Конспект урока как относился первобытный человек к самому себе. Конспект урока истории по теме "Древнейшие люди"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока на тему "Древнейшие люди". Конспект урока как относился первобытный человек к самому себе


Конспект урока "Жизнь древних людей"

Тема урока: Повторение по теме «Жизнь древних людей».

Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь древних людей», развитие творческих способностей, умений работать в группе паре, воспитание трудолюбия, интереса к предмету, понимания важности его изучения.

Эпиграф к уроку: « Не зная прошлого, истории, трудно знать

настоящее время, предположить будущее»

Аль Фараби

Тип урока: обобщающее повторение

Оборудование: карта мира, схема «путешествия» на доске,

карточки

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и задачи урока.

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой, Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

Работая на уроке, учащиеся должны сформировать своими словами отличительные черты первобытного общества.

  1. Путешествие по станциям.

  1. На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.

На доске схема путешествия по станциям.

5

Терминово

4

Кроссвордово

3

Задачкино

2

Картово

1

Рассказкино

6

Оттадайкинооооо

Подготовить развернутый ответ на вопрос «Чем первобытный человек отличался от животных и современного человека?». Для этого вспомни:

  1. От кого произошел человек?

  2. Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

  3. Чем было покрыто его тело?

  4. Как выглядит современный человек?

  5. Сравни условия жизни древнего человека.

  6. Сравни занятия, орудия труда

Сделай вывод.

1. Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?». Для этого вспомни:

  1. Какой металл первым начал использовать человек?

  2. Какое это имело значение?

  3. Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод

2. Пока готовятся двое учеников класс «переместится» на станцию «Картово» , где проверяется знание карты.

- Покажи материк, на котором найдены :

А) кости и орудия труда древнейших людей. (Африка)

Б) покажите предполагаемую область прародины человечества. (Вост. Африка)

В) покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия)

3. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.

Задача 1

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно , что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)

Задача 2

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна…. Так появился плот.)

Задача 3

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудия труда, рисунки на стенах пещеры.)

Задача 4

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать. Не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они знали более двухсот видов пригодных к

в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираються в окружающей природе? (На протяжении 4 млн. лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)

  1. На станции «Терминово» проверяется знание терминов.

- Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник, всеобщая история, орудия труда, религия, искусство. Родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство!

5. На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

- Каковы черты первобытности? (Первобытность – это такой порядок жизни людей при котором: а) люди жили небольшими коллективами, и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.

Вывод записывается в тетрадь.

  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подготовиться к самостоятельной работе.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему "Древнейшие люди"

1. Сколько лет прожил Тит Ливий? Древнеримский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 году до н.э., а умер в 17 г. до н.э. Сколько лет он прожил? 76 лет.

2. Иисус Христос был распят на кресте на горе Голгофе, по преданию, ему было 33 года. В каком году нашего летоисчисления был казнен Иисус? Сколько лет назад это было?

3. В 1829 году нашли древневавилонские книги. Они пролежали в земле 3200 лет. В каком году они оказались в земле? 1371 г. до н.э.

Сегодня мы отправимся в путешествие к нашим далеким предкам – древнейшим людям.

Тема урока: Древнейшие люди.

Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобытными. Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек.

Давайте откроем учебник на с. 9 и посмотрим на карте места расселения древних людей. Обратите внимание на условные обозначения карты (объяснить). Теперь посмотрите на карту, на каком материке жили древнейшие люди? В какой части материка? А теперь попробуем представить себе, как выглядели и как жили древнейшие люди.

Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке около 4 миллионов лет назад. Ученые называют этих людей «австралопитеками», что в переводе означает «южная обезьяна» (поставить →).

Полагают, что именно от австралопитека произошел первый человек. Ученые называют его «человек умелый» (поставить →). Он появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад. Посмотрите на рисунок в учебнике на с. 11. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек.

Теперь внимательно посмотрите на рисунок «древнейшие люди». (учебник – с.10). Представьте себе, что мы не знаем, люди или обезьяны изображены на рисунке. Как можно доказать, что изображены именно люди, а не животные. Посмотрите на человека, который одним камнем ударяет по другому, заостряя его и превращая в орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Запомните, что изготовление орудий труда – главное отличие древнейших людей от животных.

Начало первобытной эпохи в истории человечества связывают с появлением каменных орудий труда. Именно поэтому этот период называют каменным веком. Древнейшие люди использовали для изготовления орудий не только камень, но и дерево. Но так как дерево гниет, археологи обычно при раскопках находят только каменные орудия. Посмотрите, как могли выглядеть каменные орудия (с. 12).

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Собирательство – крайне трудоёмкое занятие. Собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей были малопитательны. Древнейшие люди собирали съедобные коренья и улиток, дикорастущие съедобные плоды и ягоды, яйца птиц. Охота далеко не всегда в те времена была успешной. Именно этим объясняется, почему древнейшие люди, несмотря на большое количество животных, часто страдали от голода. Никто точно не знает, как охотились древнейшие люди, об этом мы можем только догадываться. Давайте познакомимся с догадкой ученых – учебник, с. 12, п. 3, 2-й абзац (ученик читает вслух). Подумайте, почему древнейшие люди не могли прожить в одиночку.

А теперь поговорим об открытии, которое кардинальным образом изменило жизнь человека. Это – огонь. Очень долго люди не умели добывать огонь. Кроме того, они его очень боялись. Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!

Древнейшие люди стали понимать, что мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках. Потеря огня была огромным несчастьем для первобытного человека. Много позже люди научились добывать огонь. Потрите одну ладонь об другую, что вы чувствуете? Вот и первобытные люди заметили, что при трении одного куска сухого дерева об другой выделяется тепло. Но чтобы добыть огонь таким способом, требуется и умение, и терпение.

Период овладения огнем характеризуется появлением Человека прямоходящего (поставить →). Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад. Его сменил Человек разумный – человек современного типа, произошло это около 40 000 лет назад. Фигурная скобка – первобытные люди.

Вопросы самоконтроля.

1) Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

2) Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?

3) В чём было главное отличие древнейших людей от животных?

4) Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить? (наносить удар в схватке с диким зверем, разрубать на куски мясо, дробить кости)

5) Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (С.11) по плану (с.13).

Домашнее задание: читать и пересказывать §1, ответить на вопросы в конце параграфа (с. 11).

globuss24.ru

Конспект урока истории по теме "Древнейшие люди"

Цель: изучение учащимися условий жизни древнейших людей.

Образовательные: подвести учащихся к пониманию того, что способность  трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.

Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважения к мировой истории.

История, наука, первобытные люди, археолог, реконструкция, собирательство, орудия труда.

2 млн. лет назад – появление первого человека.

овладение знаниями о быте, культуре и традициях первобытных людей.

Регулятивные:  планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети.

- Прочитайте высказывание и объясните его смысл:

«Не знать истории — значит всегда быть ребенком».

(с) Цицерон

- Ребята, а вы знаете, что такое история? Порассуждайте.

Читают.

Размышляют.

Объясняют.

Рассуждают.

- история изучает события, которые произошли и т.д.

2. Актуализация знаний.

- Хорошо. А теперь обратите внимание на доску и прочитайте определение, которое приготовила вам я.

- Откройте тетради, запишите дату и напишите это определение в свои тетради.

- Ребята, как вы думаете, а что такое наука?

- Молодцы. Наука – это область человеческих знаний, которые помогают людям выработать истинную картину мира.

- А почему история – это наука? Выскажите своё мнение.

- Хорошо! Ребята, вы можете представить, как выглядели древние люди? Опишите их. Чем они занимались?

- Замечательно. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Читают определение: история - это наука о развитии общества и природы.

Записывают.

Отвечают: наука – это знания и т.д.

Высказывают мнения: потому что у истории есть своя область знаний о развитии общества и природы.

Предполагают, как выглядел древний человек.

Высказывают свои мнения: мы будем изучать то, как выглядели древние люди, их род занятий и т.д

3. Открытие нового знания

- Откройте учебники на с. 8.

- Прочитайте название главы, с которой мы познакомимся.

- Ребята, как вы считаете, что означает слово «Первобытные»?

- Из каких слов состоит это слово?

- Верно, то есть, это первые люди. Запишите это слово к себе в тетради.

- Прочитайте первое предложение.

- Ребята, как вы считаете, откуда нам, людям, известна такая информация о жизни первобытных людей? Ведь они жили так давно!

- Верно, важную роль играют раскопки, которые проводят учёные – археологи. Запишите к себе в тетради определении, которое вы видите на доске.

- Прочитайте первый абзац из первого параграфа и ответьте на следующие вопросы: где жили древние люди? Когда появился первый человек?

- Прочитайте второй абзац. Выйдите к доске и ответьте на вопросы: как выглядел древний человек? Как он передвигался? Как он разговаривал? (Иллюстрация древнего человека на доске).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Итак, ребята, давайте сыграем с вами в интересную игру: представьте, что вы археологи. Ваша задача заключается в том, чтобы найти свитки с изображениями предметов быта древних людей и предположить, для чего эти предметы были нужны древним людям. Можете вставать из-за столов и начинать поиски.

- Итак, садитесь на места и расскажите, что же вы нашли?

- Как вы думаете, для чего предназначались эти предметы?

- На странице 9 найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о том, что отличало древних людей от животных.

- Хорошо. Итак, мы с вами обнаружили, что у древних людей были копья и дубинки. Значит, чем ещё занимались древние люди?

- На ваш взгляд, древние люди охотились группами или в одиночку?

- Какие животные становились жертвами древних людей? Найдите ответ на странице 10.

- Как вы думаете, только ли мясом питались древние люди? Подумайте.

- Совершенно верно, они собирали съедобную пищу. Можно сказать иначе: они занимались собирательством. Запишите это слово в свои тетради.

- Прочитайте 4-й пункт на странице 10 и ответьте на вопросы: как человек овладел огнём? Для каких нужд использовался огонь?

Открывают учебники.

Читают «Первобытные собиратели и охотники»

Высказывают свои мнения.

Отвечают: перво – бытные, т.е. первый и быт.

Записывают: первобытные – древние.

Читают: первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Рассуждают: люди узнают это благодаря раскопкам и т.д.

Записывают: археолог - это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам.

Отвечают на вопросы: древние люди жили в жарких странах, например, в Восточной Африке. Самым древним раскопкам костей первобытных людей примерно 2 миллиона лет.

Описывают у доски внешний вид древнего человека, показывая указкой его отличительные особенности.

Ищут свитки с изображениями орудий труда древних людей.

Отвечают: мы нашли изображения остро заточенного камня, дубинки, копья, тарелки.

Высказывают предположения.

Читают предложение: умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Отвечают: они охотились.

Отвечают: древние люди охотились группами.

Отвечают: больные, старые или очень молодые животные.

Отвечают: нет, не только мясом. Древние люди ели яйца птиц, фрукты, ягоды.

Записывают слово.

Читают, отвечают на вопросы.

5. Самостоятельная работа

-Выполним самостоятельную работу на карточках

Оценивает учащихся

Выполняют самостоятельно

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Итак, ребята, давайте проверим, насколько внимательными вы были на уроке.

- Что такое история?

- Как называют людей, которые занимаются раскопками останков древних людей, их жилищ и орудий труда?

- Каких людей называют первобытными?

- Как выглядел древний человек? Опишите его.

- Что отличало древнего человека от животных?

- Чем занимались древние люди?

- Как и зачем древние люди овладели огнём?

- История – это наука о прошедших событиях.

- Этих людей называют археологами.

- Первобытными называют древних людей, живших до изобретения письма.

Описывают внешний вид древнего человека.

- Древний человек умел делать орудия труда.

- Охотой и собирательством.

Отвечают.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Д/з: с.8-10 читать и ответить на вопросы с.11.

Организует рефлексию учебной деятельности.

- С какой темой вы сегодня познакомились?

Подведите итог и оцените себя за весь урок.

Кто оценил себя за весь урок «на высоте», можете поставить себе на полях карандашом «5»

Кто оценил себя « чуть ниже» — «4»

«Посередине» — «3»

-Урок окончен.

Участвуют в рефлексии.

Осуществляют самооценку.

infourok.ru


Смотрите также