Первобытно общинный строй на территории азербайджана. Искусство оставаться в живых.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытно общинный строй на территории азербайджана


Первобытно-общинный строй на территории Армении

Родительская категория: Армения Категория: История Армении Просмотров: 66

§1. Армянское нагорье

Между Чёрным и Каспийским морями, южнее Большого Кавказского хребта, простирается высокогорное плато, которое географически называется Армянским нагорьем. Армянское нагорье является исторической родиной армян. Здесь образовался, создавал свою богатую самобытную культуру, продолжает жить и созидать армянский народ.

Армянское нагорье граничит: с востока с Иранским плато, с запада с Анатолийским плато, с севера с долиной реки Куры, с юга с северной Месопотамией. Средняя высота Армянского нагорья от уровня моря 1500—1800 метров. Относительно к прилегающим более низким Анатолийскому и Иранскому плато Армянское нагорье является как бы «горным островом». Отсюда берут своё начало 5 самых больших рек Ближнего Востока.

Река Евфрат берёт начало от отрогов Северного Тавра, протекает с севера на запад, потом, делая большую петлю, поворачивает на юг, а затем на юго-восток. Часть верхнего течения Евфрата является как бы западной границей Армянского нагорья. Крупнейший приток Евфрата — река Арацани берёт начало в центральной части Армянского нагорья и, протекая с востока на запад, сливается с Евфратом.

Река Тигр берёт начало с юго-западных отрогов Армянского Тавра, протекает по Армянскому нагорью с запада на восток, вбирает в себя несколько притоков и поворачивает на юг к Персидскому заливу.

Река Чорох берёт начало с Восточно-Понтийских гор, протекает по территории Армянского нагорья и, повернув на север, впадает в Чёрное море.

Истоки реки Куры находятся в горах Северного Тавра. Протекая на север, Кура резко поворачивает на восток, юго-восток и впадает в Каспийское море. Большая часть берегов Куры является северо-восточной границей Армянского нагорья.

Рекой, имевшей большое значение в жизни и исторической судьбе армянского народа, является река Аракс, которую в народе с любовью называли «Майр (мать) Аракс». Беря начало с живописных гор Бюракн (Бин-Гел), Аракс протекает по центральной части Армянского нагорья с запада на восток, делая множество поворотов, и до впадения в Каспийское море сливается с Курой. Наиболее крупными притоками реки Аракс являются реки Ахурян, Раздан и Воротан.

Армянское нагорье богато также озёрами, наиболее крупными из которых являются озёра Урмиа, Ван и Севан.

Не случайно Армению называют «страной гор». Вся территория Армянского нагорья представляет собой множество горных хребтов и отдельно стоящих вершин. В северной и северно-восточной части раскинуты отроги Малого Кавказского хребта, образующие отдельные горные системы: хребты Гугарац, Зангезура, Арцаха, Базума, Гегама и др.

Северо-западной границей Армянского нагорья является Восточно-Понтийский хребет. По юго-западной границе Армении тянется горная система Армянского Тавра, являющийся водораспределителем для рек Евфрат, Кура и Аракс. В южной части Армянского нагорья расположен Котурский хребет, который почти по прямой линии тянется с севера на юг между озерами Ван и Урмия.

В самом центре Армянского нагорья возвышается гора Арарат, на вершине которой, согласно библейской легенде, остановился Ноев Ковчег. Арарат является самой высокой точкой Ближнего Востока. Вершина Большого Арарата возвышается на 5165 метров над уровнем моря и покрыта вечными снегами. Благодаря многочисленным ручьям, берущим начало от вечных снегов, склоны горы имели богатую флору и фауну. Здесь встречались дикие виды многих ныне культивируемых злаков, водились онагры, муфлоны, барсы и другие звери. От горы Арарат по центральной части Армянского нагорья, как бы деля её на северную и южную части, с востока на запад тянется горный хребет Армянский Пар.

Особняком стоят некоторые крупные вершины, такие как Сипан (высота 4443 м), Арагац (высота 4095 м), и единственный действующий вулкан в регионе гора Немрут.

Армянское нагорье богато природными ископаемыми. Ещё издревле обрабатывались золотые рудники Спера и Содка, серебряные рудники Малой Армении, солерудники Кохба, Кагзвана, Нахичевана. Кроме того, территория Армянского нагорья богата железной рудой и цветными металлами, залежами угля, многообразием строительных камней.

Климат Армянского нагорья континентальный, сухой. Летом очень жарко, зимой холодно. Природные леса встречаются только в северных и северо-восточных областях. Очень распространены разного рода плодоносные кустарники, встречается множество лекарственных растений.

§2. Каменный век на территории Армянского нагорья

Согласно имеющимся на сегодня археологическим данным, Армянское нагорье было заселено первобытным человеком примерно 1 млн. лет назад. Это были первобытные собиратели и охотники, которые жили небольшими группами в 20—30 человек, использовали примитивные орудия труда из камня и дерева. Из обсидиана (тёмный стеклообразный вулканический камень), которым богато Армянское нагорье, изготовлялись каменные рубила, наконечники копий, лезвия ножей и другие орудия. Основным занятием первобытных людей были охота и собирательство.

Примерно 100 тыс. лет назад, когда произошло резкое похолодание и начался Ледниковый период, флора и фауна Армянского нагорья резко изменились. Хотя Большой Ледник не дошёл до Кавказа, на Армянском нагорье имело место локальное оледенение. Ледниками были покрыты горные массивы и высокогорья. Лишь речные ущелья и более низменные долины оставались свободными ото льда. В этих суровых условиях сумели выжить те группы первобытных людей, которые смогли приспособиться к новым условиям жизни. Использования огня, одежды и обуви началось именно в этот период. С помощью огня первобытный человек отнял у диких животных пещеры, которые стали первым жильём человека. На территории Республики Армения открыты и исследованы древние пещерные стоянки первобытного человека, наиболее известная из которых пещера Сатани Дар.

Ввиду отсутствия богатой растительности собирательство потеряло ведущую роль и основным видом занятий в этот период стала охота на крупного зверя — мамонта, быка, носорога, медведя, оленя и пр.

Примерно 10 тыс. лет назад, после завершения ледникового периода, на Армянском нагорье начался новокаменный век, когда климат Земли приобрёл современное состояние, появились благоприятные условия для развития жизни. Из гибких растений человек начал изготовлять лук и стрелы, плести корзины, лепить посуду из глины. Люди всё ещё продолжали пользоваться каменными орудиями, но эти орудия делались уже более совершенные и многообразные. Каменным топором могли уже изготовлять лодки и телеги, строили дома из дерева. К концу новокаменного века были одомашнены собака, овца, коза, корова. Быков начали использовать как тягловую силу. Мотыги с каменными наконечниками позволяли возделывать небольшие участки земли под пашню и огороды. Было открыто прядение из растительных волокон и шерсти животных. Был открыт гончарный круг, и глиняная посуда становилась более совершенной и изящной.

§3. Энеолит, Бронзовый и Железный века на Армянском нагорье

За многотысячный путь социально-экономического развития, пройдя все этапы Палеолита и Неолита, к концу IV тысячелетия до н. э. население Армянского нагорья достигло стадии разложения первобытно-общинного строя. В III—II тысячелетии на Армянском нагорье уже существовал Бронзовый век. Бронзовые орудия труда вытеснили каменные орудия и значительно ускорили процесс развития общества. Вместо мотыг с каменными наконечниками люди научились применять соху с бронзовым наконечником. Это значительно расширило ареал земледелия и увеличило количество получаемых продуктов питания. С одомашнивания  лошади завершается процесс одомашнивания животных. Хорошо обследованы поселения Бронзового века в Ванадзоре и в Лчашене. Многие находки из этих поселений выставлены в Государственном музее истории Армении.

 В наиболее удобных областях для ведения осёдлого производящего хозяйства, начинают возникать укрепленные городские  поселения. Дальнейшее развитие получают земледелие и скотоводство. Обычным явлением становятся межплеменные войны для захвата плодородных территорий, запасов продуктов и стад. Родственные племена объединяются в племенные союзы для защиты своих территорий и материальных благ от притязаний соседей.

С середины II тысячелетия до н. э. на Армянском нагорье начинается изготовление железных орудий. Месторождения железной руды на Армянском нагорье и в восточных областях Малой Азии местами лежат прямо на поверхности земли, и добыча железной руды особой трудности здесь не представляла. Распространённость и доступность месторождений способствовали значительно раннему, чем в других областях земного шара, вырабатыванию навыков обработки, изготовления и использования железных орудий труда.

Об этом свидетельствует исследование, относящееся к середине II тысячелетия Мецаморского поселения близ Эчмиадзина. Небольшой холм, владычествующий над ближайшей равной, являлся центром укрепленного поселения. Осёдлое население здесь проживало несколько поколений подряд, занималось как земледелием, так и ремеслами. Остатки плавильных печей, отходы железной руды и наличие железных изделий не оставляют сомнений, что железные орудия уже использовались в быту. Наличие изделий из стран Месопотамии свидетельствуют о широких торговых связях древних цивилизаций.

Уже к началу I тысячелетия до н. э. на всей территории Армянского нагорья распространяется Железный век.

А.Э.Хачикян.

История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009

armeniansite.ru

История Азербайджана - 6

§ 1. АЗЕРБАЙДЖАН - ДРЕВНЯЯ СТРАНА

Азербайджан является одним из древнейших в мире мест поселения людей. Первые человеческие стада (ранние общины) появились в Азербайджане 1,5 миллиона лет назад. Учеными были обнаружены стоянки древних людей в Азербайджане на территориях Гарабагского, Газахского, Нахчыванского, Лерикского районов. В этих стоянках были найдены принадлежавшие древним людям каменные орудия труда, оружие, а также кости различных животных, на которых охотился первобытный человек.

Благодаря богатым природным условиям Азербайджана, уже в глубокой древности первобытные люди селились здесь у берегов рек, озер, в горных пещерах. Эти места отличались обилием источников пресной воды, богатством растительного и животного мира. Природные пещеры укрывали и защищали первобытных людей от холода, ветра, дождя. Со временем они научились лучше производить необходимые в быту работы. Изменился и облик первобытного человека, с течением времени сформировался тип современного человека. Таким образом, на территории Азербайджана образовался первобытнообщинный строй. Позже первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим, и далее — феодальным строем. Приступая к изучению истории Азербайджана, вы вначале ознакомитесь с первобытнообщинным строем, на основе материальных и письменных источников проследите за стадиями его развития.

Древняя история Азербайджана написана на основе археологических и письменных источников. Без знания времени исторических событий невозможно создать последовательное представление об истории страны. Вспомогательная дисциплина, изучающая последовательность исторических событий, называется хронологией.

Хронология — греческое слово. «Хронос» означает «время», а «логос» — «наука», «учение».

Летосчисление истории ведется от определенной исходной — начальной даты. Эта начальная дата может быть связана как с реальными, так и легендарными историческими событиями. Такая начальная дата называется эрой. Отсчет времени от этой начальной даты имеет отношение как к древности, так и к настоящему времени. Когда речь идет о событиях, происходивших до этой начальной даты, употребляются слова «до нашей эры» или «до Рождества».

ederslik.edu.az

ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА - Азербайджан - Каталог статей

ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА

Азербайджан — один древнейших очагов человеческой цивилизации, — это этническая территория и историческая Родина азербайджанцев, изначально являющихся исконным населением этой страны. На севере, вдоль главного Кавказского хребта, проходит граница Азербайджана с Россией. С востока он омывается Каспийским морем, а на северо-западе и юго-западе соответственно соседствует с Грузией и Арменией. Большая часть территории Азербайджана представляет собой обширную равнину, окаймленную горными цепями, постепенно переходящими в низменность. Расположение Азербайджана в климатическом поясе, представленном 9 из 11 климатических зон земного шара от субтропиков до альпийских лугов, наличие плодородных земель, многих полезных ископаемых, богатый и разнообразный растительный и животный мир — все это благоприятствовало развитию хозяйства, общественной и культурной жизни. Жители древней азербайджанской земли в упорной борьбе за существование постепенно перешли к родовому строю, образовали племена, а затем государства и, наконец, сформировались в народность и самостоятельную нацию.

Азербайджан — один из районов древнейшего расселения человека. Раскопками в знаменитой Азыхской пещере неподалеку от города Физули в 1968 году азербайджанскими археологами была обнаружена одна из самых древних на территории Евразии стоянка человека эпохи палеолита (каменный век). Здесь, в ашельском слое, рядом с орудиями труда и останками крупных млекопитающих, обнаружен фрагмент челюсти ископаемого человека — азыхантропа. Исследованием культурных напластований Азыхской пещеры удалось проследить последовательность эпох нижнего (дошельской, шелльской, ашельской) и среднего (мустьерской) палеолита. В наиболее глубоко расположенных слоях Азыхской пещеры найдены самые примитивные орудия труда, изготовленные из гальки, в том числе очень крупные (гигантолиты), ручные рубила, грубые проколки, остроконечники, примитивные скребла и другие изделия из камня, которые использовались азыхантропом при охоте на диких животных. В ранний и средний периоды палеолита на территории Азербайджана люди жили небольшими группами, являвшимися древнейшей формой общественной организации, основу которой составлял коллективный труд. Основным их занятием была охота, а также собирание съедобных ягод, плодов, корней. Азыхантропы охотились в основном на пещерного медведя, благородного оленя, гигантского оленя, а также на носорогов, лошадей, бизонов и других диких животных.

В эпоху среднего палеолита в Азербайджане, по всей вероятности, уже сложился родовой строй. Следующий этап древнейшей истории человечества — верхний палеолит — в Азербайджане представлен находками в пещерах Таглар, Дамджылы, Ятаг-ери. В них археологи обнаружили ножевидные пластины, а также скребки, проколки, отщепы, резцы, микролитические пластины, сделанные из кремня, базальта, обсидиана и доломита. Верхнепалеолитические люди (от 40 до 12-10 тысяч лет назад) на территории Азербайджана жили в пещерах. Они устраивали свои жилища вдоль речных долин, в местах, удобных для охоты. При раскопках в верхних слоях пещер Таглар и Дамджылы были обнаружены кости кавказского оленя, горных козлов, джейрана и других диких животных. В охоте участвовали большие группы охотников, в основном мужчины. Они же изготовляли орудия труда и оружие. Более высокого уровня достигло и собирательство. К началу Х тысячелетия до нашей эры на смену древнему каменному веку в Азербайджане приходит мезолит — средний каменный век — период появления лука и стрел. Будучи одним из первых механизмов, изобретенных человеком, лук и стрелы способствовали постепенному переходу от хозяйства, присваивающего готовые продукты природы к производящему готовые продукты природы. В эпоху мезолита в Азербайджане появляются миниатюрные каменные орудия — микролиты, развивается вкладышевая техника и изготовляются составные орудия. Появляются зачатки культивирования злаков и одомашнизации животных.

Мезолит продолжался до VIII тысячелетия до нашей эры, а потом на смену ему пришел неолит — новый каменный век (VII-VI тысячелетие до нашей эры).

Памятники неолита на территории Азербайджана обнаружены в гроте Дамджылы, Гобустане, Кюльтепе близ Нахичевани, у горы Килликдаг около Гянджы, Гянджачайской долине (в районе Ханлара). В неолите люди уже начали изготовлять и обжигать разнообразную по форме и назначению глиняную посуду, которая играла большую роль в их быту, облегчая приготовление пищи и хранение продуктов. Такая посуда обнаружена в Яныктепе около Тебриза, в Фирузтепе около села Гасанлы на юго-западном берегу озера Урмия (Резайе), в Ханларе и Гобустане. Еще в раннем периоде неолита возникают примитивное земледелие и скотоводство. Археологические материалы убедительно говорят о том, что в эпоху позднего неолита развивается земледельческо-скотоводческое хозяйство. В самом конце III — начале II тысячелетия до нашей эры в наиболее развитых областях Азербайджана складываются основные предпосылки для зарождения первых классовых обществ, раннегородской цивилизации и ранних государственных образований. О распаде первобытнообщинного строя и переходе к раннеклассовым отношениям в отдельных областях Азербайджана уже в конце II тысячелетия до нашей эры свидетельствуют не только резкое имущественное и социальное неравенство, но и появление, в частности, в Приурмийском районе, мелких политических образований. Наиболее крупным из них было Замуа, возникшее в начале I тысячелетия до нашей эры. Не меньшее значение имели владение Никдиары (Мекдиары) и царство Аллабрия, рядом с которым часто упоминается страна Каралла. Здесь же было расположено государство Гильзан, куда ассирийцы часто совершали походы. Гильзанцы сумели длительное время сохранять независимость. Только когда им непосредственно угрожало ассирийское нашествие, они бывали вынуждены выплачивать ниневийским владыкам дань. Приблизительно в конце IX века до нашей эры Гильзан был поглощен урартами. Существовала также страна Мес(с)и, которую населяли воинственные племена, занимавшиеся коневодством, верблюдоводством и разводившие крупный и мелкий рогатый скот. Следует также упомянуть страны Андию и Зикерту.

На территории Южного Азербайджана и смежных с ним территорий существовали царства: Нинни с центром — укрепленным городом Ариду; Шурдира, где правил Артасару; Харруна, Симеси, Ульманиа, Адау, Хармаса, Сангибути, Пулуади и другие. Многие из них ассирийцы обложили данью еще в начале IX века до нашей эры, во времена Ашшурнасирапала II. Здесь обитали также различные племена: теурлайцы, сунбийцы, кумурдийцы, далийцы и другие. Уже со второй половины IX века до нашей эры в Приурмийском районе вырисовываются контуры Маннейского царства. В ряде южно-азербайджанских областей ведущей отраслью хозяйства в то время было земледелие, причем ирригационное, а в других население преимущественно занималось скотоводством. В областях Приурмийского бассейна важную роль играло также коневодство. Здесь были проложены каналы, возделывались богатые нивы, успешно развивалось ремесленное производство, и складывалась самобытная культура.Ассирийские и урартийские источники начала I тысячелетия до нашей эры сообщают о многочисленных поселениях, городах, "царских городах" — столицах с мощными крепостями, оборонительными стенами, цитаделью, дворцами и т.д.

Общества Замуа, Аллабрии, Гильзана, судя по летописям ассирийских царей и археологическим материалам, уже в IX веке до нашей эры были классовыми. Во главе их стояли "цари", у них были свои столицы. О социальном и имущественном расслоении, существовавшем в то время, говорят марликские, хасанлунские, калуразские и другие погребения.

Богатые сырьевые ресурсы, развитое сельское хозяйство и ремесло способствовали расширению торговли не только между отдельными областями, но и сопредельными странами. Через территорию Азербайджана еще в глубокой древности проходили международные торговые пути, связывавшие этот край с западными и восточными странами. Данные материальной культуры — различные изображения на керамике, металлические изделия с мифологическими и эпическими сюжетами, печати и другие предметы свидетельствуют о богатой культуре и духовном мире насельников этого края.

Цивилизация, относящаяся к периоду возникновения на территории Азербайджана раннеклассовых обществ, была создана местными племенами — кутиями, луллубеями, хурритами, маннеями, быть может, частично касситами и другими. О языковой принадлежности этих племен, за исключением хурритов, известно очень мало. Некоторые ученые связывают хурритский язык, который родственен урартскому, с северо-восточнокавказским языками. Не исключено, что к этой семье языков относился и кутийский.

В южных районах Азербайджана и на смежных территориях до начала I тысячелетия до нашей эры, а иногда и несколько позднее, местные этносы были доминирующей этнокультурной, экономической и политической силой. На рубеже II и I тысячелетий до нашей эры или в самом начале I тысячелетия в областях Южного Азербайджана появляются новые племена — носители иранских диалектов.

Северные области Азербайджана в это время, судя по памятникам материальной культуры, мало чем отличались от большинства южно-азербайджанских племенных объединений по уровню хозяйственного и культурного развития. Во всяком случае, в начале I тысячелетия до нашей эры значительное большинство племен северных районов Азербайджана жило уже в условиях последней стадии доклассового общества и перехода к раннеклассовому обществу. Однако в целом уровень социального развития северо-азербайджанских обществ был несколько ниже, чем у южно-азербайджанских — здесь еще не было государственных образований.

Опасность вторжений со стороны грозных соседей, в первую очередь ассирийцев, способствовала объединению племен Приурмийского района. Уже со второй половины IX века до нашей эры начинает складываться Маннейское царство, явившееся первым крупным государственным образованием на территории Азербайджана. Население Манны было по преимуществу оседлым. Столицей Маннейского царства долгое время являлся город-крепость Изирту (Зирта). В Манне шел процесс этнической консолидации: маннейские цари заботились не только о том, чтобы отвоевать захваченные земли, но и об объединении рассеянных по различным областям маннеев в едином государстве.

К 20-м годам IX века до нашей эры страна Маннея уже занимала значительную территорию Приурмийского района. Власть царя была достаточно сильна, хотя ограничивалась различными органами родового общества. В Манне существовала влиятельная аристократия — родовая, военная и служивая знать; здесь уже обнаружились глубокие социальные противоречия, шла борьба как внутри самого господствующего класса, так и между правящей верхушкой и широкими слоями населения. Становление и укрепление Маннейского государства проходило в условиях ожесточенной борьбы с непрекращавшимися набегами ассирийских царей и соседнего Урарту.

Упорная борьба за обладание Приурмийским районом между двумя сильными государствами — Ассирией и Урарту разгорелась в конце IX — начале VIII века до нашей эры. При урартском царе Менуа и его сыне Аргишти I, на территории Манны и в смежных областях Южного Азербайджана урарты построили многочисленные крепости. Однако, несмотря на значительный урон, понесенный в результате войн с Урарту, Манна продолжала бороться. Воспользовавшись борьбой, завязавшейся между Ассирией и Урарту в 40-30 годах VIII века до нашей эры, Манна даже расширила свою территорию.

В первые столетия I тысячелетия до нашей эры важную роль в жизни региона начинают играть вышедшие из южнорусских степей ираноязычные племена, вторгшиеся сюда, вероятно, на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры. Значительно расширила свои владения Манна в период правления царя Ахшери (он управлял страной до 50-х годов VII века до нашей эры). С маннейским царем в то время считались и урарты, и ассирийцы. Однако процветание Манны длилось недолго. Около 660 года до нашей эры ассирийцы нанесли маннеям тяжелое поражение. Неудачная война обострила и без того напряженное положение в стране. Вспыхнуло восстание, которое закончилось гибелью царя Ахшери. Сменивший его на престоле Уалли перешел на сторону ассирийцев, и маннеи с этого времени стали вместе с ассирийцами выступать против мидян. Последнее упоминание о маннеях в известной "Хронике Гэдда" относится к 616 году до нашей эры. Распространяя власть на захваченных территориях, они внедряли свой язык среди местного населения. Это сопровождалось изменениями в быту, военном деле, социальной структуре, политических институтах и религии аборигенов. Этот процесс особенно усиливается с завоеванием Манны мидянами. Мидийский племенной союз, судя по ассирийским письменным памятникам, начиная со второй половины IX века до нашей эры, располагался в основном за пределами южно-азербайджанских земель. Только незначительная часть его занимала области на восточных окраинах Южного Азербайджана.

В середине VI века до нашей эры Мидийская империя пала, и ее территории вошли в состав Ахеменидской державы. При Ахеменидах южные районы Азербайджана входили в так называемую Мидийскую сатрапию. Значение Мидии, ее культурного наследия в истории, в частности истории Азербайджана, огромно. Более чем двухвековое нахождение южно-азербайджанских земель в составе Мидийской сатрапии, широкое расселение здесь мидийских этнических групп ускорили процесс слияния местных племен с мидянами. В 30-е годы IV века до нашей эры Персидское государство Ахеменидов развалилось под ударами войск Александра Македонского, а некоторое время спустя и созданная им империя.

В 20-е годы того же IV века до нашей эры в Южном Азербайджане, занимавшем часть территории Мидийской сатрапии, ахеменидский сатрап Атропат создал самостоятельное государство — Атропатену. Страбон по этому поводу сообщает: "Мидия делится на две части. Одну называют Великой Мидией… Вторая часть — это Атропатийская Мидия; свое имя она получила от военачальника Атропата, который не допустил, чтобы эта страна, как часть Великой Мидии, также стала подвластна македонцам. Действительно, провозглашенный царем Атропат сделал по собственному решению эту страну независимой, и еще теперь наследование сохраняется в его семье, так как его потомки вступали в браки с армянскими и сирийскими царями, а позднее — с парфянскими… Это довольно значительная в смысле военной силы страна, так как она может… выставить 10.000 всадников и 40.000 пехотинцев…"

Итак, через три столетия после падения Маннейского государства в Азербайджане вновь появилось самостоятельное государство, охватывавшее почти всю территорию Южного Азербайджана. Его основатель Атропат был крупным государственным деятелем, сумевшим укрепить свои позиции и наладить союзнические и даннические отношения с крупнейшими племенными объединениями северных областей Азербайджана еще при владычестве Ахеменидов. Трезвый политик и дальновидный дипломат Атропат, понимая бесполезность военной борьбы с Александром Македонским, избрал путь переговоров, сближения с греко-македонянами. Он породнился с одним из ближайших соратников македонского царя — Пердиккой, выдав за него свою дочь. Он же выдал Александру Македонскому мидянина Бариакса, выступившего против греко-македонян с цель восстановления Ахеменидской державы.

В бурные времена, когда полководцы Александра Македонского боролись за власть, и в последующем, в период селевкидского владычества, Атропат сумел сохранить самостоятельность своего государства. Столицей Атропатены вскоре стала Ганзака, вблизи современного Табриза. Это место считалось священным — здесь находился один из трех важнейших храмов огня, сохранявший и при Сасанидах значение династического культового центра.

Атропатена была страной с хорошо развитыми сельским хозяйством, ремеслами, городской жизнью и высокой по тем временам культурой. Становление и развитие Атропатены происходило в эпоху эллинизма. Образование самостоятельного государства способствовало развитию экономики, росту производительных сил страны, оживлению торговли и ремесел, строительству городов. В Атропатене наибольшее развитие получило храмовое землевладение. По сведениям античных авторов самые плодородные земли принадлежали жрецам-магам. Было развито рабовладение.

Очевидно, уже Атропату и его ближайшим преемникам пришлось вести упорную борьбу с "централизмом" одного из самых способных военачальников Александра Македонского — Селевка, завладевшего в последнее десятилетие IV века до нашей эры бывшими иранскими сатрапиями. В конце 20-х годов III века до нашей эры царь Атропатены Артабазан — видный полководец и государственный деятель — был вынужден признать верховную власть селевкидского царя Антиоха II. Однако, как свидетельствуют письменные источники, уже в 60-е годы II века до нашей эры, а может быть и раньше, Атропатена вновь ведет самостоятельную политику.

К середине II века до нашей эры на востоке появляется новая агрессивная сила — парфяне, которые еще до начала царствования Антиоха III захватили некоторые восточные области Великой Мидии. Примерно во второй половине II века до нашей эры парфяне укрепили свои позиции и в Атропатене, однако усиление их влияния не помешало Атропатенскому государству сохранить свой суверенитет. В конце II века до нашей эры в Атропатене был построен крупный город-крепость Фрааспа, ставший зимней столицей атропатенских монархов и игравший важную роль в военно-политических событиях конца I века до нашей эры.

К этому времени Атропатена настолько усиливается, что вторгшиеся сюда римские войска, возглавляемые полководцем Антонием, в битве при Арркасие потерпели поражение и вынуждены были отступить. Отношения Атропатены с соседями не всегда были ровными. Дружба, брачные связи между представителями царствующих домов и знати, традиционные культурно-экономические контакты с соседями нередко сменялись враждой. Так было, например, в конце III — начале II века до нашей эры, когда на армянском престоле утвердился Арташес I, связаный с Атропатеной. Особенно обострились отношения между двумя царствующими домами в I века до нашей эры Царь Армении Тигран II, несмотря на узы родства с атропатенским царским домом (дочь его была замужем за правителем Атропатены), захватил Атропатену. Однако зависимость эта длилась недолго. Уже в 30-х годах I века до нашей эры Атропатена вновь стала играть самостоятельную роль в политической жизни региона, а в конце I века до нашей эры атропатенские правители даже делают попытки укрепиться на армянском престоле. В 36 году до нашей эры один из последних Атропатидов — царь Артабазд — в союзе с парфянами захватил у римлян огромные трофеи, в частности, знамена одного из регионов легата Антония. В последние годы I века до нашей эры при нем же происходит отход от традиционной пропарфянской политики. В источниках имеются сведения, что причиной этого был разлад между парфянами и атропатенцами при дележе добычи, захваченной у римлян. Однако, по-видимому, здесь сыграли главную роль политические мотивы. Вероятно, Артабазд, с одной стороны, видя частые неудачи парфянской политики, а с другой стороны, боясь поглощения своего государства парфянами, решил сделать ставку на силу римского оружия. Однако Парфия была еще достаточно крепка, и в скором времени парфянам удалось захватить Атропатену. Но Артабазд остался верным союзником римлян — сначала Антония, а затем Августа. Артабазд даже породнился с Антонием, выдав свою дочь Иотапу за сына Антония и Клеопатры — Александра. Видную роль в истории Атропатены сыграло правление Артабана III, Аршакида по матери, который основал династию младших Аршакидов. При нем началась решительная борьба против всего греко-римского, а Атропатена становится центром авестийского зороастризма. Важную роль в этом сыграли мидийские жрецы-маги, служители культа Ахура Мазды, Аахиты и Митры. Они обладали в тот период колоссальной властью и огромными земельными наделами. Атропатена оставалась в составе Парфянской державы вплоть до начала III века нашей эры, когда власть в Иране перешла к Сасанидам.

Другим ранним значительным государственным образованием, возникшем в северной части Азербайджана явилось Албанское царство. Территория Кавказской Албании простиралась от Малого Кавказа и нижнего течения Куры и Аракса до северо-восточных отрогов Главного Кавказского хребта. Албаны, как пишет Страбон, жили "между иберами и Каспийским морем". По словам Птолемея Албания граничила на севере с частью Сарматии, на западе — с Иберией, — на юге с частью Армении. Хотя политические границы Албании не были стабильны и нередко менялись, но в общем можно считать, что территория этой страны в эллинистическую эпоху охватывала земли нынешнего Азербайджана и южные районы Дагестана.

Природные условия Албании отличались большим разнообразием. По данным античных авторов и археологических раскопок эта страна предстает перед нами как богатый, плодородный, густонаселенный край. О племенах, обитавших здесь, сообщают еще греко-римские авторы. Древние авторы, говоря об албанах, отмечают их красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это, как полагают антропологи, характерные черты древнейшего аборигенного населения — кавкасионского типа, широко представленного и ныне в горных районах Азербайджана, Дагестана и в других областях Кавказского перешейка. Древняя Албания была страной, довольно пестрой по своему этническому составу. По сообщениям античных авторов число албанских племен достигало двадцати шести. Среди них назывались утии, содии (цодэ, исадики), гардманы, возможно, айнианы, анариаки и другие. В этногенезе албанских племен какую-то роль, по-видимому, сыграли гелы, леги, сильвы (чилбы), лупении (лпины), дидуры (дидои) и другие племена, часть из которых, возможно, следует причислять к албанским этническим группам. Данные археологии и частично письменных источников говорят о том, что албанский племенной союз существовал уже во второй половине I тысячелетия до нашей эры.

На территории Албании обитали и племена неалбанского происхождения, оседавшие здесь в разное время. Среди них имелись и ираноязычные группы, особенно в северо-западных областях Албании — Сакасене и Камбисене, а также в Прикаспийской полосе, где в первые века нашей эры уже существовало так называемое Мазкутское царство. Данные археологических раскопок в целом показывают Албанию второй половины I тысячелетия до нашей эры и первых веков нашей эры как область с достаточно развитым оседло-земледельческим хозяйством, ремесленным производством и торговлей. Однако в отдельных районах Албании обитали и группы кочевого населения. Различного рода ирригационные сооружения, начиная от грандиозных, следы которых обнаружены в Муганской степи, и кончая простейшими в Мильской степи, в районе Шамхора и других местах, говорят об организованном, созидательном труде населения Албании второй половины I тысячелетия до нашей эры — первых веков нашей эры. На достаточно высоком уровне развития в Албании находились садоводство, огородничество, виноградарство и виноделие, а также возделывание технических культур. В источниках сохранились сведения о развитии коневодства, о рыболовстве у прикаспийских племен в античное время. Значительное место в хозяйстве насельников Албании занимало птицеводство.Хозяйственное освоение высокогорных районов Албании не только в целях развития скотоводства, но и металлургии имело место еще в эпоху бронзы. В античное время албаны добывали железо, медь, золото. Было положено начало добыче яшмы, агата, халцедона, аметиста и других полудрагоценных камней. Археологические материалы позволяют говорить о высоком уровне ремесленного производства у племен, населявших древнюю Албанию. При раскопках албанских поселений обнаружено много гончарных обжигательных печей различных форм и конструкций, огромное количество глиняной посуды традиционных форм: большие хозяйственные кувшины, небольшие кувшинчики, фляги, различные вазы, чаши, миски...

В Албании развивались различные формы прикладного искусства: резьбы по камню, кости, дереву, существовало производство стекла, ткачество... Кавказская Албания была тесно связана торговыми путями со многими странами древнего мира. Археологические данные говорят о тесных связях населения Албании с другими племенами Закавказья, Передней и Малой Азии, Сирией, Египтом, областями Эгейского моря, а также с Северным Кавказом, Предкавказьем, Поволжьем, областями Северного Причерноморья и Западной Европы. Все это стимулировало развитие городов и городской жизни. Древние авторы (Страбон, Плиний, Птолемей) называют более тридцати довольно крупных и известных городов и других поселений на территории исторической Албании. Остатки одного из них — известной античной Кабалаки (Кабала) сохранились до наших дней в Куткашенском районе Азербайджана близ селения Чухур-Кабала.

Античная Кабала, которую Плиний называет "городом, первенствующим в Албании", была крупным торгово-ремесленным, административным и культурным центром с развитым денежным обращением, высоким уровнем социально-экономической и культурной жизни. В I-V века Кабала являлась резиденцией албанских царей, а затем местом пребывания наместников сасанидских царей — Марзбанов. И только в VI веке, в связи со значительным усилением набегов племен с севера, она утрачивает роль столицы, оставаясь в то же время религиозным центром Албании и местом постоянного пребывания албанского епископата.

Письменные источники свидетельствуют о значительном имущественном и классовом рассеивании общества, о существовании в Албании эллинистической эпохи свободного населения, бедноты и знати, храмовых рабов и жрецов. Албаны имели свою монету и монетный двор, войско, царя. Во II-I века до нашей эры албаны столкнулись и с экспансией царей Армении, иногда временно отторгавших некоторые области Албании. В 60- годах I века до нашей эры албанам, как и другим насельникам Закавказья, пришлось бороться против агрессии Римской империи, Рима, направленный на захват новых земель. В 69 году до нашей эры легионы Лукулла вторглись в Армению. В числе союзников, пришедших на помощь армянскому царю Тиграну II,были и албаны. Однако, невзирая на большие силы, собранные антиримской коалицией, Тигран II был разбит. Помпей, сменивший Лукулла, лишил армянского царя завоеванных им ранее земель и объявил его "другом и союзником римского народа", то есть фактически — вассалом Рима.

Вскоре албанам пришлось защищать собственные земли от посягательства Помпея, направившего в 66 году до нашей эры свои войска в Албанию. Во главе албан стоял царь Оройс, решивший с сорокатысячным войском первым атаковать римлян. Однако албаны потерпели неудачу, и Оройс был вынужден просить римлян о мире. Неудачен был для албан и исход другой битвы — около реки Алазань в 65 году до нашей эры Передовыми отрядами войск командовал брат царя Косис, павший в сражении. Основные силы албан возглавлял сам царь. По сообщениям античным авторов, у албан было довольно значительное войск — 60.000 пехотинцев и 22.000 конницы. В сражениях с римлянами участвовали и албанские женщины, что, по-видимому, породило легенду о том, будто албаны призвали на помощь амазонок. Оройс на сей раз просил мира, послав Помпею письмо и подарки. Однако, несмотря на победу, Помпею не удалось полностью преодолеть сопротивление албан и пробиться к побережью Каспийского моря. Римляне так и не смогли включить Албанию в состав Римской империи в качестве ее провинции.

Важным событием в жизни Албании второй половины I века нашей эры стало установление в стране власти парфянской Аршакидской династии, которая правила с небольшим перерывом до начала VI века. Новый царствующий дом Аршакидов проводил гибкую политику, укрепляя внешние позиции Албании. По дошедшим до нас сообщениям древних авторов правителю Албании "выпала в наследство Алванская равнина с ее горной частью, начиная о реки Ерахса (Аракса) до крепости, называемой Хнаракертом…".

Судя по приведенному сообщению, все правобережье Куры от излучины Аракса до района нынешней Акстафы принадлежало Албании. Именно на этой территории находились Отена (Утик), Цовдек, Гардман и некоторые другие области исторической Албании. В 80-90-е годы римляне предприняли в Албанию новый поход, свидетельством чего является известная надпись у подножья горы Беюкдаш в Гобустане. Надпись гласит: "При имп(ераторе) Домициане Цезаре Авг(усте) Германик(е) Л(юций) Юлий Максим (центурион) XII лег(иона) Фуль(мината) (сделал эту надпись)". Но и на этот раз римлян в Албании постигла неудача, и они были вынуждены покинуть ее пределы. В начале II века, в период победоносных воин императора Траяна, из числа народов Кавказа, по-видимому, только албаны не были приведены в подчинение Риму.

Первые десятилетия II века характеризуются усилением закавказских государств. Римляне, как сказано в одном из источников, имели с "албанами и иберами самые дружественные отношения… Адриан щедро одаривал их царей, а они пренебрегали его приглашениями прибыть к нему". Об истории Албании со II вплоть до середины III века до нас дошло немного сведений.

Возможно, это был период мира, ибо как Рим, так и Парфия, обессиленные длительными войнами, не могли активно в это время вмешиваться в дела Кавказского региона.

school189.ucoz.com

ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СНГ

В недрах патриархальной организации формировались эле­менты, разлагавшие первобытно-общинный строй. Появилось имущественное неравенство. Родоплеменная знать стала обла­дать значительными ценностями. Стремление знати к обога­щению приводило к военным столкновениям. Война стала по­стоянным промыслом. Появление избытка продуктов и частые войны создали возможность использования в хозяйстве труда рабов (преимущественно в скотоводстве). Так возникало раз­деление людей на классы. Этот процесс явился прямым след­ствием роста производительных сил в эпоху бронзы. За 1 ты­сячу лет до н. э. бронзовая эпоха сменяется веком железа. Впервые люди научились плавить железную руду 2 тыс. лет на­зад в Египте и Месопотамии. Затем через тысячу лет выплавкой железа стали заниматься в Закавказье, а еще через 300—400 лет она распространилась на значительной части европейской тер­ритории современной России и в Сибири. С освоением желе­за появилась возможность изготавливать высокоэффективные орудия земледельческого и ремесленного труда. Земледелие стало пахотным, что позволило перейти к систематической об­работке почвы. Произошло полное и окончательное обособление земледельцев от кочевников-скотоводов. В рамках общины се­мьи стали теперь самостоятельными хозяйственными едини­цами. Поля общины делились на участки между семьями. Вы­плавка железа дала мощный толчок развитию ремесла — об­работке металлов, кости, кожи, дерева. В результате произошло второе крупное общественное разделение труда: ремесло отдели­лось от земледелия. Возникло производство непосредственно для обмена — товарное производство. Рост обмена вел к уси­лению имущественного неравенства. Войны, способствовали обогащению, ускоряя зарождение частной собственности и классов. Деление общества на рабов и рабовладельцев явилось самой древней, первой формой эксплуатации человека чело­веком.

Государство Урарту. На территории СНГ классовое обще­ство впервые образовалось в Закавказье। Горная страна, рас­положенная в верховьях рек Тигра и Евфрата, к югу от озера Ван, в древности называлась Наири. Уже в XIII в. до н. э. ассирийские цари вели постоянные войны с ее владыками. В это время страна Наири представляла собой объединение племенных групп, во главе которых стояли местные цари. Среди областей Наири особенно возвысилась Урарту. Основ-ная территория Урарту, или Ванского царства, являлась гор­ной страной, окружавшей соленое Ванское озеро. На его бе­регу стояла столица царства — Тушпа. Владения Урарту про­стирались далеко на север, захватывая значительную часть современной Армении. Жители Урарту называли себя халда­ми. По внешности были близки современным народам Кав­каза, отличались высоким ростом и белой кожей. Основными занятиями населения были земледелие и скотоводство. Свое господство в Закавказье цари Урарту поддерживали, предпри­нимая опустошительные походы. Заметно усилилось Урарту в IX в. до н. э. Оно вело успешную борьбу с воинственной Ассирией. Наибольшего расцвета Урарту достигло при царе Менуа и его сыне Аргишти (810—750 гг. до н. э.), которые нанесли ассирийцам несколько сильных ударов. По своему общественному строю Урарту являлось рабовладельческим го­сударством. О рабском труде свидетельствуют-громадные по­стройки, сохранившиеся со времен Ванского царства: крепо­стные стены, дворцы, водопроводы, сложенные из каменных глыб, требовали громадных затрат труда. Рабов захватывали во время грабительских походов. Об этих походах говорят надписи, высеченные по царским указам на скалах. Памят­ники строительной деятельности ванских царей дают пред­ставление о рабовладельческой культуре Урарту. Например, канал для подачи питьевой воды в Тушпу тянется на 70 км. В низких местах русло канала лежит на кладке из огромных камней высотой 10—15 м. Канал действует и сегодня. Надпи­си на камнях свидетельствуют, что канал построен при царе Менуа. У каналов ставили каменные изваяния духов-виша-пов, чтобы они стерегли воду. Особенно заботились цари Урарту о постройке мощных крепостей. Остатки такой кре­пости сохранились на Армавирском холме в Армении. Сте­ны ее сложены из огромных необработанных каменных глыб. Крепость построил царь Аргишти. О высокой культуре Урарту свидетельствует развитие в стране металлургии и металлооб­работки. Производились изделия из меди и железа. Халды славились как кузнецы: с большим умением они делали же­лезные лемехи для плугов, дорогие щиты, бронзовые фигур­ки крылатых львов и др., покрывали свои изделия замечатель­ными рисунками. Для отливки металлических изделий при­менялись разъемные формы, что указывает на массовое производство.

Основанное на рабском труде, государство Урарту было внутренне непрочным. Преемники Аргишти продолжали заво­евания и увеличивали территорию Ураргу. Но это были последиие успехи. Начались восстания покоренных племен, с се­вера сильный удар нанесло вторжение киммерийцев. Этим воспользовался ассирийский царь-завоеватель Саргон, в 714 г. до н. э. совершивший опустошительный поход в Урарту. Од­нако царство существовало еше более 100 лет. Разгром его до­вершили кочевые племена киммерийцев и скифов. Около 590 г до н. э. Урарту было подчинено Мидкгй.Длительное существование такого могучего культурного очага, каким являлось Урарту, имело большое значение для За­кавказья и соседних регионов. Через Урарту шло общение с древними культурами Востока. В Урарту была весьма развита письменность в форме клинописи. Из Урарту к народам Кав­каза пришла тонкая обработка металла, строительная техника. Прослеживается влияние культуры страны на изобразительное искусство стран Закавказья. Урарту упоминается в армянских и грузинских преданиях. О нем до сих пор напоминает назва­ние горы Арарат.Государство Великая Армения. Предки древних армян жили в горной стране Хайаса в верховьях Евфрата. В конце VII в. до н. э. армянские племена были подчинены Мидией, а в на чале VI в. до н. э. - персидским царем Киром. В конце V — начале IV в. до н. э. у армян начало складываться классовое общество. В персидской державе армянские земли составля­ли две сатрапии (провинции). Занимались армяне земледели­ем и скотоводством. Сеяли пшеницу и ячмень. Большое зна­чение в хозяйстве имели сады и виноградники. Армения сла­вилась конями и ежегодно посылала персидскому царю 20 тыс. жеребят в виде дани. Родовой строй у армян находился в ста­дии разложения. Старшина рода одновременно был и началь­ником деревни. Во время войны он командовал сородичами, а в мирное время — отвечал перед сатрапом за выполнение жителями деревни государственных повинностей и сбор дани, Кроме старшины рода, появилась местная знать, имевшая на­емные дружины. В IV в. до н. э. Персидскую державу завое­вал Александр Македонский. После смерти Александра (323 г. до н. э.) и его наследников-селевкидов (селевк — греч. «пол­ководец») держава стала распадаться, и в 190 г. до н. э., когда войско селевкидов было разгромлено римлянами, сатрап Ве­ликой Армении Арташес провозгласил себя царем. Армения стала самостоятельной. Наибольшего расцвета Армения до­стигла при царе Тигране II. Он вел завоевательные войны, расширив границы своего государства от Куры до Палести­ны, от Средиземного моря до Каспийского. Столицей был город Тигранокерт на р. Тигр Основную массу населения Великой Армении составляли свободные крестьяне-общинни­ки, но на строительстве, в каменоломнях, шахтах, городах широко применялся труд рабов. Государство имело обширные торговые связи с Передней и Малой Азией. Вторжение войск Тиграна II в Сирию привело к войне с Римом. Война оказа­лась неудачной, к тому же против Тиграна восстал его сын, которого поддержали парфяне. Тигран II был вынужден при­знать зависимость от Рима и уплатить контрибуцию. Арме­ния сохранила основную территорию, но превратилась в бу­ферное государство между двумя могучими соседями: Римом и Парфянским царством. По внутреннему устройству Арме­ния была восточной деспотией. Царь называл себя «царем ца­рей», считался «богом» и являлся одновременно верховным жрецом. В культурной жизни ощущалось двойное влияние: восточное и греческое. Первое проявлялось в одежде, нравах и религии — армяне были в то время язычниками. При дво­ре господствовали греческие обычаи и греческий язык, там увлекались греческим театром — трагедиями Софокла и Ев-рипида. В то же время у армянского царя находили приют видные ученые, бежавшие из Римской империи. В 301 г. н. э. Армения приняла христианство. В середине IV в. н. э. Арме­ния подверглась нашествию персидских войск империи Са-санидов, но сумела отстоять независимость. Однако в 387 г. Сасанидский Иран и Рим разделили Армению между собой, сделав две ее части своими вассальными территориями. Ар­мяне неоднократно поднимали восстания против чужеземцев. В VI в. на стороне восставших выступила Византия, сасани-ды были изгнаны, Армения стала вассалом Византии. В VII— VIII в. Армению завоевал Арабский халифат.Колхида и Иберия. На территории тогдашней Грузии суще­ствовали два царства — Колхида и Иберия. В I в. н. э. они были завоеваны Римом. ВIV в. Иберия приняла христианство. В VI в. в Картлии утвердилась местная династия. В VIII в. Гру­зию захватил Арабский халифат.Парфия, Греко-Бактрийское и Кушанское царства. В Сред­ней Азии, где население занималось орошаемым земледелием и скотоводством, в Согдиане и Хорезме был достигнут высо­кий уровень земледельческой и городской культуры, но толь­ко в оазисах. Пустыни и полупустыни населяли кочевники, ко­торые нападали на соседей, стоявших на более высокой сту­пени развития. Самым крупным высокоразвитым культурным центром был древний город Афрасиаб на месте позднейшего Самарканда. В VI в. до н. э. Среднюю Азию завоевали персы, а в IV в. до н. э. Александр Македонский. Затем в результате восстания против селевкидов в 247 г. до н. э. образовалось го­сударство Парфия, а за ним и Греко-Бактрийское царство, где в культурной жизни сильным было влияние греков (особенно в городе Афросиаб), язычество там уживалось с буддизмом, проникшим из Индии. Во II в. до н. э. Греко-Бактрийское цар­ство пало под ударами кочевников. В I в. до н. э. один из вож­дей кочевников-кушанов образовал на территории Бактрии и Согдианы Кушанское царство, ставшее одним из крупнейших рабовладельческих государств. Оно воевало с Парфией и Ки­таем и распалось в III в. н. э.Скифы и греческие колонии в Причерноморье. На территории Северного Причерноморья также активно шло формирование классовых отношений и государства. Древнейшим населени­ем здесь были кочевники-киммерийцы, о которых мало что из­вестно. ВI тысячелетии до н. э. здесь жили племена земледель­цев и скотоводов. Греки называли их одним именем — скифы. Интересные сведения о жизни скифов мы находим у древне­греческого историка V в. до н. э. Геродота. Грозной силой счи­талась скифская конница, так как скифы первыми ввели в употребление сёдла и стремена, которых не знали еще другие народы, например греки. Скифские конники были вооруже­ны луками и короткими мечами-акинаками. Основными про­дуктами питания являлись мясо и кобылье молоко. Главное богатство — стада лошадей.По Геродоту, господствовавшим племенем у скифов были так называемые «царские скифы», жившие по левому берегу нижне­го Днепра. На правом берегу жили скифы-кочевники. В районе Южного Буга и севернее жили «скифы-пахари», занимавшиеся земледелием. Они поставляли в фецию много хлеба. О матери­альной культуре скифов свидетельствуют их могилы-курганы. Особенно знаменито погребение скифского царя в Чертомлыц-ком кургане (близ г. Никополя), где были найдены многочис­ленные прекрасные золотые украшения с изображением разных сторон жизни скифов. В хозяйстве скифов применялся труд ра­бов. По уровню общественного развития скифы находились в периоде «военной демократии» — племена имели своих царей, один из них был главным, но наряду с ним существовали на0од<-ные собрания и советы старейшин. В конце VII — начале VI а до н. э. скифы образовали мощный племенной союз. Попытка персидского царя Дария покорить их в 513 г. до н. э. закончи­лась полной неудачей — скифы заманили персов в глубь своих степей и перебили. В IV в. до н. э. возникло скифское государ­ство на Нижнем Днепре. На грани 111—11 вв. до н. э. центр скиф­ского государства переместился в Крым, в город Неаполь Скифский близ современного Симферополя. В конце IV в. до н. э. на земли скифов с территории восточнее Дона проникли родствен­ные им также индоевропейские кочевые племена — сарматы. По культуре и хозяйству они стояли на более низкой ступени,чем скифы.Скифское царство то воевало, то торговало с греческими ко­лониями в Северном Причерноморье. Они начали появляться со второй половины VII в. до н. э. Греки покупали у скифов хлеб, скот и рабов, а сами продавали скифам вино, сосуды из глины и металла, оружие, ткани. Постепенно на месте гречес­ких факторий возникли города, сыгравшие крупную роль в по­литическом и экономическом развитии Причерноморья. Сре­ди этих колоний выделялись Ольвия — на правом берегу Юж­ного Буга у лимана, и Херсонес — у современного Севастополя. Видное место занимали колонии Тира (на берегу Днепровского лимана), Пантикапёй (совр. Керчь), Фанагорйя (на Таманском полуострове), Диоскуриада (совр. Сухуми), Фасис (совр. По-ти). По общественному устройству это были города-полисы. Население их состояло из свободных жителей и рабов. В по­литической жизни участвовали только свободные граждане, со­биравшиеся на народные собрания и выбиравшие архонтов (старейшин).В V—VI вв. до н. э. на Керченском и Таманском полуост­ровах образовалось Боспорское царство, столицей которого стал Пантикапёй. Там власть архонтов, первоначально выбор­ная, постепенно стала пожизненной. Население царства было смешанным — греко-скифским. Греки главным образом жили в городах как купцы и ремесленники. Большой доход насе­лению приносило гончарное производство — мастера делали сосуды с яркой многокрасочной росписью, терракотовые ста­туэтки, черепицу для крыш. Черепичное дело было настоль­ко доходным, что даже цари держали мастерские. Высокой техникой чеканки отличались боспорские золотые, серебря­ные и медные монеты. Земледельческое хозяйство в поместь­ях царя и знати держалось на рабском труде. Пшеница была главным продуктом экспорта, ее особенно охотно покупали Афины. Они даже предоставили боспорским купцам право беспошлинной хлебной торговли. Процветание Боспорского царства относится к IV—III вв. до н. э. Представление о бо­гатстве царства дает погребальный инвентарь царского кур­гана Куль-Оба у Керчи: сосуды из электрона (сплав серебра с золотом) удивительной красоты, массивные золотые укра­шения. Со второй половины III в. до н. э. экономическое по­ложение царства стало ухудшаться в связи с притоком на греческие рынки дешевого египетского хлеба. Обострились клас­совые .противоречия. В начале II в. до н. э. боспорский царь признал свою зависимость от понтийского царя Митридата Евпатора (Малая Азия). В 107 г. до н. э. в Боспоре вспыхну­ло восстание туземных подданных и рабов. Они убили царя Перисада и провозгласили царем раба Савмака. Восставшие продержались несколько месяцев, но были разбиты войска­ми понтийского царя Митридата, а Савмак захвачен и убит. После подавления восстания не только Боспорское царство, но и Херсонес подчинились Митридату. В I в. до н. э. Бос-пор и другие земли Причерноморья перешли под власть Рима. Боспорское царство стало вассалом Рима, продолжая обшир­ную торговлю хлебом и соленой рыбой. В III—IV вв. н. э. гре­ческие колонии прекратили свое существование под ударами кочевых племен готов (III в.), частично осевших в Крыму, и гуннов, а за ними аваров, болгар и венгров.Готы и гунны. Восточно-германские племена готов жили по южному побережью Балтики и нижнему течению Вислы, куда в свою очередь пришли из Скандинавии. В последней четверти II в. н. э. готы двинулись на юго-восток. По пути они вытеснили часть славянских племен из района Вислы на территорию Восточной Европы. В первой половине III в. готы пришли в Причерноморье, где смешались со скифами и начали борьбу с Римом. В середине IV в. готы приняли христианство и возглавили большой племенной союз сосед­них народов.В 375 г. государство готов было разгромлено кочевниками гуннами (союзом тюркоязычных племен хунну, пришедших из Монголии, и финно-угорских племен из Приуралья и По­волжья). Гунны образовали в Причерноморье могучую держа­ву, которая достигла особенного расцвета при царе Аттиле (середина V в.). При нем гунны доходили до Константинопо­ля, вторгались в Галлию, Германию, Италию. Хозяйство гун­нов оставалось кочевым, общественный строй находился на стадии «военной демократии». Религией гуннов было языче­ство. После смерти Аттилы (453 г.) покоренные гуннами пле­мена восстали против них. Гунны находились тогда в Панно-нии (между совр. Венгрией и Австрией). Они отступили в Причерноморье, оттуда двинулись во Фракию, но были окон­чательно разбиты Византией. Волжские булгары оттеснили их на север, где они стали одними из предков чувашского наро­да. Миграции готов, гуннов и многих других племен в первые века нашей эры получили в истории название «великое пере­селение народов».

ivan-zivi.blogspot.com


Смотрите также