Роль мифа в культуре первобытного человека. Миф и его роль в формировании первобытной культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Роль мифа и мифологии в первобытной культуре. Роль мифа в культуре первобытного человека


Роль мифа и мифологии в первобытной культуре

 /   /  Роль мифа и мифологии в первобытной культуре

Что такое миф и мифология?

Миф представляет собой попытку первобытного человека объяснить явления окружающей действительности на основе практических знаний и опыта первобытного человека. Он представляет собой отражение действительности в конкретно чувственных образах, одушевление существ, которые мыслятся предельно реально. Через миф и мифологию передаются знания, опыт из поколения в поколение.

Какие бывают мифы?

  1. Космогонические мифы;
  2. Антропогонические мифы;
  3. Тотемические – мифы о прародителях человека (животных)
  4. Календарные – мифы о погоде и природных явлениях
  5. Этиологические мифы (введение культурных благ, о регуляции человеческого поведения).

Сходства и отличия мифов и сказок

Сходства мифа и сказки заключаются в антропоморфизме, а различие:

1. В мифологический образ верят, а в сказку нет.

2. Миф объясняет какую-то черту окружающего мира, а сказка служит для развлечения.

3. В мифе есть особое «мифологическое время» - это стародавнее времена, которые отдалены от современности значительным промежутком времени.

Причины появления мифологии связываются с потребностью человека объяснять явления окружающего мира, что связано с ростом любознательности и производительных сил человека.

В мифе запечатлевается все то, что человек видит вокруг себя.

Миф повествует о событии которое происходит в неком правремении ( сакральном или священном) в этом времени действуют предки, т.е тотемы или духи, которые оказываются бессмертными. Правремя может рассматриваться как время перводействии, как эпоха первовещей (превый огонь, первый дом). Время же в котором живут племена составляющее миф это профанное время (время истории, где совершаются реальные события).

Главная задача мифа – превратить хаос в космос. Космос - это порядок, структура мира, который застал человек. Космический порядок имеет трех частное деление – это небо, земля и подземное царство. Время мифа может рассматриваться как время сновидения. Это говорит о том, что события правремени могут появляться в снах человека. И миф становится вестью, которая доходит до нас со времен творения.

Изучение мифологии

Мифы были изучены психологами 20 века. К-Г. Юнг. Является учеником Зигмунда Фрейда. Он вводит понятие как «коллективное бессознательное» – это сама древняя форма человеческого духа, некие общие человеческие представления о том или ином явлении. Структуру задают архетипы, которые влияют на поступки человека на отношения с окружающей средой.

Архетип – это форма без собственного содержания, которая является важнейшей структурной единицей коллективного бессознательного, организующая и направляющая психические процессы. Архетип проявляет себя в виде символов (образы героев, мифы, фольклор).

Можно сделать вывод: архетипы фиксируют в себе обобщенный опыт человечества, опыт предков, который передается следующим поколениям, а значит и мифы есть не что иное, как память о тех временах, которые человеком уже забыты. Все что произошло в мифе было на столько давно, что память уже воспроизвести не может. Вся мифология – проекция коллективного бессознательного.

Интересные материалы:

student-hist.ru

Вопросы 2, 3

1. Роль мифа в формировании первобытной культуры

 

Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в «личностях» - в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий своей волей, «личностными» качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения. Итак, человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. В этом рассказе (мифе) главное - то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредственно пережили столкновение двух одухотворенных, как им казалось.

Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственной данности. Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов. Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека. Общепринятой теории мифа нет до сих пор, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. Первую серьезную философию мифа создал итальянский ученый Дж. Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Ему же принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на разных уровнях общественного развития. «Первые люди, как бы дети рода человеческого, неспособные образовать родовые понятия вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры, т.е. фантастические роды или универсалии, чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды''. И он же продолжает: «Поэтическая мудрость - первая мудрость язычества - должна была начинать с метафизики, не рациональной абстрактной метафизики современных ученых, а с чувственной и фантастической метафизики первых людей, так как они были совершенно лишены рассудка, но обладали сильными чувствами и могущественной фантазией». Юм Д. предположил позже, что человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности природы, поскольку древние рассматривали ее по своему образу и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем - и телом. В основе мифов и религиозных верований лежит, по мнению Тейлора, анимизм - наделение неживых предметов душою с целью объяснить их действия. Это - первобытные, «детские» мысли об окружающем мире, на них наталкивали древнего человека сны, духи умерших и т.п. По мнению Г. Спенсера, стоявшего на тех же позициях, первобытный человек не отличал естественного и сверхъестественного, возможного и невозможного. Первобытный человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Миф - это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания. Миф становился продуктом или особого типа мышления («первобытного мышления»), или образного выражения эмоций, или, наконец, подсознания первобытного человека. Миф - не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и т.д. Миф для первобытного человека - это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры. Какие же можно сделать выводы? Современные представления о мифе при всей их разно плановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения: 1) мифы - это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций, 2) особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий - отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Например, в шумерском языке не было слова «убить», использовался оборот «голову палкой ударить». Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием; 3) миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов; 4) структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека; 5) миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа; 6) миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии - божество; 7) мифология - средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.

 

studfiles.net

Роль мифа в первобытной культуре — курсовая работа

           Федеральное Агентство по образованию  рф

     Кафедра культурологии и философии

Курсовая работа

Роль мифа в первобытной  культуре

 
 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Первобытная культура…………………………………………………………………………..6

2.Ранние формы верования и возникновение мифа……………………………………………………………………….............9

3.Взаимодействие мифа  и 

общества………………………………………………………………………….19

Заключение………………………………….…………………………………....23

Библиографический список…………………………………………………………………………….25

Приложение……………………………………………………………………..26

 

                                                                          Приход наш и уход загадочны, -  их цели

                                                             Все мудрецы земли осмыслить не сумели.

                                                         Где круга этого начало, где конец,

                                                        Откуда мы пришли, куда уйдем отселе.

                                                                                  Омар Хайям

С древнейших времен человек  устремлялся к «первым началам» и к «конечным причинам», страстно желал познать тайны начала (рождения, возникновения) и конца (умирания, исчезновения). Причем, очевидно, здесь имеет место  не только (и не столько) теоретический  интерес. Это вопросы глубоко  экзистенциальные . Едва только человек  начинает осознавать себя, он сталкивается с фактом смерти, собственной конечности. Этот факт не может оставить человека разумного в покое. Подобно Сфинксу  он стоит перед каждым человеком  и любой культурой и требует  ответа на его загадку.

Что такое мифы? В обыденном понимании  - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и  злоключениях Одиссея.

Само слово "миф"  имеет  древнегреческое  происхождение  и  означает именно "предание", "сказание". Европейским  народам  вплоть  до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие  и  римские  мифы, позже им  стало  известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе  священных  книг  христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно:  обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала  практически у  всех  известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Так встал  вопрос  о  происхождении  мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует  искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник  из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Актуальность выбранной  темы данной курсовой работы состоит  в том, что оживление мифологических структур в первобытной культуре произошло во всех сферах миропонимания. Мифологическое как составная часть  духовной жизни возрождается в современных  культурах, вновь входит в конструкцию  социокультурных феноменов жизни  постиндустриального общества. Поэтому очень важно знать, какую роль играл миф в первобытной культуре. Нельзя говорить о том, что роль мифа закончена только на стадии формирования общества. Миф находится во взаимодействии с обществом и сегодня.

Цель моей работы заключается  в том, чтобы понять роль мифа в  первобытной культуре и разобраться  в его главной функции.

Задачи:

1.разобраться в том, как появилась первобытная культура

2.как возник миф и какую роль он играл в жизни античного человека

3.как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным

4.понять, что заключало в себе мифологическое сознание.

Прекрасную характеристику первобытного мифа в его универсальной, а не только мыслительной значимости находим у профессора И.М. Тронского  в его статье «Проблемы гомеровского эпоса»: «Сущность мифа – и в  этом конститутивный момент всякого  мифообразования с первобытных времен – в магической связи, которая устанавливается между объектом мифа – прошлым – и социально- значимой актуальностью, в соотношении настоящего с его предполагаемым прообразом в минувшем…Мифообразование и магия одинаково коренятся в идеологии первобытного общества, которое, не умея ни анализировать мир, ни реально на него воздействовать, стремиться лишь закрепить за собой наличные благоприятные факторы; наиболее верным средством представляется подражательное воссоздание предполагаемой обстановки возникновения этих факторов: новый акт сотворения должен закрепить их действенную силу творчество идеологов первобытного мира вырабатывает главным образом представление о происхождении вещей. Разумеется, представления эти создаются по образцу производства вещей в человеческом обществе. Так получается мифологическая картина мира, где и сама структура и содержание определены особенностями первобытного мышления, которое весьма несовершенно отделяет элементы вещей от самих вещей и рассматривает предметы главным образом в их целостности»1

Проблемами мифа и мифологического  в культуре занимались уже представители  античной философии (Сократ, Платон, Эвгемер  и др.). Эпоха Возрождения дает первые попытки формирования сравнительной  мифологии, которые содержаться  в учениях М. Монтеня, Ж. Лафито, Ш.де Бросса и др. Научный подход к  мифам можно выявить в философии  Ф. Бэкона и социальной философии  Дж. Вико. Эпоха Просвещения создает  предпосылки для рационального  рассмотрения первобытных обычаев, нравов, мифов (Дидро, Юм, Фонтенель, Монтескье, Вольтер и др.). Европейские романтики  эпохи Просвещения уделяли значительное внимание мифологии (Гердер, Гейне, братья Гримм и др.).

 

 

  1. Первобытная культура

 

Поиски начала –  едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это  кажется нам очевидным. Но, шаг  за шагом добираясь до его истоков, можно обнаружить бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния  в другое. Оказывается всякое начало относительно, оно само является следствие  долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни и человеческого  рода на Земле не мыслится как единовременный акт творения или появления, но и  происхождение собственно человеческих институтов. Таких как семья, собственность, государство, - также итог длительного  процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и о развитии культуры, цивилизации человеческого  общества.

Если говорить в  широком этнографическом смысле, культура и цивилизация слагаются  из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых  других способностей и привычек, усвоенных  человеком как членом общества. «Человек,- сказал Вильгельм Гумбольдт,- всегда всё ставит в связь с тем, что перед ним имеется». Мысль о непрерывности цивилизации, содержащаяся в этом выражении, вовсе не какое-то сухое философское положение. Она приобретает совершенно практическое значение в силу простого соображения, что всякому желающему понять свою собственную жизнь необходимо узнать последовательные ступени, которые привели его воззрения и привычки к их настоящему состоянию. Огюст Конт едва ли преувеличил эту необходимость, высказав мысль, что «никакая идея не может быть понята без её истории». Эта фраза может быть распространена на культуру вообще.

Основными источниками  изучения первобытного общества и первобытной  культуры являются, конечно же, археологические  изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом.

Обнаружение культуры синантропов относится к 20-м гг. нашего века, когда в 40 км от Пекина были найдены следы их деятельности. По костным останкам синантропа воссоздан его физический облик. Средний рост для женщины- 152 см, для мужчины- 163 см.

В пещере, где производились  раскопки, в большом количестве найдены  орудия труда и оружие синантропов: изделия из кварца и кварцита, песчаника  и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы систематически пользовались огнём. Спрессованный слой золы от кострищ  в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные в пещере, обожжёны, на основании  чего можно сделать вывод, что  синантропы поджаривали мясо животных на огне.

Охота, поддержание  огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера - объединяли синантропов в устойчивое общество.

Для суждения об уровне интеллектуального развития синантропов  решающее значение имеет факт овладения  ими огнём как техническим  средством и стихией природы.

Неандертальская эпоха  была значительным шагом вперёд в  развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры.

Следующим шагом  в первобытной истории человечества стал переход от стадных обществ  к родовому строю, к формированию материнской родовой организации. Именно в это время (период ориньякской  культуры), вместе с усовершенствованием  кремневых орудий для охоты, изготовлением  орудий труда из кости, начинается развитие изобразительного искусства и формирование первичных религиозных представлений  и верований (см. приложение 1).

Итак, на стадии дородового общества человечество пребывало около  миллиона лет.

В области духовной культуры у людей этого времени  сформировались зачатки знаний о  внешнем мире, нравственные и моральные  нормы, религиозные представления  и некоторые виды и формы искусства: мифология, архитектура, изобразительное  искусство, музыка- то есть то, что определяется понятием «художественная культура».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ранние формы верования и возникновение мифа

 

К древнейшим по своему происхождению  формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

  Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

В культуре первобытности  анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался  процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Анимистические представления  о природе души предопределили отношения  первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Магия. Наиболее древней  формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Проблема магии до сих  пор остается одной из наименее ясных  среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».

Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных  и рефлекторных действий, связанных  с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия  в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического  акта обычно в сильной степени  предопределен характером и направленностью  совершаемого обряда. В одних видах  магии преобладают обряды контактного  типа, в других – имитативного. К  первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны  с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может  быть, именно охотничьи пляски запечатлены  в рисунках первобытного художника  в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой  магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

referat911.ru

Миф и его роль в формировании первобытной культуры — контрольная работа

Содержание

Ведение                                                                                                                                  3

1. Миф и его роль  в формировании первобытной культуры                                            4

2.Мифология Древнего мира                                                                                                6

Заключение                                                                                                                             9

Список литературы                                                                                                               10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что такое  мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

      Само  слово "миф" имеет древнегреческое  происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским  народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие  и римские мифы, позже им стало  известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях  и их героях. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

      Сегодня  большинство ученых склоняются  к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Миф и его  роль в формировании первобытной  культуры.

«Миф  – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества»

         Несмотря  на фантастичность с точки зрения современного человека наивных представлений  первобытной эпохи о мире, для  древнего человека никогда не возникало даже вопроса о том, насколько достоверно то, что сообщает миф. «Для первобытного человека мифология являлась объективной действительностью» Другими словами, первобытный человек искренне верил в правдивость того, что сообщал ему миф, будь то сказание о богах и древних героях или представления об одухотворенности природы и его посмертном перерождении в новую ипостась. Действительно, мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого сознания, представлений человека о мире и своем месте в нем. «Мифология – это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мы можем сказать о первообразе, что он является копией чего-то, что находится вне сознания. О первообразе мы так сказать не можем. Первообраз – образ самого сознания. От любого образа мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза нельзя отделаться, хотя можно и не знать о нем, не испытывать его влияния. Первообраз – это глаз» сознания. Мы видим глазом, а самого глаза не видим. Так и с первообразом: с его помощью мы осознаем или мыслим, но помылить сам первообраз так же трудно, как увидеть глаз». Таким образом, можно сказать, что все мышление первобытного человека было мифологическим. Соответственно миф играл роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность. Мифология стала своеобразной идеологией первобытного общества. «Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм, примитивный коллективизм».

        Первичные  религиозные верования древних  людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).

        Как и все остальное, что было в  жизни первобытного человека, религиозные  представления должны были служить  задаче выживания рода. Они объясняли  явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.

                                     

Миф и его альтернативы в культуре

Мифология как форма общественного сознания.

Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и  социальной действительности на разных стадиях общественного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

  • диахронический (рассказ о прошлом)
  • синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание  мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

         Мифологическое  мироощущение выражалось не только в  повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд  в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры - словесный и действенный, "теоретический" и "практический".

Миф не есть выдумка, или  фикция, не есть фантастический вымысел.

Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел. Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории последних двух трех столетий. Однако, мы условились рассматривать миф исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами мифа, мифическими глазами. А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция, и игра фантазии. Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркое и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола. Миф – необходимейшая, прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая категория мысли и жизни, и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинное и максимально конкретная реальность. Ученые мифологи почти всегда находятся во власти этого всеобщего предрассудка, но нас интересует миф, а не та или иная эпоха в развитии научного сознания. Миф не выдумка, а содержит в себе строгую и определенную структуру, а, следовательно, является основной категорией сознания и бытия вообще.

Миф не есть научное построение. Научное отношение к мифу, как один из видов абстрактного отношения, предполагает изолированную интеллектуальную функцию. Надо очень много наблюдать и  запоминать, очень много анализировать  и синтезировать, внимательно отделять существенное от несущественного, чтобы в итоге получить хоть какое-нибудь элементарное научное обобщение. Наука в этом смысле чрезвычайно хлопотлива и полна суеты. Несмотря на всю абстрактную логичность науки, почти все наивно убеждены, что мифология и первобытная наука – одно и то же. Как бороться с этими застарелыми предрассудками? Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это - начало науки. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями.

Миф нашего времени.

Миф, т.е. специфически обобщенные отражения  действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и религиозной философии.

Для XX века большое значение приобретает политический миф, ведущий к санкранизации государства, "нации", расы", и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма. Причем используемый миф оказывается то традиционно религиозным, как древнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как "нация", "народ" и др. Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной  логикой. Различные формы общественного сознания и  после окончательного выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим "языком", расширяя и по новому толкуя мифологические символы. В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж. Джойс, Т. Манн, Ж. Котто и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических символов.

2. Мифология древнего мира

Мир  для  первобытного  человека  был  живым  существом.  Эта   жизнь проявлялась в "личностях" - в человеке, звере и растении, в каждом  явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной  поляне, в камне, неожиданно  ударившем  его,  когда  он  споткнулся  на  охоте.  Эти явления воспринимались как своеобразный  партнер,  обладающий  своей  волей, "личностными" качествами,  а переживание столкновения  подчиняло  себе  не только связанные с этим поступки и чувства, но,  не  в  меньшей  степени,  и сопутствующие мысли и объяснения. Итак,  человек  сталкивается  с  бытием  окружающего  мира  и  целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение  вовлечены  в него в той же мере,  что  и  интеллектуальные  способности.  Каждое  событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем  самым  объяснения. Подобное единство возможно лишь в  форме  своеобразного  рассказа,  должногообразно воспроизвести и переживаемое  событие и раскрыть  его причинную обусловленность. Именно такой "рассказ" и имеют в  виду,  когда  употребляют слово "миф". Другими словами, рассказывая мифы,  древние  люди  использовали принципиально   отличающиеся   от   привычных   нам   методы   описания    иинтерпретации.   Роль    абстрактного    анализа    играло    метафорическое отождествление.  Например,  современный  человек  говорит,  что  атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы  Ближнего Востока, наблюдая подобное  событие,  внутренне  переживали  его  совершенно иначе. Им на помощь  прилетела  долгожданная  птица  Имдугуд,  покрыла небо черными грозовыми тучами и  пожрала  Небесного  быка,  чье  горячее  дыхание спалило посевы. В этом рассказе (мифе) главное - то единство, с каким  переживается,  а соответственно  мыслится  и  описывается  реальное  взаимодействие  древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях,  от  которых  зависело само  их  существование.  Они  непосредственно  пережили  столкновение  двух одухотворенных, как им казалось,  сил:  враждебной,  губившей  их  урожай  и угрожавшей  тем  самым  их  жизни,  и   другой,   устрашающей   (гром),   но доброжелательной к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить  на  их именах  ассоциативно-метафизический  ряд   умозаключений,   являющих   собой причудливую смесь фантазии и реальности. Следует учитывать, что в глазах  первобытного  человека  сверхприродное пронизывало и поддерживало природное.  Отсюда  текучесть  природы.  Мифы  не объясняют ее,  они  ее  только  отражают.  Она,  эта  сверхприрода,  и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум. Мысль в мифологическом сознании  была объектом  внутреннего   восприятия, она  не  думалась,  но  обнаруживалась  в  своей явленности,  так сказать, виделась и слышалась.  Образность  в мифе неотделима от  мысли,  так  как  она  и   представляет собой  ту  форму,  в   которой   закономерно   осознается   впечатление   и, соответственно,  событие.   Миф    становится   способом   миропонимания   в первобытной  культуре,  способом,  которым  она  формирует  свое  понимание истинной сущности бытия, т.е.  миф выступает в роли  своеобразной  философии или метафизики древнего человека. 

referat911.ru


Смотрите также