Выделите причины способствовавшие превращению первобытного человека. Выделение человека из животного мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Текст книги "Обществознание. 5 класс". Выделите причины способствовавшие превращению первобытного человека


Татьяна Никитина - Обществознание. 5 класс

Дорогие ребята!

Курс, который вам предстоит изучать в 5–9 классах, называется обществознание. Он поможет вам понять, что такое общество, кто такой гражданин. Какими качествами он обладает? Каким должен быть? Что любит? К чему стремится?

Легче всего критиковать недостатки окружающего мира. Труднее помогать ему становиться лучше. Каждый человек – и вы тоже – это часть мира. Станете лучше вы, и мир хотя бы немного изменится к лучшему.

В этом учебнике вы найдёте много добрых советов. Но они будут бесполезными, если вы сами не будете стараться всегда поступать по совести, честно и вести себя достойно.

Работа с учебником потребует от вас самостоятельности и инициативы. Вам многое предстоит сделать.

Как работать с учебником

Прежде всего вам надо прочитать и изучить материал параграфа. Наиболее важные слова и понятия выделены в тексте полужирным шрифтом или курсивом. Проверить и укрепить свои знания вы сможете, выполняя самостоятельно дома или коллективно на уроке задания следующих рубрик, приведённых в конце каждого параграфа.

• Вопросы и задания к параграфу. Здесь необходимо ответить на вопросы, привести примеры из жизни, сравнить понятия, вспомнив пройденный ранее материал, а также составить небольшие таблицы.

• Прочитайте, перескажите, обсудите. В этой рубрике приведены небольшие рассказы. Вы должны, прочитав их, пересказать и обсудить на уроке (или подготовиться дома к обсуждению) – выделить основную мысль и выводы автора, привести своё обоснованное мнение, сравнения, примеры из жизни.

• Закончите рассказ. Здесь вы найдёте истории, у которых есть начало, а окончание вы должны придумать сами.

• Поработайте с рисунками. Вы должны составить маленькие рассказы по приведённым рисункам. Сюжеты их могут быть самыми разными, но всегда вам надо высказать своё отношение.

• Подберите родственные слова. Здесь вам надо к каждому слову подобрать одно или несколько родственных слов. (Вспомните из курса русского языка, что такое родственные слова и как они образуются.)

• Поиграйте (Разыграйте сценку). Эта рубрика приглашает вас принять участие в играх и сценках, придумать себе роли, поступки, диалоги, монологи.

• Составьте таблицу или Заполните схему. Выполняя задания этих рубрик, вы научитесь систематизировать пройденный материал в виде схемы или таблицы.

• Размышляем над пройденным. В этой рубрике приведены обобщающие вопросы и задания по параграфу.

Наиболее сложные вопросы и задания отмечены звёздочкой (*).

Для закрепления материала и контроля знаний в учебник вошло пять практикумов.

Желаем вам успехов.

Авторы

Глава I. О человеке

§ 1. Как первобытный человек стал разумным?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество.

Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди. Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)

Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.

Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида (человек разумный) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?

Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.

Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда. Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого. Ловкими становились его руки. Развивался мозг.

Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.

Труд помог первобытным людям развить свои способности. Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества, то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.

Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.

2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.

3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.

4*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».

5. Как древний человек познавал мир?

Прочитайте, перескажите, обсудите

Юноша Барс

Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.

Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.

Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.

…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.

Закончите рассказ

Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…

Подберите родственные слова

Способности. Творчество. Труд. Человек.

Размышляем над пройденным

1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?

2. Заботились ли они о детях?

3*. Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.

Поработайте с рисунками

Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.

Поиграйте

Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.

Заполните схему

Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.

§ 2. Человек – часть природы и член общества

Задача урока. Уметь объяснять понятия: природа, общественные отношения, учение, общение, игра.

Многие из вас знают сказку английского писателя Редьярда Киплинга о смелом индийском мальчике Маугли. Совсем маленьким он попал в волчью стаю, где воспитывался как один из детёнышей. Маугли вырос сильным, как волк, и умным, как человек. Это очень интересная и мудрая сказка.

В основу сказки положены настоящие события. Известны случаи, когда дикие животные уносили детей в лес, в джунгли. Иногда спустя годы этих детей находили. И что же? Дети, вернувшиеся к людям, были похожи на «воспитавших» их животных. Они не умели говорить, не знали, как пользоваться миской и ложкой, ползали на четвереньках. Почему?

Человек не может стать человеком, если он не живёт среди людей. Для воспитания человека нужно общество. Без общества, без общения с людьми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрёнками, братишками, сверстниками и др.), воспитания и обучения человеческий детёныш вырастает маленьким зверьком.

Человека окружают природа и общество.

Растения, животные, горы, воздух, вода – это природа, живая и неживая (вспомните курс «Окружающий мир»). Когда-то дикая, а теперь – освоенная человеком.

Сам человек – часть природы. Он вышел из природы. Он – дитя природы. Постепенно человек стал умным, мыслящим существом. Но в нём осталось много природного: потребность в пище, свежем воздухе, тепле, продолжении рода…

Люди составляют общество. Их отношения друг с другом называют общественными, или социальными отношениями.

В коллективе себе подобных человек развил свой мозг, свой язык (вспомните, о чём читали на прошлом уроке). Его чувства стали тонкими и сложными. Он научился жалеть себя и других, плакать, радоваться, мечтать. Он приобрёл способность к творчеству.

По словам французского учёного Б. Паскаля, человек – это «мыслящий тростник»: он слаб и хрупок, как всё в природе, но он больше, чем часть природы. Человек живёт в обществе.

Дел у него много. Главное его занятие – труд. Самый интересный труд – творческий.

Второе важнейшее занятие человека – учение.

Общение – третье

litread.info

Выделение человека из животного мира — КиберПедия

ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОГЕНЕЗА. Обобщив наблюдения своих предшественников и опираясь на достижения современной ему науки, Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) сформулировал следующую теорию функционирования жизни на Земле. Главным генератором и источником энергии, потребляемой биологическими организмами на нашей планете, является Солнце. Достигая земной поверхности, солнечная энер­гия посредством фотосинтеза перерабатывается растениями в биологическую энергию и в таком виде аккумулируется ими. Растения служат пищей хм травоядных животных, травоядные — для хищных.

Воспроизводство флоры, т. е. растительного мира, возможно при условии, если биомасса растений, по крайней мере, в 10 раз превосходит биомассу травоядных, а воспроизводство травоядных — если их биомас­са, по меньшей мере, в 10 раз превышает биомассу хищников. Колебания солнечной активности имеют своим следствием сокращение или же увеличение биомассы растений. В зависимости от этого сокращается или увеличивается численность животных.

Первоначально размножение людей (а мы принадлежим к всеядным животным) полностью зависело от описанной выше закономерности. С того момента, когда началось ее преодоление, можно датировать зарожде­ние человеческого общества. Этот процесс был связан с формированием человека современного вида и выделением его из животного мира.

Обращаясь к данной проблеме, проблеме антропогенеза, необхо-1лмо учитывать те признаки человека, которые не только отличают его от других животных, но и сближают с ними. Прежде всего это касается языка. Язык как средство коммуникации существует у многих животных.

 

Однако язык человека отличается наибольшим совершенством. Многие животные с центральной нервной системой обладают примитивным со­знанием. Человеческое сознание характеризуется гораздо более высоким уровнем развития. Человек — это общественное животное. В то же вре­мя и у других животных существуют элементы коллективизма, хотя сте­пень развития общественной жизни человека не идет ни в какое сравне­ние с ними. Известно также, что целый ряд животных занимается трудовой деятельностью. Если говорить о ее отличии от трудовой дея­тельности человека, речь может идти лишь о характере ее организации и результативности. Доказано, наконец, что даже использование орудий труда не является отличительной особенностью человека. Ими пользу­ются некоторые виды обезьян. Но использование орудий труда у них не имеет регулярного характера. Еще более важно то, что они используют только орудия естественного происхождения.

Таким образом, целый ряд качеств, которые, казалось бы, отлича­ют людей от других животных, существуют у них в зачаточном состоя­нии. С развитием этих качеств было связано формирование человека со­временного типа. Поэтому решить проблему антропогенеза, значит объяснить, как возникла человеческая речь, как сформировалось челове­ческое сознание, как сложилось человеческое общество, почему человек встал на путь изготовления орудий труда.

В связи с этим заслуживает внимания то, что человек как биологи­ческий организм — это естественная химическая лаборатория. Химичес­кие реакции предполагают строго определенные температурные усло­вия. В зависимости от механизма теплообмена животные подразделяются на две группы: хладнокровных и теплокровных. У животных первой груп­пы температура тела способна колебаться в значительных промежутках. Это позволяет им функционировать в разных температурных условиях и не требует значительного расхода энергии для теплообмена.

Иначе обстоит дело с теплокровными животными, у которых тем­пература тела поддерживается примерно на одном уровне. Так, у челове­ка она составляет 36,6 °С. Отклонение буквально на 1-2 °С способно породить болезненное состояние, а отклонение на 5-6 °С чревато смер­тельным исходом. В связи с этим теплокровные животные могут суще­ствовать лишь при определенной температуре воздуха. Для любого че­ловека таким критическим уровнем является О °С, температура замерзания воды. Для жившего в естественных условиях и не знавшего одежды пер­вобытного человека она не должна была опускаться ниже +10.. .+15 °С.

 

Поэтому первобытный человек мог обитать только в районах с теплым климатом.

Существенно также, что мы вынуждены расходовать на поддержа­ние температуры тела более 90 % потребляемой нами энергии. Причем на единицу живого веса мы расходуем больше тепла, чем другие живот­ные с центральной нервной системой. Это значит, что биологические особенности человека требуют от него проявления большей жизнедея­тельности, т. е. большей активности в добывании пищи.

А поскольку человек является всеядным, добывание им мясной пищи в древности во многом зависело от его физических данных. Меж­ду тем он не был способен угнаться за многими животными, не имел ни острых когтей, ни мощных клыков, позволявших сражаться с другими животными, а затем разрывать свою добычу на части. По этой причине первобытный человек должен был или довольствоваться падалью, или же охотиться лишь на мелких животных. В таких условиях потребность в пище животного происхождения могла сначала стимулировать обра­щение первобытного человека к орудиям труда естественного происхож­дения, а затем натолкнуть его на мысль о возможности их изготовления.

Этому способствовало то, что наше поведение регулируется двумя типами рефлексов: врожденными и приобретенными. Действие врожден­ных рефлексов связано главным образом с функционированием внутрен­них органов. В основе трудовой деятельности лежат условные, или же приобретенные, рефлексы. И хотя условные рефлексы не передаются по наследству, связанные с ними знания человека об окружающем мире и его трудовой опыт могут передаваться от одного индивидуума к другому в порядке личного общения (воспитания и образования), что позволяет человеку накапливать знания об окружающем мире и совершенствовать свой опыт.

Как же развивался этот процесс на стадии антропогенеза? В реше­нии данной проблемы существуют два совершенно разных подхода. Один из них связан с именем французского ученого Жоржа Кювье (1769-1832), другой — с именем английского ученого Чарлза Дарвина (1809-1882).

По мнению Ч. Дарвина, в основе эволюции животного мира лежит борьба за существование, которая ведет к естественному отбору, а есте­ственный отбор — к трансформации отдельных видов животных. Так, считал Ч. Дарвин, происходила эволюция обезьяны и превращение ее в человека. Однако, как показали исследования генетиков, трансформа­ция одного вида животных в другой посредством естественного отбора невозможна. Подобное превращение, в основе которого лежит резкое из­менение (мутация) наследственных признаков, предполагает другой ме­ханизм.

В отличие от Ч. Дарвина Ж. Кювье считал, что все крупные изме­нения в животном мире — это следствие глобальных перемен, происхо­дивших на нашей планете и имевших для растительного и животного мира катастрофический характер. Это могли быть изменения климата, в том числе температуры, магнитного поля Земли, радиации и какие-то другие изменения, о которых мы пока даже не догадываемся.

В связи с этим особый интерес представляет так называемая «лед­никовая теория», согласно которой, под влиянием изменения солнечной активности наша планета пережила целый ряд крупных изменений кли­мата, в результате чего ледниковый покров, имеющийся в районах Се­верного и Южного полюсов, неоднократно расширялся и вел к сокраще­нию территории с благоприятным для проживания первобытного человека климатом.

Климатические изменения на планете связаны не только с солнеч­ной активностью. Вот мнение специалистов на этот счет: «Земной шар при своем вращении вокруг Солнца делает колебательные движения, причем полюсы медленно перемещаются; благодаря таким колебаниям воображаемая земная ось, проходящая через полюсы, ежегодно повора­чивается несколько в сторону, к новым областям небесного простран­ства. Вследствие такого постоянного изменения в направлении земной оси происходит изменение и в положении земного экватора относитель­но Солнца, так что с каждым годом наступление мартовского равноден­ствия начинается на 16 минут раньше, чем в предшествующем году. Так как земная ось неизменно поворачивается в течение длинного ряда ве­ков, то по прошествии периода в сто пять веков условия времен года на обоих полушариях совершенно изменятся. Полушарие, получавшее преж­де наибольшее количество тепла, будет получать его меньше, а то полу­шарие, на долю которого выпадало большее количество зимних дней, будет получать больше света и тепла, и в этом полушарии лето будет длин­нее зимы». Как установлено, «9252 г. до Р. X. был самым холодным го­дом для всего северного полушария; затем температура северного полу­шария постепенно повышалась, с тем чтобы в 1248 г. снова начать свое движение в обратном направлении, которое в 11747 г. достигнет кульми­национной точки».

Происходившие на планете изменения климата имели своим след­ствием гибель одних особей первобытного человека и мучительное при­способление к новым условиям других.

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ЖИВОТНОГО МИРА. Вопрос о начале и основных этапах антропогенеза до сих пор остается разрабо­танным явно недостаточно. Все исследователи сходятся в том, что на­шим предком мог быть дриопитек (буквально — древесная обезьяна), обитавший в зоне тропиков и субтропиков несколько миллионов лет на­зад. Дриопитеки жили на деревьях и питались растительной пищей. По­зднее (по одним данным — 5 миллионов, по другим — 1 миллион лет назад) сформировался тип первобытного человека, получивший назва­ние австралопитек (что значит южный человек). Он отличался от своего предшественника тем, что передвигался на двух конечностях, использо­вал в пищу мясо и был знаком с каменными орудиями.

Одни исследователи считают, что эти орудия являлись искусствен­ными. По мнению других, они имели естественное происхождение. Оста­ется неясным и вопрос о том, насколько регулярно ими пользовался авст­ралопитек. В любом случае с этого момента каменные орудия входят в жизнь первобытного человека. Время их использования получило назва­ние «каменного века». Каменный век подразделяют на три периода: па­леолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и нео­лит (новый каменный век). В свою очередь палеолит подразделяют на три периода: ранний (нижний), средний и поздний (верхний). В определе­нии их хронологических рамок среди исследователей до сих пор нет един­ства. По всей видимости, ближе всего к истине точка зрения Валерия Пав­ловича Алексеева и Абрама Исааковича Першица, которые пишут: «Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит — 45-40 тыс., верхний палеолит — 12-10 тыс., мезолит — не ранее 8 тыс. и неолит — не ранее 5 тыс. лет назад».

Особое значение для первобытного человека имело овладение ог­нем. На протяжении всего своего существования животные неоднократ­но становились как свидетелями, так и жертвами пожаров. Последнее обстоятельство, по всей видимости, привело к тому, что страх перед ог­нем приобрел у животных почти врожденный характер. Но что-то заста­вило первобытного человека перебороть в себе подобное чувство и при­близиться к огню. В результате из врага огонь превратился в помощника человека и открыл перед ним такие возможности, которых не имеет ни одно животное.

Во-первых, человек получил в свое распоряжение новый, допол­нительный вид энергии, следовательно, с этого момента начался рост его энерговооруженности. Во-вторых, огонь в руках человека превратился в оружие, с которым он стал сильнее любого хищного зверя. В-третьих, если до этого человек мог использовать только механическую обработку камня, теперь появилась возможность термической обработки, что озна­чало значительное повышение производительности при изготовлении орудий труда. В-четвертых, огонь позволил использовать в пищу целый ряд растений, употребление которых в сыром виде невозможно или воз­можно в очень ограниченном количестве. В-пятых, приготовление пищи на огне повысило ее усвояемость и тем самым повело к сокращению объе­ма продуктов, требующихся для получения необходимого человеку ко­личества калорий. В-шестых, с этого момента открылись новые возмож­ности в обработке шкур животных, а также других материалов, которые можно было использовать для изготовления одежды, обуви, некоторых предметов домашнего обихода. В-седьмых, с овладения огнем происхо­дит не только освоение естественных укрытий (например, пещер), но и возведение построек. Это, а также появление одежды позволило челове­ку выйти за пределы тропиков и субтропиков и начать заселение плане­ты. Данное обстоятельство следует подчеркнуть, так как для животных характерно то, что они могут обитать только в определенных природно-климатических условиях. В-восьмых, преодоление страха перед огнем представляло собою первый шаг на пути подавления человеком живот­ных инстинктов и формирования нового, совершенно не характерного для других животных, типа поведения.

Все это, вместе взятое, дает основания рассматривать овладение огнем как революционный переворот в жизни первобытного человека. Показательно, что у многих народов данный факт лег в основу легенд. Вспомним хотя бы древнегреческий миф о Прометее. Вопрос о том, ког­да именно человек сумел овладеть огнем, остается открытым. По одним данным, это произошло примерно 700, по другим — 400 тыс. лет назад.

Но прошло много времени, прежде чем использование огня стало обычным явлением. Дело в том, что первоначально человеку был досту­пен только огонь естественного происхождения, возникавший в резуль­тате грозы, извержения вулканов, самовозгорания некоторых минераль­ных и органических веществ. Не умея искусственно получать и возобновлять огонь, те немногие первобытные люди, которым удавалось овладеть им, должны были поддерживать его непрерывно. Утрата огня, а она происходила неоднократно, отбрасывала рождавшееся человечес­кое общество назад. Так продолжалось до тех пор, пока не было обраще­но внимание на тепло, выделяемое при трении, и искры, высекаемые кремнем. Возникла технология искусственного получения огня. С этого момента использование огня стало распространяться по всей планете, а начавшиеся под его влиянием изменения в жизни первобытного челове­ка приобрели необратимый характер.

Вполне возможно, что они отразились и на его биологической эво­люции. Австралопитек, живший до овладения человека огнем, имел мозг объемом до 600 см3 и в этом отношении почти не отличался от некото­рых видов обезьян. Не позднее 700 тыс. лет назад сформировался пите­кантроп (обезьяночеловек), мозг которого составлял около 900 см3. Мозг неандертальца, жившего между 250-40 тыс. лет назад достигал 1400 см3. Примерно 40-30 тыс. лет назад сформировался современный тип чело­века, получивший название Home sapiens, или «человек разумный». Объем его мозга был равен уже 1500 см3, что соответствует объему мозга совре­менного человека.

Формирование «человека разумного» было связано с появлением у него речи и совершенно иного уровня сознания. Это нашло свое отраже­ние в зарождении искусства (наскальная живопись) и идеологии (рели­гия). В основе возникновения религиозных представлений лежало, с од­ной стороны, стремление первобытного человека понять мир, который его окружал, а с другой — желание оказать на него влияние. Так зароди­лись первые магические обряды, с помощью которых человек пытался защитить себя от стихийных сил природы и обеспечить более успешное добывание пищи. Одним из первых религиозных культов был культ промыслового зверя. Возникновение религии представляло собою важное событие в зарождение духовной культуры.

Овладение огнем и формирование человека современного типа спо­собствовали совершенствованию его производительной деятельности. В распоряжении австралопитека и питекантропа, живших в период ранне­го палеолита, находилось около 20 видов каменных орудий, представ­лявших собою разные виды рубила. Неадертальцу было известно уже 60 видов орудий. Причем наряду с рубилами появились скребла, остроконечники, костяные иглы и шилья. Именно в это время человек начал производить первые составные орудия (ножи) и орудия для изготовления орудий. Человек разумный в период позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) использовал более 90 видов орудий. Особое место среди них стали занимать составные орудия. Происходит совершенствование ножей, появ­ляются каменные топоры и копья с каменными наконечниками. Человек выходит из пещер и приступает к возведению деревянных строений.

Если чисто теоретически допустить, что все известные нам виды орудий создавались в определенной последовательности, т. е. один пос­ле другого, получается, что в первом случае это занимало, как минимум, 30 тыс. лет, во втором — 1 тыс. лет, в третьем — примерно 300 лет. С одной стороны, перед нами картина ускорения технического прогресса. С другой стороны, нельзя не признать, что этот прогресс долгое время был почти тождествен застою.

Более быстрые изменения происходят в мезолите (10-6 тыс. до н. э.). В это время появляются лук со стрелами, палица, бумеранг, гарпун, рыбо­ловный крючок, леска, глиняная посуда, долото, лодка-долбленка, зарож­дается ткачество.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. Первоначально человек вел образ жизни, который принципиально не отличался от образа жизни других животных. В частности, он питался за счет того, что давала ему природа: занимался собирательством, охотился и ловил рыбу.

Несовершенство людей как хищников не всегда позволяло им охо­титься и заниматься рыболовством в одиночку. Более того, поскольку когда-то леса кишели хищными зверями, в одиночку небезопасно было даже собирательство. Это заставляло первобытных людей жить коллек­тивами и совместно добывать пищу. Это определяло и те отношения, которые складывались между ними.

Самой ранней формой их объединения, по всей видимости, было первобытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Род объединял несколько десятков человек. Постепенное его расшире­ние вело к отпочкованию от него других родовых коллективов. В резуль­тате возникало объединение нескольких родов — племя. Состав племе­ни колебался в пределах нескольких сотен человек. Разрастание племени делало неизбежным выделение из него других племен, что, как правило, имело своим следствием не просто обособление, но и изоляцию новых коллективов.

Причина этого заключалась в следующем. Присваивающее хозяйство могло существовать, не нарушая процесса воспроизводства в животном и растительном мире, в зависимости от природно-климатических условий, при плотности населения чаще всего не выше 0,3-0,5 чел./км2, или же при соот­ношении 2-3 км2/чел. Хозяйственная территория рода в пределах 50 чел. должна была составлять не менее 100 км2, а племени численностью в 500 чел — не менее 1000 тыс. км2. В первом случае радиус деятельности превы­шал 5, во втором — 18 км. Очевидно, что уже в рамках племени по мере его разрастания связи между родами начинали ослабевать. Регулярные контак­ты между отдельными племенами и тем более их совместная деятельность были невозможны.

Эволюция первобытного коллектива сопровождалась трансформа­цией взаимоотношений между отдельными его членами, связанных с добыванием и распределением пищи, а также с организацией и управле­нием самим коллективом. Поскольку труд в это время имел коллектив­ный характер, не существовало индивидуальной собственности на его результаты. Право собственности означает право владеть, пользоваться и распоряжаться материальными ценностями. То, что удавалось добыть даже отдельному человеку, принадлежало всему коллективу.

Древнейшим способом распределения пищи было совместное ее поедание. В одном случае по кругу пускался кусок мяса, и каждый отре­зал себе столько, сколько считал допустимым. В другом — по кругу шла растительная пища, в третьем — сосуд с питьем. Такую форму распреде­ления некоторые специалисты называют разборно-коммуналистической. На этой стадии пища находилась в полной собственности коллектива, и все имели на нее более или менее равные права.

Со временем разбору начинает предшествовать раздел. В некото­рых коллективах пища первоначально делилась между мужчинами и женщинами. Обособление рода и возникновение внутри него семей по­влекли за собою предварительное разделение пищи между семьями.

Широко распространено мнение, будто бы присваивающее хозяй­ство могло дать человеку только необходимый минимум средств суще­ствования. В действительности оно тоже было способно давать избыток пищи. Но полная зависимость ее получения от природно-климатичес­ких условий вела к тому, что периоды изобилия пищи чередовались с периодами, когда человек оказывался на грани голодной смерти. В таких условиях не редкостью было людоедство, или каннибализм.

Более важно другое. Первоначально пища человека состояла из ско­ропортящихся продуктов (мяса, рыбы, овощей, фруктов). Поэтому главная проблема заключалась не в невозможности получения, а в невозможности сохранения избытка пищи. Данное обстоятельство способствовало возник­новению и распространению такого явления, как дарообмен. Если перво­бытный коллектив не мог потребить все заготовленные им продукты, он делился ими с другими. Так возникла одна из древнейших форм реализа­ции избыточного продукта.

Постепенно дарообмен, раздел, и совместное потребление пищи начинают регулироваться. В семье эти функции выполнял глава семьи, в родовой общине — родовладыка, или старейшина, в племени — вождь В связи с этим складывается обычай дарения не просто племени, а его вождю, не просто роду, а старейшине, не просто семье, а ее главе.

В древности общественные потребности в основном определялись личными потребностями. Их рост был связан главным образом с ростом численности населения. С учетом этого в развитии присваивающего хозяйства можно выделить два этапа. На первом из них темпы роста чис­ленности населения примерно соответствовали темпам освоения новых земель. На втором этапе по мере исчерпания резерва свободных и удоб­ных для присваивающего хозяйства земель темпы их освоения начина­ют отставать от темпов роста численности населения (таблица 1). И как результат этого складывается кризис присваивающего хозяйства.

Таблица 1

Динамика обеспеченности землей

Период, лет до н. э. Численность населения, млн. чел. Обеспеченность землей, км /чел.
До 5-1 млн. 0,015  
Около 1 млн. 0,125  
300 тыс.    
25-15 тыс.    
10 тыс.    
5 тыс.    
3 тыс.    

 

 

Те племена, которые раньше оказались перед лицом кризиса при­сваивающего хозяйства, стали генераторами массовых переселений или агрессий. Исчерпание этой возможности открывало перед ними три пер­спективы — вымирание, покорение или истребление другими племена­ми, переход к производящему хозяйству. Не все народы, оказавшиеся в таком положении, могли осуществить этот переход. Подобная возможность существовала только там, где имелись дикие животные и растения, кото­рые были пригодны для употребления в пищу и могли быть одомашнены.

Общая плотность населения планеты, при которой невозможно присваивающее хозяйство, была достигнута к 3 тысячелетию до н. э. Между тем долгое время территория, на которой обитал первобытный человек (его останки обнаружены в восточной части Африки, на юге Азии ж в Европе) не превышала 40 тыс. км2, т.е. 30 % территории планеты. С учетом этого исчерпание возможностей присваивающего хозяйства в зоне обитания первобытного человека могло произойти к 5 тысячелетию до н. э. А если принять во внимание неравномерность размещения перво­бытных людей в зоне их обитания, в отдельных местах кризис присваи­вающего хозяйства мог начаться в мезолите и даже в позднем палеолите. Именно тогда, между 50 и10 тыс. лет до н. э., человек появился в Австра­лии и Америке.

Первоначально люди селились по берегам рек и озер. Это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, человек нуждался в пресной воде. Во-вторых, здесь он имел один из источников пищи (рыболовство). В-третьих, берега рек и озер служили естественной защитой от хищных зверей и людей. Кроме того, долгое время именно реки являлись главными транспортными артериями, которые использовал человек. Поэтому расселение людей по планете было связано с освоением речных долин.

cyberpedia.su

Читать книгу Обществознание. 5 класс Т. И. Никитиной : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

А. Ф. Никитин, Т. И. НикитинаОбществознание. 5 класс

От авторов

Дорогие ребята!

Курс, который вам предстоит изучать в 5–9 классах, называется обществознание. Он поможет вам понять, что такое общество, кто такой гражданин. Какими качествами он обладает? Каким должен быть? Что любит? К чему стремится?

Легче всего критиковать недостатки окружающего мира. Труднее помогать ему становиться лучше. Каждый человек – и вы тоже – это часть мира. Станете лучше вы, и мир хотя бы немного изменится к лучшему.

В этом учебнике вы найдёте много добрых советов. Но они будут бесполезными, если вы сами не будете стараться всегда поступать по совести, честно и вести себя достойно.

Работа с учебником потребует от вас самостоятельности и инициативы. Вам многое предстоит сделать.

Как работать с учебником

Прежде всего вам надо прочитать и изучить материал параграфа. Наиболее важные слова и понятия выделены в тексте полужирным шрифтом или курсивом. Проверить и укрепить свои знания вы сможете, выполняя самостоятельно дома или коллективно на уроке задания следующих рубрик, приведённых в конце каждого параграфа.

• Вопросы и задания к параграфу. Здесь необходимо ответить на вопросы, привести примеры из жизни, сравнить понятия, вспомнив пройденный ранее материал, а также составить небольшие таблицы.

• Прочитайте, перескажите, обсудите. В этой рубрике приведены небольшие рассказы. Вы должны, прочитав их, пересказать и обсудить на уроке (или подготовиться дома к обсуждению) – выделить основную мысль и выводы автора, привести своё обоснованное мнение, сравнения, примеры из жизни.

• Закончите рассказ. Здесь вы найдёте истории, у которых есть начало, а окончание вы должны придумать сами.

• Поработайте с рисунками. Вы должны составить маленькие рассказы по приведённым рисункам. Сюжеты их могут быть самыми разными, но всегда вам надо высказать своё отношение.

• Подберите родственные слова. Здесь вам надо к каждому слову подобрать одно или несколько родственных слов. (Вспомните из курса русского языка, что такое родственные слова и как они образуются.)

• Поиграйте (Разыграйте сценку). Эта рубрика приглашает вас принять участие в играх и сценках, придумать себе роли, поступки, диалоги, монологи.

• Составьте таблицу или Заполните схему. Выполняя задания этих рубрик, вы научитесь систематизировать пройденный материал в виде схемы или таблицы.

• Размышляем над пройденным. В этой рубрике приведены обобщающие вопросы и задания по параграфу.

Наиболее сложные вопросы и задания отмечены звёздочкой (*).

Для закрепления материала и контроля знаний в учебник вошло пять практикумов.

Желаем вам успехов.

Глава I. О человеке
§ 1. Как первобытный человек стал разумным?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество.

Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди. Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)

Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.

Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида (человек разумный) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?

Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.

Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда. Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого. Ловкими становились его руки. Развивался мозг.

Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.

Труд помог первобытным людям развить свои способности. Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества, то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.

Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.

2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.

3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.

4*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».

5. Как древний человек познавал мир?

Прочитайте, перескажите, обсудите

Юноша Барс

Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.

Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.

Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.

…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.

Закончите рассказ

Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…

Подберите родственные слова

Способности. Творчество. Труд. Человек.

Размышляем над пройденным

1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?

2. Заботились ли они о детях?

3*. Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.

Поработайте с рисунками

Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.

Поиграйте

Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.

Заполните схему

Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.

§ 2. Человек – часть природы и член общества

Задача урока. Уметь объяснять понятия: природа, общественные отношения, учение, общение, игра.

Многие из вас знают сказку английского писателя Редьярда Киплинга о смелом индийском мальчике Маугли. Совсем маленьким он попал в волчью стаю, где воспитывался как один из детёнышей. Маугли вырос сильным, как волк, и умным, как человек. Это очень интересная и мудрая сказка.

В основу сказки положены настоящие события. Известны случаи, когда дикие животные уносили детей в лес, в джунгли. Иногда спустя годы этих детей находили. И что же? Дети, вернувшиеся к людям, были похожи на «воспитавших» их животных. Они не умели говорить, не знали, как пользоваться миской и ложкой, ползали на четвереньках. Почему?

Человек не может стать человеком, если он не живёт среди людей. Для воспитания человека нужно общество. Без общества, без общения с людьми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрёнками, братишками, сверстниками и др.), воспитания и обучения человеческий детёныш вырастает маленьким зверьком.

Человека окружают природа и общество.

Растения, животные, горы, воздух, вода – это природа, живая и неживая (вспомните курс «Окружающий мир»). Когда-то дикая, а теперь – освоенная человеком.

Сам человек – часть природы. Он вышел из природы. Он – дитя природы. Постепенно человек стал умным, мыслящим существом. Но в нём осталось много природного: потребность в пище, свежем воздухе, тепле, продолжении рода…

Люди составляют общество. Их отношения друг с другом называют общественными, или социальными отношениями.

В коллективе себе подобных человек развил свой мозг, свой язык (вспомните, о чём читали на прошлом уроке). Его чувства стали тонкими и сложными. Он научился жалеть себя и других, плакать, радоваться, мечтать. Он приобрёл способность к творчеству.

По словам французского учёного Б. Паскаля, человек – это «мыслящий тростник»: он слаб и хрупок, как всё в природе, но он больше, чем часть природы. Человек живёт в обществе.

Дел у него много. Главное его занятие – труд. Самый интересный труд – творческий.

Второе важнейшее занятие человека – учение.

Общение – третье важное занятие людей. Человеку в одиночку не прожить. Люди постоянно общаются друг с другом. Круг общения любого из вас широк: родственники, товарищи по классу и школе, по двору, знакомые в кружках, спортивных секциях.

Игра – четвёртое важное занятие человека. Все любят играть. Игр много – спортивных, учебных, творческих, интеллектуальных (тех, которые развивают умственные способности). Нужно только помнить народную мудрость: «Делу – время, потехе – час».

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Кто такой Маугли – герой сказки Р. Киплинга?

2. Что происходило с детьми, когда они попадали к диким зверям? Сравните их с детьми, которые воспитываются в семье.

3. Вспомните уроки окружающего мира и скажите, что относится к природе живой и неживой.

4. Что окружает человека, кроме природы?

5. Способно ли животное работать подобно человеку? Обоснуйте свой ответ.

6. Каковы самые важные занятия в жизни человека? Охарактеризуйте их. Составьте таблицу.

Прочитайте, перескажите, обсудите

Собака и волк

Встретились однажды возле леса собака и волк. Драться не решились: шкуру жалко, да и голодные были. И тут на дорогу вышла овца. Наверное, заблудилась, отбившись от стада.

Волк и говорит собаке: «Давай съедим овечку. И тебе, и мне достанется вдоволь».

Собака немного подумала и ответила: «Э-э, нет. Не дам я тебе овечку есть. Отгоню-ка я её в деревню хозяевам».

«Вот и глупо, – стал уговаривать её волк. – Ты же голодная. Есть хочешь. Делай, как тебе хочется!»

На это собака сказала: «Не можешь ты меня понять. Это для тебя твоё желание – закон! А я живу среди людей. У них свои правила. С ними считаться нужно».

«Ну и оставайся ты голодной со своими правилами!» – в сердцах крикнул волк.

«А вот и нет, – возразила собака. – Пригоню я овечку, хозяева не только погладят меня, но и накормят как следует. И им будет хорошо, и мне. Так живут среди людей. И мне это нравится».

И собака погнала овечку в деревню. А волк остался на поляне, задумавшись над словами собаки.

Подберите родственные слова

Игра. Общество. Природа. Учение.

Поработайте с рисунками

Рассмотрите рисунки и поместите каждого персонажа в соответствующую ему обстановку.

Закончите рассказ

Шёл мальчик по пустынной дороге. Вдруг видит: стоит небольшая тележка, а на ней десяток клеток с певчими птицами – щеглами, канарейками, дроздами. Мальчик подошёл к тележке…

Поиграйте

Представьте в ролях сценку из сказки Р. Киплинга о Маугли «Книга джунглей».

Размышляем над пройденным

1. Где существуют более жестокие отношения – в природе или в обществе? Обоснуйте своё мнение и приведите примеры из жизни.

2*. Сравните способность говорить у человека и у попугая. В чём состоит главное отличие?

3. Почему учение является одним из важнейших занятий человека? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры из личного опыта.

Заполните схему

Перед вами солнышко. В каждом его лучике – какое-то качество человека. Назовите эти качества, а также те, которыми обладал Маугли.

§ 3. Что такое «Я»?

Задача урока. Уметь объяснять понятие: внутренний мир.

Попробуем понять, что такое «Я». Известно латинское выражение alter ego (альтер эго). На русский язык оно переводится так: «второе я». Что это значит? А где «первое я»?

…Перед вами человек. Он среднего роста или высокий. Белокурый или черноволосый. Голубоглазый или кареглазый. Широкоплечий или не очень. Полный или худой. Хорошо или плохо одет. Всё это вы сразу же замечаете. Потому что это внешние признаки человека.

А как увидеть его внутренний мир? Каковы его качества?

…Идут двое мальчиков по улице. И видят, как их одногодок-хулиган пристаёт к девочке. Оскорбляет, говорит грубые слова. Один мальчик испуганно прижимается к забору, а другой бросается защищать девочку…

Поведение мальчиков говорит об их внутренних качествах. Второй мальчик смел, справедлив, решителен. Он не может спокойно смотреть, как издеваются над другим человеком. Скорее всего, повзрослев, он будет защищать слабых, обиженных. Таков его внутренний мир, его «Я».

А первый мальчик? Он осторожен, нерешителен, труслив, боится всего. Помощи от него в опасную минуту не жди. Это качества его внутреннего мира, его «Я».

Значит, «Я» – это то, что есть внутри человека и что отличает его от других людей.

Узнать, что представляет собой «Я» того или иного человека, очень трудно. Нужен большой жизненный опыт, много знаний. А ещё помогает наука, изучающая духовную организацию человека, его психику (от греческого слова «душа»), – психология. Каждый человек должен быть хоть немного психологом, чтобы не ошибиться в оценке людей и себя самого. Это очень важно в жизни. Нужно научиться оценивать собственные поступки, способности, знания и умения, а также свои возможности.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Что означает латинское выражение альтер эго?

2. Что такое «Я»?

3. Сравните качества двух мальчиков. Как бы вы поступили в подобной ситуации? Приведите свои примеры из жизни.

4*. Какая наука изучает внутренний мир человека, человеческое «Я»? Как возникло название этой науки? Пользуясь словарём или Интернетом, дайте её определение.

Прочитайте, перескажите, обсудите

Кто держит нос кверху

Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнётся к земле, а другой – торчмя торчит?»

«Который колос полон, – отвечал отец, – тот к земле гнётся; а который пустой, тот и торчит кверху».

(К. Д. Ушинский)

Трусливый Ваня

Замесила мать Вани тесто в кастрюле и поставила киснуть, а сама ушла к соседке.

В сумерках пришёл Ваня домой, окликнул – никого дома нет. Вдруг слышит – кто-то пыхтит (это тесто подходило, выпуская пузыри воздуха). «Видно, домовой!» – подумал Ванюша. Он затрясся от страха и пустился бежать. Впопыхах наступил на совок, тот ударил его по ноге. «Ай, помогите, помогите!» – ещё громче закричал Ваня. У него развязались шнурки от ботинок, один застрял в щели между дверью и косяком. Ванюша дёрнул и со всего маху растянулся на полу. «Ай, спасите, помогите, – кричал он, – держит меня домовой, не отпускает!»

На крик прибежала мама, она успокоила Ваню. Но потом они долго смеялись над тем, как Ваня испугался теста в кастрюле, совка на полу и шнурка на своей ноге.

(К. Д. Ушинский)

По одежде и по уму

Несколько веков назад испанские студенты из идейных соображений ходили в рваных плащах. Идея состояла в том, что человека украшают не вещи, а учёность и высокие стремления души.

Массами эта идея не овладела. На годы и годы восторжествовала житейская мудрость: по одежде встречают. Провожают, конечно, по уму, но встречают всё-таки по одежде…

…Внешность свою человек не выбирает. Красив – нет его заслуги. Невзрачен – нет его вины. Рядовому наблюдателю внешность обычно не говорит о человеке почти ничего. Потому и не значит при знакомстве почти ничего.

Одежда – дело другое. В ней, хоть и в ограниченном объёме, – индивидуальность человека. И вкус его, и характер, и даже иногда какие-то взгляды на жизнь. Аккуратен или неряшлив, неглуп или болван, трезво оценивает себя или самовлюблён сверх меры – это и кое-что другое видно по одежде.

(Л. Жуховицкий)

Поработайте с рисунками

1. Составьте маленькие рассказы по рисункам.

2. Что вы можете сказать о каждом из персонажей? О его профессии? Дайте характеристику каждой профессии.

Подберите родственные слова

Внутренний. Мир. Психология. Человек.

Закончите рассказ

На детской площадке весело играли дети. Лишь одна девочка стояла в стороне и не принимала участия в общей игре. Я подошёл к ней и спросил: «Может быть, с тобой что-то случилось? Могу я тебе помочь?» Она внимательно посмотрела на меня и спросила: «Почему ты думаешь, что со мной что-то случилось?» Я подумал и ответил…

Поиграйте

Психолог ведёт приём. Он должен объяснить детям, которые пришли к нему, почему они испытывают те или иные затруднения в жизни. Для этого он задаёт пациентам множество вопросов.

Среди записавшихся на приём те, кто:

• поссорился с хорошим другом;

• очень хочет завести собаку, но родители не разрешают;

• боится темноты;

• потерял книгу, взятую почитать у товарища.

Размышляем над пройденным

1. Как вы понимаете выражение «Чужая душа – потёмки»? Что оно означает?

2*. Объясните, что такое внутренний мир. Назовите его качества. Охарактеризуйте свой внутренний мир.

3. Каковы внешние признаки человека и как они связаны с внутренним миром?

Составьте таблицу*

Прочитайте параграф и сравните качества внутреннего мира двух мальчиков.

§ 4. Как человек познаёт самого себя?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: знания, умения, поступки.

«Кто ты такой?» – иногда слышит человек обращённый к нему вопрос. Нередко он спрашивает себя сам: «Кто я такой?»

И чем старше становится человек, тем труднее ему ответить на этот вопрос, потому что он должен оценить самого себя.

Но надо ли себя оценивать? На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. Нужно только помнить, что правильное мнение о себе – это важное условие успеха в жизни, возможность прожить её интереснее, с толком.

Давайте учиться познавать себя. Начнём с простых вроде бы вопросов. Старайтесь ответить сами.

Первый вопрос: Во что я верю?

Это очень важный вопрос. Мы вернёмся к нему позже. Бывает так, что человек вообще ни во что не верит. Это плохо. Но обычно мы во что-то верим: в Бога, добро, маму, папу, людей, любовь, дружбу, будущее нашей Родины. Некоторые верят в силу денег, связей или оружия.

Второй вопрос: Что я знаю и что умею делать?

Мы живём во время, которое можно назвать временем знаний, временем умелых людей. Образование – это одна из основных ценностей в жизни человека. Когда человек много знает и много умеет, его ценят очень высоко. Прекрасно, если он правильно говорит и ясно выражает свои мысли. Но наличие знаний и умений ещё не означает, что человека можно считать хорошим.

Третий вопрос: Что я делаю, как я веду себя?

Здесь нужен очень честный и точный ответ. В деле, в поступках – весь человек. Он может обманывать на словах, но в поступках обмануть очень трудно.

Четвёртый вопрос: Кем я хочу стать в будущем?

Обычно ребята задумываются об этом ближе к окончанию школы. Но многие ясно видят своё будущее уже в детские годы. Один мечтает стать моряком, другой – врачом, а кто-то – дипломатом или моделью, столяром-краснодеревщиком или депутатом, шофёром или инженером, открыть собственное дело…

Обдумав свои ответы на эти вопросы, вы получите портрет своего «Я».

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Зачем нужно самим себя оценивать?

2*. Почему правильная оценка себя – это важное условие успеха в жизни? Обоснуйте свой ответ.

3. На какие вопросы должен ответить человек, познающий самого себя?

4. Попробуйте самим себе задать приведённые выше вопросы. Заполните таблицу и, оценив ответы, охарактеризуйте портрет своего «Я».

Прочитайте, перескажите, обсудите

Хворосту воз

Витя Брюквин по прозвищу Это Самое выскочил из класса и весело помчался вниз по лестнице, перескакивая сразу через три ступеньки. У входа в гардероб он чуть не сбил с ног худого человека с узкой, длинной бородой. Витя мельком взглянул на него и замер:

– Ой, извините! Не может быть! Неужели вы, это самое, как его, ну, в общем, этот, как говорится, классик?

– А вы разве, юноша, меня знаете? – недовольно спросил незнакомец.

– А как же! – обрадовался Витя. – Вы ещё на портрете – прямо как живой! Ну, портрет, который у доски висит, между этим, как его, ну, Гоголем и этим, ну, Крыловым. Да, мы же как раз вас сейчас проходим: «Дед Мазай» и эти, как их, «зайцы»! Потом «Мужичок», это самое, «с ноготок»! Я только вчера учил ваши стихи! Хотите прочту?

И, не дожидаясь ответа, Витя быстро стал декламировать:

– Однажды, в студёную, это самое, зимнюю пору я из лесу, ну, значит, вышел. Был, это самое, в общем, сильный мороз. Гляжу, это самое, поднимается, это самое, медленно, это самое, в гору, это самое, ну, как его, лошадка, везущая, это самое…

– Извольте сейчас же прекратить! – сердито прервал Витю классик. – Что вы сделали с моими стихами? Вы что, издеваетесь? Не хворосту воз, а целый воз словесного мусора! Безобразие! Как зовут? Как фамилия?

– Брюк-вин… Вик-к-ктор… – стал заикаться Витя.

– Брюквин! Виктор! – вдруг послышался над ухом голос учительницы Людмилы Аркадьевны. – Ты что, заснул? Третий раз к тебе обращаюсь! Стихи выучил? Иди отвечать!

– Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»! – начал Витя. – Поэта Некрасова Н. А., – добавил он и незаметно покосился на портрет. Классик смотрел в сторону.

 Однажды, в студёную зимнюю пору,Я из лесу вышел; был сильный мороз.Гляжу, поднимается медленно в гору… 

И тут весь класс с удивлением услышал, как Витя Брюквин по прозвищу Это Самое прочёл без запинки весь отрывок. Без всяких посторонних словечек. Он ни разу не сказал ни «это самое», ни «как его». И даже ни разу не сказал «ну»! Нет, одно «ну» он всё же сказал:

 «Ну, мёртвая!» – крикнул малюточка басом,Рванул под уздцы и быстрей зашагал. 

(Л. Каминский)

Подберите родственные слова

Вера. Знания. Поступки. Умения.

Закончите рассказ

Серёжа с интересом прочитал роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Несколько дней ходил под сильным впечатлением от книги: обыкновенный человек смог выжить один на пустынном острове. А через неделю ему приснился сон: он сам волшебным образом попал на необитаемый остров. Огляделся и стал размышлять: «Чтобы выжить, я должен что-то делать: построить жилище, вырастить полезные растения, сшить себе одежду и т. д. Что же я умею делать?»

Поработайте с рисунками

Составьте маленькие рассказы по рисункам.

Поиграйте

Игра называется «Рассказы о профессиях». Выберите профессию и подготовьте интересный рассказ о ней. Постарайтесь рассказывать увлекательно, так, чтобы слушателям захотелось стать тем, кого вы представляете. Выделите основные характеристики этой профессии, качества, которыми должен обладать человек, занимающийся ею. Сравните с другими профессиями, выделив её достоинства.

Размышляем над пройденным

1. Что означает утверждение «Надо быть, а не казаться»?

2. Может ли человек познать самого себя? Как это сделать? Как вы это понимаете? Приведите примеры.

3. Стараетесь ли вы познать себя? Каковы ваши результаты?

4. Почему иногда говорят, что со стороны виднее? Так ли это? Обоснуйте свой ответ. Что для человека важнее – самооценка или мнение окружающих?

5*. Можно ли поставить знак равенства между «быть образованным человеком» и «быть хорошим человеком»? Говорят ли знания и умения человека о том, что он добрый, честный, заботливый? Как можно судить о качествах человека?

6. Почему надо обладать опытом и знаниями, чтобы оценивать других людей? Аргументируйте свой ответ.

Заполните схему*

Составьте портрет своего «Я».

iknigi.net


Смотрите также