в доклассовом обществе различным божествам приписывалось главным образом господство над силами природы, то в классовом обществе — управление общественной жизнью. Боги будто бы устанавливают правила поведения людей, определенные законы и карают за их невыполнение. Конечно же, эти законы и правила служили опорой власти эксплуататоров: ведь именно они (от имени богов!) их устанавливали.
Переход к монотеизму (от греческого слова «моно» — один), к единобожию произошел в результате образования централизованных государств во главе с царями и императорами. По образу земных царей создается образ единого, всемогущего бога. «Единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя»5. Подобно земному царю, небесный царь окружен воинством, у него, как и у земного царя, много слуг и придворных — ангелов, святых и угодников.
Всемогущие, грозные небесные боги появились как фантастическое отражение власти эксплуататоров, власти земных царей, их земной силы и произвола. Созданные самими людьми, они использовались эксплуататорами для закабаления трудящихся масс.
5Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 27, с. 56.
Литература:
Крывелев И. История религии М., Мысль, 1975.
Пучков П. Современная география религии. М., Наука, 1975.
historylib.org
Тема 3.2 Философия и религия
Проблема происхождения религий и учений о Боге до сих пор в науке вызывает множество споров. Сторонниками и противниками религии выдвигалось множество ее решений. Однако пока нельзя сказать, что научное и массовое сознание разделяет одну-единствен-ную точку зрения. Какие же, например, предлагались ответы на вопрос о происхождении религий? Рассмотрим несколько наиболее известных версий.
Теологическая теория внутренней религиозности человека. Ее основная идея состоит в том, что Бог предполагается реально существующим всемогущим высшим существом. Человек, утверждают сторонники этой теории, это всегда в прошлом внутренне чувствовал и ощущает по сей день. Из этого внутреннего ощущения и появляется идея о неком высшем существе — Боге, рождается стремление понять Его и формируется религия как одна из форм духовной жизни общества.
Идеалистическая концепция Георга Гегеля была близка вышеотмеченной теории. Гегель утверждает, что истоки религии находятся в самом человеке, в его духе и разуме, так как человеческий дух есть отражение Мирового Духа. Через человека Мировой Дух познает самого себя и окружающий мир. Религия — один из важнейших инструментов этого познания.
Антропологическая теория Людвига Фейербаха. Фейербах полагал, что не Бог порождает человека, а наоборот — человек порождает Бога. Как это возможно? Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и переносит их на выдуманное всемогущее существо (Бога). Поэтому духовные качества Бога — это качества самого человека. Что заставляет человека отчуждать свою духовную сущность и придумывать Бога? Зависимость и страх перед природой, ее непостоянство, неподвластность и враждебность человеку. Религия порождается желанием человека освободиться от бед и тревог и получить благо, но не через себя, а через высшее существо — Бога.
В этом мировоззренческом русле находится и материалистическая гипотеза Фридриха Энгельса. Ее суть — религия появляется как фантастическое отражение в головах людей реальных внешних сил, которые господствуют над ними. В этом отражении реальные земные силы становятся божественными и неземными. Позже последователи Фейербаха, Маркса, Энгельса и Ленина пытались обосновать, что Бог и духовные существа были выдуманы древней элитой для управления народными массами. Однако очевидно, что такое объяснение является слишком упрощенным и может быть справедливым (в лучшем случае) только частично.
Психологическая концепция религиозности (Зигмунд Фрейд и др.). Ее главная идея — представления о Боге появляются в результате естественного взаимодействия человека и природы, когда человек еще не обладает реальными познаниями ее законов. Религия есть механизм психологической компенсации человека перед враждебным и неведомым ему миром природы и внутренним миром инстинктов.
Теософская теория происхождения религий (Елена Блаватская и др.) совмещает в себе идеалистическую теологию и научный материализм. Ее суть: высшие духовные существа реально существуют, но не являются сверхъестественными, а представляют собой космические формы жизни более высокого уровня развития, чем человек. В своей истории человек много раз имел возможность наблюдать их различные проявления. В искаженном виде это отражалось в религиозных учениях о богах, ангелах и прочих мистических существах. Все духовные учения появились под влиянием этих высокоразвитых существ, которые инициировали их развитие в соответствии с уровнем эволюции сознания конкретной нации и историческим моментом. В каждой религии человеку приоткрывались определенные грани истины. Однако полученное знание со временем искажалось, что вызывало необходимость его обновления и развития в новом духовном учении.
Мы видим, что все приведенные теории, по всей видимости, содержат определенные элементы истины, но вместе с тем решают проблему происхождения религий с какой-то одной стороны или в какой-то одной плоскости. Вероятно, в появлении религиозных представлений о Боге определенную роль сыграли и духовные, и психологические, и материальные факторы, значение каждого из которых в каждом конкретном случае, конечно, могло быть совершенно различным.
Религиозное понимание Бога и теология
Представление о Боге является одним из важнейших элементов человеческой культуры. Вся история общества с древнейших времен до современности в значительной мере связана либо с утверждением Бога, либо с Его отрицанием. Что же такое Бог? В самом общем смысле Богом обычно называют некое высшее, всемогущее Существо, которое творит мир и им управляет. Так понимается Бог в большинстве религиозных учений, по крайней мере, их последователями.
Каждая развитая религия имеет свою теологию, то есть учение о Боге. Теология и богословие — понятия-синонимы. В первых средневековых европейских университетах именно теология занимала главное место среди изучаемых дисциплин. Теологии может сопутствовать религиозная философия. Ее цель, как правило, заключается в разумном разъяснении истин Священного Писания. В периоды господства религиозных учений философия нередко теряла свою самостоятельность и выступала орудием теологии. Так было в Европе в Средние века (период господства христианской церкви). Так было в арабском мире (период господства исламского богословия). Религиозные учения напрямую связаны с идеей о Боге. По одной из версий, понятие «религия» происходит от латинского слова «religare», которое означает соединение, связывание, объединение, союз. Исследователи и теологи полагают, что оно указывает на воссоединение человеческой души с Богом — главную цель религии.
Интересно, что древнее санскритское понятие «йога» так же пере-водят как «связь», «сообщение», «соединение». Йога направлена на установление особой связи между человеческим сознанием и Высшим Духовным (космическим) Сознанием. Характерно, что религиозные учения нередко использовали йогическую технику развития такой связи. Например, в христианстве это проявилось в исихазме — одном из мистических течений восточного христианства. В исламе элементы йоги повлияли на суфизм. Йогические методы духовного совершенствования широко применяли последователи буддизма, индуизма, даосизма. Такая взаимосвязь религиозных учений и йоги как метода духовной практики вовсе не случайна. Однако она еще слабо изучена наукой.
Разновидности религиозных учений
Первые представления о Боге появляются в глубокой древности в период господства мифологического мировоззрения. Они в большинстве своем были достаточно примитивными, хотя и отражали в искаженной форме некоторые реальные процессы и явления природы. Позже эти представления получили свое развитие в национальных и мировых религиях, которые пришли на смену первобытным религиозным верованиям. Таким образом, все многообразие религиозных учений делят на три большие группы — первобытные верования, национальные религии и мировые религии (соответственно: «естественные» религии, религии закона, религии откровения). Как правило, выделяют четыре основные формы первобытных верований — фетишизм, тотемизм, анимизм, первобытная магия.
Фетишизм — это наделение особыми, сверхъестественными свойствами какого-либо предмета и последующее поклонение ему. Таким предметом может быть клык животного, камень, дерево, изображение (икона) и т. д. Как правило, фетишизм является следствием зависимости человека от господствующих над ним сил природы, от которых он пытается найти защиту в сверхъестественных свойствах естественного предмета. Однако в этих, казалось бы, наивных взглядах есть определенное рациональное зерно - предметы, имеющие сильные наслоения психической энергии человека, могут действительно проявлять необычные свойства.
Тотемизм — это вера в существование родственной связи между группой людей (племенем, родом, общиной) и их мифическим животным или растительным предком. Такой предок считается мис-
тическим покровителем рода. Ему надлежит поклоняться, приносить жертвы и всячески задабривать. Изображение этого мифического предка (тотем) является священным. Подобные верования были распространены, например, у североамериканских индейцев.
Анимизм — это вера в существование душ и духов, которыми наделяются различные объекты, процессы и явления природы. Первобытный человек думал, что душа есть у пещеры, в которой он укрывается; у реки, из которой он берет воду; у неба, которое посылает на него гром или солнечный свет и так далее. По мнению ряда исследователей, в этих наивных убеждениях также есть рациональное зерно. Оно заключается в искаженном представлении первобытного человека о всеобщей оживотворенности природы, которое позже нашло свое выражение в гилозоизме (философское учение о том, что все в природе является живым).
Первобытная магия — это вера в возможность воздействия на людей, животных и процессы природы с помощью особых ритуальных действий. Например, считалось, что магическими действиями можно вызвать дождь, навести заклятие на животное или человека, излечить человека от болезни. Наука долгое время это отрицала и считала магию выдумкой неразвитого человеческого сознания. Однако в XX веке были достоверно установлены и зафиксированы факты бесконтактного влияния человека на различные объекты. Это заставило ученых начать пересматривать старые представления о человеке и его возможностях. С точки зрения развивающейся энер-го-информационной концепции, подобные феномены объясняются как действие психической энергии человека, способной при определенных условиях влиять на внешние условия.
Определенные пережитки первобытных верований у малоразвитых и даже цивилизованных наций сохраняются и в настоящее время. Как правило, они смешиваются с господствующей в этом регионе национальной или мировой религией.
Национальными называются религии, имеющие распространение в пределах ограниченного географического пространства среди определенных наций и народностей. Таких религий было и остается достаточно много. Выделим из них наиболее известные и значительные.
Индуизм (брахманизм): древняя и современная Индия. Последователи — 481 млн человек(Количество последователей здесь и далее приводится по состоянию на 1980 г).
Конфуцианство: древний и современный Китай. Последователи — 154 млн человек.
Даосизм: древний и современный Китай. Последователи — 30 млн человек.
Олимпизм: Древняя Греция. Сейчас не существует.
Орфизм (орфическое учение): Древняя Греция. Сейчас не существует.
Зороастризм: Древняя Персия и Индия — современная Центральная Азия и Закавказье. Последователи — 276 тыс. человек.
Иудаизм: Древняя Иудея — современный Израиль и другие государства, в которых проживают евреи. Последователи — 15 (?) млн человек.
Синтоизм: древняя и современная Япония.
Вуду: древняя и современная Африка, а также другие государства, в которых проживают выходцы с Африканского континента.
Бон-по: Древний Тибет. В настоящее время эта религия в чистом виде почти исчезла. Существует как элемент некоторых течений тибетского буддизма.
На начало XXI века к числу мировых религий было принято относить буддизм, христианство и ислам. «Мировыми» их называют потому, что они распространены по всему земному шару и имеют большое количество последователей.
Буддизм: появляется в Древней Индии в VI веке до нашей эры. Основателем буддизма явился принц-отшельник Сид-харта Гаутама, получивший духовный титул Будда (Просветленный). Буддизм развивался как этико-философское и религиозное учение. Основные течения религиозного буддизма — Хинаяна и Махаяна. Последователи — 256 млн человек.
Христианство: появляется на Ближнем Востоке в I веке. Основатель христианства — иудейский духовный учитель — Иисус Христос. В Средние века единое христианство разделяется на две своих разновидности — западное христианство (католицизм) и восточное христианство (православие). Несколько столетий спустя, в результате попыток реформации католицизма, от него отделяется новое христианское течение, получившее название — протестантство. В рамках католицизма, православия и протестантства существует множество раз личных течений и сект. Последователи христианства — 998 млн человек.
Ислам (мусульманство): появляется на Аравийском полуострове в VII веке. Основатель арабский пророк Мухаммед. Основные религиозные разновидности ислама называются шиизм, суннизм и суфизм. Последователи — 592 млн. человек.
Многообразие религиозных и философских представлений о Боге
В истории развития религии и философии существовало множество всевозможных представлений о Боге. Оказывается, Бог в различных учениях порой понимался совершенно различно. На специфику представления о Боге накладывали свой отпечаток многие обстоятельства — исторический период развития общества, культурные традиции, степень развития философии и науки. Различные представления о Боге нередко являлись причиной не только острых теологических и философских дискуссий, но и религиозных конфликтов и даже войн. Сколько существует богов — один или множество? Как выглядит Бог? Можно ли описать Бога человеческими понятиями и изобразить с помощью художественных средств? Похож ли Бог на человека? Эти и многие другие вопросы волновали теологов и философов в течение многих сотен и тысяч лет.
Постепенно различные представления о Боге получили соответствующие терминологические обозначения, которые в настоящее время широко используются в науке. В целом эти представления можно разделить на две группы — по количественному и качественному пониманию Бога. Первая группа представлений связана с ответом на вопрос — сколько существует Богов? Вторая группа представлений отвечает на вопрос — как следует понимать (представлять) Бога и какова Его роль в создании и управлении миром?
Вопрос о количестве Богов имеет два основных ответа. Они называются политеизм и монотеизм.
Политеизм означает многобожие. В таких религиях предполагается, что существует множество богов. Например, такая особенность характерна для одной из древних египетских религий, для олимпийской религии в Древней Греции, для брахманизма и индуизма в Древней Индии. В частности, в индуизме насчитывается до нескольких тысяч различных богов, на вершине иерархии которых находятся три верховных Бога — Брахма, Вишну и Шива. Политеизм характерен для ранних религиозных культов. Постепенно с развитием общества он вытеснялся монотеизмом.
Монотеизм означает единобожие. В монотеистических религиях принято считать, что в мире существует только один Бог. Таковы, например, христианство, ислам и некоторые другие религии.
Вопрос о качественном понимании Бога имеет значительно больше альтернативных ответов. Некоторые из них характерны для религиозно-мифологического мировоззрения, некоторые — для философского.
Зооморфизм — это представление Бога в облике животного. Такое представление характерно, например, для Древнего Египта (богиня Бастет в образе кошки и др.), Древней Индии (бог Хануман в образе обезьяны или бог Ганеша в образе человека с головой слона и др.) и других стран и религий. Зооморфизм — типичная черта неразвитого религиозно-мифологического сознания. Представления о Боге здесь еще скованы мифологическим натурализмом. Человек приписывает сверхъестественные качества каким-либо значимым для него животным, которых начинает воспринимать как «священных животных».
Антропоморфизм — это очеловечивание Бога, наделение его качествами и даже обликом, характерными для человека. Так, например, представлялись боги в Древней Греции. Они могли испытывать любовь или ненависть, чего-то хотеть или от чего-то уклоняться, могли иметь жен и мужей, у них появлялись дети. И вообще греческая мифология им приписывала человеческий облик. Например, бог-громовержец Зевс представлялся в образе могучего старца. Богиня любви Афродита — в образе прекрасной молодой женщины.
Иногда антропоморфизмом отличались не только ранние религиозные культы, но и развитые религиозные учения. Например, церковное христианство, в котором, по крайней мере, Бог Сын (Иисус Христос) наделялся человеческими чертами и человеческим обликом. В исламе эта проблема решалась иначе. Там Мухаммед воспринимался не как Бог, а как человеческий пророк Бога Аллаха. Однако сам Бог Аллах, полагали многие исламские теологи, не имеет человеческого облика и не может быть представлен человеческим рассудком.
Теизм — самое распространенное религиозное понимание Бога, в котором Бог воспринимается как верховная, всемогущая, абсолютная личность, творящая мир и им управляющая. Теизм не всегда означает прямое очеловечивание Бога. Но всегда предполагается, что Бог имеет атрибуты личности — волю, мышление, чувства и т. д. Важным моментом здесь является и то, что Богу в мироздании приписывается самая главная роль. Он создает природный и общественный миры, осуществляет план спасения человека, может вмешиваться в естественный ход мировых событий, и, вообще, все в мире зависит от Бога (фатализм). Таково понимание Бога в традиционном церковном христианстве (за исключением христианского пантеизма) и традиционном исламе (за исключением суфизма и исламской фалсафы).
Деизм — это философское представление, в котором Бог сотво-ряет мир и устанавливает в нем законы, после чего не вмешивается в естественный, закономерный ход природных процессов. Здесь, очевидно, роль Бога в мироздании оказывается скромнее, чем в теизме. Такая точка зрения была широко распространена в Европе в Новое Время (эпоха Просвещения) в период интенсивного развития науки. В этот период философы начинают осознавать закономерность природы, что исключает необходимость вмешательства некой сверхъестественной силы. Поэтому этой силе, то есть Богу, отводится функция творца мироздания и причины природного движения.
Деизм для своего времени был достаточно прогрессивной формой философского мировоззрения, которое освобождало культурное пространство от диктата богословского миропонимания и способствовало развитию научного познания мира и человека. Деизма придерживались, например, такие известные мыслители, как Мари Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Готфрид Лейбниц, Михаил Ломоносов и др.
Пантеизм — философское мировоззрение, в котором Бог воспринимается как некая духовная сила (энергия), пронизывающая все мироздание в каждой его частице. Пантеизм отличается от теизма и деизма прежде всего тем, что Бог здесь не рассматривается в качестве какого-то существа, имеющего волю и мышление. Бог в пантеизме понимается безлично. Его невозможно представить в наглядной форме, так как тут требуется определенное абстрактное мышление. Его невозможно изобразить художественными средствами, так как Он не имеет формы, хотя присутствует во всех элементах природного мира как скрытая сила. Это может быть, например, Мировой Закон, Абсолютная Идея, Абсолютное Пространство.
Пантеисты полагали, что искра божественной огненной энергии присутствует и в каждом живом существе. Но эту потенциальную божественность необходимо раскрыть. Тогда человек становится богочеловеком — высокоразвитым духовным существом, каким стали, например, Будда и Христос. Сторонниками пантеизма в различные эпохи были Платон Афинский, Николай Кузанский, Якоб Беме, Николай Коперник, Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза, Елена Блаватская, Елена Рерих и другие мыслители.
Атеизм — это отрицание Бога во всех его видах и формах. Атеисты отрицают любое представление о Боге как о некой Высшей Силе. Высшим существом они считали человека, в котором отрицали бессмертное духовное начало. Атеизм тесно связан с материалистическим мировоззрением и широко распространяется в Новое и Новейшее время. Хотя истории известны и древние атеисты, например в Индии (философская школа чарвака или локаята). Самые известные философы-атеисты в Европе — Гольбах, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, в России — Владимир Ленин.
studfiles.net
Теории и концепции происхождения религии
Все исследователи религии и историки сходятся во мнении, что религия в той или иной форме существовала в те времена, когда человеческая цивилизация только начинала развиваться. Примитивные верования в сверхъестественные силы были присущи первым племенам людей, и именно эти верования и послужили истоками для формирования других религий, часть из которых исчезла задолго до нашего времени, а часть - имеют влияние и адептов и в современном мире.
Согласно результатам исследования религиеведов, большинство верований первобытных человеческих племен можно отнести к политеистическим, так как люди поклонялись сразу нескольким богам, которые чаще всего представлялись древнему человеку покровителями той или иной стихии или явления. Однако монотеистические верования также были достаточно распространены в первобытном обществе - такие мировые религии, как христианство и ислам, имеют ряд общих черт с монотеистическими верованиями семитоязычных племен и аморитов.
Проблема происхождения религии была ключевой во многих исследованиях философов и историков XVIII, XIX и XX века, однако однозначного ответа на вопрос "как появилась религия" до сих пор нет. Единственное, в чем сходятся все исследователи этого вопроса - это в том факте, что верования были присущи самым первым людям, и периода в истории человечества, который характеризовался бы отсутствием любых верований, не было. Наряду с религиозными верованиями, древние люди практиковали определенные культы и обряды, целью которых было "общение" с божеством.
Концепции происхождения религии
Существует огромное множество различных теорий происхождения религии, так как большая часть именитых философов, историков и психологов XVIII - XX века уделяли много внимания изучению этой темы. Даже основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не упустил тему происхождения и сущности религии в своих работах. Однако все теории происхождения религии можно разделить на 2 основные группы: атеистические (эволюционные) и богословские.
Суть богословской концепции существования религии состоит в том, что изначально верование было дано людям высшей силой - создателем. Согласно мнению поклонников богословской концепции, Бог поделился с людьми своими знаниями через своих пророков, а также через них дал людям свои законы и заповеди, которых должны придерживаться все верующие. Большинство известных научных трудов, обуславливающих богословскую концепцию происхождения религии, принадлежат известным богословам, служителям христианской католической церкви и философам, исповедующим христианство. До второй половины XIХ века богословская концепция не подвергалась сомнению, однако ближе к концу XIХ века все больше исследователей склоняются к эволюционной концепции.
Эволюционная концепция происхождения религии заключается в том, что верования возникли по причине невозможности людей объяснить те или иные явления внешнего мира, поэтому они "придумали" богов и сверхъестественные силы. Также с помощью религии в вождей племени была возможность управлять людьми, объявляя свои указания божьей волей. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, поэтому, согласно атеистической концепции, эволюция религии напрямую зависела от степени развития общества. Основоположниками и поклонниками данной теории являлись атеисты и поклонники деизма, и одним из самых ярких поклонников эволюционной концепции являлся Вольтер, которому принадлежит всем известное изречение "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать". Следует отметить, что многие поклонники эволюционной концепции происхождения религии не отвергают возможность существования Бога и высших сил, однако они считают, что религия и вера имеют мало общего, и религия была придумана прежде всего как инструмент управления обществом.
Наиболее известные теории происхождения религии
Проблема происхождения религии достаточно глубоко и всесторонне описана в трудах Декарта, Вольтера, Малиновского, Маркса, Фейербаха, Мюллера и ряда других всемирно известных личностей. Каждый из них по-своему трактовал происхождение и сущность религии, однако современные исследователи, проанализировав множество трудов, призванных ответить на вопрос о появлении верований, нашли общие черты между многими разными гипотезами и сформулировали на их основе 5 основных теорий происхождения религии. Этими теориями являются:
1. Теистическая теория. Согласно данной теории, первопричиной появления религии был сам бог (или боги), который сотворил мир и людей. Человек, чувствуя свою незримую связь с Создателем, пытался установить контакт с высшими силами, что и послужило появлением тех либо иных обрядов и культов. Этой теории придерживались немецкий философ Фридрих Шеллинг, английский историк Эндрю Лэнг, российский богослов и философ Владимир Соловьев и др.
2. Натуралистическая теория. Эта теория объясняет происхождение религии невозможностью древних людей понять происходящие в природе процессы. Силы природы пугали людей, поэтому первые верования и культы следует расценивать как попытки первобытного человека задобрить либо взять под свой контроль высшие силы. Исходя из натуралистической теории, не бог создал человека, а наоборот, человек создал бога, ведь первые люди обожествляли все необъяснимое. Основоположником натуралистической теории является Демокрит, также ее придерживались Фейербах, М.Мюллер, Н.Афанасьев и др.
3. Социологическая теория. Согласно этой теории, религию создало само первобытное человеческое общество. В каждом племени или общине первых людей существовали правила и законы, по которым жили все члены племени. Именно эти нормы и легли в основу религии, а верование в сверхъестественные силы возникло для того, чтобы удовлетворить духовные потребности человека. Главным предназначением религии по социологической теории является обеспечение влияния общества на отдельного индивида. Основоположниками данной теории являются Э.Дюркгейм и М.Вебер.
4. Марксистская теория. Сторонники данной теории уверены, что религия является следствием несовершенства человеческого общества, и ее создали господствующие слои общества для того, чтобы с помощью верований управлять жизнью общества. В марксистской теории религия рассматривается как инструмент управления человеком, и сторонники этой теории уверены, что религия исчезнет, как только исчезнет социальная несправедливость. Основоположниками данной теории являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
5. Психоаналитическая теория. Данная теория утверждает, что религия возникла вследствие наличия в человека потребности в защите и желания отгородиться от увеличивающегося влияния коллектива на жизнь индивида. Согласно этой теории, религия представляет собой "коллективный невроз навязчивых действий" и является самым простым способом удовлетворить инфантильную потребность во всесильном отце (отце-боге). Основоположником данной теории является Зигмунд Фрейд.
sam-sebe-psycholog.ru
Глава 2. Ранние формы верований и культа
Существуют различные подходы к решению вопроса о времени возникновения религии. Так, с богословской точки зрения религия извечна, рассматривается «богодухновенной» – данной людям Богом при сотворении им первого человека. Идея изначальности религии берет истоки в античной религиозно-философской мысли. Рассуждая о природе богов, Цицерон писал (45 г. до н.э.), что «между всеми людьми всего света главное согласно: именно, всем людям врождена и словно начертана в умах мысль, что есть боги». Выражением богословского подхода стала гипотеза «прамонотеизма», или первобытного монотеизма, выдвинутая на рубеже XIX–XX вв. По мнению ее христианских теоретиков, у людей изначально существовала вера в единого Бога-Творца. Впоследствии она была искажена различными формами многобожия, но смогла возродиться в христианстве. Научные исследования ХIХ–ХХ вв. показали, что монотеизм не может претендовать на роль исходного пункта религиозной истории, что он является продуктом длительной эволюции религиозных представлений. Получила распространение теория существования «дорелигиозного периода» в истории человечества. Ее сторонники отрицают возможность религиозных верований у людей на первоначальных этапах истории общества, объясняя это тем, что сознание того времени носило практический характер, еще не могло создавать абстрактных религиозных конструкций.
Древнейший период человеческой истории изучен недостаточно, но возраст человечества, или процесс антропогенеза, определяется в 2-3 миллиона лет. Археологические исследования самых ранних стадий эволюции человека не выявили материалов, позволяющих судить о наличии каких-либо религиозных верований. Поэтому время существования не только человекообразных приматов (зинджантропов, австралопитеков), но и древнейших ископаемых людей – питекантропов (ок. 500 тыс. лет назад) и синантропов (ок. 400 тыс. лет назад), а также преобладающий период жизни ископаемых древних людей – неандертальцев (ок. 200-35 тыс. лет назад) определяется как безрелигиозный период истории человеческого общества. Предположения о возникновении ранних верований относятся к наиболее развитому поколению неандертальцев и ископаемым неоантропам – кроманьонцам. С уверенностью утверждают о наличии зачатков религиозности около 40 тысяч лет назад, у человека современного вида – Homo Sapiens. Об этом свидетельствуют захоронения первобытных людей. Сапиентный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, тела покойников покрывали красной краской – охрой, укладывали в позе спящего человека, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т.п. Следовательно, первобытные люди имели представление о существовании, наряду с миром повседневной действительности, загробного мира. Религиозные верования сапиентного человека получили отражение и в пещерной живописи. Древние наскальные рисунки запечатлели сцены охоты, животных и людей, нередко ряженых в звериные шкуры, фантастических зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил сделать вывод о том, что первобытные люди верили в особого рода связи между людьми и животными, в возможность воздействия на поведение животных с помощью определенных ритуалов.
Итак, длительное время древние люди не знали веры в сверхъестественное. Религия возникает на определенном, сравнительно позднем этапе развития общества, когда выявилась способность людей к созданию абстракций и понятий сверхъестественного.
Первобытные верования реконструируются на основе данных археологии, антропологии, лингвистики, фольклористики и этнографии. Их основные формы могут быть охарактеризованы следующим образом.
Фетишизм (от португ. feitico, франц. fetiche – амулет, талисман, магическая вещь) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных материальных предметов. Объектами поклонения – фетишами могли быть любые предметы, обратившие на себя внимание человека – камень или корень растения необычной формы, кусок дерева, клык животного, «добычливое» копье и т.п. Им приписывались способности помогать, исцелять, предохранять от врагов. Так, совпадение находки какого-либо предмета с удачной охотой могло привести первобытного человека к мысли, что этот предмет – главная причина его удачи, и он сохранял его как фетиш. Если же человека постигала неудача, то фетиш выбрасывался и заменялся другим. Даже у некоторых современных африканских народностей охотники не приступают к охоте до тех пор, пока не находят подходящего фетиша, который только и может, по их представлениям, сделать охоту удачной. Без приготовления фетиша не обходится большое путешествие и т.п.
Фетиш был и своего рода «божеством на мгновенье». Он считался полезным только для определенного дела, для определенных целей. Он конкретен, не имеет абсолютной силы, действующей в любых условиях. Существовали различные формы почитания фетишей – от принесения им даров или жертв до истязания с целью заставить исполнить адресованную ему просьбу. На поздних этапах фетишизма люди сами начали изготовлять фетиши в виде деревянных или каменных фигурок и изваяний (идолов). Выражением фетишизма стала также вера в чудодейственные свойства талисманов, амулетов и т.п.
Тотемизм – вера в сверхъестественные связи, родство между группами людей (род, племя) и определенными видами животных или растений. Название этого верования происходит от слова «оттотем» («тотем»), которое на языке племени североамериканских индейцев оджибве означает «род его», «предок». Тотемы считались предками, родоначальниками людей, их покровителями, от которых зависела жизнь и благосостояние как рода в целом, так и каждого его члена в отдельности. Наряду с родовым существовал тотемизм личный, половой, племенной. Тотемистическим представлением являлась вера в постоянное воплощение (инкарнацию) тотема в новорожденных членов рода как в своих потомков. По другому верованию, после своей смерти человек обращается в животное своего тотема, а значит, каждое такое животное – умерший родственник.
По-видимому, возникновение тотемизма связано с присваивающей хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Соответственно объектами поклонения становились животные и растения, обеспечивавшие существование рода. Род носил имя своего тотема, например, бизона, медведя, кенгуру, и верил, что связан с ним кровным родством. Родовые организации имели священные центры, где хранились тотемические реликвии и совершались специальные обряды. Чувство родства с тотемом могло проявляться в запрете причинять ему вред, убивать или употреблять в пищу. Гибель тотема могла истолковываться как предвестие гибели его живого двойника. В то же время первоначально существовали и ритуальные убийства тотемного животного, когда вкушение его мяса считалось приобщением к предкам-прародителям, а отношение к тотему определялось как «это наше мясо».
Магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство) – вера в возможность воздействия с помощью определенных символических действий (обрядов, заговоров) на силы и явления природы, других людей, ход общественной жизни. Распространенным сюжетом наскальной живописи древнего человека было изображение зверей – медведей, бизонов, носорогов и т.п., пораженных копьями и дротиками. Отправляясь на поиски добычи, первобытные охотники исполняли разные обряды вокруг ритуальной фигуры этого зверя. Разнообразная имитация приемов охоты должна была обеспечить удачу на настоящей охоте.
Магия отличалась разнообразием форм. Систематизация манипуляций над предметами породила магию действий, а словесных просьб и обращений – магию слова. По характеру действий в общем виде разделяли магию белую (охранительную) и черную (вредоносную – наведение порчи на врагов и др.). По целевому назначению исследователи магических верований выделяют и такие разновидности магии, как лечебная (заклинания и молитвы от болезней), любовная («привораживание» и «отвораживание»), производственная или промысловая (обряды на удачную охоту или хороший урожай), военная («заколдовывание» оружия), метеорологическая («вызов» дождя) и др.
Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в существование души и духов. В научный обиход термин был введен английским этнологом Э.Тайлором. В работе «Первобытная культура» (1871) он определял анимизм как «минимум религии». В дальнейшем эта точка зрения была подвергнута разрушительной критике. Были получены этнографические данные, свидетельствующие о том, что тотемистические и фетишистские культы некоторых архаичных этносов не содержат элементов анимизма. Эти представления были затем названы «преанимистическими».
Анимистические верования связаны прежде всего с одушевлением природы, и родились из стремления первобытных людей к олицетворению, одушевлению окружающей действительности. Природа рассматривалась как подобная миру людей, как обладающая волей, желаниями, чувствами. Формируется убеждение, что явления и предметы имеют невидимую духовную природу, духовных двойников. Так возникает вера в существование духов природы, животных, растений, а затем и умерших предков. Духи могли представляться и как доброжелательные, и как представляющие угрозу благополучию людей, что породило практику жертвоприношений, в том числе человеческих. На возникновение анимизма оказали влияние и размышления древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, галлюцинации, блезнь, смерть. На определенном этапе они стали связываться с деятельностью особой, независимой от тела субстанции – души, находящейся в теле, но способной ее покидать.
Первоначально существовали и материалистические представления о душе. Она могла связываться с кровью, с дыханием, а лишь затем стала мыслится как бесплотная духовная сущность. На этой основе формируется вера в существование души после смерти, возникает преставление о загробном мире, где обитают души умерших. На основе анимизма и магии в позднейшее время возникает шаманизм, состоящий в выделении избранных лиц – шаманов, которым приписывается способность путем приведения себя в состояние экстаза вступать в непосредственное общение с духами.
Наряду с анимизмом у древних людей существовало и представление о безличной духовной силе, которая управляет природой и влияет на жизнь людей (у меланезийцев – мана, у ирокезов – оренда, у зулусов – умойя, др.). Считалось, что ею пропитан весь существующий мир, и она может концентрироваться в отдельных животных, предметах, людях. Это верование получило название аниматизм (от лат. animatus – одушевленный). Существует мнение об универсальном характере этой веры на ранних этапах истории религии.
Следует отметить, что ранние религиозные представления существовали не изолированно, а в тесной связи друг с другом. Так, фетишистские верования всегда переплетаются с тотемическими, магическими, и чаще всего – с анимистическими. Первоначальное религиозное сознание представляет собой сложный комплекс верований. Вместе с тем имели место и региональные особенности, предопределяемые спецификой хозяйственной деятельности. Этнографические и другие материалы позволяют выделить ведущие элементы первоначального религиозного комплекса: у аборигенов Австралии – тотемизм, у народностей Сибири – магия (шаманизм), а африканских племен – фетишизм и т.п.
Основным объектом поклонения на протяжении всего периода ранних религиозных верований была природа. И это объяснимо, поскольку первобытное общество было теснейшим образом связано с природной средой, зависело от нее значительно больше, чем человечество во все последующие эпохи своей истории. Под влиянием географической среды и особенностей хозяйственной деятельности сверхъестественными свойствами наделялись различные стороны окружающей первобытного человека действительности. Племена, занимавшиеся собирательством, поклонялись растениям и небесным явлениям, охотничьи племена – диким животным и т.п. На стадии позднеродовой общины складывается культ природы, олицетворяющийся в образах духов животного и растительного мира, земных и небесных сил. Возникшее земледелие породило культ возделываемых растений, культ Воды, а также культ Солнца и Земли как воплощений вегетативной силы. Солнце представлялось оплодотворяющим мужским, Земля – оплодотворяемым женским началом. Распространение получил и тесно связанный с анимизмом культ предков – почитание духов умерших родственников, которым приписывалось влияние на живущих потомков.
На стадии разложения первобытного общества получила распространение вера в личных духов-покровителей (нагуализм). С распространением земледелия и скотоводства утверждаются культы плодородия с характерными для них эротическими обрядами и человеческими жертвоприношениями, возникают связанные с земледельческим циклом образы умирающих и воскресающих духов. Отражались в ранних религиях и социальные отношения. Начальная социальная дифференциация обусловила сакрализацию глав племен (культ вождей), которые становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Первоначально религиозные обряды отправлялись вождями, старейшинами родов или главами семей. На позднем этапе первобытнообщинного строя выделяется особая группа людей, обслуживающих культ – жречество (колдуны, шаманы, знахари, заклинатели духов), которые считались обладателями тайных знаний и сильных предков-покровителей. В дальнейшем она трансформируется в относительно самостоятельный социальный институт духовенства.
Родоплеменные религии сохранились в тех или иных формах, изредка – в «чистом» виде даже в современную эпоху. Этнографические материалы свидетельствуют о существовании подобных верований у локальных, малочисленных этнических сообществ Северной Америки, Экваториальной Африки, бассейна Амазонки, у аборигенов Австралии и островов Океании, др., т.е. в регионах, где в силу определенных обстоятельств, прежде всего по причине их малодоступности для «цивилизации», произошла консервация ранней культуры. Кроме того, первоначальные религиозно-мифологические представления оказали воздействие на становление последующих религиозных систем. Они угадываются в культовой практике многих национально-государственных и мировых религий. Так, влияние фетишизма обнаруживается в поклонении иконам, мощам, реликвиям. Тотемизм проявился в почитании священных животных (быка, собаки, грифов – в зороастризме; коровы, змеи, обезьяны – в индуизме и буддизме), в зооморфизме богов, в культе «запретной пищи» (свинина – в исламе; зайчатина, свинина, конина – в иудаизме и т.п.), в таинстве причащения в христианстве и др. Культ предков нашел выражение в почитании «святых» и «отцов» церкви, «пророков», исторических и мифологических основателей религий и др. Разнообразны проявления анимизма – в вере в богов, бессмертие души и возможность ее перевоплощений, воскресение людей из мертвых и т.п. Древняя вера в магию находит отражение в богослужении, молитве, а также в суевериях, свойственных бытовому сознанию (приметы, ворожба, заговоры, знахарство, сглаз и т.п.).
studfiles.net
факторы формирования, виды и интересные факты
В сегодняшнем мире достижения научно-технического прогресса удивительным образом сочетаются с различными вероучениями, составляющими несколько самостоятельных направлений. Кроме четырех основных мировых религий - христианства, ислама, буддизма и иудаизма, - среди населения планеты имеется бесчисленное количество последователей иных вероучений. В этой статье мы постараемся выяснить, какие ранние формы религии послужили основой для формирования современной духовной культуры.
Религия как особая форма осознания мира
Прежде чем начать разговор о том, как называется ранняя форма религии, остановимся на значении этого термина, так или иначе относящегося к жизни всех народов мира. Слово «религия» происходит от латинского глагола religare, что в переводе означает «соединять», «связывать». В данном случае подразумевается установление связи человека с некими высшими силами, руководящими его жизнью.
Современные историки с полной уверенностью утверждают, что на протяжении всей истории человечества не было ни одного народа, не знавшего религии. Она всегда являлась особой формой осознания мира, в основе которой лежала вера в сверхъестественные силы. При этом последователи каждой религии устанавливали для себя определенный тип поведения, культовых действий и моральных норм. Их организованное поклонение высшим силам приводило к созданию религиозных общин и церквей.
Происхождение религиозных воззрений
О происхождении ранних форм религии и путях их дальнейшего развития в научном мире высказывалось много суждений, причем авторы выдвигаемых гипотез порой занимали диаметрально противоположные позиции. Например, целый ряд исследователей, среди которых можно назвать выдающегося американского философа XIX века У. Джемса, придерживались мнения, что религиозные воззрения являются врожденным явлением и основаны на действии сверхъестественных сил.
В то же время его коллега из Германии Л. Фейербах еще за полвека до этого утверждал, что мир богов создан самими людьми и является отражением их реального бытия. Австрийский психоаналитик З. Фрейд видел в религии массовый невроз, порожденный некими бессознательными влечениями. И наконец, сторонники марксистской философии заявляли, что в основе любой веры лежит неспособность найти рациональное объяснение природным явлениям и попытка усмотреть в них действие сверхъестественных сил.
Тотемизм – ранняя форма религии
О том, как зарождались среди людей мистические представления, у исследователей нет единого мнения. Однако согласно данным, полученным в ходе археологических раскопок, ранние формы религии и возникновение понятий, связанных со сверхъестественными силами, принято относить к 10 тысячелетию до н. э. Верования людей той давней эпохи с определенной долей условности можно разделить на несколько форм, одной из которых (по видимому, начальной) является тотемизм.
Термин, обозначающий это религиозное направление, на языке алгонкинов – представителей одного из индейских племен – означает «его род», то есть указывает на определенное родство, в данном случае с различными формами животных и растений, а также некоторыми мифическими существами, являющимися объектами поклонения и называемыми «тотемом».
Многообразие форм тотемизма
Тотемизм, зародившийся много тысячелетий назад, отчасти сохранился и до наших дней среди представителей отдельных племен Центральной Африки, Австралии и Южной Америки. Его последователи наделяют сверхъестественными силами не только конкретные материальные объекты, но даже природные явления, такие как ветер, дождь, солнце, воду, гром и т. д.
Однако чаще всего объектами поклонения становятся представители животного или растительного мира, а также отдельные их части, например желудок поросенка, голова черепахи или корни маиса. В многочисленных общинах нередко можно наблюдать поклонение самым различным объектам. Например, в состав североамериканского племени оджибва входят 23 самостоятельных рода, и у каждого из них свой тотем. Если одни совершают жертвоприношения медведю, то другие склоняются перед норой тушканчика или пляшут с бубном при первых лучах утренней зари.
Одушевление окружающего мира
С тотемизмом весьма сходна еще одна ранняя форма религии – анимизм, являющаяся, по сути, одной из его разновидностей. Название этого направления происходит от латинского слова animus, что означает «дух» или «душа». Последователи анимизма, история которого также восходит к 10 тысячелетию до н. э., наделяли живой душой все окружавшие их объекты и даже явления природы. Термин «анимизм» был введен в употребление английским культурологом Эдвардом Тафларом, который в начале XX века провозгласил веру в духов, отделимых от тела, началом возникновения религии в современном значении этого слова.
Известно, что для большинства древних религий (и анимизма в том числе) свойственен так называемый антропоморфизм – тенденция приписывать объектам и явлениям окружающего мира человеческие черты и свойства. В соответствии с этим все они персонифицировались (представлялись в образе действующих лиц) и наделялись собственной волей, а также способностью к ее реализации. Важная особенность анимизма заключалась в том, что духи не противопоставлялись тем предметам и явлениям, в которых они заключались, а являлись с ними единым целым. Считалось, что душа предмета погибает вместе с уничтожением ее вместилища.
Где таится человеческая душа?
Эта ранняя форма религии положила начало представлению о человеческой душе, прошедшему затем длительный путь развития и ставшему основой большинства современных вероучений. Однако для наших дальних предков она еще не была бессмертной и воплощалась в естественных процессах жизнедеятельности организма, таких, например, как дыхание.
Местом пребывания человеческой души считались различные органы тела, но чаще всего это были голова и сердце. Лишь значительно позднее на смену телесной душе, погибающей вместе с ее хозяином, пришло понятие о некой бессмертной субстанции, способной после смерти человека либо переселяться к новому владельцу (совершать реинкарнацию), либо отправляться в загробный мир.
Поклонение неодушевленным предметам
Продолжая разговор о зарождении среди людей мистических представлений, нельзя не вспомнить и еще одну раннюю форму религии – фетишизм. Под этим термином, пришедшим к нам из французского языка, принято понимать поклонение неодушевленным предметам – «фетишам», наделяемым сверхъестественными свойствами. Оно отчасти сохранилось до наших дней, реализовавшись в виде почитания мощей святых, икон и разного рода реликвий.
Эта ранняя форма религии, связанная с поклонением предметам, имеет много общего с рассмотренными выше тотемизмом и анимизмом, поскольку во всех трех случаях судьба людей ставится в зависимость от воли неких сил, заключенных в самых разнообразных объектах. В европейскую науку понятие фетишизма было введено в середине XVIII века голландским исследователем В. Босманом, хотя первые упоминания о представителях этого религиозного направления появились тремя столетиями ранее и принадлежат португальским морякам, посетившим берега Западной Африки.
Появление амулетов
Известно, что вначале фетишем мог стать любой предмет, каким-то образом поразивший воображение человека: кусок дерева, камень причудливой формы или морская раковина. Эта же роль отводилась подчас и отдельным частям тел животных, например клыкам, когтям, ребрам и т. д. Лишь несколько позже к этим естественным природным «святыням» присоединились рукотворные предметы поклонения, выполненные из камня, кости, дерева и прочих поддающихся обработке материалов. Так появились всевозможные амулеты и обереги.
Уровень чудодейственной силы, заключенной в том или ином фетише, определялся практическим путем. Например, если в какой-то день охотнику сопутствовала удача, то волчьим зубам, висевшим у него на шее, приписывались магические свойства. Если же по истечении некоторого времени он возвращался домой с пустыми руками, то это означало, что его амулет потерял силу и следовало обзаводиться новым.
Души предков, заключенные в идолах
Важным толчком к дальнейшему развитию ранней формы религии – фетишизма – стало распространение в первобытном обществе культа предков. На этом этапе истории человечества в религиозную жизнь многих народов мира вошли ритуалы, включавшие в себя поклонение умершим родственникам. Широкое распространение получили различные идолы – примитивные человеческие фигурки из глины, камня или дерева, в каждой из которых, по представлению первобытных людей, заключалась душа кого-то из членов их рода.
Принято считать, что ранние формы религии – тотемизм, анимизм и фетишизм – являются тем фундаментом, на котором впоследствии строились все современные вероучения и мировая духовная культура в целом. По мнению большинства исследователей, именно фетишизация природы дала на определенном этапе толчок философской мысли и привела к развитию искусства.
Посредник между богами и людьми
Кроме ранних форм религии, кратко описанных выше, следует упомянуть еще одно направление, ставшее результатом их дальнейшего развития и сохранившееся до наших дней, претерпев лишь незначительные изменения. Это шаманизм, возникший, по мнению ученых, на рубеже 6 и 5 тысячелетий до н. э., в период развития первобытно-общинного строя.
Основная концепция шаманизма состоит в том, что между людьми и потусторонними силами, руководящими судьбой мира, должны быть посредники, способные направить сверхъестественную энергию в желаемое русло. Любопытно, что кандидатуры на роль этих посредников-шаманов избирались не людьми, а самими духами, которым, естественно, было видней, кто из членов племени достоин столь высокой чести.
Считалось, что избранник – очередной шаман, занявший место своего умершего или чрезмерно одряхлевшего предшественника – становился как бы «заново сотворенным» и наделялся при этом чудодейственной силой, помогавшей ему в дальнейшем общаться непосредственно с обитателями иного мира и склонять их к помощи своим соплеменникам. С этой целью он регулярно совершал определенные ритуальные действия. С самими духами у него были, между тем, весьма сложные отношения, поскольку принудить их выполнению желаемых действий он не мог, и лишь искал их милости.
Интересные факты о шаманизме
Шаманизм является наиболее сохранившейся до наших дней ранней формой религии. Его последователей можно встретить во всех частях света, хотя в каждом отдельном регионе он имеет свои особенности. Например, шаманы Южной Америки (мачи) специализируются главным образом на лечении различных тяжелых заболеваний и ежегодно исцеляют страждущих во время проведения публичных ритуалов.
Боливийские шаманы, называемые «бара», весьма преуспели в предсказании будущего и с поразительной точностью делают прогнозы, даже касающиеся результатов футбольных матчей и президентских выборов.
В Южной Корее шаманство является исключительно прерогативой женщин. Считается, лишь именно они способны найти подход к духам и добиться от них желаемого. Впрочем, право на эту деятельность передается по наследству и является уделом лишь ограниченного числа кореянок.
fb.ru
Религиозное движение - это... Что такое Религиозное движение?
Рели́гия (от лат. religio — составное латинское слово. Лига - союз, соединение, ре - приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе - "воссоединение") — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).[1] Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.
Другие определения религии:
образ жизни.
поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа[2]
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия[3]
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.
Виды религий
С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.
Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.
Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма,[4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.
Существуют также религии без бога — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм[5].
Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.
Религия как социальное явление: основные черты
Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).[6]
Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.
Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
религиозные отношения (культовые, внекультовые),
религиозные организации.
Попытки научного осмысления религиозного опыта
Религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов.[7] Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что некое подобие ярких переживаний мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях[8], и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Галлюцинации могут вызываться также переутомлением, высокой температурой, постом, и другими событиями.[9]
Основные функции религии
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Возникновение религии
Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.
В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.
С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.
Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.
Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.
В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.
С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.
В марксизме считается [10], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум для народа».
Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.
С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствие получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.
Религия и общество
Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.
Религия и преступность
Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих заключенных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных[11]. В соответствии с данными ФСИН и Левада-Центра, доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы.[12][13]
Религия и мораль
Религия и политика
Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.
Религии и верования мира
Архаические верования и обряды
Магия
В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.
Тотемизм
Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.
Анимизм
В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.
Фетишизм
Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.
Религиозный синкретизм античного мира
Религия Древнего Египта
Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д.[14]
В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.
Религии Древней Греции и Рима
Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.
У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.
Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.
В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.
Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.
Авраамические религии
Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.
Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.
Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, со временем, отходя от своих истоков, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, превратилось из одного из направлений иудаизма в самостоятельную религию, ознаменовав новый этап развития религиозного мышления — космополитическое. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.
Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.
Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.
Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:
Скажите: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею, Иисусу и Пророками от Господа их; мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся» (сура II, 130). Мы отправили к каждому народу Посланника, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были среди них те, кого Бог повёл прямым путём, a были те, кому оказалось суждено заблуждение (сура XVI, 38).
В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.
Дхармические религии
Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:
Мировые религии
Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.
Распределение численности последователей по конфессиям
По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.
Направления в основных религиях
Направления в христианстве
Направления в исламе
Направления в буддизме
Направления в индуизме и близкие им вероучения
Религии Восточной Азии
Другие национальные религии и традиции
Исторические (язычество)
Синкретические учения
Религии, появившиеся в XIX веке
Религии, появившиеся в XX веке
Движение Нью-Эйдж
Эти религии некоторые считают сестринскими религиями эпохи Нью-Эйдж. Эти религии (кроме двух последних) поддерживают между собой тесное экуменическое общение.[15].
Атеизм как религия
Среди определённой части людей распространено убеждение, что, несмотря на противопоставление атеизма религии, атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их мнению, предполагает опору на недоказуемые аксиомы. Многие атеисты в свою очередь считают, что это вызвано непониманием терминов «религия» и «религиозная вера».[16][17] Согласно этой точке зрения, «атеисты не верят в Бога, следовательно, они верят в отсутствие Бога».[18] Атеисты пародируют такую логику фразой «некурящий не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака».[19] Близкой к этой точке зрения является убеждение, что атеизм можно считать разновидностью религии в тех случаях, когда атеист в своих взглядах опирается на предубеждения («меня учили, что бога нет»), а не приходит к отрицанию религии опираясь на логику и факты.