Повторительно обобщающий урок жизнь первобытных людей. Повторительно-обобщающий урок по разделу "Жизнь первобытных людей". 5-й класс : История и обществознание
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Повторительно-обобщающий урок "Жизнь первобытных людей" (урок - путешествие). Повторительно обобщающий урок жизнь первобытных людей


Конспект Повторительно-обобщающего урока по теме "Жизнь первобытных людей"

Задание: найдите не менее 5 исторических ошибок.

Рассказ «О первых земледельцах и скотоводах»

Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

-Нечестно! –заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой.

–У тебя серп железный, а у них - то серпы медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке еще не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного, и они растопчут и поле и хижины. Кто – то из родичей догадался поджечь траву и хворост: Едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной.

По хлопку мы все проснулись, потянулись, встряхнули ручки и …вспомнили сон.

Учитель:И так, мы с вами почти добрались до дома. Давайте сделаем вывод по нашему путешествию. Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале нашего путешествия

1.Вопрос. -Что такое первобытность?

- Назовите отличительные черты первобытности.

( Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором а) люди жили большими коллективами и были равны, б) вместе трудились, в) имели общее имущество).

Вам понравилось изучать эпоху первобытности? Что это для вас?

2.Составьте синквейн.

1«Первобытность»

2.древняя, интересная

3.жили, трудились, развивались

4. Люди жили большими коллективами

5.эпоха

VII.Станция «Школа» Подведение итогов урока. Рефлексия

Мы сегодня ___, Мне понравилось____ мне было интересно___

Оценивание детей. Подсчет полученных стикеров.

VIII. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Из жизни первобытного человека…».Подготовить рисунок на тему «первобытное общество».

Если позволит время

Тесты

1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун

б) лук

в) рубило

2. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

а) корова

б) лошадь

в) собака

3. Кто управлял родовой общиной?

а) цари

б) жрецы

в) старейшины

4. Выберите причину появления религии:

а) не умение человеком объяснять явления природы

б) боязнь человека перед стихией природы

в) желание человека отличаться от животных.

5. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а) охота

б) скотоводство

в) собирательство

6. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

а) медь

б) бронза

в) железо

7. Из чего первобытные люди делали первую одежду?

а) из шелка

б) из шкур диких животных

в) из хлопка.

8. Первое орудие труда первобытного человека:

а) мотыга

б) заостренный камень

в) плуг

таохо

мелелизеде

лияреги

шийнаретас

тавлимо

hello_html_m36c97178.jpg

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-дубина, мамонт, копье, скребок, яма;

-корешки, улитки, палка-копалка, от мала до велика;

-дежурство, огонь, пещера;

-пещера, девочка, быки.

-обрыв, дикие козы, копьё, мужчины;

-печь, сосуд, глина гончарный круг,

infourok.ru

Конспект Повторительно-обобщающего урока по теме "Жизнь первобытных людей"

И с ними после боя поделился.(вождь)

9.Вожди племен и их друзья прославлены все были.

И по наследству их потомкам досталась слава та и честь.

Людей же этих стали звать, Вы правы, ну конечно …(знать)

10.Он из мотыги появился,

Избавив всех от лишних мук.

За животиной он тащился,

Ты, прав, конечно, это,,,,(плуг)

Мы очень легко справились с эти заданием. А сейчас будут загадки посложнее.

Задача №1:

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда – то горел костер.

Задача №2:

Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками» Подумайте почему?

Задача №3:

Какие находки надо нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

V.Станция «Словарная» Задание: Дать определения:

- человеческое стадо;

- собирательство;

- рубило;

- гарпун;

- каменный век;

- религия;

- жертвоприношение;

- племя;

- Родовая община;

- старейшина;

- вождь;

- неравенство;

- знать;

- мотыга.

VI.Следующая станция «Вопроскино»

Вопросы: Какой силой природы овладел человек 1 млн. лет назад? (огнем)

-Как человек овладел огнем?

- Человек сначала научился использовать огонь или добывать?

– Что дал человеку огонь?

– Какими были первые способы добычи огня?

_ как из охоты возникло скотоводство?

-Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей?

Физминутка

Станция «Интеллектуальная». Станция находится на отрезке 40 тыс. лет назад. Что значит эта дата? (человек стал разумным, начал говорить). И мы с вами проявим способности и узнаем зашифрованное слово Станция называется «Интеллектуальная».

  1. Материк, где, по предположениям ученых, жили первобытные люди?(Африка)- А

  2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.(лук)-Л

  3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди (огонь)-Ь

  4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.(охота) Т

  5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке.(душа) -А

  6. Самое крупное животное, на которого охотились первобытные люди.(мамонт) М

  7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.(бизон) И

  8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам Гарпун) Р.

  9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.(собирательство) А

Слова : _фрика, _ ук, 0гон__, охо_а, душ_, _амонт, б_зон, га_пун, собир_тельство

У нас появилось главное слово – Альтамира. Что это такое? (Пещера в Испании, в которой в 1879г. впервые была найдена пещерная живопись археологом Саутуолой).

Ребята, вы молодцы! Справились и с этим заданием.

VII.Мы отравляемся на следующую станцию «Ошибкино».

Ребята перед нами появилась дата: 10 тыс. лет назад.

-О чем говорит вам эта дата? (начало земледелия и скотоводства).

Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, отклонимся на спинку стула, закроем глазки и представим, что нам снится сон из жизни первых земледельцев и скотоводов.

infourok.ru

Повторительно-обобщающий урок : `Жизнь первобытных людей`

Конспект урока.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».

Целевая установка урока:

Образовательная: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».

Развивающая: продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, умения решать логические задания.

Воспитательная: воспитание у учеников уважительного отношения к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.

Тип урока: урок учета и контроля знаний учащихся

Ход урока:

Действия учителяДействия ученика

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Прежде чем мы приступим к занятию, староста назовите отсутствующих.Учитель обращает внимание на психологический настрой учащихся.Приветствуют учителя. Староста называет отсутствующих.

2. Объявление темы и задачи урока.

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

3. Путешествие по станциям.

На первой станции «Рассказкино» выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.Пока готовятся двое учеников, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты.

Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. Покажите предполагаемую область прародины человечества. Покажите древнейший район земледелия.

На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.

Задача 1. Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. Задача 2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? Задача 3. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.Задача 4. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе.

Развернутые ответы учащихся по карточкам № 6 и 7.На станции «Кроссвордово» дети разгадывают кроссворд.

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. Н. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая историю по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жер

schoolfiles.net

Конспект Повторительно-обобщающего урока по теме "Жизнь первобытных людей"

- Что находят археологи? (Исторические источники)

- Какие исторические источники характерны для эпохи первобытности? (письменные и вещественные)

II.Станция «Угадайкино»

1.Игра «Путаница» Задание: назовите правильное слово и объясни значение

-таохо -охота (занятие древних людей)

- мелелизеде — земледелие ( занятие людей. Возникло из собирательства)

-лияреги -Религия (вера в сверхестественные силы)

-шийнаретас -старейшина (опытный и умный из стариков, который управлял родовой общиной)

- тавлимо -молитва (просьба к духам)

2.Угадай -Кто это? (древний человек) слайд

Почему вы решили, что это человек? Он не похож на нас с вами. Как вы узнали, что это не животное? Что у него в руках?

–Чем отличался от современного человека? (внешне + не умел говорить).

– Какой это человек? (человек умелый).

3.Головоломка «Сумей прочитать» Название науки, занимающейся изысканием и исследованием вещественных исторических источников (наука-археология- по вертикали)

На доске:

1.средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.(лодка)

2.группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество(род)

3.одно из первых занятий древнего человека (охота)

4.орудие труда из меди 6-5 тыс.лет назад (серп)

5.орудие для возделывания земли 13-7 тыс.лет назад (мотыга)

6 орудие труда землевладельцев 6-5 тыс.лет назад, появившееся в результате усовершенствования мотыги (плуг)

7 Первое домашнее животное(собака0

8.материал для изготолвления посуды на гончарном круге( Глина)

9.орудие труда и оружие человека 200 тыс.лет назад(дубина)

10 объединение родов, живущих в одной местности(племя)

Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями на этой станции.

III.Следующая станция «Рассказово»

1.Задание: по опорным словам - подсказкам составьте рассказ:

-дубина, мамонт, копье, скребок, яма;

-корешки, улитки, палка-копалка, от мала до велика;

-дежурство, огонь, пещера.

-пещера, девочка, быки.

-обрыв, дикие козы, копьё, мужчины.

-печь, сосуд, гончарный круг, глина

IV. Станция «Загадкино» Задание: отгадать загадки.

1..Первый это коллектив, человек там не ленив.

Он по лесу ходит день, собирает все – не лень.(стадо)

2.Назови орудье – то, что придумано давно.

Человеком самым первым, а для нас сейчас оно вовсе даже не нужно.

(палка – копалка, рубило, дубина).

3.Назови это занятье,

Когда целый день – деньской

Плоды, ягоды, коренья –

Что имели вид съестной,

Люди первые искали

Стадом всем потом съедали.(собирательство)

4.Этим палку – вырубали и ее же заостряли.

Назови, что это было, ну конечно, же …(рубило)

5.Человек пошел на лов, чтобы был большой улов.

И предмет он прихватил, что из кости смастерил.

Назови, что это было и оружием служило.(гарпун)

6.Живут в пределах местности одной

Они как брошенное в земля семя,

Собравшись несколько родов,

Они образовали….(племя).

7.Из рода выбрали того, кто стар и мудр одновременно.

И выбрали его за то, что опыт свой готов отдать всем непременно. (старейшина).

8.Собрав сородичей и всех друзей,

Решил он с ними поживиться

Чужое племя он ограбил побыстрей

infourok.ru

Повторительно-обобщающий урок "Жизнь первобытных людей" (урок - путешествие)

Данна презентация приготовлена для нестандартного урока-путешествия "Жизнь первобытных людей". Цель урока: систематизация и контроль знаний учащихся.

В презентации указаны станции по которым путешетвуют учащиеся, повторяя указанную тему, "Картово", "Рассказово", "Задачкино", "Знайкино", "Терминово".

 

Просмотр содержимого документа «Повторительно-обобщающий урок "Жизнь первобытных людей" (урок - путешествие) »

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5 классе Тема: «Жизнь первобытных людей» ( Урок-путешествие) Учитель истории Адволодкина И.М. 2013 г.

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5 классе

Тема:

«Жизнь первобытных людей» ( Урок-путешествие)

Учитель истории Адволодкина И.М.

2013 г.

Цель урока: Систематизация и контроль знаний учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»

Цель урока:

Систематизация и контроль знаний учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»

Проблемное задание. 1. Что такое первобытность. 2. Каковы ее черты.

Проблемное задание.

1. Что такое первобытность.

2. Каковы ее черты.

Картово 1.Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. 2. Покажите предполагаемую область прародины человечества. 3. Покажите древнейший район земледелия

Картово

1.Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.

2. Покажите предполагаемую область прародины человечества.

3. Покажите древнейший район земледелия

Рассказово « Давным – давно …» «Жили-были…»

Рассказово

« Давным – давно …»

«Жили-были…»

Задачкино Определите последовательность событий: А. появление соседской общины, Б. объединение общин в племя, В. формирование родовой общины, Г. образование человеческого стада, Д. появление первых государств г в б а д

Задачкино

Определите последовательность событий:

А. появление соседской общины,

Б. объединение общин в племя,

В. формирование родовой общины,

Г. образование человеческого стада,

Д. появление первых государств

г

в

б

а

д

Задачкино Распределите в правильной последовательности. А) Выделение знати Б) рост урожая, появление излишков В) переход от родовой общины к соседской Г) Изобретение плуга, использование животных для рыхления земли Г В А Б

Задачкино

  • Распределите в правильной последовательности.

А) Выделение знати

Б) рост урожая, появление излишков

В) переход от родовой общины к соседской

Г) Изобретение плуга, использование животных для рыхления земли

Г

В

А

Б

Задачкино Найдите соответствие букв и цифр А) Земледелие Б) Скотоводство 1) Гончарный круг В) Охота 2) мотыга 3) Кнут Г) Ремесло 4) Лук и стрелы А 2 Б 3 В 4 Г 1

Задачкино

Найдите соответствие букв и цифр

А) Земледелие

Б) Скотоводство

1) Гончарный круг

В) Охота

2) мотыга

3) Кнут

Г) Ремесло

4) Лук и стрелы

А

2

Б

3

В

4

Г

1

Знайкино 1. О каких важных открытиях древних людей вы знаете?

Знайкино

1. О каких важных открытиях древних людей вы знаете?

Знайкино

Знайкино

  • О каком человеке идет речь в стихотворение?
  • Какие изменения произошли в жизни человека?
Что такое производящее и присваивающее хозяйство? Сопоставьте производящее хозяйство и присваивающее хозяйство

Что такое производящее и присваивающее хозяйство? Сопоставьте производящее хозяйство и присваивающее хозяйство

Терминово Что означают следующие слова?

Терминово

Что означают следующие слова?

  • История Род
  • Родовая община Племя
  • Неравенство Старейшина
  • Религия
  • Орудия труда
  • Оружие
  • Исторические источники
Что такое первобытность и каковы ее черты? Такой порядок жизни людей, при котором : 1. Древние люди живут небольшими коллективами 2. Имеют общее имущество, трудятся сообща. 3. Все люди равны.

Что такое первобытность и каковы ее черты?

Такой порядок жизни людей, при котором :

1. Древние люди живут небольшими коллективами

2. Имеют общее имущество, трудятся сообща.

3. Все люди равны.

kopilkaurokov.ru

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о жизни древнейших людей, о том, когда они жили, как выглядели чем занимались, какие были отношения между ними. Сегодня на уроке мы подытожим и обобщим все ранее изученное.

Так когда же на земле появились люди?

Этим вопросом ученый задались уже очень давно. И сегодня благодаря их стараниям мы можем вообразить себе, как животные существа превратились в людей.

Началось это превращение очень и очень давно, несколько миллионов лет назад, когда появились человекообразные обезьяны – австралопитеки.

Они жили уже не на деревьях, а на земле, передвигались на двух ногах, питались в основном, растительной пищей. В качестве орудий труда и охоты они использовали ветки и камни. Хотя австралопитеки были высокоорганизованными существами, все-таки настоящими людьми их не считают, т.к. они не умели производить орудий труда. Австралопитек стоит на первой ступени превращения животного существа в человека.

Среди потомков австралопитека появляются существа, которые имеют больше сходства с человеком. Когда это произошло? Очевидно около двух с половиной миллионов лет тому назад. Ученые назвали его "Человек умелый", т.к. он научился изготавливать из камня простейшие орудия труда. И человек умелый займет вторую ступень на нашей лестнице эволюции.

Третья ступень – человек прямоходящий. Он жил около полутора миллионов лет назад. Передвигался исключительно на двух ногах. Человек прямоходящий умел изготавливать орудия труда из камня и дерева, пользовался огнем. Эти люди жили небольшими коллективами, человеческими стадами. Они сообща охотились, трудились, боролись против хищников.

На протяжении нескольких миллионов лет, люди хоть и очень медленно, но все-таки менялись. Каждое поколение перенимало опыт старших и в свою очередь передавала опыт детям и внукам.

Около 250 тыс. лет назад, появился новый тип человека – неандерталец. Он займет четвертую ступень.

Внешне неандерталец был очень похож на современного человека. Ростом он был около 170 см., коренастый, с мощной мускулатурой, с относительно большой головой. Жили неандертальцы группами, человек по 100 и умели разговаривать. Хотя речь их была еще достаточно примитивной, но она уже позволяла соплеменникам обмениваться информацией и координировать свои действия на охоте.

Древние люди жили в различных местах: в Европе, от Англии до Крыма, в Средней Азии, Палестине. Неандертальцы жили в очень суровое время, как раз тогда началась очередная волна похолодания. Ледниками покрылась практически вся территория Европы. Спасаясь от холодов, неандертальцы стали заселять пещеры, строить шалаши и землянки. Люди этого типа умели изготавливать более совершенное орудие труда и охотились на крупных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. Мясо убитых животных шло на еду, из шкур шили одежду. Именно неандертальцами, по мнению ученых, был открыт способ получения огня путем трения. Неандертальцы были первыми людьми, которые стали хоронить покойников. Они заботливо укладывали в заранее выкопанную яму умершего, окружали его предметами, которыми он пользовался при жизни. Очевидно, что уже у неандертальцев возникли зачатки религиозных представлений.

Эпоха неандертальцев длилась несколько десятков тысяч лет, затем наступает время кроманьонцев. Кроманьонцы последние известные науке древние люди, появились около 40 тыс. лет назад.

По своему внешнему виду они уже ничем не напоминали обезьяну и были похожи на нас с вами, людей современного типа. Их рост достигал 170–190 см., походка была прямая. Они проникли на территорию Европы и далее расселились по всей земле. Люди этого типа оставили о себе свидетельства не только в виде остатков орудий труда и скелетов, они оставили нечто большее, рисунки на стенах пещер. Однако древние художники не только рисовали, они так же искусно вырезали из кости мамонта или другого животного фигурки зверей, женщин. Но кроманьонцы рисовали и вырезали не ради развлечения, они придавали своим изображениям особое значение. Кроманьонцы смотрели на рисунок или на скульптуру как на заклинание, которое обеспечит им успех на охоте. Поэтому они изображали преимущественно тех животных, на которых охотились. Так постепенно зарождалось искусство – как творческое отражение окружающего мира в художественных образах.

В кроманьонском обществе получают дальнейшее развитие религиозное представление людей. Теперь это не только анимизм – т.е. вера в существование души в загробной жизни, но и фетишизм, тотемизм, магия и колдовство. Человек верил в существование сверхъестественных сил, богов и поклонялся им. Из камня, дерева и кости люди вырезали фигурки богов, идолов, поклонялись им и обращались к ним с молитвами. Религия, основанная на поклонении многим богам, называют многобожием или язычеством.

Совместный труд, борьба с хищниками, общее жилье и огонь тесно сплачивали людей друг с другом. Человеческие стада постепенно превращались в постоянные коллективы родственников, родовые общины. В родовой общине не было неравенства. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, изготавливали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, шили одежду из шкур, ухаживали за маленькими детьми, готовили пищу. Свыше 10 тыс. лет назад на земле началось потепление, ледники постепенно отступали, климат становился теплее. Люди улучшали условия своей жизни.

Они совершенствовали орудия труда. С появлением лука и стрел успешнее пошла охота. Совместный труд людей и необходимость передавать друг другу свои мысли способствовали развитию и совершенствованию человеческой речи. Открытие металлов и усовершенствование орудий труда, накопленный опыт в области собирательства и охоты привели к переходу людей к земледелию и скотоводству. Ремесло выделилось в самостоятельный вид деятельности. Этот процесс происходил медленно и незаметно для самих участников этого события. Но возникновение земледелия и скотоводства означало настоящую революцию, не даром многие ученые, описывая эту эпоху так и говорят: "Земледельческая или неолитическая революция".

Неолит – это последний период каменного века. Жизнь людей менялась коренным образом. Человек все меньше зависел от случайностей. Люди стали реже переходить с одного места к другому, они научились строить постоянные жилища, у них появились излишки продуктов, которые они откладывали про запас. Отпала необходимость в совместном труде всей общиной. Каждая семья имела в пользовании участок родовой земли, надел. Кроме этого семье принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремиться закрепить богатство за своими детьми.  Появляются бедные и богатые семьи.

На смену родовой общине приходит соседская община. Членами соседской общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других общин. Племена, обладавшие лучшими землями, становятся богатыми. Между бедными и богатыми племенами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот имущество, рабы. В связи с войнами повышается значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн.

Племенные группы превратились в государства. Государство – это система власти, которая осуществляет управление обществом на определенной территории, обеспечивает в нем порядок и стабильность. Первые государства возникли в долинах рек Египта и Передней Азии. На этом заканчивается история первобытности и начинается эпоха цивилизации.

www.videouroki.by

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Жизнь первобытных людей". 5-й класс : История и обществознание

Используемая технология: коллективный способ обучения.

Место проведения: Спортивный зал.

Оборудование: кегли, мячи теннисные, корзины, скакалки, конверты с заданиями.

Задачи Средства достижения Контроль
Образовательная:

Повторить знания, полученные на уроках истории; Обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам.

В игровой форме – двигаясь от станции к станции, по следам развития человека от древнейшего человека к человеку разумному. Блиц опрос проводится в начале урока и в конце. Таким образом, дети дважды отвечают на вопросы и контролируют правильность ответов. Понимание детьми необходимости развития двигательных качеств.
Развивающая:

Учить работать сообща в группах; Правильно распределять обязанности между всеми членами команды; Учить договариваться между собой; Развивать двигательные качества.

На протяжении всей игры детям будет необходимо договариваться между собой, распределяя обязанности. На некоторых этапах им придётся разделиться для выполнения параллельных задач: пока одни выполняют физические упражнения, другим надо потрудиться умственно. Скорость и правильность выполнения заданий.

Умение перегруппировывать силы в случае неудачи.

Личностное развитие:

Учить оценивать свои силы, полагаться на товарищей; Учить оценивать свой труд и труд товарищей; Показать необходимость сотрудничества; Воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом; Содействовать воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

В конце каждой станции детям дается время оценить свою работу, работу товарищей и работу группы в целом.

Обращать внимание детей на необходимость физических качеств для выполнения упражнений.

Адекватность выставления оценок.

Правильность выполнения физических упражнений.

Учитель Деятельность Время
Физическая разминка.

Построение, сдача рапорта дежурного. Строевые упражнения – повороты на месте. Ходьба по залу с заданием. Бег по залу с заданием:

1 – меняя направление по знаку.

Следить за осанкой детей, за четким выполнением команд. Четкое выполнение команд. Имитируя движения животных. Следить за дыханием детей.

5
Мотивационный этап:

Учитель физкультуры.

Учащиеся располагаются на скамейках в спортзале перед экраном.

Сообщение задач урока.

Сначала мы рассмотрим понятие “физические качества” (двигательные способности), увидим, как физические упражнения влияют на ваше физическое состояние.

Развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.

Просмотр, с обсуждением по ходу, презентации

Презентация. Слайд 2

 

5

Например, чем лучше у человека будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее будет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства, например подвижные игры.

Какие физические качества вы знаете?

  1. Быстрота;
  2. Ловкость;
  3. Выносливость;
  4. Гибкость;
  5. Сила.

Посмотрите, какие подвижные игры развивают различные физические качества.

Теперь вы поняли, ребята, что подвижные игры не только весёлое времяпрепровождение, но и очень важное занятие для вашего физического развития? В практической части урока посредством подвижных игр и с помощью физических упражнений будем работать над развитием некоторых физических качеств.

Слайд 3

Слайд 4, 5, 6, 7, 8.

5

Учитель истории.

Сегодня на уроке вы пройдете путь человека от момента его становления к превращению его в человека разумного. Нам предстоит вспомнить то, что вы изучили на уроках истории и чему научились на уроках физкультуры.

 

 

 

Историческая разминка.

Учитель истории.

Сейчас каждая команда получит конверт с заданиями. Ваша задача как можно быстрее решить все задачи. На эту станцию вам дается всего 5 минут.

По завершению пятиминутки необходимо задать детям вопрос о необходимости кооперации и распределения обязанностей. Обратить их внимание на то, что задания каждой станции будут усложняться, а на некоторых станциях им необходимо будет разделиться. Подсказать о том, чтобы задания равномерно распределялись между всеми членами команды, ведь в конце урока не только команда, но и каждый ученик получит оценки. Необходимо объяснить детям, что роли на каждой станции могут меняться. В начале прохождения станции необходимо распределить роли, а в конце выставить оценки по трехбалльной шкале:

3 – принимал активное участие, руководил действиями группы, 2 – принимал участие, выполнял инструкции, 1 – не принимал участие, отказывался от выполнения задания.

Выдаются конверты с задачами блиц опроса. Учитель следит за тем, как дети решают их, способны ли самостоятельно разделить обязанности:

умники, те, кто будет отвечать на вопросы и выполнять задания по истории,

ловкачи, те, кто будет выполнять физические упражнения;

координаторы, те, кто будет направлять группу, распределять обязанности, взаимодействовать с педагогом и другими группами, вносить оценки в маршрутный лист.

5

3

Станция 1. Восточная Африка.

Учитель истории.

Итак, мы с вами отправляемся в Восточную Африку, где вы теперь не дети 21 века, а древнейшие люди. По ходу игры, вы можете другим цветом исправлять карточки блиц опроса. Отвечая на вопрос, старайтесь отвечать предложением. На этом этапе детям необходимо скоординировать свои действия, выбрать самых сильных для физических упражнений и самых умных – для опроса. Ребятам необходимо объяснить, что участвовать должны все члены команды

Учитель физкультуры.

Ребята, а как передвигались древнейшие люди? Объясняет правила игры. В конце упражнения: какие физические качества вам понадобились для выполнения этого задания После прохождения станции дети оценивают свой труд

Опрос. Принять участие могут лишь 3 человека

Вспомните, Чем отличались древнейшие люди от современных людей? Мог ли человек выжить в одиночку, почему? Какую роль в развитии человека сыграл огонь?

Игра “человек древнейший” – 2 девочки и 2 мальчика от команды.Допустимо передвижение лишь на четырех конечностях: мальчики должны попасть в цель (мяч – в корзину), а девочки собрать как можно больше теннисных мячей в корзину.

7
Станция 2. Родовые общины земледельцев и скотоводов.

Ну что же, время шло, человек изобретал все новые орудия труда и виды оружия для охоты. Но и сейчас им приходилось трудиться сообща, чтобы выжить. Занимаясь собирательством, человек заметил, что упавшие в землю зерна прорастают, так и появилось земледелие. А охотники, приносившие с охоты не только мясо, но и живых детенышей, научились выращивать их. Таким образом, постепенно охота превратилась в скотоводство. Первым животным, которое приручил человек, конечно была… (собака). Верно, собака. Также на этой стадии развития появляются первые религиозные представления о мире. Для того чтобы приманить зверя и удачу для охоты проводились колдовские обряды. Охотники рисовали животных и пронзали эти изображения копьем. Также появляются представления о загробной жизни души, поэтому с умершими начинают класть в могилу оружие и предметы быта. Сейчас вам предстоит познакомиться с заданием третьей станции. Одна часть команды отправится восстанавливать текст, а вторая на эстафету. Прочтите задание, распределите роли и приступайте к выполнению.

На этом этапе происходит усложнение задания. Детям необходимо разделиться на две группы. Одна группа будет выполнять задание на восстановление текста, а вторая – физические упражнения.

В конце упражнения: какие физические качества вам понадобились для выполнения этого задания.

После прохождения станции дети оценивают свой труд.

Опрос. Принять участие могут лишь 3 человека.

Пользуясь знаниями других команд, восстановите текст.Ваша задача прочитав, полученный текст, пересказать его другим командам. Читать или передавать для чтения текст не допускается, используйте только пересказ. Со слов ваших партнеров из других команд вам нужно восстановить весь текст

Игра “родовые общины” 4 человека от команды.

1. Бег на скорость. Один человек бежит на руках, а другой, держа его за ноги на ногах, обратно меняются местами. 2. Посевные работы. Здесь важна последовательность действий (типа эстафеты). Не допустимо начало операции, пока не получишь право хода (типа эстафетной палочки).

Последовательность действий: 1 ребенок – рубит деревья (собирает расставленные в ряд кегли), 2 – мотыжит почву (ровно кладет на пол скакалку), 3 – сеет (вдоль скакалки на равном расстоянии раскладывает мячики), 4 – собирает серпом (собирает мячики в корзину и убирает скакалку).

7
Итог урока:

Итак, давайте вспомним, как и благодаря чему человек смог развиться от стадии древности до человека разумного? (Совместная деятельность, покорение огня, возникновение скотоводства и земледелия, изобретение новых орудий труда и видов оружия для охоты.) Вы хорошо потрудились и среди вас наверняка выделились самые сильные, ловкие, умные. Точно также среди первобытных людей выделялись самые сильные, кого выбирали (вождем), и самые умные, с кем советовались и кого выбирали (старейшиной). Запишите своих вождей и старейшин. Как вы думаете при распределении продуктов, будут ли им доставаться лучшие куски? А при распределении земельных участков, какие земли им достанутся? Как называлась такое деление общества (неравенство). Совершенно верно. Таким образом, мы с вами прошли путь человечества от его возникновения до становления и дальше вы начнете изучать древнейшие государства, где уже все строилось на неравенстве и зачастую на несправедливом. Время общин закончилось и теперь человек выживал среди других людей, но уже в одиночку. А сейчас оцените вклад каждого в общий успех и сдайте маршрутные листы в жюри.

Проверяют и повторно отвечают на вопросы блиц опроса.

Выбирают старейшин и вождей.

Выставляют итоговые оценки.

5

www.poznanie21.ru


Смотрите также