Первобытный пейзаж. Живопись Пейзаж: Правила композиции пейзажа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История пейзажной живописи. Первобытный пейзаж


Пейзаж в древности. История живописи. Том 1

Древнеегипетский папирусный свиток с карикатурами. Британский музей

Если не считать упомянутых выше "охотничьих картин" каменного века, начертанных на стенах пещер Везерской долины во Франции и Альтамиры близ Сантандера (Испания), - картин, в которых пейзажный элемент, "декорация" вокруг изображенных зверей, отсутствует, - то самыми ранними "пейзажами" можно, при большой натяжке, считать рисунки на вазах, найденных в 1890-х годах де Морганом при раскопках гробниц доисторического времени в Верхнем Египте. Эти рисунки не поднимаются в своей условности и схематичности над татуировкой дикарей, но, тем не менее, они заслуживают внимания, ибо, при чрезвычайно ранней ступени развития (сосуды эти - произведения первоначального населения долины Нила, которое было покорено "историческими египтянами" за 4 или 5 тысяч лет до Р. X.), они указывают на желание изобразить некоторое "пейзажное целое". Мы видим на одной из ваз ряд горизонтальных прерывающихся полосок, долженствующих, как кажется, передать реку (между ними изображения рыбы и крокодила), ниже - группы страусов и изгороди, из-за которых торчат какие-то значки[1]. На другой вазе опять изгороди с заключенными птицами, зверями и подобиями каких-то зданий. Посреди внизу изображены, как кажется, пальма и две человеческих (женских?) фигуры с поднятыми для молитвы (или для танца?) руками. На третьей вазе вместе с изгородями, домами, значками и пальмами виднеются ряды женских фигур с поднятыми руками, фигурки меньшего роста, изображающие, как кажется, воинов, и, наконец, стада газелей и страусов, все в крайне условной схематичности. Рисунок начертан красным силуэтом по желтому фону.

Рыбная ловля. Барельеф на гробнице в Сакка

К этим изображениям на вазах примыкают всевозможные сюжеты, выцарапанные самым первобытным способом на скалах в Гебель-Гетемате (Верхний Египет) и открытые Легрэном. Там мы видим рыбаков, тащащих на привязи крокодила; охотников на жирафов, слонов; шакала, нападающего на антилопу; рыб, собак, страусов, раненого льва, парусные лодки и массу других изображений, исполненных совершенно в характере детских рисунков. Часть этих "сграффитов" относится к тому же времени, как и моргановские вазы, происходящие из Абидоса и Негады.

Живопись древнего "исторического" Египта не достигла самостоятельного развития. В художественной культуре Египта доминировала пластика и архитектура; живопись же являлась лишь вспомогательным декоративным средством, служившим для пущей роскоши впечатления или как бы земной скульптурой. В первом случае она раскрашивала барельефы и статуи или покрывала архитектурные части орнаментами, во втором - она растягивала по стенам некрополей и храмов фризовые картины, на которых изображались в строго силуэтном стиле (совершенно так же, как на койланаглифах[2] и барельефах) всевозможные сцены, имеющие отношение к занятиям погребенных лиц, позже к религиозным понятиям о загробной жизни[3]. Эти изображения обнаруживают большую сноровку и стильную грацию (особенно в памятниках времени Аменофиса IV), но при этом все же отличаются, на протяжении всей истории Египта, полной схематичностью и совершенным игнорированием иллюзий. Художникам важно было выразить то, что от них требовали общие обычаи или отдельные желания заказчиков, т.е., главным образом, голые факты, действия. Что же касается какого-либо настроения или какого- либо личного вживания в свой предмет, то их нечего искать в этих картинах, ибо нельзя же считать за таковые общий, действительно грандиозный и пленительный дух египетского искусства, исполняющий и его графические изображения. Некоторые индивидуальные черты обнаруживаются лишь в "семейных" картинах на стенах зданий в Эль-Амарне, посвященных жизни Аменофиса IV.

Естественно, что и пейзаж в египетском искусстве не мог получить большого развития. Он ограничивается лишь условными и очень сжатыми "намеками". Вертикальные зигзаги под кораблями изображают воду[4], геометрические, крайне упрощенные чертежи рисуют храмы и дома; сплоченные ряды колосьев должны передавать хлебные поля; редко встречаются пальмы, кусты и другие отдельно стоящие растения; не встречаются совсем изображения леса или скал, гор. Перспектива была абсолютно неизвестна египетским живописцам. Если египтянину нужно было представить фигуры, идущие рядом, то зачастую он ставил их одну над другой; в тех же случаях, когда одну из них он ставил за другую, он делал это без малейшего сокращения более отдаленной. Когда художник желал представить сложное целое из домов, садов и храмов, то он рисовал род условного плана, среди которого расставлял геометрические чертежи зданий и схемы деревьев (породы последних иногда переданы довольно ясно). Особенно характерны изображения прудов или озер в виде квадратов или прямоугольников, испещренных зигзагами и окруженных по сторонам рядами пальм, орнаментально расположенных макушками во все четыре или три стороны (в последнем случае нижний ряд обращен в ту же сторону, что и верхний; таков, например, фрагмент стенной живописи в Британском музее). Пропорции при этом самые условные. Высота фигур рыбаков, ныряющих в воду или стоящих на берегу, лишь немногим меньше, нежели ширина всего водного пространства[5].

Сад с птицами. Роспись виллы ливии из Прима Порта.

Лишь в искусстве передавать движения животных египтяне ушли далеко вперед от этих схем. Мы уже указывали на изумительное совершенство, с которым исполнены изображения бизонов и мамонтов в первобытных пещерах департамента Дордоньи и близ Сантандера. В неолитическую эпоху затем передача животных исчезла почти совершенно. Но уже в самых ранних памятниках исторического Египта изображения животных появляются снова, обнаруживая при этом поразительную остроту наблюдательности художников. Начертания животных, правда, не меняют профильного поворота, но, сколько в этих "силуэтах" огня, стремительности, как чудесно соблюдены грациозные пропорции телосложения, как нарисованы изящные мордочки антилоп, аристократические головки лошадей (появившихся в изображениях позже других животных), неуклюжие движения гиппопотамов или ослов, полет птиц! Индивидуализации или экспрессии и здесь нет, но, тем не менее, жизнь в эти изображения (а также в некоторые "жанровые" сцены, разыгранные людьми) вложена, и она действует чарующим образом среди общей церемониальной холодности и вечно тождественных жестов. Особенной жизненностью отличаются быстро набросанные рисунки на папирусных свитках, в которых животные иногда разыгрывают юмористические сцены[6]. Здесь проглядывает отражение "вздорной" повседневной жизни древнего Египта, и это отражение неожиданно сближает нас с тем миром, кажущимся вообще какой-то недоступной твердыней религии и царственности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Пейзаж

Слово «пейзаж» имеет французское происхождение и означает «природа». Это как нельзя более точно отражает саму сущность данного направления – изображение природных мотивов.

История пейзажа началась очень давно, когда первобытный человек начал украшать стены своих пещер примитивными изображениями озёр, рек и деревьев. Во все эпохи и во все времена, самые лучшие и талантливые художники отдавали дань жанру пейзажа, создавая настоящие шедевры живописи, которые являются гордостью и изюминками коллекций картин во многих музеях по всему миру.

ПейзажИсаак Левитан - Поле

С течением времени возникают всё новые разновидности пейзажной живописи. Изначально существует лишь так называемый видовой пейзаж, причём это свойственно в основном для графики, в которой идея вечно обновляющейся природы служила наиболее понятным проявлением жизни. Но изображение природы служит лишь частью композиции и не выводится на первый план. Как, например, ландшафтный дизайн, который всегда оставаясь по большей части фоном, тем не менее, является важнейшей деталью, оказывающей влияние на ваше впечатление от вида садового участка.

Во времена Ренессанса содержательность пейзажа повышается: рядом с обычным видовым, топографическим появляются идиллический и героический, которые более эмоционально насыщенны. А картины, которые можно отнести к чисто пейзажному жанру впервые начинают писать художники из Нидерландов – Херри мет де Блес и Иоахим Патинир.

В более поздние времена в пейзажной живописи отражаются определённые настроения и мотивы, свойственные для различных художественных направлений: романтизма, классицизма, и даже модернизма. Величайшие русские мастера пейзажа – это Исаак Левитан, Константин Юон, Иван Шишкин, Василий Поленов, Николай Рерих, Архип Куинджи.

Двадцатый век приносит в пейзаж ещё две разновидности – индустриальный и городской (городской пейзаж часто называют ведутой). Но картины старых мастеров до сих пор пользуются большой популярностью, и многие с удовольствием украшают свои дома репродукциями знаменитых полотен.

gallerix.ru

История пейзажной живописи

07.09.2015

Термин «пейзаж» имеет французские корни и на русский язык переводится как «природа». Так в изобразительном искусстве называют жанр, который специализируется на изображении естественной или измененной природы. Также пейзажем называют это конкретное живописное произведение, графике, показывающее зрителю природу. Причем «героем» произведения может быть как естественный, так и придуманный природный мотив.

Первые элементы пейзажа наблюдаются уже в наскальной живописи - первобытные мастера схематично рисовали реки, озера и деревья. Достаточно часто встречается пейзажный мотив в настенных росписях Древнего Востока и Крита.Впервые как самостоятельный жанр пейзаж появляется в VI веке в китайской живописи. Полотна художников средневекового Китая поэтично описывают окружающий мир. В основном это рисунки тушью на шелке. Китайская пейзажная живопись оказала серьезно влияние на японское искусство.

В цивилизованной Европе отдельным жанром пейзаж стал гораздо позже, чем в Китае и Японии. В Средние века пейзаж трактовался живописцами исключительно как фон для изображения сцен из Святого Писания. Важную роль в становлении европейской пейзажной живописи сыграли художники-миниатюристы. Так иллюстраторы братья Лимбург создали изящные миниатюры для часослова герцога Беррийского. Красочные рисунки рассказывают сезонах, соответствующих им сельскохозяйственных работах и развлечениях. В живописи Раннего Возрождения заметен выраженный интерес к пейзажу. Хотя художники неумело используют пространство, перегружая его ландшафтными элементами, которые не сочетаются друг с другом по размеру. Такова картина итальянского художника Стефано ди Джованни «Шествие волхвов».

история пейзажной живописи

Важный шаг в развитии пейзажной живописи в 15 веке сделал швейцарский художник Конрад Виц, который первым среди европейцев изобразил на пейзаже конкретную местность - Женевское озеро. Роль пейзажа увеличивается в эпоху Высокого Возрождения. Живописцы стали внимательно относится к натуре. В этот период живописный пейзаж перестает быть нагромождением деталей, художники все чаще обращаются к линейной перспективе. Поэтому пейзаж становится важным элементом художественных сюжетов. Но до 16 века пейзаж остается лишь фоном для жанровой композиции, религиозного сюжета или портрета. Самый известный пример – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Итальянский художник точно передал неразрывную связь между человеком и природой, гармонию и красоту – все это уже несколько веков заставляет зрителей восхищаться «Джокондой». За спиной женщины начинаются бескрайние просторы мира: горные вершины, реки, леса и моря. Все это призвано подтвердить мысль, что личность человека также сложна и многогранна, как и Вселенная. Но полностью постичь многочисленные тайны мира мы не в силах, о чем намекает загадочная улыбка Моны Лизы.

Но со временем пейзаж обретает статус самостоятельного жанра. Во многом этому способствовало развитие станковой живописи. На картинах голландского художника И. Патинера и немецкого мастера А. Альтдорфера пейзаж преобладает над сценами с переднего плана. Многие искусствоведы считают именно Альбрехта Альтдорфера родоначальником немецкой пейзажной живописи. Человеческие фигурки теряются среди стволов деревьев на его картине «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (1510). Более поздние работы «Дунайский пейзаж» (1525) и «Пейзаж с замком Верт» (1530) являются полноценными пейзажами. Важную роль в рождении пейзажного жанра сыграла венецианская школа живописи. Огромное значение придавал пейзажу Джорджоне. На его картине «Гроза» (1507) именно природа главный персонаж. Здесь пейзаж уже не столько место действия, сколько носитель настроений и эмоций. Большое впечатление производит гамма полотна: глубокие, чуть приглушенные цвета зелени и земли, темно-синие оттенки неба, золотистые тона городских сооружений.

история пейзажной живописи

Эта идея находит продолжение в других картинах мастера: «Три философа» (1508) и «Спящая Венера» (1508). На последней работе спящая девушка словно олицетворяет прекрасную итальянскую природу, обласканную горячим южным солнцем. Творчество Джорджоне оказало большое влияние на Тициана, который в дальнейшем возглавил венецианскую школу. Тициан, в свою очередь, сыграл существенную роль в формировании европейской пейзажной живописи. На многих картинах Тициана запечатлены величественные виды природы. Даже в ранней картине художника «Бегство в Египет» виды природы на заднем плане перекрывает сцену бегства Святого семейства. Традиции венецианской школы продолжил в своем творчестве испанский художник Эль Греко. Одна из самых известных работ живописца - пейзаж «Вид Толедо» (1614). Эль Греко очень живо и эмоционально передает природу во время грозы. По небу проносятся свинцовые тучи, которые освещает вспышки молний. Застывший город в свете вспышек кажется сказочным видением. Драматизм полотна помогает художнику передать идею о противоборстве небесных и земных сил. В 16 веке и Северной Европе пейзаж завоевал прочные позиции в живописи. Так, в творчестве нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего природа занимает важное место. В цикле работ, посвященных временам года, живописец пронзительно и поэтично передает скупые северные ландшафты. Все пейзажи художника оживлены человеческими фигурами, которые занимаются своими повседневными делами. Для Брейгеля – все они тоже неотъемлемая часть природы, и вместе с небом, водоемами, лесам, горами, животными лишь частицы единого мироздания.

пейзажи

история пейзажной живописи

В 17 веке формируются многочисленные национальные школы, зарождаются новые жанры и их разновидности. Этот период способствовал дальнейшему развитию пейзажного жанра. Голландская буржуазная революция (1566–1609) оказала благотворное влияние на культурную жизнь Нидерландов. В 17 веке происходит расцвет голландской живописи, а главенствующим жанром становится пейзаж. Армия голландских пейзажистов запечатлела на своих многочисленных полотнах всеобъемлющую картину окружающего мира во всех его проявлениях. Картины Х. Аверкампа, Я. Порселлиса, А. Г. Кейпа, Я. ван Рейсдала полны гордости за свою родину, восхищения красотой моря. Вообще, безграничная любовь к окружающему миру чувствуется во всех картинах голландских пейзажистов. Основоположник голландского реалистического пейзажа Ян ван Гойен, как и Филипс Конинк, прекрасно передавал типичный голландский пейзаж: каналы, ветряные мельницы, вересковые дюны, речные заводи и берега, морские просторы и болота. Тонкий лиризм характерен для пейзажей Мейндерта Хоббема. Другому художнику Альберту Кейпу прекрасно удавалось соединять пейзаж с анималистическим жанром.

Всего два пейзажа есть в богатом творческом наследии Яна Вермеера Делфтского. На картине «Вид Делфта» (1660) художник изобразил родной город умытый дождем и освещенный робкими лучами солнца. Пейзаж «Улочка» (1660), несмотря на простой мотив, имеет глубокую содержательность и значимость. Было бы удивительно, если бы морской пейзаж (марина) появился не в Голландии. Среди художников-маринистов стоит отметить В. ван де Велде, Я. Порселлиса, и Я. ван Рейсдала. Нельзя сбрасывать со счетов и влияния на развитие пейзажной живописи реалистического искусства Испании, Италии и Франции. Так в творчестве испанского художника Диего Веласкеса есть картины, которые показывают тонкую наблюдательность мастера, например «Вид виллы Медичи» (1651). Работы Веласкеса говорят о зарождении пленэрной живописи, задолго до появления импрессионистов.

ян вермер улочка

В 17 веке классицизм наложил свои требования и на пейзажную живопись. Французский художник Никола Пуссен считается создателем жанра героического пейзажа. Его картины, населенные мифологическими героями, призваны воспитывать в зрителе высокие чувства. Пуссен никогда не делал зрителя участником своих картин. Публика, по его мнению, должна довольствоваться ролью созерцателей. Концепцию идиллического пейзажа разработал Клод Лоррен. Его работы проникнуты духом гармонии. Совершенно другим предстает пейзаж на картинах мастеров эпохи барокко. Они стремятся отразить движение окружающего мира, его бурную жизнь. Например, пейзажи Питера Пауля Рубенса полны мощи и красоты земли, они утверждают радость бытия. Все это заметно на картине «Пейзажу с радугой». Художник изобразил ходящие за горизонт просторы, высокие деревья, высокие холмы, долину с деревушками, стада коров и овец, пастушек и пастухов, смотрящих за ними. И яркая радуга венчает пейзаж.

пейзаж с мостом

Прекрасным представителем пейзажной живописи эпохи барокко считается итальянский художник Алессандро Маньяско. Его картины полны скрытой тревоги. Например, на полотне «Морской берег» в глаза бросается лишь хаотичное нагромождение деталей. В 18 веке становится популярна ведута, которая впервые появилась в венецианской живописи. Изначально ведута была типичным жанром для городского или архитектурного пейзажа, но со временем распространилась и на обычный пейзаж. Прекрасными мастерами ведуты были Антонио Каналетто Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. В 18 веке пейзажная живопись стала активно развиваться в искусстве Франции. Так, Антуан Ватто, рисовал замечательные сцены на фоне парков. Его пейзажи очень эмоциональны и передают различные оттенки настроения («Паломничество на остров Киферу», 1717).

морской берег в живописи

Видным представителем живописи рококо был французский живописец Франсуа Буше, рисовавший пейзажи, полные очарования. Будто созданные из розовых, голубых и серебристых оттенков, они кажутся волшебными грезами («Пейзаж в окрестностях Бове»). Ученик Буше - Жан Оноре Фрагонар, рисовал пейзажи, пронизанные воздухом и светом, они передают тепло солнечных лучей, свежесть воздуха, дуновение ветра («Сады виллы д’Эсте»). Во второй половине 18 века в искусстве появляется новое отношение к природе. Художники стали стремиться передать естественную природу, которую возводили в эстетический идеал. Наиболее видный представитель этого направления Юбер Робер успешно соединял на своих пейзажах реальность и вымысел. Большое влияние на романтический пейзаж оказали работы Клода Жозефа Верне, благодаря своим яркими эффектами освещения. В Англии видными представителями романтического пейзажа были Уильям Тёрнер и Джон Констебл, а в Германии - Каспар Давид Фридрих.

К красоте сельской природы обратились французские пейзажисты Теодор Руссо, Жюль Дюпре, чье творчество в дальнейшем назвали барбизонской школой. К барбизонцам близка манера письма Камиля Коро, который пытался передать на пейзаже окружающий воздух. Коро принято считать предшественником французских импрессионистов. Пейзажи Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро показывают неподдельный интерес живописцев к световоздушной среде.Переработанные традиции импрессионизма использовали художники-постимпрессионисты. Поль Сезанн представляет красоту и мощь природы с позиции монументального искусства. Пейзажи Винсента Ван Гога полны мрачных и трагических предчувствий. Часто обращались к пейзажу и пуантилисты - Жорж Сёра и Поль Синьяк.

В 20 веке пейзаж востребован у представителей практически всех художественных направлений. Так, яркие и напряженные картины природы рисовали фовисты: Анри Матисс, Морис Вламинк, Андре Дерен, Рауль Дюфи. Представители кубизма (Пабло Пикассо, Жорж Брак) для передачи пейзажа использовали расчлененные геометрические формы. Не обделяли вниманием пейзажный жанр и художники-сюрреалисты (Сальвадор Дали), абстракционисты (Василий Кандинский), для которых главное было впечатление непосредственной импровизации в передаче окружающей природы. Однако ведущим направлением в пейзажной живописи 20 века остается реализм. Среди ведущих художников-пейзажистов стоит отметить Р. Кента, Дж. Уэсли и Р. Гуттузо.

история пейзажной живописи

история пейзажной живописи

история пейзажной живописи

история пейзажной живописи

улочка в живописи

морской берег

морской берег в живописи

8-poster.ru

Картины Зденека Буриана

Картины художника Зденека Буриана

Здесь вы можете смотреть бесплатно изображения картин художника Зденека Буриана.

Мы размещаем картины Буриана потому, что на него даются ссылки из других отделов сайта.

З. Буриан

— чешский художник, иллюстратор и реконструктор, специализировавшийся на изображении доисторических пейзажей и анималистики (зверей). Моё личное мнение: цветные работы Буриана больше смахивают на научно-популярные иллюстрации (за редким исключением), нежели на художественные произведения; в то время как монохромные рисунки обладают весьма высоким качеством и с художественной точки зрения.

Внимание! Я не палеонтолог. Поэтому подписи к рисункам, которые я делал, могут быть ошибочны.

Показать рисунок полностью Увеличить изображение картины Увеличить изображение картины

Птеродактиль

Ещё одно произведение З. Буриана в стиле чёрно-белого фотореализма. Птеродактили весело порхают над ручьём.

Цены, таблицы, рисунки и графики могут быть недоступны для просмотра. Заходите на сайт через полноценный монитор с работающей поддержкой скриптов.

КАРТИНЫ БУРИАНАНА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — artgraphic.su/burian.html  

Эоценовый пейзаж

На этой картине художник накидал разнообразную фауну эпохи эоцена.

Увеличить изображение картины

Иностранцевия

Иностранцевия (название от имени геолога Иностранцева) относится к разряду зверозавров. Она намного древнее динозавров, которых привыкли муссировать в фильмах-триллерах. Тем не менее, иностранцевию нельзя считать пресмыкающимся в полном смысле этого слова, так как она имела весьма многие признаки, роднящие её со зверьми. Например, её кожа была начисто лишена чешуи, а многие исследователи считают, что зверюга была покрыта шерстью.

Некоторые палеонтологи полагают, что иностранцевия шастала на задних лапках.

Увеличить изображение картины

Цены, таблицы, рисунки и графики могут быть недоступны для просмотра. Заходите на сайт через полноценный монитор с работающей поддержкой скриптов.

КАРТИНЫ БУРИАНАНА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — artgraphic.su/burian.html  

Мастодонты

Небольшая стайка мастодонтов вываливается из леса.

На картинах Буриана меня сильно радует лёгкость, с которой художник рисует травку.

Увеличить изображение картины

Питекантропы

Если я правильно идентифицировал, на картине изображено племя гомо эректусов. Увеличить изображение картины

КАРТИНЫ БУРИАНАНА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — artgraphic.su/burian.html  

Первобытные люди

Да-да, первобытные тётьки выглядели именно так, ☺.

Впрочем, современные тётьки часто выглядят ещё удивительнее.

Увеличить изображение картины

Дно силурийского моря

На этом пейзаже художник накидал флору и фауну морского дна в эпоху силур. На картине изображены, помимо прочего, трилобиты и головоногие наутилоидеи.

Хочу обратить внимание, что, рисуя пейзажи морского дна, Буриану не приходило в голову красить всю картину в ядовито-синий цвет, как это делают современные горе-художники.

Увеличить изображение картины

Цены, таблицы, рисунки и графики могут быть недоступны для просмотра. Заходите на сайт через полноценный монитор с работающей поддержкой скриптов.

artgraphic.su

Живопись Пейзаж: Правила композиции пейзажа

Живопись Пейзаж: Правила композиции пейзажа

Пейзаж – жанр живописи поистине «всепроникающий»: издавна существуют лесные, полевые, морские пейзажи, затем к ним добавились городские и сельские, а позже – ещё и «индустриальные». Ещё не началось полноценное освоение иных планет, звёзд и галактик, но уже существуют художники, изображающие пейзажи ближайших к нам планет Солнечной системы (прежде всего Марса, а также Луны) или создающие силой фантазии картины придуманных миров. И при всём этом пейзаж является не просто изображением внешнего мира, а в первую очередь картиной внутреннего мира художника, то есть глубже всего пейзаж проникает в душу человека.

Многие считают, что пейзаж как жанр живописи именно по этой причине следует отличать от фотографии, передающей только изображение внешней действительности. Однако стоит фотографии хоть немного стать искусством, как она тоже, по сути, начинает передавать внутренний мир автора. В узком смысле в искусствоведении принято разграничивать собственно пейзаж и пейзажное изображение: первый обозначает изображение реально существующей местности, являясь определённым живописным аналогом фотографии, а второе – изображение местности, выдуманной художником, пусть и «реалистичной». Входя в число основных и старейших жанров, из которых складывается вся живопись, пейзажи делятся, как уже говорилось, на множество видов.

Изображения местностей или отдельных природных объектов (озеро, река) встречаются уже в неолитических наскальных рисунках. Собственно, ничего, кроме окружающей природы, первобытный человек изображать ещё не умел. Для ранней человеческой истории пейзажные изображения имели, скорее, не эстетическую, а культовую ценность: одни изображения оберегали от злых сил, другие приносили удачу на охоте. Первобытное искусство при всём этом отличается, пожалуй, максимальной реалистичностью и достоверностью: внутренний мир художника (и человека вообще) ещё не отделился от внешнего мира, природы.

Эстетика появляется значительно позже, в эпоху зарождения первых цивилизаций. В античном Средиземноморье пейзажами любили украшать свои дома патриции (представители знатного сословия). Отсюда происходит основное «назначение» пейзажа как художественного жанра, сохраняющее свою силу и поныне: изображение должно не просто отражать объекты внешней или внутренней действительности, но ещё и украшать помещение, а в идеале – настраивать его хозяев и гостей на определённый душевный лад. При рассматривании творения талантливого мастера многие почти физически ощущают дуновение ветра, слышат крики изображённых птиц, ощущают запахи цветов.

  • Характерно, что античные пейзажи проникнуты мотивами полноты и радости бытия, телесностью, правдивостью. Затем, в христианскую эпоху, художники пытаются изобразить, так сказать, красоту божественного мира, пренебрегая самими понятиями художественности и изобразительности. Картина должна была служить этакой «живописной проповедью», понятной простому народу, так что всяческих изысков в произведениях предписывалось избегать.
  • «Вероучительное» значение изображения было актуально ещё и по той причине, что большинству простого народа были недоступны «священные книги», написанные на латыни. В конце концов, основным жанром изобразительного искусства в средние века становится икона, и пейзаж, как и прочие жанры живописи, надолго уходят из человеческой истории.
  • Иконописцы пренебрегали в своих «портретах святых» даже таким элементом, как фон, при необходимости изображая здания или природные объекты схематично и плоскостно. Интерес к пейзажу возрождается только начиная с раннего итальянского Возрождения.

В Японии пейзажи также были популярны с древних времён, поскольку отражали почитаемую японцами природную гармонию. Изображениями природы украшались стены императорского дворца. В японском понимании пейзажа на первом месте стоит не изображаемый объект и даже не внутренний мир художника, а некая всеобщая гармония, принципы которой едины во Вселенной.

Живопись Пейзаж: Правила композиции пейзажаВ современном искусстве пейзажное изображение нередко деформируется, демонстрируя новые горизонты творческого полёта. Одна из интересных линий в современной пейзажной (или «околопейзажной») живописи заключается в изображении неких «пограничных» структур, где реальное существует рядом с фантастическим, рациональное переходит в иррациональное, конкретные объекты «переходят» в абстракцию.

Главной художественной техникой, ассоциируемой с пейзажем, является живопись маслом. Пейзаж, однако, с определённого времени предстаёт и в акварельной технике, а затем в графической и в иных формах. Наконец, изображением природы «заведует» не только живопись, пейзажи становятся неотъемлемой частью архитектуры, а также театра (постановочные пейзажи).

Как только достигла расцвета эпоха компьютерных игр, а также компьютерная графика в целом, пейзаж стал неотъемлемой частью этих отраслей искусства. И в настоящее время удачной компьютерной игрой считается та, в которой в первую очередь мастерски реализованы различного рода пейзажи, на фоне которых разворачивается действие. Некоторые игры, откровенно слабые по прочим показателям, захватывают именно своей графической частью.

Акварельные пейзажи

Основы акварельного пейзажа заложил Уильям Тёрнер, английский художник викторианской эпохи. Пользуясь характерными особенностями акварельного изображения, Тёрнер создавал картины, отражающие личные впечатления, воспоминания и даже фантазии.

Богатая палитра красок позволяла создать весьма яркие пейзажи, лишённые при этом излишней детализации. В таком виде акварельные пейзажи в определённой степени приближались к красочной абстракции, достигшей своего апогея в некоторых поздних работах того же Тёрнера. Подобные принципы живописи были в новинку для чопорного английского дворянства, однако искусствовед Джон Рёскин не на шутку восхищался Тёрнером, даже называя его величайшим художником всех времён.

Видео: Пейзаж в живописи

www.muzzeum.net


Смотрите также