Можно ли назвать первобытные верования религиями. Важное значение имеет психологический аспект: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний. Объясните, почему и как?
ЛЕКЦИЯ № 5. Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении этносов и государств. Можно ли назвать первобытные верования религиями
религия может выступать средством снятия стрессовых состояний. Объясните, почему и как?
Важное значение имеет психологический аспект: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний. Объясните, почему и как?
Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В марксистской литературе выделяется ряд функций религии(1.Мировоззренческая функция, Компенсаторная функция, Коммуникативная функция, Регулятивная функция, Интегрирующе-дезинтегрирующая функция ,Культуротранслирующая функция , Легитимирующе-разлегитимирующая), одна из этих функций(компенсаторная) дает ответ на этот вопрос.
Компенсаторная функция. Религия выполняет специальную функцию компенсатора: социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, в страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе в общине; фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога; смертный оказывается бессмертным; мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим. Важное значение имеет психологический аспект компенсаторной функции: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний.
Несмотря на то, что понятие «стресс» было введено только в 20 веке, как явление стресс, конечно же, существовал всегда, и на протяжении веков практически единственным утешением народа, его универсальным «антистрессовым» методом была именно молитва.
Молитва – возможность проговорить свою проблему вслух, услышать ее извне, проанализировать, поделиться с кем-то своими мыслями, переживаниями.
Имеются мнения, что религиозная вера предохраняет людей от заболеваний, связанных со стрессом.
Группа канадских психологов установила, что верующие справляются с решением задач лучше, чем атеисты. Это можно объяснить большим уровнем стресса у неверующих.
Определите роль религии в жизни человека и общества.
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)
В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводить к разделению, к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
Можно ли называть первобытные верования религиями?
первобытные верования: фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм. Религиями их назвать нельзя, так как это были формы религии.
Что могут рассказать о религиозных представлениях древних народов их погребальные обряды?
Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.
Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.
Мусульманские похоронно-поминальные обряды предписывают четкое соблюдение традиций и законов Шариата, который предлагает целую сис тему правил по переселению мусульманина в загробный мир.
Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина.
Прежде всего умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить умирающего на правый или левый бок лицом к Мекке. Умираю щему так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк»). Последний долг перед умирающим - дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать.
После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд. Покойному подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). Затем делают гусул, как и всем умершим мусульманам.
Согласно буддийскому мировоззрению или учению, вся жизнь человека связана с окружающей природой, точнее - с изменением лунных фаз, с ходом Солнца и Земли. В день смерти очень важно знать время до сотой доли минуты, чтобы правильно вычислить все данные, необходимые для обряда погребения. Астролог должен сказать, дожил ли человек до тех лет, которые были даны ему судьбой, или нет; что явилось причиной его смерти; кому он был дорог или близок в момент смерти; о чем он жалел; кому может принести вред его смерть и т.д. После этого астролог дает список необходимых служб и обрядов для умершего. Важно четко соблюсти все правила, чтобы душа умершего не заблудилась. Астролог должен сказать также точное время выноса тела - день, час и направление выноса. Считается, что похороны — это проводы человека в другой мир, что человек не исчезает, он переходит в более прекрасный мир, если заслужил это своей праведной жизнью.
Определите статус богов по представлениям жителей Месопотамии и Египта.
Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составля - ют божества, олицетворяющих небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).
Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой-огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри-утренное солнце, Ра-дневное, Атум-вечернее. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра.
Раскройте смысл компаративного религиоведения Ф. Макса Мюллера. Выявите, на какой основе Ф. Макс Мюллер выделяет 3 языковых и религиозных центра: арийский, семитский и туранский. Проанализируйте, актуально ли учение Ф. Макса Мюллера на сегодняшний день.
Компаративный=сравнительный! Главное credo новой дисциплины Мюллер изложил в утверждении «кто знает одну [религию], тот не знает ни одной». Средством к прочтению содержания мифов должны служить лингвистические исследования самых древних религиозных текстов.
В самом понятии религии он выделяет два смысла:
1) совокупность учений, передаваемых благодаря устной традиции или каноническим книгам и содержащих в себе все то, что определяет религиозную веру;
2) способность человека верить (независимо от всех исто-рических реалий), постигать бесконечное под различными именами и в разнообразных формах. Неизбежный внутренний конфликт сознания при попытках постичь бесконечное порождает мысль о сверхъестественном.
В книге основоположника компаративного религиоведения Ф. Макса Мюллера к анализу религиозных феноменов впервые применен сравнительный метод. Рассматривая развитие религии по аналогии с развитием языка и мышления, автор справедливо отмечает их генетическую связь и, исходя из нее, строит свое исследование на огромном историческом материале.
Он выделяет три языковых и религиозных центра: арийский, семитский и туранский, анализирует существующие в то время классификации религии, сопоставляет священные тексты различных религий, исследует то общее, что присуще им всем и что составляет специфику религии в целом как социокультурного феномена.
В этих трех центрах, особенно в арийском и семитском, язык перестал быть естественным языком; его развитие было задержано, и он стал неподвижным, твердым, окаменелым или, если хотите, историческим языком.
Со всей очевидностью можно говорить о трех независимых семействах религии: туранской, семитской и арийской, которым соответствуют три великих семейства языка.
1) (Пример туранского центра)Это двойное поклонение человеческим и природным духам составляет то ядро древней народнойрелигии Китая, которая жива и в паши дни.
2) Древний культ семитских народов, четко обозначенный именами Бога, которые возникают в политеистических религиях вавилонян, финикийцев и карфагенян, так же как в монотеистических вероучениях иудаистов, христиан и магометан. Главным образом почитание Бога в истории.
3) Древнеарийский культ, рассеянный по всем уголкам земли усилиями его смелых почитателей и легко узнаваемый в долинах Индии и лесах Германии благодаря общим названиям божеств, изначально олицетворяющих силы природы. Этот культ не является, как часто утверждают, культом природы. Но если охарактеризовать его одним словом, я рискнул бы назвать его культом Бога в природе.
Оно актуально, так как в религоведении очень удобен сравнительно-истарический анализ, а его подход изучения лингвистическими методами четко выявляет 3 религиозных центра.
Раскройте суть теории анемизма Э. Тайлора. Согласны ли вы с утверждением Э. Тайлора , что анемизм – это исходная, элементарная форма религии, которая развилась затем в более сложные представления и действия. Проанализируйте, сохранились ли анимистические представления в современном мире, можно ли увидеть формы анимизма в современных религиях.
АНИМИЗМ (лат. anima, animus — душа, дух) — вера в личные нематериальные существа (души и духов), присутствующие в тех или иных предметах или явлениях; одна из архаических форм религии. Термин предложен английским антропологом Э. Тайлором (1832-1917).
Согласно теории Тайлора,анимистические верования развивались в двух направлениях.
Первое направление было результатом размышлений древнего человека над феноменами сновидений, болезни, смерти, а также рождалось из переживаний транса после приема галлюциногенов. Таким образом, у первобытных людей складывались представления о душе, находящейся в теле человека и покидающей его (на время или навсегда). В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти, о переселении душ в новые тела, о загробной жизни и т.п.
Второе направление развития анимистических верований восходит к присущему первобытным людям стремлению олицетворять и одухотворять явления окружающего мира. Человек архаической культуры рассматривал все предметы и явления объективной действительности как нечто себе подобное, наделял их желаниями, волей, эмоциями и т.п. Так возникла вера в отдельно существующих духов сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем — и в монотеизм.
Согласно Э. Тайлору, «АНИМИЗМ есть минимум определения религии». Позднее многие религиоведы использовали эту формулу в своих концепциях.
Однако теория Тайлора имеет и слабые стороны. Так, этнографические данные свидетельствуют, что религиозные верования архаических культур не всегда включают в себя анимистические представления (такие верования названы преанимистическими).
В то же время общепризнанно, что АНИМИЗМ является важной составной частью большинства религий мира.
С ослаблением материалистических взглядов в среде образованных людей все больший интерес вызывают древние идеи и обычаи, непонятные, оккультные явления, исцеления. Вот почему начинают пользоваться их доверием всякого рода народные целители, колдуны, маги, экстрасенсы и телепаты, широко использующие в своей практике анимистские представления о мире. И если вспомнить, что анимистическое мировоззрение легло в основу мифов, необычных обрядов и поверий многих народов, включая христианские, то можно с уверенностью сказать, что наблюдаемая тенденция отнюдь не безобидна. Во всяком случае, в Америке для многих уже не странно видеть человека в современном автомобиле, с наклейкой на заднем стекле: «Я язычник и горжусь этим».
Раскройте суть теории эволюции религиозного сознания Дж. Фрэзера. Согласны ли вы с утверждением Фрезера, что магия есть «примитивная наука», результат неправильного применения разума. Проанализируйте, имеет ли магия место в современном сознании.
Самое важное из того, что создал Дж. Фрэзер, — предложенная им общая теория эволюции первобытного общества и первобытной религии В магии, исторически предшествовавшей, по мысли Дж. Фрэзера, религии, он видел результат неправильного употребления разума. Тем не менее магия предлагает первобытному человеку рациональные средства для того, чтобы объяснить мир и действовать в нем. Его подход индивидуалистический, он не связан с социальным контекстом изучаемых явлений и не предполагает структурное единство каждой данной культуры. Магия есть элементарный способ мышления, религия же имеет в виду сверхчеловеческое сознание и действие персонифицированных сил. Религия приходит на смену магии. С помощью религии человек познает самого себя, свою зависимость от богов, которым он поклоняется.
Фрэзер пришел к выводу, что магия и религия противоположны друг другу и что магия предшествует исторически религии. Магия была в понимании Фрэзера «примитивной наукой» — тем же, чем для Тайлора был анимизм в примитивном сознании: результатом неправильного употребления разума. Хотя и магия, и анимизм были попытками человека найти рациональные средства для того, чтобы объяснить мир и действовать в нем, Магия не является религией, она представляет собой элементарный способ мышления.(«это одновременно и ложная наука, и бесплодное искусство»)
Магия в современном сознании воспринимается как примитивное мировоззрение, свойственное в основном бесписьменным культурам, но роль её в современной жизни нисколько не меньше, чем в этих культурах. Формы проявления магии в современном обществе отличаются от магии бесписьменных культур, сама природа и суть магии нисколько не изменилась.
В Средние века, когда магия была под запретом, а тайные знания были доступны лишь избранным, с колдунами и ведьмами велась жестокая борьба. Сегодня, когда владеющих силой уже не сжигают на кострах, магические обряды и древние практики становятся более доступными.
Важное значение имеет психологический аспект: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний. Объясните, почему и как?
Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В марксистской литературе выделяется ряд функций религии(1.Мировоззренческая функция, Компенсаторная функция, Коммуникативная функция, Регулятивная функция, Интегрирующе-дезинтегрирующая функция ,Культуротранслирующая функция , Легитимирующе-разлегитимирующая), одна из этих функций(компенсаторная) дает ответ на этот вопрос.
Компенсаторная функция. Религия выполняет специальную функцию компенсатора: социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, в страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе в общине; фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога; смертный оказывается бессмертным; мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим. Важное значение имеет психологический аспект компенсаторной функции: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний.
Несмотря на то, что понятие «стресс» было введено только в 20 веке, как явление стресс, конечно же, существовал всегда, и на протяжении веков практически единственным утешением народа, его универсальным «антистрессовым» методом была именно молитва.
Молитва – возможность проговорить свою проблему вслух, услышать ее извне, проанализировать, поделиться с кем-то своими мыслями, переживаниями.
Имеются мнения, что религиозная вера предохраняет людей от заболеваний, связанных со стрессом.
Группа канадских психологов установила, что верующие справляются с решением задач лучше, чем атеисты. Это можно объяснить большим уровнем стресса у неверующих.
infopedia.su
ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
Религия ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
просмотров - 48
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
религия предлагает человеку определенное мировоззрение, ᴛ.ᴇ. целостную систему взглядов на человека, общество, природу.
1.
Мировоззренческая
религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в реальной жизни благодаря созданию особого комфортного психологического состояния в сознании, и путем создания особых отношений внутри общины.
2.
Компенсаторная
религия способствует развитию общения
- между верующими, - между верующими и Богом, ангелами, святыми и т.п., которые выступают в качестве посредников в общении верующих.
3.
Коммуникативная
религия управляет поведением людей с помощью идей, ценностей, обычаев, норм права, морали, образцов для подражания, поощрения и наказания.
4.
Регулятивная
религия в одном отношении объединяет индивидов, группы (когда они разделяют общее вероисповедание), в другом – разделяет (когда индивиды принадлежат к разным религиям).
5.
Интегрирующе -дезинтегрирующая
религия способствует развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
6.
Культуро-транслирующая
религия узаконивает общественные порядки, институты, отношения нормы, как должные или, наоборот, утверждает не неправомерность каких-то из них.
7.
Легитимирующе-разлегитимирующая
- «Фетишизм» от португальского слова fitico (магическая вещь).
Фетиш - любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие.
Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). В случае если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. В случае если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.
- Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определеннымвидом животныхилирастений.
Животные и растения, от которых зависела жизнь людей, становились объектом поклонения.
Сначала тотемных животных и растений употребляли в пищу.
Позднее члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошлиот предков,сочетавших в себепризнаки людейи ихтотема.
Появляютсязапреты (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах.
- Магия (греч. mageia — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий.
Магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества внешних факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия. (В рыболовстве магические приёмыпрактикуютсяпри промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней).
По методам воздействия магия делится на:
- контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие),
- инициальную(магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности),
- парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые попадают к носителю магической силы),
- имитативную (воздействие на подобие объекта).
По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовнуюи т. п.
- Анимизм(от лат. anima — душа) — вера в существование душ и духов.
Согласно Э. Тайлору, эти верования развивались в двух направлениях.
Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, каксон, видения, болезнь, смерть,а такжеиз переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, первобытный человек вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире.
Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворениюокружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметыобъективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.
Отголоски ранних форм религиозных верований сохраняются и в современном мире.
Вера вамулеты, талисманы, священные реликвииявляется не чем иным, как пережитком первобытногофетишизма.
Отголоски тотемизма можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, запретах на изображенияживотных.
Магическиеверования и ритуалы легли в основу культовой практикирелигий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверии:вера в порчу, в гадания, заговоры.
На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. По этой причине ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, не совсем корректно.
Можно лишь отметить, что
тотемизм больше распространен среди аборигенов Австралии,
магия и шаманизм доминировали среди народов Сибири и Дальнего Востока,
фетишизм больше характерен для народов Африки
Семинар.
Проблемы сущности, структуры и типологии религии.
План.
1. Понятие и структура религии
2. Подходы к определению религии
3. Основные классификации религий
4. Предпосылки религии
5. Первобытные формы религии: «фетишизм», тотемизм, магия, анимизм.
Доклады и рефераты.
1. Марксистская концепция религии
2. Социологические концепции религии
3. Психологические концепции религии
4. Проблема происхождения религии
5. Этапы эволюции религии
Вопросы для самоконтроля.
1. Как исторически изменяется значение термина религия?
2. Какие концепции религии выделяют в религиоведении?
3. Как принято понимать религия в теологии?
4. Что является источником религии в марксистской философии?
5. Возможно ли исчезновение религии с точки зрения Маркса?
6. Какую функцию выполняет религия в обществе по М. Веберу?
7. Что такое религия по Э. Дюркгейму?
8. Какую главную функцию выполняет религия в обществе?
9. Из чего выводится религия в психологических концепциях?
10. Какую функцию выполняет религия по У. Джеймсу?
11. Чем первобытное мышление отличается от мышления современного человека по Л. Леви-Брюлю?
12. Какую функцию выполняет религия согласно З. Фрейда?
13. Из-за чего возникает религия по З. Фрейду?
14. Может ли религия исчезнуть по З. Фрейду?
15. В каких ситуациях человек прибегает к магическим обрядам?
16. Что достигается в результате проведения магических действий?
17. Чем религия отличается от магии?
18. Назовите основные элементы религии (её структуру)?
19. Какие уровни выделяют в религиозном сознании?
20. Назовите предметы и средства культовой деятельности.
21. Назовите основные типы религиозных организаций.
22. Чем церковь отличается от секты?
23. Какие типы религий выделяют в религиоведении?
24. Почему ряд религий называют мировыми?
25. Охарактеризуйте теорию «прамонотеизма».
26. Как рассматривается проблема происхождения религии в современном религиоведении?
27. Охарактеризуйте антропологические основания религии.
28. Охарактеризуйте функции религии в обществе.
29. Охарактеризуйте первобытные формы религии.
30. В каких случаях человек прибегает к магическим действиям?
31. Полностью ли исчезли первобытные верования в современном обществе?
Литература.
Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: «Высш. школа», 1988. – 416 с. (С.4-17).
Малерб М. Религии человечества. – М.: «Рудомино» – СПб.: «Университетская книга», 1997. – 609 с. (С.532-560).
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. – М., 1998. – 432 с. (С.174-231).
Музафарова Н.И. История религий. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. (С.6-56).
Основы религиоведения: Учеб. / Под ред И.Н. Яблокова. – 2-е изд. – М.: Высш.шк., 1998. – 480 с. (С.14-75).
Религии мира. – Минск: «Белфакс», 1994. – 464 с. (С.10-21).
Рогалевич Н. Религиоведение. Экспресс-курс. – Мн.: Новое знание, 2003. – 207 с. (С.21-44).
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: «Политиздат», 1986. – 576 с. (С. 9-20).
Читайте также
- Первобытные верования
Неолитическая цивилизация
Лекция 13. Традиционная культура первобытности
Первый образ коллективной жизни первобытного общества называют первобытной или архаичной, или догосударственной, или дописьменной культурой. Выделяют три этапа в развитии первобытного... [читать подробенее]
- Первобытные верования
Неолитическая цивилизация
Лекция 13. Традиционная культура первобытности
Первый образ коллективной жизни первобытного общества называют первобытной или архаичной, или догосударственной, или дописьменной культурой. Выделяют три этапа в развитии первобытного... [читать подробенее]
- Первобытные верования и их реликты в современных религиях.
Образованию религии предшествовало формирование верований и ритуалов в рамках мифологии.
Тотемизм – вера в родственную связь между племенем и определенным животным, растением или явлением природы. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю,... [читать подробенее]
- ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
религия предлагает человеку определенное мировоззрение, т.е. целостную систему взглядов на человека, общество, природу.
1.
Мировоззренческая
... [читать подробенее]
oplib.ru
ЛЕКЦИЯ № 5. Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении этносов и государств. История и теория религий: конспект лекций
1. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм
Для мифолого-религиозной сферы первобытного мира были характерны пестрота и дробность: необозримое множество племенных верований и культов, открытых взаимовлиянию, а потому диффузных, поверхностно изменчивых, стихийных, непритязательных. Их общим источником был всеобщий культ Богини-Матери (в тех или иных вариациях: Мать-Земля, Мать-Природа, Мать-Прародительница всего сущего; ср.: Мать Сыра Земля в славянском фольклоре). В основе культа Богини-Матери лежит обожествление природы.
Вместе с тем первобытная религия не сводится к поклонению природным силам. По мнению ряда исследователей архаических социумов, историков религии и культуры уже в первобытной древности возникают представления о главном, первом боге в пантеоне богов, а затем о высшем и, наконец, едином высшем Боге – Едином Духе, Высшем Благом Существе, Творце – т. е. представления, характерные для теистических религий. Теизм (греч. theos – Бог) – религиозное мировоззрение, понимающее Бога как бесконечную Божественную личность, которая свободно создала мир, пребывает вне мира и продолжает действовать в мире.
Признание потусторонности (трансцендентности) Бога отличает теизм от пантеизма, отождествляющего Бога и природу. В отличие от деизма (религиозной философии эпохи Просвещения), согласно которому, Бог, сотворив мир, не вмешивается в течение его событий, теизм признает продолжающуюся активность Бога. К строго теистическим религиям относятся три генетически связанных вероисповедания: иудаизм, христианство и ислам). Более того, по мнению известного православного богослова Л. В. Меня, теистические представления – это подлинные истоки религии: «Мистическая интуиция, приводящая душу в трепет перед непостижимым и таинственным Началом, – основа всякой „естественной“ религии и, разумеется, первобытной».
Нетеистические верования и обряды первобытной древности иногда называют предрелигией, потому что в них еще не было тех высоких и одухотворяющих идей, которые составляют главную притягательную силу теистических религий, – о бессмертном надприродном созидающем начале (Боге, Абсолюте), о высшем, выходящем за пределы мира, смысле бытия, о «радости мистического богообщения» (А. Мень). «В отличие от теизма, ставящего над природой трансцендентную личность Бога, язычество есть религия самодовлеющего космоса. Все специфически человеческое, все социальное, личностное или „духовное“ для язычества в принципе приравнено к природе и составляет лишь ее магическую эманацию» (Аверинцев).
Обожествление природы, характерное для первобытной поры, проявлялось в множестве частных, отдельных, во многом хаотичных верований, культов, обрядов, поклонений, заговоров.
В истории религий и в культурологии различают несколько основных классов, или типов таких религиозных форм: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, древний пантеизм. Однако это не стадии, не исторические этапы в развитии религии. Возникнув в первобытно-общинном мире, они могли сосуществовать в религиозных представлениях одного племени (например, анимизм и тотемизм) и с теми или иными изменениями передавались в течение тысячелетий из рода в род. Политеистические и пантеистические религии исповедуются во многих странах современного мира.
Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – это вера в существование душ и духов. Первобытный человек одушевлял весь окружающий мир. Реки и камни, растения и животные, солнце и ветер, прялка и нож, сон и болезнь, доля и недоля, жизнь и смерть – все имело душу, волю, способность действовать, вредить или помогать человеку. Согласно первобытным представлениям, духи обитали в невидимом потустороннем мире, но проникали в видимый мир людей. Поклонения и магия должны были помочь людям так или иначе ладить с духами – умилостивить их или перехитрить. Элементы анимизма имеются в любой религии.
Тотемизм – это вера племени в свое родство с растением или животным (реже – с явлением природы или предметом). На языке индейского племени одживбеев слово «тотем» означает «его род». Тотем мыслился как реальный предок, племя носило его имя, поклонялось ему (если тотемическое животное или растение существовали реально) или его воображение.
Фетишизм (от франц. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов (например, перо тотемной птицы или сгоревший в грозу дуб, или клык убитого на охоте тигра и т. п.), обладающих, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетиши (священные предметы) сопровождали всю жизнь первобытного человека. Элементы фетишизма есть во всех религиях, в том числе в современных, например, поклонение кресту, мощам, иконам (в христианстве), Черному камню в Мекке (у мусульман).
В явлении шаманизма иногда видят развитие индивидуального начала в религиозной практике древних. Из коллектива соплеменников выделяется человек с «особой мистической и оккультной одаренностью», который в экстазе транса становился ясновидцем и медиумом (от лат. medius – средний), посредником между духами и людьми (Мень, 1991, 36–39). Шаманы – это первые профессионалы религии.
В племенную эпоху складывались и многие политеистические религии. Обычная для политеизма иерархия богов с признанием высших и менее значительных богов способствовала в ряде традиций развитию монотеистических представлений и вела к монотеизму и атеизму.
Любые формы веры в сверхъестественное, независимо от того, связана ли вера с культовой практикой (обряд, колдовство, литургия) или иной деятельностью (научение колдовству или заговору, перевод Св. Писания, размышление о Боге, о мире), объединяет именно вера в сверхъестественное.
Все проявления веры в сверхъестественное можно назвать фидеистическим отношением к миру, или фидеизмом (от лат. fides – вера). Это самое широкое и общее обозначение для всего, что связано с мифолого-религиозным сознанием любой исторической эпохи.
Первобытные верования представляются современному человеку такими же избыточно подробными, громоздкими, рассыпающимися на сотни мелких магических приемов и поверий, не объединенных общей идеей, безразличных к вопросам о смысле и цели всего происходящего. В «смутном пандемонизме» (В. С. Соловьев) первобытного язычества преобладали страх и вынужденное почтение к высшим силам, далекие от той любви к Богу, которая в теистических религиях придает вере человека глубоко личное и эмоционально насыщенное звучание. Древнейшие бесписьменные религии очень практичны, утилитарны: они учат действовать, примеряясь к мироустройству, и выживать любой ценой, используя и природные, и сверхприродные силы.